Житие ангелины сербской. Кондак блаженной Ангелине Сербской

В истории Русского монастыря на Афоне удивительным образом переплелись судьбы нескольких братских православных народов, и прежде всего - русских (всех русских, вышедших из Днепровской Святой Руси), сербов и болгар. И быть может именно этой духовной общностью и духовным родством объясняется та многовековая взаимная братская любовь, которая связывает эти народы.

Сербские и Русские монахи с XII века подвизались в одной обители - в Старом Нагорном Русике, поскольку сербы не имели еще тогда своего монастыря. Основатель Сербской автокефальной Церкви и создатель Сербской Лавры на Афоне (монастырь Хиландарь) свт. Савва Сербский принял постриг именно в этой обители - Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре (ныне он называется Старый Русик). Но и после того, как сербы перебрались в свою собственную обитель, они не прерывали духовных дружественных связей с Русиком.

После того, как связь Руси с Афоном прервалась по причине княжеской усобицы и монгольского ига, так что русские подвижники не могли приходить на Афон, сербские монахи сохранили Русик от запустения.

В 1309-1310 гг. братия Русского монастыря укрыла Игумена Хиландаря Даниила от каталонских пиратов, в следствии чего обитель было сожжена дотла латинскими фанатиками. Сербский Царь Стефан Душан, осознавая ответственность за происшедшее, полностью восстановил обитель и подарил ей в 1347 г. бесценное сокровище, которым она украшается по сей день - честную главу св. вмч. и целителя Пантелеимона.

Сербские правители, оказывая щедрую поддержку Русскому монастырю, при этом никогда не пытались сделать его Сербским, не смотря на то, что некоторое время его населяли исключительно сербы. Они всегда констатировали факт, что лишь временно оберегают Русик, поскольку истинные его хозяева не могут до поры этого делать.

Наконец, в самом начале XVI в., когда Русь освободилась от монгольского ига, Сербские государи передали Московским князьям ктиторство над их отчиной на Святой Горе - Русской обителью св. вмч. Пантелеимона.

Решающую роль в этом важном историческом событии сыграла деспотиса Сербии преп. Ангелина, чье имя на века вписалось в историю Русского Афона.

Краткое житие св. Ангелины

Преп. Ангелина происходила из рода православных албанских князей и с детства воспитывалась в страхе Божием. Ей было суждено стать супругой Сербского деспота Стефана Бранковича, сына деспота Георгия Бранковича (1427-1456). Сербский деспот Георгий был одним из ктиторов Русского монастыря. В архивах обители сохранилась грамота, датируемая примерно 1430 г., и свидетельствующая о помощи, которую оказывал Георгий Бранкович Русику.

В 1441 г. Стефан вместе с братом Гргуром отправились в Турцию, чтобы навестить и поддержать родную сестру, насильственно взятую в гарем султана. Оба брата были схвачены, обвинены в заговоре, заточены в темницу и ослеплены. В это время скончался их отец - деспот Георгий, и временным правителем стал самый младший его сын - Лазарь (1456-1458), уступивший затем престол вернувшемуся из заточения старшему брату Стефану. За два месяца до падения Сербии под ударами турок, некоторые придворные предали своего государя и тайно способствовали его свержению еще до начала турецкого нашествия. Они оклеветали деспота Стефана и изгнали его из Отечества. Прав. Стефан претерпел многие беды и нужды. Он отправился через Будим к своей сестре графине Катарине, а затем прибыл в город Дубровник в Далмации и оттуда уже отправился в Албанию, чтобы обрести там безопасное пристанище.

Благородная княжеская дочь Ангелина всем сердцем полюбила слепого князя-страдальца Стефана и по благословению родителей вышла за него замуж. Родители дали свое согласие и благословили молодых. Желая всей душой разделить судьбу с благородным изгнанником, в 1461 году Ангелина обвенчалась со Стефаном в Скадаре. Плодом их благословенного брака стали два сына Георгий и Иоанн, а также дочь Мара. Однако счастье их продолжалось недолго - им вновь пришлось бежать от нашествия магометан и скрываться в Италии. 9 октября 1476 г. блаженный Стефан отошел ко Господу. Впоследствии он был причислен к лику святых.

Святой Ангелине пришлось сполна испить чашу вдовства, изгнания и материнского болезнования о добром воспитании троих детей. Она обратилась с просьбой о помощи к Венгерскому королю Матии Корвину, который милостиво дал в удел ей и ее сыновьям город Купиново на реке Саве. Взяв с собой нетленные останки своего супруга, Ангелина добралась через Вену и Буду до Купиново и там в церкви святого апостола и евангелиста Луки положила 15 февраля 1486 года мощи своего супруга Стефана. Венгерский король даровал старшему сыну Ангелины Георгию титул деспота, но Георгий отказался от него в пользу младшего брата Иоанна. В 1495 г. Георгий постригся в монашество с именем Максим. В 1502 г. отошел ко Господу молодой деспот Иоанн, ставший последним деспотом Сербии. Св. Ангелина с монахом Максимом переселилась в земли Валашского воеводы Иоанна Радула, взяв с собой мощи супруга Стефана и сына Иоанна. Воевода Иоанн также отличался благочестием и боголюбием. Некоторое время он оказывал покровительство Афону. В Русском монастыре сохранились грамоты сего государя о пожаловании ежегодной милостыни Русику. Он был покровителем монастыря с 1492 г. Особенно щедрую помощь оказывал он с 1502 г., когда в пределы его владений прибыла св. Ангелина. Вероятно, именно она сподвигла воеводу увеличить милостыню Пантелеимоновой обители, совершенно лишившейся покровительства. В Валахии монах Максим, сын Ангелины, принял епископскую хиротонию.

По возвращении свв. Ангелины и Максима в Сремскую область еп. Максим был поставлен митрополитом Белградским и Сремским. Вместе с матерью они воздвигли монастырь Крушедол во имя Благовещенья Пресвятой Богородицы. Сюда святитель Максим перенес из Белграда свою епископскую кафедру, обновив, таким образом, Сремскую архиепископию.

Вскоре - 18 января 1516 года - он отошел ко Господу и был погребен в Крушедоле. Так праведной Ангелине суждено было пережить мужа и обоих сыновей, которых Господь прославил в лике святых.

Сохранив свое мирское имя, преподобная Ангелина приняла монашеский постриг в построенном ею неподалеку от Крушедола монастыре Сретенья Господня и полностью предалась молитве, делам милосердия и попечению о храмах и монастырях. Эта достойная подражания христианка, супруга, мать и монахиня за свои труды и добрые дела была любовно прозвана в народе матерью Ангелиной. Так, пожив богоугодно и свято, она почила от трудов своих и мирно отошла ко Господу 30 июля 1520 года. Преподобную Ангелину похоронили в той же женской обители, а спустя несколько лет ее святое тело было обретено нетленным, перенесено в монастырь Крушедол и положено в одну раку с мощами ее сына святого деспота Иоанна.

В 1716 году турки сожгли святые и чудотворные мощи святых Бранковичей вместе с монастырем Крушедол. Сохранилась только левая рука святой Ангелины. Память св. Ангелины отмечается трижды в год: 1 июля, 30 июля и 10 декабря.

Роль преп. Ангелины Сербской в судьбе Русской обители на Афоне

В 1502 г., как говорилось выше, св. Ангелина сподвигла валашского воеводу Иоанна Радула активизировать помощь Пантелеимонову монастырю, терпевшему крайнюю нужду.

В 1508 г. преп. Ангелина написала письмо Великому князю Московскому Василию III, в котором ходатайствовала о Русском монастыре на Афоне, построенном прадедами князя и фактически являвшегося его отчиной. Св. Ангелина просила государя принять ктиторство над сродственной ему обителью, поскольку о ней более некому было позаботится, кроме его царственности. Вот текст этого исторического послания:

"Благочестивому и христолюбивому, и свише от вишнаго промисла изабраному, и Богом хранимому господину, великому кнезу Восилию всеи Рушкие земле и више. Смерена монахиа Аггелина, бивша деспотица, челом бию твоей милости лицем земли и прошу твою милость, що ест монастир у Святои Горе святого Паньтелеимона, твое милости отчина. Инши монастири имают своего хтитора, некотори Иверского цара, а други Власкога воеводу, а монастир святого Пантелеимона иншего хтитора не има, котори жалует святи монастир, тачию твое царство. И всеблаги Бог да умножит лета мноха твоему царству. Аминь".

И хотя в архиве Пантелеимонова монастыря хранится переписка с Великими князьями Василием II и Иоанном III, однако именно это послание св. Ангелины можно считать историческим актом передачи прав ктиторства над Русским монастырем на Афоне государям Руси.

27 июля 1509 г. Великий князь Василий III написал преп. Ангелине ответное письмо. Вот выдержка из этого послания:

"Писала еси к нам о манастыри святого Пантелеимона, иже на Святеи Горе, что иного ктитора не имать, оприч нас; и нам бы ему помагати. И тот монастырь от прародителеи и родителеи нашых здание наше, и мы, как наперед сего тот манастырь, здание прародителеи и родителеи наших, дозирали и милостынею помогали, так и ныне, и вперед, оже даст Бог, тот монастырь святого Пантелеимона, богомолью нашу, хотим дозирати и милостинами помогати доколе даст Бог.

А ныне есма послали в Пантелеимонов манастырь на милостыню и на монастырские потребы с старцом с Семионом Пантелеимонова манастыря пять сороков соболеи да пять тысяч бел. Да с Семионом же есма, с старцом Пантелеимонова манастыря, послали белоградскому митрополиту Феофану и всему священнеишему собору на церковные потребы три сорока соболеи да три тысячи бел, да ковш серебрян, а велели есма им молити Бога и пити из него за наше здравие. А в Кучаину к Спасову Преображениу в Сысоев монастырь Серпьские земли игумену Феофану и священнико[м], и старцо[м], и в[сеи братьи] того монастыря послали есма на милостыню и на монастырские потребы с Семионом же с старцом сорок соболеи да пятьсот бел. А старца того монастыря Сысоева, Ионикея, отпустили есма с Семионом же вместе. А о том тебе ведомо чиним того для, чтобы та наша милостыня до них дошла. Да и вперед, оже даст Бог, хотим их дозирати и милостынями помагати и доколе Бог даст".

С этого момента начинаются теснейшие вязи Русских государей с Русской обителью на Афоне. Великий князь оказывает помощь Русику, делает пожертвования и щедрые вклады.

При русском дворе Великого князя Василия появляется посланник султана Кемар. Также и княжеский посланник Василий Коробов начинает посещать Константинополь. Несомненно, государь ходатайствовал перед султаном о Русской обители на Афоне. Благодаря этому ходатайству султан обратил непосредственное внимание на положение Русика и запретил своим чиновникам притеснять его. Два дочерних монастыря Свято-Пантелеимоновой обители вне Афона в Каламарии и в Сидерокавсии были восстановлены в своих древних правах. Предстательство Великого князя Василия дало основание будущим старцам обители просить следующего государя Иоанна Васильевича о таком же заступничестве.

Через посредство Русского монастыря в этот период времени, по воле Великого князя, доставлялась милостыня для самого Прота и других обителей Афона. Это привело к усилению значения Русской обители на Афоне, как было это в прежние времена в домонгольский период.

Упомянутый эпизод истории является важной вехой во взаимоотношениях Русского Афона и Руси. Последняя вышла из периода кровавых междоусобиц, сплотившись вокруг дома Пресвятой Богородицы - Успенского собора Московского Кремля, осознав себя в качестве удела Божией Матери.

Московские великие князья как хранители дома Пресвятой Богородицы осознавали себя хранителями православной веры на Руси, собирателями и строителями государства. Ныне же десница промысла Божия открыла перед ними новый горизонт: отчина и ктитория их - не только Русская Земля, но и вся православная вселенная. Русь впервые после 1238 года обратила свой взор за пределы своего внутреннего мира. Инокиня Ангелина умоляла Великого князя Василия III принять покровительство хотя бы только над сродственной ему Русскою обителью.

Но русские государи и цари осознавали себя ктиторами и хранителями всей Святой Горы, каковыми некогда были византийские императоры и сербские господари. Фактически это было постепенное вступление русских государей в обязанности Удерживающего. Русик же стал их посредником во взаимоотношениях со Святой Горой и другими славянскими православными государствами. Взаимное притяжение Святой Руси и Святой Горы в это время было обусловлено еще и тем, что они вместе остались единственным оплотом и единственной опорой православия в мире. Все другие православные государства, все другие помесные Церкви находились в османском пленении.

С посланцами игумена Русского монастыря Василий III посылает неоднократно милостыню в Сербскую землю, в митрополию, в монастыри, и самой преподобной Ангелине. Между монастырем и государем завязывается постоянная переписка. Обитель более не ограничивается в сроках посещения Руси для милостыни. Однако скромные насельники Русика не любили без острой нужды докучать и выказывать себя. Князь сам вновь и вновь приглашает игумена прислать старцев за большей, как он пишет, милостыней, и скорбит, что они не приходят: «...И вы нам таких старцов и до сех мест не присылывали. И как вам будет пригоже, и вы бы и ныне такых старцов к нам прислали, с кем бы нам было пригоже ту милостыню к вам послати». В одной из грамот государь так и пишет, чтобы игумен обители и впредь присылал старцев за милостыней, когда того захочет.

В 1533 году в Москву прибывет сам настоятель Свято-Пантелеимоновой обители игумен Гавриил. Князь жертвует своей богомолии на Святой Горе 3000 золотых, что по тем временам было баснословной суммой. На обратном пути старцы будут ограблены разбойниками. На что Государь поднимет служилых людей всех властей, и литовских и валашских, с требованием найти разбойников и вернуть похищенное. Практически вся сумма была возвращена и доставлена на Святую Гору.

Однако со временем греки стали пробовать и вскоре научились осуществлять сношения с Россией в обход Русского монастыря. Ватопед и Великая Лавра почти на полвека заслонили его значение. Это стало главной причиной будущего упадка обители. Русик не успел твердо встать на ноги и укрепиться в канун новых потрясений (Ливонской война и Смутного времени). После окончания смуты, в эпоху патриаршествования Никона, в России вообще восторжествовали грекофильские предпочтения; Русский монастырь на Афоне перестал иметь значение духовного центра для пореформенной России, которая не осознавала важности своего присутствия на Афоне. Это вело к ущемлению интересов обители в греческой среде и к неминуемому в таких условиях упадку. В пришедшую же вскоре Петровскую эпоху монастырь и вовсе перестал пополняться насельниками из России, что привело к временному пресечению Русского монашества на Афоне и разрушению Старого Русского монастыря. Так закончилась славная эпоха постепенного возрождения Русского монастыря на Афоне и восстановления исторических связей с Отечеством, начало которому было положено приснопамятным деянием преп. Ангелины Сербской.

В год празднования 1000-летия Русского монашества на Афоне братство Русского монастыря с особой благодарностью и молитвенной памятью поминает имя святой Ангелины Сербской, проявившей столько заботы о Русской святогорской обители и потому, по достоинству, являющейся ее ктитором. А также с признательностью вспоминает вклад Сербского народа в сохранение Русской отчины в Уделе Пресвятой Богородицы на Святой Горе.

Святая Ангелина была дочерью православного албанского князя Ариянита из Эльбасанского края, и своячницей славного Георгия Скендербега. Жители этого края, который назывался еще Скендерия, были по большей части православными христианами, и отечество их славилось победой веры и оружия. Ангелина росла и воспитывалась в страхе Божием при дворе своего отца. Имя ее матери не дошло до нас, но и она была женщиной богобоязненной и благородной и прекрасно воспитала свою дочь в евангельском благочестии. С детских лет на святой Ангелине видим был перст Промысла Божьего, который готовил ее к подвигам, предстоящим ей в жизни.

В те времена в Албанские края пришел сербский изгнанник - деспот Стефан Слепой, второй сын деспота Георгия (Джурджа) Бранковича (1427-1456 гг.). В 1441 году турки заточили Стефана вместе с его старшим братом Гргуром в темницу, где их обоих ослепили, а потом вернули в родной дом. По смерти их отца деспота Георгия Сербией какое-то время правил самый младший брат Лазарь (1456-1458 гг.), а потом деспотом стал блаженный страдалец Стефан.

За два месяца перед падением под ударами турок сербской столицы Смередева, из-за общей разобщенности и разъединенности сербов, «некие дьволом управляемые люди клеветали, как будто бы деспот Стефан сотворил некое зло, и изгнали его далеко из своего отечества, так что он понес на чужбине многие беды и нужды». Тогда праведный Стефан отправился через Будим к своей сестре графине Катарине, а затем прибыл в город Дубровник в Далмации и оттуда уже отправился в Албанию, чтобы обрести там безопасное пристанище.

Князь Ариянит принял Стефана как брата. Пребывание гостях затянулось на столько, что он стал для них как родственник. Благородная княжеская дочь Ангелина всем сердцем полюбила слепого Стефана и просила у родителей благословения на брак с ним. Родители дали свое согласие и благословили молодых. Желая всей душой разделить судьбу с благородным изгнанником, Ангелина обвенчалась со Стефаном в Скадаре в 1461 году. От благословленного Богом брака у них появились на свет сыновья Георгий и Иоанн, и дочь Мара. Пока дети росли, их постигло новое несчастье. Магометане, убивая и уничтожая все на своем пути, напали на эту христианскую страну. Стефан и Ангелина вынуждены были бежать с детьми в Италию. Здесь Ангелину постигло еще одно испытание - 9 октября 1476 года отошел ко Господу праведный Стефан. Вскоре Бог прославил своего угодника: над могилой Стефана стал появляться таинственный свет, а тело его оказалось нетленным.

Оставшись вдовой с тремя детьми, блаженная Ангелина нуждалась в самом необходимом для жизни. Ей вместе с детьми пришлось вкусить горечь сиротской жизни на чужбине. Движимая заботой о детях, Ангелина обратилась с просьбой о помощи к венгерскому королю Матии, который милостиво дал в пользование ей и ее сыновьям город Купиново на реке Саве. Взяв с собой нетленные останки своего супруга, святая Ангелина через Вену и Буду добралась с детьми до Купиново и там, в церкви святого апостола и евангелиста Луки, 15 февраля 1486 года положила мощи Стефана. Венгерский король Матия даровал старшему сыну Ангелины Георгию титул деспота и некоторые сремские земли, но он вскоре отказался от них в пользу своего младшего брата Иоанна, а сам в 1495 году принял монашество с именем Максим. В 1502 году скончался молодой деспот Иоанн и святая Ангелина и Максим вместе с мощами Стефана и Ионна переселились к влашскому воеводе Иоанну Радулу. Здесь Максим был хиротонисан в митрополита Влахозапланинского, примирил воеводу Радула с молдавским воеводой Богданом и вместе со своей матерью сотворил в тех краях много добрых дел.

Несколько лет спустя Ангелина вместе с сыном вернулась в Срем, где св.Максим стал митрополитом Белградским и Сремским. Вместе с матерью они воздвигли монастырь Крушедол во имя Благовещенья Пресвятой Богородицы. Сюда св. Максим перенес из Белграда свою епископскую кафедру, обновив, таким образом, Сремскую архиепископию. Вскоре он отошел ко Господу (18 января 1516 г.) и был погребен в Крушедоле. Так праведной Ангелине суждено было пережить мужа и обоих сыновей, которых Господь прославил в лике своих святых.

Сохранив свое мирское имя, преподобная Ангелина приняла монашеский чин в воздвигнутом ей неподалеку от Крушедола монастыре в честь Сретенья Господня и полностью предалась молитве и делам милосердия и попечения о святых Божиих храмах и монастырях. Эта достойная подражания христианка, супруга, мать и монахиня за свои труды и добрые дела была любовно прозвана в народе «мать Ангелина». Пожив так богоугодно и свято, она почила от трудов своих и мирно отошла ко Господу 30 июля 1520 года. Преподобную Ангелину похоронили в той же женской обители, а спустя несколько лет ее святое тело было обретено нетленным, перенесено в церковь монастыря Крушедол и положено в одну раку с мощами ее младшего сына, святого деспота Иоанна.

В 1716 г. турки сожгли святые и чудотворные мощи «Сремских святых» Бранковичей вместе с монастырем Крушедол. Сохранилась только левая рука святой матери Ангелины. Службу святой вскоре после явления ее чудотворных мощей написал один из насельников Крушедола. 30 июля, на день ее памяти, в этой святой обители бывает большой праздник и стечение верующего православного народа.

Краткое житие блаженной Ангелины Сербской (Бранкович)

Дочь кня-зя Ге-ор-гия Ал-бан-ско-го и су-пру-га Сте-фа-на, ко-ро-ля Сер-бии, свя-тая Ан-ге-ли-на пре-тер-пе-ла из-гна-ние вме-сте со сво-им му-жем и раз-де-ли-ла все труд-но-сти жиз-ни в Ал-ба-нии и Ита-лии. Двух сы-но-вей сво-их, свя-тых Мак-си-ма и Иоан-на, вос-пи-та-ла в ду-хе ис-тин-но хри-сти-ан-ском. По смер-ти су-пру-га, при-няв мо-на-ше-ский по-стриг, свя-тая Ан-ге-ли-на по-свя-ти-ла се-бя мо-лит-ве, бла-го-тво-ри-тель-но-сти и хра-мо-стро-и-тель-ству. Вер-ная же-на, доб-рая мать и со-вер-шен-ная хри-сти-ан-ка, она во-ис-ти-ну за-слу-жи-ла имя «ма-те-ри Ан-ге-ли-ны», ко-то-рым ее на-гра-дил на-род. Ее чу-до-твор-ные мо-щи со-хра-ня-ют-ся вме-сте с мо-ща-ми ее пра-вед-но-го су-пру-га - свя-то-го Сте-фа-на и их бла-го-че-сти-вых де-тей Мак-си-ма и Иоан-на в мо-на-сты-ре Кру-ше-дол. Свя-тая Ан-ге-ли-на об-ре-ла по-кой и веч-ную жизнь в на-ча-ле шест-на-дца-то-го сто-ле-тия.

Полное житие блаженной Ангелины Сербской (Бранкович)

По неко-то-рым све-де-ни-ям, Ан-ге-ли-на при-над-ле-жа-ла к ро-ду Чер-но-е-ви-чей - бы-ла до-че-рью Ан-дрея по про-зва-нию Ар-ва-нит Храб-рый и пле-мян-ни-цей во-е-во-ды Ива-на-бея, пра-ви-те-ля Чер-но-го-рии в 1465-1496 го-дах. Ко-гда ее бра-та уже, по-ви-ди-мо-му, уже не бы-ло в жи-вых, Иван вы-дал ее за-муж за серб-ско-го дес-по-та Сте-фа-на Сле-по-го Бран-ко-ви-ча . Как боль-шин-ство бра-ков пра-вя-щих особ, ве-ро-ят-но и этот был за-клю-чен по по-ли-ти-че-ским при-чи-нам, что де-ла-ет еще бо-лее при-ме-ча-тель-ной свя-тость, про-си-яв-шую во всей се-мье.

Жизнь серб-ско-го дес-по-та Сте-фа-на Бран-ко-ви-ча и его се-мьи бы-ла пол-на пре-врат-но-стей и бед. Сте-фан и Ан-ге-ли-на жи-ли в люб-ви и со-гла-сии и име-ли дво-их сы-но-вей, Ге-ор-гия и Иоан-на, и двух до-че-рей, Ма-ру и Ми-ли-цу. Око-ло де-ся-ти лет, скры-ва-ясь от ту-рец-кой рас-пра-вы, се-мья про-ве-ла в ита-льян-ской об-ла-сти Фур-ла-нии. Здесь свя-той Сте-фан вме-сте со сво-ей сест-рой Ка-та-ри-ной ку-пил за-мок Бел-град, где и пре-ста-вил-ся.

Ов-до-вев в 1476 го-ду, Ан-ге-ли-на жи-ла и вос-пи-ты-ва-ла сво-их де-тей в труд-ных усло-ви-ях. Вен-гер-ский ко-роль Мат-вей Кор-вин вы-де-лил им для управ-ле-ния зем-ли в Сре-ме, при-над-ле-жав-шие неко-гда де-ду Сте-фа-на Ву-ку Бран-ко-ви-чу, и в 1486 го-ду они по-се-ли-лись в се-ле Ку-пи-но-во, ку-да пе-ре-нес-ли и мо-щи дес-по-та Сте-фа-на. Здесь бы-ла ос-но-ва-на цер-ковь свя-то-го апо-сто-ла Лу-ки, где пер-во-на-чаль-но и хра-ни-лись эти мо-щи, яв-ляв-шие мно-го-чис-лен-ные чу-де-са. Пра-ви-те-лем Сре-ма стал вна-ча-ле стар-ший сын Ан-ге-ли-ны Ге-ор-гий, со-шед-ший с тро-на в 1497 го-ду, при-няв-ший по-стриг с име-нем Мак-си-ма и до-стиг-ший свя-то-сти в сане свя-ти-те-ля († 1516), а за-тем ее млад-ший сын - свя-той дес-пот Иоанн († 1502).

Свя-тая Ан-ге-ли-на по-стриг-лась в мо-на-хи-ни око-ло 1509 го-да, а мо-жет быть, и ра-нее, по при-бы-тии в Срем. В 1512-1516 го-дах, по-сле воз-вра-ще-ния из Ва-ла-хии, она ос-но-ва-ла жен-ский мо-на-стырь око-ло вы-стро-ен-ной ею церк-ви Сре-те-ния.

Еще в 1509 го-ду она от-пра-ви-ла сво-е-го ду-хов-ни-ка Ев-ге-ния к рус-ско-му ве-ли-ко-му кня-зю Ва-си-лию III с тро-га-тель-ной прось-бой о по-мо-щи: "На-ша дер-жа-ва ныне упа-да-ет, а твоя дер-жа-ва воз-вы-ша-ет-ся. Возь-ми же на се-бя на-шу за-бо-ту и по-пе-че-ние о свя-тых хра-мах и оби-те-лях, ко-то-рые твои и мои бла-го-че-сти-вые пред-ки со-зда-ли". В сво-ем про-ше-нии она го-во-ри-ла о же-ла-нии вы-стро-ить цер-ковь, где на-ме-ре-ва-лась упо-ко-ить мо-щи сво-е-го су-пру-га Сте-фа-на и сы-на Иоан-на. Ме-сто для церк-ви к то-му вре-ме-ни бы-ло уже куп-ле-но за 100 ду-ка-тов. Рус-ский князь ото-звал-ся на ее прось-бу, кро-ме церк-ви, бы-ли по-стро-е-ны так-же келлии для мо-на-хинь, и по-явил-ся Кру-ше-доль-ский мо-на-стырь, в ко-то-ром св. Ан-ге-ли-на ста-ла на-сто-я-тель-ни-цей и где про-ве-ла свои по-след-ние дни в мо-лит-вах над мо-ща-ми су-пру-га и сы-но-вей.

Скон-ча-лась в 1520 го-ду.

В служ-бе пре-по-доб-ной Ан-ге-лине го-во-рит-ся о ее по-ис-ти-не муж-ской стой-ко-сти, без-гра-нич-ном ми-ло-сер-дии, тер-пе-нии и муд-ро-сти, су-пру-же-ской пре-дан-но-сти и ма-те-рин-ской жерт-вен-но-сти. Го-да-ми при-хо-ди-лось ей жить на чуж-бине, без близ-ких, на ее до-лю вы-па-ла тяж-кая участь пе-ре-жить не толь-ко му-жа, но и всех де-тей и несколь-ко раз бе-реж-но пе-ре-но-сить их свя-тые остан-ки.

Мо-щи и по-чи-та-ние

Мать Ан-ге-ли-на со вре-ме-нем ста-ла од-ной из наи-бо-лее по-чи-та-е-мых серб-ских свя-тых. Ее мо-щи, вме-сте с остан-ка-ми ее свя-то-го се-мей-ства, по-хо-ро-не-ны в Кру-ше-доль-ском мо-на-сты-ре и со-хра-ня-лись там вплоть до 1716 го-да, ко-гда мо-на-стырь был спа-лен тур-ка-ми при от-ступ-ле-нии от Ва-ра-ди-на. Сре-ди уцелев-ших до-ныне мо-щей со-хра-ни-лась кисть ру-ки ма-те-ри Ан-ге-ли-ны. Сла-ва мо-на-сты-ря Кру-ше-дол празд-ну-ет-ся в день па-мя-ти пре-по-доб-ной ма-те-ри Ан-ге-ли-ны.

Ча-сти-ца ее мо-щей так-же со-хра-ня-лась в мо-на-сты-ре се-ла Хо-по-во, где по-сле в пе-рой по-ло-вине XX ве-ка на-шли при-ют на-сель-ни-цы рус-ско-го Лес-нин-ско-го Свя-то-Бо-го-ро-диц-ко-го мо-на-сты-ря. По вы-ез-де из Юго-сла-вии во Фран-цию мо-на-хи-ни увез-ли эту ча-сти-цу с со-бой.

На иконе прп. Ан-ге-ли-на изо-бра-жа-ет-ся в мо-на-ше-ской ри-зе, дер-жа-щей в од-ной ру-ке кни-гу, а в дру-гой - чет-ки или крест. Ее лик пред-став-лен на всех ико-нах свя-той се-мьи Бран-ко-ви-чей, а так-же в чис-ле две-на-дца-ти наи-бо-лее по-чи-та-е-мых серб-ских на-цио-наль-ных свя-тых. Его мож-но уви-деть в со-бор-ной церк-ви ар-хан-ге-ла Ми-ха-и-ла в Бел-гра-де, в Печ-ской пат-ри-ар-хии в Ко-со-ве, в серб-ском мо-на-сты-ре Хи-лан-дар на Афоне и в дру-гих хра-мах.

В Во-е-во-дине, в се-ле Ку-пи-но-во, ря-дом с цер-ко-вью свя-то-го Лу-ки вплоть до 1930 го-да сто-я-ла цер-ковь, по-свя-щен-ная пре-по-доб-ной Ан-ге-лине.

При-ме-ча-ния

Све-де-ния о про-ис-хож-де-нии свя-той Ан-ге-ли-ны со-дер-жат-ся в ис-то-рии Чер-но-го-рии, на-пи-сан-ной чер-но-гор-ски-ми вла-ды-ка-ми из ди-на-стии Пет-ро-ви-чей-Него-шей, Ва-си-ли-ем и свя-ти-те-лем Пет-ром I.

Молитвы

Тропарь блаженной Ангелине Сербской

В тебе, мати, известно спасеся, еже по образу,/ приимши бо крест, последовала еси Христу/ и, деющи, учила еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней./ Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Ангелино, дух твой.

Перевод: В тебе, матерь, точно сохранилось то, что в нас по Божию образу: ибо, взяв свой крест, ты последовала за Христом, и делом учила пренебрегать плотью, как преходящей, заботиться же о душе, творении бессмертном. Потому и радуется с Ангелами, Ангелина, дух твой.

Кондак блаженной Ангелине Сербской

Вышняго живота желающи сподобитися,/ нижнюю пищу тщательно оставила еси,/ и богатство твое расточила еси нищим,/ и Небесное богатство прияла еси,/ и по смерти нас освящавши,/ и чудеса твоя, всехвальная Ангелино, источаеши./ Темже твое успение святое почитаем, взывающе:/ радуйся, мати прехвальная.

Перевод: Небесной жизни желая удостоиться, земные наслаждения ты поспешила оставить и богатство свое раздала нищим, получив Небесное богатство, и после смерти нас освящаешь, и чудеса твои, достойная всяческих похвал Ангелина, источаешь. Потому твое святое успение почитаем, взывая: «Радуйся, матерь всеми прославляемая».

Молитва вторая блаженной Ангелине Сербской

О, великая угодница Христова и преславная мати наша Ангелино! Ты на небеси душею своею у Престола Божия предстоиши и славословие Ему непрестанно возносиши, обрати взор свой на нас сирых и скорбящих и помолися за нас ко Господу, да наставит нас на путь истины и благочестия, коим возможем и мы по скончании жития нашего в Отечество наше небесное взойти и с тобою Богу поклонитися. Ей, преподобная наша мати, зриши с небеси, яко время тяжкое безбожное наста и души наша скорбию исполнишася. Несть спасающаго, несть помогающаго, токмо Бог Единый, на Него же уповаем и Ему же славу возсылаем со Отцем и Сыном и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва блаженной Ангелине Сербской




Каноны и Акафисты

Акафист святой блаженной Ангелине Сербской

Кондак 1

Избранней воеводе Христовой, благочестивым и многострадальным житием и любовью велицей к ближним стяжавшей свободу от Господа, теплые сыновние молитвы возносим. Помози нам, мати наша, спастися от зла мира сего и Царствие Небесное наследовати, темже тебе тамо узрев, восклицати:

Радуйся преподобная Ангелино, мати небесной доброты и милосердия.

Икос 1

Ангелам подобна сущи, имя ангельское носила еси достойно, Христа возлюбивши и Тому подражавши, богоугодно на земли пожила еси, благочестивых и богопрославленных чад роди, и яко матерь истинная о народе сербстем попечение имеше. Велию любовь твою к нищим и неимущим показала еси, тии же с любовию тебе матушкой Ангелиной именоваху. Мы же ти похвалу сию возносим:

Радуйся, Небесная твердосте наша;

Радуйся, Духом Святым просвещенная;

Радуйся, милосердием позлащенная;

Радуйся, сладость доброты изливающая;

Радуйся, земле многоплодная;

Радуйся, отрасле благородная;

Радуйся, рода сербскаго славо;

Радуйся, мати наша небесная;

Радуйся, молитвенница наша пред Богом;

Кондак 2

Видим тя рождену от родителей благочестивых, мати Ангелино, в роде албанстем, в те поры православнем и вернем, в доме, идеже всякий день послушаше словеса молитвенныя и возносима бысть небесная песнь Господу: Аллилуия.

Икос 2

Разуму тебе, благочестивая матерь твоя от первых дней наставляла еси, мати Ангелино, да Господа любиши, Тому молишися и на Него упования возложиши, якоже провиде вся искушения твоя тяжкие в будущем. Тем воспеваем ти сице:

Радуйся, яже измлада добродетели возлюбившая;

Радуйся, ангельскаго имени сподобльшаяся;

Радуйся, добраго семени доброе прозябение;

Радуйся, благочестивых родителей светлое чадо;

Радуйся, благочестия исполненная от младенчества;

Радуйся, цвете, любовью Христовой напоенный;

Радуйся, серно, млеком Святаго Духа напитанная;

Радуйся, птице, к высотам небесным устремленная;

Радуйся, яко дар еси велий твоего племени народу сербскому;

Радуйся, преподобная Ангелино, мати небесной доброты и милосердия.

Кондак 3

Силою свыше укрепляема возросла еси предивная дево, красоты необыкновенной и мудрости, мати Ангелино, преисполнися евангельских добродетелей, чудесным светом осияваема бяше. Ты же ангельский свой зрак украшаше сладкозвучной песнию Господу щедрот: Алилуия.

Икос 3

Имела еси, мати Ангелино, якоже прекрасное древо райское, да благой цвет процветши, во время подобно добрый плод принесеши, чад благочестивых и возвеличенных, ихже Господь благодатию святости прославит, трудов их ради народу сербскому во благо и защиты ради веры православныя. Темже благодарне тя величаем:

Радуйся, душею Ангелом подобная;

Радуйся, в евангельских добродетелях утвержденная;

Радуйся, смиренная и тихая раба Божия;

Радуйся, святых Бранковичей похвало;

Радуйся, яко питала еси чад своих млеком благочестия Христова;

Радуйся, злобных духов победительнице;

Радуйся, доброт небесных дарительнице;

Радуйся, мати рода сербскаго;

Радуйся, ласточка Христова, от юга прелетевшая;

Радуйся, преподобная Ангелино, мати небесной доброты и милосердия.

Кондак 4

В землю отечества твоего, преподобная мати Ангелино, отца твоего достиже Стефан Бранкович, деспот сербский, иже бе слеп, гоним и всеми отвергнут. Ты же зрящи его ослепленнаго в сердце своем радостно воспела Господу Любви: Аллилуиа.

Икос 4

Взирающе на сего млада деспотовича, исполнялася еси стыдливости небесней, зряще в нем лепоту душевную благородну и благу, и якоже подобает, умоли родителей да благословят тебе брак с ним. Мы же своей греховности и нечистоты стыдяся, воспеваем ти, мати Ангелино, тако:

Радуйся, невесто благочестивая слепаго королевича сербскаго;

Радуйся, яко презрела еси тленное богатство;

Радуйся, яко просияла еси славой небесной;

Радуйся, яко ум управила еси к небесным высотам;

Радуйся, яко преселилася еси в обители небесныя;

Радуйся, яко наслаждаешися славой неизреченней;

Радуйся, яко с материнской заботой с небес на нас взираеши;

Радуйся, яко пребываеши во свете неприступнем;

Радуйся, яко со Ангелы радуешися на Небесех;

Радуйся, преподобная Ангелино, мати небесной доброты и милосердия.

Кондак 5

Ведала еси, мати Ангелино, яко житие со слепым супругом, аще и деспот бе, скорбно ти будет и многую горечь принесет ти. Но глас Божий, егоже присно слушала, повелел ти ради высшаго блага соединить душу твою с душою многострадальнаго, да отныне вкупе поете Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Господь же, всем жизнь подающий, даде и тебе, мати Ангелино, и верному супругу твоему Стефану трех дивных и благородных чад, Георгия, Иоанна и Мару, да их возрастите во страсе Божиим и чистоте евангельстей. Темже тя призываем:

Радуйся, святая мати, тебе же сыновья превзошли в святости;

Радуйся, добрая их наставнице во благочестии;

Радуйся, светоносная звездо Небесная;

Радуйся, усердная защитнице наша;

Радуйся, веселие в скорбях пребывающим;

Радуйся, яко все житие свое Господу предала еси;

Радуйся, озаренная светом богомыслия;

Радуйся, яко веру Православную ревностно хранила еси;

Радуйся, теплая и усердная молитвеннице народа сербскаго;

Радуйся, преподобная Ангелино, мати небесной доброты и милосердия.

Кондак 6

Нападоша безбожные агаряне на христианскую Албанию скоро, убивая всех иже пред собою видеша. Того ради переселися, святая Ангелино, с семьей в западную Италию, и вкупе с православными христианами, идеже там живущими, единодушно воспели Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Зде, преподобная Ангелино, с верным своим супругом Стефаном, прилежно растила чад во страсе Господнем. Абие преставися супруг твой ко Господу, по нем же и дщерь твоя отроковица Мара преселися в духовныя обители. Яко серна уязвленна моляше Господа да сохранит сыны твоя, да ти в старости опорой и утешением будут. Скорбя с тобою, и мы восклицаем:

Радуйся, верная супруго мужа многострадальнаго;

Радуйся, благородное древо Христово;

Радуйся, яко плод утробы своея Христу принесла еси;

Радуйся, яко душу к вышним добродетелям устремила еси;

Радуйся, яко до конца Богу верна была еси;

Радуйся, яко бесовское лукавство аки паучину разметала еси;

Радуйся, мудрым девам во Царствии Небеснем приятельнице;

Радуйся, в светильнике своем елей сохранившая;

Радуйся, со славою Женихом Небесным принятая;

Радуйся, преподобная Ангелино, мати небесной доброты и милосердия.

Кондак 7

В нищете и скорби живущи, преподобная Ангелино, умоли царя угорскаго Матия, он же тебе и чадам твоим подари град Купиново в земли сремской на реке Савве, да будете князья народу сербскому. Народ же сербстий тя аки родную прият, аще и чужеземка была еси, и благодарно возглашаху Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новое безценное сокровище и благословение Божие многострадальнаму народу сербскаму принесла еси, преподобная Ангелино, святии и нетленные мощи мужа твоего, святаго Стефана, егоже Господь по смерти абие прослави и многая чудесная исцеления являше. Благодарный же народ со слезами радости пояше тебе сице:

Радуйся, благословение Господне народу сербскому;

Радуйся, яко православных благодатию Божией озаряеши;

Радуйся, яко грешных к покаянию приводиши;

Радуйся, яко в сердца верующих страх Божий насаждаеши;

Радуйся, яко здравие душевное и телесное многим даровала еси;

Радуйся, яко токмо от Царя Небеснаго славы взыскала еси;

Радуйся, яко земную суету вресноту презрела еси;

Радуйся, яко с радостию крест свой за Христом несла еси;

Радуйся, яко возлетела еси ко горнему Царствию;

Радуйся, преподобная Ангелино, мати небесной доброты и милосердия.

Кондак 8

Первым сын твой Георгий, преподобная Ангелино, прият чин княжеский от царя угорскаго, последи же монашество избра, тем младший Иоанн поставлен бысть вождем народа сербскаго. Имея упование крепкое на Господа, укрепляла еси его в несении бремени тяжкаго, моляся о помощи Божией с благодарней песней: Аллилуиа.

Икос 8

Таже паки скорбь порази сердце твое, преподобная Ангелино, сын бо твой Иоанн млад сущ преставися ко Господу. Обаче и его прославил скоро Господь и скорбь твоя обратися на радость велию. Смуты в Среме уклоняяся, появ святыя мощи Иоанна и Стефана, и сына твоего монаха Максима, прешла еси в землю Влашскую. Тем тя величаем:

Радуйся, яко плод твоея утробы благолепно украшает Церковь Христову;

Радуйся, трапезо многоразличных даров Божиих;

Радуйся, любовию Христовой преисполненная;

Радуйся, яко ангельское житие на земли пожила еси;

Радуйся, ризнице пребогатая благодати Божией;

Радуйся, мати всех скорбящих и болящих;

Радуйся, яко постом, бдением и молитвами богатство небесное стяжала еси;

Радуйся, яко Христос тебе в боготканные одежды облече;

Радуйся, яко Христос тебе венцем Царствия Своего украси;

Радуйся, преподобная Ангелино, мати небесной доброты и милосердия.

Кондак 9

Тамо посреди влахов сын твой Максим бе рукоположен в митрополита, мати Ангелино, ты же с ним ради неизмеримыя любве своея ко всем и вся, много добра сотвори народу тому, иже того ради в радости взывали Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Ветия небесныя Ангели не возмогут изрещи доброты и величия твоего, мати Ангелино, некоторому бо времени минувшу поиде заново в Срем с сыном ти Максимом и монастырь Крушедол возгради, идеже положиста мощи святаго Стефана и святаго Иоанна на радость измученнаго народа Сербскаго. Радуяся и мы с ними, благодарим тя:

Радуйся, светлая звездо во тьме мира сего;

Радуйся, просвещение во тьме неверия;

Радуйся, полков демонских храброе отгнание;

Радуйся, и ныне надеждо оставленных;

Радуйся, единственное теплое прибежище бедствующих;

Радуйся, лоза плодородная вина Небеснаго;

Радуйся, яко слава твоя сквозь века поминается;

Радуйся, яко мнози к тебе в боли притекают;

Радуйся, яко потоцы слез у мощей твоих проливаются;

Радуйся, преподобная Ангелино, мати небесной доброты и милосердия.

Кондак 10

Спасение всем творяй Господь по мале времени сына твоего Максима тожде взят от земных на небо, осталася же еси едина, мати наша Ангелино, проводивши со слезами от мира сего твоих сродник, возгради женский монастырь в селе Крушедоле и облечеся в черную одежду покаяния, да тако поеши: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси бе народу Сербскаму и едина верная защитнице, егда святой Максим преставися, мати Ангелино, благолепно жизнь твою взирала еси чад твоих Богом благословенных и со святыми сопричтенных. Сего ради вяще предадеся подвигу и делом милосердия. Тем ти такия похвалы возносим:

Радуйся, яко монастырь Сретения Господня возградила еси;

Радуйся, яко монашескую одежду достойно носила еси;

Радуйся, яко многия слезы покаяния пролила еси;

Радуйся, яко земное богатство на Небесное пременила еси;

Радуйся, яко узников в темнице посещала еси;

Радуйся, яко милостию многих утешила еси;

Радуйся, источниче исцелений неисчетных;

Радуйся, упокоение больных и немощных;

Радуйся, огню изобильный любве Божия;

Радуйся, преподобная Ангелино, мати небесной доброты и милосердия.

Кондак 11

Пение Богу страна Сремская возсылает, ты бо, мати Ангелино, воздвигаеши церкви и монастыри, утешаеши и помогаеши убогим и бедным, тии же тя с любовию и лаской справедиво называют - матушка Ангелино, восхваляя Бога яко послал еси тебе: Аллилуиа.

Икос 11

Свято и богоугодно поживши, последи и ты упокоися от превелиих трудов твоих, мирно почив о Господе, мати Ангелино, погребена же телом бысть в монастыре твоем женстем. Душу же твою Ангелы, ихже ты имя ношаше, отнесоша к чадом твоим и супругу, да вечно радуешися с ними. Тем ти благодарно вопием:

Радуйся, надеждо безнадежных;

Радуйся, исцеление болящих;

Радуйся, пробуждение спящих духовно;

Радуйся, покаяние грешных;

Радуйся, помоще безпомощных;

Радуйся, свете помраченных;

Радуйся, радование скорбящих;

Радуйся, утешение отчаянных;

Радуйся, славо монашествующих;

Радуйся, преподобная Ангелино, мати небесной доброты и милосердия.

Кондак 12

Благодати Божий изволися, мати Ангелино, некоему времени истекшу обретошася святыя нетленные мощи твоя, со всяким же благочестием и торжеством пренесены быша в монастырь Крушедол и положены в раку к сыну твоему святому Иоанну. Таже множество народа сия созерцающи, воклицаху радостно Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поем честную память твою, аще безбожные турки изрубиша и сожгоша святыя мощи твоя и твоих святых чад и супруга. Сохранися нам едина рука твоя, преподобная мати Ангелино, еюже аки истинная матерь милуеши нас и благословение Божие на нас призываеши, егда к тебе в монастырь Крушедол притекаем и со слезами помощи твоей испрошаем. Темже, матушко наша, от всего сердца сицевыя похвалы тебе возносим:

Радуйся, яко в тихое вечное пристанище душа твоя достиже;

Радуйся, яко и по смерти жива являешися;

Радуйся, яко сторицею от Бога награду за труды приняла еси;

Радуйся, яко иконы твоя многия храмы украшают;

Радуйся, яко прославляеши прославляющих тя;

Радуйся, яко верных ко Господу приводиши;

Радуйся, яко молишися о спасении мира;

Радуйся, яко мощи твоя светом чудес сияют;

Радуйся, монастыря Крушедола вечная игумение;

Радуйся, преподобная Ангелино, мати небесной доброты и милосердия.

Кондак 13

О, святая мати Ангелино, упование наше и защито, услыши молитвенный глас сей, и помози нам, чадом твоим, да очистимся от греха и всякия нечистоты, да с благим упованием отыдем из мира сего, аще и последнии будем во Царствии Небеснем, идеже вси радостно поют Господу: Аллилуиа.

(Этот кондак читается 3 раза, а затем снова икос 1 и кондак 1, после них молитва.)

Молитва

О, преподобная Ангелино, мати наша добрая и милостивая, помози нам, чадом твоим непослушливым. Ты еси матерь наша благая, скорбное житие на земли пожила еси, обаче с помощию Божией, победы в битвах храбро стяжала еси и душа твоя в свет Царствия Небеснаго радостно вселися. Твоя домашния Церковь Христову украсиша и позолотиша твоими святым супругом Стефаном и сынами Иоанном и Максимом. Имела еси сердце неизмеримо большое и сострадательное ко всем, находящимся в беде. Посему благочестивый сербстий народ звал тебя лучшим из слов дарованных Богом - матушка. Яко ты еси мати всех нас, сербов, твоих, которые, аще и согрешиша много, обаче любим тя и почитаем и к тебе за помощью притекаем.
Кая бо матерь детей своих возненавиде, аще и согрешат зело? Ни, но мудро наказует их, любити же не престает. Поэтому и ты, мати наша добрая, накажи нас с небес, бичом Божиим, но не оставляй нас без твоея любви. Десницей правды Божией покарай нас, а десницей любви укрепи и верни с путей неправедных на путь истины и добра.
Молимся тебе, мати добрая, молитвами твоими испроси нам благословение небесное: болящим здравие, немощным силу, отчаявшимся надежду, голодным хлеба насущнаго, безплодным чад, гонимым кров и утешение, и всем молящимся тебе подай по великой милости твоей просимое. Но и еще больше даруй нам, мати наша добрая, благ небесных души очищающих, укрепляющих нас в исполнении заповедей Божиих, ведущих нас к добру и уводящих от всякаго зла. Ибо аще не бежим от зла в мире сем, како убежим от него в ином мире, аще не очистимся здесь от грязи, како сможем там, где смотрят на то что отсюда несем.
Помози нам умрети миру сему, якоже и ты миру мертва бысть, возжелавши блага непреходящаго и вечнаго. Пусть и наше благо на небесех будет, дабы и сердца наши на небесех были, а не здесь, идеже все гниет и исчезает, идеже вор крадет, и моль и ржа тлит. Аще бо все силы своим положим на блага мира сего, за горсть праха земнаго, юже ниже с собой возьмем, тем и ты нам помощи не возможеши, мати наша благая. Аще же немного потрудимся, хотя мало возопиим ко Господу чрез тебя, невесту Его небесную, таже помощь твоя изольет неисчислимые блага небесные, иже укрепят нас на узком пути спасения, аще и сотни смертей нам предстанут.
Воистину душа наша вся грехами разодрана и бедна добродетелью, милосердный же Господь уготова лекарство - покаяние. Да родится в нас, хотя малая часть того истиннаго покаяния, еже Господу принесла еси, мати наша святая. Оживи божественное в душах наших твоими теплыми слезами, яже изливаеши на всяк день о роде сербстем, да уразумеем бездну долгов наших пред Богом, Он же прощает долги наши, аще искренно и слезно попросим Его о прощении.
Темже смилуйся, матушка наша Ангелино, крушедольская святая игумения, и помози нам спастися ото всякаго зла, дабы однажды твоими молитвами ко Господу, вошли в покой Царства небеснаго, идеже вси благодарно прославляют Святую Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

, 30 июля (Серб.), 10 декабря вместе с мужем, блж. Стефаном, и сыном, св. Иоанном

По некоторым сведениям, Ангелина принадлежала к роду Черноевичей — была дочерью Андрея по прозванию Арванит Храбрый и племянницей воеводы Ивана-бея , правителя Черногории в — годах. Когда ее брата уже, по-видимому, уже не было в живых, Иван выдал ее замуж за сербского деспота Стефана Слепого Бранковича . Как большинство браков правящих особ, вероятно и этот был заключен по политическим причинам, что делает еще более примечательной святость просиявшую во всей семье.

Жизнь сербского деспота Стефана Бранковича и его семьи была полна превратностей и бед. Стефан и Ангелина жили в любви и согласии и имели двоих сыновей, Георгия и Иоанна, и двух дочерей, Мару и Милицу. Около десяти лет, скрываясь от турецкой расправы, семья провела витальянской области Фурлании . Здесь святой Стефан вместе со своей сестрой Катариной купил замок Белград, где и преставился.

Ставшая женой и матерью святых, Ангелина была столь добра к сербскому народу, что еще при жизни ее называли мать Ангелина. Она постриглась в монахини около года, а может быть и ранее, по прибытии в Срем. В – годах, после возвращения из Валахии , мать Ангелина основала женский монастырь около выстроенной ею церкви Сретения. Еще в году она отправила своего духовника Евгения к русскому великому князю Василию III с трогательной просьбой о помощи:

«Наша держава ныне упадает, а твоя держава возвышается. Возьми же на себя нашу заботу и попечение о святых храмах и обителях, которые твои и мои благочестивые предки создали «.

В своем прошении она говорила о желании выстроить церковь, где намеревалась упокоить мощи своего супруга Стефана и сына Иоанна. Место для церкви к тому времени было уже куплено за 100 дукатов. Русский князь отозвался на ее просьбу, кроме церкви были построены также кельи для монахинь, и появился Крушедольский монастырь . Именно здесь, будучи настоятельницей, святая Ангелина провела свои последние дни в молитвах над мощами супруга и сыновей и скончалась в году.

В службе преподобной Ангелине говорится о ее поистине мужской стойкости, безграничном милосердии, терпении и мудрости, супружеской преданности и материнской жертвенности. Годами приходилось ей жить на чужбине, без близких, на ее долю выпала тяжкая участь пережить не только мужа, но и всех детей и несколько раз бережно переносить их святые останки.

Мощи и почитание

Мать Ангелина со временем стала одной из наиболее почитаемых сербских святых.

Ее святые мощи, вместе с останками ее святого семейства, похоронены в Крушедольском монастыре и сохранялись там вплоть до года, когда монастырь был спален турками при отступлении от Варадина . Среди уцелевших доныне мощей сохранилась кисть руки матери Ангелины. Слава монастыря Крушедол празднуется в день памяти преподобной матери Ангелины.

Частица ее мощей также сохранялась в монастыре села Хопово , где после в перой половине века нашли приют насельницы русского Леснинского Свято-Богородицкого монастыря . По выезде из, в

Молитвы

Тропарь, глас 8

В тебе, мати, известно спасеся, еже по образу, приимши бо крест, последовала еси Христу и, деющи, учила еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Ангелино, дух твой .

Кондак, глас 8 (подобен: Взбранной Воеводе)

Вышняго живота желающи сподобитися, нижнюю пищу тщательно оставила еси, и богатство твое расточила еси нищим, и Небесное богатство прияла еси, и по смерти нас освящаеши, и чудеса твоя, всехвальная Ангелино, источаеши. Темже твое успение святое почитаем, взывающе: радуйся, мати прехвальная .

Не каждый знает, но Ангелина - достаточно редкое и очень красивое православное русское имя греческого происхождения, которое переводится как «вестник» или «посланец».

Но, прежде чем ответить на вопрос о том, какого числа празднуется, окунемся в историю святой с этим именем и узнаем, чем она прославилась. Так звали сербскую княгиню, которая была замужем за слепым и много времени провела в изгнании.

Преподобная Ангелина Сербская (Бранкович)

Прежде чем узнать, когда празднуются православные именины Ангелины, мы узнаем некоторые подробности жизни Ангелины Сербской. Ее фамилия Бранкович. Она принадлежала к древнему роду правителей Черногории, которая в одночасье оказалась под властью турок.

Немного времени пройдет после известной Косовской битвы 1389 года, когда 25-тысячное войско сербов вместе со своими союзниками будет разбито 40-тысячной армией турков.

Именины Ангелины - очень важная дата, с ее именем связано много святых имен и событий, ведь она пережила мужа и двоих сыновей, все они оказались причисленными к

Святой Стефан Слепой

Ее мужем стал последний сербский правитель Стефан Слепой, с которым она обвенчалась в 1461 году. Его описывали как достойного и мудрого человека, хорошо знавшего Библию. Он не был слепым от рождения, этому предшествовало целое событие.

Когда его сестра Мару попала в гарем к турецкому султану Мураду II, Стефан вместе со старшим братом отправился за ней в Турцию. Там их заподозрили в заговоре и ослепили.

Мара

С Марой связана еще одна очень удивительная история, она - царица сербская - стала единственной женщиной, вступившей на святую гору Афон. Именно она приехала туда для того, чтобы передать святыни, которые были захвачены турками в Константинополе.

Существует такое предание, что сама Царица Небесная и покровительница монашеской афонской обители предупредила ее, чтобы та не вступала на святую землю. Мара подчинилась и передала все дары через знатных людей, а затем отплыла.

Изгнание

Однако вернемся опять к Сербии, их правитель Стефан Слепой недолго был у власти. Его очень скоро оклеветали, и он вынужден был бежать от гнева соотечественников. Вместе с семьей он сначала направился в Албанию, потом в Италию, где прожил 10 лет. Ангелина всегда была с ним, за это время она родила ему троих детей: сыновей Джураджа и Йована и дочь Мару.

В 1476 году после своей кончины Стефан не оставил никакого завещания, но стал просить поддержки для своей жены Ангелины и детей у населения сицилийского города Рагузы, где они тогда проживали.

В 1486 году венгерскому правителю удалось переселить Ангелину в Венгрию в село Купиново, куда она смогла перевезти и гроб мужа. По преданию, когда несли гроб мужа к храму, исцелился Мощи Стефана Слепого оказалась нетленными, и его имя стало святым.

Судьбы сыновей

Старший сын Ангелины Джурадж сначала правил венгерскими сербами и даже был женат на Изабелле - итальянке и родственнице венгерской королевы Беатрисы, но потом брак распался на религиозной почве. В 1497 году Джурадж постригся в монахи с

Тогда власть перешла к его младшему брату Йовану, но тот скоро скончался (в 1502 году). Наследников у него не было, так как его супруга Елена Якшич (некровная родственница русского царя Василия III) рожала ему одних дочерей. Его тоже причислили к лику святых.

После смерти Йована Ангелина вместе с Максимом переехала в Валахию (сейчас это земли румынские). Они забрали с собой святые мощи Стефана и Йована.

Максим стал мудро управлять Церковью Валахии и смог примирить враждующих между собой князей Валахии и Молдавии, а также создать первую типографию.

Уже позже он получит сан митрополита Белградско-Сремского и создаст известную монастырскую обитель Крушедол, где и будет похоронен в 1516 году.

Именины Ангелины

Теперь, наконец-то, подходим к самому главному. Однако еще немного информации для того, чтобы дать полный ответ на вопрос о том, когда именины Ангелины.

После смерти второго сына Ангелина раздала все, что имела, нищим и тоже приняла монашеский постриг, а в конце жизни стала настоятельницей монастыря рядом с Крушедолом. Она занималась строительством храмов и благотворительностью и всегда просила помощи для обителей у русского царя Василия III, который ей никогда не отказывал. В 1520 году она мирно отошла к Господу. Мощи всей ее святой семьи были положены в ее монастыре.

Но в 1716 году турки сожгли этот монастырь и мощи были уничтожены. Однако остались некоторые части, и они сейчас хранятся в восстановленной обители Крушедола (Сербия).