Станция новокузнецкая. Станция «Новокузнецкая

Новокузнецкая — уникальная станция Московского метро. Строилась во время войны и была открыта в 1943 году, что не могло не отразиться на внешнем облике станции.
Внимательный человек может запросто провести час на станции, читая и перечитывая ее как старую идеологическую, но мастерски написанную книгу.

Открытая во время войны станция должна была показать преемственность и единую историю СССР и прошлой России. Удивительно, но русские князья и царские полководцы вдруг изображались героями на барельефах станции. Стоит вспомнить, что в 1920-30-е гг. на волне призыва «Отречемся от старого мира» многие дореволюционные герои ушли в небытие. В частности, те же Александр Невский и Дмитрий Донской стали просто удельными князьями, а про царских военноначальников и вообще в школе могли не упоминать. В частности, мощи Александра Невского какое-то время даже выставлялись в бывшем Страстном монастыре, тогдашнем Антирелигиозном музее на всеобщее обозрение и призваны были наглядно демонстрировать тленность остатков святых. В преддверие войны старых героев стали робко воскрешать. Эйзенштейн, например, снял фильм «Александр Невский» (правда, фильм сразу же перестали демонстрировать после подписания пакта с Германией в 1939 г.).

Одним из главных, толчков к пересмотру истории стала речь Сталина 7 ноября 1941 г. перед уходящими на фронт войсками.

Новокузнецкая, по сути, является иллюстрацией к этой речи.

Война, которую вы ведёте, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков - Александра Невского, Димитрия Донского….


Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского….

Александра Суворова, Михаила Кутузова
[приведены фотографии не всех барельефов, но именно в порядке перечисления Сталиным они представлены на станции]


…. Товарищи красноармейцы и краснофлотцы, командиры и политработники, рабочие и работницы, колхозники и колхозницы, работники интеллигентного труда, братья и сестры в тылу нашего врага, временно попавшие под иго немецких разбойников, наши славные партизаны и партизанки, разрушающие тылы немецких захватчиков!

…Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!
[как видите, все точно по речи, и «знамя Ленина» здесь]

Враг рассчитывал на то, что после первого же удара наша армия будет рассеяна, наша страна будет поставлена на колени. Но враг жестоко просчитался. Несмотря на временные неуспехи, наша армия и наш флот геройски отбивают атаки врага на протяжении всего фронта, нанося ему тяжелый урон, а наша страна, - вся наша страна, - организовалась в единый боевой лагерь, чтобы вместе с нашей армией и нашим флотом осуществить разгром немецких захватчиков.

Помимо героической борьбы советских людей с врагом станция должна была продемонстрировать величие страны и будущую счастливую эпоху мирного созидания. Что хорошо отражено на потолочных мозаиках. Монументальные панно из смальты языком художественной мозаики рассказывают о мирной жизни: люди убирают урожай, строят дома, ведут детей в школу. Эти панно были сделаны в блокадном Ленинграде умиравшим от голода мастером мозаики Владимиром Александровичем Фроловым и с великим риском доставлены в Москву по «дороге жизни» — через Ладогу. В блокадном Ленинграде, голодный и больной, он по эскизам А.Дейнеки выкладывал эти мозаики. Закончил работу совершенно обессиленный. Тем не менее проводил бетонные картуши с мозаикой до Ладоги и проследил за их погрузкой. А после этого умер. Похоронен Фролов в Ленинграде, на Смоленском кладбище, в братской могиле профессоров.

Интересные воспоминания о строительстве станции оставила архитектор Надежда Быкова, жена одного из авторов проекта станции Ивана Таранова.

Третьей моей станцией, которую я опять делала с И. Г. Тарановым, была «Новокузнецкая». Консультировал нас академик Иван Владиславович Жолтовский. Это быд художник с необычайно тонким вкусом. Он мог легко согласиться с мнением молодого автора, умел и тактично, не навязывая своего решения, подсказать очень ценное. По предложению Жолтовского появились на «Новокузнецкой» мраморные скамьи с волютами. Он поддержал нашу идею установки ряда торшеров вдоль центральной линии подземного зала, одобрил рисунок свода, тему которого мы позаимствовали из римской гробницы Валериев.

Мы заканчивали «Новокузнецкую» уже во время войны. Заготовленные для нее архитектурные детали были спрятаны в подвал. Муж вернулся в Москву из эвакуации раньше меня. В письме написал мне, что обнаружил оставшиеся не у дел прекрасные мозаичные плафоны А. А. Дейнеки, предназначавшиеся для «Павелецкой» и что намеревается использовать их в нашей станции. Мне не хотелось отягащать мозаикой легкий свод, но я не успела отговорить мужа. Когда приехала в Москву, плафоны уже были установлены…

Стоит отметить, что упомянутые мраморные скамьи с волютами были изготовлены из мрамора, снятого со взорванного Храма Христа Спасителя (что в общем-то было не худшей судьбой для мрамора в то время как часть мемориальных плит с именами героев войны 1812 г. раскрошили и посыпали дорожки в московских парках).

Новокузнецкая не так проста, как это может показаться в суете дня. Это практически музей, достойный отдельного посещения не в часы пик.

Любите метро! И оно раскроет вам свои страницы, а заодно и ответит вам взаимностью: не кинет вас в толпу и поезда будет подавать свободными =)

Станция «Новокузнецкая»

Станция была открыта для пассажиров 20 ноября 1943 года в составе Замоскворецкой линии метро. За время существования название не менялось.

Станция открыта в составе третьей очереди строительства Московского метрополитена во время Великой Отечественной войны 20 ноября 1943 года на действующем перегоне «Площадь Свердлова» (ныне - «Театральная») - «Павелецкая». С 1 января 1943 года поезда на уже действующем участке «Театральная» - «Автозаводская» следовали через «Новокузнецкую» без остановки. Изначально название писалось через дефис - «Ново-Кузнецкая». В проекте носила название «Климентовский переулок».

Название - по Новокузнецкой улице и не имеет никакого отношения к городу Новокузнецк, который в то время назывался Сталинск.

Проект станции в 1946 году году удостоен Сталинской премии 1-й степени.

Имеется наземный вестибюль в форме ротонды, облицованный изнутри мрамором «уфалей» (авторы - И. Г. Таранов, Н. А. Быкова). Внутреннюю отделку вестибюля украшают барельефы работы Г. И. Мотовилова, а также мозаика В. А. Фролова «Парад физкультурников». Выход из вестибюля на Пятницкую улицу.

Из центра зала по эскалаторным наклонам можно осуществить пересадку в оба зала станции «Третьяковская» Калужско-Рижской и Калининской линий. Переход в южный зал сооружён в 1970 году, в этих целях центральной зал «Новокузнецкой» был удлинён. Построенные при этом пилоны заметно отличаются от старых. Переход в северный зал из центральной части станции открыт в 1985 году. В 1996 году был сооружён дополнительный переход в южный зал станции «Третьяковская».

Станция «Новокузнецкая » расположена в районе Замоскворечье на территории Центрального административного округа города Москвы.

Выход в город на улицу

Кто бы мог подумать, что каждый день москвичи бывают в совершенно уникальном месте, каким является станция метро "Новокузнецкая"? Но, тем не менее, это так. Станция построена по проекту архитекторов Быковой и Таранова. Открыта в 1943 году, в середине Великой Отечественной войны, что сказалось на ее внешнем виде.

Станция символизирует собой связь прошедших веков и настоящего. На ее барельефах изображены исторические личности и за делами и словами которых наблюдала вся Россия и Москва. "Новокузнецкая" запечатлела Минина и Пожарского, Суворова, Александра Невского, Дмитрия Донского, Михаила Кутузова и, конечно, Ленина и традиционные фигуры того времени - пролетариев из различных профессий.

На потолочных панно станции метро "Новокузнецкая" изображены сцены из жизни утопического коммунистического общества - уборка богатого урожая, строительство домов и т.п. Мозаики эти можно по праву назвать бесценными, ведь они были изготовлены в 1942 году В. А. Фроловым по эскизам знаменитого в блокадном Ленинграде. Сначала он работал вместе с тремя сотрудниками мастерской, однако завершал работу уже в одиночестве. Все это время мастерская не отапливалась и освещалась лишь при помощи

Закончив работу и проводив грузовики с панно до знаменитой "дороги жизни" на Ладоге, Владимир Александрович умер от истощения и голода, как и многие блокадники. И лишь недавно на станции появилась мемориальная доска в его честь. Кроме "Новокузнецкой", работы Фролова можно еще увидеть на "Маяковской", а также в Петербурге: в соборе Воскресения Христова в усыпальнице Петропавловской крепости и на доме Набоковых.

Архитекторы, проектировавшие станцию, Н. А. Быкова и И. Г. Таранов, были супругами. Станция метро "Новокузнецкая" была их вторым совместным детищем после "Сокольников". Этот творческий тандем талантливых архитекторов также подарил "ВДНХ", "Спортивную", "Измайловскую", "Щелковскую" и "проспект Вернадского".

Надежда Александровна в своих воспоминаниях писала, что изначально мозаичные панно были предназначены для "Павелецкой", однако в ходе ее строительства и отделки было решено не использовать плафоны в интерьере, и они оказались ненужными. Ее муж вернулся в Москву из эвакуации и написал ей об этих панно. И хотя она была против их использования, отговорить мужа уже не смогла.

Интересная деталь -скамьи, установленные на станции, сделаны из мрамора, снятого со старого храма Христа Спасителя, который был взорван. Поэтому в следующий раз, оказавшись на станции, обратите на них внимание.

Иллюстрация к истории России в периоды войн и мирного времени - вот что такое "Новокузнецкая". Метро столицы без нее сегодня представить просто невозможно: ведь она расположена в центре Москвы, на Пятницкой улице, входит в крупный пересадочный узел вместе со станциями "Третьяковская" Калининской и Калужско-Рижской линий. Рядом с наземным вестибюлем станции расположен небольшой сквер. Суточный пассажиропоток по входу и выходу на станцию составляет соответственно 43 и 36 тысяч человек. И мало кто из них задумывается об истории создания удивительной станции метро "Новокузнецкая".

Станция Новокузнецкая - пересадочная в Московском метрополитене в составе Замоскворецкой линии . Она является центральным участком этой линии и соседствует со станциями «Театральная» и «Павелецкая». Расположена в Центральном административном округе столицы на территории Замосквореченского района.

История названия

Станция «Новокузнецкая» в проектной документации носила другое название - Климентовский переулок, названный в честь православного Храма Священномученика Климента.

В итоге, открытую 20 ноября 1943 года станцию назвали по проходящей возле нее Новокузнецкой улице. Сначала в названии станции писали дефис - «Ново-Кузнецкая». Со временем название стали писать слитно. В 1992 году станцию «Новокузнецкая» предлагали переименовать в «Замоскворечье», но этого пока не произошло.

Описание станции

Оформление станции «Новокузнецкая» воспевает стойкость и упорство советского народа в годы Великой Отечественной войны. Тема избрана неслучайно, ведь станцию открыли в самый разгар военных действий - в 1943 году. Стены и потолок отделаны светлым мрамором, пол выстелен гранитом разных цветов. На потолочном фризе центрального зала растянулся барельеф с фрагментами боевых операций. Своды украшают шесть мозаик с изображениями тружеников тыла - садоводов, сталеваров, машиностроителей, строителей-высотников, авиаторов, лыжников. Каждую мозаику освещает бронзовый торшер.

В центре эскалаторного наклона изображен щит в обрамлении оружия, знамен и лавровых венков. На щите слова: «Слава доблестным бойцам Великой Отечественной войны».

Переход с «Новокузнецкой» на «Третьяковскую» украшает мраморное панно «Фронт и тыл в борьбе против немецких захватчиков» работы Б. Покровского.

Проект оформления станции «Новокузнецкая» в послевоенные годы получил Сталинскую премию первой степени.

Технические характеристики

Станция трехсводчатой пилонной конструкции «Новокузнецкая» построена по типовому проекту и является станцией глубокого заложения (глубина 37,5 м). Центральный зал в диаметре имеет 9,5 м, боковые - 8,5 м. Авторы проекта - архитекторы И. Таранов и Н. Быкова.

«Новокузнецкая» имеет путевое развитие, состоящее из 4 стрелочных переводов и 1 станционного пути для отстоя и оборота подвижного состава. Кроме того, «Новокузнецкая» пересекается со станцией «Третьяковская».

Вестибюли и пересадки

«Новокузнецкая» имеет лишь один вестибюль - наземный. Его проектировали архитекторы В. Гельфрейх, И. Рожин и Г. Тосунов. Круглое в основании сооружение внутри облицовано «Уфалейским» мрамором серо-дымчатого оттенка. Стены украшены барельефами Г. Мотовилова и мозаикой «Парад физкультурников» В. Фролова. Подъем к вестибюлю осуществляется по эскалатору с северного торца. Он выводит к улицам Пятницкая и Новокузнецкая.

На «Новокузнецкой» есть пересадки в южный и северный залы станции «Третьяковская».

Достопримечательности

У станции «Новокузнецкая» много интересных мест. Но все же изюминкой этой части Москвы являются культовые сооружения. Храм Архангела Михаила в Овчинниках представляет первую половину ХVII века. Его построили на месте деревянной церкви, построенной веком раньше царскими слободскими овчинниками. Поначалу церковь Архангела Михаила была небольшой и ассиметричной. В начале XVIII века к ней пристроили двухъярусную колокольню, а самому храму придали черты московского барокко. В следующем столетии церковь Архангела Михаила уже была переделана под стиль ампир. В 1932 году храм был закрыт. И лишь в конце ХХ века здесь возобновились богослужения. Не менее интересен и православный Храм святителя Николая в Пыжах, являющийся памятником архитектуры XVII века. Его соорудили на месте деревянной церкви, датируемой 1593 годом. После разорения войсками Наполеона в 1812 году храм восстановили местные купцы Лямины. Во времена советской власти храм закрыли. В 1990 году его возвратили РПЦ, и храм вновь стал действующим. Еще одно культовое сооружение, достойное внимания, - Церковь Богоматери Всех Скорбящих Радость.

В 1688 году сюда поместили икону Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». После того как образ прославился чудесными исцелениями, храм переименовали. С установлением советской власти у церкви «изъяли ценности», а колокола уничтожили. В 1948 году храм освятили и возобновили богослужения. Монументальность церкви придает гладкий полусферический купол с небольшими люкарнами. При храме организовали воскресные школы для прихожан, библиотеку и Центр реабилитации жертв неорелигий.

Наземная инфраструктура

У метро «Новокузнецкая» находится очень много заведений общественного питания, рассчитанных на любой вкус и кошелек. Здесь также имеются в наличии магазины, аптеки, здание ЗАГСа, гостиницы «Медея» (в двух минутах ходьбы от станции), «Аквамарин» и «Балчуг Кемпински» (10-15 минут пешком). Сферу образования в районе метро «Новокузнецкая» представляют общеобразовательная школа, Государственный музыкальный колледж эстрадного и джазового искусства, Академия водного транспорта, политики и права, институт экономики и физико-технический институт.

Полезные факты

Первых утренних пассажиров метро «Новокузнецкая» начинает принимать в 5:35. В час ночи станция закрывается. Первый поезд в направлении станции «Речной вокзал» идет в 5:46. Первый поезд в сторону метро «Красногвардейская» в 5:45.Здесь работают операторы «Билайн», «МТС» и «Мегафон».

Шесть мозаик с изображениями мирных советских тружеников, которые расположены на сводах станции метро «Новокузнецкая», задуманы еще в довоенное время и были предназначены для станции «Павелецкая». Их эскизы разработал известный в те годы русский художник А. Дейнека, который погиб в блокадном Ленинграде. Из осажденного города работы вывезли моряки. Панно из смальты по уцелевшим эскизам изготовил художник В. Фролов.

Не менее интересна история и скамеек из белого мрамора для пассажиров станции «Новокузнецкая». До этого они служили прихожанам в храме Христа Спасителя.

Замоскворецкой линии Московского метрополитена.
Открыта 20 ноября 1943 г. в составе третьей очереди строительства Московского метрополитена на действующем участке «Театральная» – «Автозаводская».
Код станции: 031.
Название - по Новокузнецкой ул. и не имеет никакого отношения к городу Новокузнецку , который в то время назывался Сталинск.

Имеется наземный вестибюль в форме ротонды. Выход из вестибюля на Пятницкую ул.

Из центра зала по эскалаторным наклонам можно осуществить пересадку в оба зала станции «Третьяковская» Калужско-Рижской и Калининско-Солнцевской линий. Переход в южный зал сооружён в 1970 г., в этих целях центральной зал «Новокузнецкой» был удлинён. Переход в северный зал из центральной части станции открыт в 1985 году. В 1996 г. был сооружён дополнительный переход в южный зал станции «Третьяковская».

В 1999 году в рамках реконструкции наземного вестибюля на этой станции был установлен последний в Московском метрополитене эскалатор с отделкой из пластиковых панелей с имитацией под дерево. Все более поздние эскалаторы отделывались панелями из нержавеющей стали.

Конструкция станции - пилонная трёхсводчатая глубокого (37,5 м) заложения. Построена по типовому проекту. Диаметр центрального зала - 9,5 м, боковых - 8,5 м. Обделка из чугунных тюбингов.
Архитекторы, создавшие проект станции – супруги Н. Быкова и И. Таранов. Консультировал их Иван Жолтовский.
Инженер-конструктор М. Семиз.

Внутренний интерьер станции богат элементами художественного оформления. Тема оформления - стойкость и борьба советского народа в годы Великой Отечественной войны. Пилоны и свод станции облицованы прохоро-баландинским мрамором и украшены барельефами, изображающими эпизоды боевых операций (скульпторы - А.Е. Зеленский, Н.В. Томский, С.Л. Рабинович и Н.М. Штамм). Особое место занимают великолепные скамьи из белого сибирского мрамора, которые некоторые ошибочно приписывают к карарскому мрамору из храма Христа Спасителя.

На потолке, напротив каждого из проходов к платформам, расположено шесть мозаичных панно (см. вложенный объект). Эскизы панно изготовил А. А. Дейнека, а собирал их художник В. А. Фролов в Ленинграде. Работа началась перед войной, а завершена была в блокадном городе в 1942 году. Больной, голодный, полуослепший, Владимир Александрович отказался от эвакуации, работал в промёрзшей мастерской и сумел закончить работу. Мозаики были вывезены на Большую землю баржей через Ладожское озеро под обстрелом немцев. Художник нашёл в себе силы дойти до пристани, проводить своё творение, а через несколько дней он умер… Мозаики предназначались для станции метро «Павелецкая», проект которой делали архитекторы Веснины. Из-за войны от строительства станции по проекту Весниных пришлось отказаться и тогда уже готовые мозаики установили на своде станции «Новокузнецкая».

Зал пересекает ряд торшеров, расположенных под панно. На эскалаторном наклоне - скульптурная вставка работы Н.В. Томского в виде щита, обрамлённого знамёнами, оружием и лавровыми венками и имеющего в центре надпись: «Слава доблестным бойцам Великой Отечественной войны». В переходе в южный зал станции «Третьяковская» находится мозаичное панно «Фронт и тыл в борьбе против немецких захватчиков» (автор - Б.В. Покровский). Проект станции в 1946 г. году удостоен Сталинской премии 1-й степени.

Изначально название писалось через дефис - «Ново-Кузнецкая». В проекте носила название «Климентовский переулок».
В 1992 году был предложен проект по переименованию станции в «Замоскворечье».

Объект культурного наследия регионального значения.

Предыдущая станция на линии «Театральная» .
Следующая станция на линии «Павелецкая» .

Информация о станции.