Зимние явления в природе. Зимние явления природы Зимние явления в неживой природе зимой

Тема: “Идёт зима. Неживая природа
зимой”.

Цели:

  • дать представление о характерных признаках
    зимы в неживой природе;
  • прививать любовь к русской природе;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • развивать видение прекрасного во всём, что нас
    окружает.

Оборудование: картины, рисунки,
компьютер, CD.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Повторение изученного

– О каком времени года мы говорили на прошлом
уроке?

– Назовите осенние месяцы?

– Посмотрите на картины и определите, какой
месяц изображён и по каким приметам вы его
узнали? (Приложение .
Слайд)

– Какой самый листопадный месяц? А это листок, с
какого дерева? Чем он интересен, что про него
даже есть поговорка: cам широкий, черенок длинный,
сплющенный, всегда дрожжит на ветру.

– Существуют и народные приметы: если осиновый
лист ляжет на землю верхней стороной – то будет
холодная зима, если нижней – то тёплая.

– Какой был самый холодный месяц? Да, ноябрь т.к.
температура опускалась до –15 градусов.

– Почему говорят: “Осень – на дню погод
восемь”?

– А какая осень вам больше нравится – ранняя
или поздняя?

– Да, не многим нравится поздняя осень. Природа
в дни поздней осени находится в задумчивости, она
готовится к отдыху, будто объявляя всему живому
– готовьтесь, за мной идёт зима!

III. Объяснение нового материала

Признаки зимы

– Вы уже догадались, о каком времени года мы
будем сегодня говорить? Да, тема нашего урока –
“Зима-волшебница” (Слайд)

– Посмотрите, какими красками пользуется зима?

– Как вы думает, а чем пахнет зима?

– А когда, по-вашему, она наступает?

– А сейчас, отгадайте загадки и назовите зимние
месяцы.

Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке.
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей, короче ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт –
Мы встречаем Новый год.

– На Руси декабрь называли студень. Декабрь
мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает. (Слайд)

Щиплет уши, щиплет нос.
Лезет в валенки мороз
Брызнешь воду – упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится:
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что скажи за месяц это?

– Январь называли сечень, т.к. он рассекает зиму
на две половины. (Слайд)

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
на деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно
Ну, так что за месяц это?

– Февраль называли лютый, т.к. выпадает много
снега, стоят лютые морозы, часто бывают метели. (Слайд)

– Повторите, о каких признаках зимы вы узнали
из загадок о месяцах? (Слайд)

– Посмотрите на снимки. Вы сказали, что стоят
морозы, а почему ребятам мороз нипочём? (Слайд)

– Но иногда зимой случаются оттепели. Как вы
понимаете слово оттепель?

– Да, иногда пригреет солнышко, с юга налетит
ветер и принесёт оттепель. Снег подтает, станет
влажным, будет легко лепиться. На крышах появятся
сосульки. (Слайд)

– А после оттепели ударит мороз и на снегу
образуется твёрдая корочка – “наст”, на дорогах
– “гололедица”. На деревьях и проводах
образуется пушистая снежная бахрома –
“изморозь”. (Слайд) Удивительно
красивым становиться при этом всё вокруг,
особенно красивы деревья.
Так что же нам зима принесла в подарок?
Чтобы ответить, надо разгадать кроссворд. (Слайд)

Вопросы к кроссворду:

  1. И не снег, и не лёд, а серебром деревья уберёт? (Иней)
  2. Висит за окошком кулёк ледяной, он полон капели
    и пахнет весной? (Сосулька)
  3. Есть ребята у меня два серебряных коня, езжу
    сразу на обоих. Что за кони у меня? (Коньки)
  4. Едва повеяло зимой, они всегда с тобой. Согреют
    две сестрицы. Зовут их? (Рукавицы)
  5. Два берёзовых коня, по снегам несут меня. Кони
    эти рыжи, а зовут их? (Лыжи)
  6. Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)
  7. Чернокрылый, красногрудый и зимой найдёт приют.
    Не боится он простуды, с первым снегом тут как
    тут. (Снегирь)
  8. Доброе, хорошее – на всех сверху глядит, а людям
    на себя – глядеть не велит. (Солнце)

– А что же ещё подарила нам зима? Снежинки.

– Что такое снежинки?

– На что они похожи? (Слайд)

Учитель дарит снежинки.

Чем тише морозная погода, тем красивее
падающие на землю снежинки. При сильном ветре у
них обламываются лучи и грани, звёзды и цветы
превращаются в снежную пыль. Когда мороз не
сильный, снежинки скатываются в плотные белые
шарики, и мы говорим, что с неба падает крупа
.Снежинки, падая на землю в тёплые дни,лепятся
друг к другу и образуют крупные хлопья.

Явления зимней природы

– Ребята, а как называется явление зимней
природы, когда снежинки падают тихо, спокойно? (Слайд)

– Но снег не всегда падает тихо. Часто дует
ветер и тогда снег несётся по воздуху,
задерживаясь у домов, заборов, наметает большие
сугробы.
Как такой снегопад называется?

– А если сильный ветер ревёт, как зверь, ничего
не видно. Это, какое явление? (Слайд)

IV. Музыкальная пауза

– Я предлагаю вам послушать произведение
“Зима” Вивальди. Закройте глаза и представьте
зимнюю картину. Что вы увидели?
Посмотрите на свои рисунки, на которых вы
изобразили зиму. Почему тема урока
“Зима-волшебница”? (Слайд)

V. Итог урока

– Послушайте стихотворение “Зима” и
вспомните все характерные признаки зимы, о
которых мы говорили на уроке. (Слайд)
Приведите примеры зимних явлений в неживой
природе? Оттепель, гололедица, снегопад, метель,
изморозь – зимние явления.

Вот уж осень налетела
И примчалася зима.
Как на крыльях прилетела
Неведимо вдруг она.
Вот морозы затрещали
И сковали все пруды
И мальчишки закричали
Ей спасибо за труды.
Вот появилися узоры
На стёклах дивной красоты
Все устремили свои взоры,
Глядя на это с высоты.
Снег падает,
Мелькает, вьётся.
Ложится белой пеленой.
Вот солнце в облаках мигает
И иней на снегу сверкает.

VI. Домашнее задание

– Учебник стр.132–133. Проведите опыт со снегом.

VII. Выставление оценок

Зима - суровое время, особенно в северных широтах нашего полушария. Ее календарное время известно, но часто бывает, что первые признаки зимы приходят значительно раньше. Слякотная ноябрьская погода сменяется декабрьскими морозами, сковывающими водоемы, одевающие землю в пушистое снежное одеяло. День становится коротким, а ночи томительно тянутся в ожидании первого лучика солнца.

Самый короткий день приходится на период зимнего солнцестояния. Это 21 декабря в ночь на 22. Самый короткий день и самая длинная ночь. С этого времени начинается обратный отчет и дневное время увеличивается, сокращая ночное.

Облака снижаются ниже, становятся тяжелыми, серыми от переполненной влаги. В них нет легкости и кучности, они застилают все зимнее небо, наполняя воздух запахом влаги и свежести. Именно они приносят обильные снегопады, покрывающие землю метровыми сугробами.

Снег - это зимние осадки. Зимой они плотным покрывалом покрывают все вокруг, создавая своеобразный микроклимат, помогающий растениям и мелким животным пережить суровые холода. Чем ниже температура воздуха, тем рыхлее становится снежный настил, он жестче хрустит под ногами и колется при прикосновении к нему.

В безветренную погоду снег падает большими снежинками, с увеличением интенсивности снег превращается в метель - самое грозное зимнее явление природы. Она возникает при появлении первого порыва ветра. Он поднимает снежный покров и несет его, увлекая за собой. В природе различают верховую и низовую метель в зависимости от перераспределения воздушных масс. Как правило, сильные метели случаются в середине зимы, в самый пик сезонных температур. Именно от этого явления природы зависит формирование снежного ландшафта: разнесенный ветром снег принимает причудливые формы сугробов.

Частый попутчик зимней погоды - гололедица. Это ледяная корка, которая образуется на любой поверхности после резкого перепада температур. Мокрый снег, дождь перед сильным морозом могут спровоцировать ее появление. Как правило, именно гололедица сковывает всю площадь мелких ручьев, других источников влаги, поэтому для ее появления необязательно должен пойти дождь. Если зимой стоят суровые продолжительные морозы, они сковывают самые глубокие водоемы, которые промерзают на очень приличные глубины, так начинается ледостав, парализующий судоходство. Лед тронется только при сильном потеплении, когда лучи солнца начнут прогревать его твердь.

Морозы относятся к опасным явлениям природы. Они могут устанавливаться на долгое время, если в округе властвует зимний антициклон. Как правило, аномальные морозы - явление редкое. Отклонение от привычной нормы происходит не везде и не всегда. Низкие температуры могут принести значительный ущерб сельскому хозяйству и спровоцировать появление чрезвычайной ситуации, поэтому все коммунальные службы зимой находятся в состоянии боевой готовности.

Еще один непременный атрибут зимы -сосулька- кусок льда конусообразной формы, который свисает с какой-либо плоскости. Днем солнце прогревает снег, он начинает таять и подтекать, а ночью мороз усиливается, все вокруг замерзает. Масса сосульки растет по мере таяния снега, потом она обрушивается от собственного веса и рассыпается от столкновения с землей.

Именно с таяния сосулек начинается плавный переход к весне, когда температура воздуха постепенно поднимается, дни становятся длиннее, а морозные узоры исчезают, просачиваясь талой водой в прогретую землю. Снег - это зимний вид атмосферных осадков. Он имеет свою кристальную структуру, в основе которой лежат замерзшие микроскопические капли воды. Когда капля проходит сквозь холодные атмосферные слои воздуха и падает на землю, она замерзает и обрастает своими собратьями, цепляясь за них, образовывая шестиконечные снежинки. Такая форма обусловлена физическими законами замерзания воды.


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.







Назад Вперёд












Назад Вперёд

Тип урока. Комбинированный.

Цель урока: формирование представлений учащихся о влиянии зимних изменений на живую природу.

Задачи урока:

– систематизировать и обогащать знания детей о связях между объектами живой и неживой природы;
– расширять знания учащихся о живой природе, ее представителях, особенностях их жизнедеятельности;
– развивать внимание, память, умения сравнивать, классифицировать, обобщать, через работу со схемой;
– формировать коммуникативные компетенции, через работу в группе;
– воспитывать бережное отношение к природе.

В ходе урока ученики:

Актуализируют:

– представления о характерных изменениях в неживой природе в зимнее время года;
– знания и представления о живой и неживой природе;
– представления об объектах живой природы: растениях, животных, человеке;
– умения классифицировать объекты растительного и животного мира;
– представления о зимовке птиц, зверей, насекомых, рыб.

Приобретают:

– знания, расширяющие кругозор в области живой природы в зимнее время года, особенностях приспособлений разных групп животных и растений зимой;
– умения устанавливать причинно-следственные связи в неживой и живой природе;
– представления о представителях живой природы Красноярского края (своей местности).

Закрепляют:

– навыки работы в группе, паре, фронтально и индивидуально;
– умения работать с различными источниками информации (текстовой, слуховой, наглядной);
– умения обобщать информацию, выделять главное, делать выводы, наблюдать, логично выражать свои мысли, приводить примеры, аргументировать свою точку зрения и высказывая отношения к мнению других, устанавливать взаимосвязи, сотрудничать;
– качества характера, такие как, уважение к мнению, точке зрения одноклассников, сострадание к зимующим животным, забота о родной природе.

Необходимое оборудование и материалы:

Оборудование:

– Компьютеры – 11 шт. (1 для учителя, 10 для учащихся).
– Мультимедийный проектор, экран.

Материалы:

– Презентация “Живая природа зимой” (Презентация 1).
Электронный тест “Объекты живой и неживой природы” (Презентация 2).
– Иллюстрации с изображением следов.
– Карточки с заданиями для групп.
– Проверочные карточки-схемы “Связи живой не живой природы”.
– Электронная игра “Рассели жильцов” (Презентация 3).
– Картина “Живая природа зимой”.
Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч 1./ А.А. Плешаков.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и цели урока

– Ребята, послушайте стихотворение и скажите, о каком времени года в нем говорится:

Наклонилась березка седая,
Снег рассыпался белым ковром.
Голубые снежинки летают
И в пушистый сбиваются ком.
Все заснуло: и темные кочки
И река, и деревья в лесах.
И большое морозное солнце
Затерялось в густых облаках. (Нина Лямаева)

– Правильно, о зиме. Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль)

– Какие слова из стихотворения, помогают нам представить зиму?

– Зима – самое тяжелое время года в жизни живых существ. Почему?

– Больше о влиянии зимних изменений на живую природу вы узнаете на уроке. (Презентация 1) (Слайд 1)

III. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний учащихся

– Давайте еще раз вспомним, какую природу мы называем живой, а какую неживой? (Живая природа: растения, животные, человек; неживая – солнце, воздух, вода, почва).

– Ребята, вам нужно будет решить тест, выбрав объект живой или неживой природы. (Тест – Презентация 2)

– Молодцы, ребята, справились с заданием.

IV. Изучение нового материала

1. Беседа с учащимися “Изменения в жизни растений зимой”:

– Ребята, какие изменения происходят в неживой природе зимой? (Снижается температура воздуха, выпадают осадки в виде снега, вода и почва замерзают, солнце греет мало, день становится короче, ночь длиннее). (Учебник, с.134 -135)

– На какие группы делятся все растения? Как зимние изменения в неживой природе влияют на жизнь растений?

– Какие бывают деревья? Все ли деревья сбрасывают листву на зиму? (Слайд 2-4)

– Какое лиственное дерево не растет в наших краях? (Дуб)

– Умирают ли лиственные деревья зимой?

– Как определить дерево зимой?

(Лиственные деревья сбрасывают листву осенью, хвойные остаются зелеными; деревья не умирают, на них остаются почки, на некоторых сухие листья и плоды: дубе, рябине, клёне, акации).

– Определите деревья. (Слайд 5)

– Как зимуют кустарники и травы?

(Кустарники, как и деревья, сбрасывают листья; травы увядают, но не все; есть травянистые растения: земляника, копытень, которые уходят под снег зелеными).

– Как вы думаете, почему они не замерзают?

(Снег защищает от мороза; чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы; учёные измерили температуру воздуха над снегом и под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20°С).

– Зима – период покоя в жизни растений. Зимой не увидишь живых листьев, цветков, распускающихся почек. Но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного. В течение многих и многих тысячелетий растения испытывали на себе влияние зимы и холода. И растения так “привыкли” к зиме, что она стала для их развития необходимой. Зимой происходит “дозревание” почек.

– А можно ли у наших растений зимой наблюдать рост? (Оказывается, можно; в конце зимы под снеговым покровом начинают расти молодые ростки некоторых трав; подснежный рост характерен для растений, цветущих ранней весной). (Слайд 6)

– Какая группа живых существ, кроме растений, также относится к живой природе?

(Животные: звери, птицы, рыбы, насекомые)

Физическая минутка для глаз (На стенах классной комнаты развешены картинки с изображением следов лося, зайца, белки, волка; при появлении изображения животного на экране, дети должны перевести взгляд в ту сторону, где нарисованы его следы и движением глаз повторить их контур). (Слайд 8)

– Ребята, следы какой группы животным вы искали?

– сейчас мы послушаем 3 сообщения о жизни диких зверей зимой.

2. Рассказ учащихся о том, как зимуют дикие звери

Прежде, чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, несколько раз проходит по одному месту.

Берлогу – яму, выкопанную где–нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира.

Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и, кажется, что он сосёт лапу.

Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун. (Слайд 9)

Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.

К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо своё белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся. Шар из веток высоко на ёлках. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом.

К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды.

Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок – вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето.

– Ребята, о каких животных вам рассказали?

– Чем отличаются их приготовления к зиме и сама зимовка?

– А какие еще животные засыпают на зиму? (Еж, барсук).

– А кто ищет пищу в природе? (Заяц, волк, лось).

– Кто делает запасы осенью? (Мышь, хомяк, бобер).

– Как мы можем помочь лесным зверям?

Для зайцев еще летом запасают веники с молодой листвой. Не откажутся зайцы и от сушеных веток рябины, малины, тополя. Для лосей подрубают молодые осины, сохатые любят также ветки рябины, и сосны. Для кабанов оставляют корнеплоды: свеклу, брюкву, репу, желуди. Подкармливают зимой и бобров. Ведь при недостатке припасов бобры должны через продушины выбираться на лед. Бобры питаются осиной, черемухой, дубом, тополем.

Физическая минутка

Зайка серенький сидит,
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал,
Зайка прыг и убежал. (Слайд 13)

3. Беседа с учащимися о зимовке рыб и насекомых

– Какие трудности испытывают рыбы зимой?

Толстой ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озёра. В глубокой тишине на речном дне спят рыбы. В самых глубоких местах лежит в ямке сом. Широкие плоские лещи лежат рядками без малейшего движения. Трудно бывает зимой рыбам. Воздух не проходит через лёд в воду. Рыбам становится трудно дышать, и они могут погибнуть. Поэтому зимой во льду проделывают проруби. Чтобы вода в проруби быстро не замерзала, в неё кладут пучки соломы и сверху присыпают снегом. Через снег и солому воздух хорошо проходит в воду. (Карась, ленок, хариус, лещ, окунь, щука). (Слайд 14)

– А как насекомые переносят зиму?

(Некоторые насекомые погибают от сильных морозов, другие засыпают в коре деревьев, в трещинах и просыпаются весной; муравьи уходят глубоко под землю и там спят до весны).

4. Работа в группах “Зимовка птиц” (Слайд 15)

(Дети работают с текстами предоставленными учителем и добавляют то, что знают сами).

– Ребята, посмотрите на слайд, кто это? (Птицы).

– А вот как зимуют птицы, вы должны подготовить самостоятельно:

1 группа “Зимующие птицы”

На юг не улетают синицы. воробьи, вороны, сороки, дятлы, тетерев, глухарь. Прилетели к нам на зимовку из северных районов снегири и свиристели.

2 группа “Удивительный клест” (Разыгрывание сценки)

А вот птица клест рада зиме. Почему? Давайте послушаем, о чем он рассказывает чижу.

– Ты, клест, чего визжишь? Обидели тебя, что ли?

– Да нет, Чижик, это я радуюсь!

– Нашел время радоваться.

– Как раз самое время, как раз! У меня в гнезде птенчики вывелись, – до чего милы, до чего хороши:

– В такой-то мороз? Да они живыми не останутся!

– Еще как будут жить-поживать! Я им еловых семечек таскаю, а мать греет их вроде печечки. И тепло им, и сытно, и от моей песенки весело!

– Почему же радовался клест? Почему у клеста птенцы выводятся зимой?

Клесты всю зиму кормятся семенами ели и сосны. У этих растений семена созревают к зиме. Значит, и корма больше всего для клестов бывает в это время года. Поэтому эти птицы и выводят своих птенцов зимой. Кругом снег и лютый мороз, а в гнезде – малыши. Но стужа им не страшна, потому что они всегда сыты.

3 группа “Корм птиц зимой” (Слайд 16 – 17)

Как все эти птицы переживают суровую зиму, ведь они питаются насекомыми? Секрет прост: за счет собственного “ума” и догадливости. Еще с осени синицы заготавливают себе на зиму корма: рассовывают в трещины коры деревьев буквально миллионы засохших паучков и мелких насекомых. Если еды хватает, то морозы птицам нипочем. Воробьи, сороки, вороны подкармливаются вблизи жилищ человека. Дятел и пищуха питаются личинками насекомых, добывая их из-под коры деревьев. Сойки, щеглы собирают оставшиеся плоды и семена растений.

4 группа “Как мы можем помочь птицам зимой?”

И всё же птицы зимой нередко голодают. Надо сделать кормушку, повесить на дереве, приносить туда корм, подвесить у форточки кусочек сала - для синиц.

Стихотворение А.Яшина “Покормите птиц зимой”

Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

V. Закрепление изученного материала

– Ребята, вы хорошо поработали над новой темой. А теперь, я предлагаю проверить себя.

1. Дополнение таблицы.

(Индивидуальная работа по карточкам):

2. Парная работа “Рассели жильцов” (Презентация 3)

Данные приемы позволяют оценить каждого ребенка.

VI. Рефлексия деятельности на уроке

– Ребята что вы узнали о неживой природе зимой?

– Как зимуют растения?

– Как зимуют звери? Рыбы? Насекомые? Птицы?

– Чем мы можем помочь животным зимой?

– А о каком еще объекте живой природы мы сегодня не говорили? (О человеке; о жизни и труде человека зимой узнаем на следующем уроке).

– Чему вы научились на уроке?

– Какая работа понравилась больше?

– Выразите свое отношение к уроку цветом. У учащихся картинка с изображением птички, зверя, насекомого или рыбы. Цветные изображения прикрепляются на картину “Живая природа зимой”. Получается коллективная работа, которая находится в классе несколько дней. (Если позволяет время на уроке, можно оформить все рисунки в Paint и вывести на экран в конце главной презентации). (Слайд 18)

VII. Домашнее задание

– Подготовить фоторассказ или серию рисунков на тему “Живая природа зимой”

При составлении конспекта урока были использованы ресурсы сети Интернет:

Цель: Стимулировать детскую любознательность, стремление глубже изучить явление природы (свойства снега) , поддерживать проявление интереса детей к экспериментированию, исследованию.

Программное содержание:

  1. Формировать элементарные представления об изменении положения Земли относительно Солнца; представление о снеге и его свойстве (снег тает в тепле, снег не прозрачный, снег белый, снег не имеет запаха) .
  2. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.
  3. Активизировать речь за счет слов: наст, водяной пар, снежная крупа, лупа, эксперимент. Совершенствовать умение детей отвечать на поставленные вопросы по содержанию рассказа
  4. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы, желание активно познавать и действовать.
  5. Воспитывать стремление сохранить и оберегать природный мир, видеть его красоту.
  6. Оздоровительная: здоровье сберегающий подход к образовательной деятельности.

Предварительная работа

  1. Рассматривание картин на зимнюю тематику
  2. Чтение стихотворений о зиме, снежинках.
  3. Наблюдения за падающим снегом, снежинками, игры со снегом на прогулках.
  4. Рисование снежинок.
  5. Вырезывание снежинок из салфеток.

Материалы и оборудование

Дем. - модели планет (Солнца и Земли) ; наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега;

Разд. - одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке) , снег, лупы по количеству детей, по половине разрезанного яблочка на салфетке, ложка одноразовая, три емкости воды, кружочки разного цвета, салфетки и полотенце.

Методические приёмы: исследовательский метод; постановка проблемы и её разрешение; моделирование; чтение художественной литературы с использованием информационно- рецептивного метода направленного на организацию обеспечения восприятия запоминания детьми информации; музыкальное сопровождение; имитация движений; рефлексивный метод.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель говорит: Ребята, послушайте стихотворение внимательно и скажите, всё ли в нём правильно.

«Стали дни короче,
Солнце светит мало.
Вот пришли морозы-
И ВЕСНА настала!»

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему наступает зима?

Воспитатель (обобщает ответы детей) Мы с вами знаем, что наша Земля планета, и она вращается вокруг своей оси, вот так как сейчас поворачивается наш глобус, а теперь представим, что это солнце, так вот земля еще вращается и вокруг солнца, вот так. А теперь давайте П

представим, что планета наша разделена на четыре части, |на первой обязательно наступит весна, на второй лето, на третей -осень и на четвертой зима. Тот, бочек земли который ближе всего она подставила к теплому солнышку греется больше всего- здесь лето, зимой конечно тоже светит солнышко, только в течении трех зимних месяцев солнце находится от земли дальше всего, поэтому греет меньше. От этого зимой холодно, дни становятся короче, а ночи длиннее.

Воспитатель: А, что бывает зимой? Одна из примет зимы – с неба падает снег. Воспитатель: Есть такой рассказ Владимира Архангельского

«Летят снежные пушинки» . Хотите его послушать?

Ответы детей

Беседа с детьми по содержанию прочитанного рассказа.

О каких снежных пушинках идет речь?

На что были похожи снежинки? («Цветок с шестью лепестками» , «Звездочка с шестью лучами» )

Где побывали ученые? (в облаках)

Что они там увидели? (они увидели как образуются снежинки)

Что же такое снежинка? (это замершая капелька водяного пара)

Как образуется наст? (твердая корочка на снегу)

Кому тяжело передвигаться по насту? Почему?

А почему заяц по насту мчится как по паркету?

Физкультминутка "Зимний сон"

Тихо, тихо сказку напевая,
Проплывает в сумерках зима (бег по кругу на носочках)
Теплым одеялом укрывая,
Землю и деревья, и дома.

Над полями легкий снег кружится,
В полночь звезды падают с небес.
Опустив мохнатые ресницы,
Дремлет в тишине дремучий лес.

Спят на елках золотые совы,
В сказочном сиянии луны.
На опушки леса спят сугробы
Как большие снежные слоны.

Все меняет форму и окраску,
Гасят окна сонные дома.
И, зима рассказывая сказки
Засыпает медленно сама.

Воспитатель: Хотите еще больше узнать о снеге. Представ те, что вы ученые - исследователи. А кто такие ученые? Давайте сядем за столы. Будем выяснять, какой снег и каковы его свойства. А помощником нашим будет специальный прибор для исследования. Найдите его на своих столах, как этот прибор называется? (лупа) . А что такое лупа? (увеличительное стекло) . А, что еще вы видите на столах? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, с утра я принесла в группу снег, а что же стало со снегом? (растаял) Почему? (на доску крепится снежинка с изображением 1 свойства, на снежинке нарисована капелька воды: снег тает в тепле) . А как мы теперь будем исследовать снег? Где нам его взять? (попросим принести второго воспитателя, используя волшебное слово "пожалуйста") . Давайте возьмем лупу и внимательно рассмотрим растаявший снег. Что вы видите? (вода грязная) . Ребята, а почему вода грязная? (приносят снег) Давайте потрогаем снег какой он на ощупь? (холодный) . Ребята, я видела, что некоторые дети едят снег. Правильно ли они поступают? Почему? Можно ли есть снег? (нет, снег холодный и может быть грязным) .

Воспитатель: Проведем эксперимент. У вас под плоскими тарелочками лежат геометрические фигуры, назовите их (круг, квадрат) . Какого они цвета? Положите один круг на пустую тарелку, наверх мы положим снег, а другой опустите в воду. Где крут видно, а где нет? Почему? (на доску крепится 2 снежинка: снег непрозрачный - нарисован закрытый глаз)

Воспитатель: Сравним: какого цвета вода и снег (снег белый, вода бесцветная) А что еще бывает белым? (крепится 3 снежинка: снег белый - в центре снежинки вата) .

Воспитатель: Ребята, а как узнать, снег пахнет? (надо понюхать) . Понюхаем сначала яблоко, какое яблоко? (ароматное, душистое) . А теперь снег (у снега нет запаха) (крепится 4 снежинка: снег не имеет запаха - на снежинке нарисован нос)

Воспитатель: Молодцы! Вы мне столько опытов показали, а сейчас я хочу вам показать, еще один опыт. Смотрите: у меня три баночки. В одну наливаем холодную воду (приглашается ребенок проверить температуру воды) , (холодная) . Во вторую нальем теплую, но как нам получить теплую воду, какую воду нужно налить сначала: горячую или холодную, почему? (холодную, затем горячую) . В третью баночку я налью горячую. В три баночки я буду опускать снег одновременно. Для этого мне нужен помощник. Где снег растаял быстрее, а где медленнее? Выводы. (чем теплее вода, тем быстрее растаял снег, быстрота таяния снега зависит от температуры воды) .

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте вспомним, какими свойствами обладает снег? (по окончанию каждого опыта на доску крепились снежинки со свойствами снега) . Обращает внимание детей на то, что снег - это замерзшие капельки водяного пара. Мы свами знаем, что снег превращается в воду, у меня есть две капельки одна улыбается, другая грустит, если вам понравилась наша образовательная деятельность возьмите улыбающуюся капельку, если нет- грустную.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Зимние явления в природе

1.Сроки и периоды зимы

По календарю зима начинается 1 декабря. Декабрь - первый зимний месяц. А в природе зима наступает каждый год в разные сроки. Первые морозы - это еще не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает по нескольку раз. Небо заволакивается тяжелыми облаками. Декабрьские оттепели традиционны для нашего климата.

Зима в природе начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже 0 градусов - замерзают водоемы, прочным снеговым покровом покрывается земля. На первый взгляд скромны зимние краски: белый - цвет снега, голубой - неба, черный - деревьев. Всё кажется скучным и однообразным. Среди этого однообразия, казалось бы, трудно заметить разницу начала, середины и конца зимы. Но если внимательно наблюдать за изменениями в природе, можно выделить три периода зимы.

Начало зимы - первозимье (I период зимы) - отмечают с того дня, когда надолго ляжет снег. По-разному в разные годы наступает это время: самое раннее в начале ноября, самое позднее - во второй половине декабря. Солнце в первозимье греет слабо. Даже в полдень оно стоит низко над горизонтом. Цвет у него часто красно-малиновый. Да и показывается из-за облаков редко. Облака стелются над землей низко. Небо днем серое, тусклое, нахмуренное. Недаром этот период зимы еще называют глухозимьем. Снегопады и морозы чередуются оттепелями. В оттепель зима становится похожа на позднюю осень: сыро, грязно, пасмурно. Хотя и потеплеет, а не радостно от такой погоды. Самый короткий день в году - это последний день глухозимья - 22 декабря, день зимнего солнцестояния. Именно этот день ученые астрономы, наблюдающие за небесными светилами, считают началом зимы.

23 декабря - начало коренной зимы - II периода зимы. Теперь с каждым днем будет раньше рассветать, позже смеркаться. Солнце поднимается все выше над горизонтом. Светит ярче. Бледно-голубое, светлое небо наполняется морозной дымкой. Слепит глаза сверкающее снежное покрывало с серебряными сугробами. Цветными, желтыми, зелеными, красными, голубыми искорками переливается снег на солнце. Красивый наряд пушистой изморози надевают деревья. В оттепели снег уже не тает, а только становится чуть влажным и липким. Властвует коренная зима до начала февраля, до песни большой синицы.

Затем наступает последний этап - перелом зимы. Все больше синих тонов в эту пору. В парках от деревьев падают на снег плотные, четкие, синие тени, сугробы светятся голубоватым светом. Синее день ото дня небо. Облака уже не сероваты, а плывут белыми кучками. Солнце поднимается всё выше и греет так, что возле деревьев образуются ямки-затайки. Светлый день стал намного длиннее. В солнечный день снег на крышах тает - начинается капель. Натекая друг на друга и, замерзая в ещё очень холодном воздухе, капельки стаявшего снега образуют красивые ледяные сосульки. Снег уже не блестящий и белый: он потускнел, посерел, стал рыхлым. Сверху подтаявший на солнце снег за ночь смерзается в ледяную корку - наст. Но зима ещё не сдаётся. Вьюги и метели показывают свою силу. Только в середине марта, с началом снеготаяния, закончится последний этап зимы.

2. Явления в неживой природе

Зима - суровое время, особенно в северных широтах нашего полушария. Ее календарное время известно, но часто бывает, что первые признаки зимы приходят значительно раньше. Слякотная ноябрьская погода сменяется декабрьскими морозами, сковывающими водоемы, одевающие землю в пушистое снежное одеяло. День становится коротким, а ночи томительно тянутся в ожидании первого лучика солнца.

Самый короткий день приходится на период зимнего солнцестояния. Это 21 декабря в ночь на 22. Самый короткий день и самая длинная ночь. С этого времени начинается обратный отчет и дневное время увеличивается, сокращая ночное.

Облака снижаются ниже, становятся тяжелыми, серыми от переполненной влаги. В них нет легкости и кучности, они застилают все зимнее небо, наполняя воздух запахом влаги и свежести. Именно они приносят обильные снегопады, покрывающие землю метровыми сугробами.

Снег - это зимние осадки. Зимой они плотным покрывалом покрывают все вокруг, создавая своеобразный микроклимат, помогающий растениям и мелким животным пережить суровые холода. Чем ниже температура воздуха, тем рыхлее становится снежный настил, он жестче хрустит под ногами и колется при прикосновении к нему.

В безветренную погоду снег падает большими снежинками, с увеличением интенсивности снег превращается в метель - самое грозное зимнее явление природы. Она возникает при появлении первого порыва ветра. Он поднимает снежный покров и несет его, увлекая за собой. В природе различают верховую и низовую метель в зависимости от перераспределения воздушных масс. Как правило, сильные метели случаются в середине зимы, в самый пик сезонных температур. Именно от этого явления природы зависит формирование снежного ландшафта: разнесенный ветром снег принимает причудливые формы сугробов.

Частый попутчик зимней погоды - гололедица. Это ледяная корка, которая образуется на любой поверхности после резкого перепада температур. Мокрый снег, дождь перед сильным морозом могут спровоцировать ее появление. Как правило, именно гололедица сковывает всю площадь мелких ручьев, других источников влаги, поэтому для ее появления необязательно должен пойти дождь. Если зимой стоят суровые продолжительные морозы, они сковывают самые глубокие водоемы, которые промерзают на очень приличные глубины, так начинается ледостав, парализующий судоходство. Лед тронется только при сильном потеплении, когда лучи солнца начнут прогревать его твердь.

Морозы относятся к опасным явлениям природы. Они могут устанавливаться на долгое время, если в округе властвует зимний антициклон. Как правило, аномальные морозы - явление редкое. Отклонение от привычной нормы происходит не везде и не всегда. Низкие температуры могут принести значительный ущерб сельскому хозяйству и спровоцировать появление чрезвычайной ситуации, поэтому все коммунальные службы зимой находятся в состоянии боевой готовности.

Еще один непременный атрибут зимы -сосулька- кусок льда конусообразной формы, который свисает с какой-либо плоскости. Днем солнце прогревает снег, он начинает таять и подтекать, а ночью мороз усиливается, все вокруг замерзает. Масса сосульки растет по мере таяния снега, потом она обрушивается от собственного веса и рассыпается от столкновения с землей.

Именно с таяния сосулек начинается плавный переход к весне, когда температура воздуха постепенно поднимается, дни становятся длиннее, а морозные узоры исчезают, просачиваясь талой водой в прогретую землю. Снег - это зимний вид атмосферных осадков. Он имеет свою кристальную структуру, в основе которой лежат замерзшие микроскопические капли воды. Когда капля проходит сквозь холодные атмосферные слои воздуха и падает на землю, она замерзает и обрастает своими собратьями, цепляясь за них, образовывая шестиконечные снежинки. Такая форма обусловлена физическими законами замерзания воды.

Из чего состоит снег?

Каждая из снежинок редко превышает размеры в 5 мм, но вот ажурное переплетение граней может быть самое разнообразное. Пока еще непонятно, почему каждая снежинка не похожа друг на друга, почему каждая из них имеет идеальную симметрию. Сегодня уже доказано, что все снежинки имеют четкие геометрические линии, которые объединены в шестиугольном формате, именно шестиугольную форму имеет сама молекула воды, поэтому, замерзая в облаках и превращаясь в кристалл льда, вода и формируется по данному принципу, захватывая по цепочке другие молекулы, находящиеся в тесном соседстве.

На причудливую форму влияет и температура воздуха, и показатель его влажности. Но в том, что снежинка по своей сути - это звенья одной цепочки замерзшей молекулы воды, уже никто сегодня не сомневается. Контуры самой снежинки угловаты. Кончики, скорее всего, напоминают острые наконечники или иглы. Причем все они разные, у каждой снежинки - свой остроконечный узор. Сегодня нет ответа на вопрос, почему так происходит. Возможно, мы совсем скоро станем свидетелями новых научных открытий, которые откроют нам тайну геометрической симметрии и непохожести снежинок.

Наличие снега играет важную роль. Снежное покрывало укутывает землю толстым слоем белого покрывала. Оно держит тепло и не дает погибнуть растениям и мелким животным. Без него погибнут озимые, не будет урожая, не родится хлеб. Снег создает тот необходимый запас влаги, который так важен при весеннем пробуждении. Поэтому переоценить значение снега нельзя.

3. Зимний покой растений

В средних широтах, где зима сопровождается значительным снижением температуры по сравнению с летом, зимой растения практически не вегетируют, либо растут очень-очень слабо, почти незаметно. Принято считать, что растения вступают в период покоя или спячки, так как процессы их жизнедеятельности протекают слабо.

Снег - плохой проводник тепла, покрывает землю, словно одеялом, он предохраняет от охлаждения перезимовывающие растения.

У однолетних в земле лежат семена. Озимые растения под снегом остаются зелеными всю зиму.

У некоторых растений (пастушья сумка, анютины глазки), цветущих до глубокой осени, сохраняются под снегом листья и бутоны, которые расцветут весной.

У многолетних травянистых растений наземные части погибают, а остающиеся в земле луковицы, клубни, корневища снег охраняет от холода.

Деревья и кустарники, за исключением хвойных, стоят голые. Жизнь этих растений скрыта в почках. От холода и влаги они защищены плотными чешуйками. Питание и сокодвижение у деревьев временно прекращены. Крахмал, накопленный в их тканях, превращается в жиры и сахар, это увеличивает морозоустойчивость растений, предохраняет белок их клеток от свертывания.

Во второй половине зимы под влиянием все увеличивающего облучения у многих деревьев появляется предвесенний «загар»: буроватая окраска их коры приобретает красноватый оттенок (у ивы, березы, липы) или фиолетовый (у ольхи).

Во второй период зимы покой у большинства деревьев и кустарников заканчивается: на ветках, внесенных в теплое помещение, через несколько дней распускаются листья. Особенно быстро развиваются почки тополя, березы, орешника, черемухи, смородины.

В предвесенний период деревья имеют более высокую температуру, чем окружающий их воздух, поэтому снег у стволов начинает таять.

Ботаники разделяют период покоя на две категории: вынужденный и глубокий. В некоторых источниках период покоя называют естественным и искусственным. Вынужденный или искусственный покой связан с отсутствием нормальных условий для вегетации, но если предоставить растению недостающие условия -- оно выйдет из состояния покоя, проснется. Вынужденный период покоя можно объяснить на примере семян растений: собранные семена обычно хранят до наступления времени посадки в сухом помещении. Это вынужденное состояние покоя, так как при намачивании семян или поступлении к ним влаги состояние покоя прекращается, семена начинают нормально прорастать.

Продолжительность периода покоя как у разных видов, так и у сортов в пределах одного вида растения может значительно различаться. Это объясняется генетическими особенностями растения и условиями внешней среды. Поэтому детки одного и того же гибискуса, разнесенные по южному и северному подоконникам могут впадать в состояние покоя и выходить из него в разное время, однако лежащие в основе покоя и прорастания биохимические механизмы, внутренние и внешние факторы, являются общими для всех растений.

зима снежинка природа

4. Различие растений в безлистном состоянии

При определении древесно-кустарниковых растений в безлистном состоянии следует обратить внимание на морфологические особенности строения почек и побегов.

Почки бывают верхушечные и боковые - или пазушные. Почки древесных растений покрыты чешуйками, форма и окраска которых зависит от биологических особенностей той или иной древесной породы.

По происхождению почки подразделяют на листовые и цветочные, последние крупнее листовых.

По строению почки различают обнаженные и покрытые. Обнаженные почки лишены наружных покровных чешуек и образованы обычно молодыми неразвившимися листьями (например, у крушины ломкой).

Покрытые почки могут быть одеты одной (колпачкообразной) или несколькими чешуйками. Например, почки ив покрыты одной чешуйкой, сросшейся из двух, почки тополя покрыты несколькими чешуйками. Почки клена покрыты четным числом чешуек, расположенных супротивно.

У древесных растений с двурядным расположением почек (граб, вяз) чешуйки на почках расположены тоже двурядно. Почка может быть непосредственно расположена над листовым рубцом. Такую почку называют сидячей, в отличие от черешчатой, когда под почкой находятся черешки (черешчатые почки можно видеть у смородины, дерна, ольхи и др.). Почки иногда едва видны или не видны, если скрыты под листовой подушкой или листовым рубцом. Называются они скрытыми (лапчатка и др.) в отличие от свободных почек, которые открыто расположены на побеге.

В зависимости от морфолого-биологических особенностей древесных растений расположение почек на побеге может быть различным. Супротивное -- почки располагаются одна напротив другой (клен, ясень, сирень, калина). Очередное -- расположение может быть подразделено на спиральное и двурядное. Спиральное -- почки встречаются вокруг всего стебля и линия, их соединяющая, образует спираль (осина, дуб, берёза). Двурядное -- все почки расположены в одной плоскости в два ряда (липа, граб, вяз). Сериальные почки расположены по несколько штук над листовым рубцом. Коллатеральные почки -- несколько почек расположены в ряд под листовым рубцом однарядом с другой (представители подсемейства розовые, сливовые).

После опадания листа в месте, где он был прикреплен к побегу, остается листовой рубец. Листовые рубцы бывают узкие и широкие в зависимости от величины основания черешка. Крупные листовые рубцы характерны бузине, ясеню, ореху.

По форме листовые рубцы тоже различаются. Например, у клена он имеет вид ломаной линии; у бархата амурского подковообразной, а у липы округло-эллиптический. Иногда листовые рубцы трудно различимы, т. к. скрыты под основанием черешков (малина, жимолость).

На листовом рубце видны в виде точек листовые следы -- места, через которые проходила жилка листа. Количество листовых следов является родовым признаком, т.е. все виды древесных растений данного рода имеют одинаковое количество следов. Например, для рода карагана характерен 1 след; для клена и вяза -- три следа; для дуба -- более 3-х следов, сконцентрированы они в три группы; для сирени и ясеня много следов, которые образуют подковообразную линию.

При определении древесных растений по побегам следует обращать внимание на наличие на побегах железок, шипов, колючек. Шипы являются выростами эпидермиса (одревесневшие железки и волоски).

Шипы встречаются преимущественно у разных видов роз. Колючки представляют собой видоизменение побега, (колючки боярышника, лоха, облепихи, груши); метаморфозом листа являются: колючки барбариса, которые бывают простые, двух-, трех- и пяти-раздельные; метаморфозом прилистников -- желтая и белая акация). Бородавки на стебле -- это выросты эпидермиса (береза, бересклет). К выростам эпидермиса относят ароматические железки у черной смородины, они придают ей своеобразный запах, имеют золотистый цвет и сосредоточены на побегах вблизи почек и на чешуйках почек. Выростами эпидермиса являются пробковые наросты (у таких пород, как: бересклет европейский, крылатый и др.).

Использованная литература

1. С.А. Веретенникова. «Ознакомление дошкольников с природой»; Москва «Просвещение», 1973г.

2. Л.А.Камнева, А.К. Матвеева, Л.М. Манцева. «Как знакомить дошкольников с природой»; Москва «Просвещение», 1983г.

3. Л.М.Манцева, П.Г.Саморукова «Мир природы и ребенок»; Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2000г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Непосредственное действие мороза на клетки как опасность, угрожающая многолетним травянистым и древесным культурам, озимым растениям в течение зимы. Гибель растений от выпревания, вымокания, под ледяной коркой, выпирания, повреждения от зимней засухи.

    реферат , добавлен 09.11.2010

    Явления в жизни растений, связанные с наступлением лета. Роль человека, влияющего на жизнь растений в природных сообществах. Связь растений с окружающей средой. Луговая флора Республики Беларусь. Геоботаническое описание луговой растительности.

    реферат , добавлен 01.07.2015

    Изменение химического состава сельскохозяйственных растений под влиянием почвенно-климатических условий. Применение гиббереллина и цитокининов. Глубокий покой у растений, основные методы повышения их зимостойкости. Способы ускорения созревания плодов.

    контрольная работа , добавлен 05.09.2011

    Задачи современной селекции, породы животных и сорта растений. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции растений: гибридизация и отбор. Самоопыление перекрестноопылителей (инбридинг), сущность явления гетерозиса.

    реферат , добавлен 13.10.2009

    Факторы формирования теплового режима грунта. Характерные особенности теплового режима систем сбора тепла грунта как объекта проектирования тепловых насосов грунт-вода. Понятие периода покоя у растений, его виды и признаки окончания. Сущность фитоценоза.

    контрольная работа , добавлен 10.09.2010

    Методики исследований грибов, водорослей, лишайников, высших растений, беспозвоночных и позвоночных животных. Правила сбора растений и животных, сушки растений, умерщвления и фиксирования животных. Практические навыки проведения экскурсий в природе.

    отчет по практике , добавлен 04.06.2014

    Митохондрии, рибосомы, их структура и функции. Ситовидные трубки, их образование, строение и роль. Способы естественного и искусственного вегетативного размножения растений. Сходство и различие голосеменных и покрытосеменных растений. Отдел Лишайники.

    контрольная работа , добавлен 09.12.2012

    Нарушение определенных функций растений, болезненные явления и симптомы, вызываемые недостатком питательных веществ. Причины голодания растений. Признаки азотного, фосфорного, марганцевого и калийного голодания. Подкормка растений недостающим элементом.

    презентация , добавлен 06.01.2016

    Биология - наука о живой природе. Cпоры растений, споровиков и грибов. Хлорофилл - зелёный пигмент, обусловливающий окраску хлоропластов растений в зелёный цвет. Сапрофиты - растения, питающиеся мертвыми и гниющими тканями растений или животных.

    презентация , добавлен 25.04.2012

    Понятие и направления расселения растений. Определение термина "семя" в ботанике, основные этапы его развития и оценка значения в природе. Классификация типы, особенности строения, принципы распространения. Структура и элементы, формирование плода.