Возлюби ближнего своего библия. Две "новые" заповеди иисуса христа

В неделю 15-ю по Пятидесятнице – Мф 22:35–46.

И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.

Мерой любви к ближнему Господь поставляет любовь человека к себе самому. Поэтому, чтобы выполнить заповедь Спасителя, мы сначала должны понять: как же нам любить себя самих? На первый взгляд, это просто: делать всё, что хочешь. А если сразу не получается делать всё, что хочешь, то надо стремиться к созданию условий для такой жизни. Возможность свободного удовлетворения всех желаний дают деньги. Следовательно, нужно постараться по возможности быстро заработать много денег, а потом жить без забот в свое удовольствие. Логично? Еще бы! Именно так строит или пытается строить свою жизнь большинство наших современников.

Однако несмотря на всю логичность и естественность такого жизненного плана совесть и здравый смысл подсказывают нам, что навряд ли Спаситель имел в виду именно такую любовь к себе. Если бы наша жизнь ограничивалась несколькими десятками лет, проводимыми на этой земле, тогда, вероятно, ничего лучшего и придумать было бы нельзя. Но если мы надеемся войти в Царство Небесное – в таком случае, очевидно, нам придется сместить акценты.

Возлюбить себя самого – это значит в течение своей земной жизни создать предпосылки для того, чтобы наша жизнь продлилась в вечности, чтобы и здесь, и там мы были с Богом. Как это сделать? Об этом – всё Евангелие, об этом – апостольские послания, об этом – писания святых отцов. А если коротко, то ответ дан в сегодняшнем чтении: прежде всего нам надлежит возлюбить Бога – возлюбить Его всем сердцем, всей душой, всем разумением. Если стремление к Богу будет определяющим началом нашей жизни, если приближение к Богу станет нашей целью, а удаление от Него будет восприниматься как подобие смерти, – тогда мы поймем, что важно, а что второстепенно, что служит к нашей пользе, а что вредит, где мы проявляем любовь к себе, а где малодушно уступаем своим страстям.

Если мы возлюбим Бога всей душой, нам станет ясно, что вернейшее средство приблизиться к Нему – это отказаться от своей воли и подчинить ее воле Божией. Может быть, именно в этом заключается если не конечная, то одна из важнейших промежуточных целей христианской аскезы. Ведь подчиняя свою поврежденную грехом волю всесовершенной и благой воле Божией, мы ставим в центр собственной жизни не себя, а Бога, а значит – наносим удар по своей гордыне и самости. Взамен же получаем благодатную помощь нашего Творца и Спасителя.

Стало быть, жить, как хочешь – это не любовь к себе, а нечто противоположное. Собственно, это убеждение давным-давно сформулировано в русской поговорке: «Живи не как хочется, а как Бог велит». Веления Божьи нам известны, осталось лишь претворить их в жизнь.

Хорошо, допустим, мы знаем теперь, как любить себя самого. Но как же нам любить ближних? Заболел отец – мы говорим: «На всё воля Божья!» – и не двигаемся с места. Жена говорит: «Милый, мы сто лет не были в кино», а муж отвечает: «Брось, это всё бесовщина, давай лучше акафист почитаем». Дочка просит: «Мама, мне новые джинсы нужны», а мама в ответ: «Юбку надень, бесстыдница, и платок не забудь на голову!». Что-то здесь не так, согласитесь. Но что? Думается, мы поймем это, если перечитаем слова Спасителя. Первая заповедь: возлюбить Бога. Вторая – возлюбить ближнего, как самого себя. Действительно ли мы возлюбили Бога всей душой – или это только мечтания и гордостное превозношение над ближними? Если мы и впрямь любим Бога, то становимся подобными Ему, становимся способными к сопереживанию, к терпению, к снисхождению.

Человек, поистине любящий Бога, будет видеть образ Божий в каждом человеке, будет стремиться к деятельному служению своему ближнему. Возлюбивший всем сердцем Бога найдет слова, чтобы подвигнуть ближнего к высотам духа. Тот, для кого Бог на первом месте, себя ставит на последнее место, а всех остальных – выше себя, а потому не будет рубить сплеча и поучать свысока, но будет приветлив и светел со всяким приходящим к нему.

Если же мы не можем засвидетельствовать о себе, что возлюбили Бога всем сердцем, если мы не отреклись от этого бренного мира, – тогда и с ближними нам надо быть попроще и поскромнее. Мы желаем себе здоровья? Так поможем сохранить его и другим людям. Нам нужен отдых и не оскорбляющие нравственность развлечения? Не будем отказывать в этом и своим ближним. Может быть, расставшись с цветущей юностью, мы стали равнодушны к одежде? Но постараемся понять, что не все люди таковы, как мы, и что в определенном возрасте подобные вещи могут казаться важнее всего на свете.

С чего же начать? Возлюбить ли нам Бога или же сосредоточиться на любви к ближним? Отделить одно от другого невозможно. Наша любовь к Богу должна проявляться прежде всего в верности Ему, то есть в исполнении Его заповедей – в том числе заповеди о любви к ближним. Любовь же к людям мы сможем явить на деле, если в каждом человеке, с которым нас сводит жизнь, будем видеть Христа, нашего Спасителя и Бога. А если осмелиться приложить подобное восприятие к самим себе, мы поймем, с каким трепетом и благоговением мы должны относиться к своей собственной душе, к своему телу и к своей жизни.

Свт. Иоанн Златоуст

Свт. Кирилл Александрийский

Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим

Творения. Книга вторая.

Прп. Иустин (Попович)

Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим

Почему Господь поставил эту любовь как первую и наибольшую заповедь, охватывающую все заповеди и все законы неба и земли? Потому что Он ответил на вопрос: что есть Бог? Никто людям не мог ответить на вопрос, что есть Бог. А Спаситель Христос через всю Свою жизнь, через каждое Свое деяние, через каждое Свое слово отвечал на этот вопрос: Бог есть любовь. В этом все благовестие. - А что такое человек? На этот вопрос Спаситель ответил: и человек есть любовь. - Неужели? - скажет кто-нибудь, - что ты говоришь? - Да, и человек есть любовь, ибо он создан по образу Божию. Человек - это отблеск, отражение любви Божией. Бог есть любовь. И человек есть любовь. Значит, в этом мире существуют только двое: Бог и человек - и для меня, и для тебя. Нет ничего более важного в этом мире, кроме Бога и меня, кроме Бога и тебя.

Из проповедей.

Блж. Иероним Стридонский

Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим

Блж. Феофилакт Болгарский

Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим

Ориген

Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим

А теперь, когда Господь, отвечая, говорит: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим - сия есть первая и наибольшая заповедь, мы научаемся необходимому представлению о заповедях, что есть большая заповедь и что есть меньшие до малейших.

Божией, душой, целиком просвещенной светом ведения и разумом, [целиком просвещенным] словом Божиим. И сподобившийся таких даров от Бога, конечно, разумеет, что весь закон и пророки (Мф. 22:40) суть некоторая часть всей премудрости и знания Божиего, и разумеет, что весь закон и пророки изначально зависят от любви к Господу Богу и ближнему и связаны с нею и что совершенство благочестия заключается в любви.

Возлюби ближнего своего, как самого себя

Братья мои, пусть вера ваша в Господа нашего Иисуса Христа, Господа славы, будет свободна от всякой предвзятости по отношению к людям. 2 Придут, скажем, к вам на собрание два человека: один - богато одетый и с золотым перстнем, а другой - бедный, в поношенной одежде. 3 Если, глядя на наряд богатого, скажете ему: «Сюда садись, пожалуйста , здесь лучше», а бедному скажете: «Стань в сторонке или сядь здесь , у меня в ногах», - 4 если так по - разному относитесь вы к братьям, не оказываетесь ли судьями, да к тому же еще и со скверными мыслями?

5 Подумайте сами , братья мои возлюбленные: не бедных ли этого мира наделил Бог богатством веры? Не их ли избрал, чтобы наследовали Царство, которое Он обещал любящим Его? 6 А вы худо обходитесь с бедными! Но разве не богатые притесняют вас и таскают вас по судам? 7 Не они ли хулят доброе имя, каким вы стали теперь называться.

8 Если всегда исполняете Закон вышний так, как в Писании сказано: «Возлюби ближнего своего , как себя самого », - хорошо делаете. 9 Но если по одежке людей встречаете и по - разному к ним относитесь, то грешите и перед Законом вы преступники. 10 Кто, соблюдая Закон в целом, согрешает хотя бы в одном чем - то, тот и во всем виновным оказывается. 11 Ведь Тот, Кто сказал: «Не прелюбодействуй », Он же заповедал: «Не убивай ». Так что даже если не прелюбодействовал ты, случись тебе убить - перед Законом ты преступник.

12 Говорите и действуйте всегда как люди, которые по закону свободы судимы будут. 13 Не будет снисхождения на Суде тому, кто сам не знает милости. Ей, которую отвергли они , - торжествовать на Суде.

Из книги Путь разума в поисках истины. Основное богословие автора Осипов Алексей Ильич

3. Познай самого себя Каким же образом приобретается человеком это спасительное познание себя, своей ветхости, открывающее ему всю бесконечную значимость Жертвы Христовой? Вот что отвечает свт. Игнатий: «Я не вижу греха моего, потому что еще работаю греху. Не может увидеть

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Глава 943: Лучшим из людей является такой верующий, который ведёт борьбу на пути Аллаха, не жалея ни самого себя, ни своего имущества. Аллах Всевышний сказал:«О те, кто уверовал! Не указать ли Мне вам на (такую) торговлю, которая избавит вас от мучительного наказания?

Из книги Притчи человечества автора Лавский Виктор Владимирович

«Забудь самого себя» Как-то после молитвы ученик Баал Шема попросил рассказать ему, что тот видел.- Я вознёсся на небо, - сказал Бешт просто, - и на этот раз видел больше чудесного, чем за всё время с тех пор, как я приобрёл небесные познания. Слава Единству!- Могу ли я

Из книги Еврейский мир автора Телушкин Джозеф

Из книги Полеты божьей коровки автора Бакушинская Ольга

Возлюби ближнего, как… А как? Эдуард, Ольга – Если община верующих, объединенная таинствами, не может явить миру братские отношения, наверное, очень трудно будет убедить кого-то вокруг..– Вот мы и не убеждаем…– На самом деле мы должны за это переживать. Очень часто

Из книги Отец Арсений автора Автор неизвестен

Из книги Переселение душ автора Сегаль Эстер

Оптимистическое отступление 1. «Возлюби ближнего как самого себя» Для начала объяснимся, почему вместо традиционного «лирического отступления» нам вздумалось написать «оптимистическое». Просто потому, что такое название со всею точностью отражает саму цель подобных

Из книги Выражение монашеского опыта автора старец Иосиф

80 «Когда возлюбишь Бога, тогда и ближнего своего возлюби, как самого себя» Итак, возлюбленное мое дитя, когда загорается эта любовь, тогда мы приступаем ко второй заповеди Божией. Когда возлюбишь Бога, тогда и ближнего своего возлюби, как самого себя. Слышишь, что говорит

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

11. Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, - ибо какое было бы нарекание на имя Мое! славы Моей не дам иному. Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, - ибо какое было бы нарекание на имя Мое! Усиленно подчеркивает мысль 9 ст. и делает ее еще очевиднее и яснее. Теперь же, вместо

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

18. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; 19. почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. (Мк. 10:19; Лк. 18:20). Вопроса "какие?" нет у других синоптиков, кроме Матфея. Порядок заповедей одинаков у Марка и

Из книги Поучения автора Кавсокаливит Порфирий

39. вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; (Мк. 12:31; Лк. 10:27). Цитата взята из Лев. 19:18 совершенно сходна у Матфея и Марка, а у Лк. 10:27 слово "возлюби" заменено союзом??? (и). Отступления от еврейского и LXX незначительны. Эта вторая заповедь не ниже первой, но

Из книги Отец Арсений автора

Это нехорошо - зажимать себя и накручивать (плиттис) самого себя, чтобы стать монахом Кто хочет преуспеть в монашестве, для того все должно быть открыто - все возможности (и жить в миру и жениться), и он должен принять свободное решение, движимый одной лишь Божественной

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

Часть пятая. ВОЗЛЮБИ БЛИЖНЕГО СВОЕГО БЕСЕДА 19 января 1964 г.Беседы после вечернего чая были довольно редки. Обыкновенно приезжало несколько человек, с каждым необходимо было поговорить, выслушать, поисповедовать, на это уходило все время о. Арсения. Отходя ко сну, он в

Из книги Введение в православную аскетику автора Дергалев Сергий

Творить благо для созидания и себя, и своего ближнего Отцы мои, братия и чада. Я очень желал бы вместе с оглашением в словах предложить вам также и оглашение своими делами, дабы этими средствами привлечь вас к добродетели и благочестивой жизни (?????? ?????????). Но так как я беден

Из книги автора

Заботиться о пользе своего ближнего Кто-нибудь из вас изучает что-либо или заучивает наизусть – ты, брат, радуйся этому, ибо это делаешь ты сам, если только ты держишься правильного образа мыслей. Ктони-будь силен в диалектике, в умении сжато выражаться или кто-нибудь идет

Из книги автора

Познай самого себя Каким же образом приобретается человеком это спасительное познание себя, своей ветхости, открывающее ему всю бесконечную значимость Жертвы Христовой? Вот что отвечает свт. Игнатий: «Я не вижу греха моего, потому что еще работаю греху. Не может увидеть

Новый Завет

Главная заповедь Иисуса Христа - любовь к Богу и ближнему

Не один раз люди спрашивали Иисуса Христа, что самое главное в Его учении, чтобы получить вечную жизнь, в Царстве Божием. Одни спрашивали для того, чтобы узнать, а другие, чтобы найти против Него обвинение.

Так вот, однажды иудейский законник (т. е. человек, занимавшийся изучением Закона Божия), желая испытать Иисуса Христа, спросил Его: "Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе?"

Иисус Христос ответил ему: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею. Это первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На этих двух заповедях утверждается весь закон и пророки ".

Это значит: все, чему учит Закон Божий, о чем говорили пророки, все это целиком содержат в себе эти две главные заповеди, то есть: все заповеди закона и учение его говорят нам о любви. Если бы мы имели в себе такую любовь, то не могли бы и нарушить все остальные заповеди, так как все они есть отдельные части заповеди о любви. Так, например, если мы любим ближнего, то мы его и не можем обидеть, обмануть, тем более убить, или ему позавидовать, и, вообще, не можем пожелать чего-либо худого ему, а, наоборот, жалеем его, заботимся о нем и готовы жертвовать для него всем. Потому Иисус Христос и сказал: "Другой большей заповеди, чем эти две, нет " (Марк. 12 , 31).

Законник сказал Ему: "хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что любить Бога от всей души и любить ближнего, как самого себя, есть больше и выше всех всесожжений и жертв Богу".

Иисус же Христос, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: "недалеко ты от Царствия Божия".

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея, гл. 23 , 35-40; от Марка, гл. 12 , 28-34; от Луки, гл. 10 , 25-28.

Как можно возлюбить кого-то так же, как себя? И как это мы любим себя? Что значить любить? Любить по-настоящему означает давать безусловную любовь. Не за что-то, а просто так.

То есть дать другому любви и не за что-то, а потому что… он есть. Как мать даёт своему ребёнку. В какой мере она это даёт? 100%.

А в какой мере мы любим себя просто так? И что мы можем, вообще, дать просто так? Признание.

Возлюбить ближнего своего, как самого себя — дать ему признание, как самому себе.

А признаём ли мы себя целиком? Положа душу на сердце, признаём, что есть плюсы, но видим и… минусы. Значит ли это признать, что другой не обязан быть совершеннее, и то, что и у него есть плюсы и минусы?

Да, наверное, так. А что значит — признать его минусы, как в себе самом? Это как? И какие минусы мы можем видеть? А мы можем видеть только то, что отзывается нам самим, и знакомо нам по… себе. Так, может быть, возлюбить ближнего своего — это значить признать в нём столько плюсов и минусов, сколько есть в нас самих? А можем ли мы простить себя и признать свои минусы? И как конкретно это сделать?

И сказано: возлюби ближнего своего. Кто такой ближний? Тот, кто рядом с вами. А какие люди окружают нас? Те, с кем мы, очевидно, как-то связаны. Потому что те, кто просто рядом, но не имеет контекста с нами, существуют просто как часть шахматной доски. Ближним человек оказывается тогда, когда между вами связь. И, очевидно, чем крепче связь, тем ближе он к вам. А кто обычно бывает рядом с нами? Семья? Да. Но также и все те, кто оказывает в данный момент на нас какое-то сильное влияние. То есть любой, к кому мы испытываем сильное чувство — позитивное или… негативное — становится нашим, ближним!

Что это за люди? Они отражают то, что есть внутри нас самих. Что-то нас связало. Это что-то резонирует в нас обоих. Признайте это. И если признаете в себе, то сможете признать и в нём. А нужен ближний и связь между вами, потому что в зеркало смотреться проще — больше шансов увидеть реальную картину.

И… возлюбите ближнего как самого себя. То есть пройдите через этот процесс. Смотрите на него, что вам нравится и не нравится. И потихоньку найдите эти черты в вас самих. Найдите причины их возникновения. Найдите момент, когда эта грань вашей личности проявилась и стала так неприятна и осуждаема вами, что вы загнали её в самый дальний уголок. Уберите осуждение и замените его простым пониманием, признанием. И… отпустите. Нам больше незачем выпячивать свои другие стороны, скрывая эту. Она выполнила свою роль и может быть отпущена.

Ты изумишься, как именно поменяется твой окружающий мир и ближние. Они.. тоже повернутся к тебе другими гранями! Бывает, правда, просто уйдут из твоей жизни, но это только, если они перестали быть… ближними. Таким образом, когда нас ничто не "цепляет" внутри, мы можем спокойно смотреть на другого человека и не реагировать негативно. Это не значит, что он орёт на тебя, а ты позволяешь ему это сделать. Это значит, что ты не орёшь на него в ответ. Ты спокойно ставишь его на место, и с достоинством получаешь всё то, что по праву считаешь своим. И даже ещё лучше! Из жизни просто уходят, перестают появляться неприятные тебе люди. Потому что тебе теперь стало всё равно. Появляется только то, что есть внутри нас самих. Нет отвращения к себе — и нет отвращения к идиотам вокруг. Зеркало срабатывает моментально.

Часто люди говорят: "Я даю ему столько всего, а он совершенно меня не понимает! Я поняла, почему мы встретились! Мне нравилось быть жертвой! А он мною воспользовался !".

Но всё, что ты видишь — это только ты. Именно ты уже сейчас ни во что не веришь, и именно ты кричишь: "За что мне всё это, ну почему Я" ? И…опускаешь руки. Он делает то же самое, верно? Ему ничего не надо. Как и тебе. Так может быть всё, что ты успеваешь сделать, что-то не то? Бери в свои руки и исправляй. Это не значит, что ты будешь делать чью-то чужую работу. Или, что сможешь изменить другого человека. Единственный, кого ты сможешь изменить — ты сам. Посмотри на себя, на своих ближних, и возлюби их, то есть прими, признай как самое себя — вот тебе и поле для работы. Жизнь предоставляет нам ситуаций для очищения от своего собственного негатива с избытком.

Всегда ли, когда ты признаёшь что-то в себе, ты себя одобряешь? По-настоящему нет. Ты видишь свои дурные поступки. Коришь себя. И… не можешь отправить в небытие опыт своей души. Признания и безусловной любви — нет. А если ты сам не даёшь её себе, то как простить и полюбить другого?

Если мы сами себя не возлюбим, кто же сделает это за нас? Что спрашивать с других, если сами себе не даём? Если мы сами не сможем полюбить себя, то кто справится и сравнится с нами, кто отогреет наше сердце сильнее, чем можем мы сами? Ни дети, ни муж, никто не даст тебе того тепла, которое ты можешь дать себе. Так что начинать всё равно из твоего сердца.

Возлюби ближнего своего, как самого себя. Понимаешь? Первый шаг — возлюби себя. Признай. Убери то, что не нравится, отпусти, не горюй над этим, не держи верёвками изо всех сил при себе сожаление и отчаяние, всё равно это не даёт тебе того, что желаешь. Отпуская, помни, что это твой опыт. Но он уже в прошлом. Надо жить дальше. И тогда ты не будешь просто существовать изо дня в день как сущность, отбывающая свой срок. Отпусти себя. Выпусти, выдохни свои обиды и своё несовершенство.

Если ты по-честному в состоянии провести работу с собой, поставить "стоп" на нежелательном проявлении, то это и есть истинное проявление любви к другому. Понимаешь? Отдели жалость от истинной любви. Если будешь жалеть себя — никогда не встанешь с колен. Как только признаешь факт неприятной ситуации, то тут же рядом со своей жертвой можешь обнаружить, что можно и не впадать в жалость к себе. Можно встать, отряхнуться и начать тратить силы не на перемывание костей суженому с кумушками, а на то, чтобы… навести в своём доме порядок. Да, да, в чистом доме и сорить не хочется. Ни тебе, ни ему, никому. Начинаем делать свой дом чистым и радостным, в котором принято доброе слово. А оно, как известно, и кошке приятно. А если ты не жертва, то, значит, никто и не виноват. Ни ты сама, ни муж твой. А если он не виноват, то он не откупается делами от вины, а по своей радости что-то делает для дома. А потом и для тебя. Ну, вот ты уже и на пути. Только помни — чем дольше ты не принимал других, тем медленнее нужно делать первые шаги. Мир, твой мир, должен привыкнуть.

Ближний круг — это те, кто на тебя влияет и на кого ты влияешь.

Понимаешь? Незачем любить преступников.

…Пока. Но это уже и легче, не таким трудным кажется, и стало быть, можно начать Путь.

С любовью и уважением.