Откровение Иоанна. Откровение святого Иоанна Богослова Откровение иоанна 13

Видение двух зверей. Описание зверя из моря с семью головами, десятью рогами; смертельно раненая и исцеленная его голова; поклонение ему людей и его богохульство (1–6). Борьба его со святыми и поклонение ему людей, не принадлежащих к Царству Божию (7–9). Призыв к терпению (10 ст). Зверь на земле с двумя рогами (11); его чудеса и обольстительная деятельность (12–16). Наложение печати на людей в виде начертания числа 666.

Откр.13:1. И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные.

Откр.13:2. Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него – как у медведя, а пасть у него – как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть.

Первый стих нужно принимать как указание на новую сцену зрения, как на новое явление пред очами тайнозрителя, при совершенно новой обстановке. Иоанн видит зверя, выходящего из моря, а не из бездны, как в Откр.11:7. Очевидно здесь речь о другом существе. Зверь XIII-й главы совершенно самостоятельный символический образ (ср. Дан.7:3-7). Самое наименование «зверя» употреблено здесь в смысле такого животного, у которого особенно выступают свойства жестокости и кровожадности. Он выходит из моря, которое на языке Свящ. Писания весьма часто употребляется в смысле множества народов, притом народов неспокойных, мятущихся и враждебно относящихся к Царству Божию, к народу Божию (Пс 93:3; Ис 8:7-8, 17:12; Иер 46:7). На этом основании и символ зверя, выходящего из моря, нужно понимать как изображение существа, которое выходит из среды грешного, боговраждебного человеческого мира. Таким образом зверь XIII гл. есть антихрист, который, по верованию Православной Церкви, будет последним представителем и выразителем боговраждебной диавольской силы, царем антихристианского царства.

Дальнейшие признаки описываемого зверя символически изображают пред нами, как и чрез кого действовал диавол в прежнее время, и как и чрез кого будет он действовать в последнее время. – Зверь в Свящ. Писании служит обыкновенно символом царства, а голова зверя – указанием на царя, стоящего во главе царства. Поэтому, и сообразно с Откр.17, изображение зверя с семью головами есть только прием апокалиптического раскрытия истины, и под головами нужно разуметь царей и царства в их последовательности. Царства, представляемые семью головами зверя, суть, очевидно, те царства и народы, которые были враждебны установлению Бож. Царства на земле и опасны для народа Божия. Сам тайнозритель не дает никакого решения вопроса об этих царствах. Очевидно, как для него, так и в существе дела важно не то, в каких определенных царствах обнаруживалась боговраждебная сила диавола. Более важно, что эта диавольская сила, сила князя мира сего, обнаружится таковою и в последнее время, и притом так, что предшествующие ее обнаружения как бы войдут в общий состав; и все зло, которое по частям обнаруживалось в мире в лице тех или других царств и государей, враждовавших против Царства Божия на земле, обнаружится во всей своей совокупности в лице царя последнего царства, в лице антихриста, зверя о семи головах.

– Говоря о десяти рогах зверя, св. Иоанн не указывает, как были размещены они. Он как бы хочет показать, что рога зверя принадлежали не какой-либо одной голове, но всему зверю, всем головам вместе и каждой в отдельности. Рог есть общеизвестный в Свящ. Писании символ могущества власти, и десять рогов, как число полноты, говорит, таким образом, о высшей силе и могуществе зверя антихриста. И если когда-либо эти десять рогов будут означать нечто определенное, т. е. десять царей с их царствами, то только в последнее время, в дни антихриста. Диадемы над рогами зверя, как царское головное украшение, также говорит о царской власти зверя-антихриста, о его праве обладать миром, каковое право он получит от диавола-дракона (ст. 2).

Такое происхождение власти зверя естественно отразится на его отношении к Богу: мы видим на головах зверя имена богохульные, которых было, очевидно, несколько. Смысл этого тот, что зверь, как орудие деятельности диавола, столь проникается боговраждебными стремлениями, что у него, как бы на его лбу, будет отражаться то внутреннее существо, которым будет самопревозношение и богохульство. Об этом предсказано и Ап. Павлом в послании к Солунянам (2 Сол.2:4; ср. Дан.7:8, 25). Для указания на губительность и зловредность деятельности зверя ему приписываются свойства не одного, а трех зверей: барса (лукавство), медведя (упорство) и льва (высокомерие и алчное властолюбие); все это вместе говорит о коварстве и жестокости. Дракон, т. е. диавол, дает этому зверю свою силу, свой престол и великую власть. Сила диавола – это те его природные силы и способности, которые принадлежат ему как духу и черному и высшему божественному созданию. Трон диавола есть весь мир, князем которого называет его Свящ. Писание. Господь попускает диаволу пользоваться властью над миром, хотя лишь постольку, поскольку сам мир, как лежащий во зле, позволяет диаволу властвовать над собою (1 Ин 5:19).

Откр.13:3. И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю.

Описывая зверя, каким он вышел из моря, Иоанн, далее, обращает внимание на перемену, происшедшую в его образе. – Голова зверя была смертельно раненою уже при самом выходе его из моря. Теперь же Иоанн наблюдает только тот факт, как эта рана на его глазах исцелела. – Этот символ закланной, а потом исцеленной головы нужно изъяснять не по отношению к одной какой-либо голове зверя, но по отношению ко всему зверю. Поэтому смертельную рану головы нужно отожествлять с небытием зверя Откр.17:11, а исцеление – с его появлением вновь. Головы зверя есть способность зверя и его вдохновителя-диавола искушать и соблазнять мир, поэтому и смертельная рана головы обозначает временную потерю этой способности или ее ослабление. Но голова была лишь смертельно раненою, а не отделенною и уничтоженною, и, следовательно, способность зверя губить была не то чтобы совсем отнята от него, но лишь лишена возможности проявляться в своей прежней силе. Таким образом раненая голова будет означать то, что во время предшествующее диавол был лишен некоторой части своей свободы в боговраждебной деятельности. Но по попущению Божию эта свобода снова возвратится ему. В лице антихриста, этого зверя со всеми семью головами, он начнет действовать с особенною силою и энергиею.

Рана была нанесена диаволу христианством, которое оградило христиан от диавольской прелести и дало им силу противостоять против его козней именем Иисуса Христа и силою животворящего креста. Но когда в христианском мире совершится отступление от Божественной истины, тогда и диавол получит свою прежнюю свободу. Его голова исцелеет и он проявит свою деятельность в такой же степени, в которой проявилась она в идолопоклонстве и гонении против христиан. Такое возвращение прежней диавольской силы и влияния, и прежних форм этого влияния будет поистине удивительно (Откр.13:4-8). И это удивление приведет землю, т. е. живущих на ней, к прямому поклонению дракону, который дал власть зверю. Здесь не указывается, что люди того времени будут различать зверя, т. е. антихриста от дракона, т. е. от диавола, и выражение поклонения дракону говорит лишь о том объективном факте, что почитание зверя в действительности будет почитанием дракона; так как зверь-антихрист будет иметь силу и значение лишь постольку, поскольку получит их от дракона-диавола.

Откр.13:4. и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?

Откр.13:5. И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца.

Люди поклонятся зверю не только так, как кланяются иногда перед людьми достойными уважения и удивления, но поклонятся как богу. Они поставят его выше всякого сомнения, а несравнимость, полнейшее совершенство есть свойство божественное (ср. 2 Сол.2:4). Дальнейшие черты описания зверя еще более приближают его к тому антихристу, о котором говорят Ап. Павел (2 Сол.2:4, 8) и прор. Даниил (Дан.7:7) и который будет послушным орудием в руках диавола, духа гордости и злобы. Гордость антихриста, по слову Спасителя, выразится в том, что он не признает себя чьим-либо посланником, но придет от себя (Ин.5:43). Деятельность антихриста-зверя будет лишь попущением и даже прямым воздействием Божиим («ему будут даны…»). Поэтому и это господство в мире богохульства и богопротивления продолжится 42 месяца. Срок этот нужно отожествлять с сорока двумя месяцами попирания народами Иерусалима (Откр.11:2) и с 3 12 годами укрывательства жены от дракона в пустыне (Откр.12:6, 14). И св. отцы, и учители Церкви (св. Ириней, Кирилл Иерус., Иоанн Злат., Блаж. Иероним и др.) о продолжении царства антихриста определенно утверждали, что антихрист будет царствовать три с половиною года. Но и в этот краткий период антихрист при содействии диавола успеет совершить свое дело, а мир достаточно обнаружит свою зрелость для суда, так как к тому времени дойдет до крайнего развития своего нечестия, и сам встретит антихриста как выразителя и представителя своего нечестия.

Откр.13:6. И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе.

Откр.13:7. И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем.

Откр.13:8. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира.

Откр.13:9. Кто имеет ухо, да слышит.

Откр.13:10. Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых

Так как антихрист будет стремиться выставить себя богом, то для него, по силе вещей, даже будет необходимо унижать и хулить все то, что люди почитали прежде за Бога, за божественное и святое. Он будет хулить Бога, Иисуса Христа и Его дело искупления, будет хулить небо, жилище Божие, место Бож. престола, будет хулить и живущих на небе, – св. Ангелов и прославленных святых. Антихрист употребит все диавольские козни для соблазна верующих и все средства насилия. Его власть будет столь велика, что будет простираться на всех живущих на земле и благочестивых и нечестивых. И ему поклонятся все те, имена которых не написаны в книге жизни Агнца. Книга Агнца эта та же, что и Откр.19:27. Прибавление определения Агнца указывает на то, что спасение благочестивых от козней диавола и антихриста всецело зависит от веры в Иисуса Христа и от надежды на милость Божию.

После подробного описания зверя-антихриста и тех страшных печальных последствий, причиною которых будет его царствование, откровение обращается с призывом к внимательности. Для благочестивых в этом воззвании заключается утешение и ободрение и вместе призыв к терпению, к усилению подвигов бодрствования и благочестия; по отношению же к нечестивым в этом воззвании заключается угроза Божественным возмездием, которое рано или поздно, но всегда верно вступает в свои права. Зверь-антихрист пойдет в плен, будет лишен свободы и ввержен в геенну огненную (Откр.20:15); как он убивал мечом, уничтожал и разрушал, так и сам будет уничтожен мечом, исходящим из уст Божиих, будет уничтожен духом уст Господа (2 Сол.2:8). Из этого верующие могут почерпать для себя утешение и ободрение. Выражение «здесь» указывает на то, что именно теперь, во дни антихристианских насилий, нужно особенное терпение, а также и на то, что во всем сказанном имеются ввиду терпение и вера только истинных христиан.

В пояснение факта особенной успешности деятельности антихриста среди человеческого общества пред взором тайнозрителя открывается картина нового явления – второго зверя. – Зверь этот выходит из земли, тогда как первый вышел из моря. Следовательно, он, как выходящий из земли, будет представителем всего того, что составляет собственность земли и всей земной культуры, как она вырабатывается долгой историей человеческого общества и того материализма, который все сводит на действия естественных природных сил, не оставляя места для духа и Бога. Согласно с указанием самого Апокалипсиса (Откр.16:13, 19:20) толкователи смотрят на этого зверя как на лжепророка, действующего одновременно с первым зверем-антихристом (ср. Мф 24:23-26). Как первый зверь из моря есть личность антихриста – человека греха, царя последнего времени, так точно и второй зверь из земли есть также личность, хотя отличная от антихриста, но тесно связанная с ним как по времени, так и по цели их деятельности. Второй зверь будет лжепророком в широком смысле этого слова, именно как провозвестник пред людьми воли антихриста, пришедшего по действию и воле диавола.

Откр.13:11. И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон.

Откр.13:12. Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела;

Подобие второго зверя Агнцу нужно ограничить лишь видом рогов. Сила характеристики в том, что зверь по рогам не совсем такой, как Агнец, а лишь подобен ему. Зверь из земли имеет только два рога (Агнец – семь рогов), что, означая его меньшую силу, отличает его как от Агнца, так и от дракона и зверя. Он может быть только служебною силою по отношению к дракону и зверю; а по отношению к Агнцу он может быть только обманщиком, прикрывающимся внешним видом. Его внутреннее существо и цель его появления, как совершенно противоположные существу Агнца и его отношения к миру, ясно указываются в последних словах стиха: «говорил как дракон». Его слова суть слова лукавства и прельщения, и их цель будет соблазн и гибель людей (Мф 7:15). При этом он будет исполнителем чужой воли и чужого желания, о чем ясно говорит выражение «пред ним». Действуя в качестве слуги зверя-антихриста, лжепророк заставит всю землю и всех людей поклониться этому последнему. В Откр.13было сказано, что антихристу поклонятся все живущие на земле, имена которых не записаны в книгу жизни, т. е. все люди, кроме избранных и совершенных христиан. Здесь (12 ст.) говорится то же самое, только действующим в совершении этого дела выставляется новое лицо – лжепророк.

Откр.13:13. и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми.

Таким образом, вся деятельность лжепророка будет направлена к увеличению власти и влияния антихриста над миром. Для этого он будет совершать великие знамения, которые будут во всяком случае естественными и действительными фактами, действительными, а не кажущимися чудесами, хотя и совершающимися по диавольской силе.И если эти чудеса почему-либо могут быть названы ложными, то потому только, что будут совершаться для обольщения, обмана и беззаконных внушений. Таково, напр., будет чудо низведения огня с неба, которое он совершит в противовес чуду двух свидетелей (Откр.11:5), изводивших огонь из своих уст, и которое будет «перед людьми», т. е. с характером показным, публичным и с целью произвести впечатление на людей (ср. 3 Цар 18:38; 4 Цар 1:10, 12).

Откр.13:14. И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив.

Лжепророк, как известная личность, при посредстве своей проповеди и чудес склонит людей не только воздать почести самому зверю-антихристу, но даже сделать его изображения и пред ними поклоняться. Эта черта деятельности лжепророка указывает на то, что антихристово царство последнего времени будет носить характер религиозности и будет иметь целью возвещение новой религии. Новая религия будет противоположностью христианству – антихристианством; тогда будут веровать в самого антихриста, который и объявит себя Богом. Он потребует себе божеских почестей, потребует особого богослужения и почитания своих изображений (ср. Дан.3).

Откр.13:15. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя.

В последнее время мира для испытания христианской веры будет нечто особенное. Заговорит статуя зверя-антихриста и отдаст приказание убивать всякого, кто не будет поклоняться пред нею и пред другими изображениями зверя. Значит, тогда будет объявлено полное и повсеместное гонение против всякой другой религии, кроме религии антихристианства. Тогда возможно будет по действу сатанину и чудо со статуей, как будет возможно для лжепророка и низведение огня с неба.

Откр.13:16. И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их,

Начертание зверя может напомнить собою обычай древних римлян, у которых иногда воины выжигали на своих pyках и лбу имена cвоих предводителей, а рабы (добровольно или насильно) – имена своих господ. Начертание антихристианского имени будет насилием и безусловным стеснением только лишь для святых, для тех, которые не пожелают поклоняться зверю и его статуям. Всякий, кто решится отказаться от принятия начертания, тот тем самым подвергнет себя на полную общественную отчужденность и беспомощность. В этом, несомненно, сильное средство склонить всех малодушных и слабых к признанию власти антихриста и достигнуть цели прельщения людей. Начертание было двояким. Но так как по еврейскому и греческому обычаю того времени буквы алфавита очень часто служили цифрами, так что известное сочетание букв давало то или другое имя или соответствующее тому число и наоборот, то число и имя по отношению к зверю суть то же самое и служит определением его личности, по которому он будет известен среди людей того времени. Тайнозритель не назвал прямо этого самого имени; он указал лишь только соответствующее ему число, представивши самой человеческой мудрости открыть действительное имя антихриста. – «Здесь», т. е. при открытии этого таинственного имени и его значения, нужна мудрость, нужно особенное напряжение ума.

Откр.13:17. и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.

Откр.13:18. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.

Это и трудно и легко. Трудно потому, что требуется нравственное совершенство, легко же потому, что, с одной стороны, сами обстоятельства того времени будут способствовать этому, с другой стороны, и число зверя, которое нужно счесть, есть число человека, т. е. число, составляющее имя человека, в обычном употреблении и значении человеческого имени. Нужно отыскать такое человеческое имя, которое бы суммою своих букв, переведенных на цифры, давало сумму 666. – Не иным чем, как всевозможными натяжками, были все же мнения, которые в антихристе думали видеть напр. Магомета, патр. Никона, Наполеона и других исторических личностей. История в ее прошлом еще не дала нам антихриста-зверя, и потому не может быть указано в прошлом и его имя или число его имени. Но нельзя числу 666 придавать и исключительно символическое значение.

При решении вопроса о числе зверя нужно обратить особенное внимание на то, что в тексте нарочито повторено число зверя равносильно числу его имени. А если так, то нет никакого основания обращать исключительное внимание только на число, а не число и имя. Нужно, отожествляя имя зверя и число его имени, относить их к антихристу, как его личное имя. Во всяком случае то истинное имя антихриста, которое дает сумму 666, вместе с другими признаками будет принадлежать его исторической личности, как она изображена по пророчеству cв. Иоанна, Ап. Павла и прор. Даниила. Иоанн не назвал этого имени теперь, но не потому, что хотел чрез то создать загадку, но потому, что знание этого имени теперь и ненужно, ибо бесполезно. Оно будет нужно и полезно только лишь в последнее время, когда появится тот человек, который и будет носить это имя. Сообразно с словами Иисуса Христа: «иной придет во имя свое» (Ин.5:43) антихрист будет известною человеческою личностью и подобно ему будет носить собственное личное имя. Личное имя антихриста намеренно скрыто по воле Божией с особенными премудрыми целями, и только будущие времена откроют имя этого чрезвычайного противника Иисуса Христа и св. Церкви. В исполнении желания узнать имя антихриста нужно начинать не с его имени, но с других его признаков, указанных в Свящ. Писании, и имя антихриста, дающее число 666, нужно придать только тому (антихристу) лицу, к которому будут приложимы все другие признаки.

6. ШЕСТОЙ ПЕРСОНАЖ: ЗВЕРЬ, ВЫХОДЯЩИЙ ИЗ МОРЯ (13:1)

а. Появление зверя из моря (13:1-2)

Откр. 13:1-2 . В 13 главе появляется персонаж, играющий важную роль при конце времен. Это - выходящий из моря зверь. Его семь голов и десять рогов, увенчанных десятью венцами, многими понимаются как образ восстановленной Римской империи, которая в книге пророка Даниила представлена четвертым зверем, тоже имевшим десять рогов (Дан. 7:7-8; сравните Откр. 13:3; 17:3,7). В Откр. 13 и 17 "зверь" - это правитель мира, тогда как в Дан. 7 он символизируется малым рогом на голове "зверя".

На языке Священного Писания воды моря и рек - это нередко людские массы, мятущиеся, неспокойные народы, враждебно относящиеся к Богу. "Зверь" в 13:1 выходит из "моря", т. е. выходит из их среды.

Хотя многие полагают, что "зверь" олицетворяет один из персонажей прошедшей истории, судя по контексту, он выйдет на ее арену за три с половиной года до второго пришествия Христа. Под его властью объединятся 10 стран Среднего Востока (сравните Дан. 7:24 - десять рогов - десять царей).

Поскольку "рог" - символ могущества в Священном Писании, а десять - число полноты, то эти "рога" (по некоторым другим толкованиям) свидетельствуют об особых силе и могуществе "зверя". Диадемы - тоже символ царской власти, которую "зверь" получит от "дракона" (стих 2). Соответственно происхождению своей власти относится "зверь" к Богу, и это находит выражение в именах богохульных па головах его (здесь смысл тот, что его самовозвеличение и богоотрицание как бы написаны у него на лбу). Сказанное тут перекликается со словами апостола Павла во 2-Фес. 2:8-9 о "беззаконнике", т. е. антихристе, этом первом "звере" из Откр. 13, "которого пришествие по действию сатаны… со всякою силою и… чудесами ложными".

В сходстве "зверя" с барсом, медведем и львом видят символическое изображение соответственно трех могущественных империй древности: Греции (барс; сравните Дан. 7:6), Мидо-Персии (медведь; сравните Дан. 7:3) и Вавилона (лев; сравните Дан. 7:4). Имеется и другое толкование, согласно которому "барс" олицетворяет лукавство антихриста, "медведь" - его упорство, а "лев" - высокомерие и алчное честолюбие.

Сила дьявола, которую он даст антихристу, - это присущие ему от начала могущество и способности как духа высокой иерархии; престол его - это весь мир, "князем" которого он является. Господь попускает ему пользоваться властью над этим миром (и соответственно допустит частичную передачу им этой власти антихристу), но лишь постольку, поскольку сам мир, погрязший в грехах, позволяет дьяволу управлять собою.

б. Смертельная рана зверя (13:3)

Откр. 13:3 . Многие пытались отождествлять этого "зверя" с тем или другим выдающимся государственным деятелем прошлого, который вновь возвратится при конце мира, чтобы стать его последним правителем. Назывались имена императора Нерона, Муссолини, Гитлера, Сталина и многих других; однако ни к одному из них "не приложимы" конкретные специфические особенности будущего правителя.

Что же может означать смертельная рана зверя, которая была исцелена? Наиболее вероятными кажутся два толкования, одно из которых предлагается богословом Элфордом. он считает, что смертельная рана символизирует падение Римской языческой империи и возникновение на ее месте христианской Римской империи.

Однако не трудно заметить, что такое толкование скорее имеет отношение к истории, чем к осуществлению пророчества. А вот восстановление в последнее время Римской империи, утратившей свой преимущественно христианский характер, действительно могло бы в рамках этого толкования означать, - что смертельная рана исцелела.

Другое возможное объяснение: антихристу при выходе его на арену истории будет кем-то нанесена смертельная рана, которая чудесным образом будет исцелена сатаной. Противник Божий не обладает властью воскрешать мертвых, но, по-видимому, сила исцеления ему дана. Важно в этом контексте, что последний правитель придет к власти при явной и сверхъестественной поддержке сил зла.

е. Поклонение сатане и зверю (13:4-6)

Откр. 13:4-6 . В лице "зверя" люди "поклонятся" (т. е. станут поклоняться) самому сатане, воздавая ему почести, которых достоин лишь Бог. Это и было погубившей его мечтой "сына зари", который отпал от Бога. Как читаем о нем у Исаии (14:14): "Взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему". Осуществление дерзкой этой мечты в пределах земли и станет последним проявлением лжерелигии, ибо дьявол попытается полностью занять в сердцах людей место Бога Отца, поставив на место Христа, в роли Царя царей, - антихриста. По-видимому, эта ситуация возникнет при начале последнего "трех с половиной летия", ознаменовав собой начало великой скорби.

Повседневное действие сил явно сверхъестественных и приведет к тому, что люди станут задаваться такими вопросами, как: "Кто подобен зверю сему, и кто может сразиться с ним?" (Откр. 13:4). В этих риторических вопросах содержится и объяснение того, как удастся "зверю", не доведя дело до мировой войны, захватить господство над миром. На протяжении сорока двух месяцев будет продолжаться его правление, которому будет сопутствовать открытое произнесение хулы на Бога, на небеса и на небожителей.

г. Господство зверя над миром (13:7-8)

Откр. 13:7-8 . Словами и дана была ему власть над всяким коленом и народом, а языком и племенем снова подчеркивается тотальная власть антихриста над миром. О его "царстве" предсказано было пророком Даниилом, что оно "будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее" (Дан. 7:23). Жестоко будут преследоваться в этом "царстве" святые, т. е. те, кто в годину великой скорби обратятся к истинному Богу и "поклонятся" Ему, а не "зверю" и его покровителю.

Ведь достигнув политического господства над миром, антихрист запретит все религии вообще - с тем, чтобы люди поклонялись ему одному (2-Фес. 2:4). И все живущие на земле, за исключением тех, чьи имена записаны в книге жизни у Агнца, поклонятся зверю. В выражении закланного от создания мира слова "от создания мира", по-видимому, относятся к какому-то моменту в вечности, с точки зрения земного времени давно прошедшему, когда Божеством было вынесено решение о жертвоприношении Сына; речь тут, конечно, не о времени фактического распятия Христа. С этим местом в каком-то смысле перекликается сказанное Павлом в Еф. 1:4, что Бог избрал нас во Христе "прежде создания мира".

По мнению некоторых, в "книге жизни" записано имя каждого человека, которому предстоит родиться на земле, но коль скоро человек умирает, не уверовав во Христа, имя его из этой книги вычеркивается. Такое толкование основано на Откр. 3:5, где Христос обещает верующим в Сардисе, что имя "побеждающего" не будет "изглажено" из книги жизни, а также на Откр. 22:19, где содержится грозное предупреждение: кто "отнимет" что-либо от слов Откровения, "у того отнимет Бог участие в книге жизни".

Однако слова, записанные в Откр. 13:8, вероятно, означают иное, а именно: спасенные записаны в книгу жизни в какой-то момент в вечности - в предвидении крестной смерти Христа за них, и их имена не будут вычеркнуты из нее. Смысл стихов 7-8 в том, что в последний период человеческой истории, в условиях безраздельного господства над миром сатаны и его антихриста, только те, кто придут ко Христу, будут избавлены от вечной погибели.

д. Призыв слушать (13:9-10)

Откр. 13:9-10 . В стихе 9 звучит призыв знакомый нам по обращению Господа к семи церквам в Малой Азии (главы 2-3): Кто имеет ухо, да слышит… Многие мечтают сегодня о, единой церкви и общемировой религии, и это станет реальностью в последнее время, только поклоняться в этой церкви станут не Богу, а дьяволу, и церковь и религия эти будут сатанинскими.

В такой ситуации призыв, услышанный Иоанном, мог быть обращен только к тем отдельным людям, которые в страшные эти времена найдут в себе желание и силы искать Господа. А Бог и в последние дни, как в каждом веке и в каждый момент времени, будет говорить тем, кто готов слушать Его; мысль эта повторяется в Евангелиях (Матф. 11:15; 13:9,43; Мар. 4:9,23; Лук. 8:8; 4:35).

В отличие от посланий семи церквам, где призыв "слушать" был каждый раз адресован именно к церкви, здесь упоминания о церкви нет. И это еще одно свидетельство в пользу того, что прежде начала великой скорби Церковь будет восхищена. Книга Откровения становится яснее, если рассматривать ее как обращение не к первому лишь поколению христиан, стоявших перед лицом жесточайших преследований, но к верующим всех времен, и особенно к тем, которые будут жить в последнее время. В стихе 10 Бог как бы напоминает тем, кто расположены внимать Ему, что их покорность Его слову может стать причиной гонений на них и даже их гибели, но одновременно Он заверяет их в том, что повинных в их страданиях нечестивцев во главе с антихристом ожидает Его возмездие. Последнюю фразу стих 10 надо читать как призыв святых к терпению, вере и верности.

7. СЕДЬМОЙ ПЕРСОНАЖ: ЗВЕРЬ, ВЫХОДЯЩИЙ ИЗ-ПОД ЗЕМЛИ (13:11-18)

а. Появление зверя, выходящего "из земли" (13:11-12)

Откр. 13:11-12 . В отличие от первого зверя, "выходящего из моря" (стих 1), второго зверя Иоанн видит выходящим из земли. И хотя по отношению к обоим этим существам употреблено одно и то же слово "зверь" ("серион"), первый явно относится к беспокойному богоборческому миру, из среды которого (символизируемой морем) появляется, тогда, как символику второго толкуют по-разному, Так, в слове "земля" усматривают указание на "землю обетованную", и на этом основании считают второго "зверя" выходцем из иудейского народа. Такая точка зрения не представляется достаточно обоснованной. Да в сущности ни национальная, ни географическая "привязки" и не имеют тут значения. Скорее всего, второй "зверь" - это тот, о котором в Откр. 19:20 и 20:10 говорится как о лжепророке.

Второй зверь имел два рога, подобные агнечьим, но говорил как дракон, т. е. как сатана. Отсюда можно заключить, что это будет религиозный деятель, чья роль будет состоять в поддержке первого зверя, т. е. политического диктатора-антихриста. Он тоже будет обладать большой властью, полученной как от сатаны, так и от антихриста: Иоанн видит, что этой властью он заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела.

Таким образом вся эта религиозная система явится подражанием Святой Троице. Сатана попытается занять место Бога Отца; первый зверь будет претендовать на место Сына - Иисуса Христа, Царя царей (даже исцеление его сатаной от смертельной раны есть как бы подражание воскрешению Сына Отцом ред.); второй зверь, лжепророк, станет играть роль подобную роли Святого Духа, Который побуждает верующих поклоняться Иисусу Христу: этот станет побуждать "живущих на земле" поклоняться сатане. Все это и будет последней попыткой сатаны подменить веру во Христа лжерелигией.

б. Чудеса, творимые зверем (13:13-15)

Откр. 13:13-15 . И творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю пред людьми. Так будет действовать второй "зверь", чтобы заставить людей поклониться первому "зверю". Люди иногда забывают о том, что не только Бог творит сверхъестественные вещи, но и сатана в известных пределах тоже в состоянии совершать чудеса; в видении апостола Иоанна он до конца использует эту свою силу, чтобы обольщать обитателей земли и побуждать их поклоняться антихристу.

Помимо низведения огня с неба, второй "зверь" принудит людей сделать образ (первого) зверя. Это изображение, возможно, будет установлено в Иерусалимском храме, который будет к тому времени отобран у евреев. Апостол Павел пишет, что первый зверь сядет в храме, "выдавая себя за Бога" (2-Фес. 2:4). Возможно, "образ зверя" будет установлен в том же храме для того, чтобы люди могли поклоняться ему в отсутствие самого "зверя".

Об этом образе в Откровении упоминается неоднократно (13:14-15; 14:9,11; 15:2; 16:2; 19:20; 20:4). Не исключается, впрочем, что под "образом" здесь понимается как "изображение", так и воплощение антихриста в "образе" правителя мира. В любом случае он явится символом силы первого "зверя".

То обстоятельство, что второму "зверю" дано… было вложить дух в образ (первого) зверя, чтобы образ… и говорил и действовал, затрудняет понимание этого места - ведь в Библии нигде не говорится о том, что и сатана имеет силу вселять жизнь в неодушевленные предметы. Творцом жизни является только Бог. Возможно, здесь подразумевается, что "образ зверя" (его изображение) будет лишь производить впечатление живого и говорящего, наподобие современных компьютеризированных роботов. Возможно и то, что в нем будет действовать какое-то сочетание "высокой механики" со сверхъестественной силой - во имя того, чтобы "зверю из земли" достичь своей цели. И он, по всей видимости, достигнет ее.

Приказание поклоняться образу, как и самому первому зверю, будет исполняться по той причине, что каждому "уклоняющемуся" будет грозить смерть. "Грозить" не означает, однако, непременного уничтожения на деле. Ведь для обнаружения каждого "неповинующегося" на земле потребуется немало времени. Пример из недавней истории: Адольф Гитлер хотел уничтожить всех евреев, и охота за ними продолжалась многие годы, но осуществить свой план до конца он так и не смог. Однако о множестве замученных говорится в Откр. 7:9-17.

в. Начертание зверя (13:16-18)

Откр. 13:16-18 . Стараясь укрепить свои власть и влияние во всем мире и заставляя людей поклоняться первому "зверю", второй "зверь" сделает обязательным начертание на правой руке или на лбу каждого человека, без коего свидетельства о том, что человек этот поклонился "зверю", не будет у него возможности ни покупать, ни продавать, т. е. обеспечивать себя пищей, одеждой, насущно необходимыми вещами. Это тоже заставит подавляющее большинство живущих на земле поклониться "зверю".

Существует множество соображений и догадок относительно "начертания зверя". Бесчисленны попытки расшифровать число 666 - обычно на основании буквенно-числовых эквивалентов, которые приняты были в еврейском, греческом и других алфавитах древности. "Антихристов" таким способом "вычисляли" во многих исторических личностях прошлого, включая Магомета, Наполеона и др., но все это остается более или менее бездоказательным. Приходится допустить, что имя личности, стоящей за этим числом, которая еще не приходила, но явится в будущем, тогда и откроется, а до тех пор знание этого имени - бесполезно.

Тем не менее, небезинтересно привести наилучшее, пожалуй, толкование числа 666, не открывающее стоящего за ним "имени", но, возможно, приоткрывающее символику его с другой стороны. Это толкование исходит из того, что "шестерка" - цифра на единицу меньшая, чем совершенное число "семь", и, будучи повторено трижды, может означать, что все попытки "подстроиться" (соображения, высказанные в этой связи выше) под Божественные совершенство и всемогущество окажутся тщетными, так как сатана и два его "зверя" остаются "тварью", и Творцом стать не могут.

На то, что "шесть" - число человеческое, указывается многими обстоятельствами в Библии, включая и то, что человек должен шесть дней трудиться, а на седьмой - отдыхать. Заметим, что гематрия - попытки отыскивать скрытый смысл в цифрах, приводимых в Священном Писании, - имела широкое распространение в древнем мире. Возможно, и апостол Иоанн имел в виду какую-то конкретную личность, определить которую были в состоянии люди близкие ему.

Однако из раннехристианской литературы, дошедшей до нас, следует, что и между отцами Церкви было по этому поводу немало разномыслия и споров, так что лучше оставить эту загадку нерешенной до времени. Процитируем, пожалуй, соображение, высказанное богословом Торенсом, которое перекликается с приведенным выше: "Злая троица "666" постоянно подделывается под Святую Троицу "777", но неизбежно терпит при этом неудачу".

Тринадцатая глава является важной, поскольку "вводит" двух из главных персонажей Откровения - "зверя, выходящего из моря" (мирового диктатора), и "зверя, выходящего из земли" (лжепророка его и главного сообщника). Распространенной, но не имеющей подтверждения является та точка зрения, что один из двух "зверей" 13 главы будет евреем. Скорее всего оба они будут из "язычников", поскольку о периоде великой скорби говорится, что он будет последним временем язычников, "попирающих" Иерусалим (Лук. 21:24); оба "зверя" будут преследовать как евреев, так и уверовавших язычников.

Тринадцатая глава, кроме того, позволяет глубже проникнуть в характер грядущего последнего времени. Это будет период единого всемирного правительства и единой всемирной религии - при единой же мировой экономической системе. Те, кто не захотят поклоняться зверю и окажут ему сопротивление, будут объявлены вне закона, обречены уничтожению, и число убитых в те дни, возможно, превысит число верующих, которые выживут. Это явится последней попыткой сатаны обмануть мир и заставить его поклониться ему, отвратив людей от поклонения истинному Богу и Спасителю Иисусу Христу.

Глава эта также свидетельствует, что мечта постмиллениалистов о том, что мир будет становиться все лучше и лучше, благодаря стараниям и усилиям христианской Церкви и распространению Евангелия, не подтверждается Библией. Напротив, последней формой мировой религии станет религия сатанинская и богохульная. В наше время многие признаки говорят о том, что мир движется именно в таком направлении. Из этого следует вывод, что время второго пришествия Христа приближается.

Слушать ОТКРОВЕНИЕ ИОАННА БОГОСЛОВА глава 1 онлайн

1 Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну,

2 который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел.

3 Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко.

4 Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его,

5 и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею

6 и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь.

7 Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь.

8 Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.

9 Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа.

10 Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний;

11 то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию.

Иоанн на острове Патмос. Художник Г. Доре

13 и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом:

14 глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный;

15 и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих.

16 Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей.

17 И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний,

18 и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти.


Откровение Иисуса Христа Иоанну. Художник Ю. Ш фон КАРОЛЬСФЕЛЬД

19 Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего.

20 Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей.

Глава не является продолжением 12й главы, она поясняет события 11 главы, раскрывая причину преследования и убийства последних пророков Бога зверем, выходящим из бездны (см. Откр.11:2,7)
В ней показаны некий правитель (зверь), религиозный лидер (лжепророк)и экономическая система (купля-продажа), влияющие на людей всей Земли.
То есть, глава предсказывает некую мировую державу с единым правительством, религией и экономикой.
Рассмотрим вариант не политической мировой державы, а духовной: как некое общество верующих, организованных в служении Богу по всему лицу Земли - согласно Мтф.24:14.
(допустим, политический мир века сего перед Армагеддоном будет раздроблен и единого политического мирового влияния не будет, Дан.2:41),

ПРИМЕЧАНИЕ: рассмотрение 17й главы книги Откровение и 11й главы книги Даниила показывают, что зверь из Откр.13 - это не духовный, а политический лидер: последний царь северный, которым является правитель России. Поэтому рекомендуем читать сразу 2й вариант разбора Откр.13 главы (переходите по ссылке 13/2 ). Из этого разбора полезны лишь подробности значений некоторых Библейских терминов (кроме значения 2х зверей) . Упрощённый вариант значения зверей из Откр.13 см. в видео 1.24 и 1.26

13:1 И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные .
Разберём по отдельности:

И стал я на песке 285 морском 2281 буквально по Стронгу звучит как песок моря :
285 - песок, песчаная почва ; 2281 - море

Песок морской в Библии обозначает огромное количество поклонников Иеговы, точнее – потомков Авраама по вере во Христа (Быт.22:17, Иер.33:22; Ос.1:10; Гал.3:7). Это же количество верующих во Христа будет и в Миллениуме: ему предстоит пройти через последнее испытание (Откр.20:76).

Если говорить о потомстве Авраама - то на каждом этапе срока жизни общества его потомков (служителей Иеговы) - народа в нём было гораздо меньше, чем будет на земле в конце 1000 лет Христа. То есть, понятие "песок морской " может говорить просто о большом количестве поклонников Всевышнего, действующих в периоде событий книги Откровение.

Итак, апостол Иоанн образно стоит на "полчищах" поклонников Иеговы, верующих во Христа Его, и – наблюдает, что происходит в их среде.

некоторые переводы показывают, что дракон, а не Иоанн, стал на песке морском, заканчивая этими словами 12ю главу, а не начинают 13ю:
Смысловой - 12:18 И вот дракон встал на берегу моря .
Кузнецовой - 12:18 И стал дракон на берегу моря.
Заметим: тот, кто стал на берегу моря и увидел выход на этот берег «морского зверя» – одно и то же лицо. Плюс к тому 13 глава не является продолжением 12й, а возвращает всех в 11ю. Поэтому наблюдателем за выходящим из моря зверем может быть только Иоанн. Именно он, стоя на берегу моря, увидел выходящего из него зверя.

и увидел выходящего из моря зверя море Библия аллегорично называет пространством "без дна":
Не ты ли иссушила море, воды великой бездны (Ис.51:10)

Слово «бездна» - и в сообщении о звере из Откр.17:8 (по Стронгу) - имеет значение «неизмеримая глубина». А понятие «бездна» в Библейском понимании также является "хранилищем" всякой нечисти, (Откр.9:1,2).

То есть, некий нечистый зверь до этого момента был бездеятелен, находясь в бездне. А в этот момент он выходит на территорию «песка морского»: народа Всевышнего.

Некоторые исследователи полагают, что зверь является порождением нечестивого человечества, так как море представляет в Писании беспокойное общество нечестивых Ис.57:20. Однако Откровение само разъяснило значение «моря» по отношению к семиглавому зверю словами из Откр.17:8 о бездне, показав, что зверь был, исчез в бездне и вышел из бездны (из небытия/бездны, а не из нечестивых людей)

с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные . Зверь несёт в себе ту же сущность, что и семиглавый дракон/дьявол - даже внешне. Дракон – это царь мира сего или князь века сего, так как все царства мира сего переданы в его распоряжение (Лк.4:6)
Зверь дьявола потому и отражает его сущность в тех державах и правителях, которые он «носит на себе» в этом видении.

Семь голов – это мировые державы и семь «царей», из которых пять па ли (Египет, Ассирия, Вавилон, Мидо-Персия, Греция) один есть (Рим), а другой еще не пришел (Америка), и когда придет, не долго ему быть (Откр.17:9,10)
То есть, звериная «опора» для семи языческих держав показана здесь в целостном виде для облегчения понимания её сущности – несмотря на то, что в этом периоде минимум пятерых голов на ней уже давным-давно нет. Этот зверь -отражает в себе образ и дух всех предыдущих звериных держав.

рог - это символ могущества в Священном Писании (Пс.74:11; 88:25; Зах.1:21), но более мелкого по сравнению с головой.

10 рогов – согласно Откр.17:10,12 – это союзники этого зверя будущего, по счёту - восьмого. Рога - мельче голов, представляют правителей более мелких государств, не мирового значения.
Даниил тоже показывает 10 рогов, однако «рога» четвёртого зверя Даниила отличаются от рогов зверя Откровения:
рога Даниила уйдут в прошлое к моменту выхода высокомерного рога (рог выйдет после них, Дан.7:24). А 10 рогов зверя Откровения - это рога будущего, они появятся в то же время, что и 8й зверь из числа семи (высокомерный рог) и будут в союзе с ним. Они же в количестве 10ти штук будут бороться с Агнцем и разрушат Вавилон, Откр.17:12,16. То есть, это не одни и те же «рога».

диадема - в отличие от венца победителей - показывает царственную власть её носителя.

диадемы на 10 рогах означают, что 10 будущих правителей будут тоже царствовать: у них будут свои государства в периоде влияния в мире последней головы зверя.
Заметим, зверь и его головы - не одно и то же: зверь - это опора или основание, на котором держатся богохульные головы и рога. Сама опора - это символ язычества и идолопоклонства, распространяемых дьяволом. Дальше покажем -почему:

13:2 Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него - как у медведя, а пасть у него - как пасть у льва;
Зверь совместил в себе части от зверей Даниила (7гл), символизирующих языческие мировые державы (империи), имеющие отношение к народу Иеговы в древности: Вавилон, Мидо-Персию, Грецию и Рим, перерастающий позже в последнюю империю (последнюю в истории века сего). Допустим, это- Англо-Америка.

Заметим: если бы звери Даниила представляли политические мировые империи в принципе, влияющие на весь древний мир – то их было бы значительно больше: к ним добавились бы, как минимум, империя Майя (2000-1540г.г. до н.э), Французская империя (1534-1962 г.н.э.), Китай, династия Цин (1644-1912); Арабский Халифат (650-1258 г.н.э.) и Великая Османская империя (1299-1922).

Но Даниил показал лишь империи, имеющие отношение к народу Бога . Стало быть, и зверь из бездны в Откровении - так же должен иметь какое-то отношение к народу Всевышнего: подсказка зверей Даниила помогает понять, что зверь - это символ сущности и опоры язычеству (идолопоклонству, неправильному поклонению Всевышнему)

Даниил в 7гл. описывает четырёх хищных зверей: льва, барса, медведя и некого страшного непонятного - с 10тью рогами. Лев описан с человеческим сердцем, не как хищник. (Дан.7:4). Вспоминается Навуходоносор – тот языческий правитель, которому довелось пленить народ Иеговы. Он в своей истории имел в буквальном смысле сердце звериное, питавшись травою и росою, как зверь полевой (Дан.4:13,29). Затем стал человеком разумным, признавшим правление Всевышнего. Потому - и сердце человеческое дано ему в видении.

Этот эпизод показывает различие между звериным духом безумства дьявола - и человеческим духом здравомыслия, свойственного разумным творениям Бога.
Хищный зверь всегда движим одними лишь инстинктами: таков дух дьявола, он ищет, кого поглотить. Языческое правление над народом Всевышнего Даниил не случайно показал в виде правления над ним разных зверей: все языческие правители мира сего движимы духом хищного зверя, отсюда - алчность, стремление властвовать, отнимать, разрушать, пренебрегать чувствами людей, действовать лишь в корыстных интересах, поедать друг друга в соперничестве и т.д.

и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть.
Факт, что дьявол даёт этому зверю полную власть и свой престол говорит о том, что этот зверь - полномочный представитель интересов дьявола во времени конца века сего.

13:3 И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела . И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю.
Разобьём текст на три части:
1) И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела.
Тот же самый текст другими словами описан в Откр.17 8,11: в этих текстах ранение и исцеление одной из голов зверя показано в виде миграции зверя из бытия в небытие и обратно:

8 Зверь, которого ты видел, был, и нет его (зверь ранен смертельно) и выйдет из бездны (рана исцелится)
11 И зверь, который был и которого нет
(раненый и исцелённый) есть восьмой, и из числа семи , и пойдет в погибель…

То есть, раненая и исцелённая голова/империя семиглавого зверя (опоры язычества) - и восьмой зверь/правитель империи из числа семи - это по сути одна и та же «фигура» (словом «зверь» может называться и держава, и правитель империи, Дан.8:21)
Но какая из голов исцелилась от раны?
Первые шесть империй, как знаем сегодня
(Египет, Ассирия, Мидо-Персия, Греция и Рим) – в качестве мировых империй более не существуют с тех пор, как их «смертельно ранили» и потеснили другие империи. Остаётся ожидать ранения и исцеления от последней и будущей на момент написания Откровения - 7й головы (Откр.17:9,10)

Другими словами языческая голова-Америка должна быть ранена, но потом она исцелится благодаря появлению в ней восьмого правителя и из числа семи имеющихся на звере голов: он тоже будет «языческим», как и эти «головы», и тоже будет влиять на народ Иеговы в мировом масштабе, как влияли на него все предыдущие головы.
И всё это будет происходить на фоне правления 10ти рогов – всех остальных влиятельных правителей Земли.

Ранение 7й головы: нанести смертельную рану одной из голов зверя означает нанести мощный удар по язычеству/идолопоклонству (позже в Откр.13:12 сказано о том, что пострадал весь зверь, то есть, опора язычества пошатнулась). Как это произошло?
Через два столетия после смерти апостолов народ Бога оказался в ловушке духовного язычества: христианство исказило Библейские учения о Боге и Его намерениях для Земли, в результате – всю землю поглотило идолопоклонство (поклонение не Вседержителю Иегове, какой по праву Творца ожидает и достоин поклонения, Откр.4:6,11).)

Однако пророки предсказали о нанесении смертельной «раны» язычеству в последние дни - благодаря восстановлению истинного поклонения (Ис.2:12, Мих.1:4). Стало быть, ранение «зверя язычества» на Земле должно произойти во время существования 7й головы, последней державы, влияющей на народ Бога (Дан.2:34,7:24-27).

То есть, «ранение» идолопоклонства, восстановление истинного поклонения и возвышение горы Дома Иеговы над всеми остальными высотами ложного поклонения - будет исходить от 7й головы, от Америки. Именно поэтому эта голова «зверя язычества» - и получит смертельную рану: от неё правильное поклонение Вседержителю распространится по всей земле. В результате – зверь «язычества», царствующий над всей землёй со времён смерти апостолов, должен был исчезнуть из восстановленного собрания народа Бога всей земли на какое-то время.

Исцеление: По прошествии какого-то времени «рана» язычества должна будет исцелиться «на Америке», а собрания народа Иеговы снова постепенно «озвереют», то есть, снова будут вовлечены в идолопоклонство неким восьмым правителем из числа семи языческих голов зверя.
Учитывая, что в этот момент видения будущего ведущей является только 7я голова/империя
(остальные канут в прошлое) и 10 царей будущего, перестановка которых не изменится из-за появления восьмого правителя (Откр.17:12) - легко понять, что он будет выходцем из Америки, потому и «исцелит» 7ю голову «язычества», и вернёт её к жизни: весь мир, включая и народ Вседержителя, будет снова вовлечён в идолопоклонство.

Этот правитель, хотя и будет выходцем из седьмой головы - Америки, однако будет владеть «своей» автономной империей, он не сольётся с политической Америкой в мировом влиянии над народ Бога, потому и сказано о нём как о добавочном восьмом правителе.
О духовном правителе, возвращающем идолопоклонство в народ Иеговы, в Писании также сказано как о беззаконнике, восседающем в Его храме и выдающем себя за Него (2Фессал.2:2-4). То есть, беззаконник и восьмой правитель – одна и та же «фигура».

Об единой сущности беззаконника со зверем из бездны написали и учёные Далласской духовной семинарии, цитируем из толкования Откр.1-3: Соответственно происхождению своей власти "зверь" относится и к Богу, и это находит выражение в именах богохульных па головах его (здесь смысл тот, что его самовозвеличение и богоотрицание как бы написаны у него на лбу). Сказанное тут перекликается со словами апостола Павла во 2-Фес. 2:8-9 о "беззаконнике", .. этом первом "звере" из Откр. 13, "которого пришествие по действию сатаны… со всякою силою и… чудесами ложными".

2) И дивилась (поражалась, 2296) вся земля, следя за зверем (вся земля в восторге пошла за зверем , В.Кузнецова,Радостная весть ):
Вся земля может восхищаться и пойти только за правителем мирового масштаба . Условились в начале разбора, что это будет некий духовный лидер.

Поэтому выражение «вся земля» - образное: народ Бога к этому времени будет рассредоточен по всей Земле (Мтф.24:14). А мировым правителем над ним будет тот самый выходец из Америки, который назван восьмым из числа семи и беззаконником в храме Иеговы. У него будет своя духовная империя, состоящая из поклонников Бога, подчиняющихся ему в мировом масштабе. И принимать они его будут с восхищением повсеместно.

То же самое о восхищении исцелённым зверем сообщает и Откр.17 глава, только другими словами и с некоторыми уточнениями:
и удивятся (поразятся, 2296) те из живущих на земле , имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится (видя зверя, исцелившегося от смертельной раны, Откр.17:8)

То есть, все из верующих, кто с восхищением примет некого правителя из Америки в качестве великого блага для себя - будут Богу неугодны: их имена не впишут в книгу жизни, которую Бог ведёт от начала мира для всех богобоязненных людей (Мал.3:16,17)

3) и поклонились дракону, который дал власть зверю
приняв и одобрив власть правителя, «исцелившего» язычество - верующие этого периода на самом деле поклонятся дьяволу, даже если будут думать, что поклоняются Иегове.

13:4 и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним? Почести, которых достоин лишь Иегова (Кто может сравниться с ним?) - они будут воздавать языческому правителю над собой, несущему идолопоклонство. Тем самым, они покажут, что считают его - своим богом.

13:5 И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца.
Этот правитель будет пропитан духом самовозвышения настолько, что дьявол сможет без труда поручить ему уничтожение остатка святынь Бога на земле в течение 42 месяцев.

Этот же срок 42 месяца «язычники» из внешнего двора храма Иеговы будут попирать святой город (остаток небесных соправителей Христа, см. Откр.11:2 ) .

То есть, причины превращения служителей Бога из внешнего двора (с земной надеждой) в «язычников» - ясны: увлекшись могуществом «звериного» беззаконника, они не заметили, как переняли его дух, приняли его в качестве своего бога и с готовностью стали «окружать» святой город (небесный Иерусалим).

13:6 И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе .
Хула на Бога - это не просто поношение Его. Это противоправные действия, совершаемые под прикрытием имени Бога. Например, из-за неправильных действий «благочестивые» и влиятельные иудеи перед самым концом действия Ветхого завета бесчестили имя своего Бога Иеговы в глазах остального населения, как написано:
23 В Законе хвастаешься, через преступление Закона Бога бесчестишь! 24 Ибо имя Божье из-за вас хулится между язычниками (Римл.2, буквальный перевод Одинцова-Белинского);

Также иудеи извратили замысел Бога о полноценных и непорочных приношениях:
12 А вы хулите его тем, что говорите: "трапеза Господня не стоит уважения, и доход от нее - пища ничтожная".
13 Притом говорите: "вот сколько труда!" и пренебрегаете ею, говорит Господь Саваоф, и приносите украденное, хромое и больное, и такого же свойства приносите хлебный дар: могу ли с благоволением принимать это из рук ваших? говорит Господь.14 Проклят лживый, у которого в стаде есть неиспорченный самец, и он дал обет, а приносит в жертву Господу поврежденное: ибо Я Царь великий, и имя Мое страшно у народов.
(Мал.1:12-14)

То же следует ожидать среди поклонников Иеговы и перед самым концом века сего: зверь -беззаконник, управляющий империей верующих в этом периоде, обесчестит имя своего Бога среди остального населения планеты. Например, трапезу Господню, жертву уст Иегове - он превратит в испорченные «подношения», искажая Писание, прославляя и возвеличивая себя, тогда как прославления и поклонения достоин только Иегова. Манией величия он заразит и своих «подданных». В результате, глядя на их высокомерие и искажение Писания, многие не захотят служить Иегове.

13:7 И дано было ему вести войну со святыми и победить их ;
Здесь показан момент убийства последних представителей святого города: остатка небесных соправителей из Откр.11:7. Обезвредив их, возрождённый к жизни зверь дьявола окажется героем-победителем в этом духовном противостоянии – в глазах всех "жителей Иерусалима-Содома-Египта"
(отступнического правительственного «бюро» беззаконника, см. Откр.11:8 ).

По сути в 13 й главе образно описано исполнение пророчества Христа для кончины века сего - о временах язычников, попирающих Иерусалим.
Иисус Христос предсказывал их дважды:
1) для Иерусалима 1 века, когда ожидалось «кончина века» для Ветхозаветной системы поклонения и разрушение Иерусалимского храма, что угрожало жизни христиан:
20 Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками , тогда знайте, что приблизилось запустение его (мерзость запустения, Мтф.24:15)
24 и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы;
и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников
(Лук.21:20,24)

2) для святого города времён кончины века. После своего воскресения Иисус повторил пророчество об окружении святого города Иерусалима язычниками, добавив некоторые подробности с духовным значением:

А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца (см. разбор Откр.11: 2 )

То есть, во время кончины века - язычниками, попирающими святыни Бога (представителей небесного Иерусалима или остаток соправителей Христа) окажутся служители Бога, поклоняющиеся Ему во внешнем дворе духовного храма (Его поклонники с земной надеждой).
Некоторые, правда, полагают, что времена язычников начались с момента свержения последнего царя Иудеи Седекии - Навуходоносором, строя аналогии на семи временах безумства для царя Вавилонского из Дан.4:17-23 и опираясь на текст из Иез.21:26, 27:
так говорит Господь Бог: сними с себя диадему и сложи венец; этого уже не будет (престол царей Иудеи не будет больше поддерживаться Богом)… 27 Низложу, низложу, низложу и его не будет , (венца царей Иеговы) доколе не придет Тот, Кому [принадлежит] он (венец) и Я дам Ему (Иисусу Христу).
Однако, даже для Израиля по плоти они начались гораздо раньше, так как цари, правящие на престоле Давида при поддержке Бога, не были Ему верны, предавали Его или сами не исполняли Его законы, подражая мерзостям язычников (2Прлпмн.36:14).
Иисус же предупреждал о будущих временах язычников для Божьего народа, конкретно попирающих святыни Иеговы в эпохе Нового Завета. Их мы и показали в п.1) и 2) )

и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем.
Всё мировое многонациональное общество поклонников Бога будет подчинено власти этого последнего правителя из Америки.

13:8 И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира .
В отличие от книги жизни Всевышнего с записями о богобоязненных и достойных воскрешения в новом мире (Мал.3:16,17; Откр.17:8) – в книгу жизни Иисуса Христа записаны
не просто богобоязненные люди, а конкретно победители греха , святые Божии: ещё в этом веке первыми в неё попадут соправители Иисуса Христа, признанные святыми участниками первого воскресения (Откр.20:6).
Во вторую очередь в неё попадут те, кто на Земле окажется победителем греха к концу тысячелетия Христа, они тоже станут святыми и получат право на вечную жизнь в Божьем мире (Откр.22:14, 21:27)
То есть, в периоде власти зверя практически все примут его условия, кроме остатка будущих соправителей Христа: они не прекратят свою деятельность даже под запретом.

13:9 Кто имеет ухо, да слышит
Эта вставка в виде призыва может быть обращена только к тем отдельным людям, которые в эти нелёгкие времена найдут в себе желание и силы искать голос Господа. Как показывают события - таковые у Бога найдутся, иначе не появились бы последние два пророка. Мысль эта повторяется в Евангелиях, например, Матф. 11:15; 13:9,43; Мар. 4:9,23; Лук. 8:8; 4:35.

13:10 Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен ; Здесь Бог как бы предупреждает беззаконника и всех, кто помогает ему уводить в духовный плен идолопоклонства всех богобоязненных людей - о том, что справедливое возмездие неминуемо: и сами они попадут в "плен" Божьего гнева.

кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом.
А здесь Бог как бы напоминает тем, кто расположены внимать Ему через Его слово, что их покорность Его слову может стать причиной гонений на них и даже их гибели. Но одновременно Он заверяет их в том, что повинных в их страданиях нечестивцев во главе со зверем- беззаконником ожидает Его возмездие.

Здесь терпение и вера святых . Для того, чтобы выстоять в этом периоде и сохранить верность Богу - понадобится такое терпение и такая крепость веры, какой обладают все святые Всевышнего. А святыми Всевышнего на этапе века сего нечестивого будут признаны только соправители Христа, как написано:
6 Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет. (Откр.20)

13:11 И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон .
Речь идёт о выходе на арену истории лжепророка. Почему?
У зверя от земли - от истинного Агнца - только рога агнчьи.
То есть, здесь показан лжеагнец или лжехристос. Это одно и то же. Лжехристос - это лжепророк. Христос был пророком Бога, а лжехристос - пророк дьявола.

И с другого конца можно зайти: говорит он, как дракон. Проводниками слов дракона (дьявола) являются пророки дьявола. Этот - маскируется под агнца, но говорит то, что надо дьяволу: пророчествует (пророк - это тот, кто передаёт слова вышних).

Он вышел на арену деятельности вместе с исцелением раненого зверя.

О появлении в последние дни перед Армагеддоном лжехристов и лжепророков - духовных учителей и наставников, искажающих истину Бога - предупреждал и Иисус (Матф.24:24, Деян.20:30). Они привлекают к себе внимание чудесами и знамениями.
Тексты Откр. 16:13;19:20
подтверждают, что второй зверь - это лжепророк.

13:12 Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела;
Рассмотрим по отдельности.

Он действует перед ним (перед драконом): со всею властью первого зверя лжеагнец трудится в интересах дьявола, на его "арене" и под его прикрытием.
Лжеагнец и зверь с исцелённой раной – правитель и духовный наставник общества народа Бога - оба стоят на службе у дьявола в этом периоде.
Смысл выхода в свет их «звериного тандема» - в том, чтобы организовать преследование служителей Всевышнего.

и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела ;
Лжехристос выступает как бы глашатаем зверя-правителя, внедряющего идолопоклонство. То есть, зверь-правитель «работает» под прикрытием своего духовного учителя. Благодаря лжепророку и его учениям авторитет зверя-правителя непомерно возрастает в глазах верующих. Лжеагнец на самом деле побуждает их поклоняться дьяволу, только завуалированно - так, чтобы все думали, что поклоняются Богу.

13:13 и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми.
Вспоминаются способности Илии-пророка, состязавшегося с лжепророками десятиколенного Израиля во времена Ахава:
38 И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве.39 Увидев [это], весь народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог! (3Цар.18:38,39)
Цель извержения этого образного "огня" - вразумить идолопоклонников Ваала в том, что Ваал - ложный Бог, что имеет смысл обратиться к истинному Богу, которого представляет Илия.

То есть, знамения, которые производит лжепророк пред глазами видящих его и признающих его - направлены на то, чтобы все поняли: если он такой могущественный, что совершает великие дела (почти, как Илия) значит, он - от Иеговы Бога.
Как это выглядит на практике? Подскажет следующий текст:

13:14 И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив.
Здесь видим процесс формирования идолопоклонства и признания зверя-правителя - кумиром в мировом масштабе, по всей земле.

В духовной империи Божьего народа увлечение идолопоклонством в мировом масштабе возможно: все чудеса лжепророка будут нацелены на то, чтобы непомерно раздуть культ личности своего соратника-правителя и льстивыми внушениями уговорить всех верующих сделать его изображение (образ).
То есть, под прикрытием обольщений лжепророка зверь-правитель будет воздвигнут в ранг идола и народного кумира, в результате у него получится воссесть на пьедестале Бога.
(2Фессал.2:2-4)

Поклонение "изображению", как известно, осуждается Богом. Однако в этот момент все верующие так или иначе примут предложение сделать "икону" из своего кумира.

Чудеса лжепророка, как пишет Лопухин, будут естественными и действительными фактами, действительными, а не кажущимися чудесами, хотя и совершающимися по диавольской силе. И если эти чудеса почему-либо могут быть названы ложными, то потому только, что будут совершаться для обольщения, обмана и беззаконных внушений.

К чудесам подобного рода может относиться демонстрация размаха и невиданного успеха какой-либо деятельности правителя – в качестве благословения Божиего. С воей внешней привлекательностью ониотвлекают от главного: от духовных ценностей.
В результате лжепророк совершает своё главное духовное чудо перед зверем -правителем: любая стратегия и тактика правителя, какой бы сомнительной и богохульной она ни была - при помощи учений чудным образом и благополучно будет «покрываться» видом благопристойности и преподноси ться как великое благословение от Господа. И никто из верующих не заметит подмены: видя несуразное – они не увидят несуразности, слыша искажённое – они не услышат искажения. В этом - самое великое духовное чудо лжепророков всех времён (Мтф.13:13-15)

13:15 И дано ему было вложить дух в образ зверя ,
Безжизненное "изображение" зверя не представляет опасности до тех пор, пока он не "оживает" в сердцах верующих и не становится реальным кумиром.
О том, чтобы идол "ожил" и стал оказывать пагубное влияние на служителей Иеговы - позаботился лжеагнец. Воспевая хвалебные оды первому зверю, и выставляя его пред служителями Бога в выгодном свете, расписывая его исключительность, возвеличивая его авторитет и т.д. - лжепророк шаг за шагом постепенно привьёт всей своей "аудитории" слушателей мысль об абсолютном подчинении этому "идолу".

чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя.
При помощи своего лжепророка идол-правитель воздвигнет такую систему своего правления, что если кто-то посмеет перечить или не признавать в нём Божьего правителя – будет тут же уничтожен (изгнан из общества, которым он управляет).
Его система правления позволит вычислять всех непокорных очень быстро: через управление поместными собраниями. Почему и сложатся благоприятные предпосылки для притеснения и "убийства" последних пророков - язычниками внешнего двора (Откр.11:2)

Такой мощной системы международного «сыска» и отслеживания всех непокорных - не сможет построить ни один политический лидер века сего, ведь для обнаружения каждого неугодного в любой точке планеты потребуется немало времени.
Пример из недавней истории: Адольф Гитлер хотел уничтожить всех евреев, не одобряющих его намерения, и охота за ними продолжалась многие годы, но осуществить свой план до конца он так и не смог потому, что не смог отыскать всех .

А беззаконник в храме Иеговы - это будет проделывать со всеми непокорными – с необычайной лёгкостью: руками своих верноподданных. Все собрания будут состоять из его преданных поклонников, активно выслеживающих инакомыслие ещё в зародыше, поэтому каждый вольнодумец и возмутитель всеобщего духовного покоя – будет мгновенно обнаружен и обезврежен сразу же на месте обнаружения.

13:16 И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их,
Лжепророк позаботится о том, чтобы подданные зверя-правителя получили «клеймо» идольское, чтобы в них накрепко отпечаталась принадлежность своему «хозяину».

Малым и великим - по положению, занимаемому в обществе народа Бога; богатым и нищим - по материальному положению; рабам и свободным - образно по отношению к условиям века сего - любая категория граждан той страны, в которой они призваны на служение Богу (во времена Иоанна существовало рабство, христианами становились рабы и свободные).

положено будет начертание на правую руку их или на чело их,
итак, "клеймо" идольское ставится на лоб (чело) и правую руку.

На лоб - означает оставить след в умах людей: беззаконник благодаря стараниям своего лжепророка будет легко манипулировать сознанием всего общества своих поклонников через информацию.

На правую руку - означает влиять на деятельность людей: он же при помощи информации лжепророка будет направлять деятельность своих подданных во всём мире так, как будет нужно ему.
Словом, идол-правитель сможет управлять умами и делами верноподданных своей мировой империи - через духовные наставления «личного» лжепророка.
А лжепророк в его руках будет инструментом, помогающим это делать.

13:17 и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.
Здесь через понятия купли-продажи показана единая экономическая система, поддерживающая хозяйственную деятельность жителей по всей земле.
О какой единой экономической системе, зависящей только от одного правителя, идёт речь?
Не о системе политического мира: даже организация, названная всемирной торговой (ВТО) не может влиять на экономику людей всех стран мира: в состав её членства входит 159 стран, а в мире по состоянию на 2012-й год насчитывается 258 стран
(из них - 194 независимых государства (193 государства, которые входят в ООН и Ватикан - "не член-наблюдатель"), 10 государств, статус которых не определен (9 - не входят в ООН, но признаны кем-то из членов организации, например Абхазия и Южная Осетия; и 1 - Сомалиленд, который вообще никем не признан) и 54 "иных" территорий)

Это лишний раз доказывает, что значение зверя не следует искать в политических мировых империях.

Зверь-беззаконник, воздвигнутый в ранг идола народом Бога – имеет духовную мировую империю: международное общество подданных. Именно в его империи будет отлажена единая экономическая система.

Вся хозяйственно-экономическая деятельность, которая ведётся в его империи по всему миру – подотчётна ему. Какими бы ни были расходы и доходы в любой точке мира его империи (в собраниях поклонников Бога) - все они находятся в его ведении. Без его ведома никто не имеет права распоряжаться ни приобретениями, ни продажами в его всемирном «имении», куда может входить движимое и недвижимое имущество, производства и работники.
движимому имуществу относятся все товары; запасы; инвентарь; приборы; все виды продукции (сельскохозяйственная, производственная); компьютерная техника (в том числе оргтехника); бытовые предметы (в том числе мебель офисная и жилая); другие объекты
К недвижимому имуществу относятся
земельные участки и сооружения, прикрепленные к земле и связанное с ней)

Другими словами, для того, чтобы входить в состав международного общества поклонников Бога и пользоваться его «хозяйственными» владениями и благами от них - нужно поклониться зверю- правителю и принять все его условия. Кто их не примет - того изгонят и лишат права пользования всеми благами.

начертание, или имя зверя, или число имени его.
Начертание на руку и лоб, имя зверя или число имени зверя - суть одно и, как написали выше - обозначают «клеймо» идолопоклонства: верующие с таким духовным клеймом показывают своим образом жизни, что признали хозяином над собою правителя-беззаконника, переняли его образ мыслей и исполняют дела, угодные ему.

13:18 Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть .
«Клеймо» хозяина-зверя - число человеческое.
А есть ещё число Божье: 7 . И знак Божий стоит образно на Его святых служителях в виде единения с небесным Отцом (7), сыном Его (истинным Агнцем, 7) и - святым духом (7). Общий знак святости - 777.
Святые верующие с таким духовным "клеймом" показывают своим образом жизни, что служат Богу они с «утроенной» возможностью: признают хозяином над собою только Иегову, переняли ум Христов и в делах движимы святым духом, потому и дела их угодны Иегове.

Число же человеческое показывает, что нет в нём святости Бога, не «дотягивает» оно до "высот" Бога - на «единицу»:
у служителей с этим знаком - только внешний вид ангелов света, но внутри они исполнены хищения и лукавства (Лк.11:39)

По аналогии с числом Бога: знак зверя дьявола стоит образно на его служителях в виде единения с дьяволом, лжехристом и звериным духом (666 ). Это в принципе знак всех фальшивых служителей Бога, имеющих лишь вид благочестия, а от силы его - отрекшихся (2Тим.3:5)
Верующие с таким духовным "клеймом" показывают своим образом жизни, что служат своему хозяину с "утроенной " возможностью: признают хозяином над собою дьявола, переняли ум лжепророка и в делах движимы нечистым духом, потому и дела их не угодны Иегове несмотря на то, что они считают себя Его служителями.

И что самое важное: вид служителей с "номером" 666 - "клеймом идольским" - может быть весьма благопристойным. Как у служителей Иеговы 1 века.
Они казались праведниками всем, кто за ними наблюдал, с ними сталкивался и их слушался. И лишь Иисус Христос смог разглядеть в них служителей дьявола (Ин.8:44)
То есть, определить, какого «знака служители» - Божьего или диавольского - смогут далеко не все: лишь будущие соправители Христа, движимые святым духом (1Ин.2:20,27). Этот самый дух и поможет остатку соправителей различить выход зверя, возродившего идолопоклонство, на "арену " Божьего народа (1Ин.4:1) - и разоблачать его. За что они и будут убиты в конечном итоге (Откр.13: 5,7; 11:2-7).