Подготовка к урокам литературы(Все сочинения приведены для примера). «Мороз, Красный нос» (анализ поэмы)

Николая Алексеевича Некрасова по праву называют певцом народа. Народ, народная жизнь во всем ее богатстве и многообразии отражается в каждой строчке его произведений. Наверное, нет другого поэта, который с такой безмерной любовью и восхищением воспел бы образ русской женщины - «величавой славянки». Безграничным душевным здоровьем пышут героини стихотворений и поэм Некрасова. Одним из самых ярких женских образов выступает Дарья из поэмы «Мороз, Красный нос». С искренним восхищением описывает автор русскую женщину:

* Красавица, миру на диво,
* Румяна, стройна, высока.
* Во всякой одежде красива,
* Ко всякой работе ловка.

Любая работа спорится в ее руках: «Я видывал, как она косит: что взмах - то готова копна». На смену трудовым будням приходят веселые праздники - и тогда всех вокруг удивит она своим задором, удалью, «сердечным смехом», песнями и плясками. Никакая беда не испугает русскую женщину:

* Коня на скаку остановит,
* В горящую избу войдет!

Непросто сложилась жизнь героини Некрасова, «три тяжкие доли» выпали ей:

* И первая доля: с рабом повенчаться.
* Вторая - быть матерью сына раба,
* А третья - до гроба рабу покоряться.

Разве что не пришлось « рабу покоряться» (жили Дарья с мужем в любви и согласии), но пришлось с ним безвременно расстаться. Ни слова жалости на свою судьбу ни разу в жизни не проронила гордая женщина. Терпеливо сносит она все тяготы жизни, голод, холод, непосильный труд. Более того, сама себе не позволяет героиня сидеть без дела и к бездельникам и лентяям не испытывает жалости. Именно в работе видит она свое спасенье - и потому семья ее не знает нужды. И все же болью и отчаянием пронизаны строки поэмы, посвященные несчастливой судьбе Дарьи. Как ни мужественно держится женщина в любой ситуации, но горе и несчастья подкашивают ее.

В своей поэме Н. А. Некрасов показал, как тяжелая судьба сломила гордую русскую красавицу. Но, читая произведение, мы постоянно чувствуем, что автор не перестает восхищаться внутренней силой крестьянки, богатством ее духовного мира, безграничными талантами и способностями русской женщины. А еще автор высказывает твердую веру в то, что такая духовная сила способна в конечном итоге победить. Эта мысль звучит не только в поэме « Мороз, Красный нос », но и во многих других произведениях поэта.

На первый страницах поэмы читатель знакомиться с бедной русской семьей, в которой случилось страшное горе - умер кормилец и глава семейства - Прокл. Из-за того, что семья была очень бедная, домочадцы сами готовились к похоронам: отец рыл на кладбище могилу, мать искала гроб, а жена покойного Дарья шила своему мужу последний саван для захоронения.

Анализ «Мороз, красный нос»

Дарья - женщина с тяжелой судьбой - была женой нищего человека и матерью его детей,однако благодаря силе, выносливости и трудолюбию, свойственным всем российским женщинам, она смело выносила все трудности и переложила на свои женские плечи заботы о семье. Благодаря неуемному труду, в семье женщины всегда был уют, горячая пища, одежда для детей и тепло.

Но делая приготовления к похоронам мужа, Дарья почувствовала себя слабой, у нее не было сил смириться с горем, постигшим ее. Однако даже когда похороны закончились, женщина не имела возможности плакать, вернувшись домой с кладбища, она увидела, что дети не кормлены, а в избушке стоит холод. Дарья поехала в лес, чтобы взять там древесины для растопки печки, и только в лесной чаще позволяет себе громко заплакать, оплакивая покойного любимого мужа и свою долю.

Малость успокоившись, она погрузила дрова на тележку и уже собралась домой, как вдруг из далека послышался голос Мороза - воеводы. Мороз манит женщину своей ледяной булавой и обещает ей тепло и спокойствие в своем царстве. Дарью посещает введенье - она видит своего живого мужа, детей и летнюю природу. Ей становиться необычайно тепло и радостно на сердце. В этот момент душа женщины покинула тело, вдова умерла в лесной чаще.

«Русские женщины» в сокращении

Поема повествует читателю о героизме и смелости жен осужденных русских декабристов - княгинях Трубецкой и Волконской. Зимой 1826 года, княгиня Евгения Трубецкая отправляется в Сибирь, в след за своим ссыльным мужем. Длинная, трудная дорога навевает ей контрастные воспоминания о свадебном путешествии в Италии.

В дороге перед княгиней восстает та Россия, о которой она ранее не подозревала: нищая, с холодными избушками и голодными детьми. Прибыв в Иркутск, Трубецкая отказывается жить в отдельном доме, и, подписавши заявление о добровольном отказе от своих свобод, идет в барак к своему мужу. Губернатор поначалу очень жестоко обращался с княгиней, однако после того, как она заявила, что готова пройти сотню километров пешком, так же как и ее супруг, чиновник расплакался и смилостивился над ней. Он подарил княгине пар лошадей, для того, чтобы хоть на йоту облегчить ее будущую лагерную жизнь.

Вторая часть поемы состоит из рассказов еще одной княгине, которая последовала за своим осужденным мужем, Марии Волконской. В юности княжна Мария не имела отбоя от воздыхателей: она была образована, красивая и хорошо воспитанная. Однако сердце девушки оставалось холодным к череде поклонников. Отец девушки насильно выдал ее замуж за намного старше ее, князя Сергея Волконского. Спустя год после свадьбы, молодая женщина родила сына.

В это время, в Петербурге разворачивалось декабристское восстание, в котором активное участие принимал и ее супруг. Узнав о том, что мужа приговорил к ссылке, Маша почувствовала, что любит его и приняла решение последовать за ним в Сибирь. Сергей, не ожидавший встретить свою жену в лагере, был одновременно смущен этой встречей, и не сказано рад, так как сомнения в том, что молодая Мария его не любит, сразу развеялись.

Самоотверженность героинь поэм

Героини поем Н. А. Некрасова - это не вымышленные персонажи. Это настоящие русские женщины, которым не страшны никакие препятствия. Они смело идут навстречу судьбе, разрушая все преграды. Их поступки - это поступки настоящих героев, которые в конечном итоге формируют представление не только об отдельно взятой личности, но и нации в целом.

В этой статье мы познакомимся с произведением, созданным Николаем Алексеевичем Некрасовым в 1863 году. Опишем поэму этого великого автора, ее краткое содержание. Некрасова ("Мороз, мы впервые открываем для себя еще в школе. Но перечитывать произведения этого автора можно бесконечно.

Начинается поэма следующим событием. Страшное горе в одной крестьянской избе: умер кормилец и хозяин, Прокл Севастьяныч. Его мать привозит для сына гроб. Отец отправляется на кладбище для того, чтобы выдолбить в промерзлой земле могилу. Дарья, вдова крестьянина, шьет покойному мужу саван.

Русские крестьянки

Продолжаем описывать краткое содержание. Некрасова ("Мороз, Красный нос") всегда привлекали русские крестьянки. В своих произведениях он восхищался их силой, выносливостью, смелостью. Есть три тяжкие доли: повенчаться с рабом, покоряться до гроба рабу и быть матерью раба-сына. Все это выпало на долю русской крестьянки. Однако, несмотря на страдания, в русских селениях есть женщины, к которым грязь будто не липнет. Эти красавицы цветут на диво миру, ровно и терпеливо вынося и холод, и голод, при этом оставаясь во всякой одежде красивыми, а в работе - ловкими. Они безделья не любят по будням, но в праздники их лицо озаряется веселой улыбкой и таким сердечным смехом, какого не купишь за деньги. Женщина на Руси войдет в горящую избу, остановит на скаку коня. В ней ощущается и строгая дельность, и внутренняя сила. Русская крестьянка уверена, что ее спасение заключается в труде. Поэтому она не жалеет гуляющего без дела убогого нищего. Ей сполна воздается за труд: семья крестьянки не ведает нужды, дети сыты и здоровы, хата всегда тепла, к празднику есть лишний кусок.

Горе, выпавшее на долю Дарьи

Дарья, вдова умершего Прокла, была именно такой женщиной. Но горе теперь иссушило ее. Как ни старается девушка сдержать слезы, они падают на ее руки, шьющие саван. Мать и отец, отведя своих озябших внуков, Гришу и Машу, к соседям, обряжают покойника. Лишних слов не говорится при этом, никто не показывает слез. Кажется, что суровая красота умершего, в головах которого - горящая свеча, плакать не позволяет. И лишь потом, когда уже совершен последний обряд, начинаются причитания.

Преданная савраска

Савраска везет суровым зимним утром своего хозяина в последний путь. Много служил Проклу конь: и зимой, отправляясь с ним в извоз, и летом, во время работ в поле. Прокл простудился, занимаясь извозом. Он торопился вовремя доставить товар. Домашние лечили кормильца: с 9 веретен окатывали водой, водили в баню, спускали в прорубь, продевали через потный хомут 3 раза, клали его под куриный насест, возносили молитвы перед чудотворной иконой. Но Прокл уже не встал.

Дарья отправляется в лес за дровами

Как водится, соседи во время похорон плачут, жалеют семью умершего, хвалят покойника, а затем идут по домам. Дарья, вернувшись с похорон, хочет приласкать и пожалеть ребятишек, но у нее нет времени на ласки. Крестьянка видит, что ни полена дровишек не осталось дома, и, вновь отведя к соседке детей, отправляется на том же савраске в лес.

Слезы Дарьи

Вы читаете краткое содержание поэмы Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос". Это не текст самого произведения. Поэма Николая Алексеевича написана в стихах.

По пути через равнину, блестящую от снега, слезы показываются в глазах Дарьи - наверное, от солнца... И лишь когда она въезжает в лес с его могильным покоем, из груди девушки вырывается сокрушительный вой. Равнодушно лес внимает стонам вдовы, скрывая навеки их в нелюдимой глуши. Дарья, не отерев слез, принимается рубить дрова и думает о своем муже, говорит с ним, зовет его. Все это подробно описывает Некрасов Н.А. передает лишь основные события произведения.

Вещий сон

Девушка вспоминает сон, который видела перед Стасовым днем. Несметная рать обступила ее. Вдруг она превратилась в ржаные колосья. Дарья взывала о помощи к мужу, но тот не вышел. Крестьянка осталась одна жать рожь. Она понимает, что этот сон оказался вещим, и просит помощи у мужа в непосильном труде, ожидающем ее. Дарья представляет себе зимние ночи без Прокла, бесконечные полотна, которые она будет ткать к женитьбе своего сына. Вместе с мыслями о сыне возникает страх, что Гришу отдадут беззаконно в рекруты, так как заступиться за него будет некому.

Мороз-воевода

"Мороз, Красный нос" Некрасова в кратком изложении продолжается тем, что Дарья, сложив на дровни дрова, отправляется домой. Но затем, взяв машинально топор и прерывисто, тихо воя, подходит к сосне и под нею застывает. Тогда к ней подбирается обходящий владения свои Мороз-воевода. Он машет ледяной булавой над Дарьей, зовет ее в свое царство, говорит, что согреет и приголубит вдову...

Сверкающим инеем покрывается Дарья, ей снится недавнее жаркое лето. Девушка видит во сне, что она у реки, на полосах копает картофель. С нею дети, под сердцем бьется малыш, который к весне должен родиться. Дарья, заслонившись от солнца, смотрит, как воз уезжает все дальше. В нем сидят Гриша, Маша, Прокл...

"Заколдованный сон" Дарьи

Во сне Дарья слышит звуки дивной песни, с ее лица сходят последние следы муки. Ее сердце утоляет эта песня, в которой "дольнее счастье". В сладком и глубоком покое забвенье приходит к вдове вместе со смертью. Душа крестьянки умирает для страсти и скорби. На девушку роняет ком снега белка, а Дарья стынет в "заколдованном сне".

На этом заканчивается краткое содержание. Некрасова ("Мороз, Красный нос") называют певцом русского народа. Многие произведения этого автора посвящены его нелегкой доле. Это касается и интересующей нас поэмы. Мы начинаем сочувствовать судьбе русской крестьянки, прочитав даже краткое содержание. Некрасова ("Мороз, Красный нос") принято считать одним из величайших русских поэтов. Художественная сила этого произведения поражает. Вы можете убедиться в этом, познакомившись с поэмой в оригинале.

В своих произведениях Некрасов посвятил много строк русским женщинам. Женщин он изображал разными.

В поэме «Мороз. Красны нос» Некрасов описал образ крестьянской женщины. Эта женщина статная, красивая, с белыми ровными зубами, алыми губами, розовыми щечками, длинными русыми косами. У нее плавные движения, горделивая походка. Эта женщина умело выполняет всю работу в хозяйстве. Она хорошо поет, танцует. Крестьянка вышла замуж за крестьянина. У нее хороший работящий муж, добрые свекор и свекровь, здоровые дети. Она жила хорошо. Когда муж заболел, она испробовала все способы, чтобы помочь ему. Она одна не побоялась ночью идти в монастырь за целительной иконой. Но смерть мужа подкосила ее. Она погибла в лесу с мыслями о любимом муже.

В поэме «Русские женщины» Некрасов рассказал о княгинях Екатерине Трубецкой и Марии Волконской. Они не побоялись осуждения в свете. Они приняли решение ехать в ссылку за своими мужьями. Эти женщины привыкли с детства жить в роскоши, ни в чем не нуждаться. Они решились на то, чтобы пойти против воли родителей, отказаться от роскошной жизни, рисковать своей жизнью, своим здоровьем. Все это они сделали ради того, чтобы оказаться рядом со своими мужьями. Они преодолели тяжелый и долгий путь. Их пытались запугать местные чиновники, но они не изменили своего решения.

В этих двух произведениях Некрасов показала всю красоту и силу русской женщины. Он восхищался и жизнью простой крестьянки и героизмом дворянок. Русские женщины сильные, умные, красивые, верные.

Еще в древние времена многие человеческие права и обязанности были разделены на мужские и женские. Так уж повелось, что если мужчина был добытчиком и защитником, то женщине отводилась роль хранительницы уюта, домашнего очага, любви. На первый взгляд может показаться, что не так уж и сложно сделать, чтобы в доме всегда был уют и порядок, а в семье поддерживалась теплая атмосфера взаимоуважения, доброжелательности, любви. На самом же деле существуют обстоятельства или ситуации, когда достойное выполнение своих обязанностей требует от женщины настоящего подвига и самоотречения. Во все времена прекрасные женские образы были объектом восхищения и преклонения. Одним из самых проникновенных и величественных я считаю образ «величавой славянки», созданный замечательным русским поэтом Н. А. Некрасовым: Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях, С походкой, со взглядом цариц… Румяные, стройные, высокие красавицы «идут той же дорогой», что и весь простой народ в суровые времена крепостного права: они терпят лишения и страдания, проходят сквозь нужду и нищету, унижения и обиды, часто выполняют непосильную работу. И поэта восхищает, что «грязь обстановки убогой к ним словно не липнет». Однако не только внешние качества являются привлекательными для поэта в русской крестьянке. Больше всего ценит он ее отношение к труду, от которого, в основном, и зависит достаток в крестьянской семье: В ней ясно и крепко сознанье, Что все их спасенье в труде, И труд ей несет воздаянье: Семейство не бьется в нужде… Умея весело, от души отдыхать, эта женщина никогда не смешивает будни и праздники, живя по закону: делу время, потехе - час. Даже крепостная зависимость не смогла убить в русской крестьянке любви к труду, серьезного и ответственного отношения к нему. Вот почему Всегда у них теплая хата, Хлеб выпечен, вкусен квасок, Здоровы и сыты ребята, На праздник есть лишний кусок. Воплощены в этой женщине и многие другие замечательные общечеловеческие черты: она умна, терпелива, упорна, никогда не откажет в помощи и не бросит в беде. Поэтому и утверждает поэт, завершая свое описание крестьянской мадонны: И по сердцу эта картина Всем любящим русский народ!

Лирика Н. А. Некрасова явилась совершенно новым этапом в русской литературе. Он провел большую часть жизни в непосредственной близости к простому народу, поэтому во всех подробностях узнал все тяготы жизни крепостного крестьянина. «Зрелище бедствий народных» еще в ранние годы стало волновать будущего поэта. «…Сердце, обливаясь кровью, чужою скорбию болит…» - говорил он в своих стихах и называл свою поэзию «печальной спутницей печальных бедняков, рожденных для труда, страданий и оков». В его стихотворениях уже не просто скорбь о тяжелой судьбе русского народа, в них - голос самого народа, воплощение его мыслей и чувств. Поэт настолько слился с народом, с его представлениями и идеалами, что его авторским «я» стал сам человек из народа - бедняк, крепостной мужик, женщина-крестьянка. Их голоса, их чувства и настроения мы ощущаем и в поэме «Мороз, Красный нос»; это они сами говорят о своей боли, страданиях, мечтах, любви и ненависти… Но в целом произведение исполнено светлой веры и надежды на лучшее. Центральное событие поэмы - смерть крестьянина, и действие в поэме не выходит за пределы одной крестьянской семьи, но смысл, вложенный в нее автором, - общенациональный. Крестьянская семья в поэме воспринимается как частица огромной России: мысль о Дарье, углубляясь, переходит в думу о «величавой славянке», а усопший Прокл напоминает былинного богатыря Микулу Селя-ниновича. Да и само горе Дарьи - отражение вековых бед многострадальной русской крестьянки, женщины-матери, «великое горе вдовицы и матери малых сирот», как говорит автор. Читая произведение, постоянно отмечаешь, что в частном проступает общее, а сквозь быт одной крестьянской семьи просвечивает веками устоявшийся уклад русской народной жизни. Некрасов в своем произведении как бы поэтизирует «мысль семейную», но не только это привлекает его. Поэт не может без сострадания говорить о судьбе простой русской женщины. Века протекали - все к счастью стремилось, Все в мире по нескольку раз изменилось, - Одну только бог изменить забывал Суровую долю крестьянки… Эти строки также отражение общенациональной, всенародной жизни. В образах и картинах, поражающих своей правдивостью и силой, отобразил Некрасов думы и чувства, труд и борьбу, каждодневные страдания и редкие радости русской женщины. В произведениях поэта часто возникает образ женщины-крестьянки, чистой сердцем, светлой умом, сильной духом. Такова и Дарья, героиня поэмы «Мороз, Красный нос». Восхищение автора вызывает красота Дарьи, ее ловкость и сила в работе, ее отзывчивость, самоотверженность, душевная стойкость и способность к самопожертвованию. Когда-то в молодости она красотою дивила, была и ловка, и сильна, но ей, как и всякой женщине-крестьянке, выпала на долю такая жизнь, «трудней которой вряд ли сыскать». Поэт не мог равнодушно видеть, как страдает раздавленная рабством и непосильным трудом бесправная русская женщина. И говорит, обращаясь к крестьянке: Тот сердца в груди не носил, Кто слез над тобою не лил. «Человек брошен в жизнь загадкой для самого себя, каждый день его приближает к уничтожению - страшного и обидного в этом много! На одном этом можно с ума сойти, - писал Некрасов Льву Толстому. - Но вот Вы замечаете, что другому или другим нужны Вы - и жизнь вдруг получает смысл, и человек уже не чувствует той сиротливости, обидной своей ненужности…» Потому-то и преодолевает свое горе овдовевшая Дарья, что, встречая беду, не о себе она печется в первую очередь. Она «полная мыслью о муже, зовет его, с ним говорит». Мечтая о свадьбе сына, она думает не о своем счастье, а о счастье любимого Прокла, обращается к умершему мужу, радуется его радостью. Такая же теплая, родственная любовь распространяется у нее и на других людей. И свою собственную смерть Дарья преодолевает силой любви, распространяющейся на детей, на Прокла, на всю природу, на землю-кормилицу. Некрасов восхищается русской крестьянкой, ее внутренней красотой и душевным богатством.

Н. А. Некрасова изначально задумывал произведение «Мороз, Красный нос» как драматический рассказ о смерти крестьянина. Но в конечном итоге он написал эпическую поэму, на первый план которой вышла героиня - простая крестьянка Дарья. Отступая от основной темы - нелегкой судьбы молодой вдовы, автор включает в поэму монолог о «величавой славянке». Русской женщине не часто приходилось радоваться. Тяжелым физическим трудом она зарабатывала копейки, чтобы прокормить семью. Но поэт не хочет плакать над ее горькой судьбой. Он поет ей «величальную песнь», пусть и несколько идеализируя образ. Он рассказывает нам о настоящей красавице, крепко сложенной, румяной, сильной, гордой Есть женщины в русских селеньях, С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях, с походкой, со взглядом цариц.