Преображенский храм (фото)

Новости
Благочиние сегодня
Душеполезное чтение
Благочиние
Преображенский храм
О храмах
Духовенство благочиния
Общецерковный календарь
Православные ресурсы
Православие в сети
Архив
Видеоархив
Газета «Преображение»
Вопрос священнику
Воскресная школа
Гомилетическое наследие
Мартиролог
Из истории



Помогите детям

Разработано: InkDesign

Балашихинское благочиние Московский патриархат Русская Православная церковь
Задушевное словоОтветы на вопросыНаши координаты
HomeE-mail

Глас Господень на водах…

Наступил очередной гражданский год третьего тысячелетия христианства. Человеческая цивилизация ведёт отсчёт времени от главного события, определившего духовный мир человечества - Рождества Христова. Святые дни празднования Рождества (святки) подошли к концу, мы стоим накануне праздника Крещения Господня.

Крещение Господне (Богоявление) – церковное торжество: мы вспоминаем  день, когда Господь Иисус Христос в тридцатилетнем возрасте пришёл на берега Иордана, где Его крестил святой пророк Иоанн Предтеча. Воспоминаемое евангельское событие дало название празднику. Да, мы говорим о церковной памяти, но сердце верующего человека не только вспоминает, а ещё и переживает подобные события, послужившие основаниями для праздников Святой Православной Церкви.

Слово «баптисто» («крещаю», «крещу») с греческого буквально переводится как «погружаю в воду». Нельзя понять смысла и важности крещения, не уяснив прежде символического и реального значения воды в Ветхом Завете. Вода - начало жизни. Именно из воды, пронизанной животворящим Духом, произошли все живые существа. Где нет воды - там пустыня. Но вода может не только созидать, но и разрушать, уничтожать - так водою великого потопа Бог залил грехи и разрушил зло человеческое.

Крещение, которое совершал Предтеча Господень Иоанн, было символическим и означало, что как тело омывается и очищается водою, так и душа человека, кающегося и уверовавшего в Спасителя, будет очищена от всех грехов Христом. Сам Иоанн восклицал: «Идёт за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк. 1, 7-8).

И вот к пророку Иоанну, совершающему крещение, то есть свидетельствующему о чистоте тех людей, которые приходили к нему на Иордан и каялись в своих грехах, приходит Иисус из Назарета. Иоанну было открыто, что к нему пришёл Сын Божий, которого так ждало всё человечество. Предтеча Сына Божьего указывает на Иисуса Христа, приближающегося к месту Иоаннова крещения и обращается к народу, указывая на Спасителя. Предтеча Господень говорит: «Вот агнец Божий, Который берёт на Себя грехи мира. Сей есть о Котором я сказал: «за Мною идёт Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня». Я не знал Его, но для того пришёл крестить Его в воде, чтобы Он был явлен…» (Ин.,1:29-31). Крещение Иоанна Крестителя имело смысл духовно очищающего действия. Поэтому, когда Иисус Христос пришёл креститься, Иоанн стал удерживать Его. Креститель Иоанн, считая себя недостойным прикоснуться к главе воплотившегося Бога, стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Но Иисус сказал ему в ответ: «Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 14-15). После Крещения Христа крещение для людей уже не просто символ очищения. Здесь Иисус явил Себя миру как Христос, Сын Божий. «Я видел, я свидетельствую: Он - Избранник Божий», - подтверждает Иоанн Креститель.

В событии Крещения Господа Иисуса Христа, по свидетельству евангелистов (Мф. 13:16-17), совершилось явление Триединого Бога. Потому праздник Крещения известен ещё под названием Богоявления. С другой стороны Иисус Христос с этого момента явил Себя миру, как обещанный Спаситель его. «До дня крещения Он был неизвестен народу, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - потому Богоявлением называется не тот день, в который Христос родился, а тот, в который крестился». В тропаре и кондаке - основных церковных стихотворениях, отражающих суть празднуемого события - ясно выражено значение Крещения и как явления Божества Святой Троицы («Троическое явися поклонение»), и как явления Сына Божия («Явился еси днесь вселенней»).

Итак, праздник Крещения называется ещё праздником Богоявления - так как в этот день Бог явил Себя явственно миру в трёх лицах Своего Божества: Бог Сын - Иисус Христос принимал крещение в Иордане, Дух Святой нисшел на Него в виде голубя, Бог Отец засвидетельствовал Иисуса Христа гласом с неба. Все четыре Евангелия свидетельствуют об этом (См. Мф. 3:13-17; Мк. 1:9-11; Лк. 3:21-22; Ин. 1:26-34.) Вот как пишет об этом евангелист Марк: «И было в те дни, пришёл Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1,9-11).

Богоявление открыло нам великую Божественную тайну Святой Троицы. Теперь каждый принимающий крещение с Святой Церкви приобщается этой тайне, по словам Христа к Своим ученикам «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19).
Крещение - это начало восстановления первоначального образа Божьего в падшем человеке. Великая тайна, совершаемая в крещении, достигает сознания не сразу. Крещение делает нас «единой отраслью» со Христом, как бы прививает нас к Нему. В воде крещения, источнике новой жизни, человек умирает для греха и воскресает для Бога. Но чтобы подлинно осуществить своё крещение, то есть стать образом Христа, нужна вся, посвящённая Богу, жизнь.

Крещение Господне принадлежит к числу двунадесятых праздников Православной Церкви. Христианское крещение понимается как взятие на себя креста и соотносится со словами Спасителя: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9; 23)).

Крещением Спаситель начинает Свой земной подвиг, чтобы указать людям путь спасения их душ. Вступая в воды Иордана, принимая Сам крещение от Своего Предвозвестника, Иисус Христос омывает не свои грехи (их у Бога нет), а грехи человеческие. Тотчас за Крещением последовало сорокадневное пребывание Христа на уединенной горе, в посте и молитве, а затем Его проповедь с первыми её словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». (Мф. 4:17). Эти спасительные слова, всегда звучащие для человека, стремящегося к спасению бессмертной души, с особой силой вскоре будут звучать в православных храмах: подготовка к подвигу Великого поста не за горами.

С древнейших времен в Церковном Уставе и у отцов Церкви праздник Богоявления называется также днём Просвещения и праздником Светов, ибо Бог есть Свет и Воскресение и явился просветить «седящих во тьме и сени смертной» (Мф.4; 16), спасти падший род человеческий. Поэтому в древней Церкви в навечерие Богоявления, как и в самый день праздника, был обычай крестить, то есть духовно просвещать тех, кто подготовил¬ся к этому спасительному таинству.

Накануне праздника Крещения Господня (Крещенский сочельник), 6 января, установлен строгий пост. В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение. В память того, что Спаситель Своим Крещением освятил воду, бывает водосвятие; накануне праздника вода освящается в храмах, в самый же праздник Богоявления -  в храмах, а также в реках или других местах, где берут воду. Крестным ходом на Иордан называется шествие для освящения природных водоёмов.

Богоявленская или крещенская вода является великой святыней, исцеляющей душу и тело. Её берегут, с благоговением окропляя ею свои жилища, самих себя, особенно тогда, когда нас посещают тяжёлые жизненные обстоятельства, когда приходят болезни и скорби. Тогда нам особенно нужна благодать, в том числе и почерпаемая от святой воды.

Современники спешат приобщиться к тайне важнейшего праздника Святой Церкви, к особой его атмосфере, почерпнуть святой крещенской воды, освятить себя и свои жилища.

Материал подготовил протоиерей Александр Бутрин


Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /pub/home/hrambal6/htdocs/lib/moduls/news.php:159) in /pub/home/hrambal6/htdocs/lib/moduls/index.php on line 373

Вопросы и предложения по сайту просим направлять по адресу -