Что такое счастье в произведении ася. Урок-подготовка к написанию сочинения по повести И.С.Тургенева "АСЯ"

Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние, самоотверженность. Судьба русской девушки. Драма рассказчика, обреченного на одиночество.

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с творчеством, биографией И.С. Тургенева.

2. Помочь учащимся разобраться в повести «Ася», правильно оценить поступки её героев.

3. Отрабатывать умение давать характеристики литературным героям.

4. Развивать логическое мышление, внимание, умение «читать между строк».

5. Воспитывать интерес к литературе и чтению.

Оборудование: портрет писателя И.С. Тургенева, повесть «Ася» (маленькая книга, М.Дет.литер. 1980 г.), Библиографический словарь том 2.

Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Сообщение цели урока.

III. Проверка домашнего задания.

Проверка индивидуальных заданий:

а) Рассказ учащегося о детстве писателя;

б) Рассказ учащегося о юности;

в) Рассказ о молодости писателя;

г) Итог выполнения индивидуального задания.

IV. Слово учителя о Тургеневе и его произведениях. (биб. Сл. Том 2 стр.314)

V. Повесть «Ася», как и многие другие произведения Тургенева, посвящена молодым. Писателя всегда отличало пристальное внимание к вступающим в жизнь – к юношеству. И эта потребность художника не упустить из поля зрения молодого человека своего времени, а значит, и будущий день России, придает тургеневскому творчеству особую романтическую окрыленность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема счастья в повести Ивана Сергеевича Тургенева (1818 – 1883) «Ася» (1857)

Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние, самоотверженность. Судьба русской девушки. Драма рассказчика, обреченного на одиночество.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с творчеством, биографией И.С. Тургенева.
  2. Помочь учащимся разобраться в повести «Ася», правильно оценить поступки её героев.
  3. Отрабатывать умение давать характеристики литературным героям.
  4. Развивать логическое мышление, внимание, умение «читать между строк».
  5. Воспитывать интерес к литературе и чтению.

Оборудование: портрет писателя И.С. Тургенева, повесть «Ася» (маленькая книга, М.Дет.литер. 1980 г.), Библиографический словарь том 2.

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Сообщение цели урока.
  3. Проверка домашнего задания.

Проверка индивидуальных заданий:

а) Рассказ учащегося о детстве писателя;

б) Рассказ учащегося о юности;

в) Рассказ о молодости писателя;

г) Итог выполнения индивидуального задания.

  1. Слово учителя о Тургеневе и его произведениях. (биб. Сл. Том 2 стр.314)
  2. Повесть «Ася», как и многие другие произведения Тургенева, посвящена молодым. Писателя всегда отличало пристальное внимание к вступающим в жизнь – к юношеству. И эта потребность художника не упустить из поля зрения молодого человека своего времени, а значит, и будущий день России, придает тургеневскому творчеству особую романтическую окрыленность.

Исследуя внутренний мир человека, Тургенев как бы окружает его воздухом времени. Он всегда смотрел на мир частной жизни не только как лирик, психолог, поэт, но и как социолог, гражданин, сын своего века.

Тургенев берет для рассмотрения такие характеры, которые, проявляясь хотя бы в личной сфере бытия, непременно несут в себе серьезные перемены бытия общественного. На малом пространстве личных человеческих чувств Тургенев ставил и раскрывал огромные гражданские проблемы, воспевая демократические настроения своего времени, клеймя трусливое себялюбие тех, кто в самый решительный час предавал поверивших им людей.

Чернышевский об «Асе».

«Тут нет крючкотворства с насилием и взятничеством, ни грязных плутов, ни официальных злодеев… ни мещан, мужиков и маленьких чиновников, мучимых всеми этими ужасными и гадкими людьми.»

Чернышевский сразу указывает на неповторимую особенность тургеневского творчества: говоря о прекрасном – будить на борьбу с дурными проявлениями души, воспевая идеальное – поднимать желчь раздражения против безобразия, радуясь духовной утонченности – подводить к мысли о нетерпимости духовного убожества, нравственной глухоты.

В «Асе» мы находим духовную биографию молодого человека тургеневской поры.

Рассказ о любви Аси и господина Н.Н. убеждает нас в том, что Тургенев был политическим художником.

Что значит быть писателем – политиком? (В первую очередь стремиться увидеть общественный тип личности, натуру, которая наиболее полно выражает ведущие современные тенденции.)

Тургенев высказывается как политический писатель тем больше именно в маленькой повести «Ася», чем менее сюжет этой повести соотносится с прямым ходом общественных событий а России.

В «Асе» есть многие мотивы целостного тургеневского творчества, есть и выступление против крепостного права, только сделано оно в особой манере – мягкой, камерной, лирической.

Что вы узнали о героине повести Тургенева «Ася»? (Ей 17 лет, трудная чисто русская драматическая судьба. Драматизм судьбы Аси извращён именно русской общественной почвой, уродливыми социальными отношениями. Ася, дочь помещика и горничной, долгое время воспитывалась в деревенской семье, а затем взятая в господский дом, так и остается израненной душой, с больным самолюбием и тяжким непониманием собственного положения в мире, где нет равенства.)

Тургенев не осуждает отца Аси, как осуждает он диких помещиков в «Записках охотника», он вообще никого не осуждает в этой повести, говоря обо всем спокойно. Но именно эта объективно описанная ситуация, в которой Ася оказалась, полу раба, полу госпожа, чье детство проведено в избе барской скотницы, а отрочество – в барском доме, как нельзя ярче раскрывает трагическое уродство неравенства.

Каким вы представляете себе Н.Н.? (Это трусливый господин, не умеющий в нужную минуту решиться изменить свою жизнь. Робость Н.Н. – политическая робость, гражданское отступление от прежних смелых мечтаний.)

«Неизбежность скорого, почти мгновенного решения пугала меня» - признается Н.Н. по поводу необходимости дать ответ Асе.

Необходимость ясных, бесповоротных решений – вот что останавливало некоторых русских интеллигентов перед лицом неизбежных действий. В разговорах эти люди смелы и горячи, в деле осмотрительны и робки.

С какой целью в повести «Ася» Тургенев описывает любовную историю? (За любовной историей Аси и господина Н.Н. Чернышевский угадывает симптомы общественной болезни – бессилие людей перед поступком.)

В чем же видит писатель симптомы этой болезни? (В неверном воспитании юноши, в том что «слишком мала и бездушна была его жизнь».)

- «Без приобретения привычки к самобытному участию в гражданских делах, без приобретения чувства гражданина, ребенок мужского пола, - пишет Чернышевский, - не становится мужчиной благородного характера».

И как часто у Тургенева в повести «Ася» та же излюбленная ситуация: сильная, прекрасная женщина и слабый, храбрый только на словах мужчина.

Подобная ситуация была свойственна самой жизни. Женщины меньше связанные со службизмом, карьерой и круговой порукой взяточничества и бюрократизма, глубже руководствовалась естественными нравственными правилами.

Для мужчин сохранить здоровое нравственное зрение было куда труднее, и Тургенев звал современников внимательнее всмотреться в чистые глаза своих подруг, не растерявших в житейской суете естественное чувство справедливого и разумного.

Какие же ещё проблемы ставит Тургенев в повести «Ася»? (Тоска по России, столь понятная у Тургенева, вынужденного в силу непростых личных обстоятельств жить за границей.)

В «Асе» есть прекрасный по настроению эпизод, когда сама живая Россия врывается в чужеземные красоты. «… Вдруг меня поразил сильный, знакомый, но в Германии редкий запах, - рассказывает герой повести. – Я остановился и увидел возле дороги небольшую грядку конопли. Её степной запах мгновенно напомнил мне родину и возбудил в душе страстную точку по ней. Мне захотелось дышать русским воздухом, ходить по русской земле. «Что я здесь делаю, зачем таскаюсь я в чужой стране, между чужими?»

Какая черта русского характера есть в «Асе»? (миролюбие)

«Привет тебе, скромный уголок германской земли, - восклицает герой Тургенева, с твоим незатейливым довольством, с повсеместными следами прилежных рук, терпеливой, хотя и неспешной работы. Привет тебе и мир!»

  1. Домашнее задание.
  2. Итог урока. Оценки.

Воспитание Аси имеет корни в русских традициях. Она мечтает пойти «куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг».Образ Аси очень поэтичен. Некрасов после прочтения «Аси» написал Тургеневу: «…она прелесть как хороша. От нее веет душевной молодостью, вся она – чистое золото поэзии. Без натяжки пришлась эта прекрасная обстановка к поэтическому сюжету, и вышло что-то небывалое у нас по красоте и чистоте». «Ася» могла бы быть названа повестью о первой любви. Эта любовь закончена для Аси печально.

Тургенева увлекла тема о том, как важно не пройти мимо своего счастья. Тургенев показывает, как зарождается прекрасная любовь у семнадцатилетней девушки, гордой, искренней и страстной. Показывает, как все оборвалось в одно мгновение. сомневается, за что ее можно полюбить, достойна ли она такого прекрасного юноши. Ася стремится подавить в себе зародившееся чувство. Она переживает, что дорогого ей брата любит меньше меньше, чем человека, которого и видела-то всего один раз. Причину несостоявшегося счастья Тургенев объясняет безволие дворянина, который в решительный момент пасует в любви.

Н. Г. Чернышевский в статье «Русский человек на Rende Vous» высказал мнение, что личное безволие и эгоизм тургеневского героя есть выражение банкротства социального. Поведение героя социально типично. В подтверждение своего тезиса Чернышевский провел аналогию с Печориным, Бельтовым, Агариным (из «Саши» Некрасова).

Чернышевский осудил «лишних людей» и дворянский либерализм конца пятидесятых годов девятнадцатого века.

В Асе можно увидеть много общего с Лизой из «Дворянского гнезда». Обе девушки нравственно чисты, правдолюбивы, способны к сильным страстям. По признанию Тургенева, он писал повесть «очень горячо, чуть не со слезами». Иван Сергеевич Тургенев обладал способностью ясно видеть и глубоко анализировать противоречия той психологии и той системы взглядов, которая была близка ему самому, а именно - либеральной. Эти качества Тургенева - художника и психолога - проявились в повести «Ася», которая была напечатана в первом номере «Современника» за 1858 год. Тургенев говорил, что писал эту вещь «горячо, чуть не со слезами».

«Ася» - это повесть о любви. Герой полюбил девушку очень самобытную и смелую, с чистой душой, без тени искусственного жеманства светских барышень. Его любовь не осталась без ответа. Но в минуту, когда Ася ждала от него решительного слова, он стушевался, чего-то испугался, отступил.

Н.Г.Чернышевский посвятил повести «Ася» большую статью, под названием «Русский человек на rendez-vous». Он указал на связь этой повести с прежними произведениями Тургенева и с целым рядом произведений других авторов. Сходство между ними Чернышевский увидел в характере главного героя: «...пока о деле нет речи, а надобно только занять праздное время, наполнить праздную голову или праздное сердце разговорами или мечтами, герой очень боек; подходит дело к тому, чтобы прямо и точно выразить свои чувства и желания, - большая часть героев начинает уже колебаться и чувствовать неповоротливость в языке». «Таковы-то наши «лучшие люди...» - замечает Чернышевский, подчеркивая, что главная черта таких «лучших людей» - это боязнь решительного дела, решительного поступка во всем, а не только в любви, это неспособность идти до конца в своих прекрасных побуждениях, стремление остановиться где-то на полпути от свершения своих благородных надежд.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Тема своего счастья в повести Тургенева «Ася» . И в закладках появилось готовое сочинение.

"А счастье было так возможно…" (по повести "Ася")

Цель урока:

    восстановить историю взаимоотношений героев; определить основную тему и идею произведения; ответить на вопрос: были бы счастливы герои вместе?

Материал к уроку:

    портрет писателя, запись музыки из цикла “Времена года”: “Лето”, “Осень”; словарь синонимов, антонимов , толковый словарь русского языка .

Предварительная работа : работа со словарем – определение слова “счастье”, подбор синонимов и антонимов к этому слову.

Ход урока

I. (Звучит музыка из цикла “Времена года”: “Лето” .)

Мы продолжаем разговор по повести “Ася”. Тема сегодняшнего урока: “А счастье было так возможно, так близко!..”

Ребята, а как вы понимаете слово “счастье”?

(Учащиеся дают свои понятия слову “счастье”)

А что нам говорит толковый словарь? (Работа учащихся со словарем “счастье – чувство и состояние полного высшего удовлетворения” - толковый словарь.)

(Определение записывается на доске и в тетрадях.)

Подберите синонимы и антонимы к слову “счастье” (синонимы – радость, удача, … ; антонимы - огорчение, печаль, …)

Ребята, наш урок сопровождает музыка из цикла “Времена года” “Лето” и “Осень”.

Итак, сегодня на уроке предстоит:

    восстановить историю взаимоотношений главных героев, чтобы определить основную мысль и идею повести; ответить на вопрос: а были бы счастливы герои, если бы не расстались?

DIV_ADBLOCK387">

(Звучит монолог Аси, который читает заранее подготовленная ученица)

Моя матушка умерла, когда мне было 9 лет. Вся жизнь моя перевернулась. Меня забрали от тетки моей, скотницы, в городской дом. Но не прислугой. Вместо сарафана на меня надели розовое шелковое платье. Я до сих пор помню, какое оно было прохладное, гладкое блестящее…

Мне было не по себе. Я не могла привыкнуть к этому. А когда у меня поцеловали ручку, я думала, что потеряю сознание… Теперь-то я знала, что барин – мой отец и что любил меня страстно. Он никогда ничего не запрещал мне, выполнял все мои желания, во всем потакал мне. Наверное. Считал себя виноватым.

Скоро я поняла, что в доме я главное лицо, но мучило меня то, что приказывать должна была людям, с которыми прожила все свое детство, чьи сказки слушали, с кем вместе играла. Они-то знали, что моя мать была крепостная, а я – крестьянская дочь.

Я … я целый мир хотела заставить забыть мое происхождение! Я стыдилась своей матери, стыдилась своего стыда, я мучилась, не знала, что делать. Мне хотелось быть не хуже других барышень.

Но тут новое несчастье! Умер отец! Что будет со мной дальше? Как мне жить? У меня ведь есть старший брат. Как-то он меня воспримет? Я боялась его. Боялась его осуждения, боялась, что он не примет меня как родную, будет колоть меня крестьянским происхождением.

Но опасения мои были напрасны. Он признал меня за сестру. Я была ему больше чем благодарна…

Брат привез меня в Петербург и поместил в один из лучших пансионов. Там я прожила 4 года. Изучила французский, немецкий, музыку, училась рисовать. С девушками не сдружилась. И была рада, что брат забрал меня из пансиона.

В то время он вышел в отставку и мы поехали за границу. Останавливались в небольших живописных городках. Избегали шумных столиц и светских знакомств.

Городок Ленц понравился своими заброшенными виноградниками , садами и полуразрушенными стенами феодального замка. Обычно мы не задерживаемся в таких маленьких городках. Но здесь было так красиво, необыкновенно, не хотелось уезжать от этих дивных закатов и чудесного Рейна, да и от того, с кем встретилась в этом городе …

DIV_ADBLOCK388">

Чтение по ролям диалога Аси и господина N. (От слов “Пойти куда-нибудь …”

до слов “…я еще не летал”).

Какой мотив появляется в главе 9? Как он помогает понять душевное состояние героев?

Проследите развитие этого мотива на последующих страницах повести и ответьте на вопрос: зачем автор его вводит?

(В 9 главе появляется мотив любви, которая окрыляет человека. Для Аси все развивается стремительно и бурно, а для г-на N – постепенно. В жизни каждый человек, тем более девушка, хочет счастья.)

Какие мечты Аси характеризуют её? Почему странность в девушке, её устремленность в будущее вызывают колебание в душе г-на N? (Она не такая как все. Ей нужен необыкновенный человек, так как только он может понять и полюбить Асю такой, какая она есть.)

Восстановите историю взаимоотношений Аси и рассказчика. Подумайте, почему не сложились их отношения? Как автор отвечает на этот вопрос?

(Работа с учебником гл. 14, гл. 15.)

Какие чувства испытывает герой после разрыва с Асей? (гл. 19.)

Почему же только после разрыва герой убеждается в своей любви? (Тургенев, таки образом, наказывает его.)

За что? (За нерешительность и медлительность.)

В повести Гагин задает г-ну N недоуменный вопрос: “Почему она Вас полюбила?” А как вы думаете, за что полюбила Ася г-на N? (г-н N для Аси первый молодой человек из высшего общества, который обратил на неё внимание. До этого ничего подобного не было в жизни Аси.)

А как вы думаете, были бы счастливы Ася и г-н N, останься они вместе?

(Мнение учеников может разделиться, что приведет к диспуту по этому вопросу.)

2. Составление сопоставительной характеристики и запись на доске и в тетрадях:

Г-н N:

скорее всего да

(Вопрос к классу: почему? )

1) любимый человек рядом;

1) социальное положение не позволяет;

2) молодость;

2) свет не примет;

3)это то, о чём не могла и мечтать;

3) Ася взбалмошная.

V. Выводы . (Звучит музыка “Осень” из цикла “Времена года”)

https://pandia.ru/text/78/220/images/image005_44.jpg" alt="E:\415951\Image60.jpg" width="307" height="199 id=">

Так о чем же эта повесть? (О первой любви.)

Какая она – первая любовь? (Лёгкая, чистая, светлая, искренняя и грустная одновременно).

Так счастлива ли героиня повести? (Да, счастлива, потому что любит, потому что узнала, что такое любовь.)

А счастлив ли герой? (Да, но поздно это понял.)

А какова же основная мысль повести “Ася”?

(Счастье мгновенно, скоротечно, у него нет ни прошлого, ни будущего)

Найдите этому подтверждение в тексте. (Гл. 20. “Завтра я буду счастлив… мгновенье”)

https://pandia.ru/text/78/220/images/image007_30.jpg" alt="E:\415951\Image62.jpg" width="268" height="177 id=">

2. “Мысли вслух”. Ваша строчка в заключении (мини-выводы)

(возможные варианты:

    Счастье – оно как птица, упустишь и не поймаешь. Что за прелесть эта “Ася”; Как жаль, что мужчины всегда чего-то боятся; Обидно, когда у тебя крылья выросли, а лететь некуда; Да, первая любовь великолепна и неповторима; Обидно, что первую любовь не воскресишь

VI. Домашнее задание: написать сочинение на одну из тем:

“Чем привлекает меня тургеневская девушка” или

“Злободневное и вечное в повести “Ася”.

Литература.

И др. Как войти в мир литературы. 9 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2000. Литература (поурочные планы для 8 класса)./Сост. .- Изд. “Учитель-АСТ”, 2001 г.

Тема сочинения: Что помешало счастью Аси и господина Н.Н.?

План сочинения.

1. Что такое счастье?

2. Что могло составить счастье героев?

3. Мог ли быть у повести счастливый финал (какова авторская позиция в произведении)?

4. Каковы причины несчастливого финала:

1) образ господина Н.Н.:

а) новизна отношений (отсутствие в прошлом подобного опыта);

б) характер героя (нерешительность, нежелание и неумение брать на себя ответственность);

в) пассивность героя (бесцельное прожигание жизни).

2) образ Аси:

а) положение в обществе (дочь дворянина и крестьянки; необычное воспитание; странное поведение);

б) характер героини (прямая противоположность Н.Н.: живая, деятельная, «способная на всё»);

в) жажда жизни (готова на подвиг, на самопожертвование).

5. Вывод.

Материалы к сочинению:

Композиционный

этап сочинения

Содержание сочинения

Литературный материал

Что такое счастье?

Вступление

Начать сочинение с определения понятия «счастье»

1. Любые известные ученикам цитаты, афоризмы, высказывания о счастье, которые созвучны теме сочинения (одного достаточно).

Или:

2. Слова о счастье самого И.Тургенева, которые произносит в повести господин Н.Н.: « У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день, а мгновенье».

Что могло составить счастье героев?

Вступление

Сказать, что составить счастье героев могли взаимная любовь, совместная жизнь, супружество

Ася жаждет любви: « Ваша…» – прошептала она г-ну Н.Н. в комнате фрау Луизе (глава 16); о потерянной любви сожалеет герой в финале произведения: « ни одни глаза не заменили мне тех, когда-то с любовию устремленных на меня глаз, ни на чье сердце, припавшее к моей груди, не отвечало мое сердце таким радостным и сладким замиранием!» (глава 22)

Мог ли быть у повести счастливый финал (какова авторская позиция в произведении)?

Вступление

1) глава 2. « Вы в лунный столб въехали, вы его разбили»,– закричала мне Ася. Я опустил глаза; вокруг лодки, чернея, колыхались волны». (обратить внимание на семантику глагола «разбили»; на то, что лунный столб - отражение луны в воде, вытянутое по форме, напоминающее дорожку от одного берега к другому, соединительная линия - разбит по вине героя).

2) глава 8. «Беда, если она кого полюбит», - говорит об Асе Гагин.

3) глава 9. Сказка о Лорелее звучит из уст Аси: «...говорят, она прежде всех топила, а как полюбила, сама бросилась в воду».

4) глава 9. «А я хотела бы быть Татьяной», - говорит Ася, цитируя строки романа А.Пушкина «Евгений Онегин». Как известно, у Татьяны счастье с любимым тоже не сложилось. (Примечание. По нашей программе (Г.С.Меркина) роман Пушкина изучается в 9 классе, и дети с ним ещё не знакомы, но учитель может сказать несколько слов о нём)

5) глава 14. «... ведь вы на Асе не женитесь», - несколько раз произносит Гагин.

Каковы причины несчастливого финала:

Тезис, переход к основной части

Сформулировать тезис сочинения (им может быть вопросительное предложение темы)

Что же помешало счастью Аси и господина Н.Н.?

Образы героев

Основная часть

1) Сказать, что господин Н.Н. сам виноват в том, что упустил своё счастье. Искреннее, сильное, большое чувство до встречи с Асей ему не было знакомо, потому не сразу он разобрался в своём чувстве к Асе и не понял, не оценил её любви.

1) история с молодой вдовой, «официальным воспоминанием о которой заключался каждый мой день» (глава 4); «рана моего сердца не очень была глубока; но я почел долгом предаться на некоторое время печали и одиночеству – чем молодость не тешится !» (глава 1). Эта «любовная» история напоминает игру в любовь.

2) Сказать об особенностях характера героя (много и хорошо говорит, но ничего важного, нужного, полезного не делает). В эпизоде, взятом для анализа, обратить внимание на лексические повторы, синонимы.

2) глава 5 . « Гагин добрался до знакомой уже мне долины, присел на камень и начал срисовывать старый дуплистый дуб с раскидистыми сучьями. Я лег на траву и достал книжку ; но я и двух страниц не прочел , а он только бумагу измарал ; мы все больше рассуждали , и, сколько я могу судить, довольно умно и тонко рассуждали о том, как именно должно работать , чего следует избегать < .... > Гагин, наконец, решил, что он «сегодня не в ударе», лег рядом со мной, и уж тут свободно потекли молодые наши речи , то горячие, то задумчивые, то восторженные, но почти всегда неясные речи , в которых так охотно разливается русский человек. Наболтавшись досыта и наполнившись чувством удовлетворения, словно мы что-то сделали, успели в чем-то , вернулись мы домой».

3) Сказать о том, что не случайно господин Н.Н. в повести несколько раз показан плавающим по реке в лодке, управляемой перевозчиком. Символическое значение реки (как река жизни); герой плывёт по течению, не сопротивляясь, не предпринимая попыток что-то изменить; даже лодкой правит перевозчик, а не он сам. (Примечательно, что Ася ни разу не показана плавающей по реке в лодке). Образ перевозчика рождает интересные ассоциации: в древнегреческих мифах Харон перевозит души умерших людей в подземное царство Аида по реке Стикс. Не потому ли так безволен главный герой повести, что духовно мёртв, опустошён («путешествует без плана, без цели»). Не потому ли так энергична, решительна, переменчива Ася, что жива?

3) « Лодка отчалила и понеслась по быстрой реке. Перевозчик, бодрый старик, с напряжением погружал весла в темную воду» (глава 2); « Въехавши на середину Рейна, я попросил перевозчика пустить лодку вниз по течению. Старик поднял весла – и царственная река понесла нас» (глава 10); «во мне зажглась жажда счастья. Я еще не смел называть его по имени, – но счастья, счастья до пресыщения – вот чего хотел я, вот о чем томился … А лодка все неслась, и старик перевозчик сидел и дремал, наклонясь над веслами» (глава 10).

4) Сказать о разном отношении героев к жизни. Духовная пустота, душевная усталость, нежелание бороться с трудностями, апатия господина Н.Н. Готовность Аси на высокий подвиг, на «жизнь, полную тревог».

4) глава 9 . «В это мгновенье до нас долетели отрывочные, однообразные звуки. Сотни голосов разом и с мерными остановками повторяли молитвенный напев: толпа богомольцев тянулась внизу по дороге с крестами и хоругвями…

Вот бы пойти с ними,– сказала Ася, прислушиваясь к постепенно ослабевавшим взрывам голосов.

Разве вы такая набожны?

Пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг, – продолжала она.– А то дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?

Вы честолюбивы,– заметил я,– вы хотите прожить не даром, след за собой оставить…

А разве это невозможно?

«Невозможно»,– чуть было не повторил я… Но я взглянул в ее светлые глаза и только промолвил:

Попытайтесь».

5) Сказать о причинах странного поведения Аси, которое испугало господина Н.Н. («Жениться на семнадцатилетней девочке, с ее нравом, как это можно!» глава 14) : о сложной судьбе девушки, её необычном происхождении, воспитании, социальном (сословном) положении, - и о том, что всё это не испугало бы духовно сильного мужчину, готового взять на себя ответственность за любимую женщину (ведь готов же был отец Аси, дворянин, жениться на горничной Татьяне, матери Аси)

5) глава 8. «Отец мой сильно к ней привязался и после моего отъезда из деревни хотел даже жениться на ней, но она сама не согласилась быть его женой, несмотря на его просьбы».

Вывод

Заключение

Повесть И.С. Тургенева «Ася» впервые была опубликована в одном из выпусков журнала «Современник» за 1858 год. Тургенев говорил, что писал её “горячо, чуть не со слезами”.

Молодой человек Н.Н., путешествуя по Европе, в одном из немецких городков познакомился с братом и сестрой Гагиными. Почувствовав симпатию друг к другу, юноши быстро подружились. Что касается Аси, то поначалу она казалась Н.Н. странной: постоянно дичилась, совершала безумные поступки, не к месту смеялась. Однако, узнав её историю, он понял, что она - искренняя, умная, очень чувствительная девушка. Милая простота и обаяние Аси не смогли оставить Н.Н. равнодушным. Он привязался к ней, и видеть ее каждый день стало для него жизненной необходимостью. Со временем молодой человек понимает, что его привязанность перерастает в совсем иное чувство - в его сердце зарождается любовь. Ася отвечает ему взаимностью, но Гагин тревожится за нее, поскольку лучше других понимает свою сестру. Он предостерегает друга от нелепых поступков и обещаний, говоря, что у Аси «ни одно чувство не бывает наполовину», она не понимает фальши и неискренности.

Герой долго размышляет над создавшимся положением. Он, несомненно, счастлив, что находится рядом с Асей, но также понимает, что ему необходимо время, чтобы чувства окрепли. В результате молодой человек принимает решение: «Жениться на семнадцатилетней девочке, с ее нравом, как это можно!» Обо всем этом он и сообщает Асе во время свидания. Увы, ей не нужны были заверения и гарантии, она ждала лишь одно слово, которое так и не было произнесено. На следующее утро Ася с братом съехали с квартиры, не оставив адреса.

Анализируя повесть, я понимаю, что как бы герои не были молоды и свободны, судьба не смогла соединить их. Любовь к странной, но очень привлекательной девушке напугала молодого человека. К тому же «ложное» положение Аси в обществе, ее воспитание, происхождение и образование также кажутся ему слишком необычными. Н.Н. стремится взять свои эмоции под контроль, хотя это у него получается достаточно плохо. У Аси происходит в душе что-то невообразимое. Любовь оказывается для нее настоящим потрясением, настигает ее, словно гроза. В результате всех сомнений и душевных терзаний Ася оказывается навсегда потерянной для главного героя. И только тогда он понял, насколько сильным было чувство любви, которое он испытывал к этой странной девушке. Но, увы, уже поздно. И только тогда Н.Н. понимает невосполнимость своей утраты «У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее - и то не день, а мгновенье»

3. Философская тематика стихотворения С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…».

Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна берёзового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий, ты всё реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льётся с клёнов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

В этом стихотворенит поэт затронул тему старости. Мы когда-нибудь все станем бабушками и дедушками, для нас наступит время, когда уже не будет молодой резвости, жизнелюбия, веселья; время, когда больше будем думать о своих прожитых днях, об ошибках, которые ты когда-то допускали.

В основе стихотворения лежит антитеза, поэт использует её для передачи смысла, противопоставляя весенние яблоки к осеннему золоту увядания, то есть детство и зрелую жизнь.

В последующих строфах ряд образов продолжают развитие начальной мысли. С уходом молодости исчезают «буйство глаз и половодье чувств», остывают эмоции, замедляется ритм сердца, «тронутого холодком». Постепенно покидает лирического героя и «дух бродяжий» - его не тянет больше «шляться босиком» по стране «березового ситца»…

Личностная тематика стихотворения не дает какого-то конкретного смысла в некоторых образах: например, образ розового коня можно воспринимать как пробуждающее, юное начало, а можно объяснять как символ заката и увядания в раннее утро - то есть своеобразная антитеза. Такая неоднозначность является чертой философской лирики. В самом конце этого стихотворения автор повествует нам о том, что нет ничего страшного в старении и увядании, и говорит: «Будь же т во век благословенно, что пришло процвесть и умереть».
мне кажется странной тема данного стихотворения, ведь Есенин написал его, когда ему было всего-то 26 лет. Но сам Есенин так объясняет мотивы печали и грустных размышлений: “Поэту необходимо чаще думать о смерти, и что только памятуя о ней, поэт может особенно остро чувствовать жизнь”. Совпаденье ли, но через 4 года он трагически погибает. И сквозь строчки его произведения поэт благодарит судьбу за то, что жизнь его останется на этой земле в его стихах, за то, что он не уйдет бесследно.

Билет 11

Житие Бориса и Глеба». Своеобразие жанра.

Эволюция образа Евгения Онегина в романе А.Пушкина «Евгений Онегин».

Реальность и фантастика в повести М.Булгакова «Собачье сердце».

1 .Создание культа Бориса и Глеба преследовало две цели. С одной стороны, канонизация(причисление усопшего подвижника к святым) первых русских святых поднимала авторитет церкви и свидетельствовала о том, что Русь «почтена пред Богом» и удостоилась своих «святых угодников». С другой стороны, культ Бориса и Глеба имел чрезвычайно важный и актуальный политический подтекст: он «освящал» и утверждал государственную идею, согласно которой все русские князья - братья, что предполагает обязательность «покорения» младших князей «старшим». Именно так поступили Борисис и Глеб: они беспрекословно подчинились своему старшему брату Святополку, почитая его «в отца место», он же употребил во зло их братскую покорность. Поэтому имя Святополка Окаянного олицетворяет злодея, а Борис и Глеб, принявшие мученический венец, объявляются святыми патронами Русской земли.

Особенности жанра жития - исключительная эмоциональность, нарочитая условность сюжетных ситуаций и этикетность речевых формул. Герои поступают вопреки жизненной правде, как требует их роль святого мученика или мучителя.все внимание автора и читателя сосредоточивается на эмоциональной и духовной жизни героев. Бездействие Бориса и Глеба перед лицом Святополка - дань агиографическому канону, согласно которому мученик, страшась смерти, одновременно покорно ожидает ее. Судьба Бориса предрешена заранее: он знает об ожидающей его смерти и готовится к ней; все происходящее в дальнейшем - это лишь растянутая во времени гибель обреченного и смирившегося со своей неизбежностью князя. Чтобы усилить эмоциональное воздействие жития, агиограф даже саму смерть Бориса как бы устраивает: его пронзают копьями в шатре, затем убийцы призывают друг друга «скончать повеленное» и говорится, что Борис «усьпе, предав душою свою в руце Бога жива» , и наконец, когда тело Бориса, обернутое в ковер, везут в телеге, Святополк, заметив, что Борис приподнял голову (значит, он еще жив?), посылает двух варягов, и те пронзают Бориса мечами.

Чисто этикетным характером отличаются пространные молитвы Бориса и Глеба, с которыми они обращаются к Богу непосредственно перед лицом убийц, и те как бы терпеливо ждут, пока их жертва кончит молиться.

Таким образом, в житие внимание было сосредоточено на изображении страданий святого и прежде всего величия его духа перед лицом смерти. Отсюда и большая скупость деталей, и условность характеристик, и - с другой стороны - большая эмоциональность молитв или обличений.