Рассказ о черепахах для детей читать самой. Домашнии черепашки

Эта история случилась со мной в седьмом классе. Случай забавный и ироничный.

Мне нравятся домашние животные. Было у меня их много разных: маленьких и больших, умных, красивых, забавных, летающих, пушистых и игривых. И все они были любимы мной и моей семьёй.
Но не было у меня никогда черепахи. Я даже не задумывалась над этим видом домашнего животного. И, честно сказать, немного побаивалась их.

В один прекрасный день в гости пришел мой дедушка. Он был молчалив, но счастлив. В одной его руке была коробка из-под обуви с дырочками на крышке. А в другой какой-то пакет. Он зашел, положил коробку на пол, созвал меня, маму и папу и торжественно открыл коробку. В ней сидела большая черепаха, которая смотрела на нас примерно так же, как мы на неё. Взглядом, полным удивления и недоумения. Я знала, что черепахи растут долго, поэтому размер этой черепахи сказал мне о её длительной жизни. Это ещё больше усилило страх перед ней.

Дедушка, думая, что появление черепахи принесло мне несказанное удовольствие, вручил пакет и ушел. Лёгкий ступор даже не дал мне спросить, откуда эта черепаха и что с ней делать. Я открыла пакет, там была еда для моего нового питомца, кальций и щеточка для чистки панциря.

Искренне скажу, я очень боялась эту черепаху. Она ползала, где хотела, а на мои попытки взять её, я слышала лишь шипение. Мама от присмотра за черепахой отказалась сразу, сказав, что это моё животное, и я должна ухаживать за ним.

Я не знала и не знаю до сих пор всех тонкостей жизни черепах, знаю лишь, что это была речная черепаха. Где она жила у меня, я уже не помню, то ли в аквариуме, то ли в той коробке, в которой прибыла. Но скажу сразу, находилась она у меня день.

Интернета у меня тогда не было. Поэтому для более детального изучения тонкостей ухода я позвала свою одноклассницу, как мне казалось, эксперта по черепахам. Мнение такое у меня возникло, потому что у неё самой дома была черепаха. Она пришла ко мне. Немного грустная, но готовая помочь. Я спросила у неё, что случилось и почему у неё такой печальный вид. В ответ я услышала, что у неё уже нет черепахи. Эта новость дала мне маленькую надежду на светлое будущее для моей новообретённой черепашки. Я предложила ей забрать её. Но подруга грустно отказалась, сказав, что родители больше не разрешают заводить черепаху.

Она взяла пакет с принадлежностями моей черепахи и начала вытаскивать его содержимое. Рассказала, как и когда давать корм и кальций и как мыть черепаху, а вытащив щеточку, печально улыбнулась и сказала, что у неё была такая же. Потом она ушла. А я и черепаха остались. Я ходила вокруг неё, пытаясь взять или хотя бы прикоснуться. Но черепашка вытягивала голову и, как мне казалось, грозно открывала рот и щурила глаза.
Я позвонила дедушке. Сказала, что черепаха это не для меня. Он предложил выпустить её в реку, которая протекает в нашем городе. Не знаю, правильный ли это был поступок, но я взяла коробку, попросила папу посадить туда черепаху и отправилась к дедушке. Несла я коробку очень бережно и аккуратно, боясь, чтобы она не открылась и черепаха не вылезла.

Мы пошли на реку. Стоя на берегу, я открыла коробку, и черепашка увидела мир. Она вылезла на траву и направилась к воде. Через минуту она нырнула и быстро уплыла. Я была счастлива. Не только из-за того, что это существо покинуло мой дом, но и за саму черепаху. Мне казалось, она будет чувствовать себя намного лучше в природной среде обитания. Не мучаясь в неволе, ползая по квартире и живя в коробке. Я думала о черепахе и её будущей жизни и желала ей счастья.

Мы пошли с дедушкой домой. По дороге мы говорили о нашем животном, и я наконец-то спросила, откуда же он взял эту большую черепаху. Он просто ответил мне: «Мне Саня отдал со двора, папа твоей одноклассницы».
А как бы вы поступили с черепахой на моём месте?

Черепахи – одни из самых древних рептилий, которые в настоящее время обитают на Земле. Эти удивительные животные произошли от дискозавриксов – амфибий, обитавших в южной части Евразии 300–500 млн лет назад. Приблизительно к середине пермского периода дискозавриксы приобрели некоторые черты, свойственные рептилиям.

Черепахи появились на нашей планете около 200 млн лет назад, а около 135 млн лет назад, то есть в меловом периоде, на Земле, как считают ученые, существовало около 26 семейств черепах (в настоящее время их насчитывается только 12). Интересно, что за прошедшее с тех пор время черепахи практически не изменились.

Ближайшие родственники современных черепах – проганочелисы – обитали в Европе и Азии в период позднего триаса (200 млн лет назад). Стоит отметить, что эти животные, подобно черепахам, имели панцирь и клюв черепахового типа. Однако в отличие от современных черепах проганочелисы не обладали способностью втягивать в панцирь голову и конечности. Впрочем, это им было не нужно, поскольку голова и ноги этих рептилий были защищены твердой чешуей.

В настоящее время существует 5 подотрядов черепах, 3 из которых являются основными: бокошейные, скрыто-шейные и бесщитковые черепахи. Два других подотряда ведут свое происхождение от скрытошейных черепах.

Некоторые исследователи относят кожистую морскую черепаху к особому подотряду бесщитковых, отличающихся от всех остальных черепах не только внешним видом, но и внутренним строением. Их панцирь, в отличие от панциря других черепах, состоит из слоя небольших соединенных между собой многоугольных костных пластинок и не сращен с позвоночником и ребрами.

Кроме того, панцирь кожистой морской черепахи покрыт сверху кожей со множеством мелких роговых щитков. Причем с возрастом кожа становится гладкой и ровной. Многие ученые уверены, что предками морских кожистых черепах были архелоны (archelon ischyros) – животные, которые более 65 млн лет назад обитали в морях Южной Дакоты. Окаменевшие останки этого исполина (весом около 3 т, длиной до 4 м) были найдены в равнинных местностях центральных штатов США, где когда-то простирались воды Ниобарского моря.

Стоит отметить, что эволюция черепах, относящихся к разным подотрядам, шла независимо друг от друга, поэтому в их строении и внешнем виде имеются весьма существенные различия.


Окаменелые останки архелона


Например, бокошейные и скрытошейные черепахи появились в период среднего триаса, а названия этих рептилий указывают на способы, с помощью которых они втягивают голову под панцирь. Бокошейные складывают шею горизонтально, изгибая ее буквой S и прижимая к основанию конечности, а скрыто-шейные – вертикально.

Змеиношейные черепахи обитают в Южной Америке и Австралии, большинство видов сухопутных черепах – в Центральной и Южной Африке, а пресноводные черепахи распространены в Юго-Восточной Азии.

Бокошейные черепахи практически не изменились за миллионы лет, о чем как нельзя лучше свидетельствуют найденные во время раскопок останки обитателей мелового периода.

В настоящее время бокошейные черепахи встречаются только в Южном полушарии нашей планеты: в Африке, Австралии, Новой Гвинее, на Мадагаскаре и в Южной Америке.

Скрытошейные черепахи, или криптодиры, являются самой распространенной группой черепах. Считается, что в период среднего триаса эти животные обитали только в болотистой местности, но со временем приспособились жить как на суше, включая пустынные и лесостепные области, так и в воде. Кроме того, их выживанию способствовало то, что они питались разнообразным кормом – растительным и животным.

Около 150–200 млн лет назад, в юрском периоде, из группы скрытошейных черепах выделился подотряд мягкотелых. Эти животные приспособились к жизни в воде, и постепенно их панцирь стал менее массивным, благодаря чему животные обрели способность плавать с достаточно большой скоростью. В настоящее время мягкотелые черепахи считаются наиболее быстрыми из всех видов. Они способны передвигаться с высокой скоростью не только в водной среде, но и на суше.

Предки каймановых черепах обитали в эоцене, то есть приблизительно 38–55 млн лет назад. Исследовав ископаемые останки этих животных, ученые пришли к выводу, что панцирь древних каймановых черепах был довольно мягким, в связи с чем рептилии не могли защититься в случае нападения хищников и, чтобы не стать их добычей, предпочитали нападать первыми, проявляя несвойственную черепахам агрессивность. Кстати, современные каймановые черепахи ведут себя подобным же образом. Именно поэтому в домашних террариумах их не держат.

Считается, что современные виды скрытошейных черепах возникли в меловом периоде. Об этом свидетельствуют найденные в скалах окаменелости зеленой черепахи и логгерхеда, которых ученые относят именно к скрытошейным.

Одной из самых необычных в эволюционной цепочке черепах считается так называемая рогатая черепаха, по поводу которой в научных кругах уже долгое время не прекращаются споры. Дело в том, что некоторые ученые причисляют рогатых черепах к... динозаврам, тогда как большинство специалистов науки относят этих вымерших животных к рептилиям.

Вид у рогатых черепах был поистине ужасающим. В длину животные достигали 5 м. У этих рептилий был огромный, одной длины с панцирем, хвост с двумя рядами костяных шипов, явно использовавшихся для защиты от врагов. Череп черепахи имел треугольную форму, на нем располагались длинные, немного притупленные, направленные вбок и назад рога, которые животное тоже использовало для защиты.


Киникс белла


Спереди и сзади у панциря имеются отверстия, в которые животное в случае опасности может убирать конечности и голову. У некоторых видов черепах подвижные части панциря при необходимости могут полностью закрывать одно или оба отверстия.

Алла Панкратова
Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Осторожно - черепаха!»

ОО «Познание»

Цель : Формировать у детей знания о жизни диких животных в естественной среде обитания.

Задачи :

1. Обучающие : Продолжать знакомить детей с жизнью диких животных в природных условиях (с особенностями передвижения, питания, как спасаются от врагов.)

2. Развивающие : Показать взаимосвязь животных со средой обитания. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.

З. Воспитательные : Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Предварительная работа :

1. Рассматривание картин с изображением черепахи

2. Чтение художественной литературы по теме

3. Наблюдения в уголке природы

Методы и приемы :

1. рассматривание и сравнение живых черепах

2. рассказ воспитателя о жизни черепахах в естественной среде обитания

3. художественное слово

5. физкультминутка

6. беседа по вопросам

7. практическое задание

Материал и оборудование :

1. террариум с сухопутной черепахой

2. аквариум с водоплавающей черепахой

3. альбомные листы с изображением сухопутной черепахи и продуктов питания (на каждого ребенка)

4. коричневые и зеленые фломастеры (на каждого ребенка)

5. зеленая травка

6. живой корм для водоплавающей черепахи

7. конфеты

8. влажные антибактериальные салфетки

Ход занятия.

Дети входят в группу. Воспитатель здоровается и предлагает детям присесть. Дети садятся на банкетки полукругом. Перед ними на низком столе стоят накрытые террариумы с водоплавающей и сухопутной черепахами .

Знаете, ребята, я сегодня пришла к вам в гости не одна. А с кем, догадайтесь сами.

Живет, спокойно не спешит

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха

Гуляет … (черепаха ) .

Правильно, ребята! (Воспитатель открывает террариумы) .

Сегодня я вам расскажу о жизни черепах в природе . Обитают эти животные в жарких странах. Все черепахи живут долго . Посмотрите внимательно. Одна живет в воде – это водоплавающая черепаха , а другая живет на суше – это сухопутная черепаха . (Воспитатель берет сухопутную черепаху )

Тело у них короткое, спрятано в панцирь. Панцирь очень твердый. Он защищает черепаху от врагов и служит ей домиком. На четырех лапах, у сухопутной черепахи когти , чтобы было удобно ползать по земле и зарываться в песок. А у водоплавающей черепахи на лапах есть перепонки, чтобы быстро плавать и хорошо нырять.

У черепах есть короткий хвост . На голове есть глаза, нос, рот и уши. Во время опасности черепаха прячется в панцирь – вот так! (Показ) И становится похожа на камень.

Ребята, а вы животных не обижаете? Молодцы! Правильно! Человек должен любить, оберегать, заботиться о животных!

Сухопутная черепаха питается растительной пищей - травой, ягодами, листьями кустарников . (Воспитатель кормит зеленой травой черепаху ) Водоплавающая черепаха – питается рыбой , лягушками, червями. (Воспитатель кормит живым кормом черепаху )

С кем я сегодня пришла к вам в гости?

Это какая черепаха ? (показывает сухопутную черепаху )

А почему ее так называют?

Что есть у черепахи ? (строение тела)

Чем питается сухопутная черепаха ?

А это какая черепаха ? (показывает водоплавающую черепаху )

Где она живет?

Что есть у этой черепахи ? (строение тела)

Чем питается водоплавающая черепаха ?

Физкультминутка.

Ребята, а теперь давайте поиграем! Подойдите ко мне поближе. Я сейчас буду читать стихотворение, и показывать движения. А вы слушайте внимательно и повторяйте движения за мной!

Кто так медленно бредет,

Кто так медленно ползет. Ходьба на месте

Это черепаха в каменной рубахе .

Черепаха приползла , Руки на поясе, наклон туловища вперед

В море синее вошла. Развести руки в стороны

Даже панцирь не сняла. Делать круговые движения руками вперед («брас» )

Удивились рыбки : Кто? Поднять плечи вверх

Кто здесь плавает в пальто? Повороты головы вправо-влево

Кто, кто, кто, кто,

В море плавает в пальто? Поднять плечи вверх и опустить

Практическая часть.

Воспитатель обращает внимание детей , что на столах лежат альбомные листы и фломастеры и предлагает детям пройти к столам.

Ребята, внимательно посмотрите, что нам приготовил художник! (рассматривают изображение) . Он ничего не забыл? Правильно, туловище черепахи не дорисовано . Давайте дорисуем! Ребята, а каким цветом мы дорисует черепаху ? Правильно, коричневым! Возьмите фломастер и дорисуйте черепаху , соединяя точки, как будто нанизывая бусинки на ниточку. Молодцы, все справились с заданием! А какая же получилась у нас черепаха водоплавающая или сухопутная? Конечно, сухопутная!

Давайте ее покормим! Соединим линией черепаху и то , чем она питается.

Ребята, а покажите мне, пожалуйста, что у вас получилось! Какие вы молодцы, накормили черепаху правильно – травой , цветами, ягодами. Оставьте листочки на столах и подойдите ко мне!

Воспитатель подводит итог занятия .

Итог :- Мы сегодня с вами узнали много интересного о черепахах : что они живут в жарких странах, живут долго, бывают сухопутные и водоплавающие, у них короткое тело, есть голова, четыре лапы, хвост, крепкий панцирь, узнали, чем питаются черепахи . И все ребята знают, что черепах обижать нельзя !

Ребята, мне сегодня очень приятно было с вами общаться. До свидания!

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Прогулка по Кубанскому лугу» Конспект итогового занятия по экологическому воспитанию для старшего дошкольного возраста «Прогулка по Кубанскому лугу». Программное содержание:.

Конспект НОД по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста «Осторожно: незнакомец!» Цель: способствовать обобщению правил безопасности при встрече с незнакомыми людьми. Задачи: способствовать формированию навыков безопасного.

Цель и задачи. Учить детей различать живую и неживую природу. Уточнить представления детей о свойствах воды и воздуха и их роли в жизни.

Конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «О правах, играя» О ПРАВАХ – ИГРАЯ ЦЕЛИ: 1. Дать детям общее представление об их правах. 2. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления.

Черепахи одни из древних животных. Точной даты их появления не установлено, но большинство ученых определяют, что им уже более 220 миллионов лет.

У черепах есть панцирь, который покрывает их спину и брюшко и является защитой. В панцире имеются сзади и спереди отверстия, через которые они могут в нужное время высовывать голову, хвост и конечности. Зубов у них нет, есть острый клюв, благодаря которому они глотают пищу целиком.

Черепахи – спокойные, мирные животные. Они медлительны в своих действиях, но морские черепахи отлично плавают, а сухопутные быстро передвигаются.

Окрас черепах соответствует среде обитания, что является защитой от их врагов. Чувствуя опасность, черепахи прячут свои конечности в панцирь. Продолжительность жизни черепах – более 100 лет. Но, по утверждению ученых, некоторые могут прожить и 200 лет.

Черепахи размножаются яйцами. Задними лапами они выкапывают ямку, откладывают туда яйца и засыпают ямку, утрамбовывая ее, и сразу же покидают это место. Они не высиживают своих детенышей и не опекаются ими.

Яйца, прогретые солнцем, дают потомство, из них вылупливаются детеныши, которые сами за собой ухаживают, не требуя помощи. Интересен тот факт, что морские черепахи откладывают яйца в том месте, где когда-то сами родились.

Черепахи есть наземные, а есть морские. Те, что живут на земле, также разделяются на сухопутных и тех, что обитают в пресных водоемах.

Морские черепахи почти все время обитают в воде, они отлично плавают. Их размер иногда превышает 2 метра, вес большой. Вместо лап у них ласты. Питаются морские черепахи рыбами, моллюсками, ракообразными, водорослями.

Пресноводные черепахи живут в реках, озерах, болотах. Они могут дышать легкими, поэтому часто выходят на сушу, чтобы погреться на солнышке. А еще они хорошо передвигаются по суше, чего не скажешь об их морских собратьях. Являясь хищниками, они поедают рыбу, также питаются моллюсками и растениями.

Сухопутные черепахи живут в засушливых местностях – лесах, горах, пустынях. Имеют овальный выпуклый панцирь, что дает возможность при опасности спрятать голову и лапы в него. На лапах у них имеются когти. Питаются растениями, но некоторые могут употреблять в пищу насекомых. Передвигаются медленно. Многие их разновидности впадают в спячку.

Распространены черепахи в тропическом и умеренном климате. Многие разновидности их люди употребляют в пищу. Но не следует забывать о том, что есть и ядовитые черепахи.

Вариант 2

Вместе с крокодилами, змеями и ящерицами черепахи относятся к отряду пресмыкающихся или рептилиям. Их насчитывается более 300 видов. Среди черепах много морских жителей, есть обитающие на суше или в пресноводных водоемах. Они заселяют территории с тропическим или умеренным климатом.

Самая яркая отличительная особенность этих животных – это панцирь, состоящий из спинной и брюшной половины. Он выполняет защитную функцию и способен выдерживать нагрузку в 200 раз больше, чем собственный вес животного. Панцирь бывает различных окрасок, с гребнями, зубцами. У только что родившихся черепашек он мягкий, твердеет со временем.

Самой большой является кожистая черепаха, ее панцирь достигает 2,5 м в длину, а вес до 1 тонны. Морские черепахи обычно крупнее пресноводных представителей. Наиболее крупные сухопутные – слоновые черепахи, обитающие на Галапагосских островах, весом до 400 кг и длиной до 2 м. Самая маленькая – капская крапчатая черепаха весит не более 250 г, имеет длину до 12 см.

Зубов у этих пресмыкающихся нет, пищу они откусывают твердым клювом. У черепах хорошее цветное зрение, оно помогает им распознавать еду, запах имеет второстепенное значение. Сухопутные черепахи больше всего реагируют на красные оттенки, они предпочитают растительную пищу. Морские представители являются хищниками, питаясь рыбой, моллюсками.

Если черепахе грозит опасность, она втягивает голову в панцирь, дополнительно прикрывая ее толстыми передними лапами.

Черепахи являются яйцекладущими животными. При этом после откладывания яиц самка не проявляет заботы о своем потомстве, только некоторые виды охраняют кладку яиц до вылупливания малышей. Живут черепахи обособленно. Они настоящие долгожители среди позвоночных животных, многие из них живут 150-200 лет.

Из-за того, что мясо черепах – деликатес, их численность сильно сокращается. 228 видов занесены в Красную книгу. Также им мешает загрязнение окружающей среды, транспорт. Черепах нередко держат как домашних животных, поскольку они не представляют угрозы для человека. Очень редко отдельные виды могут кусаться. Из-за поедания ядовитых медуз или грибов мясо черепах может стать токсичным и взывать отравление у человека.

2, 3, 7 класс. Окружающий мир. Биология

  • Доклад про Ромашки (сообщение 2, 3 класс окружающий мир)

    Ромашка – травянистое цветковое растение из семейства Астровых. Цветет ромашка в первый год жизни. Род растения включает в себя 20 видов, из которых наибольшую известность получила Ромашка аптечная

    Архимед – ученый родом из Сиракуз, который прожил свой век, начиная с 287 до 212 года до новой эры. Еще мальчиком он проявлял способности к познанию мира и царь Сиракуз отправил его «на большую землю» учиться к лучшим умам того времени

Черепаха – древнее животное из отряда пресмыкающихся. Она появилась более 200 млн. лет назад и, по свидетельству ученых, за последние 150 млн. лет практически не менялась.

Главный отличительный признак черепахи – панцирь. Это сложное костно-кожистое образование, которое охватывает тело черепахи со всех сторон, защищая ее от нападения хищников. Внутренняя часть панциря образована костными пластинами, а наружная – кожистыми щитками. Панцирь состоит из двух частей – спинной и брюшной. Спинная часть, или карапакс, имеет выпуклую форму, а брюшная, или пластрон, – плоскую. Тело черепахи прочно сращено с панцирем, из которого между карапаксом и пластроном выглядывают только голова, конечности и хвост. В случае опасности черепаха может полностью спрятаться в панцире. У черепах нет зубов, зато есть крепкий, заостренный по краям клюв, который позволяет ей откусывать любую пищу. Черепахи, как и некоторые змеи и крокодилы, откладывают кожистые яйца. За своим потомством черепахи не ухаживают. Сразу после откладки яиц они покидают кладку.

Разнообразие и образ жизни

Существует более 300 видов различных черепах. Часть из них ведет сухопутный образ жизни, а часть – приспособилась жить и в воде. Пресноводные черепахи в отличие от сухопутных имеют более уплощенный и гладкий панцирь, а также перепонки между пальцами. Это помогает им искусно плавать в водной стихии. Морские черепахи большую часть своей жизни проводят в морях и океанах. Только один раз в год, в период размножения, они выходят на берег, чтобы отложить яйца в прибрежный песок. Конечности морских черепах превратились в ласты, которые позволяют им «парить» в океанских глубинах.

Размеры

Черепахи сильно отличаются по своим размерам: сухопутная паучья черепаха в длину не превышает 10 см и весит около 100 г, а морская кожистая черепаха – достигает двух с половиной метров и имеет вес более полутоны. Гигантом среди сухопутных черепах является галапагосская слоновья черепаха. Длина ее панциря превышает один метр, а вес может равняться четырем центнерам.

Окраска

Окраска черепах чаще всего скромная, маскирующая их под цвет окружающей среды. Но есть виды с очень ярким контрастирующим рисунком. Так, у лучистой черепахи в центре щитков панциря на основном темном фоне расположены броские желтые пятна, от которых отходят такие же желтые лучи. Голова и шея красноухой черепахи украшены рисунком из волнистых линий и полос, а позади глаз располагаются ярко-красные пятна.

Пищевой рацион

Сухопутные черепахи в основном питаются растительной пищей – травой, листьями кустарников, сочными плодами. Пресноводные и морские черепахи – хищники, которые едят рыбу, насекомых и их личинок, червей и моллюсков. Сухопутные черепахи могут дополнять свой рацион животной пищей, а водные черепахи – растительной.

Продолжительность жизни

Черепаха – долгожитель-рекордсмен среди позвоночных животных. Она может жить более ста лет. Известен достоверный случай, когда исполинская черепаха прожила 152 года. Ученые утверждают, что черепаха может прожить двести и более лет.

Черепаха: краткая информация