План-конспект занятия по литературе (7 класс) на тему: "А.Т. Твардовский

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

01.04.2012 01.04.2012 А.Т. Твардовский. Снега потемнеют синие Автор: Турчина Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы МОБУ Магдагачинская СОШ № 3

А.Т. Твардовский создал множество лирических произведений, описывающих природу средней полосы России, красоты родного края. Пейзажная лирика стала для поэта одной из главных тем творчества.

В стихотворении «Снега потемнеют синие…» перед читателем разворачивается картина уходящей зимы, когда Снега потемнеют синие Вдоль загородных дорог, И воды зайдут низинами В прозрачный еще лесок…

Недвижной гладью прикинутся И разом - в сырой ночи В поход отовсюду ринутся, И русел выбив ручьи. И, сонная, талая, Земля обвянет едва, Листву прошивая старую, Пойдет строчить трава, И с ветром нежно-зеленая Ольховая пыльца, Из детских лет донесенная, Как тень, коснется лица.

Лирический герой наблюдает за изменениями, происходящими в природе. Используемые олицетворения «снега потемнеют», «воды зайдут низинами», «в поход… ринутся ручьи», «пойдет строчить трава» делают представленную картину живой, одухотворенной. Поэт употребляет в произведении эпитеты и метафоры, которые создают неповторимость художественной картины: «прозрачный еще лесок», «в сырой ночи», «из русел выбив ручьи», «листву прошивая старую», «нежно-зеленая ольховая пыльца».

Наступающая весна связана в сознании лирического героя с бурными ручьями, сонной, талой землей, с нежной ольховой пыльцой. Зарождающаяся в природе жизнь ранней весной ассоциируется у лирического героя с детскими воспоминаниями. Круговорот в природе вселяет оптимизм: И сердце почует заново, Что свежесть поры любой Не только была да канула, А есть и будет с тобой.

http://www.bing.com/images/ http://coolreferat.com/ Ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Великая Отечественная война в поэзии К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, М. Исаковского.

Данная работа может быть использована учителем как на уроках литературы при изучении темы войны в поэзии русских советских поэтов, так и на классных часах, посвященных 70-ой годовщине Вел...

Твардовский А.Т. Пейзажная лирика. "Снега потемнеют синие...", "Июль- макушка лета", "На дне моей жизни..." Презентация к уроку литературы в 7 классе

Презентация у року литературы в 7 классе. А.Т. Твардовский. Пейзажная лирика. Стихотворения "Снега потемнеют синие...", "Июль - макушка лета", "На дне моей жизни..." Цели: -познакомить с биографией...

«Снега потемнеют синие…» Александр Твардовский

Снега потемнеют синие
Вдоль загородных дорог,
И воды зайдут низинами
В прозрачный еще лесок,

Недвижимой гладью прикинутся
И разом — в сырой ночи
В поход отовсюду ринутся,
Из русел выбив ручьи.

И, сонная, талая,
Земля обвянет едва,
Листву прошивая старую,
Пойдет строчить трава,

И с ветром нежно-зеленая
Ольховая пыльца,
Из детских лет донесенная,
Как тень, коснется лица.

И сердце почует заново,
Что свежесть поры любой
Не только была да канула,
А есть и будет с тобой.

Анализ стихотворения Твардовского «Снега потемнеют синие…»

Весна в творчестве многих поэтов символизирует период обновления и перемен, поэтому ассоциируется с надеждами и мечтами, которым, возможно, никогда и не суждено сбыться. Тем не менее, именно весной человек чувствует себя по-настоящему счастливым, ведь он живет в едином ритме с природой, которая пробуждается от зимнее спячки и набирается сил для очередного жизненного витка.

Твардовский остро чувствует подобные перемены и приветствует их, о чем свидетельствует стихотворение «Снега потемнеют синие…», написанное в 1965 году. Он подмечает каждую мелочь и видит, как «прозрачный еще лесок» заполняется талой водой, которая несет в себе живительную силу. Снег сходит с проселочных дорог, обнажая их черноту. Они, словно вены на руках, соединят между собой поля и луга, леса и деревни. Пройдет совсем немного времени, и по ним весело побегут первые весенние ручьи, благодаря которым «сонная, талая, земля обвянет едва».

Именно в этот момент на жизненном распутье встретится прошлое и будущее , так как в лесах «листву прошивая старую, пойдет строчить трава». Этот удивительно яркий образ не только применим к весенней природе, но и является емкой характеристикой смены человеческих поколений. Точно также, как листва и трава, в какой-то момент жизни встречаются старики и дети. Первые уходят, чтобы уступить место молодым, а вторые лишь делают несмелые шаги навстречу неизведанному, которое их волнует и пугает одновременно. Пройдут годы, и те, кто когда-то давно были детьми, повторят путь своих предков, унося в небытие воспоминания о каждом прожитом дне. Однако пока этого не произошло, есть возможность в полной мере насладиться ольховой пыльцой, которая, как и в детстве, оседает на лице под дуновением теплого весеннего ветерка.

Способность чувствовать точно так же, как и много лет назад, вызывает искреннее изумление у Твардовского, который предполагает, что прошлое и будущее не просто встречаются в определенный момент. Они существуют как бы в параллельных измерениях, поэтому «свежесть поры любой не только была да канула, а есть и будет с тобой». Так же, как весна приходит на смену зиме, юность плавно перетекает в старость . Однако если природа сталкивается с этим явлением регулярно, то человеку пережить это удается лишь однажды. Но когда завершается очередной цикл, есть надежда, что все вернется на круги своя, ведь смерть всегда идет рука об руку с новой жизнью.

Тема весны в творчестве любого поэта связана с обновление. Обновлением мира, человека, его души. Весной в глубинах каждого рождается мечта, стремление к новому, новая любовь.

Почему же Александр Твардовский, будучи уже немолодым человеком в 1965 году обратился к этой теме в своем стихотворении «Снега потемнеют синие»? Что подвигло его, сторонника коллективизации, живопишущего Сталина скачущем на коне, военного корреспондента, прошагавшего ВОВ бок о бок с солдатами и размышлявшего в период оттепели о роли личности в истории, о жизни и смерти, прильнуть к пробуждающемуся лону природы?

В понимании Твардовского весна, это не только романтичное время года, это бесконечный цикл смены старого на новое. В его строках «листву прошивая старую, пойдет строчить трава» мы видим встречу осени, поры увядания, и весны, времени пробуждения. Покуда «темнеют синие снега», являющиеся метафорой сталинского тоталитаризма, ручьи «хрущевской оттепели» разбудят спящий лес. Поэт надеялся, что новое поколение людей, прошив жухлый покров леса, станет тем обновлением, которое выведет Россию на новый виток истории. Он не отрицает связи поколений, не откидывает прошлое, как нельзя изъять из календаря осень и зиму. Они сделали свое дело: опавший лист удобрил землю, снег напоил ее. Старое и новое неразрывны в его произведении, как непрерывна смена стариков и детей.

Словно сам, омолодившись с пришедшей весной, автор со всей искренностью юности восхищается новизной мира, радуется «ольховой пыльце принесенной из детства». В последней строфе стихотворения сквозит легкая грусть – весна жизни человека, его молодость позади. Но, подобно мудрой природе, Твардовский «чует свежесть поры любой». Этой метафорой поэт подводит нас к мысли, что все смертно и бесконечно одновременно, на смену старой придет новая жизнь.

К выразительным средствам стихотворения можно отнести: эпитеты – снега синие, прозрачный еще лесок, сырая ночь, нежно-зеленая ольховая пыльца, недвижимая гладь; метафоры – воды зайдут низинами, недвижимой гладью прикинутся, в поход отовсюду кинутся ручьи, листву прошивая старую, пойдет строчить трава, из детских лет донесенная пыльца, свежесть поры любой

Александр Трифонович Твардовский

Снега потемнеют синие
Вдоль загородных дорог,
И воды зайдут низинами
В прозрачный еще лесок,

Недвижимой гладью прикинутся
И разом — в сырой ночи
В поход отовсюду ринутся,
Из русел выбив ручьи.

И, сонная, талая,
Земля обвянет едва,
Листву прошивая старую,
Пойдет строчить трава,

И с ветром нежно-зеленая
Ольховая пыльца,
Из детских лет донесенная,
Как тень, коснется лица.

И сердце почует заново,
Что свежесть поры любой
Не только была да канула,
А есть и будет с тобой.

Весна в творчестве многих поэтов символизирует период обновления и перемен, поэтому ассоциируется с надеждами и мечтами, которым, возможно, никогда и не суждено сбыться. Тем не менее, именно весной человек чувствует себя по-настоящему счастливым, ведь он живет в едином ритме с природой, которая пробуждается от зимнее спячки и набирается сил для очередного жизненного витка.

Твардовский остро чувствует подобные перемены и приветствует их, о чем свидетельствует стихотворение «Снега потемнеют синие…», написанное в 1965 году. Он подмечает каждую мелочь и видит, как «прозрачный еще лесок» заполняется талой водой, которая несет в себе живительную силу. Снег сходит с проселочных дорог, обнажая их черноту. Они, словно вены на руках, соединят между собой поля и луга, леса и деревни. Пройдет совсем немного времени, и по ним весело побегут первые весенние ручьи, благодаря которым «сонная, талая, земля обвянет едва».

Именно в этот момент на жизненном распутье встретится прошлое и будущее , так как в лесах «листву прошивая старую, пойдет строчить трава». Этот удивительно яркий образ не только применим к весенней природе, но и является емкой характеристикой смены человеческих поколений. Точно также, как листва и трава, в какой-то момент жизни встречаются старики и дети. Первые уходят, чтобы уступить место молодым, а вторые лишь делают несмелые шаги навстречу неизведанному, которое их волнует и пугает одновременно. Пройдут годы, и те, кто когда-то давно были детьми, повторят путь своих предков, унося в небытие воспоминания о каждом прожитом дне. Однако пока этого не произошло, есть возможность в полной мере насладиться ольховой пыльцой, которая, как и в детстве, оседает на лице под дуновением теплого весеннего ветерка.

Способность чувствовать точно так же, как и много лет назад, вызывает искреннее изумление у Твардовского, который предполагает, что прошлое и будущее не просто встречаются в определенный момент. Они существуют как бы в параллельных измерениях, поэтому «свежесть поры любой не только была да канула, а есть и будет с тобой». Так же, как весна приходит на смену зиме, юность плавно перетекает в старость . Однако если природа сталкивается с этим явлением регулярно, то человеку пережить это удается лишь однажды. Но когда завершается очередной цикл, есть надежда, что все вернется на круги своя, ведь смерть всегда идет рука об руку с новой жизнью.