Путешествие по нормандии на машине - практическая информация. Тур во Францию «Большое путешествие по Нормандии и Бретани Путешествие по нормандии самостоятельно на машине

Наконец дошли у меня руки обобщить информацию по Нормандии - не лирическую часть, а более практическую. Надеюсь, что пригодится, если вы соберетесь, как мы, путешествовать по этим чудесным местам на автомобиле. Сразу оговорюсь, что все нижесказанное - это личный опыт, он не претендует ни на абсолютную полноту информации, ни на оптимальность маршрута (хотя маршрут нас в итоге очень устроил).

Где это?
Нормандия - это регион на северо-западе Франции. Делится на верхнюю Нормандию с центром в Руане (Rouen) и нижнюю - с центром в Кене (Caen). С юго-запада к нижней Нормандии примыкает Бретонь, которую мы тоже немного захватили в путешествии.

Зачем туда ехать?
Если вы уже побывали в Париже, Венеции, Барселоне и т.д., и вам хочется открывать новые места в Европе - обратите внимание на Нормандию. Вам гарантированы богатые визуальные впечатления (пейзажи, парки, архитектура, суровые северные пляжи), вкусовые удовольствия (сыр, сидр, морепродукты, и т.д.), исторические экскурсы (как в древнюю историю норманнов, так и в военные операции второй мировой войны - знаменитые пляжи "Дня Д"), и на удивление приятные местные жители. Они говорят на приличном английском и очень дружелюбны к туристам, но не навязчивы - идеальное сочетание!

Когда ехать?
Лучший сезон - примерно с апреля-мая по конец октября. С ноября многие достопримечательности и фермы для посещения закрываются (не сезон), да и погода становится мерзкой. Нормандия и так самый дождливый регион Франции (и они не устают на эту тему разнообразно шутить), а зимой дождь еще и холодный, а световой день короткий. Мы ездили в начале октября - было, мягко говоря, не жарко:))) но зато это уже не пиковый сезон лета, когда от туристов не протолкнуться - легко найти места для ночевки, нигде нет толп.

Идея и общее планирование маршрута
Не претендуя на абсолютную истину, расскажу только про наш мыслительный процесс. Мы изначально хотели на Джерси и Гернси , идея Нормандии родилась, как логическое к ним дополнение. Потом мы начали искать информацию, что есть интересного в Нормандии, отмечая города и пункты, где однозначно стоит побывать (у нас это оказались Руан , Живерни , пляжи высадки союзников (D-Day Beaches) , Мон-Сан-Мишель , дорога сыра и сидра) и те, в которых хорошо бы было побывать, если получится.

Исходя из этих прикидок, и не желая каждый день переезжать с места на место, мы решили, что забронируем гостиницы в трех опорных пунктах по несколько дней - Руан, Кен (вернее, городок под Кеном на одном из пляжей высадки), Сан-Мало - а в остальные точки будет ездить оттуда. В итоге, тактика себя вполне оправдала, хотя на месте оказалось, что вариантов жилья, в т.ч. недорогого, - великое множество (в том числе фермы и милые пансиончики, которых нет на международных сайтах бронирования). Так что можно и просто ехать, а ночевку искать по ходу дела, особенно не в "горячий сезон". Но мы в этом смысле параноики, планируем заранее:)

Мы прилетели в Париж днем (аэропорт Шарль-де-Голль), доехали на метро до вокзала Сан-Лазар и на поезде поехали в Руан.

  • Расписание поездов и заказ билетов на французские железные дороги . Имеет смысл заказывать ключевые билеты заранее, т.к. есть возможность заранее купить их по более дешевым ценам. Бронь распечатывается и обменивается на билет на вокзале в офисе SNCF (или в других пунктах - на брони все написано). Важно: не планируйте поездки на поезде "впритык" к важным стыковкам - во Франции забастовка - это норма жизни, вероятность опоздания поезда большая!
C утра в Руане мы взяли машину, на которой мы путешествовали следующую неделю. Машину мы брали в Argus Car Hire , но агентств много, искали просто в Гугле. Мы были ограничены несколькими параметрами - нам нужен был "автомат" за разумные деньги (если вы без проблем водите ручник - берите ручник, и выбор больше, и намного дешевле!), и мы хотели взять машину в Руане или в аэропорту Парижа, а сдать в Сан-Мало. В итоге, вариантов фирм у нас было немного:))) Досталась нам гибридная Toyota Auris, очень приятная машинка. Кстати, небольшой lifehack - взять машину ровно на неделю обходится намного-намного дешевле, чем на 8 дней, а иногда даже дешевле, чем на 6 дней!
  • Не забудьте перед поездкой сделать в ГАИ к своим правам международную "книжечку"! В русских правах есть проблема - хотя все данные вроде бы дублированы латиницей, но описания категорий сделаны только на русском, что дает право прокатной компании вам отказать (могут и не отказать, но зачем рисковать???). К израильским правам тоже рекомендуется получить международные (в МЕМСИ это делается за 5 минут и 15 шекелей) - какие-то там конвенции Израиль как-то криво подписал, поэтому лучше перестраховаться
  • И обязательно (!) возьмите с собой GPS-навигатор с обновленными картами! Если у вас нет - не пожалейте дополнительных денег (7-10 евро в день), возьмите его в аренду вместе с машиной. Без навигатора, даже с самой лучшей картой, вы себе в этом регионе истреплете все нервы и проведете кучу времени, блуждая! Да на бензин на эти блуждания вы потратите больше, чем на аренду навигатора!!!
Из Сан-Мало мы паромом поехали на Джерси, оттуда на Гернси, вернулись в Сан-Мало, и поездом в Париж.

Валюта
Евро, естественно. Всюду принимают карточки. Единственная сложность в смысле валюты, с которой мы столкнулись - очень сложно поменять наличные доллары (а у нас часть суммы в них была). Например, в Руане это даже в банках не делают, только в туристическом офисе в центре города.

Язык
Французский. Но в отличие от парижан, местные жители свободно переходят на английский и не морщатся, когда вы говорите на ломаном французском. Все-таки близость к Англии и историческое прошлое сказывается.

Еда
Франция вообще и Нормандия в частности - это кулинарный рай. Здесь действительно очень вкусно готовят, и еда тут - это не просто жизнеобеспечивающая необходимость, а отдельный опыт и удовольствие. Конечно, попробуйте местные сыры, груши (о, какие тут сочные груши!), сидр, поммо - смесь кальвадоса и сидра (а вот сам кальвадос - это табуретовка:))), выпечку, морепродукты (включая устрицы - для любителей).

Мы делали так - утром завтракали в гостинице или в близлежащей кофейне, обедали в ресторанчике, находя выгодный и вкусный formule - типа комплексный обед, на ужин покупали сыры, сидр, багет, яблоки-груши, колбасы или ветчины, и устраивали пикник. Можно и экономнее, но мы решили, что нам удовольствие приоритетнее. Личная рекомендация - ресторан L"Orbecquoise в маленьком городке Orbec близ Лизье.

Дела автомобильные
Платные дороги - во Франции их куча! Обычно это автобаны и крупные дороги, связывающие регионы страны, а также мосты (самый знаменитый - мост Нормандия). Стоимость - от 2 до 6 евро, на каждой дороге своя. Оплата на чекпойнтах (иногда на въезде, иногда на выезде, иногда и там, и там - сохраняйте чеки, чтобы выехать!), на дороге есть знаки, предупреждающие, что трасса платная. Лучше всего для оплаты возить с собой мелочь, хотя купюры и карточки тоже принимают (карточки - не все, нужен какой-то специфический чип). У платной дороги всегда или почти всегда есть бесплатная альтернатива (можно настроить GPS, чтобы он их объезжал) - это, как правило, дольше, но зато намного живописнее.
Cкоростные ограничения - город 50 км/ч, загород 90, трасса - 110, автобан - 130. Везде камеры!!!
Бензин - достаточно дорогой и цены не него не регулируются, т.е. разные на разных заправках (даже на заправках одной фирмы могут отличаться цены!). Поэтому стоит приглядываться, где дешевле.
Парковки - в небольших городах обычно бесплатные, в центре и крупных городах могут быть платные зоны с платежным автоматом (помечены цветом) или платные парковки. В целом, проблем с парковкой не было, за исключением центра Руана.

Тактическое планирование
У нас был изначально примерный план, что мы в какой день собираемся делать, но, естественно, он корректировался по ходу. Для планирования мы использовали путеводитель Rough Guide по Нормандии и Бретони . Также мы активно пользовались местными туристическими центрами - они в Нормандии в каждой деревне есть!!! - не стоит их игнорировать, там вам расскажут о текущих мероприятиях, дадут всякую полезную макулатуру и карты, порекомендуют место, где поесть или остановиться на ночь. Выясните даты фестивалей и расписание фермерских рынков в разных городах - и то, и другое стоит посещения.

  • Обращайте внимание на режимы работы музеев, ферм и прочих достопримечательностей, чтобы не наткнуться на закрытую дверь. Расписание может быть довольно экзотическим - сырная ферма может закрываться на "обеденный перерыв" с 12 до 14, а музей не работать по средам и пятницам.
Наши гостиницы
Hotel Stars Rouen - базовый отель в "морском стиле". Нормальное место для ночевки, очень разумная цена, бесплатная стоянка и удобный выезд на A13 - основную трассу из Руана. Удобен, только если Руан не основная цель поездки, и есть машина, т.к. не в центре города.
Hotel Le Canada, Hermanville-sur-mer - отель в маленьком приморском городе недалеко от Кена и Байе, в классическом нормандском фахверковом здании, вкусный завтрак, красивые комнаты. Недостаток - in the middle of nowhere, ближайшее кафе, например, - в паре километров:))
Éthic étapes Patrick Varangot, Saint-Malo - большой хостел с массой разных фишек и возможностей (общая комната, прокат велосипедов, разные мероприятия для гостей). Недостаток - очень спартанские комнаты (хотя новые и чистые), даже мыла не положат:))

Виза
Обычный шенген. Если честно, нам было муторно показывать в посольстве все наши перемещения (тем более, они к тому моменту еще были в стадии планирования), поэтому я забронировала на

Нормандия – один из самых красивых и интересных регионов Франции. Здесь и удивительная природа, и средневековые города, красивые деревни, казино и роскошь, сидр и кальвадос, да чего только в Нормандии вы не найдете. Проблема региона в том, что если вы хотите это всё увидеть, общественный транспорт не подходит – потратите много денег и увидите 2-3 города. Поэтому тут либо заказывать экскурсию (смотрите, кстати, предложения из Парижа по ), либо арендовать машину и ехать самому. О втором способе и расскажем. Как увидеть больше и лучше.

Аренда машины во Франции

Аренда автомобиля во Франции – дело стандартное. Никаких особых премудростей нет. Мы подробно писали о процессе в , а . Посоветуем здесь только этот сайт , на котором можно без труда зарезервировать себе автомобиль.

В этой статье мы предлагаем вам неспешное путешествие по Нормандии примерно на одну неделю. При желании вы можете уложиться и в 3-4 дня. В таблице приведен весь маршрут, с трассами, километрами, расходом бензина и стоимостью платных дорог. А сейчас опишем пункты остановки и вы сами сможете выбрать, что для вас интереснее.

День первый

Мы предполагаем, что свое путешествие вы начинаете в Париже. Машину можно взять напрокат прямо в аэропорту Шарль-де-Голль или Орли , или же в самом городе.

Первый день мы предлагаем провести вам в столице Нормандии – (Rouen). Город знаменит своим гигантским собором, тем, что этот собор при разном освещении 30 раз изобразил Клод Моне, и тем, что в Руане сожгли Жанну д’Арк (место костра до сих пор сохранилось). Город богат средневековой архитектурой и открывает дорогу к Нормандии – камамберу, крепам, сидру и мидиям. Всё это вы можете найти в Руане. Стоит посетить и музей изящных искусств, особенно, если вы ценитель импрессионистов. В Нормандии жили многие из них и её родимую и писали. Изображенные места позже стали популярными, ниже о них и поговорим. В общем, музей познавателен не только с художественной, но и с географической точки зрения.

Расстояние от Парижа до Руана примерно 140 км. По пути вы можете заехать в дом-музей, а скорее даже сад-музей Клода Мон е – Живерни (Giverny). Здесь он писал свои знаменитые кувшинки, и сейчас Живерни стало местом паломничества поклонников его творчества. Побывать в деревне великого художника можно и в ходе отдельной экскурсии, где вам предоставят наушники с аудиогидом на русском языке. Поездка организована прямиком из Парижа, узнать подробную информацию и заказать ее .

Переночевать в первый день мы предлагаем в Руане. Вечером в городе можно сходить в ресторан или бар, полюбоваться ночным представлением на или прогуляться по набережной Сены. Здесь немало отелей, которые предлагают своим посетителям парковки. Лучшие предложения гостиниц в центре Руана смотрите по этой ссылке .

День второй

Едем дальше. Небольшой город (Dieppe ) – следующий. Это первый город в нашем путешествии на Ла Манше. Отсюда раньше отплывали корабли осваивать Новую Францию, то есть Канаду. Город портовый, много рыбных ресторанчиков, длинный пляж и средневековый замок на вершине утеса. Есть, что посмотреть! Дьепп находится в 82 км от Руана.

Далее, после обеда, едем в город (Etretat ). Небольшой городок, известный своей природой. Обрывистые скалы, зеленые луга, удивительного цвета море. Пляж в Этрета очень приятный, но туристов крайне много. Удивительную форму скал пытались передать многие художники на своих работах. От Дьеппа до Этрета – 84 км. А по пути вы можете заехать в одну из самых красивых деревень Франции - Veules les Roses. Она расположилась на берегу самой маленькой реки страны. Здесь много фахверковых домов и фабрик, а на центральной площади не забудьте отведать дюжину свежих устриц.

Учитывайте, что летом, особенно на выходные, в Нормандию едут все парижане. Это их загородная дача. Поэтому в теплую погоду, места на парковке в центре города не найти (парковки, кстати, чаще бесплатные), поэтому иногда машину придется оставлять за 1-2 километра от центра города.

То же самое и с отелями. Их лучше бронировать заранее. Во второй день мы предлагаем вам переночевать в городе Этрета , гостиниц здесь немного, но есть среди них очень уютные.

День третий

Всего 47 километров, в течение которых вы пересечете один из самых известных мостов мира – мост Нормандии (вантовый мост, изображенный на купюре номиналом в 500 евро), и вы окажетесь в небольшом портовом городке (Honfleur). Его уж кто только не рисовал. Это, пожалуй, самое нормандское место на всем вашем пути. Небольшой порт, яхты, архитектура и вкуснейшая кухня – вот залог успеха города. Онфлер удостоился даже попасть в инстаграм Дмитрия Медведева, в его бытность президентом, это вам не мидии с картошкой фри лопать!

Продолжаем путешествие. Проезжаем еще всего 20 километров на юг и попадаем сразу в два города – (Deauville) и Трувиль (Trouville), они находятся по разные стороны реки. Трувиль – это деревня на море. Само название переводится с французского, как город-дыра, но это далеко не правда. Более цветущий городок во Франции ещё поискать нужно. А знаменит своим казино, пляжем и скачками. Оба они претендуют на звание лучшего пляжа. Сейчас сюда приезжают состоятельные парижане, провести выходные или каникулы.

Здесь и будет наша следующая ночевка. Хотите ощутить себя в центре роскоши – вот отели в Довиле , предпочитаете более скромную жизнь – тогда гостиницы в Трувиле .

День четвертый

Утром сходите на пляж Довиля, если погода позволяет (она обычно не радует этот регион), а дальше направляйтесь в Кан (Caen), не будьте русскими журналистами, не путайте с Каннами. Это два абсолютно разных города. И, к сожалению, Кан – это далеко не . Но зато, отличный город с огромным, чуть ли не самым большим в Западной Европе, средневековым замком. Его возвел тот самый Вильгельм Завоеватель, нормандец, покоривший . После него уже больше никто не смог. До Французской революции он был здесь и похоронен.

Кан находится в 42 км от Довиля. По дороге загляните в Cabourg, прославившийся своим фестивалем, пляжем, казино, ипподромом и Гранд Отелем. В Кане следующая ночь. Выбирайте отель или комнату .

День пятый

Отдыхайте, наслаждайтесь морем, Бретанией, Францией. Смотрите отели .

А на следующее утро назад, в !

До столицы из Сен-Мало – 368 км и примерно 5 с половиной часов в пути. Всего вы проедете по нашему маршруту около 1000 км, потратите примерно 100 литров бензина и получите чуть больше чем гору, размером в Мон-Сен-Мишель, удовольствия.

Изучайте нашу таблицу, оставляйте комментарии о своих поездках и счастливого пути!

Авторский тур

Нормандия и Бретань - самые северо-западные французские провинции​, причем одни из самых привлекательных в стране в туристическом плане. С севере они омываются водами Ла-Манша, а с Запада о берега Бретани плещутся волны Атлантического океана. Побережья Нормандии и Бретани - это могучие разноцветные скалы причудливых форм и чистейшие белые пляжи, а многочисленные старинные городки этих провинций дарят нам истинные чудеса готики и фахверка. Достопримечательностям этих областей и будет посвящен наш тур во Францию.

Нормандия - это чистейшие песчаные пляжи побережья Ла-Манша и живописные холмы, покрытые сочными лугами и многочисленными яблоневыми садами, Нормандия -это фахверковый Руан и как будто игрушечный старинный Онфлёр, Нормандия - это вкуснейший натуральный яблочный сидр, своеобразное яблочное вино "Поммо" и уникальная яблочная водка "Кальвадос", Нормандия - это родина знаменитейшего французского сыра "Камамбер".

Не забудем и о гастрономических особенностях регионов: вкуснейший как нормандский, так и бретонский яблочный сидр, знаменитый нормандский "белый" сыр камамбер, своеобразные бретонские гречишные блины с различными начинками, и многое другое, что обязательно хочется попробовать!

Программа тура:

Отправление из С-Петербурга

  • 21.09.2019 - рекомендованный рейс Air France AF1665 с отправлением из СПб в 06:00 и прибытием в Шарль-де Голль (Париж) в 08:35 (трансфер после прибытия московского рейса)
  • 27.09.2019- рекомендованный рейс Air France AF1464 с отправлением из Шарль-де-Голль в 09:30 и прибытием в СПб в 13:50

Отправление из Москвы

  • 21.09.2019 - рекомендованный рейс Air France AF1845 с отправлением из Москвы в 06:10 и прибытием в Шарль-де Голль (Париж) в 09:10
  • 27.09.2019 - рекомендованный рейс Air France AF1744 с отправлением из Шарль-де-Голль в 12:55 и прибытием в Москву в 17:40 (трансфер к утреннему рейсу в СПб)
  • Рейсы на июнь 2020 будут указаны позже
  • ВНИМАНИЕ!!! Просим приобретать авиа билеты только после того, как тур будет объявлен ГАРАНТИРОВАННЫМ! Мы не несем ответственности за приобретение невозвратных авиа билетов до момента гарантированного набора группы!
  • 1 день, 21.09 / 07.06
  • Перелёт в Париж, в аэропорт Руасси Шарль-де-Голль.
  • Сбор группы и встреча с гидом в зале прилёта после получения багажа и таможенного контроля.
  • Небольшой переезд в провинцию Нормандия.
    Нормандия - это чистейшие песчаные пляжи побережья Ла-Манша и живописные холмы, покрытые сочными лугами и многочисленными яблоневыми садами, Нормандия -это фахверковый Руан и как будто игрушечный старинный Онфлёр, Нормандия - это вкуснейший натуральный яблочный сидр, своеобразное яблочное вино "Поммо" и уникальная яблочная водка "Кальвадос", Нормандия - это родина знаменитейшего французского сыра "Камамбер".
  • Прибытие в небольшую деревушку Живерни
    - поистине райское место, где на протяжение многих лет жил в своей усадьбе и создавал свои бессмертные полотна великий Клод Моне.
    Увлекшись садоводством, художник подошел к созданию сада рядом со своим домом так, как он подходил к написанию полотен: сажая цветы, он словно накладывал на холст краски широкими мазками - поэтому сад по праву считается одним из его произведений.
    Позднее Моне купил участок болотистой земли рядом со своим домом, где протекал небольшой ручей. Здесь художник создал пруд: в водоеме были высажены нимфеи разных сортов, по берегам – плакучие ивы, бамбук, ирисы, рододендроны и розы. Навещавшие Моне друзья-импрессионисты – Матисс, Сезанн, Ренуар, Писсарро – знали о его увлечении садом и часто привозили ему редкие растения.
    Клод Моне постоянно черпал вдохновение в своем саду. Моне сначала создавал картины в натуре, а после переносил их на свои полотна. Так рождались его шедевры в стиле импрессионизма. Здесь живописцем было создано более сотни полотен
  • Прогулка по деревне до старинной церкви, рядом с которой похоронен Моне.
  • Посещение дома – музея и сада (вход за дополнительную плату ок. 11 евро).
  • Переезд в историческую столицу Нормандии – город Руан

    Ночь в отеле в районе Руана.

  • 2 день,22.09 / 08.06
  • Завтрак в отеле.
  • Пешеходная экскурсия по историческому центру Руана.
    Старинный город-порт на реке Сена, Руан, гордится в первую очередь своим знаменитым Кафедральным собором, многочисленной фахверковой архитектурой и своей богатой средневековой историей. Готический Кафедральный собор Нотр-Дам де Руан был многократно воспет в картинах великим художником Клодом Моне и далеко не только им. В крипте собора захоронены останки многих известных в истории людей, в том числе и знаменитого Ричарда Львиное Сердце.
    Великая французская героиня Жанна д"Арк увековечила имя Руана в истории тем, что провела здесь последние дни своей земной жизни: её держали здесь в тюрьме, судили и, в конце концов, сожгли на Рыночной площади города, где можно видеть сейчас весьма выразительный посвящённый ей мемориальный комплекс
  • Немного свободного времени.
  • Переезд около 90 км в небольшой городок Этрета, расположенный на побережье Ла-Манша,
    на так называемом Известняковом берегу, и широко известный благодаря находящимся рядом живописным прибрежным белым скалам причудливой конфигурации, образующим местами природные арки.
    Прогулка по этому замечательному месту.
  • Переезд примерно 45 км в небольшой старинный портовый город Онфлёр.
    По пути нам предстоит проехать по впечатляющему вантовому мосту "Нормандия" , перекинутому через широкий эстуарий реки Сена перед самым её впадением в пролив.
    Очутившись в обожаемом художниками и изображенном на многих картинах разных мастеров живописи Онфлере, мы оказываемся реально погружёнными в атмосферу нетронутой временем нормандской старины, тех времён, когда Онфлёр являлся одним из крупнейших портов на Ла-Манше!..
  • Затем примерно 30-40-минутный переезд в морской курортный центр Довиль-Трувиль,
    являющийся любимым местом летнего отдыха большого количества французов... Совершив там небольшую остановку прямо на берегу моря, мы увидим, где и как любят проводить свои отпуска и выходные те люди, которые предпочитают жгучей жаре Юга ласковое солнышко Нормандии.
  • Переезд в отель. Ночь в отеле в районе города Трувиль.
  • 3 день, 23.09 / 09.06
  • Завтрак в отеле.
  • Переезд около 180 километров к готическому Аббатству Сен-Мишель,
    возвышающемуся на скалистой горе над водами Ла-Манша, называемому многими настоящим Чудом Света и находящемуся на самом западе провинции Нормандия.
    Аббатство венчает вершину небольшого скалистого островка. Всё остальное пространство острова занимает деревушка Мон Сен-Мишель (Холм Святого Михаила) - весьма экзотический населённый пункт, в котором практически нет ни одной ровной, горизонтальной улицы и где можно перемещаться только вверх и вниз, обходя островок по подобию спирали. Особенно впечатляет Мон Сен-Мишель издали, когда к нему подъезжаешь со стороны суши или подходишь с моря. Кажется, будто это какой-то сказочный, волшебный замок, только что вынырнувший из холодных вод Ла-Манша и готовый туда вновь в любой момент погрузиться. Осмотр достопримечательности и свободное время, для того чтобы погулять самостоятельно и/или отведать блюд местной кухни. (Вход во внутренние помещения Аббатства за доп. плату ок. 12 евро).
  • Переезд в провинцию Бретань.
    Бретань расположена на северо-западе страны, на одноимённом полуострове, омываемом с севера Ла-Маншем, а с юга Бискайским заливом. Административный центр региона - город Ренн. С 440 по 600 годы следуют несколько волн переселений бриттов с Британских островов. В ходе войн с франками бретонцы отстаивают свою независимость, и в следующее тысячелетие Бретань входит независимым герцогством. На протяжении Средних веков Бретань лавировала между Францией и Англией. В 1532 году она входит в состав Франции. К гастрономическим особенностям Бретани обязательно стоит отнести прекрасный бретонский яблочный сидр, солёные гречишные блины «галет» с различными начинками и, конечно же, многочисленные морепродукты… Бретонцы бережно сохраняют свой довольно сильно отличающийся от классического французского языка диалект и очень любят вывешивать повсюду, где только можно, свои Бретонские флаги…
  • Примерно через 40 км от Мон Сен-Мишель мы останавливаемся небольшом старинном бретонском городке Фужер.
  • Фужер - старинный город-крепость в Бретани.
    В Средние века за обладание этим ключевым пунктом на франко-бретонской границе шла постоянная борьба между французскими и английскими феодалами. В 19 веке этот живописный городок посещали многие знаменитые писатели, включая Флобера, Бальзака и Гюго.
    Замок Фужер весьма оригинально расположен в низине, в окружении болот и целой системы запруд и каналов. Это один из самых больших сохранившихся средневековых замков Франции.
    Представляют также интерес довольно многочисленные старинные улочки и домишки Старого центра.
    Экскурсия по городу.
    Переезд около 40 км к отелю.
  • Ночь в отеле в районе города Ренн.
  • 4 день, 24.09 / 10.06
  • Завтрак в отеле.
  • Переезд примерно 55 км в прекрасно сохранившийся в веках небольшой городок Динан, известный с 11 века.
    В 1283 герцог Жан Первый Бретонский воздвиг городские валы и башни Динана. Город был предметом упорной борьбы во время войны за бретонское наследство. Многие считают Динан самым прекрасным городом Бретани, ибо он обладает целым комплексом прекрасно сохранившегося средневекового города: 3 километра крепостной стены, замок, пара готических соборов, старый порт, и, конечно же, улицы со старинными, в том числе фахверковыми, домами...
    Экскурсионная прогулка по Динану.
  • Небольшое свободное время.
  • Небольшой переезд около 40 км к одной из самых знаменитых природных достопримечательностей Бретани – побережью Ла-Манша Кот-д’Армор.

    Посещение окрестностей мыса Фреэль.
    Это поистине впечатляющее место: обрывистые скалы причудливых очертаний, многочисленные птичьи утёсы, а также ряд органично сливающихся с этой суровой природой творений рук человеческих…

  • Осмотр старинного форта Ля-Латт.
    Он находится на скале, круто обрывающейся в море с трех сторон. Это образец чрезвычайно эффективного защитного сооружения эпохи Средневековья. (Входные билеты около 7 евро).
  • Прогулка по мысу Фреэль.
    Скалистый берег мыса Фреэль считается одним из самых прекрасных в Бретани. Узкая тропинка, петляя, выходит к морю, из которого на высоту около 70 метров поднимаются отвесные скалы. В западной части мыса отдельно стоят два камня, которые облюбованы птицами. На мысе есть два маяка. Старый маяк, или башня Вобана, из гранита построен при Людовике XIV в 1701 году. Более современный и высокий маяк возвели в 1847 году. Вдоль берега тянется так называемая «тропа таможенников», вокруг цветут желтый утесник и сиренево-лиловый вереск.
  • Короткий переезд порядка 50 км к старинному городу-крепости Сен-Мало
    на живописном берегу пролива Ла-Манш, бывшему в старые времена столицей бретонских пиратов.
    Сен-Мало расположен на острове, окружён старинными крепостными стенами и сохранил, несмотря на военные разрушения, немалую часть своей исторической застройки. Прогулка по городу и свободное время.
  • Возвращение в отель.
  • 5 день, 25.09 / 11.06
  • Завтрак в отеле.
  • Знакомство в городом Ренн.
    Ренн - административный центр региона Бретань. Город расположен на слиянии рек Илль и Вилен. Название городу дало кельтское племя редонов, обитавшее здесь в древности. В Средние века графы Ренна оспаривали у графов Нанта главенство в Бретани. Соперничество между Нантом и Реном продолжалось и после присоединения Бретани к Франции. Средневековый Ренн был, в основном, уничтожен великим пожаром 1720 года. Центр города, заново выстроенный в 18 веке, может служить примером градостроительной политики классицизма с широкими улицами, расположенными перпендикулярно друг к другу.
    Экскурсия по городу , в ходе которой Вы увидите как Новый Ренн, так и всё, что осталось от Ренна Средневекового – в частности, городские ворота и некоторое количество старинных улочек с прекрасными фахверковыми домами…
  • Свободное время.
  • Для желающих, дополнительная поездка в историческую область Трегор, знаменитую в природном плане прежде всего уникальным Берегом Розового Гранита, а также несколькими живописными пляжами.
    Берег Розового Гранита – это удивительной красоты гранитные валуны и скалы, простирающиеся примерно на 10 км вдоль побережья Ла-Манша. Название этого места связано с розовато-коричневым оттенком гранита, вышедшим на поверхность земли в результате серии природных явлений. Характерный цвет горной породе придает уникальное сочетание трех различных минералов: слюды, полевого шпата и кварца.
    В ходе прогулки по живописной «тропе таможенников», тянущейся от маяка Плуманак до поселка Перрос-Гирек с каждым новым поворотом тропы взору открываются гигантские каменные глыбы причудливой формы и невероятно теплого, розово-оранжевого цвета. Некоторые нагромождений камней явно напоминают различные скульптурные изображения, созданные самой природой. Вдоль дорожки растут лаванда и вереск, чьи ароматы удивительно сочетаются со свежим морским воздухом.
    (дополнительно оплачивается 50 евро при группе от 20 чел.).
  • Возвращение в отель.
  • 6 день, 26.09 / 12.06
  • Завтрак в отеле.
  • Переезд примерно 110 км к старинному бретонскому городку Ванн.
    Ванн - центр департамента Морбиан в западной Бретани. Город находится в пяти километрах к северу от Морбианской бухты, с которой он соединён каналом. Здесь можно увидеть много фахверковых домов, мощные крепостные укрепления и готический Кафедральный собор.
  • Экскурсия по городу.
  • Переезд до Парижа (порядка 460 км) с экскурсионной остановкой живописном старинном городке в Витре.
    Витре - крошечный городок на границе Бретани и Нормандии, обладающий полным набором интересных для любителей старины вещей. Здесь находится сказочно красивый замок, город занимает третье место в Бретани по количеству фахверка, и, конечно же, также имеется готический собор. Витре хорошо сохранился со времен Средневековья, в частности, он не пострадал во время войны, и теперь на его улочках легко можно перенестись лет на пятьсот назад…
  • Позднее прибытие в отель. Ночь в отеле в районе Парижа.
  • 7 день, 27.09 / 13.06
  • Завтрак в отеле.
    Переезд в аэропорт Руасси Шарль де Голль. Отправление в Россию.

Внимание:

  • Для участия в данном туре необходимо наличие действующей визы и медицинской страховки.
  • Для участия в турах в Республику Беларусь, Армению, Грузию, Узбекистан, Турцию, Молдавию и Монголию наличие визы не требуется.
  • В программу тура не входит посещение аквапарков, торговых комплексов и рыбных магазинов.
  • Поздней осенью, зимой, ранней весной, из-за короткого светового дня, посещение некоторых заявленных в программе обьектов может происходить в тёмное время суток.
  • Организатор не несет ответственности за очереди на пограничных пунктах, задержки в пути, связанные с таможенными, пограничными и иными официальными формальностями, погодными условиями, а также с пробками на дорогах.
  • В случае, если погодные условия на маршруте могут угрожать безопасности туристов (сильные снегопады, низкие/высокие температуры воздуха, сели, ливни, наводнения, лесные пожары, смог и пр.), организатор оставляет за собой право в одностороннем порядке изменять программу тура: заменять одни объекты на другие, а при невозможности замены - исключать обьекты из программы.
  • Места в автобусе распределяются организатором по мере набора группы.

Особенности данного тура:

  • ВНИМАНИЕ!!! Ограничение по размерам и весу багажа: просьба иметь при себе багаж весом не более 20 кг и размерами не превышающими 55 см × 40 см × 20 см. Багажник микроавтобуса ограничен в размерах! Если размеры или вес багажа будут превышать указанные выше, фирма оставляет за собой право не взять его.
  • Необходимо иметь с собой мелкие НАЛИЧНЫЕ деньги (евро), так как оплату по банковским картам принимают не везде.
  • Обращаем ваше внимание, что в европейских странах НЕ ПРИНИМАЮТ к оплате купюры в 500 и 200 евро.

Стоимость тура с гостиницей на 1 человека:

67564 руб. / 920 евро 2-местный

81518 руб. / 1110 евро 1-местный

Дополнительные услуги для 1 человека*:

735 руб. / 10 евро Радиооборудование

* По желанию, дополнительно оплачивается в офисе.


Этот тур мы можем организовать специально для вас, с учетом ваших пожеланий по программе, времени и месту отправления!

Тур в расписании: 05.09.2020
Тур в расписании: 04.09.2020
Тур в расписании: 20.10.2019
Тур в расписании: 28.12.2019
Тур в расписании: 21.12.2019, 29.12.2019
Тур в расписании: 04.07.2020
Тур в расписании: 02.05.2020
Тур в расписании: 13.10.2019, 20.10.2019, 27.10.2019, 03.11.2019, 10.11.2019, 17.11.2019, 24.11.2019
Тур в расписании: 29.11.2019
Тур в расписании: 04.03.2020
Тур в расписании: 06.06.2020
Тур в расписании: 02.11.2019
Тур в расписании: 03.01.2020, 06.01.2020, 21.02.2020, 06.03.2020
Тур в расписании: 24.04.2020
Тур в расписании: 02.11.2019
Тур в расписании: 15.04.2020
Тур в расписании: 26.10.2019
Тур в расписании: 12.10.2019
Тур в расписании: 30.04.2020
Тур в расписании: 03.01.2020
Тур в расписании: 27.03.2020

Подготовка:
В июле 2009 года я отправилась в отпуск в Париж со своими друзьями Катей, Колей и Димой.
Решение о том, что мы будем брать машину, чтобы съездить в Нормандию, было принято нами за неделю до самой поездки. Так уж вышло. Только за 7 дней до отпуска выяснилось, что у всех есть желание добраться до Мон-Сан-Мишеля, а путь автобусами-поездами туда будет весьма геморройным и влетит в копеечку.

Вариант с арендой машины выглядел вполне привлекательно. Одно маленькое «но» нас тормозило. Из всей компании права были лишь у меня, а мой реальный стаж вождения составлял всего 2 месяца:(Кроме того, водить я умела только машину с автоматом.

Когда я стала рыть Интернет в поисках подходящего авто для аренды, выяснилось, что машин НЕТ. Автомат во Франции редок, да и опять же - сезон:(. Ну, то есть были, например, Мерседесы C-класса по каким-то заоблачным ценам, а ничего «среднего» не наблюдалось. Каким-то чудом я набрела на сайт одного автоброкера, который и обеспечил нам C3 c автоматом в прокатной конторе ALAMO за 210 евро за 2 дня.

1ый день: Париж - Лез Андели-Этрета-Гавр-Ароманш

Первые проблемы "чайников"
Красный С3 ждал нас на парковке Лионского вокзала. Дима, который взял на себя функцию штурмана, почему-то был уверен, что в прокатной конторе ему дадут в аренду и навигатор. Какая наивность! Если вдруг кто-то думает так же, спешу вас разочаровать - навигатор «дают в аренду» только в комплекте с машинами премиум-класса, где он просто-напросто встроен. Отдельно навигатор вам никто не даст.

В арсенале у нас была только мишленовская карта автодорог Франции 1990 года издания:)
Служащий проката выдал нам документы и ключ, нарисовал на бумажке, как выехать с парковки на набережную. По набережной нужно было двигаться прямо, чтобы доехать до «Парижской Кольцевой Автодороги» (в оригинале Périphérique). Уже с нее мы, по всем расчетам, должны были съехать на трассу А13, ведущую в Руан.

А дальше было развлечение под названием «выезд из Парижа» на полтора часа. Сначала мы случайно проехали развязку с Периферик, и уехали не на ту трассу. Потом развернулись, доехали до Периферик, съехали с нее в парижский пригород Сан-Дени и блуждали по нему еще минимум полчаса в поисках выезда на А13. Затем нашли выезд, но слегка промахнулись - на развязке выбрали не тот тоннель, который в итоге привел нас в парижский квартал небоскребов Дефанс. Все были на нервах, и уже было начали ругаться, и тут небеса над нами смилостивились, и всего минут через 15 мы смогли принять нужное направление.

В последующие путешествия я всегда брала с собой GPS. Что и всем советую. Он очень сильно облегчает жизнь юного автопутешественника.

На трассе А13 нам встретился первый пункт оплаты дороги. Я, конечно, примерно знала, как в него заезжать, как оплачивать, но не догадывалась об одной важной детали. Если в твоей кредитной карточке нет чипа, она, скорее всего, не сработает в автомате для оплаты! Слава богу, нас было 4 взрослых человека с разнообразными банковскими картами, одна из которых подошла автомату. Крайне неудобно было бы сдавать назад и перестраиваться в другую очередь.

Первые радости: Лез Андели (Les Andelys)

Спасибо Кате, это она раскопала информацию об этом живописном месте и заставила нас сделать первую остановку на маршруте именно здесь. Городок расположен в 85 км от Парижа и знаменит он замком Ричарда Львиное Сердце и удивительными видами на реку Сену. Здесь Сена совсем не такая, как в Париже.

Развалины замка горделиво возвышаются над местностью.


Мы закупились продуктами в супермаркете, поднялись на холм к замку и устроили там пикник.

Кстати, при всей невероятной красоте и туристической ценности, здесь было не очень много людей - буквально один автобус с туристами (все они разбрелись по развалинам), да 5-6 частных автомобилей.

Этрета (Étretat)

А это был мой «пунктик» - увидеть скалы и арки Этрета. Я столько раз о нем слышала, видела на фото друзей, и ура, наконец-то я тут!


В Этрета пляж с крупной галькой очень крутой и неудобный заход в море. Но нас это не остановило - мы пошли купаться. Окунание в холодные воды Ла-Манша позволило снять остатки стресса от «выезда из Парижа».

Отдохнув немного на пляже, мы полезли фотографироваться на знаменитые скалы.

Мост Нормандия и побережье
Следующим пунктом в нашем маршруте значилось «Осмотр мест высадки союзников». Это была «димина тема», за эту часть маршрута отвечал он. К слову, военные мемориалы есть практически по всему побережью. Даже в том же Этрета имеется несколько объектов времен Второй Мировой. И сложно сказать, какие из них обязательны для просмотра, а какие менее интересны.

Дима решил направиться в какой-нибудь небольшой город на побережье в районе Кана (Caen). Именно в этом районе проходила высадка 6 июня 1944 года. Наш выбор пал на Ароманш (Arromanches). Диме было знакомо это место по игре Call of duty:) Там мы планировали заночевать.
Из Этрета мы поехали по побережью через Гавр (где опять слегка заблудились), а затем, через мост Нормандия на трассу до города Кан.

Мост Нормандия - самый длинный вантовый мост в Европе. Фактически - еще одна достопримечательность, которая привлекает туристов в регион. Мы же на него попали фактически случайно (на моей карте 1990 года издания он не был обозначен, т.к. был построен в 95-м:)), выезжая из Гавра по указателям на трассу А13. Но красотой и масштабностью сооружения, конечно же, впечатлились.
Мост, кстати, является платным, стоимость проезда по нему для легковушек - 5 евро.

Только в районе 9 вечера мы добрались до Ароманша. Нам повезло, мы достаточно быстро нашли гостиницу. Был вечер со среды на четверг, и места можно было найти без предварительной брони. Вполне приличные 2*, 50 евро за двухместный номер без завтрака.

Кстати, если вы рассчитываете на ночлег в каком-нибудь маленьком городке на побережье Ла-Манша, постарайтесь приехать в него не позже 8 вечера. В 10 вечера, когда мы закинули вещи в номер и пошли искать ужин, в городе уже все было закрыто, ни в одном кафе не работала кухня. Нам удалось купить только пиво и какие-то жуткие гамбургеры в закрывающейся лавочке неподалеку от отеля.

2ой день: Места высадки союзников - Мон-Сан-Мишель - дорога в Париж

Утром мы замечательно позавтракали в ресторане с видом на море, погуляли по пляжу, рассмотрели местные военные мемориалы.

Затем взяли в отеле план ближайших расположений военных укреплений времен войны и направились туда (15 минут на машине по извилистым деревенским дорожкам).

Осмотрев немецкие ДОТы и полазив по укреплениям, мы направились в Мон-Сан-Мишель.
По дороге мы заехали на ферму, где прикупили кальвадоса. Такие фермы встречаются на дорогах Нормандии повсеместно.

Mont-Saint-Michel

Ну, про него рассказывать, я считаю, нет особого смысла, т.к. это вторая после Эйфелевой башни самая известная достопримечательность Франции.

Дам лишь несколько практических советов.
В Мон-Сан-Мишеле я была 2 раза - оба раза в будние дни. Народу там много всегда. Но летом просто невероятно много. Я думаю, туда нужно приезжать либо совсем рано утром, либо уже поздно вечером, когда народ схлынул. Мы же добрались туда около полпервого, и попали в самое популярное время. Людей на главной улице города было больше, чем в московском метро в час пик:(

Когда вы въедете на огромную парковку у Мон-Сан-Мишель, не паркуйтесть в ее начале, думая, что ближе к замку уже нет мест. Все думают точно так же, поэтому ближе к замку места будут. В итоге мы, «удачно» запаковавшись в начале, протопали полтора километра до замка и столько же потом обратно.

Дорога в Париж.
Обратно мы решили поехать по дороге N12 через Алансон и Дьё.
В результате наша дорога домой растянулась на 5 с половиной часов с учетом короткой остановки обед в придорожном трактирчике.

Так что если ваша цель - посмотреть максимум интересного за пару дней и не умереть от усталости, забудьте об экономии на бесплатных дорогах. Они для передвижения на короткие расстояния. Во Франции большинство нормальных трасс - платные. На нашем маршруте встретилась только одна удачная бесплатная автомагистраль - A84, по которой мы ехали от Кана до Мон-Сан-Мишеля. Там было все, как на платной трассе: 2-3 полосы в одну сторону, максимальная скорость 130 км/час, местами 110 км/час.
Обычная бесплатная автодорога (они на карте с литерой N, «nationale», т.е. государственная) имеет одну или две полосы в одном направлении. Разрешенная скорость на ней, как правило, 90 км/час.
При этом дорога N проходит через кучу населенных пунктов, где разрешенная скорость 50 км/час. А уж если вы попали в участок с одной полосой, а перед вами едет какой-нибудь трактор, то вы будете мееееедленно ехать в колонне за ним, пока дорога не расширится или не появится редкая возможность его обогнать в месте, где допустим обгон по встречке.

Так мы и чесали по этой национальной дороге. Единственным утешением для нас были милейшие провинциальные пейзажики.

В Париж мы прибыли уже около полдесятого. Слава богу, в этот раз более-менее нормально удалось сориентироваться, найти с первого раза и Периферик, и нужную развязку, набережную, а затем Лионский вокзал и парковку.

Я ничуть не пожалела о том, что мы поехали на авто в Нормандию. Маршрут у нас для первого знакомства с регионом получился очень даже неплохим. Конечно, мы не увидели Онфлер, Довиль/Трувиль, Руан и Сан-Мало. Но ведь ничто не мешает посетить эти места в следующий раз. 

1 день.
Прилетели в Париж, пошли в AVIS брать машину. У нас была забронирована большая дорогая, за 1000 евро, но после того, как из-за случая на Азамаре мне пришлось блокировать банковскую карту, а также наученные опытом, как Никита торговался в Барселоне, мы решили попробовать минимизировать траты и взять машину дешевле.

Почти час ушел на переговоры. Оказалось, что машину не могут дать тому водителю, у которого нет банковской карты, то есть, если использовать карту супруга, то нужно его вписывать вторым водителем, а это лишние 8 евро в день. Я позвонила в банк, о чудо! - оператором оказался мужской голос (обычно девочки на телефоне полные пробки, парни смышленее) и мне удалось разблокировать карту (я согласилась, что списания Азамары были не мошенническими, надеясь, что с бумагами от компании по возвращению домой я улажу этот вопрос).
Здорово! Мы взяли совсем немаленькую машину Opel Meriva за 400 евро на 10 дней.

Поехали в Эвре, где у нас был забронирован отель - я подбирала отель недалеко от Живерни и подешевле. Вышло плохо: двери корпуса оказались закрыты, пришлось звонить, пытаться понимать, что говорят на другом конце провода, впредь буду смотреть на часы работы check-in.

2 день.
Утром выехали в Живерни. Нам еще повезло, стояли в очереди около сорока минут, но на выходе видели такую огромную очередь, что могли бы дрогнуть, случись с нами! Рекомендую покупать билеты заранее на сайте. Подробнее про сад и пруд Моне читать и смотреть

Обедать заехали в Лез-Андели (Les Andelys), расположенный на набережной у подножия холма, на котором высятся развалины замка Гайяр.
Около собора пара пацанов продавали маленькие букетики ландышей. Я пыталась выяснить у них, связаны ли ландыши с праздником 1 мая (а был как раз Первомай), но бесполезно - дети не знают английского языка даже на уровне нескольких слов.
С погодой не повезло, хотелось скорее уже хлебнуть чего-нибудь горячего.

Про кухню. Тут очень распространены galettes - блины из гречихи. В конверты из пресных блинов завернуты различные начинки, в меню встретите большой перечень: с лисичками, форелью, яйцом, луком-пореем в сметане и другие. Очень вкусны блины с камамбером (Crêpes au camembert de Normandie): сыр без корочки добавляют в соус бешамель, тщательно перемешивают и заворачивают эту массу в блинчики, которые затем на несколько минут ставят в горячую духовку. Можно попробовать и сладкие с яблоками в карамели, политыми горящим кальвадосом.

В качестве напитка очень хорош местный сидр брют. Нам больше понравился грушевый, а учитывая градус (4%) и законы Франции, особенно приятно, что водитель участвует в обеденной пирушке вместе с остальными!

После обеда мы заглянули в Лион-Ла-Форе (Lyons-La-Foret). Маленькая деревня, где из-за обилия фахверковых домов часто снимают кинофильмы, превратилась о один большой блошиный рынок

Тут, как и везде сегодня, продавались ландыши. Позже мы выяснили, что во Франции именно к 1 мая приурочен Праздник Ландыша. В этот день всюду продают ландыши, дарят их друг другу, хранят их, так как считается, что цветок ландыша приносит счастье.

К вечеру приехали в Руан. Отель оказался прямо на площади, где сожгли Жанну дАрк (Best Western Hotel du Vieux Marché Rouen), очень рекомендую!

Пошли смотреть город. На рыночной площади, где произошли трагические события, на месте смерти французской Девы доминирует Церковь Жанны дАрк, с оригинальной крышей, символизирующей языки пламени костра.

Отсюда начинается улица дю-Гросс-Орлож (rue du Gros Horloge), ведущая к часовой башне

Знаком города являются большие городские часы Гросс-Орлож, символизировавшие могущество Руана. На двойном циферблате единственная стрелка указывает час, в верхнем овальном окошке часы показывают день недели и лунные фазы

также для посещения обязательны церковь Сен-Маклу (St-Maclou) и Собор Нотр-Дам

если ищете мрачных "готических" впечатлений, обязательно загляните на кладбище во дворе церкви Сен-Маклу и осмотрите любопытный ансамбль фахверковых домов 16 века. Украшенные погребально-сумрачными деревянными изображениями черепов, раскрашенных костей, инструментов могильщиков и песочных часов, напоминают о неминуемом беге времени (186 rue Martainville)

3 день.
Наутро мы нашли башню Жанны дАрк (Tour Jeanne d"Arc). Строго говоря, это не та самая башня, где содержалась мученица, как заявляют рекламные брошюрки. Это последняя сохранившаяся башня Буврейского замка, возведенного в Руане Филиппом II Августом в 1204 году. В действительности же башня, в которой была заключена Жанна, называлась Невинной Башней (разрушена в 1809 году), ее фундамент находится на месте двора соседнего дома.

Оставалось еще время, заехали в Форж-лез-О, один из главных городов Pays de Bray

С утра поехали в Нёшатель-ан-Бре, который в свое время был столицей Пеи-де-Бре, так как по субботам тут раскидывается самый большой в регионе рынок.

Конечно, он поменьше, чем рынки в других провинциях, но здесь есть свои продукты, которыми гордятся фермеры.
Прежде всего, знаменитый нешательский сыр, старейший из нормандских и единственный, который производят севернее реки Сены.

Или рапсовое масло

его изготавливают из этих желтых цветов, цветущие поля которых радуют глаз

Рассказ о полях будет неполный без фото нормандских коров, пасущихся здесь повсеместно

Среди этих полей мы искали секретное место разработки и запуска немецкого "орудия возмездия" Фау-1. Чтобы найти это местечко мы поехали в сторону прелестной деревни Белланкомбр (Bellencombre)

Расспросы местных жителей толку не дали, поэтому мы продолжили поиски. Нашли! На обочине дороги в Val-Ygot стоит табличка, указывающая на мемориал

Из Википидеи:
"Немецкий самолёт-снаряд Фау-1 является наиболее известным летательным аппаратом, оснащённым ПуВРД. Выбор этого типа двигателя был продиктован, главным образом, простотой конструкции и, как следствие, малыми трудозатратами на изготовление, что было оправдано при массовом производстве крылатых ракет.
Хотя первые, экспериментальные пуски Фау-1 выполнялись с самолёта-носителя, большая часть боевых пусков была осуществлена с наземных установок.

Катапульта представляла собой массивную стальную конструкцию длиной 49 м (длина пути разгона 45м) и монтировалась из 9-и секций. Наклон катапульты к горизонту - 6°. На верхней стороне находились направляющие, по которым двигался снаряд при разгоне. Внутри катапульты по всей её длине проходила труба диаметром 292 мм, выполнявшая роль цилиндра парового двигателя. В трубе свободно перемещался поршень, который перед стартом сцеплялся с бугелем, находившимся на нижней части фюзеляжа снаряда. Поршень приводился в движение давлением (57 бар) парогазовой смеси, подававшейся в цилиндр из специального реактора, в котором происходило разложение концентрированной перекиси водорода под воздействием перманганата калия. Передний конец цилиндра был открыт и после схода снаряда с катапульты поршень вылетал из цилиндра и уже в полёте отцеплялся от снаряда. Катапульта сообщала снаряду начальную скорость около 250 км/час. Время разгона - около 1 сек.

С одной катапульты по расчётам можно было запустить до 15 снарядов в день, хотя на практике это делалось далеко не всегда. Рекорд составлял 18 запусков в 1 день

Высадка союзников в Нормандии летом 1944 года привела к тому, что немецкие пусковые площадки в Па-де-Кале, откуда осуществлялись запуски Фау-1 по Лондону, были захвачены. Базовая версия ракеты не обладала достаточной дальностью, чтобы эффективно применяться против Великобритании с более отдаленных пусковых площадок."

Мы нашли спусковую площадку Фау-1 здесь, в лесах Нормандии. Ракета направлена точно по курсу на Лондон, расстояние до столицы Великобритании 232 км.

Потом мы поехали в Артмазию, посмотреть и попробовать силы в гигантском лабиринте из пяти тысяч буков, созданном английским художником Джефом Троллом. Бегать по лабиринту с нами можно

Веером заехали в Э (Eu). В роскошный Шато-д"Э XVI столетия в стиле французского ренессанса любил приезжать король Луи-Филипп

5 день.
Заехали в Дьепп - в воскресный день все улицы и набережные города превратились в огромный блошиный рынок. Побродили, купили старинную вазочку и несколько коробков спичек с картинками, и отправились дальше.

Этрета.
выходной день, поэтому остановиться в центре города не представилось возможности - все места на парковках были заняты. Пляж и набережные, несмотря на прохладную погоду, были заполнены праздной публикой

Вон видна тропа, по которой можно взобраться на холм над скалой д"Аваль от пляжа. Но, для этого надо сначала оставить где-то машину

Сюда же, на этот холм, мы заехали прямо на машине. Фалез-д-Амон

Здесь установлен памятник, посвященный двум авиаторам, которые совершили попытку трансатлантического перелета - именно тут их видели в последний раз в 1927 году

Во время войны памятник был разрушен фашистскими бомбардировками, в 1960-е годы частично перестроен. С неба виден силуэт самолета

Времени на походы по тропам не было, отправились в Фекан, в Бенедиктинский дворец.

памятник самогонному аппарату

Мы едем в Онфлёр. По дороге проезжаем футуристический мост над Сеной (5 евро с машины)

Продолжение следует.