Старуха изергиль читать в сокращении. М

Очень кратко Старая румынка вспоминает свою бурную молодость и рассказывает две легенды: о сыне орла, обречённом за гордыню на вечное одиночество, и о юноше, который пожертвовал собой, чтобы спасти родное племя.

Названия глав условные и не соответствуют оригиналу. Повествование ведётся от лица рассказчика, имя которого в рассказе не упоминается. Воспоминания старухи Изергиль изложены от её имени.

Рассказчик встретил старуху Изергиль, когда собирал виноград в Бессарабии. Однажды вечером, отдыхая на морском берегу, он беседовал с ней. Вдруг старуха указала на тень от низко плывущего облака, назвала его Ларрой и рассказала «одну из славных сказок, сложенных в степях».

Легенда о Ларре

Много тысяч лет назад в «стране большой реки» жило племя охотников и земледельцев. Однажды одну из девушек этого племени унёс огромный орёл. Девушку долго искали, не нашли и забыли о ней, а через двадцать лет она вернулась со взрослым сыном, которого родила от орла. Сам орёл, почувствовав приближение старости, покончил с жизнью - упал с огромной высоты на острые скалы.

Сын орла был красивым парнем с холодными, гордыми глазами. Он никого не уважал, а со старейшинами держался как с равными себе. Старейшины не захотели принимать парня в своё племя, но это только насмешило его.

Он подошёл к красивой девушке и обнял её, но та оттолкнула его, потому что была дочерью одного из старейшин и боялась гнева своего отца. Тогда сын орла убил девушку. Его связали и начали придумывать «казнь, достойную преступления».

Один мудрец спросил, зачем он убил девушку, и сын орла ответил, что хотел её, а она его оттолкнула. После долгого разговора старейшины поняли, что парень «считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего». Он не хотел никого любить и желал брать то, чего ему хотелось.

Старейшины поняли, что сын орла обрекает себя на страшное одиночество, решили, что это станет для него самой суровой карой, и отпустили его.

Сына орла назвали Ларрой - отверженным. С тех пор он жил «вольный, как птица», приходил в племя и похищал скот и женщин. В него стреляли, но убить не могли, потому что тело Ларры было закрыто «невидимым покровом высшей кары».

Так жил Ларра много десятилетий. Однажды он приблизился к людям и не стал защищаться. Люди поняли, что Ларра хочет умереть, и отступили, не желая облегчить его участь. Он ударил себя в грудь ножом, но нож сломался, он попытался разбить голову о землю, но земля отстранилась от него, и люди поняли, что Ларра не может умереть. С тех пор он скитается по степи в виде бесплотной тени, наказанный за свою великую гордость.

Воспоминания старухи Изергиль

Старуха Изергиль задремала, а рассказчик сидел на берегу, слушая шум волн и далёкие песни сборщиков винограда.

Внезапно проснувшись, старуха Изергиль начала вспоминать тех, кого любила в своей долгой жизни.

Она жила с матерью в Румынии на берегу реки, ткала ковры. В пятнадцать лет она влюбилась в молодого рыбака. Он уговаривал Изергиль уйти с ним, но к тому времени рыбак ей уже надоел - «только поёт да целуется, ничего больше».

Бросив рыбака, Изергиль влюбилась в гуцула - весёлого, рыжего карпатского молодца из разбойничьей шайки. Рыбак не смог забыть Изергиль и тоже пристал к гуцулам. Так их и повесили вместе - и рыбака, и гуцула, а Изергиль ходила смотреть на казнь.

Затем Изергиль встретила важного и богатого турка, целую неделю прожила в его гареме, потом соскучилась и сбежала с его сыном, темноволосым, гибким мальчиком много младше её, в Болгарию. Там её ранила ножом в грудь некая болгарка, то ли за жениха, то ли за мужа - Изергиль уже не помнит.

Выходили Изергиль в женском монастыре. У монашки-польки, которая за ней ухаживала, в соседнем монастыре был брат. С ним Изергиль и сбежала в Польшу, а молоденький турок умер от избытка плотской любви и тоски по дому.

Поляк был «смешной и подлый», мог словами, как кнутом ударить. Однажды сильно обидел он Изергиль. Она взяла его на руки, бросила в реку и ушла.

Люди в Польше оказались «холодные и лживые», Изергиль было трудно жить среди них. В городе Бохнии её купил один жид, «не для себя купил, а чтобы торговать». Изергиль согласилась, желая заработать денег и вернуться домой. К ней ходили пировать «богатые паны», золотом её осыпали.

Многих любила Изергиль, а больше всего красавца-шляхтича Аркадэка. Он был молод, а Изергиль уже прожила четыре десятка лет. Тогда Изергиль рассталась с жидом и жила в Кракове, была богата - большой дом, слуги. Аркадэк долго добивался её, а добившись - бросил. Потом он пошёл биться с русскими и попал в плен.

Изергиль, прикинувшись нищей, убила часового и сумела вызволить любимого Аркадека из русского плена. Он обещал любить её, но Изергиль с ним не осталась - не хотела, чтобы её любили из благодарности.

После этого Изергиль уехала в Бессарабию и осталась там. Её муж-молдаванин умер, и теперь старуха живёт среди молодых сборщиков винограда, рассказывает им свои сказки.

С моря наплывала грозовая туча, и в степи начали появляться голубые искры. Увидев их, Изергиль поведала рассказчику легенду о Данко.

Легенда о Данко

В старину, между степью и непроходимым лесом жило племя сильных и смелых людей. Однажды из степи явились более сильные племена и прогнали этих людей вглубь леса, где воздух был отравлен ядовитыми испарениями болот.

Люди стали болеть и умирать. Из леса надо было уходить, но позади были сильные враги, а впереди дорогу преграждали болота и деревья-великаны, создававшие вокруг людей «кольцо крепкой тьмы».

Люди не могли вернуться в степь и биться насмерть, потому что у них были заветы, которые не должны были исчезнуть.

Тяжкие думы породили страх в сердцах людей. Всё громче звучали трусливые слова о том, что надо вернуться в степь и стать рабами сильнейших.

И тут молодой красавец Данко вызвался вывести племя из леса. Люди поверили и пошли за ним. Труден был их путь, люди гибли в болотах и каждый шаг давался им с трудом. Вскоре измученные соплеменники начали роптать на Данко.

Однажды началась гроза, на лес опустился непроглядный мрак, и племя пало духом. Сознаваться в собственном бессилии людям было стыдно, и они стали упрекать Данко в неумении управлять ими.

Усталые и злые люди стали судить Данко, он же отвечал, что соплеменники сами не сумели сохранить силы на долгий путь и просто шли как стадо овец. Тогда люди захотели убить Данко, и в их лицах уже не было ни доброты, ни благородства. От жалости к соплеменникам сердце Данко вспыхнуло огнём желания помочь им, и лучи этого могучего огня засверкали в его глазах.

Увидев, как горят глаза Данко, люди решили, что он рассвирепел, насторожились и стали окружать его, чтобы схватить и убить. Данко понял их намерение и стало ему горько, а сердце разгорелось ещё ярче. Он «разорвал руками себе грудь», вырвал пылающее сердце, высоко поднял его над головой и повёл очарованных людей вперёд, освещая им путь.

Наконец, лес расступился и племя увидело широкую степь, а Данко радостно рассмеялся и умер. Его сердце ещё пылало рядом с телом. Какой-то осторожный человек увидел это и, чего-то испугавшись, «наступил на гордое сердце ногой». Оно рассыпалось в искры и угасло.

Иногда в степи перед грозой появляются голубые искры. Это остатки горящего сердца Данко.

Окончив рассказ, старуха Изергиль задремала, а рассказчик смотрел на её иссохшее тело и гадал, сколько ещё «красивых и сильных легенд» она знает. Прикрыв старуху лохмотьями, рассказчик прилёг рядом и долго смотрел на покрытое тучами небо, а рядом «глухо и печально» шумело море.

Его биографии и анализ творчества) работал на сборе винограда с партией молдаван – мужчин и женщин. Однажды вечером после работы все его товарищи ушли на морской берег, а Горький и бывшая в партии старуха по имени Изергиль остались отдыхать под лозами. [См. полный текст рассказа «Старуха Изергиль».]

Уже стемнело. Показывая на тени облаков в степи, между которых одна была темнее других, Изергиль произнесла: «Вон идёт Ларра! Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, он стал тенью. Это ему наказание за гордость!»

Горький Максим. «Старуха Изергиль». Аудиокнига

Старуха рассказала Горькому легенду о Ларре. Много тысяч лет назад далеко на Востоке самую красивую девушку из одного племени унёс орёл. Через 20 лет девушка вернулась назад с красивым и сильным юношей – своим сыном Ларрой, которого она родила от орла. Сам же орёл, состарившись и ослабев, поднялся высоко в небо, сложил крылья, рухнул на землю и разбился.

Ларра был так же горд и смел, как его отец. Оказавшись среди людей, он тут же подошёл к одной красивой девушке и обнял её. Та оттолкнула Ларру, и тогда он ударом свалил её на землю и наступил ей на грудь, убив её. Другие люди связали Ларру и стали придумывать этому презиравшему всех гордецу мучительную казнь. Однако один мудрец посоветовал отпустить его, сказав, что это и будет Ларре худшим наказанием.

Люди бросили Ларру и ушли от него. Он рассмеялся им вслед, а потом долго ходил за племенем, угоняя скот, похищая девушек и творя другие жестокие дела. Но через несколько десятков лет, стосковавшись от одиночества, он сам пришёл к людям и стоял, не защищаясь, в жажде, чтобы его убили. Люди не пожелали убить злодея. Ларра стал бить сам себя ножом в грудь, но нож ломался о его каменное тело. Он бился головой о землю, но та отстранялась и углублялась от ударов его головы.

Так и не сумев умереть, Ларра, отверженный людьми, с тех пор в тоске ходит везде, где живут они. «Вот как был поражен человек за гордость!»

«Старуха Изергиль», 2 глава – краткое содержание

Потом Изергиль стала рассказывать Горькому о своей жизни. В юности она жила в Молдавии. Когда ей было 15 лет, подплыл к их дому в лодке весёлый, черноусый рыбак. Изергиль выглянула в окно и дала ему вина, «а через четыре дня дала уже и всю себя». Каталась с ним на лодке по ночам, убегая из дому.

Но рыбак лишь пел и целовался, и это стало ей надоедать. В тех местах ходила и шайка разбойников-гуцулов. Изергиль познакомилась с одним из них, рыжим. «И был он такой печальный, иногда ласковый, а иногда, как зверь, ревел и дрался. Раз ударил меня в лицо… А я, как кошка, вскочила ему на грудь да и впилась зубами в щеку… С той поры у него на щеке стала ямка, и он любил, когда я целовала ее…»

Пристал к гуцулам и рыбак. Потом их вместе с тем рыжим поймали и повесили. «Рыбак шел на казнь бледный и плакал, а гуцул трубку курил. Увидал меня, вынул трубку и кричит: "Прощай!.." Я целый год жалела его».

Потом была Изергиль в гареме у немолодого турка, вместе с ещё восемью женщинами. Но в гареме ей надоело, и она сбежала оттуда с 16-летним сыном турка. Однако мальчик этот то ли от любви, то ли с тоски по дому скоро стал сохнуть – и умер.

Потом был у Изергиль маленький полячок. Прося любви, он ластился к ней котом, а среди ссор щёлкал, как кнутом, обидными словами. Побранившись с ним однажды, Изергиль бросила полячка с берега в реку и ушла, не глядя, что с ним стало.

Вскоре Изергиль купил один жид , чтобы торговать ею. Он продавал её любовь богатым панам. Один из них раз осыпал её монетами из мешка: продал для этого все земли свои и дома. Но Изергиль любила не эту сытую свинью, а другого, мужественного, пана с лицом, изрубленным турецкими саблями на войне за греков. «Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни всегда есть место подвигам». Пан этот погиб потом.

Изергиль было уже лет 40, когда влюбилась она в одного молодого, красивого шляхтича Аркадэка. Теперь уже не от неё мутилась мужская голова, а сама она впала в любовное безумие. Высокомерный, избалованный женщинами Аркадэк ушёл потом биться с русскими . И после усмирения бунта взяли его в плен.

Изергиль пришла к амбару, где держали под Аркадэка арестом. Уговаривала русского часового: «Дай мне посмотреть на него, может, он умрет скоро!». Солдат этот был маленький и слабый. Улучив момент, Изергиль накинулась на него, повалила в грязь и вдавливала руками его голову в лужу, пока часовой не задохнулся. Тогда она бросилась к амбару и выпустила поляков. Аркадэк, улыбаясь, стал перед ней на колени: «Моя королева». Но Изергиль поняла, что слова эти лживы: на самом деле он не любит её. Она дала Аркадэку пинка ногой в грудь и ушла.

Изергиль вернулась на родину, решила остепениться и завести семью. Вышла за молдаванина, но год назад тот умер. Оставшись одна, она стала ходить с рабочими по виноградникам. Любила молодых и весёлых, хотя казалось старухе, что во время её собственной юности больше было в человеке силы и огня, и жилось веселее и лучше.

Окончив рассказ, Изергиль задумчиво глядела в степь, где вдали вспыхивали маленькие голубые огоньки. «Эти искры от горящего сердца Данко», – сказала она Горькому.

«Старуха Изергиль», 3 глава – краткое содержание

Старуха поведала старинную легенду о Данко. Одно племя жило на окраине леса, у степи. Но пришёл другой народ и загнал его вглубь чащи, где не видно было неба, а смрадная вода болот отравляла людей. Пойти назад биться с врагами было верной гибелью, но и двинуться через лес погибавшие не решались. Все впали в горесть и страх, но вышел перед остальными молодой красавец Данко и сказал: «Я поведу вас через лес!»

Сородичи согласились и пошли за этим неустрашимым храбрецом. Но путь оказался очень долог. Сколько они ни шли, лес и тьма всё не кончались. Люди стали роптать на Данко, окружили его и собирались убить.

Горький. Старуха Изергиль. Легенда о Данко. Советский мультфильм

Но он вдруг разорвал себе грудь, вынул своё пылавшее ярче солнца сердце, поднял над собой и, освещая им путь, опять бросился вперёд через болото.

Люди побежали за ним. Наконец, лес расступился; открылась перед глазами привольная степь в море солнечного света и чистого воздуха. Радостно обозрев её, Данко гордо засмеялся – упал и умер.

«Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой… И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…»

Максим Горький

«Старуха Изергиль»

Рассказчик услышал эти истории на морском берегу в Бессарабии, от старухи Изергиль. Взошла луна, и по степи пошли тени от пробегающих облаков. Старуха сказала, что видит Ларру, который превратился в тень, и поведала эту сказку.

Много лет назад, в щедрой стране «жило могучее племя скотоводов». Однажды красивую девушку из этого племени украл орёл. О ней погоревали и забыли, а через двадцать лет она вернулась, с ней был юноша, красивый и сильный. Она рассказала, что была женой орла. Все с удивлением смотрели на сына орла, но он ничем не отличался от других, только глаза его были холодны и горды, как у отца.

Он считал себя необыкновенным, и разговаривал надменно даже со старейшинами. Люди рассердились и изгнали его из племени. Он рассмеялся, подошёл к красивой девушке, дочери одного из старейшин, и обнял её. Она его оттолкнула, и тогда он убил её. Юношу схватили и связали, но не убили, посчитав это для него слишком лёгкой смертью. Разговаривая с ним, люди поняли, что «он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит никого». И тогда племя решило наказать его одиночеством.

Юношу назвали Ларрой, что значит «отверженный». Юноша стал жить один, изредка похищая у племени скот и девушек. В него стреляли из лука, но он был неуязвим. Так прошли десятки лет. Но однажды он близко подошёл к людям, к нему кинулись, а он стоял, не защищаясь. Тогда люди поняли, что он хочет умереть, и не тронули его. Тогда он выхватил нож и ударил себя в грудь, но нож сломался как о камень. Люди поняли, что он не может умереть. С тех пор он ходит как тень, ожидая смерти. «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей. Вот как был поражён человек за гордость!»

В ночи лилась красивая песня. Старуха спросила, слышал ли собеседник когда-нибудь такое красивое пение? Он отрицательно мотнул головой, а Изергиль подтвердила, что такого он никогда не услышит. «Только красавицы могут хорошо петь, — красавицы, которые любят жизнь!» Старуха начала вспоминать, как в молодости она целыми днями ткала ковры, а ночью бегала к любимому. Рассказчик посмотрел на старуху: «её чёрные глаза были всё-таки тусклы, их не оживило воспоминание. Луна освещала её сухие, потрескавшиеся губы, заострённый подбородок с седыми волосами на нём и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы. На месте щёк были чёрные ямы, и в одной из них лежала прядь пепельно-седых волос, выбившихся из-под красной тряпки, которой была обмотана её голова. Кожа на лице, шее и руках вся изрезана морщинами».

Она рассказала, что жила у самого моря в Фальми вместе с матерью. Изергиль было пятнадцать лет, когда в их краях появился «высокий, гибкий, черноусый, весёлый человек». Изергиль полюбила его. Через четыре дня она уже принадлежала ему. Он был рыбаком с Прута. Рыбак звал Изергиль с собой на Дунай, но к тому времени она уже разлюбила его.

Потом подруга познакомила её с кудрявым, рыжим гуцулом. Был он иногда ласков и печален, а порой, как зверь, ревел и дрался. Она ушла к гуцулу, а рыбак долго горевал и плакал о ней. Потом он примкнул к гуцулам и завёл себе другую. Они уже хотели уходить в Карпаты, да зашли в гости к одному румыну. Там их и схватили, а после — повесили. Румыну отомстили: хутор сожгли, и он стал нищим. Рассказчик догадался, что это сделала Изергиль, но на его вопрос старуха уклончиво ответила, что не она одна хотела отомстить.

Потом Изергиль вспомнила, как любила турка. Была у него в гареме в Скутари. Целую неделю жила, а потом начала скучать. У турка был шестнадцатилетний сын, с ним Изергиль и убежала из гарема в Болгарию. Там ревнивая болгарка ранила её ножом. Лечилась Изергиль в женском монастыре, откуда ушла в Польшу, прихватив молоденького монашка. На вопрос собеседника, что стало с юным турчонком, с которым она убежала из гарема, Изергиль ответила, что он умер от тоски по дому или от любви.

Поляк-монах её унижал, и она однажды бросила его в реку. В Польше ей было трудно. Она попала в кабалу к жиду, который торговал ею. Тогда она любила одного пана с изрубленным лицом. Он защищал греков, в этой борьбе ему изрубили лицо. Она добавила: «в жизни, знаешь ты, всегда есть место подвигам. И те, кто их не находят, — лентяи и трусы».

Потом был мадьяр, позже убитый. А «последняя её игра — шляхтич». Красивый очень, а Изергиль было уже сорок лет. Пан на коленях просил её любви, но, добившись, тут же бросил. Потом он бился с русскими и попал в плен, а Изергиль спасла его, убив часового. Пан лгал Изергиль, что за это будет любить её вечно, но оттолкнула она «лживую собаку» и приехала в Молдавию, где живёт уже тридцать лет. Был у неё муж, но год назад умер. Живёт она среди молодёжи, которая любит её сказки.

Наступила ночь, и Изергиль спросила своего собеседника, видит ли он искры в степи? «Эти искры от горящего сердца Данко». Рассказчик сидел и ждал, когда Изергиль начнёт свою новую сказку.

«Жили на земле в старину одни люди. Непроходимые леса окружали их таборы с трёх сторон, а с четвёртой — была степь». Но пришли завоеватели и прогнали их в глубь старого и дремучего леса с болотами, от которых поднимался смертельный смрад. И люди начали гибнуть. Они «уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни. Но тут явился Данко и спас всех один».

Данко уговаривал людей идти через лес. Люди посмотрели на Данко, поняли, что он самый лучший, и пошли за ним. Путь был трудный, с каждым днём таяли силы и решимость людей. Началась гроза, люди обессилели. Им стыдно было признаться в своей слабости, и они решили выместить злобу на Данко. Они сказали, что он не сможет вывести их из леса. Данко называл их слабыми, и люди решили убить его. Он понял, что без него они погибнут. «И вот его сердце вспыхнуло огнём желания спасти их, вывести на лёгкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня. А они, увидав это, подумали что он рассвирепел» и стали окружать Данко, чтобы легче было его убить. «И вдруг он разорвал руками грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой».

Сердце ярко осветило лес факелом любви к людям, и они, поражённые поступком Данко, кинулись за ним, и вдруг лес кончился. Люди увидели перед собой лучезарную степь. Они веселились, а Данко упал и умер. «Один осторожный человек, чего-то боясь, наступил на горящее сердце Данко, и оно рассыпалось в искры и угасло». Вот откуда в степи эти голубые огни, появляющиеся перед грозой.

Старуха, утомлённая рассказами, уснула, а море всё шумело и шумело…

Повествователем этих историй была старуха Изергиль. Она поделилась ими на берегу моря в Бессарабии, во время, когда взошла луна и от пробегающих облаков на степь ложились тени. Старуха увидела Ларру, рассказала эту сказку.

Давным-давно, в богатой стране обитало «могучее племя скотоводов». В этом племени жила очаровательная юная девушка, которую однажды украл орел. Жители долго находились в печали. Но однажды, спустя двадцать лет, девушка вернулась с сильным и стройным юношей. Она поведала, что стала женой орла, а этот парень - его сын. Все с удивлением смотрели на молодого человека. От простых людей его отличали холодные и гордые глаза, как у орла.

Юноша был надменным, разговаривал со всеми с высока. Поэтому, люди невзлюбили его и вскоре решили изгнать из племени. Парня это только рассмешило. Он выбрал самую красивую девушку в племени и обнял ее. Юная особа оттолкнула парня. За свой отказ она заплатила дорого. Сын орла убил ее. Он был схвачен и связан, но быстрая смерть, по мнению жителей, была бы для него слишком простым наказанием. В общении с ним люди осознали, что «он считает себя первым на земле, и кроме себя, не видит никого». И придумали ему наказание - изгнание и одиночество.

Сына орла назвали Ларрой («отверженный»). Долгие годы юноша жил один, воруя скот и девушек из племени. Он был неуязвим. Но однажды, он вернулся к людям, которые накинулись на него, а он даже не сопротивлялся. Ему надоело жить одному, и он готов был умереть. Когда люди отступили от Ларры, он выхватил нож и ударил себя в грудь. Нож сломался. Людям стало ясно, что парень обречен. «Ему нет ни жизни, и смерть ему улыбается. И нет ему места среди людей. Вот как был поражен человек за гордость!» С тех пор, он томится в ожидании смерти и бродит как тень.

Ночь была наполнена красивой песней. Старуха поинтересовалась у собеседника, слышал ли он ранее такое пение? Он отрицательно покачал головой. Старуха сказала, что это пение очень редкое. «Только красавицы могут хорошо петь, - красавицы которые любят жизнь!» Старуха углубилась в свои воспоминания. В молодости, она днем пряла ковры, а по ночам бегала на встречи с возлюбленным. Глядя на старуху, рассказчик увидел блеск в глазах, вызванный этими воспоминаниями.

Она рассказала, что жила с матерью у самого моря. В пятнадцать лет она влюбилась в высокого и черноусого парня. Они были очень близки. Возлюбленный Изергиль был рыбаком с Прута. Он звал ее с собой за Дунай, но к тому времени девушка его разлюбила.

Вскоре подруга познакомила Изергиль с рыжим гуцулом, к которому она ушла. Рыбак долгое время переживал. Со временем, он присоединился к гуцулам и завел себе другую. Перед уходом в Карпаты, они оказались в гостях у румына. Были схвачены и повешены. Румын был отомщен. Его разорили, спалив его хутор. Собеседник догадался, что это сделала Изергиль. Однако, она сказала, что не у нее одной был повод отомстить.

Потом старуха рассказала, как жила в гареме в Скутари у одного турка, которого любила. Ей там надоело, и она сбежала с его шестнадцатилетним сыном в Болгарию. Там была ранена и лечилась в женском монастыре. Турок вскоре скончался от тоски по дому и любви. А Изергиль ушла в Польшу с молоденьким монахом.

Поляк-монах плохо относился к Изергиль. За это она ему отомстила, бросив в реку. В Польше жизнь была тяжелой. Попала в кабалу к жиду, который торговал ею. Там она влюбляется в парня с изрубленным лицом. Но ненадолго. Потом был красивый мадьяр. Изергиль было сорок лет, когда он просил ее руки. Но добившись своего, он сразу ее бросил. Позже она приехала в Молдавию, где прожила тридцать лет с мужем, который год назад скончался. Теперь она жила среди молодых людей, ценивших ее сказки.

С наступлением глубокой ночи, Изергиль поведала новую сказку. Давным-давно на земле жили люди. Их таборы были окружены с трех сторон густыми лесами, а с четвертой - степью. Однажды, завоеватели прогнали людей в чащу дремучего леса. Там были болота, от которых исходил страшный смрад. Люди стали погибать. Они готовы были сдаться врагу, но появился герой Данко, который их спас.

Данко позвал людей за собой. Он вел их через труднопроходимый лес. Путь отнимал много сил у людей. Свою слабость люди вымещали злобой на Данко. Когда им показалось, что он никогда не выведет их из леса, люди решили убить Данко. Ему было ясно, что без него они все погибнут. «И вот сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня». Люди испугались, окружили его. «И вдруг он разорвал руками грудь и вырвал из ней свое сердце и высоко поднял его над головой».

Это помогло людям увидеть, что лес кончился, впереди лучезарная степь. Люди радовались, что мучения позади. Данко умер. Его сердце рассыпалось на искры и угасло. Превратилось в голубые огоньки, которые появляются перед грозой. Старуха уснула, и только море продолжало шуметь...

Сочинения

«Старуха Изергиль» Автор и рассказчик в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Ларре (из рассказа М Горького «Старуха Изергиль») Анализ рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» В чем смысл жизни? (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») В чем смысл противопоставления Данко и Ларры (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Герои ранней романтической прозы М.Горького Гордость и беззаветная любовь к людям (Ларра и Данко в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль») Гордость и беззаветная любовь к людям Ларры и Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейно-художественные особенности легенды о Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейно-художественные особенности легенды о Ларре (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейный смысл и художественное разнообразие ранних романтических произведений М.Горького Идея подвига во имя всеобщего счастья (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»). Каждый сам себе судьба (по рассказу Горького "Старуха Изергиль") Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность? Легенды и действительность в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Мечты о героическом и прекрасном в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль”. Образ героического человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Особенности композиции повести М. Горького «Старуха Изергиль» Положительный идеал человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Почему рассказ называется «Старуха Изергиль»? Размышления над рассказом М. Горького “Старуха Изергиль” Реализм и романтизм в ранних произведениях М. Горького Роль композиции в раскрытии основной идеи рассказа «Старуха Изергиль» Романтические произведения М. Горького С какой целью М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» противопоставляет понятия «гордость» и «гордыня»? Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах “Макар Чудра” и “Старуха Изергнль

Название произведения: Старуха Изергиль
Максим Горький
Год написания: 1895
Жанр: рассказ
Главные герои: старая цыганка Изергиль , Ларра – сын орла, Данко - мечтающий спасти людей своего племени, рассказчик.

Сюжет

Рассказ состоит из трех эпизодов. В первом из них рассказывается о Ларре - человеке, рожденном от орла. Он всех презирает и никого не любит. Он считает себя выше других людей и не хочет подчиняться их законам. За это люди изгоняют его из селения, и он бродит в поисках смерти вечно по свету.

Во втором старуха Изергиль рассказывает историю своей жизни: о своих любовниках, которые любили ее, и которых любила она. О страданиях, которые причиняла ей любовь и о радостях, которые она познала в жизни.

В третьей короткой истории автор говорит о Данко - юноше, который отдал жизнью ради спасения людей своего племени. Он выхватил свое горячее сердце из груди, чтобы осветить им путь к спасению. Но после его смерти люди не вспомнили своего героя, а кто-то, трусливый и подлый, даже затоптал искры от горящего сердца.

Вывод (мое мнение)

Недаром автор соединил в одно целое три небольших рассказа. В них он ищет ответ на вопрос, который всегда волновал человечество: в чем заключается смысл жизни? Для чего человек живет? Прекрасна легенда о Данко, отдавшего жизнь за людей, этой историей автор говорит, что главное для любого человека - это жить ради людей.

СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ

Рассказчик услышал эти рассказы в Бессара­бии. Он работал с молдаванами. Они ушли, оста­лась только старуха Изергиль. Автор описывает ее так: «Время согнуло ее пополам, черные когда- то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха гово­рила костями». Она указывает на тень от облака и говорит, что это идет по степи Ларра.

«Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и ветер распылил их». Старуха рассказывает легенду о том, как был наказан Бо­гом человек за гордость.

В далекой и богатой стране жили могучие и ве­селые люди. Однажды во время пира прилетел орел и унес с собой красивую девушку Ее искали, но тщетно. Вскоре о ней забыли. Спустя двадцать лет она вернулась, постаревшая и измученная. Жен­щина привела с собой красивого юношу, ее сына от орла. Юноша высокомерен и горд. Глаза его хо­лодны, со старейшинами он разговаривает так, будто они ему ровня, не оказывает им должного почтения. Поведение Ларры продиктовано тем, что он считает себя в своем роде единственным. Лар­ра подходит к дочери одного из старейшин, очень красивой девушке. Из-за страха перед отцом она отталкивает юношу. Ларра убивает ее. Некоторое время все те, кто видел это, стоят в оцепенении.

Затем Ларрусхватили и стали думать о том, ка­кая казнь была бы достойна его. Но ни один из ва­риантов казни не удовлетворяет их. Даже мать Ларры не хочет вступиться за сына. Ларру спра­шивают, почему он убил девушку, на что он отве­чает, что убил ее за то, что она его оттолкнула. Старейшины говорят ему о том, что «за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и си­лой, иногда - жизнью». Гордый юноша же счита­ет, что он первый на земле, и никого, кроме себя, видеть не хочет. Люди наконец придумывают на­казание гордецу: они обрекают его на вечную сво­боду и одиночество. Раздается гром с неба, и Лар­ра становится бессмертным. Долгие годы Ларра скитается по земле и, устав от одиночества, хочет умереть от руки человека. Но люди догадываются о его намерении и не облегчают его участь, а прос­то поднимают на смех. Сам Ларра не может себя убить. С тех пор он продолжает скитаться по зем­ле - свободный, тоскующий, ожидающий избав­ления в виде смерти. «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет места среди людей…»

Вдалеке слышна красивая песня. Изергиль улы­бается и начинает вспоминать свою жизнь. В мо­лодости целыми днями она ткала ковры, хотя, «как солнечный луч, живучая была». А по ночам она ухо­дила к тому, кого любила. В пятнадцать лет Изер­гиль встретила свою любовь - высокого, краси­вого, веселого черноусого рыбака. Однако очень скоро юной девушке становится скучно с ним - он только «пел и целовался». Она просит свою по­другу о том, чтобы та познакомила ее с гуцулами. Так Изергиль познакомились с Кудриным ры­жим ласковым парнем, который к тому же обла­дал и горячим нравом. Однажды при ссоре он уда­рил ее в лицо, а она в ответ укусила его в щеку. Там впоследствии образовалась ямка, в которую Изергиль любила целовать возлюбленного. Затем и рыбака, и гуцула повесили. Девушка присут­ствовала при этой казни. Молодые люди вели се­бя по-разному: рыбака страшила смерть, гуцул же шутил и курил трубку. Изергиль любила еще и турка, жила у него в гареме неделю, но ей стало скучно с женщинами, она сбежала вместе с шест­надцатилетним сыном турка в Болгарию. Очень скоро мальчик умер «от тоски по дому или от люб­ви». Из ревности одна болгарка ударила Изергиль ножом в грудь. Ее лечила молодая полька в жен­ском монастыре. К польке приходил ее брат, кото­рый тоже был монахом. После выздоровления Изергиль ушла с ним в Польшу. Но как-то он ос­корбил ее, и она утопила его. В Польше Изергиль живет плохо - она ничего не умеет делать. Ей ос­тавалось только одно - переходить от мужчины к мужчине. Она очень уважала одного из них - пана с изрубленным в сражениях лицом, так как этот человек «любил подвиги». «В жизни, знаешь ли, всегда есть место подвигам». Изергиль встре­чает красивого шляхтича, мужчину гордого и из­балованного женским вниманием. К тому времени ей самой было уже сорок лет. Шляхтич очень ско­ро бросил ее, и Изергиль поняла, что состарилась. Шляхтич ушел воевать с русскими. Она поехала вслед за ним. Когда Изергиль добралась до места, то узнала, что ее возлюбленный попал в плен. Она убеждает часового, который охранял пленных, что у них в плену находится ее сын и она мечтает об одном - только взглянуть на него. Она падает пе­ред часовым на колени, умоляя позволить уви­деться с сыном, валит его на землю (он был щуплым) и душит. Так Изергиль спасает шляхтича и его товарищей. В благодарность шляхтич называет ее «королевой» и обещает любить вечно. Но гор­дая женщина отталкивает его. Изергиль обзаво­дится семьей и тридцать лет живет в Бессара­бии. Год назад умер ее муж, и теперь она одна.

Со стороны моря поднимается туча. В степи вспы­хивают маленькие голубые огоньки. Старуха Изер­гиль говорит, что это искры от горящего сердца Данко.

Старуха Изергиль рассказывает сказку. В дав­ние времена жили веселые, смелые и сильные люди. Случилось так, что чужие племена загнали их в глубь лесов. Там было совсем темно, повсюду лес окружали болота, от которых поднимались зло­вонные испарения. Люди гибли. Наконец они реша­ют выходить из леса, но не знают дороги, которая бы вывела их оттуда. Люди долго размышляют, при этом все более слабея. Многие из них уже го­товы идти к врагам и быть рабами. Но Данко - решительный, смелый и красивый юноша - го­ворит, что выведет их. Соплеменники верят ему и идут за ним. Путь, по которому Данко ведет лю­дей, совсем не легкий. Уже раздаются голоса сом­нения - люди говорят, что зря доверились моло­дому и неопытному человеку. Начинается гроза. Люди, без того утомленные и разуверившиеся, в гневе начинают упрекать Данко. Смелый юноша отвечает, что ведет их потому, что в нем есть му­жество вести людей, а другие лишь покорно идут, как стадо овец. Соплеменники разъяряются еще больше и решают убить Данко. «Не было на их ли­цах благородства, нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил лю­дей и думал, что, может быть, они без него погиб­нут». Данко разрывает себе грудь руками, вырывает свое сердце и поднимает его высоко над головой. Его сердце пылало «так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям…». Герой вновь призывает людей идти за ним. Те потрясены. Они бросаются вперед, «увлекаемые чудесным зрели­щем горящего сердца».