Семинар-практикум «развитие профессиональных компетенций педагога как условие реализации фгос до. Развитие профессиональной компетенции педагога как фактор повышения качества образования в условиях реализации фгос Развитие профессиональных компетенций в у

ГАОУ ДПО Калужской области «Калужский государственный институт развития образования»

Образовательное мероприятие (курсы повышения квалификации) по теме: «Развитие психолого-педагогических компетенций педагогов как условие реализации ФГОС ДО»

КРУГЛЫЙ СТОЛ

Тема: « ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ

ФГОС ДО».

Подготовили:

воспитатели первой

квалификационной категории

МКДОУ «Детский сад

«Улыбка» г. Жиздры

Николаева И.Н. – ведущий,

Демина Ю.В. – 1-й участник,

Гоцманова О.В. – 2-й участник,

учитель-логопед высшей

квалификационной категории

Абрамова Л.В. – 3-й участник.

Калуга - 2015

Цель: актуализация развития профессиональной компетентности педагога.

Задачи:

    Рассмотреть основные теоретические понятия, связанные с профессиональной компетентностью педагога.

    Познакомить педагогов с понятием « профессиональная компетентность», видами профессиональной компетентности.

    Обеспечить обмен опытом работы педагогов по повышению личной профессиональной компетентности

Форма проведения : круглый стол.

Оборудование: ТСО, стулья и столы по кругу для всех участников, раздаточный материал.

План.

1. Обоснование проблемы.

2. Понятие «профессиональная компетентность».

3. Типы компетентности.

4. Требования к компетентности педагога.

5. Система профессиональной компетенции.

6.Основные пути развития профессиональной компетентности педагога.

7. Тест для определения уровня профессиональной компетентности педагога ДОО.

Ход мероприятия.

Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Приглашаем вас поучаствовать в обсуждении темы «Профессиональная компетентность педагогов в условиях реализации ФГОС ДОО». Сегодняшний круглый стол мне хочется начать словами В. Э. Пахальяна: « Каждый человек обладает потенциалом двигаться в естественном положительном направлении.

Каждому педагогу присущи чувство собственной ценности, достоинства и способность направлять свою жизнь и двигаться в направлении самоактуализации, личностного и профессионального роста.»

Образованию на государственном уровне в последнее время уделяется значительное внимание, об этом свидетельствуют нормативно-правовые документы: в первую очередь Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013. №1155 утвержден «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», вступивший в силу 1 января 2014г.;

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н утвержден «Профессиональный стандарт педагога (воспитатель, учитель)».

«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание».

Введение в действие Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» ознаменовало новый этап в развитии отечественной системы дошкольного образования. Дошкольное образование стало первым уровнем общего образования, что потребовало изменения нормативно-правовой основы его реализации.

Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, повлекли за собой изменения в образовательной политике, пересмотр основ теории и практики образования. Учитывая чрезвычайную важность получения ребенком дошкольного образования необходимо обеспечение процесса воспитания и обучения специалистами высокого уровня. В связи с этим актуальным является вопрос повышения профессионального уровня педагогов ДОО, повышение требований к современному педагогу и его уровню самообразования.

Педагогам, на этапе реализации ФГОС, предстоит творчески осмыслить новое содержание дошкольного образования, условия его реализации относительно особенностей конкретного дошкольного учреждения, найти более эффективные пути, формы и методы организации своей профессиональной деятельности, как творческого процесса.

Реализация требований ФГОС напрямую зависит от готовности самого педагога дошкольного образования к этому процессу.

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.

Участник 1:

Ученые А.С. Белкин и В.В. Нестеров считают: «В педагогическом плане компетенция – совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном пространстве»

Компетенция применительно к профессиональному образованию – способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности

Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.

Педагог должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

    воспитательно-образовательной;

    учебно–методической;

    социально–педагогической

Участник 2:

Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности:

    осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды;

    обеспечение охраны жизни и здоровья детей.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога:

    знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников;

    умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой

Участник 3:

Учебно – методическая деятельность

    планирование воспитательно-образовательной работы;

    проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности:

    знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей;

    умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;

    владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциональных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их , обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.

Участник 1:

Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:

    консультативная помощь родителям;

    создание условий для социализации детей;

    защита интересов и прав.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями:

    знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;

    умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

Ведущий:

На данный момент существует проблема формирования педагога, обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу, считаем, что систематическая работа, организованная с педагогами по повышению профессиональной компетентности поможет вывести их на более высокий уровень

Система профессиональной компетентности педагога дошкольного образования включает в себя совокупность компетенций:

    методологическую,

    психолого-педагогическую,

    коммуникативную,

    исследовательскую,

    презентационную,

    акмеологическую,

    икт-компетентность.

    эмоциональная компетентность.

Участник 2:

1.Ключевой составляющей методологической компетентности педагога к реализации ФГОС дошкольного образования является понимание оснований системно-деятельностного подхода.

Сущность деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит совместная (партнерская) деятельность взрослых и детей по достижению совместно выработанных целей и задач. Педагог не декларирует готовые образцы нравственной и духовной культуры, а как бы создает, вырабатывает их вместе с детьми. Совместный поиск и определение ценностей, норм и законов жизни в процессе разных видов деятельности и составляет основу образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.

Участник 3:

2.Психолого-педагогическая компетентность включает в себя знание педагогом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, их психического развития, методики дошкольного воспитания и умение адекватно выстраивать образовательный маршрут с каждым ребенком на каждом этапе освоения им образовательной программы дошкольного образования.

Участник 1:

3.Коммуникативная компетентность заключается в практическом владении приемами общения, позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений (дети, родители и члены семьи, педагоги).

Участник 2:

4.Исследовательская компетентность педагога дошкольного образования включает в себя умение применять в практической деятельности исследовательские и опытно-экспериментальные методы организации образовательного процесса: создание ситуаций для самостоятельного, непосредственного наблюдения, исследования детьми, на основе которых они сами устанавливают причинно-следственные связи предметов, явлений окружающей действительности, учатся делать выводы, познают закономерности. Важной составляющей исследовательской компетентности педагога дошкольного образования в настоящее время является его готовность осуществлять поиск необходимой информации, гибко применять ее в условиях своего образовательного учреждения, группы.

Участник 3:

5.Наличие презентационной компетентности педагога выражается в умении презентовать положительный опыт своей профессиональной деятельности в написании и публикации статей в журналах, на образовательных сайтах, выступлениях на педагогических конференциях разного уровня, презентации материалов из опыта работы по актуальным проблемам дошкольного образования на сайте дошкольного учреждения и т.д.

Участник 1:

6.Готовность педагога к профессиональному росту: умение выявлять проблемы образовательной деятельности и определять точки дальнейшего профессионального развития составляет акмеологическую компетентность педагога.

Участник 2:

7.Информатизация образования, в том числе и дошкольного, обострила необходимость наличия у каждого педагога информационно-коммуникационной компетентности, выражающейся в умении владеть и применять информационную продукцию, средства и технологии в образовательном процессе.

Педагог должен:

Уметь работать с различными компьютерными программами хранения и передачи информации.

Участник 3:

    Эмоциональная компетентность – это способность осознавать и признавать собственные чувства, а также чувства других, для самомотивации, для управления своими эмоциями внутри себя и в отношениях с другими.

Ведущий:

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога :

Работа в методических объединениях, творческих группах;

Исследовательская, экспериментальная деятельность;

Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

Различные формы педагогической поддержки;

Активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;

Обобщение собственного педагогического опыта.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

Участник 3:

Качества и черты характера, необходимые для успешности педагога.

    Хорошие знания человеческой натуры и межличностных отношений;

    Благородство духа;

    Чувство юмора;

    Острая наблюдательность;

    Интерес и внимание к другим;

    Заразительная увлеченность дошкольным детством;

    Богатое воображение;

    Энергичность;

    Толерантность;

    Любознательность;

    Профессиональная подготовленность и понимание того, как развивается ребенок;

    Умение составлять индивидуальные программы воспитания и обучения для возрастных групп или отдельных детей;

    Понимание процесса интеграции образовательных областей, частных методик ДО, специфических видов детской деятельности.

Ведущий :

Опираясь на перечисленные основания, можно выделить слагаемые успешности педагога ДО.

Участник 1:

Принципы профессиональной успешности педагогической деятельности

Принципы

Педагогический замысел

«Принцип фейерверка»:

Раскрой себя!

Все педагоги – звезды: близкие и далекие, большие и маленькие, одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свой путь полета: у одних он длинный, а у других….

Главное – желание сиять!

«Принцип весов»:

Найди себя!

Твой выбор – твои возможности!


Нет прописных истин, они рождаются в споре. Вокруг бушует ураган социальных противоречий. Важно быть самостоятельным в мире. Весы–качели – символ постоянного поиска, стремление выработать свою точку зрения.


Создание ситуации успеха. Главное – почувствовать вкус победы. Педагог – равноправный партнер, учитывающий интересы ребенка, индивидуальные способности и потребности.

Ведущий: Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, а психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.

А закончить заседание нашего круглого стола хотелось бы словами В.А.Сухомлинского « Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Творите, развивайтесь! Как нет детей без воображения, так нет педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!

(Всем присутствующим предлагается тест для определения уровня профессиональной компетентности педагогов )

Литература.

1.Бережкова О.В. Проблема стандартизации профессиональной деятельности педагога дошкольной организации. – ж.Управление №9, ТЦ «Сфера», 2013.

2. Карелина Е.В. Формирование коммуникативной компетентности воспитателей. – ж.Управление №5, ТЦ «Сфера», 2014.

3. Фадеева Е.И. Эмоциональная компетентность – условие сохранения психологического здоровья педагогов. – ж.Управление №5, ТЦ «Сфера», 2014.

4.Федорова Л.И. Требования ФГОС дошкольного образования к обеспечению равных возможностей для развития каждого ребенка. – М.: Педуниверситет «Первое сентября, 2014.

Федеральный закон «Об образовании в РФ » ( от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ)

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Пр.Мин.Обр.РФ от 17 октября 2013. №1155)

Профессиональный стандарт педагога (воспитатель, учитель) (Пр.Мин.труда и соц.защиты РФ от «18» октября 2013 г. № 544н)

Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях внедрения ФГОС: проблемы и решения.

За последние годы в обществе произошли кар-динальные изменения в представлении о целях образования, путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов обра-зования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни. Готовность к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудни-чать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требо-вания рынка труда.

В связи с этим, важным фактором развития инно-ваций в образовании, становится педагог, готовый к эффективному использованию инновационных образовательных технологий для решения актуаль-ных методических и дидактических задач; педагог, создающий условия подготовки конкурентоспособных выпускников, готовых к непрерывному образованию и самореализации в условиях быстро изменяющегося мира. Следует отметить, что наиболее уязвимой сторо-ной введения ФГОС в общеобразовательную школу представляется подготовка учителя, формирование его философской и педагогической позиции, методо-логической, дидактической, коммуникативной, мето-дической и других компетенций. Работая по ФГОС, учитель должен осуществить переход от традицион-ных технологий к технологиям развивающего, лич-ностно ориентированного обучения, использовать технологии уровневой дифференциации, обучения на основе компетентностного подхода, «учебных ситу-аций», проектной и исследовательской деятельно-сти, информационно-коммуникационные технологии, интерактивные методы и активные формы обучения.

Но сделать это сразу очень нелегко, так как уже на начальной ступени педагог сталкивается с некоторыми проблемами, они так же переходят и на следующую ступень. Речь идет как об общих проблемах, так и об индивидуальных, то есть личных. К общим проблемам относятся:

- планирование и организация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;

- синхронизация действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС;

- изменения в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;

- выявление социального заказа с целью формирования комфортной развивающей образовательной среды.

Кроме того, возникают личностные проблемы , связанные с особенностями личности педагога:

- психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя «нового типа»; с неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением в силу возраста или профессиональной усталости и др.;

- дидактическая, обусловленная недостаточным уровнем теоретико-методологической подготовки в части изменений в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и неаудиторной занятости;

- организационно-нормативная, возникающая при отсутствии научной организации труда, практики работы с нормативно-правовыми документами, навыков командно-проектной работы;

- профессиональная, определяемая неготовностью учителя к реализации в деятельности экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций.

Эти проблемы возникли не потому, что учитель не хочет перестроиться, а потому, что ТРУДНО перестроиться.

Для решения любой проблемы человек должен хорошо разбираться в той или иной сфере. Так же и в данном случае у педагога формируется его профессиональная компетентность. Естественно, все прекрасно понимают, что она - профессиональная компетентность - появляется не на данном этапе, а сразу с того момента, как он начинает свою педагогическую деятельность.

Итак, работая с данными проблемами, в течение немалого времени, было установлено, что необходимо четко наладить методическое сопровождение введения ФГОС:

Проводить анализ модельных заданий, оценивающих метапредметные умения учащихся;

Организовать работу по мониторингу формирования УУД;

Отслеживать занятость учащихся во внеурочной деятельности;

Возможно, создать микрогруппы по определенным проблемам:

Организовать психологическое сопровождение в начальной школе.

Наверное, самое важное для успешной работы по новым стандартам - компетентный учитель-профессионал, а для этого важно желание учителя меняться (в этом задача института повышения квалификации - чтобы это желание появилось после обучения) и способность видеть проблемы, а не их следствия.

Повышение профессиональной компетентности современного педагога ДОО

Главной сегодняшней задачей образования взрослых является производство компетентных людей - людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и... чья основная компетенция заключалась бы в умении включаться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни.
ЦЕЛЬ : Оказание методической поддержки воспитателям и специалистам детского сада в осуществлении государственной образовательной политики в области образования; совершенствования профессиональной компетентности педагогов; обеспечение качества образовательных услуг детского сада.
Задачи:
1. Совершенствование работы по обучению, развитию педагогов и повышения квалификации.
2. Организация активного участия педагогов в планировании, разработке и реализации проектов, в инновационных процессах.
3. Обеспечение теоритической, психологической, методической поддержки воспитателей и специалистов.
4. Создание условий для повышения профессиональной компетенции роста педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога.
5. Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта
Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу, чтобы реализовывать ключевые компетенции?
Какими профессионально-педагогическими компетенциями необходимо владеть педагогу, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и развитие?
При каких условиях компетенции перейдут на уровень профессиональной компетентности? Эти вопросы ставит сегодня перед собой педагог ДО
Профессиональная компетенция воспитателя
интегративное качество личности педагога, включающее систему знаний, умений и навыков, обобщенных способов решения типовых задач. Формирование профессиональной компетенции зависит от различных свойств личности
-проще говоря, способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности.

КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
МОТИВАЦИЯ И ГОТОВНОСТЬ К ИННОВАЦИЯМ
СТРЕМЛЕНИЕ К ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ, КРЕАТИВНОСТЬ
СПОСОБНОСТЬ И ПОТРЕБНОСТЬ В РЕФЛЕКСИИ
Все эти компетентности лежат в основе Профессионального Стандарта педагога, который
Вышел Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н
Согласно ему Настоящий профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 г.
Каждый педагог, учитывая самооценку включает в тему по самообразованию вопросы по ликвидации проблем в основных компетенциях своей педагогической деятельности, согласно профессиональному стандарту.
Ресурсное обеспечение детского сада для повышения профессиональной компетентности педагогов
Материально-техническое обеспечение Трудовые ресурсы Информационные ресурсы
Обновление научно -методической литературы для педагогов;
Набор словарей;
Учебники психологии и педагогики
В перспективе максимальное количество журналов, относящиеся к сфере дошкольного образования Повышение квалификации педагогов
Привлечение специалистов, занимающихся повышением квалификации педагогов Множительная техника (принтер, ксерокс, сканер)
В плане иметь банк данных цифровых ресурсов, интернет, чтобы педагоги могли бы им пользоваться в любое удобное время.
Формы работы с педагогами:
- Организация исследовательской деятельности в детского сада
- Разработка программ, проектов, методического и диагностического обеспечения нововведений по профилю творческой группы для совершенствования образовательного процесса в детском саду
- Обсуждение актуальных проблем
- Участие в подготовке и проведении мероприятий, конкурсов, педагогических советов, семинаров, консультаций и др.
- Оказание методической помощи педагогам
Работа с родителями
Составление памятки для родителей 55 способов сказать «Я тебя люблю»
Конкурс «Очумелые ручки» (выявить таланты родителей)
Выставки «Веселый снеговик», «Моя удивительная семья», «Моя мама лучшая на свете
Родительская почта (выявить отзывы родителей о работе педагогов детского сада
Выпуск семейной газеты « Бабушка рядышком с дедушкой»
Беседа с детьми «Папа лучший друг»
Выставка работ «Дети цветы жизни»
Разработка читательского журнала для семейного чтения (пропаганда активного чтения в семье)