Движение куклус клана 6 букв последняя м. Ку-Клукс Клан: низверженные американские террористы

Ку-клукс-клан – тёмная лошадка в истории Соединённых Штатов Америки, тайная организация, возникшая ещё в XIX веке и отстаивавшая ультраправые позиции.
Исходя из принципов сообщества, его можно назвать расистским и террористическим. Первоначальной целью братства было возрождение превосходства белых, спасение государства от нашествия африканцев.

Рождение организации следует отнести к 24 декабря 1865 года. Основоположниками общества стали судья Т.Л.Джонс и несколько ветеранов Гражданской войны (1861 – 1865): Рид, Кеннеди, Лестер, Маккорд и Кроу.

Есть несколько версий объяснения названия тайного братства: 1-я – от греческого слова «куклос» — колесо или круг, «клан» — понятие родовой общины у жителей Ирландии и Шотландии; 2-я – от латинского «кукулло», что значит капюшон; 3-я объясняет, что данное понятие напоминает по своему звучанию характерный лязг винтовки.

Герб организации.

История насчитывает несколько подобных организаций, существовавших в разное время в США. Первая из них процветала не долго: с 1865 – до начала 1870-х гг., она насчитывала около 550 000 человек. Появление знаменитых белых костюмов, состоявших из устрашающего конусного головного убора, мантии и маски, относится именно к этому периоду. Сначала представители тайного движения практически не использовали экстремистских методов, а их действия носили отпугивающий характер. Очень часто они развлекались, бегая по городу в белых простынях, тем самым наводя страх на местное население.

Рыцари «Невидимой империи» на фоне своего символа — креста, охваченного огнём.

Позже члены общества начали убивать, но сперва они присылали странные метки (зёрна апельсинов и дыни, либо же веточки листьев дуба), предупреждающие о неизбежной смерти, в случае, если жертва не откажется от своих убеждений и не прекратит деятельность неугодную клану. Убийствам подвергались не только чёрнокожее население Америки, но и те, кто их поддерживал. С каждым годом организация укрепляла свои позиции, а её методы борьбы становились всё жестче и жестче: калечили, сжигали, топили, вешали, при этом действовали очень чётко и без лишних глаз.

Новый Ку-клукс-клан появился в 1915 году и просуществовал до 1944, количество членов которого, по разным данным, составляло от 3-х до 6-ти млн. Именно представители возрождённого общества придумали главный символ организации – горящий крест. Они боролись за предоставление особого статуса и прав гражданам Соединённых Штатов, предки которых победили в Войне за независимость (1775 — 1783 г.г.). Рыцари «Невидимой империи» выступали против движения за права меньшинств. В «Чёрном списке» братства уже были не только африканцы, но и коммунисты, евреи, новоприбывшие иммигранты, а также представители государственной власти.

С этим названием связаны наиболее известные движения белых ультранационалистических организаций в США. На самом деле в истории Соединенных Штатов существовало три организации с названием «Ку-клукс-клан». Появление каждой из них было обусловлено социальными и национальными потрясениями в стране.

Первый ку-клукс-клан

Первые ультранационалисты, отстаивавшие идею превосходства появились на юге Соединенных Штатов сразу же после окончания 1861-1865 гг. Напомним, победа Севера с его развитой промышленностью привела к отмене рабства в стране и уничтожению основы хозяйственной жизни Юга - плантационного рабства. Уже спустя полгода после окончания войны несколько несогласных с ее результатами ветеранов южной армии создали в первую подобную организацию. Первое время расисты не убивали своих жертв, а лишь пугали своим видом. Знаменитый костюм ку-клукс-клановцев, состоявший из белых одеяний, наводил ужас на суеверных вчерашних рабов. Многие искренне верили, что это души погибших солдат времен войны. Таким образом, террор в его изначальном понимании - нагнетание страха - являлся первичной целью организации. Та же цель преследовалась и дальнейшими убийствами, линчеванием чернокожего населения. К 1868 году численность организации превысила полмиллиона человек, которые действовали уже в одиннадцати южных штатах. В течение 1965-1970-х годов ку-клукс-клановцами было совершено множество терактов. Впрочем, до сих пор историки не сходятся во мнении о численности жертв. К началу 1870-х организация достигла колоссальной власти во многих южных штатах. Полиция не могла решить вопрос самостоятельно. Однако пик бесчинств расистов, который наступил в октябре 1871 года, заставил федеральное правительство страны объявить осадное положение в ряде регионов. Были арестованы и осуждены сотни активистов организации. В результате этой угрозы глава клана, бывший генерал южной армии Форрест, официально объявил о роспуске организации.

Второй ку-клукс-клан

Возрождение произошло во время Первой мировой войны по инициативе старых членов организации, помнящих еще первый этап ее деятельности. Ку-клукс-клан, фото которого вновь появились на первых полосах газет, объявил о своей борьбе не только с чернокожими, но и с представителями других национальных меньшинств, а также с коммунистами, крупными дельцами и прочими. Однако на этом этапе своего существования организация так и не достигла значительных успехов, практически распавшись на мелкие, незначительные группы. Возрождение этих групп произошло в период следующего всплеска социальной и национальной борьбы чернокожих.

Третий ку-клукс-клан

Середина XX столетия породила немало активности на национальной и расовой почве в Соединенных Штатах. В 1950-1960-е годы наблюдалось массовое движение чернокожих граждан, подарившее им гражданские права и устранение дискриминации. В 1960-х набирают обороты уже радикально настроенные организации чернокожих (вроде «Черных пантер»), действовавшие на протяжении нескольких лет. В этих условиях вновь возрождается ку-клукс-клан. Стараниями активиста Дэвида Дьюка организация во второй половине семидесятых возрастает в своей численности до нескольких тысяч человек. Однако националистический рассвет закончился достаточно быстро. Деятельность «Черных пантер» была пресечена в основном крупномасштабными полицейскими акциями в 1969 году. Идеологи ку-клукс-клана подверглись арестам десятилетием позже, после чего популярность движения пошла на спад.

Когда-то Ку-клукс-клан был сильнейшей ультраправой организацией в США, и его ряды насчитывали до 6 миллионов человек. Расцвет организации пришелся на первую половину 20-х годов прошлого столетия. Но те времена давно прошли, и сейчас Ку-клукс-клан представляет собой лишь небольшую горстку фанатиков, которые все еще верят в свое превосходство над чернокожим населением страны. О том, как живет современный Ку-клукс-клан, вам расскажет этот пост.

В 20-е годы XX века Ку-клукс-клан насчитывал более 6 миллионов последователей, сейчас это число упало, по разным оценкам, до 3-6 тысяч по всей Америке. В организации по-прежнему много женщин. Две из них на фотографии, сделанной 4 июля 2015 года на собрании клана в округе Картер, Теннесси.

То же место и день, мужчина и женщина позируют в оригинальном одеянии клана перед церемонией сожжения креста.

Неотъемлемая атрибутика клана - флаг Конфедерации или Конфедеративных Штатов Америки, которые потерпели поражение в войне с "северянами" в середине XIX века. Экономика Юга базировалась на рабовладении, отсюда и "растут ноги" у Ку-клукс-клана. Однако рабовладение - удел прошлого. И Ку-клукс-клан, похоже, тоже.

За вторую половину XX века Ку-клус-клан успел сростись в США с другими ультраправыми организациями, членов которых тоже становится все меньше.



Радикальных байкеров Ку-клукс-клан тоже взял к себе.

Но объединение это вынужденное - радикализм в США не особо в моде, а смешная и странная атрибутика отталкивает "серьезных парней".

Их митинги и протестные акции все больше похожи на собрания любителей тяжелых наркотиков, чем на что-то серьезное. Куклусклановцы перед церемонией сожжения креста.

Член ККК вскидывает руку в нацистском приветствии.

На этом фото почему-то горит и свастика.

В последнее время ряды радикальных группировок в США быстро редеют, поэтому, им все чаще приходится объединяться между собой, закрывая глаза на разногласия прошлых лет. Динамика сокращения показывает, что вскоре, организации вроде ККК либо исчезнут вовсе, либо окончательно маргинализируются и из некогда мощной силы превратятся в сборища странных фриков.

Когда я выяснил, что ку-клукс-клан по-прежнему существует, моему изумлению не было предела. Я-то думал, ККК навсегда остался гнить в темном чулане истории. Белые плащи, клобуки, полыхающие кресты, линчевания, ночные рейды в поисках жертв - как это вообще соизмеримо с современной Америкой? Ответ на вопрос нашелся в сорока минутах езды от Харрисона, что в северном Арканзасе, - городка скромного и незначительного; основным предметом гражданской гордости его обитателей является местный Walmart - второй из открытых в США! Человек сторонний имеет шанс очутиться в этих краях разве что по самой серьезной необходимости. Все здесь кажется осколком какой-то допотопной реальности. Самый большой бар в городе располагается в отеле, на котором красуется табличка For Sale; единственное развлечение в окрестности - площадка для гольфа, где снуют неповоротливые пенсионеры, приехавшие погреть пенсионерские кости и задешево помахать клюшками.

Штаб-квартира клана прячется в близлежащих холмах, в географической точке, настолько удаленной от цивилизации, что ее не сыщешь на карте. Раньше сельская местность вокруг Харрисона была оккупирована высокопроизводительными молочными фермами; нынче там только дикорастущий лес, запущенный настолько, что мы чуть не пропустили въезд на базу клана, скрытый за разросшимся можжевельником.

Знак у ворот предупреждает: вы находитесь под круглосуточным видеонаблюдением. Быстрый маневр по крутой дорожке вверх - и мы посреди ухоженного английского сада. Гладкая безупречность зеленого газона. Красно-желтые цветочные грядки. Разбросанные повсюду игрушки, детские домики, площадка для барбекю, деревянные качели, свисающие с дерева. Истинное содержимое деревенского рая дает о себе знать рядами флажков - здесь есть флаги США и Техаса, знамена Конфедерации и, собственно, флаг ККК - белый крест, вписанный в красный круг. Свалку игрушек осеняет табличка с надписью Kid’s Korner - похоже, болезненное пристрастие клановцев к литере K для них куда важней правил орфографии.

Человек, руководящий всем этим, - лидер нынешнего ККК, 66-летний пастор Томас Робб, предпочитающий обходиться без громких званий и именовать себя не «имперским великим магом», как его предшественники на посту, а скромно и по-простецки - национальным директором клана. Обходится этот реакционер-ветеран (в 19 лет он уже был издателем сегрегационистской газеты) и без белого плаща, предпочитая выглядеть как заправский южный джентльмен: синий пиджак в полоску, галстук на булавке, свободно сидящие брюки. Типичный пенсионер, вырядившийся для гольфа.

«Красота, правда? - жовиально вопрошает пастор. - Живу здесь почти всю жизнь и ни разу не пожалел об этом». Мой визит пришелся на воскресное утро: члены клана съезжались на церковную службу в неказистую деревянную избушку, служащую штабу ККК домовой церковью. Повсюду стояли машины, украшенные стикерами «Дети на борту», а также наклейками в поддержку лидера белых расистов Билли Ропера и южноафриканских буров. Русовласая дочь пастора, Рейчел Пендерграфт, продолжающая семейный бизнес и служащая главным публичным глашатаем осовремененной доктрины ККК, носится вокруг, вся в церковных приготовлениях. Младшая дочь Рейчел, Шелби, притаилась за роялем, ожидая отмашки родительницы. Старшая дочь, Черити, отсутствует по уважительной причине - вместе с мужем они ретировались в лесную хижину отмечать ее 21-летие.

Внучки пастора хорошо известны в экстремистских кругах в качестве дуэта Heritage Connection. Изучив творчество дуэта на YouTube, я обнаружил, что в их песнях присутствует известный кустарный шарм. Стоит, однако, прислушаться к текстам, и все становится на свои места. Один из главных хитов сестричек - «Последний зов» - кровь-и-почвенническая литания, исполняемая под дарк-фолковые переборы с припевом «Иисус - лидер нашей священной расовой войны». В сети можно найти фотографии, на которых Шелби и Черити изображают нацистский салют на фоне горящего креста. На сайте Gawker.com полно цитат мамаши Пендерграфт про «ниггеров» и «одного великого немецкого государственного деятеля, чье имя останется неназванным, но деяния коего достойны уважения». Несмотря на имиджевую ретушь, сердцевина идеологии ККК остается неизменной.

По физиономии пастора Робба гуляет широкая улыбка; он пытается разъяснить несправедливость измышлений прессы на его счет. Мол, сущность нового ККК отражена в новом лозунге движения - «Наследие, а не ненависть». «Вокруг и так полно ненависти, - разглагольствует клирик, восседая на деревянном крыльце церкви. - Ненависти, обращенной к тем, кто не боится выказывать гордость своим наследием и культурой. Если кто-то говорит: «Я горжусь своим наследием», его тут же демонизируют. Это же лицемерие - можно гордиться чем угодно, но не белым цветом кожи. Наша раса вообще заслуживает будущего? У меня есть друг, отсидевший в тюрьме; он рассказывал, как его дразнили черные зэки. Один из них повторял: «Могу поиметь любую женщину, и у нее будет черный ребенок. А если ты хочешь белого ребенка, придется найти белую». Так что ж, у нашей расы есть шанс на выживание - или уже нет?»

Рейчел сидит рядом с отцом: статная женщина в старомодном платье в крапинку, удачно подобранном, чтобы подчеркнуть внушительную грудь клановки и стушевать еще более убедительные бедра. «Геноцид против белых», - поддакивает дщерь пасторова. Робб с энтузиазмом кивает: «В течение грядущих сорока лет неевропеоидное население этой страны возрастет на 41 процент. К 2042 году процент белого населения упадет ниже 50-процентной планки. Я верю, что являюсь носителем расы и наследия, достойных сохранения. Не хочу их терять; наоборот, хочу сохранить их и обеспечить процветание».

Обеспокоенность Роббов объяснима: ведомая ими организация давно уже не является той сокрушительной силой, каковой была когда-то. Воинственное экстремистское крыло диссидентов-южан возникло вскоре после Гражданской войны. Общественный порядок, основанный на рабстве, был разрушен до основания северянами, и боевики клана пытались сделать все возможное, чтобы освобожденное черное население продолжало знать свой шесток. Основанный в Теннесси в 1865 году, клан промышлял убийством чернокожих лидеров (убийцы оставляли трупы прямо на улицах, чтобы неповадно было) и белых политиков, симпатизировавших борьбе черных за равные права. В считаные месяцы ККК распространился по всем штатам бывшей Конфедерации.

Томас Робб, пастор Центра христианского возрождения и глава ордена рыцарей ку-клукс-клана.

Только в 1870 году федеральному правительству удалось взять ситуацию под контроль - на территории, где хозяйничал клан, были введены войска. Но к тому моменту экстремисты настолько преуспели в деле запугивания черного электората, что старые порядки вернулись быстро и надолго. Сегрегация держала абсолютную власть на Юге еще целое столетие.

На полвека про клан забыли. Затем, практически одномоментно, ККК восстал из забвения в устрашающем облике общенациональной организации с шестью миллионами членов. И все благодаря Голливуду - точнее, Дэвиду Уорку Гриффиту и его шедевру «Рождение нации». Члены ордена предстали в этом фильме в образе благородных рыцарей, спасающих белых красавиц из плена расово сомнительных злодеев с Севера, а сегрегированный довоенный Юг, в свою очередь, превратился в идеализированный парадиз для инфантильных черных рабов. Фильм стал сенсацией сразу после выхода в 1915 году - и даже был показан президенту Вудро Вилсону спецсеансом в Белом доме.

Вся стандартная имиджелогия, ассоциирующаяся с кланом, - клобуки, кресты и т. д., - была прописана в «Рождении нации» максимально живописно. Итог: 15 процентов белого мужского населения Америки отправилось на местные участки и вступило в ряды ордена. Идеология организации ширилась соответственно: врагами белого человека были уже не только негры, но и евреи, католики, коммунисты. Тактика осталась неизменной, а основными мишенями для линчевания стали черные, согрешившие с белыми женщинами.

Этот период истории клана закончился довольно быстро. В 1925 году организация получила мощный удар по репутации, когда один из ее видных членов, «великий дракон Индианы» Д. С. Стивенсон был арестован и приговорен к заключению за похищение, изнасилование и непреднамеренное убийство молодой женщины. Стивенсон пригласил означенную даму к себе домой, напоил виски и заманил в свой личный поезд. Позже женщина умерла от инфекции, занесенной укусами (!), и отравления хлоридом ртути, который принимала после нападения.

В 1944-м орден расформировали, членство сократилось до 30 тысяч, а руководство подверглось уничтожительным санкциям вследствие неуплаты налогов. Только в 1950 и 1960-е, в эпоху борьбы за гражданские права черных, клан снова показал свою драконью голову, попытавшись вослед праотцам периода Гражданской войны придушить десегрегацию в младенчестве. Кресты снова горели на лужайках черных лидеров и белых активистов, а заговор молчания укрывал преступников от наказания (достаточно вспомнить убийство четырех девочек в Бирмингеме, Алабама).

На новом витке истории клан был обречен на поражение (несмотря на четыре десятка бомб, взорванных на протяжении 1951 и 1952 годов). Акт о гражданских правах 1964 года и бесконечные преследования ФБР, начавшиеся в том же 1964-м, привели к почти полному коллапсу организации. Даже среди радикально-правых клан превратился в синоним дремучей деревенщины. Орден раскололся на несколько отделений, растерял большинство членов и тихо сполз с общественной арены.

Робб принялся перестраивать то, что осталось от национальной организации в 1989-м. Его главным агитационным приемом стала концепция о неправильной трактовке идей ордена. Мол, они не «против черных», они «за белых». Если раньше протагонистом сборищ ордена был главный клановец в плаще, оравший в мегафон проклятия в адрес негров, то теперь аккуратно отредактированные спичи сопровождаются тщательно подобранной музыкой.

Но даже все эти подвижки не помогли Роббу сблизиться с главными людьми города Харрисона. Несмотря на заметный ребрендинг клана, местная элита понимает, что само присутствие пастора, его семьи и штаба ККК пятнает репутацию города. Плохо для репутации - плохо для бизнеса. «Все это мешает туризму, потому что цветные американцы не хотят сюда ехать, - жалуется мэр Харрисона Джефф Крокетт. - Они отказываются здесь жить. У нас был случай, когда большая национальная корпорация должна была перевести к нам своего сотрудника. Белый мужчина с белой женой и детьми. Его жена загуглила «Харрисон, Арканзас», вылезла мерзость про ККК, и она сказала мужу: «Мои дети не будут жить в Харрисоне, Арканзас».

Пастор же мечтает о том, чтобы к клану стали относиться как к легитимной политической партии. Для этого орден должны позиционировать себя соответствующим образом. Проблема Харрисона в том, что это в принципе работает. «Мне не нравится, что они живут здесь, не нравится, что их деятельность ассоциируется с Харрисоном, - признается Крокетт. - Но у меня нет права выгнать их - так же как у них нет права выгнать из города афроамериканца».

Рейчел Пендерграфт доносит волю ККК до сочувствующих и возмущающихся по радио и в сети.

Организация держит точное число своих членов в секрете; во многом из-за раскола в клане и несогласия многих с ревизионизмом Робба. Одна из отколовшихся группировок базируется в Мичигане - эти обещают своим новобранцам «традиционный» клан с клобуками. Другие, ведомые бывшим соратником пастора Эдом Новаком, основали в Чикаго конкурирующую федерацию кланов и переманили к себе треть роббовской паствы. Несмотря на это, эксперты предполагают, что в клане состоит около пяти тысяч человек - притом что начинал Робб с нескольких сотен. И цифра эта растет. Пастор научился пользоваться возможностями сегодняшних средств коммуникации. Вместе с дочерью они ведут интернет-шоу; каждый выпуск начинается со слогана «Это клан, и это правда», выведенного на экран на фоне здания Капитолия. Еженедельно в эфир White Pride TV выходит десятилетний сын Пендерграфт Эндрю - со своим сегментом шоу, обращенным к ровесникам. Мини-лекции об опасностях смешанных браков и коммунистических воззрениях Обамы юный клановец завершает коронной фразой «Будь белым и гордись».

«Под гордостью мы подразумеваем уважительное отношение к нашему наследию, - поясняет Робб. - В 2009-м, после того как Обама стал президентом, журнал Atlantic напечатал статью «Конец белой Америки?». Один профессор написал, как его потрясли белые студенты, подходившие к нему с одинаковыми фразами. «У меня нет своей культуры», «я культурный банкрот», «у меня нет культуры, которой я мог бы гордиться». На наших глазах выросло поколение белых детей, пребывающих в уверенности, что их раса ничего не дала миру, кроме разрушений. Разумеется, белые люди несовершенны. Но наш вклад в мировую культуру в любом случае перевешивает все негативное».

Клан, утверждает Робб, далек от пропаганды превосходства белой расы. «Я против насильственного насаждения нашей культуры, - продолжает пастор. - Поэтому мы против войны в Афганистане. Мне не кажется, что у нас есть право втюхивать свою культуру народам Афганистана, Пакистана, Ирана или Ирака. У меня нет мнения на предмет исламского фундаментализма - радикального или любого другого, - постольку-поскольку он остается в пределах своих исторических границ. Это их страна, их земля, они создали свою культуру и систему власти, которая им подходит. Буш и Обама, навязывающие другим народам наш образ жизни, - вот настоящие супремасисты и расисты. Супремасисты - транснациональные корпорации, которые эксплуатируют труд мексиканцев за доллар в час; заставляют людей трудиться в чудовищных условиях. Вместо того чтобы платить честные деньги нашим гражданам, они покупают за гроши труд этих людей. Корпорации - настоящие супремасисты, не мы».

Если бы речи пастора притормаживали в этой точке, в них можно было бы найти рациональное зерно. В политкорректности, безусловно, есть элемент абсурда, заставляющий людей испытывать стыд за достижения своего государства. Существует целый ворох моральных дилемм, касающихся права Запада прогибать под себя государственные модели далеких стран с их древними устоями. Но Робб идет в своих оценках значительно дальше. Утверждает, что ВИЧ передается среди черных внесексуальными путями; что гомосексуалисты должны переселиться на отдельный остров; что Иисус был стопроцентным арийцем (Робб считает, что все древние израильтяне были арийцами). Но главная опасность идеологии клана - в одержимости концепцией «белого геноцида», в убеждении, что все расы в своей сущности отличны друг от друга.

Робб и его дочь настаивают на том, что белые люди являются жертвами «спланированной редукции», хотя на вопрос, каким образом осуществляется эта редукция, они лишь приводят данные о преимущественном падении рождаемости среди белых по сравнению с другими расами. Мои попытки уточнить, как работает механизм такого заговора, наткнулись на бормотание про неведомые «социологические» атаки. Ближе всего к объяснению проповедуемого лжефеномена пастор подошел, когда признался: «Сьюзен Зонтаг писала о том, что белая раса - раковая опухоль на теле общества. Так что давайте прямо скажем, что это ее рук дело. Она была лесбиянка и умерла из-за... не знаю, из-за чего, но главное, что умерла. Зонтаг была большой шишкой в этом заговоре».

Робб рассуждает о «племенной» ментальности черных и о том, что белые более «дисциплинированны». «Мы создаем культуру, подходящую нам, черные - культуру, подходящую им. Я не знаю ни одного черного в истории США, который мог бы приблизиться к достижениям отцов-основателей». Пастор уверен, что в Европе, благодаря «общей крови», чувствовал бы себя как дома - причем в гораздо большей степени, чем во многих городах Америки, включая его родной Детройт. Тот факт, что я родом из России, ничуть не смутил проповедника; наоборот, он выказал нешуточный интерес и начал справляться о нюансах политической структуры России, ее выборной системы, а также о здоровье Горбачева. Западноевропейцы, продолжал Робб, зря переживают по поводу иммигрантов из Восточной Европы - в конце концов, эти люди «доблестно отвоевали свои страны у коммунизма и вернули свои народы к христианским ценностям». Куда опаснее приезжие из Северной Африки, Китая и Пакистана. В отличие от восточноевропейцев они чужие в нашей «расовой семье». Чтобы убедиться, что все идет совсем не так, как надо, достаточно, по мысли пастора, оценить распространенность в Великобритании имени Мохаммед во всех его вариантах.

Пастор питает особую нежность к председателю Британской национальной партии Нику Гриффину и президентше французского Национального фронта Марин Ле Пен. Он уверен, что у них есть ответы на вопросы, как навести порядок в Старом Свете. Проблема, по мнению альфа-клановца, заключается в порочных выборных системах европейских стран, не дающих шанса националистам. Я интересуюсь, бывал ли пастор в Европе. «Нет», - отвечает он. Судя по всему, Робб никогда не выезжал за пределы Северной Америки. Но для него это не проблема: белые европейцы остаются его союзниками; он встречал достаточное их количество, чтобы понять, что для спасения своей культуры им необходимо ровно то же самое, что и американским собратьям. Картина мира по клану устроена просто: раса - его главная ценность.

Евгений Лебедев на пути в штаб-квартиру ку-клукс-клана.

Я спрашиваю, почему многие американские города испытывают серьезные проблемы с преступностью. «Потому что они испытывают на себе всю мощь белого геноцида». Не чувствует ли он вины перед коренным населением Америки. «Белый человек - спаситель окружающей среды. Индейцы уничтожили свою землю, поэтому и мигрировали». А как насчет текущих социоэкономических проблем Британии? «Спросите у Инока Пауэлла».

По ходу беседы, отыскивая контраргументы, я раз за разом обнаруживал, что втягиваюсь в извращенный мыслительный процесс мракобесной семейки. Разумеется, афроамериканцы внесли свой вклад в историю гражданского общества; безусловно, белый человек несет ответственность за свои главы в истории геноцида. В такие моменты мне хотелось ущипнуть себя; Робб невольно заставлял меня мыслить о расах как о гомогенных группах - а это основа всех лжеконцепций. Пендерграфт, сложив руки на коленях, продолжала стращать угрозой уничтожения белой расы, осознать которую обязан каждый и отказ от признания которой кажется ей величайшей ошибкой. «Мы уже превратились в глобальное меньшинство, - твердила женщина, глядя мне в глаза. - Хорошо, что пока трупы наших собратьев не лежат на улицах. Пока это просто процесс уменьшения численности. Но, когда будет пройдена точка невозврата, кто даст гарантию, что не начнется массовое уничтожение белого населения?»

Большинство мужчин, присутствовавших на воскресной службе, казались клонами друг друга: за пятьдесят, армейский бобрик, галстуки, повязанные поверх рубах в красную клетку. У одной из женщин голова была покрыта носовым платком - зрелище, отсылавшее напрямую ко временам поселенцев-пуритан. По контрасту с садом церковь выглядела убого: засаленный ковер, стопки старинных книг, расставленные вдоль стены. В детском углу - мини-бильярд с облезлым сукном и пенопластовыми лузами. Обстановочка, вряд ли свидетельствующая о процветании организации, несмотря на заверения руководства о растущем членстве.

Началась служба, паства застыла в молчании. Дети продолжали возиться на полу церкви, пока старшие братья и сестры сидели неподвижно на своих местах. Пендерграфт читала проповедь о страхе, ярко-красный крест за спиной. Правительство хочет посадить за решетку тех, кто не стесняется говорить вслух о белом геноциде. В Канаде людей арестовывают за то, что они цитируют антигомосексуальные пассажи из Библии. Никто не бьется за вымирающую расу. Поэтому нам нужны герои, которые смогут встать на защиту белого меньшинства.

Сегодня этими парнями в белых балахонах можно напугать, пожалуй, только детей, внушив им, что это приведения. Но ещё каких-то 30 лет назад у этих «приведений» было совсем другое название и оно наводило страх не столько на детей, сколько на взрослых. Редакция Hotshowlife разузнала, кто же стоял у истоков возникновения Ку-Клукс-Клана и с какой целью эта организация была основана.

Известно три теории происхождения названия этого тайного общества. По одной из них (наименее правдивой, но соответствующей духу того времени) Ку-клукс-клан был назван именно так из-за схожести звучания со щелчком при передергивании затвора винтовки. По другой — от латинского слова «cucullo», которое переводится как «капюшон». Большинство людей связывают происхождение названия с участником, который предложил называться κύκλος – с греческого «круг», а другой участник инициировал приставку слова «клан». Таким образом, название организации зазвучало как «Kyklos Clan», что в переводе означает “клан круга” — определённого круга “посвящённых”. Немного позже в письме начали употреблять «Ku Klux Klan», чтобы при сокращении название образовывало символичные три “K”.

Общество было основано 150 лет назад, сразу по окончании гражданской войны в 1866 году, судьёй Томасом Джонсоном и шестью солдатами армии Конфедерации. В маленьком городке Пьюласки штата Теннеси на здании городского суда и сейчас висит памятная табличка с фамилиями: Кеннеди, Лестер, Рид, Маккорд, Джоунс и Кроу — основоположники Ку-Клукс-Клана. После первых собраний эти молодые люди определили идеологию и основные элементы придания своему сообществу атмосферы таинственности. Была изобретена униформа, которая представляла из себя белую накидку с коническим высоким капюшоном и вырезами для глаз, а также клятва, которая обязывала всех членов Ку-Клукс-Клана хранить молчание относительно личной информации членов общества и его устройства. Свои тайные собрания члены общества проводили исключительно в заброшенных зданиях и под покровом ночи. На этих собраниях они определили первостепенные цели, а именно — привлечение новых членов и придания мистики в глазах жителей ближайших городов. В основе их идеологии стояло сопротивление новым властям, дающим чернокожим людям конституционные свободы. Буквально за год куклусклановцы добились колоссального успеха, их горящие факелы всё чаще встречали новых примкнувших участников из штатов Алабама и Миссисипи. Ночью всадники в белых одеждах с капюшонами всё сильнее будоражили ненавистных чернокожих. Представительства организации были организованы во многих южных штатах.

В 1867 году основатели общества из Пьюласки отправили во все региональные филиалы информацию об организации всеобщего съезда в городе Нешвилл. Именно на этом собрании было решено создать “Невидимую империю”, в состав которой входили все южные штаты. В тот же день был избран известный ветеран армии Юга — Натан Бедфорд Форрест, “Великий визирь” со статусом лидера Ку-клукс-клан. Этот съезд дал ощутимый толчок в развитии организации, в 1868 году она насчитывала 600 тысяч человек, в основном это были солдаты армии Конфедерации. Все эти люди, в окружении братьев в белых одеяниях и при свете зажженных факелов, зачитывали проникновенную клятву. В ней они клялись оберегать белую расу и чётко ограничиваться от иных рас.

Натан Бедфорд Форрест

Ку-клукс-клан отличался довольно самобытной и устойчивой иерархией. На её вершине находился “Великий мудрец”, в его подчинении находилось 10 советников “Гениев”. Штат у них назывался “Королевство”, за которым следил “Великий дракон”. Каждое “Королевство” насчитывало восемь штабов, именуемых “Гидра”. Также в “Королевстве” находились “Великие тираны”, управлявшие “Доменами” с помощью “Фурий”. В структуре клана существовали прочие звания: “Великие казначеи”, “Могучие волхвы”, “Циклопы”, “Великие стражи”. Как и во всех военных подразделениях, у KKK был человек, отвечающий за сохранность регалии клана — “Великий знаменосец”, а обычных, рядовых членов называли “Вампиры”. Несмотря на тщательно составленную иерархию, организация клана имела большие пробелы. Это заставило пересмотреть устав, но вместе с тем территория “Невидимого государства Юга” расширялась и насчитывала уже 11 штатов. Вопреки успешному развитию, Ку-клукс-клан так и не стал главенствующей организацией, проиграв в конкуренции с аналогичными многочисленными обществами: “Бледные лица”, “Орден белой розы”, “Люди правосудия”, “Оберегатели Конституционного союза”. Так и не стало известно почему, но Натаниэль Бедфорд Форрест распустил “Невидимую империю” в 1869 году.

Второй этап развития KKK пришёлся на начало 20 века, главным инициатором возрождения организации выступил полковник Симмонс. Он определил три основных принципа обновлённого KKK: американизм, патриотизм, превосходство белой расы. Учитывая все идеи первого этапа развития клана, Симмонс отказался от показательных ночных рейдов, превратив организацию в ещё более скрытую. Собрав своих трёх старых друзей (являвшихся членами ещё первого клана) в 1915 году в Алабаме, полковник поведал им о своих идеях. Те, в свою очередь, рьяно поддержали Симмонса, и вместе с 34 новыми членами клана подписали петицию о реорганизации KKK в “Рыцарей Ку-клукс-клан”. Обновлённая версия стала открыто выражать расистский подтекст своей деятельности. Неугодный им человек другой расы становился жертвой тщательно спланированной операции. Сначала жертва получала таинственный знак в виде зёрнышка апельсина, семечек дыни или веточки дуба, это означало, что потенциальной жертве необходимо или отречься от своих принципов, или покинуть территорию страны, если это условие не выполнялось — его убивали. К “нежелательным особам” в те времена стали причислять евреев, гомосексуалистов, коммунистов, католиков и профсоюзных рабочих. Их казнь отличалась особым разнообразием: их топили, калечили, сжигали и обливали кислотой. Именно с Ку-клукс-клан этого этапа связывают распространение понятия «суд Линча». Интересен тот факт, что во время самых жестоких расправ не была убита ни одна женщина, даже другой расы и других взглядов. Пик расцвета организации приходится на середину двадцатых годов, её представительства действовали в 45 штатах. Также существовала штаб-квартира в Вашингтоне, где был организован самый многочисленный марш клана, насчитывавший 40 тысяч человек. Клан был настолько могущественный, что мог повлиять даже на результат президентских выборов.

К двадцатым годам 20 столетия относят не только подъём, но и спад общины. Многие бывшие лидеры из-за политических разногласий стали дискредитировать и разоблачать систему KKK. На многочисленных судебных процессах и в интервью раскрывалось всё больше тайн и истинный характер организации. Численность общества значительно сократилась во времена Великой депрессии, в 30-х годах единственным штатом, где Ку-клукс-клан имел весомую поддержку оказалась Флорида. На протяжении нескольких десятилетий некоторые деятели пытались реанимировать организацию, но попытки были тщетны. В 50-х годах её численность сократилась до минимума и перестала играть определяющую роль, как и третий этап возрождения, образованный в 70-х годах из-за возмущений, связанных с ущемлением общественных прав чернокожих. На общественном фронте возникла волна недовольства, определяющая те же ранние клановские принципы о превосходстве белой расы. Но на этот раз довольно быстро были задержаны лидеры клана и волна начала спадать, полностью растворившись в 1993 году.

Члены Ку-Клукс Клана в Южной Каролине. Конец 1990-х.

Сегодня подобные организации попадают под определение «террористические» и «нацистские». Немногочисленные потомки конфедератов и сейчас действуют на территории США, но пытаются работать исключительно в правовом поле, ведь как иначе, если президент темнокожий?