Реконструкция помпеи, город погребенный заживо. Гибель Помпеи – малоизвестные факты о трагедии древнего города

Древний город Помпеи был образован еще в 6 веке до н.э. Если бы не извержение вулкана Везувия, который сжег весь город дотла, покрыв его огромным слоем вулканического пепла, Помпеи бы до сих пор существовал неподалеку от Неаполя. Сейчас же это руины, которые ЮНЕСКО причислило в списки Всемирного наследия.

Название Помпеи возникло после объединения пяти самостоятельных городов (pumpe - пять). Это более правдоподобная версия. Существует легенда, по которой Геракл в жестком бою победил великана Гериона, и после этого торжественно прошелся по городу, празднуя победу. С древнегреческого языка pumpe – торжественное, триумфальное шествие.

В те времена люди верили в бога, и считали, что боги управляют земными катаклизмами. Не смотря на то, что 5 февраля 62 г. н. э. произошло сильнейшее землетрясение, которое, возможно, могло стать толчком к извержению вулкана, люди по-прежнему продолжали жить в городе, поклоняюсь богам, и, веря, что с ними не случится несчастье. Все же вулкан извергся. Это произошло 24 августа 79 г. н.э. Пострадал не только город Помпеи, но и близлежащие города – Геркуланум, Стабии. Извержение было настолько сильным, что пепел долетал даже до соседних государств – Египта и Сирии. В городе жило около 20 тыс. человек. Некоторые успели бежать еще до начала катастрофы, ну а многие погибли. Точное число жертв неизвестно, но останки тел находили далеко за пределами города.

Город оставался под слоем пепла многие века, пока в 1592 году Доминико Фонтана (известный архитектор того времени) не наткнулся на городскую стену, во время прокладывания канала от реки Сарно. Никто не предал этой стене большого значения, и лишь спустя около 100 лет в руинах Помпей нашли табличку, с высеченной на ней надписью – «Помпеи». Даже после этого случая никто и не мог предположить, что это старинный город, который исчез с лица земли. Сделали вывод, что это старая вилла Помпея Великого.

И вот в 1748 году началось извлечение древнего города. Раскопками руководил Алькубьерре , который был уверен, что это город Стабии. Непосредственно в самих же Помпеях было произведено всего три раскопки в разных местах. Алькубьерре был варваром, и все находки, которые, по его мнению, представляли интерес, он отправлял в Неапольский музей, а другие попросту уничтожал. Многие ученые запротестовали, и раскопки прекратилась.

В 1760 году начались новые раскопки, которыми руководил Ф. Вега . Они продолжались до 1804 года. Целых 44 года Вега и его подчиненные потратили на извлечение произведений искусства. Все находки реставрировались заново и извлекались очень аккуратно. В это время сюда уже начали съезжаться туристы, поэтому многие памятники не сразу передавали в музеи, а оставляли на обозрение посетителям города Помпеи, уже ставшего музеем.

В 1863 году раскопки продолжились. На этот раз ими руководил Джузеппе Фиорелли . Именно он открыл огромное количество пустот под слоями пепла. Это не что иное, как тела жителей города. Залив эти пустоты гипсом ученые полностью воспроизводили слепки человеческих тел, вплоть до мимики.

Помпеи является огромным городом-музеем под открытым небом, который в 1997 г. был включен ЮНЕСКО в перечень культурного наследия мира. Ежедневно сюда устремляются тысячи туристов, чтобы прикоснуться к древнейшей истории, стать свидетелями бытовых подробностей тысячелетней давности и почувствовать ужас города, погребенного под пеплом и лавой капризного вулкана.

Помпеи был основан горными племенами оски в VII в. до н.э., которые возвели город на застывшей лаве, не догадываясь ни о происхождении этого "фундамента", ни о причине плодородия почвы.
В то время Везувий спал и казался безобидной горой.
В IV в до н.э. вошел в состав Римского государства.
Он долгое время оставался в тени более крупных поселений Кампании .
История градостроительства Помпей разделяется на два периода, о чем свидетельствует наличие разных по архитектуре частей города: старые кварталы с хаотичной застройкой, и новые кварталы, построенные по единому плану.
Старые кварталы являются наследием господства осков, которые строили дома интуитивно. Плановое строительство началось в IV в. до н.э. В это время появились прямые улицы с названиями, прямоугольные кварталы, храмы, рынки, амфитеатры.
Помпеи строились согласно римским градостроительным традициям: в центре пересекались две улицы cardo и decumanus, образуя центральную площадь.
В начале V века площадь Помпей составляла более 65 га.
Мостовые мостили булыжниками, а забота о состоянии дорог входила в обязанности горожан: каждый следил за прилегающим к дому участком, убирал мусор, ремонтировал. Дороги и траур имели покатый профиль для стока воды, направлявшейся в городскую клоаку.

Почти на каждом перекрестке был установлен фонтан. На некоторых улицах стояли алтари, украшенные живописью, лепниной и надписями.

Фасады домов выходили на городские улицы, на нижних этажах которых находились лавки и мастерские, на верхних располагались жилые помещения.
Превосходно выполненные фрески, мозаики, статуи свидетельствуют о высоком уровне изобразительного искусства. Оригиналы помещены в археологический музей Неаполя , но на их месте установлены копии, которые создают прекрасное впечатление о былой роскоши.

Частные дома были достаточно простыми. Теплый климат позволял обходиться без окон, тем самым, экономя на дорогом стекле. Иногда в стене пробивали узкие щели. Дома выходили на улицу глухими торцами, вместо номеров писали имя владельца.

Над жилыми домами знатных горожан устраивался портик – деревянный навес на столбах, защищавший от дождя и солнца.
Главным помещением жилища считался атриум, т.е. закрытый внутренний двор, в центре которого располагался бассейн для сбора дождевой воды. Эта вода считалась священной. К атриуму прилегали комнаты, предназначенные для сна и работы; а также имелся сад и столовая. Дома знати отличались роскошью и богатством, количество комнат доходило до 40.

По трубам к домам и фонтанам города подавалась вода.

Помпеи был богатым и высокоразвитым городом, где процветали торговля и ремеслы.
Вместе тем это был густонаселенный город, в котором весь людской поток стекался к деловому центру Форуму.
На Форуме проходили заседания городского совета и устраивались связанные с ними церемонии: от выборов и присяги до торжественных похорон.
В работе над проектом форума зодчие следовали древней традиции: он не должен быть мал для практических целей, но и не должен казаться пустынным вследствие малолюдства.
Древнейшей постройкой Форума считается Базилика, в которой вершили правосудие, а в остальное время в ней проходили коммерческие и развлекательные собрания. Рядом с Базиликой находилась тюрьма, состоявшая из тесных помещений без окон, с узкими, окованными железом дверьми.

Во II в. до н.э. центральное место на Форуме занимал храм Юпитера или Капитолий, который считался главной священной постройкой. После окончательного покорения римлянами храм посвятили трем капитолийским божествам – Юпитеру, Юноне и Минерве. К его главному входу вела широкая лестница с каменной террасой, откуда жрецы произносили церемониальные речи.

Во времена Римской империи на Форуме была возведена Триумфальная арка, посвященная императору Тиберию, построены административные здания, табуларий – городской архив, постройки для обрядов, храм Аполлона, Пантеон - храм Августа.

Часть площади занимал продуктовый рынок – мацеллум. Рядом находились храмы городских ларов и Веспасиана, биржа Евмахии, Комициум – площадка для голосования граждан.

С заходом солнца Форум закрывался. Привратник обходил все выходы и запирал вороты. Главная площадь города пустовала до утра. После захода солнца на Форуме разрешалось находиться только тюремным сторожам и заключенным.

Древние римляне любили и поклонялись богам покоренных народов. Они переселяли чужих идолов к себе и относились к ним с большим почтением, стараясь заслужить их симпатию. Языческие храмы располагались на главных площадях.

Лучше всего сохранился храм Исиды.
Исида была кумиром богатых римлянок, находивших у нее защиту во внебрачной любви. Жрицы храма Исиды также устраивали свидания между однополыми любовниками.
Храм, помещенный в середине четырехугольного портика с колоннами, покрытыми рисунками, возвышается на высоком подиуме с боковой лестницей. По бокам оборудованы две ниши, предназначенные для статуй Анубиса и Арпократа, сына и брата Исиды.
Позади храма стоят небольшие здания, здесь собирались жрицы Исиды и устраивались свидания, а также располагалось Чистилище с водой из Нила, которую использовали в обряде очищения.

В Помпеях имелось два театра, возведенных по греческому образцу.
Большой театр был построен в 200-150 гг. до н.э. в естественной впадине холма. Во времена Августа театр расширили, и его вместимость составляла 5 000 зрителей. Сохранилась нижняя часть театра, покрытая мрамором и предназначавшаяся для самых важных горожан.

В Помпеях работали множество термополий - античных харчевен, где подавали горячую еду и вино с пряностями. Блюда разогревались с помощью объёмных сосудов, встроенных в прилавок по самое горлышко, в которые наливалась горячая вода.


В городе работало множество общественных терм, при этом в каждом богатом доме были собственные бани.

Но жизнь процветающего города оборвалась по воли судьбы. Разрушительное извержение Везувия принесло не только людскую трагедию, но и дало «бессмертие» Помпеям.
Предвестников извержения вулкана было сильное землетрясение, произошедшее в 62 году н.э. Практически все здания Помпей были повреждены, некоторые полностью разрушены. Но город быстро восстановили.

Извержение Везувия началось днем 24 августа 79 г. н.э.
Поначалу мало кто из жителей обратил внимание на облако из пепла и пара, которое поднялось над вулканом, ведь Везувий давно уже считался уснувшим.
Вскоре черное облако закрыло все небо над городом, хлопья пепла оседали на крышах домов, тротуаре, деревьях. Пепел приходилось постоянно стряхивать с одежды.
Под его слоем яркие краски города тускнели, сливаясь в единый серый фон. Непрерывные подземные толчки постоянно сотрясали землю.
Начавшееся землетрясение было настолько сильным, что повозки на улицах стали опрокидываться, а с домов падали статуи и осыпалась черепица.
На улицу можно было выйти, только накрыв голову подушкой, так как вслед за пеплом с неба стали падать и камни. Тревога людей нарастала.
Поднявшийся из жерла вулкана столб достиг высоты 20 км.

Многие жители пытались укрыться от пепла в домах, но там воздух быстро наполняли ядовитые сернистые пары и люди погибали от удушья.

Под тяжестью пепла крыши домов обваливались на укрывшихся в них обитателей.
Многие гибли, не в силах покинуть ценные вещи.
Во время раскопок были найдены много людей с мешками, набитыми золотом и другими драгоценностями.
Взрыв был растянутым во времени, поэтому большинство жителей успели покинуть город.

В городе остались рабы, которых оставили специально беречь домашнее имущество, и граждане, упорно отказавшиеся покидать свои жилища.
Утро следующего дня встретило оставшихся в окрестностях людей кромешной тьмой, воздух стал горячим. Извержение Везувия полностью уничтожило .
Город скрылся под слоем пепла, толщина которого достигала нескольких метров.
На многие века на месте, где раньше росли маслины и зеленели виноградники, простерлись унылые серые равнины застывшей лавы.
Погребенные под пеплом города почти на 1700 лет исчезли из памяти людей, пока случайно, в конце XVI века, архитектор Фонтана, копая колодец около Сарно, не нашел остатки стены и обломки фресок. Первые раскопки города начались в XVIII веке.
Первым из всех городов были раскопаны .

Проезд:
На поезде Circumvesuviana из Неаполя до остановки Pompei Scavi.

Часы работы:
С 1 ноября по 31 марта: все дни с 8.30 до 17.00 (кассы до 15.30)
С 1 апреля по 31 октября: все дни с 8.30 до 19.30 (кассы до 18.00)
Закрыто: 1 января, 1 мая, 25 декабря.

Официальный археологический сайт Помпей www.pompeiisites.org.

Помпеи является древним римским городом. Располагался недалеко от Неаполя, а ныне он погребен под слоем вулканического пепла. Город подвергся извержению Везувия. Произошло это 24 августа 79 года. На данный момент на месте города расположен музей. Сам же город внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Проведенные раскопки показали, что еще в I тысячелетии до н. э. около современного города Нола было поселение. Помпеи - новое поселение - основали оски в VI веке до н. э. По мнению ученых, название города имеет оскское происхождение: pumpe - пять. Такое название является свидетельством того, что Помпей сформировался в результате слияния пяти поселений.

Другая версия говорит о том, что название происходит от греческого pompe, что означает триумфальное шествие. Так, как гласит легенда, Помпеи и Геркуланума были основаны героем Гераклом. Когда он победил великана Гериона, то величественно шествовал по городу.

Что касается ранней истории города, то она мало известна. Сохранились некоторые источники, которые говорят о столкновениях, происходящих между греками и этрусками. Некогда Помпеи были территорией кумов, а с конца VI века до н. э. они перешли под власть этрусков. Само же поселение входило в союз городов во главе с Капуей. В 525 до н. э. здесь был возведен дорический храм, где поклонялись греческим богам. Разгром этрусков в Ките, Сиракузах в 474 до н. э. привел к тому, что господство в регионе снова перешло к грекам. В 20-е годы V века до н. э. территория переходит под влияние самнитов, однако исходом Второй Самнитской войны происходит разгром самнитов Римской республикой. Это привело к тому, что Помпеи становятся союзниками Рима.

Городу пришлось пережить восстание италийских союзных городов. Происходило это в 90-88 годов до н. э. В ходе этого восстания в 89 году до н. э. был взят Суллой, который ограничили в самоуправлении и сделали римской колонией.

В Помпеях располагались виллы многих знатных римлян. Найдено доказательство тому, что большое количество римских ветеранов размещались в большой территории, которая была огорожена и располагалась на юго-востоке города.

Сообщения Тацита говорят о том, что в 59 году н. э. между жителями Помпей и Нуцерии происходило достаточно жестокое побоище. Конфликт начался с обычной перебранки, когда на помпейской арене происходили гладиаторские игры. Далее он перерос в драку, в которой победили помпейцы. Что касается нуцерийцев, то много людей погибло и получило увечья. Разбирательства по данному инциденту осуществлялись Сенатом. Всех виновников драки отправили в ссылку, а в городе запретили проводить игры на 10 лет. Однако в 62 году запрет был снят.

Сильное землетрясение, которое произошло 5 февраля 62 года н.э. спровоцировало извержение Везувия. Такие события нанесли большой урон городу. Большое число построек было повреждено или вовсе разрушено. Здания отремонтировали, но некоторые так и остались с повреждениями до самой гибели города в 79 году. Везувий начал извергаться днём 24 августа 79 года. Извержение длилось около суток. Об этом говорят некоторые манускрипты «Писем» Плиния Младшего, которые сохранились. Извержение привело к гибели трёх городов - Помпеи, Геркуланума, Стабии. Также погибли некоторые небольшие селения и виллы.

При раскопках было обнаружено, что в городах всё осталось таким, каким было до катастрофы. Под многометровой толщей пепла располагались улицы, останки животных и людей, дома с полной обстановкой. Извержение было настолько мощным, что пепел от него смог долететь до Египта и Сирии. В результате извержения из 20 000 жителей Помпей погибло примерно 2000 человек. Многие люди покинули город еще до катастрофы, но останки погибших обнаружены и за пределами города. По этой причине нельзя установить точное число погибших.

К числу погибших от извержения относится и Плиний Старший. Его научный интерес и желание помочь людям не позволили ему покинуть город. Он пытался приблизиться к Везувию на судне, однако оказался в одном из очагов катастрофы - у Стабии.

Часы работы города-музея Помпеи: 8.30 - 19.30 летом, 8.30 - 17.00 зимой, вход не позднее, чем за 90 мин до закрытия.

Адрес, часы работы, как добраться

  • Ruins of Pompeii
  • Адрес : Piazza Porta Marina Inferiore, 1, 80045 Pompei Napoli, Италия
  • 123 4567
  • Координаты : 40.74735 , 14.483252
  • http://сайт/crop_t/200/150/images/sights/1855.jpg

На протяжении своей истории человечество пережило немало катастроф. Однако самой известной из них является гибель Помпеев. История знакомит нас с многочисленными фактами этой катастрофы, которая случилась в 79 году в Италии. Здесь, в самом центре державы, произошло извержение вулкана Везувия. И хотя его вряд ли можно назвать самым сильным, но это событие привело в шок многих людей, свято верующих в исключительность своей родины. Ведь в результате извержения был разрушен большой процветающий город - Помпеи. Пережитое людьми можно сравнить с той катастрофой, когда в результате теракта произошло разрушение башен-близнецов в США. И это несмотря на то, что временное расстояние между этими двумя трагедиями составило 1922 года.

Интерес для археологов

Что представляли собой Помпеи? Это был один из самых красивых городов древности, благодаря которому мы наиболее полно можем узнать о том, как жили в те времена римляне. На месте, где стояли Помпеи, до сих пор сохранились интересные артефакты, которые свидетельствуют о том, насколько величественным было это поселение. Дома и кварталы, храмы и фрески... Все это осталось практически нетронутым, так как в течение двух тысячелетий после катастрофы находилось под пеплом. Побывать на развалинах этого древнейшего поселения - удача для любого археолога

Возникновение города

Когда появились Помпеи? История великого города берет свое начало в 4-м в. до н. э. Именно тогда в районе Неаполя было основано поселение. Позже этот населенный пункт присоединил к себе пять небольших сел и стал единым административным образованием. Принадлежало оно этрускам, тем самым древним племенам, культура которых впоследствии легла в основу культуры римлян.

Какова дальнейшая история Помпеев (кратко)? К концу 5-го в. до н. э. город был захвачен самнитами. А еще спустя столетие Помпеи стали союзничать с Римской Республикой. Однако подобные связи были не более чем формальностью. Подобные Помпеям города рассматривались сенатом Рима лишь с потребительских позиций. Их граждане служили в армии великого государства, но при этом были обделены во многих материальных вопросах, в частности тех, которые касались права на общественные земли. Подобное и стало причиной зарождения восстания.

Однако протесты граждан Помпеев были подавлены. В 89 г. до н. э. в город вошли войска, объявив его римской колонией. Помпеи навсегда утратили свою независимость. Однако жители города подобных перемен даже и не почувствовали. Все оставшиеся в истории города девяносто лет они продолжали жить свободной и обеспеченной жизнью на земле, которая отличалась плодородием, рядом с морем и в мягком климате. Не затронула их и гражданская война, в которой принимали активное участие Цезарь и Помпей. История города указывает на его активное развитие вплоть до случившейся трагедии.

Соседние поселения

Недалеко от Помпеев находился Геркуланум. Это город, в котором селились вышедшие в отставку легионеры, а также купившие себе свободу рабы. Еще неподалеку от Помпеев располагался город Стабии. Он был излюбленным местом римских нуворишей. На его территории возводились чудесные виллы, которые восхищали своей роскошью и буквально утопали в зелени. В некотором отдалении от них находились дома, где жили бедные люди - прислуга, торговцы, ремесленники. Все они зарабатывали себе на жизнь тем, что обеспечивали потребности богатых людей.

История гибели города Помпеи непосредственно связана с Геркуланумом и Стабиями. Они тоже оказались погребенными под пеплом, извергавшимся из Везувия. Из всех жителей спасти удалось только тем, кто бросил свое имущество и ушел в самом начале извержения. Этим люди смогли сохранить жизнь себе и своим близким.

Инфраструктура

История Помпеев, начиная с момента образования города, характеризовалась возведением огромного количества зданий. Особенно активным строительство было в последние три столетия до разыгравшейся трагедии. Среди объектов инфраструктуры можно выделить:

  • огромный амфитеатр на двадцать тысяч мест;
  • Большой театр, вмещавший в себя 5 тыс. зрителей;
  • Малый театр, рассчитанный на 1,5 тыс. человек.

В городе также было возведено большое количество храмов, которые были посвящены различным богам. Центр Помпеев украшала площадь - форум. Это территория, сформированная из общественных зданий, на которой проходила основная торговая и политическая жизнь поселения. Улицы города были прямыми и пересекались друг с другом перпендикулярно.

Коммуникации

Город имел собственное водоснабжение. Оно осуществлялось с помощью акведука. Данное приспособление представляло собой большой, стоящий на опорах, лоток. Живительной влагой город снабжался из горных источников. После акведука вода попадала в объемный резервуар, а из него, по системе труб, в дома богатых горожан.

Для простого люда работали общественные фонтаны. К ним также были подведены трубы от общего резервуара.

Огромной популярностью пользовались и построенные в городе бани. В них люди не только мылись, но и общались, а также обсуждали коммерческие и общественные новости.

Производства

Хлеб в Помпеях производили собственные хлебопекарни. Существовало в городе и текстильное производство. Оно было на достаточно высоком для того времени уровне.

Соседство вулкана

А как же Везувий? Да, этот вулкан является действующим. Находится он всего в 15 км от Неаполя. Его высота составляет 1280 м. Историки и ученые утверждают, что раньше она была раза в два больше. Однако события 79 г. уничтожили большую часть вулкана.
На протяжении всей истории своего существования у Везувия насчитывается 80 крупных извержений. Но, по утверждениям археологов, до 79 г. вулкан не проявлял активности на протяжении 15 веков.

Почему же, несмотря на существующую опасность, именно в этом месте были возведены Помпеи, история которых закончилась столь печально? Дело в том, что людей притягивала эта территория своей плодородной почвой. И они не обращали внимания на реальную угрозу, исходившую от соседствующего рядом с ними кратера.

Предшественники трагедии

Помпеи - один из древнейших городов Италии - в 62 году ощутил толчки сильнейшего землетрясения. В нем практически не осталось ни одного неповрежденного здания. Некоторые из сооружений были разрушены полностью.

Землетрясение и извержение является одним и тем же геологическим процессом, только выраженным в различных формах. Однако жители Римской империи в те времена еще не знали об этом. Они свято верили в то, что их прекрасный город будет стоять веками.

Не успев опомниться от последствий этих возмущений земных недр, Помпеи испытали целую серию новых толчков. Произошли они за день до извержения Везувия, случившегося в 79 г. Именно это событие и привело к тому, что история Помпеев подошла к своему завершению. Разумеется, люди не связывали толчки земных недр с вулканом.

Кроме того, незадолго до случившейся катастрофы резко повысилась температура воды Неаполитанского залива. В некоторых местах она даже дошла до точки кипения. Пересохшими оказались все колодцы и ручьи, находившиеся на склонах Везувия. Недра горы стали издавать жуткие звуки, напоминавшие протяжные стоны. Все это также указывало на то, что история города Помпеи кардинально изменится.

Гибель города

Каким был последний день Помпеев? История кратко может описать его благодаря имеющимся записям политического деятеля тех времен Плиния Младшего. Катастрофа началась в два часа дня 24.08.79 г. Над Везувием возникло белое облако с бурыми пятнами. Оно быстро набирало свои размеры и, поднимаясь в высоту, начало растекаться во все стороны. Почва возле вулкана пришла в движение. Чувствовались непрекращающиеся подземные толчки, а из недр слышался страшный грохот.

Колебания почвы ощущались даже в городе Мизено, располагавшемся в 30 километрах от вулкана. Именно в этом населенном пункте и находился Плиний Младший. Согласно его записям, толчки были настолько сильными, что казалось, разрушаются статуи и дома, которые швыряло из стороны в сторону.

В это время из вулкана продолжала вырываться газовая струя. Она, обладая невероятной силой, выносила из кратера огромное количество кусков пемзы. Обломки поднимались на высоту примерно двадцати километров. И это продолжалось все 10-11 часов извержения.

Гибель людей

Считается, что из Помпеев не смогло выбраться порядка двух тысяч человек. Это приблизительно десятая часть всего населения города. Остальным, вероятно, удалось спастись. Следовательно, настигшая катастрофа все же не застала помпейцев врасплох. Эта информация была получена учеными из писем Плиния. Однако узнать точное число погибших не представляется возможным. Дело в том, что останки людей археологи обнаружили даже за пределами города.

История Помпеев, составленная исследователями, говорит о том, что, по существующим данным, количество погибших составляет шестнадцать тысяч человек. Это жители не только описываемого города, но и Геркуланума, а также Стабий.

Люди в панике бежали к гавани. Они рассчитывали спастись, покинув опасную местность по морю. Это подтверждают раскопки археологов, которые обнаружили множество человеческих останков на побережье. Но, скорее всего, корабли не успели или просто не смогли вместить всех желающих.

Среди жителей Помпеев были и такие, кто надеялся отсидеться в закрытых помещениях или в глухих погребах. После они, правда, пытались выбраться наружу, но было слишком поздно.

Следующий этап извержения

Что происходило дальше с городом Помпеи? История, написанная на основании данных летописей, говорит о том, что взрывы в кратере вулкана, происходили с некоторым промежутком. Это позволило многим жителям отойти на безопасное расстояние. В городе оставались только рабы, игравшие роль охранников хозяйского имущества, и те жители, которые не пожелали покинуть свои хозяйства.

Ситуация усугубилась. Ночью наступил следующий этап извержения. Из Везувия начали извергаться языки пламени. Утром следующего дня из кратера потекла раскаленная лава. Именно она и погубила тех жителей, которые остались в городе. Приблизительно с 6 часов утра с неба начал опускаться пепел. В это же время землю стали покрывать и «шарики» пемзы, укрывшие толстым слоем Помпеи и Стабии. Длился этот кошмар на протяжении трех часов.

Исследователи полагают, что энергия Везувия в тот день во много раз превосходила ту, которая выделилась во время атомного взрыва в Хиросиме. Люди, оставшиеся в городе, метались по улицам. Они пытались спастись, но быстро теряли силы и падали, закрывая от отчаяния головы руками.

Как происходила гибель Помпеев? Малоизвестные факты, которые были опубликованы сравнительно недавно, рассказывают о том, что хлынувшие на город пирокластические гидротермальные потоки доходили температуры 700 градусов. Именно они и несли с собой ужас и смерть. При смешении горячей воды с пеплом образовывалась масса, обволакивающая собой все то, что попадалось у нее на пути. Люди, пытавшиеся спастись от неминуемой гибели, падали без сил, и их тут же засыпало пеплом. Они задыхались, умирая в страшной агонии. Этот факт истории Помпеев подтверждают конвульсивно сжатые руки со сведенными пальцами, искаженные от ужаса лица и рты, открытые в безмолвном крике. Именно так и умирали горожане.

Слепки тел погибших

В результате извержения Везувия вулканические породы погребли под собой всю округу. Нижний пласт этого слоя, толщина которого достигает 7 м, состоит из небольших кусков плазмы и камней. После находится слой пепла. Его толщина равна 2 м. Общий слой вулканических пород в среднем составил 9 м. Но в некоторых местах он был и значительно больше.

Основное число жителей Помпеев археологи обнаружили в верхнем слое вулканических пород. Останки пролежали в застывшей лаве практически 2 тыс. лет. Если рассматривать фотографию, представленную выше, то можно увидеть положение тел, принятое в момент гибели, а также выражение агонии и ужаса на лицах обреченных. Это гипсовые слепки, сделанные археологами. На местах гибели помпейцев в застывшей лаве образовывались пустоты из-за плотно облеплявшей людей массы, получившейся из воды и пепла. Этот состав высох и затвердел. При этом на нем остались черты лица и складки одежды, отпечатки тел и даже мелкие морщинки. Заливая эти пустоты гипсом, ученым удалось создать очень реалистичные и точные слепки. Несмотря на то что сами тела уже давно стали прахом, смотреть на эти фото все равно жутковато. Эти фигуры отчетливо передают тот ужас и отчаяние, которое пришлось испытать жителям Помпеев.

Помпеи - настоящий древний город, здесь у многих состоятельных римлян были загородные виллы. Прогуливаясь по улицам, видишь лавки, виллы, театр, школу гладиаторов, форумы и рынки. Все здесь настоящее. В Саду спасающихся можно даже увидеть «людей»: здесь установлены 17 гипсовых отливок, изготовленных по форме «воздушных карманов», найденных во время раскопок. Мы видим здесь женщину, протягивающую руки вперед, словно она пытается оттолкнуть неизбежную судьбу, людей с открытыми в немом крике ртами, безуспешно старающихся защитить своих детей; есть даже пара влюбленных.

Интересно познакомиться с домом Ветиев, где жили два брата-торговца. Даже цветы в саду оставили четкие отпечатки в пепле, так же, как и капли воды из системы охлаждения в атриуме. В некоторых комнатах удалось обнаружить удивительные, практически не пострадавшие фрески.

Фрески - одно из лучших свидетельств о повседневных занятиях жителей и праздниках. Даже в борделе над каждым дверным проемом - роспись, иллюстрирующая занятия посетителей.

И по сей день раскопки Помпеи представляют собой самый величественный образец древнеримского города и его повседневной культуры - неиссякаемый источник для исследований археологов, историков древнего мира и классических филологов. В 1997 г. Помпеи внесли в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, однако это не защищает город от новых разрушений. Длившееся десятилетиями небрежение к старине, вандализм по отношению к памятникам и чрезмерный поток туристов (это самая посещаемая античная достопримечательность Италии, сюда ежегодно устремляются 2 млн туристов) - все вкупе привело к тому, что раскопки ныне находятся в катастрофическом состоянии. Из шестидесяти пяти жилых домов и общественных зданий, еще доступных для обозрения в 1956 г., попасть сегодня можно только в пятнадцать: остальные просто опасны из-за возможного обрушения, они заброшены и запущены. Поэтому многие ученые и представители туриндустрии создали некий культурный институт -«Phoenix Pompeji», который различными акциями и сбором пожертвований пытается сохранить оба города под Везувием: Помпеи и Геркуланум.

Современный город Помпеи примыкает к территории раскопок с восточной стороны. Храм Santuario della Madonna del Rosario, хорошо различимый издалека благодаря пятиэтажной колокольне, построен в конце XIX в. - после явления в этих местах Девы Марии. Особенно много паломников съезжается 8 мая и в первое воскресенье октября.

Извержение везувия

Описание ужасающих событий 79 г. н. э. мы находим в письмах римского писателя Плиния Младшего к Тациту: он наблюдал происходящее из соседнего местечка:

«Был уже первый час дня: день стоял сумрачный, словно обессилевший. Здания вокруг тряслись, мы были на открытом месте, но в темноте, и было очень страшно, что они рухнут. Тогда наконец решились мы выйти из города; за нами шла потрясенная толпа, которая предпочитает чужое решение своему; в ужасе ей кажется это подобием благоразумия. Огромное количество людей теснило нас и толкало вперед. Выйдя за город, мы остановились. Повозки, которые мы распорядились отправить вперед, на совершенно ровном месте кидало из стороны в сторону, хотя их и подпирали камнями. Мы видели, как море втягивается в себя же; земля, сотрясаясь, как бы отталкивала его от себя. Берег, несомненно, выдвигался вперед; много морских животных застряло на сухом песке. С другой стороны в черной страшной грозовой туче вспыхивали и перебегали огненные зигзаги, и она раскалывалась длинными полосами пламени, похожими на молнии, но большими. Немного спустя туча эта стала спускаться на землю, покрыла море, опоясала Капреи и скрыла их, унесла из виду Мизенский мыс. Стал падать пепел, пока еще редкий; оглянувшись, я увидел, как на нас надвигается густой мрак, который подобно потоку разливается вслед за нами по земле. Наступила темнота, но не такая, как в безлунную ночь, а какая бывает в закрытом помещении, когда тушат огонь. Слышны были женские вопли, детский писк и крики мужчин... Многие воздевали руки к богам, но большинство утверждали, что богов больше нет и что для мира наступила последняя вечная ночь...»

История

Считается, что Помпеи был основан в VII в. до н.э. древним италийским народом осками. В V в, город покорили этруски, а в конце V в. - самниты, которых в III в. вытеснили римляне. Выгодное расположение - ныне из-за отложений песка море удалилось на 2 км - и плодородные земли у подножия Везувия способствовали скорому превращению Помпеи в процветающий торговый и портовый город, где проживало около 20 тыс. человек, половину которых составляли рабы. Первая природная катастрофа случилась в 62 г. н.э., тогда Помпеи был впервые разрушен сильным землетрясением. Восстановление города было еще в полном разгаре, когда 24 августа 79 г. н.э. произошло новое мощное извержение Везувия, похоронившее Помпеи под шестиметровым слоем пепла и лавы. Тогда погибли примерно 2000 человек, однако большинству жителей удалось бежать, захватив лишь самое дорогое. Город был опустошен, однако и в то время выжившим удавалось найти под еще рыхлым покрывалом из пепла много ценных предметов. Почти 1700 лет Помпеи был как бы законсервирован. Раскопки начались в XVIII в. - и сегодня завершены примерно на две трети. Многие здания лежат в руинах, а самые интересные находки выставлены в Национальном археологическом музее Неаполя. С началом «новых раскопок» в 1911 г. археологи по возможности оставляют на месте внутреннее убранство помещений и предметы домашнего обихода. Несмотря на многие ограничения, нигде, пожалуй, античная культура и ее жилищные традиции, представленные в богатых и не очень богатых домах, а также рыночная площадь и улицы, театры и храмы не предстают перед посетителями так непосредственно и зримо. В «Записной книжке» (1787) Гёте писал о «мумифицированном городе» так: много страшных событий случалось в мире, но очень немногие могут доставить потомкам столько радости.

Античный город

Центром античного Помпеи был Форум, где, как и повсюду в римских городах, располагались важнейшие здания, а рядом - постоялые дворы, таверны и кухни, термы, отхожие места, до тридцати лупанариев - публичных домов, а также многочисленные торговые лавки и ремесленные мастерские: пекарни, красильни, сукновальни и ткацкие мастерские. Дороги вымощены кусками окаменевшей лавы, для перехода на другую сторону улицы для пешеходов сделаны мостки из камней, а глубокие борозды на мостовой свидетельствуют об оживленном движении повозок и колесниц. Перекрестки были украшены фонтанами, а фасады многих домов -фресками.

Типичный римский городской дом в плане имел прямоугольник. Наружные стены почти не имели окон: помещения, выходившие на улицу, чаще всего использовались как торговые лавки или мастерские. Входная дверь вела в короткую галерею и сразу - в атрий с бассейном для сбора дождевой воды. Вокруг атрия располагались спальные и жилые помещения, а напротив входа - таблиний - гостиная и кабинет. Внутри дома, как правило, был разбит сад, обрамленный крытой колоннадой - перистилем. Иногда к нему примыкал еще один сад. В перистиле был триклиний - столовая, а кухня и погреб размещались в каждом доме по-своему. Многие жилища имели верхний этаж с балконами. Сохранившиеся фрагменты лепных украшений, причудливой настенной росписи и мозаичных полов говорят о вкусе и богатстве прежних жильцов.

Живопись в Поимеи

Несмотря на то что расцвет Помпеи продлился всего 160 лет, в искусстве городской настенной живописи принято выделять четыре стиля. Для первого стиля, сохранявшего актуальность примерно до 80 г. до н.э. характерно отсутствие фигур. Стены украшены росписью, имитирующей инкрустацию мрамором, как это, к примеру, можно видеть в доме Casa di Sallustio.

Второму стилю (примерно до 10 г. н.э.) свойственны изображения с перспективой; самый известный пример - Вилла Мистерий. Для третьего стиля, оформившегося в последующие 40 лет, характерны пейзажи и изображения на мифологические сюжеты - вместо перспективной живописи, например в доме Casa di Lucretio Fronto. Наконец, времена упадка города характеризуются четвертым стилем: стены покрывают росписями в духе маньеризма, возвращается пространственно-перспективное изображение; фрески населены мифическими существами и украшены орнаментом - самую красивую настенную роспись можно увидеть в доме Casa di Loreius Tiburtinus.

Раскопки в Помпеи

Город, занимающий территорию более 60 га и равный территории ста современных футбольных полей, разрешено осматривать только в некоторых его районах.

Антиквариум

За городскими воротами справа - Антиквариум, где хранятся археологические находки с досамнитских до римских времен. Особенно впечатляют гипсовые слепки с погибших при извержении Везувия людей и животных. Их тела сохранились в пустотах слоя лавы и были извлечены в конце XIX в., когда пустоты были залиты гипсом. От Антиквариума к Форуму ведет Via Marina. Там, где улица переходит в площадь, справа стоит самое большое здание Помпеи - базилика II в. до н.э., которая служила биржей, судом или местом для публичных собраний.

Форум

Вытянутый в длину Форум прежде был вымощен мраморными плитами и с трех сторон окружен двухэтажными колоннадами. Здесь находилось главное святилище города - обрамленный сорока восемью ионическими колоннами храм Аполлона; второй храм, посвященный Юпитеру, - на северной стороне. Во время извержения Везувия его как раз реставрировали. Рядом находились окруженный торговыми лавками или рыночными прилавками рыночный павильон, храм императора Веспасиана и здание эвмахия - предположительно цеха торговцев сукном. На южной стороне Форума среди трех колонн был городской совет.

Стабиевы термы

Следуя по Via dell"Abbondanza, главной торговой улице древнего Помпеи - Decumanus Maior, можно выйти к Стабиевым термам, самым крупным и хорошо сохранившимся римским баням. Сначала посетитель попадает в окруженную колоннами палестру - помещение, где занимались физическим воспитанием юношей. Слева - плавательный бассейн с помещением для переодевания, справа - мужская баня, к которой примыкала женская, они разделены отопительными помещениями. Бани отапливались особой системой труб (гипокауст), размещенной под полом. По этим трубам шел горячий воздух из печи - систему можно довольно хорошо изучить. В мужской бане имелась круглая купальня с холодной водой; к мужской и к женской половинам примыкало по одной раздевалке с нишами, где можно было сложить одежду, и проходное, слабо отапливавшееся помещение, а также парная. В переулке слева от терм - лупанарий, помещения которого расписаны фресками эротического содержания.

Треугольный форум

Via dei Teatri заканчивается в театральном квартале, расположенном на Треугольном форуме. Рядом - руины греческого храма VI в. до н.э.; в казарме напротив жили и тренировались гладиаторы. Большой театр (Teatro Grande, 200-150 гг. до н.э.) вмещал 5000 зрителей. Стоящий рядом Малый театр, Одеон, сохранился лучше; это древнейший образец крытого римского театра на 1000 мест. Около 75 г. до н. э. здесь давали в основном музыкальные представления, кроме того, выступали чтецы-декламаторы. Чуть к северу слева стоит небольшой храм Юпитера Мейлихия, за ним - сооруженный в 62 г. н.э. храм Исиды, волшебные настенные росписи из которого можно увидеть в Национальном музее Неаполя. На стене храма увековечил в 1817 г. свое имя и некий Анри Бейль, знаменитый французский писатель, известный как Стендаль. По Via Stabiana можно выйти к Дому кифареда - одного из самых больших в Помпеи, при доме были также суконная мастерская, пекарня и таверна.

Новые раскопки

Ha Via dell"Abbondanza, примерно в 100 м по правой стороне, начинаются так наз. Новые раскопки (Nuovi Scavi), что означает: настенную роспись и домашнее убранство оставляют там, где ее нашли; так удалось сохранить многие верхние этажи с балконами и лоджиями. Множество найденных надписей позволили составить так наз. «Адресную книгу» с пятьюстами пятьюдесятью именами. Квартал, в котором селились в основном торговцы, относится к последнему периоду существования Помпеи.

Художественные изыски ждут посетителей перед домом Casa di Lucius Ceius Secundus, где лепнина на фасаде дома имитирует кладку из тесаных камней; дом Fullonica Stefani явно был красильней; в доме Casa del Criptoportico - проложенный в подземном этаже проход, защищенный от непогоды.

Хорошо сохранившийся и украшенный настенными росписями и мозаикой дом Менандра принадлежал богатому купцу, а именем дом обязан изображению греческого комедиографа Менандра в нише великолепного перистиля. Далее слева но Via dell"Ab-bondanza - дом Termopolio di Asellina, он был таверной, где подавали напитки и еду. В прилавок, выходивший на улицу, были вставлены горшки и сосуды. Фасад с множеством надписей относится к дому Требия Валенса; стоящий рядом справа дом Лорея Тибуртина - один из самых больших частных домов Помпеи - имел великолепный сад.

Далее к югу и к востоку от Via dell"Abbondanza расположены новейшие раскопки; особенно интересны дом Садовника, дом Венеры с великолепным изображением Венеры, а также дом Юлии Фелис - это городская вилла, позже перестроенная в доходный дом.

Рядом с домом Лорея Тибуртина - городская спортивная площадь, называемая Палестрой, она с трех сторон окружена портиками с колоннами, в центре - плавательный бассейн. К площади примыкает амфитеатр на 20 тыс. зрителей, который начали строить около 80 г. до н.э. Это один из самых древних римских амфитеатров, в нем, в отличие от позднейших, нет подземных сооружений. Рядом проходит городская стена с воротами Porta di Nocera, за которыми, как и во всех античных городах, вдоль улицы, ведущей из города, располагались некрополи и надгробные сооружения.

В северной части раскопок можно осмотреть и другие знаменитые дома, среди них Casa del Centenario с множеством живописных изображений животных и пейзажей и Casa di Lucretius Frontone, где в медальонах, украшающих стены, многократно повторяется изображение Эрота. В Casa delle Nozze d"Argento (или дом Серебряной свадьбы) - красивый атрий и перистиль; в саду дома Позолоченных Амуров сохранилось украшение из мрамора.

Дом Веттиев

Один из самых известных домов - дом Веттнев, он датируется последними десятилетиями существования Помпеи. Владельцами дома, украшенного многими настенными росписями, были братья - богатые купцы Веттии. У входа справа - фреска с изображением бога плодородия Приапа с огромным фаллосом; фрески в триклинии - справа от перистиля - представляют мифологические сцены. Окруженный колоннами двор со статуями и бассейнами красиво засажен; помещение на узкой стороне дома украшает черный фриз с фигурами амурчиков, подражающих занятиям людей. В кухне сохранилась древняя кухонная утварь. Соседний дом Лабиринта восходит ко временам самнитов.

Дом Фавна

Напротив наискосок раскинулся дом Фавна, занимающий целую ннсулу. Вход в него - с Via di Nola. Рядом с имплювием - бассейном в атрии - копия найденной здесь статуи танцующего Фавна (отсюда и название дома). В помещении с красными колоннами была найдена знаменитая мозаика, на которой изображена битва Александра Македонского - оба шедевра можно увидеть в Национальном археологическом музее Неаполя. Расположенные в двух шагах термы Форума немного меньше и скромнее, чем Стабиевы Термы, по точно так же занимают целую инсулу.

Дом трагического поэта

Роскошно обустроенный Дом трагического поэта стал знаменит благодаря напольной мозаике у входа: на ней изображена собака на цепи и сделана надпись «Cave Сфтуь» (лат. - берегись собаки). Он граничит с домом Casa di Pansa (из рода Вибиев) эллинистической эпохи, позже перестроенным в многоквартирный дом. Севернее Дома трагического поэта - Fullonica (сукновальня): рядом слева - дом Большого фонтана и дом Малого фонтана - в обоих действительно красивые фонтаны.

Дом Саллюстия

От дома Малого фонтана по Vicolo di Mercurio можно пройти к дому Саллюстия, украшенному красивыми росписями. В Доме хирурга на Via Consolare было найдено множество медицинских инструментов; видимо, около 2000 лет назад здесь практиковал врач-хирург.

Улица гробниц и вилла Диомеда

За городской стеной и Геркуланскнмн воротами начинается окаймленная кипарисами улица Via dei Sepolcri, так наз. Улица гробниц. Здешние внушительные гробницы наряду с надгробиями на римской Аппиевой дороге - один из самых впечатляющих примеров захоронений знатных или богатых граждан вдоль общественных дорог. На северо-западном конце стоит вилла Диомеда; в саду, объятом портиком, - павильон с бассейном. В подвалах виллы были найдены восемнадцать тел погибших здесь женщин и детей. Вблизи замурованных сегодня дверей, прежде ведших из сада к морю, были найдены двое; предполагаемый владелец дома с ключом в руках, а рядом - раб, державший кошель с деньгами.

Вилла Мистерий

Красивейшие древние фрески сохранились во всей свежести великолепных красок на вилле Мистерий. В просторном триклинии можно хорошо рассмотреть цикл фресок (в длину 17 м) с фигурами, изображенными почти в человеческий рост и написанными, вероятнее всего, между 70 и 50 гг. до н. э. по образцам III в. до н.э. Предполагается, что этот цикл представляет посвящение некой дамы в таинства культа Дионисия.

Окрестности Помпеи

Среди многочисленных античных вилл, расположенных в 4 км от Помпеи в окрестностях города Боскореале, следует посетить виллу Регина - небольшой, однако хорошо сохранившийся загородный дом. Неподалеку, на Via Settembrini 15, стоит малоизвестный, но тем не менее весьма интересный музей древностей - Antiquarium di Boscoreale, экспозиции которого рассказывают о заселении региона Везувия и жизни жителей Помпеи, а также об истории раскопок.

Обзорная точка

Вокруг городских стен Помпеи идет длинная (3,5 км) дорога, высотой до 8 м, с которой открываются интересные виды. Хороший обзор дает и высокая колокольня (80 м) храма Santuario della Beata Vergine del Rosario, что на территории современного города Помпеи. На подъемнике можно подняться к обзорной террасе.

Время работы:
май-окт. 9.00-13.00,15.30-18.30;
нояб.-апр. 9.00-13.00

Последнее извержение Везувия

24 апреля 1872 г. произошло одно из нескольких сильнейших извержений вулкана Везувий: под огненной лавой было погребено две деревни, а последнее крупное извержение - в 1944 г., и тогда лава разрушила г. Сан-Себастьяно.

Приезд

В Помпеи лучше всего добираться общественным транспортом, например по железной дороге Ferrovia Circumve-suviana Neapel-Sorrent до станции Villa dei Misteri. Другой вариант: поезд Неаполь-Салерно до станции Pompei Scavi. На автомобиле надо ехать по шоссе А 3, съезд к Pompei-Scavi.

Справки

Via Sacra 1,80045 Pompei;
Тел.: 08 18 50 72 55;
www.pompei.it
www.pompeiisites.org