Продажная любовь: почему ссорятся Путин и Лукашенко. Почему лукашенко отказался от саммита "восточного партнерства"

Белорусский диктатор вышел из доверия.

Похоже, на постсоветском пространстве у Владимира Путина остался только один надежный и предсказуемый союзник - президент Казахстана Нурсултан Назарбаев . Правитель Беларуси Александр Лукашенко по неизвестным причинам вообще не приехал на традиционные итоговые саммиты Евразийского экономического союза и ОДКБ в Санкт-Петербург. А президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев чуть было не нанес сокрушительный удар по евразийской интеграции, публично отказавшись подписывать два ключевых документа ЕврАзЭс: Таможенный кодекс и заявление о развитии торговли.

О том, что один из главных идеологов евразийской интеграции не приедет в Петербург на саммиты ЕврАзЭс и ОДКБ, стало известно накануне. Журналисты не обнаружили фамилии Лукашенко в списке участников торжественной встречи и совместного фотографирования. Утром в понедельник Дмитрий Песков подтвердил возникшие подозрения, однако отказался обнародовать причины отсутствия Батьки. «Это должна делать пресс-служба белорусского президента» , - заявил он. Однако, несмотря на настойчивые звонки и запросы СМИ, официальный Минск продолжал хранить многозначительное молчание.

Журналисты между тем припомнили, что Лукашенко не впервые пропускает важные совместные мероприятия, ставя под сомнение тезис о нерушимой дружбе. В частности, в разгар «молочных войн» с Россией в 2009 году он также проигнорировал саммит ОДКБ, однако это не помешало остальным участникам военного блока подписать соглашение о создании сил оперативного реагирования и ряд других документов. На этот раз демарш Лукашенко, скорее всего, связан с очередным этапом «газовой войны», в которой Минску пока не удается сломить сопротивление Кремля и добиться списания долга ($425 млн), накопившегося в связи с неполной оплатой уже поставленного в республику топлива, и снижения закупочной цены. Накануне встречи в Санкт-Петербурге вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что переговоры не увенчались успехом и нельзя исключать судебного решения конфликта. Впрочем, в Кремле отказываются считать капризы Батьки демаршем. «Не думаю, что слово «манкирует мероприятиями» будет уместно» , - сказал журналистам Дмитрий Песков. По его словам, отсутствие белорусского правителя «де-факто не помешает обсуждать субстантивные вопросы, связанные с интеграцией». Более того, Беларусь продолжает оставаться ближайшим союзником и важным партнером России.

В отсутствие Лукашенко Владимир Путин в течение двух дней практически не разлучался с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. В воскресенье лидеры посетили два питерских предприятия, а в понедельник перед саммитами провели отдельные переговоры в Константиновском дворце. По их итогам было подписано соглашение о сотрудничестве на космодроме Байконур до 2025 года. Кроме того, президенты, по словам Назарбаева, обсудили предстоящую встречу по межсирийскому урегулированию в Астане. «Всех примем и создадим необходимые условия для работы» , - заверил елбасы.

Из Константиновского дворца на вертолетах Путин с Назарбаевым перелетели в центр Санкт-Петербурга, где их уже ждали два оставшихся участника Евразийского экономического союза - президенты Армении и Кыргызстана. Минуты молчания по жертвам крушения ТУ-154 перед заседанием объявлено не было. Однако все выступления лидеров СНГ начинались с принесения соболезнований родным и близких погибших. Владимир Путин на правах хозяина саммита кратко перечислил основные достижения евразийской интеграции за 2016 год: сформирован единый рынок лекарственных препаратов, принята концепция формирования к 2025 году общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов, началась разработка универсальных правил торговли электроэнергией и регулирования в антимонопольной сфере. «Многое сделано по подготовке нового Таможенного кодекса, в который заложен целый ряд важных правовых нововведений, отвечающих самой передовой мировой практике» , - подчеркнул ВВП.

Планировалось, что лидеры ЕврАзЭс завизируют Таможенный кодекс и другие документы в Санкт-Петербурге, после чего они будут направлены на подпись отсутствующему участнику союза в Минск. «Белорусские партнеры принимали активное участие в их подготовке, никаких проблем с подписанием возникнуть не должно», - заверяли организаторы саммита. Однако беда пришла откуда не ждали.

Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев сначала заявил, что киргизский народ недоволен тем, как проходит интеграция Киргизии в ЕврАзЭс. А потом и вовсе отказался от подписания двух ключевых документов - Таможенного кодекса и совместного заявления о развитии торговли. «К сожалению, негатив превалирует, и это, естественно, накладывает отрицательный отпечаток на экономический эффект от вступления Кыргызстана в ЕврАзЭс» , - извиняющимся тоном сообщил Атамбаев.

Как известно, ключевой проблемой для Кыргызстана является конфликт с Казахстаном по поводу поставок киргизской сельскохозяйственной продукции. Вопреки действующим внутри союза договоренностям Астана отказывается снять ветеринарный контроль на границе с неблагонадежным, по ее мнению, соседом. В итоге киргизские продукты не могут попасть не только в Казахстан, но и на рынки других стран ЕврАзЭс.

Впрочем, ровно через полчаса выяснилось, что решение Атамбаева было не окончательным. И в отсутствие прессы коллегам все-таки удалось убедить киргизского лидера не ухудшать и без того подмоченную отсутствием Лукашенко атмосферу предновогодней встречи. Председатель Евразийской экономической комиссии Тигран Саркисян сообщил журналистам, что подписи под Таможенным кодексом в итоге поставили все четыре президента, присутствовавшие на саммите в Санкт-Петербурге. А заявление о развитии торговли будет согласовано ими в ближайшее время после уточнения ряда незначительных формулировок.

На саммит Восточного партнерства в Брюссель. Делегацию от нашей страны возглавит министр иностранных дел Владимир Макей. Приглашение на саммит, адресованное лично Александру Лукашенко, пришло еще . Но ответ официальный Минск дал только за три дня до саммита. Учитывая, что последние недели ходили упорные слухи, что в Брюссель едет президент, многие удивились такому решению и даже испугались, что теперь Евросоюз примет его на свой счет и приостановит только-только настроенный так тонко диалог. TUT.BY разбирался, что стоит за таким решением и чего вообще ждать от саммита в Брюсселе?

Никаких дополнительных выгод от поездки для президента нет

— То, что белорусский президент не едет на саммит, ничего не значит. Это не какой-то демарш Беларуси или лично президента, — считает политолог, старший аналитик BISS Денис Мельянцов.

По мнению политолога, приглашение на саммит изначально скорее было символичным моментом: Евросоюз, наконец, решился пригласить Александра Лукашенко к себе. Но сегодняшний уровень развития отношений Брюсселя и Минска не требует визита на высшем уровне и участия президента в саммите.

— Еще и потому, что та декларация, которая готовится к подписанию на «Восточном партнерстве», не предполагает прорывных вещей в целом и по отношению к Беларуси в частности. Если бы там предполагалось подписание соглашения о сотрудничестве и партнерстве или визовой фасилитации, то это требовало бы участия президента, ведь это определенное достижение. Но ничего такого происходить не будет. Как известно, у нас с Евросоюзом нет даже базового договора, поэтому в таких условиях участвовать на высшем уровне не очень принято в дипломатической практике. Об этом в своем комментарии говорит и МИД, — считает политолог.

Евросоюз обижаться на такое решение официального Минска не должен. Принимать это на свой счет, по мнению политолога, там некому — лидера ЕС, который бы лично инициировал это приглашение, нет.

— Некоторый осадочек у европейцев может остаться — они скрепя сердце приняли это решение о приглашении. Но, опять же, у кого там останется осадочек? Нет никакого единого лидера Европы, который бы вложился в это своей репутацией. Какие-то условные европейские чиновники могут обидеться, но белорусская сторона на это обращать внимания не будет, — говорит Мельянцов. — К тому же, участие других высших официальных лиц в саммите, с которыми белорусский президент мог бы пересечься в кулуарах, например с той же Меркель, тоже не предполагается — канцлер на саммит не едет. Соответственно, никаких дополнительных выгод от поездки для президента нет.

По мнению политолога, внештатного эксперта Carnegie Endowment Балаша Ярабика , ЕС должен был пригласить Лукашенко — это было логично после снятия санкций. Но и его отказ был вполне ожидаем.


— Приглашение на саммит Лукашенко было логичным завершением процесса изоляции Беларуси. Решение не ехать тоже логично, поскольку на сегодня у Беларуси с Евросоюзом нет никаких юридических связей. Беларусь хочет подписать хотя бы базовое соглашение, ведь это сразу перенесет ее на другой уровень, но на сегодня отношения на том уровне, который должен представлять министр иностранных дел, — считает Балаш Ярабик. — Лукашенко также не едет, потому что на саммите не будет никого из глав государств. Если бы у него там была предусмотрена встреча с Меркель или Макроном, то вопроса бы не стояло.

Политолог уверен, что в официальном Минске также изучили повестку дня саммита. И поскольку акцента на Беларуси в ней не стоит, необходимости ехать туда у президента нет — в этом году акцент в декларации саммита будет на Украине, Грузии и Молдове, говорит эксперт. Кроме того, Ярабик уверен, что у Евросоюза не было ожиданий, что Александр Лукашенко приедет в Брюссель. А некоторые европейские политики могут даже воспринять это как благо.

— Некоторым европейским лидерам будет даже легче, что Лукашенко не приедет. К Беларуси на Западе по-прежнему относятся критически, и многие удивлялись этому приглашению, ведь в Беларуси все так же нет демократии и систематически нарушаются права человека, — говорит Ярабик. — Поэтому для ЕС решение Лукашенко не ехать не то что выгодно, но и проблемой не будет.

Чего ждать от саммита?

Эксперты отмечают, что саммит «Восточного партнерства» не предполагает подписания каких-то кардинальных решений, резолюций или соглашений, о которых договорились бы прямо на месте. На саммите лишь фиксируются решения, достигнутые ранее в разных форматах. В этом году, скорее всего, самыми важными вопросами будет подписание нового углубленного договора по сотрудничеству ЕС с Арменией. Также Украина, по словам политологов, может поднять вопрос о том, чтобы декларация саммита содержала пункт о европейской перспективе Украины и других стран, которые подписали ассоциацию с ЕС.

— Там сейчас идет борьба по тексту декларации, по упоминанию России как страны-агрессора и незаконных действий России против международного права. Обычно Украина и Грузия это продвигают, а Армения и Беларусь всячески препятствуют введению этого в текст. Текст декларации до конца не согласован, поэтому это будет единственный скандальный момент, — говорит Мельянцов.

Политолог отмечает, что от белорусской делегации ждать громких заявлений также не придется. Поднимать новые темы тоже вряд ли будут — со старыми бы разобраться.

— Участие Макея в саммите тоже достаточно символично, — считает Мельянцов. — Ему придется в рутинном режиме, как он обычно и делает, продвигать идею «Хельсинки-2», заявлять, что назрело время и необходимость подписывать базовое соглашение. Это, пожалуй, все. Возможно, у него еще пройдут встречи на министерском уровне. Но не более того. Больше никаких серьезных решений или громких заявлений на саммите не ожидается.

В понедельник, 26 декабря, в Санкт-Петербурге проходят саммиты Евразийского экономического совета (ЕАЭС ) и Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ). Изначально в мероприятиях планировал принять участие и Александр Лукашенко .

О том, что визит Лукашенко может не состояться, первым сообщил телеканал РБК со ссылкой сразу на три источника в воскресенье вечером. В пресс-службе президента Беларуси в воскресенье на звонки не отвечали. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков на запрос РБК также не ответил.

В понедельник утром Александр Лукашенко провел в Минске совещание по вопросам привлечения внешнего финансирования. О том, чем занимался глава государства во второй половине дня, пресс-служба не сообщала.

В это время Дмитрий Песков прокомментировал отсутствие на саммитах президента Беларуси:

Отсутствие Александра Лукашенко на саммитах ЕАЭС и ОДКБ не помешает обсуждению вопросов, связанных с интеграцией, - цитирует пресс-секретаря президента России «РИА Новости». По его словам, «все документы», которые подпишут в понедельник, «были полностью согласованы в ходе коллегии с белорусскими партнерами». Песков отметил, что подписанные документы будут просто направлены в Минск, чтобы Лукашенко «смог их там подписать».

Говоря о причинах отсутствия белорусского лидера, Песков не согласился с мнением, что таким образом Лукашенко якобы «манкирует» (небрежно относится. - Авт.) своим участием в соответствующих встречах:

Я не думаю, что слово «манкирует» здесь уместно, - цитирует пресс-секретаря президента России агентство «ТАСС ».

Действительно, наши белорусские коллеги сообщили о том, что президент Лукашенко не сможет принять участие в сегодняшних саммитах. Я думаю, что нам некорректно было бы говорить о причинах, все-таки это должна делать пресс-служба президента Беларуси, - сказал Песков журналистам, подчеркнув, что "Беларусь была, есть и продолжает оставаться нашим ближайшим союзником и партнером".

А В ЭТО ВРЕМЯ

Президентский Boeing-737 вылетел из Минска, но вскоре вернулся

Интересно, что, по данным авиационного сервиса Flighradar24, примерно в 15 часов по минскому времени президентский Boeing-737 вылетел из аэропорта «Минск-2» и взял курс на Питер. Однако уже через несколько минут самолет завернул в сторону Могилева , в районе Быхова развернулся и вернулся в Минск. Был ли Лукашенко на борту, неизвестно, возможно, самолет просто совершал некие тестовые полеты, положенные по регламенту. Второй президентский борт - Boeing-767 - в понедельник в воздух не поднимался.

ЕСТЬ ВОПРОС

Почему белорусский президент не поехал на саммиты?

Сегодня в Москве Владимир Андрейченко (председатель Палаты представителей Национального собрания Беларуси. - Авт.) высказался о том, что в ЕАЭС не принимается важных решений, а сам союз превращается в политический проект, - рассказал «Комсомолке» политолог Юрий Шевцов . - На мой взгляд, своим неучастием в этих саммитах Александр Лукашенко доказывает заявление о том, что если наконец-то не будут урегулированы отношения между Беларусью и Россией по множеству экономических проблем, то может быть приторможен процесс евразийской интеграции. По крайней мере это выглядит именно так.

Почему саммит ЕАЭС не оправдал ожиданий. Лукашенко не приехал в Петербург December 28th, 2016

Оригинал взят у sobiainnen в Почему саммит ЕАЭС не оправдал ожиданий. Лукашенко не приехал в Петербург


Рисунок. Такой должна быть Белорусская АЭС в Островце, если проект "Росатома" не будет торпедирован внешними и внутренними противниками единства евразийских союзников.

Оригинал взят у stanislav_05 в Почему саммит ЕАЭС не оправдал ожиданий.

Только три страны, присутствовавшие на саммите ЕАЭС, подписали Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Киргизия не поставила свою подпись под заявлением о развитии торговой политики союза, а Таможенный кодекс хоть и подписала, но не сразу. Белоруссия же вообще не приняла участие в заседании.

фото kremlin

Прокомментировать ситуацию Pravda.Ru попросила руководителя службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества, члена экспертного совета Центра стратегической конъюнктуры Александра Собянина .

— С чем связаны проволочки?

— Мы все увидели неправильную подготовку с российской стороны. Потому что отсутствие Белоруссии на совместном саммите ОДКБ и Евразийского экономического союза - это вопиющий факт. Речь ведь шла о подписании кодекса. Вместо этого документа были подписаны проекты общих решений. Потому что какие могут быть решения без Белоруссии? Это намного серьезнее, чем отказ Киргизии.

Почему так случилось? Случился огромный дипломатический скандал в связи с жесточайшим выступлением директора российского Института стратегических исследований, генерал-лейтенанта Леонида Решетникова о том, что белорусы - это не нация, это часть русского народа, не существует белорусского языка, он создан искусственно и Белоруссия должна стать частью России. Это неприемлемо во всех смыслах в устах директора РИСИ, так как это ведущий научно-исследовательский и аналитический центр, учрежденный президентом Российской Федерации.

МИД Республики Беларусь дал официальную ноту, очень жесткую, но выдержанную по эмоциям. Это все вышло в СМИ, то есть волна была большая. Если бы на этом все остановилось, возможно, белорусы приехали бы. Но Решетников дал еще интервью, где продолжал упорствовать. А его слова для всех — позиция российского государства.

Это первый момент. Второй момент связан с тем, что евразийская интеграция в последний год очень сильно буксует и уходит в сторону пропаганды. Потому что российская сторона переиграла остальных на более эффективной бюрократии, что вызывает серьезное недовольство киргизов, казахов, белорусов, армян. Это фон крайне неблагоприятный.

А то, что с киргизами связано, там вопрос гораздо более мелкий, связанный с тем, что президент Киргизии сейчас под большим политическим давлением находится и регулярно делает противоречивые заявления, которые можно вполне истолковать и как антироссийские, и как антиевразийские. А потом делает ровно обратные действия. Мы с Киргизией имеем серьезную проблему по приостановке строительства Верхне-Нарынского каскада ГЭС из-за коррупции.

— В Киргизии приняли новую конституцию. Зачем? Киргизия одно из самых нестабильных государств в регионе. Почему киргизы никак не могут "устояться"?

— Я бы не сказал, что Киргизия - нестабильное государство. Чем мерить? Если мерить публичными революциями, то нестабильное. Если мерить устойчивостью государства, то Киргизия ничем не отличается от других республик. Ни одна революция в Киргизии не привела к каким-то колоссальным изменениям, скажем, внешнеполитического курса или экономических реалий.

Что, Киргизия слабее, чем Таджикистан? Нет. Или Киргизия разворачивается в сторону США и Китая? Тоже не так. Просто Атамбаев сейчас уходит, и ему хочется сохранить основное влияние через свою Социал-демократическую партию. Поэтому провели превращение суперпрезидентской республики в президентско-парламентскую, с очень большим влиянием парламента, чтобы он после ухода мог сохранять влияние. Но это вопросы частные, внутриполитические.

— Президент Казахстана предложил создать антикризисный совет ЕАЭС. В связи с чем? Какие вопросы первыми могут встать на повестку дня?

— В евразийском пространстве есть фонд стрессовых активов, и антикризисный фонд создавался уже года полтора. Просто страны даже с успешной экономикой, допустим, Белоруссия, в силу своего маленького масштаба, более уязвимы в отношении возможных атак на их экономики и финансовые системы.

А Казахстан в этом отношении самый уязвимый: именно Казахстан среди всех советских стран, включая Украину, Азербайджан, Грузию, имеет самый большой государственный долг по отношению к валовому продукту и в 2,5 раза больший корпоративный долг.

Имея формально очень устойчивую и очень благополучную экономику, Казахстан, в силу колоссальной зависимости от внешних кредитов и внешней конъюнктуры, является самым уязвимым. Поэтому именно Казахстан, больше Белоруссии, Киргизии или Армении, заинтересован в том, чтобы появился такой антикризисный инструмент, где экономическим и политическим гарантом выступала бы Россия. Интересам России это вполне соответствует.

Белорусский президент Александр Лукашенко, вопреки ожиданиям, не поехал в Брюссель на саммит "Восточного партнерства", хотя получил личное приглашение от руководства ЕС. Делегацию Белоруссии возглавлял министр иностранных дел Владимир Макей.

Ответ на приглашение посетить Брюссель Лукашенко дал только за три дня до начала форума, направлено оно было в Минск еще в начале октября. О том, почему белорусский лидер отказался ехать на саммит "Восточного партнерства", рассуждает обозреватель белорусской службы Радио Свобода

– мы с вами говорили о том, что президент Белоруссии Александр Лукашенко получил прямое приглашение от Евросоюза участвовать в саммите "Восточного партнерства". Однако на саммит он не приехал, хотя в странах ЕС не бывал уже довольно давно. Можно ли это рассматривать как некий демарш?

– Как некий демарш – безусловно, можно. И тут интересно, демарш против чего именно. Один из важнейших факторов – это позиция России. Не то чтобы Россия Белоруссии или кому бы то ни было совершенно категорически запрещала участвовать в проекте "Восточное партнерство". Тем не менее, ее в целом негативное отношение ни для кого не секрет. Это следует из заявлений на этот счет и министра Лаврова, и премьера Медведева, и многих-многих других официальных представителей России.

В России "Восточное партнерство" рассматривается как некий способ подрыва позиции Москвы, способ вырвать из сферы ее влияния постсоветские страны. Еще раз повторяю, Россия применяет разные способы. Какие способы она применяла в Украине – известно. С другой стороны, например, президент Армении Серж Саргсян на саммиты "Восточного партнерства" ездил и сейчас тоже поехал, притом что Армения – и политический, и военный союзник России. Тем не менее, общий негативный фон есть. Если бы Лукашенко поехал в ООН просто посмотреть красоты Нью-Йорка, то Россия бы ничего не имела против. С Брюсселем ситуация немножко другая. Кроме того, при подготовке к саммиту выяснилось, что "белорусский кейс" этого саммита пустой. Есть пара вопросов, в решении которых Беларусь была бы заинтересована. Например, в снижении цен на визы. Беларусь имеет наихудшие условия получения виз. И не только в сравнении с Украиной, с Грузией, у которых вообще безвиз. В Белоруссии самые дорогие визы. Белорусы платят 60 евро.

– А обычно сколько платят за визы в постсоветских странах?

– В России – 35 евро, в Узбекистане – 35, в Азербайджане – 35. Это страны отнюдь не самые демократические в мире, но тем не менее. Дело в том, что в 1996 году в Беларуси Лукашенко провел конституционный референдум. Запад этот референдум осудил и не признал его результаты. И в результате стандартное на тот момент соглашение о партнерстве и сотрудничестве, которое предусматривало визы за 35 евро, не было ратифицировано. Ситуация сложилась абсурдная: общие рамки отношений Белоруссии и ЕС сейчас – это договор между Советским Союзом и еще Европейским экономическим сообществом от 1989 года! Беларусь и объединенная Европа живут фактически по законам "холодной войны". Тем не менее, предложений заключить новое соглашение не прозвучало. Были разговоры, что, может быть, состоится встреча Лукашенко с Меркель. Но Меркель сейчас, в общем, не до Лукашенко. Да и среди других западных лидеров особенно желающих пожимать Лукашенко руку не было. А так – ну, пригласили и пригласили.

– Но ведь у Лукашенко в случае приезда все-таки была возможность установить новые контакты, продвинуться в решении проблем, о которых вы упомянули…

Президент Армении Серж Саргсян на саммите "Восточного партнерства"

​– Решения саммитов готовятся заранее, проект итоговой резолюции уже давно "гулял", так что уже было понятно, что Лукашенко уедет ни с чем. Не факт, что Лукашенко решил не ехать сразу, как его пригласили. Возможно, какие-то переговоры о том, что его ждет, на что он может рассчитывать в Брюсселе, в течение этих полутора месяцев шли. Но результат оказался, как в известной повести Лермонтова, – "когда дым рассеялся, Грушницкого на краю обрыва не было". Вот когда Александр Григорьевич увидел, что ему особо, кроме самого факта визита, ничего не светит, то российский фактор возобладал. В Москве ему все равно бы сказали "фэ". Тут даже дело не в том, что это "фэ" само по себе весомо. Вот если бы его можно было чем-то уравновесить, в своих глазах, в глазах своего народа, в глазах своей элиты, в глазах той же России, то тогда, скорее всего, визит бы состоялся. Ну, а раз оказалось, что нечем, поехал министр Макей.

– То, что Москва будет косо смотреть на возможный визит Лукашенко в Брюссель, мы обсуждали и в прошлый раз. За это время произошло что-то в российско-белорусских отношениях, что в еще большей степени заставило Лукашенко задуматься о целесообразности поездки в Брюссель, а затем от нее отказаться?

– По-моему, нет. Некоторые считают, что вот такой шумный, громкий украинского шпиона (в кавычках или без кавычек) в Беларуси был каким-то камешком на этих весах – ехать, не ехать. Но я сомневаюсь. Уже было определено, что он не поедет. Ну и есть еще одно "красивое" совпадение – через неделю в Минск приезжает Путин, приезжает на саммит ОДКБ. Может быть, Лукашенко не хотелось такого совмещения – только что был в Брюсселе у "врагов России", а тут показывает, что он друг России. Так вот, давайте определитесь, Александр Григорьевич, у вас кто друзья? Если бы этот саммит ОДКБ был через два месяца, то это не было бы проблемой. Но когда два таких разных саммита происходят почти одновременно, особенно когда Лукашенко хозяин саммита ОДКБ, то президент Белоруссии, скорее всего, сказал себе: "Ай, лучше не поеду, спокойнее будет", – полагает Юрий Дракохруст.

В итоговой декларации саммита по поводу отношений с Минском записано следующее: "Саммит приветствует взаимодействие с Беларусью, которое стало более комплексным, включая работу Координационной группы "ЕС-Беларусь", диалог о правах человека и диалог о торговле".

"Восточное партнерство" – проект Европейского союза, имеющий основной заявленной целью развитие интеграционных связей Евросоюза с шестью странами бывшего СССР: Украиной, Молдавией, Азербайджаном, Арменией, Грузией и Белоруссией. Идея проекта была представлена министром иностранных дел Польши Радославом Сикорским при участии Швеции на Совете ЕС по общим вопросам и внешним связям 26 мая 2008 года, первый саммит прошел в 2009 году в Праге. Предыдущий саммит "Восточного партнерства" состоялся в мае 2015 года в Риге.