Школьный бизнес план. Частная школа: с чего начать

Общеобразовательную деятельность можно назвать не только всегда востребованной, но и необходимой. Однако очень часто уровень образования трудно назвать должным, из-за чего родители всё чаще задумываются о поиске частной школы для своего ребенка, так как именно эти заведения квалифицированно помогают осваивать любой предмет. Вот почему, должен быть не только спрос, а и предложение. Сегодня существует множество частных школ, однако открыть подобное заведение довольно трудно. Несмотря на это, открытия частной школы можно отнести к самому привлекательному, интересному и окупаемому виду бизнеса , особенно в том случае, если сделать всё с умом, тщательно изучив каждый нюанс и закономерность данного вида бизнеса.
Как было замечено, для открытия частной школы необходимо приложить немало усилий. Прежде всего, нужно обзавестись разрешением, позволяющим осуществлять преподавательскую деятельность.

Для этого придется выполнить большое количество указаний, о которых расскажут сотрудники районного отделения народного образования. После этого надо отыскать подходящее помещение и арендовать его. Оно должно быть приемлемых размеров. Плюс ко всему, не обойтись и без капитального ремонта, создающего комфортные и безопасные условия для детей. Также стоит приобрести соответствующие предметы интерьера.
Нужно отметить и тот факт, что получать прибыль от частой школы – это тоже дело не из легких. Ведь для того, чтобы выплачивать заработную плату, и повышать ее, необходимо набрать определенное количество учеников, которые смогут платить за месяц обучения не меньше 500 долларов. Лишь этим способом можно заработать на частной школе. Кроме того, из школы не получится создать, к примеру, ЗАО, и получать при этом дивиденды с ценных бумаг . Школа специфицируется на том, что все заработанные денежные средства должны идти на ее содержание. Плюс ко всему, частная школа далеко не сразу получит государственную аккредитацию, а это значит, что каждый из выпускников будет два раза сдавать экзамены – в самой частной школе и в учебном заведении государственного уровня. Причем можно обойтись и вовсе без внутренних экзаменов либо использовать их исключительно в качестве подготовки перед экзаменами в общеобразовательной школе.
Но частные школы имеют и преимущества. Например, они отличаются от государственных заведений тем, что могут расширять стандартные общеобразовательные программы, а также увеличивать общее количество часов, отведенных на изучение предметов, что будет зависеть только от интересов родителей и самих детей. Кроме этого, дети, учась в частных школах, осваивают программы и методики, развивающие в них качества лидеров, деловую активность и коммуникабельность.
Частные школы считают приоритетными вопросы, связанные с языковой подготовкой. Ведь сегодня многие родители, прежде всего, заботятся о том, насколько хорошо их дети знают иностранные языки. Вот почему, стоит расширить программу парой обязательных языков и парой языков в виде факультатива. Плюс ко всему, очень часто частные школы занимаются подготовкой детей к экзаменам по иностранным языкам, за которые они получат международные сертификаты.
Однако родителям еще важнее перспектива поступления своего ребенка в определенное высшее учебное заведение. Именно по этой причине, ориентация самых успешных частных школ направлена на конкретные престижные ВУЗы. Вот почему, когда ученики переходят в старшие классы, специалистами учебного заведения подбираются те программы, что призваны подготовить собственных выпускников к дальнейшей учебе.
Чтобы привлечь максимальное количество учеников, в частных школах должны разрабатываться индивидуальные программы, связанные с углубленным изучением определенных предметов. Но при этом стоит помнить о том, что существует базовый учебный план, которым руководствуются государственные общеобразовательные школы.
Большая часть частных школ развивается благодаря учредителям и педагогическому коллективу. В основном, открытием частных школ занимаются педагоги-новаторы, которым надоело довольствоваться программами государственных общеобразовательных школ. Причем, внимание к частным общеобразовательным услугам со стороны других инвесторов является крайне малым, так как они считают этот бизнес не доходным, из-за чего и не вкладывают в него собственные средства. А связано это с тем, что частные школы, в соответствии с российским законодательством, не относятся к коммерческим организациям, а все финансовые средства, заработанные с их помощью, должны направляться цели, которые определены в уставе. Стоит также отметить, что прибылью владельца будет только зарплата, начисленная ему.
Плюс ко всему, еще один пугающий инвесторов фактор – это то, что в самом массовом сегменте со средней ценой прибыль редко превышает 7000 долларов. Причем больше половины из нее нужно тратить на то, чтобы разработать новые учебные программы либо на их покупку, а также на то оплату внештатным педагогам.
Стоит также отметить, что 70 процентов дохода в частных школах формируется благодаря ежемесячной оплате за учебу. Еще 15-20 процентов прибыли приносят гранты и спонсоры. Также около 3-7 процентов приносят вступительные платежи. Кроме того, можно проводить в школе дополнительные платные занятия, однако их доля очень мала – всего 2-5 процентов.

Обычные государственные школы не всегда могут обеспечить детям подходящее, по мнению родителей, образование. Неудивительно, что в настоящее время развивается Всё больше талантливых педагогов организуют собственные курсы, центры образования и частные школы.

Несмотря на множество трудностей, с которыми приходится сталкивается, новые школы появляются регулярно, а при должной организации и хорошем качестве обучения привлекают инвесторов.

Как открыть частную школу в России? Узнайте в этой статье!

Можно классифицировать частные школы по многим параметрам:

  • классические и элитарные школы;
  • школы неполного пребывания и пансионы;
  • школы, следующие исключительно ФГОС, и осуществляющие “продвинутые” программы;
  • расположенные внутри города и загородные и т.д.

Классическая российская средняя школа

Проще всего рассмотреть “среднюю” школу, которая осуществляет образовательный процесс на территории города, работает в рамках образовательного стандарта, но при этом предоставляет расширенные программы по многим предметам и воспитывающая специфические качества у своих учеников. Например, это может быть городская частная школа с углубленным изучением иностранных языков, экономическая, спортивная школа и т.д.

Средняя наполняемость такой школы – от 100 до 150 учеников, количество учителей – от 5 до 10. Так обеспечивается максимальный охват учащихся при возможности найти индивидуальный подход к каждому ученику.

На какие факторы родители обращают внимание при выборе школы?

  • репутация школы;
  • наличие всех необходимых документов;
  • срок работы школы;
  • квалификация учителей;
  • материально-техническая база;
  • близость к дому;
  • размер платы за обучение;
  • интеграция с вузами.

Основные трудности при открытии собственной частной школы

Руководителю частной школы приходится сталкиваться ко многими трудностями. Знать о них следует, потому что от их решения во многом зависит будущее всего учебного учреждения:

  • С 2010 года частным школам отменили скидки на аренду помещений и льготы при налогообложении. Теперь им приходится платить налог на имущество и на землю, как и любым частным предприятиям. Это привело к удорожанию аренды и, в итоге, к поднятию стоимости образовательных услуг на 30-40%. Сейчас частные школы не платят только НДС, но и в будущем планируется лишение этой льготы.
  • Невозможность свободного расходования средств. Все частные школы в соответствии с законом “Об образовании” должны регистрироваться как некоммерческие образовательные учреждения. Соответственно, они не могут аккумулировать средства на своих счетах, их расходы контролируются отделом образования и При выявлении нецелевых трат налагаются санкции. Именно поэтому инвестирование в частные школы сопряжено с трудностями: инвесторы не могут получить прибыль напрямую, деньгами. С другой стороны, инвестор может повести своего ребенка в школу – и его средства будут инвестициями в развитие малыша.
  • Требования образовательного стандарта. Любая школа, и частная, и государственная, должна выполнять требования ФГОС. То есть и в частной школе нужно преподавать те же предметы, что и в обычной. С другой стороны, родители требуют, чтобы школа реализовала другие, более интересные и разнообразные программы. Нужно найти баланс между требованиями Минобра и желаниями родителей. Если не следовать ФГОС – отзовут лицензию, если не слушать родителей – перестанут водить детей и оплачивать их учебу.

Частная школа с нуля: с чего начать?

Но если будущий руководитель не убоялся перечисленных трудностей, то он может начинать процесс открытия частной школы.

5 основных этапов открытия частной школы

  • Регистрация Как уже говорилось выше, школа должна регистрироваться как некоммерческая организация. Можно регистрироваться и – если руководитель планирует вести все занятия сам или принимать на работу педагогов, но это уже не будет формат полноценной школы. При выборе лучше , то есть доходы минус расходы. Не нужно забывать оформлять нулевую ставку по налогу на прибыль, пока эта льгота предоставляется.
  • Получение лицензии. Без нее вести образовательную деятельность не получится. Ее оформление производится в Обрнадзоре. Как правило, с ее получением проблем не возникает.
  • Получение медицинской лицензии. В школе должен функционировать медкабинет. Если не привлекается действующая медорганизация, то нужно получить в Минздраве медицинскую лицензию.
  • Аккредитация. Она оформляется также в Обрнадзоре, но получить ее можно только после того, как школа профункционирует не менее 5 лет и выпустит не менее 3 потоков, при этом средняя успеваемость учеников составит не менее 50%. Наличие аккредитации позволяет школам выдавать диплом об окончании учебного заведения. Но если у школы нет аккредитации, ничего страшного: выпускные экзамены ученики сдаются в государственных школах по месту жительства.
  • Аттестация. Согласно закону “Об образовании”, педагоги должны каждые 5 лет проходить переаттестацию. Без этого документа учителя придется уволить. А если весь педколлектив окажется неаттестованным, то школу могут лишить лицензии.

Поиск помещения для школы

Помещение лучше подыскать до начала оформления лицензии. Можно даже заключить предварительный договор аренды. Это поможет чиновникам побыстрее выдать лицензию.

Требования к школьным помещениям

Полные требования к помещению для частных школ указаны в СанПиН 2.4.2.2821-10. Основные таковы :

  • здание должно находиться в отдалении от дорог, гаражей, автосервисов и других транспортных объектов;
  • прилегающая территория должна быть минимум на 50% засажена деревьями или кустарниками;
  • обязателен забор по периметру и наличие искусственного освещения;
  • в школу должны быть подведены транспортные пути;
  • должны быть предусмотрены места для спортивной площадки, для зоны отдыха и хозблока;
  • в школе должна учиться только одна смена;
  • высота помещений – не менее 3,6 метров, спортзала – не менее 6;
  • площадь классов должна составлять не менее 2,5 квадратных метров на ученика;
  • если имеются спальни (для пансионов) – не менее 6 квадратов на одного жителя;
  • в школе обязательно должны быть оборудованы: раздевалка, спортзал и медкабинет;
  • раздельные туалеты для мальчиков и девочек должны быть предусмотрены на каждом этаже;
  • требуется соблюсти определенный температурный режим во всех помещениях – от 18 до 22 градусов по Цельсию в зависимости от типа;
  • школа должна быть оборудована средствами пожаротушения, кнопкой “тревожной сигнализации”;
  • для загородных школ – обязательно наличие охраны.

Оборудование для стандартной частной школы

Естественно, что найти и отремонтировать подходящее здание мало. Необходимо завести современное оборудование:

  • качественную мебель, соответствующая санитарным нормам, как минимум: парты, столы, стулья;
  • компьютеры и планшеты;
  • разнообразную оргтехнику;
  • интерактивные доски;
  • химическое оборудование;
  • спортивный инвентарь и т.д.

Школьная инфраструктура

Также следует позаботиться о проведении инфраструктуры:

  • отопления;
  • горячей и холодной воды;
  • электричества;
  • газа (при необходимости);
  • телефонной связи;
  • интернета.

Бизнес-план частной школы

Данные рассчеты применяются для частной школы с 100 обучающимися, расположенной в спальном районе в городе-миллионнике.

Затраты на открытие собственной частной школы

Первоначальные затраты (расчеты даны в рублях):

  • приобретение здания площадью 1500 квадратных метров – от 12 млн.;
  • ремонт и оборудование пришкольной территории – от 3 млн.;
  • закупка парт, стульев, учительских столов, диванов, кроватей и другой мебели – от 1 млн.;
  • закупка учебного оборудования, в том числе спортинвентаря, химических реактивов, физических приборов, интерактивных досок и т.д. – от 3 млн.;
  • закупка компьютеров и оргтехники – от 500 тысяч;
  • оборудование кухни, столовой, медицинского кабинета – от 500 тысяч.

Таким образом, первоначальные затраты составят порядка 17 миллионов рублей. Конечно, можно существенно сэкономить, если не приобретать здание в собственность, однако стоимость аренды может перекрыть всю прибыль.

Ежемесячные расходы на частную школу

  • педколлектива (10 учителей) – от 50 тысяч каждому + налоги (около 15 тысяч) – итого от 650 тысяч;
  • остального персонала (уборщицы, мастера, охранники, повара, медсестра, бухгалтеры и т.д.) – от 500 тысяч в зависимости от количества штатных единиц (просчитывается индивидуально);
  • закупка недостающего оборудования и текущий ремонт – от 500 тысяч;
  • организация горячего 3-разового питания – при расчете от 500 рублей в день на одного ученика, при 5-дневной учебной неделе – от 1 млн.;
  • оплата коммунальных услуг, аренды, средств связи, интернета и т.д. – от 1,5 млн.

Таким образом, ежемесячные затраты составляют минимум 4,15 млн. рублей, или по 41,5 тысяч на одного ученика.


Доходы

Доходы составляют две статьи:

  • ежемесячная родительская плата – при текущих расходах целесообразно взимать не менее 50 тысяч, при этом в реальности ценовой диапазон довольно широк – от 35 до 200 тысяч;
  • вступительный взнос – обычно 200% ежемесячной платы, в данном случае – 100 тысяч.

Следует учесть, что в летний период школа простаивает – при этом необходимость оплачивать коммунальные платежи и аренду остается. Так что под конец учебного года нужно сохранить определенную сумму.

Как повысить доход?

Доходы можно повысить за счет следующих средств:

  • организация дополнительных курсов – они могут оказываться как ученикам школы, так и все желающим – цена одного занятия от 1000 рублей, при средней длине курса в 20 занятий и наполняемости групп в 20 человек доход составит 200 тысяч;
  • организация летнего лагеря – стоимость месяца эквивалентна оплате учебного месяца, возможно некоторое снижение и привлечение не только учеников, но и всех желающих; доход на 1 воспитанника от 50 тысяч, при организации двух отрядов по 20 человек – доход 2 млн.;
  • оказание дополнительных услуг – например, разработка методических пособий, оказание консультационных услуг и т.д.;
  • спонсорская помощь ;
  • субсидии из местного бюджета;
  • выигрыш грантов.

Ежемесячный доход частной школы составляет около 5 млн. рублей плюс 500 тысяч за счет привлечения дополнительных средств. Чистая прибыль: 5,5 млн. – 4,15 млн. = 1,35 млн. в месяц. В год – 16,2. Таким образом, при грамотной организации процесса можно прийти к окупаемости школы уже через год.

Как открыть частную школу: пошаговый алгоритм

Год перед открытием частной школы

  • поиск подходящего помещение, предварительная комплектация педагогического состава.
  • Получение необходимых лицензий и разрешений.
  • проведение ремонтных работ.
  • Закупка необходимого оборудования.
  • Активная реклама, прием первых заявление на обучение.
  • Разработка и утверждение учебных планов.

Первый год

  • Окончательное комплектование педсостава.
  • Привлечение учеников, доведение классов до полной наполняемости (до 20 учащихся).
  • Выход предприятия на самоокупаемость.

Второй год

  • Расширение действующих учебных планов.
  • Оказание дополнительных услуг, проведение курсов и мастер-классов.

Третий год

  • Подготовка одиннадцатиклассников к первому выпуску.
  • Получение и анализ результатов итоговой аттестации (ЕГЭ).

Пятый год

  • Прохождение аттестации.

Шестой год

  • Получение аккредитации.

В итоге весной 2016 года Шурыгина продала Дубровиной свою долю в уставном капитале, а также получила дивиденды после распределения прибыли. По словам Дубровиной, выплата составила порядка 350 тыс. руб.

Школа за два месяца

После этого Шурыгина ушла в декрет и родила третьего сына, но не оставила замысла открыть свою школу. В июне 2016-го ее знакомая, владелица бизнес-центра «Москва-Сокол» на Ленинградском проспекте, предложила низкую арендную ставку (какую, Шурыгина не разглашает, ссылаясь на личную просьбу хозяйки) на подходящее помещение, и она решила не откладывать мечту в долгий ящик.

На этот раз Шурыгина стала искать уже не партнеров, а наемных сотрудников, которые помогли бы ей поднять проект. «Когда я решила, что открываю школу, то опубликовала на Facebook запрос, не хочет ли кто-нибудь посидеть со мной в кафе и провести «мозговой штурм». Откликнулось порядка шести человек, почти все — директора детских проектов», — вспоминает Лола. Среди них была Екатерина Сикорская, экс-соучредитель развивающего детского центра «Солнечный город», работающего по методике Монтессори, впоследствии она стала исполнительным директором школы и заместителем Шурыгиной. «Катя была самой молчаливой на той встрече, — вспоминает Лола. — Я ее спросила: почему вы все время молчали? А она говорит: «А чего болтать? Делать надо!» И я поняла, что мы сработаемся».

Лола Шурыгина

Шурыгина и Сикорская первым делом объявили набор в новую школу и начали искать учителей. Большинство родителей пришли через «сарафанное радио» — кто-то знал Шурыгину или Сикорскую по предыдущим проектам, кто-то заинтересовался объявлением в Facebook. С поиском учителей возникли проблемы: Шурыгина перебрала более 80 резюме и провела десятки собеседований, но подходящий педагог начальных классов никак не находился. «Мы искали человека, знакомого с методикой развивающего обучения, который уже применял бы ее на практике, чтобы у него была приятная внешность, грамотная речь, желание учиться и расти. При таком количестве требований очень сложно было найти учителя без признаков эмоционального выгорания», — говорит Шурыгина. В итоге опять помог Facebook: там не только нашли учителя, но и впоследствии собрали бóльшую часть персонала, рассказала Екатерина Сикорская.

Но судьба проекта снова повисла на волоске: хозяйка помещения не смогла договориться с партнерами и попросила Шурыгину съехать. Найти новое помещение и отремонтировать его за месяц до начала учебного года казалось делом безнадежным. А в ремонт Шурыгина уже вложила 450 тыс. руб. (впоследствии их удалось компенсировать лишь частично). «Положение было отчаянным», — говорит Лола.

Однако ей повезло: в базе недвижимости ЦИАН она нашла бывшее здание Московского института управления, которое подходило под образовательные цели. «Еще месяц мы согласовывали договор аренды и только 10 сентября начали ремонт», — вспоминает она. Официальное начало учебного года было уже позади, поэтому часть родителей, которые собирались в «Макарун», отдали своих детей в другие школы. Остальным Лола клятвенно пообещала запуститься в начале октября.

Название «Макарун» Шурыгина придумала сама. «Поначалу мы немного сомневались, подойдет ли это странное слово, — вспоминает Екатерина Сикорская. — Муж меня спросил, как называется школа, куда я иду работать. — «Макарун». — А что это? — И тут моя дочка говорит: это же такие вкусные круглые печеньки! И стало понятно, что название сработает».

На подготовку оставалось так мало времени, что часть процессов пришлось «допиливать» уже после запуска, вспоминает Шурыгина. Но 3 октября 2016 года школа «Макарун», как и было обещано, открыла двери. На открытие одна из родительниц испекла огромный торт с теми самыми миндальными печеньками.

Школьная экономика

Общий бюджет проекта составил 8,75 млн руб. По словам Шурыгиной, 7 млн руб. из этой суммы — субсидия департамента науки и промышленности Москвы на создание центров молодежного инновационного творчества. Тут Лоле пригодился предыдущий опыт работы с тендерной документацией. По ее словам, получить субсидию не так сложно, как кажется многим: «Достаточно подать заявку на конкурс, она рассматривается комиссией, и если доказываешь намерение реализовать проект, это, как правило, находит отклик».

В первой половине дня «Макарун» работает как школа, а после обеда в центре открываются мастерские и научные лаборатории, где дети занимаются творчеством, от рисования до 3D-моделирования и робототехники. На оборудование лабораторий и пошла бóльшая часть субсидии, остальное потратили на ремонт и закупку мебели. Кроме того, одну из комнат в здании отвели под детский сад.

Около 1,75 млн руб. Шурыгина вложила из собственных средств вместе с мужем Сергеем Шурыгиным, который стал единственным учредителем школы (ООО «Техникум»). «Муж принял мое желание основать школу как неизбежность, но согласился в этом участвовать, когда понял, что танк поехал и не разбирает дороги», — смеется Лола.

После запуска в школу пришлось вложить еще около 2 млн руб. «Нам важно было организовать комфортную среду, а это подразумевает множество мелочей, которые формируют комфорт родителя и ребенка, — купить доску объявлений, светильники, перепахать землю перед зданием, поставить заборчик», — говорит она.


Сейчас операционные расходы школы составляют 1,3 млн руб. в месяц, бóльшая часть из которых идет на аренду и ФОТ. Команда «Макаруна» насчитывает 39 человек постоянных и временных сотрудников, включая 30 учителей (11 — на основной блок и 17 — на дополнительный, мастерские и кружки), двух тьюторов-ассистентов и администраторов. На аренду помещения площадью 430 кв. м уходит примерно 400 тыс. руб., на зарплаты — более 700 тыс. руб. с учетом налогов.

В 2016-2017 учебном году в школе учились 17 детей в двух классах — первом и втором, еще семь дошкольников росли в детском саду, в основном это младшие братья и сестры учеников «Макаруна». По идее, число детей может быть больше в несколько раз без существенного увеличения затрат. По словам Шурыгиной, на одного педагога может приходится трое-пятеро детей. Чтобы привлечь новых школьников на следующий учебный год, весной 2017-го хозяйка школы начала рекламную кампанию через «Яндекс.Директ» и социальные сети.

«При запуске я слишком сильно полагалась на «сарафанное радио». Если бы мы тогда вложились в рекламу, возможно, сейчас уже были бы в плюсе», — говорит Шурыгина. По ее словам, сейчас школа работает с операционным убытком около 400 тыс. руб. в месяц, однако к сентябрю этого года планирует выйти на операционную прибыль, поскольку на следующий учебный год же заключила 20 контрактов, а всего планирует принять 40 учеников. При этом пик спроса обычно приходится на август. Это уже выводит проект в плюс. Отбить инвестиции школа может через два-три года, рассчитывает Шурыгина.

Стоимость обучения в школе начинается от 30 тыс. руб. в месяц, максимальная цена с продленкой и кружками — 46 тыс. руб. Детский сад обходится родителям в 29 тыс. руб.

Чему учат в школе «Макарун»

Обучение строится по традиционной модели, но есть и различия. Во-первых, учителя ведут уроки по учебникам для развивающего обучения, проводят факультативы по чтению, используют оригинальную методику выработки у ребенка красивого почерка. Во-вторых, в школе действует тьюторский подход: каждый предмет ведет отдельный педагог, а работать ему помогает тьютор — ассистент, который следит за дисциплиной на уроке, а на переменах помогает устраивать игры. Кроме того, тьютор наблюдает за детьми как психолог — следит за их успехами и разрешает конфликты, помогает работать над проектами.

Занятия начинаются в 9:00: сначала физическая разминка, затем четыре-пять уроков, прогулка, обед, подготовка домашних заданий, а потом либо кружки, либо продленка до шести-семи часов вечера. Раз в месяц в субботу устраивают «семейный день», когда в школу приглашают психолога, ортопеда либо других специалистов, с которыми могут проконсультироваться родители.

В школе есть урок коммуникаций — это синтез из психологии, тренинга общения и преподавания этикета, где школьников учат общаться, правильно осознавать себя и разрешать конфликты. Во втором полугодии дети посещают специальный урок-проект, где изучают основы предпринимательства.


Фото: Владислав Шатило / РБК

На «испытательном сроке»

Запуск частной школы предполагает соблюдение обязательных требований. Во-первых, необходимы лицензия и государственная аккредитация, позволяющая выпускать собственные аттестаты. Чтобы ее получить, школа должна осуществить хотя бы один выпуск учеников. «Государство здесь защищает интересы потребителя образовательных услуг. Тут дело в некоем испытательном сроке, который должна пройти школа, чтобы показать, что она не однодневка, не начнет штамповать дипломы», — говорит председатель правления «Лиги образования» Сергей Сафронов.

Пока «испытательный срок» не пройден, а первого выпуска еще ждать и ждать, частные школы нередко работают в формате досуговых и развивающих центров образования, что не требует лицензирования. Это не значит, что официально ученики не получают знаний по программе. Например, дети из «Макаруна» числятся на домашнем обучении в аккредитованной частной школе «Наши пенаты». Это обходится «Макарун» примерно в 42 тыс. руб. в год (по 2,5 тыс. на ребенка). «Нам два-три раза в год присылают контрольные, мы их выполняем, пересылаем, их проверяют, выставляют оценки в электронный дневник и заносят в личное дело каждого ученика», — говорит Шурыгина.

Сергей Сафронов говорит, что многие частные школы начинают работать по такой схеме: «Получение лицензии — процесс сложный и долгий, а нужно опробовать бизнес-модель, наладить образовательный процесс. По сути, это тест-драйв до того момента, пока проект не станет большим и его не надо преобразовывать в нечто формальное».


Лола Шурыгина (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Во-вторых, зарегистрированная общеобразовательная школа должна функционировать как некоммерческая организация. По закону «О некоммерческих организациях» она хотя и может получать прибыль, но не имеет права распределять ее между учредителями. Таким образом, основатели частной школы обязаны реинвестировать всё заработанное в развитие. «Школа — это же не столовая, где можно каждый пирожок с накруткой 100-200% продавать. Практически всё, что нам приносят родители, позволяет нам выйти «в ноль», покрывая основные расходы. Если что-то остается, это уходит на развитие школы», — рассказал Владимир Андреев, директор петербургской частной школы «Обучение в диалоге», которую он основал в 1988 году.

Но возможность превратить школу в полноценный бизнес все-таки есть. Если зарабатывать на уроках нельзя, то на продленке, дополнительных курсах, услугах психолога и логопеда можно. По словам Шурыгиной, сейчас на выручку от дополнительных услуг приходится примерно 25% общих доходов, в будущем она планирует довести эту цифру минимум до 60%. Лола также намерена разделить школу на два юрлица — НОУ (некоммерческое образовательное учреждение с лицензией и аккредитацией) и ООО. Таким образом можно будет отделить образовательную часть от коммерческой и иметь возможность выводить прибыль.


Бизнес или подвижничество

В Москве работают 158 аккредитованных частных школ и детских садов, рассказала РБК председатель московского отделения Ассоциации некоммерческих образовательных организаций Карина Чернякова. Большинство из них были основаны еще в 1990-е. Еще несколько десятков новых работают без аккредитации, например, как организации дополнительного образования или детские клубы.

Стоимость обучения во многом зависит от района: в «рабочих» обучение стоит от 27-35 тыс. руб. в месяц, в более престижных — от 45 тыс. В крупнейших и наиболее известных частных школах столицы, например в Павловской гимназии или Ломоносовской школе, стоимость обучения превышает 150 тыс. руб. в месяц. Для района станции метро «Сокол», где располагается «Макарун», базовая цена 30 тыс. руб. кажется достаточно демократичной.

Несмотря на высокие цены, частные школы — это не столько бизнес, сколько подвижничество, возможность заниматься любимым делом без бюрократии, с которой сталкиваются сотрудники государственных школ, считает Карина Чернякова: «Бóльшая часть давно работающих частных школ Москвы — это авторские заведения, которые создавали сами педагоги, и эти руководители создали для себя и своих сотрудников довольно высокооплачиваемые рабочие места».

Со спросом проблем нет, уверяет Чернякова: «В государственных школах учителя разучились работать. Раньше, если ребенок что-то не понимал, учитель оставлял его после уроков, занимался с ним, а сейчас это отдельная услуга». Поэтому многие делают выбор в пользу частных школ, где детей в числе прочего кормят два-три раза в день, а учителя делают с ними уроки на продленке.

Частные школы привлекательны атмосферой, которая в них создается, уверен Сергей Сафронов из «Лиги образования»: «Есть, конечно, школы-комбинаты, которые предлагают дежурный коктейль из популярных на рынке услуг, но обычно частные школы удовлетворяют потребности тех родителей, которые задумываются о том, какую систему воспитания для своего ребенка выбрать, какие идеи заложить».

Внимание! Бесплатный бизнес-план, предлагаемый для скачивания ниже, является примерным. Бизнес-план, наилучшим образом соответствующий условиям вашего бизнеса, необходимо создавать с помощью специалистов.

Многие родители предпочитают государственным школам частные учебные заведения, вот почему начинающего предпринимателя может заинтересовать проект создания частной школы.

Данный бизнес-план частной школы представляет собой краткое руководство по организации частного бизнеса в сфере образовательных услуг со сравнительно быстрым двухгодичным оборотом вложенных денег.

Успех бизнес-плана во многом зависит от умелой реализации поставленных целей:

  • добиться высокой рентабельности будущей школы;
  • получить высокий и стабильный доход;
  • удовлетворить спрос на образовательные услуги.

Одним из основных условий достижения этих целей является правильное месторасположение школы и получение лицензии на ведение данного сверхприбыльного, но несколько рискованного бизнеса.

Следует также придерживаться сроков и основных этапов реализации бизнес-плана.

Важнейший и один из первых пунктов бизнес-плана – получение коммерческого кредита, проценты по которому нужно будет выплачивать с первого месяца реализации проекта.

Денежная смета бизнес-плана частной школы

Стоимость данного проекта составляет 3060000 руб. Приблизительная процентная ставка – 24%.

На что придутся основные траты:

  • аренда, а лучше, покупка и ремонт подходящего помещения площадью не менее 1500-2500 м²;
  • оформление лицензии на осуществление преподавательской деятельности;
  • закупка основного оборудования;
  • подбор и наем педагогического и технического персонала;
  • разработка учебных программ;
  • организация процесса обучения;
  • рекламная компания;
  • непредвиденные траты.

Доход в случае успешной реализации представленного бизнес-проекта составит около 278700 рублей.

Необходимое оборудование

При организации частной школы можно обойтись без покупки школьного автобуса, но следующий список оборудования является базовым:

  • парты, стулья, доски;
  • все для компьютерного класса;
  • оборудование для спортзала, столовой, медпункта, кабинета труда, учительской и т.п.

Техническая оснащенность частной школы должна отвечать технике безопасности и повышать конкурентоспособность заведения.

Полезно знать!

Мы уважаем ваш выбор, но хотим напомнить, что наименее рискованный, относительно легкий и комфортный старт бизнеса можно организовать под крылом успешной компании на условиях франчайзинга. Предлагаем познакомиться с .

Почему начинать бизнес с франшизой, проще и удобнее можно узнать из подборки статей опубликованных в разделе кейсами:

Несколько важных моментов успешного бизнес-плана частной школы

1. От местоположения частной школы напрямую зависит набор учеников. Поэтому помещение лучше арендовать в престижном жилом квартале, c хорошей транспортной развилкой, наличием автостоянки. В последнее время в этом плане перспективны коттеджные поселки Подмосковья.
2. Особое внимание следует уделить подбору квалифицированного учительского состава, который сможет успешно работать даже с «трудными» детьми.
3. Наличие лицензии, аттестации и государственной аккредитации значительно повысит реноме частной школы.
4. Уклон на углубленное изучение иностранных языков.
5. Оборудованный современной техникой компьютерный класс.
6. Налаженные связи с престижными ВУЗами, в которые смогут поступить ученики по окончании частной школы.
7. Расширение рамок стандартных образовательных программ согласно интересами учащихся и их родителей.
8. Экономия средств на плате за аренду и зарплате.
9. Плата за обучение в частной школе Москвы должна составлять не менее $300 в месяц с ученика.

Статья всесторонне раскрывает особенности открытия частной школы. В материале представлен актуальный анализ современного рынка и потребительского спроса, приведены разъяснения правовых аспектов деятельности и налогообложения, перечислены основные нормативные требования к помещению и учебному процессу.

 

Частная школа - это учреждение, предоставляющее образовательные услуги (в т. ч. соответствующие государственным стандартам образования) на платной основе. Российская система школьного частного образования полностью сложилась к началу XX.

Современная история частных школ берет свое начало с 1992 года - периода образовательных реформ и качественного изменения запросов общества. Именно в это время, как альтернатива застоявшейся, “поддерживающей обучение” системе начинает развиваться инновационное обучение, реализуемое, по большей части, в негосударственных школах.

Основные характеристики современного рынка частных школ

Частным образованием в России охвачено чуть более 1% детей школьного возраста. Большая часть подобных учебных заведений находится в Москве и Подмосковье, а также в Санкт-Петербурге: таким образом, в целом российский рынок таких услуг еще не достаточно насыщен. Рассмотрим основные черты, характерные для современных негосударственных школьных учреждений (данные по состоянию на 2013г.).

Более чем у половины частных школ имеются детские сады, а подавляющее большинство заведений оказывает услуги по подготовке детей к школе.

Качественные составляющие обучения в частной школе:

  • небольшие по численности классы, обеспечивающие достаточное внимание каждому учащемуся;
  • комфортные условия нахождения и обучения ребенка;
  • развитая инфраструктура - школы могут иметь бассейн, многофункциональный зал для спортивных занятий, хорошо оснащенные компьютерные классы;
  • гибкая учебная программа;
  • высококвалифицированный педагогический состав;
  • особые методики преподавания, направленные на развитие у детей таких необходимых современных качеств, как коммуникабельность, лидерство и деловая активность;
  • расширенный диапазон изучаемых предметов - кроме общеобразовательных, могут проводиться дополнительные занятия по следующим дисциплинам: иностранные языки, лингвистика, юриспруденция, экономика, гуманитарные науки, театральное мастерство, вокал, танцы, и т. д.
  • возможность нахождения ребенка в школе в течение всего рабочего дня и даже на полном пансионе;
  • наиболее успешные школы ориентированы на престижные ВУЗы (в т. ч. и зарубежные); ученики проходят обучение по специальным программам, призванным подготовить их к поступлению в соответствующее высшее учебное заведение.

Структуру доходов приватных школ составляют: ежемесячная плата за обучение, вступительные взносы, оплата за дополнительные услуги, а также другие поступления - спонсорская помощь, гранты и т. д. Большая часть полученной прибыли расходуется на выплату заработной платы сотрудникам, на разработку учебных программ и покрытие текущих расходов.

Особенности потребительского спроса на услугу

Учащиеся частной школы - это дети родителей, имеющих высокий и средний достаток - предпринимателей, бизнесменов, интеллигенции. При этом мотивация на посещение частной школы одних родителей исходит из осознания того, что хорошее образование для ребенка - это инвестиции в его будущее. Другие родители хотят создать максимально комфортные и безопасные условия обучения для своего ребенка. Есть и такие люди, для которых обучение ребенка в престижном заведении - показатель статуса.

По каким критериям родителями выбирается школа? Это, прежде всего:

  • репутация школы;
  • квалификация педсостава;
  • количество детей в классе;
  • близость к дому;
  • материальная база;
  • наличие лицензии, аккредитации;
  • отзывы знакомых.

Интересен факт, выявленный в ходе маркетинговых исследований: при необходимости экономить на каком-то из приведенных выше факторов родители не снижают своих требований к таким критериям, как количество учеников в классе и месторасположение школы.

При выборе частной школы потребителями изучаются и такие вопросы, как часы работы заведения, преподавание дополнительных востребованных иностранных языков (например, итальянский или китайский), наличие/качество услуг питания, возможности организации досуга детей, результаты ЕГЭ, наличие налаженных отношений с ВУЗами. Нормативная база

Деятельность частных школ регулируется следующими нормативными документами:

  • Постановлением Правительства РФ "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" ;
  • Постановлением Правительства РФ "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" ;
  • Приказом о порядке аттестации педагогических работников ;
  • Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности ;

Регистрация предприятия, налогообложение

Согласно Закону об образовании, общеобразовательная организация (та, которая осуществляет начальное, основное и среднее образование) не может быть коммерческой, а, следовательно, должна создаваться в форме некоммерческих организаций. При этом в ее названии необходимо указывать тип образовательного учреждения. Кроме того, вести общеобразовательную деятельность могут и ИП - лично или с помощью привлечения педагогов со стороны.

Для частной школы подойдут коды ОКВЭД:

Налогообложение оптимально осуществлять в форме УСН (доходы-расходы) . При планировании бизнеса советуем также обратить внимание на статью 284.1 НК РФ , предоставляющую возможность образовательным и медицинским учреждениям использовать нулевую ставку по налогу на прибыль .

Лицензирование, аккредитация, аттестация

Лицензия. Для того чтобы получить право на ведение образовательной деятельности, частной школе необходимо иметь лицензию, которая подтверждает соответствие условий процесса образования всем имеющимся нормативным требованиям. Причем лицензию обязаны получить не только организации, но и ИП. Исключения составляют предприниматели, ведущие образовательную деятельность самостоятельно, без привлечения других педагогов - таким ИП лицензия не нужна.

Ознакомиться с актуальным перечнем документов, необходимых для получения образовательной лицензии, и с требованиями к ним можно на сайте Департамента образования г.Москвы или в соответствующих региональных отделениях. Заметим также - в том случае, когда для работы школьного медкабинета не привлекается лицензированная медицинская организация, школе необходимо получить и медицинскую лицензию.

Аккредитация

Что касается аккредитации школ, необходимо сказать, что это процедура добровольная. Однако именно она определяет статус учебного учреждения, давая ему право выдавать своим выпускникам образовательный аттестат государственного образца. В противном случае выпускные экзамены учащимся придется сдавать в другой школе, имеющей соответствующие разрешения. Это не всегда удобно и может рассматриваться потенциальными потребителями услуги как негативный фактор.

Цель государственной аккредитации частной школы - подтверждение качества предоставляемой образовательной услуги и ее соответствия государственным стандартам образования. Аккредитация школы - регулярная процедура, которая должна проводиться не реже, чем один раз в шесть лет (сайт госаккредитации г. Москва) . Она включает в себя несколько этапов, при этом не должна длиться более 105 дней.

Представляем подробную схему проведения аккредитации, разработанную Департаментом образования г.Москвы.

Аттестация

Еще одной важной процедурой, подтверждающей качество услуг частной школы, является аттестация ее педагогического состава. Она обязательна: каждые пять лет педагоги обязаны пройти аттестацию для подтверждения права занимать свою должность или присвоенной категории.

Исключение делается только для учителей, проработавших на своей должности менее 2-х лет, а также беременным и женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком: такие работники проходят аттестацию позже.

Помещение, требования СанПин и пожарной службы

Идеальное помещение для организации частной школы - находящееся в собственности отдельно стоящее здание площадью от 1,5 до 2,5 тыс. кв. метров, имеющее обширную прилегающую территорию, автостоянку, хорошие подъездные пути и расположенное рядом с престижными жилыми кварталами. Безусловно, оно должно соответствовать всем требованиям санитарной и пожарной служб:

  1. Зданиям школ разрешено находиться в жилых зонах вдали от автодорог, гаражей и любых транспортных объектов. На территории школы не должно быть никаких магистральных городских коммуникаций.
  2. Прилегающая территория озеленяется не менее чем на 50% (за исключением северных регионов), огораживается забором, проводится искусственное освещение.
  3. Территория вокруг школы зонируется следующим образом: выделяется место для физкультурно-спортивной зоны, зоны отдыха и хозяйственной. Спортивная зона должна быть оборудована площадками для физкультурных занятий.
  4. Новые построенные здания школы должны быть рассчитаны на обучение только одной смены. Высота учебных помещений не может быть меньше 3,6 метров. Площадь под классы выделяется из расчета от 2,5 до 3,5 кв. метров на одного учащегося.
  5. Начальные классы располагаются в отдельном учебном блоке, имеющем выход на школьную территорию. Для первоклассников, посещающих группу продленного дня, необходимо предусмотреть спальные комнаты (раздельные для мальчиков и девочек) из расчета 4 кв. метров на ребенка. Первый класс располагается не выше 2-го этажа, а со 2-го по 4-й классы - не выше 3-го этажа.
  6. Первый этаж школы должны занимать: раздевалка, спортзал (не менее 6 метров высотой), медицинский кабинет. На каждом этаже школы должен быть туалет для мальчиков и девочек.
  7. Мебель должна быть эргономична, безопасна и соответствовать возрастным параметрам учащихся.
  8. Допустимый температурный режим: для учебных помещений, вестибюля, раздевалки, библиотеки, столовой, рекреаций - от 18 до 24С°, для спортивного зала и мастерских - от 17 до 20Сº, для спален, игровых комнат - от 20 до 24Сº, для душевых - 25Сº, для медкабинетов - от 20 до 22Сº;
  9. Школа оборудуется средствами пожаротушения. Отделка помещения, оснащение, мебель должны быть произведены из негорючих материалов. На прилегающей территории не допускается сжигать мусор, листву - их нужно своевременно убирать и вывозить. Категорически запрещено курить, как в здании школы, так и на ее территории. Эвакуационные пути, подъезды к школе должны быть свободными. Не допускается применять нестандартные нагревательные приборы. Особое внимание необходимо уделить кабинету химии и хранящимся в нем реактивам.

Основные санитарные требования к учебному процессу:

  • в школу ученики принимаются с 6,5 лет;
  • в классах не может быть более 25 учеников;
  • занятия не могут начинаться ранее 8-ми часов утра;
  • допустимое количество уроков в день - 5 для начальной школы (кроме 1-го класса) и 6 - для 5-11 классов;
  • в день проводится только одна контрольная работа;
  • длительность урока не может превышать 40-45 минут;
  • для первоклассников домашние задания и выставление оценок не допускается.

Оборудование, оснащение

Статус частной школы и уровень реализуемых ею услуг, конечно, предполагает наличие современного высокотехнологичного оборудования и оснащения: качественную мебель, электронные журналы и дневники, интерактивные доски, мультимедийные средства, локальную компьютерная сеть, наличие подключения к сети Интернет и т. д.

Анализируя бизнес в целом, можно сказать, что, несмотря на довольно высокую стоимость данных услуг, он перспективен и востребован. Учитывая особенности потребительского спроса, зная все необходимые правила и требования, постоянно повышая репутацию своего заведения и анализируя социально-экономическую ситуацию, можно создать качественное образовательное учреждение, приносящее достойный доход.