Размышления у парадного подъезда проблема. Анализ стихотворения Размышления у парадного подъезда (Некрасов Н

Стихотворение Некрасова “Размышления у парадного подъезда” написано по личным впечатлениям поэта, он написал его всего за несколько часов. Краткий анализ “Размышления у парадного подъезда” по плану, который можно использовать на уроке литературы в 7 классе, поможет школьникам глубже понять произведение.

Краткий анализ

История создания – произведение написано в 1858 году, впервые вышло в печать указания фамилии Некрасова в журнале Герцена “Колокол”.

Тема стихотворения – участь русского народа вообще и крестьян в частности. Оно никак не пробьется к господам и никогда не пересечется с их миром, так что все, что остается простым людям, по мнению Некрасова, – это найти в себе силы и пробудиться самостоятельно.

Композиция – данное произведение состоит из трех частей, каждая из которых имеет своих героев и небольшую историю.

Жанр гражданская лирика.

Стихотворный размер – разностопный (трех- и четырехстопный анапест).

Метонимия – “город, одержимый холопским недугом”.

Эпитеты – “заветные двери “, “пышный подъезд”, “загорелые лица и руки”, армячишко худой”.

Метафоры – “не страшат тебя громы небесные, а земные ты держишь в руках “.

Ирония – “дорогой и любимой семьи (ждущей смерти твоей с нетерпением) “.

История создания

О том, как было написано это стихотворение, рассказала Авдотья Панаева. По ее словам, однажды ненастным осенним днем 1858 года поэт смотрел в окно на соседнее парадное, куда стекалось множество просителей, которых и дворник, и городовой прогоняют палками. Панаева видела, что поэт был очень опечален увиденным, оно глубоко поразило его. Некрасов сразу же, по свежим впечатлениям набросал жанровую сценку, использовав реальные крестьянские образы, дополнил ее сатирой и обобщением – и буквально через пару часов уже закончил свое творение. История создания произведения показывает, насколько поэт был неравнодушен к судьбе народа. В то же время он видел, что крестьянство пребывает в таком же сне, как и вельможи – именно поэтому “Размышления у парадного подъезда” стали призывом к пробуждению.

Позже Герцен напечатал его в журнале “Колокол”, но подписи поэта под стихотворением не стояло. Впоследствии последняя часть “Размышлений у парадного подъезда” стала песней студентов.

Тема

Основная тема – это печальная участь русского крестьянства, вынужденного приходить с прошением к богачам и уходить ни с чем, смиренно сняв шапку и покорившись своей участи. Сценка, которую Некрасов показывает, согласно его замыслу, должна сподвигнуть людей на размышления о несправедливом устройстве общества, а образы крестьян – вызвать сочувствие.

Композиция

Произведение являет собой пример композиционного совершенства – оно разделено на три части, каждая из которых ставит свою проблему, но при этом все они объединены общим смыслом.

Так, в самом начале описывается “торжественный” день у парадного богатого вельможи, к которому приходят просить о милости. Не все получают то, что хотели, а мужиков и вовсе прогоняют.

Вторая часть рассказывает о вельможе, который спит, когда у его подъезда уже стоит толпа. Жизнь его, по мнению лирического героя, обеспечена, но пуста – и останется такой до самой его смерти.

Третья часть показывает, что произошедшее у дома вельможи – не исключение, а типичный для русских реалий случай. На Руси спят не только дворяне, но и крестьяне – это проблема, поставленная в стихе.

Жанр

Это яркий пример жанра гражданской лирики, ведь в стихотворении не только описывается проблема русского общества, но и явно высказывается позиция автора, который выступает за народное пробуждение. Некрасова одинаково возмущение и равнодушие ленивой знати, и раболепие перед ней людей помельче, и покорность крестьянства.

В этом произведении Некрасов использует такой стихотворный размер, как разностопный анапест – трех- и четырехстопные отрезки чередуются. Рифма также разнообразна – использована и мужская, и женская. Также поэт чередует и виды рифмовки, применяя кольцевую, перекрестную и смежную рифмы.

Средства выразительности

Это произведение поэта наполнено выразительными средствами. Так, Некрасов использовал такие приемы:

  • Метонимия – “ город, одержимый холопским недугом”.
  • Эпитеты – “ заветные двери “, “ пышный подъезд”, “загорелые лица и руки”, армячишко худой”.
  • Метафоры – “ не страшат тебя громы небесные, а земные ты держишь в руках “.
  • Ирония – “ дорогой и любимой семьи (ждущей смерти твоей с нетерпением) “.

Кроме того, поэт также создает яркие образы, пользуясь для описания бурлаков сравнением (“ стон песней зовется “, то есть песня как стон). В стихотворении также есть антитеза: образы крестьян, некрасивых, измученных, в самодельных лаптях противопоставляется образу вельможи, который сладко спит и вкусно ест, проводя свою жизнь в праздности.

Поэтический подвиг Некрасова заключался в том, что он пел без прикрас о Руси, о народе; поэт никогда не мог смириться с тем, что народ бесправен, угнетен. Народу он посвятил свою лиру.

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» (1858 г.) — один из лучших образцов гражданской лирики поэта.

История создания стихотворения «Размышления у парадного подъезда» такова. Однажды из окна своей квартиры на Литейном проспекте в Санкт-Петербурге Некрасов наблюдал сцену, как городовой и дворники отгоняли от подъезда дома, где жил министр государственных имуществ М.Н.Муравьев, группу крестьян-просителей. Городовой и дворники толкали их в спины. Те притаились за выступом подъезда, стояли, обдумывая дальнейшие шаги. По воспоминаниям А.Я.Панаевой, Некрасов нервно сжал губы, отошел от окна, и через некоторое время прочел ей стихотворение «Размышления у парадного подъезда».
.
Главная тема стихотворения – размышления о судьбе народа. Способен ли народ на борьбу за справедливое мироустройство или он «навеки духовно почил»?

Сюжетная линия стихотворения такова: к парадному подъезду (к дверям власти) подходят простые русские мужики. Они глубоко верят в то, что найдут у государева чиновника помощь и поддержку, что тот разберется с их жалобами. Но их не допускают даже до дверей вельможи. Ходоки искренне верят в добропорядочность царя и его окружения, поэтому и прошли долгий путь по Руси, об этом недвусмысленно свидетельствует то, что у них «кровь на ногах». Кульминация стихотворения представляет собой раздумья на тему «судьбы народа». Заканчивается произведение вопросом.

Композиционно стихотворение делится на пять строфоидов, в которых по 40, 8, 4, 25, 40 строк соответственно. Такое композиционное решение является довольно оригинальным.

Первая строка стихотворения очень конкретна: «Вот парадный подъезд…» Место действия определено – это парадный подъезд богатого дома. Именно к этому подъезду в торжественные дни подъезжают люди, чтобы засвидетельствовать своё почтение. Они оставляют записи в особой книге. Довольные собой они разъезжаются по домам.

А в будние дни у этого подъезда можно увидеть совсем другие лица – «убогие». Кто они? Прожектеры, искатели мест, глубокие старики…

Однажды к парадному подъезду подошли простые русские мужики. На них обратил внимание лирический герой, который впервые заявил о себе всего тремя словами: «Раз я видел…» Цель мужиков-ходоков – попасть на прием к влиятельному вельможе, но швейцар их не пропускает. Он оглядел подошедших – вид их непригляден. Кто-то подсказал швейцару решение: «Гони». И ходоки отправились ни с чем…

Второй строфоид отделен от первого многоточием. Начинается он с противительного союза «а». «А владелец роскошных палат…». Чем он занят? Он объят глубоким сном. Простые мужики ушли, «солнцем палимы», значит, солнце уже в зените, а вельможа всё ещё спит. Мотив сна — один из ключевых мотивов в стихотворении «Размышления у парадного подъезда». Жизнь «владельца роскошных палат» — сон. «Пробудись…», — призывает его автор.

В третьем, небольшом по объему строфоиде, автор вновь делает резкий разворот от мира богатства к миру бедности. От влиятельного вельможи, объятого крепким сном, к безвестным людям, несущим «горе в сердцах».

В следующей части стихотворения интонации резки, напористы, предельно конкретны. Идёт обращение к тому, кому принадлежат роскошные палаты:

«Что тебе эта скорбь вопиющая,
Что тебе этот бедный народ?..»

Обвинения, выдвигаемые в адрес обличаемого лица, серьёзны и суровы. Никогда не поймут простых людей те, кто ценят лесть, нескончаемые развлечения. К стону народа они глухи. Для них жизнь – вечный праздник. Прозреть, очнуться этот вечный праздник не дает.

В жанровом отношении третий и четвертый строфоиды — это инвектива. (Инвектива — форма литературного произведения, резко обличительного характера). Имеет место гневный пафос, прямое обращение к адресату обличения, строки, включающие проклятие:

«И сойдешь ты в могилу… герой,
Втихомолку проклятый отчизною…»

В заключительном строфоиде, пронзительном и откровенном, Некрасов, обращаясь к народу, вопрошает:

«Ты проснешься, ль, исполненный сил?..»

Горько было видеть поэту покорность народа, который не смел даже роптать на свою участь. Глубокими раздумьями заканчивается стихотворение. Да, народ бесправен, но не раздавлен. Мысль о бесправном положении народа неотделима в стихотворении от мыслей о дремлющих, но подлинных силах народа. Некрасов был убежден, что настанет время, когда народ «проснется», сбросит с себя оковы рабства.

Главная мысль стихотворения
«Размышления у парадного подъезда» — мысль о несовместимости достойного человеческого существования и бесправия.

Темы , поднятые Некрасовым в стихотворении «Размышления у парадного подъезда», — темы сострадания, униженности народа, его забитости, долготерпения, произвола, пробуждения.

Контрасты в стихотворении:

— «владелец роскошных палат» и обездоленные бедняки, «мелкие люди»,
— богатый дом с парадным, пышным подъездом и бедный домишко, «харчевня убогая»,
— широкая Волга и широкое народное горе (даже могучая Волга не в таком масштабе заливает поля, сколь широко народное горе).

Проблематика произведения
Философские проблемы, поднятые в произведении – сущность национального характера, проблемы человеческого счастья.

Размер и рифма
Стихотворный размер «Размышления у парадного подъезда» – разностопный анапест. Схемы рифмовки варьируются: начинается произведение с кольцевой схемы (абба), затем следует перекрестная (абаб). Далее идут вариации смежной, перекрестной и кольцевой схемы рифмовки. В строках используется как мужская, так и женская рифмы.

Средства художественной выразительности

Эпитеты — «торжественным дням», «заветным дверям», «деревенские русские люди», «оборванная чернь», «харчевня убогая», «роскошных палат».

Метафоры — «Пышный подъезд», «худой армячишка», «убогие лица», «скорбь вопиющая», «преклонные дни».

Метонимия — «Целый город… подъезжает».

Простонародные выражения – «выдь», «кошли» (котомки), «покуда».

Риторические фигуры (риторические обращения) – «Волга! Волга!», «Родная земля!», «Эх, сердечный!».

Восклицания — «Гони!», «Пробудись!», «Вороти их!»

Стилистическая фигура — анафора
«Стонет он по полям…»
«Стонет он по тюрьмам…»
«Стонет он под овином…»

Многократная анафора (повторение в начале) «стонет» умножает восприятие жизни как непосильного груза.

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» мне понравилось тем , что оно написано на особом нерве. Оно не идеализирует русского мужика, но и не дает его в обиду. Некрасов ценит мужика, он понимает, что стараниями именно таких мужиков создается основа общественного благосостояния. Для детальной прорисовки картины классические жанровые рамки поэзии были Некрасову тесны. Поэтому он создал произведение «Размышления у парадного подъезда» , где органично сосуществуют разные жанры: элегия, песня, инвектива, философская ода («Эх, сердечный! Что же значит твой стон бесконечный?»). Произведение такого рода представляет особый интерес.

План анализа стихотворения «Размышления у парадного подъезда»
1. Вступление
2. К какому направлению в лирике принадлежит?
3. История создания стихотворения
4. Главная мысль стихотворения «Размышления у парадного подъезда»
5. Композиционное строение
6. Краткое содержание стихотворения «Размышления у парадного подъезда»
7. Главная мысль стихотворения
8. Темы, поднятые в стихотворении
9. Контрасты в стихотворении
10. Проблематика
11. Размер и рифма
12. Средства художественной выразительности
13. Чем понравилось стихотворение?

История создания

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» написано Некрасовым в 1858 году. Из воспоминаний Панаевой известно, что в один из дождливых осенних дней Некрасов видел из окна, как от подъезда, в котором жил министр государственных имуществ, дворник и городовой прогоняют крестьян, толкая их в спину. Через пару часов стихотворение было готово. Жанровая сценка, которая стала основой стихотворения, дополнилась сатирой и обобщениями.

Стихотворение было напечатано Герценом в журнале «Колокол» без подписи автора.

Литературное направление, жанр

Стихотворение реалистично описывает болезнь всего русского общества. Знать ленива и равнодушна, перед ней раболепствуют остальные, а крестьяне бесправны и покорны. Жанровая сценка у парадного подъезда – повод к размышлению о судьбе русского народа и русского общества. Это образец гражданской лирики.
Тема, основная мысль и композиция, сюжет

Стихотворение Некрасова сюжетное. Его можно условно поделить на 3 части.

Первая часть – описание обычного дня из жизни подъезда. По торжественным дням к важному лицу приезжают с визитами или просто оставить имя в книге. В будни приходят убогие, «старик и вдовица». Не все просители получают просимое.

Вторая часть посвящена «владельцу роскошных палат». Начинается она с обращения наблюдателя – лирического героя. Негативная характеристика вельможи завершается призывом пробудиться и воротить просителей. Далее описана предполагаемая жизнь и смерть вельможи.

Третья часть – это обобщение и возведение данного конкретного случая в типичный. Нет на родной земле такого места, где бы русский мужик, сеятель и хранитель этой земли, не страдал. В состоянии духовного сна находятся все сословия: и народ, и владельцы роскошных палат. Для народа есть выход - проснуться.

Тема размышлений – судьба русского народа, кормильца – русского крестьянства. Основная мысль состоит в том, что народ никогда не пробьётся к парадным подъездам господ, это жители разных непересекающихся миров. Единственный выход для народа – найти силы для пробуждения.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано разностопным анапестом с неупорядоченным чередованием трёхстопного и четырёхстопного. Женская и мужская рифмы чередуются, виды рифмовки тоже меняются: кольцевая, перекрёстная и смежная. Концовка стихотворения стала студенческой песней.

Тропы и образы

Стихотворение начинается с метонимии в сочетании с метафорой. Город одержим холопским недугом, то есть жители города раболепствуют, как холопы, перед вельможей. В начале стихотворения сухо перечисляются просители. Особое внимание рассказчик уделяет описанию мужиков и пользуется эпитетами: некрасивы, загорелые лица и руки, армячишко худой, спины согнуты, скудная лепта. Выражение «Пошли они, солнцем палимы» стало афоризмом. Сострадание вызывает пронзительная деталь: крестьяне, которых прогнали, идут с непокрытыми головами, проявляя почтение.

Вельможа описан с помощью высокопарных метафор. Он держит в руках земные громы, а небесные его не страшат. Жизнь его бежит вечным праздником. Слащавые эпитеты поэтов-романтиков описывают райскую жизнь вельможи: безмятежная аркадская идиллия, пленительное небо Сицилии, благовонная древесная тень, солнце пурпурное, море лазурное. Конец жизни вельможи описан с иронией и даже сарказмом. Герой будет втихомолку проклят отчизною, дорогая и любимая семья ждёт его смерти с нетерпением.

В третьей части снова используется метонимия. Лирический герой обращается к родной земле, то есть ко всем её обитателям. Он открывает для всех сословий жизнь стонущего народа. Глагол стонет повторяется как рефрен. Песня народа подобна стону (сравнение).

После обращения к русской земле, Некрасов обращается к Волге. Он сравнивает народную скорбь с разливающимися водами русской реки. В этой части Некрасов снова пользуется эпитетами весна многоводная, народ сердечный, стон бесконечный. Последнее обращение-вопрос к народу: проснётся ли он, или его духовный сон будет длиться вечно, согласно естественному ходу вещей? Для реалиста Некрасова этот вопрос не риторический. Выбор есть всегда, реальность непредсказуема.

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда»

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь - в том их призванье!
А в обычные дни этот пышный подъезд
Осаждают убогие лица:
Прожектеры, искатели мест,
И преклонный старик, и вдовица.
От него и к нему то и знай по утрам
Всё курьеры с бумагами скачут.
Возвращаясь, иной напевает "трам-трам",
А иные просители плачут.
Раз я видел, сюда мужики подошли,
Деревенские русские люди,
Помолились на церковь и стали вдали,
Свесив русые головы к груди;
Показался швейцар. "Допусти",- говорят
С выраженьем надежды и муки.
Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых
(Знать, брели-то долгонько они
Из каких-нибудь дальних губерний).
Кто-то крикнул швейцару: "Гони!
Наш не любит оборванной черни!"
И захлопнулась дверь. Постояв,
Развязали кошли пилигримы,
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: "Суди его бог!",
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами...

А владелец роскошных палат
Еще сном был глубоким объят...
Ты, считающий жизнью завидною
Упоение лестью бесстыдною,
Волокитство, обжорство, игру,
Пробудись! Есть еще наслаждение:
Вороти их! в тебе их спасение!
Но счастливые глухи к добру...

Не страшат тебя громы небесные,
А земные ты держишь в руках,
И несут эти люди безвестные
Неисходное горе в сердцах.

Что тебе эта скорбь вопиющая,
Что тебе этот бедный народ?
Вечным праздником быстро бегущая
Жизнь очнуться тебе не дает.
И к чему? Щелкоперов3 забавою
Ты народное благо зовешь;
Без него проживешь ты со славою
И со славой умрешь!
Безмятежней аркадской идиллии4
Закатятся преклонные дни.
Под пленительным небом Сицилии,
В благовонной древесной тени,
Созерцая, как солнце пурпурное
Погружается в море лазурное,
Полосами его золотя,-
Убаюканный ласковым пением
Средиземной волны,- как дитя
Ты уснешь, окружен попечением
Дорогой и любимой семьи
(Ждущей смерти твоей с нетерпением);
Привезут к нам останки твои,
Чтоб почтить похоронною тризною,
И сойдешь ты в могилу... герой,
Втихомолку проклятый отчизною,
Возвеличенный громкой хвалой!..

Впрочем, что ж мы такую особу
Беспокоим для мелких людей?
Не на них ли нам выместить злобу?-
Безопасней... Еще веселей
В чем-нибудь приискать утешенье...
Не беда, что потерпит мужик:
Так ведущее нас провиденье
Указало... да он же привык!
За заставой, в харчевне убогой
Всё пропьют бедняки до рубля
И пойдут, побираясь дорогой,
И застонут... Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам,
В рудниках, на железной цепи;
Стонет он под овином, под стогом,
Под телегой, ночуя в степи;
Стонет в собственном бедном домишке,
Свету божьего солнца не рад;
Стонет в каждом глухом городишке,
У подъезда судов и палат.
Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется -
То бурлаки идут бечевой!..
Волга! Волга!.. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля,-
Где народ, там и стон... Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил,-
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..

Одно из самых известных произведений великого русского поэта Николая Некрасова - стихотворение «Размышления у парадного подъезда», анализ которого является важной вехой школьного обучения. Написано оно в 1858 году. Все поэтические тексты автора пронизаны состраданием к участи российского народа, но «Размышление…» особенно усиливает этот лейтмотив.

Практика рефлексирования

Процесс размышления, рефлексии, погружения в себя является неотъемлемым элементом великой русской литературы. Практически у всех ведущих поэтов обязательно были произведения под названием «Дума». Достаточно также вспомнить «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева или «Москва - Петушки» Ерофеева. В абсолютном соответствии с этой исключительно русской литературной манерой «глубоко думать» написал свое «Размышления у парадного подъезда» гармонично вписываются в эту литературно-философскую мысль.

История создания

Известно, что поэтический персонаж произведения - сам парадный подъезд - существовал в реальности. Именно его русский поэт наблюдал каждый день из своего окна. И довольно часто ему приходилось бывать свидетелем того, как каждый день у этого подъезда стояла толпа тех, кто дожидался милости быть принятым со своими просьбами и чаяниями, среди которых «и преклонный старик, и вдовица». Увидев однажды развернувшуюся картину, он перенес это место в стихотворение «Размышление у парадного подъезда».

Однако была причина, подвигнувшая его зафиксировать ежедневно наблюдаемую картину. Вообще, одной из особенностей некрасовской поэзии является документальность. Он стремится максимально честно запечатлеть взволновавшее его событие или удивившего его человека. Вот и здесь зафиксирован поразивший автора момент, который отпечатался в памяти. «Размышления у парадного подъезда», анализ его тонкого контраста показывают всю глубину переживаний автора.

К черни

Однажды Некрасов увидел из окна, как в качестве просителей у подъезда напротив скопились истинные представители русской нации - мужики, работающие на земле, хлеб выращивающие, спины не разгибающие. Он трогательно описывает этих просителей, которые молятся на церковь, «свесив русые головы к груди». Однако никого не трогает судьба и просьбы этого главного плеча Руси, никто не хочет омрачать свой небосвод беспечной жизни такими неприглядными персонажами, их видом и их мольбами. Мужика, плоть земли русской, которого превозносил Некрасов и другие замечательные поэты и писатели, безликий швейцар обозвал чернью, лишь скользнув взглядом по их прохудившейся одеже.

Мысль о русском мужике никогда не оставляла Некрасова и сконцентрировалась в том числе и в стихотворении «Размышления у парадного подъезда». Анализ текста показывает, насколько угнетало поэта нежелание и неспособность простых людей защищаться. Крестьяне не знают своих прав и вынуждены становиться просителями. Глубину этой подчиненности остро чувствовал Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» доказывают это каждым словом.

Главный герой - народ

Швейцар, вышколенный за долгие годы работы на своей престижной должности, обучен мгновенно понимать, кто перед ним стоит и какой кому следует оказывать прием. Он тут же разглядел, что просители «некрасивы на взгляд», что «армячишка худой на плечах». Так подробно, с большим состраданием, смело, можно сказать, любовно Некрасов описывает внешний вид натруженных тяжкой работой и долгим путем мужиков.

Но созданный идиллический образ тут же обрывается грубым «гони», и тут же следует обстоятельный аргумент «наш не любит оборванной черни». Словно хлыстом кто ударил, «захлопнулась дверь». Самое пронзительное, отражающее чуть ли не всю историю жизни российского народа, его чаяний и обманутых надежд, Некрасов выразил одной фразой, сообщившей читателям, что просители «развязали кошли». Однако та «скудная лепта», которую мужики, возможно, копили немалое количество времени, не была удостоена даже легким взглядом швейцара. Очевидно, что для него это жалкие копейки, а для мужика - его пот и кровь. Этим пронизаны «Размышления у парадного подъезда», тема стихотворения - именно народа.

Владелец роскошных палат

Важным приемом стихотворения «Размышление…» является яркий контраст между тем, кто просит, и тем, кого просят. Обращение Некрасова к тому, кто «не любит оборванной черни», занимает едва ли не треть всего произведения. Он называет его «владельцем роскошных палат», его жизнь поэт характеризует перечислением праздных, бессмысленных занятий, таких как «волокитство, обжорство, игра». И такую жизнь, возмущается автор, он считает «завидной», он «счастливый», а потому «глух к добру». Вельможа вошел в стихотворение «Размышление у парадного подъезда» не случайно, и судьба его будет нерадостной.

Поэт взывает к нему, к его совести, говоря о тех, чьим «спасением» он может стать. Но тут же автор словно опомнился, задавая вопрос по большей степени самому себе: «Что тебе этот бедный народ?» Своей скорбью о судьбе народной, которой Некрасов посвятил все свое творчество, о русском мужике он пропитывает буквально каждую строфу, следующую за описанием блестящей жизни владельца палат. Он говорит, что что нет такого уголка на земле русской, где бы ни был слышен стон мужика. Всю тяжесть жизни его Некрасов усиливает многократным повторением слова «стонет». Именно в этом глаголе, а также в близких словах автор концентрирует главную свою мысль о народе. Скорбь, заключенная в стихотворении «Размышления у парадного подъезда», анализ чувств простых мужиков призывают читателей обратить на это внимание.

Надежда вечной скорби

Финал стихотворения пронизан и призывом и одновременно вопросом к тем, кому автор посвятил свое творчество. В этом вопросе-призыве звучит мотив сна, такой же устойчивый, как и мотив стона, который в некрасовской поэзии звучит неуклонно и постоянно. Мотив сна применительно к мужику означает призыв очнуться. В отношении же вельможи он предрекает его конец. Такое контрастное использование одного мотива усиливает противопоставление главных тем произведения. Главная идея «Размышления у парадного подъезда» заключается в демонстрации контраста не только персонажей, но и реалий их жизней.

Пронесенное через себя чувство сострадания

Такое радение за свой народ, которому Некрасов посвятил чуть ли не все свои произведения, было связано с глубоко личным переживанием. Жестокость отца, лишение наследства познакомили Некрасова очень рано с неприглядной правдой жизни. С 16 лет он вынужден был зарабатывать сам и рано понял, как именно устроен мир. Наиболее трудно он воспринимал тот факт, что крестьяне, чья жизнь была угнетена вечным страхом и борьбой за выживание, даже не пытались отстаивать свои права, становясь просителями и завися от настроений даже не крупных чинов, а их прислуги. Все это вошло в той или иной степени в «Размышления у парадного подъезда», план которых, вероятно, зародился намного позднее.

«Страстный к страданью поэт» — воскликнет Достоевский после прочтения «Последних песен» Некрасова. Действительно, мотив глубокой скорби красной нитью проходит сквозь всё творчество этого народного автора. «Размышления у парадного подъезда» — одно из его произведений, где мы слышим вечный стон русского народа.

Некрасову потребовалось всего два часа, чтобы создать этот шедевр. В 1858 году в дождливый осенний день жена позвала поэта к окну, откуда было видно крестьян, которые «желали подать какое-нибудь прошение и спозаранку явились к дому», где жил министр государственных имуществ.

Некрасов подошёл именно в тот момент, когда «дворники дома и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину» (из воспоминаний Панаевой). Сцена сильно подействовала на него и послужила появлению нового стихотворения.

Жанр, направление и размер

Стихотворение сложно отнести к определенному жанру: оно совмещает в себе черты элегии (грустные размышления о народной судьбе), сатиры (отражение образа жизни «владельца роскошных палат»), песни (песенные мотивы присутствуют в заключительно части произведения, начиная со слов «Родная земля! »). Однако можно однозначно определить направление — гражданская лирика: лирический герой отражает своё отношение к общественным событиям.

Произведение написано разностопным анапестом (чередование трёхстопного и четырехстопного).

Образы и символы

Образ «парадного подъезда» становится воплощением страданий бедных крестьян, жестокости, социального неравенства. К нему приходят все «убогие лица». Но богачам нет дела до холопов: владелец «роскошных палат» проявил равнодушие к несчастным просителям, он даже не вышел к ним, «сном был глубоким объят».

Образ деревенских мужиков собирательный: Некрасов отразил положение всех тружеников, вынужденных терпеть пренебрежение со стороны вельмож, работать до изнеможения, обеспечивая своим трудом всю страну. На бедняках всегда вымещают злобу, их не считают за людей, хотя они и есть опора государства, его сила.

Также важно символическое значение Волги: поэт сравнивает скорбь мужиков с разливающимися водами реки, отражая чувство глубокого уныния, а также масштабность народного горя.

Темы, проблемы и настроение

Основная тема стихотворения — тема крестьянской судьбы. Некрасов отразил реальное положение крестьян в пореформенной Руси (в 1861 году была отмена крепостного права). Народ всё так же терпит угнетения со стороны господ, пытается любыми способами достать средства на существование, изнемогая на тяжелых работах. Реформа не помогла им, ведь об адаптации простых людей в новой жизни никто не подумал. Они так и остались зависимыми рабами.

Проблема социальной несправедливости также привлекает внимание автора. Некрасов на примере бедных просителей и влиятельного вельможи показывает, как сильно отличается жизнь богатых и бедных. В то время как одни ведут праздную жизнь, вдоволь едят, устраивают приёмы, другие обуты в «самодельные лапти», имеют «загорелые лица и руки» от постоянного труда под палящим солнцем.

Некрасов в произведении затрагивает и тему сострадания. В последних строках лирический герой обращается непосредственно к народу:

Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил, —
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..

Автор пишет о беспомощности народа, о неспособности мужика изменить свою жизнь. Он скорбит по несчастным бурлакам, вынужденных нести свою ношу десятками лет. Нет такого места, где бы «сеятель и хранитель» Русской земли не стонал, этот звук стал настолько обыденным, что уже «песней зовётся».

В произведении настроение лирического героя меняется. Он со злобным пафосом описывает жизнь «владельца роскошных палат», обвиняя его в «глухоте к добру», в бессмысленном существовании. Однако герой по-иному относится к бедным просителям: он проникнут сочувствием к судьбе простого народа, с жалостью говорит об их нищем внешнем виде, их тяжелом положении.

Основная идея

Смысл некрасовской антитезы прост и нагляден: пока труженики безуспешно борются за свои законные права, их угнетатели, бесполезные и бессовестные, гробят страну расточительством и своей ленью. Поощряя подобное расслоение общества, человек становится врагом своей страны.

Средства художественной выразительности

Произведение Некрасова схоже с рассказом: мы можем проследить последовательность действий, в нём присутствует несколько героев. Однако речь, безусловно, позволяет нам назвать его стихотворением. Это не только рифмующиеся фразы, но и особые тропы:

  • Эпитеты, определяющие не только вид образа, но и авторское отношение к нему: «бедный народ», «убогие лица», «владелец роскошных палат».
  • Анафора (единоначалие) Приём усиливает мотив страдания, человеческого горя: «Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по острогам».
  • Злобный пафос в начале произведения осуществляется с помощью инвективы – резкого обличения зажиточного существования вельможи.
  • Тема социальной несправедливости раскрывается благодаря такому художественному приёму как антитеза: пышному парадному подъезду противопоставляются обычные «убогие лица», приходящие сюда за помощью.
  • Несколько раз автор использует риторический вопрос («Что тебе этот бедный народ? », «Не на них ли нам выместить злобу? »), этой стилистической фигурой и заканчивается произведение. Некрасов обращается ко всему народу, пытаясь призвать его на борьбу с несправедливостью. Эти строки звучат как «вызов».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!