Проект национальной рамки квалификаций. Об утверждении национальной рамки квалификаций

В качестве эрзаца национальной рамки квалификаций Министерство труда РФ приняло уровневую структуру квалификаций. При этом в стране еще даже не сформирован дискурс в этой области, в отличие от Европы, где уже есть существенные достижения в построении национальных рамок и систем квалификации. Прежде всего следует подчеркнуть, что в Европе разработка национальных рамок и систем квалификаций была спровоцирована не сугубо научным интересом, а объективной необходимостью, выразившейся в серьезном качественном разрыве между спросом и предложением рабочей силы в профессионально-квалификационном разрезе и с возрастающей мобильностью рабочей силы. В ходе поиска путей устранения этого разрыва было проведено большое количество различных исследований, определены ключевые понятия для формирования механизмов регулирования квалификаций (их проектирования, структурирования, сравнения и оценки и разработки систем обеспечения качества квалификаций).
В нашей стране уже предпринят переход на образовательные стандарты профессионального образования, ориентированные на результаты обучения, называемые компетенциями, запущен процесс разработки профессиональных стандартов под эгидой Минтруда РФ. Все это, по сути, формирует основу для создания полноценной национальной рамки и системы квалификаций. Однако для того, чтобы рамка и система квалификаций выполняли свое предназначение, должны быть выполнены некоторые условия. Первое условие - понимание всеми заинтересованными сторонами, то есть субъектами системы образования, сферы труда и государством, предназначения рамки и системы квалификаций как инструментов гармонизации спроса и предложения квалификаций и модернизации профессионального образования. Крайне важно подчеркнуть лидирующую роль государства в формировании, регулировании и поддержании национальной системы квалификаций. Согласно международным исследованиям (Седефоп, ОЭСР, Европейский фонд образования) именно государство несет ответственность за конкурентоспособность экономики и осуществляет поиск путей повышения благосостояния граждан и обеспечения устойчивого развития, именно на государственном уровне формируется и реализуется экономическая и социальная политика, активная политика на рынке труда, субъекты которой люди и их квалификации. Роль государства как регулятора национальной системы квалификаций в такой огромной стране, как Россия, особенно очевидна в контексте процессов децентрализации для предотвращения анархии и неуправляемости. Регулирующая роль государства заключается в установлении четких правил и форматов взаимодействия всех участвующих в национальной системе квалификаций сторон, их ролей и ответственности. Роль государства также заключается в формировании механизмов финансирования национальной системы квалификаций и в предоставлении необходимого финансирования, поскольку без него система не сможет быть создана и не сможет функционировать. По сути, регулирующая роль государства в национальной системе квалификаций заключается в том, что оно обеспечивает целостность этой системы и становится гарантией того, что все элементы системы, где ведущую роль играют субъекты сферы труда, разделяют общие цели, понимают свои задачи и соответствуют единым требованиям. Одновременно государство может влиять на содержательные аспекты деятельности отраслевых структур и советов, указывать приоритетные области деятельности, для которых должны разрабатывать профессиональные и квалификационные стандарты с точки зрения влияния этих областей на экономический рост, рост производительности труда. В качестве примера можно привести Сингапур, где правительство поддерживает отраслевые структуры в секторах, ориентированных на международный рынок и обеспечивающих увеличение доли страны на международном рынке и, таким образом, усиливающих экономический рост. При этом отраслевые советы в секторах, ориентированных на внутренний рынок, также не лишены государственной поддержки, однако ее объемы существенно меньше, чем в отраслях, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью. Фактически это означает, что в разных отраслях используются разные стратегии.
Важно подчеркнуть, что в целом в настоящее время в мире повышается интерес к системам квалификаций, которые начинают рассматривать как часть национальной идентичности и как средство регулирования качества формального образования. Системы квалификаций одновременно стимул и средство реформирования системы образования и рынка труда. Помимо этого на политическом уровне интерес государств к этим системам обусловлен необходимостью обеспечения так называемой взаимопроницаемости (permeability) различных секторов системы образования (профобразования, высшего образования) для создания гибких траекторий обучения, обеспечивающих оптимизацию расходов на образование, сокращение сроков обучения и повышение мотивации населения к участию в образовании и обучении.
Повышение интереса к системам квалификаций на государственном уровне вызвано политическими, экономическими, демографическими, технологическими и другими факторами спроса. Наиболее значимы из этих факторов экономические, связанные с необходимостью обеспечения устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности экономики посредством развития инноваций, проведения исследований и обеспечения роста производительности труда. Использование квалификаций в качестве инструмента экономического планирования, прогноза потребности в умениях и развития образования и обучения уже стало реальностью во многих странах. Роль государства в формировании национальной системы квалификаций, ядро которой национальная рамка квалификаций, заключается в объединении усилий и обеспечении совместной деятельности всех заинтересованных сторон.
Что такое рамка квалификаций? Это системное и структурированное по уровням описание официально признаваемых квалификаций, благодаря чему устанавливают взаимосвязь между результатами обучения - индивидуальными достижениями человека, его знаниями, практическими умениями и дипломами, свидетельствами, сертификатами об образовании. Именно благодаря использованию в качестве точки отсчета результатов обучения и компетенций рамка квалификаций становится инструментом классификации имеющихся квалификаций и разработки новых квалификаций, необходимость в которых возникает на рынке труда. Опираясь на результаты обучения, можно сформулировать критерии, позволяющие относить квалификации к тому или иному уровню, что делает их одним из основных инструментов обеспечения прозрачности систем профессионального образования и квалификаций.
Как показывает анализ международного опыта, основа формирования рамок квалификаций - установление четких связей между требованиями сферы труда к выполнению работниками трудовых функций и требованиями к оценке соответствия работников этим требованиям. При этом следует подчеркнуть, что для соответствия этим требованиям не важно, где были освоены компетенции, образующие квалификацию, - в учебном заведении, в процессе трудовой деятельности на рабочем месте, в формате неформального образования, тем более что в настоящее время возможности электронного и дистанционного обучения расширяются в связи с использованием ИКТ.
Расширение форматов обучения привело к тому, что в современный образовательный дискурс прочно вошли понятия неформального и спонтанного обучения. Во многих странах разрабатывают процедуры и институциональные механизмы признания результатов неформального и спонтанного обучения, что полностью соответствует задачам реализации стратегии обучения в течение всей жизни, которая стала основополагающей стратегией развития практически во всем мире. В странах ЕС реализация этой стратегии происходит в рамках Лиссабонской стратегии и программы «Образование и обучение-2020». Таким образом, рамка квалификаций создает основу для систематизации и признания результатов разнообразия возможностей обучения и формирует основу для повышения качества, доступности, взаимосвязи и признания квалификаций в обществе или на рынке труда, как на национальном, так и на международном уровне. Это так называемое внутреннее измерение рамки квалификаций.
Внешнее измерение рамки квалификаций, то есть ее роль в повышении академической и трудовой мобильности граждан и конкурентоспособности рабочей силы, соотносится с задачами постиндустриального общества, основанного на знаниях, что еще раз подчеркивает ее важность для всех субъектов рынка труда, сферы образования и граждан в целом. Во многих странах в основе рамки квалификаций лежат профессиональные стандарты. К странам, в которых в основе квалификаций требования профессиональных стандартов, относятся Австрия, Бельгия (Валлония, Фландрия), Болгария, Дания, Эстония, Франция, Германия, Венгрия, Исландия, Ирландия, Италия, Латвия, Лихтенштейн, Литва, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словения, Испания, Швейцария, Турция и Великобритания. В Ирландии, Финляндии, Норвегии, Швеции разработка профессиональных стандартов интегрирована в процесс проектирования образовательных стандартов и требований к образовательным стандартам и оценке компетенций.
Важно подчеркнуть, что национальная рамка квалификаций - это не двухмерная матрица, а многомерная система, включающая в себя все квалификации, имеющие официальное «хождение» на национальном уровне и устанавливающие взаимосвязь между результатами обучения и деятельностью, требуемой на рынке труда, с одной стороны, и свидетельствами, дипломами, степенями, с другой. Отношения между квалификациями внутри рамки не статичны, они постоянно усложняются, реагируя на внешние факторы. Выбор конфигурации НРК в каждой стране обусловлен конкретными задачами, традициями и национальным контекстом, например, в Ирландии создание НРК было вызвано необходимостью реорганизации множественных систем квалификаций, действующих в различных секторах системы образования и обучения, в одну интегрированную рамку с новыми механизмами обеспечения качества и единой институциональной структурой управления рамкой. В целом можно утверждать, что в странах с федеративным государственным устройством при формировании национальной рамки квалификаций важно обеспечивать участие регионов, базовым требованием при разработке нормативно-правовой базы этой системы будет переговорный процесс и консенсус. Государства же, в которых сильна роль социальных партнеров в разработке, организации и оценке квалификаций, в основном ориентируются на механизмы, в основе которых лежит принцип добровольности, а не навязывание реформ из центра.
Однако, несмотря на различие конфигураций, во всех случаях национальная рамка квалификаций направлена на:
обеспечение оптимального соответствия квалификаций знаниям, умениям и компетенциям, требуемым в сфере профессиональной деятельности (и рынка труда в целом);
удовлетворение спроса на квалификации граждан и предприятий в обществе, находящемся в постоянном процессе перемен и инноваций;
адаптацию профессионального образования и обучения к спросу на квалификации со стороны предприятий;
обеспечение согласованности и преемственности между подсистемами квалификаций, например: квалификациями в рамках системы высшего образования, образования взрослых, школьного образования и особенно профессионального образования и обучения;
содействие развитию обучения в течение всей жизни (за счет расширения доступа, целевых инвестиций, признания неформального и спонтанного обучения);
активизацию взаимодействия всех заинтересованных сторон.
Для выполнения своего предназначения национальная рамка квалификаций должна быть обеспечена механизмами правового и институционального регулирования спроса на квалификации работников рынка труда и предложения квалификаций системы образования и обучения, включая систему обеспечения качества квалификаций и институциональные процедуры признания и сертификации квалификаций. Эти механизмы составляют национальную систему квалификаций, которая обеспечивает официальное признание результатов обучения, их качество, связь образования и обучения с рынком труда и гражданским обществом. Исходя из предназначения национальной системы квалификаций, для ее разработки нужна консолидация усилий всех заинтересованных сторон (министерств труда, образования и науки, социальных партнеров, профессиональных ассоциаций, служб занятости, исследователей, органов по присуждению квалификаций). Как показывает международная практика, взаимодействие заинтересованных сторон может быть прямым (когда представители сферы труда и сферы образования совместно разрабатывают и реализуют НСК) либо опосредованным (когда сфера образования использует данные, предоставляемые субъектами сферы труда). Участие заинтересованных сторон, представляющих сферу труда, может варьироваться по степени институционализации. В одних странах сформированы институциональные структуры как постоянно действующие советы, имеющие консультативные функции. В эту группу входят такие страны, как Австрия, Бельгия (Валлония и Фландрия), Болгария, Финляндия, Франция, Венгрия, Ирландия, Латвия, Лихтенштейн, Португалия, Словения и Турция. Как правило, в таких советах наблюдается пропорциональное представительство работников и работодателей, в них также могут участвовать профсоюзы. В других странах заинтересованные стороны имеют равный или доминирующий голос при принятии решений в области профессиональных и квалификационных стандартов. К этим странам относятся Дания, Эстония, Германия, Исландия, Италия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Румыния, Испания, Швеция, Швейцария и Великобритания.
Наиболее эффективным для поддержания актуальности НСК в части отслеживания тенденций развития на перспективу и разработки профессиональных стандартов стал отраслевой подход. Именно на отраслевом уровне долгосрочные и среднесрочные планы развития страны могут эффективно конкретизировать в проектируемые требования к квалификациям, отвечающие потребностям работодателей и экономики в целом. В этой связи, как правило, институциональные органы имеют отраслевой характер. В Великобритании, например, сформирована система отраслевых советов, которые, будучи органами работодателей, формируют профессиональные стандарты и согласуют квалификационные стандарты и стандарты оценки. Без одобрения советов ни одна программа профессионального образования не может завершаться присуждением официально признаваемой квалификации. В этих советах предусмотрено участие представителей профсоюзов и сферы образования. В каждой стране отраслевые советы имеют дело с политическими приоритетами, системами финансирования, государственными целями, задачами и рамками квалификаций, однако во всех случаях работа советов предполагает наличие специально обученных кадров и государственное финансирование. В таких странах, как Кипр, Чешская Республика, Греция, Польша и Словакия, постоянно действующие органы отсутствуют, по мере необходимости для решения конкретных задач формируются рабочие группы. Независимо от конфигурации НСК в зависимости от модели регулирования, принятой в стране, разработка НСК предполагает:
принятие политического решения на государственном уровне;
учет в национальной рамке отраслевых интересов;
формирование информационного и методического сопровождения, обеспечивающего доступ к квалификациям организаций и лиц, желающих оценить адекватность имеющихся квалификаций.
Для создания национальной системы квалификаций в нашей стране необходимо предпринять такие шаги, как:
внесение изменений в законодательство об образовании и труде (введение понятий рамки и системы квалификаций, формального, неформального, спонтанного образования и обучения, единой «стоимости» квалификаций, освоенных в системе формального, неформального и спонтанного образования);
формирование таких институциональных механизмов (для регулирования квалификаций, свидетельств и дипломов, процедур оценки и признания и сертификации квалификаций), как отраслевые советы для разработки профессиональных стандартов и отраслевых квалификационных рамок, институт развития квалификаций - для координации всей деятельности по разработке и обновлению квалификаций, сертификационные органы;
пересмотр классификаций видов профессиональной деятельности и образовательных программ, которые в данный момент не отражают истинного положения на рынке труда;
создание эффективных механизмов прогнозирования ситуации на рынке труда (для обеспечения баланса предложения и спроса на квалификации).

Анна МУРАВЬЕВА,
ведущий научный сотрудник,
Наталья АКСЕНОВА,
научный сотрудник лаборатории сравнительного и международного образования Московского института развития образования

Термины, их определения и сокращения:

национальная рамка квалификаций РФ (НРК) - основа национальной системы квалификаций РФ, представляет собой обобщенное описание квалификационных уровней и основных путей их достижения на территории России;

отраслевая рамка квалификаций (ОРК) - составная часть национальной системы квалификаций РФ, представляет собой:

Обобщенное описание по установленным показателям квалификационных уровней в рамках отрасли, признаваемое ведущими в данной отрасли организациями;

Иерархически упорядоченную по квалификационным уровням классификацию видов трудовой деятельности, сформированную по показателям НРК и другим значимым для отрасли показателям;

квалификационный уровень - структурная единица (ступень) НРК, характеризующаяся совокупностью требований к компетенциям, характеру умений и знаний, предъявляемых к работнику и дифференцируемых по параметрам сложности деятельности, а также ответственности и широты полномочий, требующихся в ней;

дескриптор - обобщенное описание совокупности требований к компетенциям, характеру умений и знаний работника соответствующего квалификационного уровня НРК, дифференцируемым по параметрам сложности деятельности, ответственности и широты полномочий, требующихся в ней;

область профессиональной деятельности - совокупность видов трудовой деятельности, имеющая общую основу (аналогичные или близкие назначение, объекты, технологии, в т.ч. средства труда) и предполагающая схожий набор трудовых функций и соответствующих компетенций для их выполнения;

вид трудовой деятельности - составная часть области профессиональной деятельности, образованная целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций;

квалификация - готовность к выполнению определенного вида трудовой деятельности.

2. Предназначение отраслевой рамки квалификаций

Используя национально признаваемый словарь для описания системы квалификаций, ОРК призвана обеспечить простоту и ясность связей между различными квалификациями.

ОРК предназначена для различных групп пользователей (объединений работодателей, органов управления образованием, компаний, образовательных организаций, граждан) и позволяет:

формировать общую стратегию развития рынка труда и системы образования в конкретной отрасли, в том числе, планировать различные траектории образования, ведущие к получению конкретной квалификации, повышению квалификационного уровня, карьерному росту;

формировать большую трудовую мобильность;

описывать с единых позиций требования к квалификации работников и выпускников при разработке профессиональных и образовательных стандартов, программ профессионального образования;

разрабатывать процедуры оценки результатов образования и сертификации квалификаций, формировать систему сертификатов;

создавать тарифные системы, обеспечивать прозрачность и управляемость системы оплаты труда.

3. Принципы разработки отраслевой рамки квалификаций

ОРК разрабатывается на основе НРК с учетом следующих принципов:

отражение приоритетов отрасли и учет бизнес-интересов компаний;

преемственность и непрерывность развития квалификационных уровней от низшего к высшему;

прозрачность описания квалификационных уровней для всех пользователей;

соответствие иерархии квалификационных уровней структуре разделения труда и системы образования Российской Федерации;

описание квалификационных уровней ОРК через показатели профессиональной деятельности;

описание видов трудовой деятельности, а не работников, их выполняющих, и качества исполнения ими должностных обязанностей.

4. Квалификационные уровни и дескрипторы отраслевой рамки квалификаций

ОРК образуют представленные в форме таблицы характеристики (дескрипторы) квалификационных уровней и подуровней, раскрываемые через основные показатели профессиональной деятельности: широта полномочий и ответственность, сложность и наукоемкость деятельности.

Таблица 1. Содержание основных показателей профессиональной деятельности

Показатель профессиональной деятельности Содержание
Широта полномочий и ответственность Определяет общую компетенцию работника и связан с масштабом деятельности, ценой возможной ошибки, ее социальными, экологическими, экономическими и т.п. последствиями, а также с полнотой реализации в профессиональной деятельности основных функций руководства
Сложность деятельности Определяет требования к умениям и зависит от ряда особенностей профессиональной деятельности: множественности (вариативности) способов решения профессиональных задач, необходимости выбора или разработки этих способов; степени неопределённости рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития
Наукоемкость деятельности Определяет требования к знаниям, используемым в профессиональной деятельности, зависит от объёма и сложности используемой информации, инновационности применяемых знаний и степени их абстрактности

При необходимости при разработке ОРК могут быть использованы дополнительные показатели, характеризующие специфику профессиональной деятельности конкретной отрасли.

5. Структура отраслевой рамки квалификаций

Макет ОРК для одного квалификационного уровня представлен в .

ОРК состоит из следующих элементов:

1) наименование отрасли (области профессиональной деятельности);

2) номер квалификационный уровень - указывается в соответствии с НРК;

3) требования НРК - приводятся дескрипторы НРК для конкретного квалификационного уровня;

4) требования ОРК:

квалификационный подуровень ОРК - приводятся квалификационные подуровни, выделяемые в рамках конкретного квалификационного уровня;

показатели профессиональной деятельности, соответствующие каждому квалификационному подуровню ОРК - приводятся показатели и дескрипторы, отличные или уточняющие дескрипторы конкретного квалификационного уровня НРК;

пути достижения квалификации соответствующего подуровня - приводятся сведения о путях достижения квалификации, уточняющие пути достижения квалификации соответствующего уровня согласно НРК;

основные виды трудовой деятельности - приводится перечень видов трудовой деятельности в соответствии с выделяемыми квалификационными подуровнями ОРК;

В соответствии с предложенным макетом формируются все квалификационные уровни ОРК.

6. Общая процедура разработки отраслевой рамки квалификаций

Разработка ОРК является длительным процессом, предполагает привлечение экспертов, обладающих знанием стратегии и приоритетов развития отрасли, специфики конкретных видов трудовой деятельности, квалификационных требований, предъявляемых к работникам, программ и форм профессионального образования и обучения.

Разработку ОРК целесообразно начинать с выделения приоритетных областей профессиональной деятельности и видов трудовой деятельности. Формирование ОРК осуществляется, прежде всего, для данных областей и видов деятельности с последующим расширением рамки на основе уточнения и выявления новых приоритетов.

Основные виды работ по разработке ОРК представлены в .

Приложение 1

Требования отраслевой рамки квалификаций

Рис. 1. Макет отраслевой рамки квалификаций

_____________________________

* Указывается в формате «х.у», где Х - номер квалификационного уровня в соответствии с НРК, У - номер квалификационного подуровня в соответствии с ОРК.

** Приводятся дескрипторы, отличающиеся от дескрипторов НРК.

*** Приводятся сведения о путях достижения квалификации, уточняющие пути достижения квалификации соответствующего уровня согласно НРК.

Приложение 2

Основные виды работ по разработке ОРК

Виды работ Содержание Основной результат
Выделение приоритетных областей профессиональной деятельности и видов трудовой деятельности Анализ нормативных правовых документов, определяющих приоритеты развития и профессионально-квалификационную структуру отрасли, в т.ч., общероссийских классификаторов и корпоративных документов в области труда, профессионального образования и обучения и пр. Список приоритетных областей профессиональной деятельности и видов трудовой деятельности
Исследование содержания и классификация по квалификационным уровням приоритетных видов трудовой деятельности Описание и оценка содержания видов трудовой деятельности в соответствии с параметрами основных показателей профессиональной деятельности (широта полномочий и ответственность, сложность и наукоемкость деятельности), определяемыми НРК. Классификация видов трудовой деятельности по квалификационным уровням НРК Описания видов трудовой деятельности в терминах дескрипторов НРК
Конкретизация квалификационных границ ОРК и выделение квалификационных подуровней На основе результатов описания и оценки содержания видов трудовой деятельности определение квалификационных уровней, образующих ОРК. При необходимости внутри конкретных квалификационных уровней выделение подуровней, дифференцирующих виды трудовой деятельности по анализируемым параметрам Квалификационные границы ОРК. Квалификационные подуровни в рамках конкретных квалификационных уровней
Конкретизация содержания дескрипторов ОРК При необходимости конкретизация параметров основных показателей профессиональной деятельности (широта полномочий и ответственность, сложность и наукоемкость деятельности) в соответствии с отраслевой спецификой. Введение и описание дополнительных показателей Уточненное содержание дескрипторов ОРК
Описания видов трудовой деятельности по параметрам ОРК Описание видов трудовой деятельности через параметры дескрипторов ОРК. Выделение типичных должностей в видах трудовой деятельности. Конкретизация привязки видов трудовой деятельности к уровням системы образования России. Уточнение путей достижения конкретной квалификации Для каждого вида трудовой деятельности приводятся: - квалификационный уровень (подуровень); - описания дескрипторов; - списки рекомендуемых должностей; - пути достижения квалификации
Классификация видов трудовой деятельности по квалификационным уровням и формирование ОРК Объединение видов трудовой деятельности в иерархическую структуру в рамках конкретного квалификационного уровня и их объединение в ОРК Сформированная ОРК
Согласование ОРК Согласование ОРК с заинтересованными государственными органами и общественными структурами работодателей Согласованная ОРК

Текст документа размещен на сайте Минздравсоцразвития России в Internet (http://www.minzdravsoc.ru)

Обзор документа

Отраслевая рамка разрабатывается с учетом 7 принципов. Это отражение приоритетов отрасли и учет бизнес-интересов компаний, преемственность и непрерывность развития уровней от низшего к высшему, прозрачность описания уровней для всех пользователей, соответствие иерархии уровней структуре разделения труда и системы образования России, описание уровней через показатели профдеятельности, описание видов трудовой деятельности, а не работников, их выполняющих, и качества осуществления ими должностных обязанностей.

Количество уровней может доходить до 9. При необходимости внутри них могут выделяться подуровни, отражающие специфику отраслевых квалификационных требований.

Отраслевые рамки образуют представленные в форме таблицы характеристики (дескрипторы) уровней и подуровней, раскрываемые через основные показатели профдеятельности. К ним относятся широта полномочий и ответственность, сложность и наукоемкость деятельности.

В настоящее время процесс разработки или внедрения национальных рамок квалификации (НРК) охватывает уже более 120 стран мира. Осуществляя анализ тенденций в заданной области, следует, прежде всего, отметить концептуальное назначение идеи. Катализатором к созданию единых стандартов в области профессионального образования стали экономические процессы. А именно, процессы экономической унификации, больше известные как глобализация.

Наличие разных стандартов в профессиональном обучении затрудняет перемещение рабочих в рамках регионального, а тем более транснационального рынка. Следовательно, притормаживает и само экономическое развитие, так как сфера производства не получает нужные ей человеческие ресурсы определенной квалификации в оперативные сроки и в достаточном количестве. Иными словами, единый экономический рынок требует единой квалификации рабочего персонала.

Но если экономические стандарты транснационального рынка внедряются достаточно оперативно, поскольку являются понятными и в целом общепризнанными - по крайней мере, в рамках регионального масштаба, - то стандарты в области образования в большей степени обладают национальной ориентированностью. Причина менее слабой мобильности образовательной сферы относительно экономической состоит в том, что она существеннее завязана на традиции и национальной ментальности. Таким образом, процесс унификации сферы образования на региональном уровне является долгим и требует поэтапности 1 .

Примером такой последовательности является опыт внедрения европейской рамки квалификаций (ЕРК), которая представляет собой обобщенную справочную рамку, позволяющую европейским странам связать свои национальные рамки квалификаций друг с другом. Практически ЕРК предстает перед нами в виде своеобразного инструмента перевода национальных квалификаций в более простой и понятный для восприятия национальными субъектами формат, стирающий национальную специфику, а значит, и национальные границы в области образования и, в конечном счете, профессиональной квалификации. Данное упрощение помогает обучающемуся и рабочему персоналу свободно перемещаться в рамках действия ЕРК: менять работу и образовательные учреждения, а образовательной системе в целом придает мобильность и гибкость. Поиск языка описания европейской системы квалификаций осуществлялся в рамках Болонского и Копенгагенского процессов, а также на уровне национальных государств (например, Великобритании, Польши и других).

Следует заметить, что на современном этапе ЕРК не заменяет национальные системы квалификаций и не является автоматическим механизмом для сравнения квалификаций друг с другом. Между тем в перспективе - по мере того как национальные рамки квалификаций будут все более ориентированы на ЕРК ввиду усиления экономической интеграции - вопрос о создании модифицированной, расширенной ЕРК, обязательной для всех членов единого европейского сообщества, непременно актуализируется. Рассмотрим, например, национальные рамки квалификаций России, Казахстана, Польши и Великобритании, при этом выделив их основные сходства и различия, сравнив основные пути достижения квалификационных уровней.

Национальная рамка квалификаций Российской Федерации является инструментом сопряжения сфер труда и образования и представляет собой обобщенное описание квалификационных уровней, признаваемых на общефедеральном уровне, и основных путей их достижения на территории страны.

НРК разработана на основании соглашения о взаимодействии Минобрнауки РФ и Российского союза промышленников и предпринимателей с учетом опыта построения европейской рамки квалификаций, национальных рамок стран-участниц Болонского и Копенгагенского процессов. В последующем - по инициативе координационной комиссии, сформированной сторонами соглашения, - в текст НРК могут вноситься изменения, отражающие опыт ее практического использования 2 .

НРК является составной частью и основой разработки национальной системы квалификаций Российской Федерации, в которую, помимо нее, должны войти отраслевые рамки квалификаций, профессиональные и образовательные стандарты, национальная система оценки результатов образования и сертификации, предусматривающая единые для всех уровней профессионального образования механизмы накопления и признания квалификаций на национальном и международном уровнях.

Рассмотрение проекта казахстанских квалификационных рамок показывает, что они позволяют гражданам страны выстраивать различные траектории обучения для получения конкретной квалификации и/или повышения квалификационного уровня. Ранее в Республике Казахстан принимались попытки введения такого уровня, но они не имели практического успеха. Однако в связи с присоединением Казахстана к Болонскому процессу возникла необходимость использования такого уровня квалификации на рынке труда страны. Требуется грамотно описать этот квалификационный уровень и дать соответствующее название квалификации: например, сертификат о незаконченном высшем образовании. Социальный эффект от введения 5-го уровня квалификации налицо. Лица, имеющие незаконченное высшее образование, не будут дискриминированы, как было раньше, когда им приходилось довольствоваться квалификациями 3-го (при поступлении в вуз после школы) или 4-го уровня (при поступлении в вуз после колледжа).

Итак, казахстанские квалификационные рамки представляют собой систему, в которой четко взаимосвязаны уровни квалификации и уровни образования, достигаемые на каждом этапе образовательного процесса результаты обучения, получаемые квалификации и основные пути достижения квалификационных уровней, то есть возможные траектории образования.

Предлагаемый проект казахстанских квалификационных рамок соответствует европейским рамкам квалификаций, принятым Европейским парламентом и ЕС в 2008 году 3 . Широкое обсуждение, доработка и принятие проекта казахстанских квалификационных рамок позволит повысить узнаваемость системы образования Казахстана в других странах и тем самым существенно улучшит академическую мобильность студентов и признание их квалификаций.

Как для России, так и для Казахстана интересен опыт Великобритании в реформировании системы профессионального образования, правительство которой поставило цель к 2020 году поднять страну в мировом рейтинге конкурентоспособности с 13-го на 8-е место. Для этого национальной идеей должен стать переход от управления человеческими ресурсами к управлению человеческим капиталом, поскольку именно человек - «собственник» квалификации - становится ключевым фактором развития экономики знаний.

По мнению экспертов, в ситуации ограниченного доступа к природным ресурсам и стремительно изменяющихся экономических условий одним из важнейших условий роста конкурентоспособности является повышение эффективности системы подготовки и постоянного повышения квалификации рабочей силы. Для решения этой задачи в Великобритании на национальном уровне разработана система обеспечения качества рабочей силы, в которую включаются:

  • национальные профессиональные стандарты (National Occupational Standards);
  • сеть советов по развитию отраслевых квалификаций (Sector Skills Councils);
  • программы профессионального образования и подготовки (для возрастных групп от 14 лет и старше), обеспечивающие взаимосвязь различных уровней и типов обучения;
  • национальная рамка квалификаций, состоящая из восьми уровней и описывающая все возможные виды образования, а также пути получения профессиональной подготовки;
  • система оценки и признания результатов предыдущего образования;
  • сеть автономных колледжей и частных учебных заведений, реализующих программы профессионального обучения в тесном сотрудничестве с региональными организациями работодателей.

В тех отраслях, где советы еще не созданы, эту деятельность берут на себя специальные рабочие группы по разработке стандартов (standards setting bodies). На сегодня в Великобритании действует 23 таких совета, охватывая 90 процентов национальной экономики.

Как правило, советы создают влиятельные объединения работодателей, пользующиеся авторитетом в своей области и имеющие возможности для проведения исследований и анализа проблем профессиональной подготовки, разработки и практической реализации рекомендаций по совершенствованию политики в области развития человеческого потенциала отрасли. К работе советов активно привлекаются практики в сфере управления человеческими ресурсами, эксперты из органов государственного управления, профессиональные союзы, образовательные учреждения. Советы активно взаимодействуют с органами управления на национальном и региональном уровнях. Подготовленные ими рекомендации используются при формировании государственной политики в области повышения качества рабочей силы.

Квалификационный регулятор (национальные квалификационные агентства) устанавливает требования к профессиональным квалификациям, производит аккредитацию органов присвоения квалификаций и мониторинг их деятельности, определяет критерии национальной рамки квалификаций и проверяет соответствие заявленных квалификаций (профессиональных стандартов) требованиям работодателей.

Органы по присвоению квалификаций (всего их насчитывается более 100) проводят экспертизу профессиональных квалификаций и аккредитацию квалификаций для национальной рамки.

Государственная комиссия по занятости и квалификациям формируется с участием организаций работодателей. Она координирует работу по исследованию, анализу и развитию профессиональных стандартов и квалификаций, лицензирует отраслевые советы по развитию отраслевых квалификаций, вырабатывает рекомендации по повышению уровня занятости, квалификациям и производительности.

Особое внимание уделяется оценке и квалификации конечных результатов обучения. Контроль этих результатов играет очень важную роль в системе обеспечения качества рабочей силы, поскольку от качества предоставляемых учебными заведениями образовательных услуг зависит уровень их финансирования.

Система кредитов (единиц оценки полученной квалификации) позволяет фиксировать результаты обучения, которые регистрируются в специальных документах, и «накапливать» квалификации. За успехи в обучении (достижение конкретных результатов) учащимся присваивается определенное количество кредитов - как правило, по завершению определенного учебного блока. Рост квалификации отражается в накоплении кредитов, поскольку унифицированная система оценивания обеспечивает перенос кредитов между квалификациями и органами по присвоению.

Накопление и перевод кредитов регулируются правилами комбинирования квалификаций. Присвоенные кредиты признают все институции, а признание самих институций обеспечивается через процедуру аккредитации квалификационным регулятором, являющимся государственным органом.

Для разработки национальной структуры квалификаций министерством высшего образования Польши в 2006 году была создана рабочая группа в составе экспертов Болонского процесса, представителей государственной комиссии по аккредитации, главного совета по высшему образованию, парламента студентов. При подготовке национальной структуры квалификаций учитывалось, что каждый уровень квалификационной структуры должен максимально отражать квалификации, являющиеся частью структуры, с точки зрения объема проделанной работы, уровня, качества, результатов и направленности обучения.

В этой связи при подготовке проекта особое внимание обращалось на результаты обучения на том или ином уровне и направляется на получение:

  • всесторонней информации, касающейся компетенций выпускников в границах отдельных путей обучения;
  • информации, касающейся возможности продолжения обучения в течение всей жизни;
  • сравнимости результатов обучения (в отечественном и международном измерении);
  • определения стандартов обучения предложенных программ в опоре на результаты обучения 4 .

Группа совместно с заинтересованными структурами начала работу над такими вопросами, как стандарты профессиональной квалификации, стандарты обучения для докторантов, новые стандарты аккредитации учебных заведений, новые программные основы общего образования 5 .

Разработка национальной структуры квалификаций в странах ЕС продлится еще некоторый период, в течение которого предстоит, прежде всего, внести соответствующие изменения в национальные законы о высшем образовании, после чего проекты НРК будут представлены на обсуждение широкой академической общественности.

Принятие национальных структур квалификаций послужит важным средством согласования спроса на квалификации работников со стороны работодателей на основе настоящих и перспективных требований рынка. Это согласование будет осуществляться на основе эффективных механизмов правового и институционального взаимодействия высшего образования и рынка труда. Структура квалификаций и следование ей в практической деятельности позволит полнее реализовать четыре главные цели высшего образования: подготовку к рынку труда, подготовку к жизни активных граждан демократического государства и Европы, личное развитие, развитие и обслуживание широкого спектра основ передового знания современного высокотехнологичного общества.

  1. Батрова О.Ф., Блинов В.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Сазонов Б.А., Сергеев И.С. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: Рекомендации / М.: Федеральный институт развития образования, 2008. - 14 с.
  2. Олейникова О.Н. Модульные технологии: проектирование и разработка образовательных программ: учебное пособие /О.Н. Олейникова. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2010. - 247 с.
  3. Recommendation of the European Parliament and of the Council on the establishment of the European Qualifications Framework for lifelong learning. // Official Journal of the European Union. С. 111/5, 06.05.2008.
  4. Chmielecka E. Europejskie Ramy Kwalifikacji // Forum akademickie, nr 1/2009.
  5. Батрова О.Ф., Блинов В.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Сазонов Б.А., Сергеев И.С. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: Рекомендации / М.:Федеральный институт развития образования, 2008. - 14 с.

ОБРАЗОВАНИЯ

И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ

ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ

СОЮЗ

ПРОМЫШЛЕННИКОВ

И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

НАЦИОНАЛЬНОЕ

АГЕНТСТВО РАЗВИТИЯ КВАЛИФИКАЦИЙ

НАЦИОНАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКВА

УДК 37.001.76

ББК 65.24 – 6

Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: Рекомендации / ,
[и др.] - М.: Федеральный институт развития образования,
2008. - 14 с.

ISBN 978-5-85630-021-4

Представлен текст Национальной рамки квалификаций Российской Федерации как совместный реко­мендательный документ Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ и Национального агентства развития квалификаций Российского союза промышленников и предпринимателей. Адресован разработчикам профессиональных стандартов, федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования , отраслевых квалификационных и тарифных систем, процедур оценки результатов образования и сертификации квалификаций.

Национальная рамка квалификаций является одним из элементов новой системы нормативно-правового обеспечения сопряжения сфер труда и образования в условиях рыночной экономики.

УДК 37.001.76

ББК 65.24 – 6

ISBN 978-5-85630-021-4 Ó Федеральный институт

Ó Национальное агентство

развития квалификаций, 2008

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Национальная рамка квалификаций Российской Федерации (НРК) является инструментом сопряжения сферы труда и сферы образования и представляет собой обобщенное описание квалификационных уровней, признаваемых на общефедеральном уровне, и основных путей их достижения на территории России.


Национальная рамка квалификаций Российской Федерации разработана на основании Соглашения о взаимодействии Министерства образования и науки Российской Федерации и Российского союза промышленников и предпринимателей (далее – Соглашение) с учетом опыта построения Европейской рамки квалификаций, национальных рамок стран - участниц Болонского и Копенгагенского процессов. В последующем по инициативе Координационной комиссии, сформированной сторонами Соглашения, в текст НРК могут вноситься изменения, отражающие опыт ее практического использования.

Национальная рамка квалификаций является составной частью и основой разработки Национальной системы квалификаций Российской Федерации, в которую должны войти также отраслевые рамки квалификаций, профессиональные и образовательные стандарты, национальная система оценки результатов образования и сертификации, предусматривающая единые для всех уровней профессионального образования механизмы накопления и признания квалификаций на национальном и международном уровнях.

Как обобщенное описание квалификационных уровней, НРК может служить базой для создания отраслевых квалификационных рамок, обеспечивая тем самым межотраслевую сопоставимость квалификаций. При этом специфика отраслевых квалификационных требований может быть отражена путем введения дополнительных показателей и подуровней.

Национальная рамка квалификаций предназначена для различных групп пользователей (объединений работодателей, органов управления образованием, предприятий, образовательных организаций, граждан) и позволяет:

· формировать общую стратегию развития рынка труда и системы образования, в том числе планировать различные траектории образования, ведущие к получению конкретной квалификации, повышению квалификационного уровня, карьерному росту;

· описывать с единых позиций требования к квалификации работников и выпускников при разработке профессиональных и образовательных стандартов;

· разрабатывать процедуры оценки результатов образования и сертификации квалификаций, формировать систему сертификатов;

· создавать отраслевые квалификационные и тарифные системы.

В основу разработки НРК положены принципы, свойственные аналогичным рамочным структурам стран ЕС и других стран:

· непрерывность и преемственность развития квалификационных уровней от низшего к высшему;

· прозрачность описания квалификационных уровней для всех пользователей;

· соответствие иерархии квалификационных уровней структуре разделения труда и национальной системы образования Российской Федерации;

· учет мирового опыта при разработке структуры и содержания НРК.

Национальную рамку квалификаций образуют представленные в виде таблицы характеристики (дескрипторы) квалификационных уровней, раскрытые через ряд обобщенных показателей.

Аналогично Европейской рамке квалификаций в НРК включены дескрипторы общей компетенции, умений и знаний, которые раскрываются через соответствующие показатели профессиональной деятельности : широту полномочий и ответственность, сложность деятельности, наукоемкость деятельности (табл. 1).


Показатель «Широта полномочий и ответственность» определяет общую компетенцию работника и связан с масштабом деятельности, ценой возможной ошибки, ее социальными, экологическими, экономическими и другими последствиями, а также с полнотой реализации в профессиональной деятельности основных функций руководства (целеполагание, организация, контроль, мотивация исполнителей).

Показатель «Сложность деятельности» определяет требования к умениям и зависит от ряда особенностей профессиональной деятельности: множественности (вариативности) способов решения профессиональных задач, необходимости выбора или разработки этих способов, степени неопределённости рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития.

Показатель «Наукоемкость деятельности» определяет требования к знаниям, используемым в профессиональной деятельности, зависит от объёма и сложности используемой информации, инновационности применяемых знаний и степени их абстрактности (соотношения теоретических и практических знаний).

Таблица 1

ТАБЛИЦА ДЕСКРИПТОРОВ НРК РФ

Сложность
деятельности
(характер умений)

Наукоемкость деятельности
(характер знаний)

Действия под руководством.

Выполнение стандартных практических заданий в известной ситуации

Применение

простейших

фактологических знаний с опорой на обыденный опыт. Получение

информации в

процессе краткосрочного обучения (инструктажа) на рабочем месте или краткосрочных курсов

Деятельность под руководством

с проявлением

самостоятельности только при решении хорошо известных задач.

Индивидуальная ответственность

Решение типовых практических задач. Выбор способа действий из известных по инструкции.

Корректировка действий с учетом условий их выполнения

Применение

фактологических знаний с опорой на практический опыт. Получение информации в процессе

профессиональной подготовки

Продолжение табл. 1

Широта полномочий и ответственность (общая компетенция)

Сложность
деятельности
(характер умений)

Наукоемкость деятельности
(характер знаний)

Деятельность под руководством

с проявлением

самостоятельности только при решении хорошо известных задач или аналогичных им.

Планирование

Собственной

деятельности,

исходя из

оставленной

руководителем

Индивидуальная

ответственность

Решение типовых практических задач.

Выбор способов

действий из известных на основе знаний и практического опыта.

Корректировка действий

условий их выполнения

Применение

практико-ориентированных профессиональных знаний с опорой на опыт.

Получение

информации

в процессе

профессиональной подготовки

Продолжение табл. 1

Широта полномочий и ответственность (общая компетенция)

Сложность
деятельности
(характер умений)

Наукоемкость деятельности
(характер знаний)

Деятельность

под руководством, сочетающаяся

с самостоятельностью при выборе

путей ее осуществления из известных.

Планирование

собственной

деятельности и/или деятельности других, исходя из поставленных задач.

Наставничество.

Ответственность за решение поставленных задач

Деятельность, предполагающая решение различных типов практических задач, требующих самостоятельного анализа рабочей ситуации и ее предсказуемых изменений.

Выбор путей осуществления деятельности из известных.

Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности

Применение

профессиональных знаний

и информации,

их получение

в процессе

профессионального образования и практического профессионального опыта

Продолжение табл. 1

Широта полномочий и ответственность (общая компетенция)

Сложность
деятельности
(характер умений)

Наукоемкость деятельности
(характер знаний)

Самостоятельная деятельность.

Постановка задач

подразделения.

в управлении

выполнением

поставленных задач в рамках

подразделения.

Ответственность

на уровне

подразделения

Деятельность, предполагающая решение практических задач на основе

выбора способов решения

в различных условиях рабочей

ситуации.

и итоговый контроль, оценка

и коррекция деятельности

Применение

профессиональных знаний,

полученных

в процессе

профессионального образования

и практического профессионального опыта.

Самостоятельный поиск

информации,

необходимо

для решения

поставленных

профессиональных задач

Продолжение табл. 1

Широта полномочий и ответственность (общая компетенция)

Сложность
деятельности
(характер умений)

Наукоемкость деятельности
(характер знаний)

Самостоятельная профессиональная деятельность,

предполагающая

постановку целей собственной работы и/или подчиненных.

Обеспечение

взаимодействия

сотрудников

и смежных

подразделений.

Ответственность

за результат

выполнения работ на уровне

подразделения

или организации

Деятельность, направленная на решение задач

технологического или методического характера, предполагающих выбор

и многообразие способов решения.

Разработка, внедрение, контроль, оценка

и коррекция компонентов профессиональной деятельности

профессиональных знаний и опыта

(в том числе,

инновационных).

Самостоятельный поиск,

анализ и оценка

профессиональной информации

Продолжение табл. 1

Широта полномочий и ответственность (общая компетенция)

Сложность
деятельности
(характер умений)

Наукоемкость деятельности
(характер знаний)

Определение

стратегии,

управление

процессами

и деятельностью

(в том числе

инновационной)

с принятием

решения на уровне крупных институциональных структур и их подразделений

Деятельность, предполагающая решение задач развития, разработки

подходов,

использования разнообразных методов

(в том числе, инновационных)

Синтез профессиональных знаний и опыта. Создание новых знаний прикладного характера в определенной области и/или на стыке областей.

Определение

источников и

поиск информации, необходимой для развития деятельности

Определение

стратегии, управление процессами

и деятельностью

(в том числе

инновационной)

с принятием

решения и ответственности

на уровне крупных институциональных структур

Деятельность, предполагаю­щая решение проблем исследовательского

и проектного характера, связанных с повышением эффективности управляемых процессов

Создание и синтез новых знаний междисциплинарного

характера.

Оценка и отбор информации,

необходимой для развития

деятельности

Окончание табл. 1

Широта полномочий и ответственность (общая компетенция)

Сложность
деятельности
(характер умений)

Наукоемкость деятельности
(характер знаний)

Определение

стратегии,

управление

сложными

социальными,

производственными, научными

процессами.

Ответственность

за результат

в масштабе отрасли, страны,

на международном уровне

Деятельность, предполагающая решение проблем методологического, исследовательского

и проектного характера,

связанных

с развитием

и повышением эффективности сложных

социальных, производственных, научных процессов

Создание и синтез новых

фундаментальных знаний

междисциплинарного и

межотраслевого

характера.

Оценка и отбор информации,

необходимой

для развития

деятельности.

Управление

информационных потоков

Квалификация всегда является результатом освоения определенной образовательной программы и/или практического опыта (табл. 2). Для приращения квалификации или изменения ее профиля на каждом уровне возможно обучение по дополнительным образовательным программам системы повышения квалификации и переподготовки кадров в учреждениях, имеющих соответствующие лицензии. Уровень квалификации может нарастать по мере обретения практического опыта работы, самообразования и обучения. Учет различных форм образования и обучения будет происходить внутри отраслевых квалификационных систем. Возможно построение индивидуальной образовательной траектории посредством учета практического опыта работника, курсов повышения квалификации и т. п., что дает возможность продвигаться как по вертикали уровней квалификации, так и по горизонтали.

Таблица 2

Основные пути достижения

квалификационных уровней

Продолжение табл. 2

Квалификационный уровень

Пути достижения квалификации

соответствующего уровня

Практический опыт / или профессиональная подготовка (курсы на базе образовательного учреждения по программам профессиональной подготовки до одного года или корпоративное обучение) при наличии общего образования не ниже среднего (полного) общего или начальное профессиональное образование без получения среднего (полного) общего образования на базе основного общего образования

Начальное профессиональное образование с получением или на базе среднего (полного) общего образования и практический опыт или профессиональная подготовка (курсы на базе образовательного учреждения по программам профессиональной подготовки до одного года и дополнительные профессиональные образовательные программы), практический опыт

Среднее профессиональное образование с получением или на базе среднего (полного) общего образования или начального профессионального образования, практический опыт

Окончание табл. 2

Квалификационный уровень

Пути достижения квалификации

соответствующего уровня

Как правило, бакалавриат. В отдельных случаях возможно среднее профессиональное образование с получением или на базе среднего (полного) общего образования, практический опыт

Магистратура (на основе освоенной программы бакалавриата), практический опыт. Специалитет (на основе освоенной программы среднего (полного) общего образования), практический опыт. Бакалавриат и дополнительное профессиональное образование (программы МВА и др.), практический опыт

18 июля 2018 года состоялось экспертное совещание новой рабочей группы Национального агентства развития квалификаций (Национальное агентство) рабочей группы по вопросам создания и апробации единого инструментария разработки рамок квалификаций областей профессиональной деятельности.

В 2018 году Национальным агентством совместно с советами по профессиональным квалификациям (СПК) решается задача отработки механизмов систематизации квалификаций, признаваемых в конкретной отрасли (секторе) экономики и на национальном уровне в целом. Для этого потребуется единый инструментарий разработки рамок квалификации. Национальным агентством была разработана концепция и дан старт разработки информационного ресурса. Создаваемый ресурс сможет обеспечить визуализацию структурированных данных о квалификациях, автоматизацию процессов разработки проектов квалификаций и управления ими, выработки предложений по разработке и актуализации профессиональных стандартов, формировать профили квалификаций для конкретных инвестиционных проектов. Информационный ресурс также будет работать в режиме конструктора квалификаций, формирования диаграмм карьерных (образовательных) траекторий, перечней квалификаций и компетенций, результатов освоения образовательных программ. Тем самым этот информационный ресурс обеспечит перевод управления квалификациями в цифровой формат.

С приветственным словом к членам новой рабочей группы обратилась Юлия Смирнова, первый заместитель генерального директора Национального агентства. О задачах реализации пилотного проекта по созданию и апробации единого инструментария разработки рамок квалификаций областей профессиональной деятельности рассказали Алла Факторович, заместитель генерального директора Национального агентства, Ирина Волошина, директор по развитию системы профессиональных квалификаций ВНИИ труда Минтруда России.

Вице-президент РСПП по вопросам информационных и коммуникационных технологий Сергей Мытенков выступил с сообщением о разработке информационной системы «Отраслевая рамка квалификаций». Он отметил: «Цель проекта – это цифровизация и упрощение работы с документами национальной системы квалификаций, перевод их в электронный вид, который будет намного удобнее. Также хотел отметить, что мы в настоящий момент поработали над дизайном, загрузили справочники, движемся по графику и не планируем никаких задержек и отклонений».

Представители СПК агропромышленного комплекса, СПК в наноиндустрии, СПК в сфере атомной энергии, СПК в области управления персоналом, СПК в машиностроении, СПК в отрасли судостроения и морской техники, СПК в области ракетной техники и космической деятельности, СПК в жилищно-коммунальном хозяйстве обсудили предлагаемые подходы к формированию отраслевых рамок квалификаций, а также промежуточные результаты разработки проектов рамок квалификаций, в том числе межотраслевых.

В ходе обсуждения Алла Факторович уточнила: «…В процессе предварительной работы мы договорились о новом подходе к разработке инструментария, о том, что это будет информационная система, которая позволит не только каталогизировать квалификации, но и работать с ними, создавать различные «пакеты» квалификации, не только отраслевого, но и межотраслевого характера, вырабатывать общие требования к сквозным квалификациям, проводить статистический анализ, сопоставительные исследования и увязывать систему квалификаций с системой подготовки кадров, давая внятные и, в том числе, опережающие запросы системе образования, выстраивая карьерные и образовательные траектории. Мы мыслим этот ресурс как ресурс проницаемый для разных отраслевых сегментов с тем, чтобы можно было его использовать как конструктор квалификаций, поскольку по ряду бизнес-процессов, по ряду инновационных проектов возникает необходимость сборки квалификаций из разных отраслей».

Развивая тему о принципах классификации квалификаций, Алексей Перевертайло, руководитель департамента систем оценки квалификаций Национального агентства в своем выступлении подчеркнул: ««Важно сохранить маркирование ВПД (вида профессиональной деятельности) по этапам жизненного цикла продукции. Не соотнося ВПД с основными бизнес-процессами, мы не будем знать сколько профессиональных стандартов нужно, сколько нужно квалификаций. Мы не будем знать, какие профстандарты и квалификации пересекаются из уже созданных, какие претендуют на роль сквозных. Это очень важно. Нужно технологически предусмотреть в конструкторе также сложные квалификации, когда квалификация «набирается» из разных трудовых функций разных ВПД».

Ирина Волошина, директор по развитию системы профессиональных квалификаций ВНИИ труда Минтруда России в ходе дискуссии обозначила ряд вопросов: «Во-первых, говоря о жизненном цикле продукта, необходимо определить, что понимается по терминов «продукт». Во-вторых, для формирования отраслевой рамки квалификаций необходима классификация ВПД».

Также она обратила внимание собравшихся на важный момент: «…Когда мы говорим с вами о сквозных квалификациях, мы должны понимать, какие квалификации мы будем выделять, в каких областях деятельности они будут действовать. Предположим, маркетолог в сфере сельского хозяйства, маркетолог в сфере железнодорожного транспорта или еще какой-то другой отрасли – это разные маркетологи? Как будут признаваться «отраслевые» свидетельства о квалификации в других отраслях? Этот вопрос надо решать сейчас. Окажется, что выдано свидетельств для конкретных маркетологов достаточно много, но как их сопоставлять с друг другом - не понятно».

Практическая отработка IT-инструментария представителями СПК стартует с сентября 2018 года.