Представление о самом себе. Формирование представлений о себе как одно из условий развития рефлексии у младших школьников

В отечественной психологии проблема самосознания в изучении личности считается одной из сложных. С ней связывают исследование личности как «Я», которое в качестве субъекта сознательно присваивает всё, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки, и сознательно принимает на себя ответственность за них в качестве их автора и творца. А.Н.Леонтьев считал, что «самосознание - сознание себя в системе общественных отношений», а осознание субъектом своих парциальных характеристик он не включал в элемент самосознания.

А.Г.Спиркин в самосознание включает осознание парциальных характеристик, на основе которых личность приобретает возможность «целостной оценки самой себя и своего места в жизни». Причём, он подчеркивает, что «самосознание - конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней».

К.К.Платонов, П.Р.Чамата, В.А.Крутецкий в самосознании выделяют, прежде всего, осознание человеком своего «Я» и активное регулирование своими поступками в обществе. И.И.Чеснокова и В.В.Столин самосознание считают неразрывным единством относительно самостоятельных внутренних процессов - самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и регуляции поведения в самых различных формах взаимодействия людей в обществе.

В отличие от названных авторов, В.С. Мерлин, самопознание относит, прежде всего, к субъекту деятельности, а не личности непосредственно. Самосознание понимается им, как осознание человеком собственной личности, как субъекта деятельности. Причём, он считает самосознание функционально вторичным по сравнению с отношениями субъекта, проявляющимися в деятельности.

Таким образом, самосознание личности имеет сложную и неоднородную структуру. Его образующие различаются неодинаковой степенью осознанности, обобщённости, соотношения рационального и эмоционального и потому функционируют на различных уровнях самосознания.

В соответствии с тремя уровнями человеческой активности: как организма (органический уровень), социального индивида (индивидуальный уровень) и личности (личностный уровень), различают процессы самосознания, отражающие эту активность. И выделяют три уровня самосознания:

Органический уровень самосознания. На этом уровне самосознание отражает физическое «Я» человека, включающее неосознанное, в основном только переживаемое отношение к себе, которое традиционно определяется как самочувствие. Самочувствие можно рассматривать, как некоторые обобщающие характеристики (недомогание, ощущение бодрости, лёгкости, внутреннего благополучия), иными словами, ощущение физиологической и психологической комфортности. Следовательно, самочувствие - биологический аналог самоотношения человека. Хотя самочувствие не определяет поступки человека, но в то же время «образ Я» может влиять на выбор того или иного поступка и на форму поведения. С другой стороны, ощущение своей мнимой или действительной неполноценности может порождать необъяснимую тревогу, зависть, что ведёт к неудовлетворённости взаимоотношения с окружающими.

Таким образом, органический уровень самосознания, хотя и не определяет сущность личности, но значительно влияет на её поведение. Он является «базисом» для формирования вышележащих уровней.

Индивидуальный уровень самосознания. Вступая в разнообразные отношения с другими людьми, человек ориентируется на определённые нормы, правила, обычаи. «Я образ» на этом уровне отражает степень соответствия - несоответствия человека требованиям, предъявляемым ему обществом. Осознавая себя как социального индивида, человек отождествляет себя с определённой группой людей - половой, возрастной, этнической, профессиональной и др. идентифицируя себя с этими группами, индивид «смотрит» на себя глазами других, оценивая свои поступки с позиций той или иной группы.

Вступая в различные отношения с другими людьми, человек сам становится объектом различных оценок. Многочисленные оценки, получаемые им со стороны других в процессе общения и взаимодействия, составляют основу для формирования самооценки. Связь между оценками и самооценкой неоднозначна. Так, неадекватные (заниженные или завышенные) оценки не всегда способствуют формированию соответствующих, завышенных или заниженных, самооценок.

Самооценка является важнейшим личностным образованием, принимающим непосредственное участие в регуляции человеком своего поведения, деятельности, общения. Самооценка автономная характеристика личности, её центральный компонент, формирующийся при активном участии личности и отражающий качественное своеобразие её внутреннего мира. Поэтому самооценка всегда субъективна. Принятые человеком ценности составляют ядро его самооценки.

Таким образом, самооценка, с одной стороны, влияет на стратегию поведения человека и его взаимоотношений, с другой - является результатом условий воспитания, сформированных ценностных ориентаций, прошлого опыта.

Самосознание на индивидуальном уровне имеет сложную структуру, отражающую разнообразные переплетения оценок и самооценок личности. Самовосприятие человека определяется различными комбинациями и представляет собой внутренний диалог между «Я» и другими людьми.

Личностный уровень самосознания. В процессе жизнедеятельности люди зачастую проявляются как социальные индивиды, подчиняясь определённой технологии общества, тем правилам и нормам, которые к ним предъявляются. Но система предписаний не может предусмотреть всех конкретных вариантов ситуаций или жизненных случаев, и человек вынужден выбирать. Свобода выбора и ответственность за него, и является критерием личностного уровня самосознания.

Сам выбор из ряда возможностей предполагает отказ от чего-то, ради более ценного и значимого. Его осуществление требует и различных личностных проявлений, иногда противоречащих друг другу (быть мягким и требовательным, принимать решения и быть осторожным, выбирать между профессиональным долгом и личными симпатиями).

Человек не просто существует, он действует в мире. Последствия этих действий касаются и его самого, его представлений о себе, его личности в целом. Это, в свою очередь, требует развития внутренних процессов, организующих субъективную реальность человека.

Самосознание - не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития; при этом самосознание не имеет своей отдельной от личности линии развития, но включается как сторона в процесс её реального развития. В ходе этого развития, по мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливания жизни. Этот процесс, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его существа, определяет мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни. Способность, вырабатывающаяся в ходе жизни у некоторых людей, осмыслить жизнь в большом плане и распознать то, что в ней подлинно значимо, умение не только изыскать средства для решения случайно всплывших задач, но и определить сами задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и зачем, - это нечто, бесконечно превосходящее всякую ценность, хотя бы и располагающую большим запасом специальных знаний, это драгоценное и редкое свойство - мудрость.

Самосознание личности - это совокупность психических процессов, посредством которых личность выделяет себя из окружающего мира, выявляет свою сущность, изменяет отношение к своему прошлому, настоящему и будущему. Самосознание позволяет человеку, познавая и переживая свой внутренний мир, отражать его и определённым образом относиться к самому себе, т. е. самосознание - не только рациональное, но и эмоциональное, зачастую неосознаваемое отношение к себе. В самосознании соотносятся мотивы и поступки, одни желания, влечения, стремления человека, с другими. В результате личность самоопределяется, выделяет для себя наиболее значимые потребности, открывает свою сущность - принимает её, либо отвергает.

Таким образом, самосознание выполняет регулирующую функцию, связанную с самоусовершенствованием и поисками смысла жизни. Личности нет как без сознания, так и без самосознания. Если в сознании отражается вся окружающая действительность, то объектом самосознания является сам человек, его «Я».

«Я» - понятие, отражающее единство и целостность личности с её внутренней стороны, человека, каким он известен самому себе. Человеческое «Я» - пожизненное, многогранное, постоянно изменяющееся образование. В самосознании личности одновременно сосуществует множество «Я». Можно выделить физическое «Я» («Я» как организм), социальное «Я» («Я» как социальный индивид), «Я» - духовное или личностное («Я» как личность). По времени можно дифференцировать «Я» - прошлое, «Я» - настоящее и «Я» - будущее; по модальности - реальное «Я» (каков я есть на самом деле), идеальное «Я» (каким бы я хотел быть), идеализированное «Я» (избирательно реконструированное, искажённое представление о себе), рефлексивное или зеркальное «Я» (каким меня воспринимают другие). Эти «Я» образы могут не совпадать, вступать между собой в конфликт, являясь различным источниками различных противоречия личности. Кроме того, на представление человека о самом себе большое влияние оказывают другие люди, значимые для него, становящиеся внутренними «собеседниками».

Центральным образованием самосознания является «Я» - концепция - согласованная, непротиворечивая и вербально зафиксированная система представлений человека о самом себе, итог познания и оценки самого себя через отдельные «Я» - образы в условиях различных ситуаций. Процесс самосознания осуществляется посредством динамики различных образов «Я», а результатом является сформированное, стабильное представление о самом себе, благодаря которому у человека создаётся ощущение своей постоянной определённости, самоидентичности. «Я» - концепция определяет не только то, собой представляет индивид, сколько то, что он о себе думает, как смотрит на возможности своего развития в будущем. Будучи раз выработанной, «Я» - концепция избирательно допускает в свои границы новые факты жизненного опыта, т. е. создаёт интерпретационную матрицу для истолкования вновь поступающих данных о себе. Информация, согласующаяся с содержанием и структурой «Я» - концепции, принимается без труда, а противоречащая ей не принимается, как бы отфильтровывается.

Не у каждого человека представления о себе складываются в устойчивую систему. У некоторых людей они функционируют в форме отдельных ситуативных образов «Я», не оформляясь в «Я» - концепцию, которая является показателем зрелости самосознания.

«Я» - концепция является вершиной самосознания. Это осознанный, рациональный его компонент. Самосознание включает в себя и другие компоненты, менее осознанные. Одной из таких составляющих является самоотношение - система эмоционально ценностных установок в адрес собственного «Я». Оно проявляется в виде глобального чувства «за» или «против» самого себя. Эти чувства выражаются в специфических внутренних оценках, таких, как самоодобрение, самопохвала, самообвинение, самопорицание.

Представление человека о том, что он, например, добрый, деловой, общительный или, наоборот, злой, безвольный, необщительный, отражает не только отношение к себе, но и оценку самого себя. Оценка себя проявляется в сознательных суждениях личности, в которых она пытается формулировать свою ценность. Самооценка, как правило, носит субъективный характер, потому что качества, которые мы приписываем себе, не всегда соответствуют действительности. Поскольку жизненно необходимой потребностью личности является потребность быть значимым, самооценка и есть тот механизм, поддерживающий положительный образ «Я». Например, человек, не достигший успеха в профессиональной деятельности, стремится утвердиться в другом: в семье, в сфере творчества, в спорте и т. д. Самооценка, как и другие компоненты самосознания, не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств жизни и может быть адекватной, относительно объективной оценкой себя и неадекватной, т. е. завышенной или заниженной; может функционировать как на вербально-осознанном, так и интуитивном уровнях. Развитая самооценка предполагает умение человека обосновать её, актуализировать используемые средства её обеспечения.

Выделяют три момента, важных для понимания самооценки. Первое. Существенную роль в её формировании играет сопоставление реального «Я» с «Я» - идеальным. Второе. Самооценка личности тесно связана с тем, как её оценивают другие, с «Я» - зеркальным. Третье. Самооценка зависит от достижения успеха в наиболее значимой для личности сфере.

Таким образом, самооценка является сложным образованием, системным по своей природе: она целостна и многоаспектна, имеет иерархическую структуру, включена в деятельность и общение.

Что же такое самопознание? С одной стороны, дать определение довольно просто, исходя из структуры термина «само-познание». Самопознание - это процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми и т. п. с другой стороны, возникает много вопросов о значении, структуре, механизмах самопознания, ответы на которые нельзя почерпнуть из определения. Недаром до сих пор остаётся загадкой и покрыто некой тайной выражение дельфийского оракула, которое было начертано на фронтоне одного из храмов в Древней Греции: «Познай самого себя».

Впервые проблема самопознания возникла в религиозных концепциях Древнего Востока, где была предпринята попытка, не только раскрыть значение и суть самопознания, но и разработать уникальную технологию самопознания, элементы которой используются в современной психологии.

С научной точки зрения значение самопознания наиболее полно раскрывается в психологии. Здесь высвечиваются самые различные грани смысла самопознания. Вот лишь некоторые из них:

ь самопознание является условием обретения психического и психологического здоровья личности;

ь самопознание - средство обретения внутренней гармонии и психологической зрелости;

ь самопознание - единственный путь для саморазвития личности, её самореализации.

Разумеется, все эти стороны тесно взаимосвязаны и не выступают изолированно. В той или иной психологической концепции лишь акцентируется какая-либо одна сторона.

Например, в классическом психоанализе важной составляющей самопознания является осознание вытесненного в бессознательное. По мнению австрийского психолога и психиатра З.Фрейда, вытеснению подлежит всё, что неприемлемо для сознания, прежде всего сексуальные и агрессивные тенденции.

Без преувеличения можно сказать, что З.Фрейд является одним из тех учёных, кто во многом повлиял на всё дальнейшее развитие современной психологии, а может, быть и направил её по определённому пути развития. Фрейд открыл целый мир, который лежит за пределами нашего сознания и в этом его огромная заслуга перед человечеством.

Ученики З.Фрейда, несколько отходя от положений своего учителя, идут дальше. Так, А.Адлер (также австрийский психиатр) смысл самопознания видит в познании человеком своей жизненной истинной цели, которая скрыта от личности нередко ложными целями, побуждающими его к превосходству над другими, к власти и т.п. Другой ученик - швейцарский учёный К.Юнг, обращает внимание на познание в себе тех сторон личности, которые ушли в область так называемой Тени, т.е. сферу, которая не признаётся человеком в качестве своей, но реально существует и составляет неотъемлемую часть его самости (целостной личности). Задача состоит в том, чтобы познать эти стороны и принять их, обретая тем самым свою целостность и полноту собственного «Я».

В психосинтезе, основателем, которого является итальянский учёный Р.Ассаджоли, основная идея самопознания сводится к достижению внутренней гармонии, единению с «Высшим Я». Для этого человек должен осознать, с какими чертами своей личности (т.е. субличностями) он себя отождествляет, в результате чего они берут «власть» над личностью в целом, определяя тем самым её дисгармоничность.

В гештальттерапии, создателем которой является немецкий психолог Ф.Перлз, самопознание выступает как средство достижения человеком личностной зрелости. В качестве показателей зрелости личности Ф.Перлз выделяет следующие:

ь умение находить поддержку в себе, а не в других;

ь способность брать на себя ответственность;

ь мобилизовать собственные ресурсы в сложных ситуациях;

ь идти на риск, чтобы выбраться из тупика.

Чтобы достичь цели (зрелости), человек должен познать и тщательно проработать свои невротические уровни:

ь «клише» - на этом уровне он действует под влиянием сложившихся стереотипов;

ь «искусственный» - здесь доминируют роли и различные игры;

ь «тупик» - отсутствие поддержки других и адекватной самоподдержки;

ь «внутренний взрыв», или «смерть» - именно дойдя в своём самопознании до этого уровня, человек открывает своё истинное «Я», приобретает черты зрелой личности.

Особое значение проблеме самопознания придаётся в гуманистической психологии. Здесь самопознание рассматривается как необходимое условие саморазвития личности, её самоактуализация, т. е. способности стать тем, кем она способна стать, а не тем, кем ей навязывают стать другие, социальное окружение. Одним из признанных авторитетов гуманистической психологии является американский учёный К.Роджерс.

В своей теории личности Роджерс разворачивает определённую систему понятий, в которых люди могут создать и изменять свои представления о себе, о своих близких. Как и для других представителей гуманистической психологии, идея ценности и уникальности человеческой личности является центральной для Роджерса. Он считает, что тот опыт, который возникает у человека в процессе жизни и который он называет «феноменальным полем» уникален и индивидуален. Этот мир, создаваемый человеком, может совпадать или не совпадать с реальной действительностью, так как не все предметы, входящие в окружающее, осознаются субъектом. Степень тождественности этого поля реальной действительности Роджерс называл конгруэнтностью. Высокая степень конгруэнтности означает, что то, что человек сообщаем другим, то, что происходит вокруг и то, что он осознаёт в происходящем более или менее совпадают между собой. Нарушение конгруэнтности приводит к тому, что человек либо не осознаёт реальность, либо не высказывает то, что он реально хочет сделать или о чём думает. Это приводит к росту напряжённости, тревожности, и в конечном итоге к невротизации личности.

К невротизации приводит и уход от своей индивидуальности, отказ от самоактуализации, которую Роджерс, как и Маслоу, считал одной из важнейших потребностей личности. Развивая основы своей терапии, учёный соединяет в ней идею конгруэнтности с самоактуализацией, так как их нарушение ведёт к неврозу и отклонениям в развитии личности.

Согласно концепции К. Роджерса, в человеке выделяю две составляющие: «Реальное Я» и «Идеальное Я» и одна составляющая, которая не принадлежит человеку, но оказывает на него большое влияние - это Социальное окружение. «Реальное Я» - система представлений о себе, своих чувствах, мыслях, стремлениях и т.д. «Идеальное Я» - то, чем человек хотел бы быть, его опыт и глубинные переживания. Социальное окружение - это всё то, что навязывается человеку со стороны: нормы, ценности, взгляды, способы поведения и т. д. Несоответствие, возникающее между «Реальным Я» и «Идеальным Я», порождает чувство тревоги, неадаптивные формы поведения, различные психологические проблемы, что приводит к искажению опыта либо отрицанию его.

Отсюда самопознание - это средство овладения собственным опытом, глубинными переживаниями, в конечном итоге - средство быть самим собой.

Рассмотренные нами понятия: самопознание, «Я» - концепция, образ «Я», самооценка, самоотношение - динамические составляющие процесса самосознания, обусловленные реальной жизнедеятельностью личности, многообразием и противоречивостью отношений, в которые она включена. Разнообразие деятельностей вызывает множественность представлений человека о себе, которые не всегда согласуются между собой, могут вступать в противоречие и даже в конфликт: вызывать конфликтный смысл «Я». Пока различные деятельности не столкнулись в жизни человека, он имеет непротиворечивый образ «Я», но деятельности чаще всего пересекаются в жизненном пространстве, что приводит к необходимости выбора и совершения поступка. Поступок, в свою очередь, вызывает конфликтный смысл «Я», запускающий работу самосознания. Эта работа проявляется в особенностях осмысления и переживания конфликтного смысла.

Итак, самосознание личности имеет сложную и неоднородную структуру. Его образующие различаются неодинаковой степенью осознанности, обобщённости, соотношения рационального и эмоционального и потому функционируют на разных уровнях самосознания.

Таким образом, представление о себе - это когнитивный компонент образа «Я», включающий знания о себе, качествах своей личности, представлений о себе во времени.

ТЕМА:

ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА И СИСТЕМА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ

Цель: сформировать представление о «Я-концепции», ее основных структурных компонентах, а также умение осуществлять самооценку развития личностных качеств.

I . Работа над новым материалом.

«Познай самого себя» - эта надпись украшала Дельфийский храм в Греции. Смысл этой лаконичной фразы очень глубок.

Именно процесс самооткрытия, самопостижения и самопознания пронизывает всю сознательную жизнь человека. На всем ее протяжении перед каждым человеком, ищущим смысл жизни, постоянно встают вопросы: Кто я? Каков я? Знаю ли я себя? Что скрывается за собственным «Я»?

В ответах на вопрос типа «Кто я?» мы сравниваем себя с другими людьми (родителями, друзьями, знакомыми), героями литературных произведений. Это сопоставление позволяет увидеть все многообразие характеров, взглядов, проявлений чувств, интересов и других особенностей людей, выделить то особенное, что отличает одного человека от другого.

Давайте попытаемся определить, по каким признакам можно находить общее и отличное в людях. При встрече с каким-либо человеком, при воспоминании или размышлении о нем вы, как правило, оцениваете внешний вид: возраст, пол, физический облик, состояние здоровья. При более близком знакомстве появляется возможность узнать его биографические характеристики: в какой семье родился и рос, в какой школе учился, с кем дружит, какие книги читает. Длительное общение и личные контакты позволяют увидеть особенности его характера, темперамента, чувств, уровень интеллекта и способностей.

Параллельно с этим происходит процесс самопознания, узнавания, выделения собственного «Я» путем сравнения увиденных в другом человеке качеств со своими. Таким образом, познавая других людей, вы познаете самих себя.

Познавать свое «Я» весьма не просто. Путь к познанию лежит через понимание и оценку своих интересов и способностей, особенностей памяти и мышления, своеобразия речи, внимания и воображения. Любое взаимодействие с другими людьми заставляет нас постоянно осмысливать свойства характера, темперамента, побуждает обращать внимание на чувства, волевые качества, как свои, так и тех людей, с которыми общаемся. Характеристики личности с разных сторон описывают внутренний мир человека, качества его души, особенности поведения .

Задумаемся над тем, что такое собственное «Я». Образ «Я» (или «Я-концепция») - сложное психическое явление, которое не сводится к простому осознанию своих качеств или совокупности самооценок. «Я-концепция» создает специфическую направленность личности. Это целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ сугубо личного, собственного «Я», включающий три составляющих его компонента: познавательный (кто я?), эмоциональный (какой я?) и поведенческий (что и как я делаю и почему так поступаю?) (схема 1).

Схема 1

Становление устойчивого образа «Я»

Образы собственного «Я» сложны и неоднозначны. Здесь и реальное «Я» (как вижу себя в данный момент), и динамическое «Я» (каким я стараюсь быть), и идеальное «Я» (каким я должен стать) и фантастическое «Я» (каким я хотел бы быть, если бы все было возможно), и целый ряд других представляемых «Я» .

Размышляя о профессиональном будущем, каждый из вас осуществляет мысленное движение от своего «Я» реального через «Я» динамическое к «Я» идеальному. Например, сегодня вы делаете некоторые успехи в музыке и знаете о своих способностях в этой области искусства. И, конечно же, в будущем вы видите себя профессиональным музыкантом. Но для того чтобы ваши планы стали реальностью, необходимо разработать план действий и стремиться его реализовать.

Ну а если у вас сегодняшний день еще не имеет четкого профессионального плана, определяющего пути получения будущей профессии, все равно вы, наблюдая за окружающим себя миром и за деятельностью людей, пытаетесь представить себя в будущем, перебирая в своем воображении различные варианты, в том числе и самые фантастические. В своих мечтах вы видите себя в разных ролях. Перечень их может быть бесконечным и разнообразным. Но, возвращаясь к своему реальному «Я», соотнося способности с возможностями их реализации, приходится, к сожалению, свои мечты согласовывать с ними. Именно идеальные «Я»-реальное - отправная точка всех планов человека.

Недостатки знаний о себе, обедненность «Я-концепции» затрудняют профессиональный выбор, делают его недостаточно обоснованным, случайным в силу того, что затормаживают процесс соотнесения себя с миром и будущей профессиональной деятельностью. Особую роль здесь имеет самооценка .

На основе самооценки формируется образ собственного «Я» (схема 2).

Схема 2

Формирование образа собственного «Я»

Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди людей.

У каждого человека существует два способа самооценки. Первый - это сопоставление мнений окружающих о нас. И здесь важно «богатство» образа Я. Чем «беднее» образ Я, тем более зависим человек от отношения окружающих к нему. Тогда самооценка не играет роли эталона, регулирующего поведение. Человека с реалистичной самооценкой отличает независимость от мнений окружающих, высокий, но реальный уровень самоутверждения. Высокое самоуважение не означает, что человек считает себя лучше других. Оно связано с представлением о себе как человеке не хуже других. В этом случае он положительно относится к себе как к личности. Низкое самоуважение предполагает отрицательную оценку собственной личности. С уровнем самоуважения связано древнее выражение «не место красит человека, а человек место».

Второй способ самооценки - это соизмерение уровня наших притязаний и достигнутых результатов. Лев Толстой когда-то написал: «Человек подобен дроби: в знаменателе - то, что он о себе мнит, а в числителе - то, что есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь».

Если уровень притязаний выше достигнутого результата - можно говорить о завышенной самооценке. При завышенной самооценке человек никогда не признает, что он чего-то не знает или не умеет, во всех своих неудачах винит окружающих.

Если уровень притязаний ниже достигнутого результата, говорят о заниженной самооценке. Человек становится преувеличенно осторожным, у него исчезает стремление к достижению какого-либо успеха .

Критическая оценка самого себя, своих способностей, нравственных качеств, поступков позволяет человеку при выборе профессии правильно соотнести свои возможности с требованиями, предъявляемыми профессией. Заниженная самооценка мешает человеку раскрыть свои возможности, завышенная - приводит к разочарованиям, конфликтам в коллективе.

Основные понятия: «Я - концепция», самооценка, виды самооценки: адекватная, неадекватная, заниженная, завышенная.

Вопросы и задания:

    Что такое «Я-концепция» и каковы ее основные составляющие?

    Каковы формы проявления «Я-концепции» при выборе профессии?

    Напишите сочинение на тему: «Мой образ «Я» и профессия».

    Какую роль оказывает заниженная самооценка на профессиональное самоопределение личности?

II . Практическая работа.

Методика самооценки личности

Оборудование: стимульный материал на карточке, лист бумаги, ручки.

Стимульный материал: слова, обозначающие отдельные качества личности: аккуратность, доброта, грубость, жадность, жизнерадостность, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, капризность, легковерие, мечтательность, несдержанность, обидчивость, осторожность, педантичность, подозрительность, терпеливость, трудолюбие, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, упрямство, черствость, честность, чуткость, эгоизм.

инструкция

Используя предложенный материал, составьте ряд «Идеал» из 20 качеств личности, которые ранжируйте (распределите) по следующему принципу: от наиболее незначимых для вас качеств до самых ценных. Затем из этих 20 качеств ряда «Идеал» составьте ряд «Я». Вначале поставьте качества, наименее характерные для вас, а затем наиболее характерные.

Методика «Кто я такой?»

Вероятно, у каждого человека есть своя собственная теория, касающаяся того, что именно делает его уникальным, единственным в своем роде индивидом, отличающимся от всех остальных людей. При этом невольно возникает вопрос: разделяют ли окружающие мое мнение о самом себе, видят ли меня другие таким, каким я считаю себя? Если они определяют меня иначе, то что же лежит в основе их восприятия и оценки?

Попробуем выяснить этот вопрос в ходе выполнения следующих заданий. Возьмите несколько листов чистой бумаги и напишите на одном из них в правом верхнем углу то из своих имен, к которому вы в наибольшей степени привыкли (это может быть имя, фамилия, уменьшительное имя, кличка). После этого:

А. Дайте 10 ответов на вопрос: кто я такой? Сделайте это быстро, записывая свои ответы точно в той форме, как они сразу приходят в голову.

Б. Ответьте на тот же вопрос так, как, по вашему мнению, отозвались бы о вас ваши отец и мать (выберите одного).

В. Ответьте на тот же вопрос так, как, по вашему мнению, отозвался бы о вас ваш лучший друг (подруга).

Теперь сравните эти 3 набора ответов и в письменной форме укажите следующее:

    В чем состоит сходство?

    Каковы различия?

    Если есть различия, то как вы их объясните применительно к самому себе? В какой степени ведете себя по-разному с разными людьми и какие роли принимаете на себя при общении с близкими людьми?

    Каким образом эти различия объяснимы, исходя из индивидуальных особенностей этих и других лиц, т.е. как их ожидания формируют те суждения о вас, которые вы им предписываете?

    Укажите, какие из 10 ответов вашей самохарактеристики касались:

а) физических качеств (облик, сила, здоровье);

б) психологических особенностей (интеллект, эмоциональная сфера);

в) социальных ролей (профдеятельность, семейное положение)

Теперь установите очередность, которую вы считаете целесообразной при перечислении этих групп. Остаетесь ли вы теперь на своих первоначальных позициях в составлении своей самокритики? Если нет, то запишите новый порядок следования упомянутых выше качеств.

Если вы выполнили упражнение, то написанный вами итог можно определить как словесное определение вашей «Я-концепции» воспринимающих вас других людей, предпочитаемого вами варианта своего имени, который, кстати, тоже во многом зависит от окружающих.

Методика определения уровня самооценки

Инструкция

Ниже предлагается ряд вопросов об особенностях вашей самооценки, отвечая на которые, вам необходимо поставить баллы в зависимости от выбранного вами варианта ответа:

«очень часто» - 4 балла;

«часто» - 3 балла;

«иногда» - 2 балла;

«редко» - 1 балл;

«никогда» - 0 баллов.

    Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

    Постоянно чувствую свою ответственность по работе.

    Я беспокоюсь о своем будущем.

    Многие меня ненавидят.

    Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.

    Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

    Я боюсь выглядеть глупцом.

    Внешний вид других куда лучше, чем мой.

    Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

    Я часто допускаю ошибки.

    Как жаль, что я не умею говорить как следует с людьми.

    Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

    Мне бы хотелось, чтобы мои действия ободрялись другими чаще.

    Я слишком скромен.

    Моя жизнь бесполезна.

    Многие неправильного мнения обо мне.

    Люди ждут от меня очень многого.

    Люди не особенно интересуются моими достижениями.

    Я слегка смущаюсь.

    Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

    Я не чувствую себя в безопасности.

    Я часто понапрасну волнуюсь.

    Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

    Я чувствую себя скованным.

    Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

    Я уверен, что по характеру люди почти все легче, чем я.

    Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

    Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

    Как жаль, что я не так общителен.

    В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

    Я думаю о том, чего ждут от меня люди.

Для того, чтобы определить уровень самооценки, необходимо сложить баллы по всем 32 суждениям.

Сумма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, не отягощен «комплексами неполноценности», правильно реагирует на замечания и оценки других, редко сомневается в своих действиях.

Сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки. Если вы набрали такое количество баллов, то, вероятно, время от времени ощущаете необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивая себя и свои способности без достаточных на то оснований.

Сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки, при котором человек нередко болезненно переносит критические замечания в свой адрес, чаще старается «подстроиться» под мнение других людей, в большой степени страдает от «комплекса неполноценности».

  • Рабочая программа по технологии для 7 класса составлена на основе государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по технологии,

    Рабочая программа

    Раздел 2. Профессиональное самоопределение. 10 Внутренний мир человека и система представлений о себе . Становление и развитие ценностно-смысловой... оборудовании и его влиянии на человека Иметь представление о возможностях отделки и декоративного...

  • Белянин В. П. Основы психолингвистической диагностики. (Модели мира в литературе)

    Документ

    Языковая личность, владеющая системой языка" (там же, 27). Представления о языковой личности близки... относит такие, где "преобладает внутренний мир человека и автор противостоит самому себе как объективной структуре...

  • Понятие культуры. Культура как смысловой мир человека

    Документ

    ... (стремление к передаче внутреннего мира человека ). Гуманизм – ценностная... себя и проблему отвлеченного мышления, и косвенное представление о бытии и сконцентрированный мир ... , система «Техника – человек » должна смениться системой «Техника – человек – ...

  • Есть один вопрос, ответ на который полностью перевернет ваше представление о себе… Но прежде чем раскрыть вам этот секретный вопрос, хочу уточнить: Кто из вас на 100% удовлетворён, тем, как вы выглядите? Кто из вас может сказать, что стопроцентно доволен тем, какая у вас фигура, бедра, глаза или нос? Задумались? Это хорошо…

    Почему бесят некоторые люди без причины

    Есть один вопрос, ответ на который полностью перевернет ваше представление о себе… Но прежде чем раскрыть вам этот секретный вопрос, хочу уточнить:

    Кто из вас на 100% удовлетворён, тем, как вы выглядите? Кто из вас может сказать, что стопроцентно доволен тем, какая у вас фигура, бедра, глаза или нос?

    Задумались? Это хорошо…

    Эта статья как раз нацелена на то, чтобы вы задумались и заново оценили то, как вы воспринимаете себя… увидели, что в вашей слабости скрыта великая сила.

    Итак, секретный вопрос:

    Что вас РАЗДРАЖАЕТ и ПРИВЛЕКАЕТ в окружающих вас людях?

    Прямо сейчас возьмите листочек с ручкой и запишите:

    Я, например, не умею ходить на каблуках. Я могу, если нужно, но сказать, что я чувствую себя на каблуках естественно и комфортно, не могу. А есть девушки, которые по снегу и в гололед «бегают» на шпильках, и весьма успешно.

    Меня всё время восхищали женщины, которые встают на два часа раньше, чтобы привести себя в порядок, прежде чем отправиться на работу. Мне всегда было жалко на это времени. А кто-то делает это каждый день.

    Ваша эмоциональная реакция это СИГНАЛ

    Качество, которое вызывает в вас сильную эмоциональную реакцию, принадлежит ВАМ.

    Просто вы, по определённым причинам, перестали замечать эту часть себя. Чаще всего из-за эмоциональной травмы. В детстве или юношестве.

    Вернемся к вопросу, всё ли вам в себе нравится, на сто ли процентов вы удовлетворены тем, как вы выглядите…

    Если ваш ответ «Нет», причина, скорее всего, в подростковом возрасте: «Ой, прыщик вскочил на самом видном месте. Ой, а у неё грудь больше. Ой, а у меня тут жирок пополз».

    Все ваши попытки сесть на диету, что-то сделать со своим телом заканчиваются тем, что вы ОТТОРГАЕТЕ часть себя.

    Вы в буквальном смысле выстраиваете внутри себя ЗАБОР:

    Э то мне нравится - это Я. Это мне НЕ нравится - не буду замечать, это НЕ Я.

    Таким образом, многие присущие вам качества - неудобные для вас или близких людей - пропадают из вашего поля зрения. Уходят в ТЕНЬ.

    Это барьеры, которые вы сами выстраиваете внутри себя.

    Но есть и приятная новость!

    То, что вас восхищает в других, есть внутри вас

    Вы просто перестали замечать это. А значит ваша задача - увидеть это и понять.

    Посмотрите на список того, что вас восхищает в других людях:

    Они это могут, а значит вы тоже можете.

    Но есть и обратная сторона процесса:

    То, что вас раздражает в людях, тоже является частью вас.

    Хм… Увы, есть.

    Если вас раздражают неаккуратные люди, вы найдете в своей жизни примеры, когда вы вели себя подобным образом и осудили себя за это.

    Кстати, дети очень «красиво» отзеркаливают нам подавленные части нас.

    Например, ваш ребенок проявляет агрессию, и вас это просто бесит… у такой позитивной мамочки растет такой неуправляемый ребенок..

    Зеркало в чистом виде: ребенок демонстрирует те эмоции, которые вы ЗАДАВИЛИ.

    Ведь позитивная мамочка НЕ должна испытывать негативные эмоции. А поводов для негатива в нынешней экономическо-политической ситуации предостаточно.

    Поймите: Для вашего благосостояния нужно и важно вернуть все утраченные фрагменты вас.

    Всё ваше земное воплощение – это этап собирания брошенных частей себя и их объединение в единое целое.

    Вы чувствуете, что вы сильные, вы гибкие. Вы гнётесь, но не проламываетесь. У вас появляется прочный стержень. Вы наполнены изнутри. Вы всегда знаете, что вы выстоите, в какой бы ситуации вы ни оказались.

    Важный акцент для понимания

    Если поведение человека вызывает в вас сильную эмоцию, значит, внутри вас есть похожее качество, вы просто не замечаете этого.

    Есть просто факты. Например, я знаю, что человек некрасиво ест, он не умеет пользоваться приборами, может грубовато пошутить. Я это понимаю, я это вижу. Но точно также я понимаю, что люди вышли из разных социальных слоёв. У них было разное детство. Я понимаю это на уровне информации.

    Если я хочу, я могу ограничить общение с ним. Или не приглашать его туда, где будут люди другого круга, где я могу себя чувствовать неудобно в присутствии этого человека.

    Но у меня нет сильных эмоций по этому поводу. Я принимаю это как факт, как данность. Вот это в человеке есть. Здесь нет тени, нет подавленной части вас.

    Меня ничего не цепляет. Я просто вижу факт. Я принимаю какие-то определённые решения, исходя из этого факта.

    Это мой выбор. Я этого не приемлю. Но я не пытаюсь перевоспитать этого человека.

    Например, ваш родственник любит рассказывать похабные анекдоты к месту и не к месту, и ему бесполезно объяснять, что вы встречаетесь с подругами, и похабные анекдоты с матерком никому не нужны.

    Вы просто не приглашаете его в свою женскую компанию. И все?!

    Сигнал вашей подавленной части: Обрати на меня внимание. Я здесь!

    И причины такой реакции, скорее всего, приведут вас в ваше детство.

    Детские годы - причина отказа от себя

    Помните эти ужасные два-три года, как их называют психологи, когда ребёнок начинает проявлять свою индивидуальность. На рубеже 2-3-х лет ребенок развивает свою самость, свою индивидуальность.

    Например, пытается одеть разную обувь на разные ноги. На одну резиновый сапог, на другую ботинок. И собирается так выйти на улицу.

    Такое вот проявление индивидуальности.

    И в этот момент архиважно, как среагируют родители на поведение ребенка.

    Позволят они ребёнку так выйти на улицу?

    Кстати, про сапог - это не придуманная история. В жизни моих знакомых, когда ребёнок так оделся, мама сказала: «Ну, ладно. Ты понимаешь, что это будет неудобно, не понимаешь? Иди». Ребёнок вышел. Походил пять минут. Понял, что в ботинке и в сапоге ходить невозможно. Вернулся обратно. Всё! Ситуация решена.

    И даже если он проходил в таком состоянии. Это был его выбор, его возможность выразить свою индивидуальность.

    Наши родители в нашем же детстве подчинялись определённым правилам жизни в социуме. И «давили» на своих детей, вынуждая их следовать кем-то придуманным правилам.

    К чему это в результате привело? Вы ОТКАЗАЛИСЬ от части себя.

    Не по тому, что она была ПЛОХАЯ. А потому, что она была НЕУДОБНОЙ. В данном примере, неудобной вашим родителям.опубликовано .

    Алена Старовойтова

    Остались вопросы - задайте их

    P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

    Когда душа попадает в материальную оболочку и рождается в человеческом теле, забывая о своей истинной природе, главным источником представлений о себе для маленького человека становятся окружающие его люди – социум.

    От своего окружения (и прежде всего от родителей) маленький человек начинает потихоньку усваивать ценности, установки и роли. Взаимодействуя с людьми, человек получает обратную связь (отклик и оценку) от них, из которого у него складывается представление о самом себе. И то, как человека оценивает окружение, значительно влияет на его собственную самооценку.

    Из оценки других у человека складывается представление о своем характере, своих достоинствах и недостатках, своих возможностях и ограничениях. Потихоньку у человека формируются стереотипы о себе. Теперь он несвободен, он будет думать о себе в рамках своих стереотипов, жить и действовать в ограничении, которое наложил на себя.

    Со временем такие представления становятся УСТОЙЧИВЫМИ. Они полностью ограничивают свободу и возможности развития человека в будущем. Они влияют на выбор профессии, образ жизни, взаимоотношения с другими людьми и на общее состояние счастья и удовлетворенности, принятие себя и мира.

    Помимо родителей на человека влияют представления о нем «значимых других» — учителей, авторитетов, друзей, коллег на работе. Но все те люди, которые повлияли на формирование представления о себе маленького, а потом уже и большого человека, – тоже были несовершенными. И свои оценки и рекомендации они давали, не обладая чистотой сознания, а имея такое же несовершенное представление о себе и мире.

    Несовершенное, ограниченное представление о себе делает человека несчастным, особенно если оно не соответствует его «идеалу» или если он стремится соответствовать ожиданиям других. Информация, которую вложили в человека в детстве, не дает ему взрастить Дух, и человек не может полностью проявить в своей жизни, не может выполнить свое предназначение.

    Представления о себе — оценки, долженствования, запреты, «предсказания — установки» – очень разнообразны и затрагивают все стороны личности и жизни человека. Вот некоторые из них:

    • я сильный / слабый
    • с моей фигурой на сцену мне нельзя
    • я должен хорошо учиться / учись- не учись — все равно Бог ума не дал
    • я логик, а не лирик (у нас мама логик, папа логик, деда, баба логик – даже не пытайся писать стихи)
    • я не должен плакать (мальчики не плачут)
    • меня (такую неряху / дуру / умную) никто замуж не возьмет
    • я должен завоевать уважение коллег
    • я должен много зарабатывать (ведь я мужчина)
    • я должен к цели идти до конца
    • мне уже поздно менять профессию
    • я не смогу заработать много денег честным путем / вообще не смогу нормально зарабатывать: у нас род проклят
    • я не способен работать самостоятельно / работать в команде
    • я недостоин любви
    • я неудачник / везунчик
    • я долго не проживу (у нас в роду никто долго не живет)
    • петь мне не дано

    Освободиться от ложных и ограничивающих представлений о себе можно путем . По молитве Бог, как тонкий настройщик, помогает человеку освободиться именно от тех самоограничений, которые мешают его развитию и самореализации, даже если человек их не осознает.


    Метки: