В какую эпоху жил гераклит. Гераклит: философия и факты жизни


Введение

ГЛАВА I. БИОГРАФИЯ ГЕРАКЛИТА

1.1 Жизнь Гераклита

1.2 Личность Гераклита

ГЛАВА II. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ГЕРАКЛИТА

2.1 Огонь и логос в учении Гераклита

2.2 Идеи о всеобщем движении и противоположностях

2.3 Гносеология Гераклита

ГЛАВА III. ВЛИЯНИЕ УЧЕНИЯ ГЕРАКЛИТА

3.1 Влияние на античных философов

3.2 Монография Лассаля

Заключение

Список использованной литературы

Приложения


Введение


Периодом зарождения философии в Европе считается V-IV века до н.э. Именно этим временным промежутком датируются самые ранние дошедшие до нас отрывки сочинений древнегреческих философов.

Наиболее известны среди философов того времени Ксенофан и Мелисс, представители элейской школы; Фалес, Анаксимандр и Анаксимен, как представители Милетской школы; Протагор и Горгий - софисты; Левкипп и Демокрит, основатели атомистики.

Обособленно от них стоит Гераклит - философ, чьи идеи резко, а порой и кардинально отличаются от учения всех других школ. Однако этот человек занимает не менее важную роль в становлении первых философских взглядов.

Актуальность работ в области древнегреческой философии неисчерпаема. Многие взгляды философов находят новые, оригинальные толкования у современных ученых и исследователей. Поэтому можно с уверенностью сказать, что потенциал сочинений, даже написанных более двух тысячелетий назад, еще до конца не раскрыт.

При написании работы мы использовали различные источники информации.

Данные о биографии Гераклита мы нашли в книге В.Ф. Асмуса «Античная философия». Информация о сущности учения Гераклита в достаточной мере раскрыты в книгах А.Н. Чанышева «Курс лекций по древней философии». В анализе влияния учения Гераклита на других философов нам помогла в первую очередь книга Бертрана Рассела «История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней». Лучшим пособием, раскрывшим нам мысль Гераклита в оригинале, стала книга, подготовленная А.В. Лебедевым «Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики».

Цель работы: исследовать учение Гераклита.

Задачи работы:

Изучить биографию Гераклита.

Выяснить основные моменты и специфику учения Гераклита.

Установить влияние учения Гераклита на последующих философов.


ГЛАВА I. БИОГРАФИЯ ГЕРАКЛИТА


1.1 Жизнь Гераклита


Гераклит (ок. 544-483 до н э.) - древнегреческий философ, известный как основоположник диалектики. По многочисленным данным родился в полисе Эфес и принадлежал к роду основателей города, басилевсов, что приписывало ему царское и жреческое социальное положение. Однако Гераклит добровольно отказался от привилегий, связанных с происхождением, в пользу своего брата, что, по предположению ученых, является следствием его протеста против демократии, царившей в Эфесе.

Гераклит придерживался о городских порядках крайне негативного мнения, с презрением относился к согражданам и людям в целом, считая, что те сами не сознают, что делают и что говорят. По данным биографов, одно время жил при храме, как многие философы того времени, однако не исполнял каких-либо жреческих обязанностей. Согласно Диогену Лаэртскому, «возненавидев людей, удалился и стал жить в горах, кормясь быльём и травами».

Согласно некоторым данным, Гераклит «велел обмазать себя навозом и, лёжа так, умер». Согласно Марку Аврелию, умер от водянки, а навозом обмазался в качестве средства от болезни.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что Гераклит жил очень необычной для философов того времени жизнью, что сказалось на тематике и содержании его учения.


2 Личность Гераклита


Гераклит, по свидетельствам современников, был очень неординарным человеком. Согласно многим данным, был нелюдим и презирал всякое общество, а также обладал специфическими, пессимистическими взглядами, за что современники дали Гераклиту прозвище «Скутинос», т.е. «Темный», «Мрачный».

Главным источником данных о философском учении Гераклита является его единственное сочинение - "О природе". Оно было многократно цитировано древнегреческими философами, такими как Сократ и Аристотель, благодаря чему сохранилось в более полном виде, чем аналогичные произведения Анаксимена и Анаксимандра. Тематика сочинения была шире, чем у других философов того времени: она включала размышления на темы Вселенной, политики, государственного устройства и бога. Кроме того, книга была написана в полумифологическом, не свойственном авторами того времени, стиле.

Многие биографы сообщают, что Гераклит не принадлежал к какой-либо школе, так же как не имел учеников, но был знаком с трудами Ксенофана, Гекатея, Пифагора и учением милетских философов. Его взгляды тесно переплетаются с взглядами философов милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Однако учение Гераклита не может рассматриваться как часть милетской школы, так как противоречит ей во многих ключевых моментах.

Таким образом, Гераклит обладал уникальными и интересными философскими взглядами, которые во многом превосходили по глубине мысли его современников.


ГЛАВА II. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ГЕРАКЛИТА


2.1 Огонь и логос в учении Гераклита


Одним из ключевых моментов учения Гераклита является огонь. Этот элемент был избран философом в качестве субстанциально-генетического начала. Философы других школ избирали первоначалом более стабильные элементы: воду Фалес, землю Фарекид, воздух Анаксимен. Сам Гераклит объяснял свой выбор тем, что эта субстанция наиболее подвижна и нестабильна, поэтому все другие субстанции обращаются в огонь путем «остывания» или «замедления». Он называл этот процесс «путем вниз», т.е. путем от более совершенного, общего, к более низкому, частному.

Гераклит сравнивал огонь с золотом: «Все обменивается на огонь, и огонь - на все, подобно тому, как золото на товары, а товары на золото» (В 90). Так, в философском социоморфическом мировоззрении преломились товарно-денежные отношения, развитие которых, как уже отмечалось, оказало значительное влияние на превращение мифологического мировоззрения в философское. В другом сравнении космический огонь сопоставляется с пламенем, на котором сжигаются различные благовония. Пламя все то же, но запахи разные. Гераклитовский огонь вечен и божествен.

Взаимные превращения огня, воздуха, воды и земли дошли до нашего времени в трех версиях. Клемент считал, что из огня возникает море (вода); море, в свою очередь, «семя мирообразования». Из этого семени возникают и земля, и небо, и все то, что находится между ними. По версии Плутарха, огонь превращается в воздух, воздух - в воду, вода - в землю, земля - в огонь. Не совсем так представлена космогония Гераклита у Марка Аврелия (II в. н. э.). Там Гераклит говорит: «Смерть земли - рождение воды, смерть воды - рождение воздуха, а воздуха - огня: и обратно» (В 76).

Понятие «души» Гераклит тесно объединял с понятием огня. Это одна из его форм, метаморфоз. Согласно его взглядам, души возникают, «испаряясь из влаги» (В 12), и наоборот, «душам смерть - воде рождение» (В 36). Однако, не каждая душа влажна, влажна лишь плохая душа. Душа - единство противоположностей, она сочетает в себе влажное и огненное, и чем больше в ней огня, тем душа лучше. Согласно убеждениям Гераклита, «сухая душа - мудрейшая и наилучшая» (В 118). Гераклит подчеркивает, что «всякая страсть покупается ценою души» (В 85). Он говорит, что «для душ наслаждение или смерть стать влажными» (В 77).

Одним из существенных отличий идеи Гераклита о наличии первоэлемента является мысль о том, что первоэлемент не был создан кем-либо из богов или людей. Он был изначально, был везде, и лишь из него впоследствии появились и боги, и люди.

Другой мыслью Гераклита является идея периодичности повторения циклов «избытка» огня. Под этим циклом Гераклит подразумевает конец света, мировой пожар. Этот пожар сжигает всё: и материю, и души, ведь во всем есть начало от огня. После этого огонь снова «остывает», приходит к состоянию воздуха, воды и земли.

В истории философии наибольшие споры вызвало учение Гераклита о Логосе Логос - это некая управляющая система, который истолковывался как «бог», «судьба», «необходимость», «вечность», «мудрость», «общее», «закон». Многозначность термина «Логос», понимание которого во фрагментах Гераклита усложнено разнообразием и неопределённостью вкладываемого в него содержания, поневоле заставляет рассматривать этот термин в контексте его основных идей. В русле учения о Логосе у Гераклита совпадают судьба, необходимость и разум. Его взгляды наиболее точно описаны словами, найденными в произведении Секста: «Хотя этот логос существует вечно, люди не понимают его ни прежде, чем услышат о нем, ни услышав впервые. Ведь все совершается по этому логосу, а они уподобляются невеждам, когда приступают к таким словам и к таким делам, какие я излагаю, разделяя каждое по природе и разъясняя по существу. От остальных же людей скрыто то, что они делают бодрствуя, точно так же как они свои сны забывают» (В 1).

Таким образом, Гераклит принимал в качестве первоисточника всего сущего огонь. Вся материя, по его взглядам, происходит от огня и в него же уходит. Другое значительное понятие в учении Гераклита - Логос. Логос рассматривается как некая высшая сила или всемирный закон.


2 Идеи о всеобщем движении и противоположностях


Гераклит в своем сочинении выдвигает мысль о том, что время и жизнь находятся в постоянном движении, которое он сравнивает с течением реки, в которую можно зайти дважды, но воды, омывающие тело, будут уже другими. Однако его мысли о всеобщей изменчивости находят у современных ученых и другое толкование: одно и то же никогда не повторяется, но и никуда не исчезает, а лишь превращается в нечто иное. Промежуточным же звеном между «одним» и «другим» всегда является огонь. Огонь идеально соответствовал его взглядам на жизнь, ведь это самый нестойкий из элементов, который на глазах «пожирает» материю, что люди видели веками, смотря на костры.

В своем учении о постоянных изменениях Гераклит выдвинул мысль о том, что одно и то же может быть противоположным, если смотреть по-разному, причем противоположности выявляют ценность друг друга. Так, можно вспомнить что «морская вода и чистейшая, и грязнейшая: рыбам она питье и спасение, людям же гибель и отрава» (В 61), а «болезнь делает сладостным и хорошим здоровье, голод - насыщение, усталость - отдых» (В 111). Также, Гераклит замечал, что самые большие изменения, а значит и самые яркие проявления жизни, кардинальны, ведь холодное, обращаясь в горячее, меняется полностью. Из этих наблюдений он делает умозаключение, ставшее впоследствии одной из его доктрин: противоположности по своей сути тождественны. Это высказывание представляется нам недостаточно обоснованным, ведь оно противоречит мысли Гераклита о гармонии, как следствии всеобщей борьбы: «Враждующее сходится, из расходящихся - прекраснейшая гармония, и все возникает из распри».

Гармонию эту нельзя увидеть человеку. В этом и есть, по Гераклиту, ее высшая сила. Вся эта вселенская гармония доступна лишь богу. Эта глубочайшая гармония присуща всему мирозданию, несмотря на то, что там все кипит в борьбе, в распре. В этой гармонии растворяется все зло.

Что считать злом, а что - добром, Гераклит до конца не раскрывает, однако указывает на их тесную взаимосвязь этих двух понятий. Подтверждением тому может быть вывод Ипполита о том, что «и добро и зло - одно и то же» (В 58). Теснее взаимосвязь добра и зла прослеживается в другом фрагменте: «Путь у валька прямой и кривой - один и тот же». Один из вариантов толкования этой цитаты: «добро и зло, пусть и различны, но идут всегда рядом».

Исходя из всего вышеизложенного, можно утверждать, что идея Гераклита об изменчивости хорошо согласовывалась с его учением об огне, как всеобщем начале. Тождественность противоположностей же, как доктрина, не находит достаточных обоснований.


3 Гносеология Гераклита


Сохранилось много фрагментов Гераклита, в которых речь идет о познании. Он различал познание посредством чувств и познание посредством мысли. И тот, и другой методы познания необходимы, однако на первое место Гераклит поставил познание мышлением, о чем свидетельствуют многочисленные фрагменты, в которых идет речь о логосе.

Понимание логоса дается нелегко. В первую очередь это можно связать с тем, что натура самого познания такова, что человеку полностью постичь логос невозможно: настолько он бескраен и необъятен. Поэтому «несмотря на то, что логос существует вечно, люди оказываются несообразительными и прежде, чем его услышат, и (даже) услышав впервые». (В 1).

Многознание, присущее «Гесиоду и Пифагору», также не приближает человека к познанию логоса. Оно дает лишь разрозненные знания о природе, но не дает целой картины построения мироздания, не дает мудрости. Такую мудрость Гераклит ставит отдельно от знаний, на более возвышенное место, о чем может говорить фрагмент: «Из тех, чьи учения я слышал, никто не дошел до признания, что мудрое отлично от всего остального» (В 108).

Также Гераклит считает, что любому человеку свойственно размышление. Однако далеко не все в этом деле преуспевают. Это связано с тем, что большинство людей объяты жаждой удовольствия, жаждой богатства. Однако, как «ослы солому предпочитают золоту» (В 9), так и люди, стремясь к «смертным вещам» упускают то, что действительно имеет смысл в жизни - Логос.

Также во фрагментах Гераклита можно уловить мысль о том, что природа всех вещей - едина. Это согласуется с его учением о тождественности противоположностей. Однако к первому умозаключению у Гераклита больше обоснований - это, в первую очередь, фрагменты В 10 («Соединения бывают всего и не всего, сходного и различного, созвучного и разнозвучного; из всего - единое и из единого - все»), В 32 («Единое, единственно мудрое, не желает и желает называться именем Зевса») и В 50 («Не мне, но логосу внимая, согласиться мудро, что все есть едино»), в которых прослеживается мысль о том, что знания являются клочками цельной Истины, что также фигурирует в его учении.

Таким образом, Гераклит считал, что главным источником познания является мышление, а второстепенным - чувства. Мышление, по его мнению, не дается благодаря многознанию. Мышление дано всем, однако не все могут им распорядиться. Именно мышление приводит человека к верному выводу о единстве всех знаний.


ГЛАВА III. ВЛИЯНИЕ УЧЕНИЯ ГЕРАКЛИТА


3.1 Влияние на античных философов


Учение Гераклита оказало влияние на многих философов античности. В первую очередь, это Платон.

Платон не был современником Гераклита, этих двух весьма похожих людей разделяет около полувека. Однако Платон был учеником другого древнегреческого философа - Кратила. Он, в свою очередь, очень хорошо знал учение Гераклита, в частности, Кратил был приверженцем мысли о всеобщей изменчивости, но его идеи были более радикальными. Именно через Кратила Платон узнал об этом аспекте учения Гераклита, и в дальнейшем развивал его.

Истоки релятивизма истины, одного из ключевых догм философов-софистов, некоторые авторы видят в идее о всеобщей относительности Гераклита. Это мнение является спорным. Конечно, невозможно отрицать сходство учения Гераклита и некоторых мыслей Протагора об относительности истины к условиям. Однако при более детальном рассмотрении учения Протагора выясняется, что релятивистские взгляды Протагора и Гераклита совпадали лишь косвенно.

Взгляды Гераклита о космосе, Логосе и огне нашли благодатную почву в стоицизме, основоположником которого является древнегреческий философ Зенон Китийский. Так, одной из важных составляющих стоического учения является мысль о том, что вся материя «сгорает», «отчищается» огнем божественного закона.

Таким образом, учение Гераклита оказало существенное влияние на взгляды многих древнегреческих философов, которые в дальнейшем развивали и адаптировали идеи Гераклита для собственных школ.


3.2 Монография Лассаля


Одной из самых необычных интерпретаций сочинений Гераклита в современности является монография Лассаля. Эта книга была издана в 1858 г. известным немецким философом, юристом и политическим деятелем Фердинандом Лассалем под названием «Die Philosophie Herakleitos des Dunkeln v. Ephesos».

Основная тенденция этой монографии состояла в том, что Лассаль попытался превратить Гераклита в «Гегеля древнего мира», подвести положения диалектики и материализма Гераклита под учения идеалистической диалектики Гегеля. Это стремление Лассаля было ошибочным, во-первых, потому, что Лассаль хотел превратить наивного материалиста, каким был Гераклит, в идеалиста; во-вторых, потому, что, сближая диалектику Гераклита с диалектикой Гегеля, Лассаль искал в далеком прошлом такие черты диалектики, которые в этом прошлом еще не могли возникнуть.

Книга Лассаля о Гераклите изучалась Марксом, Энгельсом и Лениным. Все они с полным единодушием отметили крупные ее недостатки и ошибочные воззрения. Ленин отметил, что Лассаль приближает Гераклита к Гегелю, "прямо-таки топя Гераклита в Гегеле" (3, т. 29, с. 308), Он находит у Лассаля "рабское повторение Гегеля по поводу Гераклита!" (3, т. 29, с. 306).

Старательный ученик выполняет ее "блестяще", перечитывая у всех древних (и новых) писателей все о Гераклите и все толкуя под Гегеля".

В результате, как заключает Ленин, впечатление получается такое, что идеалист Лассаль оставил в тени материализм или материалистические тенденции Гераклита, подстраивая его под Гегеля.

Подводя итог, можно сказать, что, образ Гераклита был использован в современности с целью усиления рабочего движения, однако неправильная, превратная трактовка Гераклита вскоре нашла справедливую критику.


Заключение

философ гераклит огонь логос

Нам представляется возможным считать, что учение Гераклита в нашей работе было раскрыто в полной мере. В процессе работы были тщательно исследованы различные точки зрения на его учение. Были рассмотрены некоторые политические аспекты биографии Гераклита. Мы выяснили, что Гераклит был одним из самых необычных людей той эпохи, что повлияло на его взгляды. Благодаря этому, учение Гераклита отличается уникальностью и глубиной философской мысли. В частности, Гераклит принимал в качестве первоисточника всего сущего огонь. Вся материя, по его взглядам, происходит от огня и в него же уходит. Также, благодаря Гераклиту в философию был введен термин «логос», который рассматривается как некий божественный закон и обычно ассоциируется с космосом. Кроме всего этого, Гераклит ввел первое понятие о всеобщей, постоянной изменчивости и релятивизме - относительности. Главным источником познания Гераклит считал мышление, а второстепенным - чувства. Интерес представляют и его взгляды на само мышление, как процесс, присущий всем людям. Он приводит человека к верному выводу о единстве всех знаний, причем многознание, но мнению Гераклита, не приближает человека к мудрости. Учение Гераклита оказало существенное влияние на взгляды многих древнегреческих философов из разных школ и разных направлений, а также сказалось на взглядах философов других эпох. Также, была изучена одна из попыток неправильного современного толкования мыслей Гераклита. Эта попытка увенчалась неудачей, встретив критику со стороны таких выдающихся философов, как Карл Маркс и Фридрих Энгельс.


Список использованной литературы


Татаркевич В. История философии. Античная и средневековая философия / Татаркевич В. - Пермь: Издательство Пермского Университета, 2000.

Рассел Б. История западной философии. В 3 кн.: 3-е изд., испр. / Подгот. текста В. В. Целищева. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во; Изд-во Новосиб. ун-та, 2001.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии: Учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов / Чанышев А.Н. - М.: Высш. школа, 1981.

Вадим Серов. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений

Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / Подг. А.В. Лебедев. - М.: Наука, 1989.

История философии: Запад - Россия - Восток: Учебник для вузов. Кн. 1: Философия древности и средневековья / Под ред. Н. В. Мотрошиловой. - М.: «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, 1995.


Приложение 1


Гераклит. Иоганн Морельсе. Около 1630.


Приложение 2


Гераклит Эфесский. Гравюра. Начало XIX в.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Имя: Гераклит (Heraclitus)

Дата рождения: 544 г. до н. э.

Возраст: 61 год

Дата смерти: 483 г. до н. э.

Деятельность: древнегреческий философ

Семейное положение: не был женат

Гераклит: биография

Гераклит – излюбленный объект исследований как у древних биографов, так и у современных ученых. Они пытались отделить темное философское учение от не менее темной и таинственной биографии. Отсюда и прозвище философа – Гераклит Темный или Гераклит Мрачный. Ключевым моментом при исследовании жизни, а особенно смерти, этого философа стала необычайная антипатия, переходящая в ненависть, которую он вызывает в душах читателей и биографов.


Враждебность, понятная в определенной степени, достигает беспрецедентных высот, когда Гераклит умирает, погребенный в экскрементах. Чтобы понять эту смерть, следует подробно рассмотреть традиционную биографию Гераклита, поскольку важна реакция биографов на толкование философских трудов Гераклита и их интерпретация для истинного понимания жизни и подробностей смерти этого человека-загадки.

Детство и юность

Гераклит родился в городе Эфесе (земли, принадлежащие нынешней Турции). Точная дата рождения философа неизвестна, примерно 540 г. до н.э. Традиционно Гераклит считается потомком правящей семьи Андрокла, по другим источникам, имя отца философа – Геракон или Блосон. В детстве мальчик ничем не отличался от сверстников, играл с другими мальчишками в бабки (аналог игры в кости).


Вот только перспектива унаследовать власть отца юношу не радовала. По свидетельствам историков, он отказался от права наследования в пользу брата, а сам жил и предавался философским размышлениям в храме богини Артемиды, продолжая периодически играть с ребятишками в кости.

Сведения о жизни и учении философа из Эфеса дошли до наших времен из трудов , который выступал в роли биографа философов древности. Диоген в ранних текстах трактовал этот поступок как доказательство великодушия Гераклита, а позднее называл гордостью, высокомерием, надменностью или даже презрением.


Благодаря этим чертам характера Гераклит впоследствии стал мизантропом. Таким образом, понимание трудов и философии Гераклита начинается с этих личностных качеств. Ни учителей, ни последователей у Гераклита не было, разве только Кратил из города Афины.

Гераклит часто говорил о том, что учителя не научат учеников мудрости, иначе научили бы и Ксенофана, и . Еще одно изречение гласит, что Гомер заслуживал того, чтобы его преследовали и избивали палкой на поэтических конкурсах. Это демонстрирует доминирующие черты характера и личности Гераклита – высокомерие и презрительное отношение к людям. Причина такого отношения проста – эти люди не достигли мудрости, по мнению Гераклита.


Философ с юности считал окружающих людей необразованными и глупыми. В беседах других философов участия не принимал, на все имел собственные взгляды с явным экстремистским уклоном, о чем свидетельствуют дошедшие до нас выражения философа. Подтверждением также служат основные идеи философа о том, что источник развития в мире – война, а смерть одного существа дает жизнь другому. Позднее меланхолика-Гераклита ставили в противоположность смеющемуся мудрецу .

Философия и учение

Взгляды Гераклита таинственны и неоднозначны. Практически все его работы имеют двусмысленное трактование. Кроме того, до современности не дошли оригиналы работ, о мировоззрении известно только из трудов других философов и ученых. У Гераклита было собственное понимание мудрости. Он не выражал мысли прямо - только в форме загадок или намеков. Отсюда и пошло второе прозвище Гераклита - философ-поэт, он не писал в стихах, но его мысли были столь метафоричны, что напоминают поэтический слог.


Способность понять работы философа имели только глубоко образованные и аналитически мыслящие люди. Даже писал о том, что разобрал лишь незначительную часть идей Гераклита, но нашел их прекрасными. Кроме того, эфесский философ изобрел неповторимый подход: сложные идеи доносить в форме крайне упрощенных примеров, как правило, это были происходящие в природе процессы.

Так последователи самостоятельно приходили к задуманной философом мысли или даже собственным неповторимым умозаключениям. Вкладом Гераклита в развитие древнегреческой философии стало введение универсалии «логос». Изначально под термином понималось как «изречение», так и «смысл». Сейчас логос отражает смысл бытия и закономерности всего существующего.


Гераклитовское учение о логосе представляет собой отражение картины мира, где гармония сохраняется наряду с динамичностью. Так, в учении философа всемирная гармония представляет собой космический Логос. Но человек не в состоянии понять его и считает свое слово, собственный Логос, выше всеобщего.

Гармоничность же заключается во всеединстве: как говорил Гераклит, «все течет», материя трансформируется в различные формы, но Логос остается постоянен. Продолжением этой мысли стала цитата «Дважды в одну реку не войдешь». В наше время это выражение приобрело новый смысл, но по-прежнему отражает авторскую философскую мысль.


Постоянное изменение и трансформацию материи и субстанций Гераклит называл мировым течением и полагал, что все в мире не только претерпевает постоянные трансформации, но и имеет противоположности. Диалектику души человека философ представлял так: душа состоит из двух компонентов – благородного (огонь) и неблагородного (вода). Именно огонь у Гераклита был первоначалом.

Гераклит вводил также понятие «мирового пожара», в котором разрушается космос, чтобы снова возродиться. Теорию уничтожения космоса опровергал в XVIII столетии, а Шлейермахер не признавал огонь первоначальной стихией. В противоположность гераклитовским законам трансформации материи основные идеи другого древнегреческого философа - Парменида, жившего в тот же период времени, заключаются том, что материя неизменна, постоянна и однородна.


В IV столетии до н.э. сторонники натурфилософии , вложили новое значение в термин «логос», лишив его онтологического смысла. А последователи школы стоицизма вернули Логосу космическую сущность. Кстати, термин «космос» тоже ввел Гераклит. Часть исследователей относит Гераклита к ученым-естествоиспытателям, а не философам. Это объясняется тем, что единственная работа Гераклита, дошедшая до наших дней, называется «О природе».

Работа имеет вид сотни отдельных фрагментов высказываний, интерпретацией которых занимался филолог Герман Дильс. В труде «О природе» Гераклит заложил основы теории атомизма. Вклад в науку Гераклита стал преждевременным, по мнению некоторых авторов. Ученый ввел понятие атома как мельчайшего структурного элемента, разрешая парадоксы элеатов, философ разработал концепцию дифференциального исчисления.


По его представлениям, даже душа человека состоит из атомов, которые после физической смерти трансформируются в другую материю – так называемая теория атомизма. Гераклитовская анатомия человека соответствует строению мира: тело построено из таких же атомов, что и мир вокруг, а главный орган человеческого тела – желудок. Законы природы физического мира и человеческой души, открытые Гераклитом, легли в основу милетской школы, представителями которой были Пифагор, Фалес.

Личная жизнь

Проблемы Гераклита в отношениях с обществом, заключающиеся в его презрении к людям, наложили отпечаток и на личную жизнь философа. Гераклит не имел жены и детей, поскольку жизнь провел в храме вечно молодой и невинной богини плодородия Артемиды. Учеников, как таковых, Гераклит, тоже не имел – проблемы познания мира, которые он затрагивал в своих трудах, ученые оценили лишь после смерти философа.

Смерть Гераклита

Современников и исследователей Гераклита возмущают не столько образ жизни, мировоззрение и взгляды Гераклита, сколько подробности смерти философа. По свидетельствам легенд, Гераклит умер, обмазавшись навозом, другие рассказы гласят о том, что его тело разорвали собаки.


Наиболее достоверным источником информации считаются записи , где говорится о том, что причиной смерти философа стала водянка живота (заболевание, при котором в брюшной полости скапливается избыток жидкости вследствие заболеваний почек и сердца).

Библиография

  • Натурфилософская теория атомизма
  • Первоначальная форма диалектики
  • «Музы»
  • «О природе. Часть 1. О Вселенной»
  • «О природе. Часть 2. О государстве»
  • «О природе. Часть 3. О богах»
  • «Правило негрешимое уставу жить»

Гераклит Эфесский (около 500 г. до н. Э.) Был известен своим современникам как «темный» философ, так называемый, потому что его труды были так трудно понять. Казалось, что он придерживается общего понимания природы жизни и цели человеческой жизни в презрении (поскольку, по сути, он, казалось, держал больше всего, если не всех, людей, с которыми он контактировал). Гераклит сравнил понимание большинства людей с что у тех, кто спит. Для Гераклита только философ, тот, кто преследовал Истину, был полностью бодр и полностью жив, и он, казалось, считал себя единственным философом своего времени.

ПРОВАЦИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Его писания, которые так запутали многих, кажутся целенаправленными, чтобы заставить читателя к самостоятельной мысли и реализации (подобно Дзен Коанам на востоке) вместо того, чтобы предоставлять им больше тех же самых «идей» жизни Гераклита презирал. Вызвав довольно прямолинейный подход своих предшественников, таких как Анаксимандр, Анаксимен и Ксенофан, он последовательно настаивал на решительном обфускации его смысла. Хотя это, как правило, понимается как попытка просветить своих читателей, его можно легко интерпретировать как просто отражение его индивидуального характера, о чем сообщают древние писатели, что он принес свою собственную смерть, обратившись к врачам в том же преднамеренно запутанном манера.

ЖИЗНЬ FLUX
Следуя традициям более ранних досократических философов, Гераклит подробно изложил физическую теорию материи и физического мира по линии Фалеса, Анаксимандера и Анаксимена, но еще больше принял идеи в своем знаменитом утверждении, что «Жизнь - это поток» (Panta Rhei по-гречески, то есть все или все меняется). Если понимать, что изменение является единственной константой в жизни, тогда легче понять, что Гераклит говорит в своих «неясных» писаниях, когда он утверждает такие вещи, как «Путь вверх и путь вниз один и тот же. Живые и мертвые, бодрствующие и спящие, молодые и старые, одинаковы ». Эти вещи« одинаковы »в том, что все они подвержены изменениям, происходят из одного изменения, чтобы исчезнуть в другое, и все, постоянно, находится в движении и в этом отношении то же самое.

Гераклит был известен среди своих современников за его нескрываемое презрение ко всем им и, в равной степени, тем, кто их превзошел. Среди более чем 100 фрагментов у нас есть его работа, которая утверждает: «Знание многих вещей не научит человека иметь разум, иначе он научил бы Гесиода и Пифагора или, опять же, Ксенофана и Гекатея» (DK 22B40) , Комментируя это, профессор Дж. М. Робинсон пишет: «Знать много вещей - знать причины грома, молнии и землетрясения - это хорошо, но лучше понять одно, что лежит в основе всех этих, - мысль, которая управляет всеми вещами через все это. Это мудрость »(Робинсон, 88). Основополагающая форма жизни, понимаемая «мудростью» Гераклита, состоит в том, что человеческое состояние в основном характеризуется борьбой, сближением и отталкиванием противоположных сил. В то время как люди жалуются на эту борьбу, приравнивая ее к страданиям, Гераклит заметил, что этот же процесс информировал и о естественном мире: «Все происходит через оппозицию, и все происходит как река» (DK 22A1). Поэтому нет причин бояться или пытаться избежать раздоров, потому что конфликт является основной движущей силой в жизни.

МИРНЫЙ ЗАКАЗ HERACLITUS - LOGOS
Это сражение сил, которое Гераклит характеризует как огонь, легко наблюдаем по своей природе, и все же люди сопротивляются естественному движению жизни и пытаются цепляться за то, что известно и что считается безопасным. Герацит утверждал, что это «цепляние» неестественно и заставляет людей страдать. Он пишет: «Этот мировой порядок, один и тот же для всех, ни один бог не был создан, ни какой-либо человек, но он всегда был и остается и будет и будет всегда живым огнем, разжиганием по мере и выходом по мере» (DK22B30). Мировой порядок - это постоянное изменение, и сопротивление этому изменению является своего рода смертью в том, что человек отказывается участвовать в том, что определяет жизнь. Хотя кажется, что он никогда не признается в этом, Гераклит, похоже, разработал концепции Ксенофана относительно единственного, вечного «Бога», который стоит за всем и кто все в движении; он назвал эту силу Логосом.

На греческом языке Логос означает «слово», но также означает «говорить» и может также ссылаться на «передачу мысли», а Логос Гераклита может наиболее точно соответствовать последнему значению. Логос постоянно «передает мысль» людям, но сообщение упускается из-за последовательного отказа людей признать естественный порядок в своей собственной жизни. Гераклит пишет:

Хотя логотипы, как я уже сказал, люди всегда не понимают этого, как прежде, чем они услышат это, и когда они услышат это впервые. Ибо, хотя все вещи возникают в соответствии с этими логотипами, они кажутся людьми без опыта, хотя на самом деле у них есть опыт как слов, так и поступков, как я изложил, различая каждую вещь в соответствии с ее природой и заявляя, что это. Но другие люди так же не знают, что они делают, когда бодрствуют, как они есть, когда они спят. (DK 22B1)

Логос - это рациональная, естественная, универсальная «мысль», через которую возникла Вселенная и которой она поддерживается.

В этом отношении убеждения Гераклита соответствуют идеям младшего философа Парменида, утверждавшего, что все существо было Единым, было одного и того же точного вещества и никогда не могло быть создано или уничтожено. Логос Гераклита будет соответствовать Пармениду «Один» с тем отличием, которое Логос сообщает обо всем, но это не сами вещи. Парменид не согласился с утверждением Гераклита, что все это была борьба и вечное столкновение сил, настаивая на том, что все такие наблюдения основаны на ложной сенсорной интерпретации. Гераклит, однако, утверждал, что аргумент Парменида был ошибочным в том, что операция Логоса - это просто естественный порядок жизни, и понимание этого не зависит от чувств, а от разума. Он пишет: «Они не понимают, как, хотя [Логос] не согласен с самим собой, он согласуется с самим собой. Это гармония противоположной напряженности, как в носовой части и лире» (DK22B51), и, далее, В оппозиции есть соглашение, между непохожими, самая прекрасная гармония »(DK22B8) и« Скрытая гармония сильнее, чем кажущаяся »(DK22B54). Эта «скрытая гармония» - это основной «материал» существования, который, будучи должным образом воспринятым, делает жизнь разумной и содержательной. Более поздний философ Zeno of Citium разработал бы эту идею в школу мысли, известную как стоическая философия, которая в дальнейшем будет развиваться стоическим философом Эпиктетом, среди прочих, стать доминирующим штаммом философской мысли в Риме.

СМЕРТЬ
Диогенис Лаэртиус (около 200 г. н. Э.), В 8-й книге его знаменитых жизней и мнений выдающихся философов рассказывает о смерти Гераклита и о том, как он соответствовал его жизни:

Когда кто-то попросил Гераклита привести некоторые правила, он не проявил интереса, потому что правительство города было уже плохим. Вместо этого он отправился в храм Артемиды и сыграл в кости с детьми. Наконец он стал мизантропом, ушел из мира и жил в горах, питающихся травами и растениями. Однако, упав таким образом на водянку, он спустился в город и спросил врачей в загадку, могут ли они сделать засуху из дождливой погоды. Когда они не поняли, он зарылся в корову, ожидая, что водянка упадет в жару навоза; но даже в этом случае он ничего не сделал, и закончил свою жизнь в возрасте шестидесяти лет.

«Поражение» Гераклита, страдающего от этого, сегодня будет называться «отеком» отек мягких тканей из-за скопления жидкости под кожей. Это было типично для Гераклита, чтобы он поставил свою проблему врачам в загадку, поскольку казалось, что он всегда испытывал других, полагая, что он обладал сверхсредним интеллектом. Когда они не поняли его просьбу о том, что они «вызывают засуху из дождливой погоды», чтобы означать, что он страдал от водянки, он также, как правило, решил, что лучше знает, как вылечить себя.

Ученые записывают свою смерть примерно в 475 году до нашей эры. Помимо школы стоиков, мысль Гераклита сильно повлияла на других, которые пришли за ним, и его загадки часто цитируются и упоминаются в «Диалогах Платона», а позднее - в работах Аристотеля. Он последовательно упоминается как один из самых ярких, если не трудно, досократических философов, и его важность в синтезе человеческого опыта с природным миром продолжает признаваться и сегодня.

Примечание: цитаты из «DK» относятся к каталогу «Дильс-Кранц» фрагментов досократических философов, который используется в «Анцилле» Кэтлин Фримана для досократических философов.

Гераклит принадлежал к царскому городу Эфеса, однако он отказался от трона, построил хижину в горах и посвятил свою жизнь философии. Гераклита называют плачущим философом , поскольку по приданию он не мог без слез смотреть на суету людей. Его также называют Темным, поскольку его афоризмы не всегда были понятны современникам. Ему приписываются произведения о природе, но до нас дошли лишь незначительные фрагменты.

Философские идеи Гераклита

Гераклит Эфесский, младший современник ионийских философов Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена, человек знатного рода, аристократического образа мыслей и грустного темперамента, склонный к меланхолии, построил систему, основанную не на опыте, а на умозрении, принимающую за источник материальной и духовной жизни огонь, который, по его мнению, надо считать и первоначалом всех вещей. Свое учение Гераклит изложил в книге «О природе»; древние писатели говорят, что изложение его было очень темное.

Согласно Гераклиту, огонь – природная сила, которая своей теплотою создаёт все; он проникает все части вселенной, принимаем, в каждой части её особое свойство. Эти видоизменения огня производят предметы, а дальнейшими видоизменениями его уничтожаются произведенные им предметы, и таким образом вселенная находится в вечном круговороте изменений: все в ней возникает и изменяется; прочного, неизменного нет ничего. Все, что кажется человеку постоянным, неподвижным, кажется таким лишь по обману чувств; повсюду во вселенной все ежеминутно принимает разные качества: все в ней то слагается, то разлагается. Закон, по которому происходят изменения – закон тяжести. Но вечным процессом изменения вещества правит особый вселенский закон – неизменная судьба, которую Гераклит называет Логосом или Геймармене. Это – вечная мудрость, вносящая порядок в вечный ток перемен, в процесс вечной борьбы возникновения с разрушением.

Гераклит – первый известный нам древнегреческий философ, который считал, что главная задача философа сводится не к тому, чтобы созерцать косные, неподвижные формы окружающего бытия, а к тому, чтобы путём глубокой внутренней интуиции проникать в суть живого мирового процесса. Он полагал, что в мироздании первично это вечное непрекращающееся движение, а все участвующие в нём материальные объекты – лишь вторичные его орудия. Учение Гераклита стоит у истоков идейного течения, давшего в том числе и современную западную «философию жизни».

Человеческая душа, по мнению Гераклита, состоит из теплого сухого пара; она – чистейшее проявление божественного огня; она питается теплотою, получаемою от огня, окружающего вселенную; эту теплоту она воспринимает дыханием и органами чувств. Та душа одарена мудростью и другими хорошими качествами, которая состоит из очень сухого пара. Если пар, составляющей душу, становится сырым, то душа теряет свои хорошие качества и разум её слабеет. Когда человек умирает, то божественная часть его отделяется от тела. Чистые души становятся в загробной жизни существами более высокими, чем человек («демонами»). О судьбе душ дурных людей Гераклит, кажется, думал одинаково с народным верованьем о загробном царстве бога Аида. Некоторые ученые полагают, что Гераклит был знаком, с персидским учением Зороастра. Его влияние они видят в том, что Гераклит считает все мертвое нечистым, дает чрезвычайно высокое значение огню и считает процесс жизни вселенской борьбой.

Чувственные знания не могут, по учению Гераклита, привести нас к истине; ее находит только тот, кто старается вникнуть в божественный закон разума, правящего вселенной; кто покоряется этому закону, тот получает душевное спокойствие, высшее благо жизни. Как владычествует закон во вселенной и должен владычествовать над душою человека, так должен господствовать он и над государственной жизнью. Потому Гераклит ненавидел тиранию, ненавидел и демократию, как владычество неразумной толпы, которая повинуется не разуму, а чувственным впечатлениям и потому достойна презренья.

Он смело восставал против греческого богослужения и отвергал богов народной религии. Учёный Целлер говорит о нем: «Гераклит был первый философ, решительно высказавший мысль, что природа проникнута самобытным принципом жизни, что всё материальное находится в непрерывном процессе изменения, что все индивидуальное возникает и погибает; этому процессу вечного изменения предметов он противопоставлял, неизменную одинаковость закона изменений, владычество разумной силы над ходом жизни природы». Идея Гераклита о владычестве неизменного, разумного закона-Логоса над процессом изменений не была, по‑видимому, принята теми из его последователей, над которыми смеется Платон за то, что они не признавали ничего постоянного, говорили только о непрерывной изменчивости всего по внутреннему закону вселенной.

Гераклит из Эфеса (ок. 535 - 475 гг. до н.э.)
Древнегреческий философ-материалист, один из крупнейших представителей ионийской школы философии. Первоначалом всего сущего считал огонь. Создатель концепции непрерывного изменения, учения о «логосе», который истолковывался им как «бог», «судьба», «необходимость», «вечность». Ему принадлежит знаменитое изречение
«Нельзя дважды войти в одну и ту же реку».

Наряду с Пифагором и Парменидом Гераклит определил основы античной и всей европейской философии. Гераклит рассматривал само бытие как тайну, загадку.

Коренной житель Эфеса, он принадлежал к древнему аристократическому роду, восходящему к основателю Эфеса Андроклу. Благодаря происхождению обладал рядом «царских» привилегий и потомственным жреческим саном при храме Артемиды Эфесской. Однако в то время власть в Эфесе уже не принадлежала аристократам.

Философ не участвовал в общественной жизни, отказался от своих титулов, резко отрицательно отзывался о городских порядках и презрительно относился к «толпе». Законы города считал столь безнадежно плохими, что отказал согражданам в просьбе дать им новые, заметив, что лучше играть с детьми, чем участвовать в государственных делах.

Гераклит не покидал Эфеса и ответил отказом на приглашения афинян и персидского царя Дария

Главный труд философа -книга «О природе» сохранилась в отрывках. Она состоит из трех частей: о природе, о государстве и о боге, и отличается оригинальностью, образностью и афористичностью языка. Основная идея заключается в том, что в природе нет ничего постоянного. Все подобно движению реки, в которую нельзя войти дважды. Одно постоянно переходит в другое, меняя свое состояние.

Символическим выражением всеобщего изменения для Гераклита является огонь. Огонь есть непрерывное самоуничтожение; он живет своей смертью.

Гераклит ввел новое философское понятие -логос (слово), подразумевая под этим принцип разумного единства мира, который упорядочивает мир при помощи смешения противоположных начал Противоположности находятся в вечной борьбе, порождая новые явления («раздор есть отец всего»). Человеческий разум и логос имеют общую природу, но логос существует в вечности и управляет космосом, частицей которого является человек.

Традиция сохранила образ Гераклита -одинокого мудреца, презиравшего людей (и тех, кто славился мудростью) за непонимание того, что они сами говорят и делают.

Его изречения часто подобны фольклорным загадкам или словам оракула, который, по словам Гераклита, «и не говорит, и не утаивает, а подает знаки». Полагают, что, написав свое сочинение нарочито темно и отдав его на хранение в храм Артемиды, Гераклит будто бы хотел уберечь его от невежественной толпы.

Изречения Гераклита обнаруживают продуманное строение, особую поэтику. Они насыщены аллитерациями, игрой слов, характерных для строя внутренней речи, обращенной не столько к другим, сколько к себе, готовой к возвращению в стихию мыслящего молчания.

Быть, по Гераклиту, значит постоянно становиться, перетекать из формы в форму, обновляться, подобно тому, как та же самая река несет новые и новые воды. Другой метафорой бытия оказывается у Гераклита горение, огонь. Единое бытие словно разгорается множеством сущего, но и гаснет в нем, равно как и сущее, разгораясь бытием, гаснет в его единстве. Еще одна метафора того же самого - игра: каждый раз новая партия все той же самой игры.