28 июля в церковном календаре. Церковный Православный праздник июля

Ежегодно 28 июля отмечается сразу несколько памятных дат, связанных с русским православием и историей христианства. Мы хотим рассказать вам о традициях этого дня и событиях, которые запечатлели эту дату в церковном календаре. Один из последних дней июля – очень важная дата для всех православных людей.

Список церковных праздников 28 июля

Традиционно этот день у большинства верующих связывается с важнейшим событием, повернувшим вектор истории, – днем Крещения Руси . Невозможно не оценить влияние этой даты на развитие православного мира и русского государства.

Впервые праздник стал государственной памятной датой только в 2010-ом году, хотя торжественные празднества совершались в России еще с 1888-ого года.

Чтут 28 июля память человека, принесшего православие в русские земли. Равноапостольный князь Владимир не был первым правителем, принявшим крещение (это сделала его бабушка, Ольга), но именно с его подачи началась широкая христианизация русских племен и княжеств.

В этот день на церковном календаре есть и другая дата, знакомая истинно верующим. Традиционно сегодня воздают почесть святым мученикам Кирику и Иулитте . Пострадали они от гонителей христианства, при этом погибли в страшных мучениях. Несмотря на это, мать и ее сын не отреклись от христианства до самой смерти, за что и были канонизированы.

Как мы уже упоминали ранее, бабушкой Владимира была княгиня Ольга, первая русская правительница, принявшая православную веру, отказавшись от язычества. В историю эта женщина вошла благодаря несгибаемому характеру. Сильной рукой она правила Русью, ничуть не уступая мужам. С детских лет нам известно о походе Ольги против древлян. За вероломное убийство своего мужа Игоря отомстила она древлянам. Вернулась в Киев не одна, а с пленниками (детьми древлянского князя Мала). Дочь Мала, Малуша, была при Ольге ключницей, при этом вместе с правительницей своей приняла христианство.

Святослав Игоревич, сын Ольги, хотел сделать Малушу своей женой. Ольга против такого брака протестовала, ведь пленница и дочь врага не была ровней молодому князю. Святослав ослушался воли матери и взял Малушу в жены. За это Ольга отослала девушку в родные земли древлян. Именно там и родился будущий великий князь. Владимиру еще по имени было предназначено в грядущем стать великим властителем особого мира.

Ему пришлось преодолеть большой путь, прежде чем он стал великим крестителем Руси. Изначально княжил он в Новгороде. После смерти Святослава начались между его детьми междоусобицы. Пока Ярополк и Олег сражались за киевский престол, Владимир поступил умнее. Отправился он на родину деда своего, Игоря, в варяжские земли. По преданиям, там собрал он войско, а затем двинулся на Новгород, где княжил ставленник Ярополка. Сначала Владимир Красное Солнышко захватил родное княжество, затем – Полоцк. Киевский престол покорился великому князю в 978 году, и началась памятная эпоха в истории русского мира.

Примечательно, что изначально путь свой Владимир начал с поклонения языческой ереси. Летописцы свидетельствуют, что был князь обуян блудом и грехами. Реформировал Владимир языческую веру в противовес действиям брата своего, Ярополка, который симпатизировал католицизму, при этом хотел привнести его на землю русскую. Языческое многобожие не было на руку Владимиру, который стремился объединить все княжества в единое государство, покоренное единому правителю. Посланники многих вер приходили к Владимиру, но только истинное православие выбрал он как путь для Руси.

Крещение Руси и распространение христианства


Владимир был князем, делом заслужившим уважение и почтение со стороны народа. Он заботился о процветании Руси, о безопасности своих земель, при этом делал все, чтобы русский мир развивался и культурно, и духовно.

В христианстве по греческому обряду видел Владимир большие перспективы, тогда как посланников Папы Римского отправил обратно.

Были у Крещения Руси и внешние обстоятельства (политические). Императоры Византийские Василий и Константин обратились к князю с мольбой о помощи. Мятежные полководцы не давали Константинополю покоя, претендуя на великий престол. Византийские правители долгие годы и поколения применяли с вражескими государствами тактику христианизации. Чтобы расположить врагов на свою сторону, призывали они их к христианству. Первые попытки подобного совершались еще в девятом веке, т. е. за сотню лет до княжения Владимира. Так вышло, что и со стороны византийцев выгоден был этот союз, и со стороны русского князя.

Но у Владимира были свои условия: он был согласен помочь братьям-императорам в обмен на брак с их сестрой. Чтобы взять Анну в жены перед Богом, Владимир принял крещение и отправил свои войска на подмогу грекам. Но Константин и Василий обманули его. Они не захотели отдавать сестру. Тогда Владимир был вынужден захватить греческий порт на Черном море (Корсунь), что нанесло ужасный урон экономике и торговле империи, и без того истощенной войной. Только после этого императоры уступили великому князю, отпустив сестру. Кроме жены и новой веры, Владимир в 988 году обрел царский титул и символы императорской власти: царскую корону и увенчанный крестом скипетр.

От Крыма до Киева двинулся великий князь с новоиспеченной женой, а их процессия сопровождалась крестным ходом и молебнами. Достигнув княжьего города, Владимир объявил всем киевлянам: кто не придет на утро к Днепру для Крещения, тот будет врагом ему. Никто не осмелился перечить князю.


Так один из дней на исходе июля стал для Руси переломным, означая духовное рождение нового народа. Языческие верования не исчезли с русской земли в один момент, но вектор истории повернулся в совсем ином направлении (на путь духовной победы христианства).

За почти семь веков до того, как Владимир принес на русскую землю христианство, отдали свою жизнь за веру Иулитта и ее сын Кирик. Святая жила в Ликаонии. Она была вдовой с малолетним сыном. Согласно легенде, происходила она из знатной семьи, принявшей христианскую веру. Но 3-4 века были тяжелыми для христиан Малой Азии. Они подвергались преследованиям, их убивали за веру.


Рано овдовев, Иулитта отказалась во второй раз выходить замуж. Ее целью было воспитывать сына Кирика в благочестии. Если бы не гонения, она бы и жила так, как запланировала. Немыслимо для Иулитты было отказаться от веры во Христа, поэтому бежала она из родных мест с младенцем, притворившись нищенкой.

В то время посланник императора Диоклетиана Александр наводил страх и трепет на жителей Малой Азии, преследуя христиан и убивая их мучительными пытками. Этот бесчестный человек настиг Иулитту в Тарсе, велев стражникам доставить женщину на суд и допрос. Первым же вопросом спросил Александр святую о ее титуле, на что та ответила просто: что она христианка. Не было у нее страха. С Божьей помощью выдержала она битье палками. Во время пыток не отступилась Иулитта от веры, чем еще сильнее разгневала правителя.

Пытался Александр склонить на сторону бесовской веры младенца Кирика. Но мальчик, видя, как истязают его мать, а та стойко выдерживает все пытки, ударил тирана. Попытался он убежать к матери, крича, что он такой же христианин, как и она. Но Александр поймал его и в гневе разбил ребенку голову о мраморные ступени своего помоста.


Даже смерть младенца не поколебала веру Иулитты. Она воздала молитву Богу, что Он одарил ее сына мученическим венцом. Уверена была святая, что все страдания, на которые обрекал ее Александр, – лишь препятствия на пути к обретению Царства Небесного и воссоединению с сыном. После долгих пыток святая Иулитта была обезглавлена, а последним словом ее было «Аминь».

По традиции в день памяти святых мучеников Кирика и Иулитты возносят молитвы за семейное счастье и благочестие. Обращаются к иконам и мощам этих святых родители, чьи дети болеют тяжелыми недугами, моля о выздоровлении.

Традиции 28 июля

В день Крещения Руси было принято православным людям совершать крестный ход к ближайшему водоему задолго до официальных государственных празднований этой даты. Этим повторяли они утро крещения киевлян, прославляя Святую Троицу.

Как в другие дни великих праздников, сегодня совершается Божественная литургия во славу Крещения Руси и равноапостольного святого Владимира. Верующие устремляются в церкви и храмы, чтобы отслужить молебен. На церковных подворьях совершаются празднества. Их цель – просветительская, ведь в непростые времена все больше людей приходят к православию, при этом хотят узнать о традициях и истории нашей веры.

Проводятся в этот день и государственные культурные мероприятия. Таким образом, день Крещения Руси – ключевой праздник православного мира.

28 октября, отмечается 5 православных церковных праздников. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

В народе ‒ Ефимий Осенний

Преподобного Евфимия Нового, Солунского, иеродиакона

День памяти святого Евфимия (имя при рождении - Никита) родом из г. Анкиры в Галатии. 15 лет жизни провел в подвижничестве на горе Олимп, затем перебрался на Афон. Основатель двух монастырей неподалеку от Солуни.

Святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского

День святого епископа Афанасия (имя при рождении - Сергей Сахаров), викария Владимирской епархии. Причислен к лику новомучеников в 2000 году.

Преподобномученика Лукиана Антиохийского, пресвитера

Является днем памяти святого Лукиана родом из сирийского города Самосата. Попал в никомидийскую темницу во времена гонения христиан императором Диоклетианом, где спустя 9 лет скончался.

Святителя Иоанна, епископа Суздальского и Нижегородского

Праздник в честь первого епископа Суздальского и Нижегородского Иоанна.

Священномученика Лукиана Печерского

Память святого Лукиана. Пострадал от набегов хана Батыя около 1240 года. Его останки почивают в Феодосиевых (Дальних) пещерах.

29 октября отмечается 2 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

В народе ‒ Лонгин Сотник

Мученика Лонгина Сотника, иже при Кресте Господни

Посвящен римскому воину Лонгину, пронзившему копьем ребра распятого Иисуса. После этих событий он исповедал себя христианином и принял мученическую смерть по приказу Понтия Пилата.

Преподобных Лонгина, вратаря Печерского и Лонгина Яренгского

Празднование памяти двух святых Лонгинов. Первый был Печерским привратником, обладал даром прозорливости. Погребен в Дальних пещерах. Второй жил в XVI веке, был иноком Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря. Утонул в Белом море во время бури при возвращении из Тверской земли, куда он ездил по монастырским делам.

Церковные православные праздники

Церковные православные праздники делят на великие, средние и малые. К великим относятся Пасха, двунадесятые и недвунадесятые. В эти дни богослужения в церквях проходят с особой торжественностью.

Пасха

Пасха (полное церковное название – Светлое Христово Воскресение) – важнейшее и самое светлое событие в церковном календаре христиан. Дата праздника уникальна для каждого года, определяется по солнечно-лунному календарю и попадает в период с 4 апреля по 8 мая. Пасха посвящена воскресению Иисуса Христа после распятия. В этот день принято посещать богослужения, освящать в церквях куличи и крашеные яйца, накрывать праздничный стол, устраивать гуляния. Люди приветствуют друг друга словами: «Христос воскрес!», на которые полагается отвечать: «Воистину воскрес!».

Двунадесятые праздники

Двунадесятые праздники – 12 важнейших праздников православного календаря, посвященных событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы. Их разделяют на две категории: непереходящие и переходящие.

Двунадесятые непереходящие праздники

Двунадесятые непереходящие праздники имеют фиксированную дату, каждый год приходятся на одно и то же число.

Рождество Христово – 7 января
Праздник установлен в честь появления на свет Иисуса Христа. В этот день принято посещать богослужения, накрывать праздничный стол, ходить по домам и петь колядки. Люди приветствуют друг друга словами: «Христос родился!», на которые полагается отвечать: «Славим Его!». Празднику предшествует 40-дневный Рождественский пост.

Праздник установлен в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. В этот день принято освящать воду в церквях, купаться в проруби.

Сретение Господне – 15 февраля
Праздник установлен в память о встрече в Иерусалимском храме Симеона Богоприимца с маленьким Иисусом при совершении обряда посвящения Богу. Встреча произошла на 40-й день после рождения Иисуса. В этот день принято молиться, ходить в церковь, освящать свечи.

Благовещение Пресвятой Богородицы – 7 апреля
Праздник посвящен возвещению Архангелом Гавриилом Деве Марии о зачатии и будущем рождении Сына Божьего. В этот день принято посещать богослужения, освящать просвиры в храмах, подавать милостыню, заниматься благотворительностью.

Преображение Господне – 19 августа
Праздник посвящен воспоминаниям о Божественном преображении Иисуса перед учениками во время молитвы на горе Фавор. В этот день принято освящать в церкви яблоки, груши, виноград, чтить память умерших родственников.

Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа
Праздник посвящен воспоминанию об успении (смерти) Божией Матери. В этот день верующие люди ходят в церковь, молятся Пресвятой Богородице, освящают хлеб, подают милостыню. Празднику предшествует Успенский пост.

Рождество Пресвятой Богородицы – 21 сентября
Праздник установлен в честь появления на свет Девы Марии – матери Иисуса Христа. В этот день принято посещать церковь, молиться Пресвятой Богородице, заниматься благотворительностью.

Воздвижение Креста Господня – 27 сентября
Полное название праздника – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Он установлен в честь обретения в Иерусалиме около горы Голгофы Креста, на котором распяли Иисуса. В этот день принято соблюдать строгий пост, молиться за свое здоровье и здоровье близких людей.

Введение во храм Пресвятой Богородицы – 4 декабря
Праздник посвящен введению маленькой Марии – матери Иисуса Христа – в Иерусалимский храм для посвящения Богу. В этот день в храмах проводят торжественную службу, прихожане молятся Деве Марии.

Двунадесятые переходящие праздники

Двунадесятые переходящие праздники имеют уникальную для каждого года дату, которая зависит от даты празднования Пасхи и перемещается вместе с ней.

Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим)
Праздник отмечается за неделю до Пасхи. Посвящен торжественному появлению Иисуса Христа в Иерусалиме накануне Его мученических страданий и смерти. В этот день принято освящать в церкви вербу, хлестать веточками членов семьи, приговаривая при этом: «Не я бью, верба бьет!» или «Верба хлест, бей до слез!».

Вознесение Господне
Полное название праздника – Вознесение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Отмечается на 40-й день после Пасхи. Праздник посвящен вознесению Иисуса Христа на небеса. В этот день принято посещать богослужения в церквях, молиться, подавать милостыню.

День Святой Троицы (Пятидесятница)
Празднуется на 50-й день после Пасхи. Праздник установлен в честь сошествия Святого Духа на апостолов и Деву Марию. На Троицу принято посещать торжественную службу в церкви, украшать храмы и дома ветками деревьев, устилать пол свежей травой, устраивать праздничный обед, устраивать гуляния и ярмарки.

Недвунадесятые праздники

Недвунадесятые праздники – 5 великих праздников Православной Церкви, посвященных рождению и смерти Иоанна Предтечи – крестителя Иисуса Христа, апостолам Петру и Павлу, явлению Богородицы, обрезанию Господню.

Обрезание Господне – 14 января
Праздник установлен в воспоминание о совершении над младенцем Иисусом иудейского обряда обрезания. В этот день в храмах проходят праздничные богослужения, люди ходят по домам, поют засевальные песни и желают хозяевам добра, благополучия.

Рождество Иоанна Предтечи – 7 июля
Полное название праздника – Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Посвящен рождению Иоанна Предтечи – крестителя Иисуса Христа. В этот день люди посещают богослужения, освящают в церкви воду, травы и цветы.

Святых апостолов Петра и Павла – 12 июля
Праздник посвящен воспоминанию о перенесении мощей святых апостолов Петра и Павла. В этот день рыбаки молятся об успешной рыбалке, устраиваются ярмарки и гуляния.

Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября
Праздник посвящен воспоминанию о мученической смерти Иоанна Предтечи – крестителя Иисуса Христа. В этот день принято посещать богослужения, соблюдать строгий пост.

Покров Пресвятой Богородицы – 14 октября
Праздник установлен в честь явления Девы Марии святому Андрею Юродивому. В этот день принято посещать храмы, обращаться с молитвой к Пресвятой Богородице о здоровье, заступничестве, счастливой семейной жизни.

Средние и малые православные праздники отличаются меньшей торжественностью богослужения.

Вседневные по своей сути не являются праздниками. Это дни памяти святых.

Православные посты – периоды воздержания от пищи животного происхождения.
По длительности посты делятся на многодневные и однодневные. В году 4 многодневных и 3 однодневных поста. Также постными днями являются каждая среда и пятница (в сплошные седмицы в эти дни нет поста). Посты разнятся по степени строгости, вплоть до полного воздержания от пищи.

Сплошные седмицы – недели, в которые нет поста в среду и пятницу. В году 5 таких седмиц.

Дни поминовения усопших – дни всеобщего поминовения умерших христиан. В году 8 таких дней.

Год рождения князя Владимира неизвестен, (историки считают, что это примерно 960-й год). Согласно источникам XVI века, родился он в селе Булутине, куда его бабка, княгиня Ольга, сослала его мать, которая, по версии некоторых исследователей, будучи христианкой (она была раздатчицей милостыни, а это — занятие христианки), нарушила со Святославом заповедь "не прелюбодействуй". Внука Ольга взяла к себе в Киев.

Среди сыновей великого князя Святослава Владимир, по "Повести временных лет", он был третьим после Ярополка и Олега. В 970 году, отправляясь в очередной военный поход на Византию, отец поставил его, совсем еще мальчика, князем в Новгороде. А киевским князем после смерти отца в 972 году стал Ярополк. Потом, как это практически всегда бывало в те времена, у братьев началась затяжная война за Киевский престол, закончившаяся, по летописям в 980 году (по житию, составленному во второй половине XI века монахом Иаковом, — в 978-м) победой Владимира.

Есть косвенные сведения о симпатиях князя Ярополка к христианству, поэтому вполне объяснимо, что при его победившем сопернике на христиан в Киеве начались гонения.

В арабских и персидских источниках сохранились сведения о русском посольстве в Хорезм, прибывшем, чтобы обсудить нюансы, связанные с принятием ислама.

Однако, согласно летописи, в 987 году Владимир на совете бояр принял решение о крещении "по закону греческому". Через год, после того как киевский князь отбил у византийцев Корсунь (Херсонес — Херсонесское городище на территории современного Севастополя), на мирных переговорах с императорами Василием II и Константином VIII Владимир предложил вернуть город, если они отдадут ему в жены свою сестру Анну, а те, в свою очередь, поставили ему условие — креститься. Владимир вместе с дружиной крестился, после чего обвенчался с Анной, вернулся в Киев и велел уничтожить языческие идолы и крестить народ.

Правда, по более раннему источнику — житию, составленному монахом Иаковом — крестился князь в 998 году, а Корсунь взял и женился на сестре императоров через три года. Впрочем, о том, что детали хронологии этих событий не сохранились, еще в начале XI века предупреждал летописец в "Повести временных лет". Поэтому датой крещения Руси традиционно считается летописный 988 год.

В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно, в Новгороде пришлось силой подавлять бунты, в Ростово-Суздальской земле христиане оставались меньшинством и после Владимира. Но Русь стала Киевской митрополией Константинопольского патриархата с епархиями в Новгороде, Белгороде Киевском, Переславле и Чернигове.

Началось распространение грамотности - вначале практически насильно, как при Петре I, детей отдавали в ученье византийцам и болгарам, а через поколение на Руси уже появились свои писатели, такие как митрополит Илларион, автор "Слова о законе и благодати".
При князе Владимире на Руси началось масштабное каменное строительство.

Скончался князь от болезни в своей загородной резиденции Берестове 15 июля (28 июля по новому стилю) 1015 года и был похоронен рядом с женой в Киевской Десятинной церкви, разрушенной монголами в 1240 году.

Точных данных о начале церковного почитания князя Владимира нет. Возможно, сначала его поминали вместе с сыновьями — святыми Борисом и Глебом.

Первые надежные сведения об официальном почитании святого равноапостольного князя Владимира относятся к XIV веку. По одной из гипотез, канонизация состоялась во второй половине XIII века. А в 1635 году при митрополите Киевском Петре Могиле во время раскопок Десятинной церкви были обнаружены его мощи.

А поскольку князь Владимир жил до раскола христианской церкви, его почитают не только православные, но и католики, особенно российские и украинские.

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 28 июля, Православная Церковь совершает память святого равноапостольного великого князя Владимира, а также празднует 1030-летие Крещения Руси.

Немногие имена на скрижалях истории могут сравниться по значению с именем святого равноапостольного Владимира, крестителя Руси, на века вперед предопределившего духовные судьбы Русской Церкви и русского православного народа.

празднуется собор Киевских святых

и память мч. Авудима, сщмч. Петра Троицкого диакона.

Всех, кто носит эти святые имена, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!

Отвергнув пиршества и тризны,

Разрушив капища богов,

Великий князь, служа Отчизне,

Поверг всех мысленных врагов.

Имея в прошлом тьму наложниц

И гордость главного жреца,

Он к Правде обратил безбожниц

Духовной силой мудреца.

Христолюбивые уроки

Владимир слышал с юных лет,

Не сразу, но в благие сроки

Узрел Спасенья вечный свет.

Подобно храброму Давиду,

Он змия верой поразил,

Под православною эгидой

Победы знамя водрузил.

Иеромонах Димитрий (Самойлов)