Порядок регистрации ккт. Постановка на учет онлайн кассы

Однако не всегда фирмам нужна ККМ. Работать без нее могут:

  • Предприятия, которые включены в особый список № 745 от 30 июля 93 года, утвержденный Правительством РФ (Ларьки с журналами, лотерейными билетами и т.д.)
  • Организации, которые принимают деньги, используя бланки строгой отчетности (Почта и т.д.)

Если же компания должна использовать КММ, но не делает этого, то на нее накладывается штраф. Его сумма варьируется: 30-40 тыс. рублей. Штраф также накладывается на руководителя предприятия: 3-4 тыс. рублей.

Документы

Большинство бумаг должны быть представлены в двух экземплярах, а журналы скреплены печатью компании и подписями, пронумерованы и прошнурованы.

  1. Паспорт руководителя
  2. Свидетельство ИНН (оригинал и копия)
  3. Техпаспорт аппарата в виде формуляра
  4. Марки-пломбы Центра ККМ
  5. Журнал операциониста-кассира (ф КМ-4)
  6. Договор о техобслуживании с заводом-изготовителем или ЦТО
  7. Свидетельство о регистрации в ЕГРЮЛ (копия и оригинал)
  8. Ф КМ-8
  9. Если заявление на регистрацию подает не руководитель компании, то необходима нотариально заверенная доверенность.
  10. Паспорт версии аппарата (копия, оригинал)
  11. Карточка постановки на учет

Если инспектора требуют предоставить договор аренды помещения, в котором установят аппараты, то это незаконно. Все документы также можно отправить почтой, но такой способ продляет срок регистрации на день, или же письмо может вообще затеряться.

Пошаговая инструкция регистрации ККМ в налоговой

Посещение ФНС, можно сказать разведка, поскольку налоговая не будет регистрировать аппараты, не поставленные на учет в ЦТО (рассказывается ниже).

В инспекции необходимо ознакомиться со следующей информацией:

  • Часы и дни, когда принимает инспектор.
  • Перечень документов, требуемых для процедуры, поскольку в каждой налоговой он свой, но в целом различается не сильно. Обычно инспекторы требуют паспорт аппарата, заявление на регистрацию и договор на техническое обслуживание, заключенный с заводом-производителем или ЦТО.
  • Нужна ли предварительная запись или действует порядок живой очереди.

Выбор и покупка ККМ. Есть несколько моментов при выборе машины:

  • Законодательство разрешает использование аппаратов, включенных в Государственный реестр.
  • По Классификатору необходимо уточнить вид кассового аппарата.
  • Аппарат обязан соответствовать эталонному образцу. Так на нем должна быть объемная голограмма, и присутствовать фискальная память.
  • Приобретать ККМ рекомендуется в специализированных предприятиях или у завода-изготовителя. Последний может взять на себя гарантийные обязательства и, как следствие, ремонт в случае поломки и техническое обслуживание.
  • Покупка у предприятий-посредников приведет к тому, что ККМ придется зарегистрировать в ЦТО для оказания в будущем ремонтных и технических услуг. Для этого в Центр следует отправить технический паспорт и паспорт версии, получаемые у продавца. После чего, в ЦТО приобретается особая голограмма «Сервисное обслуживание». Она указывает год приобретения аппарата и дату начала технического обслуживания. Договор с Центром заключается сроком на год, по окончании которого заключается вновь.

Сегодня наиболее популярны модели Меркурий-115К ценой от 11000 рублей и ЭЛВЕС-МИКРО-K ценой от 12000 рублей.

Непосредственно регистрация ККМ в ФНС, включающая в себя сдачу всех требуемых документов. После подачи заявления в течение 3-5 дней инспекторы завершают процедуру. По ее окончании руководителю компании возвращается паспорт аппарата и договор на техническое обслуживание, а также выдается карточка регистрации.

В 5-дневный срок налоговики должны лично проверить ККМ. Для этого многие ФНС устанавливают дни, когда владельцы могут привезти аппарат. Если же он не подлежит перевозке (POS-терминал), то налоговики выезжают на предприятие.

Если же организация приобрела БУ аппарат, то нужно предоставить копию старой карточки регистрации. На ней должно быть отмечено, что ККМ снята с учета предыдущей ФНС.

Процедура фискализации

Аппарат покупается в нефискальном (нерабочем) состоянии, т.е. счетчик, суммирующий выручку, выключен.

Даже если ККМ подержанная, фискализацию следует проходить заново. Во время процедуры присутствует сотрудник ЦТО, представитель компании (нужна доверенность) и инспектор.

Операция проводится только, если все документы уже сданы, в день установленной ФНС, в тот 5-дневный срок, когда налоговая регистрирует аппарат.

Вначале специалистом ЦТО проверяется целостность корпуса, вводится в память техники заводской номер и программируется ИНН и название компании. Потом инспектор устанавливает пароль, защищающий аппарат от взлома.

Затем сотрудник ЦТО ставит пломбу, и дата опломбирования вносится в КМ-8. Он же расписывается в техпаспорте и вносит туда номер удостоверения.

Завершающий этап фискализации – пробный ввод суммы (1,11 рубля) на аппарате, чтобы проверить правильность распечатываемых реквизитов. Налоговик, используя ранее введенный пароль, снимает пробный Z-отчет.

Представитель компании и инспектор должны подписать акт регистрации контрольных счетчиков и переводе всех показаний на нули. Если все прошло успешно, технике присваивается уникальный номер, и его заносят в специальный журнал.

Итог

Вся процедура регистрации аппарата сводится к следующему:

  • Покупка ККМ
  • Визит в Центр техобслуживания
  • Сбор необходимых документов для налоговиков
  • Узнавание дней приема инспектора и запись к нему
  • Подача заявления в ФНС
  • Прохождение фискализации
  • Получение карточки регистрации

Видео на тему: «ИП берет деньги в кассе: вопросы кассовой дисциплины»

Как происходит постановка на учет ККМ для ИП? Многих начинающих предпринимателей волнует этот вопрос. Все бизнесмены, которые торгуют в розницу какими-либо товарами, должны использовать для регистрации факта приема наличных денег от покупателя контрольно-кассовую машину (ККМ).

Этот агрегат нельзя просто так приобрести, установить и начать раздавать чеки при совершении продаж. Каждая единица кассовой техники проходит процедуру постановки на учет, которая состоит из ряда обязательных манипуляций.

Приобретение ККМ

Для регистрации объекта, который будет фиксировать операции купли-продажи, его необходимо приобрести. Не всякий аппарат подходит для установки в торговой точке. Перечень таких машин приведен на сайте Минпромторга. Но лучший вариант для получения информации — это посещение налоговой инспекции для уточнения модели ККМ, которая устроит специалиста фискального органа.

Дешевле всего любую сложную технику приобрести у производителя, но в данном случае такая покупка не будет самой выгодной. Необходимо помнить, что кассовый аппарат надо будет устанавливать, настраивать и обслуживать.

Все эти манипуляции делают в любой местности нашей Родины специально обученные люди, которые работают под зорким оком территориальных налоговых органов.

Сертифицированные органами центры технического обслуживания (ЦТО) охотно продадут актуальный и согласованный на данной территории аппарат. Такая покупка будет самой выгодной. Ее будут сопровождать договоры на обслуживание и ввод в эксплуатацию ККМ, установка по месту ведения торговли, настроечные операции по работе фискальной памяти, ввод специальных кодов.

В качестве обязательного дополнения специалисты ЦТО выдадут голографическую наклейку, которая будет выполнять функцию пломбы. И теперь настало время во всеоружии направляться в налоговую инспекцию.

Вернуться к оглавлению

Как поставить на учет кассовый аппарат

Как осуществляется постановка на учет кассового аппарата ИП? Перед визитом в территориальное подразделение налоговой инспекции целесообразно согласовать с представителем данного органа перечень необходимых документов. В него могут входить:

  1. Оригинал договора на техническое обслуживание, заключенный с ЦТО.
  2. Документ на ККМ и электронно-контрольная лента защищенная (ЭКЛЗ).
  3. Прошнурованные, пронумерованные и опечатанные журналы КМ-4 — книга кассира-операциониста (вместе с приказом о назначении кассира) и КМ-8 — книга регистрации вызовов мастера — представителя обслуживающей организации.
  4. Голографические пломбы, выданные в ЦТО.
  5. Свидетельство о регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.
  6. Печать предпринимателя (при ее наличии).
  7. Документ, по которому можно идентифицировать личность заявителя.
  8. Заполненный бланк заявления в 2 экземплярах.

При принятии документов, которые должны быть заполнены правильно и полностью, инспектор налоговой службы назначает дату фискализации в течение ближайших 5 дней.

Процедура фискализации заключается в проведении тестовой операции на контрольно-кассовой технике в присутствии 3 человек: мастера ЦТО, предпринимателя и сотрудника налоговой инспекции. Мастер осуществляет проверку технической исправности ККМ, программирование путем введения демо-данных предпринимателя, инспектор кодирует аппарат, и в завершении процедуры специалист-техник клеит пломбу на корпус, делает отметки в КМ-8 и паспорте устройства.

Тестовая операция на сумму 1,11 рублей делается для проверки корректности настроек с распечаткой Z-отчета. В итоге проводимых манипуляций появляются следующие документы: форма КМ-1 — подтверждение обнуления счетчиков, чек о проведенной операции, фискальный отчет и Z-отчет, запись на ЭКЛЗ на сумму чека. Присвоенный идентификационный номер ККМ вносится в журнал учета.

Итоговым документом, подтверждающим легитимность использования контрольно-кассовой машины, является карточка регистрации.

Ее предприниматель может получить после подписания руководителем налоговой службы в течение 3 дней после проведения регистрации.

Время, необходимое на проведение полной процедуры, обычно исчисляется 5-7 рабочими днями при должной расторопности и заинтересованности сторон.

Для радикального ускорения и получения того же результата есть возможность за определенное вознаграждение при посредничестве специалистов ЦТО уложиться в 2-3 дня. Решение зависит от хозяина ККТ и его финансовых и временных ресурсов.

Вернуться к оглавлению

Ответственность за нарушение требования о регистрации ККМ

Постановка на учет ККМ для ИП, осуществляющего розничную торговлю, является процедурой обязательной. Соответственно, за ее неисполнение или нарушение сроков предусмотрено наказание рублем в размере, обозначенном в административном кодексе.

При применении в работе незарегистрированного кассового аппарата индивидуальный предприниматель может лишиться 30 тыс. руб. при минимальном размере наказания, а кассир недосчитаться 3 тыс. при выплате очередной зарплаты уже пострадавшим предпринимателем.

Организации и ИП при ведении деятельности, связанной с наличными расчетами или с приемом платежных карт, обязаны использовать контрольно-кассовую технику. Перед ее эксплуатацией необходимо пройти процедуру регистрации, которая осуществляется в налоговой службе.

Теоретическая сторона вопроса

Несвоевременно оформленный кассовый аппарат или его отсутствие могут привести к штрафным санкциям. Все нормы регулируются российским законодательством, где прописаны необходимость и правила оформления техники.

Зачем нужно регистрировать ККМ?

Регистрация контрольно-кассовой машины должна осуществляется в налоговой службе, согласно места постановки на учет организации, которая обращается в государственные органы.

Процедура является обязательной.

Торговые точки периодически осматриваются проверяющими органами на предмет работоспособности ККТ. В случае нарушений владельцы предприятия могут получить большие штрафы.

Регистрация кассового аппарата – это также гарантия того, что юридическое лицо будет использовать исправную технику, соответствующую принятым критериям. Процесс оформления ККТ связан с заключением договора на техобслуживание с ЦТО. В результате аппарат исправен и проходит регулярные технические проверки.

Требования закона к самому аппарату и регистратору

Согласно законодательству налоговые органы контролируют использование ККМ. Вся кассовая техника должна быть снабжена фискальной памятью, которая хранит данные о продажах.

Государство создало специальный реестр, в котором указаны кассовые аппараты, разрешенные для использования. Каждая модель относится к определенному типу и обозначена область ее применения. Поскольку в реестр постоянно вносятся изменения, то первый шаг перед регистрацией ККТ – это выбор подходящего вида и его покупка.

На сайте ФНС РФ можно найти требования, которые выдвигаются к контрольно-кассовой машине.

Они включают следующие пункты:

  1. Аппарат должен иметь фискальную накопительную память, корпус, возможность печати чеков и контрольной ленты.
  2. Информация, проходящая через аппарат не должна поддаваться корректировке. Данные должны храниться в течение длительного срока вне зависимости от энергопотребления.
  3. Вся информация должна без изменений отображаться на кассовом чеке и контрольной ленте, и сохраняться в фискальной памяти техники.
  4. Иметь возможность вносить признаки режима, свидетельствующие о невозможности корректировки данных, проводимых при помощи платежных карт или расчете наличными.
  5. Возможность вывода данных, которые зафиксированы на контрольной ленте и в фискальной памяти кассовой машины.
  6. Обязательное присутствие часов, отображающих реальное время на чеках.
  7. Должна существовать возможность внесения данных о пользователе в фискальную память аппарата или изменений при его перерегистрации.
  8. ККТ должен быть исправным, а в случае поломок иметь договор с организацией, предоставляющей техническое обслуживание.
  9. Предоставлять возможность работы в фискальном режиме.
  10. Соответствовать модели, которая разрешена для использования Государственным реестром.
  11. Техника должна быть наделена функцией блокировки при отсутствии на кассовой ленте информации о фискальном режиме.
  12. ККМ должен иметь полный пакет документов и отметок: паспорт, инструкцию, идентификационный знак, отметку службы сервисного облуживания, марки-пломбы.

Законом разрешено использование новой кассовой машины или б/у. Наиболее удобно приобретать ее в ЦТО. Это дает возможность ускорить порядок регистрации кассового аппарата в налоговой. С представителями центра заключается договор, что дает его сотрудникам возможность в течение короткого срока подготовить часть необходимых документов.

Регистрация кассового аппарата в налоговой

Порядок регистрации регулируется законодательством, в котором обозначены условия обращения и список подаваемых документов. На практике организации сталкиваются с тем, что налоговые могут требовать дополнительные справки. Чтобы правильно подготовить пакет документов, лучше заранее посетить государственные органы, выяснить график работы и условия оформления.

Для ООО и других юрлиц

Список документов, подаваемых в налоговую службу, одинаковый для юридических лиц и ИП. Отличие состоит в порядке обращения.

Организациям нужно для начала определиться, где будет стоять кассовый аппарат.

Если его место расположения не совпадает с юридическим адресом, указанным в учредительных документах, тогда необходимо регистрировать обособленное подразделение.

Для ИП

Индивидуальные предприниматели готовят комплект документов согласно действующему законодательству.

При покупке кассовой техники ИП необходимо в ЦТО предоставить следующие данные:

  1. ОГРН,
  2. контактные данные.

Предпринимателю нужно зарегистрировать в налоговой торговую точку, на которую будет установлен аппарат. Эти действия можно выполнять одновременно с оформлением кассовой техники. ЦТО после приобретения ККМ вводит все необходимые данные в фискальную память, а также подготавливает справки для налоговой.

Документы


Рассмотрим наиболее полный пакет справок, которые могут затребовать сотрудники ИФНС.

При покупке техники и журналов для ведения кассы в ЦТО часть документов подготавливается техническим центром:

  1. Договор, свидетельствующий о предоставлении технического обслуживания. Заключается между организацией и ЦТО, выдается в 2 экземплярах. Инспектору необходимо предоставить оригинал соглашения.
  2. Паспорт на ККТ и ЭКЛЗ (электронно-контрольная лента защищенная).
  3. Учетные журналы: КМ-4 и КМ-8 (для ввода информации кассиром-операционистом и регистрации вызовов мастера при поломках ККМ). Книги должны быть пронумерованы и прошиты.
  4. Паспорт, дополнительный лист и марки-пломбы, относящиеся к выбранной модели кассового аппарата.

Также при обращении в налоговую инспекцию нужно иметь на руках саму технику.

Помимо перечисленных документов юридическому лицу следует подготовить:

  • свидетельство ОГРН или ЕГРН, ИНН;
  • приказ от отдела кадров компании, свидетельствующий о принятии на должность директора, главного бухгалтера и кассира;
  • договор аренды фактического и юридического адреса;
  • печать организации;
  • заявление на регистрацию ККТ;
  • доверенность и личный паспорт заявителя.

Индивидуальным предпринимателям к этому перечню следует еще добавить свидетельство о регистрации физического лица в качестве ИП. Если предприниматель оформлял печать, тогда ее обязательно необходимо взять с собой.

Если предприятие не новое, тогда в налоговой могут потребовать справку, свидетельствующую об отсутствии задолженности. Также подойдет последний баланс, который был сдан в ИНФС, документ должен быть с подписью инспектора.

При оформлении доверенности нужно указать паспортные данные и ФИО исполнителя, перечислить список действий и указать № ИНФС, где будет проходить регистрация.

Следующим шаг в процедуре регистрации – это проверка сотрудником налоговой поданных документов и справок. При их соответствии заявитель приглашается в ИНФС для проведения фискализации кассового аппарата. В установленное время необходимо явиться в налоговую, где процесс будет проходить при участии мастера из ЦТО.

Также при себе нужно обязательно иметь:

  • заявление с просьбой поставить на учет кассовую технику;
  • технический паспорт к ККТ;
  • журнал, фиксирующий вызовы специалиста.

Также необходим сам кассовый аппарат, перед фискализацией инспектор должен его осмотреть. Если представитель организации не явится в назначенное время, тогда налоговая инспекция вправе отказать в регистрации ККМ.

Где происходит процедура?

Согласно закону постановка кассового аппарата на учет совершается только налоговыми органами. Лучше заранее узнать правила приема документов. Многие налоговые службы перешли на электронную очередь, что является гарантией посещения кабинета в день обращения. Инспектора, занимающиеся регистрацией техники, работают в определенные часы, поэтому лучше заранее узнать график работы.

Индивидуальный предприниматель обращается в налоговую службу, которая находится по месту регистрации физического лица, на которого оформлено предприятие.

При невозможности лично присутствовать подготавливается доверенность, заверенная нотариально. Лицо, которому поручено оформить ККМ, должно иметь при себе паспорт. Юридические лица также обращаются в налоговую по месту регистрации.

Если необходимо подготовить кассовую машину для филиала, тогда постановка на учет осуществляется в регионе, где находиться торговая точка. По завершению процедуры все данные направляются в отделение, где находится основная организация. На сотрудника, который занимается регистрацией, должна быть выдана доверенность. Она подписывается руководителем компании и скрепляется печатью предприятия.

Сроки и стоимость

Процедура осмотра техники инспектором является отправной точкой в регистрации. Если все в порядке, то сведения о ККМ вносятся в книгу учета, которую ведут в налоговой инспекции. В паспорте к кассовому аппарату инспектор должен обязательно сделать отметку о проведении регистрации. На завершающем этапе заявителю возвращаются все документы, учетный талон, карточка регистрации техники и заверенная книга кассира-операциониста. При правильном заполнении документов процедура регистрации занимает не более 5 рабочих дней .

На сегодняшний день плата за оформление кассовой техники не берется.

На практике регистрация может затянуться на 14 дней. Для ускорения этого процесса существуют организации, которые на платной основе берут на себя обязательства срочного оформления. При регистрации за 1-2 дня компании берут сумму от 1 500 руб. при участии заказчика и от 2 500 руб. при самостоятельном обращении в ИНФС. Стоимость услуги снижается при регистрации большего количества кассовых аппаратов. Так, при постановке на учет 5 ККМ, сумма уменьшается вдвое.

Как быть с подержанным ККМ?

При покупке б/у техники или при смене организации, возникает вопрос, как правильно выполнить регистрацию кассового аппарата?

Процедура включает несколько этапов действий:

  1. Снятие с учета ККТ, которая была оформлена на предыдущего владельца. Для этого обращаются в налоговую инспекцию со следующим пакетом документов: заявление согласно формы по КНД 1110021, сам ККМ и паспорт на него, книга КМ-4, карта, свидетельствующая о постановке на учет, соглашение с ЦТО, последний Z-отчет и данные об отсутствии задолженности.
  2. После снятия с учета кассовой техники, нужно отправить ее и все документы к аппарату в ЦТО, с которым сотрудничает предприятие.

Дальнейшая процедура регистрации не отличается от постановки на учет новой ККМ.

При покупке б\у аппарата следует знать, что согласно закону существует определенный срок, в течение которого осуществляется его эксплуатация. Этот период составляет 7 лет, со дня регистрации техники.

Можно ли отказаться от регистрации?

Законодательством определены категории, которые вправе отказаться от использования кассового аппарата. Также существуют организации, для которых постановка на учет техники обязательна. К ним относят ООО и ИП, ведущие деятельность в виде розничных продаж в густонаселенных регионах или через Интернет. Также обязательный процесс регистрации выполняют предприятия, ведущие деятельность посредством Интернет и получающие за это прибыль наличными деньгами.

Категории, избавленные от необходимости

Последние нововведения, принятые в отношении работы на контрольно-кассовом аппарате, говорят о том, что отказаться от использования ККТ могут банки и предприятия, имеющие патент.

Вместо чеков разрешается выдавать бланки строгой отчетности.

ИП и ООО, осуществляющие продажу алкогольной продукции в отдаленных местах, где существуют перебои с электроэнергией вправе отказаться от эксплуатации ККМ, при условии, что они предоставляют отчет по ЕНВД.

Организации, работающие по упрощенному режиму налогообложения или предприятия, начавшие свою деятельность с 2019 года, также могут отказаться от ККТ. Но только в том случае, если они оказывают услуги населению, не связанные с розничной торговлей. Получается, что принимать решение об использовании кассовой техники могут не только ИНФС, но и сами налогоплательщики.

Подводя итоги, можно выделить две категории, которые вправе не применять ККТ:

  • предприятия, ведущие розничную торговлю в проблемных регионах;
  • при оплате услуг и товаров, которые приобретают только по безналичному расчету.

Штрафы

При использовании незарегистрированного кассового аппарата на владельца организации и кассира накладываются штрафные санкции. Руководитель предприятия может быть оштрафован на сумму от 30 000 до 40 000 руб., кассир – от 3 000 до 4 000 руб.

Регистрация кассового аппарата является обязательной процедурой, которая сопровождается заключением договора с ЦТО и подачей документов в ИНФС. Инспектор вправе отказать в постановке на учет ККТ, в случае неполного комплекта документации и использовании техники, не внесенной в государственный реестр.

Контрольно-кассовая техника (ККТ), используемая организациями и предпринимателями при осуществлении расчетов, должна быть зарегистрирована в установленном порядке (п. 1 ст. 4.3 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, далее – Закон № 54-ФЗ).

Для перехода на онлайн-ККТ пользователю необходимо уточнить у производителя ККТ (или ЦТО) можно ли модернизировать имеющиеся кассовые аппараты. Если модернизировать нельзя, то следует приобрести новые (письмо Минфина России от 01.09.2016 № 03-01-12/ВН-38831). Дальнейший порядок действий будет зависеть от того, приобретена новая или модернизирована старая ККТ, он рассмотрен в таблице.

Модернизируем старую ККТ Приобретаем новую ККТ
1. Исходя из сроков действия ЭКЛЗ составить график модернизации кассовых аппаратов 1. Исходя из сроков действия ЭКЛЗ составить график замены кассовых аппаратов
Список ОФД приведен на сайте ФНС России 2. Выбрать оператора фискальных данных (ОФД) и заключить с ним договор (предварительно узнав, работает ли он с этой ККТ). Список ОФД приведен на сайте ФНС России
3. Снять старую кассу с регистрации в старом порядке 3. Купить новую ККТ. Во избежание сложностей с регистрацией ККТ, рекомендуем проверять наличие как самой ККТ , так и входящего в ее состав фискального накопителя в соответствующих реестрах, которые опубликованы на сайте ФНС России
4. Модернизировать кассу, снятую с учета. После модернизации это будет уже новая модель кассы 4. Купить новое программное обеспечение, установить его
5. Обновить программное обеспечение 5. Поставить ККТ на учет в инспекции
6. Поставить ККТ на учет в инспекции 6. Подключить новую кассу к оператору фискальных данных (ОФД). Это нужно сделать в течение 30 дней с момента регистрации, чтобы фискальный накопитель не заблокировался
7. Подключить новую кассу к оператору фискальных данных (ОФД). Это нужно сделать в течение 30 дней с момента регистрации, чтобы фискальный накопитель не заблокировался

Рассмотрим подробнее процедуру регистрации ККТ в налоговой инспекции. Можно выделить основные этапы.

Этап 1. Подача заявления на регистрацию ККТ

Регистрация ККТ осуществляется в налоговом органе. Организации и индивидуальные предприниматели могут по своему усмотрению подать заявление (п. 1 , 10 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):

  • в любую территориальную инспекцию в бумажном виде (Приложение 1 к приказу ФНС России от 29.05.2017 № ММВ-7-20/484@);
  • в электронной форме через кабинет ККТ. Заявление подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью. При этом датой подачи заявления в электронной форме является дата его размещения в кабинете ККТ. Формат заявления приведен в приказе ФНС России от 12.04.2017 № ММВ-7-6/304 .

В заявлении необходимо указать (п. 2 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):

  • адрес и место установки (применения) ККТ. Если расчет происходит через Интернет, то нужно указать адрес (адреса) сайта. Если расчет осуществляет банковский платежный агент (субагент) с применением автоматического устройства для расчетов, необходимо указать адрес его установки и место установки ККТ в его составе;
  • наименование модели ККТ;
  • заводской номер экземпляра модели ККТ;
  • наименование модели фискального накопителя;
  • заводской номер экземпляра модели фискального накопителя;
  • в случае применения ККТ в составе автоматического устройства для расчетов - номер такого устройства;
  • сведения о применении ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных - если применяется такой режим;
  • сведения о применении ККТ только при оказании услуг – если регистрируется автоматизированная система для БСО;
  • сведения о применении ККТ только при осуществлении расчетов в безналичном порядке через Интернет – если регистрируется ККТ, предназначенная для использования только при осуществлении таких расчетов;
  • сведения о применении ККТ при осуществлении деятельности банковского платежного агента (субагента) и (или) платежного агента (субагента), при приеме ставок, интерактивных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при организации и проведении азартных игр – если регистрируется ККТ, предназначенная для использования в такой деятельности;
  • сведения о применении ККТ при осуществлении деятельности по проведению лотерей;
  • сведения о применении ККТ с автоматическими устройствами, указанными в п. 5.1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ, а также о номерах этих автоматов. В этой норме идет речь о таких видах деятельности, как вендинговая торговля и услуги перевозки с применением турникетов.

ФНС России вправе определять дополнительные сведения, указание которых необходимо в заявлении.

Этап 2. Отчет о регистрации ККТ

В фискальный накопитель необходимо записать (п. 3 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):

  • регистрационный номер ККТ, который инспекция сообщает не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи заявления о регистрации;
  • полное наименование организации или ФИО (при его наличии) предпринимателя;
  • сведения о ККТ, в том числе о фискальном накопителе;
  • иные сведения, необходимые для формирования отчета о регистрации или отчета об изменении параметров регистрации.

После этого необходимо сформировать отчет о регистрации (отчет об изменении параметров регистрации) и передать его контролерам. Это следует сделать не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от налогового органа регистрационного номера. Передать отчет можно следующим образом:

  • на бумажном носителе;
  • через кабинет ККТ;
  • через оператора фискальных данных.

Датой подачи отчета в электронной форме считается дата его размещения в кабинете ККТ либо его передачи оператору фискальных данных.

Если в отчете о регистрации допущена ошибка и пользователь может ее исправить, то после формирования отчета о регистрации можно сформировать отчет об изменении параметров регистрации и передать его в налоговую инспекцию в те же сроки.

Этап 3. Регистрация ККТ

Сведения, указанные в заявлении о регистрации ККТ, налоговая инспекция вносит в карточку регистрации ККТ и журнал учета. Именно дата формирования карточки регистрации ККТ является датой регистрации ККТ. На это инспекции отводится десять рабочих дней с даты подачи заявления. Такая карточка направляется налогоплательщику в электронной форме через (п. 7 , 11 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):

  • кабинет ККТ;
  • оператора фискальных данных.

Налогоплательщик, получивший карточку регистрации ККТ в электронной форме вправе получить такую карточку в бумажном виде (п. 12 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

Налоговая инспекция откажет в регистрации ККТ, если (п. 13 , 17 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):

  • сведения о ККТ (фискальном накопителе) отсутствуют в реестре;
  • в случае представления в заявлении о регистрации ККТ недостоверных сведений или сведений не в полном объеме.
Все уже смирились с тем, что придется изменить привычный порядок работы с ККТ, чтобы выполнить требования закона 54-ФЗ, но очень мало информации, что делать со старыми кассами, как их регистрировать, чтобы не попасть под штрафные санкции?

Разберемся вместе с Анной Соловьевой, экспертом проекта Контур ОФД компании СКБ Контур

С чего начать

Предположим, вы владелец ККТ, у которой заканчивается срок действия ЭКЛЗ. Первым делом вам нужно снять кассу с учета в налоговом органе, где она была зарегистрирована. Для этого придется посетить налоговую инспекцию. После этого ККТ необходимо модернизировать и заново поставить на учет. Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) разрешает выбрать для регистрации кассы один из трех способов.

Старый порядок регистрации ККТ пока сохранен: нужно подготовить заявление на бумаге, собрать пакет необходимых документов, представить их в ИФНС, а также доставить туда саму кассу. Удобно, что теперь регистрировать ККТ можно в любом территориальном налоговом органе. Раньше это допускалось только в инспекции по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика.

Появилась новая возможность: пройти всю процедуру регистрации ККТ, от подачи заявления до получения карточки регистрации, можно удаленно - в кабинете ККТ (личном кабинете) на сайте ФНС или в сервисе оператора фискальных данных (ОФД). На практике зарегистрировать кассу онлайн пока получится только на сайте ФНС. В ближайшее время ведомство предоставит такую возможность и ОФД. Операторы фискальных данных оперативно добавят новую функцию в свои сервисы.

Итого. Какой бы подход к регистрации ККТ вы не выбрали, не упустите важный момент. В зависимости от того, - оснастить ее фискальным накопителем, передавать данные через ОФД - оцените ситуацию. Возможно, выгоднее сразу модернизировать кассу.

Заявление - первый этап онлайн-регистрации кассы

Теперь рассмотрим подробнее шаги онлайн-регистрации и прокомментируем наиболее важные моменты. Итак, в личном кабинете на сайте ФНС или владелец ККТ заполняет заявление, в нем указывает:

— адрес и наименование торговой точки, где будет установлена ККТ,

— модель и заводской номер ККТ,

— модель и заводской номер фискального накопителя.

— в автономном режиме, без передачи данных ОФД. В таком режиме могут работать все владельцы ККТ вплоть до 1 февраля 2017 года. Этот режим (без ограничений по времени) подходит также ИП и организациям, расположенным в местностях, удаленных от сетей связи. Они могут применять ККТ, не передавая фискальные данные в налоговые органы через операторов фискальных данных (п. 7. ст. 2 Закона № 54-ФЗ). Передать все записанные в фискальный накопитель данные в налоговый орган такие организации должны только при замене фискального накопителя;

— при организации и проведении лотерей, азартных игр;

— при осуществлении деятельности банковского платежного агента/субагента и /или платежного агента/субагента;

— для расчетов в интернете. Интернет-магазины указывают также адрес сайта;

— для развозной или разносной торговли;

Итого. Если вы до 1 февраля 2017 года не передавали данные ОФД, не забудьте к этой дате изменить настройки кассы и перерегистрировать ККТ.