Чарльз диккенс - биография, информация, личная жизнь. Интересные факты из жизни чарльза диккенса Где родился диккенс

(1812 - 1870) показал обширное полотно жизни Викторианской Англии. С присущим ему чувством юмора писатель мастерски высмеял пороки, невежество и социальное неравенство современного ему общества. Его произведения стали классикой мировой литературы, их с удовольствием читают и перечитывают миллионы людей и в наши дни.

Мы отобрали 7 книг Диккенса, которые следует прочесть каждому.

Посмертные записки Пиквикского клуба

«Посмертные записки Пиквикского клуба» - это первый роман Чарльза Диккенса, впервые был выпущен издательством «Чепмен и Холл» в 1836-1837 годах. Именно с этой книги (а также ее румяного и пухлого главного героя) началась блистательная карьера писателя.

Приключения Оливера Твиста

«Приключения Оливера Твиста» - самый знаменитый роман великого Диккенса. Второй по счету в его творчестве и первый в английской литературе, где главным героем является ребенок.

Старая добрая Англия неласкова к сиротам и нищим детям. История мальчика, оставшегося без родителей и вынужденного скитаться по мрачным трущобам Лондона. Перипетии судьбы маленького героя, многочисленные встречи на его пути и счастливый конец трудных и опасных приключений - все это вызывает неподдельный интерес у множества читателей по всему миру.

Большие надежды

Роман «Большие надежды» не нуждается в представлении - огромное количество театральных постановок и экранизаций постоянно держат его в поле зрения читателей.

Герой романа «Большие надежды», молодой человек Филип Пиррип (или просто Пип), стремится стать «истинным джентльменом» и добиться положения в обществе. Но его ждут разочарования. Деньги, обагренные кровью, не могут принести счастья, а «мир джентльменов», на который Филип возлагал столько надежд, оказался враждебным и жестоким.

Тяжелые времена

Действие романа «Тяжелые времена» происходит в промышленном городе Кокстаун, в котором все обезличено: люди одинаково одеты, выходят из дома и возвращаются в одни и те же часы, одинаково стуча подошвами одинаковых башмаков. В городе распространена философия фактов и цифр, которой следует богатый банкир Баундерби. Такова и система воспитания в школе Грэдграйна - без любви, тепла, воображения. Бездушному миру фактов противостоит труппа бродячего цирка и маленькая дочь циркача - Сисси Джуп.

Холодный дом

«Холодный дом» был написан в 1853 году и является девятым по счету романом в творчестве Диккенса, а также открывает период художественной зрелости автора. В этой книге дан срез всех слоев британского общества Викторианской эпохи, от высшей аристократии до мира городских подворотен. Мастер создания интриги, писатель насытил произведение тайнами и запутанными сюжетными ходами, оторваться от которых просто невозможно.

Рождественские повести

«Рождественские повести» были написаны Диккенсом в 40-х годах XIX века. В этих историях главными персонажами являются феи, эльфы, призраки, духи умерших и... обычные англичане. В них сказка переплетается с реальностью, а ужасы потустороннего мира не уступают жестокости окружающей действительности. Волшебное, страшное и в меру нравственно-воспитательное чтение на все времена.

Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим

«Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим» - в значительной степени автобиографический роман Чарльза Диккенса, опубликованный в пяти частях в 1849 году и отдельной книгой в 1850-м.

Отец Дэвида умер незадолго до рождения своего сына. Поначалу мальчик рос, окруженный любовью матери и няни, однако с появлением отчима, упертого тирана, считающего ребенка своей обузой, о прежней жизни пришлось забыть. Еще один «наставник», невежественный мистер Крикл, бывший торговец хмелем, ставший директором школы, продолжил вколачивать в юного героя свои убогие представления о порядке. Но эти варварские методы воспитания прерывает внешне суровая Бетси Тротвуд, которая становится для мальчика воплощением добра и справедливости.

ЧАРЛЬЗ ДИККЕНС
(1812-1870)

Чарлз Диккенс — писатель викторианской эры, который не только лишь отразил ее в собственных произведениях и поднял трудности, которые тревожили английское общество, но и пробовал их решать. Его активная литературная и общественная деятельность содействовала огромным изменениям — ликвидации долговых тюрем, реформ в области образования и судопроизводства, повышению количества благотворительных организаций и возрождению меценатства. Его любовь к бедным и обиженным была истинной, а не липовой, для него они были такими же полноправными членами общества, как и богатые, им он дарил всю силу собственного таланта, всю свою любовь, открыв им поэзию их будничной жизни, и стал эмблемой Великобритании житейской.

Родился Чарлз Диккенс 7 февраля 1812 года в семье маленького бюрократа морского казначейства Джона Диккенса. Поначалу предки Чарлза жили сравнимо благополучно, но через некое время начали появляться препятствия. Предпосылкой заморочек было то, что отец писателя очень легкомысленно относился к семейному благополучию, очень увлекался театром и вином, нередко одалживал средства, не имея способности в последнее время их возвратить. Не считая того, он третировал воспитанием отпрыска, который это навечно запомнил. Не хватало Чарльзу также материнской ласки и внимания. Мама просто не имела для него времени, так как пробовала дать совет всем своим детям (а их было восемь).

Итак, книжки и сама жизнь были самыми главными его воспитателями, изначальное образование Чарлз получил в Чатемской школе, где тогда преподавал выпускник Оксфорда Уильям Джилс; он и привил мальчугану любовь к британской литературе и к чтению в общем.

Идиллия молодых лет продолжалась недолго: отец совсем запутался в долгах, и семья отправилась в Лондон. Ситуация ухудшалась. Когда отец Чарлза попал-таки в долговую кутузку Маршалси, семья перебралась к нему (по английским законам это разрешалось). Чтоб как-то посодействовать неудаче, Чарлза устраивают на фабрику. 6 месяцев, проведенных в грязном древнем помещении, были для впечатлительного мальчугана чуть ли не самыми ужасными: одинаковая работа длилась утром до вечера. Это была и моральная травма для Чарлза, который стремился обучаться.

В это время у парня появилось очередное увлечение — Лондон. Диккенс мог часами бродить по улицам. Конкретно тут, в английских трущобах он, даже не подозревая, достал свое-истинное воспитание. Так небольшой Чарлз сделал в собственном воображении будущий диккенсовский Лондон. Он проложил пути своим героям: в каком закоулке этого городка они бы не скрывались, он побывал там ранее.

Маминого наследия, достался Джону и Уильяму Диккенсам, хватило на то, чтоб расплатиться с кредиторами и обеспечить семье более-менее благопристойную жизнь. Чарлз с большой радостью оставил фабрику и продолжил обучение в личной школе, после окончания которой начал работать младшим клерком у адвоката Блэкмора. Но, имея бойкий нрав, он посещает спектакли и, мечтая о театральное будущее, берет уроки сценического мастерства. Не считая того, Чарльза завлекала работа репортера. Потому он упрямо обучается стенографии ночам, а деньком изучает законы.

С 1832 года Чарлз работал в местной газетке, потом был сотрудником журнальчика «Зеркало парламента», который принадлежал его родственнику. Диккенс очень стремительно смог выделиться посреди других служащих редакции: его репортажи были увлекательны и еще более четкие, чем отчеты коллег, хоть всем журналистам воспрещалось делать записи. Разгадка неординарна и оригинальна: Чарлз надевал длинноватые и твердые манжеты, а позже списывал их маленьким письмом.

К проф заботам добавились и личные — семья добивалась средств, а отец опять залез в долги. Это и решило последующие шаги — Диккенс взялся за перо. Особенных усилий новенькая работа не добивалась: столько было передумано, пережито, увидено, что стоит только взяться за бумагу, а далее — то дело репортерского опыта и времени.

В конце 1833 года в журнальчике «Мансли Мэгэзин» появился рассказ «Обед на Поплар Вок», правда, без имени создателя. Читатели начали с нетерпением ожидать рассказов создателя, который решил скрыть свое имя под псевдонимом «Боз» (шутливое прозвище младшего брата Чарлза Диккенса, которое потом стало понятно соткам тысяч читателей). Так писателя продолжали именовать, когда он стал известным. Очерки, создателем которых был Боп, узрели света разных журнальчиках, иногда и вопреки желанию Диккенса, о чем свидетельствуют письма к друзьям. К жанру очерка писатель обратился не случаем: еще в детстве, ради утехи, он обожал записывать кое-что о людях, с которыми свела его судьба, про достойные внимания места, где бывал. С возрастом таких записей становилось больше — это был неоценимый материал, ожидал собственного времени.

Убедившись, что очерки имеют фурор у читателей, Диккенс отважился издать их отдельной книжкой. Так, в 1836 г. появились на прилавках «Очерки Боза» в 2-ух томах. Критики в большинстве собственном недооценивают первую книжку Диккенса, пишут о ней свысока и снисходительно: кое-кто считал, что создателю характерно многословие, вызванное неуверенностью и опаской, также желанием приглянуться читателю.

Так, в очерках можно найти много незаконченного и неидеального, но это разъясняется отсутствием литературного опыта, но никак не таланта. А ученичество — это период, через который проходит чуть ли не каждый писатель, но для 1-го он маленький, а другой до конца жизни остается учеником.
Со страничек цикла «Рисунки с натуры» перед читателем стает бурная жизнь столицы, которое изображено ярко и колоритно.

Диккенс является реальным мастером городского пейзажа. Лондон для него не только лишь населенный пункт, да и часть его жизни. Описания Диккенса — это, на самом деле, импрессионистические зарисовки, где огромную роль играют зрительные, слуховые и даже вкусовые воспоминания («Улицы. Вечер»). Диккенс уделяет свое внимание на животрепещущие трудности современности: жалкое существование низов приводит к деградации личности, которая начинает находить утешения в вине (очерк «Дома для жизни»).

Тему одиночества человека в буржуазном мире возбуждено в очерке «Мысли о людях». В очерке «Рождественский обед» Диккенс в первый раз обратился к теме Рождественского праздничка как знака домашнего благополучия и комфорта. Симпатии создателя принадлежат обычному люду, который ему близок и понятен, тогда как представитель «среднего класса» — буржуа — становится мишенью для сатирических стрел. Снобизм и тщеславие, скупость и ограниченность — вот главные черты разбогатевших людишек, которые могли быть забавными, если б не составляли опасность обычной равновесии общества. Перед читателем проходит галерея очень конкретизированных и индивидуализированных персонажей (очерки «Горацио Спаркинс», «Экскурсионная поездка на пароходе» и другие).

Значение произведений, вошедших в цикл «Рассказы», не следует недооценивать, будущий опыт Ч. Диккенс использовал в последующих произведениях.

«Посмертные записки Пиквикского клуба» — произведение, сделал известным Диккенса, но современному читателю он кажется непонятным. Дело в сутках писателя, литературной ситуации.

Тогдашняя жизнь породило литературу, может быть, в почти всех случаях примитивную, но не лишенного того, за что потом британцы так будут почитать Диккенса и, здорового оптимизма, искренности и веселости. После выхода в свет «Очерков Боза» до Чарлза Диккенса пожаловал один из приятелей компании Чепмен и предложил роль в издании, которое бы частично припоминает современные комиксы. Это должен быть радостный рассказ о спортивный клуб.
Большой фурор записок принудил создателя поверить в собственные силы и он, не окончив этого произведения, подписал контракт на новый роман «Приключения Оливера Твиста».

Роман «Записки клуба» был закончен в 1837г. Имя создателя было понятно каждому британцу. Этот роман показал рост мастерства писателя, который со своими героями прошел непростой путь: от условного героя смешного рассказа до необычного человека, от писателя-юмориста до смелого бойца со злом. Это не только лишь самый оптимистичный и безоблачное произведение Диккенса, он оказался прототипом всех романов, их сюжетной структуры.

6 января 1842 г. Диккенс совместно с супругой отплыл в США. Намерение побывать за океаном появился у писателя издавна. Поначалу это было рвение поехать в Америку, чтоб самому убедиться в преимуществах американской демократии, о которой америкосы орали на весь мир. Также он желал совсем решить вопрос авторского права, так как за его отсутствие мучались английские писатели и сначала он сам.

Южноамериканские воспоминания были материалом для романа Ч. Диккенса — «Жизнь и приключения Мартина Чезлвита» (1844). Сразу он работал над повестью «Рождественская песня в прозе», основала узнаваемый цикл Рождественских повестей и рассказов.

После разрыва с издательством в 1844 г. он путешествует Италией, Францией, Швейцарией. Воспоминания от путешествия воспроизведены в цикле «Картины Италии».

Начало 50-х годов — новый шаг в творчестве Диккенса. В 1850 году он начал работу над «Историей Великобритании для малышей», которая должна была стать интересной и романтичной. В этот период Диккенс интенсивно работает в различных жанрах, но предпочтение дает романа и его жанровым формам: исторический роман («Повесть о 2-ух городках» 1859), соц роман («Крошка Доррин» 1855-1857), социально-авантюрный («Огромные надежды» 1861), детективы («Потаенна Эдвина Друда» 1870), роман-утопия («Томные времена» 1854).

Чарлз Диккенс не сумел окончить собственный последний роман «Потаенна Эдвина Друда». 8 июня 1870 года ему стало плохо; Весть о смерте возлюбленного писателя практически потрясла Великобританию. Это была государственная катастрофа. Похоронен он был в уголке поэтов в Вестминстерском аббатстве.


Непревзойденный классик английской литературы, Чарльз Диккенс (Charles Dickens, 1812-1870) знаменит, по большей части, в качестве социального критика нравов XIX века. Это было время наиболее интенсивного развития производительных сил в Британии, когда она становилась ведущей державой в мировой экономике.

Разумеется, все это не могло не сказаться на производственных отношениях, которые и подвергались довольно жесткой оценке Чарльза Джона Хаффама Диккенса (таково полное имя этого мастера художественного пера). Впрочем, известен маэстро и в качестве создателя комических персонажей.

Место рождения будущего классика – Лендпорт , он появился на свет в многодетной (8 детей) семье 7 февраля. Первые уроки чтения маленькому Чарли преподавала мать, и он быстро перечитал все дешевые издания, имевшиеся в доме.

Его отцу приходилось постоянно менять место работы, поэтому семья часто переезжала, и в итоге пустила корни в Лондоне, где прозябала. Начавший было ходить в школу, Чарльз забросил ее и, как и многие его сверстники, пошел работать 12-ти лет от роду .

Первым местом работы будущего писателя стала фабрика ваксы. Четыре месяца изнурительного труда побудили в нем острое желание любым способом пробиться наверх по социальной лестнице.

Большим подспорьем в этом стало посещение частной школы, два года учебы в Академии Веллингтон-Хаус способствовали тому, что к 18 годам Диккенс успел поработать в адвокатской конторе, изучил стенографию и подготовил себя к репортерскому поприщу.

Стезя репортера, начало писательства

Первыми его шагами здесь стали должности независимого репортера суда и репортера газет «Парламентское зеркало» и «Правдивое солнце». Уже в 20 лет он заметно выделялся среди пишущей братии, аккредитованной в палате общин.

В это же время его посетила первая любовь, а поскольку предметом своего обожания Диккенс избрал Марию Биднелл из семьи управляющего банком, то это обстоятельство способствовало укреплению его честолюбивых стремлений.

Увы, отношения с простолюдином не привлекали девушку из состоятельной семьи . Видимо, зря, потому что в это время начинает свой отсчет писательская биография молодого Чарльза. Он стартовал с беллетристических очерков, живописующих быт и нравы тогдашнего Лондона.

Публиковаться Диккенс начал в журнале «Монтли мэгэзин» (декабрь, 1832) под псевдонимом Боз (таково было прозвище его младшего брата) . К этому времени он уже стал блестящим репортером «Утренней хроники», издания солидного и уважаемого. Выпускавший ее Джордж Хогарт имел весьма обширные связи в литературных кругах, водил дружбу с самим Вальтером Скоттом.

Так получилось, что его дочь Кэтрин приглянулась талантливому репортеру и начинающему писателю. Судя по всему, брак на ней пришелся по душе старому Хогарту, и в подарок на свой 24-й день рождения Чарльзполучил от папы своей супруги свою первую книгу. То были «Очерки, написанные Бозом».

Уже здесь, несмотря на понятную для молодости непродуманность и легкомыслие, заметен несомненный талант, который обладал Чарльз Диккенс.

В этих набросках лондонской жизни пошел отсчет большинства направлений, которые Диккенс затем развивал на протяжении всей своей жизни: реальность судов и тюрем, парламента и населявших его политиков, а также судьбы адвокатов, снобов, бедных и угнетенных .

Особенности национального юмора и «Оливер Твист»

Как ни странно, но следующим значительным шагом писателя стали его легендарные выпуски «Пиквикского клуба». Популярность их поначалу была невелика, однако впоследствии читатель по достоинству оценил автора, представлявший собой диковинный коктейль из всех его оттенков, включая грубый фарс и высокую комедию, и на совесть сдобренный сатирой.

Это еще нельзя было назвать романом, как таковым . Однако же непередаваемое очарование радости и веселья, развивающееся по вполне различимому сюжету, выделяют это произведение из обилия опусов современников Диккенса.

С окончанием выпусков «Пиквикского клуба» Чарльз принял предложение Ричарда Бентли и возглавил «Альманах Бентли» . Выбор оказался точным (надо сказать, что репортерская стезя принесла с собой удачу в судьбу писателя), и когда в семье Диккенсов появился малютка Чарльз-младший, «Альманах» начал публикацию первых глав «Приключений Оливера Твиста».

Это был настолько разительный контраст, что, читая обе книги, ощущаешь сомнение в том, что они написаны одним автором.

С этого времени писательская биография Чарльза начинает буквально захлебываться от переполняющих ее событий. «Оливер Твист» был начат, когда «Пиквик» еще только разворачивал свой сюжет. Но и ему не удалось сформироваться полностью, так как Диккенс схватился за «Жизнь и приключения Николаса Никльби», который издавался на протяжении 20 выпусков журнала Чэпмена и Холла.

А еще в это же время Чарльз умудрился издать книгу о клоуне Гримальди, писать фарсы и либретто.

Работая над «Оливером Твистом», Чарльз Диккенс сменил свою ставшую непригодной для семейной жизни холостяцкую берлогу на большой дом. Здесь Кэтрин родила ему Мэри и Кейт, а сам Диккенс обзавелся знакомством с Джоном Форстером, который стал его самым большим другом.

Этот театральный критик из «Экзаминера» впоследствии выступал в качестве советчика писателя и его душеприказчика, ему принадлежат также лавры первого биографа.

С этого момента Диккенс становится своим в писательском обществе и одновременно пробует себя в качестве бизнесмена, успешно вкладывая деньги, заработанные на поприще романиста. Он ушел от Бентли, и теперь все его новинки выходили под издательской маркой Чэпмена и Холла . Здесь увидели свет «Лавка древностей» и «Барнаби Радж», а их автор стал членом таких престижных клубов, как «Гаррик» и «Атенеум».

«Лавка древностей», «Домби и сын» и другие книги

В «Лавке древностей», по мнению критики, Чарльз оказался излишне сентиментален, хотя гротеск романа безупречен. После его написания биография писателя оказалась связанной с Америкой, где Чарльз возмущался рабством и литературным пиратством.

Написанные им в этот период «Американские заметки» собрали похвалы на родине писателя, однако в самих Штатах вызвали негодование. Так же, как и написанный следом за ними «Мартин Чезлвит». И не мудрено: Диккенс здесь остается верен себе, а его сатира становится еще более острой и изощренной .

Образ известной теперь во всем мире по диснеевским мультикам утки Скруджа впервые запечатлен в диккенсовских рождественских повестях.

К сожалению, краткая биография творчества писателя не дает возможности перечислить все заслуги этого блестящего автора. Однако именно этот «хозяйственный человек» по имени Скрудж нагляднее всего олицетворяет образ американского бизнесмена. А верный себе Чарльз бичует его эгоизм и жадность. В последующих рождественских повестях Диккенс призывает читателя к великодушию и любви.

Устав от издательства и политики, он путешествует по Европе и сосредоточивается на написании романов. Лозанна стала местом, где он начал «Домби и сына», а в 1849-1850-м Диккенс пишет одну из лучших своих работ – «Дэвида Копперфильда» .

Это наиболее автобиографичное из произведений, которые создал Чарльз, здесь многие события созвучны с теми, которые выпали на его собственную долю, и в особенности – его первая любовь.

Накануне рождения девятого ребенка в диккенсовском семействе, писатель вновь переезжает и начинает «Холодный дом» (1852-1853). Это произведение можно считать вершиной его творчества, причем в обоих традиционных для Диккенса качествах – сатирика и социального критика.

Зато последовавшие за ним «Тяжелые времена» оказались далеки от совершенства . Диккенс обрушивает свою сатиру на процесс индустриализации – и, увы, промахивается. Однако же не отчаивается, а, напротив, засучив рукава, пишет «Крошку Доррит» (1855-1857).

Как ни странно, но, считавшийся удачным, брак писателя рухнул, как только он влюбился – на этот раз его любовным камнем преткновения стала актриса Эллен Тернан.

Развод не помешал Чарльзу продолжить его литературные занятия. Он пишет «Большие надежды» и свой последний роман «Наш общий друг» (1864-1965). Увы, такая активность сказалась на его здоровье, и 8 июня 1870 года Диккенс скончался. Уголок поэтов стал его последним пристанищем.

Чарльз Диккенс – известный английский писатель, романист и очеркист. Самый популярный англоязычный писатель при жизни. Классик мировой литературы, один из крупнейших прозаиков 19 века.

Большинство своих произведений Диккенс написал в жанре реализма, однако в некоторых его трудах можно заметить лирические и сказочные черты.

В Диккенса много интересных фактов, о которых мы вам расскажем прямо сейчас.

Итак, перед вами краткая биография Чарльза Диккенса .

Биография Диккенса

Чарльз Джон Хаффем Диккенс родился 7 февраля 1812 года в пригороде английского города Портсмут.

Его отец, Джон Диккенс, работал чиновником на флоте. Мать, Элизабет Диккенс, была домохозяйкой и занималась воспитанием детей. Кроме Чарльза в семье Диккенсов родилось еще семеро детей.

Детство и юность

После того, как Диккенсы переехали в город Чатем, Чарльз начал посещать местную школу. Когда ему исполнилось 12 лет, отец Диккенса попал в серьезную долговую яму.

Согласно британским законом того времени, кредиторы имели право отправлять своих должников в специальные тюрьмы, где собственно и оказался Джон Диккенс.

Чарльз Диккенс в детстве

Кроме этого по выходным дням его жену и детей также держали в заключении, поскольку те считались долговыми рабами. Это были далеко не лучшие дни в биографии будущего писателя.

В раннем возрасте Чарльз Диккенс был вынужден пойти на работу. Он целыми днями трудился на гуталиновой фабрике, получая за свою работу мизерную плату.

Когда же наступал выходной день, юноша проводил его в тюрьме вместе с родителями.

Однако вскоре в биографии Диккенса-старшего произошли радостные перемены. Ему досталось большое наследство от дальнего родственника, благодаря чему он смог полностью расплатиться с долгами.

Более того, он начал получать пенсию, а также работать журналистом в местном издательстве.

В 1827 г. Чарльз Диккенс окончил Веллингтонскую академию. После этого он устроился работать в юридическую контору на должность клерка. В этот период биографии его зарплата была вдвое больше, чем на гуталиновой фабрике.

Затем Диккенс начал работать репортером. Его статьи пользовались интересом у публики, в результате чего его журналистская карьера пошла в гору.

В 1830 г. 18-летнего парня пригласили в редакцию «Morning Chronicle».

Произведения Диккенса

Чарльз Диккенс быстро привлек внимание читателей. Окрыленный первым успехом, он решил попробовать себя в качестве писателя.


Чарльз Диккенс в молодости

Британцы по достоинству оценили его произведения, что позволило ему продолжить писательскую деятельность.

Интересен факт, что называл Диккенса мастером пера, умеющим великолепно отражать объективную реальность.

В 1837 г. был издан роман Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба», который стал дебютным в его творческой биографии. В нем Чарльз прекрасно описывал старую , а также ее жителей.

Это произведение получило большую популярность и вызвало необычайный интерес у читателей.

Каждый новый роман или рассказ, выходивший из-под пера Чарльза Диккенса, в буквальном смысле вызывал общественный резонанс.

Его слава росла с каждым днем, в результате чего он стал самым известным и издаваемым при жизни англоязычным писателем.

Наиболее знаменитыми произведениями Чарльза Диккенса считаются «Приключения Оливера Твиста», «Николас Никльби», Дэвид Копперфильд», «Холодный дом», «Большие надежды» и «Наш общий друг».

Личная жизнь

Впервые Чарльз Диккенс влюбился в возрасте 18 лет. Его возлюбленной стала Мария Биднелл, которая была дочерью банкира.

В тот момент биографии Диккенс был малоизвестным репортером, работавшим в скромном издании. Когда отец и мать Марии узнали, что он хочет взять в жены их дочь, они пришли в негодование.

Родителям не хотелось, чтобы их зятем был бедный журналист, поэтому они отправили Марию учиться в Париж, чтобы разлучить пару.

Их план сработал, так как вернувшись из Франции, девушка уже равнодушно относилась к Диккенсу. В связи с этим их отношения прекратились.

В 1836 г. Диккенс сделал предложение Кэтрин Томсон Хогарт, которая была дочерью его товарища. В итоге они поженились, и в скором времени у них родилось 10 детей.


Чарльз Диккенс с женой

Позже между ними начались частые ссоры и недопонимания. Это привело к тому, что жена и дети стали для Диккенса настоящей обузой.

Семья занимала у писателя много свободного времени и не давала полноценно заниматься творческой деятельностью.


Чарльз Диккенс и Эллен Тернан

В 1857 г. Чарльз Диккенс повстречал 18-летнюю артистку Эллен Тернан. Вскоре он начал при любом удобном случае встречаться с ней, в результате чего у них начался бурный роман.

Интересен факт, что после смерти писателя Элен стала его главной наследницей.

Смерть

Незадолго до смерти здоровье Чарльза Диккенса начало ухудшаться. Однако он не обращал на это внимания, продолжая активно писать романы и встречаться с девушками.

После того как классик совершил путешествие в Америку, его самочувствие еще больше ухудшилось. За год до смерти у Диккенса время от времени отнимались руки и ноги.

Чарльз Диккенс умер 9 июня 1870 года в возрасте 58 лет. За день до этого у него случился инсульт, который и стал причиной смерти.

Великий английский писатель похоронен в Вестминстерском аббатстве.

Фото Диккенса

Ниже вы можете посмотреть наиболее популярные фото Диккенса в хорошем качестве.

Английская литература

Чарльз Диккенс

Биография

Чарльз Диккенс родился 7 февраля 1812 г. в городке Лендпорт, близ Портсмута. Его отец был довольно состоятельным чиновником, человеком весьма легкомысленным, но весёлым и добродушным, со смаком пользовавшимся тем уютом, тем комфортом, которым так дорожила всякая зажиточная семья старой Англии. Своих детей и в частности своего любимца Чарли мистер Диккенс окружил заботой и лаской. Маленький Диккенс унаследовал от отца богатое воображение, лёгкость слова, по-видимому, присоединив к этому некоторую жизненную серьёзность, унаследованную от матери, на плечи которой падали все житейские заботы по сохранению благосостояния семьи.

Богатые способности мальчика восхищали родителей, и артистически настроенный отец буквально изводил своего сынишку, заставляя его разыгрывать разные сцены, рассказывать свои впечатления, импровизировать, читать стихи и т. д. Диккенс превратился в маленького актёра, преисполненного самовлюблённости и тщеславия.

Однако семья Диккенса была вдруг разорена дотла. Отец был брошен на долгие годы в долговую тюрьму, матери пришлось бороться с нищетой. Изнеженный, хрупкий здоровьем, полный фантазии, влюблённый в себя мальчик попал в тяжёлые условия эксплуатации на фабрику ваксы.

Всю свою последующую жизнь Диккенс считал это разорение семьи и эту свою ваксу величайшим оскорблением для себя, незаслуженным и унизительным ударом. Он не любил об этом рассказывать, он даже скрывал эти факты, но здесь, со дна нужды, Диккенс почерпнул свою горячую любовь к обиженным, к нуждающимся, своё понимание их страданий, понимание жестокости, которую они встречают сверху, глубокое знание жизни нищеты и таких ужасающих социальных учреждений, как тогдашние школы для бедных детей и приюты, как эксплуатация детского труда на фабриках, как долговые тюрьмы, где он посещал своего отца и т. п. Диккенс вынес из своего отрочества и великую, мрачную ненависть к богачам, к господствующим классам. Колоссальное честолюбие владело юным Диккенсом. Мечта о том, чтобы подняться назад в ряды людей, пользовавшихся благосостоянием, мечта о том, чтобы перерасти своё первоначальное социальное место, завоевать себе богатство, наслаждения, свободу, - вот что волновало этого подростка с копной каштановых волос над мертвенно бледным лицом, с огромными, горящими здоровым огнём, глазами.

Диккенс нашёл себя прежде всего как репортёр. Расширившаяся политическая жизнь, глубокий интерес к дебатам, происходившим в парламенте, и к событиям, которыми эти дебаты сопровождались, повысили интерес английской публики к прессе, количество и тираж газет, потребность в газетных работниках. Как только Диккенс выполнил на пробу несколько репортёрских заданий, он сразу был отмечен и начал подыматься, чем дальше, тем больше удивляя своих товарищей репортёров иронией, живостью изложения, богатством языка. Диккенс лихорадочно схватился за газетную работу, и все то, что расцветало в нём ещё в детстве и что получило своеобразный, несколько мучительный уклон в более позднюю пору, выливалось теперь из-под его пера, причём он прекрасно сознавал не только, что тем самым он доводит свои идеи до всеобщего сведения, но и то, что делает свою карьеру. Литература - вот что теперь являлось для него лестницей, по которой он подымется на вершину общества, в то же время совершая благое дело во имя всего человечества, во имя своей страны и прежде всего и больше всего во имя угнетённых.

Первые нравоописательные очерки Диккенса, которые он назвал «Очерками Боза», были напечатаны в 1836. Дух их вполне соответствовал социальному положению Диккенса. Это была в некоторой степени беллетристическая декларация в интересах разоряющейся мелкой буржуазии. Впрочем, эти очерки прошли почти незамеченными.

Но Диккенса ждал головокружительный успех в этом же году с появлением первых глав его «Посмертных записок Пиквикского клуба» (The Posthumous Papers of the Pickwick Club). 24-летний молодой человек, окрылённый улыбнувшейся ему удачей, от природы жаждущий счастья, веселья, в этой своей молодой книге старается совершенно пройти мимо тёмных сторон жизни. Он рисует старую Англию с самых различных её сторон, прославляя то её добродушие, то обилие в ней живых и симпатичных сил, которые приковали к ней лучших сынов мелкой буржуазии. Он изображает старую Англию в добродушнейшем, оптимистическом, благороднейшем старом чудаке, имя которого - мистер Пиквик - утвердилось в мировой литературе где-то неподалёку от великого имени Дон-Кихота. Если бы Диккенс написал эту свою книгу, не роман, а серию комических, приключенческих картин, с глубоким расчётом прежде всего завоевать английскую публику, польстив ей, дав ей насладиться прелестью таких чисто английских положительных и отрицательных типов, как сам Пиквик, незабвенный Самуэль Уэллер - мудрец в ливрее, Джингль и т. д. , то можно было бы дивиться верности его чутья. Но скорее здесь брала своё молодость и дни первого успеха. Этот успех был вознесён на чрезвычайную высоту новой работой Диккенса, и надо отдать ему справедливость: он тотчас же использовал ту высокую трибуну, на которую взошёл, заставив всю Англию смеяться до колик над каскадом курьёзов Пиквикиады, для более серьёзных задач.

Двумя годами позднее Диккенс выступил с «Оливером Твистом» и «Николасом Никкльби».

«Оливер Твист» (1838) - история сироты, попавшего в трущобы Лондона. Мальчик встречает на своём пути низость и благородство, людей преступных и добропорядочных. Жестокая судьба отступает перед его искренним стремлением к честной жизни. На страницах романа запечатлены картины жизни и общества Англии 19 века во всем их живом великолепии и разнообразии. В этом романе Ч. Диккенс выступает, как гуманист, утверждая силу добра в человеке.

Слава Диккенса выросла стремительно. Своего союзника видели в нём и либералы, поскольку он защищал свободу, и консерваторы, поскольку он указывал на жестокость новых общественных взаимоотношений.

После путешествия в Америку, где публика встретила Диккенса с не меньшим энтузиазмом, чем англичане, Диккенс пишет своего «Мартина Чезльвита» (The Life and Adventures of Martin Chuzzlewit, 1843). Кроме незабываемых образов Пекснифа и миссис Гамп, роман этот замечателен пародией на американцев. Многое в молодой капиталистической стране показалось Диккенс сумасбродным, фантастическим, беспорядочным, и он не постеснялся сказать янки много правды о них. Ещё в конце пребывания Диккенса в Америке он позволял себе «бестактности», весьма омрачившие отношение к нему американцев. Роман же его вызвал бурные протесты со стороны заокеанской публики.

Но острые, колющие элементы своего творчества Диккенс умел, как уже сказано, смягчать, уравновешивать. Ему это было легко, ибо он был и нежным поэтом самых коренных черт английской мелкой буржуазии, которые проникали далеко за пределы этого класса.

Культ уюта, комфорта, красивых традиционных церемоний и обычаев, культ семьи, как бы воплотившись в гимн к Рождеству, этому празднику праздников мещанства, с изумительной, волнующей силой был выражен в его «Рождественских рассказах» - в 1843 вышел «Рождественский гимн» (А Christmas Carol), за которым последовали «Колокола» (The Chimes), «Сверчок на печи» (The Cricket on the Hearth), «Битва жизни» (The Battle of Life), «Одержимый» (The Haunted Man). Кривить душой Диккенсу здесь не приходилось: он сам принадлежал к числу восторженнейших поклонников этого зимнего праздника, во время которого домашний камелёк, дорогие лица, торжественные блюда и вкусные напитки создавали какую-то идиллию среди снегов и ветров беспощадной зимы.

В это же время Диккенс стал главным редактором «Daily News». В газете этой он выражал свои социально-политические взгляды.

Все эти особенности таланта Диккенса ярко сказываются в одном из лучших его романов - «Домби и сын» (Dombey and Son, 1848). Огромная серия фигур и жизненных положений в этом произведении изумительны. Фантазия Диккенса, изобретательность его кажутся неисчерпаемыми и сверхчеловеческими. Очень мало романов в мировой литературе, которые по богатству красок и разнообразию тона могут быть поставлены наряду с «Домби и сыном», и среди этих романов надо поместить и некоторые позднейшие произведения самого Диккенса. Как мелкобуржуазные персонажи, так и бедные созданы им с великой любовью. Все эти люди почти сплошь чудаки. Но это чудачество, заставляющее вас смеяться, делает их ещё ближе и милее. Правда, этот дружелюбный, этот ласковый смех заставляет вас не замечать их узости, ограниченности, тяжёлых условий, в которых им приходится жить; но уж таков Диккенс. Надо сказать однако, что когда он обращает свои громы против угнетателей, против чванного негоцианта Домби, против негодяев, вроде его старшего приказчика Каркера, он находит столь громящие слова негодования, что они действительно граничат порой с революционным пафосом.

Ещё более ослаблен юмор в следующем крупнейшем произведении Диккенс - «Дэвиде Копперфильде» (1849-1850). Роман этот в значительной мере автобиографический. Намерения его очень серьёзны. Дух восхваления старых устоев морали и семьи, дух протеста против новой капиталистической Англии громко звучит и здесь. Можно по-разному относиться к «Дэвиду Копперфильду». Некоторые принимают его настолько всерьёз, что считают его величайшим произведением Диккенса.

В 1850-ых гг. Диккенс достиг зенита своей славы. Он был баловнем судьбы - прославленным писателем, властителем дум и богачом, - словом, личностью, для которой судьба не поскупилась на дары.

Портрет Диккенса в ту пору довольно удачно нарисовал Честертон:

Диккенс был среднего роста. Его природная живость и малопредставительная наружность были причиной того, что он производил на окружающих впечатление человека низкорослого и, во всяком случае, очень миниатюрного сложения. В молодости у него на голове была чересчур экстравагантная, даже для той эпохи, шапка каштановых волос, а позже он носил тёмные усы и густую, пышную, тёмную эспаньолку такой оригинальной формы, что она делала его похожим на иностранца.

Прежняя прозрачная бледность лица, блеск и выразительность глаз остались у него, «отмечая ещё подвижный рот актёра и экстравагантную его манеру одеваться». Честертон пишет об этом:

Он носил бархатную куртку, какие-то невероятные жилеты, напоминавшие своим цветом совершенно неправдоподобные солнечные закаты, невиданные в ту пору белые шляпы, совершенно необыкновенной, режущей глаза белизны. Он охотно наряжался и в сногсшибательные халаты; рассказывают даже, что он в таком одеянии позировал для портрета.

За этой внешностью, в которой было столько позёрства и нервности, таилась большая трагедия. Потребности Диккенса были шире его доходов. Беспорядочная, чисто богемная натура его не позволяла ему внести какой бы то ни было порядок в свои дела. Он не только терзал свой богатый и плодотворный мозг, заставляя его чрезмерно работать творчески, но будучи необыкновенно блестящим чтецом, он старался зарабатывать громадные гонорары лекциями и чтением отрывков из своих романов. Впечатление от этого чисто актёрского чтения было всегда колоссальным. По-видимому, Диккенс был одним из величайших виртуозов чтения. Но в своих поездках он попадал в руки каких-то антрепренёров и, много зарабатывая, в то же время доводил себя до изнеможения.

Его семейная жизнь сложилась тяжело. Размолвки с женой, какие-то сложные и тёмные отношения со всей её семьёй, страх за болезненных детей делали для Диккенса из его семьи скорее источник постоянных забот и мучений.

Но все это менее важно, чем обуревавшая Диккенс меланхолическая мысль о том, что по существу серьёзнейшее в его трудах - его поучения, его призывы - остаётся втуне, что в действительности нет никаких надежд на улучшение того ужасного положения, которое было ему ясно, несмотря на юмористические очки, долженствовавшие смягчить резкие контуры действительности и для автора и для его читателей. Он пишет в это время:

Диккенс нередко самопроизвольно впадал в транс, был подвержен видениям и время от времени испытывал состояния дежавю. О другой странности писателя рассказал Джордж Генри Льюис, главный редактор журнала «Фортнайтли ревью» (и близкий друг писательницы Джордж Элиот). Диккенс однажды рассказал ему о том, что каждое слово, прежде чем перейти на бумагу, сначала им отчетливо слышится, а персонажи его постоянно находятся рядом и общаются с ним. Работая над «Лавкой древностей», писатель не мог спокойно ни есть, ни спать: маленькая Нелл постоянно вертелась под ногами, требовала к себе внимания, взывала к сочувствию и ревновала, когда автор отвлекался от нее на разговор с кем-то из посторонних. Во время работы над романом «Мартин Чеззлвитт» Диккенсу надоедала своими шуточками миссис Гамп: от неё ему приходилось отбиваться силой. «Диккенс не раз предупреждал миссис Гамп: если она не научится вести себя прилично и не будет являться только по вызову, он вообще не уделит ей больше ни строчки!», - писал Льюис. Именно поэтому писатель обожал бродить по многолюдным улицам. «Днем как-то можно еще обойтись без людей, - признавался Диккенс в одном из писем, но вечером я просто не в состоянии освободиться от своих призраков, пока не потеряюсь от них в толпе». «Пожалуй, лишь творческий характер этих галлюцинаторных приключений удерживает нас от упоминания о шизофрении в качестве вероятного диагноза», - замечает парапсихолог Нандор Фодор, автор очерка «Неизвестный Диккенс» (1964, Нью-Йорк).

Этой меланхолией проникнут и великолепный роман Диккенса «Тяжёлые времена». Роман этот является самым сильным литературно-художественным ударом по капитализму, какой был ему нанесён в те времена, и одним из сильнейших, какие вообще ему наносили. По-своему грандиозная и жуткая фигура Боундерби написана с подлинной ненавистью. Но Диккенс спешит отмежеваться и от передовых рабочих.

Конец литературной деятельности Диккенса ознаменовался ещё целым рядом превосходных произведений. Роман «Крошка Доррит» (Little Dorrit, 1855-1857) сменяется знаменитой «Повестью о двух городах» (A Tale of Two Cities, 1859), историческим романом Диккенса, посвящённым французской революции. Диккенс отшатнулся от неё, как от безумия. Это было вполне в духе всего его мировоззрения, и, тем не менее, ему удалось создать по-своему бессмертную книгу.

К этому же времени относятся «Большие надежды» (1860) - автобиографический роман. Герой его - Пип - мечется между стремлением сохранить мелкотравчатый мещанский уют, остаться верным своему середняцкому положению и стремлением вверх к блеску, роскоши и богатству. Много своих собственных метаний, своей собственной тоски вложил в этот роман Диккенс. По первоначальному плану роман должен был кончиться плачевно, в то время как Диккенс всегда избегал тяжёлых концов для своих произведений и по собственному добродушию, и зная вкусы своей публики. По тем же соображениям он не решился окончить «Большие надежды» полным их крушением. Но весь замысел романа ясно ведёт к такому концу.

На высоты своего творчества поднимается Диккенс вновь в своей лебединой песне - в большом полотне «Наш общий друг» (1864). Но это произведение написано как бы с желанием отдохнуть от напряжённых социальных тем. Великолепно задуманный, переполненный самыми неожиданными типами, весь сверкающий остроумием - от иронии до трогательного юмора - этот роман должен, по замыслу автора, быть ласковым, милым, забавным. Трагические его персонажи выведены как бы только для разнообразия и в значительной степени на заднем плане. Все кончается превосходно. Сами злодеи оказываются то надевшими на себя злодейскую маску, то настолько мелкими и смешными, что мы готовы им простить их вероломность, то настолько несчастными, что они возбуждают вместо гнева острую жалость.

В этом своём последнем произведении Диккенс собрал все силы своего юмора, заслоняясь чудесными, весёлыми, симпатичными образами этой идиллии от овладевшей им меланхолии. По-видимому, однако, меланхолия эта должна была вновь хлынуть на нас в детективном романе Диккенса «Тайна Эдвина Друда» (The Mystery of Edwin Drood). Роман этот начат с большим мастерством, но куда он должен был привести и каков был его замысел, мы не знаем, ибо произведение осталось неоконченным. 9 июня 1870 г. пятидесятивосьмилетний Диккенс, не старый годами, но изнурённый колоссальным трудом, довольно беспорядочной жизнью и множеством всяких неприятностей, умирает в Гейдсхилле от инсульта.

Слава Диккенса продолжала расти после его смерти. Он был превращён в настоящего бога английской литературы. Его имя стало называться рядом с именем Шекспира, его популярность в Англии 1880-1890-х гг. затмила славу Байрона. Но критика и читатель старались не замечать его гневных протестов, его своеобразного мученичества, его метаний среди противоречий жизни. Они не поняли и не хотели понять, что юмор был часто для Диккенса щитом от чрезмерно ранящих ударов жизни. Наоборот, Диккенс приобрёл прежде всего славу весёлого писателя весёлой старой Англии. Диккенс - это великий юморист, - вот что вы услышите прежде всего из уст рядовых англичан из самых различных классов этой страны.

Титульная страница первого тома Полного собрания сочинений (1892)

На русском языке переводы произведений Диккенса появились в конце 1830-х годов. В 1838 году в печати появились отрывки «Посмертных записок Пиквикского клуба», позднее были переведены рассказы из цикла «Очерки Боза». Все его большие романы переведены по несколько раз, переведены и все мелкие произведения, и даже ему не принадлежащие, но правленные им как редактором. Диккенса переводили В. А. Солоницын («Жизнь и приключения английского джентльмена мистера Николая Никльби, с правдивым и достоверным Описанием успехов и неудач, возвышений и падений, словом, полного поприща жены, детей, родственников и всего вообще семейства означенного джентльмена», «Библиотека для чтения», 1840), О. Сенковский («Библиотека для чтения»), А. Кронеберг («Святочные рассказы Диккенса», «Современник», 1847 № 3 - пересказ с переводом отрывков; повесть «Битва жизни», там же) и И. И. Введенский («Домби и Сын», «Договор с привидением», «Замогильные записки Пиквикского клуба», «Давид Копперфильд»); позднее - З. Журавская («Жизнь и приключения Мартина Чезлвита», 1895; «Без выхода», 1897), В. Л. Ранцов, М. А. Шишмарева («Посмертные записки Пикквикского клуба», «Тяжёлые времена» и другие), Е. Г. Бекетова (сокращённый перевод «Давид Копперфильд» и другие) и др.

Близка к истине характеристика, которую даёт Диккенсу Честертон: «Диккенс был ярким выразителем, - пишет этот во многом родственный ему английский писатель, - своего рода рупором овладевшего Англией всеобщего вдохновения, порыва и опьяняющего энтузиазма, звавшего всех и каждого к высоким целям. Его лучшие труды являются восторженным гимном свободы. Все его творчество сияет отражённым светом революции».

Проза Ч. Диккенса пронизана остроумием, повлиявшим на оригинальность национального характера и образа мышления, известного в мире, как «английский юмор»

Диккенс Чарльз (1812-1870) – английский писатель. Родился 7 февраля 1812 года в городе Лендпорт в семье состоятельного чиновника. Старший Диккенс очень любил своих детей, а в Чарльзе увидел актерский талант и заставлял его разыгрывать актерские роли или читать художественное произведение. Но вскоре отец Чарльза был арестован за долги и брошен в тюрьму на много лет, а семье пришлось бороться с нищетой. Юному Диккенсу пришлось учиться в школе для бедных детей и работать на фабрике ваксы.

В это время большой интерес публики вызывали дебаты в английском парламенте, поэтому вырос спрос на газетных работников. Диккенс выполнил пробные задания и стал работать репортером.

Первая публикация «Очерки Боза» с выраженным протестом от разорившейся мелкой буржуазии в 1836 году не вызвала интерес у читателей. В этом же году выпускаются начальные главы «Посмертных записок Пиквикского клуба», которые имели большой успех среди англичан.

Через 2 года Диккенс издает «Оливера Твиста» и «Николаса Никкльби». Он становится популярным писателем.

После поездки в Америку, где также оказалось много поклонников его таланта, Диккенс пишет роман «Мартин Чезльвит» (1843) с неким ироническим описанием американского общества. Эта книга вызвала много негативной критики со стороны заокеанского государства.

Особое отношение к Рождеству писатель изобразил в 1843 году в «Рождественских рассказах». В этом же году Диккенс становится главным редактором газеты «Daily News», где он выражал свои политические взгляды.

В 1850-ые гг. Диккенс является самым известным и богатым писателем Англии. Но семейная жизнь у него была непростой, поскольку он часто ссорился с женой и переживал за болезненных детей.

В 1860 году выдается автобиографический роман «Большие надежды», который он окончил на позитивной ноте, как и большинство своих произведений. Но его начала одолевать меланхолия. Иногда писатель мог находиться в состоянии транса, наблюдать видения. В 1870 году Диккенс приступил к созданию детективного романа «Тайна Эдвина Друда», но не успел его окончить.

Произведения

Посмертные записки Пиквикского клуба