Страны, входящие в евразийский экономический союз. Еаэс - что это? евразийский экономический союз: страны

В Астане (Казахстан) президентами России, Белоруссии и Казахстана. Вступил в силу 1 января 2015 года.

: Армения (со 2 января 2015 года), Белоруссия, Казахстан, Киргизия (с 12 августа 2015 года) и Россия.

Численность населения стран ЕАЭС на 1 января 2016 года — 182,7 миллиона человек (2,5% от мировой численности населения). Валовый внутренний продукт в странах ЕАЭС в 2014 году составил 2,2 триллиона долларов (3,2% в структуре мирового ВВП). Объем промышленного производства достиг 1,3 триллиона долларов (3,7% мирового промышленного производства). Объем внешней торговли товарами ЕАЭС с третьими странами в 2014 году составил 877,6 миллиардов долларов (3,7% мирового экспорта, 2,3% мирового импорта).

Евразийский экономический союз создан на базе Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии и Единого экономического пространства как международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью.

В рамках Союза обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в ключевых отраслях экономики.

Идея создания ЕАЭС была заложена в принятой президентами России, Белоруссии и Казахстана 18 ноября 2011 года Декларации о евразийской экономической интеграции. В ней зафиксированы цели евразийской экономической интеграции на перспективу, в том числе была провозглашена задача создания Евразийского экономического союза к 1 января 2015 года.

Создание ЕАЭС означает переход к следующей после Таможенного союза и Единого экономического пространства стадии интеграции.

Основными целями Союза являются:

— создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;

— стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;

— всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

Высшим органом ЕАЭС является Высший Евразийский экономический совет (ВЕЭС), в состав которого входят главы государств-членов. ВЕЭС рассматривает принципиальные вопросы деятельности Союза, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей Союза.

Заседания Высшего совета проводятся не реже одного раза в год. Для решения неотложных вопросов деятельности Союза по инициативе любого из государств-членов или председателя Высшего совета могут созываться внеочередные заседания Высшего совета.

Реализацию и контроль за исполнением Договора ЕАЭС, международных договоров в рамках Союза и решений Высшего совета обеспечивает Межправительственный совет (ЕМС), состоящий из глав правительств государств-членов. Заседания Межправительственного совета проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) — постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Союза со штаб-квартирой в Москве. Основными задачами Комиссии являются обеспечение условий функционирования и развития Союза, а также разработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках Союза.

Суд Союза — судебный орган Союза, обеспечивающий применение государствами-членами и органами Союза Договора о ЕАЭС и иных международных договоров в рамках Союза.

Председательство в ВЕЭС, ЕМС и Совете ЕЭК (уровень вице-премьеров) осуществляется на ротационной основе в порядке русского алфавита одним государством-членом в течение одного календарного года без права продления.

В 2016 году в указанных органах председательствует Казахстан.

Союз открыт для вступления любого государства, разделяющего его цели и принципы, на условиях, согласованных государствами-членами. Также предусмотрена процедура выхода из Союза.

Финансирование деятельности органов Союза осуществляется за счет средств бюджета Союза, который формируется в российских рублях за счет долевых взносов государств-членов.

Бюджет ЕАЭС на 2016 год — 7 734 627,0 тысячи рублей.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС) - международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной и единой политики в отраслях экономики.

Целями создания ЕАЭС является:

  • всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик;
  • создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения.

В рамках ЕАЭС:

В отношении третьих стран ЕАЭС применяются единые меры нетарифного регулирования, такие как:

  • запрет ввоза и (или) вывоза товаров;
  • количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров;
  • исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров;
  • автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров;
  • разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.

Государства–члены Евразийского экономического союза

История формирования Евразийского экономического союза

Официальной датой начала формирования Таможенного союза можно считать 1995 год, когда между Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Республикой Беларусь было заключено Соглашение о создании Союза. Целью данного Соглашения было налаживание экономического взаимодействия между сторонами, обеспечение свободного товарообмена и добросовестной конкуренции.

26 февраля 1999 года был подписан Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Участниками Договора стали Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, а с 2006 года - Узбекистан. До начала 2000-х годов в странах-участниках активно шел процесс налаживания сотрудничества в различных областях деятельности (в том числе социокультурной, научной).

В 2000 году было принято решение об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Участниками сообщества стали Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан.

В 2003 году было подписано Соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП). Началась работа по подготовке правовой базы ЕЭП, которая в дальнейшем стала основной для функционирования Союза. Наиболее важными событиями в процессе формирования Таможенного союза стали два неформальных саммита глав государств ЕврАзЭС.

На неформальном саммите 16 августа 2006 года главы государств ЕврАзЭС приняли решение о формировании Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в соответствии с которым Казахстану, Беларуси и России было поручено подготовить договорно-правовую базу. Через год, 6 октября 2007 года, на саммите ЕврАзЭС был одобрен и подписан пакет документов, положивших начало созданию правовой базы Таможенного союза (договоры о создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, о Комиссии таможенного союза, протоколы о внесении изменений в Договор об учреждении ЕврАзЭС, о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним). Кроме того, утвержден План действий по формированию таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

Официально с 1 января 2010 года начал функционировать Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Объединившиеся государства стали применять во внешней торговле с третьими странами единый таможенный тариф и единые меры нетарифного регулирования, а также упорядочили тарифные льготы и преференции для товаров из третьих стран, начал действовать Таможенный кодекс Таможенного союза. Постепенно на внутренних границах стан-участниц Таможенного союза стали отменяться таможенное оформление и таможенный контроль, ликвидировались пункты принятия уведомлений.

В 2012 год вступили в силу международные договоры, формирующие правовую основу Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, создающие основу для свободного движения не только товаров, но и услуг, капитала и рабочей силы.

С подписанием Договора о Евразийском экономическом союзе 29 мая 2014 года страны-участницы Таможенного союза и Единого экономического пространства положили начало новому более тесному взаимодействию. 10 октября 2014 года к Договору о ЕАЭС присоединилась Республика Армения. 23 декабря 2014 года был подписан Договор о присоединении Кыргызской Республики к ЕАЭС.

Структура единого таможенного законодательства Евразийского экономического союза

В связи с формированием нормативной правовой базы Евразийского экономического союза изменяется таможенное законодательство государств-участников. Прежде всего в дополнение к действующему национальному законодательству появились еще два уровня регулирования: международные соглашения государств–участников Таможенного союза и Решения Комиссии таможенного союза (в настоящее время – Евразийская экономическая комиссия). На данный момент таможенное законодательство ЕАЭС представляет собой четырехуровневую систему:

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза

Переход на более высокий уровень интеграции потребовал серьезных изменений в нормативно-правовой базе Союза. Работа над созданием нового Таможенного кодекса велась несколько лет, процесс требовал многочисленных согласований поправок со сторон государств-членов Союза. 26 декабря 2016 года был принят Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который заменил Таможенный кодекс Таможенного союза, принятый в 2009 году. Новый ТК ЕАЭС вступил в силу 1 января 2018 года. Документ объединяет в себе множество международных договоров и соглашений Таможенного союза (например, Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза), которые утратят силу полностью или частично.

Таможенный кодекс ЕАЭС содержит ряд новых положений, касающихся не только структуры самого Кодекса (новый ТК ЕАЭС содержит 4 приложения, которых в ТК ТС не было), но и правил таможенного регулирования в Союзе. Так, в проекте ТК ЕАЭС обновлен понятийный аппарат, введен принцип «единого окна», заявлен приоритет электронного декларирования, внесены некоторые изменения в таможенные процедуры, реформирован институт уполномоченного экономического оператора и др.

Органы управления Евразийского экономического союза

Органами управления ЕАЭС являются:

  • Высший Евразийский экономический совет (высший орган управления)
  • Евразийский межправительственный совет
  • Евразийская экономическая комиссия (рабочий постоянно действующий орган)
  • Суд Евразийского экономического союза

Направления деятельности Евразийской экономической комиссии.

В Астане (Казахстан) президентами России, Белоруссии и Казахстана. Вступил в силу 1 января 2015 года.

: Армения (со 2 января 2015 года), Белоруссия, Казахстан, Киргизия (с 12 августа 2015 года) и Россия.

Численность населения стран ЕАЭС на 1 января 2016 года — 182,7 миллиона человек (2,5% от мировой численности населения). Валовый внутренний продукт в странах ЕАЭС в 2014 году составил 2,2 триллиона долларов (3,2% в структуре мирового ВВП). Объем промышленного производства достиг 1,3 триллиона долларов (3,7% мирового промышленного производства). Объем внешней торговли товарами ЕАЭС с третьими странами в 2014 году составил 877,6 миллиардов долларов (3,7% мирового экспорта, 2,3% мирового импорта).

Евразийский экономический союз создан на базе Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии и Единого экономического пространства как международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью.

В рамках Союза обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в ключевых отраслях экономики.

Идея создания ЕАЭС была заложена в принятой президентами России, Белоруссии и Казахстана 18 ноября 2011 года Декларации о евразийской экономической интеграции. В ней зафиксированы цели евразийской экономической интеграции на перспективу, в том числе была провозглашена задача создания Евразийского экономического союза к 1 января 2015 года.

Создание ЕАЭС означает переход к следующей после Таможенного союза и Единого экономического пространства стадии интеграции.

Основными целями Союза являются:

— создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;

— стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;

— всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

Высшим органом ЕАЭС является Высший Евразийский экономический совет (ВЕЭС), в состав которого входят главы государств-членов. ВЕЭС рассматривает принципиальные вопросы деятельности Союза, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей Союза.

Заседания Высшего совета проводятся не реже одного раза в год. Для решения неотложных вопросов деятельности Союза по инициативе любого из государств-членов или председателя Высшего совета могут созываться внеочередные заседания Высшего совета.

Реализацию и контроль за исполнением Договора ЕАЭС, международных договоров в рамках Союза и решений Высшего совета обеспечивает Межправительственный совет (ЕМС), состоящий из глав правительств государств-членов. Заседания Межправительственного совета проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) — постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Союза со штаб-квартирой в Москве. Основными задачами Комиссии являются обеспечение условий функционирования и развития Союза, а также разработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках Союза.

Суд Союза — судебный орган Союза, обеспечивающий применение государствами-членами и органами Союза Договора о ЕАЭС и иных международных договоров в рамках Союза.

Председательство в ВЕЭС, ЕМС и Совете ЕЭК (уровень вице-премьеров) осуществляется на ротационной основе в порядке русского алфавита одним государством-членом в течение одного календарного года без права продления.

В 2016 году в указанных органах председательствует Казахстан.

Союз открыт для вступления любого государства, разделяющего его цели и принципы, на условиях, согласованных государствами-членами. Также предусмотрена процедура выхода из Союза.

Финансирование деятельности органов Союза осуществляется за счет средств бюджета Союза, который формируется в российских рублях за счет долевых взносов государств-членов.

Бюджет ЕАЭС на 2016 год — 7 734 627,0 тысячи рублей.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Русская диаспора в мире одна из самых крупных, но для России она больше проблема, чем инструмент влияния

Александр Халдей

Несколько месяцев назад я написал статью о том, как непросто русским в Казахстане если они занимают какую-то значимую должность или активную жизненную позицию. Вообще тема дискриминации русских в Казахстане настолько стара, что снова возвращаться к ней даже как-то неудобно, но поскольку проблема есть, то не реагировать на неё нельзя.

С крушением СССР огромное число русских в бывших республиках оказались не нужными ни республикам, ни России. Россия со своими гражданами не знала, что делать, а в республиках шёл процесс национального строительства, и русские, носители идеи ушедшей, интернациональной государственности, стали помехой.

В Прибалтике русских опустили на статус неграждан, в Казахстане их выдавливают с должностей всеми средствами, провоцируя на отъезд в Россию, и ещё хорошо, что не убивали, как в дудаевской Чечне или Киргизии. Как говорится - спасибо, что живой.

Необыкновенные приключения казахстанца в России

Геннадий Осипов, бывший житель Казахстана, ныне беженец в России, прошёл все круги этого ада, столкнувшись с произволом на посту работника местной районной администрации. Там он отвечал за сферу ЖКХ, где быстро навёл порядок, что не вошло в соответствие с планами местного руководства, умевшего извлекать прибыль из бардака. Осипова стали преследовать, он искал правды везде, баллотировался в депутаты, его снимали, заводили и закрывали заказные уголовные дела, словом, били из всех калибров. Осипов оказался стойким бойцом и дошёл до самого Назарбаева. Тот приказал отменить преследования, но через время они снова начались. Выход оказался один: чемодан, вокзал, Россия. Этим горьким путём Исхода русские идут уже с 1991-го года. И конца ему не предвидится.

Вот фрагменты переписки Осипова с российскими организациями, куда он обращался за помощью в отстаивании своих прав. Переписка так красноречива, что стоит просто привести её безо всяких комментариев. Тексты говорят лучше. Читается как детективный роман в письмах.

1. Посольство Российской федерации в республике Казахстан. Консульский отдел.

Геннадий Дмитриевич, в соответствии с обращением сообщаем вам, что в России для граждан бывшего СССР отсутствует понятие политического убежища. Въезд на территорию Российской Федерации свободный и безвизовый. Вы можете беспрепятственно выехать из Казахстана в Российскую федерацию. Заведующий консульским отделом посольства РФ в Казахстане Д.Игнатьев.

2. Заместитель председателя Государственной Думы. Г.Д.Осипову. Уважаемый Геннадий Дмитриевич! В связи с вашим обращением по вопросу нарушения ваших трудовых и иных прав мной направлен депутатский запрос статс-секретарю МИД РФ Г.Б.Карасину, курирующему вопросы двусторонних отношений с государствами СНГ и работу с соотечественниками за рубежом для рассмотрения указанного обращения по существу. О результатах вы будете проинформированы дополнительно. С уважением, П.О.Толстой.

3. Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом. Уважаемый Геннадий Дмитриевич! Согласно Уставу, фонд оказывает правовую поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в случае нарушения их прав, свобод и законных интересов. ... Из предоставленной вами информации неясно, какие права вы считаете нарушенными. Полагаем, что решение поставленных вами вопросов полностью находится в правовом поле Казахстана. В этой связи оснований для задействования нашего Фонда не усматриваем. Исполнительный директор И.К. Паневкин.

4. МИД России. Уважаемый Геннадий Дмитриевич! В связи с вашим обращением на имя Президента Российской Федерации В.В.Путина сообщаем следующее: Отказ, полученный вами в суде, объективно не даёт оснований с уверенностью утверждать о дискриминации этнических русских в Казахстане. В основе отношений между Россией и Казахстаном лежит прочный фундамент стратегического партнёрства и тесного взаимодействия, закреплённый подписанным в 2013 году Договором о добрососедстве и союзничестве... При этом в случае наличия в вашем распоряжении конкретной фактологической информации об ущемлении прав русских, проживающих в Казахстане, просим направить её в наш адрес. Зам. директора Третьего департамента стран СНГ В.Спиричан.

5. Аппарат уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Осипову Г.Д. Уважаемый Геннадий Дмитриевич! Ваше очередное обращение к уполномоченному по правам человека в РФ изучено. ... Компетенция уполномоченного не распространяется на иностранных граждан. ... У вас гражданство Казахстана. Таким образом, Уполномоченный лишён каких-либо оснований для вмешательства. На основании этого дальнейшая переписка с вами будет прекращена.

6. Госдума РФ, фракция КПРФ. Президенту республики Казахстан Н.А. Назарбаеву. Копия: Г.Д.Осипову. Уважаемый Нурсултан Абишевич! Во фракцию обратился Г.Д.Осипов из г.Павлодара, республики Казахстан. Русский по национальности, он много лет проживал в вашей республике, но в настоящее время его уволили с государственный службы (он сообщает, что работал начальником коммунальной собственности г.Павлодара). Он просит помочь ему восстановиться на работе или переехать в приграничную область Казахстана с РФ и помочь трудоустроиться по специальности. Направляю вам обращение Осипова Г.Д. Прошу вас по возможности помочь ему восстановиться на службе или помочь трудоустроиться в другом месте по специальности. Руководитель фракции Г.А.Зюганов.

7. Уважаемый Геннадий Дмитриевич! Мы получили ваши материалы. Из них ясно следует, что казахстанское правосудие имеет явный избирательный характер. Ваша история подтверждает многочисленные факты дискриминации русских по национальному признаку. Эти факты нам известны, с ними сталкивались и сотрудник нашего Института. (Далее даются координаты казахстанского Центра правовой помощи "Надежда", юристы которого помогают русским соотечественникам - прим. моё, А.Х). Ваш пример, безусловно, будет учтён при анализе положения русских в Казахстане. Правовой центр института Стран СНГ, Докучаева А.В.

Россия - великан, стесняющийся своего величия

Весь спектр реакций на проблему перед нами. Закономерность - чем дальше организация от реальных возможностей помочь, тем адекватнее её реакция (Институт Стран СНГ). Чем ближе организация к международным или правовым отношениям, темп больше сил она прикладывает для ухода от решения проблемы. Главное желание - не ввязываться в конфликт. Главное средство - ни в коем случае не признавать наличие самой проблемы. Потом следует филигранная игра в пас, когда жалоба отсылается кому-то третьему, причём явно читается откровенная досада и даже враждебность в адрес жалующегося.

Что тут можно сказать? Да, Россия утратила многие, хотя не все рычаги влияния на бывшие союзные республики, и они позволяют себе порой совершено хамские выходки в отношении и России, и русских, проживающих в этих республиках. И Россия, чтобы не обострять и без того сложные отношения, стремится избегать любых конфликтных тем. А эти темы в изобилии поставляются общинами русских в бывших республиках, где русские из имперской нации превратились в граждан второго сорта. Не имея средств вовлечения республик с союзы, но отчаянно нуждаясь в этих союзах, Россия старается не конфликтовать с руководством Казахстана. Отношение к другим республикам аналогичное.

Так же, как интересы в области экспорта нефтепродуктов через Прибалтику в своё время не давали вмешаться в произвол местных властей в адрес русских, сейчас интересы единства ЕАЭС не позволяют этого в Казахстане. Если уж в адрес члена НАТО такое не практиковалось, что говорить о союзнике по ЕАЭС? Даже сейчас, когда Казахстан уже откровенно ставит интересы США выше союзнических с Россией, заявляя, что немедленно выйдет из ЕАЭС, если посчитает, что Россия пытается ограничить их суверенитет, Россия предпочитает не реагировать остро и сглаживать углы.

Это говорит пока об одном: Россия слишком слаба и слишком нуждается в союзах на своих азиатских границах. Она после распада СССР не может позволить себе споры с теми, кого она считает ключевыми партнёрами. Любое давление на Казахстан по поводу интересов русских немедленно вызовет крайне раздражённую реакцию с далеко идущими последствиями - в Казахстане готовится трансферт власти и достаточно сильны проамериканские кланы, которым спор вокруг русских станет подарком для раздувания темы вмешательства России во внутренние дела Казахстана. Потому МИД России шарахается от этой темы как от чумы.

Это значит лишь то, что в России нет адекватного института, способного решать проблему русских в ближнем зарубежье в общем и в Казахстане в частности. Да, МИД - не та инстанция, которую нужно привлекать к конфликтной теме, если задачей МИДа является поиск точек соприкосновения и наведения мостов, а не точек расхождения и конфликта. То положение, когда наиболее адекватно интересы русских за рубежом понимает... исследовательский Институт Стран СНГ - это тоже не нормально. Институт всё правильно понимает, только сделать ничего не может. МИД может сделать больше всех, но тогда он займётся разрушением международных отношений, а не их налаживанием.

Тут требуются другие институты гражданского общества. Они в России ещё не созданы. Пока даже нет идеи, что это должно быть и как это надо оформить. Очевидно, это должна быть какая-то общественная организация с федеральной трибуной, вокруг которой будут структуры бизнеса, культурных организаций, политических партий, которым без поддержки этой структуры будет труднее побеждать на выборах. Скорее всего, это должна быть мощная некоммерческая организация в виде фонда с исследовательскими и политическими подразделениями.

Но мощные НКО - это мощные деньги, а Россия пока не в том положении, чтобы через сильные НКО формировать внутреннюю ситуацию в интересующих её странах. Даже с дружественной Белоруссией пока нет рычагов работы кроме посла. Украину из-за этого уже потеряли. Белоруссия балансирует на опасной грани. Понятно, что вскрывать ещё одну линию противостояния с Казахстаном нецелесообразно.

Но это спор о курице и яйце. Что без чего не бывает - денег без влияния или влияния без денег. Можно сказать: разбогатеем - тогда и начнём строить НКО. А можно сказать и так: не начнёте строить НКО - никогда не разбогатеете. Потеряете даже тех, кто сегодня пока в друзьях. Если ждать денег и не строить институты влияния - никогда не будет ни влияния, ни денег. Русские за рубежом - колоссальный ресурс, но из-за того, что в России он не востребован, нет и институтов поддержки и использования этого ресурса.

Это для тех циников, кто на всё в мире смотрит как на ресурс. А если понимать, что там наш народ, наши люди и наши братья, которых мы уже во многом потеряли и продолжаем терять, то и вовсе нет причин откладывать эту работу. Можно сказать определённо - серьёзность намерений России в деле построения союзов на постсоветском пространстве определяется не степенью замалчивания проблемы русских, а наоборот - максимальным использованием этой темы в деле нового собирания земель.

У нового союза должна быть наднациональная - интернациональная - идея, и нести эту идею могут только русские - единственный государствообразующий народ, способный к глобальному государственному строительству на основании глобальной идеи. Все прочие узконациональные проекты в итоге производят к утрате суверенитета перед глобальными центрами силы.

06.11.2018

Таможенный союз (ТС) - межгосударственное соглашение в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). ТС предполагает отмену таможенных пошлин и подобных платежей во взаимной торговле между странами-участницами союза. Кроме того в Таможенном союзе унифицируются методы оценки качества и сертификации, создается единая база данных по некоторым аспектам экономической деятельности.

Заключение Союза является основанием для создания единого таможенного пространства на территории его участников и переноса таможенных барьеров на внешние границы Союза. Исходя из этого, все страны таможенного пространства применяют единый, согласованный подход к таможенным процедурам и товарам, импортируемым и экспортируемым через границы ТС.

Также на всей территории ТС предполагаются равные права граждан стран-участниц при трудоустройстве.

Участниками Таможенного союза в настоящее время (2016 год) являются члены ЕАЭС:

  • Республика Армения;
  • Республика Беларусь;
  • Республика Казахстан;
  • Кыргызская Республика;
  • Российская Федерация.

О намерении вступить в ТС заявляли Сирия и Тунис, было озвучено предложение принять в состав Союза Турцию. Однако о конкретных действиях по реализации этих намерений ничего не известно.

Органами управления и координации в ЕАЭС выступают:

  • Высший евразийский экономический совет - наднациональный орган, состоящий из глав государств членов ЕАЭС;
  • Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) - постоянно действующий регулирующий орган ЕАЭС. В компетенцию ЕЭК входят, среди прочего, вопросы международной торговли и таможенного регулирования.

Справедливо будет утверждать, что Таможенный союз - один из этапов плана по укреплению экономических связей между некоторыми государствами на территории бывшего СССР. В определенном смысле это можно рассматривать как восстановление когда-то существовавших хозяйственных и технологических цепочек с учетом новых, политических и экономических реалий.

Важным аспектом деятельности Союза стала система централизованного распределения таможенных пошлин уплачиваемых при пересечении границ Единого экономического пространства.

  • На долю России приходится 85, 33% от общей суммы;
  • Казахстан получает - 7,11%;
  • Беларусь - 4,55%;
  • Кыргызстан - 1,9%;
  • Армения - 1,11%.

Кроме того в ТС действует механизм согласованного взимания и распределения косвенных налогов.

Таким образом, в своем нынешнем состоянии Таможенный союз представляет собой способ экономической интеграции государств входящих в ЕАЭС.

Официальную информацию о Таможенном союзе можно получить на сайте Евразийского экономического союза - eurasiancommission.org.

История создания ТС

Для лучшего понимания предпосылок и целей создания Таможенного союза, полезно будет рассмотреть эволюцию интеграционных процессов на постсоветском пространстве:

  • 1995 год - Беларусь, Казахстан и Россия подписывают первое соглашение о создании Таможенного союза. Впоследствии к соглашению присоединяются Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан;
  • 2007 год - Беларусь, Казахстан и Россия заключают Договор о единой таможенной территории и строительстве Таможенного союза;
  • 2009 год - ранее заключенные соглашения наполняются конкретным содержанием, подписывается порядка 40 международных договоров. Принимается решение о формировании с 1 января 2010 года единого таможенного пространства на территории Беларуси, России и Казахстана;
  • 2010 год - вступает в силу Единый таможенный тариф, принимается общий для трех государств Таможенный кодекс;
  • 2011 год - таможенный контроль снимается с границ между государствами ТС и переносится на их внешние границы с третьими странами;
  • 2011 - 2013 годы - продолжается разработка и принятие общих для стран Союза законодательных норм, появляется первый единый технический регламент о безопасности продукции;
  • 2015 год - в Таможенный союз вступает Армения и Кыргызстан.
  • 2016 год - Вступление в силу Соглашения о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом. Заявление президентов стран ЕАЭС «О цифровой повестке Евразийского экономического союза».
  • 2017 год - «Белая книга» барьеров, изъятий и ограничений. Подписание и ратификация Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС.
  • 2018 год - Вступление в силу Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС. Предоставление Республике Молдова статуса страны-наблюдателя при ЕАЭС. Подписание Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР. Подписание Временного соглашения, ведущего к созданию зоны свободной торговли между ЕАЭС и Ираном.

Нужно сказать, что интеграционные процессы, с разной скоростью и результатами, постоянно шли весь описываемый период. Постепенно приводилось к общим нормам законодательство и таможенные тарифы в торговле с третьими странами.

Цели Таможенного союза и их реализация

Ближайшей целью Таможенного союза было заявлено увеличение рынков сбыта товаров и услуг производимых его участниками. Расчет делался, в первую очередь, на рост продаж внутри Единого таможенного пространства Союза. Добиться этого предполагалось путем:

  • Отмены внутренних таможенных платежей, что должно способствовать ценовой привлекательности производимой в Союзе продукции;
  • Ускорения оборота товаров в связи с отменой таможенного контроля и оформления при их перемещении внутри ТС;
  • Принятия общих санитарно-эпидемиологических и ветеринарных требований, единых стандартов безопасности товаров и услуг, взаимного признания результатов испытаний.

Для унификации подходов к качеству и безопасности было заключено межгосударственное соглашение об обязательной сертификации продукции указанной в «Едином перечне продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов». На 2016 согласовано свыше трех десятков регламентов по требованиям к безопасности и качеству товаров, работ и услуг. Сертификаты, выданные любым государством, имеют силу во всех остальных.

Следующей целью Таможенного союза нужно назвать совместную защиту внутреннего рынка ТС, создание благоприятных условий для производства и реализации в первую очередь внутренней продукции стран-участниц Союза. В этом пункте программы взаимопонимания между государствами оказалось несколько меньше, чем в вопросах взаимной торговли. В каждой стране имелись собственные приоритеты в развитии производства, в то время как защита интересов соседей иногда не лучшим образом сказывалась на предприятиях-импортерах и населении.

Противоречия в ТС

Таможенный союз объединил государства с общим прошлым, в том числе экономическим, но разным настоящим, в первую очередь экономическим. У каждой из бывших советских республик и в советский период имелась своя специализация, а в годы независимости произошло множество других изменений, связанных с попытками найти свое место на мировом рынке и в региональном разделении труда. У Беларуси и Кыргызстана, государств равно далеких географически и по устройству , мало взаимных интересов. Но есть интересы одинаковые. Хозяйственная структура обоих стран еще с советских времен построена таким образом, что нуждается в российском рынке сбыта. Ситуация у Казахстана и Армении несколько отличается, но и для них связи с Россией чрезвычайно важны, в значительной степени по причинам геополитического характера.

В то же время российская экономика до конца 2014 года успешно росла за счет высоких , газ и прочие сырьевые ресурсы. Что давало Российской Федерации финансовые возможности для финансирования интеграционных процессов. Подобный образ действий, возможно, не обещал скорой экономической выгоды, но предполагал рост влияния России на мировой арене. Таким образом, настоящим локомотивом процессов евразийского объединения вообще и Таможенного союза в частности, всегда оставалась Российская Федерация.

История интеграционных процессов последних десятилетий выглядит как череда компромиссов между влиянием России и интересами ее соседей. Например, Беларусь неоднократно заявляла, что ей важен не Таможенный союз сам по себе, а единое экономическое пространство с равными ценами на нефть и газ и допуском предприятий Республики к российским госзакупкам. Ради этого Беларусь согласилась на повышение тарифов на ввоз легковых авто в 2010-2011 годах, не имея собственного производства подобной продукции. Подобная «жертва» также стала причиной объявления обязательной сертификации товаров легкой промышленности, что больно ударило по мелкорозничной торговле. Кроме того внутренние стандарты ТС пришлось привести в соответствие с нормами , хотя Россия является членом этой организации (и пользуется соответствующими возможностями в международной торговле), а Беларусь нет.

Пока Республика Беларусь не получила желаемых выгод в полной мере, т.к. вопросы о равных с внутрироссийскими ценах на энергоносители отложены до 2025 года. Также белорусские предприятия не получили возможностей для участия в российской программе импортозамещения.

Следует отметить, что соглашения Таможенного союза имеют множество исключений и уточнений, антидемпинговых, защитных и компенсационных мер, не позволяющих говорить об общей выгоде и равных условия для всех участников организации. Практически каждое из государств ТС в определенные моменты выражало свое недовольство договорными условиями.

Несмотря на ликвидацию таможенных постов внутри Союза, пограничный контроль между государствами сохраняется. Также на внутренних границах продолжаются проверки службами санитарного контроля. Практика их работы не демонстрирует ни взаимного доверия, ни объявленного единства подходов. Пример тому - периодически возникающие между Россией и Беларусью «продовольственные войны». Их обычный сценарий начинается с непризнания качества сертифицированных белорусской стороной продуктов и приводит к запрету поставки российским потребителям «до устранения недостатков».

Преимущества Таможенного союза

Говорить о достижении декларированных при заключении Таможенного союза целей на данный момент (2016 год) невозможно, внутренний товарооборот между участниками ТС падает. Особенных преимуществ для экономики по сравнению с периодом до заключения договоренностей также не наблюдается.

Вместе с тем есть основания считать, что без соглашения о Таможенном союзе ситуация выглядела бы еще более удручающей. Кризисные явления в каждой отдельно взятой экономике могли бы иметь больший масштаб и глубину. Присутствие в ТС дает многим предприятиям сравнительное преимущество на внутрисоюзном рынке.

Долевое распределение таможенных пошлин между государствами ТС тоже выглядит благоприятным для Беларуси и Казахстана (первоначально РФ претендовала на перечисление в собственный 93% от общего объема).

Действующие в ТС соглашения дают возможность беспошлинной реализации автомобилей произведенных на территории Союза в режиме промышленной сборки. Благодаря этому Беларусь получила иностранные инвестиции в строительство предприятий для производства легковых авто. До этого времени подобные проекты не имели успеха ввиду малого объема собственно белорусского рынка сбыта.

Практика применения таможенных соглашений

Изучая опубликованную информацию о создании и функционировании Таможенного союза легко заметить, что декларативная часть, т.е. ратифицированные межгосударственные соглашения и общие документы упоминаются значительно чаще, чем конкретные цифры по увеличению товарооборота.

Но относиться к Союзу как пиар-акции очевидно не следует. Заметно упрощение движения товаров, уменьшение числа административных процедур, некоторое улучшение конкурентных условий у предприятий стран-участниц ТС. Вероятно, для наполнения согласованных единых правил экономическим содержанием требуется время и взаимная заинтересованность не только государственных институтов, но и субъектов хозяйствования внутри ТС.