Крестный ход на пасху обычаи и традиции. Пасхальный крестный ход

Всем известна картина Перова "Сельский крестный ход на Пасху", написанная в 1861 году. На первый взгляд, картина изображает сущее безобразие - священник нарезался в дугу, да еще в прямо в момент богослужения, в наиболее почитаемый православными церковный праздник. Да и остальные участники процессии ведут себя не лучше.

Так, да не так. Священник на картине и вправду пьян. А вот крестный ход - совсем не крестный ход вокруг храма в Пасхальную ночь, который приходит на ум современным верующим. Посмотрите внимательнее. Процессия выходит не из церкви, а из обычной крестьянской избы (церковь виднеется на заднем плане); крестный ход поворачивает по часовой стрелке (крестный ход вокруг православного храма движется только против часовой стрелки). Дело происходит на закате (а не в полночь). Что же тогда мы видим?

Начнем объяснение с того, как формировался заработок приходского священника в старой России. Хотя в это и трудно поверить, но у священника не было заработной платы. Некоторые причты (на начало 20 века - приблизительно каждый шестой) получали государственную дотацию, но и ее размер в подавляющем большинстве случаев был сильно ниже прожиточного минимума. Прихожане же не платили священнику жалованья никогда и ни при каких обстоятельствах. Церковный причт (священники, диаконы и псаломщики) имел два источника дохода - требы и доход от церковной земли.

Три требы - крещение, венчание, отпевание - составляли основу дохода духовенства, так как крестьянам было не отвертеться от совершения данных обрядов (церковь вела метрические книги, и обряды, связанные с метрической записью, можно было проводить только в приходе, к которому ты был приписан), и им волей–неволей приходилось соглашаться с теми ценами, которые заламывали священники. В среднем приходе было 2–3 тысячи человек (400–500 домохозяйств), и подобные события происходили около 150 раз в году. Самым дорогим обрядом была свадьба - за нее священник мог получить 3–10 рублей, в зависимости от благосостояния брачующихся и собственной наглости (и еще наесться и напиться), крещение и отпевание обходились уже куда дешевле. Все остальные второстепенные требы крестьяне, в отличие от главнейших трех, могли заказать не только в собственном, но и в любом другом приходе. Легко догадаться, что при наличии конкуренции цены на них были сбиты в копейки. Священник, диакон и псаломщик делили полученные деньги в соотношении 4:2:1, но диакон был далеко не во всяком причте.

Крестьяне были твердо уверены, что причту следует удовлетворяться доходами от треб, а общее богослужение и исповедь причт должен совершать без всякого жалованья. Священники же и не мечтали о том, чтобы выпросить у прихода твердую сумму - все надежды на получение жалованья они возлагали на государство (надежды не сбылись).

У сельской церкви был обычно земельный участок - в среднем 50 десятин (55 га), приходившийся, в среднем на три семьи причетников. Таким образом, духовенство было обеспечено землей либо в том же размере, что и крестьяне, либо немного лучше. Бедные псаломщики чаще всего крестьянствовали сами, а священники (в особенности имевшие формальное образование) по обычаю своего времени считали невозможным марать руки физическим трудом и сдавали землю в аренду (хотя крестьянствовать самим было бы выгоднее).

Результат получался такой, что священники всегда были недовольны своими доходами. Да, священник был обычно обеспечен на уровне зажиточного крестьянина (диакон - на уровне среднего крестьянина, а псаломщик был и вовсе горчайшим бедняком). Но это и было причиной жестокой фрустрации - в том мире всякий человек со средним или неполным средним образованием (а священник являлся таковым лицом) зарабатывал как минимум в 3–4 раза больше человека физического труда. Кроме злосчастного сельского батюшки.

Теперь мы подходим к содержанию картины. Стремясь увеличить свои доходы, священники выработали обычай славления на Пасху. Церковная процессия обходила все хозяйства прихода (ориентировочно, их было 200–300–400 в 3–6 селениях), заходила в каждый дом и исполняла несколько кратких церковных песнопений - теоретически считалось, что крестьяне должны воспринимать такой обряд как благопожелание на следующий календарный цикл. В ответ крестьянам как–бы полагалось дарить причту подарок, желательно в денежной форме.

К сожалению, социального консенсуса вокруг славления/подарков не создалось. Крестьяне чаще всего считали славление не религиозным обычаем, а обираловкой. Некоторые наглецы просто прятались у соседей или не открывали ворота. Другие, еще более наглые, всовывали духовенству в виде приношения какую–то малоценную дрянь. Третьи вообще не хотели давать денег, но зато наливали - и это не шибко радовало причт, рассчитывавший расходовать собранное в течение всего года (другого повода для подарков не существовало). Церковная процессия тоже вела себя неблаголепно - все дома прихода надо было обойти за Пасхальную неделю, то есть на день приходилось по 40–60 домов. Духовенство двигалось вприпрыжку, пело наскоро - на дом отводилось по 5–10 минут, половина из которых уходила на торг со сквалыжным хозяином (или на унизительное попрошайничество, это как кто воспринимал процесс).

В довершение всех бед, православная Пасха приходится на тот период, в который благосостояние крестьянского двора достигало наинизшей точки. Все деньги, полученные от продажи урожая осенью, уже истрачены. Все запасы проедены. Скотина стоит голодная, и настала пора снимать ей на корм солому с крыши. Последние крохи и копейки изведены на разговление после Пасхи. На огороде еще не созрели первые овощи. И тут–то к крестьянину и являются церковники, нагло требующие денег за абсолютно ненужные пять минут нестройного пения. Неудивительно, что сама собой в голову приходит мысль подсунуть в темных сенях в мешок священнику ворону, выдавая ее за курицу.

Таким образом, на картине изображено совершенно не то, что кажется современному зрителю.

На наш невнимательный взгляд художник нарисовал священника, который хамским образом нарезался, вместо того чтобы чинно шествовать и благолепно петь. На самом же деле картина (что типично для Перова) бичует неуместный, криво сложившийся и плохо работающий социальный институт.

Процессия волочится по грязным дворам с утра до вечера, шестой день, переезжая от деревни к деревне. Всем горько, стыдно, неудобно, все вымотались, поют нестройно. Крестьяне тоже не рады. При вымогательстве подарков происходят низкие сцены. Да, священник пьян - но он обошел уже 50 домов, и в каждом его заставили выпить, а он ведь хотел, чтобы ему дали денег. Зачем это всё происходит? Неужели нельзя организовать дело поудачнее? Неужели нельзя как–то согласовать интересы духовенства и прихожан к взаимному удовлетворению? Зачем религиозную процессию превратили в позорище? Ответа не будет. Это Россия, страна несовершенных институтов.

P.S. Как дополнительная версия, процессия изображена в наиболее пикантный момент - она добралась до деревенского кабака (кабак и живущий при нем кабатчик - это тоже домохозяйство, подлежащее посещению). Может быть, именно поэтому крыльцо выходит прямо на деревенскую улицу, а не во двор, что типично для обычного крестьянского дома. Этим же можно объяснить и пьяных на крыльце и под крыльцом. Предполагается, что кабатчик угостил священника тем, чего у него больше всего - вот поп и дошел до столь жалкого состояния.

По работе регулярно просматриваю разные шедевры живописи. Очень часто попадаются картины с очень интересной судьбой и историей. К сожалению, невозможно все картины поставить на первую полосу газеты. Буду выставлять их здесь. Первая «Сельский крестный ход на Пасхе» гениального Василия Перова. Презентация картины в свое время было встречено с большим скандалом... впрочем и в наше время, когда клерикальные настроения пропагандируются властями, картина была бы встречена негодующими воплями различными чаплинами.

Картина «Сельский крестный ход на Пасху» пронизана идеями так называемого критического реализма, расцветшего в пореформенной России. В этот период Перов вслед за разночинскими идеологами был уверен, что главным смыслом и целью искусства является обличение пороков российского общества. В этом контексте чрезвычайно характерен «Сельский крестный ход на Пасхе».

Наиболее выразительны лица пьяного священника, потерявшего человеческий образ, и молодой простоватой крестьянки со спущенными онучами. Явно захмелев, она истово поет молебен, полузакрыв глаза. Выразителен и мужичок, держащий перевернутую икону, надо понимать, тоже не совсем трезвый. Из крестьянского дома, в котором батюшка с причтом наотмечались Воскрешение Христово, предстоит нелегкий путь в церковь, виднеющуюся вдали. Судя по степени их опьянения, путь будет многотрудным.

Перову нельзя отказать в живописном таланте. Точно выверены социальные и психологические характеристики картинных персонажей. Передача фактуры материала доведена художником до иллюзии натурной достоверности. Лишь деревянная изба написана недостаточно убедительно, очевидно, она писалась по памяти, а не с натуры. Удачен пейзаж ранней деревенской весны, на фоне которого происходит церковное шествие.

Через год полотно было выставлено перед широкой публикой на петербургской ежегодной выставке Общества поощрения художников, и начался общественный скандал. Благочестивые и благомыслящие зрители были шокированы. Критика оценивала живописные особенности полотна. Нигилисты и «передовая» общественность, исповедовавшая Чернышевского и Писарева, восприняли перовское творение«на ура». Между тем Стасов заметил, что такая сатира «больно кусается». Писатель Коваленский хвалил картину за «верность с действительностью и за превосходное техническое исполнение». Известный официозный скульптор Микешин критиковал за «выхваченность … из живой действительности», «видя в этом одну грязь».

Неожиданной была реакция на картину Достоевского, после каторги не переносивший «отрицательного направления», в котором находил «язвительность и глумление, выплеснувшиеся наружу, когда стало разрешено». Но, Федор Михайлович, как ни странно, отозвался о «Крестном ходе» весьма положительно: «У Перова почти все правда, та художественная правда, которая дается истинному таланту».

Властям же картина показалась возмутительной. Ибо российское начальство, как всегда, очень болезненно относилось к любой критике существующей действительности. Картину сняли с выставки, чтобы убрать подальше, где ее никто бы не увидел. Но вмешался Павел Третьяков. Он успел купить полотно, не взирая на предупреждение, что автор может угодить и в Соловецкий монастырь по обвинению в богохульстве.

Между тем разбирательство шло, как обычно, весьма медленно: только через шесть лет следователи Хамовнического судебного участка запросили Академию художеств о демонстрации безнравственного полотна с пьяным священником. На что Академия резонно отвечала, что «последние шесть лет, картина здесь не выставлялась». Этим все и закончилось. Перов же оставался тверд в своем «критическом направлении» и ответил такими сатирическими картинами, как «Чаепитие в Мытищах» и «Монастырская трапеза» .

Вместе с тем «Сельский крестный ход» можно понимать не как выступление против христианской православной веры, но как обличение недостатков отечественных приходских священнослужителей. Советский искусствовед А.А. Федоров-Давыдов писал по поводу идейного замысла картины: «Будучи антиклерикальной, как и остальные картины Перова на ту же тему, по существу она не была антирелигиозной. В ней разоблачалось духовенство, как слуга самодержавия, показывалась мертвечина официальной религии, но отнюдь не отрицалась религия вообще...».

Живописец действительно в начале 1860-х годов разоблачал нравы российского духовенства, но его картины на евангельские темы в конце 1870-х годов – «Христос в Гефсиманском саду» (1878), «Снятие с креста» (1878), «Первые христиане в Киеве» (1880) – свидетельствуют, что автору не было чуждо религиозное сознание. Правда, поздние религиозные полотна Перова, уступают по своим живописным качествам «Сельскому крестному ходу на Пасху».

Биография художника

Василий Григорьевич Перов был незаконнорождённым сыном барона Георгия Карловича Криденера. Несмотря на то, что вскоре после рождения мальчика его родители обвенчались, Василий не имел прав на фамилию и титул отца. В официальных документах долгое время указывалась фамилия «Васильев», данная по имени крёстного отца. Фамилия «Перов» возникла как прозвище, данное мальчику его учителем грамоты, заштатным дьячком, который этим прозвищем отметил своего ученика за усердие и умелое владение пером для письма.

В.Г. Перов окончил курс в арзамасском уездном училище, был отдан в художественную школу А. В. Ступина (также в Арзамасе). В 1853 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкого и С. К. Зарянко. В 1856 году получил малую серебряную медаль за представленный в Императорскую академию художеств этюд головы мальчика.

Впоследствии Академия присуждала ему и другие награды:

большую серебряную медаль за картину «Приезд станового на следствие» (1858),

малую золотую медаль за картины «Сцена на могиле» и «Сын дьячка, произведенный в первый чин» (1860),

большую золотую медаль за картину «Проповедь в селе» (1861).

Получив вместе с большой золотой медалью право на зарубежную поездку за казенный счет, Перов отправился в 1862 году в Европу, посещает ряд городов Германии, а также Париж. К этому периоду относятся картины, изображающие европейские сцены уличной жизни («Продавец статуэток», «Савояр», «Шарманщик», «Нищие на бульваре», «Музыканты и зеваки», «Тряпичники»).

Вернувшись раньше срока в Москву, Перов с 1865 по 1871 год создал картины «Очередные у бассейна», «Монастырская трапеза», «Проводы покойника», «Тройка», «Чистый понедельник», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Учитель рисования», «Сцена у железной дороги», «Последний кабак у заставы», «Птицелов», «Рыболов», «Охотники на привале».

В 1878 году пишет картину «Христос в Гефсиманском саду», в 1880 «Первые христиане в Киеве». В 1866 году он получил степень академика, а в 1871 году - место профессора в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Примерно в это же время он примыкает к Товариществу передвижных художественных выставок.

Художник скончался от чахотки в селе Кузьминки (ныне это территория г. Москвы). Похоронен на Донском кладбище.

Настроение: Так себе

Музыка: Кулио - Гэнгста парадайз

Отношение к миру: Чкрк



Уже с утра Страстной субботы верующие задают друг другу вопрос, Крестный ход на Пасху 2018: во сколько. Мы можем в полной мере ответить на этот вопрос. Тем более, что дата и время крестного хода из года в год не меняется. Вернее, дата меняется, но событие – Пасха, всегда остается одно.

В субботу после суетных приготовлений к празднику, когда уже все куличи готовы, а яйца покрашены, можно немного отдохнуть. Но, следует помнить, что вечерняя пасхальная служба начинается уже в 20.00. Вообще, лучше все дела успеть сделать до этого времени и уже спокойно отправиться на службу. Если вы хотите попасть только на Крестный ход, то нужно приходить ближе к полуночи.

Как проходит Крестный ход

Крестный ход – это какое-то самостоятельное действо сам по себе. Он проходится в рамках
праздничного пасхального богослужения. Вернее, делит само богослужение на две части. Сначала это еще скорбные молитвы о том, что случилось с Христом в Страстную неделю. Потом священник, за ним все служители, а за ними верующие выходят на улицу, где совершается Крестный ход.




Во время хода церковные служители несут самые важные иконы, также хоругви, лампады. Трижды нужно обойти вокруг храма и каждый раз останавливаться у дверей храма. Первые два раза двери будут закрыты, а третий раз двери откроются. И это добрый знак, который говорит нам о том, что Пасха наступила. Уже после Крестного хода и после того, как священник сообщим всем о наступление Пасхи, церковнослужители переодеваются в белые праздничные одежды и службы продолжается еще несколько часов.

Получается, что дата, когда Крестный ход 2018 – это 7 апреля. Вернее, служба начнется вечером, в 20.00 7 апреля, но постепенно перейдет в 8 апреля. Пасхальная служба удивительная и очень красивая. Если вы еще никогда не ходили в церковь этой ночью, то мы настоятельно рекомендуем это сделать. В принципе, нужно достоять хотя бы до Крестного хода и совершить его. Потом, если уже силы покинут, можно отправляться домой.

Что делать после Крестного хода

Да, в церкви вместе с другими верующими вы первые узнали благую весть о том, что Христос Воскрес. Это значит, что Пасха наступила и закончится Великий пост. Можно кушать любую пищу, радоваться и веселиться. Но не стоит кушать освещенные продукты сразу после того, как придете домой: как бы ни хотелось. Согласно церковному уставу, это в корне неправильно.




Нужно обязательно лечь спать, а уже утром начать праздновать Пасху по-настоящему. Утром вся семья собирается за столом. На центр стола ставится кулич, в котором находится свечка из церкви, вокруг кулича разложены освещенные продукты. Следует зажечь свечу и начать свое утром с молитвы. Потом каждый член семьи должен скушать по маленькому кусочку каждого освещенного продукта. Уже после этого можно приступать к трапезе, биться яйцами и просто получить удовольствие от столь замечательного, яркого и насыщенного праздника.

Итак, вы знаете уже, во сколько будет Крестный ход на Пасху, и как он будет проходить. Остается только найти в себе силы, чтобы в эту святую ночь обязательно сходить в церковь. Кстати, напоминаем, что в Великую субботу рекомендуется придерживаться строгого поста. Это значит, не кушать до окончания вечерней службы, а после нее покушать хлеб и попить воды. Но, осталось совсем немного до того момента, как наступит Пасха и как закончится период ограничений. Христос Воскрес, а это значит, можно в полную силу праздновать это событие.




Пасхальная служба – одно из самых важных событий для православных. В храмах проходят важное для верующих служение. Великий пост заканчивается сразу после того как завершится Божественная Литургия и причащение. Начинается главное событие года для православных за несколько часов до полуночи, а завершается служба в 4 утра.

Богослужение в Воскресенье Христово начинается с Крестного хода в полночь. В это время в храм могут прийти все желающие. Те, кто хочет попасть внутрь и пробыть в церкви всю службу, приходят заранее. Другие же могут наблюдать за процессом с улицы или посмотреть прямую трансляцию по телевизору.

Как совершается Пасхальный Крестный ход

В 2018 году 8 апреля все православные отмечают Пасху. В храмах служба начнется 7 апреля, в Страстную Субботу за некоторое время до полуночи. Начинается торжественное богослужение с зажжение священнослужителями свечей. То же самое делают люди, пришедшие в это время в храм. В алтаре начинается пение, которое подхватывает пасхальный трезвон.

После этого начинается долгожданный Пасхальный Крестны ход, который проходит по следующим правилам:

  1. Шествие возглавляет человек, несущий фонарь. После него идет священнослужитель с крестом, далее – образ Девы Марии. Завершает Крестный ход хор и верующие, которые пожелают присоединиться к процессу. Все шествующие идут в два ряда. Когда все выходят из храма, его двери закрываются.
  2. Обойти храм необходимо трижды, при этом каждый раз необходимо остановиться около закрытых дверей. Такая традиция символизирует вход в пещеру с Гробом Христа.
  3. Храм открывается после того, как шествующие завершают третий круг и произносится «Христос Воскрес».
  4. Все возвращаются внутрь и служба продолжается.

Это шествие обязательно проходит в каждом православном храме. Крестный ход позволяет прочувствовать дух праздника. Это важное событие для верующих всегда очень зрелищное.


Как вести себя в храме на Пасху

Принять участие в Пасхальной службе может каждый желающий.

Важно! Причащаться могут лишь крещеные люди.

В знак уважения к празднику верующих следует соблюдать ряд простых правил.

В далеком 1966 году, еще никакой не нобелевский лауреат и не общественный деятель, а просто писатель и бывший учитель физики и астрономии средней школы - Александр Солженицын написал удивительный очерк «Крестный ход на Пасху» -честный и проникновенный. Прочитаем его и сравним с нашими, с сегодняшними пасхальными крестными ходами по всей России. Как многое изменилось и, слава Богу, в лучшую сторону! Но забывать от том, что было и может быть иначе - мы не должны.

Александр Солженицын

Учат нас теперь знатоки, что маслом не надо писать все, как оно точно есть. Что на то цветная фотография. Что надо линиями искривленными и сочетаниями треугольников и квадратов передавать мысль вещи вместо самой вещи. А я недоразумеваю, какая цветная фотография отберет нам со смыслом нужные лица и вместит в один кадр пасхальный крестный ход патриаршей переделкинской церкви через полвека после революции. Один только этот пасхальный сегодняшний ход разъяснил бы многое нам, изобрази его самыми старыми ухватками, даже без треугольников.

За полчаса до благовеста выглядит приоградье патриаршей церкви Преображения Господня как топталовка при танцплощадке далекого лихого рабочего поселка. Девки в цветных платочках и спортивных брюках (ну, и в юбках есть) голосистые, ходят по трое, по пятеро, то толкнутся в церковь, но густо там в притворе, с вечера раннего старухи места занимали, девчонки с ними перетявкнутся и наружу; то кружат по церковному двору, выкрикивают развязно, кличутся издали и разглядывают зеленые, розовые и белые огоньки, зажженные у внешних настенных икон и у могил архиереев и протопресвитеров.

А парни — и здоровые, и плюгавые все с победным выражением (кого они победили за свои пятнадцать-двадцать лет? — разве что шайбами в ворота…), все почти в кепках, шапках, кто с головой непокрытой, так не тут снял, а так ходит, каждый четвертый выпимши, каждый десятый пьян, каждый второй курит, да противно как курит, прислюнивши папиросу к нижней губе. И еще до ладана, вместо ладана, сизые клубы табачного дыма возносятся в электрическом свете от церковного двора к пасхальному небу в бурых неподвижных тучах. Плюют на асфальт, в забаву толкают друг друга, громко свистят, есть и матюгаются, несколько с транзисторными приемниками наяривают танцевалку, кто своих марух обнимает на самом проходе, и друг от друга этих девок тянут, и петушисто посматривают, и жди как бы не выхватили ножи: сперва друг на друга ножи, а там и на православных. Потому что на православных смотрит вся эта молодость не как младшие на старших, не как гости на хозяев, а как хозяева на мух.

Все же до ножей не доходит — три-четыре милиционера для прилики прохаживаются там и здесь. И мат — не воплями через весь двор, а просто в голос, в сердечном русском разговоре. Потому и милиция нарушений не видит, дружелюбно улыбается подрастающей смене. Не будет же милиция папиросы вырывать из зубов, не будет же она шапки с голов схлобучивать: ведь это на улице, и право не верить в Бога ограждено конституцией. Милиция честно видит, что вмешиваться ей не во что, уголовного дела нет.

Растесненные к ограде кладбища и к церковным стенам, верующие не то чтоб там возражать, а озираются, как бы их еще не пырнули, как бы с рук не потребовали часы, по которым сверяются последние минуты до Воскресения Христа. Здесь, вне храма, их, православных, и меньше гораздо, чем зубоскалящей, ворошащейся вольницы. Они напуганы и утеснены хуже, чем при татарах.

Татары наверное не наседали так на Светлую Заутреню.Уголовный рубеж не перейден, а разбой бескровный, а обида душевная — в этих губах, изогнутых по-блатному, в разговорах наглых, в хохоте, ухаживаниях, выщупываниях, курении, плевоте в двух шагах от страстей Христовых. В этом победительно-презрительном виде, с которым сопляки пришли смотреть, как их деды повторяют обряды пращуров.

Между верующими мелькают одно-два мягких еврейских лица. Может крещеные, может сторонние. Осторожно посматривая, ждут крестного хода тоже.

Евреев мы все ругаем, евреи нам бесперечь мешают, а оглянуться б добро: каких мы русских тем временем вырастили? Оглянешься — остолбенеешь.

И ведь кажется не штурмовики 30-х годов, не те, что пасхи освященные вырывали из рук и улюлюкали под чертей — нет! Это как бы любознательные: хоккейный сезон по телевидению кончился, футбольный не начинался, тоска, — вот и лезут к свечному окошечку, растолкав христиан как мешки с отрубями, и, ругая «церковный бизнес», покупают зачем-то свечки.

Одно только странно: все приезжие, а все друг друга знают, и по именам. Как это у них так дружно получилось? Да не с одного ль они завода? Да не комсорг ли их тут ходит тоже? Да может эти часы им как за дружину записываются? Ударяет колокол над головой крупными ударами — но подменный: жестяные какие-то удары вместо полнозвучных глубоких. Колокол звонит, объявляя крестный ход.

И тут-то повалили! — не верующие, нет, опять эта ревущая молодость. Теперь их вдвое и втрое навалило во двор, они спешат, сами не зная, чего ищут, какую сторону захватывать, откуда будет Ход. Зажигают красные пасхальные свечечки, а от свечек — они прикуривают, вот что! Толпятся, как бы ожидая начать фокстрот. Еще не хватает здесь пивного ларька, чтоб эти чубатые вытянувшиеся ребята — порода наша не мельчает! — сдували бы белую пену на могилы.

А с паперти уже сошла голова Хода и вот заворачивает сюда под мелкий благовест. Впереди идут два деловых человека и просят товарищей молодых сколько-нибудь расступиться. Через три шага идет лысенький пожилой мужичок вроде церковного ктитора и несет на шесте тяжеловатый граненый остекленный фонарь со свечой. Он опасливо смотрит вверх на фонарь, чтоб нести его ровно, и в стороны так же опасливо. И вот отсюда начинается картина, которую так хотелось бы написать, если б я мог: ктитор не того ли боится, что строители нового общества сейчас сомнут их, бросятся бить?..

Жуть передается и зрителю.

Девки в брюках со свечками и парни с папиросами в зубах, в кепках и в расстегнутых плащах (лица неразвитые, вздорные, самоуверенные на рубль, когда не понимают на пятак; и простогубые есть, доверчивые; много этих лиц должно быть на картине) плотно обстали и смотрят зрелище, какого за деньги нигде не увидишь.

За фонарем движутся двое хоругвей, но не раздельно, а тоже как от испуга стеснясь.

А за ними в пять рядов по две идут десять поющих женщин с толстыми горящими свечами. И все они должны быть на картине! Женщины пожилые, с твердыми отрешенными лицами, готовые и на смерть, если спустят на них тигров. А две из десяти — девушки, того самого возраста девушки, что столпились вокруг с парнями, однолетки — но как очищены их лица, сколько светлости в них. Десять женщин поют и идут сплоченным строем. Они так торжественны, будто вокруг крестятся, молятся, каются, падают в поклоны. Эти женщины не дышат папиросным дымом, их уши завешаны от ругательств, их подошвы не чувствуют, что церковный двор обратился в танцплощадку.

Так начинается подлинный крестный ход! Что-то пробрало и зверят по обе стороны, притихли немного.

За женщинами следуют в светлых ризах священники и дьяконы, их человек семь. Но как непросторно они идут, как сбились, мешая друг другу, почти кадилом не размахнуться, орарий не поднять. А ведь здесь, не отговорили б его, мог бы идти и служить Патриарх всея Руси!..

Сжато и поспешно они проходят, а дальше — а дальше Хода нет. Никого больше нет! Никаких богомольцев в крестном ходе нет, потому что назад в храм им бы уже не забиться. Молящихся нет, но тут-то и поперла, тут-то и поперла наша бражка! Как в проломленные ворота склада, спеша захватить добычу, спеша разворовать пайки, обтираясь о каменные вереи, закруживаясь в вихрях потока — теснятся, толкаются, пробиваются парни и девки — а зачем? Сами не знают. Поглядеть, как будут попы чудаковать? Или просто толкаться — это и есть их задание?

Крестный ход без молящихся! Крестный ход без крестящихся! Крестный ход в шапках, с папиросами, с транзисторами на груди — первые ряды этой публики, как они втискиваются в ограду, должны еще обязательно попасть на картину!

И тогда она будет завершена!

Старуха крестится в стороне и говорит другой:

— В этом году хорошо, никакого фулиганства. Милиции сколько.

Ах, вот оно! Так это еще — лучший год?..

Что ж будет из этих роженых и выращенных главных наших миллионов? К чему просвещенные усилия и обнадежные предвидения раздумчивых голов? Чего доброго ждем мы от нашего будущего?

Воистину: обернутся когда-нибудь и растопчут нас всех!

И тех, кто натравил их сюда — тоже растопчут.

Несколько слов в заключение

Сорок девять лет назад в старинном церковном притворе патриаршего Подворья, разворачивалась брань духовная: добро и зло вновь боролись за обладание душой человеческой. И весьма значительно, что среди всей этой толпы воинствующих безбожников совершался крестный ход. Он шел «с твердыми отрешенными лицами, готовый на смерть, даже если на них спустят тигров. А две из них - девушки, того самого возраста девушки, что столпились вокруг с парнями, однолетки, но как очищены их лица, сколь светлости в них».

Один православный паломник несколько лет назад, уже в нашем 21 -ом веке, тоже принял участие в переделкинском крестном ходе. Он делится своими воспоминаниями:

«Я посетил переделкинский храм и, к счастью, не нашел там "топталовки при танцплощадке", не нашел того духовного разорения, описанного Солженицыным, а узнал Россию, возрождающуюся по молитвам тех великих людей, защитивших веру своей душой. В храме было множество народу, была и молодежь, без сигарет, без разврата, с чистым сердцем - дети тех, кто, быть может, смело и храбро шел сквозь строй безбожников в ту далекую теперь пасхальную ночь шестьдесят шестого года. Так, через поколение, пришло примирение в народе с Богом, с Церковью и с самими собой. В числе молящихся был и я, счастливый тем, что Христос победил зло атеизма своей Пасхой».