Профессиограмма образец заполнения. Профессиограммы

Профессиограмма – это требование профессии к личностным качествам, психологическим особенностям, психологическим возможностям человека, а так же требования, которые описывают необходимые для данного вида деятельности человека личности, составляющие основу профессионального вида деятельности ядром являются психограмма, которая представляет собой “портрет” профессии, составленный на основе интерпретационного психологического анализа операционально-технологического содержания конкретной трудовой деятельности

Профессиограмма – это документ, содержащий описание, во-первых, содержания работы по определенной профессии (функции, обязанности, задачи, операции), во-вторых, требований к носителю определенной профессии (профессиональные, деловые, личные качества). Документальной формой профессиограммы могут быть словесное описание, знаковый алгоритм, видеофильм, компьютерная программа.

Профессиограмма отличается от должностной инструкции прежде всего двумя обстоятельствами:

1) в профессиограмме нет упоминаний о правах и ответственности работника, то есть о тех разделах, которые делают должностную инструкцию декларативной;

2) в профессиограмме описываются условия труда на рабочем месте и в несопоставимо большем объеме излагаются требования к работнику.

Составление профессиограммы не всегда возможно в массовых профессиях (таких как в социальной работе) часто приходится говорить об обществе, о программе труда, но не о профессионализме. Важность проблема видна либо для профессионала и из вне не всегда видны несколько вариантов развития профессии.

Примерный образец профессиограммы для профессии "Социальный работник", которая по предмету труда относится к типу - "человек-человек", а по характеру труда является профессией творческого класса.

1. Назначение профессии : оказание помощи и поддержки нуждающимся гражданам (детям-сиротам, инвалидам, многодетным матерям, одиноким престарелым людям, страдающим от алкоголизма и наркомании и т.д.).

2. Основные решаемые задачи : изучение личности и ее окружения, анализ различных ситуаций, предвидение и предотвращение конфликтов, установление контакта с детьми, создание атмосферы доброжелательности, индивидуальный подход в работе с людьми, исследование личности, межличностных отношений в микросоциуме, выявление конфликтных ситуаций, отклонений в поведении, составление рекомендаций по консультативно-коррекционной работе, деятельность по реабилитации и реадаптации людей, имеющих отклонение от нормы в физическом, психическом и социальном развитии, профилактика явлений дезадаптации социальной, культурной, психологической, работа с людьми девиантного поведения, помощь в реализации прав и свобод личности, помощь в адаптации личности к конкретным жизненным условиям, консультирование, организация совместной социально-значимой деятельности, поддержка и стимулирование социальных инициатив личности и микросреды.

Профессия требует от специалиста преимущественно интеллектуальных затрат. Профессиональная деятельность, прежде всего, подразумевает анализ, сравнение и интерпритацию данных, предложение новых решений, координацию работ, согласование действий.

3. Основой профессии выступают как школьные знания, так и специальные знания: общественные науки, возрастная психология, социальная психология, психология девиантного (отклоняющегося), делинквентного поведения, педагогика, социология;

Специалист осуществляет деятельность в помещении, чаще мобильный, реже за рабочим местом. Деятельность осуществляется неотрывно от коллектива. Обычно профессиональное общение происходит непосредственно.

4. Профессионально-важные качества: инициативность, оптимизм, доминирование положительных эмоций, самообладание, эмоциональная уравновешенность, выдержка, способность аргументировано отстаивать свое мнение, способность к переключениям с одной деятельности на другую, старательность, исполнительность, стремление к профессиональному совершенству, экстравертированность (ориентация на взаимодействие с людьми, общительность), речевой слух (восприятие устной речи), внимание к деталям, способность к созданию образа по словесному описанию, способность к образному представлению предметов, процессов и явлений, абстрактность (абстрактные образы, понятия) мышления, аналитичность (способность выделять отдельные элементы действительности, способность к классификации) мышления, понятийное мышление, предметность (объекты реального мира и их признаки) мышления, стратегическое мышление, память на лица, эмоциональная память, коммуникативные способности (способности общения и взаимодействия с людьми), способность речевого аппарата к интенсивной и длительной работе, умение грамотно выражать свои мысли, способность контролировать свои эмоции, умение работать в условиях ненормированного графика, умение хранить тайну.

5. Заболевания, противопоказанные для профессии : заболевания сердца или нарушения артериального давления, нервно-психические расстройства, судороги, потери сознания, употребление наркотиков, зависимость от алкоголя, некорректируемое снижение остроты зрения, расстройства слуха, вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия, расстройства координации движений, расстройства речи, хронические инфекционные заболевания, кожные заболевания, выраженные физические недостатки.

6. Уровень образования: Для овладения профессией необходимо высшее профессиональное образование по специальности: 0205 - Социальная работа. Квалификация - Социальный работник

7. Учебные заведения, обучающие данной профессии .

Имеют значение штампы, обычно их ставят два - в левом верхнем выходную печать фирмы со всеми реквизитами - как принято в конкретной данной организации. В правом верхнем углу обычно стоит печать содержащая юридический адрес компании и соответствующие коды.

Например, деятельность рабочего ООО «Большой завод» Иванова состоит в изготовлении деталей. Работа монотонная и именно из нее состоит вся его смена. Обязательно упомянуть уровень шумовых нагрузок, например так: «В цехе высокий уровень шума, шумовые нагрузки составляют почти 100% всего времени.

Профессиограмма для оформления инвалидности образец

  • адресат – то бюро, которому адресована бумага;
  • ФИО и данные паспорта заявителя, его контактные данные;
  • текст заявления: состав комиссии, наименование ВТЭК, принявшего обжалуемое решение, почему заявитель не согласен с решением;
  • просьба о проведении повторной экспертизы, в том числе независимой без привлечения членов предыдущей комиссии.

А итогом рассмотрения служит акт, который выдается больному или его представителю. Если решение положительное, комиссия выдает соответствующие справки и составляет программу реабилитации.
Эти документы требуются для получения положенных пособий и пенсии. Сроки Самая сложная и длительная часть, входящая в оформление инвалидности – получение справок и посещение специалистов.

Образец заполнения профессиограммы для оформления инвалидности

Вопросы относительно заполнения характеристики должны регулироваться локальными актами, действующими в пределах организации. Согласно закону, существуют лишь некоторые нормы в ТК РФ из статей 86-90, которые необходимо учитывать при составлении регулирующих актов.

Профессиограмма для оформления инвалидности

Сказали спасибо:377. Поскольку, образец Мейсон, вам можно судить что это пригнал туда же профессиограмму из-за поворота на полной обрыву, с, которого она Вы здесь » Форум по медицинскому праву » Инвалидность » Производственная характеристика для бюро МСЭ. Образец. заполнении характеристики принимает участие врач. КаталогБез категории. + Профессиограммы. код для вставки.
в данной организации не менее 10 лет, а с выходом на трудовую пенсию по инвалидности - вне зависимости от стажа работы в организации.

А если больной приносит производственную характеристику, в которой, помимо его высоких моральных качеств, сказано, что он в полном объеме справляется со своей работой, работает полный рабочий день и полную рабочую неделю, то при наличии в его экспертно-медицинском деле подобного документа - экспертам бывает сложно обосновать наличие у него ограничения способности к трудовой деятельности 1 ст. и, соответственно, признаков инвалидности. Производственная характеристика - это официальный документ, который обязательно учитывается при вынесении экспертного решения.

Производственная характеристика для инвалидности: образец заполнения на 2019 год

  1. Общая – выдается сотруднику организации для того, чтобы он мог представить ее по месту требования. Это могут быть государственные органы, силовые структуры и т.д.
  2. На студента – выдается после какой-либо производственной практики в организации.
  3. На сотрудника – выдается для прохождения медико-социальной экспертизы или врачебно-трудовой экспертной комиссии.

При этом ограничение распространяется только на одного человека, остальные работники, занятые на подобной должности, обладают полными обязанностями. Для каждого сотрудника, имеющего инвалидность, производственная характеристика составляется в индивидуальном порядке .

Производственная характеристика для МСЭ

  • период работы;
  • занимаемую должность;
  • степень участия в общественной деятельности (наличие наград, благодарностей, грамот и т. д.);
  • рецензию от профсоюзного комитета (если в компании такая присутствует, отзыв заполняет её председатель);
  • аттестационную оценку условий труда;
  • наличие либо отсутствие работы по совмещению.
  • текст заполняется от третьего лица;
  • если сотрудник имеет особый трудовой распорядок дня (к примеру, часто ездит в командировки или работает на дому), это должно отображаться в характеристике;
  • бланк может заполняться как во время работы гражданина, так и после его увольнения из компании;
  • в документе должны быть как минимум 2 подписи – руководителя организации или отдела, в котором работал гражданин, бухгалтера и/или кадровика.

Характеристики условий труда для мсэ образец и как заполнить сведения о

Мсэ проводят по месту проживания лица либо в учреждении, где человек проходит исцеление. Рф устанавливать для организаций численностью более 100 человек квоту на прием инвалидов не наименее 2 и не более 4 от среднесписочной численности работников. В этом случае производственная черта оформляется работодателем на особом бланке. Обоснование приказ министерства труда и социальной защиты рф от г. таковой документ управлению компании необходимо верно заполнить, придерживаясь всех законодательных норм.

Как формируется характеристика на студента, проходившего практику на предприятии на электрика узнайте из статьи какой бухгалтерской записью оформляют депонированные суммы заработной платы, главные акценты стоит сделать на заболеваниях сотрудника, так как в бюро мсэ будет приниматься решение о том, сможет ли человек продолжать выполнение работы или нужно присвоить определенную группу инвалидности. Рабочее место оснащается передвижным стеллажом и другими необходимыми средствами оргоснастки. Отметим, что такие случаи чрезвычайно редки в силу специфики и неизлечимости деменции. Рф устанавливать для организаций численностью более 100 человек квоту на прием инвалидов не менее 2 и не более 4 от среднесписочной численности работников.

Образец заполнения производственной характеристики для МСЭ

Заполняя характеристику для МСЭ необходимо руководствоваться именно этими рекомендациями. Но здесь следует помнить, что ИПР носить рекомендательный характер и инвалид может и не выполнять эти рекомендации, а следовательно не предоставить этот документ руководству. В таком случае заполнение характеристики будет проводиться без учёта рекомендаций МСЭ (как есть).

Медико-социальная экспертиза (МСЭ) проводится для установления степени ограничения трудоспособности конкретного гражданина в связи с выявленным у него заболеванием или же в связи с полученными им травмами. На основании её результатов составляется индивидуальный план реабилитации (ИПР), который должен помочь лицу, имеющему определённые ограничения в трудовой деятельности адаптироваться к новым жизненным условиям.

Как правильно заполнить бланк производственной характеристики для МСЭ в 2019 году

  • удостоверение личности;
  • направление на МСЭ;
  • данные об условиях, в которых выполняется работа;
  • образец производственной характеристики;
  • справку, что подтвердит присвоение группы инвалидности;
  • рекомендованную программу, в соответствии с которой должна проходить реабилитация.
  • напряженности работы;
  • нагрузок при исполнении обязательств;
  • характеристики рабочего места – оно стандартное, специально оборудовано, на дому);
  • поднимает ли тяжести человек, есть ли шум;
  • конкретизации вредных факторов – наличие пыли, ультразвука, что превышает допустимые нормы, света на рабочем месте, особенности метеорологических условий, достаточность вентиляции;
  • носит ли работник спецодежду;
  • если лицо ездит в командировки, описывают их частотность и длительность.

Производственная характеристика

1. Производственная хар-ка работнику для прохождения им медико-социальной экспертизы (МСЭ) или врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК). При проведении всесторонней экспертной оценки больного, определении группы инвалидности или установлении степени утраты трудоспособности сотрудника этот документ считается одним из основных.

Производственную характеристику считают официальным документом, одним из видов характеристик. Ее выдает администрация организации сотруднику для последующего предъявления по месту требования. Формы написания могут быть разными, в зависимости от преследуемых целей.

05 Авг 2018 1700 Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

Красноярский центр профессиональной ориентации

и психологической поддержки населения

ПРОФЕССИОГРАММЫ
(для людей с ограниченными возможностями)

Красноярск

Данное пособие содержит показания и противопоказания к трудовой деятельности лиц с ограниченными возможностями при различных заболеваниях, а также профессиограммы некоторых профессий и специальностей.

Пособие предназначено для профконсультантов, психологов службы занятости, специалистов социальной сферы, работающих с данной категорией граждан.

Составитель Малько Н. В. – педагог-психолог отдела содействия профессиональной карьере КГБОУ ДПО «Красноярский центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения».
Пособие рекомендовано к печати на заседании экспертно-методического совета КГБОУ ДПО «Красноярский центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения» от 3 февраля 2011 года.


Содержание ……………………………………………………………………………………..

Медицинские противопоказания и показания к трудовой деятельности инвалидов, страдающих болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани …………..

Дизайнер ………………………………………………………………………………....

Нотариус …………………………………………………………….…………...............

Менеджер по продажам (по работе с клиентами)………………………………….….

Медицинские противопоказания и показания к трудовой деятельности инвалидов, страдающих болезнями нервной системы и органов чувств…………………………………….

Переводчик …………………………………………………………………………...…

Портной ….………………………………………………………….…………..............

Инженер-сметчик ……………………………………….……………………………...

Медицинские противопоказания и показания к трудовой деятельности инвалидов, страдающих болезнями органов дыхания………………………………………………………….…

Программист ………………………………………………………………………….…

Секретарь ….……………………………………………………….…………................

Модельер-конструктор ……………………………..….…………………………….....

Медицинские противопоказания и показания к трудовой деятельности инвалидов, страдающих психическими расстройствами…….…………………………………………………

Резчик по дереву (изготовитель художественных изделий) ………………………...

Облицовщик-плиточник ….……………………………………….…………................

Переплетчик ……………………………..….…………………………..………….…...

Медицинские противопоказания и показания к трудовой деятельности инвалидов, страдающих болезнями эндокринной системы …………….……………………………… ……...

Парикмахер …………………………………………………………...………………....

Электромеханик ….……………………………………………….…………................ .

Библиотекарь ……………………………..….………………………..……..……...…..

Медицинские противопоказания и показания к трудовой деятельности инвалидов, страдающих новообразованиями …………….…………………..……………………………………

Корректор …...………………………………………………………...………………....

Фотограф ….……………………………………………….………………….................

Страховой агент ……………………………..….…………………… .……..……….....

Медицинские противопоказания и показания к трудовой деятельности инвалидов, страдающих болезнями крови, кроветворных органов и систем кровообращения …………

Бухгалтер ….……………………………………………….………………….................

Столяр ……………………………..….………………………..……………..……..…...

Медицинские противопоказания и показания к трудовой деятельности инвалидов, страдающих болезнями мочеполовой системы ……………………………………………..………

Сборщик изделий из древесины ………………………………………………..………

Ма стер маникюра….….…………………………………….………………...….............

Товаровед (на производстве) ……………………………..….……………... .................

Медицинские противопоказания и показания к трудовой деятельности инвалидов, страдающих врожденными аномалиями…………….……………………………………………. ....

Оператор на телефоне …...…………………………………………………....................

Ювелир ….……………………………………………….…………………….................

Изготовитель художественных изделий ……………………………………………....

Список литературы …………………………………………………………………………...…


3
4

Медицинские противопоказания и показания

к трудовой деятельности инвалидов, страдающих болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани


Противопоказанные условия и характер труда

Профессии, рекомендуемые для трудоустройства и переобучения

Работы, связанные:
с физическим напряжением

подъем тяжестей;

длительная ходьба;

длительное фиксированное положение тела;
с неблагоприятными микроклиматическими условиями труда

резкие перепады температуры; охлаждение;

повышенная влажность;
с занятием деятельностью, требующей точности и хорошей координации движений


«Человек – знак»

Дежурный бюро пропусков, учетчик, табельщик, регистратор, статистик, контролер (на производстве), инженер-конструктор, архивариус, экономист, бухгалтер, нотариус, библиотекарь, музейный работник, методист, корректор, переводчик, работник отдела кадров, социолог.
«Человек – человек»

Медицинская сестра (физиотерапевтического кабинета, стоматологического кабинета, ЛФК, по диетпитанию), врач (окулист, отоларинголог, физиотерапевт, психотерапевт), секретарь, администратор, учитель (средней и высшей школы), психолог, социальный работник.
«Человек – техника»

Мастер по ремонту бытовой, аудио- видеотехники, автомеханик, столяр, плотник.
«Человек – природа»

Флорист, ландшафтный дизайнер, зоолог, эколог, биолог, лаборант.
«Человек – художественный образ»

Художник, настройщик музыкальных инструментов, изготовитель художественных изделий, дизайнер, модельер, стилист, фотограф.


Дизайнер
Обязанности: оказывает своевременное и качественное выполнение художественно-оформительских работ по заказам подразделений предприятия или частных клиентов. Разрабатывает проекты художественного и технического оформления изданий исходя из информации, полученной от непосредственного руководителя или клиента (об адресной аудитории, о цели издания, о сроках выполнения, о требуемом качестве).

Составляет эскизы и выполняет работы по художественному оформлению публикаций различного характера (в журналах, книгах, иных изданиях), проектов, отчетов, информационных и рекламных материалов; разрабатывает эскизы упаковки, товарных знаков.

Согласовывает эскизы (проекты) с непосредственным руководителем (клиентом) и подготавливает окончательные макеты информационных изданий (пресс-релизов, объявлений, бюллетеней, ведомостей, прайс-листов, справочников), идентифицирующих материалов (визитных карточек, этикеток, упаковки, бланков), справочных изданий (адресных книг, учебных и иных пособий), художественно-публицистических изданий (книг, журналов, газет).

Создает иллюстрации к текстам (рисунки, схемы, графики, диаграммы), разрабатывает новые шрифты, стили оформления.

Вносит исправления в проекты. По возможности осуществляет авторский надзор за реализацией художественно-оформительских решений верстальщиками, художественными редакторами.
Должен знать: методы и средства выполнения художественно-оформительских работ. Действующие стандарты и технические условия, методики оформления различных изданий. Основы полиграфического дизайна, основы рекламы. Применяемые в работе материалы и их свойства. Технику рисунка. Графические программы (Adobe PhotoShop, Adobе Illustrator, QuarkXPress, PageMaker, CorelDraw, др.).
Профессионально важные качества:

навыки делового общения;

большой объем оперативной и долговременной памяти;

сочетание технической и художественной одаренности;

хороший уровень концентрации внимания;

развитые наглядно-образное мышление и воображение;

хороший эстетический вкус;

самоорганизованность
Требования к образованию: высшее, среднее профессиональное (художественное) образование, возможны курсы.
Медицинские противопоказания: работа не рекомендуется людям, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, нервно-психическими заболеваниями, недостатками зрения, вызывающими утомление глаз.

Мурманский Государственный Педагогический Университет

Факультет Технологии и Дизайна

Кафедра Психологии

Реферат на тему:

«Профессиограмма и психограмма дизайнера»

Преподаватель


Введение

1. Профессиограмма

2. Психограмма

3. Профориентация

Заключение

Список литературы

Введение

Данная работа освещает проблему профориентации современного человека на конкретных примерах профессиограмм и психограмм профессии дизайнера. В работе рассмотрены общие понятия предмета профориентации, содержание профессиограмм и психограмм, способы их создания.

Цель работы: проанализировать составление профессиограммы и психограммы профессий на примере профессии дизайнера.

Задачи: изучить составление профессиограммы и психограммы, их содержание, проанализировать значение этих документов в процессе профориентации, рассмотреть проблемы профориентации.

Актуальность работы обусловлена постоянным ростом требований организаций к профессиональным и личным качествам работников, необходимостью рационально подобрать профессию будущим работникам, возможностью проанализировать собственные профессиональные и личные качества как самостоятельно, так и с помощью профессиональных групп, занимающихся составлением профессиограмм и психограмм, чтобы добиться максимальной эффективности собственного труда, быть востребованным и конкурентоспособным специалистом.

Реферат включает несколько разделов, в которых рассмотрены по отдельности: профессиограмма (основные понятия, содержание профессиограммы, виды и примеры профессиограмм), психограмма (основные понятия, что лежит в основе психограммы, примеры психограмм), современные проблемы в профориентации работников и учащихся.


1. Профессиограмма

Профессиограмма – это документ, содержащий описание содержания работы по определенной профессии (функции, обязанности, задачи, операции), требований к носителю определенной профессии (профессиональные, деловые, личные качества).

Документальной формой профессиограммы могут быть словесное описание, знаковый алгоритм, видеофильм, компьютерная программа.

Появление первых профессиограмм и их использование для отбора кадров, очевидно, следует отнести к началу ХХ-го века. Именно тогда специалисты автомобильных заводов Форда после анализа содержания работ и определения соответствующих требований к рабочим пришли к выводу, что некоторые профессии вполне под силу инвалидам.

В теории и практике управления персоналом профессиограмма расценивается как документ, который наряду с тарифно-квалификационными справочниками способствует лучшему подбору рабочих особо важных профессий.

Различия между взглядами авторов учебных пособий или монографий заключается в том, как лучше описать работу и какие требования к работнику следует включать в профессиограмму. Например, коллектив известного учебника по управлению персоналом рекомендует выделять в профессиограмме шесть разделов:

1) профессия (общие сведения о профессии; изменения, которые произошли с развитием НТП; перспективы развития профессии);

2) процесс труда (характеристика процесса труда, сфера деятельности и вид труда, продукция, орудия труда, основные производственные операции и профессиональные обязанности, рабочее место, рабочая поза);

3) санитарно-гигиенические условия труда (работа в помещении или на воздухе; шум, вибрация, освещение, температура, режим труда и отдыха; монотонность и темп труда; возможности производственных травм, профзаболеваний: медицинские показания; льготы и компенсации);

4) психофизиологические требования профессии к работнику (требования к особенностям восприятия, мышления, внимания, памяти; требования к эмоционально-волевым качествам человека; требования к деловым качествам);

5) профессиональные знания и навыки (перечень необходимых знаний, умений и навыков);

6) требования к подготовке и повышению квалификации кадров (формы, методы и сроки профессионального обучения, перспектива профессионального роста).

1) общие положения (профессия, распространенность профессии, отрасль экономики, специальности);

2) подготовка кадров (типы учебных заведений, формы подготовки, продолжительность обучения, условия поступления, уровень полученной квалификации, перспективы профессионально-квалификационного и должностного роста);

3) типовые производственные показатели работы (сфера деятельности и виды труда, типы основных орудий труда, важнейшие производственные операции, виды профессиональных трудностей, ошибок, преобладающие типы деятельности, формы организации труда и характер социальных связей);

4) санитарно-гигиенические условия труда (микроклиматические условия, режим труда и отдыха, травматизм, профзаболевания, мероприятия по охране труда);

5) медицинские противопоказания;

6) квалификационный профиль (общеобразовательная подготовка, профессиональная подготовка, общий уровень интеллекта, владение словом, владение числом, пространственная ориентация, восприятие формы, моторная координация, склонность к научно-технической деятельности, специфические способности).

Не редко у специалистов возникает вопрос, чем же профессиограмма в таком случае отличается от должностной инструкции? Как следует из изложенного выше, профессиограмма отличается от должностной инструкции прежде всего двумя обстоятельствами:

1) в профессиограмме нет упоминаний о правах и ответственности работника, то есть о тех разделах, которые делают должностную инструкцию декларативной;

2) в профессиограмме описываются условия труда на рабочем месте и в несопоставимо большем объеме излагаются требования к работнику.

Составление профессиограммы

В настоящее время профессиограмма разрабатывается специалистами на основе наблюдения за работником в процессе труда, включая проведение психофизиологических измерений, хронометража, фотографии рабочего времени, построения социометрических матриц взаимодействия работников, анализа информационных потоков. Прежде всего, разработчики профессиограммы руководствуются мнением опытных работников изучаемой профессии и их руководителей.

Высокая трудоемкость и необходимость использования технических средств позволяют отнести профессиограмму к числу дорогих методов описания работы и требований к исполнителю.

В последнее время разработкой профессиограмм активно занялись крупные агентства по трудоустройству и подбору персонала. Результаты своих исследований агентства размещают в сети Интернет.

Размещенные в сети банки данных позволяют сэкономить время отбора персонала. Нужно найти в Интернете подходящий образец профессиограммы и адаптировать его к условиям своей организации.

Примерная инструкция по содержанию и составлению профессиограммы

Каждая профессиограмма состоит из следующих разделов.

1. Сведения о профессии

2. Доминирующие виды деятельности.

3. Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности (способности, личностные качества, интересы, склонности),

4. Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности.

5. Области применения профессиональных знаний.

6. Классификационная карточка профессий.

В разделе «Доминирующие виды деятельности» перечислены основные профессиональные задачи, которые решает специалист данной профессии; действия, которые он выполняет.

В разделе «Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности» указаны качества личности, без которых невозможно достичь успеха в выбранной профессии:

♦ способности;

♦ особенности личности;

♦ интересы;

♦ склонности.

В разделе «Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности» описаны качества личности, которые могут помешать успеху в выбранной области деятельности.

В разделе «Область применения профессиональных знаний» указаны виды учреждений, организаций, предприятий, где может работать специалист, овладевший данной профессией.

В классификационной карточке профессии, в краткой форме изложены наиболее важные с психологической точки зрения признаки профессии:

♦ наименование профессии;

♦ доминирующий способ мышления;

♦ область базовых знаний;

♦ профессиональная область;

♦ межличностное взаимодействие;

♦ доминирующий интерес;

♦ дополнительный интерес;

♦ условия работы.

При выборе или смене вида деятельности эффективнее ориентироваться на профессиограммы, построенные на основе психологического изучения профессий, чем на конкретные характеристики предмета и орудий труда. Каждая профессиограмма включает важнейшие психологические качества специалиста, краткая характеристика которых приводится ниже.

Практически любая деятельность состоит из различных проблемных ситуаций, и человеку все время приходится решать различные профессиональные задачи:

♦ одним людям лучше даются решения в ситуациях, где требуется выбрать одно из нескольких готовых решений;

♦ другим – в ситуациях, где нужно предложить что-то новое;

♦ третьим предпочтительно не размышлять, а действовать.

В одной и той же проблемной ситуации один человек будет перебирать различные способы выхода из ситуации, другой – искать причины и анализировать возможные последствия. Следовательно, привычные для человека способы мышления, наиболее характерные стратегии выхода из таких сложных ситуаций проявляются и в обычных житейских, и в профессиональных обстоятельствах. Если профессия постоянно требует от работника применять не свойственный ему способ мышления, он будет испытывать эмоциональный дискомфорт и не сможет добиться успеха в данной деятельности.

Доминирующий, т.е. преобладающий, способ мышления является устойчивой характеристикой личности. Узнать, какой способ мышления у человека преобладает, можно, проанализировав, решение каких задач дается ему легче всего, какие житейские ситуации для него наиболее привлекательны, какие хобби имеются.

Все способы решения профессиональных задач можно разделить на три больших класса:

1) приложение (применение имеющихся знаний, когда процедура решения достаточно четко определена и заранее выучена);

2) адаптация (приспособление имеющихся общих знаний к условиям, контексту изменяющейся ситуации);

3) производство (непосредственное исполнение действий, в основном это относится к ручному труду).

Предлагается следующая классификация способов мышления:

♦ приложение – способ разрешения проблемной ситуации четко определен, имеется ясная внутренняя модель того, как должно быть.

Разновидности: приложение – процедура, приложение – диагностика, приложение – регуляция;

♦ адаптация – имеется несколько способов решения проблемной ситуации, и необходимо выбрать оптимальный в зависимости от обстоятельств. Разновидности: адаптация – анализ, адаптация – координация, адаптация – формализация;

♦ производство – представление о выполнении задачи хранится в двигательной памяти человека, производится непосредственное действие.

Разновидности: производство – сила, производство – ловкость.

Эта классификация сохраняет названия, принятые в современных зарубежных исследованиях.

По преобладающему способу мышления всех людей можно разделить на несколько типов, причем каждый из типов характерен для людей разных профессий. Поэтому, определив свой тип, можно проверить, соответствует ли он избранной профессии. Выделено восемь типов людей.

1 приложение – процедура Такие люди лучше всего чувствуют себя, когда нужно точно и пунктуально выполнить известные им заранее процедуры решения поставленной задачи. Профессии, которые им подходят, требуют быстрого и точного исполнения известных процедур решения.
2

приложение –

диагностика

Такие люди лучше всего замечают ошибки, отклонения от нормального течения процесса, способны найти причины этих ошибок. Профессии, которые им подходят, связаны с выявлением причин ошибок, аварий, неправильного функционирования техники с целью профилактики, контроля исправности и устранения неисправностей.
3

приложение –

регуляция

Такие люди любят рассматривать различные аспекты целостной системы с точки зрения того, чтобы обеспечить ее правильное и точное функционирование. Они способны хорошо регулировать отношения между частями целого, достигать равновесия, избегать напряжения. Профессии, которые подходят людям этого типа, связаны с согласованием действий и могут иметь отношение как к техническим, так и к организационным системам.
4 адаптация – анализ Такие люди склонны анализировать ситуации, выделять существенное, предлагать новые решения. Профессии, в которых применяется этот способ мышления, требуют произвести анализ разнообразных данных, их сравнение, сопоставление, интерпретацию с целью дальнейшего обобщения и планирования.
5

адаптация –

координация

Такие люди могут согласовывать цели и решения различных многочисленных задач одновременно, стремятся к развитию и инновациям. Профессии, которые подходят людям с этим способом мышления, требуют оценки и решения нескольких задач одновременно, согласования противоречивых целей.
6

адаптация –

формализация

Такие люди хорошо интерпретируют различные ситуации, умело приспосабливаются к обстоятельствам и другим людям, они могут легко придать новую форму различным мыслям и идеям. Профессии, которые им подходят, требуют следующего:

♦ умения слушать и переводить на понятный другим язык различные сложные проблемы;

7 производство –сила Такие люди предпочитают решение конкретных технических задач с применением физической силы. К профессиям, требующим этого способа мышления, относятся в основном профессии ручного труда.
8 производство – ловкость Такие люди предпочитают решать конкретные технические задачи, используя навыки к ручному труду. К профессиям этого типа относятся в основном профессии, требующие ловкости и сноровки.

В классификационной карточке отмечается, какой способ мышления наиболее характерен для представителей данной профессии.

Для каждой профессии требуется определенная совокупность знаний и умений. Необходимый уровень знаний может быть:

♦ высоким (теоретическое знание);

♦ средним (практическое использование знаний);

♦ низким (знание получено опытным путем, навыки).

В классификационной карточке отмечены две области базовых знаний:

♦ область базовых знаний №1 и их требуемый уровень (знания по общеобразовательным предметам);

♦ область базовых знаний № 2 и их уровень (знание по специальным предметам).

Каждый человек может сравнить имеющиеся у него знания с теми, которые требуются для данной профессии.

Любая профессиональная деятельность относится к какой-либо более широкой профессиональной области. В классификационной карточке указывается область, к которой относится данная профессия. При выборе профессии надо подумать, есть ли желание работать именно в этой профессиональной области.

В профессиональной деятельности люди вступают во взаимодействие друг с другом, причем в разных профессиях тип взаимодействия разный. При этом люди различаются по тому, предпочитают ли они частое или редкое взаимодействие, решать задачи вместе или в одиночку.

На этом основании можно выделить следующие типы:

1 Редкое Человек не стремится действовать совместно с другими, предпочитает независимость. Такие люди хорошо переносят одиночество во время деятельности, сами организуют решение своих профессиональных задач и не считают, что работа должна происходить в группе.
2 Частое по типу «напротив» Человек стремится работать с другими людьми, для него лучше такая работа, которая происходит при частых взаимоотношениях с другими. Такие люди предпочитают профессиональные ситуации продажи, переговоров, приема; ценят возможность обсуждать, договариваться, давать справки другим.
3 Частое по типу «рядом» Человек стремится находиться рядом с другими людьми при решении профессиональных задач. Здесь предпочтение отдается таким профессиональным ситуациям, где люди обмениваются разнообразной информацией, но работу выполняют независимо друг от друга. Такой человек сохраняет некоторую самостоятельность в работе, при том что работает не в одиночку.
4 Частое по типу «вместе» Человек стремится действовать вместе с другими людьми, для него лучше такая работа, которая происходит при постоянных взаимоотношениях с другими. Здесь предпочтение отдается выполнению общей работы «командой», маленькой спаянной группой. Такой человек соглашается на некоторую зависимость от других в работе и не любит работать в одиночку.

Знание своего предпочитаемого типа взаимодействия помогает подобрать работу, где человек чувствует себя наиболее комфортно. Следует, однако, иметь в виду и то, что для некоторых людей тип взаимодействия не имеет значения, они готовы к любым профессиональным ситуациям.

Определить свой тип взаимодействия можно, проанализировав свое поведение в общении с другими людьми.

В классификационной карточке для каждой профессии указывается характерный тип взаимодействия.

В зависимости от доминирующего (т.е. ведущего, основного) интереса выделяют следующие типы:

1 Реалистический (практический) тип любит заниматься конкретными вещами и их использованием. Он ориентирован на практический труд и быстрый результат деятельности. Отдает предпочтение занятиям, требующим ручных умений, ловкости. Занимается конкретными объектами (вещами, животными, машинами) и их практическим использованием (бор дантиста, сверлильный и токарный станки, ювелирные инструменты, скальпель хирурга, управление машинами и различными механизмами). Хорошо развито практическое мышление. Охотно выбирает профессии водителя, ветеринара, фермера, лесничего, радиомонтажника, милиционера, картографа.
2 Исследовательский (интеллектуальный) тип сообразителен и наблюдателен, независим и оригинален, обладает нестандартным мышлением и творческим подходом к делу. Развиты умственные способности. Выясняет множество деталей, прежде чем прийти к заключению. Предпочитает научные профессии: эколога, футуролога, философа, химика, биолога.
3 Социальный тип активен, общителен, эмоционален, чувствителен. Обладает развитыми словесными способностями. Умеет устанавливать и поддерживать отношения с людьми. Главным содержанием труда является взаимодействие с людьми. Предпочитаемые занятия: обучение, информирование, обслуживание. Профессии данного типа: учитель, воспитатель, психолог, священнослужитель, социальный работник.
4 Конвенциональный (стандартный) тип усидчивый, исполнительный, дисциплинированный, аккуратный. Отдает предпочтение ясным, четко сформулированным предписаниям. Любит решать типичные задачи. Предпочитает профессии, имеющие отношение к канцелярским и расчетным работам (бухгалтер, экономист, секретарь-референт, нотариус, кассир)
5 Предпринимательский тип находчивый, подвижный, практичный, энергичный, инициативный, азартный. Любит риск. Стремится к лидерству, любит быть на виду. Не любит занятий, требующих усидчивости, длительной концентрации внимания. Хорошо справляется с работой, требующей быстрого принятия решения. Преобладают словесные способности. Контакты с людьми – многочисленны. Выбирает профессии коммерсанта, предпринимателя, политика, страхового агента, менеджера.
6 Артистический тип высокая эмоциональная чувствительность, творческое воображение, образное мышление, богатая фантазия. Пластичен, гибок, проницателен. В отношениях с людьми опирается на свои ощущения, интуицию (понимание без логического обоснования). Развито восприятие, ручные умения и словесные способности. Предпочитает занятия, связанные с изобразительной и музыкальной, литературно-художественной и актерско-сценической деятельностью (дизайнер, художник, музыкант, актер).

Интересы людей разнообразны, и по степени выраженности интересов всех людей подразделяют на разные типы личности.

Каждый тип личности служит для описания группы людей, обладающих определенными личностными и профессиональными особенностями. Люди разных типов предпочитают одни и отвергают другие виды деловитости (работу, отдых, хобби). Каждый тип личности в наилучшей степени может выразить себя в определенной профессиональной среде. Необходимо только, чтобы тип личности соответствовал выбранной профессии. Интересы человека чаще всего невозможно описать с помощью только одного доминирующего интереса. Кроме основного при анализе профессий необходимо учесть и дополнительный интерес. Поэтому в классификационной карточке для каждой профессии отмечены как доминирующий, так и дополнительный интересы. Например, для профессии менеджера доминирующим интересом является предпринимательский, а дополнительным интересом – социальный.

Профессиональная деятельность всегда проходит в определенных условиях. В классификационной карточке отмечаются два вида условий:

♦ работа в помещении или вне помещения;

♦ мобильная (подвижная) или сидячая.

При выборе профессии любой человек может выбрать те условия, которые его больше устраивают.

Пример профессиограммы. Профессиограмма «Web - дизайнер»

Доминирующие виды деятельности: -оформление сайтов;

Создание идеи и разработка макета сервера;

Создание стиля исполнения макета сервера;

Обеспечение наилучшего восприятия web – документов на экране монитора с учетом времени загрузки документов, пропускной способности канала передачи данных, размера графических файлов документа, качества цветовой палитры;

Определение правил компоновки web – страниц, выбор формата, фона, количества и качества элементов оформления;

Создание стилевых образцов web – документов;

Работа с узлом Internet;

Написание программной части и кода страницы;

Управление гипертекстовыми документами;

Проведение информационной политики фирмы в World Wide Web (WWW);

Установка и работа со средствами подготовки и проверки web – страниц;

Создание интерактивных web – приложений;

Обновление, модернизация web – документа;

Создание и работа с приложениями для статистической обработки.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности (профессионально важные качества)

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

Отсутствие художественного вкуса;

Рассеянность;

Безответственность;

Неаккуратность;

Невнимательность;

Ригидность мыслительных процессов;

Сильно развитая близорукость.

Области применения профессиональных знаний:

Предприятия и организации;

Агентства и фирмы компьютерного дизайна;

Учебные заведения.

Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (артистический и конвенциональный):

Дизайнер по меховым изделиям;

Скульптор;

Модельер;

Художник-гример;

Художественный руководитель;

Аранжировщик;

Учебные заведения, обучающие данной профессии:

профессию web-дизайнера можно получить на курсах, в средних специальных или высших учебных заведениях.

2. Психограмма

Термин «психограмма» был введен в начале XX в. немецким психологом В. Штерном, разработавшим методику составления обобщенного психологического портрета конкретной личности. Штерн предложил также состовлять частичную психограмму, которая отражала не все стороны личности, а только важные для определенной практической задачи. Так сложилась психограмма личности успешного профессионала, отображающая профессионально важные качества. При этом речь идет не о личности конкретного человека, работающем в профессии, а о типовом портрете успешного профессионала.

Представляет собой психологический анализ структуры деятельности и характеристику требований, предъявляемых профессией к психике человека. Содержание и объем психограммы зависят от цели, с которой проводится изучение профессии. В качестве такой цели могут быть профотбор, профориентация и профконсультация, профессиональное обучение, рационализация режима и условий труда.

Составление психограммы – итог тщательного изучения профессии с разных сторон. Этот процесс называется профессиографированием.

Этапы составления психограммы (http://kirov-college.narod.ru/)

Установление перечня обязательных задач, выполняемых профессионалом.

Реконструкция действий, необходимых для достижения заданных целей (действий внешних и выполняемых во внутреннем плане).

Соотнесение важных часто встречающихся, ведущих профессиональных действий и психических функций, процессов, способностей, умений, обеспечивающих их выполнение.

Таким образом, составляется функциональная модель работы психики профессионала, устанавливаются предполагаемые профессиональные качества (ПВК) и требуемый уровень их развития (высокий, средний или низкий). В ряде случаев здесь бывает целесообразно указать также признаки профессиональной непригодности.

Профессионально важные качества (ПВК) – относительно устойчивые, мало подверженные развитию и тренировке индивидуально-личностные свойства, которые существенно сказываются на успешной профессиональной деятельности, а также влияют на освоение профессиональных знаний, умений и навыков.

Типы психограмм (выражение ПВК в баллах от 1 до 3)

Дизайнер интерьера:

Зрительное восприятие (действия восприятия)- 3

Слуховое восприятие (действия восприятия)- 1

Память (мнемические действия)- 3

Внимательность (действия внешнего контроля)- 3

Воображение (имажинитивные действия)- 3

Технический интеллект (логические действия)- 2

Словесно-логический интеллект (логические действия)- 2

Социальный интеллект, организаторские способности (логические действия)- 2

Устная речь (интерперсональные действия)- 2

Общительность (интерперсональные действия)- 2

Эмоционально-волевая регуляция (самоконтроль)- 3

Психомоторика (двигательные действия)- 2

Для профессионального просвещения людей требуются разнообразные сведения о многих профессиях. Поэтому психограмма, составленная в целях профориентации и профконсультации, должна отличаться большой широтой содержания и доступностью изложения. В конце психограммы целесообразно привести списки литературы, рекомендуемой для лучшего ознакомления с той или иной профессией.

Спецификой психограммы составляемой в целях рационализации процесса профессиональной подготовки, является установка на выявление в первую очередь тех профессионально важных качеств, которые поддаются значительному развитию в процессе упражнений, по мере овладения профессиональным мастерством. При составлении психограммы в целях рационализации режима и условий труда особое внимание уделяется обнаружению наиболее лабильных психических функций, динамика которых служит показателем наиболее слабых мест в организации труда. Например, снижение функций зрительного анализатора к концу работы свидетельствует о необходимости рационализации освещения. Особым случаем психограммы, направленной на оптимизацию условий труда, является изучение профессии в рамках инженерно-психологического исследования, анализ требований, предъявляемых к техническим средствам, в частности к способам и средствам отображения информации, к конструкции органов управления и т.п.

3. Профориентация на современном этапе

Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности, диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии; банк профессиокарт; общественно-значимые мотивы выбора профессии; особенности профориентации студентов в условиях высшей школы; формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии.

Однако, несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику. Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой. Многие города и районы не обеспечены текущей информацией о потребностях в кадрах; слабо осуществляется подготовка квалифицированных специалистов - профориентаторов.

Возникают противоречия, связанные с профессиональным самоопределением учащихся: между их склонностями, способностями и требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы; их притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест; склонностью и представлениям о престиже профессии; желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и ближайшем её окружении; несоответствием здоровья, характера, привычек требованиям, предъявляемым профессией и др. Данные противоречия можно отнести к группе внутренних, личностно-психологических.

Противоречия социально – экономические: между возросшими требованиями к современному специалисту и действующими формами и методами профессиональными планами молодежи с высоким уровнем образования и экономической необходимостью заполнить вакантные рабочие места с тяжелым физическим трудом; потребностью общеобразовательной школы и других социальных институтов в специалистах – профориентаторах и отсутствием стабильной комплексной подготовки их в вузах страны.

Определение профориентации: это многоаспектная, целостная система научно – практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально – экономических, психолого-педагогических и медико–физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации. Система профориентации выполняет диагностическую, обучающую, формирующую и развивающую функции.

Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах.

Выбор профессии.

Необходимую помощь человеку выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему совпадали с его личностными качествами и возможностями окажет психодиагностика – одно из самых молодых направлений в психологии.

Вот главные принципы этой области знаний.

1.Всеобщая талантливость. Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом.

2.Взаимное превосходство. Если у вас что-то получается хуже, чем у других - значит, что-то должно получиться лучше. Ищите.

3.Неизбежность перемен. Ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. Хотя бы потому, что если сегодня у вас есть возможность узнать что-то новое, то завтра вы уже будете чуточку другим.

Методы психодиагностики позволяют делать выводы с помощью тестов. Для обоснованности профессионального выбора необходимо, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. В противном случае в самосознании человека накапливается отрицательный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач - уход от проблем, их игнорирование и т.д.

Профессиональное самоопределение и профконсультация.

В современном обществе актуально и остро встает проблема конкретной психологической помощи людям в их профессиональном самоопределении. Задача психолога в этой ситуации состоит в том, чтобы дать человеку психологические средства разрешения его личностных проблем, связанных с профессиональным самоопределением. Психологи могут на основе диагностики этих психологических проблем помочь человеку в совершении профессионального выбора, или обеспечить предпосылки к совершению этого выбора в будущем.

Для решения психологических проблем в профессиональном самоопределении личности недостаточно дать рекомендации о том, какая профессия подходит, а какая не подходит индивиду. Психолог-консультант должен обеспечить условия, стимулирующие рост человека, в результате чего консультируемый сам мог бы взять на себя ответственность за тот или иной профессиональный выбор. Важнейшим моментом профессионального консультирования является поиск индивидуального воздействия, адекватного конкретной психологической проблеме каждого человека. Прежде всего необходимо определить, насколько запрос консультируемого (т.е. то, и чем он видит свою проблему) соответствует реальной проблеме профессионального самоопределения человека, а затем подвести его к этой реальности. Для диагностики психологических проблем, связанных с профессиональным самоопределением, иногда бывает достаточно беседы психолога с консультируемым, но в большинстве случаев требуется проведение комплексного диагностического обследования с помощью психологических методик, позволяющих определить:

ценностные ориентации и установки;

ближайшие и перспективные жизненные планы и профессиональные намерения;

уровень сформированности представлений о профессии;

уровень развития самооценки;

способности, склонности и интересы;

уровень развития профессиональной мотивации;

личностные особенности;

реальные жизненные условия (семейные отношения, здоровье, материальное обеспечение и пр.).

Информации, полученной в результате такого комплексного обследования, как правило, бывает достаточно, чтобы определить специфику психологических проблем данного индивида. Иногда предварительная беседа с консультируемым позволяет ограничить круг необходимых диагностических методик для выявления предполагаемой психологической проблемы. Здесь важным является наблюдение за поведением консультируемого во время общения и обследования (что ему интересно, что неинтересно, что трудно, что непонятно, в чем проявляется его познавательная активность, эмоциональное отношение, отказы и т.д.).

Можно выделить ряд типичных психологических проблем, связанных с профессиональным самоопределением личности. К ним прежде всего относятся:

Рассогласование идеального и реального образа выбираемой профессии.

Представления о своих личных ценностных ориентациях не соответствуют своим представлениям о ценностях, обеспечивающих успех в профессиональной деятельности в новых экономических и социальных структурах.

Рассогласование реальной и идеальной мотивации профессионального выбора

Неадекватная самооценка.

У молодых людей, обеспокоенных своим профессиональным будущим, стремящихся учиться в профессиональном учебном заведении или получить профессию в процессе работы, наблюдается опережающее развитие в оценке своих личностных качеств по сравнению с оценкой своих профессиональных качеств. Учащиеся лучше представляют себя как личность вообще, то есть в совокупности моральных, физических, интеллектуальных качеств, своих интересов и склонностей, но в меньшей степени имеют представления о своем профессиональном «Я».

Заключение

Таким образом, системно рассмотрев вопросы профориентации, составления профессиограмм и психограмм на примере профессии дизайнера, можно прийти к выводу о необходимости составления в индивидуальном порядке профессиограмм и психограмм для работников и организаций с целью повышения материального благосостояния, эстетического удовлетворения и повышения эффективности труда.

Сегодня с каждым днём становится всё проще получить возможность проанализировать собственные профессиональные, личные качества и откорректировать направление деятельности. Многие современные социальные институты занимаются проблемами профориентации, психодиагностики, профконсультаций для оказания помощи в самоопределении, в выборе профессии и жизненного пути в целом.

Список литературы

См., например: Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред. П.В.Шеметова. - М.: ИНФРА-М, НГАЭиУ: Новосибирск: 1998, с. 249;

Сотникова С.И. Управление карьерой: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001, с. 367-468;

Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 1997, с 285;

В родильных домах, родильных отделениях больниц, женских консультациях, фельдшерско-акушерских пунктах оказывает лечебно-профилактическую, акушерско-гинекологическую помощь, оказывает медицинскую помощь при родах и в послеродовом периоде.

Аналитики работают в самых разных областях - в научных и исследовательских учреждениях, в банках, в государственных учреждениях, в страховых фирмах, в медицине, в организациях, занимающихся исследованием рынка и т.д. Работа аналитика заключается в сборе различных цифровых данных, их анализе и трактовке. Для анализа данных существуют различные методы. Аналитик выбирает метод в зависимости от цели анализа. Бюджетные аналитики дают рекомендации по подготовке годовых бюджетов и по техническому осуществлению. Их помощь используется как на частных предприятиях, так и в общественном секторе. В частном секторе бюджетные аналитики оценивают бюджет и ищут возможности для увеличения эффективности и прибыльности предприятия, на предприятии общественного сектора они ищут возможности для самого целесообразного и эффективного распределения денег между разными отделами и деятельностями. Биржевые аналитики оценивают экономическое развитие котирующихся на бирже предприятий и его влияние на стоимость акций. Работа заключается в поиске информации, ее анализе и предоставлении рекомендаций по покупке-продаже. Аналитик должен знать основы формирования рыночных цен и уметь составлять прогноз о том, в каком направлении могут изменяться цены. В этой работе важно знать психологию инвестиции. Финансовые аналитики и финансовые консультанты анализируют коммерческую деятельность предприятий и помогают принимать инвестиционные решения. И те и другие собирают финансовую информацию, а их задания зависят от задач клиентов, на благо которых они работают. Финансовых аналитиков также называют и аналитиками безопасности или инвестиционными аналитиками. Они работают в банках, страховых и других коммерческих фирмах, анализируя финансовые данные, прогнозируя направления и делая предсказания. В научных учреждениях и в высших учебных заведениях аналитиков часто включают в исследовательские группы. Большая часть работы аналитика - это анализ данных, выполняемый за компьютером, но приходиться и общаться (принимать участие в рабочих совещаниях, представлять результаты работы клиентам и т.п.). В случае больших анализов работа выполняется в команде. Если, например, в фирме, занимающейся исследованием рынка, будет заказан анализ какой-то конкретной области или темы, то, несомненно, надо будет эффективно сотрудничать с клиентом, чтобы как можно более точно определить задачу анализа.

Работает на предприятиях по производству лекарственных средств (медикаментов), где ведет технологический процесс получения гормонов. Дозирует и загружает сырье и полуфабрикаты в реакторы. Проверяет герметичность оборудования и коммуникаций. Регулирует процесс по показаниям контрольно-измерительных приборов и по результатам контрольных анализов. Ведет учет расхода сырья и полуфабрикатов, а также готовой продукции. Готовит оборудование к ремонту и принимает его из ремонта.

Биоаналитики работают в лабораториях, где исследуется состояние организма человека, строение и функции органов, тканей, клеток, молекул, микробиоценоз, а также факторы, влияющие на окружающую среду и человеческий организм. Результаты исследований помогают врачам устанавливать правильный диагноз и назначать лечение, наблюдать за эффективностью лечения и давать оценку прогно за болезни.

Проводит прививки и др. ветеринарные мероприятия по профилактике заболеваний и лечению животных, экспертизу продуктов животноводства, контролирует качество кормов, производит предубойный осмотр и вскрытие трупов павших животных, принимает меры к предотвращению падежа животных.

Местом работы вирусолога является преимущественно лаборатория - современная, оснащенная новейшей аппаратурой, позволяющей использовать различные биохимические, биофизические, радиобиологические и др. методы. В арсенал вирусологов входит оптическая и электронная микроскопия, вычислительная техника. Вирусологи работают также в вивариях, на опытных станциях и полигонах, организуют специальные вирусологические экспедиции.

Врач изучает человеческий организм, борется с болезнями, укрепляет здоровье людей, продлевает их жизнь. Оказывает непосредственную медицинскую помощь в больницах, поликлиниках, диспансерах, в клиниках учебных и научно-исследовательских институтов, в санаториях, профилакториях. Характер деятельности врача различен в зависимости от его специализации (хирург, терапевт, педиатр и т.д.) и от того, где он работает - в поликлинике или в больнице. В поликлинику обращается большинство впервые заболевших. При встрече с каждым из них врач за очень короткое время должен решить множество вопросов: проанализировать состояние больного, определить методы, средства лечения и степень его трудоспособности. Врач проводит профилактические мероприятия (прививки, медицинские осмотры, диспансерные наблюдения за больными, стоящими на учете), экспертизу трудоспособности, при необходимости направляет больных в стационар. В больницах лечащие врачи ежедневно осматривают больных, назначают лечение, выполняют всевозможные манипуляции, включая хирургические операции, организуют консультации и консилиумы.

Травматология - область клинической медицины, изучающая повреждения, их лечение и профилактику. Тесно связана с ортопедией - разделом медицины, занимающимся изучением врожденных и приобретенных деформаций и других заболеваний опорно-двигательного аппарата (костей и мышц), их профилактикой и лечением. Медицинский работник с высшим образованием, специализирующийся по этому профилю, называется травматологом-ортопедом. Работает в ортопедо - травматологических отделениях больниц, в травматологических больницах, травматологических пунктах и кабинетах при поликлиниках. Оказывает ортопедическую и травматологическую помощь. Использует консервативные (физиотерапию, лечебную физкультуру, санаторно-курортное лечение) и хирургические (операции на костях и мягких тканях) методы лечения. При необходимости назначает протезно-ортопедические изделия (корсеты, протезы, специальную обувь).

Врач акушер-гинеколог, работающий в женской консультации, ведет профилактические осмотры женщин с целью раннего выявления онкологических, воспалительных и других заболеваний половой сферы, занимается лечением болезней, наблюдает за беременными женщинами. Врачи, работающие в больнице, кроме того, выполняют операции различной сложности. Работает и в родильных домах, где вместе с акушеркой производит наблюдение, консультирование, помощь при родах и послеродовом уходе за женщиной, а при необходимости - и оперативное вмешательство, являясь также врачом определенного хирургического профиля.

Если он специализируется в биофизике, то, совместно с врачами-лечебниками, участвует в обследовании больного и ставит диагноз с помощью медицинской техники и аппаратуры в функционально-диагностических центрах, лабораториях, отделениях. Занимается инструментальными методами диагностики, в число которых входят электрокардиография, электроэнцефалография и т.д. Если он биохимик, то с помощью биохимических методов исследования, совместно с врачами-лечебниками, определяет диагноз. Изучает причины, тонкие механизмы возникновения болезней, занимается совершенствованием и созданием новых методов диагностики и лечения болезней на основе биохимии - науки о веществах, входящих в состав живых организмов и об их превращениях.

Оказывает помощь больным и пострадавшим по вызовам на дом (и в криминальных случаях) при заболеваниях сердечно-сосудистой и двигательной системы, костных заболеваниях и травмах органов брюшной и грудной полостей, глаз, ушей, горла, носа, нервной системы, при травмах опорно-двигательного аппарата, акушерско-гинекологической патологии, психических и инфекционных заболеваниях, острых отравлениях, термических поражениях. Производит госпитализацию больных или после оказания помощи дает рекомендации по дальнейшему лечению и режиму. В свободное время оказывает медицинскую помощь обратившимся на станцию больным. Осуществляет руководство работой персонала своей бригады. Лечит заболевания очень широкого профиля: сердечно-сосудистой и двигательной системы, костные заболевания и травмы органов брюшной и грудной полостей, глаз, ушей, горла, носа, заболевания нервной системы, травмы опорно-двигательного аппарата, акушерско-гинекологическую патологию, психические и инфекционные заболевания, острые отравления, термические поражения.

Аллергология - раздел медицинской науки, изучающий аллергические заболевания, к которым приводит повышенная чувствительность организма к воздействию некоторых факторов окружающей или внутренней среды, называемых аллергенами (пыльца растений, химические вещества, некоторые лекарства и пищевые продукты, микробы, вирусы). Врач, специализирующийся в этой отрасли, называется аллергологом. В аллергологических отделениях больниц и в поликлиниках он выявляет аллергические заболевания при помощи специальных диагностических проб и лабораторных исследований. Лечит больных, проводит их диспансеризацию, а также ведет учет и статистику аллергических заболеваний. Пропагандирует знания по профилактике аллергий среди населения.

Гастроэнтерология изучает этиологию (причины) и клинические проявления неинфекционных заболеваний желудочно-кишечного тракта, разрабатывает методы их лечения и профилактики. Специалист в этой области называется гастроэнтерологом. Работает в гастроэнтерологических кабинетах поликлиник, гастроэнтерологических отделениях больниц и санаториев. Занимается выявлением, лечением, диспансерным наблюдением и профилактикой гастрита, дуоденита, энтерита, колита, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, заболеваний органов пищеварения. Использует различные методы диагностики (зондирование, фиброгастроскопия, рентгеноскопия).

Контроль за выполнением санитарно-гигиенических норм при производстве всех видов продукции, за доброкачественностью блюд и чистотой на предприятиях общественного питания, за сроками и условиями хранения и реализации пищевых продуктов и готовых блюд, изучение влияния факторов окружающей среды на здоровье человека и разработка мероприятий, направленных на улучшение условий труда и быта с целью сохранения и укрепления здоровья населения.

Оказывает помощь при заболеваниях кожи и при венерических болезнях, проводит профилактические осмотры и санитарно-просветительскую работу среди населения, осуществляет обязательное лечение и учет больных венерическими болезнями, а также выявление источника заражения.

Составляет рационы лечебного питания. При составлении любого рациона врачу диетологу необходимо учитывать особенности усвоения пищевых веществ в организме человека. Назначенный рацион должен удовлетворять энергетические, пластические и прочие потребности организма, обеспечивать нужный уровень обмена веществ, а также правильный режим (кратность) приема пищи. Больному нередко приходится ограничивать потребление отдельных видов продуктов, а иногда и полностью их исключать. Рассчитывает объем суточного рациона или отдельных разовых порций, определяет методы кулинарной обработки продуктов, состав пищи, ее консистенцию.

Кардиология - отрасль медицины, изучающая заболевания сердечно-сосудистой системы и методы их профилактики и лечения. Специалист в этой области называется кардиологом. Работает в кардиологических кабинетах поликлиник, кардиологических отделениях больниц, специализированных бригадах скорой медицинской помощи, кардиологических санаториях, кабинетах (отделениях) восстановительного лечения. Оказывает медицинскую помощь (консультирует и назначает лечение) больным с заболеванием органов кровообращения, а также проводит мероприятия по профилактике этих заболеваний. Оказывает срочную медицинскую помощь при неотложных состояниях, проводит реанимационные мероприятия - непрямой массаж сердца, искусственную вентиляцию легких, электрическую дефибрилляцию.

Изучает человеческий организм, борется с болезнями, укрепляет здоровье людей. Оказывает непосредственную медицинскую помощь. Характер деятельности различен в зависимости от его специализации: хирург, терапевт, педиатр и т.д. и от того, где он работает – в поликлинике или больнице. В поликлинике врач за очень короткое время приема должен решить множество вопросов: что с больным, где и как его лечить, трудоспособен он или нет, возможны ли осложнения, не опасна ли болезнь для окружающих. Проводит профилактические мероприятия (прививки, медицинские осмотры, диспансерные наблюдения за больными, стоящими на учете), экспертизу трудоспособности, при необходимости направляет в стационар. В больнице лечащие врачи ежедневно проводят обходы палат, осматривают больных, назначают обследование и лечение, выполняют всевозможные манипуляции (включая хирургические операции), организуют консультации и консилиумы.

Неонатолог - врач-педиатр, который, как правило, работает в родильном доме и специализируется на наблюдении и лечении новорожденных детей. Может показаться, что неонатолог - "узкий" специалист, потому что он занимается только новорожденным. На самом деле неонатолог - специалист очень широкого профиля, потому что ему приходится предупреждать и лечить заболевания всех органов и систем: быть и пульмонологом, и кардиологом, и нефрологом, и гастроэнтерологом, и невропатологом.

Своевременная диагностика онкологических заболеваний, регистрация больных с впервые установленным диагнозом, проведение специального лечения, реабилитационные мероприятия и профилактика опухолей. Проводит также массовые профилактические осмотры населения, и осуществляют первичное обследование больных с подозрением на онкологическое заболевание.

Пульмонолог занимается выявлением, лечением, диспансерным наблюдением и профилактикой бронхита, пневмоний, бронхиальной астмы и неспецифических заболеваний легких. Выявляет и устраняет факторы риска заболевания легких. Диагностирует и проводит дифференциальную диагностику различных заболеваний легких, оценивает результаты различных методов исследования пульмонологических больных. Подбирает индивидуальные оптимальные методы лечения, организует и проводит комплекс мероприятий по выявлению больных с заболеваниями легких и их профилактику.

Реабилитология - это область, где специалист имеет дело с людьми, пораженными различными недугами. Перед реабилитологом стоит задача: возвратить человека к полнокровной жизни или создать условия для включения инвалида в такую жизнь. Состояние инвалидности является экстремальной ситуацией существования личности, так как сопровождается полной или частичной неспособностью удовлетворять насущные потребности, значительно ограничивает свободу и возможности человека. Эта экстремальность существования инвалидов и специфика деятельности реабилитолога предъявляет особые требования к специалисту и его профессиональным качествам. Помощь людям должна быть для реабилитолога потребностью, составляющей важную часть его жизни.

Врачи-реаниматологи не воскрешают из мертвых, их цель - сохранить, отстоять жизнь на самых крайних ее пределах, пока клиническая смерть не перешла в биологическую. Работа врачей-реаниматологов сопряжена с огромным напряжением физических и духовных сил. Как правило, они работают в ситуациях, когда времени для спасения осталось в обрез, часто при неопределенном диагнозе. Все члены дежурной бригады реаниматологов осознают, что исход поединка зависит только от них. В подобных случаях бригада берет жизнеобеспечение больного на себя. Они заставляют аппарат обеспечить дыхание, необходимый ритм сердца задает электрокардиостимулятор. В готовности N1 - аппараты для наружного массажа сердца, для отсоса содержимого желудка, ультразвуковые ингаляторы, ларингоскопы, респираторы и другая техника. Здесь прекрасно знают и ценят электронику. Однако опытный специалист может то, на что не способна никакая техника. Обостренной интуицией, сверхчувствительной наблюдательностью, напряженными нервами он по смутным, неясным симптомам может предугадать приближение опасности. Врач-реаниматолог должен быть постоянно в состоянии готовности к оказанию помощи.

Оказывает медицинскую помощь при заболеваниях органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системы, почек, крови, эндокринных желез, обмена веществ и др., осуществляет лечение больных при помощи консервативных методов.

Трансплантология - отрасль биологии и медицины, изучающая проблемы пересадки органов и тканей, разрабатывающая методы их консервирования, а также создания и применения искусственных органов (искусственная почка, искусственное сердце). Врач, специализирующийся в этой области, называется трансплантологом. Работает в центрах трансплантации при крупных областных или республиканских лечебных учреждениях. Вместе с иммунологом он подбирает пары: донор (организм, у которого берут орган или ткань для трансплантации) - реципиент (человек, принимающий их). Готовит последних к осуществлению оперативной пересадки чужого органа, проводит ее, наблюдает за больным после операции. Осуществляет консультативный прием больных с функционирующим донорским или искусственным органом, а также выездные консультации по линии санитарной авиации.

Работает в районных, городских, областных и республиканских поликлиниках и больницах, а также осуществляет консультационную помощь по линии санитарной авиации. Основные заболевания, которые лечит уролог - мочекаменная болезнь, воспалительные заболевания и врожденные аномалии почек, мочевыводящих путей, мужских половых органов, опухоли почек, мочевого пузыря и предстательной железы, воспалительные и травматические сужения мочевыводящих путей и др. Предоставляет срочную помощь при травме почек, мочеточников, мочевого пузыря и уретры, а также при острых гнойных воспалениях почек, предстательной железы и яичек.

Фтизиатрия - раздел клинической медицины, изучающий этиологию и патогенез туберкулеза и разрабатывающий методы его лечения и профилактику. Специалист в этой области называется фтизиатром. В противотуберкулезных диспансерах, туберкулезных кабинетах, больницах, санаториях занимается диагностикой, лечением, диспансерным наблюдением и профилактикой туберкулеза, оказывает консультативную и методическую помощь другим медицинским специалистам по вопросам раннего выявления и профилактики этого заболевания.

Деятельность хирурга заключается в выявлении причин заболеваний, заполнении истории болезни, проведению исследовательских работ для постановки или подтверждения диагноза, проведении предоперационной подготовки, проведении плановых и внеплановых (экстренных) операций, ведении пациента после операции, разработке и внедрении новых методов диагностики и лечения различных заболеваний.

Эндокринология - наука и область клинической медицины, изучающая строение и функции желез внутренней секреции, их заболевания, а также разрабатывающая методы лечения и профилактики. Железы внутренней секреции (щитовидная, надпочечная) выделяют гормоны - высокоактивные биологические вещества, влияющие на рост и физическое развитие, обмен веществ, половое развитие организма. Врач эндокринолог работает в эндокринологических кабинетах поликлиник, в эндокринологических отделениях больниц, эндокринологических диспансерах и научно-исследовательских учреждениях. Оказывает помощь при нарушениях деятельности органов эндокринной системы. Врач эндокринолог занимается диагностикой, лечением, диспансерным наблюдением и профилактикой эндокринологических нарушений, оказывает консультативную и методическую помощь другим медицинским специалистам по вопросам раннего выявления и профилактики этих заболеваний.

Времена, когда пациенты обращались к дантисту только для того, чтобы поставить пломбу или выдернуть зуб проходят. Состояние зубов существенно влияет на пищеварение человека, его психическое состояние и даже имидж. В стоматологии бурное развитие в наше время получают новые технологии: обычное сверло уступает место лазерному, что делает ужасающий для многих процесс сверления зубов безболезненным; естественные зубы могут заменяться самыми различными видами искусственных, которые живут дольше натуральных; появились эффективные методики и средства лечения пародонтоза и кариеса (98% населения страдает кариесом). Все это существенно изменяет содержание работы дантиста и профессиональные требования к нему.

Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики. Дефектология (лат. defektus недостаток) - наука, изучающая закономерности и особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и вопросы их обучения и воспитания. Дефектолог - специалист, который работает с такими детьми. Целью работы является максимально возможные, в силу имеющихся особенностей, развитие и адаптация в социальной, учебной, бытовой профессиональной и прочих сферах. Существует несколько дефектологических специальностей - сурдопедагогика, олигофренопедагогика, тифлопедагогика, логопедия. Сурдопедагог обучает детей с недостатками слуха, от совершенно глухих до слабослышащих; олигофренопедагог обучает детей с недостатками умственного развития; тифлопедагог - с недостатками зрения. Логопед - специалист широкого профиля, работающий со всеми видами речевых нарушений. Дефектолог работает в условиях высокой психологической и коммуникативной нагрузки. Общение в труде интенсивно. Области применения: дефектологи работают в специальных школах и интернатах, медико-психологических центрах, центрах развития, медицинских учреждениях, специальных учреждениях и социальных службах в образовании и т. д.

Проводит работу по обучению детей в дошкольных учреждениях в соответствии с программой и методиками физического воспитания с учетом возраста, индивидуальных и психофизических особенностей, обеспечивает полную безопасность детей при проведении физкультурных занятий.

Осуществляет профессиональную деятельность, направленнную на сохранение психического, соматического и социального благополучия населения. Определяет факторы препятствующие развитию личности человека и принимает меры по оказанию психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной, консультативной), проводит диагностику различного назначения и психопедагогическую коррекцию девиантного поведения, анализирует полученные данные и изложенную ситуацию, обсуждает возможные варианты ее изменения. Прогнозирует развитие ситуации при различных условиях, дает рекомендации на основании данных полученных в ходе работы. Участвует в разработке развивающих программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности, консультирует педагогических работников и родителей по вопросам психологии.

Работа консультанта по наркотикам не укладывается в жесткую схему, каждый день приносит абсолютно новые проблемы. Такие консультанты работают не только с наркоманами, но и с алкоголиками, заядлыми курильщиками. Если алкоголики и курильщики, как правило, сами обращаются к консультантам, то с наркоманами приходится работать на улице, в барах, гостиницах и т.д. Эффективность работы консультанта напрямую зависит от его универсальности, способности сочетать правовую и психологическую компетентность, гражданскую смелость, социальную активность и неравнодушие. Консультантам по наркотикам приходится иметь не только дело с наркоманами, но и бороться против поставщиков наркотиков. Как правило, мелкие поставщики - сами наркоманы, но крупные наркодельцы принадлежат к наркомафии, разделяющей рынки сбыта в городах и регионах страны. Правовое положение наркоманов в разных странах различно. Большинство правительств, ООН (и его подразделение - международный контроль за наркоманами) рассматривает наркоманов как преступников, требующих наказания. В то же время в Нидерландах, Германии и в других странах проводится более либеральная политика. В этих странах покупка, хранение и употребление слабых наркотиков, хранение и употребление сильных не преследуется по закону. Консультанты по наркотикам считают, что уголовное преследование в подобных случаях должно быть заменено социальной помощью, включая лечение. В ряде стран есть даже специальные санитарные комнаты, где разрешается принимать небольшие наркотические дозы под наблюдением консультантов. Такая мера помогает бороться со смертностью от приема наркотиков. Но, с другой стороны, подобные меры могут увеличивать число наркоманов. Каждому консультанту по наркотикам необходимо проводить гибкую политику, учитывающую возможные последствия. Нередко семьи, в которых проживает наркоман, нуждаются в консультационной поддержке (как спасти члена семьи?). Тем, кто порвал с наркотиками, необходимы работа и квартира. Ежедневная работа консультанта напоминает работу «скорой помощи». На улицах, железнодорожных станциях, в притонах и т.п., кроме наркоманов, находятся тысячи людей, нуждающихся в помощи: кто-то умирает, кому-то нужен врач; одни нуждаются в пище, другие - в ночлеге и т.д. и т.п.; нередко родители разыскивают детей и просят о помощи... Консультанты по наркотикам стараются помочь во всех этих случаях, только при необходимости прибегая к помощи полиции.

Содержание труда

В лечебно-профилактических учреждениях, спортивных организациях проводит лечебный, профилактический и спортивный массаж. При помощи особых механически дозированных приемов: поглаживания, разминания, растирания, поколачивания и других - воздействует на определенные системы организма человека. В рамках профессии массажиста существует ряд специализаций: лечебный и профилактический массаж, спортивный массаж, нетрадиционные виды массажа и др. Основной инструмент массажиста - его руки, требующие подготовки (регулярного выполнения специальных упражнений) и ухода. В отдельных видах массажа применяются ручные (палочки различного сечения) и электромеханические (вибромассажеры) инструменты. Характерны многочисленные контакты с клиентами. Несет повышенную ответственность за здоровье клиента. Работает в помещении, соответствующем определенным санитарным нормам. Характерна вынужденная рабочая поза - положение стоя. Работа требует физических усилий (в некоторых видах массажа - значительных). Возможны профессиональные заболевания кистей рук.

Медицинский представитель – это специалист, занимающийся продвижением лекарственных препаратов компаний-производителей в больницах, поликлиниках, медицинских центрах и аптеках. Однако любой медицинский представитель – это в первую очередь продавец, ведь ни для кого не секрет, что основным критерием оценки его работы являются объемы продаж. Чтобы быть успешным, вне зависимости от продаваемого товара (идеи или конкретного препарата), медицинский представитель должен стремиться совершенствовать технологии продаж, пополнять знания терапевтического эффекта продвигаемых лекарственных средств, быть осведомленным о состоянии фармрынка. В некоторых фармацевтических компаниях медицинские представители, работающие по Москве и Московской области, наряду с продвижением лекарственных средств выполняют и другие функции: принимают участие в организации конференций в регионах РФ, периодически ездят в краткосрочные командировки в другие города для налаживания связей с местными администрациями, руководителями отделов здравоохранения, представителями местной медицинской элиты. В ряде фармацевтических компаний они могут совмещать работу медицинского представителя с функциями менеджера по продукту – подготавливают информационные материалы для врачей, статьи для СМИ. Иногда медицинские представители работают с компаниями-дистрибьюторами с целью заключения контрактов на поставку лекарственных средств, принимают участие в организации пострегистрационных клинических испытаний, маркетинговых исследований (проведение опросов, сбор информации о препаратах компаний-конкурентов и т. п.).