Сообщение о растениях или животных пресных водоемов. Обобщение и закрепление нового материала

В любой природной зоне можно найти разнооб­разные водоемы - озера, пруды, водохранилища и т. п. Все они, как правило, не лишены растений. За­частую растения играют здесь большую роль, разви­ваясь в массе у берегов на мелководье, образуя об­ширные подводные заросли на дне, а иногда сплошной покров на поверхности воды.

Растительный мир водоемов многообразен. Мы находим тут не только цветковые растения, но также некоторые папоротники, хвощи, мохообраз­ные. Богато представлены водоросли. Большинство их - мелкие, видимые только под микроскопом. Крупных, хорошо различимых невооруженным глазом, немного. В дальнейшем, рассматривая рас­тительный мир водоемов, мы будем иметь в виду только те растения, которые имеют сравнительно крупные размеры.

Водные растения разнообразны и по своему по­ложению в водоеме. Одни из них целиком на­ходятся под водой, полностью погружены (элодея, роголистник, различные рдесты). Другие погру­жены в воду только своей нижней частью (хвощ приречный, камыш озерный, стрелолист). Есть и такие, которые свободно плавают на поверхности (ряска малая, водокрас, сальвиния). Наконец, неко­торые обитатели водоемов имеют плавающие листья, но их корневище прикреплено ко дну (ку­бышка, кувшинка, горец земноводный). Растения каждой из этих групп мы подробно рассмотрим в дальнейшем.

Условия жизни растений в водоемах своеобраз­ны. Воды здесь всегда достаточно и недостатка в ней никогда не бывает. Поэтому для обитателей водоемов не имеет существенного значения, сколько выпадает осадков в данной местности - много или мало. Вод­ные растения всегда обеспечены водой и гораздо меньше зависят от климата, чем растения сухопутные, наземные. Многие водные растения имеют очень широкое распространение - от северных районов страны до крайнего юга, они не связаны с определенными природными зонами.

Характерная особенность среды в водоемах - медленное прогрева­ние воды весной. Вода, обладающая большой теплоемкостью, в весеннее время долго остается холодной, и это отражается на развитии обита­телей водоемов. Водные растения поздно пробуждаются весной, значи­тельно позднее, чем сухопутные. Они начинают развиваться только то-гда, когда вода достаточно прогреется.

Своеобразны в водоемах и условия кислородного питания. Для мно­гих водных растений - тех, которые имеют надводные побеги или пла­вающие листья, - нужен газообразный кислород. Он поступает через устьица, рассеянные по поверхности тех органов, которые соприка­саются с воздухом. В подводные органы этот газ проникает по особым воздухоносным каналам, густо пронизывающим все тело растения, вплоть до корневищ и корней. Разветвленная сеть тончайших воздухо­носных каналов, многочисленные воздушные полости - характерная анатомическая особенность многих обитателей водоемов.

Водная среда создает специфические условия и для семенного раз­множения растений. Пыльца некоторых представителей водной флоры переносится с помощью воды. Большую роль играет вода и в распро­странении семян. Среди водных растений немало таких, которые имеют плавучие семена и плоды, способные долгое время оставаться на поверхности, не погружаясь на дно. Подгоняемые ветром, они могут проплыть значительное расстояние. Переносят их, конечно, и те­чения.

Наконец, водная среда обусловливает специфику перезимовки рас­тений. Только у водных растений можно встретить особый способ пере­зимовки, когда зимуют специальные почки, погружающиеся на дно. Эти почки получили название турионов. Они образуются в конце лета, затем отделяются от материнского организма и уходят под воду. Весной почки прорастают и дают начало новым растениям. Многие обитатели водоемов зимуют в виде корневищ, находящихся на дне. Ни у одного из водных растений зимой не остается живых органов на поверхности во­доема, покрытой льдом.

Рассмотрим подробнее отдельные группы водных растений.

В наибольшей степени связаны с водной средой целиком погру­женные растения. Они соприкасаются с водой всей поверхностью сво­его тела. Их строение и жизнь всецело определяются особенностями водной среды. Условия жизни в воде сильно отличаются от условий жизни на суше. Поэтому водные растения во многом несходны с сухо­путными.

Целиком погруженные обитатели водоемов получают кислород, нужный для дыхания, и углекислый газ, необходимый для создания ор­ганических веществ, не из воздуха, а из воды. Оба эти газа растворены в воде и поглощаются всей поверхностью тела растения. Растворы газов проникают прямо через тонкие стенки наружных клеток. Листья этих обитателей водоемов нежные, тонкие, прозрачные. Они не имеют ника­ких приспособлений, направленных к удержанию воды. У них, напри­мер, совершенно не развита кутикула - тонкий водонепроницаемый слой, который покрывает снаружи листья сухопутных растений. Защита от потери воды не нужна - никакой опасности высыхания нет.

Особенность жизни подводных растений состоит еще в том, что ми­неральные питательные вещества они получают из воды, а не из почвы. Эти вещества, растворенные в воде, также поглощаются всей поверх­ностью тела. Корни не играют здесь существенной роли. Корневые си­стемы водных растений развиты слабо. Главное их назначение - при­креплять растение к определенному месту на дне водоема, а не погло­щать питательные вещества.

Многие целиком погруженные обитатели водоемов поддерживают свои побеги в более или менее вертикальном положении. Однако это достигается совершенно иным путем, чем у обитателей суши. У водных растений нет крепких, одревесневающих стеблей, у них почти не развиты механические ткани, которые играют укрепляющую роль. Стебли этих растений нежные, мягкие, слабые. Они поднимаются кверху благодаря тому, что содержат много воздуха в своих тканях.

Среди целиком погруженных в воду растений мы часто находим в наших пресных водоемах различные виды рдестов. Это цветковые растения. У них есть хорошо развитые стебли и листья, а сами растения обычно довольно крупные. Однако люди, далекие от ботаники, зача­стую неправильно называют их водорослями.

Рассмотрим в качестве примера один из наиболее распростра­ненных видов рдеста - рдест пронзеннолистный (Potamogeton perfoliatus). Это растение имеет сравнительно длинный, вертикально стоящий в воде стебель, который прикрепляется ко дну корнями. На стебле по­очередно располагаются листья овально-сердцевидной формы. Ли­стовые пластинки прикрепляются непосредственно к стеблю, черешков у листьев нет. Рдест всегда погружен в воду. Только в период цветения над поверхностью воды поднимаются соцветия растения, похожие на короткие рыхлые колосья. Каждое такое соцветие состоит из мелких не­взрачных цветков желтовато-зеленоватой окраски, сидящих на общей оси. После цветения колосовидное соцветие опять уходит под воду. Здесь созревают плоды растения.

Листья рдеста на ощупь жесткие, толстоватые - они сплошь покрыты с поверхности каким-то налетом. Если вынуть растение из воды и капнуть на лист десятипроцентным раствором соляной кислоты, наблюдается бурное вскипание - появляется множество пузырьков газа, слышится легкое шипение. Все это указывает на то, что листья рдеста покрыты снаружи тонкой пленкой извести. Именно она дает с соляной кислотой бурную реакцию. Налет извести на листьях можно наблюдать не только у данного вида рдеста, но и у некоторых других (например, у рдеста курчавого, блестящего и т. д.). Все эти растения обитают в водо­емах с достаточно жесткой водой, в которой содержится значительное количество извести.

Рдест пронзеннолистный; Ряска малая — отдельные растения

Еще одно целиком погруженное в воду растение - элодея ка­надская (Elodea canadensis). Это растение гораздо мельче рдеста, о ко­тором рассказано выше. Отличается элодея и расположением листьев на стебле - они собраны по три-четыре, образуя многочисленные му­товки. Форма листьев удлиненная, продолговатая, черешков у них нет. Поверхность листьев, как и у рдеста, покрыта грязноватым налетом из­вести. Стебли элодеи стелются по дну, но лежат свободно, не уко­реняются.

Элодея - цветковое растение. Но цветки у нее появляются крайне редко. Растение почти не размножается семенами и поддерживает свое существование только вегетативным путем. Способность к вегетатив­ному размножению у элодеи поразительна. Если отрезать конец стебля и бросить в сосуд в водой, то через несколько недель мы найдем здесь длинный побег со множеством листьев (конечно, для быстрого роста не­обходимо достаточное количество света, тепла и т. д.).

Элодея - растение, широко распространенное в наших водоемах. Она есть почти в любом озере, пруде и нередко образует сплошные за­росли на дне. Но это растение иноземного происхождения. Родина элодеи - Северная Америка. В первой половине прошлого столетия рас­тение случайно попало в Европу и быстро там распространилось, засе­лив очень многие водоемы. Из Западной Европы элодея проникла и в нашу страну. Сильное разрастание элодеи в водоемах - нежелатель­ное явление. Вот почему это растение называют водяной чумой.

Среди целиком погруженных растений пресных водоемов мы нахо­дим и оригинальную зеленую водоросль, которая называется хара (виды рода Chara). По внешнему виду она немного на’поминает хвощ - рас­тение имеет вертикальный главный «стебель» и отходящие от него во все стороны боковые более тонкие «ветви». Эти ветви располагаются на стебле мутовками, по нескольку, как у хвоща. Хара - одна из относи­тельно крупных наших водорослей, ее стебель достигает высоты 20 - 30 см.

Рассмотрим теперь главнейшие свободно плавающие растения водо­емов.

Наиболее знакомое из них - ряска малая (Lemna minor). Это очень маленькое растение часто образует сплошной светло-зеленый на­лет на поверхности воды в озерах и прудах. Заросли ряски состоят из множества отдельных плоских лепешечек овальной формы размером меньше ногтя. Это плавающие стебли растения. От нижней поверхно­сти каждого из них отходит в воду корешок с утолщением на конце. В благоприятных условиях ряска энергично размножается вегета­тивным путем: от овальной пластинки начинает расти сбоку такая же другая, от другой - третья и т. д. Дочерние экземпляры скоро от­деляются от материнского и начинают вести самостоятельную жизнь. Быстро размножаясь подобным образом, ряска в короткое время может покрыть весь водоем, если он небольшой.

Заросли ряски можно видеть только в теплое время года. Поздней осенью растения уже нет, поверхность воды становится чистой. Зеленые лепешечки к этому времени отмирают и опускаются на дно.

Вместе с ними погружаются в воду и живые почки ряски, которые проводят там всю зиму. Весной эти почки всплывают на поверхность и дают начало молодым растениям. К лету ряска успевает так разрастись, что покрывает весь водоем.

Ряска относится к числу цветковых растений. Но цветет она чрезвы­чайно редко. Цветки ее настолько мелки, что их трудно увидеть нево­оруженным глазом. Растение поддерживает свое существование благо­даря энергичному вегетативному размножению, о котором мы только что рассказали.

Примечательная особенность ряски - высокое содержание белка в ее стеблях-лепешечках. По богатству белком ряска может соперни­чать только с бобовыми. Маленькое невзрачное растение представляет собой ценный, очень питательный корм для некоторых домашних жи­вотных и птиц.

В наших водоемах встречается и другое мелкое растение, которое очень похоже на ряску и также плавает на поверхности воды. Называ­ется оно многокоренник обыкновенный (Spirodela polyrrhiza). Это растение хорошо отличается от ряски тем, что на нижней стороне овальных лепешечек имеет пучок тонких волосовидных корней (лучше всего корни видны, когда растение плавает в аквариуме или стакане с водой). У ряски, как мы уже говорили, на нижней стороне стебля бывает только один корешок.

Свободно плавает на поверхности водоемов и еще одно растение - водокрас (Hydrocharis morsus-ranae). Листья этого обитателя водоемов сидят на длинных черешках, имеют характерную овально-сердцевидную форму и собраны в розетку. От каждой розетки отходит в воду пучок коротких корней. Отдельные розетки соединены под водой тонким корневищем. Когда подует ветер, растение начинает перемещаться по по­верхности воды, причем розетки не меняют своего взаимного располо­жения.

Летом у водокраса появляются небольшие цветки с тремя белыми лепестками. Каждый цветок сидит на конце длинной цветоножки, под­нимающейся из центра листовой розетки. К осени на концах тонких подводных стеблей водокраса образуются почки-турионы, которые за­тем отделяются от материнского организма и опускаются на дно, где проводят зиму. Весной они всплывают на поверхность и дают начало новым растениям.

На поверхности пресных водоемов, расположенных в южной поло­вине европейской части нашей страны, можно увидеть свободно пла­вающий небольшой папоротник сальвинию (Salvinia natans). Это растение совершенно не похоже на обычные лесные папоротники и имеет гораздо меньшие размеры. От стебля сальвинии, лежащего на воде, от­ходят в одну и другую сторону овальные листья размером немного боль­ше ногтя. Они толстоватые, плотные, сидят на очень коротких чере­шках. Листья, как и стебель, плавают на поверхности воды. Помимо этих листьев, у сальвинии есть еще и другие. Они похожи по внешнему виду на корни и отходят от стебля вниз, в воду.

Сальвиния сильно отличается по внешнему виду от знакомых нам папоротников, однако сходна с ними по особенностям размножения. Именно по этой причине ее и относят к папоротникам. Никаких цвет­ков у растения, конечно, никогда не бывает.

Обратимся теперь к тем растениям наших водоемов, которые имеют плавающие листья, но при этом прикреплены ко дну и не могут сво­бодно перемещаться.

Наиболее знакомое из таких растений - кубышка (Nuphar lutea). Красивые желтые цветки кубышки многие видели. Чуть поднимаю­щиеся над поверхностью воды, они всегда привлекают внимание своей яркой окраской. В цветке пять крупных желтых чашелистиков и много мелких лепестков такой же окраски. Тычинок большое число, а пестик только один, форма его очень характерна - он напоминает круглую колбу с очень коротким горлышком. После отцветания пестик разраста­ется, сохраняя свою оригинальную форму. Внутри завязи созревают се­мена, погруженные в слизь.

Цветок кубышки находится на конце длинной цветоножки, которая отрастает от корневища, лежащего на дне водоема. Листья растения крупные, плотные, характерной округло-сердцевидной формы, с бле­стящей, глянцевитой поверхностью. Они плавают на воде, причем устьица располагаются только на их верхней стороне (у большинства су­хопутных растений - на нижней). Черешки листьев, как и цветоножки, очень длинные. Они тоже берут начало от корневища.

Листья и цветки кубышки многим знакомы. Но корневище рас­тения видели немногие. Оно удивляет своими внушительными разме­рами. Толщина его - в руку или больше, длина - до одного метра. Здесь хранятся зимой запасы питательных веществ, необходимых для формирования листьев и цветков на следующий год.

Черешки листьев кубышки и цветоножки, на которых сидят цветки, рыхлые, пористые. Они густо пронизаны воздухоносными каналами. Как мы уже знаем, благодаря этим каналам в подводные органы рас­тения поступает кислород, необходимый для дыхания. Обрывание ли­стовых черешков или цветоножек причиняет кубышке большой вред. Через место разрыва внутрь растения начинает проникать вода, а это приводит к загниванию подводной части и в конечном счете к гибели всего растения. Красивые цветки кубышки лучше не обрывать.

Близка к кубышке по многим своим особенностям и белая кув­шинка (Nymphaea alba). У нее такое же толстое корневище, лежащее на дне, почти такие же листья - крупные, глянцевитые, плавающие на воде. Однако цветки совершенно иные - чисто-белые, еще более кра­сивые, чем у кубышки. Они имеют приятный тонкий аромат. Многочис­ленные лепестки цветка направлены в разные стороны и частично за­крывают друг друга, а сам цветок чем-то напоминает пышную белую розу. Цветки кувшинки всплывают на поверхность воды и рас­крываются рано утром. К вечеру они снова закрываются и прячутся под воду. Но так бывает только при устойчивой хорошей погоде, когда сол­нечно и сухо. Если приближается ненастье, кувшинка ведет себя совер­шенно иначе - цветки либо вовсе не показываются из воды, либо прячутся раньше времени. Следовательно, по поведению цветков дан­ного растения можно предсказывать погоду.

Красивые белые цветки кувшинки многие стремятся сорвать. Но де­лать этого не следует: растение может погибнуть, так как оно очень чув­ствительно к поранениям. Истинному другу природы нужно ре­шительно воздерживаться от сбора цветков кувшинки и удерживать от этого других.

Как уже говорилось, среди растений водоемов есть и такие, которые погружены в воду только частично. Их стебли на значительном про­тяжении возвышаются над водой. В воздушной среде находятся цветки и большинство листьев. Эти растения по особенностям своей жизнедея­тельности и строению стоят ближе к настоящим сухопутным предста­вителям флоры, чем к типичным обитателям водоемов, целиком погру­женным в воду.

К растениям подобного типа относится известный многим камыш озерный (Scirpus lacustris). Он часто образует сплошные заросли в воде неподалеку от берега. Внешний вид этого обитателя водоемов своеобра­зен - над водой поднимается длинный темно-зеленый стебель, совер­шенно лишенный листьев и имеющий гладкую поверхность. Внизу, у воды, стебель толщиной больше карандаша, кверху он делается все тоньше и тоньше. Длина его достигает 1-2 м. В верхней части рас­тения от стебля отходит коричневатое соцветие, состоящее из несколь­ких колосков.

Камыш озерный относится к семейству осоковых, но внешне очень мало похож на осоки.

Стебли камыша, как и многих других водных растений, рыхлые, пористые. Взяв стебель двумя пальцами, его можно сплющить почти без всяких усилий. Растение густо пронизано сетью воздухоносных ка­налов, в тканях его много воздуха.

Познакомимся теперь с другим частично погруженным в воду рас­тением. Называется оно хвощ приречный (Equisetum fluviatile). Данный вид хвоща, как и уже знакомый нам камыш, нередко образует густые заросли в прибрежной части водоема, неподалеку от берега. Эти заросли состоят из множества прямых стеблей, довольно высоко подни­мающихся над водой.

Узнать хвощ нетрудно: его тонкий цилиндрический стебель состоит из многих отрезков-члеников, причем один членик отделен от другого пояском из мелких зубчиков-листьев. То же самое мы наблюдаем и у остальных хвощей. Однако хвощ приречный отличается от многих своих ближайших родственников тем, что стебель его большей частью не дает боковых ответвлений. Он выглядит как тонкий зеленый прутик. Осенью стебель хвоща отмирает, и у растения зимует на дне водоема только живое корневище. Весной от него отрастают новые побеги. Эти побеги появляются над поверхностью воды довольно поздно, в самом конце весны, когда вода достаточно прогреется.

Среди частично погруженных в воду растений мы находим и стре­лолист обыкновенный (Sagittaria sagittifolia). Это цветковое растение. Цветки его довольно заметные, с тремя округлыми белыми лепестками. Одни цветки - мужские, содержащие только тычинки, другие - жен­ские, в которых можно найти только пестики. Как те, так и другие распо­лагаются на одном и том же растении, причем в определенном порядке: мужские в верхней части стебля, женские ниже. В цветоножках стрело­листа содержится белый млечный сок. Если оторвать цветок, то на ме­сте разрыва скоро появится капелька беловатой жидкости.

Крупные листовые пластинки стрелолиста привлекают внимание своей оригинальной формой. Треугольный лист имеет глубокую клино­видную вырезку у основания и похож на сильно увеличенный наконеч­ник стрелы. Именно вследствие этого растение и получило свое назва­ние. Стреловидные листовые пластинки более или менее возвышаются над водой. Они сидят на конце длинных черешков, большая часть ко­торых скрыта под водой. Помимо этих хорошо заметных листьев, расте­ние имеет и другие - менее заметные, которые целиком погружены в воду и никогда не поднимаются над поверхностью. Форма их совер­шенно иная - они похожи на длинные зеленые ленты. Следовательно, у стрелолиста есть два типа листьев - надводные и подводные, причем те и другие сильно различаются. Подобные же различия мы наблюдаем и у некоторых других водных растений. Причина этих различий по­нятна: листья, погруженные в воду, находятся в одних условиях среды, листья надводные - в совершенно других. Стрелолист - многолетнее растение. Его стебель и листья к зиме отмирают, живым остается только клубневидное корневище, находящееся на дне.

Из тех растений, которые погружены в воду только своей нижней частью, можно упомянуть еще сусак зонтичный (Butomus umbellatus). Во время цветения это растение всегда привлекает к себе внимание. У него красивые бело-розовые цветки, собранные в рыхлое соцветие на верхушке стебля. Листьев на стебле нет, и оттого цветки особенно за­метны. Каждый цветок сидит на конце длинной веточки-цветоножки, а все эти веточки выходят из одной точки и направлены в разные стороны.

Сусак, наверное, многим знаком. Он широко распространен в водо­емах нашей страны, встречается на Севере, в Средней России, в Си­бири и других районах. Надо заметить, что такое широкое географиче­ское распространение имеет не только сусак, но и многие другие водные растения. Это для них характерно.

Если рассмотреть цветок сусака в деталях, увидим, что у него три зе­леновато-красных чашелистика, три розоватых лепестка, девять тычи­нок и шесть малиново-красных пестиков. Удивительная правильность в строении цветка: число его частей кратно трем. Это типично для одно­дольных растений, к которым как раз и принадлежит сусак.

Листья сусака очень узкие, длинные, прямые. Они собраны пучком и поднимаются вверх от самого основания стебля. Интересно, что они не плоские, а трехгранные. Как стебель, так и листья отрастают от тол­стого мясистого корневища, лежащего на дне водоема.

Сусак примечателен тем, что это растение можно использовать в пищу. Из его корневищ, богатых крахмалом, в недалеком прошлом де­лали муку, из которой пекли хлеб и лепешки (это было распространено, например, среди местных жителей в Якутии). Пригодны в пищу и целые корневища, но только в печеном или поджаренном виде. Вот какой необычный источник пищи можно найти на дне водоемов. Своеоб­разный «подводный хлеб».

Специальные исследования показали, что в муке из корневищ су­сака есть все, что нужно для питания человека. Ведь корневища содер­жат не только крахмал, но довольно много белка и даже некоторое ко­личество жира. Так что по питательности это даже лучше, чем обычный наш хлеб.

Сусак полезен еще и тем, что может служить кормовым растением для скота. Его листья и стебли охотно поедают домашние животные.

В наших водоемах встречается немало растений, подобных сусаку, у которых нижняя часть растения находится в воде, а верхняя - над водой. Мы рассказали далеко не обо всех растениях подобного типа. К их числу относятся, например, различные виды частухи, ежеголовников и т.д.
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • сформировать представление учащихся о жизни пресного водоёма, познакомить с растительным и животным миром пресных водоёмов;
  • с ролью человека в жизни водоёма;
  • развивать познавательный интерес учащихся; учить работать с дополнительной литературой, применять в работе ранее полученные знания, учить рассуждать и делать выводы;
  • продолжить обучение работе на ноутбуках;
  • воспитывать любовь к родному краю с помощью знакомства с водоёмами Нижегородской области

Оборудование: плакат «Пресный водоём», ноутбуки детей, подключённые по локальной сети к учительскому ноутбуку, мультимедийный проектор, демонстрационный экран; учебник «Окружающий мир» А.Плешаков 4 кл., 1 ч.; рабочие тетради «Окружающий мир. Проверим себя» А.Плешаков, Е.Крючкова 4 кл., 1 ч.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель:

Прозвенел звонок веселый
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всём хотят знать на свете.

– Сегодня мы урок начнем с проверки домашнего задания, а потом познакомимся с новым природным сообществом

2. Проверка домашнего задания

Учитель: О каких природных сообществах мы говорили на прошлых уроках?

Дети: О лесе и луге.

Учитель: Сегодня мы будем выполнять тест «Лес и луг – природные сообщества»

Учащиеся подключаются к учительскому ноутбуку и начинают работать с тестом. (Приложение 1 )

– Оценки вы узнали (на доске 100% – 5; 90 – 80 % – 4; 70 – 60% – 3)

Учитель: Закрываем ноутбуки, переходим к новой теме

3. Объяснение нового материала

На доске прикреплен плакат «Пресный водоём»:

Посмотрите вот сюда,
Тихо плещется вода
Ряска, лилии, рогоз,
И кувшинка, и тростник.
Есть беззубка, прудовик,
Водомерка вот бежит
Всюду бурно жизнь кипит
Это пресный водоём.

– Итак, в тетрадях записываем число и тему урока «Пресный водоём»

Учитель: Мы с вами знаем, что водоёмы по происхождению делятся на две группы. Какие?

Дети: Водоёмы бывают естественные и искусственные, пресные и соленые.

Учитель: Сегодня речь пойдёт о пресных водоёмах. Какие типы пресных водоёмов вы знаете?

Дети: Река, озеро, ручей, пруд, канал, водохранилище, болото.

Учитель: Водоём – это сообщество растений, животных, которые могут существовать только в таких особых условиях. По мере объяснения нового материала вы будете заполнять таблицу в тетради, а в конце урока мы проверим вашу работу:

Растения водоёма

Животные водоёма

Учитель: Условия жизни растений в водоёме своеобразны. Воды здесь достаточно и недостатка в ней никогда не бывает. Характерная особенность среды в водоёмах – медленное прогревание воды весной. Вода долгое время остаётся холодной, и это отражается на развитии обитателей водоёмов. Водные растения медленно пробуждаются весной. Поверхность водоёма обычно покрыта мелкими зелёными пластинками ряски (показываю на плакате). Это крошечное, плавающее на поверхности воды растение, ко дну не прикрепляется. Далее можно увидеть высоко поднимающиеся над водой стебли с узкими перегнутыми книзу листьями. Это камыш, рогоз, тростник (слайд 2) . Высокая стена камышей сменяется плавающими округлыми листьями кубышек и кувшинок (слайд 3) . Корни этих растений находятся на дне водоёма.
Ближе к берегу водоёма растёт стрелолист (слайд 3) . Узнать его можно по листьям, они похожи на стрелы с широкими наконечниками, в высоту растение достигает 1 метра. В толще воды плавают мельчайшие водоросли, разглядеть их можно только под микроскопом. Иногда их так много, что вода кажется зелёной. Как вы думаете какую роль в водоёме выполняют растения?

Дети:

– Пища для животных
– Дом для животных
– Выделяют кислород, необходимый для дыхания (слайд 4)

Учитель: Продолжим наш разговор об обитателях водоёма. Их великое множество. Животные есть везде: на поверхности воды, на водных растениях, у дна. Попробуйте угадать:

У родителей и деток
Вся одежда из монеток (Рыбы) (слайд 5) Где живут? (под водой)

На дне, где тихо и темно
Лежит усатое бревно? (Сом)

Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает. (Щука)

У кого глаза на рогах,
А дом на спине? (Улитка) (слайд 6) Где живет? (Под водой)

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза) Где живёт? Над водой.

Пестрая крякушка
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку. (Утка)
Ползает наоборот,
Задом наперед,
Все под водой
Хватает клешнёй. (Рак) (слайд 7)

– Богат и разнообразен животный мир водоёма. Познакомиться с ним поближе помогут нам ребята.

4. Сообщения заранее подготовленных учеников

1. По поверхности воды бегают клопы-водомерки (слайд 7). Её лапки смазаны жиром, поэтому водомерка скользит по поверхности воды. Они хищники, охотятся на комаров и другую мелкую живность. На дне чистых водоёмов обитают раки, которые являются санитарами водоёмов. Однажды рыбаки заметили, что в улове стало попадать много больных рыб. Причина оказалась простой – в реке выловили всех раков. А раки уничтожали остатки погибших животных. И когда раков не стало, от погибших рыб заразились здоровые.

2. В толще воды можно увидеть головастиков. Они появились из икринок. Головастики подрастут и выйдут на сушу маленькими лягушонком или жабой. Поэтому их называют земноводными животными. Они приносят пользу – уничтожают массу вредителей, сами же являются пищей для животных.
В воде живут разные виды рыб, например карась, который питается растениями, личинками насекомых; щука – которая относится к хищным рыбам.

3. Обитают на дне водоёмов двустворчатые моллюски. Их мягкое тело защищено раковиной, которая состоит из двух половинок – створок. (Показывает створки перловицы). Питаются эти моллюски очень интересно, Они всасывают и пропускают через своё тело воду, в которой попадаются водоросли и другие мелкие живые существа. На водных растениях живут и другие моллюски – растительноядные улитки прудовик и катушка, У них закрученные, не имеющие створок раковины (показ ракушек).
Недалеко от одного поселка было небольшое озеро с прозрачной водой. Но вот люди заметили. Что вода в озере становится мутнее и мутнее. Пригласили ученых, чтобы они определили, почему вода мутнеет. Учёные пришли на берег и сразу поняли. Ребята, жившие в поселке, часто устраивали такую игру: кто больше найдёт и выбросит на берег двустворчатых моллюсков. Ребятам было совсем не жалко животных, которые на берегу погибали без воды и пищи. Не подумали ребята о том, что двухстворчатые моллюски пропускают через своё тело очень много воды и очищают её от мелких остатков растений, частичек глины. В озере почти не осталось живых «фильтров», которые делают воду прозрачной. Вот озеро и помутнело. И теперь много неприятностей ждет его обитателей. В мутную воду проникает меньше света, значит трудно будет жить подводным растениям, многие из них погибнут. Тогда и кислорода в воду будет поступать меньше, из-за этого нелегко будет дышать рыбам.
Вот к чему может привести бездумное уничтожение обычных «ракушек»

Учитель: С жизнью водоёма тесно связана жизнь птиц: цапель и уток. Живут у воды и млекопитающие: выдра, бобр, водяная крыса, ондатра. Информацию о них вы попытаетесь найти самостоятельно.
Когда растения и животные умирают, их остатки попадают на дно водоёма. Здесь под действием бактерий мертвые остатки перегнивают, разрушаются. Из них образуются соли. Эти соли растворяются в воде, и тогда их могут использовать для питания растения.
Мы познакомились с жизнью пресного водоёма. Попробуйте составить цепь питания в пресном водоёме.
(Растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Растениями питаются животные. Карась питается растениями, а щука – карасями.)
Мы доказали, что пресный водоём – это природное сообщество, узнали какие беды может принести человек водоёму.

5. Физкультминутка для глаз (слайд 8)

6. Знакомство с водоёмами Нижегородской области

Учитель: Продолжая знакомиться с жизнью водоёмов, мы отправляемся на юг Нижегородской области. Работу выполняла и готовила презентацию Пухова Дарья.

Пустынские озёра

Карта Нижегородской области (слайд 9)
Пустынские озёра расположены на севере Арзамасского района на реке Серёжа, а название им дало село Старая Пустынь, рядом с которым они находятся. В 1934 году в целях сохранения численности редких и ценных видов животных, в том числе выхухоли, был создан Пустынский охотничий заказник. Главной достопримечательностью Пустынского природного комплекса являются восемь (до 14 м) карстовых озёр: Великое, Свято, Глубокое, Кругленькое, Паровое, Долгое, Нарбус и Карасево – связанных в единую систему общей площадью 300 га. Половина Пустынских озёр (Великое, Глубокое, Паровое и Долгое) являются проточными – через них течет река Серёжа. Остальные озёра только иногда соединены между собой протоками, благодаря этому вода в них словно горный хрусталь – прозрачная и чистая. Пустынские озёра отличаются богатством флоры, в которой представлены почти все типичные водные растения средней полосы России. Из произрастающих здесь растений 55 видов являются редкими. Природным богатством заказника являются леса разнообразных типов: хвойно-широколиственных лесов, сосновых боров и пойменных дубрав. Здесь встречаются деревья – старожилы, которым уже более двухсот лет, достигающие до 35 м. в высоту и до 1 м. в диаметре. К числу обитателей заказника относятся и такие растения, занесенные в Красную книгу, как: башмачок настоящий, пыльцеголовник красный и водяной орех чилим, реликт межледникового времени (слайд 10) . Это однолетнее, водное, укореняющееся на дне растение с розеткой плавающих на поверхности воды ромбических листьев и белыми четырехлепестковыми цветками и орехообразными, в основном, четырехрогими плодами. Он встречается в «окнах» среди зарослей камыша, на глубине 1-1,5 метра. В Нижегородской области известно только несколько мест его произрастания. Во всех Пустынских озерах встречаются: лещ, ёрш, карась, краснопёрка, линь, окунь, язь (слайд 11), плотва, щука и другие виды рыб. Особенностью Пустынских озер является и то, что здесь можно найти
представителей всех типов водорослей, кроме бурых. Необычен животный мир. В водоёмах обитает от 3 до 6 видов млекопитающих: это речной бобр, выдра (слайд 12) и русская выхухоль (слайд 13) , численность которой вызывает особую тревогу. Русская выхухоль – типичный представитель доледникового периода, ровесник мамонтов и шерстистых носорогов, обитающих только в европейской части России. Заказник является также местом обитания не менее семи видов летучих мышей. Здесь гнездятся или кормятся на пролёте многие виды водоплавающих прибрежных птиц. Из числа очень редких птиц-хищников можно встретить беркута, орлана-белохвоста и скопу. Иногда на Пустынских озерах на пролете можно увидеть лебедей (слайд 14) . К обитателям Пустынского заказника относятся и другие редкие, в том числе «краснокнижные» представители фауны – бабочки: аполлон, махаон, медведица Геро, шмель моховой, пчела-плотник (слайд 15) и пр. К сожалению, в последние годы на Пустынских озёрах и в лесном массиве заказника сильно возросла рекреационная нагрузка, что отрицательно сказывается на состоянии озёр. В результате из флоры исчезли: наяда морская и водяной мох, сократилось произрастание водяного ореха. Поэтому на озёрах и заказнике требуется проведение неотложных мер по сохранению животного и растительного мира.

7. Обобщение и закрепление нового материала

Проводится по рабочей тетради (страница 48-49). Работа в парах – проверь тетрадь соседа карандашом, если что-то непонятно, в учебнике на странице 192-193 есть рисунок.

8. Подведение итогов (слайд 16)

Учитель: О чём говорили на уроке? Что узнали нового? Что вас особенно удивило и заставило задуматься?

9. Домашнее задание

Стр. 191-200, таблица, самостоятельно изучить тему: «Надо ли охранять болота»

Литература :

1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы. – М.: Просвещение, 2005.
2. Барковская О.М. Экологическое воспитание. Начальная школа – 1996, № 6.
3. Окружающий мир. К учебникуА.А.Плешакова. Волгоград, издательство «Учитель», 2007.

Растения в водоемах распределены группами, в зависимости от глубины воды.

На самом берегу растут прибрежные растения: гусиная лапка , незабудки и другие травы.

На мелких местах растут осока , тростник , камыш и рогоз с длинными листьями и коричневой бархатистой шишкой. Это - растения мелководья .

Осока

Тростник

Камыш

Рогоз

Нижние части этих растений погружены в воду, а верхние возвышаются над ней.

Камышимеет гладкий, прозрачный прочный стебель. На верхушке находится небольшая раскидистая метелка. Стебли используются как топливо, для плетения сумок и циновок.

Тростниквыше камыша, имеет прочный узловатый стебель. Его высота достигает четырех метров. На вершине стебля расположена красивая пышная коричневая метелка. Побегами и корневищами этих растений питаются многие животные водоема.

Следующая группа растений - это плавающие на поверхности водяные растения с листьями - белые кувшинки и желтые кубышки .

Корневища этих растений прочно прикреплены к илистому дну, от корневища тянется длинный черешок - до пяти метров. Толстые пластинки листа прочно прикреплены к черешку, поэтому даже в сильный ветер листья не отрываются и не переворачиваются. Цветок кувшинки находится на безлистом длинном стебле, он раскрывается утром, когда солнце греет, а вечером снова закрывается. На более глубоких местах развеваются густые заросли рдеста, которые целиком погружены в воду.

Интересным растением является пузырчатка .

На еще большей глубине встречаются водоросли . Кроме того на различной глубине свободно плавают мелкие растения. Это ряска , от обилия которой иногда вода кажется зеленоватой.

Все растения водоемов являются влаголюбивыми или водолюбивые.

С водоемами связана жизнь многих животных.

На спокойной поверхности водоема можно увидеть длинноногих клопов-водомерок . Они толчками скользят по поверхности воды, как на лыжах. Кончики лапок водомерки покрыты густыми волосками и смазаны жировым веществом. Это помогает водомерке удерживаться на поверхности воды. Водомерка относится к хищным насекомым.

Маленькие жучки-вертячки хорошие спортсмены, эти жучки то прыгают в воздух, то ныряют глубоко в воду в погоне за добычей.

У вертячек интересное устройство глаз. Они как бы разделены на две части. Верхней частью глаза жучки хорошо видят добычу вверху, а нижней частью глаз эти насекомые видят под водой.

Жук-плавунец - большой черный, блестящий жук. Он поднимается с глубины на поверхность воды, чтобы набрать воздуха. При движении лапки его работают как весла. Плавунец - хищник. Он часто нападает не только на насекомых, но и на мелких рыбок.

Лягушки - очень полезные животные. Они поедают много вредных насекомых, например, жуков-плавунцов, которые истребляют мальков и небольших рыбок.

Сквозь прозрачную воду водоема можно увидеть, как стремительно проплывают стайки рыбок. В водоемах Пермского края (реках, озерах и прудах), где вода не сильно загрязнена, обитают различные рыбы. Это щука , лещ , судак , плотва , окунь , налим и др.

Щука

Окунь

Налим

Судак

Лещ

Плотва

Тело рыб приспособлено к жизни в воде. Оно вытянуто и покрыто слизью. Это помогает рыбам легко двигаться. Хвостовой плавник служит хорошим рулем, а другие плавники поддерживают равновесие рыбы. Питаются рыбы растениями, насекомыми, а хищные рыбы, такие как щука, едят еще мелких рыбок и лягушек.

Животный мир водоемов края обогатился бобрами и ондатрами.

Бобр

Ондатра

Бобра называют замечательным пловцом и четвероногим инженером, искусным строителем за его сооружения - хатки, плотины, каналы. У него красивая темно-коричневая шкурка, веслообразный хвост, лапы с перепонками. Бобры завезены из Воронежского заповедника и из Белоруссии. Из Курганского зверосовхоза завезена ондатра - водяная крыса. По образу жизни она напоминает бобра.