Преображенский храм (фото)

Новости
Душеполезное чтение
Преображенский храм
Православные ресурсы
Православие в сети
Архив
Видеоархив
Газета «Преображение»
Вопрос священнику
Воскресная школа
Гомилетическое наследие
Мартиролог
Из истории





Помогите детям

Разработано: InkDesign

Преображенский храм Московский патриархат Русская Православная церковь
Задушевное словоОтветы на вопросыНаши координаты
HomeE-mail

День особого поминовения.

«Постараемся, сколько возможно,
помогать усопшим,
вместо слёз, вместо рыданий, вместо пышных гробниц
- нашими о них молитвами, милостынями и приношениями,
чтобы таким образом и им, и нам
получить предложенные Богом блага»
святитель Иоанн Златоуст.

7 ноября в храмах Русской Православной Церкви совершались богослужения Димитриевской родительской субботы. Святая Церковь считает усопших православных христиан такими же своими членами, как и живых, и признает молитву об усопших как способ общения живых и умерших и как дело любви. Молитва живых за умерших во Христе братьев и сестёр – наш неотъемлемый долг.

Поминовение за проскомидией совершает митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий
Фото - свящ. Александра Ивлева.

Наша Церковь учит о связи живущих на земле и находящихся в иных сферах бытия после успения. У Господа мы все живы. Господь Иисус Христос учил: чего сам желаешь получить от Бога себе, то самое делай ближнему своему, люби даже своего врага. Все наши отношения с ближними, как добрые, так и злые, Господь берёт на Себя, когда говорит: «Так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40). Все живы перед Богом, и мы имеем заповедь любви вечной, бессмертной. Нам заповеданы молитва друг за друга, ношение тяготы ближнего, искание Царства Небесного, - и всё это не для себя только, а для ближнего, потому что без любви к ближнему спастись невозможно. Молитва за усопших, дела милосердия, совершаемые ради облегчения их посмертной участи - это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошёл в мир иной, но продолжает оставаться для нас дорогим и близким.

Весьма поучителен рассказ из жизнеописания преподобного Силуана Афонского, святого XX века. Один монах-пустынник говорил: «Бог накажет всех безбожников. Будут они гореть в вечном огне». Очевидно, ему доставляло удовлетворение, что они будут наказаны. На это преподобный Силуан с видимым душевным волнением сказал: «Ну, скажи мне, пожалуйста, если посадят тебя в рай, и ты будешь оттуда видеть, как кто-то горит в адском огне, будешь ли ты покоен?»

- А что поделаешь, сами виноваты, - говорит тот. Тогда Старец со скорбным лицом ответил: «Любовь не может этого понести... Нужно молиться за всех».

«Просите, и дано будет вам», - вот неложные слова Начальника жизни - Господа нашего Иисуса Христа (Мф. 7, 7). Напрасно некоторые думают, что молитва за умерших для них бесполезна. Мы не принимаем этого ложного мнения, а веруем словам Иисуса Христа, научившего нас, что Бог не мёртвых, а живых, и потому ходатайствуем пред Богом не за мёртвых, несуществующих, а за живых, перешедших в загробный мир для вечной жизни.

Панихида в храме Христа Спасителя
Фото - свящ. Александра Ивлева.

Бесконечная благость Божия есть одно из оснований, на котором Святая Церковь основывает своё учение о возможности помочь грешникам в их загробном состоянии. «Не хочу смерти грешника», - вот Божие изволение (Иез. 33, 11), которому должен человек содействовать своей жизнью. Если бы Церковь не была убеждена, что некоторые грешники и после смерти могут получить прощение грехов и освободиться от адского заключения, то не молилась бы о них. Молится же о них потому, что верует: усопшие спасутся по молитве живых. Так веровала Церковь ветхозаветная, так верует и новозаветная Церковь.

По большому счёту, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике - всё это дань традициям, пусть и благочестивым. Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей горячей постоянной молитве и милосердии, потому что сама она уже не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Вот почему домашняя молитва за близких, церковное поминовение, молитва на кладбище у могилы усопшего, благотворительность - долг всякого православного христианина. Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.

Принято считать каждый субботний день удобным для поминовения; ведь и само название этого дня в переводе на русский язык означает день покоя. Людей, закончивших свой земной путь, мы называем упокоившимися, усопшими. В субботу мы усиливаем моления за них. В церковном календаре, однако, есть особые субботы. Наиболее усиливаются заупокойные моления в две так называемые вселенские родительские субботы перед неделями Мясопустной и Пятидесятницы.

Православная Русская Церковь сверх указываемых Уставом поминальных суббот имеет ещё два особых поминальных дня: субботу перед днём святого великомученика Димитрия Солунского - 8 ноября (26 октября по церковному календарю) и на Фоминой седмице, так называемую Радоницу.

Димитриевская родительская суббота приходится на разные числа. Но она бывает в конце октября или в начале ноября. Это – ближайший субботний день перед 8 ноября.

Из-за приближения особого поминального дня в церковном календаре обратим особое внимание сегодня на субботу перед днём памяти великомученика Димитрия Солунского. Народное предание говорит нам, что поминовение усопших в субботу перед 8 ноября установлено в 1380 году великим князем Московским Димитрием Иоанновичем для поминовения павших на Куликовом поле в битве с Мамаем 21 сентября 1380 года. На поле Куликовом многие доблестные русские воины сложили свои головы за независимость нашей страны от иноземцев. Не одну неделю продолжались поминовения и погребения защитников Отечества. Так как собрались они на поле битвы с Мамаем из разных мест Руси, то и их тела отправлялись на подводах в те места, чтобы быть погребёнными на малой родине. Например, святой князь Владимир Серпуховской свёз тела земляков, павших на поле брани, в центр своего удельного княжества – город Серпухов и на месте братской могилы вырос величественный Зачатьевсий собор Высоцкого монастыря, основанного в тот же год по благословению преподобного Сергия Радонежского. Так поступали многие князья-военачальники – великие и удельные. Так зарождалась Димитриевская родительская суббота…

Но обычай осенних поминок мы находим в глубокой древности; этот обычай был ещё у языческих народов, например, литовцев, германцев. Был он и у славян. Об этом говорится, например, в «Душеполезном Чтении» за октябрь 1871 года. Святитель Димитрий Ростовский высказывает мнение, что Димитриевская родительская суббота заменила собой прежде бывшие языческие тризны. С принятием христианства древняя традиция сохранилась, - продолжает святитель Димитрий, - но, разумеется, приняла другой характер, ибо Святая Церковь всё доброе собирает отовсюду, но облагораживает, совершенствует, возвышает.

Первоначально осенние поминки усопших не были приурочены к определенному дню. На Севере Руси, как остаток древней практики и сейчас совершается поминовение усопших в субботу перед праздником Покрова, - говорит нам знаток этого вопроса святитель Афанасий (Сахаров). В древности в некоторых местах погребения на убогих домах, кроме четвертка седьмой седмицы по Пасхе, поминки по таким людям также совершались перед праздником Покрова Пресвятой Богородицы. Отсюда, кстати, идут народные поверья, что могилы усопших сродников в последний раз в году посещают на праздник Покрова, приводя места захоронения в порядок. И следующее посещение кладбища планируют уже на Радоницу.

Однако вернёмся к событиям установления поминовения в октябре-ноябре. После судьбоносной для Руси Куликовской битвы святой благоверный князь Димитрий Донской, совершив в обители преподобного Сергия Радонежского первое торжественное поминовение павших в битве, ввиду заявленного ему со стороны бояр пожелания и на будущее время «память творити, кто сложил голову свою», обратился к Церкви с просьбой установить ежегодное поминовение павших на Куликовском поле в субботу перед днём святого великомученика Димитрия Солунского – днём своего Ангела. Строго говоря, название этому осеннему дню поминовения дало имя святого Димитрия Солунского, имя которого получил в крещении московский князь, прозванный за победу на Доне Донским. Но мы, говоря о Димитриевской родительской субботе сегодня, её название связываем и со святым Димитрием Донским. В XIV веке название поминального дня связывали лишь со святым Димитрием из города Солунь, которого славяне считали своим особым покровителем, «отечествулюбцем славянских народов», и который, в частности, по народным былинам ратоборствовал против Мамая.

Естественно, что с этим поминовением воинов соединилось и обычное осеннее поминовение всех усопших. Так и явилась на православной Руси Димитриевская родительская суббота, о которой не упоминает церковный Устав, которой нет в церковных установлениях Греческой Церкви.

Не ослабевает память о воинах, павших на Куликовском поле, но суббота перед 8 ноября посвящена теперь не только их памяти, но вообще «всем от века усопшим православным христианам, нашим близким, сродникам и знаемым». По любви российских книжников XVII и начала XVIII веков к словесным преувеличениям эта суббота иногда даже называлась вселенской. Однако, это неправильно.

В родительскую субботу богослужения имеют один богослужебный чин, состоящий из вечерни и утрени, поются песнопения заупокойного характера. Присутствуют поминальный канон, поминальные стихиры, песнопения. Вечерня переходит в утреню, а после Литургии, как правило, служится панихида. Многие в поминальные дни стремятся на родные могилки, но прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников, а лучше – всем, следует прийти в субботу в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре. Святая Церковь постоянно объясняет необходимость заказать поминовение прежде начала богослужения. Очень многие делают ошибку, приходя в храм после окончания церковной службы. Это, конечно, тоже хорошее дело, но, как справдливо замечает народная мудрость, свято яичко к светлому дню. Приложите усилия, чтобы поминание было совершено священником на проскомидии – самой первой части Литургии, когда за усопшего батюшка вынет из особой просфоры частичку, а затем в самом конце Божественной литургии в знак омовения грехов усопшего опустит в Чашу со Святыми Дарами.

Димитриевская суббота называется ещё и родительской, потому что наши родители ближе всех нам по плоти. Потому начинаем мы поминание с них, если они преставились: в церковной поминальной записке, подаваемой на Литургию, пишем прежде имена усопших родителей, бабушек, дедушек, сестёр, братьев, поминаем сродников. Понятие «родительская суббота» связано с кровными, близкими нам людьми. Но в Дмитриевскую субботу мы молимся не только за родных и близких, а стараемся включить в нашу молитву и тех, кого мы вспомнить не можем, потому что просто не знали их, и тех, в особенности, за кого некому помолиться здесь на земле, как за наших близких. И хотя наша молитва, конечно же, несовершенна, как несовершенна наша любовь, но она всё же имеет большое значение. Это самое главное, что сейчас совершается в мире, самое важное дело из всех, какие только могут быть.

Сразу же по окончании Божественной литургии приходит черёд панихиде. В этот момент не спешите уходить из храма: подав записку на панихиду, помолитесь и за этим заупокойным молением. Когда мы молимся о душах ушедших в мир иной, принято считать, что и они в тот момент на небесах молятся о нас.

Если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой, то ощутит свою причастность Церкви Бога, у Которого все живы, войдёт в таинственную связь с родными людьми, перешедшими в иное бытие. После того, как совершено поминовение в церкви, не возбраняется в этот день побывать на кладбище, чтобы поклониться могилам родных.

Панихиды служились уже тогда, когда первые христиане были гонимы в Римской империи, и слово «панихида» в буквальном переводе с греческого языка означает «служение ночью» – «молитва ночью об усопших». Когда Церковь стала свободна, то панихида вышла из пещер, из тайных мест, и стала службой об усопших. Со временем появились в Церкви поминальные субботы.

Панихидой в церкви заканчивается поминальный чин, который будет совершаться в ближайшую к нам субботу.

В субботний день 7 ноября храмы России, в том числе и церкви подмосковной земли, наполнились молящимися. Люди пришли помянуть «всех в вере и уповании на милосердие Божие преставившихся православных христиан». Внимая просьбам верующих, возносила свои молитвы Святая Церковь. В этом молении было уделено особое внимание христолюбивому воинству Российскому - всем, на полях брани и при исполнении воинского долга жизней своих не пощадивших «за други своя», за святое Отечество наше.

Автор - Протоиерей Александр Бутрин, клирик Преображенской церкви г. Балашихи

Вопросы и предложения по сайту просим направлять по адресу -