Виды познания. Обществознание: виды познания

Тема 1. Познание и его формы

Человеку свойственно желание познать мир вокруг себя. Познание – это процесс получения человеком знаний о мире, обществе и самом себе.

Результатом познания является знание.

Субъект познания – это тот, кто занимается познанием как видом деятельности, то есть человек, группы людей или всё общество в целом.

Объект познания — это то, на что или на кого направлен процесс познания. Это может быть материальный или духовный мир, общество, люди, сам человек, познающий самого себя.

это наука, изучающая особенности процесса познания.

Познание имеет две формы (или уровня).

Познание, его уровни и ступени

Существует два уровня познания: чувственное и рациональное.

Чувственное познание – это познание при помощи органов чувств: (обоняния, осязания, слуха, зрения, вкуса).

Ступени чувственного познания

  • Ощущение — познание мира путём непосредственного воздействия его предметов на органы чувств человека. Например, яблоко сладкое, музыка нежная, картина красивая.
  • Восприятие – на основе ощущений создание целостного образа предмета, например, яблоко сладкое, красное, твёрдое, имеющее приятный запах.
  • Представление создание образов предметов, которые возникают в памяти человека, то есть вспоминаются им на основе воздействия на органы чувств, которое произошло ранее. Например, человек может легко представить яблоко, даже «вспомнить» его вкус. Причём данное яблоко он когда-то видел, пробовал на вкус, чувствовал его запах.

Роль чувственного познания

  • При помощи органов чувств человек непосредственно связывается с внешним миром.
  • Без органов чувств человек не способен к познанию вообще.
  • Потеря части органов чувств делает процесс познания более сложным. Хотя данный процесс продолжается. Компенсация органов чувств — это возможность одних органов чувств увеличивать свои возможности в познании мира. Так, слепой человек имеет более развитый слух и т.д.
  • При помощи чувств можно получить поверхностную информацию о предмете познания. Чувства не дают всесторонней картины изучаемого предмета.

Рациональное познание – (от лат. ratio - разум) это процесс получения знания при помощи разума, без воздействия органов чувств.

Ступени рационального познания

  • Понятие – это мысль, выраженная словами и представляющая собой сведения о свойствах изучаемого предмета — общих и конкретных. Например, дерево — общий признак, берёза — конкретный.
  • Суждение это мысль, в которой содержится либо утверждение, либо отрицание чего- либо о понятии.

Пример.

Берёза — красивое дерево. Его белоснежный ствол в чёрную крапинку, нежная листва ассоциируются с родным домом.

Умозаключение – это мысль, содержащая новое суждение, которое возникает в результате обобщения сведений, полученных из суждений о понятии. Это своего рода вывод из предыдущих суждений.

Так, в нашем примере умозаключением может стать новое суждение:

Мне очень нравится это прекрасное дерево — берёза.

Для рационального познания свойственно абстрактное мышление , то есть теоретическое, не связанное с чувствами. Абстрактное мышление связано с языком, речью. Человек мыслит, рассуждает, изучает при помощи слов.

Вербальный язык — это речь человека, слова, языковые средства, при помощи которых человек мыслит.

Невербальный язык — это язык жестов, мимики, взгляда. Однако в основе даже такого языка лежит речь, ведь человек жестами передаёт мысли.

Какое же из двух уровней познания является основным в познавательной деятельности человека? Различные взгляды на данную проблему привели к появлению нескольких философских взглядов и теорий на сущность познания.

Сенсуализм – это такое направление в философии, согласно которому основным способом познания является чувственное восприятие мира. По их теории, человек, пока не увидит, не услышит, не попробует — не поверит в истину (Эпикур, Дж. Локк, Т.Гоббс).

Рационализм – это такое направление в философии, согласно которому источником знаний является разум, так как чувства не всегда дают верную информацию о предмете или лишь поверхностную (Сократ, Аристотель, Платон, Кант, Гегель)

Существует ещё интуитивный способ познания мира. Интуиция – это проницательность, чутьё, способность предугадать события и явления без объяснения и понимания источника знаний.

Современная точка зрения заключается в том, что и чувственное и рациональное познание играют важную роль в жизни человека. Мы познаём мир и чувствами, и разумом.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Понятие «познание», его структура и этапы

Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс овладения тайнами окружающего мира есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего великую гордость человечества. За тысячелетия своего развития человечество прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного - ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность бытия. На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека, происходили постоянные смены «картин» и «образов» мира. Развивающееся знание шло рука об руку с развитием производства, с расцветом искусств, художественного творчества. Человеческий разум постигает законы мира не ради простой любознательности (хотя любознательность одна из движущих сил человеческой жизнедеятельности), но ради практического преобразования и природы и человека с целью максимально гармоничного жизнеустройства человека в мире. Знание человечества образует сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти, ее богатства и многообразие передаются от поколения к поколению, от народу к народу с помощью механизма социальной наследственности и культуры.

Знания не возникают сами по себе, они являются результатом особого процесса - познавательной деятельности людей.

Итак, познание - это процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда представляет из себя взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого являются знания об окружающем мире.

Это тот, кто хочет получить знания об окружающем мире.

Это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта.

В структуре познания можно выделить следующие элементы .

Задумываться над тем, что такое познание, каковы пути приобретения знания человек стал уже в глубокой древности, когда он осознал себя как нечто, противостоящее природе, как деятеля в природе. Со временем сознательная постановка этого вопроса и попытка решить его приобрели относительно стройную форму, тогда и сложилось знание о самом знании. Все философы, как правило, так или иначе, анализировали проблемы теории познания. Существовало два подхода к вопросу о том, как человек познает мир: одни философы считали, что мы познаем мир чувствами, другие - разумом. Группу первых философов называют сенсуалистами ( , Ф. Бэкон , Л. Фейербах ), группу вторых - рационалистами ( , Р. Декарт , Б. Спиноза ). Существует и третья концепция познания - агностицизм - отрицание возможности познания мира (Д. Юм ).

Современная наука рассматривает чувственное и рациональное познание как два последовательных этапа формирования познания.

Исторически и логически первой ступенью познавательного процесса является чувственное познание - познание при помощи органов чувств. Для чувственного познания в целом характерно отражение мира в наглядной форме, наличие непосредственной связи человека с реальной действительностью, отражение преимущественно внешних сторон и связей, начало постижения внутренних зависимостей на основе первоначального обобщения чувственных данных.

Основные чувства человека описал еще древнегреческий философ Аристотель более двух тысяч лет назад. Это вкус, осязание, зрение, слух и обоняние.

Чувственное познание человеком мира осуществляется в трех основных формах .

Ощущения, восприятия и представления в процессе познания действуют взаимосвязано и испытывают воздействие рациональных форм познания, логического мышления.

Рациональное познание наиболее полно отражено в мышлении. Поэтому нужно хорошо уяснить содержание этого важнейшего понятия. - осуществляющийся в ходе практики активный процесс отражения окружающего мира. Мышление человека - не чисто природное его свойство, а выработанная в процессе предметной деятельности и общения функция социального субъекта.

Итак, рациональное познание - это проникновение в суть вещей, оперирование идеальными образами при помощи логического мышления. Основными формами рационального познания являются :

Чувственное и рациональное познание являются двумя ступенями познания и не противоречат друг другу. Эти две формы познания находятся в постоянном взаимодействии и образуют неразрывное единство познавательного процесса. Рациональные формы познания невозможны без форм чувственного познания, т.к. отсюда они черпают исходный материал. В то же время чувственное познание находится под воздействием рационального. Ощущения, восприятия и представления человека несут в себе характеристики всей духовно-интеллектуальной деятельности сознания.

Формы и методы научного познания

Зарождение наук произошло еще в Древнем мире. Но складываться они начали с XVI-XVII вв. В ходе исторического науки развития превратились в важнейшую силу, оказывающую влияние на все сферы жизни общества.

Это форма деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины. Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты научной деятельности:

    разделение и кооперацию научного труда;

    научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование;

    методы научно-исследовательской работы;

    систему научной информации;

    всю сумму накопленных ранее научных знаний.

Современная наука - это чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только окружающий человека мир, различные формы и виды движения материи, но и их отражение в сознании - то есть сам человек. Основная задача науки - выявление объективных законов действительности, а ее непосредственная цель - объективная истина.

Научное познание отличает стремление к объективности, т.е. к изучению мира таким, каков он есть независимо от человека. Полученный при этом результат не должен зависеть от частных мнений, пристрастий, авторитетов. Поэтому научному познанию присущи следующие признаки :

    объективность;

    системность;

    нацеленность на практику;

    доказательность;

    обоснованность полученных результатов;

    достоверность выводов.

В настоящее время существует следующая классификация наук :

    естественные науки - изучают мир природы;

    технические науки - изучают мир техники;

    гуманитарные науки - изучают мир человека;

    социальные науки - изучают мир общества.

Каждая наука включает в себя четыре необходимых компонента .

    Субъект науки - исследователь, осуществляющий научную деятельность.

    Объект науки - предмет исследования, т.е. то какую сферу изучает данная наука.

    Система методов и приемов, характерных для изучения в рамках данной науки.

    Язык науки - присущая только ей терминология (основные понятия, символы, математические уравнения, химические формулы и т.д.).

Необходимо понимать, что научное познание есть целостная, развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру. В структуру научного познания входят:

    1) фактический материал, полученный экспериментальным путем;

    2) результаты его первоначального обобщения;

    3) основанные на фактах проблемы и научные предположения (гипотезы);

    4) закономерности, принципы и теории;

    5) методы научного познания;

    6) стиль мышления.

Научное познание - это развивающаяся система знаний, которая включает в себя два основных взаимосвязанных уровня .

Форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать.

Форма знания, содержащая предположение, сформированное на основе фактов, истинное значение которых неопределенно и нуждается в доказательстве.

Наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

В научном познании истинным должен быть не только его конечный результат, но и ведущий к нему путь, т.е. метод . Наиболее распространенными методами научного познания являются :

    анализ - разложение предмета на составляющие, что позволяет тщательно рассмотреть строение изучаемого объекта;

    синтез - процесс объединения в единое целое свойств, признаков, отношений, выделенных посредством анализа изучаемых явлений;

    аналогия - присваивание схожих свойств изучаемому объекту, если он похож на знакомый предмет;

    индукция - переход от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям;

    дедукция - переход от общего к частному, от общих суждений о явлениях к частным;

    системный подход - совокупность методов, приемов и принципов познания явлений как систем.

Методы исследования явлений могут быть самыми разнообразными, но они должны отвечать одному необходимому условию - не противоречить друг другу.

предложил его решение, в основе которого лежит принцип корреспонденции: истина - это соответствие знания объекту, действительности. Р. заблуждение - не до конца познанная истина. Как отличить истинное знание от заблуждения? Иными словами: что является критерием истины? В обществознании выделяют следующие критерии истины :

    опытные данные;

    теоретически обоснованные знания;

    соответствие окружающему миру.

Истина объективна по своему содержанию, но субъективна по форме выражения. В любых знаниях присутствует субъективное начало, связанное с особенностями органами чувств, нервной системы, деятельности головного мозга, с нашими способностями, интересами, отношением к миру.

Возможно ли полное, абсолютное знание, иными словами - абсолютная истина? Абсолютная истина полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. Но, в таком случае абсолютной истины не бывает, она всегда относительна, так как окружающий мир бесконечен и неисчерпаем. В то же время абсолютную истину можно рассматривать как образец или предел, к которому стремится наше знание. Абсолютная истина предстает в таком случае как бесконечная сумма относительных истин, которые формулирует человечество на протяжении всей истории своего развития.

Контрольные вопросы

    Что такое познание?

    Назовите типы познания.

    Каковы формы чувственного познания?

    Каковы формы рационального познания?

    Какие виды наук вы знаете?

    Какие признаки присущи научному познанию?

    Назовите уровни и методы научного познания?

    Что такое истина и каковы ее критерии?

    Достижима ли абсолютная истина?

Вы уже знаете, что внутренний мир человека проявляется в его интересах и потребностях, деятельности, в том, как человек оценивает себя и других людей.

Среди потребностей и интересов человека важнейшее место занимает потребность в познании.

Что такое познание

Потребность в познании дана человеку от природы. Она называется любопытством. Да и не только людям - у животных познание окружающего мира тоже играет жизненно важную роль.

С первых шагов детёныш животного начинает оглядываться, принюхиваться, дотрагиваться, прислушиваться. Все пять чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус) устремлены в окружающий мир, стремясь распознать важную для жизни информацию.

Поиск информации, важной для жизни, - в этом состоит суть познания у всех живых существ. Но мир животных простой и очень медленно меняется, а мир людей сложный, да ещё к тому же быстро и постоянно усложняющийся. Ещё сто лет назад 85% населения нашей страны проживало в деревнях и не знало, что такое электричество, автомобиль. Поэтому человек вовлечён в пожизненную и организованную систему познания: детский сад, школа, колледж или университет, многочисленные курсы повышения квалификации, наконец, самообразование.

С какой целью человек познаёт мир? Для того, чтобы получить знания, необходимые для жизни.

К примеру, изучение школьного предмета в течение всего года - это процесс познания, а сумма усвоенных знаний, которые проверяет учитель, - это ваши знания.

Знания - это результат познания. Знанием становится только усвоенная человеком информация.

Согласно мнению известного французского математика и физика Анри Пуанкаре, чем больше мы познаём, тем больше расширяется круг ещё не познанных нами явлений. Учёный подобен человеку, который направляется к горизонту, но тот уходит от него.

Способы познания

Как человек познаёт мир? Существует два основных способа: чувственный и рациональный.

Чувственное познание происходит с помощью пяти органов чувств - зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. С иомощыо них мы получаем первые представления о чём-то новом. Например, вы приехали в незнакомый город и первым делом его осматриваете, фотографируете, ощущаете новые запахи и звуки, пытаясь из разрозненных образов составить целостное представление о нём. Так поступает турист.

Особенно большую роль чувственное познание играет в деятельности художника, композитора, писателя, артиста... А кого ещё?

Чувственное познание - первая ступень познания. С его помощью мы познаём только внешнюю сторону явлений. Вспомним туриста. Первые впечатления о городе раскрывают его только с внешней стороны, ибо они - самые поверхностные.

Вторая ступень - рациональное познание - с помощью разума (ума), интеллекта, мыслительной деятельности обнаруживаются закономерности окружающего мира.

    Советуем запомнить!
    Мышление - высшая ступень человеческого познания. Оно позволяет получать знания о таких свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты органами чувств.

Поясним это на следующем примере.

Когда турист поближе познакомился с жизнью города, он обнаружил множество проблем, с которыми сталкиваются его жители. Например, он заглянул в скрытые от туристических маршрутов места, увидел, что около роскошных дворцов сидят нищие, прочитал в газетах о городских проблемах, поговорил с жителями. Только тогда он смог составить полную и точную картину жизни города и горожан.

Какие ступени познания иллюстрируют фотографии? Аргументируйте свой ответ.

Процессы познания - чувственное и рациональное - находятся в единстве, переходят из одного в другое, взаимно дополняют друг друга. Так, мы привозим из туристической поездки не только фотографии и свои впечатления, но и связанные с ними раздумья о судьбе людей в увиденных странах. Много информации мы узнаём от гида, который рассказывал экскурсантам об истории города, его промышленности, культурных достижениях. Незаметно всё это - чувственное и рациональное - слилось у нас в целостное впечатление об увиденном.

Но человек познаёт не только окружающий мир, но и самого себя. Этот процесс называется самопознанием.

Самопознание связано с самооценкой человека. Оценивая себя, подросток может получить истинное знание (критически взглянув на себя, рационально всё проанализировав) или ложное знание (преувеличив свои достоинства, поддавшись эмоциям) о себе. Очень важно сравнивать себя с собой, каким вы были вчера, месяц назад, год назад. Что вы узнали нового за это время, чему научились? Почаще задавайте себе такие вопросы и не ленитесь отвечать на них. Читайте книги, ходите в музеи, записывайтесь в спортивные секции или кружки по интересам, которые помогут вам достичь серьёзных положительных результатов в деле самопознания.

    Подведём итоги
    Потребность в познании дана человеку от природы. Чувственное и рациональное познание дополняют друг друга. Результатом познания являются знания, а результатом самопознания - изменения в человеке к лучшему.

    Основные термины и понятия
    Познание, знания, мышление, самопознание.

Проверьте свои знания


Практикум

  1. Наверное, вам уже знаком роман английского писателя Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» или фильмы, снятые по этой книге. Как вы думаете, какую роль в жизни главного героя играли познание и знания?
  2. Подготовьтесь к участию в дискуссии на тему «Делает ли самопознание человека лучше?»

3. ПОЗНАНИЕ

3.1. Познание мира. Формы познания: чувственное и рациональное.

Познание – совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом науки гносеологии (теории познания).

Первая ступень познания представляет собой чувственное познание. Чувственное познание основано на опыте человека, который он приобретает, воздействуя на познаваемые объекты с помощью органов чувств (вкус, обоняние, осязание, зрение, слух). Оно всегда субъективно, осуществляет связь человека с внешним миром.

Формы чувственного познания:

    Ощущение – отражение отдельных признаков и свойств предметов (температура, цвет, вкус).

    Восприятие – целостный образ предмета или явления.

    Представление – сохранение образов предметов в памяти.

Вторая ступень познания – рациональное познание. Рациональное познание позволяет человеку постигнуть внутреннее в вещах – их структуру, сущность, законы.

Формы рационального познания:

    Понятие – отражение общих принципов и свойств предметов (в словах, символах, знаках).

    Суждение – связь понятий, с помощью которой отражаются зависимости между вещами (в предложениях, формулах).

    Умозаключение – связь между несколькими суждениями (в более сложных предложениях, формулах, где присутствуют причинно-следственные связи).

Процессу познания присущи некоторые противоречия:

1. Противоречие между субъектом и объектом. Оно представляет собой несоответствие между потребностями человека в практическом преобразовании мира и недостатком знаний о нем.

2. Иногда познанию присуще противоречие между данными органов чувств и мысленным отражением внешнего мира.

3. Противоречие между сложившейся теорией и сложившимися новыми научными фактами.

4. Противоречия между течениями в науке, между теориями.

В процессе познания большую роль играют такие внерациональные формы познания как воображение, фантазия, эмоции, вера, интуиция. Интуиция – способность прямого (непосредственного) постижения истины, то есть без опоры на рассуждения и доказательства.

3.2. Истина, ее критерии. Относительность истины.

Целью любого познания является истина. Истина – соответствие знания предмету познания.

Для истины характерны объективность (соответствие знания об объекте самому объекту), процессуальность (истина может измениться в процессе познания, т.к. познаваемый мир неисчерпаем), конкретность (истина определяется конкретными условиями места, времени, ситуации).

Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание об объекте. Например, все люди смертны.

Относительная истина – неполное, неточное, недостаточное знание об объекте. В основе относительности истины лежит понимание, что познаваемый мир безграничен, а человеческие познавательные возможности ограничены.

Знание, не соответствующее познаваемому объекту, называется заблуждением. Заблуждения можно разделить на три вида:

    Ошибка – заблуждение, возникающее в результате невнимательности или глупости.

    Ложь – преднамеренное заблуждение, возникающее в случае, когда выгодно выдать за истину то, что ею не является.

    Иллюзия – заблуждение, не зависящее от личных качеств субъекта.

3.3. Виды человеческих знаний

Познавательное отношение человека к миру осуществляется в различных формах – в форме обыденного познания, мифологического, художественного, религиозного, философского, наконец, в форме научного познания. Первые три области познания рассматриваются как вненаучные формы.

Мифологическое знание – исторически первая форма познания, направленная на постижение природы и общества, опыт поколений через смысловое родство с познаваемой действительностью.

Обыденно-практическое (житейское) знание – форма познания, в основе которой является здравый смысл, жизненный опыт, повседневная практическая жизнь.

Художественно-образное знание – форма познания, проявляющаяся в искусстве через создаваемые образы.

Религиозное знание – форма познания, основанная на вере в сверхъестественное.

Философское знание – форма познания, особенностью которой является универсализм (общий характер) и критицизм (проверка результатов доводами разума).

Особое место в познавательной деятельности занимает самопознание (рефлексия) – осмысление человеком своей мыслительной деятельности, слов и поступков, с целью выявления собственной сущности.

3.4. Научное познание. Социальное познание. Социальные науки, их классификация. Социальное и гуманитарное знание

Научное познание – познание, целью которого является открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов и их взаимосвязи.

Черты научного познания:

    исследование существенных, типичных, устойчивых связей, свойств и отношений;

    объективность;

    строгая доказательность, опытная проверка, воспроизведение, повторение результатов;

    систематичность знания, формирование целостной системы понятий, символов, формул, теорий;

    использование полученных знаний в реальной жизни.

В структуре научного познания выделяются два уровня – эмпирический и теоретический .

Эмпирическое познание ориентировано на явления, в нем преобладает чувственный опыт, рациональное познание подчинено чувственному. Главные методы эмпирического познания – наблюдение, сравнение, эксперимент.

Теоретическое познание ориентировано на сущность явлений, оно основано на рациональном познании. Главные методы теоретического познания – абстрагирование, формализация, моделирование, мысленный эксперимент, системный подход, идеализация.

Основные формы научного познания:

    Научный факт – предложение, фиксирующее эмпирическое (опытное) знание.

    Научная проблема – затруднение, преодоление которого возможно только с помощью научного исследования.

    Научная идея – интуитивное объяснение явления.

    Гипотеза – допущение или предположение, нуждающееся в доказательстве.

    Закон – отображение существенной, необходимой или повторяющейся связи между объектами или явлениями.

    Теория – наиболее развитая форма научного познания, дающая целостное представление о закономерностях определенной области действительности.

Социальное познание – познание общества, социальных отношений. В данном виде познания субъект и объект познавательной деятельности совпадают. Социальное познание ориентировано на исследование качества (значимость явлений), а не количества (типичность, повторяемость). Социальное познание направлено на исследование единичного, уникального на основе общего, закономерного. Социальное познание изучает не только общественные связи, но и человека, поэтому его часто называют социально-гуманитарным.

Основными социальными науками считаются история, социология, политология, юриспруденция. Социально-гуманитарные науки – психология, культурология, филология, лингвистика, религиоведение.

Наша жизнь – это и есть познание в чистом виде, ведь родившись и до последнего вздоха, человек постоянно делает для себя открытия. Познание окружающего мира в действительности - это отображение этого мира в нашем сознании. Но исследование самого себя также представляет некий процесс познания, не менее глобальный, чем познание мира.

Субъектом или познающим лицом, всегда является человек, как индивидуум, либо общество в целом. Однако полноценное познание окружающего мира человеком невозможно без нахождения в обществе.

Подходы к познанию

Способы познания окружающего мира изучает наука гносеология. Существует два основных подхода к изучению и познанию мира:

  1. Гностицизм – это «оптимистичное» виденье мира, так как приверженцы этой точки зрения настаивают на том, что человеческий потенциал неисчерпаем и человек может постичь и познать все тонкости мироздания. Поклонниками гностицизма являются материалисты.
  2. Агностицизм – агностики говорят противоположное: либо мир непознаваем, либо человек не обладает должным потенциалом для познания всего мира. В числе агностиков обычно идеалисты. На их взгляд познавательные возможности человеческого разума очень ограничены, и мы можем познать только внешнюю оболочку предметов, никогда не заглянув внутрь.
Инструменты познания

Методы познания окружающего мира передаются из поколения в поколения в виде книг, карт, рисунков, схем и открытие одного человека никогда не является его личным достоянием на 100 %. Он – сын своего времени и черпал знания из источников предков. Открытие никогда не появляется само по себе не из чего.

Главный инструмент для познавательной деятельности – это практика.

Практика – это целенаправленное действие человека по преобразованию окружающего мира. Практическое познание происходит с вовлечением , логики, чувств и рационального мышления.

Все-таки, гностика, а не агностика является основой познания. Ведь если бы было наоборот, человечество бы не узнало и половину того, что знает. Вот следующие принципы гностики и воздействуют на человека:

  • диалектизм позволяет подойти к вопросу с точки зрения развития человечества и использовать законы, теории, принципы;
  • история – позволяет взглянуть на вопрос с высоты исторического опыта, в процессе развития;
  • познаваемость – это главный принцип без которого познание невозможно, ибо он представляет собой саму позицию того, что мир познать возможно;
  • объективизм – это возможность видеть предмет бесстрашно, вне зависимости от воли и , таким, каким он есть в реальном мире;
  • творчество – умение художественного отображения реального мира;
  • конкретика – возможность рассматривать проблему индивидуально, ограждено.
Чувственное познание

Совершенно иным и непохожим на мышление является процесс познания окружающего мира с помощью сенсорных чувств. Мы не можем познать законы мироздания с помощью носа или ушей, однако именно наши органы осязания дают нам возможность отражать наружные качества мира.

Каждый сенсорный орган отвечает и воспринимает по отдельности, но мозг дает целостную картинку. Более того, благодаря этому, мы имеем возможность не чувствуя сейчас, в будущем воспроизвести те былые чувства.

Однако на одну и ту же вещь, обладая теми же сенсорными органами, мы смотрим по-разному. Художник, увидев стог сена, восхитится тонами и красками, ароматом, мягкостью, вдохновившись, тут же возьмется за кисть, а сельский мужик вмиг прикинет, насколько хватит скоту этого сена. Все зависит от нашего восприятия мира.

Кроме того, мы познаем и чувствуем то, чего на данный момент перед нами нет. Именно на познании и умении воспроизводить, и строятся человеческие ассоциации.