Пленение шамиля. Сдавался ли в плен имам Шамиль

Т. Горшельт. Штурм аула Гуниб на Кавказе в 1859 г.

Ф ельдмаршал А.И. Барятинский, владелец красивого и богатого дворца «Марьино» в Курской губернии, стал в 1859 году покорителем Кавказа. Тогда в горах Дагестана пал последний оплот горцев - неприступный аул Гуниб и был пленен глава мюридов - имам Чечни и Дагестана Шамиль.

25 августа того года главнокомандующий Кавказской армией князь А.И. Барятинский отправил окруженному в тесное кольцо русскими войсками Шамилю полковника Лазарева с предложением имаму сдаться. У Шамиля оставалось всего 300 верных ему мюридов да 700 жителей аула. При штурме русскими войсками этого, казалось, неприступного горного села участь его защитников и жителей была решена, и большинство этих людей погибло бы.

Русским войскам было известно, что в ауле находились все богатства имама, награбленные им при нападениях его мюридов на русские крепости и селения. Тут же хранились сто тысяч рублевиков, которые имам получил от русских властей за освобождение грузинских князей Чавчавадзе и Орбелиани, взятых в плен в 1854 году. Для русских войск был очень велик соблазн любой кровью добраться до богатств Шамиля.

После долгих переговоров, наконец, из аула вышел наиб Юнус, один из приближенных имама. Он громким голосом начал кричать, что Шамиль согласен принять предложение русских. Горное селение вдруг ожило. На его улицах показались кучки мюридов, всюду замелькали женские фигурки, покрытые с головы до ног белыми чадрами.

Шамиль окончательно покинул аул, охраняемый мюридами, которые, окружив его со всех сторон, шли, держа в засученных по локоть руках винтовки наготове. По одну сторону от Шамиля шел полковник Лазарев, по другую - наиб Юнус, а позади два нукера вели прекрасного коня имама, покрытого поверх седла богатым чепраком.

Когда Шамиль с сопровождавшими отошел на значительное расстояние от аула, в русских войсках вдруг раздался громоподобный шквал «ура», гремевший среди гор. Пораженный хорошо знакомым боевым криком Шамиль с тревожным недоумением остановился. Находчивый Лазарев успокоил его, сказав, что русские войска по приказанию Барятинского приветствуют имама, и подозрительный Шамиль продолжил путь в стан главнокомандующего, к зеленой роще, где Барятинский, окруженный свитой, ожидал пленника.
Т. Горшельт. Пленный Шамиль перед главнокомандующим князем А.И. Барятинским на Гунибе 25 августа 1859 г.

Не доходя ста шагов до князя, мюриды, сопровождавшие Шамиля, были от него отсечены. Приблизившись к Барятинскому, имам упал на колени, но не получил в ответ даже приветствия.

Шамиль! - сказал князь, сидя на камне, - я предлагал тебе приехать в лагерь на Кегерские высоты, обещая выгодные условия. Ты тогда не захотел этого сделать, ну так я сам с войсками пришел сюда, и, конечно, условия, предложенные тебе прежде, теперь не имеют уже места. Твоя участь будет зависеть от государя императора, но я надеюсь, что его величество уважит мое ходатайство и дарует неприкосновенность как тебе, так и твоему семейству.

Переводчик передал Шамилю слова главнокомандующего, на что тот ответил: «Я не внял твоим советам, прости и не осуждай меня. Я - простой уздень, тридцать лет дравшийся за веру моего народа, но теперь наибы мои разбежались, мне изменили все, да и сам я уже стар - мне шестьдесят три года. Не гляди на мою черную бороду - я сед».

При этих словах пленник поднял кверху свою крашеную бороду, обнажив перед князем Барятинским изначальную седину... Коврик Шамиля. Вторая половина XIX в.

25.08.1859 (7.09). – Пленение вождя кавказских горцев имама Шамиля. Покорение Восточного Кавказа

Покорение Восточного Кавказа и завещание Шамиля

Причиной Кавказской войны (1817–1864) было стремление России ликвидировать очаг разбоя и англо-турецких интриг против присутствия России на Кавказе. После , (1803–1813) связь России с ними осуществлялась через земли Дагестана, Чечни и , подвергаясь постоянным грабительским нападениям горцев. , однако часть местных вождей этому воспротивилась. Назначенный в 1816 г. главнокомандующим на Кавказе начал покорение разбойничьих территорий посредством планомерного строительства крепостей Кавказской линии ( и др.).

Силы горцев и России были, конечно, неравными и исход военных действий рано или поздно должен был закончиться в пользу русских войск. Однако накануне чеченцы, подталкиваемые к тому Англией и Турцией, активизировали свои действия и ударили русским в спину. Особенно постаралась Англия: и своими эмиссарами, и деньгами, и оружием, надеясь также, что увязнув в войне на Кавказе, Россия приостановит свое . Таким образом иностранные антирусские силы воспользовались горцами как инструментом в своей борьбе против России и Православия (незадолго до этого с этой же целью на Восточном Кавказе усиленно внедряли ислам, который не являлся исконной религией кавказцев).

После долгого противоборства в апреле 1959 г. пала резиденция горского вождя Шамиля – аул Ведено, а в августе 1859 г. русские войска осадили аул Гуниб – последний оплот имама. принесли донесение от князя А.И. Барятинского: "От Каспийского моря до Военно-Грузинской дороги Кавказ покорен Державе Вашей. Сорок восемь пушек, все крепости и укрепления неприятельские в руках Ваших".

25 августа 1859 г. аул был взят штурмом, и легендарный Шамиль, более двадцати лет воевавший с могущественной Россией, вместе с 400 мюридами сдался князю Барятинскому (на фото слева ) и стал пленником Русского Царя. Наградами князю Барятинскому были чин генерал-фельдмаршала, высший орден Империи – св. Андрея Первозванного и полководческий орден св. Георгия II степени. В истории Русской армии он был наречен "Победителем Шамиля".

Шамиль был одарен большим умом; он был провозглашен имамом в 1834 г. и управлял своим народом не только с безпощадной строгостью, которую он считал необходимою, но имел сильное влияние на него, служа ему примером честности и нравственности. Однако представления горцев о ведении войны и о мощной России были, разумеется, нехристианскими. После своего пленения Шамиль не сомневался, что русские его рано или поздно убьют. Мысль о пощаде к нему Русского Царя была так несовместима с верованиями и правилами фанатика-магометанина, ревностного исполнителя шариата, что Шамиль тогда только освоился с мыслью о спасении своей жизни, когда он был осчастливлен великодушным приемом у Государя.

Шамилю не только сохранили жизнь, но предоставили дом в Калуге для проживания со всем семейством, во дворе дома построили мечеть, выделили 15 тысяч рублей годового содержания; сын его воспитывался в Пажеском корпусе. Такое великодушие было для него непостижимым, сердце его было побеждено и вскоре чувство безпредельной благодарности к своему Высокому Благодетелю сменило былое чувство ненависти.

Через несколько лет Шамиль написал Царю:

«Ты, Великий Государь, победил меня и кавказские народы, мне подвластные, оружием; Ты, Великий Государь, подарил мне жизнь; Ты, Великий Государь, покорил мое сердце благодеяниями. Мой священный долг как облагодетельстванного дряхлого старика и покоренного Твоею великою душою, внушить детям их обязанности пред Россиею и ее законными царями. Я завещал им питать вечную благодарность к Тебе, Государь, за все благодеяния, которыми Ты постоянно меня осыпаешь. Я завещал им быть верноподданными Царям России и полезными слугами новому нашему отечеству.

Успокой мою старость и повели, Государь, где укажешь, принести мне и детям моим присягу на верное подданство. Я готов принести ее всенародно.

В свидетельство верности и чистоты моих помыслов я призываю Всемогущего Бога, великого пророка Его Магомета и даю клятву пред недавно остывшим телом моей наилюбимейшей дочери Нафисат на священнейшем Коране. Соизволь, Государь, на мою искреннюю просьбу». (Шамиль на Кавказе и в России. Биографический очерк. Сост. М.Н. Чичагова. СПб. 1889)

А через несколько лет после принесения присяги на верность Царю Шамиля пригласили на свадьбу в 1866 г. в качестве почетного гостя, где он сказал во всеуслышанье: «Старый Шамиль на склоне лет жалеет о том, что не может родиться еще раз, дабы посвятить свою жизнь служению белому царю, благодеяниями которого он теперь пользуется ».

Выехав в начале 1870 года со всем семейством на богомолье в Мекку, Шамиль умер в г. Медине 4 февраля 1871 года.

Следуя его завету, чеченцы в дальнейшем верно служили русскому Царю, в том числе на военной службе. Известный историк-эмигрант , чеченец по национальности, говорил, что в покорении Кавказа «Россия проявила свою специфическую натуру, свойственную только ей: как завоеванные народы, так и добровольно присоединенные, Россия не считала колониальными, как делали в таких случаях западные державы, а считала эти народы подданными русского Царя... Поэтому русский империализм, в отличие от западного, не сводился к грабежам и насилию. Государственная тенденция была – сделать инородцев одинаковыми подданными русского царя. Между ними принципиальной разницы по национальности не делалось». Вместе с тем «Россия обязалась не вмешиваться во внутренние дела Чечни. Не посягать на чеченскую религию, обычаи. И это выполнялось».

Лишь большевицкая идеология, направленная на разрушение национальных традиций всех народов, стала позже причиной нового отчуждения чеченцев от Москвы и новых взаимных эксцессов.

В посткоммунистическое время мы видим, что тем же антирусским силам вновь удалось настроить против России чеченцев, забывших завет Шамиля...

После покорения Дагестана и Чечни Кавказская война продолжалась еще несколько лет в других районах. Ее окончанием принято считать покорение племени убыхов в урочище Красная поляна 21 мая 1864 г. Нужно сказать, что расширение имперской власти на северокавказские кавказские территории было закономерным и необходимым, поскольку Закавказье уже вошло в состав Империи и необходимо было обезпечить безопасную связь с ним. При этом насилие применялось только там, где встречалось вооруженное сопротивление. Поведение русских покорителей Кавказа можно характеризовать и таким эпизодом во время взятия Гуниба:

«В пещере, около которой происходила схватка Ширванского полка с мюридами, нашли женщину с грудным ребенком. Женщина была убита, а ребенка спас прапорщик Ширванского полка, Вриани. Командир полка, полковник Кононович, взял малютку к себе, окрестил ее, дал ей имя и положил ей на зубок значительную сумму денег. Кроме того, офицеры обязались до совершеннолетия девочки выплачивать ежетретно по несколько процентов получаемого жалованья. Таким образом, малютка стала дочерью целого полка и называлась Ниною Ширванскою" (из книги М.Н. Чичаговой "Шамиль на Кавказе и в России", 1889).

Обсуждение: 37 комментариев

    Думаю разум победит, и всё встанет на свои места и с той и с другой стороны. Все должны приложить усилия к оздоровлению страны. В единении наша сила!

    Полный бред

    Братья! Будем сильными,мужественными,трезвящимися и внимательными друг к другу!И подаст нам милосердный Бог благодать свою,утверждая нас в нашей Првославной вере и дарующий нам крепость и осознание того, что мы, Русские и есть Россия!В Вере,единстве и русском братстве наша сила.Пусть не горе объединяет нас,а земля наша и братолюбие друг к другу.Храни Господь всех любящих Россию.

    Всем коренным народам России давно понять,что враг у нас общий имя ему сатана, и слуги его верные. Посему вражда между нами только на руку, этому врагу. Вразуми нас милостивый Боже и направи нас на путь спасения, да не погибнути нам, но спастися и в разум Истины прийти.

    Да, у нас, православных, и у мусульман ОДИН ОБЩИЙ ВРАГ!

    Вот что написано в их священной книге Коране: " Разве ты не видел тех (иудеев), которые сдружились с народом, на который разгневался Аллах? Они ни из вас, ни из них; они клянутся ложно и знают это. Уготовал Аллах им сильное наказание. Поистине скверно то, что они делают! Свои клятвы они взяли как щит и отклонили от пути Аллаха. Им- наказание унизительное! Ни в чём не избавят их от Аллаха ни их имущества, ни их дети. Они обитатели огня, они в нём вечно пребудут. В тот день, когда Аллах пошлёт их всех и они станут клясться перед Ним, как клянутся перед Аллахом, и думают они, что уних какая-то основа. О! - ведь они лжецы. Овладел ими сатана и заставил их забыть воспоминание об Аллахе. Они - партия сатаны. О да, поистине, они партия сатаны, они - потерпевшие убыток ". Коран, СУРА 58 "АЛЬ МУДЖАДИЛА", ст. 15, 20د

    Вот полезнейший сайт, который ведёт исламист, друг православный патриотов Ахмед Рами, глубоко понимающий Русскую Проблему: http://www.abbc.net/

    Слава русскому оружию!Разумейте языцы и покоряйтеся,яко с нами БОГ!

    И всё же Кавказцы выбрали быть врагами Русским. Они решили сделать Россию своей полуколонией. Русские и Кавказцы несовместимы, и себе дороже будет за счёт Россиян холить Чечню. Враги они всегда враги, и они доказали то, что они-враги. Несовместимы мировоззрение, психология, традиции-и зачем вся эта бадяга? Отделить их и депортировать из России, цивилизованно, с компенсацией,-всё это сто раз окупится. Свободу России от Кавказцев и их криминала!

    Отделение не неизбежно как подметил Александр Н. это будет разумным решением.Единение только с белой Европой и единение только русских, без балласта в виде фино-угров, кавказа и прочих

    Россия многонациональная страна и этим всегда была сильна. Все те, кто выступают или действуют против этого,осознанно или неосознанно, чем бы они не прикрывались и какой-бы национальности не были - это враги нашей страны, а значит союзники тех кто хотел уничтожить нас всех в 1941г. и тех кто сейчас мечтает подорвать нас изнутри нашими же руками, как это было в 1991 г. и завладеть природными богатствами. Хватит заигрывать с пятой колонной. Их уже нужно давить.

    ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ДОКУМЕНТ И ЗАВЕТ ТОГО, КТО НА СВОЕЙ ШКУРЕ ПОЗНАЛ СИЛУ И ПРАВДУ РУССКОГО НАРОДА.

    Бред и враньё

    Что за чушь?!Он сдался в плен но такое письмо он никогда не отправлял!

    имам шамиль не мог такого писать

    Между понятиями взяли в плен и сдался в плен - большая разница, потому и в Мекку отпустили, следовательно все написанное им правда.

    Нравственно испорченные люди никогда не поверят что Шамиль писал это письмо.Они всегда будут кусать ласкающюю и дающюю им хлеб руку.Это мы видим на примере российских нац-меньшинств,а так же братьев наших меньших окраинцев.Шамиль был не таким,он был хорошим воином и нравственным человеком,потому и написал такое письмо,и завещание потомкам оставил.Поэтому всякие захары,дены и ахмады не верят,с нравственностью у них проблемы,а безнравственным людям нельзя помочь материально и морально тоже.

    Никакого плена не было; быть не могло, чтобы имам Шамиль сдался в плен неверным, потому что Мухаммад-Тахир аль-Карахи пишет: «И в последний час на горе Гуниб имам подходил к каждому мюриду отдельно и просил сражаться до конца, до смерти шахида. Но все отказались и просили имама принять предложение русских, выйти к ним на переговоры и заключить мирный договор». Вот что мы должны знать. Не было плена. Есть ещё доказательства: во-первых, когда имам вышел к царским войскам, он был вооружён до зубов, а мы знаем, что пленным не оставляют оружие, но имам был вооружён, и даже его мюрид Юнус из Чиркея, который был с ним, был вооружён. Во-вторых, имам поставил перед русскими условия, только после принятия которых он прекратит войну. Русские приняли его условия, и вступил в силу мирный договор.

    Условия были следующими:

    1. Не препятствовать Исламу в Дагестане.
    2. В Дагестане не распространять Христианство.
    3. Не развратничать.
    4. Не призывать горцев служить в царской армии.
    5. Не стравливать народы Дагестана друг с другом.

    Помимо этих, там было ещё множество условий, и все они были приняты.
    Когда имам пребывал в России, его очень уважали, и он однажды сказал: «Хвала Аллаху, Который дал русских, чтобы я вёл с ними газават, когда я был полон сил, и чтобы они почитали и уважали меня, когда я постарел и силы покинули меня». Абдурахман Сугури, когда услышал эти слова имама, сказал: «Вот это восхваление Аллаха (шукр) сравнимо с 25-летним газаватом».

    Тема такая что у мусульман(какими они не были бы) нет первосвященника. Ну например у христиан -патриарх, у католиков - папа,у других -главный шаман. Мусульмане в религиозно- общественной жизни живут общинами (религиозными) по этому у них на самом деле немеряное количество течений в плане религии и общинног строя.

    Такой бред, никогда бы Шамиль не написал.
    Шамиль ненавидел свиноедов и убивал их на каждом повороте горных перевалов.
    Вот что на самом деле писал Шамиль: "У русской армии длинный хвост и я режу их каждый день..."

    Смешно. Цирк. Ложь. Имам Шамиль то тосно знал как пишется имя нашего пророка с.а.с. это все русские сказки. Это не плен это временное перемирие было, с условием что позаолят нам соблюдать нашу религию и жить не как рабы. Тогда рабство было.

    Неужели чеченский историк Авторханов стал бы врать. А про чеченскую верную охрану Царя вы слышали? Это вы врете и своим детям и западу. Сами разорили свою Чечню своим тупым эгоизмом и разбоем. Но за наш счет Путин всё вам простил, все ваши преступления, убийства десятков тысяч русских и их рабство, изгнание сотен тысяч, завалил вас деньгами немеряными из русских регионов. А вы свиньи неблагодарные.

    почему вы говорите типа Имам Шамиль подходил каждому и все отказались сражаться как вы обьесните что Байсангур Беноевский наиб Имама Шамиля прорвался через тройное кольцо если он не хотел бы воевать он же рядом сним же был Имам здался плен это исторический факт он жил калуге я нечего не хочу сказать за Имама я очень увожаймый его когда он здался в плен он же говорил в Дагестане и Чечне и так хватает сирот если бы не Имам Шамиль не сражался бы 25 лет у нас не осталось бы своих традиции обычи я был в том вместе где Имама Шамиля провозгласили Имамом Дагестана и Чечни это было в чечне я очень уважаю дагестанцов Имам Шамиля

    Пишут - поставил Шамиль условие... заключил договор... а почему он жил в Калуге? Ездил от туда в Мекку?

    Слышал, что Россия раздала земли на равнине чеченцам и их старики завещали служить России. Оттого и батальон "Восток" существует. Похоже что правда.

    Полная ЧУШЬ... ЭТА борятинский поступала как мразь.уговорив Имама на переговоры и дав СЛОВО что не будет ни какого фальша и разайдутся Имам поверил этой твари вышел на переговоры борятинский окружил и схватил в плен. такой поступок совершает только конченый человек. И НИ КАКОГО ПИСЬМА НЕ БЫЛО.ваши историки лжецы как и вся ваша история... Так подло и лживо написать о Кавказской войне мог только ублюдок...

    И на счет Байсунгура. в Гунибе небыло ни Байсунгура и ни одного Чеченца. До Гуниба когда борятинский шел через Чечню в Дагестан все Чеченские Наибы сдались. Имам ТРИ раза собирал Наибов продолжать борьбу но они стали на сторону царьской армии и выступали уже против своих же... А то что Имам сдался сам в плен это СКАЗКИ историков ЕВРЕЕВ которые пытаются сделать Имама предаьелем таким образам вывести на нет Кавказскую войну и Имама в глазах Народов Дагестана и Чечни. До Имама Шамиля 19 лет Дагестан воевал против царьской Росии когда стал Шамиль Имамом он призвал Чеченцев. Черкесов на борьбу и длилась война 30 лет.49 лет - пол века шла война. Если бы весь народ Дагестана Чечни и Черкесы воевали против царской армии то не смогли бы завоевать Кавказ. И даже с таким малым количеством Мы воевали пол века 49 лет против такой громадной царьской армии

    Кавказ, Магомед, Гы-гы-гы и другие ЛЬВЫ ДАГЕСТАНА И ЧЕЧНИ. Ваша гордость не дает вам признать реальность и оценить по достоинству величие вашего Шамиля. Главный вопрос зачем Вы воевали с Россией? Что Вам плохого сделала Россия, кроме усмирения ваших разбоев? Зачем Вы первыми стали нападать на торговые пути, грабить, участвовать в англо-турецких интригах? Какое государство стало бы это терпеть? Если в этом ваша традиционная доблесть, которая возродилась и в 1990-е годы, то не сетуйте на то, что вас не любят. Мой покойный друг чеченский историк Авторханов с вами тоже не согласился бы:

    МВН Все что ты сейчас тут пишешь про нападения на торговые пути и разбои это ВРАНЬЕ.для своего оправдания. Чечня вошла в состав ДОБРОВОЛЬНО В 1781 году. Авары в 1805 году ДОБРОВОЛЬНО. но в 1810 году ваш ермолов.чтоб он в АДУ горел тварь. начал доносить царю что Авары живут по своей конституции своим законам свободно и нельзя их так оставлять.что другие народы в частности Грузия Азербайджан поднимут восстания против царского режима и стали вводить свои гнусные порядки Грцы стали возмущаться против этого беззакония и беспредела вот такими гнусными доносами и введения своих режимов ермолов начал войну в 1810 году в Дагестане. НЕ НАДО ПЫТАТЬСЯ ВАЛИТЬ ВИНУ НА НАС ЛЖИВОЙ ИСТОРИЕЙ НАПИСАННОЙ ВАМИ ЛЖИВЫМИ ОБВИНЕНИЯМИ...

    А в 1990-е опять-таки: кто начал? Вы тысячи русских убили, обратили в рабство, сотни тысяч изгнали, отняв их дома, и вам за это не стыдно (опять-таки "горская доблесть"), получаете от Путина огромные деньги на восстановление вами же разрушенного - это тоже лживые обвинения? Вряд ли вы лучше вели себя и в той войне XIX века... Знаю, что не все горцы такие, я вырос на Сев. Кавказе, но вы своим поведением дискредитируете всех...

    В 90тых вся Россия кричала на всю Страну долой жидов я это хорошо помню и помню как магазины были пустыми и кроме сосисок НИЧЕГО небыло. вот чтоб отвлечь русских от себя они и затеяли эту войну в Чечне. когда выводили войска из Чечни ОСТАВИЛИ ВСЕ ОРУЖИЕ так и вышли пустыми. оставив все оружие чеченцам. вот пока вы глазели на Кавказ на эту войну.жиды занимали посты и присваивали Россию в свои руки что до сих пор и делают и вас кормят тем что Кавказ плохой и во всем виноват. А насчет домов и русских сжигали гнали убивали вранье. чтоб злить русских против Кавказа это гнусная пропаганда. Вот тебе одна история. соседи у нас жили русские.в Дагестане. они продали дом за хорошую сумму. хотя соседи говорили зачем уезжаете но они говорили дети типа в Иванове нашли хорошие работы и там будут жить и мы туда поедем. когда уезжали все соседи
    провожали их.в разговоре они говорят типа скажем что беженцы.БЕЖЕНЦЫ. от них прямо душа отвернулась... Вот из за таких беженцев фальшивых и складывались впечатления о Кавказе плохо

    А на счет дотации типа вы нас кормите Дагестан и Чечню это наши деньги. за наш газ за нашу нефть которую вы качаете у нас. да и много других природных ресурс. так сто ВЫ нас не кормите вы нас ГРАБИТЕ...Дагестан и Чечня сама в состоянии себя кормить и без вашего участия

    Чтоб эти историки в аду горели лживые собаки...еще надо же так подло письмо сочинить.ни чести ни достоинства твари

    Уважаемый горец. Вы нарушили правила поведения на нашем форуме. Я бы мог еще позволить Вам тут как гостю станцевать лезгинку, но не использовать ругательства. Поэтому Ваши плевки в историю, историков и тем самым в доброе имя Шамиля и верных России чеченцев (каким был Авторханов) тут больше размещаться не будут.
    Кстати, у нас недавно размещен материал, опровергающий Ваши оправдательные фантазии насчет 1990-х: Невыученные уроки Чеченской войны. Беженцы из Чечни обвинили Правительство РФ в бездействии

    МВН Дагестан - дотационный, попрошайнический регион? дотация от России составляет 90% бюджета Дагестана. Это 4,3 миллиарда рублей. А теперь посмотрим, сколько забирает Москва у Дагестана: Рыба и рыбная продукция 1000 тонн = 250 млн. долл. Электричество 180 млн. долл. Овощи, фрукты 160 млн. долл. Амортизация дорог (авт., ж/д.,) 72 млн. долл. Нефть 120 млн. долл. Газ 30 млн. долл. Прочие драгоценные металлы 42 млн. долл. Я не пишу про закрытые шахты каменного угля в Ахтынском районе, урановые месторождения и радиоактивные захоронения, доходы от них миллиардами оседают в карманах мафии Москвы и Дагестана. Получается так, что у Дагестана, по самым грубым подсчетам, забирают 854 миллиона долларов, то есть 26 миллиардов рублей, а возвращают только 4,3 миллиарда рублей или 12%. Через Дагестан проходит автодорога международного значения, протяжённостью более 500 км. в начале 90-х годов, как начали бурно развиваться населённые пункты расположенные вдоль трассы Баку – Сухокумск, когда начали проезжать по нашим дорогам машины с номерами разных стран. Заметив это, Кремль испугался того, что Кавказ по экономическому развитию может опередить Россию и уйдёт из-под контроля. Первое что сделала Москва – создала банду ГАИшников-Дагестанцев (с обязательным присутствием одного ФСБшника), с помощью Магомедали и прочих холуев, приспешников Кремля, и начали терроризировать водителей иностранных машин, отбивая охоту водителей проезжать через Дагестан. Второе – наглухо закрыли границу с Азербайджаном, хотя при закрытии заявляли, что граница будет прозрачная, сейчас же мы знаем какая она прозрачная (она прославилась в народе как золотой мост, железные ворота, дьявольский форпост и.т. д.). Этими своими грязными замыслами Москва закрыла самое доходное место для простых людей, проживающих по трассе – это 850 населённых пунктов, с населением более 500 000 человек. Эта дорога могла обеспечить работой более 30% дагестанцев, не говоря об экономическом развитии, которое мог получить Дагестан. Мост между народами Юга и Севера, который налаживался, отрезали с корнями. Теперь резиновые галоши Иранского производства сначала попадают в Москву, затем продают нам по повышенной цене – разница в стоимости оседает в карманах москвичей. Вот это и есть современная Кавказская политика Кремля. Я здесь не пишу про морской порт, единственный не замерзающий, который способен 24 часа в сутки обрабатывать суда. Дагестан может выступить в роли перевалочной базы между Западом и Востоком и между Югом и Севером. Москве это не выгодно. Москве выгодно нас держать полуголодными, нищими, просящими всегда у них подачки. Потому-то Дагестан находится на последнем месте, то есть из 96 регионов, на 95. И после подобных пассажей нас заверяют, что мы – дотационная республика. Пусть нас оставят тогда в покое с нашей бедностью. Зачем так цепляться за столь нищий Дагестан?

    Причем тут Дагестан? Дагестанцы, в отличие от чеченцев, свою республику не разрушали, массовых преступлений против русских не устраивали, не поддержали дудаевскую "Ичкерию" и дали отпор нападению Басаева и Хаттаба в 1999 году. А что касается дагестанской экономики - я не специалист в этом вопросе, но разве Москва "забирает" у вас рыбу, фрукты и прочее перечисленное добро безплатно, разве вы на этом не зарабатываете указанные суммы? Вашими приемами можно не только дороги (кстати, кем построенные? как и ваша промышленность - кем создана на ровном месте?), но и дагестанский горный воздух можно оценить в золоте (типа: ветром его сносит в соседние русские регионы, но Кремль за это Дагестану ничего не платит). И неужели Кремль мешает вам самим закупать "резиновые галоши Иранского производства", которые "сначала попадают в Москву, затем продают нам (дагестанцам) по повышенной цене – разница в стоимости оседает в карманах москвичей"? - вот он, злобный оскал московского колониализма! Такими приемами можно извратить все, что угодно (как Вы это демонстрируете и относительно Шамиля). Ясно, что экономика всей РФ нездоровая, компрадорская, несправедливая. основанная на криминальной мафиозной прихватизации, и в этом ваши олигархи типа Керимова ничем не отличаются от русских по национальности (которых, впрочем, в олигархате заметно меньше, чем евреев и кавказцев).

    Уважаемый горец. Ваши новые сообщения удалены. Потому что вместо ответов на делаемые Вам возражения Вы только бездоказательно ругаетесь и уходите в сторону от темы этой статьи.

    Про некоторых горцев можно сказать только одно: "горбатого могила исправит.

Имам Шамиль - знаменитый вождь и объединитель горцев Дагестана и Чечни в их борьбе с Россией за независимость. Его пленение сыграло существенную роль в ходе этой борьбы. 7 сентября исполнилось 150 лет с того дня, как Шамиль был взят в плен.

Имам Шамиль родился в селении Гимры около 1797 года (по другим сведениям около 1799 года). Имя, данное ему при рождении, - Али - было изменено его родителями на «Шамиль» еще в детском возрасте . Одаренный блестящими природными способностями, Шамиль слушал лучших в Дагестане преподавателей грамматики, логики и риторики арабского языка и скоро стал считаться выдающимся ученым. Проповеди Кази-муллы (Гази-Мохаммеда), первого проповедника газавата, - священной войны против русских - увлекли Шамиля, который стал сначала его учеником, а потом другом и ярым сторонником. Последователи нового учения, искавшие спасения души и очищения от грехов путем священной войны за веру против русских, назывались мюридами.

Сопровождая своего учителя в его походах, Шамиль в 1832 году был осажден русскими войсками под началом барона Розена в родном ауле Гимры. Шамиль успел, хотя и сильно израненный, пробиться и спастись, Кази-мулла погиб. После смерти Кази-муллы его преемником и имамом стал Гамзат-бек. Шамиль был его главным помощником, собирая войска, добывая материальные средства и командуя экспедициями против русских и врагов имама.

В 1834 году, после убийства Гамзат-бека, Шамиль был провозглашен имамом и в течение 25 лет властвовал над горцами Дагестана и Чечни, успешно борясь против огромных сил России. Шамиль обладал военным талантом, большими организаторскими способностями, выдержкой, настойчивостью, умением выбирать время для удара и помощников для исполнения своих предначертаний. Отличаясь твердой и непреклонной волей, он умел воодушевлять горцев, умел возбуждать их к самопожертвованию и к повиновению его власти.

Созданный им имамат стал, в условиях далеко не мирной жизни Кавказа в те времена, уникальным образованием, своего рода государством в государстве , управлять которым он предпочитал единолично, не считаясь с тем, какими средствами это управление поддерживалось.

В 1840-х годах Шамиль одержал ряд крупных побед над русскими войсками. Однако в 1850‑х годах движение Шамиля пошло на спад . Накануне Крымской войны 1853 - 1856 годов Шамиль в расчете на помощь Великобритании и Турции активизировал свои действия, но потерпел неудачу.

Заключение Парижского мирного договора 1856 года позволило России сосредоточить против Шамиля значительные силы: Кавказский корпус был преобразован в армию (до 200 тысяч человек). Новые главнокомандующие - генерал Николай Муравьев (1854 - 1856) и генерал Александр Барятинский (1856 1860) продолжали сжимать кольцо блокады вокруг имамата. В апреле 1859 года пала резиденция Шамиля - аул Ведено. А к середине июня были подавлены последние очаги сопротивления на территории Чечни.

После того как Чечня была окончательно присоединена к России, война продолжалась еще почти пять лет. Шамиль с 400 мюридами бежал в дагестанский аул Гуниб.

25 августа 1859 года Шамиль вместе с 400 сподвижниками был осажден в Гунибе и 26 августа (по новому стилю - 7 сентября) сдался в плен на почетных для него условиях.

После приема в Петербурге императором ему была отведена для жительства Калуга.

В августе 1866 года в парадной зале Калужского губернского дворянского собрания Шамиль вместе с сыновьями Гази-Магомедом и Магомедом-Шапи принес присягу на верноподданство России . Спустя 3 года Высочайшим Указом Шамиль был возведен в потомственное дворянство.

В 1868 году зная, что Шамиль уже немолод и калужский климат не лучшим образом сказывается на его здоровье, император решил выбрать для него более подходящее место, каковым стал Киев.

В 1870 году Александр II разрешил ему выехать в Мекку , где он и скончался в марте (по другим сведениям в феврале) 1871 года. Похоронен в Медине (ныне Саудовская Аравия).

Падение Гуниба и пленение имама Шамиля, вопреки распространенному мнению, не привело к окончанию Кавказской войны, рассказали опрошенные “Кавказским узлом” историки. Сам образ Шамиля уже больше 150 лет используется властями для конъюнктуры и пиара, посетовали они.

После пленения Шамиля война продолжалась еще пять лет

После взятия Гуниба и пленения имама Шамиля “точка в Кавказской войне отнюдь не была поставлена”, напомнил старший научный сотрудник Центра изучения Кавказа МГИМО Вадим Муханов.

“На самом деле и официально, и фактически Кавказская война закончилась только через 5 лет. Ведь на северо-восточном Кавказе, в Чечне и Дагестане, была расположена лишь часть театра военных действий. Другим фронтом войны было Черноморское побережье, где царские войска вели боевые действия против многочисленных племен черкесов”, - рассказал корреспонденту “Кавказского узла” Вадим Муханов.

Вадим Муханов также указал, что на события Кавказской войны “сильное влияние оказала Крымская война”. “Её завершение подтолкнуло власти Российской империи к активизации политики на Кавказе и усилению давления в регионе. И первой вехой такой активной политики стало пленение имама Шамиля и прекращение широкомасштабной войны в Дагестане и Чечне”, - заметил Муханов.

Историк назвал бесспорным то, что имам Шамиль на момент взятия Гуниба “был знаковой фигурой для всего Кавказа”.

“Однако действительности не соответствует утверждение о том, что именно пленение имама Шамиля стало завершающим событием Кавказской войны. Это специфический стереотип, который распространён на востоке Кавказа. По моему мнению, там войну с Шамилем воспринимают как главную, а войну, к примеру, на Черноморском побережье - как второстепенную. С таким утверждением не согласятся представители черкесов”, - подчеркнул Муханов.

Именно пленением имама Шамиля в 1859 году “закончилась долгая Кавказская война”, отмечается в сообщении, размещенном на сайте “Музеи.рф”. О распространенности мнения о завершении Кавказской войны после пленения имама Шамиля свидетельствует и новостной сюжет “Первoго канала” от 6 сентября, в котором говорится о том, что “штурмом горного аула Гуниб в Дагестане закончилась Кавказская война”.

Со временем взгляды имама Шамиля “эволюционировали”

Вадим Муханов также обратил внимание, что в разные периоды “сама фигура имама Шамиля являлась противоречивой и двойственной”.

“С одной стороны, он был лидером борьбы горцев с Российской империей, главой имамата. Однако после 1859 года его статус меняется. Он становится военнопленным, хотя скорее его можно назвать “почётным пленником”. У него была огромная пенсия - 15 тысяч золотых рублей. Изменились и его взаимоотношения с высшим руководством Российской империи. Вплоть до того, что в 1866 году он и все члены его семьи принимают подданство империи. В Калуге он произнес текст присяги царю”, - напомнил Муханов.

Со временем взгляды имама Шамиля “эволюционировали”, также заметил Вадим Муханов.

“Имам Шамиль вел постоянную переписку с князем Барятинским, который пленил его. Трудно представить до 1859 года, что между ними могли быть какие-то близкие отношения, кроме как враждебной риторики. Но затем Шамиль и Барятинский стали друзьями”, - сказал Муханов.

“Одно из последних своих писем, незадолго до своей кончины в святых местах ислама, куда Шамиля выпустили из России для совершения хаджа, тот послал Барятинскому. В этом письме он просил Барятинского быть куратором его семьи и впредь помогать членам её. Фактически Шамиль озвучил мысль, что с Россией не обязательно воевать, с Россией можно договориться”, - добавил историк.

В целом, по мнению историка, неоднозначным является сам термин “Кавказская война”. “Это ведь были не только боевые действия между империей и племенами. Производился и сложный процесс “притирки” людей разных цивилизаций друг с другом. В Кавказской войне есть не только военно-политической измерение, но и человеческое. Люди учились смотреть друг на друга не только через ружейный прицел”, - привел свою точку зрения Муханов.

Апогей власти третьего имама приходится на 1843-1847 годы. Ведя освободительную борьбу под зеленым знаменем Пророка за построение государства, основанного на предписаниях Всевышнего, Шамилю удалось объединить почти всех горцев Дагестана и Чечни. Делом всей жизни Шамиля стало создание имамата - теократического государства, базирующегося на принципах шариата , отмечается в размещенной на “Кавказском узле” в разделе “Персоналии” биографии имама Шамиля.

На имени Шамиля пиарятся чиновники и экстремисты

Историк также заметил, что в историографии “оценки имама Шамиля были различными и это сказалось и на общественном мнении о нём”.

“В царское время были свои клише об имаме. После революции он был объявлен лидером национально-освободительного движения. Но в конце 1940 - начале 1950-х гг на него навесили ярлык “агента султанской Турции” и “британских империалистов”. После смерти Сталина оценки имама Шамиля постепенно стали выравниваться. Определённая разница в оценках существовала, но была она в рамках единого научного пространства”, - заявил Муханов.

При этом в советское время фигура имама Шамиля “находилась в неких академических рукавицах”, считает историк. А в 90-е годы возникла обратная ситуация.

“События 1990-х и 2000-х годов резко стимулировали общественно-политический интерес к деятельности Шамиля. Появились байки, например, о вероломстве русских офицеров, которые обманули имама Шамиля. Стали появляться утверждения, что сдачи в плен не было, и штурма Гуниба не было, и все на самом деле переврали. При этом доказательной базы нет, но этому верят, потому что общественный дискурс таков”, - посетовал Муханов.

По его словам, “фигура имама Шамиля стала использоваться и разными политическими силами”. “С одной стороны, разные отсылки к имаму Шамилю использовал бывший глава Дагестана Абдулатипов. Много мероприятий устраивалось в Дагестане для пиара на имени имама Шамиля. С другой стороны, были и есть люди, которые видят в Шамиле только лидера антироссийской борьбы”, - сказал Муханов.

В июле 2017 года Рамазан Абдулатипов заявил о том, что “более выдающейся личности, чем имам Шамиль, в истории Дагестана не было и нет”. “В конце своей жизни, став подданным российского государства, дворянином, имам Шамиль завещал нам жить в мире и согласии с русским народом и Россией. Ярким символом этого единства является культурно-исторический комплекс “Ахульго” – мемориал общей памяти и общей судьбы, первый мемориал, построенный после Кавказской войны, который мы торжественно открыли в 2017 году”, - приводились слова Абдулатипова в релизе, размещенном на сайте главы Дагестана.

Шамиль показал, как можно договориться с горцами

В свою очередь старший научный сотрудник Центра изучения Кавказа МГИМО Михаил Волхонский также указал, что на Кавказе “вокруг личности Шамиля постоянно ведутся споры”.

По его оценке, основным камнем преткновения в дискуссии о личности имама Шамиля является то, считать ли его “исключительной лидером сопротивления горцев или человеком, который эволюционировал во взглядах и пошел на компромисс”.

“Большинство в среде северокавказской интеллигенции уверены, что компромисса со стороны Шамиля не было. По их мнению, его либо обманули во время осады Гуниба, либо он был вынужден сдаться под давлением обстоятельств”, - сказал корреспонденту “Кавказского узла” Волхонский.

“При этом Шамиль показал и русской администрации, и русской армии - каким образом можно договориться с горцами”, - считает Волхонский.

Имам Шамиль является “исторической личностью номер один на Кавказе”, уверен Хаджи Мурад Доного, профессор истории Дагестанского государственного университета, автор книги “Имам Шамиль. Последний путь”.

“Но некоторые люди, далекие от истории, поливают грязью имама Шамиля за то, что он сдался, дал присягу царю”, - заявил корреспонденту “Кавказского узла” Доного.

Падение Гуниба, пленение Шамиля и последующая его жизнь в России “являются весьма сложными событиями, которые почти еще не изучены”, отметил историк.

“Например, клятвенное обещание Шамиля было средством, позволившем ему уехать из России в святые земли Ислама, где он и окончил свой жизненный путь. Без паспорта, без документа, являясь фактически пленником, он не мог покинуть Россию. После клятвенного обещания Шамиля ещё 3 года не пускали в Мекку и Медину. А затем царь отпустил его, но фактически оставив в качестве заложников его сыновей с семьями”, - рассказал Хаджи Мурад Доного.

Село Гуниб расположено в центре Нагорного Дагестана. Осадные работы вокруг Гуниба были начаты 23 августа по старому стилю. Атака началась 25 августа.

К 9 часам с западной стороны на Гуниб поднялись части Дагестанского полка, и практически вся гора была в руках штурмующих. Исключение составляли несколько построек в самом ауле, где укрылись Шамиль и 40 оставшихся в живых мюридов. К 12 часам на Гуниб поднялись генерал Барятинский и другие военачальники. К Шамилю был направлен парламентёр с предложением прекратить сопротивление.

Сейчас в селе находится так называемая Царская поляна, на которой в 1871 году император Александр II устроил широкое застолье в честь окончания Кавказской войны.

Чтобы император смог сократить путь, через Верхнегунибскую гряду был пробит тоннель и выстроена дорога по Карадахскому ущелью, следы которой сохранились и поныне, говорится в справках "Дагестан туристический: путешествие в край гор и горцев " и "Туризм в Дагестане: отдых на побережье Каспия " в разделе "Справочник" на "Кавказском узле".

Имам Шамиль не хотел быть “почетным пленником”

Доного также напомнил о приеме, который устроили в Османской империи Шамилю, в первую очередь мухаджиры - среди которых были и дагестанцы, и чеченцы, и черкесы, на всем пути следования до Мекки.

“Шамиль всю свою жизнь соотносил с шариатом. Никто не может сказать, что он сделал бы в нарушение шариата. И давая клятвенное обещание царю, он был уверен в дозволенности такого шага с точки зрения Ислама. Тем более, по его предложению, текст присяги был изменен специально для него. Этот шаг нужен был ему, чтобы перестать быть «почетным пленником»”, - полагает историк.

Доного подчеркивает, что для Российской империи “было нужно, чтобы Шамиль ушел с политической арены”. “Но принятие подданства отнюдь не всеми в руководстве империи воспринимался как удачный ход для этого. Ведь таким образом Шамиль становился “согражданином”, и его влияние могло быть усилено. Нельзя упускать из виду и то, что до пленения Шамиль возглавлял первое настоящее государство на Кавказе”, - рассказал историк.

По его мнению, у Северо-Кавказского имамата, которым руководил Шамиль, были все атрибуты государства. “В государстве во главе с Шамилем проявляли заботу о вдовах, малоимущих, людях, пострадавших от войны, было желание вершить справедливый суд. Да, это государство было бедным и воюющим. Но в этом не была вина Шамиля. Ведь военная политика Петербурга не предполагала примирения с “дикарями”, - добавил профессор Дагестанского университета.

При этом образ Шамиля часто использовали противоборствующие стороны, обратил внимание Доного.

“Например, в годы Великой Отечественной войны немцы, зная отношение к Шамилю на Кавказе, эксплуатировали его имя. Одна из военных операций германских войск носила название “Имам Шамиль”. В то же время и советская сторона использовала его имя. Так, в честь Шамиля была названа танковая колонна, собранная на деньги дагестанцев. В годы войны СССР в Афганистане афганские моджахеды рассказывали об имаме Шамиле в своих прокламациях для соотечественников, напоминая о его борьбе с Россией. Во время чеченских войн противоборствующие стороны тоже обращались к личности имама Шамиля”, - резюмировал Доного.

Народы Дагестана сохранили в фольклоре память о войне

В фольклоре почти каждого дагестанского народа встречаются произведения, посвященные завершению Кавказской войны, отметила кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы народов Дагестана Дагестанского госуниверситета Хазинат Аминова.

“Это песни, отдающие дань подвигу Шамиля, и при этом выражающие отчаяние народа, проклятие тех, кто их предал. Фактически они выразили свои чувства к произошедшим событиям”, - рассказала корреспонденту “Кавказского узла” Хазинат Аминова.

В качестве примера она привела произведение “Плач девушки из Дучи” из фольклора лакского народа, посвященное пленению Шамиля. “Автор данного произведения проклинает всех, кто принимал участие в пленении Шамиля”, - сказала Аминова.

По ее словам, народы Дагестана через народный фольклор “пытались передать историческую память о Кавказской войне и образ горца”.

Шамиль выстроил успешную военно-политическую систему

Имам Шамиль “является выдающейся личностью, феномен которой изучен не до конца”, считает сопредседатель общероссийского движения "Российский конгресс народов Кавказа" Деньга Халидов.

По его мнению, деятельность имама Шамиля “подняла горцев Северного Кавказа на более высокую ступень политической самоорганизации”. Признаком успешности военной и политической системы, выстроенной Шамилем, является тот факт, что царские власти после окончания Кавказской войны “лишь частично демонтировали данную систему”, заявил корреспонденту “Кавказского узла” Деньга Халидов.

Территория имамата делилась на несколько административных единиц, которые именовались наибствами. Их возглавлял военный губернатор - наиб. За все время правления (1834–1859) Шамиль учредил более сорока наибств, отмечается в книге "Кавказская война. Семь историй” Амирана Урушадзе - кандидата исторических наук, доцента кафедры отечественной истории ЮФУ. Фрагменты книги находятся в открытом доступе на сайте “Литклуб”.

Амиран Урушадзе отметил, что первоначально права наибов во вверенных им областях были почти безграничны. “Власть, как известно, развращает. Испортила она и многих наибов имама. Некоторые из них стали руководствоваться в управлении не государственными и общественными интересами, а личными прихотями”, - пишет Урушадзе.

В своей книге он подчеркнул, что пытаясь ограничить наибский произвол, Шамиль разработал «Низам» (от арабского слова «дисциплина») - свод законов, который регламентировал различные стороны жизни государства горцев. “Им предоставляется вести дела только военные. Сим низамом запрещается вручать одному лицу две должности для того, чтобы устранить всякое сомнение народа относительно наиба и пресечь всякие дурные и подозрительные помышления о нем”, написал Урушадзе.

В тот день, 6 сентября 1859 года, фактически закончилась Кавказская война, длившаяся, по оценкам современников, несколько десятилетий. Штурм горного аула Гуниб в Дагестане, где укрывался со своим отрядом Шамиль, стал последним крупным сражением той войны.

"Единственный доступ на вершину Гуниба составляла крутая тропа, над которой горцы устроили завалы и поставили пушку. С других сторон аул казался недоступным", - так описывали убежище Шамиля участники штурма. Тем не менее, солдаты под обстрелом и градом камней продвигались метр за метром вверх по тропе. Она настолько крута, что солдатам даже позволяют заменить форменные сапоги на лапти и обмотки, чтобы было сподручнее карабкаться.

Перелом в осаде наступает, когда добровольцы Алшеронского полка, по лестницам и веревкам подобрались к неприятельской заставе. Горцы их заметили и открыли огонь. Алшеронцы бросаются в штыковую.

На встречу с князем Барятинским из осажденного аула Гуниб имам Шамиль выехал на лошади. За сотню шагов до места, где от него ждали объявления о прекращении войны, лидеру горцев предложили спешиться, и остаток пути он проделал пешком. На месте, где стоит беседка, сидя на камне, его поджидал командующий царскими войсками.

Есть две версии, почему Барятинский сидел. Первая, у него была подагра, а ждать именитого пленника пришлось долго. Вторая, победитель принимал побежденного сидя, подчеркивая свое превосходство. По легенде, когда Шамиль шел к Барятинскому кто-то из горцев его окликнул, в расчете, что он повернется и его можно будет убить. Стрелять в спину считалось позором. Шамиль не обернулся. Это - легенда.

Достоверно известно другое. При появлении Шамиля солдаты закричали "ура". Еще до официального объявления, стало ясно, что это конец Кавказской кампании, которая началась еще в эпоху Николая I, а закончилась уже при Александре II.

Позже, в память о главном событии Кавказской войны здесь поставят беседку. Она простоит полтора века. В 1995 году, когда в Чечне начнется первая война, ее и памятный камень взорвут неизвестные.

Исрапил Абдулаев, краевед: "Он был больше размером, после взрыва часть разломилась. Но надпись сохранилась - "1859 год".

Исрапил восстановил беседку год назад, точную копию старой. Но и ее в покое не оставляют. Исрапил надписи исправно стирает, а новые также исправно появляются вновь.

В той Кавказской войне только по официальным данным армия потеряла около 25 тысяч убитыми и 65 тысяч ранеными. В донесении военному министру через день после пленения Шамиля князь Барятинский писал: "После 50 лет кровавой борьбы настал в этой стране день мира". В 1859 году командующему русскими войскам казалось, что теперь уж Кавказ усмирен навсегда.