Азарт профессии, верность любви. Личная жизнь Людмилы Касаткиной

Людмила родилась в Новом Селе (Смоленская обл.) 15 мая 1925 г., потом семья жила в Москве. Её родители по происхождению крестьяне. Девочка увлекалась танцами, посещала студию им. Шацкого. Учёба давалась легко, преподаватели были довольны успехами ученицы.

Люда хотела стать балериной, танцевала на большой сцене уже в 11 лет. Но после перелома ноги танцы пришлось оставить. Тогда Людмила решила быть актрисой.

После школы она закончила ГИТИС (в 1947 г.), стала трудиться в Театре советской армии, где оставалась всю жизнь. Наиболее яркими ролями стали пьесы «Укрощение строптивой», «Шарады Бродвея». Позже Касаткина стала профессором, работала преподавателем в ГИТИСе.

Съёмки в фильмах

В 1954 г. Людмиле дали главную роль в к/ф «Укротительница тигров», ставшей кинодебютом. Зрители и кинокритики дали актрисе прозвище «пигалица» из-за небольшого роста и миниатюрной фигуры. На съёмках эпизодов с тиграми Касаткину подменяла Маргарита Назарова, знаменитая артистка цирка. Однако позже актрисе пришлось самой заходить в клетку, чтобы снять несколько сцен.

Последующими работами стали роли в к/ф «Медовый месяц», «По ту сторону». Популярным стал к/ф «Укрощение строптивой» Сергея Колосова, супруга актрисы. Касаткина сотрудничала с ним и на съёмках к/ф «Вызываем огонь на себя». В дальнейшем они вместе создали 12 картин, получивших успех.

В 60-70-х Касаткина много снималась, в 80-е появилось всего 4 фильма с её участием. «Дороги Анны Фирлинг», «Принцесса цирка» стали частью Золотого фонда. В последние годы ей также предлагали главные роли, это были картины «Ищу невесту без приданого», «Потерянные в раю», «Яды».

Людмилу Ивановну приглашали озвучивать мультфильмы, эта работа ей очень нравилась. Её голосом разговаривает пантера Багира в м/ф «Маугли», падчерица в м/ф «Двенадцать месяцев». В 1979 г. Касаткина с супругом создали творческую мастерскую в ГИТИСе, которая работала 12 лет.

Последние годы Касаткина боролась с болезнью Альцгеймера, долго лежала в клинике. Людмила Ивановна скончалась 12 февраля 2012 г, пережив мужа на 11 дней. Ей было 86 лет.

Личная жизнь

Мужем Людмилы Ивановны стал Сергей Колосов, режиссёр. Познакомились они в театре Советской армии. У них была крепкая семья, они долго работали вместе. Колосов и Касаткина создали 12 замечательных картин.

В 1958 г. у них появился сын Алексей. Его профессия тоже творческая – он является руководителем джаз-бэнда «Аура», сочиняет музыку. Алексей вёл цикл передач, посвящённых джазу, они транслировались «Русским радио». У Алексея есть 2 дочери – Людмила и Анна.


Большая, настоящая любовь – именно любовь, а не влюблённость – без фальши, обмана, предательства; без пиара, сплетен и пересудов; пронесённая через всю жизнь, трудности, невзгоды и не угасшая. Именно такая была у актрисы Людмилы Касаткиной и режиссёра Сергея Колосова. Их союз продлился 62 года и закончился почти одновременной смертью обоих.

Знакомство


Познакомились они в далёких 40-х, будучи студентами ГИТИСА. Она училась на актёрском отделении, он - на режиссёрском. Озорная, весёлая от природы Касаткина пошутила над серьёзным Колосовым, пригласив его по несуществующему адресу на свой День рожденья. Сергей с цветами, проплутав по Москве, конечно, не нашёл Людмилы по выдуманным координатам, но не обиделся.


На следующий день он, опять с цветами, ждал её у входа в театральный институт. Поженились они только через 4 года, но с момента знакомства постоянно были вместе, помогая друг другу воплощать творческие замыслы, которые год от года сплачивали и укрепляли их любовь.

Творчество


Людмила Ивановна Касаткина (1925 – 2012) была очень востребованной актрисой. После окончания ГИТИСА она всю жизнь проработала в Центральном театре Советской Армии, но всё-таки главный свой след оставила в кинематографе. Ею сыграно около 30 ролей, половина из которых - в фильмах её мужа - режиссёра Сергея Колосова (1921 – 2012), долгие годы работавшего на «Мосфильме».

«Укротительница тигров»


Первая роль в кинокомедии «Укротительница тигров» была ошеломляюще успешной. Не меньше славы принесли ей работы в картинах «Медовый месяц», «По ту сторону». Но только фильмы Колосова сделали Касаткину по- настоящему народной. Самые известные – «Укрощение строптивой», «Вызываю огонь на себя», «Душечка», «Операция трест», «Помни имя своё», «Мать Мария» - созданы союзом этой одарённой пары.


Сергей Николаевич Колосов, привлекая Касаткину к главным ролям, формировал её, как драматическую актрису. Людмила Ивановна его никогда не подводила, выкладываясь на все «сто». Все их общие победы она приписывала его таланту, а он – её. Большая актриса и Большой режиссёр удивительным образом дополняли друг друга, создавая великие фильмы.

О характерах


Характеры этих двух людей были абсолютно разные. Людмила Ивановна - жизнерадостная, эмоциональная, взрывчатая, порой несдержанная, но умевшая быстро отходить, способная искренне раскаяться, извиниться… Сергей Николаевич - уверенный, спокойный, думающий… Конфликты между ними, если вспыхивали, то быстро гасились. На сценичных площадках главным всегда был он, а в домашней обстановке – она.

О семье


Оба прошли через войну, видели её ужас и уродство, поэтому такие традиционные семейные ценности, как любовь, взаимопонимание, уважение, верность, ставили превыше всего. Людмила Ивановна считала, что атмосфера семьи зависит только от женщины; что жена должна уступать мужу, даже если он не прав; что в нашей суровой жизни хорошая семья – это островок надежды; что надо интересоваться делами супруга, его мнением, заботиться о нём.

Внешность

Касаткина никогда не забывала о своей внешности. Людмила Ивановна, и в семье, и на людях, выглядела всегда очень привлекательно – держала осанку, красиво одевалась, делала причёску. Дом свой она содержала в полном порядке и следила за ним. Если не успевала сама, нанимала домработниц.

О любви


Благодаря природной яркости и хорошей энергетике, Людмила Ивановна находилась постоянно в центре внимания. В неё влюблялись многие – Павел Кадочников во время съёмок «Укротительницы тигров», Жерар Филипп ухаживал за Касаткиной в Каннах… Ей, как любой женщине, наверно нравилось пользоваться мужским вниманием.


Но она даже мысли не допускала о романе с кем-то, кроме своего Серёжи. Колосов тоже относился к ней, как к любимой, единственной и неповторимой. Они выглядели смешными и старомодными, а окружающий мир не очень верил им в силу своего цинизма и испорченности.

О воспитании сына и друзьях


По воспоминаниям их единственного сына Алексея Колосова – известного джаз гитариста, композитора и журналиста, родители никогда словесно его ничему не учили и не воспитывали. Раннее детство он провёл с бабушкой по линии матери, позднее в доме родителей, бывая вместе с ними часто на разных театральных и кино мероприятиях, просмотрах, съёмках. Уроками для Алексея были тёплые, сердечные отношения в семье.


Вне сцены Людмила Касаткина и Сергей Колосов никогда не играли, были обычными живыми людьми. В их близком окружении не было злобы и зависти. В доме бывали такие таланты, как Андрей Миронов, Людмила Иванова, Ролан Быков, Александр Кузнецов. С ними дружились Бэлза, композитор Саульский, драматург Зорин, писатель Казаков …

Последние годы


Последние годы жизни этой уникальной пары омрачены тяжелыми болезнями, а незадолго до кончины была издана книга «Судьба на двоих. Воспоминания в диалогах». Они написали о себе, своих отношениях, о времени, людях - последний совместный труд. Их не стало в феврале 2012 года. Сначала покинул этот мир Сергей Колесов, а через 11 дней, не выдержав утраты, ушла Людмила Касаткина.


В век потрясений, денежного чистогана, падения нравственности и морали любовь и творческое содружество этой удивительной пары является эталоном искренности, чистоты и человечности.

Вспоминая великие истории любви, нельзя не вспомнить таких замечательных людей, как - их творческий союз был секретом семейного долголетия.

Великая актриса Людмила Ивановна Касаткина родилась весной 1925 года. Когда девочке было три года, ее родители переехали из деревни Новое Село Смоленской губернии в столицу, где будущая артистка училась в оперной студии.

Людмила с детства великолепно танцевала, и свою карьеру она начинала с балета. Но в четырнадцатилетнем возрасте Касаткина сломала ногу и была вынуждена навсегда оставить балет.

Людмила Касаткина (биография ее насыщена большим количеством ярких событий, ведь она прожила счастливую жизнь) является выдающейся актрисой, в 1975 году ей было присвоено высокое звание народной артистки СССР. Она заслужила свою популярность и огромную любовь зрителей благодаря великолепным ролям в театре и кино.

Детство и юность

Впервые на сцену Касаткина вышла в 11 лет в балетной постановке. Окончив среднюю школу, девушка стала студенткой ГИТИСа. Показав себя с самой хорошей стороны, была принята в труппу Центрального театра Российской Армии. Там она и проработала всю свою счастливую жизнь. Свои лучшие театральные роли актриса сыграла в спектаклях:

  • «Укрощение строптивой».
  • «Шарады Бродвея».
  • «Орфей спускается в ад».

Творчество

Впервые Людмила Ивановна появилась на экранах в 1954 году. Тогда она была уже достаточно популярна как артистка театра. Первую свою роль в кино исполнила в романтической комедии «Укротительница тигров». Здесь она сыграла главную роль Лены Воронцовой.

Вначале режиссер решил оградить актрису от контакта с животными. В качестве дублерши была приглашена дрессировщица Маргарита Назарова. Однако в процессе работы все поняли, что в таком формате съемки не идут, и актрисе пришлось самой войти в клетку с тигром.

Людмила стала невероятно популярна после выхода кинофильма «Укрощение строптивой». Эта картина была ее первой совместной работой с режиссером Сергеем Колосовым. Позднее им был снят многосерийный кинофильм «Вызываем огонь на себя», основанный на реальных событиях. Героиня Анна Морозова, которую сыграла Касаткина, действительно существовала.

На протяжении десяти лет артистка много работала, снималась в кино, исполняя разноплановые, всегда интересные роли. Все ее героини отличались друг от друга характером и темпераментом. Ни один образ, созданный Касаткиной, не повторяет другой. Но одну общую черту ее персонажи имели всегда: они все были сильными и обладали внутренней честью.

В популярном мультфильме «Маугли» актриса озвучила пантеру Багиру. В 80-х годах Касаткина пополнила свою фильмографию лишь несколькими картинами. Среди них такие киношедевры, как:

  • «Дороги Анны Фирлинг».
  • «Принцесса цирка».

Актриса Людмила Касаткина всю свою жизнь посвятила творчеству. В последние годы жизни, будучи уже в почтенном возрасте, в душе актриса оставалась молодой и озорной и исполняла роли в фильмах комедийного жанра. Среди них:

Талантливая артистка преподавала, была профессором ГИТИСа. Здесь она обучала студентов актерскому мастерству, делясь с ними личным опытом и навыками, приобретенными за годы работы на сцене и на съемочных площадках.

Личная жизнь

В мире кино очень много актерско-режиссерских браков. Существует мнение, что двум творческим личностям сложно ужиться вместе и что со временем непримиримые расхождения во мнениях приводят к разрыву таких союзов. Но история любви Людмилы и режиссера Сергея Колосова заставила всех поверить в обратное.

Людмила Касаткина и Сергей Колосов встретились после войны. В то время девушка была студенткой ГИТИСа. Сергей был сразу очарован Людочкой, он влюбился в нее без памяти. Но Касаткина была очень строгой и никого к себе не подпускала. Даже когда Колосов пригласил ее на свидание, она решила над ним подшутить и дала неверный адрес.

Сергей с огромным букетом пришел на место встречи, но его возлюбленной там не было. Эта шутка нисколько не рассердила молодого фронтовика. И он начал завоевывать гордую Людочку.

Касаткина до Колосова не желала ни с кем связывать свою жизнь. Ее называли «девушкой из прошлого века». Сергей ей тоже сразу понравился, но влюбленному пришлось доказывать ей свою любовь на протяжении целых четырех лет.

В 1947 году Люда и Сережа отправились в разрушенный войной Севастополь. Денег у них практически не было. На рынке Касаткина увидела виноград, это был сорт мускат. Узнав его цену, она отошла от прилавка. Но Сергей на последние деньги сумел купить любимой гроздь этого восхитительного винограда. До самой смерти Людмила помнила незабываемый вкус того винограда и никогда не забывала об этом поступке.

В 1950 году влюбленные поженились. На свадьбе друзья и близкие придумали прозвище их паре – «Колосаткины». Целых 62 счастливых года Колосов и Касаткина прожили душа в душу, любя и заботясь друг о друге. Вместе работали, создавали общие проекты. Ими была написана книга, которую пара назвала «Судьба на двоих».

Двенадцать кинокартин Колосова вошли в золотой фонд советского кино. В этих фильмах Касаткина исполнила свои лучшие роли. Людмила была очень преданна своему супругу. Он ей отвечал взаимностью. Она никогда его не подводила. Даже с травмой позвоночника ее приносили на съемки на носилках. Она могла бы прибегнуть к помощи дублеров, но, не желая подводить мужа, никогда не жаловалась и ни о чем не просила.

В их доме никогда не происходило серьезных ссор. Супруги всегда все делали для благополучия друг друга. Всегда и везде они появлялись, держась за руки. Супруги прожили в браке долгую, счастливую жизнь.

В 2010 году у Сергея Николаевича случился инфаркт. Он умирал, но супруга, просидев у его кровати много дней и ночей, молилась за него и просила Бога не забирать его. После этого Сергей Николаевич прожил еще три года.

Колосова не стало 11 февраля 2013 года. Ему было 90 лет. Через одиннадцать дней после смерти мужа ушла из жизни Людмила Ивановна. Близкие говорят, что это их ангелы-хранители позаботились о том, чтобы и на небеса они отправились вместе и никогда не расставались. Автор: Ирина Ангелова

Людмила родилась в обычной семье в деревне Новое Село Смоленской области, но в совсем маленьком возрасте переехала вместе с родителями в Москву. Девочка рано обнаружила чувство ритма и отличную пластику. Мама отвела артистичную дочь в престижную оперную студию имени Шацкого, где три года Людочка проучилась на отделении балета.

Уже в 11 лет девочка имела признание педагогов и выходила на сцену, играя детские роли во взрослом балете. Однако после очередных занятий Касаткина попала в больницу с травмой ноги.

Врачи взялись делать полное обследование юной звезде и обнаружили у нее малокровие, что исключало такие серьезные нагрузки. Сколько слез было пролито после врачебного вердикта! Но мечта о сцене не оставляла Касаткину. Если не балет, так театр!

Когда пуанты пришлось оставить, родители предложили своей безутешной школьнице новое увлечение — отвели ее в театральную студию при Доме пионеров. Она загорелась грезами о новых подмостках, и, окончив школу, отправилась покорять ГИТИС.

На вступительных читала Горького, да так проникновенно, что кое-кто в приемной комиссии пустил слезу. Талантливую девушку зачислили без дополнительных вопросов. На курсе Касаткина тоже выделялась особенными способностями, а потому по окончании вуза была приглашена в труппу театра Советской армии.

Любовь


к/ф «Укрощение строптивой» (1961)

Но с ГИТИСом у актрисы связана и самая романтическая история ее жизни. Будущую актрису еще студенткой заметил пришедший с войны будущий режиссер Сергей Колосов. Он так трогательно ухаживал за очаровательной блондинкой, что она сдалась.

Пара поженилась в 1950 году и, разумеется, немедленно столкнулась с градом пересудов. Сплетники утверждали, что теперь-то Касаткина никогда не останется без работы: личный, домашний режиссер непременно даст ей возможность реализовываться.

Сама актриса не раз признавалась, что такие разговоры ее только раззадоривали, заставляли углубляться в профессию, изучать персонажей, жить их жизнью, быть все более и более профессиональной, чтобы в каждом следующем фильме показывать свои достижения.

Но и про семью пара тоже не забывала. Спустя восемь лет после брака у них родился сын Алексей, который станет знаменитым джазовым музыкантом, а во взрослом возрасте даже выступит в роли композитора для двух отцовских кинолент.

Актриса


к/ф «По ту сторону» (1958)

После вуза, в театре ее заметили почти сразу. В первом в жизни вчерашней студентки спектакле она по началу играла в массовке, но в последний момент актриса, выступавшая в главной роли, серьезно заболела. Чтобы не срывать премьеру, режиссер принял решение ее заменить.

«Играть будет она», — скомандовал руководитель и показал на недавно влившуюся в труппу Касаткину. Актрисе тут же, перед всей аудиторией, пришлось показать отрывок, который и стал решающим. Даже завистницы, полагающие, что будут органичней смотреться на месте главной героини, были потрясены — Людмила играла фантастически.

Тем временем у нее появилась и первая кинороль. Удивительно, но уже после нее маленькую очаровательную артистку станет узнавать в лицо вся страна.

Тигры


к/ф «Укротительница тигров» (1954)

Кинофильм, который принес Касаткиной славу, снимал не ее муж — это был дуэт режиссеров Надежды Кошеверовой и Александра Ивановского. Для главной роли в «Укротительнице тигров», утвердили юную звезду театра Советской армии. Блестяще отыграв все сцены, актриса стала готовиться к озвучке, не предполагая, что ей еще предстоит опасная работа.

Дело в том, что на всех кадрах, где дрессировщица находится непосредственно с животными, Касаткину дублировала настоящая циркачка Маргарита Назарова, которая позже снимется в «Полосатом рейсе». Но режиссеров не удовлетворило, что актриса с тиграми в кадре везде спиной. Они потребовали, чтобы лицо Людмилы было хорошо видно и буквально загнали актрису в клетку с тиграми.

Чтобы непрофессиональная в деле дрессировки Касаткина не приходила в ужас каждый раз, когда хищник бросает на нее взгляд, снимать в клетке решили, отгородив ее от животных стеклом. В один из моментов съемки разъяренная тигрица разбила прозрачную ширму, а Касаткину едва успел выхватить из лап хищницы дрессировщик Борис Эдер.

Позже он прилюдно восхитился мужеством актрисы и пригласил ее работать с тиграми, с готовностью отдавая ей 11 животных. Та отказалась, пояснив, что рядом с хищниками испытывала скорее профессиональный актерский азарт, но не готова заниматься этим всю жизнь.

Любовь с режиссером


Продолжила свое восхождение на киноолимп Касаткина уже с помощью своего супруга. Всего она снялась в 14 его кинолентах, воплощая все новые и новые характеры героинь, каждый раз с жадностью изучая все тонкости их судеб и перенимая особенности.

Например, когда Людмила Ивановна работала над образом заключенной Освенцима для кинофильма «Помни имя свое», она не только тщательно изучила все исторические события, связанные с этим местом, но и решила похудеть.

Колосов был категорически против того, чтобы супруга истязала себя диетами. Она и так никогда не отличалась пышнотелостью, так что похудение могло навредить ее здоровью. Но та не слушала. Вместо обеда, актриса стала брать на работу чай с лимоном и медом и в результате скинула 12 килограммов и начала терять сознание.

А перед самыми съемками Касаткина несколько дней прожила в Освенциме, который тогда уже стал музеем и говорила, что непременно должна проникнуться атмосферой, энергетикой этого места.

Итоги

Касаткина снималась вплоть до 2006 года. Около шести десятков лет она посвятила и театру. Также актриса немного поработала с озвучкой мультфильмов. В частности, ее голосом говорит пантера Багира из «Маугли».

В высшей степени профессиональную актрису пригласили работать в ГИТИС, где скоро она получила звание профессора и занималась с юными актерами мастерством.

Что касается личной жизни, у Колосова и Касаткиной никогда не было ни интрижек на стороне, ни взаимных претензий. Душа в душу они прожили вместе до глубокой старости.

Когда актрису поразила болезнь Альцгеймера, ей пришлось полгода жить в больнице — чтобы получать необходимую помощь. Именно там ее застало известие о том, что супруг умер. Новость подкосила Людмилу Ивановну. Спустя 11 дней вслед за своим супругом отправилась и она.

Советская и российская актриса театра и кино, народная артистка СССР.

Людмила Ивановна Касаткина родилась 15 мая 1925 года в селе Володарское под Вязьмой Смоленской области в семье Ивана Алексеевича и Варвары Николаевны Касаткиных. Спустя некоторое время после рождения дочери семья переехала в Москву.

С раннего возраста девочка мечтала стать балериной, и поэтому родители устроили ее на хореографическое отделение в Московскую оперную студию имени Шацкого. Люда оказалась талантливой ученицей, она начала выходить на сцену уже в одиннадцать лет, исполняя детские роли во взрослых балетных постановках. К сожалению, большим надеждам, которые возлагали на юную балерину ее педагоги, не суждено было сбыться. На танцевальной карьере Касаткиной поставила крест травма ноги, а обследование, которое провели в больнице врачи, выявило у девочки малокровие. Поэтому после четырех лет занятий в студии о балете пришлось забыть.

Но Людмила продолжала мечтать о сцене, теперь ее устремления были направлены на драматическое искусство. В 1943 году будущая актриса успешно сдала вступительные экзамены в Государственный институт театрального искусства. Во время учебы в ГИТИСе Касаткина познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Колосовым , который поступил в институт еще в 1939 году, но продолжил обучение на режиссерском факультете только после войны, в 1946 году.

Театральные работы Людмилы Касаткиной / Lyudmila Kasatkina

В 1947 году, по окончании ГИТИСа, Касаткина поступила в труппу Центрального театра Советской армии, где проработала всю жизнь. В первое время юная актриса исполняла роли своих ровесниц – молоденьких девушек и подростков.

Дебютировала Людмила Касаткина на сцене Театра Советской армии в спектакле «Первый гром», в котором она сыграла роль Оксаны.

По словам Владимира Зельдина , роль досталась актрисе случайно:

– Как сейчас помню: 1947 год, репетируем пьесу о молодогвардейцах «Первый гром». Приходит девочка: очаровательная блондинка, робкая – только после института. Ее, как водится, определили в массовку. Но за неделю до премьеры заболела актриса – исполнительница роли Оксаны. Главреж сказал ассистенткам: «Будет играть она» – и показал на Касаткину. На комиссии свой отрывок Люда сыграла фантастически. Тот спектакль стал ее первым в театре.

Затем последовали роли Жени Шульженко в «Фабричной девчонке» Александра Володина, советской разведчицы Нилы Снижко в «Барабанщице» Афанасия Салынского, Марфиньки в «Обрыве» Александра Гончарова. В репертуаре Людмилы Ивановны были такие роли, как Марья Антоновна в гоголевском «Ревизоре», Флорелла в «Учителе танцев», Киса в «Раскинулось море широко», Комиссар в «Оптимистической трагедии» Всеволода Вишневского, Елена Андреевна в чеховском «Дяде Ване», Кручинина в пьесе Островского «Без вины виноватые», миссис Этель Сэвидж в «Странной миссис Сэвидж», Марго Чанинг в «Шарадах Бродвея»; Катарина в «Укрощении строптивой» Шекспира.

Кинокарьера Людмилы Касаткиной / Lyudmila Kasatkina

Первое появление Людмилы Касаткиной на экране состоялось в 1954 году в комедии «Укротительница тигров ».

Актрисе выпала редкая удача сыграть в своем дебютном фильме главную роль – дрессировщицы Леночки Воронцовой, в чьем образе сочетались женственная хрупкость и твердость характера, которой позавидовали бы многие представители сильного пола.

Партнерами Касаткиной по съемочной площадке стали Павел Кадочников, Леонид Быков , Нина Ургант , Татьяна Пельтцер , Сергей Филиппов .

Картина пользовалась огромной популярностью у зрителей, и поэтому режиссер Надежда Кошеверова в свой следующий фильм «Медовый месяц» на главные роли вновь пригласила Касаткину и Кадочникова. Однако повторить успех предыдущей работы новая комедия не смогла.

Следующей заметной ролью Людмилы Касаткиной стала Катерина в поставленной Сергеем Колосовым экранизации шекспировской пьесы «Укрощение строптивой» , представляющей собой киноверсию спектакля Театра Советской армии.

После этой картины Касаткина сыграла подряд еще в четырех фильмах своего мужа Сергея Колосова .

В 1965 году на телеэкраны страны вышел многосерийный фильм «Вызываем огонь на себя », который принято считать первым советским сериалом.

В картине, рассказывающей о деятельности антинацистского подполья в Польше, Касаткина сыграла одну из центральных ролей – разведчицу Аню Морозову.

За участие в создании фильма «Вызываем огонь на себя» актриса была удостоена в 1968 году Премии Ленинского комсомола.

Затем последовали главные роли в экранизации рассказа Антона Павловича Чехова «Душечка », в детективном мини-сериале «Операция “Трест », фильме-спектакле «Северо-западнее Берлина ».

В 1972 году Касаткина вновь снимается у Колосова – в телевизионной исторической драме «Свеаборг ».

В 1973 году на телеэкраны страны вышел мини-сериал «Большая перемена » по мотивам повести Георгия Садовникова «Иду к людям» . Лирическая комедия о студенте-историке, который вместо поступления в аспирантуру вынужден пойти работать учителем в школу вечерней молодежи, сразу завоевала сердца советских зрителей и до сих пор остается одной из самых любимых картин.

Немалую роль в этом сыграло участие в ленте целого созвездия замечательных актеров – Михаила Кононова , Александра Збруева , Ролана Быкова , Светланы Крючковой , Валентины Талызиной , Савелия Крамарова , Евгения Леонова , Виктора Проскурина, Натальи Гвоздиковой , Валерия Носика , Льва Дурова и других. Людмила Касаткина сыграла в «Большой перемене» директора школы Екатерину Семеновну.

Следующей работой актрисы стала военная драма Сергея Колосова совместного советско-польского производства «Помни имя свое », в основу сценария которой были положены реальные события. В ней Касаткина сыграла главную роль – Зинаиду Воробьеву, женщину, которая, во время Великой Отечественной войны попав в Освенцим, была разлучена со своим маленьким сыном.

За исполнение роли Зинаиды Воробьевой в фильме «Помни имя свое» Людмила Касаткина в 1974 году была отмечена премией на МКФ в Гданьске (Польша), а в 1976 году стала лауреатом Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.

В 1975-м Людмила Касаткина по результатам опроса журнала «Советский экран» была признана лучшей актрисой года.

Во второй половине 1970 – 1980-х годах Людмила Касаткина снимается в политической драме «Диалог », байопике «Мать Мария », телеопереттах «Под крышами Монмартра » и «Принцесса цирка », экранных версиях спектаклей Театра Советской армии «Элегия », «Орфей спускается в ад», «Дороги Анны Фирлинг» («Мамаша Кураж»), «Шарады Бродвея» , мини-сериале «Радости земные ».

Последними экранными работами Людмилы Ивановны стали комедийная мелодрама «Ищу невесту без приданого » и экранизация рассказа Тэффи «Потерянные в раю ».

Признание заслуг Людмилы Касаткиной / Lyudmila Kasatkina

Людмила Ивановна Касаткина удостоена званий «Заслуженная артистка РСФСР», «Народная артистка РСФСР», «Народная артистка СССР» и «Заслуженный деятель культуры ПНР».

Людмила Ивановна – кавалер ордена Ленина, ордена Трудового Красного Знамени, ордена «Знак Почёта», лрдена Дружбы (за заслуги перед государством, успехи, достигнутые в труде, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами), орденов «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степени, ордена Святой равноапостольной княгини Ольги II степени, ордена «За служение Отечеству» (святых великого князя Дмитрия Донского и преподобного Сергия, игумена Радонежского) III степени.

Актриса награждена медалью «Братство по оружию» и медалью им. А. Попова (за театральные работы), в 1988 году она стала Почетным гражданином города Вязьмы.

Людмила Касаткина / Lyudmila Kasatkina вне сцены и за кадром

В 1950 году Людмила Касаткина вышла замуж за режиссера и сценариста Сергея Колосова, с которым познакомилась еще во время учебы в ГИТИСе. В 1958 году у Колосова и Касаткиной родился сын Алексей, ставший впоследствии известным джазовым музыкантом и композитором.

Людмила Касаткина вела преподавательскую деятельность, обучая секретам актерского мастерства студентов в своем родном ГИТИСе (РАТИ).

В последние годы Людмила Ивановна много времени уделяла общению с поклонниками ее таланта, выступая на творческих вечерах и встречах со зрителями.

Умерла актриса 22 февраля 2012 года, через 11 дней после смерти мужа, режиссера Сергея Колосова .

Интересные факты о Людмиле Касаткиной / Lyudmila Kasatkina

Людмила Касаткина снялась в 14 фильмах своего мужа Сергея Колосова . По единодушному признанию зрителей и кинокритиков, именно эти роли стали лучшими в карьере Людмилы Ивановны. К двум картинам – «Потерянные в раю» и «Судья в ловушке» – музыку написал сын актрисы и режиссера Алексей Колосов.

Работая над фильмом «Укротительница тигров», Людмила Касаткина настолько вошла в роль, что после завершения съемок знаменитый цирковой дрессировщик Борис Эдер , работавший на картине консультантом и сыгравший в ней одну из ролей, публично предложил актрисе: «Я, Эдер, делаю предложение Людмиле Касаткиной стать укротительницей тигров. У нее есть настоящий кураж. Я ей доверю 11 штук». Услышав в ответ отказ, основоположник отечественной школы дрессировки хищников, чьими учениками были Маргарита Назарова и Вальтер Запашный, изумленно спросил актрису: «Неужели вы не почувствовали в клетке власть, сильнее которой нет ничего на свете?» Касаткина ответила: «Власть? Нет – азарт».

На съемках «Укротительницы тигров » режиссера не устраивало, что во время выполнения цирковых номеров главную героиню снимали только со спины, так как в этих эпизодах Касаткину заменяла ее дублерша – дрессировщица Маргарита Назарова . Постановщик требовал кадров, где лицо актрисы, находящейся среди тигров, было бы хорошо видно. Для этого было придумано снимать эти сцены, отделив исполнительницу главной роли от животных стеклом. Во время очередного дубля одна из тигриц разбила стекло и оказалась рядом с перепуганной актрисой. Спас Касаткину всё тот же Борис Эдер, буквально выхвативший ее из клетки с хищниками.

Для съемок фильма «Помни имя свое» Людмила Касаткина решила сбросить вес, чтобы более органично выглядеть в роли истощенной узницы концлагеря, но для этого ей пришлось прибегнуть к обману. Муж актрисы, режиссер Сергей Колосов, поставивший картину, не одобрял эксперименты с похуданием. Тогда Касаткина придумала способ постройнеть: «Купила себе флягу, наливала туда чай, добавляла лимончик и капельку меда. Когда все собирались на обед, говорила, что у меня обед с собой. Так я скинула двенадцать килограммов. Оказалось, что это очень много – от истощения стала терять сознание. Но своего добилась!»

Людмила Ивановна всегда очень серьезно относилась к подготовительной работе над ролью, старалась не упустить ни одной даже малозначительной детали. Для съемок в «Укрощении строптивой» актриса научилась ездить верхом. Готовясь сыграть в основанном на реальных событиях сериале «Вызываем огонь на себя» юную подпольщицу Аню Морозову, она тщательно изучала все факты биографии своей героини. А перед началом работы над «Помни имя свое» несколько дней провела в Освенциме, в лагере смерти, который в то время уже был музеем.

Фильмография Людмилы Касаткиной / Lyudmila Kasatkina

Бабье лето (сериал) (2011)
Потерянные в раю (ТВ) (2006); роль: Мария Бове
Ищу невесту без приданого (ТВ) (2003); роль: Вера Петровна
Яды, или Всемирная история отравлений (2001); роль: теща
Судья в ловушке (ТВ) (1998); роль: мисс Скуизем
Раскол (сериал) (1992); роль: Александра Калмыкова
Маклер (1992)
Радости земные (сериал) (1988); роль: Наталья Лемехова
Дороги Анны Фирлинг (ТВ) (1985); роль: Анна Фирлинг – мамаша Кураж
Мать Мария (1983); роль: мать Мария
Принцесса цирка (ТВ) (1982); роль: мать Тони
Последняя невеста Змея Горыныча (мультфильм) (1978); озвучка
Диалог (ТВ) (1977); роль: Широкова
Под крышами Монмартра (ТВ) (1975); роль: мадам Арно
Помни имя свое (1974); роль: Зинаида Воробьева
Маугли (мультфильм) (1973); роль: Багира (озвучка)
Свеаборг (ТВ) (1972); роль: Емельянова
Гроссмейстер (1972); роль: мать Сергея Хлебникова
Большая перемена (мини-сериал) (1972); роль: Екатерина Семеновна, директор школы
Маугли. Возвращение к людям (мультфильм) (1971); роль: Багира (озвучка)
Маугли. Последняя охота Акелы (мультфильм) (1969); роль: Багира (озвучка
Маугли. Похищение (мультфильм) (1968); роль: Багира (озвучка)
Операция «Трест» (ТВ) (1967); роль: Мария Владиславовна Захарченко
Маугли. Ракша (мультфильм) (1967); роль: Багира (озвучка)
Душечка (ТВ) (1966); роль: Ольга Племянникова
Вызываем огонь на себя (мини-сериал) (1964); роль: Аня Морозова
Укрощение строптивой (1961); роль: Катарина
Хлеб и розы (1960); роль: Лиза
Три рассказа Чехова (1959); роль: жена
Месть (1959); роль: Полина Григорьевна
По ту сторону (1958); роль: Варя
Медовый месяц (1956); роль: Людмила Одинцова-Рыбальченко
Укротительница тигров (1955); роль: Леночка Воронцова