«Урановая сделка» совершалась в полной тайне от народа. Сделка Гор-Черномырдин: ущерб России - четыре миллиарда


«Афера тысячелетия» завершилась
В.Ю. Катасонов, проф., д. э. н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова
04.09.2015

Последняя партия нашего урана ушла за океан

Россия полностью выплатила США контрибуцию за проигрыш в холодной войне.

Почти ни одно российское СМИ не обратило внимание на событие, которое произошло в в прошлом месяце. Из порта Санкт-Петербурга в путешествие через Атлантику отправилось торговое судно Atlantic Navigator. На борту судна - контейнеры с российским ураном.


Сделка «Гора - Черномырдина»: истинные цели наших американских «партнеров»

Это была последняя партия урана, которая направлялась в США на основании заключенного 20 лет назад российско-американского соглашения, предусматривающего поставку в Америку 500 метрических тонн урана, который Россия обязалась извлекать из своего ядерного оружия и который Америка намеревалась использовать в качестве топлива для работы атомных электростанций.

Об этой урановой сделке достаточно активно говорили в 1990-е годы, но сегодня эта тема оказалась «за кадром» обсуждений ключевых проблем нашей жизни. А молодое поколение просто ничего о ней не слышало. Поэтому нам необходимо напомнить ее историю.

Сразу отмечу, что это не обычная торгово-экономическая сделка, выгодная для обеих сторон. Это акт крупнейшего ограбления России не только в новейшей ее истории, но также во всей истории страны. Россия проиграла холодную войну Западу, прежде всего Соединенным Штатам. Проиграла в немалой степени из-за предательской политики наших верхов. Эти же верхи продолжали сдавать страну и в 1990-е годы. «Урановая сделка» - согласие нашей предательской верхушки заплатить дань победителю в виде оружейного урана. Принципиальное согласие об этом было достигнуто между тогдашним премьер-министром РФ В.С. Черномырдиным и вице-президентом США А.Гором, поэтому эту сделку часто называют сделкой Гора - Черномырдина. Ее также называют «аферой тысячелетия» в силу беспрецедентной масштабности. Фактически это была операция Запада, которая решала сразу несколько стратегических целей:

а) одностороннее ядерное разоружение России путем лишения ее запасов оружейного урана, а также подготовка условий для выхода США из Договора по ПРО;

б) нанесение огромного экономического ущерба России (накопленный запас оружейного плутония составлял существенную часть национального богатства России на тот момент);

в) лишение России колоссальных источников энергии в будущем после намечаемого внедрения новой технологии ториевой ядерной энергетики.

Масштабы ограбления России

«Аферой тысячелетия» сделку окрестили потому, что, во-первых, она имела громадные масштабы, во-вторых, была заключена обманным путем. Многие российские и американские СМИ стремились представить ее как заурядное коммерческое соглашение. Общая сумма сделки за поставку 500 тонн урана была определена в 11,9 миллиарда долларов. Между тем стоимость указанного объема высокообогащенного урана несопоставимо выше. Чтобы произвести такой объем оружейного урана, в горнодобывающей и оборонной промышленности страны трудились в течение примерно 40 лет несколько сот тысяч человек. Производство опасное, десятки тысяч людей потеряли здоровье и трудоспособность, укоротили свои жизни. Это были громадные жертвы ради того, чтобы ковать ядерный щит страны и обеспечить спокойную мирную жизнь СССР и стран социалистического лагеря. Этим ураном обеспечивался военно-стратегический паритет в мире, что резко снижало риск возникновения мировой войны.

С другой стороны, в американских СМИ имеются такие оценки: за счет российского урана уже в начале нынешнего века на АЭС США производилось 50% электроэнергии. Каждый десятый киловатт-час электроэнергии во всей американской экономике обеспечивался за счет урана из России. Согласно оценкам, которые были сделаны специалистами еще в конце прошлого века, реальная стоимость 500 тонн оружейного плутония составляла в то время не менее 8 триллионов долларов. Для сравнения отметим, что среднегодовое значение годового ВВП России, по данным Росстата, в последнее десятилетие прошлого века находилось в районе 400 миллиардов долларов. Получается, что фактическая цена урановой сделки составила лишь 0,15% по отношению к минимальной реальной стоимости товара. Реальная стоимость урана оказалась эквивалентной 20 (двадцати) годовым ВВП страны!

Было много войн в истории человечества. После них побежденные нередко платили репарации и контрибуции победителям. Вспомним, например, франко-прусскую войну 1871 года. «Железный канцлер» Бисмарк назначил побежденной Франции контрибуцию примерно в 13% ВВП (5 миллиардов франков). Наверное, самую большую контрибуцию в новейшей истории заплатила побежденная в Первой мировой войне Германия. СМИ сообщают, что Германия лишь три года назад закончила выплачивать репарации по условиям Парижского мирного договора 1919 года. На Германию были наложены репарации в размере 269 миллиардов золотых марок. Сумма, конечно, громадная: она эквивалентна примерно 100 000 тонн золота. По нынешней цене желтого металла получается около 4 триллионов долларов. Специалисты в области экономической истории утверждают, что назначенные Германии в Париже репарации примерно вдвое превышали ВВП тогдашней Германии. Между прочим, выплаты репараций Германией растянулись на 90 лет (с перерывами, в чистом виде выплаты осуществлялись на протяжении примерно 70 лет); выплата же «урановых репараций» Россией уложилась в 20 лет, причем большая часть урана была поставлена в США еще в 1990-е годы.

На истории рано ставить точку

«Урановая сделка» совершалась в полной тайне от народа. Не были в курсе даже многие «народные избранники» - по той причине, что она, в нарушение российского законодательства, не проходила процедуру ратификации в нашем парламенте. Во второй половине 1990-х годов ряд депутатов начали расследование по выяснению условий сделки, обстоятельств ее заключения, оценке соответствия Конституции Российской Федерации и другим нормативным актам России. В результате сильного давления определенных влиятельных сил из окружения тогдашнего президента страны Б.Н. Ельцина расследование удалось остановить. Пытались разобраться в сделке и многие другие наши политики, и даже добивались денонсации соглашения о поставках урана в США. Среди них, например, легендарный генерал Л.Рохлин, Генеральный прокурор Ю.Скуратов, депутат Государственной Думы В.Илюхин. Гибель Рохлина и отставку Скуратова многие связывают именно с тем, что они проявили чрезмерную активность в расследовании «урановой сделки».

Даже если поставки урана в рамках сделки Гора - Черномырдина завершились, это не значит, что на истории следует поставить точку. Необходимо вернуться к серьезнейшему анализу и расследованию сделки в рамках специальной межведомственной комиссии с участием специалистов атомной промышленности, народных избранников (депутатов Государственной Думы), сотрудников правоохранительных органов, МИДа, министерства обороны, других ведомств и организаций, независимых экспертов по техническим, военным, правовым и экономическим вопросам.

Во-первых, есть подозрения, что целый ряд лиц, причастных к той сделке, до сих пор остаются в «обойме» действующих политиков и государственных чиновников. Нет гарантии, что они не продолжают вести работу в интересах США и Запада.

Во-вторых, нам нужно правильное и честное понимание нашей новейшей истории. Без правдивого раскрытия деталей «урановой сделки» и ее политической, военной, нравственной оценки нет гарантии, что мы опять не наступим на подобные грабли. Анализ истинных целей американской стороны сделки ярко высвечивает истинные цели и интересы тех, кого мы, к сожалению, по инерции продолжаем называть «партнерами».

В-третьих, нам нужны обоснованные и детальные оценки того экономического ущерба, который был нанесен сделкой России и ее народу.

При любой попытке России встать на путь экономического возрождения Запад будет вставлять палки в колеса наших настоящих реформ, социально-экономических преобразований. Надо быть готовым к тому, что Запад все чаще будет выставлять нам разного рода «счета» - например, если мы попытаемся проводить деофшоризацию нашей экономики. Через суды США, Великобритании, других европейских стран неизбежно начнутся разборки со стороны владельцев офшорных компаний и/или их представителей с надуманными требованиями возмещения «ущербов». Примерно такую же реакцию можно ожидать в том случае, если Россия примет решение о выходе из ВТО, ограничении иностранных инвестиций или даже ограничении репатриации прибылей иностранных инвесторов из России. Мы должны быть готовы к тому, что может возникнуть необходимость выставления встречных «счетов» нашим западным «партнерам». Самый крупный из всех возможных встречных «счетов» - наши требования к США по возмещению гигантского ущерба, нанесенного России «урановой сделкой».

НА ФОНЕ раскручивающегося в Вашингтоне скандала вокруг соглашений США и РФ по Ирану, заключенных в 1995 году тогдашним премьер-министром России Виктором Черномырдиным и вице-президентом Альбертом Гором, в ходе которого все претензии адресуются нынешней американской администрации, не говорится ничего о тех потерях, которые понесла в результате сделки Москва. А они огромны - только измеряемая в денежном эквиваленте часть оценивается экспертами на сумму около четырех миллиардов долларов, из которых 2 миллиарда - потери вследствие срыва уже заключенных с Тегераном контрактов и еще 2 миллиарда - по контрактам, находившимся в стадии проработки и свернутым вследствие договоренности Гор-Черномырдин. Не стоит забывать и об упущенной выгоде в результате принятия Россией обязательств не развивать с Ираном сотрудничество по определенным направлениям.

"НГ" стали известны некоторые аспекты сделки пятилетней давности в рамках комиссии "Гор-Черномырдин", о которых, возможно, преднамеренно умалчивают источники в ЦРУ США и конгрессе, снабдившие газеты "Нью-Йорк таймс" и "Вашингтон таймс" информацией, на основе которой и стало известно общественности содержание закулисных переговоров сопредседателей Российско-американской комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству. Проведенный анализ позволяет сделать вывод не только о пагубности для России взятых ею обязательств в меморандуме от 30 июня 1995 года, но и о возможности пересмотра этих договоренностей, которые вытекают из пункта 5 и 7 самого этого документа.

Как известно, в соответствии с российско-американскими договоренностями, оформленными в меморандуме Гор-Черномырдин, Россия обязалась завершить выполнение всех своих контрактов с Ираном по поставкам вооружений и военной техники (ВВТ) и оказанию услуг военного назначения до 31 декабря 1999 года и впредь не заключать новых. Что же касается обязательств России перед Ираном, то они базируются на четырех межправительственных соглашениях, подписанных в 1989, 1990 и 1991 годах. По ним Москва обязалась поставить Тегерану такие ВВТ, как самолеты МиГ-29, Су-24-МК, подлодки проекта 877ЭКМ (включая сооружение объектов берегового базирования для них), комплексы ПВО С-200ВЭ, а также наладить лицензионное производство танков Т-72С и боевых машин пехоты БМП-2.

Стоит напомнить, что согласно американскому законодательству (Закон о нераспространении оружия в отношении Ирака и Ирана и поправки 1996 года к Закону о помощи иностранным государствам 1992 года) эти контракты уже были достаточным основанием для введения санкций против России со стороны США, на что сейчас и делают упор критики Альберта Гора, обвиняя его фактически в попустительстве экспорта вооружений в страну, входящую в госдеповский список государств, поддерживающих терроризм. Для России же суть проблемы состоит вовсе не в оценках американскими дипломатами террористического потенциала того или иного государства. К 1995 году возникла проблемная ситуация, которую Москва и Вашингтон должны были как-то разрешить: поставки в Тегеран российских ВВТ стали одним из основных раздражителей в целом хороших отношений РФ и США. Поэтому-то и возник компромисс, при котором на уступки пошли на первый взгляд обе стороны. Формально заключение договоренности Гор-Черномырдин противоречит и российским, и американским интересам. Но если для США потери лежат в основном в юридической плоскости, то для России - в сфере экономики.

Москва не успела реализовать в полном объеме уже подписанные контракты с Ираном до указанной в меморандуме даты - 31 декабря 1999 года. Теперь вопрос о завершении их выполнения повис в воздухе. Помимо этого РФ вынуждена отказаться от поставок Ирану запчастей к ВВТ, которые она согласно российско-иранским договоренностям должна поставлять до 2011 года. Что касается возможных закупок, к которым Тегеран проявил интерес (крупные партии комплексов ПВО С-300, ПЗРК "Игла", военно-транспортных вертолетов Ми-17, штурмовиков Су-25, РЛС "Гамма", "Каста" и др.), то их ориентировочная стоимость также приближается к двум миллиардам долларов.

Интересно проследить и динамику событий, приведших к заключению сделки между Черномырдиным и Гором. Напомним, что скандал в треугольнике Москва-Вашингтон-Тегеран возник несколько раньше, чем датируется меморандум Гор-Черномырдин. 10 мая 1995 года в ходе визита в Москву президента США Билла Клинтона Борис Ельцин был вынужден публично признать, что в контракт на строительство Россией АЭС в иранском городе Бушер была включена и военная компонента, которую в итоге президенты договорились убрать из контракта. Речь шла о поставке в ряду других единиц оборудования центрифуги, с помощью которой иранцы, возможно, намеревались получать материалы для создания ядерного оружия. Стоимость центрифуги - 500 миллионов долларов - составляла половину суммы всего контракта. Тогда Клинтону фактически удалось выкрутить Ельцину руки и сорвать сделку, по крайней мере наполовину. По данным "НГ", Ельцин был вынужден аннулировать поставку центрифуги в Иран после того, как Клинтон продемонстрировал ему копии конфиденциальных российско-иранских соглашений, попавших в руки американских спецслужб.

Примечательно еще одно обстоятельство: сразу после заявления Ельцина об отказе России поставить центрифугу в Иран, высокопоставленный российский дипломат, хорошо осведомленный о сути коллизии, сказал корреспонденту "НГ", что американцы не остановятся на полпути и постараются добиться большего. Он также добавил, что проект этой российско-иранской сделки будет рассмотрен в комиссии "Гор-Черномырдин". (см. "НГ" # 80 от 12.05.95). Так все и произошло. Американцы, пойдя на некоторую сделку с "совестью" - внутренним законодательством, смогли в дальнейшем нанести еще более существенный ущерб контактам между Москвой и Тегераном не только в сфере ядерной энергетики, но и в области военно-технического сотрудничества. Поставив на саммите в мае 1995 года Ельцина в положение оправдывающейся стороны, американскому руководству достаточно легко удалось добиться уже от Черномырдина гораздо больших уступок, чем, возможно, планировалось изначально.

Сегодня, когда стали известны подробности договоренности Гор-Черномырдин, события весны-лета 1995 года в российско-американских отношениях воспринимаются как звенья одной цепи: мощная атака Клинтона на саммите, возможно, и привела в итоге к "добровольным" ограничениям, взятым на себя Москвой, на сотрудничество с Ираном.

Примечательно, что бурную реакцию вся эта история вызвала не только на Капитолийском холме, но и на Охотном Ряду. Вчера Госдума поддержала инициативу депутата от ЛДПР Алексея Митрофанова пригласить в Москву американского сенатора Кристофера Кокса, якобы обладающего сведениями "о коррупционных связях вице-президента США Альберта Гора с российским руководством". Но если связи Гора фактически привели к реализации национальных интересов США (пусть формально и с возможным нарушением внутреннего американского законодательства), то действия Черномырдина в части заключения договоренности по Ирану вызывают гораздо больше вопросов с точки зрения уже российских интересов.

В принципе исправить положение можно. На это, как уже отмечалось выше, указывает пункт 5 меморандума, из которого вытекает возможность пересмотра обязательств сторон при изменении политической ситуации в Иране. Фактически эти изменения признали и президент Билл Клинтон, и госсекретарь Мадлен Олбрайт. Соответствующие заявления делались Вашингтоном и после победы реформаторских сил на выборах в Иране, и после частичного снятия санкций США с ряда иранских товаров, и после "Саммита тысячелетия". Появляется информация, что и другие страны - партнеры по Вассенаарским договоренностям (экспортный контроль) - в том числе западноевропейцы - пересматривают свои подходы к Тегерану. В этом случае уже пункт 7 меморандума Гор-Черномырдин предполагает возможность пересмотра обязательств. При этом стоит указать и на то, что и у России есть свои претензии к США относительно несоблюдения Вашингтоном обязательств по меморандуму: США не предотвратили несанкционированных передач американского оружия из стран Ближнего и Среднего Востока в зоны, прилегающие к России. Вашингтон по-прежнему препятствует доступу РФ на рынок высоких технологий и активно использует принцип двойных стандартов в конкуренции, по существу, нацеленной на вытеснение Москвы с мировых оружейных рынков.

Справка KM.RU

С развалом СССР, сообщает Михаил Горелов, крупные урановые месторождения ушли в Узбекистан и Казахстан. У нас осталось одно крупное месторождение в Краснокаменске Читинской области, где годовая добыча урана не превышает трех тыс. тонн. Немного урана добывают в Бурятии и Курганской области. Намечается разработка крупного месторождения в Якутии совместно с японской компанией. Между тем годовая потребность нашей страны в уране около 10 тыс. тонн. Покупать его на рынке дороговато, разбазаривать советские стратегические запасы - преступно. Кроме того, разбавив ВОУ до 25%, получаем топливо для перспективных реакторов на быстрых нейтронах.

В самом начале апреля пресс-служба ОАО «Атомэнергопром» как-то очень буднично сообщила о том, что из России осуществлена первая в 2009 году отгрузка партии низкообогащенного урана по контракту между ОАО «Техснабэкспорт» (дочерняя компания ОАО «Атомэнергопром») и Обогатительной корпорацией США (USEC) в рамках соглашения между правительствами России и США об использовании высокообогащенного урана, извлеченного из ядерного оружия, которое было заключено 18 февраля 1993 года (т. н. Соглашение ВОУ-НОУ).

Эта отгрузка, говорилось далее в информации, дала старт графику поставок 2009 года, которые состоятся уже по новой цене, согласованной правительствами обеих стран (российское правительство одобрило изменения в контракт 30 марта 2009 г.). В рамках реализации Соглашения ВОУ-НОУ в 2009 году предприятиями ОАО «Атомэнергопром» будет разбавлено около 30 тонн высокообогащенного урана и наработано для поставки в США более 830 тонн низкообогащенного урана, который в дальнейшем будет использован в качестве ядерного топлива в коммерческих энергетических реакторах.

В двух словах, создалось впечатление, что осуществлена (точнее, продолжено осуществление) обычная торговая операция, которая к тому же «позволит в 2009 году выполнить международные обязательства Российской Федерации в рамках межправительственного Соглашения ВОУ-НОУ, а также обеспечить поступления валютной выручки от реализации комплекса контрактов, исполняемых в рамках Соглашения ВОУ-НОУ, в федеральный бюджет Российской Федерации в объеме более 900 млн долларов США».

На деле же, как отметил недавно в своем блоге дотошливый yahont7, прошло уже «более 15 лет «сделке» века, сделке беспрецедентной с точки зрения здравого рассудка – продажи за копейки основных запасов российского оружейного урана (пусть даже в виде атомного топлива), более чем вероятному противнику самой России, настоящей империи Зла – США».

Эту «сделку», отмечает блогер, именуют по разному: кто-то ее называет «ВОУ-НОУ», кто-то «соглашение Гора-Черномырдина», официально в Штатах ее называют «Мегатонны в мегаватты», хотя неофициально так и говорят: «урановая сделка» или просто «сделка века».

Формализованная ее суть такова. В феврале 1993 года, напоминает Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при Московском физтехе, Россия и США подписали соглашение о продаже 500 тонн урана, извлеченного из российских ядерных боеголовок (Соглашение ВОУ-НОУ). Выполнение соглашения рассчитано на длительный период (более 10 лет), а общая сумма контракта оценивается в 12 млрд долларов. Оружейный уран имеет степень обогащения более 90%, но поставляется США в разбавленном виде (обедненным или естественным ураном), так что концентрация U-235 составляет около 4%. Передаваемый уран предназначен лишь для использования в качестве топлива для атомных электростанций. Однако принципиально, чтобы он имел «оружейное происхождение», т. е. ранее использовался в российских ядерных боезарядах. С этой целью Россия и США построили систему мер, позволяющую контролировать условия выполнения соглашения.

«Урановая сделка» давно стала дискуссионной темой в российском обществе. По мнению противников соглашения, цена соглашения явно занижена. Так, в частности Л. Максимов, бывший и. о. директора новосибирского Института физико-технических проблем металлургии и специального машиностроения, убежден, что фактическая цена урана составляет 8 триллионов долларов, т. е. занижена почти в тысячу раз. Противодействие этой сделке, кстати, стоило Л. Максимову карьеры – его институт в годы «реформ» был попросту уничтожен. Да и реализация соглашения на протяжении всех семи лет отнюдь не шла гладко, напоминает armscontrol.ru. По условиям соглашения покупателем выступала американская обогатительная корпорация USEC, которая и распоряжалась полученным продуктом. В 1996 году, когда началась приватизация USEC, американцы отказались оплачивать природный компонент российского НОУ, решив поставлять взамен свой природный уран в натуральном виде. Из-за отсутствия между Москвой и Вашингтоном межправительственного соглашения о торговле ядерными материалами реализация проекта столкнулась с трудностями, которые удалось разрешить лишь весной 1999 года, когда стороны нашли посредника. Им стал франко-германо-канадский консорциум Cogema-Nukem-Cameco, не связанный никакими ограничениями по торговле радиоактивными материалами ни с американской, ни с российской стороны. Тем не менее по прошествии более чем 15 лет «сделка века» выполнена на 64%, т. е. Америке проданы 352,8 тонны российского оружейного урана, напоминает yahont7. И, как явствует из сообщения «Атомэнергопрома», сделка продолжает выполняться Россией и сегодня. И глава Росатома Сергей Кириенко подтверждает: «Безусловно, мы будем реализовывать эту программу до ее завершения, и все 500 тонн к 2013 году будут полностью уничтожены». Более того, главный атомщик России убежден, что этой программой «Россия показывает уникальный пример в области разоружения». «Мы уничтожаем гораздо больше высокообогащенного урана, чем США и все другие страны вместе взятые»,- с гордостью продолжает он.

Очень интересное мнение по этой сделке высказал не так давно Михаил Горелов в своей работе «Пятнадцать лет соглашению ВОУ-НОУ». Вот один из абзацев:

«Разделение изотопов урана - дело хлопотное и дорогое. Для облегчения расчетов ввели так называемую «единицу работ разделения», сокращенно ЕРР. Для нее на мировом рынке устанавливается котировка. Сейчас она порядка 120 долларов. До недавнего времени для России действовала отдельная котировка ЕРР. Разумеется, отличающаяся от мировой в меньшую сторону! Не буду забивать вам голову формулами и расчетами. Поверьте мне на слово. Для производства одного килограмма реакторного урана из природного нужно затратить не менее шести ЕРР. Примерно столько же для производства слабообогащенного урана из обедненного, а вот чтобы получить килограмм оружейного урана, нужно более 180 ЕРР! На производство одного килограмма ВОУ нужно затратить 21,6 тыс. долларов, или полмиллиона рублей. Золото сейчас стоит не намного дороже - семьсот тысяч рублей за килограмм. На получение пятисот тонн ВОУ сумма затрат составит 11 миллиардов долларов, что примерно соответствует сумме, фигурирующей в соглашении ВОУ-НОУ. Однако мы забыли про природный уран! Да-да! Те самые 120 тысяч тонн, которые пошли на приготовление 500 тонн ВОУ! В связи с энергетическим кризисом цена на уран сильно выросла. Сейчас она составляет 60 английских фунтов за фунт (тоже английский!), или около трехсот долларов за килограмм. Наш природный уран стоит 36 миллиардов долларов! Прибавим 11 миллиардов за работу разделения. Получим 47 млрд. С учетом некоторых других расходов: хранение, перевозка, утилизация (например, перевод 120 тыс. т природного урана из закиси-окиси в гексафторид обойдется в один миллиард), округляем сумму до 50 миллиардов. 500 тонн ВОУ стоят пятьдесят миллиардов долларов! Вот реальная цена нашего оружейного урана! Сто долларов за грамм! В полтора раза дороже платины, но на алмаз, увы, не тянет».

Причем в эту стоимость, очень справедливо уточняет yahont7, не учтена та плата, которую внесла в свое время ВСЯ СТРАНА, а это десятки, сотни миллиардов долларов и десятилетия труда не одного поколения народа. Так что истинная суть «сделки века» выходит далеко за рамки официально оформленной договоренности. Как отмечает один из самых последовательных противников этой сделки, президент НИИАЦ «Стратегия будущего» М.Н.Иванов, истинный замысел «урановой сделки» - одностороннее ядерное разоружение России путем лишения ее запасов оружейного урана, нанесение России огромного экономического ущерба в настоящем и лишение колоссальных источников энергии в будущем. Бытует миф, пишет Иванов, что в России сосредоточены огромные запасы высокообогащенного урана и продажа 500 тонн не скажется на вопросах обеспечения национальной безопасности. Суть этой манипуляции, поясняет эксперт,- подмена понятий. ВОУ - высокообогащенный уран, содержащий свыше 20% изотопа урана-235. В оружейном уране его свыше 90%. Руководители Минатома ссылаются на стратегический запас ВОУ вообще, однако по условиям сделки утилизируется и продается оружейный - самое ценное.

В природном уране 235-го изотопа всего 0,71%. Только богатые страны, владеющие сложнейшими технологиями, способны высвободить, очисть и собрать эти доли так, чтобы в материале их стало 90-95%. С 1945 года США смогли произвести только 550 т оружейного урана. По достоверным источникам известно, что даже в лучшие времена производственные мощности по разделению изотопов урана в СССР превосходили американские не более чем на 10-12%.Так что руководители Минатома, пропагандирующие этот миф, отмечает Иванов, попросту сознательно дезинформируют общественность и государственные органы, с тем чтобы обеспечить дальнейшую реализацию «урановой сделки».

И эта сделка, как выяснил yahont7, «успешно» реализуется. Вот статистика по годам начиная с 1995-го по 2008 год.

Первая отгрузка 1995 года. Поставка первой партии НОУ в объеме 186 мет. т. (метрических тонн), переработанных из 6,1 мет. т. ВОУ, эквивалентное количество боеголовок - 244 штуки.

Общий итог: Уничтожены 244 боеголовки, продано 6,1 тонны оружейного урана.

Отгрузки 1996 года: USEC получает материальный эквивалент приблизительно 479 ядерным боеголовкам, а именно 370,9 мет. т. НОУ, полученного из 12 мет. т. ВОУ.

Общий итог: Уничтожены 723 боеголовки, продано 18,1 тонны оружейного урана.

Отгрузки 1997 года: USEC получает материальный эквивалент приблизительно 534 ядерным боеголовкам, а именно 358,5 мет. т. НОУ, полученного из 13,4 мет. т. ВОУ.

Общий итог: Уничтожены 1257 боеголовок, продано 31,5 тонны оружейного урана.

Отгрузки 1998 года: Общее количество отгрузок 1998 календарного года - приблизительно 764 ядерные боеголовки, а именно 571,5 мет. т. НОУ, полученного из 19,1 мет. т. ВОУ. Часть заказа 1998 г. отсрочена Россией надвигающимися соглашениями с американским правительством и тремя Западными компаниями на расположении естественного урана, полученного от USEC для естественного компонента урана НОУ.

Общий итог: Уничтожена 2021 боеголовка, продано 50,6 тонны оружейного урана.

Отгрузки 1999 года: USEC получает материальный эквивалент приблизительно 970 боеголовкам, а именно 718,7 мет. т. НОУ, полученного из 24,3 мет. т. ВОУ.

Общий итог: Уничтожена 2991 боеголовка, продано 74,3 тонны оружейного урана.

Отгрузки 2000 года: USEC получает материальный эквивалент приблизительно 1462 ядерным боеголовкам, а именно 1037,8 мет. т. НОУ, полученного из 36,6 мет. т. ВОУ.

Общий итог: Уничтожены 4453 боеголовки, продано 111,5 тонны оружейного урана.

Отгрузки 2001 года: Сентябрь: USEC и TENEX достигают отметки в 5000 боеголовок, уничтоженных согласно соглашению Мегатонны в Мегаватты. USEC получает материальный эквивалент приблизительно 1201 ядерной боеголовки, а именно 904,3 мет. т. НОУ, полученного из 30,0 мет. т. ВОУ.

Общий итог: Уничтожены 5654 боеголовки, продано 141,5 тонны оружейного урана.

Отгрузки 2002 года: USEC получает материальный эквивалент приблизительно 1201 ядерной боеголовки, а именно 879,0 мет. т. НОУ, полученного из 30,0 мет. т. ВОУ.

Общий итог: Уничтожены 6855 боеголовок, продано 171,5 тонны оружейного урана.

Отгрузки 2003 года: USEC получает материальный эквивалент приблизительно 1203 ядерным боеголовкам, а именно 906,0 мет. т. НОУ, полученного из 30,1 мет. т. ВОУ.

Общий итог: Уничтожены 8058 боеголовок, продано 201,6 тонны оружейного урана.

Отгрузки 2004 года: USEC получает материальный эквивалент приблизительно 1202 ядерным боеголовкам, а именно 891,0 мет. т. НОУ, полученного из 30,1 мет. т. ВОУ.

Общий итог: Уничтожены 9260 боеголовок, продано 231,7 тонны оружейного урана.

Отгрузки 2005 года: Сентябрь: USEC отмечает, что объем урана оружейного качества, эквивалентный 10 000 боеголовок, был уничтожен. USEC получает материальный эквивалент приблизительно 1206 ядерным боеголовкам, а именно 846,0 мет. т. НОУ, полученного из 30,1 мет. т. ВОУ.

Общий итог: Уничтожены 10 466 боеголовок, продано 261,8 тонны оружейного урана.

Отгрузки 2006 года: USEC получает материальный эквивалент приблизительно 1207 ядерным боеголовкам, а именно 870,0 мет. т. НОУ, полученного из 30,2 мет. т. ВОУ.

Общий итог: Уничтожены 11 673 боеголовки, продано 291,9 тонны оружейного урана.

Отгрузки 2007 года: USEC получает материальный эквивалент приблизительно 1212 ядерным боеголовкам, а именно 840,0 мет. т. НОУ, полученного из 30,3 мет. т. ВОУ.

Общий итог: Уничтожены 12 885 боеголовок, продано 322,2 тонны оружейного урана.

Отгрузки 2008 года: USEC получает материальный эквивалент приблизительно 1204 ядерным боеголовкам, а именно 834,0 мет. т. НОУ, полученного из 30,1 мет. т. ВОУ.

Общий итог: Уничтожены 14 090 боеголовок, продано 352,3 тонны оружейного урана.

Итак, за время «урановой сделки» на 31 декабря 2008 г. Россия продала в США 352,3 тонны (из 500 т договоренных) высокообогащенного оружейного урана в низкообогащенном виде. Сделка выполнена на 64,4%. Что бы ни говорили Иуды, стоящие за этой сделкой и оправдывающие это дикое предательство национальных интересов, резюмирует блогер, это - дикий удар по национальной безопасности России.

Афёра тысячелетия. Точку ставить ещё рано

Почти ни одно российское СМИ не обратило внимания на событие, которое произошло в конце прошлой недели. Из порта Санкт-Петербурга в путешествие через Атлантику отправилось торговое судно Atlantic Navigator . На борту судна – контейнеры с российским ураном…

«Сделка Гора-Черномырдина»: истинные цели наших американских «партнёров»

Эта была последняя партия урана, которая направлялась в на основании заключённого двадцать лет назад российско-американского соглашения. Соглашение предусматривало поставку в Америку 500 метрических тонн урана, который Россия обязалась извлекать из своего ядерного оружия, и который Америка намеревалась использовать в качестве топлива для работы атомных электростанций. Об этой урановой сделке достаточно активно говорили в 1990-е годы, но сегодня эта тема оказалась «за кадром» обсуждений ключевых проблем нашей жизни. А молодое поколение просто ничего не слышало о сделке. Поэтому нам необходимо напомнить её историю.

Сразу отмечу, что это не обычная торгово-экономическая сделка, выгодная для обеих сторон. Это акт крупнейшего ограбления России не только в новейшей её истории, но также всей истории страны. Россия проиграла «холодную войну» Западу, прежде всего, . Проиграла в немалой степени из-за предательской политики наших . Эти же верхи продолжали «сдавать» страну и в 1990-е годы.

«Урановая сделка» – согласие нашей предательской верхушки заплатить дань победителю в виде оружейного урана. Принципиальное согласие об этом было достигнуто между тогдашним премьер-министром РФ и вице-президентом США А. Гором , поэтому сделку часто называют «сделкой Гора-Черномырдина». Её также называют «афёрой тысячелетия» в силу беспрецедентной масштабности.

Фактически это была операция , которая решала сразу несколько стратегических целей:

  • одностороннее ядерное разоружение России путём лишения её запасов оружейного урана, а также подготовка условий для выхода США из договора по ПРО;
  • нанесение огромного экономического ущерба России (накопленный запас оружейного плутония составлял существенную часть национального богатства России на тот момент);
  • лишение России колоссальных источников энергии в будущем, после намечаемого внедрения ториевой ядерной энергетики.

Масштабы ограбления России

«Аферой тысячелетия» сделку окрестили потому, что, во-первых, она имела громадные масштабы; во-вторых, была заключена обманным путём. Многие российские и американские СМИ стремились представить её, как заурядное коммерческое соглашение. Общая сумма сделки за поставку 500 т урана была определена в 11,9 млрд . долл. Между тем, стоимость указанного объёма высокообогащённого урана несопоставимо выше. Чтобы произвести такой объём оружейного урана в горнодобывающей и оборонной промышленности страны трудилось в течение примерно сорока лет несколько сот тысяч человек. Производство опасное, десятки тысяч людей потеряли здоровье и трудоспособность, укоротили свои жизни. Это были громадные жертвы ради того, чтобы ковать «ядерный щит» страны и обеспечить спокойную, мирную жизнь и стран социалистического лагеря. Этим ураном обеспечивался военно-стратегический паритет в мире, что резко снижало риск возникновения мировой войны.

С другой стороны, в американских СМИ имеются такие оценки: за счёт российского урана уже в начале нынешнего века на АЭС США производилось 50% электроэнергии. Каждый десятый киловатт-час электроэнергии во всей американской экономике обеспечивался за счёт урана из России. Согласно оценкам, которые были сделаны специалистами ещё в конце прошлого века, реальная стоимость 500 тонн оружейного плутония составляла в то время не менее 8 триллионов долларов.

Для сравнения отметим, что среднегодовое значение годового России, по данным Росстата, в последнее десятилетие прошлого века находилось в районе 400 млрд . долл. Получается, что фактическая цена урановой сделки составила лишь 0,15% по отношению к минимальной реальной стоимости товара. Реальная стоимость урана оказалась эквивалентной 20 (двадцати) годовым ВВП страны!

Было много войн в истории человечества. После них побеждённые нередко платили репарации и контрибуции победителям. Вспомним, например, франко-прусскую войну 1871 года. «Железный канцлер» Бисмарк назначил побеждённой Франции контрибуцию примерно в 13% ВВП (5 млрд . франков). Наверное, самую большую контрибуцию в новейшей истории заплатила побеждённая в Первой Мировой войне Германия. СМИ сообщают, что Германия лишь три года назад закончила выплачивать репарации по условиям Парижского мирного договора 1919 года. На Германию были наложены репарации в размере 269 млрд. золотых марок .

Сумма, конечно, громадная, она эквивалентна примерно 100 000 т золота. По нынешней цене «жёлтого металла» получается около 4 трлн. долл. Специалисты в области экономической истории утверждают, что назначенные в Париже репарации примерно вдвое превышали ВВП тогдашней Германии. Между прочим, выплаты репараций Германией растянулись на девять десятков лет (с перерывами; в чистом виде выплаты осуществлялись на протяжении примерно семи десятков лет); выплата же «урановых репараций» Россией уложилось в 20 лет (причём, большая часть урана была поставлена в США ещё в 1990-е годы).

На истории рано ставить точку

«Урановая сделка» совершалась в полной тайне от народа. Не были в курсе даже многие «народные избранники». По той причине, что она, в нарушение российского законодательства , не проходила процедуру ратификации в нашем парламенте. Во второй половине 1990-х гг. ряд депутатов начали расследование по выяснению условий сделки, обстоятельств её заключения, оценке соответствия Конституции Российской Федерации и другим нормативным актам России. В результате сильного давления определённых из окружения тогдашнего президента страны Б.Н. Ельцина, расследование удалось остановить. Пытались разобраться в сделке и многие другие наши политики. И даже добивались денонсации соглашения о поставках урана в . Среди них, например, легендарный генерал Л. Рохлин , Генеральный прокурор Ю. Скуратов , депутат Государственной думы .

Во-вторых , нам нужно правильное и честное понимание нашей новейшей истории. Без правдивого раскрытия деталей «урановой сделки» и её политической, военной, нравственной оценки нет гарантии, что мы опять не наступим на подобные «грабли». Анализ истинных целей американской стороны сделки ярко высвечивает истинные цели и интересы тех, кого мы, к сожалению, по инерции продолжаем называть