Психолого-педагогические условия сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Индивидуальное сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья: сущность и принципы Психолого педагогическое сопровождение обучающихся с овз

Социально – педагогическое сопровождение детей с ОВЗ

В Законе Российской Федерации «Об образовании» написано, что право граждан на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. В свете этого учащимся, которым комиссией ПМПК определен статус «ребенка с ОВЗ» оказывается социально – педагогическое сопрвождение.
Что же означает термин «сопровождение»?
«Сопровождение» - это организованная психолого-педагогическая помощь учащемуся с целью повышения эффективности и качества его обучения и воспитания. Структурно «сопровождение» представляет собой комплекс действий, методик, мероприятий, реализующий заявленную цель.
Форма, способы, средства и задачи «сопровождения»:
-Форма - организованная, то есть: спланированная, причинно и теоретически обоснованная, конкретная, целевая.
- Способы и средства - педагогические и психологические методы воздействия на сознание школьника как непосредственно так и опосредовано (через организацию среды, группу и др.).
- Задачи: организация внутренних и внешних условий успешности учебной деятельности учащегося.
Функции «сопровождения»:
Сопровождение - это комплексный метод, в основе которого лежит единство четырех функций:
- диагностика существа возникшей проблемы;
- информация о существе проблемы и путях ее решения;
- консультация на этапе принятия решения и выработка плана решения проблемы;
- первичная помощь на этапе реализации плана решения.
Целью социально-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в условиях общеобразовательного учреждения является оказание комплексной помощи, обеспечивающей успешную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в социум.
Задачи:
предупреждение возникновения проблем развития ребенка с ОВЗ;
помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач обучения и социализации;
развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
Функции осуществления социально-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в условиях общеобразовательного учреждения:
информационная (информирование родителей о работе общественных организаций, о специальных мероприятиях);
организационная (проведение мероприятий, направленных на привлечение внимания к проблемам семей с детьми-инвалидами и другой социальной направленности, ориентированной на их поддержку);
обучающая (проведение семинаров для педагогов, социальных педагогов, педагогов-психологов с целью накопления и обмена опытом);
посредническая (приглашение специалистов для проведения профессионального консультирования в области юриспруденции, медицины, экономики и права).
Участники социально-педагогического сопровождения семьи:
Принципы сопровождения ребенка в образовательном учреждении:
- рекомендательный характер;
- приоритет интересов сопровождаемого;
- мультидисциплинарность сопровождения;
- непрерывность сопровождения;
- стремление к автономизации.
Рекомендательный характер:
Ведущей идеей сопровождения выступает положение о необходимой самостоятельности ребенка в решении актуальных для его развития проблем. Ответственность за решение проблемы остается за ребенком, его родителями или лицами их заменяющими, педагогами, близким окружением. Приоритет полномочий здесь может быть определен в следующей последовательности: ребенок и его родители, педагоги, окружение.
Приоритет интересов сопровождаемого:
Специалист системы сопровождения должен стремиться решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.
Мультидисциплинарность сопровождения:
Реализуется в согласованной работе специалистов, включенных в единую организационную модель.
Непрерывность сопровождения:
Поддержка прекращается только после решения проблемы или, если подход к решению проблемы будет очевиден. Дети, находящиеся под постоянным воздействием фактора риска (сироты, с хроническими заболеваниями и т.д.), будут обеспечены непрерывным сопровождением в течение всего периода их становления.
Стремление к автономизации:
Автономность службы выступает гарантом защиты от административного давления со стороны руководства, педагогов школы или детского сада на те или иные рекомендации центра.
Индивидуальное сопровождение направлено на всестороннее развитие его задатков и способностей. Данные о характере и динамике психического развития ребенка, о состоянии его здоровья, о личностных особенностях ребенка и социальном благополучии помогает получить комплексная диагностика.
Этапы индивидуального сопровождения ребенка:
1.Сбор информации о ребенке (диагностика соматического, психического, социального здоровья ребенка).
2. Анализ полученной информации.
3. Совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов; составление плана комплексной помощи для каждого «проблемного» воспитанника.
4. Консультирование всех участников сопровождения и образовательного процесса о путях и способах решения проблем ребенка.
5. Выполнение рекомендаций (реализация ИПР) каждым участником сопровождения.
6. Анализ результатов.
7. Планирование дальнейшей работы с ребенком на основе имеющихся результатов.
Направления социально-педагогического сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в общеобразовательном учреждении:
организация образовательного процесса;
психолого-педагогическая диагностика проблем в развитии ребенка;
консультирование;
осуществление взаимодействия с различными организациями по оказанию специализированной поддержки и помощи, организации досуга и др.
Прогнозируемый результат комплексного социально -педагогического сопровождения семей и самих школьников с ограниченными возможностями включает в себя следующие показатели:
уменьшение факторов риска, которые приводят к нарушению психологического здоровья в процессе адаптации к школе;
формирование комфортной образовательной среды;
снижение уровня тревожности родителей и детей;
эмоциональное благополучие ребенка в классе;
развитие коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями;
выработка учителем стратегий индивидуального (личностно-ориентированного) подхода к учащимся.
включение родителей в образовательный процесс.

Презентация на тему: Социально – педагогическое сопровождение детей с ОВЗ


Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему он так закрыт? Почему он так испуган? Почему не говорит? Мир «особого» ребёнка –он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребёнка -допускает лишь своих!


C каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП). Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме. C каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП). Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме.


Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ рассматриваются, как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ.


Дети с ОВЗ - это дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.




Группа школьников с ОВЗ не однородна, в неё входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна: * дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; * дети с нарушениями интеллектуального развития; * дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы; * дети с комплексными (сложными) нарушениями развития; * дети с нарушениями слуха; * дети с нарушениями зрения; * дети с тяжелыми нарушениями речи.


Ключевыми направлениями работы психолога ОУ с детьми с ОВЗ является диагностическая, коррекционная и развивающая работа; профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории. Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы: Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы: соблюдение интересов ребёнка; соблюдение интересов ребёнка; системность и доступность; системность и доступность; непрерывность; непрерывность; вариативность; вариативность; принцип создания ситуации успеха; принцип создания ситуации успеха; принцип психологической принцип психологической комфортности; комфортности; гуманность и реалистичность. гуманность и реалистичность.


Коррекция коммуникатив н. навыков Развитие межличностных взаимоотн. Эмоционально- волевой сферы Групповая форма работы Подгрупповая форма работы Индивидуал. форма работы Развитие познавать. способ. Консультиров. педагогов Консультиров. родителей Методическая работа консультации, семинары Взаимопосещ. уроков Межпредметн. интеграции Родительские собрания Консультации Участие в педсоветах Самообразование Разработка тематического планирования с учетом возрастных особенностей учащихся, индивидуальных возможностей (с учетом патологии) Составление индивидуальных программ коррекционно-развивающей работы Журнал учета всех видов деятельности Журнал индивидуальных форм работы Журнал групповых форм работы ЗАПОЛНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ Первичная диагност. Углубленная диагност. Динамическое обследование Итоговая диагностика изучение познавать. сферы ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИАГНОСТИКИ личностные особенности изучение эмоц.- волевой сферы межличностные взаимоотношения. Коррекционно- развив. работа НАПРАВЛЕНИЯ ДИАГНОСТИКА Изучение анамнестических данных Заполнение протоколов индивидуального обследования 1 определение психологического статуса учащихся 2 разработка стратегии психолог. сопровожд. учащихся с учетом патологии ДОКУМЕНТАЦИЯ II этапI этапIII этап Мониторинг психологического сопровождения; анализ рез. МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ психол. особенности детско- родит. отношений, стиля сем. воспитания


Участники образовательного пространства Участники образовательного пространства дети; родители; педагоги; педагоги; специалисты (мед. работники, специалисты (мед. работники, педагог-психолог, логопед, педагог-психолог, логопед, работники доп. образования). работники доп. образования).


Коллектив школы использует единый принцип, который заключается в том, что родители и педагоги должны строить свои отношения с ребенком на основе его безусловного принятия, на безоценочном отношении независимо от преобладания в нем сильных или слабых сторон, на педагогическом оптимизме и доверии, глубокой любви и эмпатии, уважении его личности, прав и свобод. Коллектив школы использует единый принцип, который заключается в том, что родители и педагоги должны строить свои отношения с ребенком на основе его безусловного принятия, на безоценочном отношении независимо от преобладания в нем сильных или слабых сторон, на педагогическом оптимизме и доверии, глубокой любви и эмпатии, уважении его личности, прав и свобод.


Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого- педагогической диагностике В связи с этим особая роль отводится психолого- педагогической диагностике Диагностическое направление


Диагностика осуществляется в двух формах Групповая диагностика Индивидуальная диагностика -исследование уровня психоэмоционального развития детей -исследование межличностных особенностей в классе (группе) Что исследуем -Углубленное исследование оценки состояний ребенка и его особенностей Выделение детей, которые по каким- либо характеристикам выпадают из всего контекста детей школы задачи Исследование причин возникновения сложностей психоэмоционального развития ребенка Начало, середина, конец учебного года Время проведения диагностикиВ течение учебного года Работа по школьному плану Причины проведения Работа по запросам: -от педагогов -от родителей -анализ результатов наблюдения психолога -вводная (первичная) -адаптация первых классов -переход из младшего звена в среднее -динамическая (по итогам середины и конца года) Виды диагностики -по запросам -динамическая (по итогам середины и конца года) -наблюдение -изучение документации -тестирование Методы диагностики -беседа (с родителями и ребенком) -изучение результатов деятельности -тестирование


Коррекционно-развивающее направление Основными направлениями коррекционно -развивающей работы психолога с детьми с ОВЗ, являются: *развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; *развитие познаватьельной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; *формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; *формирование и развитие социальных навыков и социализации.


Работа по данному направлению обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение коррекционно- воспитательных задач.




Организационно – методическое направление Данное направление деятельности педагога- психолога включает подготовку материалов к консилиумам, методическим объединениям, родительским собраниям, педагогическим советам, участие в указанных мероприятиях, а также оформление документации.


Развитие навыков и личностных качеств Социальная адаптация детей с ОВЗ проходит сложно, но все педагоги стараются создавать детям с особыми потребностями условия для дальнейшего роста, и совместное обучение этих детей в обычном классе способствует развитию таких важных навыков и личностных качеств обучающихся, как: Социальная адаптация детей с ОВЗ проходит сложно, но все педагоги стараются создавать детям с особыми потребностями условия для дальнейшего роста, и совместное обучение этих детей в обычном классе способствует развитию таких важных навыков и личностных качеств обучающихся, как: социальная компетентность; социальная компетентность; толерантность; толерантность; навыки решения проблем; навыки решения проблем; независимость, уверенность, самоуважение, самоконтроль; независимость, уверенность, самоуважение, самоконтроль; навыки целеполагания. навыки целеполагания.


7 вид -задержка психического развития 7 вид -задержка психического развития Тема: «Сделай сам, научи другого» Цель: развитие произвольных психических процессов и навыков саморегуляции поведения. Задачи: развитие умения слушать, слышать и выполнять команды, следовать правилам; развитие внимания (произвольности, объема, устойчивости, переключаемости), памяти, мышления и воображения; развитие у детей внимательного отношения другу к другу; развитие у детей умения сотрудничать и действовать сообща. Материалы: бумага, карандаш.
Упражнение. Графический диктант «Волшебный карандаш» (про слона) Цель: Эти задания направлены на формирование умения работать в соответствии с инструкцией педагога, а также способствуют развитию ориентировки в пространстве. Ход игры: Построение фигуры учащимися осуществляется под диктовку педагога в специальной тетради в клетку. Уважаемые ребята! Я предлагаю вам выполнить графический диктант. Отгадайте, что будете сейчас рисовать: "Ходит длинный, пасть с клыками Ноги кажутся столбами, Как гора огромен он. Ты узнал, кто это? " (Слон) Правильно! Итак, отступите 3 клеточки с вниз, 3 клеточки в право, поставьте точку и начинаем рисовать: 2 клеточки вправо, 4 клеточка вниз, 1 клеточек вправо, 3 клеточек вниз, 2 клеточки вправо, 1 клеточки вверх, 1 клеточка вправо, 1 клеточки вверх, 1 клеточки вправо, 1 клеточки вверх, 1 клеточка вправо, 1 клеточки вверх, 4 клеточка вправо, 1 клеточка вниз, 1 клеточки вправо, 1 клеточка вниз, 1 клеточка вправо, 3 клеточки вниз, 8 клеточек вправо, 1 клеточка вниз, 3 клеточки вправо, 7 клеточек вниз, 1 клеточка влево, 6 клеточек вниз. 3 клеточки влево, 5 клеточек вверх, 7 клеточек влево, 5 клеточек вниз, 3 клеточки влево, 6 клеточек вверх, 3 клеточки влево, 1 клеточка вверх, 2 клеточки влево, 1 клеточка вверх, 1 клеточка влево, 2 клеточки вверх, 2 клеточки влево, 1 клеточка вверх, 2 клеточки влево, 4 клеточки вверх, 1 клеточка влево, 7 клеточек вверх. А теперь дорисуйте слонику глаз,хвостик и ушко.





Игра – оптимизатор: «Комплименты». Игра – оптимизатор: «Комплименты». Цель: Развитие рефлексии; Расслабление детей в конце занятия; Получение детьми позитивного опыта общения. Ход игры: Все играющие встают в круг. Один из них поворачивается к своему соседу и говорит ему что-нибудь хорошее. Тот в ответ должен сказать «спасибо» и, в свою очередь, повернуться к соседу. И так до тех пор, пока каждый не услышит комплимент. Каждый участник сам говорит о себе что-нибудь хорошее. Играя в эту и подобные игры, можно передавать друг другу какой-то ставший традиционным предмет, например сердечко, сшитое из ткани, и др. Некоторые дети не могут говорить комплименты, им надо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «цветочное», «веселое» слово. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, скажите его сами. Рефлексия.


Важно, что положительные результаты достигаются длительной работой и в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса. Важно, что положительные результаты достигаются длительной работой и в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса.. Вызывайте положительные эмоции у ребенка. Эмоциональная поддержка очень важна. Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окраску, например: "Как интересно! ", "Вот, здорово! ", " Я тебе немного помогу! ", "Какой ты у меня молодец! ", "Умничка". Наберитесь терпения! Не критикуйте личность ребенка, а тактично указывайте на ошибки!



Мир особого ребёнка - он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка - допускает лишь своих.
Мир особого ребёнка интересен и пуглив.
Мир особого ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему не говорит?
Мир особого ребёнка - он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка - допускает лишь своих!

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»
дает определение создания специальных
условий для лиц с ОВЗ, которые включают
использование специальных образовательных
программ, пособий и дидактических
материалов (п.3 ст.79).

Федеральный закон определяет обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья как
физических лиц, имеющих недостатки в
физическом и (или) психологическом
развитии, подтверждённые заключением
психолого-медико-педагогической комиссии и
препятствующие получению образования без
создания специальных условий.

Группы детей с ОВЗ:
дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
дети с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие);
дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
дети с тяжёлыми нарушениями речи;
дети с задержкой психического развития;
дети с умственной отсталостью;
дети с расстройством аутистического спектра.

С 1946-го появился термин дефективные дети – это
дети, у которых наблюдались нарушения
психического, физического развития.
С 1996-го года появился термин дети с
ограниченными возможностями здоровья.

Интеграция или Инклюзия?

ИНТЕГРАЦИЯ ИЛИ
ИНКЛЮЗИЯ?

Понятие «сопровождение»

1) как особая форма деятельности преподавателя, направленная на взаимодействие по
оказанию помощи сопровождаемому в процессе его личностного роста, выбор способов
поведения, принятия решений (Н. С. Пряжников, С. Н. Чистякова);
2) как целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции
профессионального роста личности педагога (Э. Ф. Зеер);
3) как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на
разрешение жизненных проблем сопровождаемого (Н. Л. Коновалова);
4) как система профессиональной деятельности, обеспечивающая создание условий для
успешной адаптации человека к условиям его жизнедеятельности (Г. Бардиер, М. Р.
Битянова, И. Ромазан, Т. Чередникова);
5) как системная интегративная «технология» социально-психологической помощи
личности (Н. Осухова);
6) как деятельность, обеспечивающая создание условий для принятия субъектом развития
оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора (Е. И. Казакова, А. П.
Тряпицына);
7) комплексный метод, в основе которого лежит единство взаимодействия
сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных

Психолого-педагогическое сопровождение направлено на обеспечение согласованных процессов:

1) сопровождение развития ребенка и
сопровождение процесса его обучения,
воспитания, коррекции имеющихся отклонений
2) комплексная технология, особый путь
поддержки ребенка, помощи ему в решении задач
развития, обучения, воспитания, социализации.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательном учреждении является обеспечение

оптимального развития ребенка,
успешная интеграция в социум. (что
практически не возможно в условиях
спец школы)

Задачи сопровождения детей:

предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач
развития, обучения, социализации: учебные трудности,
проблемы с выбором образовательного и
профессионального маршрута, нарушения эмоциональноволевой сферы, проблемы взаимоотношений со
сверстниками, учителями, родителями;
психологическое обеспечение образовательных программ;
развитие психолого-педагогической компетентности
(психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов

Служба сопровождения

это объединение специалистов разного
профиля, осуществляющих процесс
сопровождения. Команда объединяет
учителей, учителей-дефектологов,
психологов, социальных педагогов,
представителей родительского актива.

Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных ступенях образования различны

Дошкольное образование - ранняя диагностика и коррекция
нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе.
Начальная школа - определение готовности к обучению в школе,
обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности
школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и
учебной
мотивации,
развитие
самостоятельности
и
самоорганизации, поддержка в формировании желания и "умения
учиться", развитие творческих способностей.
13

Основная
школа - сопровождение перехода в основную
школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в
решении
задач личностного
и
ценностно-смыслового
самоопределения
и саморазвития, помощь
в
решении
личностных проблем и проблем социализации, формирование
жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в
построении конструктивных отношений с родителями и
сверстниками,
профилактика
девиантного
поведения,
наркозависимости.
Старшая школа - помощь в профильной ориентации и
профессиональном самоопределении, поддержка в решении
экзистенциальных проблем(самопознание, поиск смысла жизни,
достижение
личной
идентичности),развитие
временной
перспективы,
способности
к
целеполаганию,
развитие
психосоциальной компетентности, профилактика девиантного
поведения, наркозависимости.
14

Сопровождение Диагностический
минимум
Стратегия
сопровождения
-Особенности психических процессов;
Сведения социального характера -Особенности речевой деятельности;
-Особенности моторики (координация,
Медицинские данные
мелкая моторика и др.);
-Сформированность представлений (объем,
адекватность, временные и
пространственные представления);
-Характеристика общения;
-Эмоции;
-Самооценка;
-Роль обучающегося
15

К специальным образовательным условиям следует отнести:
повышение квалификации педагогов, обучение педагогов, их
подготовка к работе с детьми c ОВЗ;
методическую составляющую;
изменения в образовательной программе, то есть
возникновение определённого раздела в основной
образовательной программе, который ФГОС определяет как
«коррекционная работа/инклюзивное образование».

При работе с детьми ОВЗ Педагог-психолог выявляет особенности их интеллектуального развития, личностных и поведенческих

реакций, проводит групповые и индивидуальные занятия,
направленные на нормализацию эмоционально-волевой
сферы, формирование продуктивных способов
мыслительной деятельности, а также на профилактику
возможных отклонений межличностных отношений;
оказывает методическую помощь учителям; развивает
психолого-педагогическую компетентность педагогов и
родителей.

Организационная модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе.

Организационная модель комплексного психологопедагогического сопровождения детей с ОВЗ в
общеобразовательной школе.

Алгоритм сопровождения обучающегося - инклюзивно

Алгоритм сопровождения обучающегося инклюзивно
Запрос на обследование ребенка (по решению
ПМП консилиума);
Обследование ребенка (всеми специалистами
ПМПк);
Определение образовательного маршрута и
необходимой коррекционной помощи;
Проведение коррекционно-развивающей
работы;
Повторное обследование для отслеживания
динамики развития.

Индивидуальный образовательный маршрут
составляется на обучающегося с ОВЗ на учебный год и
содержит реальные, конкретные цели, задачи и
учебный материал, находящийся в сфере его
ближайшего развития.
С целью повышения качества психологопедагогической помощи ребенку с ОВЗ перед
педагогом-психологом стоит задача – для более
успешной социализации детей тщательнее
продумывать содержание индивидуального маршрута.
С учетом индивидуального подхода к каждому
обучающемуся создается комфортный психоэмоциональный режим обучения, который способствует
сотрудничеству («ученик - учитель», «ученик - ученик»).

Модель психолого-педагогического сопровождения

Мотивационный этап (благоприятные
взаимоотношения учитель-ребенок-родитель)
Ориентировочный этап (определение смысла
и содержания предстоящей работы)
Содержательно-операционный этап
(разрабатываются коррекционные программы на
диагностической основе конкретного ребенка)
Оценочный этап (анализ результатов)

Цель обучения ребёнка состоит в
том, чтобы сделать его способным
развиваться дальше без помощи
учителя.
Элберт Грин Хаббард.

Но! давайте посмотрим правде в глаза

НО!
ДАВАЙТЕ ПОСМОТРИМ ПРАВДЕ В ГЛАЗА

Реальные проблемы: -обеспечение (кадрами, ресурсами, силами); - бумажная волокита; - культурная готовность самого общества

(готовность государства, учреждений,
родителей, детей и тех кто на стороне детей с
ОВЗ);
- нагрузка педагогов

Практические приемы для работы с детьми ОВЗ

Рождение ребенка с нарушением для большинства семей является огромной трагедией.

Выделяются следующие особенности семей, имеющих детей с патологией:
-
Нарушается взаимодействие с социумом
Нарушаются внутрисемейные отношения, в особенности супружеские.
Возможно нарушение репродуктивного поведения
Складываются неверные представления о лечении и воспитании
ребенка
- Длительный стресс приводит к появлению повышенной
раздражительности, взаимным упрекам, ухудшению супружеских
отношений в целом
26

В семьях детей-инвалидов происходят качественные изменения на трех уровнях:

психологическом - в силу хронического стресса, вызванного
заболеванием ребенка, постоянными и различными по своей
природе психотравмирующими воздействиями;
социальном - семья этой категории сужает круг своих контактов,
матери чаще всего оставляют работу; рождение ребенка
деформирует отношения между супругами,
соматическом - переживаемый родителями стресс, выражается в
различных психосоматических заболеваниях.
27

«Родительский клуб» Проводить тематические встречи заинтересованных родителей и родителей детей с ОВЗ для повышения культуры, а

также помочь родителям понять свои
воспитательные успехи и неудачи и,
возможно, пересмотреть систему
взаимодействия со своим ребенком

«Как помочь ребенку учиться»

Относитесь к ребенку как к равному, поощряйте его
самостоятельность, формируйте у него активную жизненную
позицию, веру в себя и свои силы.
Поощряйте и стимулируйте двигательную активность ребенка,
приучайте его к обязательному выполнению утренней
гимнастики, физических упражнений.
Используйте различные упражнения для развития мышления
ребенка.
30

Упражнения для развития мышления ребенка

При работе с текстом, для облегчения его понимания, осмысления и
последующего запоминания, ребенок должен освоить смысловое деление текста
на части и озаглавливание частей.
После прочтения (прослушивания) текста обязательно задайте ребенку вопросы
на проверку правильности его восприятия, а также вопросы, требующие
проявления собственного отношения к прочитанному. Больше включайте таких
вопросов: «Почему?», «Зачем?», «Как ты думаешь?».
Играйте с ребенком в игру «Кто лишний?». Такая игра ведет к активному развитию
мышления и логики.
Чаще задавайте ребенку загадки, придумывайте новые вместе с ним.
Поиграйте: «Обозначь одним словом». Например, «Стул, стол, шкаф, кровать –
это…».
31

Возьмите за правило: никогда не давать ребенку готовые
знания, лучше помочь ему «открыть» их самому.
Существует зависимость уровня развития мышления и
речи от развития мелкой моторики рук, поэтому пусть
ваш ребенок чаще лепит из глины и пластилина,
вырезает из бумаги, закрашивает фигуры, делает
поделки и т.д.
32

Развивайте речь ребенка:

Вводите в словарь ребенка новые слова, выражения с пояснением их
значения и на основе наблюдения.
Уточняйте представление вашего ребенка о том или ином предмете
и явлении.
Поощряйте ребенка составлять рассказы, делиться своими
впечатлениями, пересказывать тексты.
Для того, чтобы ребенок правильно и адекватно воспринимал
окружающий мир, нужно больше использовать наглядные и
технические средства.
33

Используйте «золотое» правило Я.А. Коменского: «Все, что только можно, представить ребенку наглядно».

Шире используйте рисунки, макеты, диафильмы, совершайте миниэкскурсии с вашим ребенком, при этом обязательно стимулируйте
активность ребенка на ознакомление с предметами, восполняйте
недостаток зрительной информации с помощью осязания, слуха,
обоняния.
34Для облегчения запоминания материала необходима установка на
запоминание, чтобы у ребенка было желание запомнить.
Смысловая работа над материалом также способствует более
прочному сохранению его в памяти. Например, разбивка его на
составные части, составление опорной схемы - значительно
облегчает запоминание и воспроизведение в дальнейшем.
Должна быть установка на время, в течение которого должен
храниться в памяти этот материал, так как результаты исследований
показали, что в зависимости от того, на какой срок ребенок ставил
установку на запоминание, данный материал и хранился в его35
памяти.

Необходимо правильно организовывать повторение. Психологами и
физиологами был определен наиболее благоприятный режим повторений:
через 20 минут, затем через 3 часа, далее через 8 часов, а затем на
следующий день.
У детей еще достаточно слабо развит самоконтроль, они еще не понимают,
усвоили они материал или нет. Для преодоления этой особенности
необходимо объяснить детям, что, «если хочешь себя проверить, – расскажи
текст, правило себе, бабушке или маме, не заглядывая в книгу. В крайнем
случае – загляни в книгу еще раз и затем вновь попытайся его пересказать».
Нарисуйте на листе бумаги различные фигуры в произвольном порядке,
дайте посмотреть вашему ребенку на них в течение 10 секунд, после чего
предложите ему полностью восстановить увиденное. Такое упражнение
ведет к развитию зрительной памяти.
36

Эффективными приемами коррекционного воздействия
на эмоциональную и познавательную сферу детей с
отклонениями в развитии являются: вовлечь детей:
- игровые ситуации, требующие оказания помощи
любому персонажу (задача: разъяснить, научить, убедить);
- дидактические игры, которые связаны с поиском
видовых и родовых признаков предметов;
- игровые тренинги, способствующие развитию умения
общаться друг с другом, встать на место другого;
- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять
мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и
кистей рук.

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно
использовать следующие активные методы и приёмы
обучения:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении
заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с
другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с
буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его
правильность. Карточки могут использоваться при
изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся,
выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и
эффективность их заключаются в том, что сразу видна
работа каждого ребёнка.
Широко используется приём с различными цветовыми
изображениями.

Широко используется приём
с различными цветовыми
изображениями.
Они показывают карточку в
соответствии с их
настроением в начале и в
конце занятия. В данном
случае можно проследить,
как меняется эмоциональное
состояние ученика в
процессе занятия.

Узелки на память (составление, запись и вывешивание на
доску основных моментов изучения темы, выводов,
которые нужно запомнить). Данный приём можно
использовать в конце изучения темы – для закрепления,
подведения итогов; в ходе изучения материала – для
оказания помощи при выполнении заданий.
Использование вставок на доску (буквы, слова) при
выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д.
Восприятие материала на определённом этапе занятия с
закрытыми глазами используется для развития слухового
восприятия, внимания и памяти.

уважайте ребенка, воспринимайте его как
полноценную личность, проявите к нему заботу,
внимание, терпение и будьте уверены – ваши
усилия не пропадут даром.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.

Начиная с 90-х годов XX столетия, в нашей стране пропагандируется идея интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Методологические основы педагогической интеграции определены в работах В. В. Краевского, А. В. Петровского, Н. Ф. Талызиной, Г. Д. Глейзер, В. С. Леднёва, Л. И. Новиковой, В. А. Караковского, С. М. Гапеенкова, Г. Ф. Федорец и других. К их числу относят философскую концепцию о ведущей роли деятельности в развитии ребёнка; положение о системном и целостном подходе к педагогическим явлениям; психологические теории о взаимосвязи процессов образования и развития . На методологическом уровне учеными раскрыта сущность интегративного подхода к явлениям педагогической действительности, интегративных процессов, которые определяются как одна из сторон процесса развития, показаны возможности реализации принципа интеграции к основным компонентам педагогического процесса, что обеспечивает его целостность и системность. Исследователи в своих работах подчеркивают, что интегративные процессы являются процессами качественного преобразования отдельных элементов или всей системы. Сущность процесса интеграции – качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему. В нашем исследовании интерес представляет процесс интеграции, реализуемый в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях массовой школы с целью создания оптимальных условий, для данной категории детей.

Психологи подчеркивают, что интеграция должна обеспечить «психологическую готовность» детей к совместному обучению. Для этого необходимо переосмысление обществом отношения к детям с ОВЗ, признание их равных прав на получение образования, разработка конкретных программ сопровождения детей с ОВЗ для оптимальной реализации их возрастных возможностей (Н. Л. Белопольская, Е. Е. Дмитриева, М. В. Жигорева, И. А. Коробейников, Т. Н. Князева, И. Ю. Левченко, И. И. Мамайчук, Е. А. Медведева, К. Рейсвепкван, Е. А. Стребелева, В. В. Ткачева, У. В. Ульенкова, Н. Д. Шматко, Н. В. Шутова и др.).

Таким образом, включение детей с ОВЗ в среду нормально развивающихся учащихся требует значительных изменений в организации процесса обучения, необходимости обеспечения комплексного психолого-педагогического сопровождения данной категории учащихся на протяжении всего периода его обучения в условиях общеобразовательной школы.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что понятие «сопровождение» в исследованиях определяется разносторонне:

во-первых, как особая форма деятельности преподавателя, направленная на взаимодействие по оказанию помощи сопровождаемому в процессе его личностного роста, выбор способов поведения, принятия решений (Н. С. Пряжников, С. Н. Чистякова);

во-вторых, как целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального роста личности педагога (Э. Ф. Зеер);

в-третьих, как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем сопровождаемого (Н. Л. Коновалова);

в-четвёртых, как система профессиональной деятельности, обеспечивающая создание условий для успешной адаптации человека к условиям его жизнедеятельности (Г. Бардиер, М. Р. Битянова, И. Ромазан, Т. Чередникова);

в-пятых, как системная интегративная «технология» социально-психологической помощи личности (Н. Осухова);

в-шестых, как деятельность, обеспечивающая создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора (Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына);

в-седьмых, комплексный метод, в основе которого лежит единство взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития сопровождаемого (Л. М. Шипицына).

Анализ литературы показал, что психолого-педагогическое сопровождение можно рассматривать в нескольких аспектах: как профессиональную деятельность педагога, способного оказать помощь и поддержку в индивидуальном образовании ребенка; как процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, помогающих ученику сделать нравственный самостоятельный выбор при решении ребенком образовательных задач; как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого; как технологию, включающую ряд последовательных этапов деятельности педагога, психолога и др. специалистов по обеспечению учебных достижений учащимися; как систему, характеризующую взаимосвязь и взаимообусловленность элементов: целевого, содержательного, процессуального и результативного.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение направлено на обеспечение двух согласованных процессов:

1) сопровождение развития ребенка и сопровождение процесса его обучения, воспитания, коррекции имеющихся отклонений (включает коррекционную работу, направленную на исправление или ослабление имеющихся нарушений, и развивающую работу, направленную на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития);

2) комплексная технология, особый путь поддержки ребенка, помощи ему в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

В контексте нашего исследования психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ мы будем рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координированно.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности всегда персонифицировано и направлено на конкретного ученика, даже если педагог работает с группой. Субъектами психолого-педагогического сопровождения индивидуальной образовательной деятельности учащегося являются: медицинские работники и другие специалисты; классный руководитель; психолог; социальный педагог; родители и родственники ученика. Объектом психолого-педагогического сопровождения является и сам ученик, который имеет свой опыт обучения, взаимодействия со взрослыми, другими учащимися, свой особый характер личностного и индивидуального развития. Особенности конкретного ребенка влияют на содержание и формы психолого-педагогического сопровождения его индивидуальной образовательной деятельности.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательном учреждении является обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция в социум.

Задачи психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в массовой школе:

предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

психологическое обеспечение образовательных программ;

развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Служба сопровождения – это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения. Команда объединяет учителей, учителей-дефектологов, психологов, социальных педагогов, представителей родительского актива.

Групповой командой организуется работа с учителями и родителями с целью вовлечения их в реализацию единой развивающей программы, изучения ожиданий относительно дальнейшего продвижения детей и гармонизации внутрисемейных межличностных отношений.

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения может решать следующие проблемы:

1) помощь в разрешении трудностей в обучении;

2) профессиональной подготовке и ориентации;

3) во взаимоотношениях с окружающими (учителями, сверстниками, родителями);

4) коррекция нарушений психических процессов и эмоционально-волевой сферы, в этой работе особое место занимает коррекция мышления и эмоционального состояния ученика.

Организационной структурой службы сопровождения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). ПМПк является структурным подразделением образовательного учреждения, регулирующим процесс сопровождения и обеспечивающим комплексность процесса сопровождения. Процесс сопровождения – комплекс последовательно реализуемых специалистами сопровождения действий, позволяющих субъекту сопровождения определиться с принятием решения и нести ответственность за реализацию решения.

Метод сопровождения – способ практического осуществления процесса сопровождения на основании полной информации о сущности проблемы и путях её решения.

Для обеспечения комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения целесообразно вводить в штатное расписание ставки педагогических работников (учителя-логопеда, педагога-психолога).

В обязанности учителя-логопеда систему сопровождения входит: всестороннее изучение речи обучающихся, проведение индивидуально-групповых и фронтальных занятий с учащимися, имеющими отклонения в речевом развитии, оказание методической помощи учителям по преодолению трудностей при освоении обучающимися родного языка. Для логопедических занятий в учебном плане предусматриваются часы в соответствии с Базисными учебными планами специальных (коррекционных) образовательных учреждений соответствующего вида.

Педагог-психолог выявляет особенности их интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций, проводит групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию эмоционально-волевой сферы, формирование продуктивных способов мыслительной деятельности, а также на профилактику возможных отклонений межличностных отношений; оказывает методическую помощь учителям; развивает психолого-педагогическую компетентность педагогов и родителей.

Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:

    формирование УУД на всех этапах учебного процесса;

    обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;

    побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;

    установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;

    использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;

    максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;

    разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;

    использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.

Организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ОВЗ.

В содержание исследования ребенка психологом входит следующее:

    Сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей. Ежегодно в первую неделю сентября психологом и логопедом с целью выявления группы риска школьной дезадаптации изучаются медицинские карты форма первоклассников. С 1-го октября проводится наблюдение за процессом адаптации первоклассников, используются методы: Анкета Н.Г.Лускановой «Школьная мотивация и учебная активность», методика Гинзбурга «Изучение мотивов учения» . Также используются анкета №1 для изучения социально-психологической адаптации к школе учащегося с ограниченными возможностями здоровья, и анкета № 2 для изучения психологического климата в коллективе и эффективности учебно-воспитательного процесса. Важно получить факты жалоб, с которыми обращаются. При этом необходимо учитывать сами проявления, а не квалификацию их родителями, педагогами или самими детьми.

    Изучение истории развития ребенка. Психолог методами анкетирования и бесед с родителями выявляет обстоятельства, которые могли повлиять на развитие ребенка (внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые заболевания в первые месяцы и годы жизни). Имеют значение наследственность (психические заболевания или некоторые конституциональные черты), семья, среда, в которой живет ребенок (социально неблагополучная, ранняя депривация). Необходимо знать характер воспитания ребенка (чрезмерная опека, отсутствие внимания к нему и др.).

    Изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.).

    Обследование ребенка по окончании адаптационного периода проводится, если ребенок не справляется с программным материалом, где психолог использует следующие методики: просмотр письменных работ, моторные пробы, классификация, 4-лишний, последовательные картинки, тест Тулуз-Пьерона, кратковременная речевая память, кратковременная зрительная память. Беседует с целью уточнения запаса представлений об окружающем мире, уровня развития речи. Заполняется п ротокол первичного обследования ПМПК и дневник динамического наблюдения.

    Анализ материалов обследования. Психолог анализирует полученные о ребенке сведения и данные собственного обследования, выявляются его резервные возможности. В сложных дифференциально-диагностических случаях проводятся повторные обследования.

    Составление индивидуальных карт психолого-медико-педагогического сопровождения.

В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного материала; для других - формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики и др.

Учителя, работающие с детьми с ОВЗ, проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных образовательных особенностей и определения направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития обучающихся, ведут учёт освоения ими общеобразовательных программ, совместно с педагогом-психологом ведут карты сопровождения учащихся.

Одним из связующих звеньев системы сопровождения являются родители. Родитель выполняет в данной системе роль носителя и транслятора, определенных микрокультурных ценностей - религиозных, этических и пр., но при этом его воздействие носит скорее не формирующий, а регулирующий характер. Родитель в меньшей степени вмешивается в выбор ребенком конкретных целей и задач школьной жизнедеятельности, он стремится отсечь, закрыть те пути развития, движение по которым нежелательно, вредно и даже опасно для ребенка, как c физической и правовой точек зрения, так и с точки зрения семейных, культурных, религиозных, национальных традиций. Это требует выстраивания определенной системы работы с родителями обучающихся, которая поможет родителям понять свои воспитательные успехи и неудачи и, возможно, пересмотреть систему взаимодействия со своим ребенком.

Таким образом, специалистами сопровождения отслеживаются эффективность обучения детей с ОВЗ по программе (рекомендованной ПМПК), текущие и этапные результаты адаптации, динамика развития и личностного роста обучающихся, формирование навыков образовательной деятельности, освоение общеобразовательных программ, показатели функционального состояния их здоровья. Результаты наблюдений фиксируются в карте сопровождения обучающегося.

Все выше сказанное позволяет выстроить определенную модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, которая характеризуется следующими принципами:

1) системность – реализуется в процессе оказания психолого-педагогической помощи в разных направлениях: детям, учителям, родителям (оказывается в реальной ситуации обучения ребенка, выявляет имеющиеся сложности, потенциальные возможности школьника, его сильные стороны, определяющие обходные пути в обучении и с учётом всех составляющих определяется, моделируется система психолого-педагогического сопровождения);

2) комплексность – проявляется в том, что педагогом, психологом, родителями оказывается ребенку комплексная помощь, охватывающая все сферы его деятельности (познавательную, эмоционально-волевую, двигательную; оптимизируются социальные связи и отношения), помогающая отследить успешность обучения и наладить межличностные связи;

3) интегративность – предусматривает интеграцию различных методов (психотерапевтических и психолого-педагогических), методик, подходов, дидактических и психотерапевтических приемов (охватывает не только образовательную среду, но и микросоциальную);

4) приоритет особых потребностей ребенка – выявление причин учебных затруднений ребенка, знание и учёт его особых потребностей для использования их в качестве обходных путей (нуждаются в специальных условиях организации образовательного процесса);

5) непрерывность – отражает необходимость ранней диагностики его возможностей и способностей, осуществления психолого-педагогического сопровождения на протяжении всего периода обучения, т.е. на всех ступенях образования.

На рисунке 1 представлена модель психолого-педагогического сопровождения в условиях интегрированного обучения.

Рисунок 1

Организационная модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе.

Модель отражает структурно-организационные и содержательно-процессуальные особенности данного процесса. Попытаемся прокомментировать отдельные ее составляющие. Модель психолого-педагогического сопровождения может быть представлена следующим образом:

1) Мотивационный этап – обеспечение внешних благоприятных условий для осуществления процесса сопровождения и мотивация предстоящей деятельности. Применительно к любой категории детей с ОВЗ (с нарушениями речи, задержкой психического развития, нарушениями поведения и т.д.) значим эмоциональный контакт между взрослыми и ребенком, прежде всего между учителями и родителями. От характера сложившихся взаимоотношений в триаде учитель-ребенок-родитель зависит коррекционная работа. Только при создании поддерживающей среды и согласованных действиях всех участников образовательного процесса возможна реализация эффективного процесса коррекции в короткие сроки. Мотивационный этап во многом зависит от личных качеств и профессионализма учителя-дефектолога, психолога, насколько убедительно они смогут изложить стратегию психолого-педагогического сопровождения. Заинтересованное объяснений целей и условий предстоящей работы создает положительную установку на совместную работу. На этом этапе подчеркивается, что участники образовательного процесса взаимно обусловливают успех ребенка.

2) Ориентировочный этап – определение смысла и содержания предстоящей работы, выработка общего подхода, определение ролей и профессиональных позиций относительно ребёнка, распределение функциональных обязанностей между участниками сопровождения. На этом этапе конкретизируются структурные элементы сопровождения (выявление причин затруднений, школьной дезадаптации ребенка; обоснование содержания коррекционно-развивающей работы и форм её реализации; выбор способов организации этого процесса с учётом ресурсов самого ребенка и возможностей взрослых, участвующих в реализации сопровождения; выясняется мнение родителей о проблемах ребёнка и ожидаемых результатах). Коррекционно-развивающий процесс будет осуществляться в реальной ситуации обучения ребенка и в процессе специальных занятий (тренинги (искусственно созданная психологом среда) и коррекционные занятия). Вырабатывается концепция психолого-педагогического сопровождения, конкретизируются требования к микросоциальной среде в условиях семьи.

3) Содержательно-операционный этап – разрабатываются коррекционные программы на диагностической основе применительно к конкретному ребенку по реализации конкретных задач. Проводится работа с детьми, психологом, учителем-дефектологом, учителями, родителями в целях их взаимодействия. При необходимости ведется психолого-педагогическая подготовка тех, кто затрудняется в работе.

4) Оценочный этап – включает итоговую педагогическую и психологическую диагностику, анализ результатов всеми специалистами команды, рефлексию. Учитывается степень удовлетворенности родителей, их пожелания на будущее. Подведение итогов может послужить основой для дальнейшей работы.

Обобщенно технология психолого-педагогического сопровождения может быть представлена следующими содержательными направлениями работы:

Постановка проблемы на основе повышения информированности заинтересованных лиц о субъекте сопровождения, стоящих задачах и целях сопровождения;

Коллегиальное обсуждение проблемы сопровождения (участвуют в этом процессе все педагоги, имеющие отношение к данному ученику или проблеме, родители, специалисты);

Психолого-педагогическое сопровождение развития детей конкретизируется, определяются конкретные действия каждого специалиста;

Рефлексивность деятельности педагогов, аккумуляция и трансляция педагогического опыта, что достигается отслеживанием динамики процесса сопровождения, возникших проблем, организацией обратной связи, фиксацией идей и предложений, анализом результатов предыдущей работы.

Обобщение вышеизложенного позволяет выделить основные направления психолого-педагогического сопровождения в условиях интегрированного обучения:

Педагогическая и психологическая диагностика отклонений в психофизическом развитии и выявление потребностей в коррекционной помощи;

Индивидуальная, групповая, фронтальная коррекционно- развивающая работа;

Создание адекватной потребностям учащихся специальной коррекционно-развивающей среды;

Разработка (составление) индивидуальных и групповых коррекционных программ, ориентированных на конкретногоребенкас целью решения соответствующих коррекционных задач;

Психотерапевтическая и педагогическая помощь родителям в гармонизации внутрисемейных отношений и оптимизации их состояния;

Научное обоснование коррекционных технологий, используемых в процессе обучения и воспитания.

Определение сроков начала интегрированного обучения решается индивидуально по отношению к каждому ребенку и по желанию его родителей (законных представителей). Это зависит от выраженности отклонений в развитии.

Для реализации интегрированного обучения детей с ОВЗ разрабатываются индивидуальные учебные планы на основе базисного учебного плана специального (коррекционного) образовательного учреждения соответствующего вида и отдельные рабочие программы по каждому учебному предмету учебного плана на основе примерных программ, рекомендованных для обучения ребенка, и на основании федеральных государственных образовательных стандартов.

Для проведения коррекционных и развивающих занятий в учебном плане предусматриваются часы за счёт части учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса, либо за счёт реализации программ дополнительного образования интеллектуально-познавательной направленности.

Если сроки освоения общеобразовательной программы не совпадают с нормой, то для детей с ОВЗ заводят отдельный классный журнал, где фиксируют прохождение программного материала.

Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования.

При составлении программы психолого-педагогического сопровождения учитываются потребности ребенка, запросы родителей, учителей, выявленные в процессе диагностического обследования. Уточняется, как родители и учителя смогут закреплять приобретенные навыки в процессе специальных занятий. Проводимые коррекционные занятия дополняются диагностическими, контрольными срезами. Можно провести 4-8 коррекционных занятий и одно диагностическое, контрольное. По его результатам можно будет провести активное консультирование учителей и родителей по вопросам эффективности проводимой работы (определяются причины и способы разрешения возникающих затруднений).

Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ в образовательных учреждениях является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию. В образовательном учреждении должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и психического развития в здания и помещения образовательного учреждения.

Эффективное интегрированное обучение возможно лишь при условии специальной подготовки и переподготовки педагогов общеобразовательных учреждений. Целью такой подготовки является овладение педагогам массовых школ основными методами воспитания и обучения детей с ОВЗ. Учителя-дефектологи должны быть специально подготовлены к оказанию коррекционной помощи в условиях интегрированного обучения.

Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ:

Начинать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;

Ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;

Использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения;

Индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;

Обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;

Максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.

Сопровождение ребёнка в образовательном учреждении преимущественно осуществляется педагогическими средствами, через педагога и традиционные школьные формы учебного и воспитательного взаимодействия. Необходимо соблюдать общие принципы и правила при коррекционной работе с детьми с ОВЗ:

1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся (игровые ситуации; дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук), развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Таким образом, широкая сфера применения психолого-педагогического сопровождения позволяет рассматривать его как неотъемлемое звено системы образования. Расширение представлений о целях образования, в числе которых включены не только цели развития, воспитания, обучения, но и обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья всех детей обусловливает интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения.

Литература:

    Психологическая служба школы. Под ред. И.В. Дубровиной – М., 1995

    Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации. Библиотека федеральной программы развития образования. Издательский дом «Новый учебник», 2005

    Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования – М.: Изд-во «Аркти», 2005

    Система образования для детей с проблемами в здоровье. Под ред. Л.Е. Курнешовой – Центр «Школьная книга», 2008

    Пузанкова, Е. Н. Современная педагогическая интеграция, ее характеристики / Е. Н. Пузанкова, Н. В. Бочкова. – М: Просвещение, 2007. – 230 с.

Тихонова Е.А. педагог-психологМБОУ « СОШ № 3 г. Красноармейска Саратовской области имени дважды Героя Советского Союза Скоморохова Н.М.»

Теоретическая база

Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система.

Ситуация жизненного выбора – множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития» (Е. И. Казакова (2000)).

Процесс сопровождения – комплекс последовательно реализуемых специалистами сопровождения действий, позволяющих субъекту сопровождения определиться с принятием решения и нести ответственность за реализацию решения.

Метод сопровождения – способ практического осуществления процесса сопровождения на основании полной информации о сущности проблемы и путях её решения.

Служба сопровождения – это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения.

«Интегрируемый» ребёнок – ребёнок, имеющий нарушения в развитии (ограниченные возможности здоровья) и способный (успешно) посещать уроки в общеобразовательной школе, получая дополнительную специальную коррекционную помощь в рамках психолого-педагогического сопровождения.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих согласованно. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды, либо дети, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии. Обучаются эти дети интегрировано, т. е. обучение детей с ОВЗ ведётся в общеобразовательной школе в специальном классе.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, интегрированно обучающегося в общеобразовательном учреждении, является обеспечение оптимального развития ребенка и успешная интеграция в социум.

Задачи психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в школе с применением интеграции (наличие специальных классов):

  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
  • помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального *маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
  • психологическое обеспечение образовательных программ;
  • развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов. составление индивидуального плана для обучающихся, наблюдение за динамикой индивидуального развития учащихся.

Характерные недостатки развития детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • замедленное и ограниченное восприятие;
  • недостатки развития моторики;
  • недостатки речевого развития;
  • недостатки развития мыслительной деятельности;
  • недостаточная по сравнению со здоровыми детьми познавательная активность;
  • пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях;
  • недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм и заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением).

Проектирование

Цель проекта

Создание модели психолого-педагогического взаимодействия служб сопровождения в рамках реализации интегрированного обучения детей с ОВЗ, провести анализ и разработать основные направления коррекционно-педагогической работы в классах, где обучаются дети с ОВЗ.

Решаемая проблема Создание системы непрерывного, комплексного, индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения интегрированного обучения ребенка с ОВЗ. Почему эту проблему важно обсуждать и решать Развитие и гуманизация образовательной системы неизбежно приводят к внедрению различных форм интегрированного обучения детей с ОВЗ в массовую школу. В то же время, существует ряд проблем, затрудняющих успешность реализации интегрированного обучения:

  • низкая компетентность родителей и педагогов в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ;
  • недостаточная согласованность действий специалистов, участвующих в реализации интегрированного обучения.

Успешность обучения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении зависит от включенности в работу с ним комплекса специалистов: педагога-психолога, классного руководителя, учителей-предметников, логопеда, дефектолога, соц.педагога. Важно обсуждать эту проблему и с родителями учащихся, т.к. основные трудности взаимодействия в процессе организации интегрированного обучения возникают не только по поводу учебных проблем, но и взаимоотношений ребёнка в классе.

Объект

  • дети инвалиды и дети с задержкой психического развития;
  • система коррекционно-педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет

  • деятельность специалистов служб сопровождения (педагог-психолог, медицинский работник, соц.педагог, логопед) и учителей начальных классов и среднего звена с детьми инвалидами и детьми с задержкой психического развития;
  • основные направления коррекционно-педагогической работы в классах, где обучаются дети инвалиды, дети, обучающиеся по Программе 8 вида и дети, обучающиеся по общеобразовательной программе.

Гипотеза – деятельность специалистов службы сопровождения и учителя будет эффективна, если будут: - выявлены психологические особенности детей с ЗПР; - определены их специфические потребности; - разработана и внедрена коррекционно-развивающая программа деятельности специалистов службы сопровождения и учителей с детьми данной категории Целевая группа Специалисты служб сопровождения. Администрация ОУ, учителя, соц.педагог, педагог-психолог. Родители детей с ограниченными возможностями здоровья. Что участие в проекте даст его участникам Позволит создать систему сопровождения интегрированного обучения, оптимизирует взаимодействие участников. Способствовать профессиональному развитию специалистов. Привлечёт внимание к проблеме интеграции. Позволит создать условия для успешной реализации интегрированного обучения.

Идея проекта

Создать условия для развития сетевого взаимодействия участников психолого-педагогического сопровождения.

Описание проекта

Проект направлен на создание и развитие системы психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, интегрированно обучающегося в массовой школе. При обучении такого ребенка возникает ряд проблем.

Со стороны педагогов: чему учить, как учить, как взаимодействовать с таким ребенком и многое другое.

Со стороны родителей самого ребенка: как ребенок должен посещать школу, чему должны его там учить, как решать проблемы взаимодействия с одноклассниками и др.

Со стороны родителей других детей: не повлияет ли совместное обучение на объем программы в сторону её сокращения, получат ли другие дети необходимые знания и т.п.

Со стороны ребенка с ОВЗ: найдет ли он друзей, не будут ли обижать его, сможет ли хорошо учиться и т.д.

Чтобы попытаться решить хотя бы часть этих проблем, необходимо организовать систематическое, непрерывное, комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ.

Этапы проекта Этапы создания модели сетевого взаимодействия по психолого-педагогическому сопровождению интегрированного обучения ребенка с ОВЗ:

1 - стадия проектирования: анализ возможностей организации интегрированного обучения ребёнка с ОВЗ в ОУ, определение участников сопровождения, определение цели, выбор критериев успешности проекта;

2 - определение основных направлений деятельности: разработка модели сопровождения, структуры будущей системы, плана действий, программы действий;

3 - выстраивание системы сетевого взаимодействия по осуществлению психолого-педагогического сопровождения интегрированного обучения ребёнка с ОВЗ: определение конкретных способов и средств реализации выбранной модели в рамках имеющихся условий;

4 - этап реализации проекта, контроль процесса реализации и внесение необходимых корректив;

5 - фаза оценки и самооценки успешности реализации проекта: что удалось добиться, чего достичь не удалось и почему.

Ожидаемые результаты проекта

Создание системы сетевого взаимодействия специалистов службы сопровождения интегрированного обучения ребёнка с ОВЗ, успешность интегрированного обучения учащегося с ОВЗ в общеобразовательной школе; формирование эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей с ОВЗ;включение в систему коррекционной работы школы взаимодействия с другими организациями; повышение профессионального уровня педагогического коллектива по проблемам коррекционной работы с учащимися с ОВЗ.

Как будут результаты оцениваться и обсуждаться

Опрос родителей и педагогов, анкетирование, оценка активности участия родителей и педагогов в форумах. Методологической основой исследования является системный, деятельностный, личностный, аксиологический подходы.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы и проведенной работы, результаты тестирования.

Направления проекта

Диагностическая работа. Составление индивидуального плана работы. Коррекционно-развивающаяся работа. Консультативная работа (выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса). Информационно-просветительская работа(лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы, направленные на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождение детей с ОВЗ). Программно‑методическое обеспечение специальные (коррекционные) образовательные программы,коррекционно‑развивающие программы, диагностический инструментарий

У каких внешних специалистов и экспертов можно получить консультации

Специалисты Центра сопровождения интегрированного обучения

Какие ресурсы нужны, чтобы реализовать проект

Действующий психолого-медико-педагогический консилиум в ОУ.

Доступ в интернет. Школьный сайт.

Команда проекта

Администрация ОУ (зам. по УВР и зам. по ВР). Педагог-психолог. Социальный педагог. Логопед. Специалист ИКТ. Классный руководитель. Учитель-предметник.

Система работы с детьми с ОВЗ

Направления работы

Обеспечение оптимального режима учебных нагрузок детей с ОВЗ обеспечение психолого-педагогических условий: Учёт индивидуальных особенностей ребёнка Коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса

Соблюдение комфортного психоэмоционального режима обеспечение специализированных условий:

Введение в содержание обучения дополнительных разделов

Использование специальных методов, приёмов, средств обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей

Дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка

Комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях

Формы реализации обеспечение дифференцированных условий: Обеспечение соответствия учебной нагрузки рекомендациям ПМПК и врача

Обеспечение вариативных форм получения образования и специализированной помощи обеспечение психолого-педагогических условий:

Своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи и проведение ранней диагностики отклонений в развитии Организация регулярной работы ПМП(к)а

Разработка и реализация коррекционно-развивающих курсов в зависимости от контингента детей с ОВЗ

Внесение изменений и дополнений в рабочие программы по предметам в классах, где обучаются дети с ОВЗ

Организация и проведение воспитательных мероприятий с учетом возможности участия детей с ОВЗ.

Обеспечение здоровьесберегающих условий.

Мониторинг психоэмоционального режима школьников Обучение педагогов технологиям, обеспечивающим комфортный психоэмоциональный режим

Использование педагогами современных педагогических технологий обеспечение специализированных условий:

Введение коррекционно-развивающих блоков в рабочие программы по предметам для учащихся с ОВЗ.

Обучение педагогов специальным методам, приёмам, средствам обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей

Разработка педагогами системы дифференцированных заданий для детей с ОВЗ. Обучение детей с ОВЗ индивидуально или в малых группах при наличии необходимости Организация работы логопункта для детей с проблемами в письменной и устной речи

Организация и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения

Ответственный: Зам. дир. по УВР, психолог, логопед, клас.руководитель, учителя.

Модель сопровождения индивидуального обучения Этапы организации учебного процесса Определение формы организации обучения Проведение ПМПконсилиума Назначение учителя Проведение педагогического тестирования Составление индивидуального расписания Составление ИОП Проведение учебных занятий Проведение аттестационных работ

Действия специалистов сопровождения

Консультирование родителей

Анализ предыдущего обучения и его результатов Комплексная диагностика развития ребенка

Подбор оптимальных методов обучения, стиля учебного взаимодействия, формы проверки знаний Консультирование учителя об особенностях развития ученика, его возможностях и ограничениях

Консультирование родителей о доли участия в процессе обучения

Коррекция БУП в связи с интересами и планами ученика Включение блока коррекционно-развивающей и консультативной работы Консультирование классного руководителя по вопросам социализации и условиям успешности ребёнка

Ассистирование учителю на уроке

Индивидуальное консультирование педагога

Анализ наиболее эффективных форм учебного взаимодействия

Работа с родителями (обучение и консультирование)

Поиск адекватных способов контроля

Ассистирование на аттестационных работах.