Тайна гибели руководителей восточно-туркестанской республики. Восточно-туркестанская революционная республика

Здесь сошлись не Восток и Запад (вопреки Киплингу) а два очень разных Востока: тюркский и китайский. Да так при этом искрят, что восстания, теракты и даже попытки геноцида не утихают уже триста лет!

Возможно, именно здесь самый долгоиграющий межэетнический конфликт в мире. И я попал в его эпицентр, на пороховую бочку – в Кашгар. Но уникален город далеко не только этим.

Позиции для снайперов, трехзвездочные туалеты, фальшивые памятники истории, кладбищенский Тадж-Махал и отрубленные головы на тротуаре – смотрим!

1 Путь в Кашгар сказочно красив. Будь то на машине или верблюде через пустыню или же самолётом. Тот редкий полёт, когда я сидел не только с открытым иллюминатором, но и открытым ртом. Мы пролетали над пустнными равнинами и скомканными горами древнего Тянь Шаня. А вот там, за белыми вершинами, уже начинается страна .

2 Перед самой посадкой замечаю остатки древних цивилизаций или заброшенных посёлков. Спустя пару минут ландшафт меняется, появляются асфальтовые дороги, загруженные машинами.

3 Кашгар не сражает наповал с первого взгляда. Если вы уже бывали в других городах Китая, особенно таких небольших (полмиллиона населения по китайским меркам это так, чуть крупнее посёлка), всё будет знакомым. Широкие дороги и заборчики вместо разделительной полосы, чтоб не бегали. Муравьи на мопедах, гоняющие по тротуарам. И непременная архитектура в стиле местной народности. В Китае проживает несколько сотен национальностей, почти у каждой есть свой собственный автономный район, и здания стараются строить в традиционном стиле. Вот только на деле всё получается ещё более одинаковым, только с разной облицовкой.

4 По Кашгару удобно перемещаться на такси. Аэропорт тоже рядом, в 10 километрах от центра. Но приготовьтесь, что по дороге в город придётся выложить 40-60 юаней (400-600 рублей), как договоритесь. Обратно можно легко уехать уже за 30. А в пределах города 5 и не дороже 10. Счётчик включать бомбилы не любят, точнее они его просто не выключают. А ещё не удивляйтесь, если к водитель захочет подсадить к вам и других пассажиров: как и в , в Кашгаре такси -- общественный транспорт.



5 Я уже писал о сверхжёстких мерах безопасности в городе, власти боятся терактов со стороны исламистов и всех держат под колпаком. Собираясь в эту поездку, я оставил квадрокоптер дома (и как потом оказалось, правильно сделал). Мой отель охраняли трое вооружённых полицейских в касках и бронежилетах, но выход на крышу при этом был открыт нараспашку. А с крыши - вид прямо на главную площадь. Казалось бы, раздолье для снайпера?

6 Вид на суннитскую мечеть Ид Ках. Рядом развевается флаг Китайской Народной Республики. Обратите внимание, что флагшток выше минаретов.

7 Вид на так называемый "старый город", который на самом деле новодел. Вдалеке виднеются многоэтажные районы.

8 В начале 21 века историческую часть Кашгара стерли с лица Земли, построив на месте глинобитных трущоб такие же точно трущобы из кирпича. Жить лучше не стало. Зачем власти так поиздевались над древним городом, узнаете в одном из следующих репортажей про Кашгар, не пропустите.

9

10 На площади у мечети скучают фотографы под зонтиками.

11 Такие же точно аттракционы были в детстве, только я фотографировался с Микки Маусом и волком из "Ну погоди!", а уйгуры делают портреты на фоне главной городской достопримечательности.

12 Работы одного автора так покорили меня, что я немедленно попросил сделать мне такой же портрэт. Хочу на коне, но ещё чтобы в тюбетейке! Почти договорились, но ушёл ни с чем: фото делают неделю.

13 Кашгар - в прошлом важнейший город Шёлкового пути, в честь этого на площади стоит памятник торговому каравану.

14 С незапамятных времён здесь живут уйгуры, и хотя сегодня в СУАР (Синьцзян-Уйгурском автономном районе) они значительно разбавлены китайцами-ханьцами, именно в Кашгаре их по-прежнему большинство.

В античные времена хорошо развитая Уйгурская цивилизация оказывала огромное влияние не только на Среднюю Азию, но и на Китай. Однако в ХVIII веке уйгуры под натиском маньчжурских китайцев потеряли независимость. Оккупированные территории стали называться Синьцзян, что с китайского означает «Новые рубежи».

Уйгурский автономный округ или Восточный Туркестан, расположенный по соседству с республиками Средней Азии, Монголией и Россией, является самой большой провинцией Китая. В регионе проживает чуть больше 16 миллионов населения, среди которых лишь 42% уйгуров. Рождаемость среди коренного населения резко уменьшилась и приводит к полной ассимиляции уйгуров, что на руку демографической политике китайских властей. //uyghurtoday.com



15 Международные организации называют происходящее в регионе притеснением, а то и открыто обвиняют КНР в геноциде уйгурского народа. В этом репортаже, впрочем, вы не найдёте ни одного полицейского кордона или блокпоста на дороге, как будто их нет. Но поверьте, а лучше прочитайте отдельный пост, который я написал под впечатлением от увиденного. Это похоже не охрану порядка, а на оккупацию. Полицейских микроавтобусов на улицах больше, чем маршруток в базарный день. Стражи порядка ездят с постоянно включёнными "мигалками" и ревут на всю округу сиренами, и ранним утром вместо привычного для мусульманского региона призыва муэдзина на молитву вы услышите предупреждения через громкоговоритель, что лучше этого не делать. А работающим на госслужбе уйгурам запрещено посещать мечети под страхом увольнения.

16 Но если не замечать патрули, на улицах вы увидите множество уйгуров (и даже кыргызов и казахов) в национальных головных уборах, вывески и указатели будут продублированы на уйгурский язык, арабская "вязь" легко различима среди иероглифов. А найти китайский ресторан при половине ханьского населения почти невоможно...

17 А как же уйгурская кухня? Можно написать про неё отдельный огромный пост. Тандырные лепёшки, казы, конечно же плов...честно говоря я вообще не заметил особых отличий от привычной москвичам узбекской кухни. А времени было немного. Так что, туркестанские блюда буду изучать во время поездки в Узбекистан, а потом обо всём расскажу.

18 Орехами и сухофруктами тоже не удивить, такое везде в Средней Азии. Да и вообще, было бы глупо забираться в такую даль ради еды: узбекские базарчики и чайханы в России и так сплошь и рядом.

19 Другое дело с фруктами, манго до нас просто не доезжают. А спелые арбузы и дыни в начале марта можно отведать только на месте.

20 Что понравилось - уйгурские шашлыки. Они скорее похожи на кавказские, чем на китайские шашлычки-кебабы на зубочистках. Только уйгуры мясо завораичвают в лаваш. Вкусно. А полистайте галерею, посмотрите на их мангалы!

22 Блюдо, которое я не смог разгадать и не решился попробовать. Внутри те же лепёшки с кусочками мяса и шматками жира. Знаете, как они называются?

23 Центральные, но нетуристические улочки Кашгара невероятно колоритны.

24 И уже не знаешь, где старина, а где новоддел.

25 Главное, что люди настоящие, не поддельные!

26

27 И посреди всего этого восточного великолепия - туристический туалет. Трёхзвёздочный! Само собой, платный. Стоит, правда, как любой другой - один юань. Как было внутри не покажу, но больше двух звёзд я бы не дал. Теперь ищу пятизвёздочный, сравнить.






28

29 Долго не мог понять что это за странные кристаллы. Великий гугл открыл мне тайну, это нават - узбекский сахар. Ну и уйгурский заодно.

30 Кашгарский супермаркет похож на любой китайский, за исключением того, что здесь ВООБЩЕ нет молочного и сырного отдела. Ну не едят они сыр, а европейцев слишком мало чтобы держать ради них даже пару кусков пармезана. Зато есть разноцветные тыквенные семечки, русский мёд (внезапно) и украинские конфеты "Рошен" (ещё более внезапно, листайте галерею!)





31 Найти колорит за пределами Старого города всё сложнее. Власти коммунистического Китая старательно вычищают прошлое, подменяя его порой похожими, но не аутентичными зданиями.

32 А порой и вовсе возводя на месте былых трущоб типовое панельное жильё. Но не это ли та самая забота государства о народе?

33 Весь современный Кашгар в одной фотографии.

34 Лучшее, что есть в этом городе, его жители-уйгуры. Невероятно колоритные, равнодушно-доброжелательные, идеальные фотомодели. Не было ни одного раза, чтобы уйгур прогнал меня с фотокамерой, отвернулся или закрыл глаза. Они просто замирают перед тобой, позволяя заморозить момент вашей встречи. Словно понимают, следующие поколения будут другими.

35 И в самом деле, детишки уже совершенно иначе реагируют на иностранцев. Именно что реагируют на камеру, начинают позировать, улыбаться или убегать в стеснении. Старики выше этого.

36 За пределами центра Кашгара наверняка есть множество интересных мест, не исхоженных туристами. Вот только они до такой степени неизвестны внешнему миру, что найти что-либо стоящее на окраинах не удалось. Исключение - мавзолей Аппака Ходжи, его вы как раз видели на заглавной фотографии. Пришло время рассказать о нём подробнее. Китайцы возводят на территории рядом огромный парк для туристов.

37 Сегодня музейный комплекс, а когда-то место религиозного поклонения. Место, где уйгуры черпают силы, и в то же время не прощают свои слабости. Кажется, по большим мусульманским праздникам мечети действуют, в остальные дни войти может даже "неверный", заплатив 30 юаней за вход.

38 Величественная и древняя усыпальница правителей Кашгарии стоит посреди огромного мусульманского кладбища. Казалось бы, само здание совершенно в своей симметрии, но помнению китайцев чего-то не хватало....что бы сюда добавить? О, зеркальный пруд, чтобы было похоже на Тадж Махал! Сказано - сделано, все подготовительные работы уже завершены, осталось налить воды, запустить рыбу и убрать забор.

39 В какой-то момент осознал, что эти разноцветные изразцы - единственный подлинник Кашгара. Всё вокруг стремительно меняется и не представляет никакой ценности, можно даже построить пруд на месте старого кладбища. Но саму усыпальницу трогать не решаются.

40 Это главная мусульманская святыня для уйгуров. И вместе с тем, сам Аппак Ходжа - самая ненавистная личность в истории их народа.

Его называют змеей пригретой на груди, волком в овечьей шкуре. Именно он когда-то ради своих амбиций развязал кровавую войну, которая унесла тысячи жизней. Именно он, заручившись поддержкой Китая, незаконно занял престол, установил жесточайшую диктатуру и заставлял уйгурских крестьян платить себе дань, и в итоге правление Аппака Ходжи принесло тяжелые последствия для уйгуров. // bizuyghurlar.com


После смерти Аппак Ходжи его потомки играли важную роль в Кашгарии более полутораста лет. В том числе, его внучкой была принцесса Ипархан, легендарная личность для уйгуров и китайцев. Ипархан была супругой известного кашгарского ходжи — Хан-ходжи, который наряду со своим братом был во главе уйгурских ополчений, оказывавших сопротивление цинским войскам. Ипархан самолично участвовала в некоторых сражениях, а после смерти мужа была пленена и отправлена в Пекин, к цинскому императору Цяньлуну. Предания о Сянфэй, сохранившиеся в Китае и Синьцзяне, сильно разнятся. Как правило, речь идёт о том, что стареющий Цяньлун был пленён её природной красотой, но ещё в большей степени — исходившим от её тела запахом. Около 1760 года она поступила в императорский гарем, но всегда мечтала вернуться на родину и даже совсем не улыбалась до тех пор, пока императору не удалось воссоздать перед её окнами в миниатюре облик родного селения, включая мечеть.

Она умерла, покончив жизнь самоубийством в 1788 году, и 120 слуг по приказу императора доставили её тело в Кашгарию, где оно было похоронено в сохранившейся по сей день родовой усыпальнице. В памяти уйгурского народа Ипархан осталась не только борцом за свободу, но и верной женой своему мужу, поскольку покончила с собой, не пожелав стать женой китайского императора. Про неё слагают легенды, пишут книги, снимают фильмы. // Википедия



42 Туристов на кладбище уже не пускают, оно за забором.

43 Зато можно погулять по территории и обнаружить несколько древних, и кажется недействующих мечетей. Всё это тоже часть музея.

44 На случай, если кто-то захочет помолиться, есть камеры наблюдения, а неподалёку дежурит вооружённый полицейский с деревянным копьём и прозрачным щитом для разгона беспорядков.

45 Над воротами мечети висит фотография китайских мусульман вместе с Председтелем Си. Фото, вероятно, сделано ещё до того, как он возглавил Китай, на заднем плане его предшественник, Ху Цзиньтао.

46

47 А в этом здании сто лет назад располагалось консульство Российской империи. Последнее вещественное напоминание о "Большой игре " - геополитической гонке России и Великобритании за господство в Центральной и Южной Азии. Хотя соперничество продолжалось большую часть 20 века (а говорят, существует и теперь), русское консульство после революции 1917 года закрылось. Сейчас здание находится на территории отеля "Семан", где часто часто размещают группы иностранных туристов.

48 Несколько лет назад в исторических интрьерах можно было провести ночь, а на стене висела табличка "Бывшее русское консульство". Позже в здании сделали небольшой музей , брали за вход 15 юаней, а теперь и вовсе продали "неизвестным лицам", которые закрыли консульство на ключ и начали внутри ремонт.






49 От внутреннего убранства дипломатической миссии ничего не осталось, что ещё раз подтверждает грустную правду: китайцам плевать на историю, как на свою, так и тем более на чужую.

50 Кашгар не очень популярен у иностранных туристов. Среди китайцев тем паче, в стране множество других мест, которые можно посетить, тогда как СУАР это очень далеко и считается небезопасным регионом.

51 Для меня же это один из самых любопытных в Азии регионов, часть огромной и самобытной исторической области, котороую больше не найти на карте мира. Благодаря "большим играм", Туркестан раздроблен на множество стран, а сами уйгуры рассеяны по миру.

52 Кашгар нужно спешить видеть таким, какой он сегодня, пока полупрозрачный призрак прошлого ещё возможно ухватить за хвост.

53 К тому же, через несколько лет в Кашгар протянут линию скоростной железной дороги, а в будущем город может стать частью амбициозного китайского проекта "нового Шёлкового пути" через Россию и Казахстан в Европу, и тогда...

54 Понравился пост? Ставьте лайк и делитесь с друзьями в соцсетях! А завтра в 10 утра приходидте снова, расскажу про продажную скотину.

(северная часть). На территории Восточного Туркестана в XX веке дважды возникали государственные образования:

  • Восточно-Туркестанская Революционная республика (1944 - 1949) .

История вопроса

В VI веке возник Тюркский каганат , который в 603 году распался на западную и восточную части (Восточно-тюркский каганат). Это событие и породило историческое имя региона - Восточный Туркестан.

В середине VII века территория Синьцзяна вновь вошла в состав китайской империи Тан , и оставалась под её контролем вплоть до середины VIII века, когда мятеж Ань Лушаня привёл к необходимости отзыва войск из отдалённых гарнизонов в центральный Китай.

В 745 году образовался Уйгурский каганат , центр которого находился на территории современной Монголии . К середине IX века он начал слабеть. В 840 году каганат подвергся нападению енисейских киргизов и был разгромлен. Уйгуры бежали на юг, юго-запад и запад. Именно после этого уйгуры и стали основным населением региона.

Вошедший в состав Монгольской империи Уйгурия (Уйгурское государство Идикутов - добровольно, а Уйгурское государство Караханидов - путём военной интервенции), в XIII веке, после разделения империи между наследниками Чингиз-хана, практически полностью попала в улус его второго сына - Чагатая . С 1326 года официальной религией Чагатайского улуса стал ислам.

Исламская религиозная борьба между сторонниками «белогорцев» и «черногорцев» (два течения ислама в Восточном Туркестане) создали благоприятные условия для захвата внешними врагами этого края джунгарским ханом Галданом , а затем маньжурской империей (Цинская династия), которая окончательно покорила Восточный Туркестан в г. Под натиском маньчжурско-китайских войск уйгуры лишились своей государственности. Захваченные земли стали называться Синьцзяном (по-китайски «Новая граница»).

Весь XIX век для Восточного Туркестана характеризуется многочисленными национально-освободительными восстаниями уйгуров за независимость (1825-1828, 1857, Йеттишар 1862-1872 гг.), продолжавшимися и в XX веке (1931-1937, с 1943-1949 гг. до нашего времени).

См. также

Напишите отзыв о статье "Восточный Туркестан"

Ссылки

  • Грум-Гржимайло Г. Е. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Восточный Туркестан

– В ногу идите… Э!.. мужичье! – крикнул офицер, за плечи останавливая неровно шедших и трясущих носилки мужиков.
– Подлаживай, что ль, Хведор, а Хведор, – говорил передний мужик.
– Вот так, важно, – радостно сказал задний, попав в ногу.
– Ваше сиятельство? А? Князь? – дрожащим голосом сказал подбежавший Тимохин, заглядывая в носилки.
Князь Андрей открыл глаза и посмотрел из за носилок, в которые глубоко ушла его голова, на того, кто говорил, и опять опустил веки.
Ополченцы принесли князя Андрея к лесу, где стояли фуры и где был перевязочный пункт. Перевязочный пункт состоял из трех раскинутых, с завороченными полами, палаток на краю березника. В березнике стояла фуры и лошади. Лошади в хребтугах ели овес, и воробьи слетали к ним и подбирали просыпанные зерна. Воронья, чуя кровь, нетерпеливо каркая, перелетали на березах. Вокруг палаток, больше чем на две десятины места, лежали, сидели, стояли окровавленные люди в различных одеждах. Вокруг раненых, с унылыми и внимательными лицами, стояли толпы солдат носильщиков, которых тщетно отгоняли от этого места распоряжавшиеся порядком офицеры. Не слушая офицеров, солдаты стояли, опираясь на носилки, и пристально, как будто пытаясь понять трудное значение зрелища, смотрели на то, что делалось перед ними. Из палаток слышались то громкие, злые вопли, то жалобные стенания. Изредка выбегали оттуда фельдшера за водой и указывали на тех, который надо было вносить. Раненые, ожидая у палатки своей очереди, хрипели, стонали, плакали, кричали, ругались, просили водки. Некоторые бредили. Князя Андрея, как полкового командира, шагая через неперевязанных раненых, пронесли ближе к одной из палаток и остановились, ожидая приказания. Князь Андрей открыл глаза и долго не мог понять того, что делалось вокруг него. Луг, полынь, пашня, черный крутящийся мячик и его страстный порыв любви к жизни вспомнились ему. В двух шагах от него, громко говоря и обращая на себя общее внимание, стоял, опершись на сук и с обвязанной головой, высокий, красивый, черноволосый унтер офицер. Он был ранен в голову и ногу пулями. Вокруг него, жадно слушая его речь, собралась толпа раненых и носильщиков.
– Мы его оттеда как долбанули, так все побросал, самого короля забрали! – блестя черными разгоряченными глазами и оглядываясь вокруг себя, кричал солдат. – Подойди только в тот самый раз лезервы, его б, братец ты мой, звания не осталось, потому верно тебе говорю…
Князь Андрей, так же как и все окружавшие рассказчика, блестящим взглядом смотрел на него и испытывал утешительное чувство. «Но разве не все равно теперь, – подумал он. – А что будет там и что такое было здесь? Отчего мне так жалко было расставаться с жизнью? Что то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю».

Один из докторов, в окровавленном фартуке и с окровавленными небольшими руками, в одной из которых он между мизинцем и большим пальцем (чтобы не запачкать ее) держал сигару, вышел из палатки. Доктор этот поднял голову и стал смотреть по сторонам, но выше раненых. Он, очевидно, хотел отдохнуть немного. Поводив несколько времени головой вправо и влево, он вздохнул и опустил глаза.
– Ну, сейчас, – сказал он на слова фельдшера, указывавшего ему на князя Андрея, и велел нести его в палатку.
В толпе ожидавших раненых поднялся ропот.
– Видно, и на том свете господам одним жить, – проговорил один.
Князя Андрея внесли и положили на только что очистившийся стол, с которого фельдшер споласкивал что то. Князь Андрей не мог разобрать в отдельности того, что было в палатке. Жалобные стоны с разных сторон, мучительная боль бедра, живота и спины развлекали его. Все, что он видел вокруг себя, слилось для него в одно общее впечатление обнаженного, окровавленного человеческого тела, которое, казалось, наполняло всю низкую палатку, как несколько недель тому назад в этот жаркий, августовский день это же тело наполняло грязный пруд по Смоленской дороге. Да, это было то самое тело, та самая chair a canon [мясо для пушек], вид которой еще тогда, как бы предсказывая теперешнее, возбудил в нем ужас.

Пытаясь ограничить и даже приостановить процесс демократизации общественной жизни Восточного Туркестана, нанести удар по прогрессивным силам, Шэн Шицай прибегает к коварному методу фабрикации всякого рода дел о «политических заговорах», якобы готовившихся в различных районах провинции с целью свержения власти дубаня. Уже в 1937 г. по делу о так называемом «первом преступном заговоре» было брошено в тюрьму более тысячи прогрессивно настроенных общественных деятелей, интеллигентов. В последующие годы провокационная деятельность Шэн Шицая подобного рода продолжалась и расширялась. Выступая в сентябре 1938 г. на III «всесиньцзянском съезде представителей народных масс», Шэн Шицай остановился, в частности, на раскрытии «за последнее полугодие в Урумчи и других округах» большого заговора «с целью свержения власти шести великих принципов и диверсии в тылу антияпонской борьбы», организованного, по его словам, «империалистическими псами», «троцкистскими бандитами», «национальными предателями» и т. п. В числе «заговорщиков» Шэн Шицаем были названы Ходжа Нияз, его соратники и ряд других лиц неханьских национальностей.

За «раскрытием» все новых и новых «заговоров» следовали новые массовые аресты не только в Дихуа, но и в других округах и уездах Восточного Туркестана; «почти в каждый район протянулись чудовищные лапы агентов Шэн Шицая, и к 1941 г. тюрьмы повсюду были переполнены». Много арестованных было просто уничтожено.

С начала 40-х годов укрепившееся сотрудничество Шэн Шицая с гоминьдановским правительством в Чунцине приводит к буквальному наводнению его административного аппарата гоминьдановскими должностными лицами. Это немедленно сказывается на положении уйгурского населения, поскольку в провинции снова возрождаются традиционные великоханьские методы управления. Чрезвычайно распространяются в эти годы среди ханьских чиновников самых различных рангов, беззастенчиво грабивших трудовой люд, коррупция и казнокрадство.

В августе 1942 г. в Дихуа прилетала жена Чан Кайши. Она передала дубаню письмо от супруга, в котором тот «прощал» Шэну все его «грехи» и обещал защиту. За этим последовало (в январе 1943 г.) создание в В Восточном Туркестане провинциальных организаций партии гоминьдан. В Восточном Туркестане стали прибывать все новые и новые контингенты гоминьдановских войск. Начался приток ханьских переселенцев из различных провинций Китая. «Гоминьданизация», несомненно, ухудшила положение коренного населения края. Подвергаемое массовому террору со стороны шэншицаевской охранки, оно становилось к тому же объектом откровенно великоханьской политики гоминьдана, который никогда не одобрял национальной политики Шэн Шицая 30-х годов.

Но что самым пагубным образом отразилось на жизни неханьского населения края - это почти полное прекращение правительством Шэн Шицая торговых связей с СССР. Специальным постановлением от 5 ноября 1942 г. монополизировалась внешняя торговля края, причем, согласно новым правилам, товаропроизводители в лице массы земледельцев и скотоводов ничем не ограждались от явного грабежа со стороны высшего чиновничества и немногих богатеев - купцов. В результате расстроилась вся система товарного обращения в крае, резко снизился жизненный уровень трудящихся масс. Одновременно были значительно повышены налоги: по сравнению с 1936--1937 гг. к 1944 г. общая сумма налогообложения на душу населения увеличилась более чем 7 раз. Повсюду в крае наблюдался быстрый рост цен на обиходные товары и продукты. Попытки гоминьдановцев поправить разваливающуюся экономику края ни к чему не привели. В Восточном Туркестане ширилось глубокое недовольство уйгурского населения.

Смещение Шэн Шицая с поста дубаня, последовавшее 2 сентября 1944 г., и назначение на его место одного из ответственных деятелей гоминьдана - У Чжунсиня - совпало с началом нового мощного подъема национально-освободительного движения в Восточном Туркестане. Он был вызван крайне реакционным курсом политики Шэн Шицая в последние годы его «правления». Проводившаяся У Чжунсинём политика усиления национального, политического и экономического гнета лишь способствовала росту этой новой волны революционной борьбы уйгуров и других неханьских народов Восточного Туркестана.

Очагом наиболее бурных революционных событий стал на этот раз Илийский округ. В Или, по данным 1944 г., проживало более 470 тыс. человек.

В Или, как и в других округах Восточного Туркестана, орудовали шэнщицаевские агенты, арестовывались без суда и следствия сотни людей. Тяжелым было экономическое положение трудящегося населения - земледельцев и особенно скотоводов. Местное кочевое население (главным образом казахи) уже с 1939 г. нередко оказывало вооруженное сопротивление китайским властям. Все это способствовало успеху деятельности подпольных революционных организаций, которые готовили крупное антиправительственное восстание». Так, весной 1043 г. в Алтайском округе была создана подпольная «Антишэнщицаевская организация народа». В Кульдже действовала подпольная молодежная организация «Общество учащихся», а также более массовая организация - «Ассоциация свободы». Имелись и другие нелегальные организации подобного рода. «Общей целью этих организаций была борьба против гоминьдановской реакции, завоевание демократии, свободы и равноправия для всех национальностей. Для осуществления вышеуказанных целей эти организации вели большую пропагандистскую работу и готовили вооруженное восстание».

Китайские власти были весьма встревожены положением на севере края. Летом 1944 г. начальник полиции Ли Инци лично прилетал в административный центр округа Или, г. Кульджу, где по его приказу было арестовано большое число людей. Но это только ускорило начало восстания.

2 сентября 1944 г. восставшие скотоводы из Хоргоса вошли в западную часть уезда Нилка. Повстанцы (первоначально более тысячи человек) выступали против объявленного властями так называемого «движения по поставке лошадей» и против непосильных налогов, которые совершенно разоряли скотоводческое население. 8 октября вооруженные повстанческие отряды вошли в уездный центр Нилка. Встретив сопротивление полицейских сил, они вступили с ними в перестрелку, полицейские были перебиты. Погиб и начальник уезда Нилка. Восстание быстро распространилось на всю территорию округа Или, и 7 ноября выстрелы раздались в окружном центре, «возвестив о начале восстания в Кульдже, имеющего огромное историческое значение.». Благодаря проявленному героизму неханьских вооруженных отрядов к 14 ноября почти все административные учреждения Кульджи были в руках повстанцев. Город становится центром восстания, перекинувшегося также на Тарбагатайский и Алтайский округа.

В отличие от восстаний прошлых лет восстание в Или было довольно хорошо подготовлено, его участники действовали по разработанному плану, хотя и началось оно стихийно. Среди уйгурского и среди других представителей неханьского населения проводилась разъяснительная и пропагандистская работа. Все это обеспечило успех восстанию, несмотря на то что правительство в Дихуа бросило в Или весьма внушительные силы, в том числе авиацию и танки. К февралю 1945 г. почти вся территория Илийского округа была занята повстанцами.

Несколько ранее, 10 ноября 1944 г. в Кульдже был образован Народный комитет Восточно-Туркестанской Республики (ВТР) и учреждены министерства.

Первоначально состав Народного комитета, или Временного правительства ВТР, был неоднороден: наряду с прогрессивными деятелями из интеллигенции в него вошли также помещики, буржуазные элементы, духовенство. По-видимому, именно это обстоятельство сказалось на особенностях тогдашней политической декларации правительства, явившейся первым политическим программным документом ВТР. Данный документ наряду с националистическими формулировками и пунктами, отражавшими интересы и идеологию эксплуататоров, включал и ряд прогрессивных положений. Так, в первом пункте декларации формулировалась задача «навсегда уничтожить господство ханьцев на территории Восточного Туркестана». Во втором пункте указывалось на необходимость «создания подлинно свободной, независимой республики на основе равноправия народов Восточного Туркестана». В третьем пункте говорилось о задаче развития экономики, в том числе частной промышленности и частной торговли. В четвертом пункте указывалось на то, что особой поддержкой должен пользоваться ислам (говорилось также и о свободе вероисповедания). Предусматривалось развитие культуры, просвещения и здравоохранения, установление дружественных отношений «со всеми демократическими правительствами мира», особенно с правительством Советского Союза. Важным моментом было наличие в программе пункта, в котором указывалось на необходимость создания сильной армии, которую предлагалось формировать из представителей «всех национальностей, на-селяющих Восточный Туркестан».

В дальнейшем Временное правительство ВТР подверглось реорганизации. Состоявшийся в январе 1945 г. в Кульдже съезд представителей восставших принял организационный статус, правительства, политическую программу и декларацию. Состоялось и официальное провозглашение Восточно-Туркестанской Республики. Председателем Временного правительства был избран Алихан Торэ. В число членов правительства (в составе 17 человек) вошел Ахметжан Касими, один из наиболее прогрессивных уйгурских деятелей, возглавлявший центральный штаб восстания, созданный еще в ноябре 1944 г. Принятая съездом политическая программа включала следующие девять пунктов: «1) полностью искоренить всякую тиранию ханьцев; 2) установить демократический государственный строй; 3) армия при-надлежит народу; 4) все национальности равноправны; 5) уважать религию; 6) должностные лица всех рангов должны избираться народом; 7) проводить на деле политику дружбы с СССР; 8) развивать образование; 9) утвердить уйгурскую письменность в качестве государственной письменности».

Нетрудно видеть, что данная политическая программа Правительства ВТР носила прогрессивный характер и в ней подчеркивались демократические принципы государственного устройства. Призыв руководителей трех революционных ок¬ругов ликвидировать в Восточном Туркестане «всякую тиранию ханьцев» весьма напоминает известный призыв Сунь Ятсена о необходимости покончить в Китае с господством маньчжуров, узурпировавших власть над всеми остальными национальностями страны.

Территория ВТР, торжественно провозглашенная 12 ноября 1944 года охватывала 3 из 10 округов Восточного Туркестана – Илийский, Тарбагатайский, Алтайский. В апреле 1945 года была сформирована Национальная армия Восточно-Туркестанской Республики.

В течение весны и лета 1945 г. гоминьдановские войска потерпели поражение в Тарбагатайском и Алтайском округах. Развивая успех, повстанцы направили свои вооруженные силы в южные районы Восточного Туркестана. Выход вооруженных сил ВТР осенью 1945 г. к р. Манас поставил под угрозу существование правительства в Дихуа. В этой обстановке Гоминьдан в лице Чан Кайши был вынужден предложить руководству восставших округов мирные переговоры.

Соглашаясь на переговоры с гоминьдановцами, руководители национально-освободительного движения революционных округов вполне учитывали политический курс КПК, которая в августе 1945 г. приступила в Чунцине к мирным переговорам с Гоминьданом. Главой делегации ВТР на переговорах, начавшихся в октябре 1945 г. в Дихуа, был Ахметжан Касими. Гоминьдановскую сторону представлял Чжан Чжичжун. Еще до начала переговоров были прекращены военные действия между армией ВТР и гоминьдановскими войсками.

На переговорах, продолжавшихся до конца 1945 г., представители ВТР упорно отстаивали демократические завоевания народа трех округов, отклоняя гоминьдановские требования о разоружении, роспуске новых учреждений на территории трех округов как условия дальнейшего обсуждения вопросов демократизации. В конце концов, Гоминьдану пришлось пойти на уступки.

Переговоры делегации ВТР с гоминьдановскими представителями в Дихуа завершились подписанием 2 января 1946 г. мирного соглашения, что само по себе явилось значительной победой революционных сил края. Соглашением предусматривалась реорганизация провинциального правительства. В него должны были быть введены представители уйгуров и других неханьских национальностей провинции - всего 15 человек. Последние должны были выдвигаться местным населением с последующим утверждением со стороны Центрального правительства в Нанкине. Остальные десять мест в правительстве оставлялись за лицами, которых непосредственно назначало правительство Нанкина. Соглашением определялась выборность местных органов власти, реорганизация органов юстиции на основе привлечения к участию в их работе представителей неханьского населения. Специальными пунктами соглашения провозглашались свобода развития национальной культуры, национальных языков, свобода слова, собраний, печати, вероисповедания. Подлежала роспуску тайная полиция Гоминьдана в крае, исключались репрессии в отношении прогрессивных национальных деятелей и активистов национального движения трех округов.

Вооруженные силы революционных округов сохранялись, однако их численность сокращалась на одну треть. Летом 1946-года вступило в силу «Соглашение 11 пунктов». В соответствии с этим соглашением в крае было сформировано новое, коалиционное правительство, в котором Чжан Чжи-чжун занял пост председателя. Его заместителем стал Ахметжан Касими. В состав правительства были введены и другие представители трех округов. Полномочия нового правительства вошли в силу с момента утверждения Чан Кайши результатов переговоров (1 июля 1946 г.). Одновременно было объявлено о самороспуске Временного правительства ВТР. Тем самым снимался вопрос и о ВТР как самостоятельном государстве.

Опубликованная политическая программа нового правительства предусматривала соблюдение демократических прав и свобод, в том числе равноправия всех национальностей, а также проведение ряда прогрессивных мероприятий: оказание помощи земледельцам и скотоводам края, наложение ограничений на крупное землевладение, содействие развитию промышленности, коммуникаций, здравоохранения.

Однако, как показал дальнейший ход событий, Гоминьдан, с самого начала переговоров смотрел на все эти декларации лишь как на политическую уловку, с помощью которой он пытался выиграть время для наступления на прогрессивные силы в провинции. В результате активного саботажа гоминьдановцев эта программа так и не проводилась в жизнь. В органах управления (за пределами трех северных округов) продолжала процветать коррупция. Гоминьдановская тайная полиция не только не была распущена, но, напротив, активизировала свою деятельность. Начались кровавые репрессии против неханьского населения. Расквартированные в провинции гоминьдановские войска продолжали вмешиваться в административные дела уездов и округов. Фактически Гоминьдан срывал выполнение всех прогрессивных мероприятий, предусматривавшихся программой деятельности правительства. Данное коалиционное правительство, сформированное 1 июля 1946 года не просуществовав и года, оно распалось. Весной 1947 г. на контролируемой Гоминьданом территории края начинается новая волна преследований и репрессий в отношении прогрессивных элементов из неханьских национальностей, в особенности против тех, кто настаивал на соблюдении мирного соглашения, подписанного в январе 1946 г.

В сложившейся драматической ситуации Ахметжану Касими и его соратникам не осталось ничего, кроме как в знак протеста выйти из коалиционного правительства в Дихуа и возвратиться в г. Кульджу.

Большое общественно-политическое значение в жизни трех округов имело учреждение летом 1948 г. в Кульдже Синьцзянского союза защиты мира и демократии. Председателем этой организации был избран инициатор ее создания - Ахметжан Касими. Союз в качестве массовой организаций типа единого фронта охватывал различные политические и культурные организации всех национальностей, в том числе «Организацию свободы», созданную в Кульдже в 1944 г., «Демократическую революционную партию» и «Революционный союз молодежи», основанные в Или в 1945 г. Союз развернул большую работу среди населения трех округов по разъяснению «задач национально-освободительного движения народов Синьцзяна и преодолению национализма среди некоторой части участников движения». Благодаря усилиям этой организации в национально-освободительном движении «возобладали демократические и прогрессивные тенденции.

Несмотря на всякого рода трудности, революционные власти трех округов пытались улучшить экономическое положение трудящихся. Налоги взимавшиеся с населения трех округов, снизились в 1948 г. на 50% по сравнению с 1944 г. Цены на предметы первой необходимости в Кульдже были гораздо ниже, чем в Дихуа. Посевные площади в 1948 г. увеличились в трех округах по сравнению с 1944 г. в 1,5 раза. Определенные улучшения наблюдались в области культуры, просвещения и здравоохранения.

Краткая история Восточного Туркестана. Восточный Туркестан (Уйгурстан, Уйгурия), также с 1955 года известный как Синьцзян – Уйгурский автономный район Китая, расположен в самом сердце Азии. Из-за своего удобного расположения на древнем Шелковом Пути, более 2000 лет он был знаменитым центром торговли. Земля Восточного Туркестана дала рождение многим великим цивилизациям, и на различных этапах своей истории был колыбелью знаний, культуры и государственности. Действительная территория Восточного Туркестана составляет 1,82 млн. кв. км. Находясь по соседству с провинциями Китая, Восточный Туркестан был введен в состав Китайской Народной Республики в результате военного вторжения Коммунистического Китая в октябре 1949 года. На востоке Восточный Туркестан граничит с Китаем и Монголией, на севере с Россией, на западе с Казахстаном, Киргизстаном, Таджикистаном, Афганистаном, Пакистаном и Индией, а на юге с Тибетом. Восточный Туркестан имеет богатую историю и различные географические особенности. На его территории есть огромные пустыни, величественные горы, а также красивые реки, луга и леса. Народ Восточный Туркестан – это родина тюркоязычных уйгуров и других народов центральной Азии, таких как: казахи, киргизы, узбеки, татары и таджики. Согласно последней переписи населения в Китае 2010 года, официальная численность населения Восточного Туркестана составляет 21,81 миллионов человек, включая 8,75 миллионов этнических ханьцев (40,1%), незаконно переселившиеся в Восточный Туркестан после 1949 года (в 1949 году численность этнических ханьцев составляло 260 000 человек). Уйгуры примерно составляют 10,2 миллионов (согласно переписи населения 2000; данные по численности уйгуров за 2010 год все еще не опубликованы) и по-прежнему составляют большинство населения Восточного Туркестана. Тем не менее, растущее число этнических ханьцев делает уйгуров второсортными на собственной земле. Несмотря на это уйгурские источники указывают на то, что настоящая численность уйгуров составляет около 20 миллионов человек. Логической восточной границей Восточного Туркестана является Великая Китайская Стена. И исторически, и культурно Восточный Туркестан является частью Центральной Азии, а не Китая. Народом Восточного Туркестана являются не китайцы, а тюрки центральной Азии. Исторические факты свидетельствуют о том, что история уйгуров в Восточном Туркестане насчитывает более 4000 лет. На всем протяжении истории древние уйгуры и другие местные народы создавали независимые государства, которые процветали на территории Восточного Туркестана. Легендарный Шелковый Путь проходил через земли уйгуров, и уйгуры сыграли важную роль в культурном обмене между Востоком и Западом, а так же развили свою уникальную культуру и цивилизацию. На раннем этапе своей истории, уйгуры, как другие тюркские народы Центральной Азии, верили в шаманизм, манихейство и буддизм. Начиная с I в. н.э. и до прихода ислама, Восточный Туркестан был одним из великих центров буддистской цивилизации. Взаимоотношения между уйгурами и мусульманами начинается в начале IX в., тогда и начался переход к исламу. Исламизация уйгурского общества ускорилась в период правления караханидских каганов. Процветали искусство, наука, музыка и литература, так как исламские религиозные институты были заинтересованы в развитой культуре. В этот период появляются сотни всемирно известных уйгурских ученых, написано тысячи ценных книг. Самыми важными среди этих работ являются: книга уйгурского ученого Юсупа Хаса Хаджиба, “Кутадгу билиг” (“Наука о Счастье”, 1069-1070), и Дивани Лугат ат Тюрк (словарь тюркских наречий), Махмуда Кашгари. Цинский период Независимое уйгурское ханство в Восточном Туркестане – Ханство Саида, так же известное как Яркентское государство, было оккупировано в 1759 году Цинской династией, правившей в то время Китаем, так Восточный Туркестан присоединился к Цинской империи. Маньчжурские правители управляли Восточным Туркестаном как военной колонией в период с 1759 по 1862 год. За этот период уйгуры Восточного Туркестана смело выступали против иностранного правления в их стране. Они 42 раза восставали против цинского правления с целью восстановления независимости. Окончательно маньчжуро–китайские войска были изгнаны в 1864 и уйгуры восстановили независимое государство под названием “Йэттэшахар” (Семиградье). Тем не менее, независимость длилась не долго, в 1876 году Китайские войска снова вторглись на территорию Восточного Туркестана. После восьми лет кровавой войны, Цинская империя официально присоединила к себе территорию Восточного Туркестана и 18 ноября 1884 года переименовала ее в “Синьцзян” (что означает “Новая Территория”). Китайское правление в Восточном Туркестане После того как в 1911 году китайские националисты свергли Цинскую Империю, Восточный Туркестан попал под управление китайских военачальников, которые в последние годы правления Цинской Империи контролировали администрации провинций. В этот период центральное правительство Китая имело небольшой контроль над Восточным Туркестаном. Уйгуры, которые хотели освободить себя от иностранного ига, организовывали множество восстаний против китайского режима, и дважды (в 1933 г и 1944 г) достигли восстановления независимой Восточно-Туркестанской Республики (ВТР). Тем не менее, независимость республики закончилась, в результате военного вторжения и политических интриг со стороны Советского Союза. В октябре 1949 войска Народной Освободительной Армии (НОА) Китая вошли в Восточный Туркестан, окончательно свергнув независимое государство ВТР. На территории Восточного Туркестана китайские коммунисты образовали Синьцзян – Уйгурский автономный район. Период правление китайскими коммунистами Восточным Туркестаном можно считать самой темной главой в истории уйгуров и страны. В современных условиях само существование уйгурской нации находится под угрозой. Китайское коммунистическое правительство используют ужасные репрессивные методы в различных кампаниях против уйгуров и других местных народов Восточного Туркестана, с целью полного освоения территории Восточного Туркестана. Против жестокой, разрушительной и репрессивной политики Китайского правительства против самоопределения и существования коренного народа, уйгуры и другие местные народы Восточного Туркестана отказываются подчиняться Китаю и все еще поддерживают знамя борьбы против Китайской оккупации, переданной им великими предками.

В постановлении ЖОГОРКУ КЕНЕША КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ написано: «Генерал Ысакбек Монуев родился 1902 году 31 августа в с. Нура Алайского района Ошской области. Его военная деятельность проходила в Китайской Народной Республике. Он был военачальником - министром обороны Восточно-Туркестанской Республики. Проявил геройство и мужество в гражданской войне в Китае. Воины под его командованием победоносно сражались против армии Чан Кай Ши. Он боролся и посвятил свою деятельность за единство тюркских народов, за их независимость и свободу. В 1949 году погиб в авиакатастрофе при невыясненных обстоятельствах».

Генерал-лейтенант Ысакбек (Исхакбек) Монуев, фото с www.foto.kg

Генерал Монуев летел не один, в той катастрофе погиб целый ряд видных деятелей просоветской Восточно-Туркестанской Республики, существовавшей в 1944-1949 гг. в северной части современного Синьцзянь-Уйгурского Автономного Района КНР.

Старшие офицеры ВТР - уйгуры, казахи, русские, татарин, дунганин, сибо.

В августе прошлого года в Урумчи вспоминали этих людей:

«... 27 августа текущего года состоялось в СУАР собрание в память 65-ой годовщины пяти выдающихся организаторов и лидеров революционной борьбы в трех районах во главе с Ахмет-джан Касим и в честь их мужественных подвигов и революционного духа за единство родины и сплоченность всех национальностей страны и за долгосрочную социальную стабильность в Синьцзяне. На собрании выступил с речью Член Партбюро ЦК КПК и Секретарь Парткома СУАР Чжан Чуньсянь».

Ахметжан Касими (Касимов)

Авиакатастрофа произошла в конце августа 1949 года на пути в Пекин, куда делегация ВТР направлялась через Алма-Ату, Красноярск, Читу. В составе делегации были глава правительства Ахмеджан Касими (уйгур), министр обороны И.Монуев (Мунуров, киргиз), его заместитель - генерал Далельхан Сугурбаев (казах, уроженец Баян-Ульгинского аймака Монголии), вице-премьер Абдукерим Аббасов (уйгур) и др.

До сегодняшнего дня в многочисленных источниках указывают различные обстоятельства и места катастрофы, что порождает всевозможные слухи и домыслы вокруг гибели руководителей ВТР. «Катастрофа произошла под Алма-Атой», «самолет разбился в Гоби», «это была диверсия спецслужб», «инсценировка авиакатастрофы» и т.д.

Важным источником являются воспоминания Сайфудина Азизи, соратника погибших, который возглавил правительство ВТР после авиакатастрофы. В начале сентября 1949 года он вылетел тем же маршрутом в Пекин, во главе новой делегации ВТР.

Далельхан Сугурбаев

В Иркутске ему сообщили об обстоятельствах аварии:

«...самолет с делегацией в течение трех дней находился в Иркутске; на третий день, когда погода улучшилась, он вылетел, но над озером Байкал не смог набрать необходимую высоту из-за сильного урагана и получил приказ вернуться на аэродром. Самолет начал разворот, развернулся на 60 градусов, и связь с ним неожиданно прекратилась. На место предполагаемой катастрофы вылетели поисковые самолеты и в одной из глубоких расщелин обнаружили участок с обгоревшими деревьями. По приказу из Москвы в этот район был направлен поисковый отряд альпинистов, который в течение недели пытался добраться до места гибели самолета, но безуспешно...Как вспоминает Сайфудин, когда они пролетали над этим районом, он видел в бинокль место аварии и "возможно, трупы", лежащие "в значительном удалении от обломков самолета"».

Т.е. место авиакатастрофы связано с берегами Байкала?

Абдукерим Аббасов

«Самолет Ил-12 (борт. номер СССР-Л1844). Экипаж 29-го авиаотряда Международных Воздушных Сообщений 24 августа (1949 г.) вылетел особым рейсом из Алма-Аты в Читу. На борту было 9 пассажиров. В тот же день самолет в 12:58 мск прибыл в Красноярск и …оставлен на ночевку.

Утром 25 августа… Взлет произведен в 02:25 мск. ...В 04:45 самолет пролетел Иркутск. …В 05:12 с борта вызвали а/п Иркутск без сообщения о срочности или бедствия, но так как в это время была связь с другим самолетом, экипажу было предложено подождать со связью одну минуту. В последующем, с 05:15, на вызовы экипаж не отвечал и связи с другими аэропортами не имел.

Самолет обнаружен 29 августа в 07:30 с воздуха на восточном склоне горы Кабанья (1 479 м) на высоте 1350-1400 м. Катастрофа произошла через 1-2 минуты после последней связи в 31 км южнее г. Кабанск (Бурят-Монгольская АССР).

Комиссия установила, что самолет, находясь на высоте 1 200 м в долине реки Кабанья, пытаясь произвести правый разворот с креном 10-15°, задел правой консолью крыла ветки ели в трех метрах от вершины и одновременно левой плоскостью срубил вершину другой ели, в 24 м от первой. …Пролетев 414 м в гору в перевернутом положении, он ударился об осыпь камней передней частью фюзеляжа, правым мотором и правой консолью. При ударе самолет полностью разрушился и загорелся... Все пассажиры и члены экипажа, по результатам судебно-медицинской экспертизы, погибли в момент катастрофы.

По заключению комиссии, материальная часть была исправна. Причину снижения самолета с заданного эшелона 2 400 м до 1 200 м установить не представилось возможным».

Руководство ВТР, Кульджа, 1945г

Летом 2013 года вместе с журналистами еженедельника «Информ-Полис» побывали на широкой плоской вершине горы Кабанья, поросшей густым хвойным лесом. Пологий восточный склон, раскинулся на десяток квадратных километров, поэтому, не зная более точных координат, отыскать обломки небольшого самолета, разбившегося 64 года назад, оказалось невозможно за несколько часов...

Сотрудники газеты Информ-Полис разыскали охотника Ю.Морозова, который видел обломки самолета на Кабаньей:

“Этот самолёт нашёл мой учитель, охотник Ганя Ягодин, ставший впоследствии известным охотником. Он со своим братом Тимофеем обнаружил самолёт почти сразу после падения в 1949 году. Он мне сказал, что это был какой-то китайский самолёт”.

По словам охотника, вокруг самолёта были раскиданы вещи: дорогие ковры, золотые часы и прочее...Потом, по словам Морозова, охотники сообщили о находке властям. Незамедлительно прибыла рота солдат.

Они эту тропу вдоль реки Кабаньей и проложили, - отметил охотник. - Они туда на лошадях ездили, трупы тех, кто на самолёте летел, в кожаных мешках привезли. Все вещи солдаты по приказу сложили у самолета и там же сожгли.

Я сам видел фюзеляж того самолета, он лежит на гольце горы. Там почти ровная площадка. От него остались хвост и часть крыла. На удивление хорошо сохранились. Только там, где из самолёта топливо выливалось, трава не растёт.

Как сказал Морозов, за все эти годы самолет видели единицы.

А так там места труднодоступные, болота, трава в человеческий рост, зверьё опять же».(Информ-Полис, июль 2013 г.).

После публикаций нашлись люди, которые знали об этой авиакатастрофе. Правда, прежде никто не слышал, что на борту были руководители Восточно-Туркестанской Республики, знали просто, что это был некий китайский самолет.

«...Житель Кабанска А.С.Седунов поделился своими воспоминаниями. В сентябре 1949 года ему было 18 лет, работал в колхозе. Как призывника, его вызвали в военкомат. Вместе с другими призывниками получил в колхозе лошадь и прибыл в штаб поисково-спасательного отряда в Елани.

"В горы увозили на лошадях большие банки, что в них не знали. Дорога по только что проторенной тропе занимала целый день. Через каждый километр стояли вооруженные солдаты. Не доезжая до горы Кабанья, разгружались и принимали «груз-200» - трупы, которые спускали на носилках. Среди них были и «русские», и «китайцы». Порой их собирали буквально по частям. Внизу их перегружали на «студебеккеры» и увозили в Улан-Удэ. Ничего лишнего военные при призывниках не говорили"».

Подробно поведал житель Елани О.Н.Гишка:

«Этот снимок сделан моим фотоаппаратом в 1984 году на месте катастрофы. Мне давно хотелось там побывать. Руководствовался прежде всего рассказами Ильи Ефимовича Залуцкого. Он знал эти места досконально. ...Повезло с погодой, в течении светового дня вышли к вершине горы Кабанья. Самолет врезался в каменную россыпь - ее видно на снимке, полностью разрушился и горел. Обломки мы находили в радиусе примерно 300 метров, метрах в 200 от фюзеляжа валялось крыло...»

Один из фронтовиков, хорошо знавших тайгу, И.Е. Залуцкий и вывел поисковую группу к самолету. Мне он рассказывал, что к самому самолету его не подпустили, туда прошли только несколько офицеров. Однако он сумел увидеть любопытную вещь: тело одного из летчиков лежало метрах в пяти от самолета, кобура была расстегнута, а рядом валялся пистолет…

Военные все, что не смогли вынести, в том числе радиостанцию, навигационную аппаратуру, - разбивали вдребезги, сжигали. Все было организовано четко. Руководил операцией полковник из Москвы, явно не простой армейский офицер. Штаб размещался в конторе Еланского колхоза. Старики рассказывали, что он хорошо охранялся, была прямая связь с Москвой. Постоянно прилетал самолет, садился на поле между Нюками и Еланью. Елань была заполнена военными. Они сделали много - рубили просеки, прокладывали мосты. Мост через Качуг долго служил людям, он так и назывался - «Солдатский мост»...».

Получается, что тела были вывезены с места катастрофы еще в сентябре 1949, но выданы родным только в марте 1950 г., после подписания советско-китайского договора о дружбе. Осенью 1949 года Восточно-Туркестанская Республика вошла в состав КНР и вскоре окончательно ликвидирована.