Жерар Папюс: великий маг или шарлатан? Предсказания Николаю II. Таро в женской сумочке

Папюс – выдающейся французский оккультист и маг XX века, масон, розенкрейцер и врач. Автор 25 книг и более 400 статей о и каббале. Создатель особой системы карт Таро . Видный деятель различных оккультных и спиритуалистических организаций конца XIX и начала XX столетий. Он является создателем Ордена Мартинистов и «Каббалистического Ордена Розы Креста ». Полное имя, которое он носил от рождения, было Жерар Анаклет Венсан Анкосс.

Детство и юношество.

Жерар Анкосс (Папюс ) был рождён 13 июля 1865 года в городе Ла-Корунья что в Испании. Точных сведений о родителях, к сожалению, нет. Единственное, известно то, кем они были по национальности, мать была из Испании, а отец – из Франции. Позже, когда Жерару было около 4-х лет, семейство Анкосс переехало в Париж (Франция).

Уже с ранних лет Жерар проявлял тягу к мистике. Все свои юношеские годы, он проводил в Парижской Национальной Библиотеке за чтением и изучением различных книг по оккультизму, постигая такие науки как каббала , магия , алхимия. Стоит сказать, что наибольшее влияние на молодого человека оказали труды знаменитого мэтра ритуальной магии изветного как Элифаc Леви . Кстати, свой будущий псевдоним «Папюс », Жерар взял из «Нюктемерона Аполлония Тианского» авторства Элифаса Леви , и переводится как «врач». Выбор пал именно на «Папюс », так как сам Жерар, в последствии, окончив Парижский Университет, стал врачом, и в 1894 году, за диссертацию по анатомии получил степень доктора. Особое внимание привлекает и название диссертации - «Философия анатомии», многие почитатели работ Папюса , конечно усмотрели и эзотерический смысл данной работы.

Но, помимо знаменитого Элифаcа Леви стоит упомянуть и других авторов, чьё творчество имело огромное влияние на молодого Жерара. Это: труды Луи Люка (1816-1863), Антуана Фабра д’Оливе (1768-1825), Александра Сент-Ива д’Альведейра и Луи Клода де Сен-Мартена. Благодаря работам всех этих авторов, Папюс отверг материалистическую точку зрения, и начал всецело изучать и заниматься алхимией и оккультизмом .

Позже, в 1882 году, Папюс был посвящен в степень «Superieur Inconnu» (Высший Неизвестный) человеком по имени Анри Делааж. Анри принимал посвящение по системы «Вольных Посвящений» Сен-Мартена. И с этого момента начинается активная оккультная деятельность Папюса.

Оккультная деятельность Папюса.

Работа этого выдающегося мага и оккультиста поистине огромна. Он основал несколько орденов, издавал журналы и книги, был даже у истоков гностических церквей.

Но начнём по порядку, с «Ордена Мартинистов». Возникновение Ордена произошло, когда, Папюс вместе со своим идейным товарищем Пьером Огюстом Шабосо (также посвященным по линии Сен-Мартена) основал в 1887 году «Орден Высших Неизвестных», или как его ещё называют «Орден Мартинистов ». За основу для учения и ритуалов для этого ордена были взяты три масонских Устава, а именно: «Устав Избранных Коэнов», Мартинеса де Паскуалиса (1700-1774 гг.), «Исправленном Шотландском Уставе Сен-Мартена» и «Исправленном Уставе» Луи Клода де Сен-Мартена (1743-1803 гг.), известного ученика Паскуалиса, работавшего под тайным именем «Неизвестный Философ».

В свой орден Папюс включил степень Иницианта, позаимствовав для этого ритуалы из Высших Градусов, которые описаны в «Исправленном Шотландском Уставе». Папюс, будучи посвященным, по масонской линии, всегда имел весьма хорошие отношения с масонами . Поэтому Орден Мартинистов так же имел тесную связь с масонством , и многие члены франкмасонства входили в Орден.

Но Папюс всегда был в поиске Истины и новых знаний. Известен факт, что Папюс, был членом теософского общества Елены Блаватской (было это в 1887 году). Но, долго он в нем не задержался. Разочаровавшись, Папюс покинул общество. По одной из версий, он недолюбливал индуистские и восточные культы, а также, не приветствовал сближение теософии с восточными многобожными культами Индостана, что имело место в обществе Блавадской. «Орден Мартинистов » действует и в наше время.

Далее, в 1888 году, трудами Папюса , выходит на свет первое печатное издание журнала «Инициация» (официальный печатный орган «Ордена Мартинистов »), и имел большое влияние в свои годы (издательство было прекращено в годы Первой Мировой Войны). Так же, в этом году, Папюс участвует в организации ещё одного ордена - «Каббалистического Ордена Розы Креста », в этом ему помогают такие личности как: Жозеф Алесандро д’Альвейдер и Станислас де Гуайта. Орден действует и в наше время.

Годом позже, Папюс организовывает «Верховный Совет Ордена Мартинистов », было это в период с 1889 г. по 1891 г. Отличительной особенностью было то, что «Верховный Совет» состоял из членов «Каббалистического Ордена Розы Креста ». С этих пор «Орден М артинист ов » является для Папюса чем-то вроде «внешнего круга», а все внутренние аспекты он решает в «Верховном Совете».

Что касается печатного дела, то оно на журнале «Инициация» не заканчивается. Помимо книг и статей, в 1890 году Папюс выпускает журнал «Вуаль Изиды». Это издание сыграло огромную роль в развитии оккультизма не только во Франции, но и в России, так как многие работы переводились на русский язык и печатались в российском журнале «Изида», но об этом немного позже.

Ещё один момент достойный внимания. Это посвящение Папюса в церковный сан. Он был одним из первых рукоположенных в епископы Гностической церкви, основателем которой является Юлиус Дуанеля. Имя при рукоположении он взял «Тау Винстент», было это в 1893 году. В марте того же самого года, Папюс решил вступить в Парижский Храм под названием «Ахатор», который принадлежал Ордену Золотой зари . Его приняли со степенью «Неофита», но дальше развитие не получилось. В 1907 году в Париже основывается «Католическая Гностическая Церковь» (спустя год, официально поменявшая название на «Вселенскую Гностическую Церковь») в основателях которой числится и Папюс.

Папюс так же, известен не только своими оккультными работами , но и своей деятельностью на ниве масонства . В 1908 году 24 июня в Париже он созывает конгресс масонов и спиритуалистов, посвященное мартинистской традиции. На этой конференции он сам выступал с речью о Мартинизме . В историю это вошло как «Международная масонская конференция». А в последствии, когда умер известный масон Джон Яркер в 1913 году, Папюса избирают следующим приемником этого выдающегося деятеля, с титулом «Великого иерофанта Древних и Общедоступных обрядов Мемфиса и Мицраима».

Папюс в России

За свою жизнь Папюс три раза посещал Российскую Империю, было это в 1901, 1905 и 1906 годах. Основной целью было чтение лекций по магии и оккультизму . Следует отметить, что есть мнение, по которому именно Папюс совершил посвящение Императора Николая II в Мартинизм и что он даже предсказал гибель государя.

Орден Мартинистов возник в Российской Империи в 1894 году, благодаря трудам одного делегата ордена, который приехал в Санкт-Петербург. Но своим развитием российский орден обязан брату министра юстиций, графу полковнику Муравьёву-Амурскому В.В. Когда последний был во Франции на должности военного атташе, то увлёкся оккультизмом , а в 1895 году был принят самим Папюсом в Орден Мартинистов . По окончании несения своей службы во Франции, граф вернулся в Россию и в Санкт-Петербурге основывает Ложу Мартинистов под названием «Аполлония», которая, полностью подчиняется Парижскому Верховному Совету Ордена.

Считается, что в это время увлёкся мартинизмом и сам Император Николай II. Государь часто приглашал погостить у себя соратника Папюса , Филиппа Низье, который долгое время был советником Императора по вопросам медицины и оккультизма. Когда Филипп Низье умер, то царская семья начала тесно общаться с самим Папюсом, было это в 1905 году. Имеет место и тот факт, что Папюс проводил спиритический сеанс для Императора, на котором вызывался дух царя Александра III, цель была узнать судьбу России.

В России очень активно издавались книги и статьи Папюса в журнале «Изида» (официальном печатном издании Российской Ложи Мартинистов ). Этот журнал был аналогом парижского журнала «Вуаль Изиды». Работы Папюса имели большое влияние на развитие оккультизма на территории Российской империи.

Конец деятельности и жизненного пути.

Жерар Анкосс или более известный как Папюс , был выдающимся магом и врачом, оккультистом , каббалистом и масоном. Его работы, как раньше, так и сегодня являются учебными пособиями для многих начинающих магов, оккультистов и каббалистов.

Он ушел из жизни в 1916 году 25 октября в возрасте 51-го года. Причиной этому послужила Первая Мировая Война, на которую Папюс пошел добровольцем, как военный врач. В ходе своей работы он сильно заболел, и его комиссовали по причине туберкулёза, от чего он и умер.

Но труды и работа, которую Папюс вложил в развитие своего Ордена и оккультизма в целом, осталась жить в его последователях.

Папю́с (фр. Papus), настоящее имя Жерар Анаклет Венсан Анко́сс или Энко́сс (фр. Gérard Anaclet Vincent Encausse; 13 июля 1865 - 25 октября 1916) - известный французский оккультист, масон, розенкрейцер и маг; врач по образованию; основатель ордена мартинистов и член «Каббалистического ордена РозыКреста»; автор более 400 статей и 25 книг по магии и каббале; автор знаменитой системы карт Таро; видная фигура в различных оккультных организациях и парижских спиритуалистических и литературных кругах конца XIX и начала XX столетий.

Ранние годы

Жерар Анаклет Венсан Анкосс родился в городе Ла-Корунья (Испания) 13 июля 1865 года. Его мать была испанкой, а отец - французом. В 4 года семейство Анкосс перебралось во Францию, в Париж.

В молодости Анкосс провел много времени в Парижской национальной библиотеке за изучением каббалы, таро, магии, алхимии и работ Элифаса Леви. Псевдоним «Папюс», который Анкосс взял впоследствии, был заимствован из «Нюктемерона Аполлония Тианского» Элифаса Леви (опубликованного как приложение к его книге «Учение и ритуал высшей магии») и означал «врач».

На Жерара Анкосса оказали влияние труды Луи Люка (1816-1863), Антуана Фабра д’Оливе (1768-1825), Александра Сент-Ива д’Альведейра и Луи Клода де Сен-Мартена. Именно благодаря трудам этих авторов Папюс отказался от материализма и позитивизма, и занялся алхимией и оккультизмом.

Папюс был посвящён в 1882 году в степень S∴I∴, «Superieur Inconnu» (высший неизвестный) Анри Делаажем, который, в свою очередь, был посвящённым по линии преемственности системы «Вольных посвящений» Сен-Мартена.

Оккультная, мартинистская и масонская деятельность

В 1887 году Папюс вместе с Пьером Огюстом Шабосо, также имевшим посвящение по одной из линий преемственности от Сен-Мартена, объединив свои линии, основал «l’Ordre des Superieurs Inconnus» (Орден Высших неизвестных), который приобрел известность под именем Орден Мартинистов. Ритуалы и учение ордена были основаны на трех «уснувших» масонских уставах: Уставе Избранных Коэнов (фр. Elus-Cohens) Мартинеса де Паскуалиса (1700-1774 гг.), «Исправленном шотландском уставе Сен-Мартена» и «Исправленном уставе» Луи Клода де Сен-Мартена (1743-1803 гг.), ученика Паскуалиса, писавшего под псевдонимом «Неизвестный философ». Так же, в структуру ордена была включена степень инициата, символизм и ритуал которой был заимствован из высших градусов Исправленного шотландского устава, и представляет собой, по мнению исследователя тайных обществ Джона Майкла Грира - степень рыцаря благодетеля святого града (C∴B∴C∴S∴) введённую в устав другим учеником Паскуалиса - Жаном-Батистом Виллермозом. Орден поддерживал добрососедские отношения с франкмасонством, так, что часть масонов были мартинистами. Выдержав испытание временем, орден и сегодня продолжает своё дело. В том же году Папюс вступил в теософское общество Елены Петровны Блаватской, однако вскоре покинул его ряды, разочаровавшись. Существуют различные версии причины его разочарования, среди которых основной считается сближение теософии с восточными политеистическими культами Индостана, в частности с индуизмом и прочими, которые Папюс недолюбливал и не поощрял.

С 1888 года Папюс начинает выпускать журнал «Инициация» (фр. l’Initiation), который являлся официальным печатным органом Ордена Мартинистов, и просуществовал вплоть до Первой мировой войны. В том же году вместе с маркизами Станисласом де Гуайта и Жозефом Александром Сент-Ивом д’Альвейдером он участвует в основании «Каббалистического Ордена РозыКреста», став одним из его соучредителей. Этот орден благополучно существует и действует по сей день.

В течение 1889-1891-х годов Папюс организует «Верховный совет ордена мартинистов», который по своей сути представлен членами «Каббалистического Ордена РозыКреста», таким образом, что Орден Мартинистов становится для него как бы «внешним кругом».

В 1890 году основывает журнал «Покров Изиды» (фр. Le Voile d"Isis). Позже в 1901-1905 гг. Папюс приезжает в Санкт-Петербург, где в 1909 году члены Ордена Мартинистов основывают журнал «Изида» - официальный печатный орган мартинистов, издающий переводы книг Папюса и другие произведения по оккультизму.

В 1893 году Папюс был одним из первых посвящён в епископы Гностической церкви («Eglise Gnostique») Жюля Дюанеля, взяв себе имя «Тау Винстент».

В 1894 году получил степень доктора медицины Парижского университета за диссертацию по «философии анатомии».

В 1896 году доктор Жерар Анкосс был приглашен в ложу «Радуга», работавшую по Египетскому уставу Мицраима, на открытое («белое», то есть не ритуальное) собрание, основным поводом проведения которого являлась конференция, посвящённая мартинистской традиции, и выступил с речью о традиции Мартинизма и Ордене Мартинистов. Однако, несмотря на это, в связи с отрицательным отношением ряда братьев ложи к спиритуализму, теургии, и церемониальной магии, Папюсу было дважды отказано в принятии в ложу (в том же, 1896 году, и в 1897 году). Все это спровоцировало разногласия в ложе «Радуга», остававшейся к тому времени единственной регулярно действующей ложей под эгидой Великой ложи Мицраима. В 1899 году ложа «Радуга» разделилась на две: одна ложа под руководством Абеля Хаатана, в которую вошли противники Папюса, и другая ложа под руководством Жюля Осселена, в которой сосредоточились братья, являвшиеся друзьями Папюса, в том числе и Ивон Ле Луп (1871-1926) более известный под псевдонимом Поль Седир.

В 1901 году ложа «Радуга» Абеля Хаатана слилась с Древним египетским уставом Мицраима, который двумя годами позже растворился в Великом востоке Франции. И в том же, 1901 году посвящение в Египетский устав Мицраима, в ложе Жюля Осселена, получил Папюс.

Тогда же, в 1901 году, по патенту, выданному Джоном Яркером, Папюс инсталлирует в Париже ложу «Изначального и подлинного устава Сведенборга» под отличительным титулом «INRI» № 14 и берет в руки её молоток. В ноябре того же года, журнал «Инициация» упоминает устав Сведенборга и ложу «INRI» среди эзотерических систем, чьим печатным органом он служит, наряду с Орденом Мартинистов, и «Каббалистическим орденом РозыКреста».

В 1905 году, 9 марта, в ложе «Свободная мысль», работавшей под эгидой Великого востока Франции, Папюс произносит речь, в которой ставит вопрос: «Должно ли масонство быть спиритуалистическим?».

20 марта 1906 года Папюс получает патент на создание Великой сведенборгианской ложи Франции. Эта ложа принимала в свои ряды только масонов в степени мастера, и присваивала последовательно три высших градуса, то есть работала как «Ложа Усовершенствования» в Системе высших степеней.

15 ноября 1906 года Папюс получает права на основание в Париже новой ложи, под названием «Humanidad» (Человечество) № 240, в которой проводились работы в символических градусах по «Испанскому национальному уставу», и которым руководил из Исидоро Вийарино дель Вийар (1827-1914). Благодаря этому Папюс получил возможность посвящать в высшие степени капитула «INRI» № 14 братьев, ранее получивших «символические степени» в ложе «Humanidad». 25 октября 1907 года в этой ложе был посвящён Рене Генон, и в ней же был возведен Папюсом в степень мастера 10 апреля 1908 года, незадолго до того, как его исключат из всех обществ за недостойное поведение.

Международный масонский Конвент 1908 года

В январе 1908 года в журнале «Покров Изиды» (фр. Le Voile d"Isis) объявляет о созыве в июне масонского конвента спиритуалистических уставов, организатором которого выступает Орден Мартинистов. Папюс, и его ближайший соратник Тедер (Шарль Детре) создали Временный организационный комитет, секретарем которого назначили мартиниста Виктора Бланшара, будущего великого мастера Синархического ордена мартинистов. Членами комитета являлись: Медерик Бодело, д-р Биаджини, Шарль Бланшар, Боннэ, Анри-Жан Бруйу, Эдмон Дас, Жан Дежобер, Ш.Дюбург, Гектор Дервиль-сын, Луи Фужерон, Патрис Жанти (1883-1961), Этьен Гарэн, Альбер Жуне, Мерль, Альбер и Леон Ноэль, Жорж Дескорнье-Фанег, Шмид, Александр Тома и Рене Генон, который в тот же год будет изгнан из Ордена Мартинистов.

15 марта 1908 года Папюс становится в Париже гарантом дружбы между Державным святилищем и Великим востоком Берлина, который должен был быть представлен на конвенте своим великим мастером - Теодором Ройссом.

В июне 1908 года семнадцать масонских послушаний, признающих «Великого Архитектора Вселенной» собрались на Конвент спиритуалистических уставов. Целью конвента было заявлено:

«Срочно нужно, чтобы французы, связанные с масонскими организациями, смогли установить параллели между настоящим традиционным и спиритуалистическим масонством и теми обрывками невежества и заблуждений, которые фигурируют во Франции под флагом масонства».

Темы, обсуждавшиеся на ковенте, приводит журнал «Хирам», впоследствии подтвержденные в другом, весьма редком издании: «Полный отчет работ Масонского спиритуалистического конгресса и конвента. Спиритуализм, Эзотерическое христианство, Магнетизм и прикладные науки, Спиритуалистическое масонство ».

На Конвенте присутствовали следующие масонские организации:

  • «Устав Мемфиса-Мицраима» был представлен «Древним и изначальным уставом» в Англии и Ирландии, то есть его державным святилищем, основанным в 1892 году Джоном Яркером по патенту Сеймура, в лице Тедера, который в отсутствии Джона Яркера был официальным делегатом на конгрессе от этого правящего органа.
  • Великий восток и Державное святилище шотландского устава Серно и Мемфиса-Мицраима Германской Империи с официальной штаб-квартирой в Берлине, но управляемые из Лондона Теодором Ройссом, были представлены на Конгрессе своим Великим Мастером.
  • «Изначальный и подлинный устав Сведенборга» был представлен Великой сведенборгианской ложей Англии, основанной Яркером в 1876 году и затем распространившейся по миру, в лице уже упомянутого Тедера. Присутствовали также и её филиалы - Берлинский и Парижский, - которые выступали под эгидой Великой сведенборгианской ложи Германии под руководством Ройсса, за несколько лет до этого её создавшего, и Великой сведенборгианской ложи Франции, основанной Папюсом в 1906 году, когда он возглавил храм и капитул «INRI».
  • Арабское масонство «Сыновей Измаила», которое Джон Яркер унаследовал за несколько лет до этого от Кеннета Маккензи.
  • Великая символическая ложа Испании и Державный иберийский великий национальный совет, основанный в качестве надстройки над ней для высших градусов. Это послушание работало по Национальному испанскому уставу под председательством Исидоро Вийарино дель Вийар, которым и была представлена на конвенте.
  • Делегация послушания Португалии Национального испанского устава, имевшая то же происхождение, что и символическая ложа «Humanidad» при востоке Парижа, возглавляемая Папюсом.
  • Верховный всемирный совет со-масонства, или Le Droit Humain, основанный в 1893 году. Это смешанное послушание сохраняло дистанцию по отношению к резолюциям и оценкам конвента, где оно было представлено сестрой Гедалж.
  • Также были представлены менее известные послушания и юрисдикции: Великая ложа островов Зелёного Мыса, Голубой устав Аргентинской республики, Великая ложа древних и принятых масонов штата Огайо, Великая ложа Святого Иоанна древних и принятых вольных каменщиков штата Массачусетс, Верховный Совет 33 градусов Мексики.

Из немасонских организаций присутствовали на конвенте:

  • Орден Иллюминатов Германии Леопольда Энгеля, который также представлял Теодор Ройсс.
  • Орден Мартинистов, который был представлен Тедером и Папюсом.
  • Каббалистический Орден РозыКреста под председательством Франсуа-Шарля Барле.
  • Эзотерический орден Розы и Креста, основанный Францем Хартманном в 1897 году.
  • Гностическая церковь, которую Жюль Дуанель (1842-1902) официально основал в 1892 году после освящения в 1890 году. На конвенте Дуанелева церковь была представлена Фабром дез Эссаром, исполнявшим обязанности Патриарха, но незадолго до конвента была создана и другая Гностическая церковь - Католическая, или Универсальная. Её основателем был Жан Брико, и она быстро завоевывала сердца и многих оккультистов, пронизывая собой все их работы и постепенно выдвинувшись на первое место среди гностический церквей. По окончании конвента Папюс посвятил, или попросил посвятить в священнический сан церкви Дуанеля Теодора Ройсса, а тот, в свою очередь, станет впоследствии основателем другой Гностической Католической церкви (нем. Gnostisch Katolische Kirche), чьи учение и практика будут крайне далеки от доктрин Дуанеля и Брико.
  • Герметическое Братство Луксора Питера Дэвидсона (1837-1915). В это братство входили также Томас Генри Бургон (1885-1894) и Луи Максимилиан Бимштейн, он же Макс Теон (1848-1927), а его официальным представителем во Франции был Франсуа-Шарль Барле, настоящее имя которого было Альбер Фоше (1838-1921).
  • Братство сокровенного света (лат. Fraternitas Thesauri Lucis), основанное в 1897 году Полем Седиром, Марком Авеном и Папюсом, и представленное на конвенте своим главой - то есть Седиром.
  • «Общество розенкрейцеров в Англии» («англ. Societas Rosicruciana in Anglia»), которое поручило Ройссу представлять свой филиал в Германии. Следует упомянуть, что Ройсса несказанно удивило то, что Тедера и Папюса туда не приняли. Тем более что Каббалистический орден РозыКреста подписал, в лице своего великого мастера, соглашение со SRIA (с другой стороны, подписанное самим верховным магом общества), согласно которому члены этих двух организаций получали право посещать собрания друг друга и предоставлять друг другу в распоряжение свои журналы.
  • Внешний Орден Золотой Зари (англ. Golden Dawn in the Outer), основанный в 1888 году Уинном Уэсткоттом, Сэмуэлем Лидделом МакГрегором Мазерсом и Р. Вудманом. В 1893 году Мазерс учредил в Париже храм «Ахатхор» № 7, где 21 марта 1895 года Папюс получил степень Неофита, но дальше этого он не пошёл. Именно этот храм «Ахатхор» № 7 во главе с Мазерсом и представлял Орден Золотой зари на конвенте.

Папюс в России

Три раза Папюс бывал в Российской империи, в 1901, 1905, 1906 годах. Целью приезда были лекции по магии и оккультизму.Именно Филипп и Папюс посвятили Императора Николая II в Мартинизм. По версиям некоторых историков, Папюс предсказал гибель царя Николая II.

Мартинизм появляется в России в 1894 году, тогда в Петербурге появился первый делегат Ордена. Однако основное развитие ордена начинается с деятельности полковника графа Муравьева-Амурского В. В. (брата министра юстиции). Будучи военным атташе во Франции, он увлекся оккультизмом и в 1895 году был принят в Орден самим Папюсом. По возвращении из Парижа он основывает в Петербурге в 1899 году первую в России мартинистскую ложу «Аполлония», подчиняющуюся Верховному совету Ордена в Париже.

К этому времени относятся и сведения об увлечении Мартинизмом Николая II. В начале 1900 года герцогиня Лейхтенбергская Анастасия Николаевна по поручению Николая II посетила во Франции учителя Папюса, члена Верховного совета Ордена Мартинистов Филиппа Антельма Низье, чтобы убедиться в его чудотворной силе. Законченного медицинского образования он не имел и целил гипнозом. 20 сентября 1901 года произошла личная встреча Николая II с мсье Филиппом в Компьене, организованная все той же герцогиней Лейхтенбергской, после чего глубокой осенью того же года по личному приглашению царя почтенный старец прибыл в Петербург. Первое посещение Филиппом Низье России было непродолжительным (около двух месяцев), и ограничилось Царским Селом. Затем Филипп консультировал царскую семью, как медицинский и оккультный советник. Ему был выдан диплом врача. Филипп умер в 1905 году. Царская семья упоминала Филиппа как «одного из двух друзей, посланных нам Богом». В этом же году Папюс провёл спиритический сеанс для Николая II и царицы, призвав дух царя Александра III.

Кандауров Л. Д. сообщает: «После отъезда Филиппа из России в Петербург вскоре прибыл гроссмейстер Ордена Мартинистов Папюс (доктор Анкосс) и его сотрудник Чинский… Папюс основал следующие Мартинистские ложи: в Петербурге „Великая ложа Аполлония Тианского“ (председатель сначала Г. О. Мебес, а потом Антошевский - владелец журнала „Изида“), в Москве „Св. Иоанн Равноапостольный“ (предс. Казначеев, члены: фон Гейер, Рындина, Соколов, Хорват и др.), в Киеве в 1912 г. „Св. Владимир Равноапостольный“ (предс. многоизвестный Маркотун).»

В Санкт-Петербурге (тогда столице России) книги Папюса на русский язык переводил Трояновский А. В. Он же издавал их в журнале «Изида» - официальном издательстве русских мартинистов, и основном популяризаторе и переводчике книг по оккультизму и астрологии в дореволюционной России.

Ложа мартинистов существовала в России до 1916 года, в конце которого Папюс погиб. Тогда было прекращено издание журнала «Изида», и в 1917 году убит Антошевский И. К.

Конец жизни

Публикация Папюса и Punar Bhava (Чинского). «Misteria» № 3, 1913 г.

В 1913 году в Париже появляется Великая Национальная Ложа Франции (ВНЛФ), которая сразу же получает масонское признание от Объединённой Великой Ложи Англии (ОВЛА). Данная юрисдикция проводила масонские работы по Исправленному Шотландскому Уставу (фр. Rite écossais rectifié), которому Папюс симпатизировал, ввиду того воздействия, которое на данный Устав (ИШУ) оказал Жан-Батист Виллермоз, ученик Мартинеса де Паскулиса, и сподвижник Луи Клода де Сен-Мартена в Ордене Избранных Коэнов, от которого вел свою историю Орден Мартинистов Папюса, и ввиду близости ИШУ в некоторых ритуальных, легендарных и догматических элементах с его Орденом Мартинистов.

В 1914 году Папюс, как глава Ордена Мартинистов, и одновременно, глава Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима во Франции, начинает переговоры с Великим Мастером Великой Национальной Ложи Франции Эдуардом де Рибокуром, с целью учредить под его эгидой ряд масонских Лож. Проект был включен в план действий на ближайшие годы, однако начавшаяся Первая мировая война не позволила продолжить работу в этом направлении.

Папюс ушёл добровольцем на фронт, где работал врачом полевого госпиталя, пока его не комиссовали по причине заражения туберкулезом, от которого он и умер 25 октября 1916 года.

Творчество

Будучи прекрасным компилятором (как отмечал его современник, Жюль Буа), Папюс создал много книг, которые современные эзотерики считают актуальными до сих пор. Косвенно это подтверждает тот факт, что его произведения являются одними из самых издаваемых материалов по западной магии.

Библиография Папюса

Полная библиография Папюса составляет более 100 произведений. Ниже представлены наиболее известные книги и статьи.

  • 1887: Современный оккультизм (фр. L"Occultisme Contemporain)
  • 1888: Оккультизм: первоначальные сведения (фр. Traité élémentaire de science occulte), Париж, Carré / Папюс, Н. Новгород, 2013.
  • 1889: Ключ к оккультным наукам: Цыганское Таро (фр. Clef absolue des sciences occultes: le Tarot des Bohémiens), Париж, Carré / Папюс, Н. Новгород, 2014.
  • 1889: Философский камень (фр. La Pierre philosophale, preuves irréfutables de son existence), Париж, Carré
  • 1890: Оккультизм (фр. L"Occultisme)
  • 1892: Методическое резюме по Каббале (фр. La Kabbale, résumé méthodique), Париж, Carré
  • 1892: Наука магов (фр. La Science Des Mages)
  • 1894: Анархия и синархия (фр. Anarchie, Indolence et Synarchie)
  • 1895: Дьявол и оккультизм (фр. Le Diable et l"occultisme)
  • 1898: Лечение местных заболеваний (фр. Du traitement de l"obésité locale), Париж, Chamuel
  • 1898: Методическое руководство по практической магии (фр. Traite Méthodique De La Magie Pratique
  • 1902: Россия сегодня (под псевдонимом Niet, в соавторстве с Жаном Каррэ) (фр. La Russie Aujourd"hui)
  • 1903: Каббала (фр. La Kabbale)/ Папюс, Н. Новгород, 2013.
  • 1909: фр. Appareils enregistreurs destinés à l"étude des sujets et médiums, Париж
  • 1909: Предсказательное Таро (фр. Le Tarot Divinataire)
  • 1911: Генезис и развитие масонских символов
  • 1912: Русско-японский конфликт и магнетические цифры (фр. Le Conflit russo-japonais et les nombres magnétiques), Париж
Папюс умирал... Матильда с сухими глазами дежурила у постели мужа, меняя полотенца, в которые он кашлял кровью. Окружающие недоумевали: самый могущественный оккультист Европы, маг и целитель, умирает во цвете лет в возрасте пятидесяти одного года, не в состоянии себе помочь!
Папюс заболел туберкулезом на фронте, куда ушел в 1914 году, как только началась война. Вел он себя отчаянно и помогал всем - французам, немцам, англичанам, не деля раненых и недужных на "своих" и "чужих". У многих складывалось ощущение, что этот человек ищет смерти...
25 октября 1916 года Папюс сказал жене странную фразу: "Месье Филипп отзывает меня ". И умер. Тогда Матильда не поняла значения этих слов. Лишь много лет спустя, когда будут изучены подробности биографии ее знаменитого мужа, загадка до некоторой степени прояснится. Некий месье Филипп - личность весьма примечательная - действительно сыграл в судьбе Папюса особую роль и оставил значительный след в его сложной жизни.
Папюс узнал о Филиппе благодаря своей будущей жене. В конце 1894 года она пришла в госпиталь на улице Родена на прием к Жерару Анкоссу, который не так давно получил степень доктора медицины, защитив диссертацию по "оккультной анатомии". Врач выглядел внушительно: крупный, даже грузный мужчина со взлохмаченной шевелюрой и странно неподвижным взглядом. У Матильды были поражены экземой обе ноги, и она полагала, что доктор начнет осмотр именно со ступней. Однако ошиблась. Сидя в высоком старинном кресле, Анкосс попросил девушку встать перед ним и закрыть глаза. Матильда повиновалась. Когда же ей было позволено открыть глаза, она с удивлением обнаружила, что врач сидит все так же неподвижно и пристально смотрит как бы сквозь Матильду. Ей стало как-то не по себе. Через десять минут доктор объявил, что у пациентки "болезнь от духов" , которая нуждается в магическом лечении, и вручил ей защитные амулеты, которые велел накладывать на больные места. Но время шло, а улучшений не было, и в конце концов Матильда перестала посещать госпиталь.
А через несколько месяцев Папюс случайно столкнулся с мадемуазель д Аржанс в Люксембургском саду и поинтересовался, помогли ли его амулеты. Матильда весело покачала головой - мол, нет, не помогли. Папюс удивленно вскинул брови, а девушка в ответ стыдливо приподняла юбки и показала белоснежные ножки, на которых не было и следа экземы! Выяснилось, что ее вылечил другой врач. "Кто же этот чудотворец, мадемуазель?" - ворчливо поинтересовался Папюс. Оказалось, некий доктор Филипп из Лиона. "Чем он вас лечил?" - не удержался Папюс. Матильда полезла в сумочку и протянула Жерару какую-то помятую бумажку. "Если угодно, взгляните на рецепт! " Папюс разобрал название совершенно заурядной мази. Внизу он заметил что-то неразборчивое - то ли приписку, то ли рисунок. Значки были очень знакомы, но прочесть это оказалось невозможно. Папюс недоуменно пожал плечами. "Не понимаю, как вам могли помочь столь примитивные средства! "

После той случайной встречи в Люксембургском саду они несколько раз сталкивались у общих знакомых, и между ними возникло подобие романа. Но у Папюса совершенно не было времени ухаживать. Сидя по вечерам за рукописями, он ловил себя на том, что в памяти то и дело всплывает хорошенькое личико Матильды. 23 февраля 1895 года Папюс женился на мадемуазель д Аржанс.

Жерар Венсан Анкосс был далеко не простым врачом. Сын французского химика Луи Анкосса и испанской цыганки (кстати, великолепно гадавшей на картах), уже в шестнадцать лет он всерьез заинтересовался каббалой, магией и таро. Эзотерик старшего поколения Анри Делаж через год посвятил юнца в члены некогда могущественного ордена мартинистов. Тогда Жерар получил новое имя - Папюс, что означало "врач".

Скорее благодаря печатным трудам, нежели практической деятельности о Папюсе вскоре распространилась слава как о маститом оккультисте и маге, чьи возможности поистине безграничны. Однажды к Папюсу в закрытой карете привезли министра колоний Антуана Гийена. Месье Гийену грозила отставка, помешать которой было способно лишь чудо. Папюс прежде всего предложил гостю вступить в орден, объяснив, что без этого не в состоянии помочь. Гййен скрепя сердце согласился. Предстоящий ритуал Жерар вычитал из старинной книги. В темной комнате у окна, занавешенного глухими шторами, стоял стол, покрытый белым холстом, на нем размещался алтарь, развернутый на восток. Рядом лежал текст клятвы подчинения духов. Гййен стоял с мрачным выражением лица, проклиная себя за то, что согласился на этот балаган. Пять часов кряду продержал Папюс министра, совершая обряд посвящения по полной форме. Только после этого, утверждал он, можно просить духов оказать содействие брату по ложе. Самое удивительное, что на заседании кабинета речь Гийена произвела фурор!
С тех пор к Папюсу стала частенько наведываться чиновничья верхушка.
Что же касается врачебной практики, то здесь у Папюса то и дело случались осечки. История с Матильдой, которой не помогло магическое лечение, оказалась далеко не последней. Обычно Папюс старался поскорее забыть о неудачах. Недоброжелатели регулярно подкидывали в его почтовый ящик письма, в которых Папюса называли шарлатаном.

Трудно сказать, кто возложил на Папюса миссию распространить мартинизм в России (возможно, это было решено на собрании лож нескольких европейских стран), но в 1895 году Великий мастер торжественно посвятил в братство первого русского - военного атташе в Париже Валериана Валериановича Муравьева-Амурского (брата министра юстиции). Затем членом ложи стала актриса Ольга Мусина-Пушкина.
В сентябре 1900 года в своей парижской резиденции Муравьев-Амурский устроил Папюсу встречу с новыми потенциальными мартинистами - великим князем Петром Николаевичем, двоюродным дядей Николая II, его супругой Милицей и сестрой супруги княгиней Анастасией Лейхтенбергской. Когда подали кофе, красавица Анастасия отвела Папюса в сторону и спросила, не может ли месье Жерар помочь в одном весьма щекотливом деле. "Вы можете все. Вам ничего не стоит", - льстила Папюсу княгиня. Просьба и впрямь оказалась весьма необычной: княгиня попросила узнать будущее дома Романовых.
Папюс обратился к таро (возможно, дар видеть будущее по картам достался ему от матери-гадалки). Карты показали неминуемую угрозу, надвигавшуюся на российский царствующий дом. Тогда Папюс попытался выяснить, возможно ли угрозу предотвратить. Нет... Он разложил карты еще раз. Со второй попытки небольшой шанс выпал...

Через несколько месяцев Папюс был представлен императору Николаю II и его супруге Александре Федоровне. Монарх спросил, располагает ли доктор Жерар временем и желанием для дружеского визита в Россию, ибо оказал бы честь, прибыв в качестве личного гостя.Папюс с благодарностью принял приглашение. Вскоре он с удивлением узнал, что вместе с ним в Петербург едет месье Филипп - тот самый доктор, который в свое время вылечил его Матильду! Его тоже лично пригласил русский царь! Теперь уж Папюс потрудился навести справки об этом человеке. И узнал, что Филипп родом из крестьянской семьи, проживает в Лионе, где обучался фармацевтике, получив неполное медицинское образование. Почему же о Филиппе упорно говорят как о чудодейственном целителе, недоумевал Папюс. Скорее всего, он банальный шарлатан-недоучка. Удивительно легковерны эти русские...

В Россию оба почетных гостя прибыли в начале 1901 года. Их поселили в Царскосельском дворце, и Папюс исподволь начал присматриваться к своему соотечественнику. Тот оказался маленьким сухоньким брюнетом с подпрыгивающей птичьей походкой и жиденькими волосами. Одевался Филипп подчеркнуто скромно, храня верность застегнутому на все пуговицы одному и тому же черному сюртуку.
Папюс и император много времени проводили в уединенных беседах. Скорее всего, французский гость убеждал Николая в том, что вступление в мартинистскую ложу окажет мощное защитное воздействие на царствующий дом и дела государства. По некоторым сведениям, в конце концов Николай согласился принять посвящение. Подробности события держались в строгой тайне, известно лишь, что уже весной 1901 года в присутствии Папюса и месье Филиппа Николай председательствовал в ложе, получившей название "Крест и звезда". В ложу помимо царской четы вступили также многие представители высшей аристократии.

Папюс с некоторой досадой наблюдал, что его коллега, месье Филипп, в Петербурге нарасхват, и знатные господа выстраиваются к нему в очередь.
Однажды императрица, повстречав Папюса на прогулке, вдруг спросила со смущенной улыбкой, не согласятся ли они с месье Филиппом пройти маленькое испытание. "В назидание нашим врагам", - добавила Александра Федоровна. Папюс знал от своей ученицы Мусиной-Пушкиной, что некоторые лица в Петербурге называют приезжих гостей шарлатанами и требуют, чтобы государь выслал их из России.
Однако "маленькое испытание" оказалось серьезным экзаменом. Комиссия ведущих петербургских врачей (в их число, например, вошел известный психиатр Бехтерев , тоже мартинист) вместе с гостями отправилась в петербургский военный госпиталь. Там Папюсу и Филиппу показали двадцать тяжелобольных пациентов и предложили для начала поставить им диагноз. Месье Филипп своей подпрыгивающей походкой приближался к каждому, секунду-другую пристально смотрел на пациента и оглашал диагноз. После каждого вердикта месье Филиппа русские профессора, сверясь с историей болезни, восхищенно ахали: он не допустил ни единой ошибки.Более того, Филипп заявил, что из осмотренных им больных шестнадцать человек выздоровеют, а четверо умрут. Его предсказание в точности сбылось. Папюс же ошибся ровно в половине случаев. После экзамена Императорская военно-медицинская академия присвоила Филиппу степень доктора медицины. Но каково же было удивление Папюса, когда он узнал, что этот целитель-недоучка имеет целую кипу почетных дипломов "за медицинские и гуманитарные заслуги": от университета Цинциннати американского штата Огайо, от марсельской Академии Христофора Колумба, от Королевской академии в Риме, а итальянский город Акри сделал Филиппа своим почетным гражданином, после того как он излечил от смертельного недуга градоначальника. Папюс чувствовал себя опозоренным.

Вернувшись во Францию, он потерпел еще ряд неудач в лечении высокопоставленных больных. О Папюсе стала распространяться дурная слава. Обеспокоенный происходившим, Жерар решил смирить гордыню и обратиться за помощью к месье Филиппу. В одном из писем он даже написал, что якобы коллега явился к нему в пророческом сне.
"Прошу вас принять меня в ученики", - смиренно попросил Папюс месье Филиппа, прибыв в Лион. Скромная обстановка приемной целителя поразила Папюса: кушетка, простой деревянный стол и два стула. В ответ на просьбу хозяин разразился добродушным смехом: "Ты же гораздо умнее меня, Жерар, куда мне тебя учить! " Но Папюс настаивал.
"Чистота сердца и чистота молитвы, - сказал Филипп. - Больше ничего не надо. Никаких пассов и заклинаний ".

В августе 1904 года Матильда прислала служанку в клинику мужа с известием: опасно больна Виктория Лаланд, дочь месье Филиппа. И Филипп просит Папюса срочно приехать. Папюс недоумевал: чем же он может помочь, если сам учитель бессилен?

В доме целителя царила суматоха. Заплаканная мадам Филипп бросилась в ноги Папюсу: "Жерар, про вас говорят, что вы все можете! Спасите Викторию! Ее отца, видно, оставили высшие силы".

Бледный, осунувшийся месье Филипп стоял у постели метавшейся в жару дочери. Жерар взял руку девушки, чтобы пощупать пульс, и его сердце сжалось: да пульс-то предсмертный, чтобы это понять, не надо быть магом! Филипп дал Виктории какое-то питье, от которого та почти сразу уснула, и предложил Папюсу прогуляться. "Я позвал тебя, чтобы ты получил урок, - глухо сказал Филипп. - Ведь ты просил об этом. Так вот, судьбе угодно, чтобы Виктория умерла. Запас ее жизненных сил исчерпан... Я могу воспротивиться, исцелив ее, но тогда у меня пропадет дар лечить других... "
"Но ведь это ваша дочь, месье Филипп, - пробормотал потрясенный Жерар. - При чем же здесь другие?! " "Вот потому твои пассы и не действуют, - вздохнул Филипп. - Разве не сказано в Евангелии - заботься о других? Люби ближних... Разве ты, великий маг, ничего не знаешь о жертве?"

В ночь после смерти Виктории Филипп сообщил Папюсу, что проживет еще год и за это время успеет помочь ровно 750 человеческим существам. "Хочешь ли ты исцелять?" - спросил он Папюса. Жерар судорожно кивнул головой. "Тогда забудь о себе. Не бери вознаграждения. И будь готов к жертве. Это главное". Еще Филипп добавил, что, приближаясь к больному, он чувствует себя ничтожеством, мошкой и умоляет о высшем заступничестве. Папюс же до сих пор, пытаясь врачевать, чувствовал себя по меньшей мере полубогом.

После той памятной встречи с месье Филиппом магические процедуры, которые применял Жерар в своей лечебнице, неожиданно возымели почти стопроцентный успех. Практика у Папюса увеличилась втрое, возросли и доходы. Матильда простодушно радовалась этому и уже собиралась купить приглянувшееся поместье в Грасе, но муж разрушил ее планы, отдав деньги французскому Красному кресту. Малоимущих больных он отныне принимал бесплатно, чего раньше никогда не делал.

2 августа 1905 года месье Филипп умер. На похороны собралось невиданное количество народа, были присланы соболезнования из разных стран, в том числе и от русского двора. А в октябре Папюс получил приглашение от Николая II безотлагательно приехать в Россию. Санкт-Петербург встретил Жерара выстрелами и озлобленными голодными толпами. В Царском Селе, напротив, стояла какая-то гнетущая тишина. Семья Николая и его приближенные сновали по огромному темному дворцу, подобно теням.
... В удаленных покоях Царскосельского дворца собрались четверо: Николай II с супругой, капитан Мандрыка - адъютант императора и Папюс. По просьбе государя французский маг должен был вызвать дух Александра III, чтобы император спросил у отца совета. В звенящей тишине Папюс начертил на полу магические знаки и произнес заклинания. В этот момент глаза его закатились, и он обмяк, словно тряпичная кукла. Какое-то время медиум находился в трансе, когда же сознание вернулось к нему, собравшиеся услышали следующее: "Ты должен во что бы то ни стало подавить начинающуюся революцию. Но, увы, она еще возродится, и катастрофа неминуема. Что бы ни случилось, бодрись, сын мой. Не прекращай борьбы". Остекленевший взгляд Николая сверлил Папюса. "Что еще он говорит? Значит, не давать конституции?" - "Значит, не давать"...

Сеанс окончился, и все четверо долго сидели в полном молчании. Первой его нарушила императрица, спросив, возможно ли предотвратить предсказанное.
Папюс задумался. "Возможно, пожалуй... "
Несколько суток он провел взаперти, изучая каббалистические таблицы, и вскоре сообщил царской чете, что выполнил просьбу. Однако заклинание, защищающее Романовых от катастрофы, будет иметь силу лишь до тех пор, пока сам Папюс "не исчезнет с физического плана". Примечательно, но это один из немногих случаев в практике Папюса, когда сам он был неколебимо уверен в действенности своего заклятия.
В благодарность царица преподнесла доктору Жерару массивный золотой ковш, украшенный драгоценными камнями. Увы, дальнейшая судьба подарка неизвестна, но вполне вероятно, что Папюс отдал его на благотворительность.

В 1906 году он в третий раз посетил Россию с коротким визитом и, по слухам, гадал Николаю, убеждая его готовиться к войне с Германией.
Забегая вперед, скажем, что императорская чета переписывалась с Папюсом до самой его смерти. Любопытно, но доктор Жерар впоследствии предостерегал их от влияния Распутина. Узнав о кончине Папюса в 1916 году, Александра Федоровна написала мужу на фронт: "Папюс умер, а значит, мы обречены".

Спустя одиннадцать лет после свадьбы в семье Папюса случилось чудо: 2 января 1906 года Матильда родила мальчика, их единственного ребенка. Папюс назвал сына Филиппом, в честь того, кого с некоторых пор считал своим единственным учителем.
В конце 1913 года (мальчику было семь лет) он порезал кухонным ножом палец, и рана загноилась. Началось заражение крови. Никакие пассы, сколько Жерар ни производил их над сыном, не помогали. Гомеопатия и медицинские препараты - тоже. Папюс впал в отчаяние.
Ночью ему приснился месье Филипп, который сказал: "Отдай мальчика". К своему ужасу, Жерар понял намек учителя: речь шла о "жертве". Но нет, на такое он не способен. Он не может позволить умереть единственному обожаемому сына. У месье Филиппа было пятеро детей, разве это не меняет дела? Вечером Папюс повесил на шею мальчика талисман с магическими символами и начал заклинать духов, приказывая им покинуть тело сына. На третий день Филиппу стало лучше и он постепенно пошел на поправку.
Однако после чудесного исцеления ребенка здоровье самого Папюса резко ухудшилось. Его стали преследовать голоса и видения. Исчезли и целительские способности, в клинике Папюса все чаще умирали больные. Матильда была уверена, что кто-то наслал на мужа порчу, но сам Папюс отлично знал, что произошло. Разложив таро, он с точностью до дня выяснил дату своей близившейся кончины.
Эту дату, как оказалось, Папюс предсказал совершенно точно: 25 октября 1916 года. Он спокойно принял смерть, запретив Матильде и близким плакать. Так закончилось ученичество Папюса у Антелъма Филиппа.

Настоящее имя Папюса (Papus) - Жерар-Анаклет-Винсент Анкосс (Gerard Anaclet Vincent Encausse). Он родился в 6 утра 13 июля 1865 года в испанском городе Ла Корука. Когда сыну было четыре года, семья переехала в Париж, где Жерар и получил образование. В молодости он много времени изучал в Парижской национальной библиотеке Каббалу, Таро, работы по магии и алхимии. Псевдоним "Папюс", заимствованный им из "Нуктемерона Аполлония Тианского" Элифаса Леви, означал "врач". Что и неудивительно, поскольку Анкосс изучал в медицину в Парижском университете, и в 1894 году получил степень доктора медицины за диссертацию по анатомии.

Однако прославился Жерар Анкосс как автор свыше 400 статей и 25 книг по магии, Каббале и Таро, опубликованным под именем Папюс. Он считался видной фигурой в различных оккультных организациях и парижских спиритуалистических и литературных кругах конца XIX и начала XX столетий. Еще в 1887 году Папюс вступил во Французское теософическое общество, которое вскоре покинул - его не устраивало то, что оно сосредоточило все свое внимание на восточном оккультизме.

В 1891 году Папюс создал основанный на двух угасших масонских обрядах орден, ставший известным как орден мартинистов. В 1893 году Папюс был одним из первых посвящен в епископы Гностической церкви Франции ее основателем Юлиусом Дуанелем, а в марте того же самого года он вступил в Храм Ахатор Ордена Золотой зари в Париже. Папюс трижды (в 1901, 1905 и 1906 годах) посещал Россию с лекциями по магии и оккультизму. Известно также, что он консультировал последнюю царскую чету в качестве врача и оккультного советника. В 1907 году Анкосс был в числе основателей Католической гностической церкви, год спустя переименованной во Вселенскую гностическую церковь. 24 июня 1908 года Папюс организовал в Париже конгресс масонов и спиритуалистов, получивший название "Международной масонской конференции". В 1913 году, после смерти известного масона Джона Яркера, Папюс был избран его преемником в должности Великого иерофанта (международного главы) Древних и Общедоступных обрядов Мемфиса и Мицраима.

С началом Первой мировой войны, Анкосс вступил во французский армейский медицинский корпус. Отдавая все силы лечению раненых, он серьезно заболел и был вынужден вернуться в Париж. Через несколько месяцев, 25 октября 1916 года, в возрасте 51 года, он скончался от туберкулеза.

Из всех оккультных авторов конца XIX-начала XX веков Папюс - самый «издаваемый». На русском языке выходили такие его книги, как «Практическая магия», «Магия и Гипнотизм», «Первоначальные сведения по оккультизму», «Наука о числах», «Каббала, или Наука о Боге, Вселенной и Человеке», «Генезис и развитие масонских символов».

Жерар Анаклет Винсент Анкосс родился в Ла Корунья в Испании 13 июля 1865 года. Его мать была испанкой, а отец - французом. Глава семейства Луи Анкосс подвизался в качестве химика. Когда Жерару было 4 года, его родители перебрались в Париж, где он и получил образование.

В молодости Анкосс провел много времени в Парижской Национальной Библиотеке за изучением Каббалы, Таро, магии, алхимии и работ . Псевдоним "Папюс", который Анкосс взял впоследствии, был заимствован из "Нуктемерона Аполлония Тианского" Элифаса Леви (опубликованного как приложение к его книге "Догматы и ритуалы высшей магии") и означал "врач". Папюс прославился прежде всего как автор более 400 статей и 25 книг по магии, Каббале и Таро. Он считался видной фигурой в различных оккультных организациях и парижских спиритуалистических и литературных кругах конца XIX и начала XX столетий.

Любопытную характеристику Папюсу дал его современник, другой известный французский маг и оккультист Жюль Буа: "Хороший работник, превосходный организатор, он взрывал свою борозду плугом энциклопедизма - к несчастью, слишком поспешного. Он оставил огромные книги, наполненные всяким хламом, в них отовсюду набраны цитаты и рисунки, перепутаны тексты (...) Это была густая похлебка для людей, изголодавшихся по чудесному: их вкус не придирчив, - только бы насытиться. Но - несправедливо требовать от него художественности, в то время как он обладает всеми качествами хорошего, методического компилятора".

В октябре 1887 года Папюс вступил во Французское Теософическое Общество, однако, вскоре покинул его, так как был недоволен тем, что Теософическое Общество сосредоточило все свое внимание на восточном оккультизме. Он также был членом Герметического Братства Света. В 1888 году Папюс вместе со своим другом Люсьеном Шамуэлем основали "Librarie du Merveilleux" и стали издавать его ежемесячный журнал "L"Initiation", выходивший до 1914 года.

Своим "духовным учителем" Папюс называл таинственного мага и целителя известного как "Мэтр Филипп" (Philippe Nizier) (1849-1905 гг.), совместно с которым он одно время владел лечебницей. Но его первым настоящим учителем в интеллектуальных вопросах оккультизма был маркиз Джозеф Александр Сент-Ив д"Альвейдер (1842-1910 гг). Сент-Ив унаследовал архив одного из великих основателей французского оккультизма, Антуана Фабра де Оливе (1762-1825 гг.), и вероятно, именно Сент-Ив представил Папюса маркизу Станисласу Гюайту (1860-1898 гг.). В 1888 году Папюс, Сент-Ив и Гюайт, объединившись с Джозефом Пеладаном и Освальдом Виртом, основали Каббалистический Орден Розы-Креста.

12-15 мая 1891 года Папюс участвовал в знаменитых дуэлях между Гюайтом и писателем Жюлем Буа, нападавшим на Гюайта в печати. Буа, в свою очередь, оказался вовлеченным в "магическую войну" между Гюайтом и его соперником аббатом Булланом. Буллан был главой раскольнического отделения Oeuvre Ла Misеricorde ("Труд Милосердия"), оккультной церкви, основанной Эженом Винтра в 1851 году. Одним из эпизодов этой войны стала публикация романа Жориса Карла Гюисманса "La Bas" ("Там внизу"), поразительная история магов-сатанистов, в которых легко можно было угадать самого Гюайта и его знакомых.

В первый раз Буа и Гюайт дрались на пистолетах. Буа ожидал, что зловещие магические влияния скажутся на результате поединка; Однако все произошло иначе. По дороге к месту дуэли на его лошадь напал необъяснимый ужас, и этот припадок чуть не стоил оккультисту жизни. Но во время поединка ни Гюайт, ни Буа не пострадали. Впоследствии обнаружилось, что оружие одного из них (кого именно, так никогда и не выяснилось) дало осечку, и пуля не вылетела из ствола.

Второй поединок был на саблях. Дрались Буа и Папюс. На сей раз, по пути к месту дуэли, карета Буа опрокидывалась дважды. Но во время поединка Папюс и Буа лишь слегка ранили друг друга и позже сделались большими друзьями.

После смерти Гюайта в 1897 году (от передозировки наркотиков), Папюс стал последним руководителем Кабалистического Ордена Розы-Креста.

В 1891 году Папюс создал l"Ordre des Supеrieurs Inconnus, который приобрел известность как Орден Мартинистов. Он был основан на двух угасших масонских обрядах: Обряде Elus-Cohens или Избранных Священников Мартинеса Паскалиса, или Паскуалиса (1700-1774 гг.); и Восстановленный Обряд Святого Мартина Луи Клода Сен-Мартена (1743-1803 гг.), ученика Паскуалиса, писавшего под псевдонимом "Неизвестный Философ". В ордене Мартинистов было три степени посвящения. Папюс утверждал, что ему достались оригиналы произведений Паскуалиса, а полномочия Обряда Святого Мартина были даны ему его другом Генри Висконтом Делаагом. Сам Делааг утверждал, что его дед по матери был введен в орден непосредственно Сен-Мартеном, в 1887 году он даже попытался восстановить орден самостоятельно. Выдержав испытание временем, орден и сегодня продолжает его дело.

В 1893 году Папюс был одним из первых посвящен в епископы ("Еglise Gnostique") Франции Юлиусом Дуанелем, который основал ее в 1890 году с целью восстановить религию катаров. В 1895 году Дуанель сложил полномочия Примаса Гностической церкви Франции, оставив управление Церковью синоду из трех его прежних епископов, одним из которых был Папюс. 23 марта того же самого года Папюс вступил в Храм Ахатор в Париже.

Несмотря на серьезные занятия оккультизмом и активное участие во многих оккультных группах, Анкосс находил время и для обычных академических занятий в Парижском университете. В 1894 году он получил степень доктора медицины за диссертацию по философской анатомии. Он открыл клинику на улице Родена и имел процветающую практику.

Папюс трижды - в 1901, 1905 и 1906 годах - посещал Россию с лекциями по магии и оккультизму. Известно также, что он консультировал царя Николая II и царицу Александру как врач и оккультный советник. В октябре 1905 года Папюс предположительно вызывал дух Александра III, отца царя Николая, который предсказал, что царь потерпит крушение от рук революционеров. Говорят, Папюс пообещал царю магически отсрочить исполнение пророчества Александра, по крайней мере, до своей смерти (его заявление оказалось вполне точным, Николай потерял свой трон через 141 день после смерти Папюса). Хотя для царя и царицы Папюс, вероятно, был не более чем шаманом, интересно, что в дальнейшем он пытался оказывать им помощь в принятии государственных решений. К примеру, в последующей переписке он неоднократно предупреждал их против влияния Григория Распутина.

Впоследствии Жан Брико утверждал, что в ходе своих поездок в Россию Папюс основал в Царском селе мартинистскую ложу, во главе с Николаем II. Однако это сообщение ничем не было подтверждено. Более достоверной выглядит информация о том, что первую в России мартинистскую ложу основал в 1899 году в Петербурге граф Валериан Муравьев-Амурский (брат министра юстиции), принятый около 1895 года Папюсом в его Орден Мартинистов.

Папюс никогда не принадлежал к регулярному масонству Великого Востока. Напротив, он критиковал его за то, что оно (в отличие от Тайного Христианства Гностической церкви, Каббалистического ордена Розы-Креста и Ордена Мартинистов) отменило для своих членов обязательную веру в Верховное существо и стало атеистическим. 12 июля 1899 года, стремясь соединить свой Орден с оккультным масонством. Папюс был инициирован в лишь масонский обряд Мемфиса и Мицраима, не признаваемый "регулярным масонством".

В 1907 году Анкосс и Луи-Софрон Фугерон (оба - епископы Гностической церкви Дуанеля) совместно с Жаном Брико (который состоял в Ордене Мартинистов) основали Католическую гностическую церковь ("Eglise catholique Gnostique"), которая включила в себя некоторые обряды Римско-католической церкви. Год спустя она была переименована во Вселенскую гностическую церковь.

24 июня 1908 года Папюс организовал в Париже конгресс масонов и спиритуалистов, получивший название "Международной масонской конференции". На ней Папюс получил от главы О.Т.О. (Мерлин Перегринус, 1855-1923 гг) патент на учреждение в Париже "Высшего Великого Генерального Совета Объединенных обрядов Древнего и Общедоступного масонства для Великого Востока Франции и зависимых от него стран". Очевидно тогда же Ройсс даровал Папюсу X° (административный градус) O.T.O. для Франции. В свою очередь Папюс посвятил Ройсса в епископы Католической Гностической церкви, что впоследствии позволило ему включить эту Церковь в систему О.Т.О. В 1913 году, после смерти известного масона Джона Яркера, Папюс был избран его преемником в должности Великого Иерофанта (международного главы) Древних и Общедоступных обрядов Мемфиса и Мицраима.

Когда началась первая мировая война, Папюс вступил в французский армейский медицинский корпус. Как пишет его сын Филипп Анкосс, "будучи главным врачом фронтового госпиталя, он, не считаясь ни с чем, отдавал все свои силы на лечение как французских, так и немецких раненых. Переутомившись и серьезно заболев, он вернулся в Париж, где через несколько месяцев был сражен безжалостной хворью". Папюс умер от туберкулеза 25 октября 1916 года в возрасте 51 года.

Стоит отметить, что из всех оккультных авторов конца XIX - начала XX веков Папюс самый "издаваемый". На русском языке многократно выходили "Практическая магия", "Магия и Гипнотизм", "Первоначальные сведения по оккультизму", "Наука о числах", "Каббала или Наука о Боге", "Генезис и развитие масонских символов" и т.д.

При составлении биографии Папюса использована информация из статей Тау Эйперона "Папюс" и "Жерар Анкосс и французское оккультное возрождение", публикации документов В. Брачева: "Петербургские мартинисты 1910-1925 годов", книг А. Серкова "История русского масонства 1845-1945", Жуля Буа "Невидимый мир".