Что такое относительное здоровье определение. Понятия "здоровье" и "болезнь"

Здоровье – комплексное понятие, характеризующее состояние человека. Здоровье нужно рассматривать широко, масштабно и целостно. Согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения, «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия», а не только определяется отсутствием болезней и физических дефектов. Такое расширенное понимание здоровья очень важно и помогает увидеть причинно-следственные связи.

Здоровье - естественное состояние человека , норма жизни. И достигается это состояние просто - соблюдением законов природы. Ведь если мы соблюдаем регламент по эксплуатации технического прибора, то и срок службы у него будет максимальным. Грамотная эксплуатация своего организма поможет не отвлекаться на ремонтные работы. Главное понять возможности организма и определить посильную нагрузку.

«Медицина есть искусство подражать целебному воздействию природы »

/Гиппократ/

Каждый из нас закодирован матушкой-природой на безупречное здоровье , но нарушение естественных биоритмов и законов приводит к сбою адаптационных возможностей. Очень важно вовремя включить, поддерживать и тренировать механизмы адаптации и саморегуляции. Младенец появляется на свет с колоссальным резервом жизненной силы. Русский физиолог И.А. Аршавский писал: «Физиологически зрелые новорождённые не могут не только умереть, но и заболеть». Тогда почему по статистике мы имеем не более 5% здоровых детей? Ответ прост: потому что мы нарушаем законы физиологии ещё на этапе планирования ребёнка и его зачатия. Культура здорового образа жизни недостаточно распространена среди населения. Родителей в большей степени волнует успеваемость детей в школе нежели правильно организованный режим дня, питания, наличие времени на отдых. Из-за большого количества уроков, кружков, из-за дефицита времени, в погоне за оценками родители пренебрегают базовыми потребностями ребёнка. Дети пропускают прием пищи, употребляют фаст-фуд, поздно ужинают, поздно ложатся спать. В результате у детей появляются проблемы с желудочно-кишечным трактом, частые простуды, вегетососудистая дистония, невротические расстройства. Однако, данная ситуация не означает, что не надо учиться или посещать образовательные кружки. Родителям важно научиться не выбирать из двух зол меньшее, а создавать лучшее для своего ребёнка, качественно планировать и режим дня, и программу обучения, реализуя потребности детского организм и учитывая интерес юной личности. Почаще вспоминайте слова И.А. Аршавского: «Помните: ваш малыш может не болеть. А значит - не должен болеть. И зависит это прежде всего от вас» .

Возвращаясь к природному ритму, здоровому питанию, занимаясь физкультурой, контролируя свои мысли и эмоции, каждый может вновь обрести целостность и здоровые.

«Сама по себе болезнь – это факт удаления человека от природных механизмов, призванных следить за его здоровьем и жизнеобеспечением… Польза, которую может извлечь человек, установивший информационный контакт, сблизив себя с небольшим участком мира природы, значительно большая, чем борьба с заболеваниями»

/В.Н. Мегре «Анастасия»/

От чего зависит здоровье?

По статистике здоровье любого человека на 50-60% зависит от образа жизни и только на 10 % от медицины и 10-15 % от генома, т.е. наследственности. Получается, что наш образ жизни, наши повседневные привычки во многом определяют уровень здоровья. Так подумайте, в какой фонд необходимо вкладывать ресурсы и инвестиции: в медицинский проект, который даёт 10% дохода, или в проект ЗОЖ с доходом 60%?

Обратите внимание, с каждым годом улучшается качество медицинских услуг, появляются новые технологии, но при этом наблюдается интенсивный рост заболеваемости, болезни молодеют. Где же логика? Если уровень медицины растёт, то заболеваемость обязана снижаться. А если заболеваемость растёт? Очевидно, основная причина в современном образе жизни и отсутствии первичной профилактики в системе здравоохранения.



Основные причины роста заболеваемости при высоких технологиях в современной медицине:

  1. Нездоровый образ жизни, вредные привычки, неграмотность населения в области здоровья. Постепенное самоотравление организма за свой же счёт алкоголем, курением, рафинированной и консервированной пищей.
  2. Отсутствие первичной профилактики в медицинских учреждениях. Наблюдается подмена: вместо настоящей профилактики и пропаганды ЗОЖ, людям предлагают сдавать анализы на ВИЧ, гепатиты и др., чтобы выявить заболевание на ранних этапах. Задача правильная и нужная. Но ещё лучше не допустить появление и распространение этих заболеваний, а здесь только анализы не помогут. Нужна информационная работа, повышение культуры и нравственности общества, ответственности. Разумная пропаганда ЗОЖ должна быть в поликлиниках, в кино, телепередачах, журналах. Необходимо возобновить бесплатные секции физической культуры, распространение информации по закаливанию, гигиене. Главная задача – не дать сформироваться патологии, а не лечить уже возникшую болезнь.
  3. Симптоматическая направленность медицины. Причины многих болезней не известны, поэтому основная задача врача подавить симптомы заболевания, а не вылечить. Однако причины не известны, если смотреть на болезнь поверхностно, но если оценивать организм целостно, то многие процессы становятся понятными и закономерными.
  4. Не желание людей что-то менять в своей жизни, потрудиться во благо собственного здоровья. Вся надежда на «волшебную таблетку».
  5. Нарушение экологии окружающей среды, которая опять-таки зависит от образа жизни и нашей осознанности.

А как же наследственность?

Часто на наследственность мы списываем вредные привычки, передающиеся из поколения в поколение, например: способ готовить пищу, еда на ночь, преобладание в питании рафинированных продуктов, солёного, заранее приготовленные на неделю вперёд блюда, а также стереотипные эмоциональные реакции, негативное мышление. Всё перечисленное не относится к информации, передаваемой по генам, а касается вопросов воспитания и самовоспитания человека.

Согласно научным данным в области генетических исследований, установлено, что не каждый патологический ген будет немедленно запускать болезнь, в большинстве случаев необходима активация патологического гена неблагоприятными факторами окружающей и внутренней среды. Т.е. человек, носитель патологической генетической информации, должен сам постараться, чтобы запустить наследственную болезнь. Вредные привычки, рафинированная пища, избыток лекарств – вот триггерные факторы, которые спускают курок начала болезни.

Если мы обобщим причины всех заболеваний, то увидим, что любая болезнь, независимо от названия, является следствием засорения внутренней среды организма и негативного мышления. Не задумываясь, мы перегружаем организм неорганическими солями, нитритом натрия (добавляется в колбасы и сыры), глутаматом натрия, другими канцерогенными добавками, химическими препаратами, рафинированным сахаром, солью, крахмалами, клейковиной, животными продуктами, перееданием. Организм тратит огромные усилия на пищеварение, расщепление поступивших веществ, всасывание, складирование, упаковку, обезвреживание и выведение лишнего. До 70% энергии, полученной от съеденной пищи, тратится на обеспечение процесса пищеварения и выведение отходов. Как видно, коэффициент полезного действия очень низкий. Много сил расходуется напрасно, если рацион не сбалансирован и содержит много вредных балластных веществ. Со временем силы организма истощаются, мощности на детоксикацию и выделение не хватает, естественные фильтр системы перегружены и забиты. Тогда токсины и побочные продукты обмена складируются в тканях, снижая уровень обмена веществ, провоцируя хроническое воспаление, или просто до поры до времени лежат как бомба замедленного действия. В основном процесс загрязнения внутренней среды обеспечен поступлением некачественной, невидовой пищи, её неправильным сочетанием и перееданием.

«Мы есть то, что мы едим»

/Гиппократ/

Несмотря на важность внутренней чистоты организма, определяющим в формировании и удержании здоровья является внутреннее эмоционально-духовное состояние человека, чистота помыслов, умение жить в радости и любви, уровень гармонии в отношении с другими.

Заболевание всегда начинается на энергоинформационном уровне и изначально порождается негативными мыслями и эмоциями самого человека. Именно неуверенность в себе, не понимание смысла своей жизни, конфликты, обида и гнев заставляют людей вредить себе же, употребляя алкоголь, переедая и взращивая другие вредные привычки, приводящие к загрязнению организма не только ментально, но теперь и физически. Болью, мышечным спазмом проявляются глубоко запрятанные эмоции тоски, раздражения, обиды, страха. Боль сигнализирует о неправильно выбранном пути, о потери радости в жизни, блокировании любви. Так, аллергические проявления отображают внутренний протест против шаблонных установок, обязанностей, против жизни от ума, перекрывающей любовь и чувства. Контролируя свои мысли и эмоции, мы блокируем появление и развитие болезни. Поэтому так необходимо обрести внутреннее спокойствие, принятие, почувствовать свою душу, уметь радоваться каждому дню. Радость – это та витаминка, которая не даёт прорасти «псоре» (семени патологии).


Взаимосвязь эмоций и заболеваний была известна с глубокой древности. Однажды Гиппократа спросили, что такое здоровье, и великий врач ответил: «Глубочайшее расслабление». Удивительно! Ни питание, ни физкультура, ни моржевание, ни медосмотры…, а глубочайшее расслабление. Сыроедение, диеты, двигательные практики, голодание, травы – мощные инструменты, они помогают, но почему-то не всегда дают 100% результат и полное исцеление. Мешает неверие, старые обиды, претензии, гордыня, созданный и поддерживаемый образ «нездоровья». Глубочайшее расслабление успокаивает ум, усиливает ясность сознания, осознанность, устраняет спазмы и суету. В расслабленном состоянии нормализуется работа мозга, восстанавливается гармоничное взаимодействие органов, активизируются скрытые внутренние силы, запускаются процессы самовосстановления.

Здоровье – идеальный баланс внутренних процессов, результат глубочайшего расслабления, самоконтроля и позитивного мышления.

ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ

1. Позитивное мышление и внутренняя работа над собой.

Психоэмоциональная гигиена, эмоциональный детокс (отслеживание своего эмоционального состояния и выбор позитивных мыслей), контроль и изучение работы своего сознания, ф ормирование духовно-нравственной внутренней опоры;

Практики расслабления, цигун;
- состояние ответственности за собственную жизнь и здоровье.

Обратите внимание на книги Анастасии Новых «Сенсей I, II, III, IV» и п редачи на Аллатра ТВ «Что такое сознание? ».

2. Поддержание гармоничного баланса функциональных систем организма.
Другими словами поддержание своего инструмента – тела в рабочем настроенном состоянии. Данный процесс можно сравнить с периодическим подстраиванием музыкального инструмента, например, скрипки или рояля, которые перестают держать строй из-за воздействия факторов окружающей среды. Если музыкант ограничится только протиранием (очищением) музыкального инструмента, то получит фальшивые звуки. А мы в свою очередь дискоординацию обменных процессов.
Изолированные чрезмерно интенсивные практики очищения могут не дать желаемого результата, если организм находится в выраженном дисбалансе. Ресурсов организма может не хватить, чтобы компенсировать перегрузки при уже имеющихся дисфункция, что приведёт к ухудшению состояния и ещё большему сбою. Поэтому никогда не нужно спешить и преувеличивать свои возможности. Дозированные же нагрузки повышают внутренние резервы и помогают организму восстановить баланс.
Равновесие функциональных систем организма сильно зависит от нашего психоэмоционального состояния, цели, мотивации. Как говорят, «все болезни от нервов», а нервы от неумения управлять собой.

Пример из жизни:

Девушка с детства имеет проблемы с пищеварением, дискинезию желчевыводящих путей, гастрит. Чтобы улучшить своё состояние здоровья, она решает провести очищение кишечника сульфатом магния три раза за неделю, а потом проводит три разгрузочных дня на яблочном соке. В результате такого очищения появляется тошнота, боли в животе, сыпь.

Что сделано не так?
Дело в том, что частый приём магнезии и кислого яблочного сока спровоцировало раздражение слизистой оболочки ЖКТ и нарушение работы поджелудочной железы. Данная нагрузка не приемлема для ослабленного ЖКТ.

Подробнее о том, что приводит к обострению со стороны органов ЖКТ мы поговорим в разделе о питании.

3. Поддержание чистоты внутренней среды и очищение организма.
Обеспечивается соблюдением «инструкции эксплуатации организма», что препятствует процессам аутоинтоксикации, и по необходимости периодическими курсами очищения в подобранном режиме. Заметьте, это не бесконечные «чистки», а более бережное и разумное поведение человека.

Подобранное индивидуальное питание, соответствующее ферментативным и функциональным возможностям организма;

Нормализация пищеварительных и ферментативных процессов в организме, что снижает вероятность хронической аутоинтоксикации, т. е. самоотравления тканевыми токсинами и другими продуктами обмена.

Очищающие практики в индивидуальном режиме (баня, массаж, физкультура, нормализация работы кишечника, тюбажи печени, пиявки, разгрузочные дни, фитосборы).

Прмните: больше не значит лучше! Всё хорошо в меру и эта мера у каждого своя!

4. Здоровое питание.

Поступление в организм оптимального количества нутриентов, белка, витаминов и минералов;

Соответствие поступающей пищи ферментативным и функциональным особенностям организма;

Режим питания.

5. Высокая функциональная активность капиллярного русла (микроциркуляции) и обменных процессов.

Физкультура, пешие прогулки в индивидуальном режиме;

Контрастные процедуры (баня, скипидарные ванны, закаливающие процедуры);

Фитосредства;

Гирудотерапия;

Обёртывания, массаж.

6. Соблюдение природных биоритмов. Со-настройка с ритмом природы.

Отход ко сну с 21.30-22ч;

Корректировка деятельности с учётом сезонных биоритмов, своевременное снижение нагрузки;

Отсутствие ночных перекусов.

7. Здоровая (чистая) окружающая среда. Помощь природе.

Образно состояние здоровья постоянно находится в подвижном балансе, подобно весам. На одной чаше весов мы складываем привычки, укрепляющие здоровье, на другой – привычки, ведущие к нездоровью. Неблагоприятные факторы накапливаются, и однажды система адаптации организма не справляется с нагрузкой, происходит сначала функциональный сбой в работе, а позже присоединяются и анатомические изменения. Какие факторы перевешивают, такие и последствия.


Укрепление здоровья

Разрушение здоровья

Позитивное мышление, контроль мыслей.
Состояние радости.
Глубочайшее расслабление.
Добрые дела.
Творчество.

Добрые и искренние отношения с близкими.

Здоровое питание.
Умеренность в еде, свежеприготовленные блюда, овощи, фрукты, зелень.
Приготовление пищи в благостном состоянии и с любовью.

Регулярные занятия физкультурой.

Закаливание (солнце, вода, земля, воздух).

Забота о природе, улучшение экологии.

Пребывание на природе.

Режим дня.

Напряженная психоэмоциональная атмосфера в семье, семейные конфликты, гордыня, обида, раздражение.

Нездоровое питание.
Дефицит витаминов и минералов в питании, переедание, длительное следование ограниченным диетам без учёта потребности организма, потребление рафинированной пищи, консервантов, избыток соли, еда на ночь.
Пища, приготовленная в гневе и раздражении.

Малоподвижный образ жизни
Недостаточное пребывание на свежем воздухе

Отсутствие стимуляции адаптивных процессов природными факторами, закаливания. Искусственная среда помещения выключает способность к терморегуляции.

Нарушение режима сна, поздний отход ко сну

Неблагоприятная экологическая обстановка.

Неблагоприятная экология жилища (искусственные материалы, пары формальдегида и др.)

« Глупо стремиться вылечить тело, не вылечив Душу »

/Платон/

Болезнь – следствие вредных привычек, страстей, непонимания своей сути. Болезнь – разговор человека с Богом, сигнал о необходимости внутренней работы над собой. Поэтому необдуманное исцеление, без покаяния и осознания первопричины, без участия самого человека, может нанести вред. Теперь уже телесно здоровый человек будет продолжать удаляться от своего предназначения и познания мира, погружаясь в желания материального и раздувая своё Эго, всё больше и больше опустошая свою Душу. Профессор В.А. Савинов пишет по этому поводу: «Допускается лечить тех, кто выстрадал свои болезни, очистился в процессе заболевания. И если кто-то из больных не смог самостоятельно этого сделать, врач обязан заняться его духовным очищением, переориентацией и в социуме…» Важно восстановить духовность, осознанность, доброе отношение к миру и людям, а уж потом приниматься за лечение.

Природные методы оздоровления обычно дают хорошие результаты, потому что в них участвует сам человек. На пути к здоровью приходится ограничивать себя, контролировать своё поведение и настроение, больше времени проводить на природе, что повышает уровень ответственности, осознанности и внутренней гармонии, укрепляет волю. Однако в своей практике часто наблюдаю зацикленность людей на ЗОЖ, суженное понимание здоровья и игнорирование духовных причин. Необходимость духовной работы отодвигается на второй план или создаётся видимость таковой. Мало кто хочет меняться, прощать, любить безусловно, доверять Миру и верить Богу.

Путь к здоровью очень прост, и именно из-за простоты люди проходят мимо. Просто любить, просто радоваться, просто соблюдать природный ритм, делать простые физические упражнения, просто обливаться холодной водой, просто быть счастливым здесь и сейчас – слишком просто для нашего ума. У человека больше впечатлений и надежд будет, если на консультации поставить его к стене и начать метать рядом кинжалы, совершить какой-то сложный ритуал, дать дорогую таблетку, нежели просто порекомендовать простую диету, контрастное обливание, формирование позитивного мышления. Это слишком просто для нашего ума. А к тому же делать-то самим придётся. Никому не хочется отмывать грязь, разгребать ментальный мусор и вычищать храм души – тело. Но пока вы этого не сделаете, здоровье будет призрачной тенью. Вы делаете шаг вперед, и здоровье также поспешно удаляется от вас.

Искоренить любую болезнь возможно! Эффект зависит прежде всего от вашей веры, искреннего желания и понимания, для чего вам нужно здоровье.

Здоровье ради здоровья не приносит счастья и удовлетворённости. Физически здоровый человек может постепенно самоуничтожать себя обидой и гордыней, привлекать в свою судьбу несчастные случаи. А главное на рубеже жизни, в тот последний миг не будет иметь ценность и значение ваше здоровье, ваш здоровый образ жизни, хорошенький дом и дорогая машина, успешный бизнес. Ничего материального с собой не взять. Истинной ценностью будут ваши добрые чувства в каждом прожитом дне, ваша любовь к ближнему, ваши добрые и искренние поступки. Думайте, решайте, делайте...

«Если в человеке нет злобы, то у него нет злых болезней. Если нет страха, то нет страшных болезней. Если нет чувства вины, то он находится в состоянии душевного покоя»

/Лууле Виилма/

Истории из жизни.

Инструменты здоровья

Природа щедра. В природе существует много факторов и инструментов, которые положительно влияют на здоровье. Важно лишь правильно пользоваться ими и соблюдать инструкцию, кстати, написанную тоже природой и проверенную народами в течение тысячелетий.

Оздоровительные практики старайтесь использовать комплексно, равномерно воздействуя на все системы организма. Не следует чрезмерно увлекаться каким-либо одним методом, игнорируя остальные. Например, человек может активно заниматься бегом, но при этом есть всё подряд, постоянно переживать, находиться в раздражённом состоянии. В таком случае бег будет помогать преодолевать хронический стресс и способствовать сжиганию вредных веществ пищи, однако при возрастании нагрузки резервы адаптации могут не сработать, и начнётся заболевание. Человек должен развиваться гармонично. Другой пример. Представьте автомобиль, которому нужен общий ремонт, но хозяин решил поменять только резину и выбрал самую дорогую и престижную. Толку в подобном решении мало. Так и с телом человека нужно заниматься комплексно.

Внимательно наблюдайте за собой. В организме человека любой местный симптом, подобно вершине айсберга, рассказывает об общеорганизменной проблеме. Важно воспринимать организм комплексно, не сужаясь до одного симптома.

Человек всегда заботится о своей машине, заправляет качественным бензином, но при этом безответственно относится к собственному телу. Однако, заботясь о теле, важно помнить, что тело – биомашина, данная нам во временное пользование, чтобы доехать до цели, стать Человеком.

Новое или хорошо забытое старое?

В книге я не изобретаю велосипед заново. Многие эффективные способы укрепления здоровья известны с древности. Знания сохранились в народной мудрости, в трудах Гиппократа и Авицена, в книгах прошлого столетия. Однако долго пришлось ходить вокруг да около, блуждая в догмах, набивая шишки, прежде чем началось знакомство с интересными работами прошлого и настоящего. И это путешествие, несмотря на наличие более короткого пути, было не напрасным, сформировался личный опыт и более объёмное восприятие. Так выявив закономерности в питании на своём опыте, собрав статистику опыта других, вдруг открыла книгу 1931 года издания «Сырая пища и рецепты её приготовления», а в этой книге профессором В.В. Марковым тезисно написаны основные положения по питания, которые искала более десяти лет и с которыми полностью согласна. Парадокс в том, что если бы книга попалась раньше, то не было бы доверия к её выводам, так сильны постулаты времени, трудно снять зелёные очки и посмотреть на мир настоящий.

Методология здоровья отработана и выверена веками, но ценные знания дошли до нашего времени в разделённом и нередко зашифрованном виде, перемешанные с ложными установками. Настало время для объединения специалистов разных направлений медицины, интеграции знаний и формирования целостного подхода к здоровью человека.

Общая нозология - учение о болезни (от греч, nosos - болезнь). Это одна из наиболее древних проблем медицины.

Болезнь и здоровье представляют собой две основные формы жизненного процесса. Состояния здоровья и болезни могут много раз переходить друг в друга на протяжении индивидуальной жизни животного или человека. Еще Аристотель считал здоровье и болезнь двумя качественно отличными категориями.

§ 1. Здоровье

Для понимания сущности болезни важно определить, что такое нормальная, здоровая жизнь (норма или здоровье), за пределами которой возникает болезнь. В практической медицине очень часто пользуются выражениями "нормальная температура", "нормальная электрокардиограмма", "нормальный рост и масса (вес)", "нормальный состав крови" и т. п. В данном случае имеется в виду норма как среднее из данных измерений у большого числа здоровых людей (статистическая норма). Часто указываются при этом пределы возможных колебаний. Однако норма не только и не просто средняя арифметическая из ряда измерений. Под нормой или здоровьем понимают такую форму жизнедеятельности организма человека и животного, которая обеспечивает ему наиболее совершенную, оптимальную деятельность и адекватные условия существования в среде. Например, в условиях пониженного парциального давления кислорода на горных высотах нормальным следует считать увеличенное количество эритроцитов в крови против такового на уровне моря.

Из преамбулы устава ВОЗ: "Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов".

Для человека как существа социального норма или здоровье - это существование, допускающее наиболее полноценное участие в различных видах общественной и трудовой деятельности. К. Маркс много писал о здоровье рабочих (Маркс К. Капитал. Т. 1. - В кн.: Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с. 242.). В своих высказываниях о рабочей силе в смысле трудоспособности и здоровья К. Маркс определял ее "как совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека" (Маркс К. Капитал. Т. 1. - В кн.: Маркс и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23. с. 178.).

Это определение К. Маркса имеет, с нашей точки зрения, такoе же большое значение, как и его определение болезни, которое было высказано им, как известно, по поводу стесненной жизни журналистов в капиталистическом обществе. К. Маркс писал: "Что такое болезнь как не стесненная в своей свободе жизнь?" (Маркс К. Дебаты о свободе печати и об опубликовании протоколов сословного собрания. - В кн.: Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 1, с. 64.).

Оба определения К. Маркса имеют основополагающее значение в понимании проблемы здоровья и болезни. Творческое развитие высказываний К. Маркса лежит в основе современного понимания сущности здоровья и болезни человека (Г. И. Царегородпев, А. И. Изуткин, А. Д. Степанов, В. П. Петленко и др.). В противоположность этим определениям в медицине буржуазных стран существует много определений нормы и здоровья, главным образом субъективно-идеалистического толка. К таковым относится, например, определение нормы как "масштаба оценки". Это значит, что в зависимости от масштаба, взятого произвольно субъектом (человеком) за "норму", можно принять любую количественную или качественную характеристику изучаемого предмета. Субъективно-идеалистическое понимание нормы приводит к релятивизму, к стиранию граней между здоровьем и болезнью, к признанию расовой неполноценности и пр. Эта философия лежала в основе многих варварских законов и мероприятий, применяемых расистами.

§ 2. Болезнь

Болезнь - это жизнь поврежденного организма при участии процессов компенсации нарушенных функций. Болезнь снижает трудоспособность человека. Она является для организма качественно новым процессом. Возможными исходами болезни являются выздоровление или смерть.

Дать совершенное определение понятия "болезнь" настолько же трудно, насколько легко найти недостатки среди любых попыток выразить это определение кратко и всеобъемлюще. Не случайно Ф. Энгельс считал, что определения не имеют вообще большого значения для науки и призывал к изучению сути определяемого предмета.

Так как болезнь представляет собой прежде всего жизненный процесс, то естественно, что все признаки жизни имеются и при болезни. В больном организме наблюдаются в различных формах обмен веществ и энергии. Больной организм обладает реактивностью, приспособляемостью к существованию в окружающей среде; в больном организме происходят в различных формах процессы роста и размножения клеток и т. д. Однако все эти важнейшие признаки жизни в больном организме всегда в той или иной степени изменены количественно. Они исчезают только после смерти.

В больном организме, как и в здоровом, осуществляется деятельность всех органов и систем. Больной организм, как и здоровый, дышит, у него функционируют сердце, желудочно-кишечный тракт и другие органы. Однако при каждом заболевании имеется большее или меньшее нарушение приспособительной способности организма. На этом основании большинство патологов и клиницистов определяют болезнь как нарушение способности организма к существованию в окружающей среде. Например, при многих болезнях человек делается физически более слабым, мышцы его быстрее утомляются. Обычно тяжелобольной лежит. Попытки такого больного встать с постели могут иногда привести к смерти (например, при тяжелых болезнях сердца, кровеносных сосудов и других органов). В больном организме резко нарушаются функции нервной системы - основного аппарата приспособления организма к окружающей среде. Прежде всего в нервной системе нарушаются тормозные процессы. Расстройство процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга обычно делает больного раздражительным (угнетение процессов торможения). Это тоже резко снижает его приспособительные возможности.

Болезнь представляет собой такую форму жизненного процесса, при которой жизнь животного или человека становится неадекватной условиям окружающей его среды (а для человека - и социальной среды). Болезнь представляет собой таким образом, несовершенную жизнедеятельность. Болезнь не является обязательной формой жизнедеятельности каждого живого существа. При адекватных условиях среды и здоровой наследственности индивидуальная жизнь может пройти без болезней. Однако процесс завершения жизни и перехода к смерти - умирание - всегда представляет болезнь большей или меньшей длительности. Даже мгновенная смерть от остановки сердца представляет кратковременное, но тяжелое расстройство сердечной деятельности.

У больного человека всегда более или менее понижена трудоспособность. Можно возразить, что иногда под влиянием болезни (гипертиреоз, невротическое состояние и др.) трудоспособность временно повышается. Однако исследование у таких больных трудоспособности на более длительном отрезке времени всегда обнаруживает снижение ее по сравнению со здоровыми людьми.

Признаки болезни (общая семиотика). Наука, изучающая признаки или симптомы (от греч. symptoma - признак), болезни, называется семиотикой (от греч. semeiotikos - на основании признаков).

Одним из наиболее частых признаков болезни является боль. Само название "болезнь" происходит от слова "боль". Однако не все болезни сопровождаются болью. Безболезненно развиваются, например, многие опухоли, лейкозы. Тем не менее боль является одним из важнейших признаков заболевания. Боль - сигнал о неблагополучии в организме, который передается из того или иного пораженного участка тела к высшим центрам головного мозга.

Кроме боли, существует много других признаков болезни. Наиболее заметными и просто определяемыми симптомами болезни являются также слабость, лихорадка, припухлость и покраснение пораженного органа. Существуют признаки болезни, которые мало заметны и выявляются с трудом. Группы признаков более или менее постоянные и характерные для отдельных болезней, называют синдромами.

Развитие медицинской науки и лабораторно-инструментальных методов исследования привело к накоплению и систематизации огромного количества симптомов и синдромов для каждого вида болезни. Например, чтобы отличить один вид врожденного порока сердца у человека от другого, известно до 200 отдельных отличительных (дифференциальных) признаков. Для их анализа и систематизации в настоящее время успешно используются электронно-вычислительные машины.

§ 3. Общие принципы классификации болезней

По особенностям патогенеза выделяют болезни обмена веществ, аллергические болезни, опухоли, отечную болезнь, шок, коллапс и др. По органному принципу различают болезни сердца и сосудов, легких, почек, печени и т. д.

Болезни классифицируют и по возрастному принципу. Различают болезни новорожденных, детские болезни, болезни старческого возраста. Специальным разделом медицины являются женские болезни (гинекология).

Согласно принятой в СССР статистической классификации, болезни подразделяют следующим образом:

Статистическая классификация болезней

Болезни мочеполовых органов

Новообразования (опухоли)

Роды и осложнения беременности, болезни родов и послеродовые

Болезни аллергические, внутренней секреции, нарушения обмена веществ и расстройства питания

Болезни кожи и подкожной клетчатки

Болезни крови и кроветворных органов

Болезни костей и органов движения

Психозы, неврозы и расстройства личности

Врожденные пороки развития

Болезни нервной системы и органов чувств

Болезни раннего детского возраста

Болезни органов кровообращения

Старость, симптомы и состояния, неточно обозначенные

Болезни органов дыхания

Несчастные случаи, отравления и травмы

Болезни органов пищеварения

§ 4. Патологический процесс и патологическое состояние

Патологический процесс - сочетание патологических и защитно-приспособительных реакций в поврежденных тканях, органах или организме.

Некоторые нарушения функции органа иногда не вызывают болезни целого организма. Простейшую форму патологического процесса называют патологической реакцией, или патологической функцией клетки, ткани, органа. Например, патологической реакцией является стойкое расширение артериол или отделение слизи в ответ на болезнетворное раздражение.

Патологическое состояние представляет собой также патологический процесс, но развивающийся более медленно. Например, воспаление кожи и подкожно-жировой клетчатки представляет собой патологический процесс. Исходом воспаления часто является образование рубца, который сохраняется потом в организме многие годы. В рубцовой ткани, как и во всякой живой ткани, протекает обмен веществ, происходит новообразование коллагеновых и эластических волокон. Рубец - медленно протекающий патологический процесс, т. е. патологическое состояние. Патологическими являются также состояния после потери какой-либо части тела. Например, альвеола в челюстной кости после удаления зуба постепенно зарастает, а потом атрофируется. Если удаляют много зубов, атрофируется альвеолярный отросток челюсти. Это всегда бывает в той или иной мере в старческом возрасте. Состояние челюстей после утраты зубов является патологическим. В то же время это медленно протекающий патологический процесс - атрофия. Патологический процесс в приведенных случаях постепенно переходит в патологическое состояние.

Возможны и обратные направления процесса. Патологическое состояние под влиянием различных воздействий может перейти в патологический процесс. Например, пигментированный участок кожи - "родимое пятно" (патологическое состояние), под влиянием механических, химических или радиационных раздражений может перейти в опухоль - меланому, т. е. быстро развивающийся патологический процесс.

Наличие патологического процесса или патологического состояния еще не всегда предполагает заболевание целого организма, хотя и может под влиянием дополнительных воздействий перейти в болезнь во всем ее объеме. Переход патологического процесса в болезнь целого организма представляет собой как чисто количественную, так и качественно новую форму развития нарушений в организме больного. Например, появление воспаления в области одного волосяного мешочка на коже (фурункул) - патологический процесс, но не болезнь всего организма человека. Множественные появления фурункулов - фурункулез - представляют тяжелое общее заболевание, сопровождающееся повышением температуры, расстройством функций желудочно-кишечного тракта, нервной системы и пр.

§ 5. Типические патологические процессы

Часто различные патологические процессы и отдельные патологические реакции клеток, тканей у человека и животных встречаются в виде постоянных сочетаний или комбинаций. Они называются типическими патологическими процессами. К ним относятся воспаление, отек, опухоль, лихорадка, дистрофия и др.

Типические патологические процессы у человека и высших животных имеют многие общие черты. Воспаление, опухоли, отек, дистрофии встречаются как у позвоночных, так и у беспозвоночных животных. Однако у последних они существенно отличаются от таковых у человека и высших позвоночных. Воспаление у беспозвоночных, например, протекает как реакция размножения клеток соединительной ткани. При этом не возникает местных расстройств кровообращения в том виде, в каком это происходит у человека, так как беспозвоночные имеют иную форму кровообращения, чем высшие животные. В то же время воспаление у человека и высших млекопитающих развивается и протекает почти тождественно. Поэтому воспаление у млекопитающих животных может служить хорошей моделью воспаления у человека.

Все типические патологические процессы являются эволюционно выработанными. Поэтому в частных определениях этих процессов термин "эволюционно выработанный" приводиться не будет.

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни

Здоровье – состояние полного физического, духовного(психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических эффектов.

Физическое здоровье – естественное состояние человека, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем; оно зависит от двигательной системы, от правильного питания , от оптимального сочетания устной и физической работы. Для того, чтобы иметь нормальное физическое здоровье, нужно много отдыхать (например, 8 – 9 часов сна). Духовное здоровье зависит от:

    отношения к окружающему миру;

    ориентации в этом мире;

    от умения определять своё положение в обществе;

    от своего отношения к людям и вещам;

    системы мышц.

Психическое понятие здоровья

Достигается умением жить в согласии с собой, с друзьями и близкими; прогнозированием различных ситуаций; разработкой моделей своего поведения в соответствии с возможностями и желаниями.

Как определить, здоров человек или нездоров?

Это определяется по личным ощущениям и показателям.

Индивидуальное здоровье обуславливается:

Сохранением и развитием биологических (размножение), физиологических (дыхание, питание, выделение, кровообращение), психофизиологических (восприятия, память, мышление), социальных (трудоспособность) функций при наибольшей продолжительной активной жизни.

Факторы, влияющие на здоровье

Примерный удельный вес в %

Группы факторов риска

1. Образ жизни

алкоголь, неправильное питание, вредные условия труда, переживания,

стрессы, привычки, гиподинамия, материально – бытовые условия,

наркотики, злоупотребление лекарствами, непрочность семей, одиночество,

низкий образовательный и культурный уровень, высокий уровень

урбанизации (населения)

2. Генетика, биология

Предрасположенность к наследственным заболеваниям

3. Внешняя среда

Загрязнение воздуха, воды, почвы, резкая смена природно-атмосферного давления, магниты и другие излучения

4. Здравоохранение

Неэффективные профилактические меры, низкое качество медицинской помощи и несвоевременность её оказания

Общественное здоровье складывается из здоровья отдельных людей. Показатели:

    общая смертность;

    средняя продолжительность жизни;

    детская смертность.

На общественное здоровье влияют:

Природные факторы (загрязнение окружающей среды, жилищная среда) и социальные факторы (зарплата, продолжительность рабочего труда, условия труда, здравоохранение, уровень питания).

Здоровый образ жизни.

З.О.Ж. – это индивидуальное поддержание и укрепление здоровья.

Составляющие З.О.Ж.:

1) умеренное и сбалансированное питание;

2) режим дня с учетом динамики индивидуальных биоритмов;

3) достаточная двигательная активность;

4) закаливание организма;

5) личная гигиена;

6) грамотное экологическое поведение;

7) психогигиена и умение управлять своими эмоциями;

8) сексуальное воспитание;

9) отказ от вредных привычек;

10) безопасное поведение в быту, на улице, в школе, обеспечивающее предупреждение травматизма и отравления.

На сегодняшний день, к сожалению, в нашей стране 2/3 населения не занимаются спортом, 70 млн. чел. курят.

Связь понятия здорового образа жизни с профилактикой заболеваний.

Значение соблюдения правил личной и общественной гигиены.

Гигиена – это область, изучающая влияние условий жизни, труда на человека и разрабатывающая профилактики различных заболеваний; обеспечивающая оптимальные условия для существования; сохраняющая здоровье и продлевающая жизнь.

Личная гигиена – совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья.

Для личной гигиены нужно:

Разумное сочетание умственного и физического здоровья;

Занятие физкультурой;

Закаливание;

Рациональное питание;

Чередование труда и активного отдыха;

Полноценный сон.

Здоровье, по определению ВОЗ, – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье человека и общества в целом зависит от множества социальных, природных и биологических факторов. Ученые утверждают, что здоровье народа на 50 – 55% определяется образом жизни (ОЖ), на 20-25% – экологическими, на 20% – биологическими (наследственными) факторами и на 10% – медициной.

Образ жизни – это совокупность типичных видов жизнедеятельности человека, социальной группы, общества в целом, которая берется в единстве с условиями жизни. Это понятие довольно широкое. В последнее время в ОЖ все чаще и чаще выделяют и такие две его составные части – ЗОЖ и НеЗОЖ. Хотя понятие «здоровый образ жизни» утвердилось в нашем обществе сравнительно недавно (в 80-е гг. 20-го столетия), однако нормами и правилами ЗОЖ народ пользовался всегда, в течение всей истории человечества.

Научно-технический прогресс резко изменил (и продолжает изменять) трудовую деятельность человека. В современных условиях роль умственного труда постоянно возрастает, а доля физического труда уменьшается. Все это ведет к тому, что работники умственного труда в процессе своей профессиональной деятельности, как правило, не получают физических нагрузок в необходимом (достаточном) объеме и качестве. Но организм человека по-прежнему нуждается в этих нагрузках. Следовательно, только занятия физической культурой, спортом, туризмом становятся практически наиболее эффективным и экономичным способом обеспечения физическими нагрузками современного человека.

На каждом этапе своего развития человечество всегда имело в своем арсенале такие нормы жизнедеятельности, которые в конечном счете были нацелены на созидание и сотворение материальных и духовных ценностей, на преобразование и процветание общества, на развитие человека, на раскрытие его нравственных черт, умственных и физических способностей и возможностей. Прогрессивность человечества в конечном счете все-таки всегда предопределялась его способностью к самосовершенствованию, к наиболее полному развитию самого человека, к ведению им (человечеством) нормального и единственно разумного ЗОЖ.

Представляется, что нам необходимо более четко разобраться в самом понятии – здоровый образ жизни.

Ниже мы приводим некоторые из определений ЗОЖ, которые имеют место в литературе:

    «Здоровый образ жизни – рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья».

    «Здоровый образ жизни… можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную в первую очередь на сохранение и улучшение здоровья».

    «ЗОЖ – это такая целенаправленная форма поведения, которая обеспечивает сохранение и длительное поддержание психического и физического здоровья, а также повышение адаптационных возможностей организма».

    «Здоровый образ жизни – это прежде всего культурный образ жизни, цивилизованный, гуманистический».

    «Под здоровым образом жизни… понимается такой, при котором сохраняются или расширяются резервы организма».

    «Здоровый образ жизни – типичная совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, основанная на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма».

    «Здоровый образ жизни – мобильное сочетание форм, способов повседневной жизнедеятельности, которые соответствуют гигиеническим принципам, укрепляют адаптивные и резистентные возможности организма, способствуют эффективному восстановлению, поддержанию и развитию резервных возможностей, оптимальному выполнению личностью социально -профессиональных функций».

С нашей точки зрения, характер и целевая направленность понятия ЗОЖ предопределяется словом «здоровый». Прилагательное «здоровый», являясь производным от существительного «здоровье», таким образом, несет в себе все основные качественные характеристики последнего. В этой связи еще раз отметим, что здоровье – это состояние физического, душевного и социального благополучия.

Нам представляется, что в понятии ЗОЖ должны найти отражение такие положения, которые исторически сложились в нашем обществе, которые помогут четко определить и отделить ЗОЖ от его антипода – НеЗОЖ.

И, следовательно, речь должна идти о жизнедеятельности:

    устремленной в будущее. ЗОЖ всегда был нацелен на решение глобальных проблем, связанных с обеспечением бесконечности человеческого бытия;

    созидательной Следовательно, речь идет о жизнедеятельности, нацеленной на сотворение материальных и духовных ценностей, на обеспечение мира и благополучия, на воспитание подрастающего поколения, более подготовленного к жизни;

    восстановительно-оздоровительной. После напряженного труда человек должен уметь полностью восстанавливать свои жизненные силы, постоянно проводить определенный минимум восстановительно-оздоровительных мероприятий, использовать для этого естественные силы природы – солнце, воздух, воду, красоты природы и так далее;

    развивающей. Каждый человек должен научиться средствами физической культуры и спорта развивать и совершенствовать, укреплять и поддерживать свои физические качества и способности, свое здоровье.

Исходя из вышеизложенного, мы предлагаем следующее определение ЗОЖ.

Здоровый образ жизни – свод исторически проверенных временем и практикой норм и правил жизнедеятельности, нацеленных на то, чтобы человек:

    умел высокоэффективно и экономично трудиться, рационально расходовать силы, знания и энергию в процессе своей профессиональной, общественно полезной деятельности;

    владел умениями и навыками восстановления и оздоровления организма после напряженного труда;

    постоянно углублял свои нравственные убеждения, духовно обогащался, развивал и совершенствовал свои физические качества и способности;

    самостоятельно поддерживал и укреплял свое здоровье и полностью отвергал вредные для здоровья привычки саморазрушающего поведения.

Таким образом, здоровье - это состояние физического, душевного и социального благополучия.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 2

Тема: Общее понятие о здоровье .

Цели: а) образовательная: Усвоить новые понятия.

б) воспитательная, развивающая: Развить воображение, сообразительность, познавательный интерес. Воспитать логическое мышление, внимание, словесно-логическую память.

Тип урока: Урок сообщения новых знаний.

Оборудование урока: Интерактивная доска, портативный компьютер, чертёжные принадлежности, конспект, книги.

ХОД УРОКА

1)Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.

2) Сообщение темы урока, постановка цели и задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.

3) Изложение нового материала. Методика:

Здоровье - это главная ценность жизни, оно занимает самую высокую ступень в иерархии . Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития. Реализация интеллектуального, нравственно-духовного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом обществе.

Само понятие «здоровье» по-английски звучит как Health от Whole (англосаксонский) - целый, целостный, что уже предполагает сложность, целостность и многомерность этого состояния.

Гален во 11 в. до н.э. определял здоровье как состояние, «в котором мы не испытываем боли и которое не мешает выполнять функции нашей каждодневной жизни: участвовать в руководстве, мыться, пить, есть и делать все другое, что мы хотим».

Еще в начале 40-х годов XX столетия понятию «здоровье» дали следующее определение: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека» (Г. Сигерист, пит. по: Е.А. Овчаров, 2002).

Основоположник валеологии И.И. Брехман (1966) рассматривал здоровье человека «как способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации».

В 1985 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла концепцию «Здоровье для всех к 2000 году», определившую стратегию и тактику всех развитых стран по созданию условий для обеспечения и развития здоровья населения.

По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

По мнению ведущих российских ученых, это определение неконкретно. Например, А. Г. Щедрина предлагает такую формулировку: «Здоровье - это целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели), которое развивается... в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяет человеку... осуществлять его биологические и социальные функции».

Анализируя эти формулировки, можно отметить, что первая из них рассматривает здоровье в статике, как нечто данное, т.е. здоровье или есть, или его нет. Второе определение представляет здоровье в динамике, показывает, что здоровье формируется по мере развития организма; более того, в определении делается акцент на том, что здоровье генетически запрограммировано. А реализуется ли программа, зависит от конкретных биологических и социальных факторов (т.е. окружающей биологической среды и воспитания), под влиянием которых будет жить и развиваться человек. Очевидно, здесь речь идет о том, что здоровье хотя и имеет врожденные предпосылки (положительные или отрицательные), однако формируется в течение длительного онтогенеза, начиная с момента оплодотворения яйцеклетки (зачатия).

С.Я. Чикин (1976) видит в здоровье гармоническое взаимодействие и функционирование всех органов и систем человека при его физическом совершенстве и нормальной психике, позволяющих активно участвовать в общественно полезном труде.

Один из основателей космической биологии и медицины P.M. Баевский (1979) считал определяющим фактором здоровья адаптивность организма: «Возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, свободно взаимодействуя с ней, на основе биологической, психологической и социальной сущности человека».

Н.Д. Граевская (1979) в понятие «здоровье» включает оценку уровня функциональных возможностей организма, диапазона его ком- пенсаторно-адаптационных реакций в экстремальных условиях, т.е. возможности приспособиться к повышенным требованиям среды без патологических проявлений.

Так, учитывая биосоциальную сущность человека, Ю.П.Лисицын (1986) рассматривает здоровье человека как гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными механизмами.

В.П. Казначеев (1980) определяет здоровье человека как процесс сохранения и развития его биологических, физиологических и психологических возможностей, оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни. При этом обращается внимание на необходимость создания таких условий и таких гигиенических систем, которые обеспечивали бы не только сохранение здоровья человека, но и его развитие.

Н.А. Агаджанян (1979, 2006), изучая биологические ритмы человека, заключает, что здоровье представляет собой оптимальное соотношение взаимосвязанных эндогенных ритмов физиологических процессов и их соответствие внешним циклическим изменениям.

Известный кардиохирург Н.М. Амосов (1987) рассматривал здоровье как «уровень функциональных возможностей организма, диапазон его компенсаторно-адаптационных реакций в экстремальных условиях, т.е. уровень резервных возможностей организма».

В настоящее время нет экспериментального обоснования, которое дал Э.Н. Вайнер определению здоровья: «Здоровье - такое состояние организма, которое дает человеку возможность в максимальной степени реализовать свою генетическую программу в условиях социокультурного бытия данного человека» (Э.Н. Вайнер, 1998). Однако не только степень реализации генетической программы человека, но и функциональное назначение генов пока не изучены.

Физиологический (медико-биологический) подход, основанный на базовых принципах жизнедеятельности организма, был положен в основу определения здоровья Р.И. Айзманом (1997): «Здоровье - это способность организма сохранять свою психофизиологическую устойчивость (гомеостаз) в условиях адаптации к различным факторам окружающей среды и нагрузкам».

Современное определение здоровья

Современная концепция здоровья позволяет выделить его основные составляющие - физическую, психологическую и поведенческую.

Физическая составляющая включает уровень роста и развития органов и систем организма, а также текущее состояние их функционирования. Основой этого процесса являются морфологические и функциональные преобразования и резервы, обеспечивающие физическую работоспособность и адекватную адаптацию человека к внешним условиям.

Психологическая составляющая - это состояние психической сферы, которое определяется мотивационно-эмоциональны- ми, мыслительными и нравственно-духовными компонентами. Основой его является состояние эмоционально-когнитивного комфорта, обеспечивающего умственную работоспособность и адекватное поведение человека. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями удовлетворения этих потребностей.

Поведенческая составляющая - это внешнее проявление состояния человека. Оно выражается в степени адекватности поведения, умении общаться. Основу его составляют жизненная позиция (активная, пассивная, агрессивная) и межличностные отношения, которые определяют адекватность взаимодействия с внешней средой (биологической и социальной) и способность эффективно трудиться.

Современные жизненные условия выдвигают повышенные требования к здоровью молодежи. Поэтому главное для молодых людей - быть здоровыми.

4) Закрепление изученного материала. Методика:

Современные определения здоровья

5) Подведение итогов урока: Вывод о достижении цели занятия.

6) Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время:

Л4, Глава 1, §1-4.

Министерство образования Московской области

ГОУ НПО Профессиональное училище №1

Здоровый образ жизни

как необходимое условие

сохранения и укрепления здоровья человека и общества.

Исследовательская работа

учащегося ПУ № 1 группы 36

Маркова Руслана

Руководитель: педагог- психолог

Камынина Л.В.

г.Орехово – Зуево

2007г.

План.

Введение

1. Общие понятия о здоровье и здоровом образе жизни

2. Виды здоровья

4. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества

6. Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Охрана здоровья - это непосредственная обязанность каждого. Человек не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести здоровый образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпо сылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) "Здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физиче ских дефектов".

Возможность правильно оценить свои потенциально творческие и профессиональные способности - важный шаг на пути в благополуч ную и счастливую жизнь, о которой мечтает каждый человек.

Немецкий философ Артур Шо пенгауэр (1788-1860) утверждал: «Девять десятых нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслажде ния, тогда как без него решительно никакие внешние блага не могут доставить удовольствия, даже субъ ективные блага: качества ума, ду ши, темперамента при болезнен ном состоянии ослабевают и зами рают. Отнюдь не лишено основания, что мы, прежде всего, спрашиваем, Друг друга о здоровье и желаем его Друг другу: оно поистине главное ус ловие человеческого счастья».

Наше здоровье связано с на шим поведением и является непре менным условием эффективной де ятельности, через которую и дости гается счастье.

Сегодня молодежь имеет большую свободу в выборе своего образа жизни. Возникла необходи мость формирования глубоких, прочных знаний о здоровом образе жизни вообще и репродуктивном здоровье в частности. Недостаточ ность и фрагментарность информа ции по этому вопросу приводят к росту заболеваний, передаваемых половым путем, расширению мас штабов употребления молодыми людьми наркотиков и алкоголя.

Я поступил учиться в профессиональное училище №1 в 2005 году. На протяжении всего периода обучения я чувствовал, что приоритетным направлением в училище является забота о здоровом образе жизни учащихся. В училище проводятся различные спортивные соревнования, занятия по ОБЖ, мероприятия по профилактике наркомании, курения, употребления алкоголя. На практических занятиях по психологии, я узнал, что кроме физического существуют другие виды здоровья, в том числе духовное и нравственное здоровье.

Я решил изучить с помощью педагога-психолога эту тему более подробно.

1. Общие понятия о здоровье

Здоровье среди жизненных ценностей человека, несомненно, представляет важную составляющую счастья.

Сегодня существует целый ряд определений здоровья человека, которые, как правило, содержат пять критериев:

Отсутствие болезни;

Нормальное функционирование организма в системе «чело век - окружающая среда»;

Полное физическое, духовное, умственное и социальное благо получие;

Умение приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде;

Способность к полноценному выполнению основных социальных функций.

В Уставе Всемирной организации здравоохранения указано, что здоровье - это «состояние полного физического, душевного, духов ного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

В обобщенном виде здоровье можно определить, как умение человека приспосабливаться к окружающей среде и своим собст венным возможностям, противостоять внешним и внутренним отри цательным факторам, болезням и повреждениям, сохранить себя, расширить свои возможности для полноценной жизнедеятельности, т. е. обеспечивать свое благополучие. Смысл слова благополучие в «Словаре русского языка» (автор С. И. Ожогов) определяется как «спокойное и счастливое состояние», а счастье - как «чувство и со стояние полного высшего удовлетворения».

Исходя из этих понятий можно сделать вывод: здоровье человека не отделимо от его жизнедеятельности и ценно тем, что составляет не пременное условие эффективной деятельности, через которую до стигается благополучие и счастье.

Каждый человек заинтересован в своем благополучии и счастье, которые непосредственно связаны с постоянным сохранением и укреплением своего здоровья, соблюдением правил здорового обра за жизни.

Достичь благополучия можно только через труд, направленный на расширение духовных, физических и социальных возможностей. Это, прежде всего постоянное повышение знаний об окружающем мире и роли человека в нем, совершенствование духовных и физических возможностей.

В этом положении нет чего-то нового и необычного. Подтверж дением ему служат высказывания древнеримского политика и орато ра Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н.э.). В его трактате «Об обязанностях» говорится: «Обязанности мудрого - заботиться о своем имуществе, не совершая ничего противного обычаям, законам и установлениям; ведь мы хотим быть богаты не только ради себя, но и ради детей, родных и друзей, а особенно ради государства; ведь средства и достояние отдельных лиц составляют богатства граждан ской общины».

2. Виды здоровья.

Науке известны различные вида здоровья: здоровье физическое, психическое и нравственное (социальное), общественное и индивидуальное.

Необходимо подчеркнуть, что здоровье каждо го человека является не только индивидуальной ценностью, но и общественной.

Общественное здоровье представляет собой социально-полити ческую и экономическую категории, которые характеризуют жизне способность всего общества как социального организма.

Общественное здоровье складывается в конечном итоге из здо ровья всех его членов. Общественное здоровье и индивидуальное здоровье каждого человека неразрывно взаимосвязаны, и одно за висит от другого.

Индивидуальное здоровье - это здоровье каждого человека в от дельности. Отметим еще раз, что в понятие здоровья в настоящее время вкладывается более широкий смысл, чем отсутствие болезней. Оно включает также такие формы поведения человека, которые поз воляют ему улучшить свою жизнь, сделать ее более благополучной, достичь высокой степени самореализации.

Благополучие касается всех аспектов жизни человека, а не толь ко его физической формы. Душевное благополучие соотносится с ра зумом, интеллектом, эмоциями. Социальное благополучие отражает связи внутри общества, материальное обеспечение, межличностные контакты. Физическое благополучие напрямую связано со здоровьем человека и совершенствованием его тела.

Таким образом, понятие здоровья тесно связано с понятием бла гополучия. Благополучие человека зависит не только от физического состояния организма, но и от его душевного равновесия. Нельзя по лучить цельного представления о здоровье человека, не принимая во внимание влияния на него психических и биологических процессов, происходящих в повседневной жизни. Ни одна болезнь не ограниче на только телом или только психикой. Человек в отличие от осталь ного животного мира наделен творческим разумом, а значит, обла дает биологическим (физическим) и духовным здоровьем.

При этом основой человеческого здоровья все больше выступа ет его духовная составляющая. К пониманию этого люди пришли не сегодня. Обратимся к высказываниям Цицерона: «Прежде всего, каж дому виду живых существ природа даровала стремление защищать ся, защищать свою жизнь, то есть свое тело, избегать всего того, что кажется вредоносным, и добывать себе все необходимое для жизни: пропитание, пристанище и так далее. Общее всем живым су ществам стремление - соединиться ради того, чтобы производить на свет потомство, и забота об этом потомстве. Но наибольшее раз личие между человеком и зверем состоит в том, что зверь передви гается настолько, насколько им движут его чувства, и приспосабли вается только к окружающим его условиям, мало думая о прошлом и о будущем. Напротив, человек, наделенный разумом, благодаря которому он усматривает последовательность между событиями, ви дит их причины, причем предшествующие события и как бы пред течи не ускользают от него, он сравнивает сходные явления и с настоящим тесно связывает будущее, с легкостью видит все течение своей жизни и подготавливает себе все необходимое, чтобы про жить. Человеку свойственна, прежде всего, склонность изучать и ис следовать истину» (трактат «Об обязанностях»).

Недаром мы говорим, повторяя слова поэта: «Душа обязана тру диться». «Нужно приучить душу не поддаваться несчастьям и брать верх над ними, преподать ей правила добропорядочной жизни и добропорядочной веры, нужно как можно чаще тормошить ее и на таскивать в этой прекрасной науке», - писал французский философ Мишель Монтень (1533-1592). Разум - это способность познавать окружающий мир и себя, это анализ происходящих событий и явле ний, прогноз наиболее вероятных событий, оказывающих основное влияние на жизнь, модель поведения, направленная на решение по ставленных задач, защиту жизни и здоровья в реальных условиях. Чем выше интеллект, чем достовернее прогноз событий, чем точнее модель поведения, чем устойчивее психика, тем выше уровень ду ховного здоровья.

Физическое здоровье - это способность тела реализовывать разработанную программу и иметь своего рода резервы на случай непредвиденных экстремальных и чрезвычайных ситуаций. Это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека пра вильно функционирует и развивается. (Субъективно - это когда ничего не болит)

Физическое здоровье обеспечивается физической активностью, рациональным питанием, закаливанием организма и его очищением, рациональным сочетанием умственного и физического труда, умени ем правильно выбрать время и вид отдыха, исключением из употреб ления алкоголя, табака и наркотиков. Артур Шопенгауэр считал, что, прежде всего мы должны стараться сохранить хорошее здоровье. Он писал: «Средства к этому несложные: избегать всех эксцессов, из лишних бурных и неприятных волнений, а также чересчур напряжен ного и продолжительного умственного труда, далее - усиленное движение на свежем воздухе в течение, по крайней мере, двух часов, частое купание в холодной воде и тому подобные гигиенические ме ры» («Афоризмы житейской мудрости»).

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, то есть жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.

Духовное и физическое начала должны постоянно находиться в гармоничном единстве, ибо это две неразрывные части общего ин дивидуального здоровья человека. Вот как об этом сказано в книге «Построение мощной нервной силы» американского диетолога Поля Брэгга: «История рассказывает о двух рыцарях, которые убили друг друга из-за цвета королевского щита, который был повешен в цент ре огромного зала замка. Один рыцарь говорил, что щит красный, другой - зеленый. После трагического сражения кто-то взглянул на обе стороны щита - одна сторона была красная, другая - зеленая. Есть также две стороны щита здоровья - физическая и духовная - и они обе важны. Обе эти стороны - физическая и духовная - так тесно переплетены, что невозможно разделить их. Физическое здо ровье воздействует на духовную жизнь, и духовный контроль дает не обходимую дисциплину для поддержания физического здоровья».

Психическое (духовное) здоровье – это сохранность и активность механизмов личной саморегуляции, обеспечивающих полноценное человеческое функционирование. Оно характеризуется уровнем и качеством мышления, зависит от состояния головного мозга, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.(Субъективно выражается во внутреннем равновесии и умении возвращаться к равновесию в случае его потери.)

Духовное здоровье обеспечивается системой мышления, позна нием окружающего мира и ориентацией в нем. Достигается духов ное здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзь ями и обществом, умением прогнозировать и моделировать события и составлять программу своих действий. В немалой степени духов ное здоровье обеспечивается верой. Во что верить и как верить - это дело совести каждого.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил орга низма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя "душе лениться".

3. Факторы, влияющие на здоровье и благополучие.

Среди фак торов, влияющих на здоровье человека, ведущее место занимают физические, духовные и социальные.

Среди физических факторов наиболее важными являются наслед ственность и состояние окружающей среды.

Исследования генетики человека свидетельствуют о существен ном влиянии биологических факторов, прежде всего наследственно го предрасположения, практически на все аспекты состояния физи ческого и психического здоровья.

Если считать, что суммарный вклад всех вышеназванных факто ров, определяющих здоровье человека, равен 100%, то из всего мно гообразия компонентов, характеризующих состояние его здоровья, можно выделить следующие группы:

Признаки, определяемые исключительно (на 99%) наследствен ными факторами;

Признаки, определяемые, прежде всего (на 60% и более) наслед ственным предрасположением и в меньшей степени (до 40%) пове дением человека и другими факторами окружающей среды;

Признаки, определяемые, прежде всего (на 60% и более) дейст вием факторов окружающей среды (экологическим и социальным ок ружением), поведением и силой воли - духовными факторами ин дивидуума.

К первой группе относятся признаки, изменить которые практи чески невозможно. Например, вы уже знаете, что такой признак, как мужской или женский пол у человека, определяется сочетанием хро мосом в момент оплодотворения. Хирургически можно изменить внешнее проявление данного признака, сформировав вторичные по ловые признаки по мужскому или женскому типу. В очень редких случаях, при наличии определенных показаний, это делается. Но генетический пол такого человека изменить невозможно.

В настоящее время врачам известно более 3,5 млн. наследствен ных заболеваний, развитие которых на 99,9% предопределяется ге нетически в момент зачатия. Даже самые благоприятные условия жизни не предотвратят их развитие у ребенка. К счастью для чело вечества, в большинстве случаев все так называемые наследствен ные болезни встречаются крайне редко - с частотой 1 случай из 10000 рождений и даже реже.

Так, например, при такой наследственной болезни, как гемофи лия (известная вам из истории: ей страдал единственный сын по следнего российского императора - царевич Алексей), можно лишь облегчить страдания больного ребенка, продлить его жизнь, сделать ее более безопасной. Поэтому основная задача каждого человека, ответственно относящегося к своему здоровью и желающего иметь здоровых детей, - избежать рождения больного ребенка. Это можно сделать, только зная свою родословную. В случае если в семье уже были наследственные болезни (среди других детей или более даль них родственников), необходимо вовремя, до наступления желанной беременности, обратиться к врачам-генетикам за консультацией.

Ко второй группе относятся такие признаки, как рост, масса тела, цвет волос и многие другие. Согласно оценкам экспертов междуна родных организаций (ВОЗ, НКДАР, ООН и др.), большинство людей - до 60% населения во всех развитых странах мира, в том числе и в России, - страдают всего от 25 видов болезней. Эти болезни (гипер тония, сахарный диабет, язвенная болезнь и др.) называют широко распространенными или мультифакториальными (многофакторными), поскольку они на 60% и более определяются наследственным пред расположением. Кроме наследственной предрасположенности, на развитие этих признаков и заболеваний, на степень их проявления влияют состояние окружающей среды и образ жизни человека.

Даже самые здоровые жизненные привычки не могут полностью компенсировать воздействия на человека загрязненного воздуха или воды, наличие инфекций или мощного излучения. Признаки и заболевания, вызываемые действием этих факторов, относятся к третьей группе.

Духовные факторы также являются важными компонентами здо ровья и благополучия. Это - понимание здоровья как способности к созиданию добра, самосовершенствованию, милосердию и беско рыстной взаимопомощи. Это и создание установки на здоровый об раз жизни. Необходимо отметить, что побудить людей вести здоро вый образ жизни - трудная задача. Знать, что такое здоровый об раз жизни, - это одно, а вести его - совсем другое.

Человек склонен повторять те виды поведения, которые прино сят удовольствие. Так, зачастую вредные для здоровья действия могут дать на короткое время довольно приятные ощущения. Вы бор в пользу здорового образа жизни требует высокого уровня понимания и заинтересованности. Таким образом, духовный фак тор во многом зависит от индивидуального образа жизни.

Социальные факторы также значительно влияют на здоровье и благополучие каждого из нас. Уровень благополучия, а, следователь но, и здоровья в этом случае может быть высоким тогда, когда человек имеет возможность для самореализации, когда ему гаранти рованы хорошие жилищные условия, медицинское обслуживание и образование.

4. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.

Здоровый образ жизни - это система поведе ния человека, обеспечивающая ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природ ной, техногенной и социальной) и активное долголетие.

Здоровый образ жизни создает наилучшие условия для нормаль ного течения физиологических и психических процессов, что снижа ет вероятность различных заболеваний, увеличивает продолжитель ность жизни человека и его работоспособность.

При таком образе жизни, когда человек своим поведением на носит ущерб здоровью, нормальное течение физиологических про цессов затруднено. Следовательно, жизненные силы организма в основном расходуются на компенсацию того вреда, который человек наносил здоровью своим поведением. При этом увеличивается веро ятность заболеваний, происходит ускоренное изнашивание организ ма, а продолжительность жизни сокращается.

Каждый человек индивидуален и неповторим. Наследственные ка чества, стремления человека и его возможности индивидуальны. В определенной степени окружающая человека среда носит индивиду альный характер (дом, семья и т.д.). Значит, система его жизненных установок и реализация замыслов носят личностный характер. Все могут не курить, но многие курят. Все могут дружить со спортом, но занимается им сравнительно мало людей. Все могут соблюдать ра циональный режим питания, но делают это единицы.

Я принимал участие в психологических тренингах направленных педагогом-психологом на формирование у учащихся потребности заботы о своём здоровье. Участвовал в проведении анкетирования «Как вы относитесь к своему здоровью». Результаты анкетирования и их динамика на протяжении с 2005 по 2007 год представлена в приложении.

Таким образом, для сохранения и укрепления здоровья каждый человек создает свой образ жизни, свою индивидуальную систему поведения, которая наилучшим образом обеспечивает ему достиже ние физического, духовного, душевного и социального благополучия.

Образ жизни - это система поведения человека в процессе жиз недеятельности, основанная на личном опыте, традициях, принятых нормах поведения, на знаниях законов жизнедеятельности и мотивов самореализации.

Здоровый образ жизни - наиболее оптимальная система повсед невного поведения, позволяющая человеку максимально полно реали зовать свои духовные и физические качества для достижения душев ного, физического и социального благополучия.

Для того чтобы сформировать систему здорового образа жизни, необходимо знать основные факторы, которые положительно влияют на здоровье человека. К ним можно отнести соблюдение режима труда и отдыха, рациональное питание, закаливание, занятия физи ческой культурой и спортом, хорошие взаимоотношения с окружаю щими людьми

Необходимо также учитывать и факторы, отрицательно влияющие на здоровье: курение, употребление алкоголя, наркотиков, эмоциональ ная и психическая напряженность при общении с окружающими, а так же неблагоприятная экологическая обстановка в местах проживания.

Таким образом, здоровый образ жизни - цельная, логически взаимосвязанная, продуманная и спланированная система поведе ния человека, которую он соблюдает не по принуждению, а с удо вольствием и уверенностью, что она даст положительные результаты в сохранении и укреплении здоровья.

Чтобы создаваемая нами система здорового образа жизни име ла привлекательность, необходимо хорошо видеть конечную цель усилий. Можно, перефразировав Цицерона, конечную цель сформу лировать так: «Здоровый образ жизни - это система поведения че ловека для достижения благополучия для себя, для семьи и госу дарства».

Напомним, что здоровый образ жизни - это индивидуальная сис тема поведения. Выбор пути должен сделать каждый человек сам. Для этого вам необходимо:

Иметь четко сформулированную цель жизни и обладать психо логической устойчивостью в различных жизненных ситуациях;

Помнить, что предрасположенность к болезням передается по наследству;

Знать формы поведения, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья;

Стремиться быть хозяином своей жизни, верить в то, что пра вильный образ жизни даст положительные результаты;

Выработать у себя положительное отношение к жизни, воспри нимать каждый день как маленькую жизнь, каждый день получать от жизни хоть маленькие радости;

Развивать в себе чувство самоуважения, осознание того, что вы не зря живете, что все задачи, стоящие перед вами, вы в состоя нии решить и знаете, как это сделать;

Постоянно соблюдать режим двигательной активности (удел че ловека - вечно двигаться, нет никаких средств, которые бы замени ли движение);

Соблюдать правила питания и гигиену;

Соблюдать режим труда и отдыха;

Быть оптимистом, двигаясь по пути укрепления здоровья, ставить перед собой достижимые цели, не драматизировать неудачи, помнить, что совершенство в принципе недостижимая вещь;

Радоваться успехам, так как во всех человеческих начинаниях успех порождает успех.

Все это входит в содержание здорового образа жизни. Достичь высокого уровня здоровья можно, постоянно соблюдая правила здорового образа жизни.

5. Моё участие в жизни города.

С 2005 года я являюсь участником движения молодых политических экологов Подмосковья «Местные». Я участвую в различных акциях направленных на сохранение и укрепление здоровья. «Чистое Подмосковье», «Мир без наркотиков», посещаю спортивно-оздоровительные комплексы (секции волейбола, плаванье.) Совместно с другими участниками движения шефствуем над детским домом «Малютка», оказываем помощь и поддержку маленьким крохам.

Меня эта тема заинтересовала еще по одной причине. С 2006 года вице-премьер правительства Д. Медведев возглавил национальный проект «Здоровье» и на сегодняшний день государство и правительство заинтересовано в том, чтобы люди были более здоровыми и заботились о своем здоровье. Строятся новые спортивно-оздоровительные комплексы, парки отдыха, перинатальные центры, направленные на улучшение здоровья живущего и подрастающего поколения. Если взять наш город Орехово - Зуево, то у нас открылся новый физкультурно-оздоровительный комплекс «Восток», отремонтирован стадион «Торпедо», бассейн «Нептун», сейчас идёт ремонт детской юношеской спортивной школы, отремонтирована 3 городская поликлиника, строится женская консультация на территории родильного дома. Это благотворно влияет на здоровье жителей и формирование у них стремления к здоровому образу жизни.

Согласно статистике в городе увеличилась рождаемость: в 2006 году родилось 1315 младенцев, в 2007 году 1280 младенцев, снизилась смертность: в 2006 году умерло 2526 человек, в 2007 году – 2425.

Наглядно это представлено в приложении 2

Результаты анкетирования учащихся

«Как вы относитесь к своему здоровью»

№ группы

1 группа

(% соотношении)

2 группа

(% соотношение)

3 группа

(% соотношение)

1 курс

2005-2006 год обучения

73,7

26,3

54,9

45,1

76,1

17,9

78,6

16,4

63,2

36,8

75,5

12,5

2курс

2006-2007 год обучения

12,2

80,1

15,3

32,4

58,9

23,2

70,6

25,6

37,8

12,2

31,8

64,8

3 курс

2007-2008 год обучения

33,3

65,1

23,7

72,1

56,6

43,4

43,3

56,7

35,8

39,5

54,2

45,8

В таблице прослежена динамика отношений учащихся к своему здоровью, за период обучения учащихся с 1 по 3 курс, с 2005-2007 учебный год.

1 группа – количество учащихся, считающих, что нужно заботиться о своем здоровье.

(в % соотношении)

2 группа – количество учащихся, считающих, что у них и так хорошее здоровье.

(в % соотношении)

3 группа – количество учащихся, которые безразлично относятся к своему здоровью.

(в % соотношении)

Список литературы.

  1. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни: Пер. с англ. – М.: Мир, 1997.

2. Воробьев В. И.. Слагаемые здоровья. М., «Физкультура и спорт», 2005.

3. Куценко Г. И. , Новиков Ю. В.. Книга о здоровом образе жизни. СПб., 2002.

  1. Лещинский Л.А Берегите здоровье. М., «Физкультура и спорт», 2004.