Актер матвеев евгений личная жизнь похороны. Евгений Матвеев: биография, личная жизнь

Евгений Матвеев - легендарный советский и российский кинорежиссер и актер, сделавший огромный вклад в российское кино, человек необыкновенной харизмы и энергетики, известный и любимый широчайшей зрительской аудиторией за сыгранные им незабываемые роли в картинах «Поднятая целина», «Любовь земная», «Родная кровь», «Судьба», «Солдаты свободы», «Цыган», «Любить по-русски».

Детские годы

Евгений Матвеев родился в маленьком селе Херсонской области Новоукраинка, в 1922 году, 8 марта. Его мать, Надежда Федоровна, была простой крестьянкой, а отец, Семен Калинович - человеком с образованием, красноармейцем и коммунистом.

Личная жизнь родителей Евгения не сложилась. Родня Надежды Федоровны не признала их брак законным и не дала на него своего благословения. Вместе родители прожили не очень долго. Маленькому Жене исполнилось всего четыре года, когда отец оставил семью. Надежда Федоровна была вынуждена возвратиться в родительский дом, ей пришлось одной воспитывать сына.

Евгений не знал об актерской профессии и не собирался становиться актером, хотя тягу к творчеству он ощущал с самого детства. Сильный и крепкий парень неустанно трудился наравне со взрослыми, как самый настоящий крестьянин. Он носил воду, пахал и даже иногда торговал. Самой заветной мечтой мальчика было приобретение балалайки. Денег на инструмент в семье, конечно, не было. Чтобы купить его, мальчику приходилось зарабатывать их самому. Он продавал арбузы, экономил каждый рубль и в конце концов балалайка все же была приобретена. Мальчик целеустремленно изучил технику игры, а затем стал выступать с импровизированными концертами перед своими односельчанами. Евгений не просто виртуозно владел инструментом, но и сам сочинял и исполнял частушки. Эти небольшие концерты пользовались большим успехом и всегда собирали многочисленных зрителей.

Первые шаги в творчестве

Односельчане оценили явные таланты мальчика и посоветовали Надежде Федоровне отвезти Женю в город, чтобы он смог получить настоящее хорошее образование. Мальчик с матерью переехали в Цюрупинск, где Евгений впервые смог увидеть любительское театральное представление. Театр захватил его целиком и он стал мечтать о сцене и актерстве.


Фото: Евгений Матвеев

Женя занимался в драмкружке, где пробовал себя сразу в нескольких амплуа: певца, фокусника, танцора, участвовал почти во всех постановках. В девятом классе он уже участвовал в массовках в Херсонском театреи даже играл небольшие роли. Его талант был замечен знаменитым актером Н. К. Черкасовым, порекомендовавшем способному юноше поступить в театральное училище к Александру Довженко. Евгений отправился в Киев и успешно выдержал вступительные экзамены.

В школе актеров Матвеев проучился недолго, начавшаяся война изменила его судьбу.

Война

В самые первые военные месяцы жители города, и Евгений в том числе, возводили укрепления, копали окопы. Конечно же, как и все мальчишки того времени, он подавал рапорты, просился на фронт. Его отправили на учебу в Тюмень, в пехотное училище.

В боях он принял участие лишь в 1944 году, уже став лейтенантом. После войны Евгений вернулся в родное Тюменское училище в качестве преподавателя. Он руководил художественной самодеятельностью, играл в спектаклях, писал сценарии и занимался творческой деятельностью труппы. На одном из концертов произошла судьбоносная для Матвеева встреча. Он познакомился со студенткой музучилища,Лидией, своей будущей единственной супругой, с которой они затем прожили счастливую и долгую совместную жизнь.

Актерское признание и слава

Через два года после работы в Тюменском драмтеатре, Матвеев перешел в Новосибирский «Красный факел». Он - ведущий актер, участвует во многих спектаклях: «Великая сила», «Бешеные деньги», «Наш общий друг», «Кандидат партии». На первом этапе театральной карьеры Евгений смог многого добиться. Благодаря увлеченности и актерской самоотдаче к нему пришла заслуженная известность. Неудивительно, что талантливого актера вскоре заметили и пригласили в знаменитый Малый театр, в труппе которого Матвеев проработал более пятнадцати лет.

Первая кинороль в творческой биографии Матвеева была сыграна только в 1955 году. Он снялся в комедии «Доброе утро», которая имела ошеломительный успех. Но всенародно известен Матвеев стал после кинофильма «Дом, в котором я живу». Он сыграл простого парня, пережившего ужасы и тяжести войны. Образ Кости Давыдова, созданный актером, очень полюбился зрителям. Уже знаменитому Матвееву стали поступать регулярные предложения о съемках у известных режиссеров. Его природный талант и стремление к новому открывали перед Матвеевым необыкновенные перспективы. Он активно снимался и принял участие во многих популярных кинокартинах, среди которых «Поднятая целина», «Воскресенье», «Сибирячка».

После яркой, триумфальной роли Нагульнова в «Поднятой целине» Матвеев безоговорочно обожаем зрителями. Новая волна всенародной любви обрушилась на Евгения Матвеева после фильма «Родная кровь», в котором никого из зрителей не оставила равнодушным пронзительная история любви и непростой жизни главного героя. После этой роли поклонницы буквально оборвали телефон Евгения Матвеева звонками и завалили его мешками писем.

За свою актерскую работу Матвеев получил народного артиста СССР, множество государственных и кинематографических наград и премий.

Режиссерская карьера

В пик наибольшей популярности, в 1965 году, Матвеев принимал участие в праздничном театрализованном представлении в городе Николаеве. Загримированному под Макара Нагульнова Матвееву предстояло проехать на тачанке по кругу стадиона. Во время поворота колесо тачанки отвалилось, и Евгений Матвеев рухнул на асфальт. В итоге он серьезно повредил позвоночник и два года был вынужден пролежать в кровати. Актеру пришлось отказаться от театра, но он вернулся в кино.

В 1967 году Матвеев начал заниматься новой интересной сферой творчества - режиссерской работой. В известной картине «Цыган» он выступил режиссером и исполнил главную роль. Некоторые критики посчитали режиссерский дебют Матвеева явным провалом, другие, наоборот, были восхищены его работой. Тот факт, что фильм популярен и сейчас, не требует дополнительны комментариев.

Были у Матвеева и не слишком удачные картины, но он всегда неизменно пользовался высоким авторитетом. С 1968 года Матвеев - кинорежиссер Мосфильма, затем он становится секретарем кинематографического Союза, параллельно преподает во ВГИКе. Его фильмы хорошо принимаются зрителями, в них этот открытый, искренний, бескорыстный человек показывает то, что интересно обычным людям - настоящую любовь, веру в справедливость, подлинную честь и верность. В середине 70-х Матвеев снимает ленты «Любовь земная» и «Судьба» о жизни и любви колхозного председателя Захара Дерюгина. Он играет главную мужскую роль в дуэте с замечательной актрисой - необыкновенной красавицей . Фильмы посмотрели в прокате почти пятьдесят восемь миллионов зрителей.
Перестройка, наступившая в СССР в 80-х годах, изменила многое в жизни и творчестве Евгения Матвеева. Его обвиняли в угодничестве власти, отстранили от высокой должности. Он очень тяжело переживал эти несправедливые обвинения и даже хотел покончить с собой. Пережить тяжелое время ему помогали только семья и близкие друзья.

В годы кинематографического застоя российское кино стало невостребованным, зрители предпочитали смотреть сериалы зарубежного производства или криминальные низкопробные отечественные картины. В это время Матвеев снимает свою знаменитую киноленту «Любить по-русски», где он снова не изменяет себе. Несмотря на некоторую наивность и легкую утрированность сюжета, красивая сказка о жизни покоряет зрителей настолько, что продолжение трилогии Матвеев снимал за средства поклонников фильма, с нетерпением ждавших продолжения этой захватывающей истории.

Личная жизнь

Матвеев женился один раз в жизни. Его свадьба с Лидией состоялась весной 1947 года. В том же году в молодой семье родилась дочь Светлана, спустя десять лет у них появился сын Андрей.


Фото: Евгений Матвеев с женой

Матвеев вместе с супругой прожили вместе пятьдесят шесть лет. Верная помощница Лидия была музой знаменитого актера.

Смерть

В 2003 году, в мае Евгения Семеновича неожиданно госпитализировали, близкие думали, что у него бронхит. В Центральной клинической больнице ему диагностировали рак легких, что стало полной неожиданностью и шоком для семьи. Оказывается актер знал о смертельном недуге, но ничего не говорил своим близким и не предпринимал никаких шагов по его лечению. Скончался Евгений Матвеев в возрасте восьмидесяти двух лет, в июне 2003 года, на руках у Лидии Алексеевны. Рядом находилась вся его семья, дети, внуки.

Фото: Евгений Матвеев могила

Творчество этого талантливого актера и режиссера живет и сегодня. В его память была снята документальная кинолента «Жизнь без вранья», в которой рассказывается о творческом пути простого крестьянского мальчика из далекой деревни, ставшим настоящей легендой не только российского, но и мирового кинематографа.

Избранная фильмография

  • 1953 - Судьба Марины
  • 1960 - Воскресение
  • 1972 - Сибирячка
  • 1981 - Фронт в тылу врага
  • 1995 - Любить по-русски
  • 2001 - Под Полярной звездой

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

В жизни Матвеевых бывали такие тяжелые моменты, что Евгений Семенович даже думал о самоубийстве. Об этом газете «АиФ. Суперзвезды» рассказала их дочь Светлана Матвеева .

Лестница в цветах

Папа и мама встретились на каком-то смотре художественной самодеятельности. Не помню, где это было, но они рассказывали, что первый раз поцеловались в Свердловске, а поженились в Тюмени. Там и я родилась. Мама из Омска, отец с Украины. Это ж надо было, чтобы их дорожки пересеклись! Мама рассказывала, что папой сначала заинтересовалась ее подруга, а ей он не нравился: тощий какой-то, длинный. Встречались они так: один вечер «женились», второй «разводились». До такой степени осточертели всем родным, что им сказали: или женитесь, или расходитесь, хватит! Тогда они между репетициями забежали в загс и быстренько расписались. У нас даже нет ни одной их свадебной фотографии.

Лейтенант Матвеев, преподаватель пехотного училища, 1944 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Мамины родители занимали хорошее положение, старались молодым помогать. Но отец это не приветствовал. Он всегда считал, что мужчина всего должен добиваться сам. В Тюмени он работал в театре, на радио, вел несколько драмкружков. Когда в промежутках между работами он прилетал домой, мама разливала ему суп по нескольким тарелкам - чтобы быстрее остывал. Он все это быстро съедал и уходил. Это было послевоенное время, тяжелое. У папы и мамы были продуктовые карточки служащих, у меня - детская, а у папиной мамы, моей бабушки Надежды Федоровны , - никакой. Когда в семье появлялась какая-нибудь конфетка, мы берегли ее для папы. Плиты дома не было, и мама варила мне кашу на утюге - переворачивала и на горячую поверхность ставила кастрюльку. В 1976 году, когда у меня самой родился сын и кончился на даче газ, я вспомнила об этом способе, пристроила утюг между книжками и подогрела ему молоко.

У мамы замечательный голос, и в Новосибирске, куда мы переехали из Тюмени, она была настоящей примой. Потом в Москве у нее была возможность работать на эстраде. Но она ею не воспользовалась - не хотела все время ездить на гастроли и оставлять семью. И все же родители не могли себе позволить, чтобы работал только один отец. Первое время в Малом театре он получал около 120 рублей. На эти деньги невозможно было жить нам всем. Поэтому мама устроилась в хор Большого театра.

- Наверное, быть женой знаменитого актера - не самая легкая женская судьба.

Мама тоже актриса, поэтому спокойно воспринимала минусы, сопутствующие известности. Больше всего нервничала бабушка, папина мама. Нам бесконечно звонили в дверь и по телефону, и стоило бабушке уложить меня спать, как я тут же от этого шума просыпалась. В Москве мы жили на втором этаже, и, начиная от двери в подъезд до самой нашей квартиры, на каждой ступеньке лежали цветы и записочки. А когда папа выходил из Малого театра, ему приходилось переодеваться. Но поклонницы все равно его узнавали, и одна из них как-то чуть не бросилась под колеса такси. Самое интересное, что еще со времени нашей жизни в Новосибирске у него остались две или три поклонницы - не сумасшедшие фанатки, а настоящие театралки, - с которыми родители дружили. С одной семьей они переписывались и до последнего времени. Так что я никогда не видела, чтобы мама устраивала отцу сцены. Хотя когда они выходили куда-нибудь вместе, женщины просто висли на нем. А вот если вдруг мама шла с кем-нибудь танцевать, то папа сразу вмешивался: «Пошли домой».

Вообще мы с моим младшим братом Андрюшей выросли в атмосфере любви и доброжелательности и ни разу в своей жизни не слышали, чтобы отец кричал на мать или чтобы она выговаривала ему за что-то. Конечно, как каждая нормальная семья, они, наверное, ссорились. Но, видимо, шепотом на кухне или на улице. Когда я выходила замуж, то думала, что именно такие отношения и должны быть между двумя любящими людьми. Как-то я даже сказала папе, что они из нас с Андреем воспитали идеалистов, не приспособленных к современной жизни. Он жутко обиделся. Будто бы я обвинила его в том, что они изуродовали нам жизнь, не показав ее такой, какая она есть. Но мы-то видели жизнь, какой она на самом деле была у них. И я, наоборот, хотела сделать ему комплимент.

Евгений Матвеев с сыном. Фото: www.globallookpress.com

Женщина - это святое

- Евгений Семенович как-то сказал, что для него женщина - святое. Такое отношение было заложено в детстве?

Свою маму отец любил безгранично. Бабушка всегда жила с нами - он перевез ее с Украины, как только начал работать в Тюменском театре. Бабушка ушла из жизни, когда мне было 12 лет. Она умирала дома и страдала ужасно. У нее был рак поджелудочной железы, а количество обезболивающих уколов тогда было ограниченно. Бабушка вообще-то была крутого нрава. Папу она воспитала одна. Насколько я знаю по ее рассказам, с дедом Семеном Калиновичем они были не венчаны. Их брак был зарегистрирован только в загсе. А ее отец, мой прадедушка, был регентом в церкви, внецерковный брак дочери не принимал и вообще не считал ее замужней женщиной. Соответственно и папу он не признавал законным ребенком. На Украине это называлось байстрюк - незаконнорожденный. Дед же, судя по всему, был дворянских кровей. Возможно, он считал, что бабушка недостаточно образованна. А может быть, ее церковная родня мешала ему делать карьеру. Мне кажется, что под давлением с обеих сторон они и расстались. А потом, во время войны, дед погиб.

У папы с самого детства была тяга к актерству. В деревне он копировал то бычка, то птичек. Когда женщины приходили с работы, надевали чистую одежду и садились на завалинку, он начинал песни петь - такие жалостливые, что все плакали. Как-то он сказал дедушке, что хочет балалайку. Прадед был человеком суровым и ответил: «Заработай и купи». И в девять лет папа пошел работать - продавал по обочинам арбузы, возил на полевой стан бочки с водой. Потом бабушка переехала вместе с папой в районный центр, чтобы он учился в хорошей школе. Для этого ей самой пришлось работать там уборщицей. А затем папа поступил в киевскую киноактерскую школу, где учился у самого Довженко . Но это был непростой период в его жизни - он даже хотел покончить жизнь самоубийством.

Евгений Матвеев. Фото: www.globallookpress.com

- Любовь?

В том-то все и дело, что не любовь. В школе ввели плату за обучение. Папа и еще кто-то из его сокурсников не могли заплатить. Они совершенно отчаялись, и тогда за них заплатил сам Довженко. А потом началась война. С 1941 по 1946 год папа служил офицером Тюменского пехотного училища. Кстати, он хотел быть летчиком, но его не взяли в летное училище. Возможно, потому, что он был слишком высоким. На войне с отцом произошла такая история - он чуть не попал под трибунал. Ему прислали необученных новобранцев, которых надо было послать в бой. А они даже с простыми задачами не справлялись. Все шишки за плохое обучение новичков посыпались на папиного командира, и отец встал на его защиту, взял вину на себя. Его пригрозили отправить под трибунал. Сочувствующие друзья налили ему стакан водки, папа хлопнул и отключился. Пока он спал, командир, к счастью, все уладил.

Войну папа воспринимал очень эмоционально. В фильме «Особо важное задание» он показал эпизод, который ему запомнился больше всего. Многих эта картина удивила - ведь столько крови было вокруг, столько человеческих жизней изуродовано, а тут - такая мелочь. Папа мне рассказывал, как в детстве он с друзьями ловил и топил сурков, чтобы они не уничтожали посевы. И вот во время войны он увидел горящую степь и в ней - сурка и услышал его страшный крик. Говорил, что запомнил это на всю жизнь. И еще папа говорил, что, несмотря на все страдания и лишения, во время войны он не видел злых глаз. Видел тоску, боль, горе, но не видел зла. А в начале перестройки, когда ему приходилось иногда ездить общественным транспортом, он возвращался домой совершенно потрясенный: «Я не понимаю, что происходит с людьми». Он чувствовал, что злость висела в автобусах, как гиря. Все были до такой степени наэлектризованы, что, дотронься только до кого-нибудь, тут же разгорался скандал.

После войны папе прочили карьеру военного и советовали поступать в военную академию, но актерство опять перетянуло, и в 46-м году он начал работать в Тюменском областном театре. С 1948 по 1951 год - новосибирский «Красный факел». С 1951 по 1968-й - Малый театр в Москве. А с 1968 года, после травмы, он работал на «Мосфильме».

39 уколов

- Травма произошла во время съемок?

В те годы устраивали большие концерты на стадионах. Это было на Украине. Папа в костюме Нагульного, которого он сыграл в фильме «Поднятая целина», должен был выезжать, стоя на тачанке. Лошади в нее были запряжены милицейские, в упряжке не ходившие. И когда, увидев папу, зрители вскочили, кони шарахнулись и выкинули его из тачанки. Тогда отец получил две травмы - ноги и позвоночника. Мне трудно сейчас сказать точно, сколько он пролежал, прикованный к постели. Помню, навещала его то в одной больнице, то в другой, и он не поднимался на ноги. Это было довольно сложное время для нашей семьи. Было очень тяжело материально. Фактически мы жили на мамину театральную зарплату, папа получал пенсию по инвалидности - 43 рубля. Ему советовали вообще сменить профессию - было ясно, что на сцену он вернуться уже не сможет. Даже когда отец стал выздоравливать, он не мог долго оставаться в одном положении. Тогда он стал изучать кинорежиссуру и вскоре поставил свой первый фильм - «Цыган». Сам сыграл главную роль. Снимался он в жестком корсете, а по сценарию надо было танцевать. Тогда корсет снимали, отцу делали 39 обезболивающих уколов, и он танцевал. Несколько раз терял сознание - опять вводили обезболивающее, и он снова снимался.

«Поднятая целина» (1959, 1960, 1961) Фото: Кадр из фильма

Вообще, если сценарий или роль трогали его душу, для него преград не существовало. Если бы отцу надо было бы встать на голову, чтобы снимать фильм, он бы встал и снимал. Это было для него важнее всего. Когда папа работал, в кабинет не допускался никто, трогать там тоже ничего не разрешалось. Но мой сын Алеша эту проблему решил просто. Однажды, когда отец был на съемках, мы с мамой увидели, что Лешка скинул все с папиного стола и крутится посередине на пятой точке. А однажды он, устав подглядывать за дедушкой сквозь стеклянные двери, просто взял вырезанную из куска цельного дерева сувенирную трубку и разбил ею стекло. Зато когда ночью Лешка просыпался с плачем, то успокаивался он только на руках у деда.

А когда вы с братом были детьми, успевал ли Евгений Семенович заниматься вашим воспитанием? Например, ходил ли он на родительские собрания?

Когда мой брат Андрюша учился в первом классе, папу вызвали в школу, запихали за маленькую парту первоклассника и заставили выучить стишок, который не смог запомнить его сын. Папа пришел совершенно удрученный: «Я такого стыда натерпелся, в жизни ничего подобного не испытывал. Сидел за партой, коленки зажимали мне уши, и я не мог выучить этот стишок». А отец тогда уже был заслуженным артистом. После этого на все собрания к Андрюше ходила я.

Папа, конечно, был очень занят, но он приезжал и устраивал нам разгон, воспоминаний о котором хватало на полгода. А я была девчонка оторви да брось. Мне, правда, тогда казалось, что папа совершенно несправедливо меня наказывает, но перечить ему я не могла. Однажды он поставил меня в угол. Мама с бабушкой по очереди бегали ко мне и упрашивали: «Светочка, ну попроси у папы прощения». Но я считала, что репрессирована незаслуженно, и не соглашалась. Папа уже и сам изнывал и не знал, как меня выковырять из этого угла. Но сказать: «Ладно, я тебя прощаю», - он не мог, поскольку я должна была осознать свою неправоту. Кончилось тем, что я заснула прямо в углу. А один раз отец за что-то лупил меня и никак не мог понять, почему я смеюсь. А у меня была накрахмаленная нижняя юбка, и все его шлепки от нее отскакивали. Чем сильнее он меня лупил, тем смешнее мне было и тем больше он сердился. Но у отца был очень эффективный метод воспитания. Он умел сказать одно такое обидное слово, что запомнишь на всю жизнь. Когда мне было лет восемь, мы с родителями зашли в автобус, и я плюхнулась на единственное свободное место. Папа сказал маме: «Лидочка, ты постой, потому что Светлана у нас устала очень». Этот стыд я не забуду никогда.

Евгений Матвеев. Фото: www.globallookpress.com

Однажды был настоящий скандал. Мама взяла меня в театр на папин спектакль, нас посадили в ложу. Отец играл хорошего персонажа, которому плохой выкручивал руки. Увидев это, я вскочила на парапет ложи и на весь зал запела: «В защиту мира вставайте, люди!» Папа разинул рот, занавес тут же закрыли. Тогда он влетел в ложу, схватил меня за грудки и закрыл в гримуборной. Потом артист, который был с ним на сцене, говорил: «Как я играл! Даже ребенка проняло!»

В детском парке, куда меня водила бабушка, я собирала вокруг себя толпу народа, пела все песни, какие знала, читала стихи и плясала. При этом я залезала на лавку, чтобы всем было видно. Когда мой репертуар заканчивался, я делала русский поклон, говорила: «Концелт окончен» - и уходила. А однажды от детского театра до дома я шла на четвереньках - изображала медвежонка. И когда уже стала постарше, многие друзья папы ему говорили: «Светку твою надо в кино снимать. Она у тебя красавица!» Отцу это не нравилось. Я слышала, как однажды он выговаривал своему приятелю: «Что ты мне дочь портишь?! Ничего красивого нет!» Помню, как после травмы - он тогда уже начинал ходить - папа провожал меня до ворот больницы, где я его навещала. Вдруг он изо всех сил хряснул меня костылем по спине. Я испугалась, думала, что он падает. Оказалось, что папа просто хотел, чтобы я не сутулилась.

Однажды мама пришла с родительского собрания совершенно потрясенная. Учительница ее спросила: «Я надеюсь, Светлана в ваших застольях не участвует?» В ее представлении артисты должны были все время проводить в пьянках. Но тем артистам, которые работают, не до гулянок. Иногда папа после спектакля ехал в другой город, снимался там, на следующий день возвращался, играл спектакль, и все повторялось. А маму в свободные дни я помню так: она что-то убирает, шьет или вяжет перед телевизором. Вот вам и богема.

Народные артисты СССР Евгений Матвеев и Нонна Мордюкова на III съезде кинематографистов СССР. Фото: РИА Новости / Галина Кмит

Брови Ильича

- Евгению Семеновичу часто припоминали, что в свое время он сыграл Брежнева в фильме «Солдаты свободы»?

Отца травили за эту роль, хотя это был всего лишь эпизод. Говорили, что власть его осыпала подарками. На самом деле все свои награды и звания он получил до фильма. А из-за него, наоборот, лишился звезды Героя Соцтруда. Он был представлен на звание, уже был подписан указ, и тут ему как раз предложили роль Брежнева. Получилось, что звезду давать было уже как-то неудобно. Говорят, что Брежнев смотрел фильм с женой, и она сказала: «Лень, посмотри, это ты». Он говорит: «Это не я, это артист Матвеев. Но брови мои». Вообще, отец знал о Брежневе много интересного. И сейчас собирался, выйдя из больницы, снова его сыграть.

Евгений Матвеев в фильме «Солдаты свободы». Фото: Кадр из фильма

Брежнева папе припомнили и на 5-м съезде Союза кинематографистов СССР в 1986 году. Тогда не переизбрали весь секретариат. Говорили, что все - и Бондарчук , и Матвеев , и Кулиджанов - конъюнктурщики, что они забронзовели под крылом Кремля. Двуличие и предательство коллег его очень тогда потрясли, и он снова думал о самоубийстве. Вообще, перестройка для нашей семьи, как и для многих других, была временем очень трудным. В 1992 году и я, и Андрюша потеряли работу, а папа и мама - все свои сбережения. Он ужасно переживал - и не столько из-за потери денег, сколько из-за того, что государство, в которое он так верил, его надуло. У родителей в жизни было несколько периодов безденежья и голода, и он очень боялся, что, случись что-нибудь с ним, мама не будет обеспечена, хотя она никогда его не попрекала отсутствием денег и ничего не просила. Отец тогда уже был на пенсии, но получилось, что он один должен был кормить семью из 8 человек. Но он справился.

Вообще, в своей жизни папа выбирался из стольких сложных ситуаций, что мы и сейчас, когда он заболел, никак не думали, что он не выберется.

- Ваш отец знал, насколько серьезно болен?

Трудно сказать. Судя по его планам, не знал. Он, конечно, неважно себя чувствовал, но что до такой степени... Отец планировал сниматься в двух фильмах - в одном должен был играть Брежнева, в другом - раскулаченного старика, который во время войны спасает чекиста и политрука, то есть представителей той самой власти, которая его и репрессировала. Режиссировать сам уже не собирался. Сил не было. В декабре он лежал в больнице, ему должны были делать операцию, но потом сказали, что сердце не выдержит наркоза. Он был очень этим удручен и как-то сник. И все же для всех нас его смерть была как гром среди ясного неба. До последнего момента мы не говорили отцу, насколько серьезна ситуация. Я и маме не хотела говорить, но не смогла - разрыдалась прямо в телефонную трубку. Отца я только просила: «Папа, пожалуйста, продержись еще немножечко». Мы надеялись начать новое лечение, и 1 июня никто не ждал ничего плохого. Мы все были в больнице, отец пошел покурить, вернулся, сел на кровать и вдруг повалился назад. Мы стояли рядом, пораженные. Это настолько было внезапно! У него вдруг прекратилось дыхание, я пыталась нащупать пульс, держала его за руки. Смотрю ему в лицо и вижу, как тускнеют глаза. Этот момент я не забуду никогда.

«Жаль, что они уходят»

Вспоминает Алена Галич, актриса, заслуженная артистка России, президент фонда «Отчий дом» им. Александра Галича :

В 50-е годы в Малый театр были приглашены из провинции два молодых актера - Евгений Матвеев и Юрий Аверин , мой отчим. Они дебютировали в Москве почти в одно и то же время. Актеры тогда жили довольно скудно, в новых домах на улице Левитана Аверину и Матвееву дали двухкомнатную квартиру на две семьи. Евгений Семенович поселился там с мамой, женой Лидией Алексеевной и дочкой Светочкой, с которой мы дружили. Аверин жил со своей женой, моей мамой актрисой Валентиной Архангельской. Я жила у отца, но часто приходила в этот дом.

Аверин и Матвеев оба были спортивными болельщиками. По выходным они любили ездить на стадион и смотрели там все подряд: волейбол, футбол, баскетбол. Нас со Светкой они брали с собой. Помню, нам там было жутко скучно. Мама Евгения Семеновича - Надежда Федоровна была замечательной хозяйкой. Хорошо помню, как она делала украинский борщ и к нему пампушки - белые булочки, которые надо было обмакивать в чесночный соус. Кухня была маленькая, и вся она наполнялась чудесными запахами.

Евгений Семенович был очень красивый, высокий, худой. И красоту свою сохранил до последних лет. В Малом театре у него было амплуа, как говорят режиссеры, героя-неврастеника. Никто не ожидал тогда, что он вырастет в актера совершенно другого плана, разнохарактерного. К сожалению, очень редко вспоминают его замечательную работу - Нагульного в «Поднятой целине». А ведь она достойна была бы «Оскара».

В одной квартире с Матвеевыми мама и отчим прожили несколько лет. Все праздники отмечали вместе - у нас остались очень смешные фотографии. Я вспоминаю то время с большим удовольствием. Это была эпоха очень порядочных и честных людей, которые всю свою жизнь прожили достойно. Жаль, что они уходят. Именно эти чувства - чести и порядочности во всем - в семье, в актерском мастерстве - отличали Евгения Семеновича. Сейчас такие семьи встретишь редко.

Eugene Matveev Карьера: Актер
Рождение: Украина, 8.3.1922 - 1.6
Евгений Матвеев - советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист. Родился 8 марта 1922 года.Впервые в кино Матвеев снялся в 1954 году, в фильме Андрея Фролова "Доброе утро", а первый успех пришел к нему после картины Льва Кулиджанова и Якова Сегеля "Дом, в котором я живу" (1956), где он сыграл одну из главных ролей.В качестве режиссера Евгений Матвеев известен по таким картинкам как: "Цыган" 1967 год, "Любовь заемная" 1974 год, "Бешенные деньги" 1981 год, "Любить по-русски" 1995 год, "Любить по-русски 2" 1997 год, "Любить по-русски 3" 1999 год и др.

Pодился 8 марта 1922 года в селе Новоукраинка Скадовского района Херсонской области. Отец Матвеев Семен Калинович. Мать Коваленко Надежда Федоровна. Супруга Матвеева Лидия Алексеевна (1925 г. рожд.). Дочь Матвеева Светлана (1947 г. рожд.). Сын Матвеев Андрей (1957 г. рожд.). Внуки: Алексей, Евгений, Надежда.

Евгений Матвеев до срока приобщился к нелегкому крестьянскому труду, мог реализовывать любую крестьянскую работу; огромное почтение к человеку, тот, что трудится на земле, сберег на всю бытие. Мальчишкой Женя уходил в поле, которому не было конца и края. Уходил в силу того что, что испытывал огромную отрада, оставаясь наедине с ним, слушая пение жаворонка. Там же, в поле с печалью думал о маме, которой досталась фатум одинокой женщины. Впечатления детства часто были горькими, оттого Женя вечно тянулся к чему-то светлому, радостному, веселому. Любил подражать пению разных птиц, вызывая добрые улыбки односельчан, любил распевать, аккомпанируя себе на балалайке. В школе все называли его Женька-артист. В раннем детстве хлопчик ещё не знал, что на свете существуют театры и актеры, но бессознательно уже лицедействовал.

Из 2-го класса мальчика перевели безотложно в 4-ый учителя подметили в нем склонность к наукам и посоветовали матери переселиться в град, чтобы вручить сыну образование. В городе Цюрюпинске он впервой увидел любительский спектакль и понял, что его местоположение в театре. Театр покорил его и стал его единственной мечтой. Евгений начал заниматься в самодеятельности, был фокусником, танцором, певцом. В 9-м классе Евгений решительно решил кинуть школу и тронуться в Херсон ближний областной середина, где были профессиональная труппа и театральная студия. Получив благословение матери, 17-летний паренек уселся на баржу с арбузами и поплыл к своей мечте.

Шел 1939 год. В херсонском театре Матвеев стал участвовать в массовых сценах, ему доверяли и небольшие роли. Одной из них была образ музыканта в спектакле Бесталанна. Юноша лихо в такт музыки ударял в бубен, и более того не догадывался, что его отметил профессиональный воззрение Николая Черкасова, находившегося в зале. Черкасов похвалил бессловесного исполнителя, посоветовал ему обучаться в Киеве у А. Довженко, обещая свою поддержку.

Окончив экстерном два последних класса школы и получив аттестат, Евгений поступил в актерскую школу при Киевской киностудии. Здесь он стал учеником Александра Петровича Довженко, тот, что учил своих студентов чуткости, внимательности к людям, но главное, конечно, многосложному ремеслу актера.

Внезапно начавшаяся битва разрушила все планы. Под беспрерывными бомбежками Евгений копал окопы, участвовал в создании укреплений около города. Навсегда в его памяти остались страшный звук моторов немецких самолетов, свист авиабомб, панический страх беззащитных людей. Матвеев рвался добровольцем на фронт. Но фатум распорядилась по иному. Его направили на учебу в Тюменское пехотное училище. С детства не приученный действовать что-либо через рукава, Матвеев и в училище был отличником. И... как отличника его оставили в качестве преподавателя. Многочисленные просьбы и рапорты об отправке на фронт оставались без внимания.

Преподавая военную науку, он не забывал и о своей гражданской привязанности. Вскоре молодого офицера весь городок узнал как одаренного актера. Пришел и фарт первое местоположение на конкурсе чтецов Сибирского военного округа.

В 1946 году, демобилизовавшись, Евгений Матвеев остался в Тюмени, став актером местного драматического театра, которым стоял во главе режиссер Д. Бархатов. Жизнь провинциальных театров вечно сложна: небольшая труппа, частые премьеры, постоянные выезды со спектаклями в отдаленные районы. Однако многие актеры, прошедшие школу периферийных театров, справедливо полагают, что нигде больше нет таких возможностей переиграть великое море ролей, попробовать себя в разных амплуа.

Евгений Матвеев был обречен на роли героев. Высокий, пригожий, мужественный, обаятельный, возбудимый все это делало игру актера заразительной. Он сыграл роли в спектаклях Молодая гвардия А. Фадеева (Ваня Земнухов), За тех, кто в море Б. Лавренева (Боровский), Молодой лес Н. Погодина (Черемизов). Успех не заставил себя долговременно поджидать. За претворение в жизнь роли Боровского Евгений Матвеев получил приз и был допущен к заключительному туру Всероссийского смотра театральной молодежи в Москве. Успешный показ в Москве повлек за собой массу заманчивых предложений. Молодого актера приглашали и в Алма-Ату, и в Красноярск, и в Московский театр имени Ленинского комсомола. Но он остановил свой отбор на новосибирском Красном факеле, тот, что не без оснований считали сибирским МХАТом. В нем были прекрасная труппа и великолепная режиссура. В Новосибирске началась настоящая серьезная профессиональная учеба Матвеева. А обучаться в этом месте было у кого. Во главе театра стоял мужчина огромной культуры В. Редлих, в этом месте же работали и В.К. Дени, жесткий, требовательный режиссер и педагог, и Э.М. Бейбутов с его взрывным темпераментом, яркой театральностью. Здесь юный артист впервой соприкоснулся с учением К.С. Станиславского. Наставники Матвеева основательно заботились о творческом росте молодого актера. Именно в Красном факеле стремились открыть его индивидуальность.

На сцене театра Е.С. Матвеев играл как собак нерезаных и благополучно. Среди его работ тех лет: Джон Гармон (Наш групповой друг по Ч. Диккенсу), Леонтьев (Кандидат партии А. Крона), Виктор Лавров (Великая сила Б. Ромашова), Аксанич (Константин Заслонов А. Мовзона), Юрий Поднебесько (Счастье по роману П. Павленко), барон Фитингоф и Комиссар округа (Незабываемый 1919-й Вс. Вишневского), Нил (Мещане М. Горького). Самый огромный фарт выпал на долю молодого исполнителя в роли Улдыса в спектакле Вей, ветерок! поставленном Э. Бейбутовым по пьесе классика латышской литературы Я. Райниса.

Эта постановка стала важной вехой на творческом пути актера. В 1951 году Красный факел показал тот самый спектакль во время гастролей в Ленинграде. И ещё раз Матвеев получил приглашение безотложно в немного московских и ленинградских театров. На тот самый раз он принял предложение старейшего коллектива страны Мкумачового театра и в 1952 году дебютировал на академической сцене в роли Незнамова в драме А.Н. Островского Без вины виноватые. Желание совершенствоваться приводит Евгения Матвеева в творческую лабораторию М.Н. Кедрова, ученика К.С. Станиславского, организованную при Всероссийском театральном обществе. Вместе с молодыми начинающими актерами занятия посещали многие известные актеры и режиссеры, посреди которых были В. Марецкая, Р. Плятт, Н. Анненков и другие большие мастера.

Среди образов, созданных Евгением Матвеевым за 12 лет работы в Государственном академическом Малом театре, выделяются: Звонарев (Порт-Артур А. Степанова и И. Попова), Яровой (Любовь Яровая К. Тренева), Родон (Ярмарка тщеславия В. Теккерея), Трофимов (Главная роль С. Алешина), Столбов (Осенние зори В. Блинова), Ераст (Сердце не камень А.Н. Островского), Освальд (Привидения Г. Ибсена) и др. В 1958 году Евгений Матвеев был удостоен своего первого почетного звания Заслуженный артист РСФСР.

Еще будучи актером театра, Евгений Матвеев стремился к самому массовому виду искусства кинематографу. Возможность вылезти на многомиллионную аудиторию, усилить свой звук невиданным по мощность рупором это было его мечтой. И в 1955 году его греза стала осуществляться. К концу 1950-х годов его послужной список в кино насчитывал уже немного ролей: главная образ в фильме Искатели по роману Д. Гранина, Константин в фильме Л. Кулиджанова и Я. Сегеля Дом, в котором я живу, Лобанов в картине Дело Пестрых, командарм Сорокин в фильме Восемнадцатый год.

Конец 1950-х начало 1960-х годов крайне насыщенный отрезок времени в творческой биографии Е.Матвеева. Работы следовали одна за иной, и все они были отмечены талантом, вдохновением, темпераментом их создателя и в силу того что имели заслуженный фарт. За короткое время в Малом театре состоялось 11 премьер с его участием. Киноленты, в которых играл Матвеев, не сходят с экранов. Появились Федотов в картине М. Ершова Родная кровь, потрясший всех своей мужественной добротой и пронзительной искренностью, красноармеец Трофим из короткометражного фильма Жеребенок по рассказу М. Шолохова, Павловский в Крахе.

С юности одним из любимых героев, которого мечтал сыграть артист, был Макар Нагульнов из шолоховской Поднятой целины. Образ Макара в самой высокой степени отвечал тому, что разрешается обусловить словами герой Матвеева, что составляет главную тему его творчества влюбленность к Родине, людям, жизни. И в жизни, и на сцене его привлекали люди, живущие на самом пределе физических и эмоциональных сил, когда всякий момент наполнен до отказа, каждая минута проживается так, как подобно как она последняя.

Легко представить себе состояние актера, когда из Ленинграда пришла телеграмма с приглашением на съемки фильма Поднятая целина. Но саммит с режиссером картины А. Ивановым подействовала на Матвеева как ушат холодной воды. Ему предлагалась образ отнюдь не Нагульного, а Давыдова. Актер испытал ощущение стыда, горечи, состояние невосполнимой потери близкого, родного человека, с которым прожил свои лучшие годы. И все-таки Матвеев упросил режиссера хотя бы познать его в роли Нагульнова. Проба произвела на всех такое сильное ощущение, что сомнений ни у кого не оставалось: Матвеев и есть Нагульнов. Так произошла саммит артиста и роли, которая стала не только одной из самых удачных, запоминающихся и лучших работ актера, но и подлинным событием в советском кинематографе, классикой отечественного кино.

Макар Нагульнов предстал перед зрителями истинным рыцарем революции. Это сгусток энергии, герой внебытовой. Для него любое действо это фрагмент борьбы не на бытие, а на конец во имя революции. Гражданская битва для него не кончилась, и в каждое занятие, которое ему поручает партия, он бросается, как в махач, как в лихую конную атаку. Конечно, в нем есть и наив, и детское простодушие, но вкупе с тем и бездна обаяния незаурядной личности.

Всем актерам и режиссерам необходимо проходить чистку классикой. Проверять себя сколь доросли до нее. Это слова Евгения Матвеева. Сам же Евгений Семенович кроме того прошел эту проверку. Во время работы Поднятой целины режиссер М. Швейцер пригласил Евгения Матвеева на образ князя Нехлюдова в экранизацию романа Л.Н. Толстого Воскресенье. Времени на плавное, неторопливое вхождение в образ не было. Совмещать обе работы было невероятно тяжко, тяжело более того физически, не говоря уже о том, что приходилось практически на ходу обращаться из Нагульнова в Нехлюдова и напротив. А героев больше разных тяжко себе представить. Нужно было, чтобы вся могучая эмоциональность актера клокотала только внутри у него и сильно скупо, минимально, практически по крохам выходила наружу. Нехлюдов мужчина с сердцем, способный на душевные движения, и актерская индивидуальность Матвеева откликнулась на это, а образ принесла актеру колоссальный фарт.

Несмотря на счастливый момент в кинематографе, театр постоянно оставался для Евгения Матвеева его любовью, его болью и его мечтой. Немыслимая работоспособность, практически на пределе физических и душевных сил, с годами стала жизненным кредо Евгения Матвеева. Иначе он уже не мог. Трудно вымолвить, сколь продолжительно Евгений Матвеев оставался бы слугой двух господ кино и театра. Однако во время работы Поднятой целины он упал с коня и повредил позвоночник. Серьезная немочь на долгий срок оторвала актера от любимого дела. На сцену он больше не вернулся.

Долгие два года Евгений Матвеев был прикован к постели. Давно тайно заболевший режиссурой, он обложился книгами, занимался теорией режиссуры, мечтал о полноценной творческой работе, его экраном стал потолок, на котором он внутренне просматривал свои будущие фильмы. Искусство не позволяло ему поддаваться панике и унынию. Именно тогда он дал себе словечко сделаться на ноги, и под натиском его воли к жизни и страсти к профессии немощь отступила.

Режиссерским дебютом Е.С. Матвеева стал кино Цыган, поставленный по повести А. Калинина. За внешне бесхитростном рассказом о добром, мужественном, не ожесточившемся душой кузнеце Будулае вставала живая человеческая фатум, в которой, как это зачастую бывает в жизни, беда и веселье присутствовали не в равных пропорциях. С момента выхода фильма, где постановщик сыграл и главную образ, зрители принимают работы Матвеева-режиссера так же, как до этого принимали работы Матвеева-актера. В качестве режиссера он снял фильмы: Цыган (образ Будулая, 1967), Почтовый роман (образ Ковшова, 1969), Особо важное задание (образ Кириллова, 1980), Бешеные деньги (1981), Победа (образ Карпова, 1984), Любовь земная (образ Захара Дерюгина, 1974), Судьба (образ Захара Дерюгина, 1977), Чаша терпения (гл. роль). Среди его работ, снятых в 1990-х годах, три фильма под общим названием Любить по-русски.

Как артист Е.С. Матвеев немало и плодотворно снимался у других режиссеров: Солдаты свободы (Брежнев), Укрощение огня (Директор завода), Сибирячка (Добротин, 1972), Ярость (Гулявин), И был вечерок, и было утро (Ярцев), Смертный враг (Арсений, 1971), Фронт за линией фронта (Секретарь обкома, 1977), Фронт в тылу врага (Секретарь обкома, 1981) и др.

Замечательные актерские и режиссерские достижения Матвеева оцениваются по заслугам: зрители неоднократно называли его лучшим актером года; картина Почтовый роман получает приз IV Всесоюзного кинофестиваля как оптимальный историко-революционный фильм; дилогия Любовь земная и Судьба приносят Матвееву звание лауреата Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых; за воплощение в жизнь главной роли в дилогии Высокое звание он становится обладателем золотой медали имени А.П. Довженко; за образ Пугачева в фильме Емельян Пугачев его признают лучшим исполнителем мужеский роли на XVI Международном кинофестивале в Чехословакии; кино Победа получает особый приз Оргкомитета и Министерства обороны на XVIII Всесоюзном кинофестивале; за образ в фильме Любить по-русски Е.Матвеев удостоен приза за лучшую мужскую образ на XII Международном кинофестивале стран Азии, Африки и Америки.

Е.С. Матвеев был избран академиком Национальной академии кинематогарфических искусств и наук России.

Еще одной стороной творческой жизни Евгения Матвеева была его педагогическая дело. В течение нескольких лет он был профессором Всесоюзного государственного института кинематографии, руководителем Азербайджанской актерской мастерской. Едва ли не самым ответственным временем в работе с будущими актерами Матвеев считал начальный период, стадию первых упражнений и несложных этюдов. Поэтому, несмотря на огромную загруженность, все занятия неизменно проводил сам. Он учил своих студентов главному закону актерского искусства внутреннему, целенаправленному, точному действию, сквозь которое позволительно высказать задачу образа, индивидуальность персонажа, жанр произведения. Он не переставал напоминать, что творческая бытие актера трудна, что специальность актера это специальность увлеченных людей, это специальность музыкальная. Мы с вами ощущение, светило, словечко, листья... Бриллиант в золотой оправе вот что такое артист...

Особой сферой жизни Евгения Семеновича были творческие встречи со зрителями. К ним он относился шибко капитально и ответственно. Ездил по стране, читал отрывки из литературных произведений, играл сцены из фильмов и спектаклей, в особенности любил внимать зрителей и откликаться на их вопросы.

Е.С. Матвеев всенародный артист СССР (1974), награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом За заслуги перед Отечеством III степени.

Главной целью Е. Матвеева в кино было воспеть русскую женщину, определить ее на пьедестал, преклоняться перед женщиной, относиться к ней с благоговением, соорудить так, чтобы мужчины неизменно оберегали женщину, любили ее.

Так же читайте биографии известных людей:
Евгений Моргунов Eugene Morgunov

Евгений Моргунов - известный советский и российский актер, заслуженный артист РСФСР. Родился 27 апреля 1927 года.Наибольшую известность принесла..

Евгений Матвеев родился в селе Новоукраинка Скадовского района Херсонской области. В 17-летнем возрасте Евгений поступил в театр города Херсона, где сначала играл в массовке, потом стал получать эпизодические роли. Юношу заметил Николай Черкасов, который помог Матвееву поступить в актерскую школу при Киевской киностудии имени Довженко.
Во время войны Матвеев сначала учился, потом преподавал в Тюменском пехотном училище, после демобилизации поступил в местный драмтеатр. Затем работал в новосибирском театре "Красный факел", а с 1952 по 1968 год -- в московском Малом театре.
С начала 50-х Матвеев много снимался в кино. Одной из самых ярких его работ того времени стала роль Макара Нагульнова в "Поднятой целине". На съемках Матвеев повредил позвоночник и два года был прикован к постели. От театра ему пришлось отказаться, но в кино он вернулся как актер и режиссер. Его режиссерским дебютом стала картина "Цыган".
Евгению Матвееву было присвоено звание народного артиста СССР, он был награжден двумя орденами Ленина и другими государственными наградами, был лауреатом Государственных премий СССР и РСФСР, обладателем многочисленных кинематографических наград.
Среди последних режиссерских работ Матвеева особо выделяется трилогия "Любить по-русски", в которой, по его словам, он выразил свою преклонение перед русским народом.
5 мая 2003 года Евгения Семеновича срочно госпитализировали в Центральную клиническую больницу: на даче он почувствовал себя очень плохо. Близкие думали, что у него опять хронический бронхит.
- Я чуть не рухнула, - плача, рассказала корреспонденту «Комсомолки» дочь Матвеева - Светлана, - когда врачи мне сказали, что у папы рак легких. Четвертая стадия. Врачи изумились - как мы могли этого не знать?! Оказывается, ему этот диагноз поставили еще в 99-м году. Нам они ничего об этом не сказали. Он, как конь, бегал по разным мероприятиям до последнего. От онкологии не лечился. Это такая нелепость! Нам не хватило одного-двух дней. Мы достали ему лекарство - отечественный препарат, которым лечили жену папиного друга. Она шесть лет живет. Вы не представляете, как нам сейчас тяжело...
1 июня, когда он умирал, с ним рядом была вся семья. «Я не видел плачущего большевика», - когда-то говорил про жену Матвеев. Когда он умирал у Лидии Алексеевны на руках, она заплакала... Президент России Владимир Путин выразил глубокие соболезнования родным, близким и коллегам покойного. Прощание с известным актером и режиссером прошло в Центральном Доме кино. Евгений Семенович Матвеев похоронен на Новодевичьем кладбище.

Фильмы с участием актера:


1955 ДОБРОЕ УТРО актер
1955 ДОРОГА актер
1956 ИСКАТЕЛИ актер
1957 ДОМ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ {купить VHS} {купить DVD} актер
1958 ВОСЕМНАДЦАТЫЙ ГОД актер
1958 ДЕЛО «ПЕСТРЫХ» актер
1959 ЖЕРЕБЕНОК {купить VHS} актер
1959-1961 ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА {купить DVD} {купить VHS} актер
1960-1961 ВОСКРЕСЕНИЕ {купить VHS} актер
1963 РОДНАЯ КРОВЬ {купить VHS} актер
1964 МАТЬ И МАЧЕХА {купить VHS} актер
1965-1967 ЯРОСТЬ актер
1967 ЦЫГАН {купить DVD} {купить VHS} актер, режиссер, сценарист
1968 КРАХ актер
1969 ПОЧТОВЫЙ РОМАН актер, режиссер
1970 СПОРТ, СПОРТ, СПОРТ актер
1971 И БЫЛ ВЕЧЕР, И БЫЛО УТРО... актер
1971 СМЕРТНЫЙ ВРАГ актер, режиссер, сценарист
1972 СИБИРЯЧКА актер
1972 УКРОЩЕНИЕ ОГНЯ {купить VHS} актер
1973 ВЫСОКОЕ ЗВАНИЕ (фильм 1-й: «Я - Шаповалов Т. П. ») актер
1974 ВЫСОКОЕ ЗВАНИЕ (фильм 2-й: «Ради жизни на земле») актер
1974 ЛЮБОВЬ ЗЕМНАЯ актер, режиссер, сценарист
1977 СУДЬБА актер, режиссер, сценарист
1977 ФРОНТ ЗА ЛИНИЕЙ ФРОНТА актер
1978 ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЕВ («Невольники свободы», «Кровью омытая») актер
1979 ОСОБО ВАЖНОЕ ЗАДАНИЕ {купить VHS} {купить VHS} актер, режиссер
1981 БЕШЕНЫЕ ДЕНЬГИ

Биография, история жизни Матвеева Евгения Семеновича Матвеев Евгений Семенович (08.03.1922, с. Новоукраинка, Украина – 01.06.2003, Москва) – советский и российский актер театра и кино, режиссер, сценарист. Детство Детство Евгения Матвеева было трудным. Родился он 8 марта 1922 года в Херсонской области в селе Новоукраинка, куда волею судьбы забросило его отца, красноармейца Семена Калиновича, и мать Надежду Федоровну. Сразу же после рождения ребенка отец бросил семью, и матери ничего не оставалось, кроме как вернуться в родную деревню. Там ее, родившую без родительского благословения, ждали проклятия и оскорбления. Однако сильная женщина все это пережила… С ранних лет Жене пришлось работать. Он возил воду пахарям, собирал в поле колоски, водил лошадь по борозде, т.е. делал все, что было под силу (а порой и не под силу) деревенскому мальчишке. В свободное же время Евгений забавлялся тем, что играл на балалайке для сельчан. Может быть, именно тогда в нем и родился артист… Довоенные годы Позже Евгений Матвеев вместе с матерью перебрались в город Цюрупинск все той же Херсонской области. Здесь мальчик впервые соприкоснулся с миром театра, начав заниматься в школьном драмкружке. Актерство увлекло Евгения, и он по окончании школы поступил в театральную студию, а затем начал работать статистом в Херсонском театре. Неизвестно, как бы сложилась дальнейшая судьба Матвеева, если бы однажды в 1940 году в Херсоне не остановился проездом знаменитый актер Николай Черкасов. Побывав в театре, он отметил нескольких молодых актеров (в том числе и Матвеева) и посоветовал им отправиться в Киев к режиссеру Александру Довженко. В Киеве Евгения приняли в актерскую школу при киностудии. Однако вскоре его учеба была прервана. Грянула Великая Отечественная война… Личная жизнь На фронт Евгений Матвеев попал лишь в 1944 году, после того, как в звании лейтенанта окончил Тюменское пехотное училище. После окончания войны Матвеев еще около года служил в Тюменском училище, где руководил военной самодеятельностью. Именно благодаря этому он и познакомился со своей будущей половиной. Однажды на их концерт пришла студентка местного музыкального училища Лида. Она сразу же обратила внимание на Евгения Матвеева, исполнявшего на сцене роль Гитлера. Чуть позже ситуация повторилась, но уже в прямо противоположном варианте. Евгений Матвеев вспоминал: «В музыкальном училище был какой-то концерт и Лида выступала. Она была божественна, у нее было божественное лирико-колоратурное сопрано. Меня прямо током ударило…». 1 апреля 1947 года молодые поженились… В том же году у супругов родилась дочь Светлана. Через десять лет в семье появился второй ребенок – сын Андрей. Театр В 1946 году Евгений Матвеев демобилизовался и стал актером Тюменского драматического театра. Здесь он проработал два года, а затем получил приглашение в труппу знаменитого Новосибирского театра «Красный факел». Евгений долго раздумывал над предложением и решился только лишь благодаря настойчивости жены… На сцене «Красного факела» Матвеев выступал до 1952 года, став за это время одним из ведущих актеров театра и завоевав огромную популярность среди местных зрителей. Поэтому не удивительно, что вскоре талантливого актера пригласили в Москву в знаменитый Малый театр. Первые роли в кино Впервые в кино Евгений Матвеев снялся уже достаточно поздно – в тридцать три года. Его дебютом на экране стала роль Судьбинина в музыкальной комедии режиссера Андрея Фролова «Доброе утро». Сегодня эту картину мало кто помнит, но тогда, в 1955 году, она стала одним из лидеров кинопроката, заняв почетное шестое место и собрав 30,5 миллионов зрителей. После выхода этой картины на Матвеева наконец-то обратили внимание кинорежиссеры. Он снялся в приключенческом фильме «Дорога» и киноповести «Искатели» (роль – инженер Андрей Лобанов). А затем пришел и первый серьезный успех. В 1958 году фильм Льва Кулиджанова и Якова Сегеля «Дом, в котором я живу», где Матвеев сыграл главную роль Кости, взял первый приз на Всесоюзном кинофестивале. Высоко оценили картину и зрители. По итогам опроса читателей газеты «Советская культура» фильм занял пятое место. Триумф Еще не закончились съемки в фильме «Дом, в котором я живу», как Евгений Матвеев получил приглашение на пробы в картину режиссера Александра Иванова «Поднятая целина» (по одноименному роману Михаила Шолохова). На роль Макара Нагульнова претендовало около 30 актеров, но победу одержал Матвеев. Выбор режиссера оказался оправданным. Актер создал яркий, запоминающийся образ, чем завоевал всеобщую зрительскую любовь. Стоит заметить, что персонажами Матвеева в его первых картинах были простые русские люди, сильные, размашистые, темпераментные, порой безоглядные. И когда вслед за Нагульновым Матвееву предложили роль князя Нехлюдова в драме «Воскресение» (по Льву Толстому), это вызвало всеобщее недоумение. Удивлялись и режиссеру, который «на кирзовый сапог собирается надеть замшевые гамаши», удивлялись и самому актеру, решившемуся согласиться на совершенно безвыигрышную роль. Тем не менее Евгений Матвеев, отбросив все сомнения, взялся за создание образа Нехлюдова. Причем подошел к этому он со всей тщательностью. Актер неоднократно посещал Ясную Поляну, читал дневники Льва Толстого, буквально впитывая в себя новый образ. Даже в повседневной жизни Матвеев старался держаться соответственно, всем своим видом и поведением демонстрируя, что он князь Нехлюдов. Картина «Воскресение», вышедшая на экраны сразу же вслед за «Поднятой целиной», посрамила всех скептиков. Евгению Матвееву удалось глубоко и полно передать внутренний мир своего персонажа, отразить на экране его сложнейшую эволюцию. Столь разноплановые роли, как Нагульнов в «Поднятой целине» и Нехлюдов в «Воскресении», продемонстрировали разносторонний талант Матвеева и принесли актеру всесоюзную популярность. Теперь уже не было сомнений – в отечественном кино появилась новая звезда. Всенародная любовь На волне успеха Евгений Матвеев снялся в нескольких картинах, среди которых наиболее удачной стала «Родная кровь» режиссера Михаила Ершова. В этой чистой, лишенной всякой политики и социальных лозунгов мелодраме Матвеев исполнил главную роль – сержанта-танкиста Федотова, который по пути из госпиталя на побывку домой знакомится с паромщицей Соней (Вия Артмане), матерью троих детей. Однако их счастье длится недолго… Пронзительная любовная история не оставила зрителей равнодушными. Фильм занял в прокате четвертое место, собрав на сеансах почти 35 миллионов человек. Персонаж Матвеева полюбился всем, но в особенности женской аудитории. На актера обрушился поток писем с признаниями в любви, многочисленные поклонницы буквально обрывали его телефон. Не оставили без внимания картину и профессионалы. «Родная кровь» была отмечена призами на международных кинофестивалях в Мар-дель-Плато и Буэнос-Айресе (оба – Аргентина), а также на всесоюзном кинофестивале в Ленинграде (1964). Несчастье В самый пик популярности с Евгением Матвеевым произошло несчастье. В 1965 году он с группой других известных актеров выехал в украинский город Николаев. Там на местном стадионе был организовано праздничное театрализованное представление. Матвееву, загримированному под Макара Нагульнова, предстояло проехать круг на тачанке. Вместо тачанки Матвееву выдели какую-то телегу. Еще перед заездом актер, осмотрев ее, хотел было отказаться от этого мероприятия – слишком уж так называемая «тачанка» ненадежно выглядела. Однако устроители праздника уговорили его. Все закончилось тем, что во время поворота у телеги отвалилось колесо, и Евгений Матвеев, вылетев из нее, рухнул на асфальт. Итог – серьезное повреждение позвоночника: два раздавленных диска и защемленный нерв. После длительного лечения Матвеева наконец выписали, дав третью группу инвалидности (первоначально врачи собирались дать ему вторую группу без права работы, но он убедил их этого не делать). Режиссерский дебют В эти тяжелые дни Евгений Матвеев ощутил всенародную поддержку. Со всех концов страны ему писали люди, предлагая кто способы лечения, кто деньги, а кто просто выражал свое сочувствие. Не оставили актера в стороне и коллеги – киностудия им. Довженко предложила ему заняться режиссурой. Как признавался сам Евгений Матвеев, об этом он уже давно втайне мечтал. Первым опытом на новом поприще для Матвеева стала мелодрама «Цыган» по одноименной повести А. Калинина. Роль Клавдии новоиспеченный режиссер доверил популярной актрисе Людмиле Хитяевой, а Будулая сыграл сам. Первая картина Евгения Матвеева вызвала разноречивые отклики. Многие зрители были в восторге, поэтому не случайно, что по итогам опроса журналом «Советский экран» исполнителей главных ролей (Матвеев и Хитяева) назвали лучшими актерами 1967 года. Однако было немало и критических замечаний… Актер и режиссер С 1968 года Евгений Матвеев окончательно оставил театр и полностью переключился на работу в кино. В качестве режиссера он поставил историко-революционный фильм «Почтовый роман» и мелодраму «Смертный враг», в которых снялся и сам. Впрочем, оба эти фильма большого успеха не имели. Много Евгений Матвеев снимался и у других режиссеров, но большинство фильмов были откровенно среднего уровня. Среди успешных картин стоит назвать лишь кинороман Алексея Салтыкова «Сибирячка» (благодаря которому Матвеев спустя два года был вновь назван лучшим актером года) и историко-биографическую ленту «Укрощение огня» (но здесь Матвееву досталась роль второго плана). В середине 70-х Евгений Матвеев вновь взялся за режиссерство. Им была поставлена социальная кинодилогия «Любовь земная» и «Судьба», рассказывающая о жизни председателя колхоза Захара Дерюгина и его любви к молодой Мане Поливановой. Главную мужскую роль в картинах исполнил сам Евгений Матвеев, а Поливанову сыграла замечательная актриса Ольга Остроумова. Конечно же, в обеих картинах имела место лакировка событий, без этого в то время редко обходился какой фильм. Тем не менее и «Любовь земная», и «Судьба» вызвали у зрителей живейший отклик. «Любовь земная» вышла в прокат в 1975 году и собрала на сеансах около 51 млн зрителей, а «Судьба» в 1978 году и вовсе почти 58 миллионов. Еще одной заметной работой Евгения Матвеева в 70-е годы стала роль Брежнева в фильме «Солдаты свободы». Заметной, но не в плане творчества, а в плане дальнейшей карьеры. Этот небольшой эпизод открыл актеру путь в «верха». Он тут же стал секретарем Союза кинематографистов, его картинам устраивали пышные всесоюзные премьеры, отмечали высокими наградами. Все это еще скажется на Евгении Семеновиче чуть позже… Постперестроечные работы Наступившая в середине 80-х годов в Советском Союзе перестройка многое изменила в жизни Евгения Матвеева. В 1986 году на пятом съезде кинематографистов СССР он был освобожден от своей должности. Ему припомнили и лакировочные картины, и роль Брежнева, и многое другое… Для Матвеева это было страшным ударом. По его признанию, он даже одно время помышлял покончить с собой, и кто знает, что бы случилось, если бы не дети и внуки… В конце 80-х Матвеев вернулся в кинематограф. Он снял трагическую мелодраму «Чаша терпения», где главные роли вновь распределил между собой и Ольгой Остроумовой. На фестивале «Созвездие» картина была удостоена лестных отзывов и даже завоевала приз зрительских симпатий, но широкому зрителю она осталась практически неизвестной. Довелось Матвееву сняться и в тогдашней «чернухе» – криминальной драме «Место убийцы вакантно» и политическом детективе «Клан». Что делать, надо было как-то зарабатывать на жизнь. Кстати в «Клане» Матвеев вновь изобразил Брежнева. Только теперь это был уже совсем не тот Брежнев, нежели в картине «Солдаты свободы»… «Любить по-русски» В середине 90-х отечественный экран захлестнула волна низкопробных латиноамериканских сериалов и американских боевиков. Российское кино оказалось на задворках. Тогда казалось, что оно уже никому не нужно. Именно в этот момент Евгений Матвеев вновь напомнил о себе. В 1995 году вышел его новый фильм «Любить по-русски». Матвеев не изменил себе, вновь сняв картину, казалось бы, обреченную на разгромную критику и обвинения в лакировочности. Однако эта картина (скажем откровенно – красивая сказка) была снята настолько искренне, настолько открыто, что вызвала небывалую ностальгию у всего российского зрителя. «Любить по-русски», а значит, без оглядки, со всем размахом... Название настолько точно соответствовало содержанию! И народ откликнулся. Со всех концов страны посыпались письма с благодарностью и… деньгами. Российские пенсионеры присылали свои последние копейки с просьбой снять продолжение картины! Действительно – любить по-русски… В 1987 году на народные деньги Евгений Матвеев поставил «Любить по-русски-2». Картина несколько уступала первой части в плане профессионализма, но тогда российскому зрителю это было совсем не важно. Она была принята на ура так же, как и первая. В 1999 году Евгений Семенович снял заключительную часть трилогии «Любить по-русски», в которой добро и справедливость наконец-то побеждало зло. Наивно? Да. Но, может быть этой наивности и веры в хорошее тогда и не хватало нам… «Мое кино – прямолинейное, – сказал тогда Евгений Семенович. – Я ищу кратчайший путь от сердца к сердцу. Правду, йоту мечты, йоту сказки – вот что я хочу оставить людям. Народу сегодня нужна сказка. Как я был сторонником «Кубанских казаков», так им и остаюсь». «Любить по-русски» была последний серьезной работой Евгения Матвеева (в 2001 году он мелькнул в крошечном эпизоде сериала «Под Полярной звездной»). 1 июня 2003 года он скончался. Причина смерти великого актера – рак легких. Матвеева похоронили на Новодевиьчем кладбище. После смерти Евгений Матвеев не ушел в забвение. Поклонники его таланта продолжали смотреть его фильмы, восхищаться его тонкой игрой и режиссурой. В 2007 году на ТВ вышел документальный фильм под названием «Жизнь без вранья. Евгений Матвеев», в котором создатели проекта постарались наиболее полно рассказать о творческом пути простого мальчика из глухой деревни, ставшего настоящим гением кинематографа.