Загадочный сподвижник Петра I Яков Брюс. Первый астрологический календарь брюса в россии Есть версия, что во время пребывания в Лондоне Брюс приобщил к масонству государя

Астрологический календарь-справочник

Составитель Г. В. Гайдук

Расшифровка и реконструкция методики Я. Брюса Г. В. Гайдук

Дизайн обложки ЧКПУП «Авестийская школа астрологии»


ISBN 978-5-4483-2417-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

О Календаре-справочнике

Мы предлагаем читателю необычный календарь. Это наша попытка в занимательной форме погрузить вас в наблюдения за собой, окружающими, природой. Используя фрагменты древних рукописей и книг в доступной для современного читателя форме, вы сможете совершить небольшое путешествие во времени, прочитав астрологические характеристики для знаков зодиака Якова Брюса, ознакомиться с аграрными навыками наших предков, методиками наблюдения за Луной, погодой, а также и другой полезной информацией, ценность которой можно проверить на собственном опыте.

Календарь состоит из двух частей. В первой части приводятся наблюдения наших предков, а во второй – дается календарь с астрологическими данными. Календарем можно воспользоваться или для поднятия настроения, сохраняя здоровый скепсис и чувство юмора, или, используя при его изучении собственную жилку исследователя по принципу «доверяй, но проверяй», попробовать понаблюдать за собой и окружающими в ритме танца Солнца и Луны.

А начнем мы с календаря Якова Брюса, который чаще называют «Брюсов календарь» и с которым связано много загадок и легенд. Первое издание легендарного календаря было отгравировано на медных пластинах в 1709 году. Это был первый печатный календарь в России, содержавший астрономическую и астрологическую информацию, состоял из справочной и предсказательной части.

Яков Вилимович Брюс (англ. Jacob (James) Daniel Bruce, 1669 или 1670, Москва – 19 (30) апреля 1735, усадьба Глинки) – российский государственный деятель, военный и ученый, один из ближайших сподвижников Петра I, представитель знатного шотландского рода Брюсов. Предки Я. Брюса с 1647 г. жили в России. Участвовал в Крымских (1687, 1689) и Азовских (1695, 1696) походах Петра I, в становлении русской артиллерии во время Северной войны. За командование русской артиллерией в Полтавской битве 1709 г. был удостоен ордена Андрея Первозванного. В 1714 г. обвинен в хищении казны и освобожден от наказания личным указанием Петра I. В 1716 г. привлечен к составлению воинского артикула, а с 1717 г. назначен сенатором и президентом Берг- и Мануфактур-коллегий. В 1721 г. Брюс получил титул графа Российской империи. Генерал-фельдмаршал (1726). В том же году подал в отставку и целиком посвятил себя науке. Брюс был одним из образованнейших людей России, естествоиспытателем и астрономом, владел крупнейшей библиотекой, насчитывавшей около 1500 томов почти исключительно научно-технического и справочного содержания. В 1696 г. им была составлена «Карта земель от Москвы до Малой Азии», а в 1702 г. открыа первая в России обсерватория при Навигацкой школе в Москве. Школа помещалась в Сухаревой башне, построенной в 1695 г. и сильно контрастировавшей с архитектурой патриархальной Москвы. Возможно, именно поэтому народная молва приписывала Брюсу славу чернокнижника и чародея. Брюс свободно владел шестью европейскими языками, а его «кабинет курьезных вещей» был единственным в своем роде в России и после смерти Брюса влился в Кунсткамеру Академии наук. Участвовал в закладке Санкт-Петербурга (16 мая 1703 г.). Является автором зодиакальной радиально-кольцевой планировки Москвы. Составитель и издатель справочно-астрологического «Брюсова календаря».

В описательной части «Брюсова календаря» дается характеристика человека, рожденного в период относящегося к тому или иному знаку зодиака. Особенность характеристики немного отличается от современной трактовки. Здесь дано описание внешности, особые приметы, проблемные черты характера человека, склонность к тем или иным страстям, наиболее часто встречающиеся болезни, в некоторых случаях указывается и продолжительность жизни, каковая в современных условиях уже немного другая. Непривычным для современного читателя покажутся благоприятные и неблагоприятные направления в пространстве, благоприятные и неблагоприятные цвета. А вот трактовка сопоставимости с другими знаками зодиака и домами гороскопа почти полностью совпадает с современной.

В скобках мы указали современные даты, соответствующие прохождению Солнца по каждому знаку, которые по календарю из года в год могут изменяться на один день. Предлагаем читателю погрузиться в атмосферу колоритной русской речи начала XVIII в. и увидеть образ своего знака зодиака из времени Петра Великого.

Отроча, рождшееся между 12 днем марта и 12 днем априллиа, есть наклонения знак Овна от естества Марса, жарко, сухо. Несмирен, движим добрыя беседы. Мужского изрядного тела, долговатого лица и шеи, мало крови имеет, круглый образ, великия очи, великия жилы на лбу, кудряв и многоволосен, скоро и любезно глоголив, смел сердцем, горд, нетерпелив, скорого ума, смысла, скорогневлив, отмстителен, говорит во гневе очесом, а после сам раскаится и жалостен бывает, скуп, скучлив, скоро гневается и потом паки Благ, оттуду имеет он великия жилы на лбу. Имеет же он некогда1 знак на главе, боится велми очей, спадет сверху, нечист, нецеломудр, скоро любив к женам и скоро покидает. Естество его требует трех честных жен. Первую – младую девицу, вторую – вдову или инако не деву. Млад сущее достигнет науку и к духовным вещам, но обаче же познеишии есть ему мирский чин. Много постраждет в юности. Охотно обходится в воинских деяниях, и оныя не суть не щастливы. И сим он велию честь в народе приобретает, ест и пиет добро, и часто немощен бывает, худо спит. Чести любитель, славы ищец, к вещам. У многих людей благо ему есть, и в великих действах имеет снискание пощастием. Во гневе своем тверд есть, немилосерд, крепкого несмиренства смысла своего. Склонен убить плоть, видети кровь человеческую. Часто теряет имение и добро или животы свои, но обаче же иным способом паки приобретает. Часто желает себе смерти, к тому же не зело весма оскудеет и не весма богат. Жизнь свою препровождает во отечествии своем выну2, шествие его высочайшее есть щастие, радость, полза и прибыток достоинств, повышение его чести.

Наклоняются к землям – востоку Солнца и к полудню . Запад есть ему средствен. Величайшее его нещастие есть убыток, унижение чести, напасть, нужда, темница, труд, не дружба со всякою противностью. Содержания показуют земли к северу . Краска его склоняется к желтому и красному . Черно или серо смешено, синим-зеленым – суть болезнь или смертную напасть показуют ему. Величайшее щастие его прибытка показуют ему подвиг земле ростия, величайшее нещастие его, убытка накладу приходит ему из употребления водяных наследиев. Болезнь или недуг тела бывает часто в ногах, в главе или слухе в левой стороне внутренния. Смерть случится за мужество и опухоль через камень ядопития водяных материи или ядовито толсто сожженныя крови. Когда Солнце в Тельце – имеет прибыток и щастие во всех вещах, хотя на воде и на сухе. Лучший будет между братиями своими и переживет отца своего. Имети будет честных детей. Когда Солнце в Девах , да брежется злых напитков и пищ и да не начинает много. В Весах имеет щастие жениться. В Скорпии едва не приключится ему смертельная болезнь. В Стрелце имеет щастие путешествие творити, и все ему благо случается, в Водолее приходит ему добро. В Рыбах мало имеет щастия. Буде переживе 24 года, то жить будет до 71 лета.

Дева, рождшаяся между вышепомянутыми двема днями, едва не тогожде есть наклонения и естество собственно, и к себе привлекает, приемлет, пригожа взором. Образом лицем красноватая краски, смеющаяся являет устами, веселыя очи, пригожие власы на главе или на лице будут. Украшена. Болезни ея суть болезни матерния чрева и внутренняго, нещастие ей в рождении детей, крепко любит мужа своего, честно, набожно себе ведет против всякаго, но обаче же не ползуется еи долгое время – страдати будет переговором. Скорогневством своим лживо закровение басней виновнует ей много распри, ненависти, зависти, гнева между женами, от неё же мнози злыя вещи и негодования происходят. Полза и щастие ея и нещастие – случай. Болезней и смерти содержатся в землях и прежде писанных красках.

Отрок, рождены между 12 днем апреллиа и 12 маиа, есть склонени знака Тельца и естества Венуса . Меланхолик или задумчив, мнителен, студен, сух, плодовит, женск, постоянного смысла, велик, крепок телом. Смешенныя краски лица, смиренна добрыя речи. Сам себе знает в совести своей. Имеет широкия рамы плеча, круглолик смешенною краскою, высокую грудь. И знак на лакте, великия руцы, хорошая глава и глаза, долгий лоб, худый нос, великия зубы. Плече толстые или сильныя ноги. Гордо и высоко умно ходит. Поступку имеет чистоту, ведет тела своего украшение, в плати охота, и забава его есть пение, струно играние, орган, трубы и всякая восклицание. Без гнева и со всяким говорит недоволно, чего ради его хвалят. Инако смирен, мало благодарения заслуживает, за благодарение яже творит иным. Поздно придет к богатству и славе великой, но обаче же будет обманчив и обманывает охотно оных, которыя верны ему, суть же ещё желателен хвалим бы от всякого. Велми горд будет, не изобилно будет мудр. Безпрестанныя смирныя работы делает временени до времени. Поздно к богатству придет, даже до полстарости своея. Тогда придет в добрый покой, радость и веселому существу. Сей будет болши целомудрию, нежели нечист. Обявися ему брак будет два, приключающиеся случай часто является у него невесть же откуду. Приимет злую службу от них, им же благо творит. И больши приемлет милости от иностранных, нежели от домашних приятелей. Правду глаголет, никому не творит зла, ни правды, ни обиды. Оставляет ветхи ей бытии, и ничесо же пред начинает новое. Во гневе своем скоро забывчив. Егда Солнце в Тельце есть, то имеет щастие и вся ему споспешствует, аще начнет собственное свое деяние. Аще нощию родится – богат будет. В Раке имеет счастие странствовати, во Льве да не покупает ниже продает. Переживет отца своего и матерь, дети его будут по большей части девки, в Весах имеет немощь в главе, Стрелец есть смертоносен ему, в Козероге имеет щастие у великих господ, в Водолее приобрящет богатство, аще желает, утреняет3, в Рыбах имеет щастие купить и продать, в Овне да брежется лживого и льстивого свидетельства. Еже от некоторых на него зачнется, но обаче4 ложно, наипаче да брежется слепых людей. Величайшея щастие шествие его щастие: радость, польза, прибыток. Всех достоинств величайшие его чести показуют земли полудня , запада . Севера – величайшея его несчастие убытка, убавление чести, напасть, нужда, недружба. Всяких противностей наклонения показуют ему земли востока Солнца .

Яков Брюс – государственный деятель и учёный, сподвижник Петра I, генерал-фельдмаршал.
Происходил из знатного шотландского рода. Он получил превосходное образование в Оксфордском университете, занимался физикой, математикой, астрономией, переводил на русский язык научные трактаты - с английского и немецкого, вёл переписку с Лейбницем. Пушкин называл его «русским Фаустом», а Лев Толстой писал о нем: "Брюс на всю Россию был самый чудесный человек". Зачинатель российской астрологии, Брюс был одним из наиболее образованных людей своего времени. Астрономия была самым сильным увлечением Брюса. Он обучал самого царя ориентироваться по небу, предсказывать солнечные затмения. Никогда не расставался с подзорной трубой и книгами, брал их с собою даже на войну. По ночам смотрел на звезды, читал толстые тома, что-то чертил и вычислял. Занимаясь географией, Брюс составил карту России от Москвы до Малой Азии. Был коллекционером предметов старины и редких книг.
Значительную роль сыграл Яков Брюс и в ходе Северной войны. Артиллерия под его командованием решила исход Полтавской битвы, сокрушив своим огнём шведские полки Карла Двенадцатого. После «великого пожара» Петр I обсуждал будущую структуру Москвы, и Брюс предложил проект 12-лучевой симметрии от Кремля по аналогии с Зодиаком, утверждая, что кольцевая структура самая надежная. Это было в точности реализовано московскими градостроителями. Участвовал Брюс и в закладке Санкт-Петербурга. Он полагал, что город, носящий имя Петра, должен возникнуть под тем же знаком Зодиака, что и сам император. Поэтому закладка Санкт-Петербурга была произведена 27 мая 1703 г., в период прохождения Солнца по знаку Близнецов.
В изданном им «Брюсовом календаре» Брюс раскрыл многие секреты астрологической науки, сделав эти сокровенные знания доступными для всех. Это был первый астрологический календарь в России, удачно соединивший астрономические «премудрости» со святцами и широко распространенными народными приметами. Брюсов календарь был настолько популярным во всей России, что издавался два века. Главное достоинство календаря было в том, то, что он был «вечным», в нем были прогнозы на много лет вперёд. Еще в древности было замечено, что вся история на Земле повторяется через строго одинаковое число лет, а Альберт Энштейн на склоне лет в противовес Теории Вероятности вывел "закон парных случаев", означающий примерно следующее: "Если произошло нечто, жди, что-то подобное произойдет еще раз". Календарь Брюса основан на 28-летнем повторяющемся цикле положений Солнца и пяти планет, а также 19-летнем цикле положений Луны (цикл Метона: каждые 19 лет Луна занимает приблизительно одно и то же место в зодиаке и находится в той же фазе).
Подобные циклы используют при прогнозах и многие современные астрологи.
В календаре были предзнаменования «по всякий год по планетам», таблицы, рекомендующие в какое время и какие действия следует предпринимать, чтобы добиться наиболее благоприятного исхода, указания по поводу того, как «узнавать свойства человека, когда и под которым из числа 12 знаков небесных родился, и в каком роде жизни будет меть счастье».

"Брюсов планетник" на 2012 год:
"Правящая планета - Меркурий.
ПРЕДСКАЗАНИЯ ОБЩИЯ: Весна до Апреля дождливая, а потом -
ветроносная. Лето жаркое, с громами, молниями, дождями. Ве-
ликие жары произведут заразительные болезни.
Хорошие хлебы, плоды и виноград хороший, но немного. Зима
протяжная и студеная.
ПРЕДСКАЗАНИЯ ЧАСТНЫЯ: Мир между державами. Перемена в ми-
нистерстве при дворе некоего Государя, при конце года. Тяж-
кая война между некоторыми владетелями Америки. Открытие
древних памятников и сочинений".

В дни, когда Луна проходит знак ОВНА, Брюс советует «кровь пущать и древа посецать», в знаке ТЕЛЬЦА - «мыслити начать и на паству пущать», в знаке БЛИЗНЕЦОВ - «отроки во училище отдавать», в знаке РАКА - «баталию творити», в знаке ЛЬВА - «домы созиждати», в знаке ДЕВЫ - брак имети и жену пояти», в знаке ВЕСОВ - «власы стричь и лекарства принимать», в знаке СКОРПИОНА - зверей и рыбу ловить», в знаке СТРЕЛЬЦА - «малевать и браду брить», в знаке КОЗЕРОГА - «молоть», в знаке ВОДОЛЕЯ - «пруды запружать и шествовать морем», в знаке РЫБ - «мытися в бане и платье кроить».


Буква З(зло)имеет отрицательное воздействие на те или иные дела.
Буква С(среднее) имеет нейтральное влияние.
Буква Д(добро) имеет положительное влияние

32 НЕСЧАСТНЫХ ДНЯ В ГОДУ:
Январь: 1, 2, 4, 6,11, 12, 20
Февраль: 11, 17, 1В
Март: 1, 4, 14, 24
Апрель: 3, 17, 18
Май: 7, 8
Июнь: 17
Июль: 17, 21
Август: 20, 21
Сентябрь: 10, 18
Октябрь: 6
Ноябрь: 6, 8
Декабрь: 6, 11, 17
(Для точного установления несчастного дня» необходимо делать поправку в 11 дней, приплюсовывая их к указанным Брюсом.)
«Если, замечали астрологи, кто родится в один из означенных дней, будет небогат и несчастлив. Если кто занеможит, не скоро выздоровеет, а кто переменит жилище, работу или службу, тому тоже не будет удачи.»

Интерпретация лунных дней по Якову Брюсу:


Первый день Луны
Несчастлив впадающим в болезни, они бывают продолжительны, но не смертны; сновидения под этот день предсказывают радость.
Второй день Луны
День счастлив к отправлению в путь сухим путем и водою... Воры, крадущие в этот день, бывают скоро переловлены.
Третий день Луны
День несчастлив. Не должно в оный ни сеять, ни садить; болезни приключающиеся опасны, сны не значат ничего.
Четвертый день Луны
День счастлив ко всяким предприятиям, к отысканию пропавших вещей.
Пятый день Луны
День несчастливый. Впадший в просупок никак не избежит наказания; пропавшее в оный не разыщется... Сны под этот день предсказательны.
Шестой день Луны
Счастлив для многого. Начинающие в нем учиться успевают... Занемогающие скоро встают. Сны, видимые в этот день, должно содержать в тайне.
Седьмой день Луны
День счастлив... Болезни приключающиеся неопасны; сны сбываются.
Восьмой день Луны
День счастлив путешественникам, несчастлив занемогающим.
Девятый день Луны
Счастлив и несчастлив. Болезни, в нем приключающиеся, трудны; сны сбываются по долгом времени.
Десятый день Луны
День счастлив для всех предприятий Сновидения в оный ничего не значат, огорчения случившиеся скоро проходят.
Одинадцатый день Луны
День счастлив к переселениям. Дети, в оный родившиеся, бывают остроумны и долговечны; сны бывают сбыточны.
Двенадцатый день Луны
День несчастлив. Не должно в оный ничего предпринимать; сны сбываются.
Тринадцатый день Луны
День несчастлив. Не должно в оный ничего предпринимать... Сны вскоре сбываются.
Четырнадцатый день Луны
День счастливый. Занемогшие в нем выздоравливают; сны видимые сомнительны; младенцы родящиеся - во всем совершенны.
Пятнадцатый день Луны
Ни худ, ни добр. Болезни приключающиеся неопасны; сны вероятны; родившиеся в этот день бывают женолюбцы.
Шестнадцатый день Луны
День счастлив, особливо в торговле всякими скотами; сны, в нем видимые, правдивы.
Семнадцатый день Луны
День несчастливый. Не должно в оный ничего предпринимать; приключающиеся болезни жестоки; сны видимые сбываются через три дня.
Восемнадцатый день Луны
Довольно счастливый. Сны, в оный день видимые, сбываются, а дети, в оный родящиеся, бывают трудолюбивы и разбогатеют.
Девятнадцатый день Луны
День опасен. Не должно в оный день выезжать, ни посещать людей пьяных, лучше сидеть дома; приключающиеся болезни в этот день неопасны; сны вскоре сбываются.
Двадцатый день Луны
Счастливый для всяких предприятий. Болезни приключающиеся бывают продолжительны; сны ничего не значат.
Двадцать первый день Луны
День счастливый ко всяким увеселениям и к хозяйству; болезни приключающиеся неопасны; пропавшее в оный день скоро отыскивается; сны ничего не значат.
Двадцать второй день Луны
День несчастливый. Не должно ничего в этот день начинать; ...сновидения сбываются; дети, в оный день рождающиеся, бывают честные люди и одарены хорошими качествами.
Двадцать третий день Луны
Счастлив к достижению чести; болезни приключающиеся продолжительны и опасны; сны пустые.
Двадцать четвертый день Луны
День ни худ, ни добр. Занемочь в оный опасно, сновидения недействительны; родящиеся бывают добрые люди и любители пиршеств.
Двадцать пятый день Луны
День несчастный. Приключающиеся в нем болезни опасны, родившиеся же неблагополучную проведут жизнь.
Двадцать шестой день Луны
День несчастный. Не должно в оный ничего начинать; для занемогающих опасен; сны сбываются.
Двадцать седьмой день Луны
День счастливый для всего. Сны сбываются; родившиеся бывают прекрасны.
Двадцать восьмой день Луны
День счастливый для всего. Родящиеся в оный бывают ленивы.
Двадцать девятый день Луны
Несчастливый для всего. Занемогающие, однако, в нем выздоравливают; сны сбываются через три дня; родящиеся недолговечны.
Тридцатый день Луны
День счастливый ко всяким предприятиям. Сновидения вскоре приносят радость; занемогающие скоро встают.»

Кандидат филологических наук И. ГРАЧЕВА (г. Рязань).

Яков Вилимович Брюс. С гравюры начала XVIII века.

Царевна Софья в окружении семи медальонов с аллегориями добродетелей. Гравюра 1688 года.

Молодой Петр I. Гравюра Шхонебека. 1703 год.

Граф Борис Петрович Шереметев. Гравюра Петровского времени.

Портрет графа Андрея Ивановича Остермана. Неизвестный художник второй четверти XVIII века.

Екатерина I. Гравюра И. Зубова. 1721 год.

Сухарева башня в Москве. Гравюра начала XIX века.

Когда юный царь Петр начал собирать потешное войско, под его знамена встали два недоросля, братья Роман и Яков Брюсы. Их дед Яков, потомок шотландских королей, в середине XVII века оставил родину, охваченную огнем Великой английской революции, и отправился искать счастья в далекую Московию. Он преданно служил царю и русской земле, возглавлял псковский полк и скончался в 1680 году в чине генерал-майора. Его сын Вилим дослужился до полковника и погиб под Азовом.

Яков Вилимович Брюс был на два с лишним года старше царя Петра. И в то время, когда Петр с юношеским азартом предавался под Москвой "марсовым потехам", Яков уже вполне познал тяготы и смертельные опасности настоящего ратного дела. Он участвовал в двух крымских походах, организованных фаворитом Софьи В. В. Голицыным. Москва, в которую вернулся Брюс, затаилась в предгрозовом ожидании: борьба за царскую корону между Софьей и подросшим Петром достигла кульминации. Неожиданно Петр уехал из Преображенского в Троице-Сергиеву лавру, собирая вокруг себя всех сторонников. Исполнительный Брюс вместе с потешными прибыл в лавру, и с этого момента его судьба оказалась тесно связанной с судьбой русского царя.

Вместе с Петром Брюс воевал под Азовом. Когда Петр в составе Великого посольства отправился за границу, Яков в 1697 году прибыл к нему в Амстердам. Брюс привез составленную им карту земель от Москвы до Малой Азии, которую намеревался отпечатать за границей. Но сам был нездоров: перед отъездом из Москвы в доме князя-кесаря Ф. Ю. Ромодановского он получил сильный ожог руки. Петр во время длительных отлучек из Москвы передавал князю-кесарю бразды правления, относился к нему с подчеркнутым уважением и в письмах смиренно подписывался: "Всегдашний раб пресветлейшего вашего величества бомбардир Петр". Но обида Петра на Ромодановского, не уберегшего его друга, была настолько велика, что в гневе, забыв церемонно-учтивый этикет прежних посланий, он написал:

"Зверь! Долго ли тебе людей жечь? И сюды раненые от вас приехали". А насчет пристрастия Ромодановского к крепким напиткам, на аллегорическом языке именуемым Ивашкой Хмельницким, была недвусмысленная угроза: "Перестань знатца с Ивашкою, быть от него роже драной". Князь-кесарь, грозный глава Тайного приказа, ответил с невозмутимым достоинством: "В твоем же письме написано ко мне, будто я знаюся с Ивашкою Хмельницким; и то, господине, неправда... Неколи мне с Ивашкою знатца, всегда в кровях омываемся; ваше то дело на досуге стало знакомство держать с Ивашкою, а нам недосуг. А что Яков Брюс донес, будто от меня руку обжег, и то сделалось пьянством его, а не от меня". Петр сбавил тон и предпочел шуткой заключить мировую: "Писано, что Яков Брюс с пьянства своего то сделал; и то правда, только на чьем дворе и при ком? А что в кровях, и от того, чаю, и больше пьете для страху. А нам подлинно нельзя, потому что непрестанно в ученье".

Брюс тоже прилежно принялся за ученье. Вместе с Петром, - входя в состав великого посольства, - он посетил Англию. В Лондоне русский царь и Брюс встречались и беседовали с великим Исааком Ньютоном. За границей Брюс изучал математику и организацию артиллерийского дела. Война со Швецией была неизбежной, и Россия нуждалась в обновленной мощной артиллерии. Это ответственное поручение и было возложено на Брюса.

В 1700 году, стремясь предупредить вторжение шведов в Ижорскую землю, Петр выслал им навстречу войско под начальством Брюса, носившего уже чин генерал-майора артиллерии. Но неслаженность действий различных ведомств привела к тому, что Яков Вилимович не смог быстро собрать стоявшие в разных местах полки. В кабинетных делах Петра сохранилась запись: "28 июля 1700 посланы из Москвы Яков Брюс, Иван Чамберс, Василий Корчмин до Новгорода наскоро. Они поспели в Новгород в 15 дней, за что гнев восприял от его величества Яков Брюс и от команды ему отказано".

Однако царская опала не была продолжительной. Дальнейшие события и особенно поражение под Нарвой показали, что не только Брюс, но и все русское войско не готово еще противостоять шведской армии. В 1701 году Брюс направлен в Новгород вместо новгородского воеводы князя И. Ю. Трубецкого, взятого в плен под Нарвой.

Яков Вилимович спешно принялся укреплять город, строить пушечный двор, изготавливать снаряды, обучать пушкарей. Под Нарвой русские потеряли почти всю артиллерию. Царь отдал жесткий приказ часть церковных колоколов срочно перелить на пушки. Но думный дьяк А. А. Виниус, надзиравший за этими работами, с патриархальной неторопливостью больше обещал, чем делал, оправдываясь нерадением мастеровых. "В деле артиллерии, - писал он Петру, - много трудности: пущая остановка, Государь, от пьянства мастеровых, которых ни ласкою, ни битьем от той страсти отучить невозможно". Встревоженный царь почти умолял Виниуса: "Ради Бога, поспешайте артиллериею, как возможно; время, яко смерть".

Русская армия начала новое наступление. Брюс, не успев обжиться в Новгороде, кочевал со своими пушками по военным дорогам. В 1702 году при его участии был взят Шлиссельбург, потом другие крепости, занятые шведами. Готовясь к осаде Нарвы, Петр сетовал в письме к Ромодановскому, что не хватает пушек и артиллерийской прислуги: "От чего нам здесь великая остановка делу нашему будет, без чего и починать нельзя, о чем я сам многажды говорил Виниусу, который отпотчивал меня "московским тотчасом". О чем изволь его допросить: для чего так делается такое главное дело с таким небрежением?" Виниус был смещен, и в 1704 году Приказ артиллерии возглавил Брюс в звании генерал-фельдцейх мейстера. Под его началом были открыты навигацкая, артиллерийская и инженерная школы.

Письма Якова Вилимовича почти не раскрывают его личной жизни, это деловые сообщения о количестве пушек и артиллерийских припасов, о выполненных царских поручениях и т. д. Казалось, личной жизни у него не было вовсе, все его помыслы и старания посвящены служению России. И все-таки этот суровый, замкнутый человек знал увлечения и волнения, понятные немногим: он был страстным коллекционером. Брюс собирал картины, коллекции древних монет и редких минералов, гербарии. Он владел
несколькими языками и имел богатейшую по тем временам библиотеку. О широте научных познаний и интересов Брюса говорят его книги - по математике, физике, химии, астрономии, медицине, ботанике, истории, искусству и т. д. Но особенно гордился Яков Вилимович домашней кунсткамерой - собранием различных раритетов и "курьезов".

В описи кабинета, составленной после его смерти, значатся, например, такие вещи: "зеркало кругловитое небольшое, в котором кажет большое лицо"; "раковин разных больших и малых 99"; "туфли китайские плетеные из травы"; "гриб каменный"; "тыква индейская"; "кость мамонтовой головы"; "янтари, в которых есть мушки"; коробочка с "маленькой натуральной змейкой" и тому подобные диковины. Некоторым предметам чиновники даже не могли дать определение и писали просто: "некакой фрукт продолговатый", "два мячика некакого фрукта"... Недаром французский посланник Кампредон, советуя в 1721 году своему правительству, каким образом завоевать расположение Брюса, подчеркивал, что Яков Вилимович не из тех, кого можно подкупить деньгами, и предлагал использовать его собирательский азарт: "Его королевское величество доставил бы ему большое удовольствие, если бы подарил ему гравированное по приказанию покойного короля собрание эстампов королевских дворцов".

В. В. Атласов, предприимчивый устюжский мужик, посланный в 1697 году обследовать камчатские земли, вернувшись в Москву, привез с собой маленького желтокожего человека. Атласов забрал его у камчадалов, которые поведали любопытную историю. Года два назад к их берегу прибило большую лодку с незнакомыми людьми. Непривычные к суровому быту и скудной еде камчадалов, чужеземцы быстро умирали. Остался лишь один. В отчете, составленном в 1701 году, Атласов отмечал: "А нравом тот полоненик гораздо вежлив и разумен". Когда пленник увидел русских землепроходцев, в которых чувствовалась принадлежность к цивилизованному миру, то "зело плакал" от радости. Чужеземец успешно осваивал русский язык. В Москве удалось наконец выяснить, что это - японец. Он был первым японцем, которого увидела Россия. И даже официальные чины не вполне представляли, где находится его загадочная страна и что за люди там живут. Атласов в отчете именовал его "индейцем". В бумагах же Приказа артиллерии его назвали и того хитрее: "Апонского государства татарин именем Денбей".

А энергичный Петр уже строил далеко идущие планы. Передав Денбея под опеку Приказа артиллерии, царь повелел: "А как он, Денбей, русскому языку и грамоте изучится, и ему, Денбею, учить своему японскому языку и грамоте робят человек 4 или 5". Насчет вероисповедания Петр распорядился Денбея не притеснять: "А о крещении в православную христианскую веру дать ему, иноземцу, на волю и его, иноземца, утешать и говорить ему: как он русскому языку и грамоте навыкнет и русских робят своему

языку и грамоте научит - и его отпустят в Японскую землю". Но скорее всего Денбею так и не удалось вернуться к родным берегам. Известно, что он со временем крестился под именем Гавриила, а школа переводчиков с японского действовала в Москве до 1739 года.

Брюс, который в качестве главы Приказа артиллерии опекал и "утешал" Денбея, начал грезить Японией. Брауншвейгский резидент в России Ф.-Х. Вебер в своих "Записках" рассказывает, что Брюс мечтал найти путь из России в Японию и послал экспедицию, которая отчалила от дальневосточного побережья для поисков этой неведомой земли, но в бурю погибла. Еще Вебер сообщал: "У сего Брюса был кабинет китайских редкостей, и он очень сожалел, что невозможно никак приобрести точных сведений о положении и особенностях Китайского государства, потому что наряжаемые туда посольства и все русские купцы не имеют права оставаться там долее 3 или самое большее 4 месяцев".

Петр, ценивший разносторонние научные познания Брюса, в 1706 году передал в его ведение Московскую гражданскую типографию. Отсюда вышел первый календарь, получивший в народе название "Брюсова календаря". На самом деле составителем календаря был В. А. Киприанов, а Брюс только курировал его работу. Киприанов - это тоже незаурядная личность. Житель московской ремесленной слободы Кадаши, торговец, поставлявший в Оружейную палату свечной товар, Киприанов в то же время увлекался математикой, изучил навигацию, владел иностранными языками, освоил искусство гравирования, интересовался астрологией. Он составлял карты и учебные пособия, написал сочинение "Планетик", посвятив его царю Петру и царевичу Алексею. Как считают исследователи, "Планетик" и подал Петру идею выпустить общедоступный календарь. Источниками для календаря стали древнерусские отреченные книги - громовники, колядники и другие - и западноевропейская астрология. По гадательным таблицам календаря можно было получить предсказание на любой день любого года, что обеспечило календарю большую популярность не только в XVIII столетии, но и в XIX.

Россия в Петровскую пору беспрестанно воевала, и Брюс, руководивший артиллерией, прошел все военные кампании. Во время Полтавской битвы его орудия мощным огнем весьма способствовали победе русской армии, за что Яков Вилимович получил орден Андрея Первозванного. Английский посол Ч. Витворт в 1709 году сообщал, что Брюса высоко ценят при русском дворе: "Он очень хорош и с царем, и с князем Меншиковым". Дружбы Брюса искал фельдмаршал Б. П. Шереметев, писавший: "Паки прошу: не оставь меня в любви своей и не чини меня забвенна..."

Петр давал Брюсу и весьма деликатные поручения: поиск в Европе умов и талантов, которые могли бы послужить процветанию России. В 1711 году царь отправил его в Берлин "для найму мастеровых людей знатных художеств, которые у нас потребны". Вполне доверяя широким познаниям и деловой экономности Брюса, царь в сопроводительной грамоте писал: "И что он, генерал наш, им в контрактах обещает и заключит, то от нас все сдержано будет без умаления". В 1712 году Петр в письмах к Брюсу то просит навести справки об одном из немецких архитекторов и при благоприятном результате заключить с ним контракт, то поручает найти мастера редкой перспективной живописи, то переманить в русскую службу искусного садовника, устраивавшего королевские парки. Занимался Яков Вилимович и покупкой инструментов для научных и мореходных целей. Приобретал художественные произведения и редкости для царского собрания. Во время таких поездок он познакомился с немецким ученым Г. Лейбницем и потом вел с ним переписку.

Учредив Сенат, Петр назначил в него и Брюса, сделав его в 1717 году президентом Берг- и Мануфактур -коллегий. Теперь в ведении Брюса было развитие горнодобывающей промышленности и заводского дела в России. Однако в это же время он продолжал совершенствовать русскую артиллерию, пообещав царю, что сможет добиться большей скорострельности орудий. Обрадованный Петр отвечал: "Ежели сие сыщете, то великое дело будет, за которую вашу прилежность зело благодарствую". В том же 1717 году Брюсу пришлось стать дипломатом, на которого Петр возложил ответственную миссию. Вместе с А. И. Остерманом он отправился на Аландский конгресс для выработки условий заключения мира со Швецией.
Смерть шведского короля Карла XII прервала переговоры. Но в 1721 году они возобновились. Тонкая изворотливость Остермана и непоколебимая твердость Брюса удачно дополняли друг друга, а энергичная напористость, с которой русские посланники отстаивали интересы России, приводила в замешательство иностранных резидентов. Брюс и Остерман с честью выполнили возложенное на них поручение. По условиям Ништадтского мира к России отошли Лифляндия, Эстляндия, Ингерманландия, часть Карелии и Моонзундские острова. Петр, получив известие о таком окончании переговоров, был так доволен, что даже сбивчивый тон ответного письма передавал его волнение: "Нечаемая так скорая ведомость нас и всех зело обрадовала <... понеже трактат так вашими трудами сделан - хотя б написав нам и только бы для подписи послать шведам - более бы того учинить нечего, за что вам зело благодарствуем; и что славное в свете сие дело ваше никогда забвению предатися не может, а особливо николи наша Россия такого полезного мира не получала".

Брюс был возведен в графское достоинство и получил в награду 500 крестьянских дворов. В. Н. Татищев утверждал, что Петр, желая придать Брюсу более значительности на переговорах, намеревался сделать его действительным тайным советником. Это второй после канцлера чин в "Табели о рангах". Но честный и щепетильный Брюс отказался и "сам его величеству представлял, что хотя он подданной, но иноверец, оный чин ему неприличен и может впредь его величеству подать причину к сожалению".

Камер-юнкер Ф.-В. Берхгольц, прибывший в Россию в свите герцога Голштинского, отмечал в своем дневнике, что русский царь оказывал Брюсу особенное расположение. Так, на свадьбе дочери И. А. Мусина-Пушкина в 1721 году Петр "сидел недалеко от входных дверей, но так, что мог видеть танцевавших, около него сидели все вельможи, но его величество большею частью разговаривал с генерал-фельдцейхмейстером Брюсом, сидевшим подле него с левой стороны". Брюс был не только верным исполнителем державных замыслов Петра, но и принимал участие в его семейных делах. Петр поручил Якову Вилимовичу регулярно посещать царевича Алексея, очевидно, надеясь, что беседы умного и широко образованного человека повлияют на непутевого наследника. При дворе царевича состояла и супруга Брюса Мария Андреевна (Маргарита Мантейфель). Характерно, что под смертным приговором Алексею Брюс свою подпись не поставил.

Весной 1723 года Петр праздновал очередную годовщину бракосочетания с Екатериной. Яков Вилимович, распоряжаясь торжествами, устроил в Петербурге грандиозную процессию кораблей, поставленных на полозья и запряженных лошадьми. Кампредон рассказывал: "Царь ехал на 30-пушечном фрегате,

вполне оснащенном и с распущенными парусами. Впереди в шлюпке в виде бригантина с трубами и литаврами на носовой части оного ехал распорядитель праздника, главный начальник артиллерии граф Брюс". В 1724 году во время коронации Екатерины Брюс нес перед ней императорскую корону, а супруга Брюса была в числе пяти статс-дам, поддерживавших шлейф Екатерины. А в следующем году Брюсу пришлось в последний раз служить своему державному другу - он был главным распорядителем на похоронах Петра I.

Екатерина I, утвердившись на русском престоле, не забыла заслуг Брюса, наградив его орденом Александра Невского. Но увидев, как "птенцы гнезда Петрова", прежде дружно служившие русскому государству, начали жестокую вражду, деля почести и сферы влияния при дворе Екатерины, Брюс в 1726 году предпочел благоразумно удалиться в отставку в чине генерал-фельдмаршала. В 1727 году он купил у А. Г. Долгорукого подмосковное имение Глинки, разбил регулярный парк, выстроил дом с обсерваторией и безвыездно уединился в имении, занимаясь любимыми науками. Он увлекся медициной и оказывал помощь окрестным жителям, составляя лекарства из трав. Брюс скончался в 1735 году, немного не дожив до 66 лет. Детей у него не было. Испанский посол де Лириа писал о нем: "Одаренный большими способностями, он хорошо знал свое дело и Русскую землю, а неукоризненным ни в чем поведением он заслужил общую к себе любовь и уважение".

Однако со временем в памяти народной упрочился иной образ Брюса - колдуна и чернокнижника. Повод для подобных подозрений Брюс подал еще в молодости. В конце XVII столетия в Москве была выстроена Сухарева башня, и москвичи с суеверным страхом стали замечать, что время от времени ночной порой в верхних окнах башни таинственно мерцал свет. Это друг царя Ф. Я. Лефорт собирал "Нептуново общество", увлекавшееся, по слухам, астрологией и магией. В общество входили еще восемь человек и среди них - сам любознательный царь, неразлучный с ним Меншиков и Яков Брюс.

Тяготение к тайноведению у Брюса было, можно сказать, наследственным. Его предок шотландский король Роберт Брюс в XIV веке основал Орден святого Андрея, объединивший шотландских тамплиеров. По преданию, Яков Брюс после смерти Лефорта возглавил "Нептуново общество". Кроме того, на Сухаревой башне он занимался астрономическими наблюдениями. Репутация "звездочета" и глубокие научные познания Брюса порождали среди обывателей фантастические легенды. Как рассказывал П. И. Богатырев в очерках "Московская старина", москвичи уверились, "будто у Брюса была такая книга, которая открывала ему все тайны, и он мог посредством этой книги узнать, что находится на любом месте в земле, мог сказать, у кого что где спрятано... Книгу эту достать нельзя: она никому в руки не дается и находится в таинственной комнате, куда никто не решается войти".

Основой для подобных преданий могли послужить реальные факты. Чиновники, составлявшие опись кабинета Брюса, нашли там немало необычных книг, например: "Философия мистика на немецком языке", "Небо новое на русском языке" - так обозначено в описи. Была и вовсе загадочная книга, состоявшая из семи деревянных дощечек с вырезанным на них непонятным текстом. Народная же молва утверждала, будто магическая Брюсова книга принадлежала некогда премудрому царю Соломону. И Брюс, не желая, чтобы она после его смерти попала в чужие руки, замуровал ее в стене Сухаревой башни. А после того, как башня была разрушена, стали поговаривать, что случилось это неспроста и виной всему - могучие и опасные чары, заключавшиеся в Брюсовой книге. Да и саму смерть Брюса порой приписывали его магическим экспериментам.

Во второй половине XIX века М. Б. Чистяков записал рассказы крестьян из села Чернышино Калужской губернии, принадлежавшего когда-то Брюсу. Крестьяне говорили, что хозяин села был царским "арихметчиком", знал, сколько звезд на небе и сколько раз колесо повернется, пока до Киева повозка доедет. Взглянув на рассыпанный перед ним горох, он мог сразу назвать точное количество горошин: "Да мало ль еще, что знал этот Брюс: он знал все травы этакие тайные и камни чудные, составы разные из них делал, воду даже живую произвел..."

Решив испробовать чудо оживления и омоложения на себе самом, Брюс будто бы повелел верному слуге разрубить себя на части мечом и потом поливать "живой водой". Но для этого нужен был долгий срок, а тут царь некстати хватился своего "арихметчика". Пришлось слуге во всем сознаться и показать тело господина: "Глядят - тело Брюсово уж совсем срослось и ран не видно; он раскинул руки, как сонный, уже дышит, и румянец играет в лице". Возмутился духом православный царь, сказал с гневом: "Это нечистое дело!" И повелел похоронить чародея в земле на веки вечные.

В качестве мага и чернокнижника Брюс фигурирует и в сочинениях русских романтиков: в повести В. Ф. Одоевского "Саламандра", в незавершенном романе И. И. Лажечникова "Колдун на Сухаревой башне".

Новая реальность ХХ века вносила в легенды о Брюсе свои коррективы. Утверждали, будто он не умер, а создал воздушный корабль и улетел на нем неведомо куда. Царь же повелел книги его замуровать (опять-таки в Сухаревой башне), а все снадобья - сжечь. Таким образом разрастался и варьировал целый свод сказаний, в котором Брюс представал чем-то вроде русского Фауста.

В судьбе Брюса действительно есть что-то загадочное. Неясно, где и как сын служилого дворянина, на четырнадцатом году записанный в "потешные", сумел получить такое блестящее образование, которое позволило ему затем овладеть глубокими познаниями в самых различных областях науки? Непроницаемыми для постороннего взгляда остались его внутренний мир и домашняя жизнь, особенно в последние годы, проведенные почти в отшельническом уединении. Брюс несомненно проявлял интерес к тайноведению, но не вполне известно, как он это оценивал. Судя по некоторым данным, Яков Вилимович обладал скорее скептическим, чем мистическим складом ума. По свидетельству одного из современников, Брюс не верил ничему сверхъестественному. И когда Петр показывал ему нетленные мощи святых угодников в новгородской Софии, Брюс "относил сие к климату, к свойству земли, в которой прежде погребены были, к бальзамированию телес и к воздержанной жизни..."

Но по иронии судьбы само имя Брюса впоследствии стало ассоциироваться с чем-то таинственным и сверхъестественным. В начале ХХ века кирха в бывшей Немецкой слободе, где похоронили Брюса, была уничтожена, а останки графа передали в лабораторию М. М. Герасимова. Но они бесследно исчезли. Сохранились лишь отреставрированные кафтан и камзол Брюса, они - в фондах Государственного Исторического музея. Зато возникли слухи о привидении Брюса, будто бы посещавшем свой дом в Глинках.

Недавно в бывшей брюсовской усадьбе с помощью местных краеведов открыт музей. Его деятельность несомненно поможет прояснить немало "белых пятен" в биографии одного из самых видных сподвижников Петра I.

Петр предоставил своему любимцу в распоряжение верхний ярус Сухаревой башни, где Брюс оборудовал обсерваторию. Он всерьез увлекался астрономией, повсюду возил с собой подзорную трубу и астрономические пособия, даже учил самого царя ориентироваться по небу, предсказывать солнечные затмения. Наблюдениями Брюс занимался по ночам и при этом записывал свои вычисления, чертил карты…
Но народная молва гласила, что ночами шотландец творил в Сухаревой башне черные дела: например, выпускал из окон ее «железных птиц с человеческими головами», да и сам порой летал над Москвой, обратившись в ворона…
Еще один слух касался фигурки двуглавого орла на шпиле башни. Говорили, что птица способна предвидеть будущее. И это вроде бы подтверждалось. Так, перед войной с Наполеоном между лап орла видели запутавшегося ястреба. Многие посчитали это предзнаменованием русской победы над французами.
В распоряжение Брюса был предоставлен и башенный подвал. В нем граф устроил лабораторию, где, опять же, по слухам, он проводил алхимические опыты. А еще утверждали, что шотландец хранит в том подвале «Черную книгу», автором которой якобы является сам Сатана. И кто завладеет этой книгой, сможет отворять любые запоры и ему откроются любые клады… По преданию, чувствуя скорую кончину, граф замуровал книгу в стене башни.
В 1934 году Сталин приказал снести Сухареву башню, поскольку она якобы мешала движению транспорта. Почему-то, вместо того чтобы взорвать, ее стали разбирать по кирпичику. Пошли слухи, что пытались отыскать Брюсову «Черную книгу», но поиски оказались безуспешными.
Но самым удивительным было предание о живой и мертвой воде. Будто бы Брюс владел секретом воды, способной заживлять раны и оживлять мертвых. И что умер он так. Решил Брюс провести опыт, позвал слугу-турка и велел тому разрубить свое тело мечом на четыре части. После этого слуга по приказу хозяина зарыл останки в саду и в течение трех дней и трех ночей поливал то место из склянки, которую дал ему перед смертью Брюс. На четвертый день ему предписывалось откопать яму. Но все пошло не так. На третий день Брюса зачем-то стали разыскивать по приказу царя. В конце концов турок «раскололся» и поведал, что случилось. Петр приказал раскопать яму с останками. Тело чародея оказалось целым, и сам он был жив, только спал. Тем не менее император счел это «делом нечистым», велел опять разрубить графа на части и закопать.
На фасаде дома №2 по Спартаковской улице, в прошлом известного как «Дом на Разгуляе», можно увидеть остатки солнечных часов с цифрами, астрологическими символами и другими знаками. А дело будто бы было так. Граф Мусин-Пушкин заказал чернокнижнику Брюсу магические часы, способные предсказывать будущее и указывать на клады. Однако еще до того как заказ был выполнен, Мусин-Пушкин отдал Богу душу. Брюс отвез изделие наследникам, а те отказались за него платить. Тогда Брюс оставил часы им, но при этом произнес такую фразу: «Пусть будут прокляты эти часы, и пусть они только плохое показывают!»
Утверждают, что перед революцией, Первой и Второй мировыми войнами каменная часовая доска обретала кроваво-красный цвет. А время от времени на ее поверхности проступал белый крест. И вершина его указывала, где искать сокровища. Но все, кто их находил, в скором времени умирали ужасной смертью…
В 20-х годах прошлого века члены общества «Старая Москва» выяснили, что солнечные часы были помещены на фасад здания аббатом Сюрюгом - воспитателем детей Мусиных-Пушкиных, человеком высокообразованным, автором трудов по истории, мифологии и литературе. Но к Якову Брюсу они, похоже, никакого отношения не имели.

Астрологический календарь-справочник

Составитель Г. В. Гайдук

Расшифровка и реконструкция методики Я. Брюса Г. В. Гайдук

Дизайн обложки ЧКПУП «Авестийская школа астрологии»


ISBN 978-5-4483-2417-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

О Календаре-справочнике

Мы предлагаем читателю необычный календарь. Это наша попытка в занимательной форме погрузить вас в наблюдения за собой, окружающими, природой. Используя фрагменты древних рукописей и книг в доступной для современного читателя форме, вы сможете совершить небольшое путешествие во времени, прочитав астрологические характеристики для знаков зодиака Якова Брюса, ознакомиться с аграрными навыками наших предков, методиками наблюдения за Луной, погодой, а также и другой полезной информацией, ценность которой можно проверить на собственном опыте.

Календарь состоит из двух частей. В первой части приводятся наблюдения наших предков, а во второй – дается календарь с астрологическими данными. Календарем можно воспользоваться или для поднятия настроения, сохраняя здоровый скепсис и чувство юмора, или, используя при его изучении собственную жилку исследователя по принципу «доверяй, но проверяй», попробовать понаблюдать за собой и окружающими в ритме танца Солнца и Луны.

А начнем мы с календаря Якова Брюса, который чаще называют «Брюсов календарь» и с которым связано много загадок и легенд. Первое издание легендарного календаря было отгравировано на медных пластинах в 1709 году. Это был первый печатный календарь в России, содержавший астрономическую и астрологическую информацию, состоял из справочной и предсказательной части.

Яков Вилимович Брюс (англ. Jacob (James) Daniel Bruce, 1669 или 1670, Москва – 19 (30) апреля 1735, усадьба Глинки) – российский государственный деятель, военный и ученый, один из ближайших сподвижников Петра I, представитель знатного шотландского рода Брюсов. Предки Я. Брюса с 1647 г. жили в России. Участвовал в Крымских (1687, 1689) и Азовских (1695, 1696) походах Петра I, в становлении русской артиллерии во время Северной войны. За командование русской артиллерией в Полтавской битве 1709 г. был удостоен ордена Андрея Первозванного. В 1714 г. обвинен в хищении казны и освобожден от наказания личным указанием Петра I. В 1716 г. привлечен к составлению воинского артикула, а с 1717 г. назначен сенатором и президентом Берг- и Мануфактур-коллегий. В 1721 г. Брюс получил титул графа Российской империи. Генерал-фельдмаршал (1726). В том же году подал в отставку и целиком посвятил себя науке. Брюс был одним из образованнейших людей России, естествоиспытателем и астрономом, владел крупнейшей библиотекой, насчитывавшей около 1500 томов почти исключительно научно-технического и справочного содержания. В 1696 г. им была составлена «Карта земель от Москвы до Малой Азии», а в 1702 г. открыа первая в России обсерватория при Навигацкой школе в Москве. Школа помещалась в Сухаревой башне, построенной в 1695 г. и сильно контрастировавшей с архитектурой патриархальной Москвы. Возможно, именно поэтому народная молва приписывала Брюсу славу чернокнижника и чародея. Брюс свободно владел шестью европейскими языками, а его «кабинет курьезных вещей» был единственным в своем роде в России и после смерти Брюса влился в Кунсткамеру Академии наук. Участвовал в закладке Санкт-Петербурга (16 мая 1703 г.). Является автором зодиакальной радиально-кольцевой планировки Москвы. Составитель и издатель справочно-астрологического «Брюсова календаря».

В описательной части «Брюсова календаря» дается характеристика человека, рожденного в период относящегося к тому или иному знаку зодиака. Особенность характеристики немного отличается от современной трактовки. Здесь дано описание внешности, особые приметы, проблемные черты характера человека, склонность к тем или иным страстям, наиболее часто встречающиеся болезни, в некоторых случаях указывается и продолжительность жизни, каковая в современных условиях уже немного другая. Непривычным для современного читателя покажутся благоприятные и неблагоприятные направления в пространстве, благоприятные и неблагоприятные цвета. А вот трактовка сопоставимости с другими знаками зодиака и домами гороскопа почти полностью совпадает с современной.

В скобках мы указали современные даты, соответствующие прохождению Солнца по каждому знаку, которые по календарю из года в год могут изменяться на один день. Предлагаем читателю погрузиться в атмосферу колоритной русской речи начала XVIII в. и увидеть образ своего знака зодиака из времени Петра Великого.

Отроча, рождшееся между 12 днем марта и 12 днем априллиа, есть наклонения знак Овна от естества Марса, жарко, сухо. Несмирен, движим добрыя беседы. Мужского изрядного тела, долговатого лица и шеи, мало крови имеет, круглый образ, великия очи, великия жилы на лбу, кудряв и многоволосен, скоро и любезно глоголив, смел сердцем, горд, нетерпелив, скорого ума, смысла, скорогневлив, отмстителен, говорит во гневе очесом, а после сам раскаится и жалостен бывает, скуп, скучлив, скоро гневается и потом паки Благ, оттуду имеет он великия жилы на лбу. Имеет же он некогда1 знак на главе, боится велми очей, спадет сверху, нечист, нецеломудр, скоро любив к женам и скоро покидает. Естество его требует трех честных жен. Первую – младую девицу, вторую – вдову или инако не деву. Млад сущее достигнет науку и к духовным вещам, но обаче же познеишии есть ему мирский чин. Много постраждет в юности. Охотно обходится в воинских деяниях, и оныя не суть не щастливы. И сим он велию честь в народе приобретает, ест и пиет добро, и часто немощен бывает, худо спит. Чести любитель, славы ищец, к вещам. У многих людей благо ему есть, и в великих действах имеет снискание пощастием. Во гневе своем тверд есть, немилосерд, крепкого несмиренства смысла своего. Склонен убить плоть, видети кровь человеческую. Часто теряет имение и добро или животы свои, но обаче же иным способом паки приобретает. Часто желает себе смерти, к тому же не зело весма оскудеет и не весма богат. Жизнь свою препровождает во отечествии своем выну2, шествие его высочайшее есть щастие, радость, полза и прибыток достоинств, повышение его чести.

Наклоняются к землям – востоку Солнца и к полудню . Запад есть ему средствен. Величайшее его нещастие есть убыток, унижение чести, напасть, нужда, темница, труд, не дружба со всякою противностью. Содержания показуют земли к северу . Краска его склоняется к желтому и красному . Черно или серо смешено, синим-зеленым – суть болезнь или смертную напасть показуют ему. Величайшее щастие его прибытка показуют ему подвиг земле ростия, величайшее нещастие его, убытка накладу приходит ему из употребления водяных наследиев. Болезнь или недуг тела бывает часто в ногах, в главе или слухе в левой стороне внутренния. Смерть случится за мужество и опухоль через камень ядопития водяных материи или ядовито толсто сожженныя крови. Когда Солнце в Тельце – имеет прибыток и щастие во всех вещах, хотя на воде и на сухе. Лучший будет между братиями своими и переживет отца своего. Имети будет честных детей. Когда Солнце в Девах , да брежется злых напитков и пищ и да не начинает много. В Весах имеет щастие жениться. В Скорпии едва не приключится ему смертельная болезнь. В Стрелце имеет щастие путешествие творити, и все ему благо случается, в Водолее приходит ему добро. В Рыбах мало имеет щастия. Буде переживе 24 года, то жить будет до 71 лета.