Праматерь рахель. Гробница рахели: история и традиции Гробницу рахили перенесли перестроили мечеть

На прошлой неделе побывал на могиле праматери Рахели. Жизнь которой (как и жизнь её семьи) подробно описана в еврейской Торе, часть которой по-совместительству является ещё и христианским Ветхим заветом. Поэтому для обеих религий это захоронение -- святое место. В путеводителях пишут, что для мусульман место тоже священно, но евреи из местной религиозной школы, ешивы, говорят, что, да, христиан здесь бывает много, а вот мусульман не видели.

В отличие от многих других библейских героев, Рахель имеет только одну могилу. Потому что у некоторых ветхозаветных персонажей их бывает и 2, и 3, и 4. Скажем, евреи считаю, что человек похоронен здесь, христиане -- там, мусульмане-шииты обустраивают мавзолей в третьем месте. А есть ещё сунниты, друзы...
Сохранилось множество разновремённых письменных упоминаний об этом захоронении. Самые старые из них насчитывают уже более двух тысяч лет.

Первые впечатления начинаются приблизительно за километр. Дело в том, что могила находится на территории Палестинской автономии. Совсем рядом с Иерусалимом. Чтобы обезопасить паломников, израильтяне воздвигли вокруг гробницы высокую бетонную стену. По моим прикидкам, местами до 10 метров. А сверху ещё колючая проволока. Плюс бронированные наблюдательные башни на углах. Таким же высоким забором огорожена и дорога к захоронению -- получился похожий на ущелье коридор. Над головой -- небо, а больше не видно ничего.

Лестница к закрытым металлическими заслонками наблюдательным бойницам на стене.

Более всего святое место напоминает осаждённую крепость. Но это вовсе не нагнетание атмосферы для осваивания бюджетных денег. Борьба с терроризмом и предотвращение террактов в Израиле -- вынужденная реальность.

Вход в мавзолей. Мальчики направо, девочки -- налево. У иудеев, как и у мусульман, все молельные залы поделены на мужскую и женскую половину. Мусульмане у них это позамствовали. Как и многое другое. Имеющее те истоки христианство от этой практики отказалось.
Идеи феминизма иудаизму чужды. И обычно для мужчин в синагогах отводится в разы больше места. Но, надо отдать должное, могилу Рахели, вопреки этой традиции, поделили поровну -- по справедливости. Один торец и одна боковая стена надгробия обращены к мужской части, и ровно столько же -- к женской.

Весь комплекс помещён внутрь современного здания. Там есть религиозное училище -- ешива. Где круглосуточно ведутся занятия в зале отдельной синагоги.

Под новой крышей размещается старинный склеп. Это открытая, с большими арочными проёмами средневековая беседка, к которой в середине 19 века было пристроено ещё одно похожее помещение. Сегодня и сам склеп и окружающие его залы используется, как синагога.

От входных ворот 19 века остались только столбы. Сегодня и они находятся внутри нового корпуса.

Похоже, украшенные резьбой въездные пилоны были ещё и фонтанами. Из круглого отверстия внизу, видимо, текла в каменную чашу вода.

Выполненные в традициях 19 века современные рукомойники из резного камня.

Мезуза -- футляр с написанным на пергаменте текстом особой молитвы. Крепится к косяку. Если видите такую на входе, значит, в этом доме, офисе, зале... живут, работают, собираются религиозные евреи. Справа наверху -- горящий масляный светильник. Масла там на треть -- литра полтора. Интересно, сколько времени он может гореть с полной заправки?

Арон а-кодеш -- шкаф со свитком Торы -- обязательная принадлежность синагоги. Чаще всего его закрывает расшитый занавес. В современном варианте занавеска нередко скрывает основательный огнестойкий сейф. Свиток пишется на коже, вручную -- эта работа на многие месяцы. Отсюда и по стоимости он может быть вполне сопоставим, скажем, с машиной. Поэтому обращаются со свитком бережно -- чтобы хватило его и внукам, и правнука, и их внукам...

Ещё один арон а-кодеш

В щели между сейфом и стенной нишей люди засовывают записочки с просьбами. Так сказать, письма к богу.

Надгробие накрыто белым, с вышивкой, чехлом. Сверху всё ещё закрыто прозрачной плёнкой.

Справа внизу на плёнку приклеен прозрачный кармашек для посланий. Видно, местным уборщикам уже надоело выковыривать их из всех щелей.

Кто-то стоит молится, прижавшись к саркофагу, кто-то фотографируется на его фоне.

В любой синагоге всегда масса стеллажей с книгами. Каждая книга в 10-20 экземплярах. Для разных дат и разных случаев есть разные молитвы. Поэтому одна и та же книга может одновременна понадобиться многим людям.

Гробница Рахели 1910 г.

Гробница Рахели - надгробие и помещение, построенное вокруг надгробия, расположенные там, где согласно традиции, была погребена праматерь Рахель . Находится севернее Бейт-Лехема (Вифлиема), в нескольких сотнях метров от южной части современного Иерусалима . На протяжении многих веков является местом паломничества евреев, а также святым местом для христиан и мусульман.

В священном писании

Первые сведения о месте захоронения праматери Рахели приводятся в Торе (Книга «Берешит» 35:19) «И умерла Рахель. И погребена была она на пути (из Бэйт-Эля) в Эфрат, он же Бейт-Лехем .»

В книге пророка Иеремии (31:14-16), при описании изгнания евреев из земли Израиля в Вавилон Навуходоносором говорится о том, как Рахель провожает своих потомков, уводимых в плен по дороге, проходящей около её могилы. Она плачет и просит чтобы Бог помиловал их:
«(14) Так сказал Господь: слышится голос в Раме, вопль и горькое рыдание: Рахель оплакивает сыновей своих; не хочет она утешиться из-за детей своих, потому что не стало их. (15) Так сказал Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, потому что есть воздаяние за труд твой, - сказал Господь, - возвратятся они из вражеской страны. (16) И есть надежда будущности твоей, - сказал Господь, - возвратятся сыны в пределы свои.»

Эти слова, сказанные две с половиной тысячи лет назад превратили гробницу Рахели в символ надежды возвращения еврейского народа на свою землю.

Могила Рахели упоминается также в книге Шмуэль I (10:2), где сказано, что Рахель была похоронена на границе надела колена Вениамина. Там же, на территории колена Вениамина, находится Рама, про которую говорится в книге Иеремии. При этом известно, что Бейт-Лехем находится на территории колена Йегуды. Поэтому ученые не могут прийти к единому мнению, действительно ли «Гробница Рахели» является местом захоронения праматери Рахели.

В исторических источниках

На протяжении двух тысячелетий историки и путешественники, побывавшие в земле Израиля, описывали гробницу, находящуюся около Бейт-Лехема.

Первое тысячелетие н. э.

Рама на карте из Мадабы

Среди них отец христианской церковной истории Евсевий Кесарийский (ок. 263-340) - римский историк, проживавший в Кесарии , Путешественник из Бордо -Совершивший поездку в Палестину в 333-334 годы, Иероним Стридонский - церковный писатель, который жил в Вифлееме в начале 5 века и многие другие. На «карте из Мадабы » 6 века около Эфрата и Бейт-Лехема есть символическое изображение с надписью «слышен голос в Раме» - частью цитаты из книги пророка Йирмияху (31:14) описывавший могилу Рахели. Французский священник Аркульф, посетивший землю Израиля в 670 году описывает каменное надгробие без украшений. Сохранились многочисленные заметки путешественников средневековья, по которым можно судить о том как выглядела и менялась гробница Рахели.

Средние века

Гробница Рахели 1585 год.

Вениамин Тудельский - испанский раввин, предпринявший в 1165-1173 годах паломничество в Святую землю и другие путешественники 12 века описывают надгробие из 11 камней, а над ними купол, стоявший на четырёх столбах. В 13 веке купол и столбы были разрушены, а в 15 веке восстановлены. Мешулам из Вельтра, побывавший в Израиле в 1481 вновь сообщает о надгробии, окруженном четырьмя столбами и о куполе над ними. В 16 веке помимо основного купола были добавлены два второстепенных, а отдельные камни были соединены в единый монумент. В 1621-1622 годах мусульманский правитель Иерусалима разрешил евреям построить стены вокруг четырёх столбов, окружающих гробницу и она превратилась в закрытое помещение.

В Новое время

Бетонный забор вокруг Гробницы Рахели 2012 г.

В 18-19 веках возле гробницы Рахели бедуины начали хоронить своих умерших и, постепенно, вокруг гробницы образовалось мусульманское кладбище.
В 1839 году гробницу Рахели посетил известный еврейский меценат Моше Монтефиоре и его жена. Они решили выделить деньги на ремонт и расширение старого здания. Разрешение на строительство было получено у турецкого султана. К помещению 17 века была добавлена комната, право пользования которой было разделено по часам между евреями и мусульманами. Помещение, построенное Монтефиоре сохранилось до наших дней.
В начале 21 века здание было обнесено высоким бетонным забором, необходимым для безопасности посетителей и их защиты от враждебно настроенных арабских жителей прилегающих территорий. В настоящее время к гробнице Рахели приезжают многочисленные туристы со всего мира. Внутри здания действует синагога , где ежедневно проходят молитвы, и коллель в котором круглосуточно ведется изучение

И др.) – младшая дочь Лавана и вторая жена патриарха Иакова.

В первый раз мы встречаем ее имя в свящ. истории по случаю посещения Иаковом своего дяди Лавана в Месопотамии. Свидание Иакова с Рахилью и его последующая жизнь очерчена в кн. Бытия с обычной простотой патриархальных времен. Таково же и следующее за тем повествование о глубокой любви его к ней, – любви, которую не ослабили многие годы; о хитрости, с которой Лаван обманул его, заменивши при выдаче замуж младшую дочь старшей и о верности Иакова к предмету первой своей любви и о его готовности служить Лавану второе семилетие за Рахиль. Сделавшись его женой, она была наказана бесплодием, быть может, за ту ревнивую неприязнь, которую питала к отверженной Лии (). Впрочем, по прошествии некоторого времени Бог отверз утробу ее и она родила Иакову сына – Иосифа .

При отбытии Иакова из Месопотамии Рахиль унесла с собой и скрыла без ведома мужа идольские изображения своего отца, без сомнения, вследствие какого-либо суеверия, и, когда Лаван настаивал на возвращении оных, она с хитростью избежала обыска (), скрывши их под седлом верблюда и сказавши, что не может встать с него по причине обыкновенного женского. После своего трогательного свидания и примирения с Исавом и кровавого события, соединенного с поражением жителей Сихема, и Божественных откровений, полученных им в Вефиле, Иаков отправился в путь из сего последнего места, и вот его возлюбленная Рахиль умерла на пути от родов сына, названного Вениамином, и погребена на дороге в Ефрафу , т. е. Вифлеем. Иаков поставил над гробом ее памятник ().

Гробница Рахили была хорошо известна многие столетия после того, как то нам известно из I кн. Царств (). И доселе еще к ней относятся с большим благоговением как иудеи, так и магометане. Местные арабы собираются сюда для торжественных молитв во время бездождия. Замужние женщины берут отсюда куски камня и носят их во время беременности. Декан Станлей говорит, что означенная гробница (представленная на прилагаемом при сем рисунке) совершенно сходствует с описанием библейского повествования.

Память Рахили сохранялась в ее потомстве и в последующие времена. Во времена Вооза и Руфи жители и старейшины Вифлеема, благословляя супружество Вооза с Руфью, желали ему такого же счастья и благословения от Бога, какие принесли Израилю Рахиль и Лия (). Пр. Иеремия, изображая бедствия и пленение иудеев, представляет Рахиль как праматерь израильтян, осиротевшей и безутешно плачущей о сынах своих, ибо их не стало ().

Евангелист Матфей, указывая в этом печальном событии образ другого печального события, и именно избиения Иродом вифлеемских младенцев, повторяет слова пророка, применяя их к настоящему событию, – дети вифлеемские принадлежали к потомству Рахили, и она, как мать их, безутешно плачет, потому что их нет ().

Одно из самых горьких событий в месяце Хешван – это кончина Праматери Рахели – жены Яакова. Яаков встретил Рахель, когда пришел к брату его матери, Ривки, которого звали Лаван. В Торе сказано, что они познакомились у колодца, куда Рахель пришла чтобы напоить овец. Рахель была прекрасна собою, и, согласно агаде, заплакал Яаков при виде Рахели, так как не привез ей подарка, и еще потому, что увидел пророческим взором, что быть им погребенными раздельно. Яаков полюбил Рахель и по уговору с Лаваном должен был отслужить за нее семь лет, чтобы получить ее в жены. Но по прошествии этого срока, в первую брачную ночь, заменил Лаван Рахель старшей своей дочерью, Леей. Когда утром Яаков увидел этот обман, то Лаван отдал ему и Рахель, опять же за обязательство служить еще семь лет. После двадцати лет службы в доме Лавана Яаков взял всю свою семью и сбежал от Лавана в родную землю. И по дороге туда 11-го Мархешвана Рахель умерла при родах Биньямина и погребена была в Бейт-Лехеме. Так получилось, что Рахель не удостоилась быть похороненной в пещере Махпела, вместе в другими праматерями и праотцами,и поэтому Яаков похоронил ее там, где она скончалась. Здесь возникает вопрос: “А почему схоронил праотец наш, Яаков, жену свою Рахель по дороге в Бейт Лехем? Ибо предвидел он, что потомки пройдут по дороге этой в вавилонское изгнание, а Рахель выпросит для них милосердие, как сказано: “Глас в высях услышан, вопль и горькое рыдание: Рахель плачет о детях своих…” (Иермияху. 31:14)”. Мидраш рассказывает, что из всех праотцов и праматерей только Рахели удалось смягчить гнев Всевышнего на Израиль.

Могила Рахели

С давних пор могила Рахели стала местом молитвы. Всякий раз, когда еврейский народ в беде, пробуждается ее милосердие, и оно пробуждает милосердие Всевышнего. Рахель молит Небеса о спасении своих сыновей с той самой поры, когда они впервые прошли в изгнание мимо ее могилы, и не перестанет молить, пока не сбудется древнее пророчество Йирмиягу о полном возвращении сынов Израиля, рассеянных по всему миру, в свою страну. Вокруг могилы построено каменное здание, куда во все времена приходили молиться сыны Израиля. Здесь они – застигнутые собственным горем или в час всеобщего бедствия – изливали душу перед Всевышним, стараясь пробудить Его милосердие напоминанием о заслугах Рахели. Особенно много людей собирается у ее могилы 11-го Мархешвана – в годовщину ее смерти.

Фотоотчеты и отзывы о поездке и посещении достопримечательности Гробница Рахили. Фото отчет о Rachel"s Tomb, история, где находится

Гробница Рахили: подробная информация

Сообщить о неточности в описании

Севернее города Вифлеем (Бейт-Лахм) находится значимая для многих верующих святыня - гробница Рахили. На страницах Священного Писания можно прочитать об этой женщине, называемой праматерью многих народов.

Жизнь Рахили была наполнена трагическими событиями. Согласно библейскому тексту женщина пережила большое горе - ее сыновей угнали в рабство. Тяжело оплакивая детей, Рахиль обратилась к Всевышнему с горячей молитвой и призывом сохранить жизнь любимым сыновьям. Бог услышал мольбу матери и пообещал вернуть детей из плена. С тех пор Рахиль стала символом надежды для многих поколений израильтян, а место погребения - святой землей для представителей разных религий.

Следует учесть, что историки и археологи, изучающие библейские тексты, не пришли к однозначному выводу относительно «географии» могилы. Ученые называют разные фрагменты израильской земли, где могло быть сделано захоронение. Но это никак не влияет на ценность святыни. Каждый год гробницу посещает множество людей, чтобы увидеть ее своими глазами.

И неважно, в этой ли могиле покоится прах любящей матери. Гробница Рахили, уже на протяжении тысячелетий, притягивает к себе не только паломников из разных стран, но и обычных туристов, которых интересует история древнего Израиля.

Забронировать отель в Вефлеем, Байт-Лахм, Бейт-Лехем, Vethlehem, Vefleem, Vifleem

  • Отзыв к Гробница Праматери Рахели Дорога к Мавзолею, как в тоннеле без крыши
  • Отзыв к Гробница Праматери Рахели У входа в Мавзолей.
  • Отзыв к Гробница Праматери Рахели Вход на женскую половину.
  • Отзыв к Гробница Праматери Рахели Вход на мужскую половину
  • Отзыв к Гробница Праматери Рахели Около гробницы
  • Отзыв к Мы встречали Рождество Христово в Вифлееме в 2010 году.Залитые светом ночные улицы, играющие разноцветными огнями рождественские ёлки... Это не наш Новый год, но настроения праздника такое же. Мы чувствовали себя счастливцами. По рассказам очевидцев, в Вифлеем не всегда попадёшь из-за политических неурядиц, громких выступлений представителей разных конфессий. Всем хочется обладать святыней! Почему только греки. армяне, католики? Мир большой! А тут Праздник Рождества! Неужели попадём? Надо сказать... 2 мая 2011
  • Отзыв к Вифлеем мне удалось посетить в июле 2008 года, во время однодневной поездки в Израиль и Палестинскую автономию из Шарм-эль-Шейха. После посещения Стены Плача мы прошли немного по еврейскому кварталу Старого Иерусалима, немного по Новому городу и подошли к нашему автобусу. Вифлеем расположен примерно в 8 км к югу от Иерусалима и в настоящее время фактически граничит с ним. Поездка из Иерусалима в Вифлеем не должна была занять много времени, однако Вифлеем – это уже не Израиль, так как с 1995 года... 6 марта 2011