Почему нет лета в году. Аномальное явление или каприз природы: климатологи назвали причины холодного лета

Первая причина – аномальный нагрев Земли. Дело в том, что мезосфера и другие слои воздушной оболочки сильно нагреты. Из-за этого температура на Земле медленно снижается. Ученые предвещают последствия такой погоды – наступит не глобальное потепление, а глобальное похолодание, которое может привести к ледниковому периоду.

Холодное лето 2017 года: причина аномальной погоды вторая.

Вторая причина – запуск китайского спутника под названием «Мо-Цзы». Он является первым спутником, который предназначен для квантовой передачи информации на Земле. В ходе миссии исследуется механизм квантовой запутанности, а также проводится тестовая квантовая телепортация. Первые эксперименты прошли удачно, но потом что-то пошло не так. Когда спутник начинает передавать информацию, в атмосфере увеличиваются отрицательные аэроионы, которые способствуют ухудшению погоды. На Земле образуются ураганы и ливни. Кроме того, в стратосфере появились монополя. В последний раз они были замечены в 1816 году, который был прозван годом без лета. Тогда основной причиной холодного лета стало извержение вулкана Тамбора. Какой бы абсурдной эта причина ни была, мировые специалисты считают, что оборудование на спутнике и проводимые квантовые операции действительно могут повлиять на погодные условия планеты. Но они же сообщают, что в скором времени все должно нормализоваться, и наступит долгожданное лето.

Холодное лето 2017 года: причина аномальной погоды третья.

Третья причина – «североатлантический блок». По словам метеорологов, «североатлантический блок» – это антициклон. На среднем уровне тропосферы сформировался мощный гребень высокого давления, который не пропускает воздушные массы с запада на восток. Сейчас этот блок находится в Великобритании, поэтому в Россию поступает только арктический воздух. Каждая из этих причин может по-своему влиять на планету в целом, но пока что итог один – наблюдается аномально холодное лето. Остается лишь надеяться, что июль и август 2017 года принесут гражданам России немного больше тепла, чем июнь.

Падающую в Московском регионе с неба во второй день календарного лета белую субстанцию кто-то определил как град, кто-то как снег. Скорее, в разных районах было и то и другое. «Ридус» попытался выяснить, что это за явление и почему это безобразие происходит в первый месяц лета.

Никакого особого безобразия с погодой в этом году не происходит, надо просто хранить в памяти погодные условия прошлых лет, заступается за природу ведущий метеоролог «Гисметео» Леонид Старков.

«В 2016 году аналогичная погода - со снежной крупой - наблюдалась 6−7 июня. И дневная температура тогда не поднималась выше +9. Обычно такое промежуточное состояние осадков между снегом и градом характерно для периодов резкого похолодания в теплый период. Но в этом году устойчивого теплого периода как такового еще не было - средняя температура мая составила всего +10,9 градуса, это самый холодный май за последние 16 лет», - сказал он «Ридусу».

До этого такие же холодные маи наблюдались в 2001 и 2008 годах, но тогда среднемесячная температура немного превышала 11 градусов.

Судя по кадрам фильма «Холодное лето пятьдесят третьего», погода в Москве тогда тоже стояла не пляжная

Если поднять дневники наблюдений за еще более ранние периоды, то в 1999 году средняя температура мая составила вообще 8,7 градуса. Поэтому нынешняя «зеленая зима» метеорологов ни удивляет, ни тем более не пугает.

«На самом деле, если уж тревожиться, то это следует делать не из-за того, что лето будет мало отличаться от зимы, а из-за возможности повторения лета 2010 года, когда Россия горела в течение всех летних месяцев. Все семь прошедших после той засухи лет в СМИ только и пугают, что теперь каждое лето будет таким. А вот выдалось холодное лето - СМИ снова панику нагнетают», - хмурится Старков.

9 июня в столице днем температура должна повыситься до 25−30 градусов, и можно уверенно предсказать, что в СМИ заговорят о «глобальном потеплении».

Пермское лето в этом году побило все рекорды: температура ни разу не поднялась выше плюс 25. А средняя составляет всего 14 градусов. Зато воды нынче хоть отбавляй. Только за первые шесть дней июля выпала месячная норма осадков. У некоторых продавцов торговых центров появилась даже примета: дождь с утра - покупателей не жди. От этого в плане прибыли особенно страдают магазины одежды, купальников и прочих летних аксессуаров.

Да, поток покупателей в этом году стал немного меньше, - говорит старший продавец одного из магазинов, специализирующихся на продаже женской одежды. - Но если говорить о продажах в целом, то они держатся примерно на уровне прошлого года. Ведь дамы все равно предпочитают обновлять гардероб. Разница, может, только в том, что вместо сарафанов покупательницы берут более закрытые платья.

Ну, и, разумеется, никто не отменял отпусков. По свидетельству большинства опрошенных "РГ" продавцов, купальники и парео пользуются таким же спросом, как и раньше.

В этом году у нас купальники идут просто на ура, - говорит продавец Елена. - Думаю, причина тому - возобновление полетов в Турцию.

Даже традиционные летние скидки начались не во всех торговых точках. А там, где сезонное удешевление одежды стартовало, они не превышают 50 процентов.

Больше всего жалуются на отсутствие спроса продавцы солнцезащитных очков: количество ясных дней в Прикамье нынче буквально стремится к нулю. Впрочем, тут все решает цена. Китайские очки от 800 до 1,5 тысячи рублей берут при любой погоде. Они используются чаще как аксессуар для поддержания прически. А вот продавцы более дорогих - в ценовой палитре, начиная от 4-5 тысяч и выше - грешат на погодные условия.

Самые удачливые нынешним летом в Перми, пожалуй, это продавцы зонтов.

Современные зонты, особенно не очень дорогие, быстро ломаются, - рассказывает продавец отдела "Сумки" Ольга. - Многие их теряют, забывают. А поскольку сейчас это, наверное, самый востребованный предмет в жизни, то покупают их достаточно охотно.

Холодное лето очень по-разному сказалось на продажах летних коллекций одежды в кировских магазинах. Если одни предприниматели этого практически не почувствовали, у других продажи упали в несколько раз. Меньше всего пострадали в нынешней ситуации те, кто не ориентируется на сезонность и имеет постоянный ассортимент. Это, в частности, отметили в сети магазинов, торгующих одеждой больших размеров. Поток покупателей такой же, но берут в основном более теплые вещи, чем обычно.

Практически нет снижения продаж и у тех, кто занимается обувью. Падение составило несколько процентов. Это связано с тем, что исключительно летняя обувь, такая как босоножки, занимает небольшую часть ассортиментного ряда. К тому же обувь редко покупается на один сезон. В такие магазины не пришли в основном покупательницы, которые постоянно гонятся за модой. Но таких немного, а в последние годы из-за падения доходов - и вовсе единицы.

Снижение продаж летней обуви в торговой фирменной сети сейчас составляет 6,5 процента, - отмечает, в свою очередь, главный специалист по ассортименту обувной фирмы "Юничел" Елена Бродацкая. - В нашем ассортименте также есть резиновая обувь. Казалось бы, ее продажи должны были подрасти из-за такого дождливого лета, но этого не произошло. Не только погода повлияла на снижение продаж босоножек и сандалий, но и общее снижение потребительского спроса. Люди продолжают экономить.

Бороться с падением продаж бизнесмены пытаются разными способами. Одни заменяют часть ассортимента на более теплые вещи. Например, вместо открытых блузок без рукавов дозаказывают у поставщиков более теплые, с закрытым воротом и длинными рукавами. Но на это идут немногие. Причина в том, что договор с поставщиками подписывается заранее и замена ассортимента "на ходу" снижает возможность выторговать различные скидки, которые предоставляются, если покупать товар загодя. Поскольку всем надо планировать свою работу.

Наш магазин традиционно очень сильно меняет коллекцию, в зависимости от сезона, - говорит Анастасия, менеджер одной из точек в кировском торговом центре, - и для нас нынешнее лето настоящая катастрофа. Падение продаж по сравнению с прошлым летом, в два-три раза. Переходить на осеннюю коллекцию, а мы это традиционно делаем 15 августа, уже просто бессмысленно. Тем более мы по соседям, у которых есть вещи потеплее, видим, что к ним тоже не особо идут. Остается одно - ждать погоды.

А вот в сегменте спорта и фитнеса игроки такой погоде, безусловно, радуются: если традиционно рынок падает, отпускной период и летние "наружные" виды отнимают значительную часть аудитории фитнес-клубов и студий, то этим летом сезон не ударил по отрасли значительно. Так, в компании FITMOST ожидали падение продаж на 30 процентов, опираясь на результаты прошлого года, однако удержали их на уровне непиковых месяцев.

Еще лучше себя чувствуют те, кто занимается доставкой готовой еды на дом. Как рассказал "РГ" управляющий директор компании Delivery Club Андрей Лукашевич, в мае количество заказов еды у них составило больше 840 тысяч - это в два с половиной раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Как и многие интернет-сервисы, мы видим влияние температуры на заказы - похолодание всегда приводит к их росту. Например, мы заметили, что дожди приводят к значительному увеличению доставок еды: в некоторые дни рост заказов достигал 19 процентов по сравнению с обычными буднями, - отметил Андрей Лукашевич.

Не все так однозначно у тех, кто продает товары для сада и огорода.

В категории "Товары для выращивания рассады", куда входят пластиковые емкости и торфяные горшочки, высокий сезон наблюдается с конца зимы до марта. Из-за неблагоприятных погодных условий нынешней весны сезон продаж увеличился на четыре недели, что привело к росту выручки примерно на 12 процентов, - говорит генеральный директор компании "ГазонCity" Павел Акопов. - Однако в других товарных категориях, например "Семена газона" и "Удобрения для газона", произошло существенное запоздание старта продаж. Мы только сейчас нагоняем обычный объем.

Марк Гойхман, ведущий аналитик ГК TeleTrade:

Аномально холодная погода мая-июня привела к аномалиям и в продажах традиционно летних товаров. Ретейлеры одежды жалуются на уменьшение выручки на 15-20 процентов по сравнению с тем же периодом прошлого года. Однако пока сезон не заканчивается, и продавцы не спешат принимать радикальные меры. Хотя, по опросам, готовы при продолжении снижения спроса предлагать товары на распродажах. Значительно упала продажа "летнего продовольствия": мороженого - на 10-25 процентов, шашлыка, морсов и кваса - на 20. Такие потери вряд ли удастся восстановить. Хотя следует учесть поговорку "свято место пусто не бывает". Например, продажи зонтов, которые стали основным атрибутом лета, поднялись в сети "Перекресток" на 136 процентов. А падение продаж вентиляторов и кондиционеров в июне на 30-50 процентов компенсировано двукратным увеличением спроса на обогреватели.

Запущенный Китаем в августе 2016 г. первый в мире спутник квантовой связи вполне может быть причиной аномальных погодных явлений весны-лета 2017 г.

Ну конечно же, не сам спутник, а то оборудование, что находится на его борту и с которым активно производятся эксперименты, последствия которых учёные не могут предсказать даже теоретически.

Сама миссия «Квантовые эксперименты в космическом масштабе» (Quantum Experiments at Space Scale, QUESS) была рассчитана на два года.

С помощью аппарата ученые планировали протестировать квантовое распределение ключа между спутником и наземными станциями и отработать проведение защищенных сеансов связи между Пекином и Урумчи. Также в ходе миссии должен был быть исследован механизм квантовой запутанности и проведена тестовая квантовая телепортация между наземной станцией в Тибете и спутником.

Однако после первых удачных экспериментов, частично подтвердивших теоретические выкладки, что-то пошло не так.

Во всяком случае, мониторинговые службы России и США отметили резкое (на 3-4 порядка, т.е. в 1 000 - 10 000 раз) возрастание количества отрицательных аэроионов на солнечно-синхронных орбитах высотой от 380 до 600 км. При этом сам спутник запущен на орбиту высотой 500 км.

Кроме того, отмечено появление в стратосфере (и несколько случаев - в тропосфере, в области тропопаузы) монополей, чего не наблюдалось с 1816 года, прозванного, за необычайно холодную погоду в Северном полушарии, год без лета.

Фото монополей на границе тропосферы и стратосферы

Всё это может быть результатом нестабильной (как вариант - нештатной) работы главного узла спутника «Мо-Цзы» (Micius) - синхронно-дуплексного коагулятора на тригенных куаторах, воспроизводимость параметров которых до сих пор оставляет желать лучшего.


Китайский квантовый спутник «Мо-Цзы». Справа видна антенна гравитационного дефлектора

Хотя при монтаже и производился тщательный отбор комплектующих, гарантий, что их параметры в условиях открытого космоса не "поплыли", нет никаких.

Пока что специалисты отмечают, что серьёзные последствия, скорее всего, не наступят - атмосфера обладает громадной инерционностью, и скорее всего, за 5-6 лет "успокоится" сама собой.

Однако некоторые из них отмечают, что есть риск критической разбалансировки гравикомпенсаторов, обеспечивающих синхронность передачи квантового состояния частицы (системы частиц) на расстояние. Для этого используется разнесённая на расстояние пара сцепленных (т.н. запутанных) частиц.

Согласно квантовой механике, даже при удалении таких частиц друг от друга они сохраняют информацию о состоянии своего партнера. Такие запутанные частицы нарушают принцип локальности, что может привести к неконтролируемому выбросу гравитонов в сторону ближайшей массы.Так как спутник находится близко от Земли, ближайшей тяготеющей массе, то и выброс будет направлен в её сторону.

Напряжённость гравитационного поля в области диаметром до 1 000 км, попавшей под выброс, в этом случае вырастет в 5-15 (по разным оценкам) раз.