Евгения мингелене, с. корткерос, республика коми

Рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма», написанный в 1946 году, поразил меня до глубины души, наверное, потому, что затрагивает важную для любого человека проблему-взаимоотношения родителей и детей. По-своему решают ее главные героини рассказа - Катерина Петровна и ее дочь Настя. Катерина Петровна доживала свой век «в старом доме, построенном ее отцом - известным художником». Ее дочь, Настя, живущая в далеком большом городе, очень редко писала ей и почти не приезжала. Свои дела, непонятные матери интересы, свое счастье увлекают ее больше, чем родная мать. Катерина Петровна же из скромности боится напомнить о себе. «Лучше не мешать», - решает она.

Ей одиноко в пустом холодном доме, где «застоялся горький запах нетопленных печей, ей все труднее вставать по утрам», ощущать полную ненужность и свою, и своего «мемориального» дома, находящегося под охраной областного музея.

Внутреннее состояние Катерины Петровны автор передает и с помощью пейзажа. Осеннее холодное ненастье, высохшая в саду трава, облетевшие ветлы, почерневшие тесовые крыши, ночи долгие и тяжелые, как бессонница, помогают понять внутреннее состояние героини, ее грусть, одиночество, ненужность и бесприютность.

Композиционно рассказ можно разделить натри части. Первая часть посвящена жизни Катерины Петровны, вторая - ее дочери Насте, в третьей - история о телеграмме, но именно она является кульминационным центром всего произведения.

Говоря о Катерине Петровне, автор вспоминает ее длинную жизнь, за которую успела она не так уж и мало. Она была воспитана в артистической семье, была достаточно образована, интеллигентна, знакома со многими интересными людьми, «жила с отцом в Париже и видела похороны Виктора Гюго». Постаревшая, сгорбившаяся, плохо видящая, Катерина Петровна хорошо помнит свою молодость. Она хранит милые сердцу вещи: сморщенные перчатки, страусиные перья, какие-то бумажки в рыжем кожаном ридикюле. Брошенная собственной дочерью, она отдает это все Манюше, девочке, помогающей ей по хозяйству. Только эта девочка да сторож с почтальоном иногда навещают Катерину Петровну. Все они с уважением относятся к ней, помогают, как могут. Но, как не стараются, не могут скрасить ее одиночества. Она с нетерпением ждет писем от дочери, с трепетом перечитывает несколько сухих слов на почтовом переводе. Катерина Петровна не выдерживает, пишет трогающее душу каждого читателя письмо: «Ненаглядная моя, зиму эту не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки».

Неторопливое повествование от лица одинокой старости автор прерывает рассказом о суетливой, наполненной работой и другими заботами жизни Насти. Занятая организацией выставки молодого скульптора, Тимофеева, Настя не сразу читает письмо от матери, успокаивая себя словами: «Раз мать пишет - значит, жива». А когда вспоминает «о переполненных поездах, пересадке на узкоколейку, тряской телеге, засохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней», спокойно кладет письмо в ящик письменного стола. Думая о посторонних людях, Настя забывает о единственном родном человеке. Когда ее хвалят за организацию выставки, «за заботу о человеке», Настя смущается до слез, но ей стыдно сказать, что в кармане у нее лежит телеграмма: «Катя помирает. Тихон». Раскаяние наступает слишком поздно: «Мама! Как же это могло случиться? Ведь никого у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она меня увидела, лишь бы простила». Она опаздывает везде: на железнодорожной станции, на последнее свидание с матерью и даже на похороны. Проплакав в пустом материнском доме всю ночь, она утром, крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал, уезжает, но в ее сердце навсегда останутся боль и стыд.

Телеграмма изменила жизнь Насти, заставила ее задуматься об ответственности человека за свои поступки, о том, что даже в суете забот нельзя забывать, что тебя ждут, любят близкие и родные тебе люди. Именно поэтому К.Г. Паустовский выбрал такое название.

Анализ рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»

Я ИДУ НА УРОК

Евгения МИНГЕЛЕНЕ,
с. Корткерос,
Республика Коми

8-й класс

Анализ рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»

Р азработок, посвящённых рассказу Паустовского, я видела достаточно много. Наиболее продуктивны, на мой взгляд, те, что опубликованы в журнале «Литература в школе» № 6 за 1996 год. И статья Т.Т. Левашовой «Пока не поздно», и работа Н.И. Гусаковой «За добро плати добром» дают полное и глубокое представление о творческом методе писателя, о тех нравственных проблемах, что волновали автора, - потому многие моменты моей разработки перекликаются с указанными статьями, используя их материал. Однако, как мне кажется, и в той, и в другой работе выпущены очень существенные моменты, связанные, в частности, с особенностями создания рассказа, с невозможностью однозначно оценить серьёзность проступка и дальнейшую судьбу героини. Потому, сохраняя в целом привычную логику работы над рассказом, предлагаю несколько иную систему оценок и, возможно, несколько спорные выводы.

Традиционно на работу с рассказом отводится два урока. Целью этих уроков ставлю не только знакомство с творческой мастерской писателя, углубление знаний о писателе и его произведениях (в младших классах мои ученики уже встречались с героями К.Г. Паустовского), но и осмысление важнейших нравственных проблем современности: отдаление и разобщённость близких людей, неумение и нежелание показать свои чувства и как следствие этого - трагическое одиночество, на которое человек обрекает себя сам. Считаю, что восьмиклассникам необходим именно серьёзный разговор о серьёзных проблемах, разговор, который бы дошёл до каждого. Потому литературоведческую часть урока делаю только основой такого разговора.

На первом уроке ребята вспоминают изученные ранее рассказы, в частности, ещё раз проговаривают историю кота-ворюги. При всей видимой простоте это не просто рассказ о приключениях кота, но и история обретения дружбы и осознания своей значимости и полезности кому-то. Делая выводы, обращаем внимание на сочетание лёгкости повествования с серьёзностью темы, указываем на те приёмы, что позволяют достичь такого эффекта: фарсовость сцен и глубокий лиризм пейзажных зарисовок, “очеловечивание” поведения кота и олицетворения в описаниях природы; осознаём глубокую взаимосвязь человека и природы в произведениях К.Г. Паустовского.

Рассказывая об истории создания рассказа «Телеграмма», обращаюсь к «Золотой розе», особо подчёркиваю реальность описанных событий, личное знакомство писателя с его героиней. Кроме того, работаем и со вступительной статьёй, данной в учебнике: она ещё раз обращает внимание ребят на особое свойство таланта Паустовского - умение воссоздавать жизнь во всей её полноте, “заряжать” страницы книг шумом моря или лесными шорохами, погружающими читателя в мир природы.

Если остаётся время, рассказ начинаем читать на уроке (предварительно рассказ не был прочитан). Дома ученики дочитают рассказ, отметят пейзажные зарисовки; если класс достаточно сильный, то в пейзажных фрагментах ребята самостоятельно должны будут найти и выделить изобразительные средства.

План-конспект второго урока

“…Никого в жизни нет и не будет родней…”

Эпиграф на доску: Материнское сердце в детях, а детское - в камне .

Начинаю урок с вопросов.

А что такое телеграмма? Вам приходилось получать её? Представьте такой момент - что бы вы испытали в подобной ситуации? Почему само слово “телеграмма” рождает тревогу? А для чего оно вынесено в заглавие рассказа? Какие предчувствия создаются за счёт названия? Как отражает название содержание рассказа? Сколько телеграмм упомянуто? А выполнили они своё предназначение? (Одна - опоздала, другой - не поверили .) Так стоило ли их упоминать? Может, автор имеет в виду что-то другое, говорит о другой тревожной вести?

Попробуем ответить на этот вопрос сегодняшним уроком.

Мы встречались с Паустовским - мастером пейзажной прозы. А этот рассказ можно определить, как рассказ о природе? (Это рассказ о сложных человеческих взаимоотношениях .) Но пейзажные зарисовки в нём есть, хотя очевидна их иная роль, нежели просто фоновая или возвышенно-лирическая. Одна из задач сегодняшнего урока - определение функции пейзажа и особенностей его в этом рассказе.

Работа с пейзажными фрагментами

В какие моменты повествования наиболее ярко вплетён пейзаж? (Ребята отметили начало рассказа, эпизод, описывающий ночь и старый клён, сцену похорон и последнюю ночь Насти в доме .) Сразу отмечаем тот факт, что все указанные фрагменты тесно связаны с главными героинями. Посмотрим, как строятся эти эпизоды. Работая по группам, ученики находят и выписывают определения, использованные автором, указывают те предметные детали, на которых остановлено наше внимание (работают три группы, каждая со своим фрагментом). Все вместе обдумываем результат этой работы: осенний пейзаж холоден и бесприютен, чаще всего автор использует слово “холодный”. Почему? Можно это определение считать эпитетом? (Оно не несёт в себе оценочного значения, оно просто констатирует факт .)

А какие детали выделяет, подчёркивает автор? Одинокий подсолнух, озябший клён, позабытые звёзды - вот приметы этой холодной осени. Через какой приём они показаны? Зачем автор обращается к олицетворению? (Клён - это не просто осенняя картина, это память Катерины Петровны, видя его, она вспоминает себя .) Так какое же ощущение создаёт пейзаж? Что вбирает в себя холод осени? (Страшное одиночество, пустоту вокруг старой женщины .) Какие два определения связаны у Паустовского? (Холодный и пустой, одинокий .)

Делаем первый вывод: пейзаж передаёт состояние героев, он психологичен по своей сути.

Судьбы Катерины Петровны и Насти

Как представлена в рассказе история старой женщины? (Только прошлое - настоящего нет: и клён, и сад - это только память. )

За счёт каких ещё деталей автор усиливает ощущение абсолютного одиночества старой женщины? Работаем с интерьерными описаниями, отмечаем слепоту и почти полное отсутствие голоса. Но разве рядом со старушкой совсем никого нет? Рядом люди, заботящиеся о ней, - Тихон и Манюшка. Почему не спасает их помощь героиню? Понимают ли они её? (Тихон уважает её и память об её отце, а для девочки она просто бабка. ) Можно ли им рассказать о том, что в душе? Она и не пытается, они только жалеют её, но близкими их назвать нельзя.

Когда тоска героини прорывается? Какой фрагмент рассказа не поддаётся пересказу? (Письмо Насте. ) Зачем и здесь нужно упоминание о саде? (Ещё раз подчёркивается одиночество, только в нём её жизнь, только здесь она видит себя - и это никому не понятно .) Так почему дочери нет рядом? Почему не откликается она на письмо? (Вспоминаем жизнь девушки в большом городе, её работу .) Может, верна оценка Тихона? Что значит “пустельга”? Согласны с его словами?

А как, по-вашему, автор согласен? Вспомните историю создания рассказа: городская жизнь Насти - это единственное, что домыслено автором. Зачем, раз все оценки даны? Давайте ещё раз вспомним страницы, посвящённые Насте. Чем она занята, как подходит к делу? Она искренне заботится о людях? Почему не обижается на капризы художника? (В тексте есть прямой ответ на этот вопрос .) Разве человек равнодушный увидит это, сумеет понять? Вдумайтесь в строки, рассказывающие о получении письма и телеграммы: почему автором создан такой фон - речь о внимании к людям и усмешка Гоголя? Это пробуждение совести или ещё и осознание чего-то особого? Может, помогут описания, связанные с Настей? Те же звёзды в момент прозрения, та же пустота в доме, когда она опоздала. А портрет девушки: ничего знакомого не видите? “Холодные глаза”. Что это значит? Это эпитет, который можно пояснить через ряд синонимов. (Проводим словарную работу .) Но у К.Г. Паустовского это слово связывалось с определением “одинокий”! Помните: пустой - холодный - одинокий… Есть подтверждение этой связи в истории Насти? “Нет, и никого не будет роднее…” Это правда? На что же обрекла себя Настя? Почему? Неужели детское сердце - в камне? Почему так часто мы не можем или не хотим понять самых близких людей? В чём ещё можно увидеть роль пейзажа, если вспомнить о связях, выявленных нами? Может, перед нами своеобразное предупреждение? Может, смысл названия, вызывающего тревогу, в этом?

Оценка финала и выводы по уроку

Изменился ли пейзаж к финалу рассказа? (Вспоминаем итоги групповой работы .) Зачем нужна новая героиня в конце? Её глазами мы видим похороны и по-другому оцениваем окружающий мир. Что видит учительница, с чем остаётся? (Для неё всё вокруг - родина, что-то близкое, родное, напоминающее о маме .)

С чем осталась Настя? (Холодная комната, чувство вины - её одинокая история ещё впереди .) Кто мог бы помочь и простить её, успей она вовремя? Можно ли сомневаться в том, что мать простила бы её? (Работа с эпиграфом .) Оказывается, к тому, кто был и, кажется, будет всегда, можно и не успеть, и не сказать о чём-то очень важном, можно очень многое потерять в суете жизни, в якобы важных и первостепенных делах.

Так к кому обращена телеграмма? О чём она? Сформулируйте языком телеграммы предупреждение писателя. (Задание можно выполнить в конце урока, проведя таким образом момент рефлексии, или сделать его частью домашней работы.)

Дома : обсудите урок с родными, ответьте на вопрос: “Что я услышал в телеграмме от Паустовского?”

«Телеграмма»(анализ рассказа)

Слово учителя.

Рассказ «Телеграмма» впервые был напечатан в журнале «Огонёк» №8 в 1946 году.

По рассказу в студии Мосфильма летом 1957 года была снята короткометражная картина режиссёром.

Паустовский писал очерки, литературные портреты о знаменитых людях:композиторе Эдварде Григе («Корзина с еловыми шишками»),М Горьком («День смерти Горького»),Диккенсе («Случай с Диккенсом») и др.

Но у него много рассказов о простых людях, которые никого не оставляют равнодушными.

«Телеграмма»-один из них.

Проверим, внимательно ли вы прочитали рассказ «Телеграмма». ВИКТОРИНА.

1.Где и в каком месяце происходит действие?

(В усадьбе Катер. Петр. в селе Заборье в октябре-ноябре).

2.Какой журнал пылился на столе К. П.?

(«Вестник Европы»)

3.Эскиз какой картины подарил Крамской отцу К. П.?

(«Незнакомка в бархатной шкбке»)

4.Похороны какого писателя видела в?

5.Кем был отец К. П.?

(Известным художником).

6.Кто послал телеграмму Насте?

(Сторож Тихон).

7.Кем работала Настя в Союзе художников?

(Секретарём).

8.Как её называли художники?

(Сольвейг).

9.Чьи «сверлящие» глаза смотрели на Настю?

10. догадалась, что телеграмму прислала не дочь?

(По взволнованному состоянию Тихона).

11.Кто и кому сказал:»…за добро плати добром, не будь пустельгой»?

(Тихон Манюшке).

12.»Эх, горе её горькое, страданье неписаное!» К кому обращены слова Тихона?

(К Катер. Петр.)

События в рассказе развёртываются во времени.

Как оно изображается? (Звучит фрагмент «Октябрь» из «Времён года» .)

Пейзаж описан МРАЧНЫМИ красками

«Октябрь был на редкость ХОЛОДНЫЙ, НЕНАСТНЫЙ.. Тесовые крыши ПОЧЕРНЕЛИ.»

«СПУТАННАЯ трава в саду ПОЛЕГЛА.»(Олицетворение»)

«…Доцветал и никак не мог ДОцвесть…один только маленький подсолнечник у забора»

(Приставка ДО - означает конец действия).

Вывод. Осенний пейзаж Паустовского холоден и б е с п р и ю т е н, таков он и в музыке Чайковского-мы ощущаем грусть, печаль, тоску…

Настоящее время (ЕСТЕСТВЕННОЕ) МЕДЛЕННО протекает для Катерины Петровны. За счёт каких деталей автор усиливает ощущение беспросветного одиночества Катерины Петровны?

А).Описание интерьера.

Ей «СТАЛО ЕЩЁ ТРУДНЕЕ вставать по утрам», видеть «ВСЁ ТО ЖЕ»:комнаты с запахом «НЕТОПЛЕНЫХ ПЕЧЕЙ», «ПОЖЕЛТЕВШИЕ чашки»,»ДАВНО НЕ ЧИЩЕНЫЙ САМОВАР».

«В комнатах было ВСЁ СУМРАЧНО».

Вывод. Никаких событий в жизни Катер. Петр. не происходит(ни встречи, ни разлуки).. . Время бессобытийноПоэтому оно ползучее. Оно не может быть основным временем рассказа. Оно используется автором как побочное, переплетается с другими

Это время к р и з и с а и ж и з н е н н о г о п е р е л о м а.

Для этого он вводит в рассказ даты, имена, реалии…Найдите это в тексте.

А).На столе лежал «пыльный «Вестник Европы» (Это ежемесячный литературно-политический журнал буржуазно-либерального направления, с 1866-1867 г. г.выходил в Петербурге по 4тома в год. Первым редактором был)

Б).Катерина Петровна «ТОЛЬКО ПО ПАМЯТИ знала», что картина, потускневшая от времени,-это «портрет её отца», а рядом висит «В ЗОЛОТОЙ РАМЕ» подарок Крамского отцу - эскиз к его «Незнакомке в бархатной шубке».(Это вторая половина 19 века)

Слово «дом» имеет несколько значений(работа с «Толковым словарём»)

А).:Ж. илое здание со всем хозяйством.(описание усадьбы в Заборье),

Б)люди, живущие в нём (Кат. Петр.,её отец и Настя),

В).династия, род (устар.)(вымирание рода:отец-Катер. Петр.-Настя-?)

Найдите описание усадьбы. Какое впечатление она производит? Почему?

(Выступление 1 творческой группы).

Дом построил её отец, известный художник, вернувшийся в старости из Петербурга в родное село Заборье. Дом был «мемориальный, т. к. « находился под охраной областного музея.»

В нём - «продавленный диван», печка, из-за которой,»обманутая тишиной»,выбегала мышь и нюхала «застоявшийся воздух».

Дом окружал сад с засохшими деревьями. «Ветер сбивал последние листья».В глубине сада-заколоченная калитка, свидетельствующая о том, что, видимо, давно не было гостей в этом доме.

И только «облетевший, озябший» клён, посаженный когда-то Катериной Петровной, «девушкой-хохотушкой»,был ей родным:»она посадила его давно»; как и ей, «ему некуда было уйти от этой бесприютной. ветреной ночи».Это дерево воспринимается его хозяйкой как живое существо:они оба одиноки, слабы.

Вывод. Тягостное впечатление - неуютно, нет хозяина.

Расскажите о хозяевах этой усадьбы.(Выступление 2 творческой группы).

Отец был образованным человеком: знаком с художником Ив. Ник. Крамским(1837-1887). Одно лето он провёл с дочерью в Париже, где она:видела похороны Виктора Гюго », известного французского писателя. Это было в прошлом.

Сейчас здесь живёт в одиночестве Катер. Петр.-старый, больной человек, одевается в старый салоп(верхняя женская одежда, род круглого плаща),на голове-тёплый платок. Она давно не выходила из дома. Плохо видит.

У Катер. Петр. есть дочь Настя, «единственный родной человек»,которая живёт далеко, в Ленинграде, мать навещает редко («последний раз приезжала 3 года назад»)

«Малелькая, сгорбленная старушка» жила только воспоминаниями о ней: «в рыжем кожаном ридикюле» хранила «какие-то бумажки»,но почему-то не хотела говорить о ней со сторожем Тихоном, зато потом «начинала тихонько плакать».Видимо, поэтому время для неё тянется медленно. Мать понимала, что Насте теперь «не до неё, старухи. У них, молодых, свои дела, свои непонятные интересы, своё счастье» (Слово «Свои» повторяется трижды-так автор показывает отчуждение). «Лучше не мешать». Поэтому мать редко писала письма, но Настя раз в 2-3 месяца переводила матери деньги.

Раскройте матафорический смысл предложений:

«Керосиновый ночник вздрагивал на её столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме…»

Метафора-это скрытое сравнение. Поэтому, скорее всего, автор сопоставляет с керосиновым ночником Настю.

Они (ночник и Настя)-«единственные живые существа в покинутом доме»,без «слабого огня»которых(моральной поддержки дочери) она «не знала бы, как дожить до утра» (чего-то светлого в её жизни).Ведь жизнь теперь для неё-это «бесприютная, ветреная ночь»

Действительно, кроме них, никто не мог скрасить её одиночества. Люди рядом с ней были. И неплохие:добрые, трудолюбивые, искренние. Соседка Манюшка прибегала, чтобы принести воды из колодца, подмести полы, поставить самовар, Тихон, почитавший её отца, рубил в саду засохшие деревья, пилил их, колол на дрова. Тоже проявлял жалость. Но близкими их нельзя назвать.

Чего же не хватало Катерине Петровне?

Общения с самым близким человеком, духовного общения, ведь ей хотелось поговорить «о картинах, петербургской жизни».Поэтому «ночи были …долгие» для неё, а «рассвет всё медлил».

Почему Насти не было рядом с матерью?

«Материнское сердце в детях, а детское-в камне». Может, поэтому?

Или она «пустельга»,по определению Тихона?(Пустельга-пустой, ничтожный человек)

А).Настя работала секретарём в Союзе художников: устраивала выставки, конкурсы

Письмо от матери она получила на службе, решила прочитать после работы.

Письма матери у неё вызывали «вздох облегчения»(пишет-значит, жива) и глухое беспокойство (каждое письмо-«безмолвный укор»).

Значит, не совсем закаменело её сердце.

Б).Она помогла молодому скульптору Тимофееву.

В мастерской у него было холодно, обогревался керосинкой:»Ветер посвистывал в рамах и шевелил на полу старые газеты».» Ревматизм в руках от мокрой глины» Жаловался на то, что его »затирают и не дают развернуться».Но он «готов драться» за правду.

Настя «ушла от него с твёрдым решением вырвать во что бы то ни стало этого талантливого человека из безвестности»

Потом долго говорила с председателем Союза художников, «горячилась»(это разве не проявление чувств?!),и тот согласился устроить выставку работ Тимофеева.

2 недели возилась с устройством выставки:»приходила в отчаяние», «обижалась» на неуживчивого скульптора скульптора, но своего добилась «Выставка удалась».Настя «смутилась до слёз»когда Першин похвалил её за это.

Вывд. Настя искренне заботится о Тимофееве, не обижается на капризы скульптора. Она чувствует себя нужной людям, ей хочется, чтобы её считали активным, интересным человеком (Это э г о и з м?..)

Значит, у неё не каменное сердце?..Как же заботящаяся о других Настя проявляет равнодушие к матери? Выдерживает ли она испытание на истинную человечность?

А).Ей некогда было «вырваться» (Выставка Тимофеева).

Б).Промелькнула мысль о трудной дороге: «переполненных поездах»,»пересадке на узкоколейку, тряской телеге,…н е и з б е ж н ы х материнских слезах,…о с к у к е сельских дней…»

В).Скрывала на службе содержание телеграммы (Мать «помирает»),сказав, что телеграмма от знакомой..Стыдится матери?..

Поэтому отложила отъезд.

Г).Вспомним, за что художники звали её Сольвейг: «за русые волосы и большие х о л о - д н ы е глаза».

(Сольвейг-героиня драмы-поэмы «Пер Гюнт» норвежского драматурга Генрика Ибсена (1828-1906)

Холодный взгляд-бездушный, суровый.

Паустовский-мастер деталей. Найдите детали, подчёркивающие, что не дождётся мать своей «ненаглядной» дочери.(Поиск ключевых слов).

-«доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только… п о д с о л н е ч –

н и к у забора». «позабытые з в ё з д ы»,смотревшие ночью на землю(прошлое),

-«керосиновый ночник», «жестяная пустота», «облетевший, озябший клён» (настоящее),

-«холодные глаза» Сольвейг(будущее?!...).

Под чьим влиянием и как происходит прозрение Насти? (Две встречи со скульптурой)

А).В мастерской скульптора Настя «вздрогнула».

«Насмешливо, зная её насквозь, смотрел на неё остроносый сутулый человек» (Это была скульптура.)

«А письмо-то в сумочке нераспечатанное,-казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза.-Эх, ты, сорока!»(Усмешка Гоголя)

б).На выставке, когда она постеснялась сказать содержание телеграммы,

«…чей-то взгляд, тяжёлый и пронзительный, Настя всё время чувствовала на себе «.

«Гоголь смотрел на неё, усмехаясь.» «Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: «Эх, ты!» (С презрением!)

Именно после этого Настя в ы б е ж а л а с выставки на улицу, г о р ь к о з а п л а - к а л а.

Она в д р у г поняла, «что никто её так не любил, как эта дряхлая, б р о ш е н н а я всеми старушка, там, в скучном Заборье» За последний год она в п е р в ы е произнесла слова «мама» («Поздно! Маму я уже не увижу.»)

«Как же это могло так случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет, и не будет роднее. Лишь бы успеть…лишь бы простила.»

Но она опоздала. Мать не дождалась. В Заборье Настя приехала на второй день после похорон. Застала свежий могильный холм на кладбище и «холодную, тёмную комнату Катерины Петровны, из которой, казалось, жизнь ушла уже давным-давно».

Уехала из Заборья крадучись, ей казалось, «что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с неё н е п о п р а в и м о й в и н ы…»

Вот что осталось Насте. ЗНАЧИТ, МОЖНО МНОГОЕ ПОТЕРЯТЬ В СУЕТЕ ЖИЗНИ….

Чтение ученицей стих Л. Татьяничевой «Опаздывают поезда…»

Опаздывают поезда,

Опаздывают вёсны,

Опаздывают иногда

Зажечься в небе звёзды.

Усеять пажни серебром

Опаздывает замять.

И за добро платить добром

Опаздывает память.

Опаздывает почтальон

И даже –«неотложка».

А в чьём-то доме за столом

Осиротеет ложка…

Опаздывает иногда

Ко времени и гордость.

Но не простительно, когда

Опаздывает совесть.

.К кому, по-вашему, обращена телеграмма? О чём предупреждает писатель?

Звучит лирическая пьеса Эдварда Грига «Сольвейг».

Дом зад. . «Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу,-это мать». М. Горький.

Как вы понимаете смысл этого высказывания?(Сочинение-миниатюра).

Тема: «Пока не стало поздно»

(анализ рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»)

    Обучение анализу прозаического произведения.

    Умение применять при анализе нужные литературоведческие термины.

    Воспитание любви и благодарности к ближнему, раскрытие лучших душевных качеств учащихся при помощи интеграции (взаимодействия музыки, живописи, литературы)

ОБОРУДОВАНИЕ:

    Выставка репродукций картин художников России.

    Юрий Ракша, советский художник 1983 г

    Сергей Герасимов М, советский художник 1986 г

    Юрий Пименов М, советский художник 1986 г

    Изобразительное искусство 20 в. г. Челябинск

    Картины Саенко А.Б. «Мать», «Ожидание».

    Музыкальный диск «Одинокий пастух»

    Э. Мериконе «Профессионал»

    Витас «Мама»

    Тексты рассказа

    Презентация, слайды, ЦОР БЭНП

Журнал «Уроки литературы» № 2 2002 год.

ОФОРМЛЕНИЕ КЛАССА:

  1. Выставка репродукций картин известных художников («Материнство»)

    Оформление доски

    портреты

  • вопросы для проверки домашнего задания

    Выставка сочинений учащихся на тему «Моя мама».

ЭПИГРАФ : « Есть на свете прекраснейшее существо у которого мы всегда в долгу – это мать» (М.Горький)

СЕТКА ВРЕМЕНИ:

оргмомент (1 мин)

анализ сочинения (3 мин)

опрос (по терминологии) – 5 мин

слово учителя – 5 мин

Беседа о впечатлении от выставки – 3 мин

Рассказ от лица Бондарева – 1 мин

Беседа (фронт) по выяснению усвоения содержания – 7 мин

Групповая работа – 10-15 мин

Анализ текста – 20 мин – 30 мин

Сочинения учащихся – 10 мин

Слово учителя – 5 мин

Стихотворение Острового – 3 мин

Витас – 3 мин или Гурцкая «Знаешь, мама»

Письменная работа на выяснение восприятия «Мои мысли после прочтения рассказа»

    ХОД УРОКА

монолог метафора

диалог контраст

полилог цветовая гамма

1.оргмомент (анализ сочинений)

    3.мини-опрос (выразительное чтение)

4.Эпические произведения (прозаические)

Рассказ- повесть- роман = история человеческой жизни.

Повествование – описание – рассуждение

пейзаж эпитет портрет диалог метафора

портрет сравнение монолог полилог контраст

Ему было 104 года. Мужественное, суровое лицо… К.Г. Паустовский

Что говорят о нем другие? Юрий Бондарев «Мастер»

История создания рассказа «Телеграмма»

    Чтение учителем главы из книги «Зарубки на сердце»

    Музыка на диске (№2) ЦОР (смотри приложение)

    Что значит зарубки на сердце? (что-то неизгладимое, болезненный след в душе)

Итак, ребята, рассказ « Телеграмма». Тема: Взаимоотношения матери и дочери.

Почему же рассказ назван «Телеграмма» (загадка? символ? опасность?)

? Композиция рассказа:

1 часть Мать «Эх, горе, горе»

2 часть Дочь «Эх, ты сорока»

3 часть Телеграмма

4 часть эпилог (развязка событий)

? Признаки рассказа

    краткость

    малое количество действующих лиц

    история 1 семьи

    Анализ содержания рассказа

    Пейзаж (стр. 310 чтение учащихся)

    Эпитеты (холодный, ненастный)

    Метафоры (трава полегла, тучи тащились)

    Цветовая гамма (непрямая – почернели)

    Подсолнечник – символ – одиночество

Обратимся к сюжету:

Что мы знаем о Екатерине Петровне и Насте (дом под охраной областного музея, К.П. жила в Париже, была похоронах Гюго, Настя в Ленинграде)

Другие действующие лица (сторож Тихон, девочка Манюшка). Пейзажная зарисовка (стр 312), проанализируем по той же схеме), отличаются ли эти описания? Какое производит более тяжелое впечатление?

радация – усиление признака, запись в тетради.

    Как общаются К.П. и дочь (деньги – словно откупается)

    Как показана слабость К.П. (стр. 312) (мышь не боится, почтальон придерживал руку; забывала о старости)

Задание: работа в парах (подберите ряд эпитетов (синонимов или контекстных синонимов) к описанию К.П.

фото А. Заболоцкого «Старуха» (старая, слабая, беспомощная, беззащитная, брошенная, обиженная, забытая и т.д.)

Ученик работает со словарем синонимов. Нам очень важно проследить за душевным состоянием героини.

Стр.314. Чтение учителя (музыка № 5) (слайд)

  • Ребята, осень в природе и жизнь К.П. угасают вместе.?? Почему К.П. пишет письмо дочери? Что подтолкнуло ее? (поняла что умирает…)

    Только мастерство Паустовского, тонкого психолога, помогает нам понять это. Параллель: природа – К.П. = одно целое. Какие глаголы показывают потерю последней надежды (шла - побрела).

Метафоры: (позабытые звезды смотрели на землю, стоял озябший). Чем живет К.П. (воспоминаниями). Как относится К.П. к природе саду, (жалеет). В чем контраст? (она жалеет, а дочь ее не жалеет). А может все же кто-то жалеет? (Манюшка, Тихон), парадокс в том, что жалеть должны родные, а жалеют чужие. (рассказ Парадокс) Короленко.

Анализ части « Дочь» Групповая работа стр. 314-315 – 3 группы.

Настя – отношение к письмам. Контраст во внешности.

Портрет: Сольвейг – холодные глаза

Страница 315-316 – 1 группа

Расскажите о Тимофееве (маленький, злой, буркнул сердито, сказал угрюмо, приказал, остроносый, сутулый, крикнул, забегал) Мог ли он пробиться сам? (презентация,

Страница 316 –317 2 группа

Почему решила бороться за Тимофеева? Почему он не едет к матери? В чем парадокс поступков?

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА ВЫСТАВКИ

Итак, выставка состоялась.

Чего добилась Настя? Что чувствует сейчас? (радость, гордость за себя что все хвалят?) и вдруг – телеграмма, страница 317- 318.

Настя вернулась « В наши дни», какие глаголы использует автор (незаметно открыла, ничего не поняла, скомкала, нахмурилась. Почему?)

Страница 318 – цепь событий.

Слова о доброте – внимательность художника – взгляд Гоголя. Почему не созналась художнику? – (стыдно) (слайд 5)

Почему Гоголь, а не Пушкин (сатирик, видит все насквозь)

Интересный прием Паустовского: воздействовало на Настю искусство. Скульптура Гоголя, так талантливо выполнена, что кажется одушевленной. Величие искусства и таланта воедино.

Есть три великие вещи в мире: музыка, живопись и слово. Я хочу, чтобы вы это почувствовали так, как почувствовала это Настя…

Страница 318-319 чтение эпизода учителем (музыка) ЦОР, Чайковский «Времена года»

    что поняла Настя? Почему плачет?

    Почему нашли билет для нее?

    Думает ли она о чем–нибудь?

Настя едет, а в это время в Заборье….

    Катерина Петровна не вставала 10-й день.

1 ряд – портрет К.П. (хотела подняться, не смогла бледная, маленькая)

2 ряд – 2 телеграмма. Почему догадалась К.П.

3 ряд – умерла К.П. сразу после этой телеграммы. Почему? (умерла надежда и умерла К.П.)

(Введение слайда 7.)

    За добро плати добром, не будь пустельгой

Кто это пустельга? (хищная птица семейства соколиных и пустой человек. А Настя и то и другое. Это ребята назидание всем.)

    Похороны . Индивидуальная карточка. Зачем введен образ учительницы?. Что хотел показать автор (пересказ эпизода и вывод)

    Пейзаж.
  • зачитаем цитаты

    что изменилось

    цветовая гамма

    что чувствует природа (печаль и радость)

    почему не было описаний Ленинграда – одного из красивейших городов мира(природу видят душевные, добрые люди, а не радушные, пустые)

    Эпилог

Чтение без музыки. О чем плачет Настя? Изменится ли? Почему уехала крадучись? (нет ей прощения, виновата перед матерью, не успела, опоздала)?

Мы любим своих мам, ребята, это видно из ваших добрых слов, которые вы написали больше месяца назад (узнать цитату из своего сочинения. Прочитать её). «Я расскажу вам о маме». Хочу чтобы чувства ваши сохранились всю жизнь.

(Введение слайда 9,анимация медленная)

СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Жестокость равнодушия. Стена.

Которая так часто холодна.

В кровь об неё мы расшибаем лбы.

Не чувствуя углов своей судьбы

Жестокость равнодушия,

Она не виновата в том,

Что холодна…

Да, чаще виноваты люди. Сегодня, ребята немного особенный урок. Мы анализировали замечательный рассказ К.Г. Паустовского « Телеграмма». Перед нами стояли обычные цели урока: научиться, суметь, развить, воспитать. И мы сегодня учились анализу прозаического произведения, умению находить в тексте различные художественные средства (эпитеты, метафоры и др). Но, для меня все же самое главное, если после этих двух уроков вы выйдете чуть добрее. Нельзя за 40 или 80 минут научить сочувствию, состраданию, сопереживанию, но все же мы вместе делаем шаг вперед на пути благородных и чистых чувств.

Главное – не опоздать. (стихотворение С. Острового – Мать).

Первое слово ребенок сказал: - мама

Вырос! Солдатом пришел на вокзал, - мама

Вот он в атаке на дымную землю упал

Мама! Встал. И пошел.

И губами горячими к жизни припал.

А у меня нет мамы. Она умерла.

Вот и еще одной мамою стала на свете меньше

Зачем же ты мама, в постель земляную легла?

Или жесткой кровать показалась тебе на рассвете?

А рассвет был из солнца, из зелени, из синевы.

Пенье птиц было слышно из самых далеких планет

Розоватые голуби вылетали из мокрой травы,

долго пили зарю и тонули в далеких просветах.

Ты ведь очень любила, когда зажигался рассвет.

Не опоздайте ребята. Мне повезло, моей маме80 лет, я счастлива общением с ней. Но лучше с юных лет сохранить нежное отношение к матери, чтобы потом ни о чем не жалеть.

Витас «Мама»,или Гурцкая «Знаешь, мама»

Итог урока. Оценки

Д/з «Мои мысли после прочтения рассказа»

Последующее задание: проверка знаний в конце курса (в виде теста или кроссворда)

ПРИЛОЖЕНИЕ «Зарубки на сердце» К.В. Паустовский

Одна из основ писательства – хорошая память…. Расскажу о том, как был написан мною рассказ « Телеграмма».

Я поселился поздней осенью в деревне под Рязанью, в усадьбе известного в свое время гравера Пожалостина. Там одиноко доживала свой век дряхлая ласковая старушка – дочь Пожалостина, Катерина Ивановна. Единственная её дочь, Настя, жила в Ленинграде и совсем забыла о матери – она только раз в два месяца присылала Катерине Ивановне деньги….

Позади двора с обветшалыми службами шумел на ветру большой и такой же запущенный, как и дом, сырой и озябший сад.

Я приехал работать и первое время писал у себя в комнате с утра до темноты…

Но потом перенес работу на вечер. Было жаль просиживать немногие дневные часы в комнате, когда я мог в это время бродить по лесам и лугам, уже готовым к приходу зимы.

Я бродил подолгу и видел много примет осени. По утрам в лужах под стеклянной коркой льда были видны пузыри воздуха. Иногда в таком пузыре лежал, как в полом хрустальном шаре, багровый или лимонный лист осины или березы. Мне нравилось разбивать лед, доставать эти замершие листья и приносить их домой. Скоро у меня на подоконнике собралась целая куча таких листьев…

Чем угрюмее были тучи, волочившиеся по земле мокрые, обтрепанные подолы, чем холоднее дожди, тем свежее становилось на сердце, тем легче, как бы сами по себе ложились на бумагу слова…

Я не изучал тот старый дом, где жил, как материал для рассказа. Я просто полюбил его за угрюмость и тишину, за бестолковый стук ходиков, постоянный запах березового дыма из печки, старые гравюры на стенах (их осталось очень мало, так как почти все гравюры у Катерины Петровны забрал областной музей); « Автопортрет Брюллова, « Несение креста», « Птицелов» Перова и портрет Полины Виардо.

Стекла были старенькие и кривые. Они переливались радужным блеском, и язычок свечи отражался в них почему – то два раза.

Вся мебель – диваны, столы и стулья – была сделана из светлого дерева, блестела от времени и пахла кипарисом, как иконы.

В доме было много смешных и уже ненужных вещей: медные ночники в виде факелов, замки с секретом, фарфоровые пузатые флакончики с окаменелыми кремами и надписью на этикетках « Париж», запыленный букетик камелий…

Было три толстых календаря – за 1848, 1850 и 1853 годов. Там в списках придворных дам я нашел Наталью Николаевну Ланскую – жену Пушкина и Елизавету Ксаверьевну Воронцову – женщину связанную с Пушкиным любовью. И почему – то мне стало грустно от этого. До сих пор не могу понять почему…

По вечерам я ходил в Катерине Петровне пить чай.

Она сама уже плохо видела, и к ней прибегала два раза или три раза в день для всяких хозяйственных поделок соседская девчонка Нюрка, по характеру своему угрюмая и всем недовольная.

Нюрка ставила самовар и пила с нами чай, громко высасывая его из блюдечка. На все тихие речи Катерины Ивановны Нюрка отзывалась только одними словами: - Ну вот еще! Чего выдумали? Но на деле Нюрка пожалуй единственная любила то старую бархатную шляпку с чучелом птицы колибри, то стеклярусовую наколку или желтое от времени кружевце… Катерина Ивановна никогда не выпускала из рук старенькую атласную сумочку. Там хранилась все её богатства: письма Насти, скудные деньги, паспорт, фотография той же Насти – красивой женщины с тонкими изломанными бровями и затуманенным взглядом – пожелтевшая фотография самой Катерины Петровны, когда она была еще девушкой – воплощение нежности и чистоты.

Катерина Петровна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. Но я знал от соседей и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриевича, сторожа при пожарном сарае, что у Катерины Петровны не жизнь, а горе горькое. Настя вот уже как четвертый год не приезжает, - забыла, значить мать, а дни у Катерины Петровны считанные. Не ровен час так и умрет она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы..

Настя присылала Катерине Петровне деньги, но и бывало с перерывами. Как Катерина Петровна жила во время этих перерывов- никому неизвестно

Однажды Катерина Ивановна попросила проводить её в сад, - в нем она не была с ранней весны, все не пускала слабость.

    Дорогой мой, сказала Катерина Ивановна, - уж не взыщите вы с меня, со старой. Хочется мне напоследок посмотреть сад. В нем я еще девушкой зачитывалась Тургеневым. Да и кое-какие деревья я посадила сама..

Уже вечерело. Сад облетел. Палые листья мешали идти. Они громко трещали и шевелились под ногами. На зеленеющей заре зажглась звезда. Далеко над лесом висел серп месяца.

Катерина Ивановна остановилась возле обветренной липы, оперлась на неё рукой и заплакала. Я крепко держал её чтобы она не упала. Плакала она как очень старые люди не стыдясь своих слез.

    Не дай Вам бог, родной мой, - сказала она мне, дожить до такой одинокой старости! Не дай Вам бог!

Я осторожно повел её домой и подумал, как был бы я счастлив если б у меня была такая мать!

Вечером Катерина Ивановна дала мне связку желтых от старости писем, оставшихся от отца. Я читал эти письма как всегда ночью. Ветер проносился за стеной, шумел в мокрых, голых кустах, и лампа потрескивала, как бы разговаривая от скуки сама с собой. Почему – то странно и хорошо было читать эти письма из Рима именно здесь, в ненастную ночь, слушая как деревенский сторож стучит у околицы в колотушку.

А еще через несколько дней Катерина Ивановна слегла и уже не вставала. У нее ничего не болело. Жаловалась она только на усталость. Я послал Насте телеграмму в Ленинград. Нюрка перебралась в комнату Катерины Ивановны, чтобы на всякий случай быть поближе. Однажды ночью Нюрка сильно застучала мне в стенку и крикнула испуганным голосом: - Идите! Бабка помирает!

Катерина Ивановна лежала без сознания и только чуть заметно дышала. Я попробовал пульс – он не бился, а тихо дрожал, тоненький как паутина.

Я оделся, зажег фонарь и пошел в сельскую больницу за доктором. Больница была далеко в лесу. Черный ветер нес с порубки запах опилок. Была поздняя ночь, даже не лаяли собаки.

Врач впрыснул Катерине Ивановне камфору, повздыхал и ушел…

Умерла Катерина Ивановна к утру. Мне пришлось закрыть ей глаза. Я должно быть никогда не забуду, как я осторожно прижал её полузакрытые веки и неожиданно из под них скатилась тусклая слеза.

Нюрка задыхаясь от плача, дала мне помятый конверт и сказала: - Тут Катерина Ивановна велела в чем её хоронить.

Я вскрыл конверт, прочел несколько слов, написанных дрожащей рукой, - приказ о том, что на неё надеть после смерти, - и отдал записку женщинам, что пришли утром прибрать Катерину Ивановну в последний путь.

Потом пришел на кладбище выбрать место для могилы, а когда вернулся, Катерина Ивановна уже лежала, прибранная на столе, и я остановился, пораженный.

Она лежала тоненькая как девушка, в старинном бальном платье золотистого цвета, со шлейфом. Шлейф был свободно обернут вокруг её ног. Из под него были видны маленькие черные замшевые туфли…

Настя опоздала на три дня и приехала уже после похорон. Все рассказанное выше – это и есть тот писательский житейский материал, их которого рождается проза…

(Во время чтения проецируется слайд 2, 3 с применением ЦОР БЭНП «МХК», Музыка.

В приложение входят отдельно оформленные сочинения детей, написанные примерно за месяц, сданные для выставки в классе. Учитель предупреждает, что анализ будет дан позднее, и он откроет небольшой секрет. Предполагается, что дети должны узнать свой отрывок (сотри слайд 9)


Проблема одиночества (одинокой старости)

В рассказе Паустовского «Телеграмма» Катерина Петровна тяжело переживает своё одиночество. У неё есть родная дочь Настя, но их разделяет расстояние. Катерина Петровна проживает в селе Заборье в мемориальном доме своего отца – известного художника, а Настя работает секретарём в Союзе художников в Ленинграде (события происходят в 1946 году). Девушка, похожая на Сольвейг, слишком увлечена своей работой, организацией выставок. Её пугает утомительная дорога, скучная деревенская жизнь, поэтому вот уже три года она не приезжает к матери, не пишет писем, а только посылает денежные переводы раз в два-три месяца. Причиной одиночества Катерины Петровны становятся эгоизм, равнодушие и чёрствость души её дочери. В Заборье Катерину Петровну посещают три человека.

Это молодой и весёлый почтарь Василий, который приносит денежные переводы, старик – сторож при пожарном сарае Тихон и соседская девочка Манюшка, которые помогают одинокой старой женщине по хозяйству. Но Катерина Петровна не может поговорить с ними на темы, которые ей близки. Она образованная, культурная женщина, в молодости была в Париже, её отец был знаком с Крамским, а деревенские жители простые, душевные, но не такие образованные, да и неинтересны им личные воспоминания. Несомненно, Катерине Петровне не хватает общения с родным и близким человеком, чужие люди не могут заменить ей дочь.

Одинокая старость печальна, как холодная ненастная осень. Нужно быть внимательным к одиноким людям, пытаться помочь скрасить им одинокую старость. Но самое главное – близкие люди не должны забывать о своих родных, навещать их, дарить душевное тепло.

Проблема равнодушия, безразличия, душевной чёрствости

Почему люди равнодушны к судьбе окружающих? Почему им безразличны чужие страдания и переживания? Что является причиной душевной чёрствости? Почему чаще всего мы забываем о близких и родных?

В рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма» молодая женщина Настя, работающая секретарём в Союзе художников в Ленинграде, проявляет равнодушие по отношению к своей матери, одиноко доживающей своё век в селе Заборье. За три года она ни разу не приехала к матери, не написала ей письмо, лишь раз в два-три месяца высылала денежные переводы. Как объяснить такое безразличие к судьбе собственной матери? Даже когда Катерина Петровна впервые попросила Настю в письме приехать повидаться с ней, так как она чувствует, что зиму не переживёт, Настя не откликнулась на эту просьбу. Она испугалась долгой дороги, сельской скуки, оправдывая себя неотложными делами на работе. Голос совести вызывал в её душе глухое беспокойство, но она проигнорировала внутренний упрёк в равнодушии к матери. Только получив телеграмму о том, что мать умирает, девушка поняла, что мама – это единственный родной человек, который любит её искренне. Это позднее раскаяние не сняло с души Насти чувства непоправимой вины.

4. Проблема чуткости, доброты, милосердия, сострадания.

Какого человека можно назвать чутким? В чём сущность милосердия? Должны ли мы проявлять сострадание к тем, кто нуждается в нашей помощи?

Чуткий человек не будет равнодушным по отношению к чужому горю. Доброта такого человека проявляется не только в молчаливом сочувствии, в словах ободрения, но и в делах, поступках. Таким добрым, отзывчивым человеком является герой рассказа К.Паустовского «Телеграмма» старик Тихон, сторож при пожарном сарае. Он жалеет одинокую немощную женщину Катерину Петровну, дочь которой живёт в Ленинграде и совсем забыла о своей матери, не навещает, не пишет писем, ссылаясь на занятость. Тихон срубает сухие деревья в саду, пилит их и колол на дрова, ежедневно навещает Катерину Петровну, интересуясь, нет ли известий от дочери. Не дождавшись ответа, неловко потоптавшись, он уходит, скрывая слёзы сожаления. Помогает «бабке» и дочь колхозного сапожника, соседская девчонка Манюшка. Она носит воду, топит печь, ставит самовар, метёт пол. Эти простые люди не говорят, но делают, сочувствуя «горю её горькому», «страданию неписаному».

5. Проблема внимания к человеку, заботы о нём

В чём заключается забота о человеке, внимание к нему? В рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма» секретаря Союза художников в Ленинграде Анастасию Семёновну на обсуждении выставки молодого скульптора Тимофеева благодарят за заботу и чуткость. Две недели она потратила на то, чтобы организовать эту выставку, «вырвать во что бы то ни стало этого талантливого человека из безвестности». Седой вспыльчивый художник отметил, что есть много болтающих о внимании к художнику, о заботе и чуткости, но это только на словах, а как дойдёт до дела, то натыкаешься на пустые глаза. Известный художник Першин тоже в своей речи отметил, что забота о человеке становится прекрасной реальностью, которая помогает расти и работать. Но мы знаем, что, заботясь о чужом, в сущности, для неё человеке. Настя забывает о собственной матери, которая одиноко доживает свой век в селе Заборье. Прикрываясь заботой о человечестве, она оставляет без нравственной поддержки собственную мать, которая больше нуждается в заботе и внимании, потому что Настя для Катерины Петровны – единственный родной человек, и никто другой ей не нужен. Рассказ заканчивается печально. Катерина Петровна умирает, так и не повидавшись со своей дочерью. А опоздавшая на два дня на похороны матери Настя навсегда останется с чувством непоправимой вины.

6. Проблема нравственной ответственности человека за свои поступки

Всегда ли мы осознаём, что когда-нибудь нам придётся отвечать за свои поступки? Всегда ли можем исправить свои нравственные ошибки? Героиня рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма» Настя не задумывалась о том, что она несёт нравственную ответственность за свою старенькую немощную мать, доживающую свой одинокий век в селе Заборье. Живя в Ленинграде и работая в Союзе художников секретарём, девушка полностью погрузилась в свою работу, много сил отдала организации выставки молодого талантливого скульптора Тимофеева, твёрдо решив вывести его из безвестности, причём делала она это и помимо своего рабочего времени. А кто же позаботится о её матери? Кто срубит в саду засохшие деревья, распилит их, наколет на дрова? Кто принесёт воды из колодца, подметёт полы, поставит самовар? Всё это делали совершенно бескорыстно из жалости и сочувствия совсем, казалось бы. чужие люди: сторож при пожарном сарае Тихон и соседская девчонка, дочь колхозного сапожника Манюшка. Катерине Петровне нужно было только одно: повидаться перед смертью с дочерью. Получая письма от матери, Настя испытывала смешанные, противоречивые чувства. С одной стороны вздох облегчения: раз пишет – значит, жива. С другой стороны, в душе пробуждалось какое-то глухое беспокойство. Как жаль, что Настя не прислушалась к голосу своей совести. Она опоздала на похороны матери, упустила то время, когда бы ещё смогла оправдаться перед матерью, попросить у неё прощения. Настало время отвечать за своё равнодушие и безразличие к матери. Никто бы, кроме матери, не смог с неё снять невыносимой тяжести, чувства непоправимой вины.

7. Проблема совести.

Что такое совесть? Всегда ли мы прислушиваемся к голосу совести и поступаем так, как велит совесть? Что с нами происходит, если мы игнорируем «Божий глас»?

Героиня рассказа К.Паустовского «Телеграмма» Настя, секретарь в Союзе художников в Ленинграде, увлеченная своей работой, организацией выставки молодого скульптора Тимофеева, не прислушивалась к голосу своей совести. У неё в селе Заборье доживала свой век старенькая мама Катерина Петровна, но Настя вот уже три года не навещает своей матери, ссылаясь занятостью. Она получила письмо от матери на службе, но положила его в сумочку, не распечатав, решив, что прочитает дома. После работы она пошла в мастерскую к Тимофееву, чтобы познакомиться с условиями его жизни и работы. Несмотря на то, что каждое письмо матери вызывало в ней глухое беспокойство, служило немым укором, Настя прочитала письмо только поздно вечером дома, протаскав его целый день в сумочке. Неслучайно когда она смотрит на бюст Гоголя в мастерской Тимофеева, ей кажется, что писатель бросает на неё насмешливый взгляд, зная её насквозь. Ей кажется, что сверлящие гоголевские глаза говорят ей: «А письмо-то в сумочке нераспечатанное…»

Вместо того, чтобы откликнуться на просьбу матери и приехать к ней повидаться, Настя две недели возилась с выставкой. На собрании все хвалили Настю за внимание к человеку и заботу о нём, а она краснела, вероятно, от стыда. Ей передали телеграмму с сообщением о том, что мать умирает. Она скрывает это от старого художника, боится, что кто-нибудь узнает о содержании телеграммы. Кроме того, она испытывает на себе чей-то взгляд, тяжёлый и пронзительный. Когда она с усилием подняла глаза, то тотчас же их отвела: Гоголь смотрел на неё, усмехаясь.

8. Проблема вины и раскаяния

Чувство вины невыносимой тяжестью лежит на совести. Испытывая раскаяние, человек

стремится исправить свою нравственную ошибку. Готов попросить прощения у того, кому он причинил боль, кого заставил страдать. Чаще всего мы причиняем боль своим близким и родным. Но бывает так, что ошибку исправить невозможно. Не у кого просить прощения. Так было с главной героиней рассказа «Телеграмма» К.Паустовского Настей. Работая в Ленинграде, она три года не приезжала к матери в Заборье, не откликнулась на её просьбу повидаться. Только когда получила телеграмму о том, что мать при смерти, поняла, насколько дорога ей мать. Но она не успела попрощаться с матерью, попросить у неё прощение. Ей казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с неё непоправимой вины, невыносимой тяжести.

9. Проблема благодарности и отзывчивости

Каждый ли человек способен на чувство благодарности? Нужно ли на добро платить добром? Ответы на эти вопросы можно найти в рассказе К. Паустовского «Телеграмма».

Герой этого рассказа Тихон, сторож при пожарном сарае, старый человек, по-доброму относящийся к одинокой пожилой хозяйке мемориального дома, верен памяти отца Катерины Петровны. Тихон был ещё мальчишкой, когда известный художник приехал в Заборье из Петербурга на постоянное проживание и построил этот дом. Тихон сохранил почтение к старому художнику на всю жизнь и бескорыстно помогал его дочери. Катерина Петровна стала слабой и немощной, не выходила из дома, часами сидела на стареньком продавленном диване, а Тихон, как мог, помогал ей по хозяйству: наводил порядок в саду, распиливал сухие деревья. колол дрова. Он был очень отзывчивым человеком, переживал за Катерину Петровну из-за того, что её родная дочь Настя, живя в Ленинграде, совсем не навещала свою старую мать. А когда Катерина Петровна умерла, Тихон сказал Манюшке, соседской девочке: «За добро плати добром, не будь пустельгой». «Пустельга» в переносном значении легкомысленный, пустой человек.

А Настя не проявила отзывчивости по отношению к собственной матери, забыла о ней, увлёкшись работой. Мать растила её, воспитывала, а она не проявила благодарности по отношению к маме. За добро не заплатила добром.

10. Проблема нравственного долга («Мы в ответе за тех, кого приручили»)

Нравственный долг повзрослевших детей – заботиться о своих постаревших родителях. Это простая истина, которую не следует забывать никому. Героиня рассказа К.Паустовского «Телеграмма» Настя пренебрегла этой истиной, забыла о своём нравственном долге и была за это наказана судьбой. Настя три года не приезжала к матери в село Заборье из Ленинграда, ссылаясь на дела. Катерина Петровна очень нуждалась в общении с дочерью, чувствовала себя одинокой, часто плакала из-за того, что дочь не подаёт никаких вестей, даже писем не пишет, а лишь присылает денежные переводы. Но не деньги нужны были Катерине Петровне, а теплота, любовь, внимание и забота дочери. Так и умерла бедная женщина, не повидав дочери. А Настя даже на похороны собственной матери опоздала. Раскаяние к девушке пришло слишком поздно. За пренебрежение нравственным долгом судьба наказала её чувством неизбывной вины.

11. Проблема нравственной глухоты.

Почему мы бываем так нравственно глухи по отношению к своим близким? Почему не чувствуем, как тяжело и одиноко бывает нашим родным? Настя проявила нравственную глухоту, не проявив заботы о своей старой одинокой матери. Тщеславие, забота о других заслонили от неё маму. Нравственное прозрение пришло слишком поздно.

12. Проблема взаимоотношения человека и природы

Человек – часть природы, поэтому часто его внутренне состояние отражает состояние природы. Описывая в начале рассказа «Телеграмма» холодный, ненастный декабрь, К.Г.Паустовский стремится передать переживания своей героини Катерины Петровны, старой одинокой женщины, совершенно забытой своей дочерью. Одинокий маленький подсолнечник у забора всё доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться, как и одинокая Катерина Петровна доживала свой век в селе Заборье, и смерть забыла к ней дорогу. Она всё ждала, когда приедет дочь, но так и не дождалась. Добрая, ласковая старушка тонко чувствует природу. Выйдя к одинокому клёну, который она посадила ещё девушкой – хохотушкой, Катерина Петровна жалеет этот облетевший, озябший клён, в котором увидела олицетворение своей судьбы: ему тоже некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи. Способность чувствовать природу, вести с ней диалог, учиться у неё, извлекать какие-то нравственные уроки даётся не каждому, а только доброму, отзывчивому, чуткому человеку. Именно такие люди живут в селе рядом с Катериной Петровной – сторож Тихон, соседская девчонка Манюшка.

А вот в городе человек отдалён от природы, поэтому горожанам не хватает доброты, чуткости, отзывчивости. Постоянно раздражён маленький, решительный и злой скульптор Тимофеев. Лицемерно повторяет слова о внимании к человеку художник Першин, а сам перекрывает дорогу молодому скульптору Тимофееву. Да и Настя с её холодными глазами забывает о своей матери.

Человеку необходимо общение с природой. Это общение делает его добрее, благороднее, мягче, отзывчивее.

13. Проблема разрушительного воздействия времени

Время не щадит никого и ничего. Разрушаются материальные предметы, старится человек, теряет силы. Но самое страшное, когда человек забывает прошлое. Только память способна противостоять разрушительному воздействию времени.

В рассказе К.Паустовского «Телеграмма» в описании комнаты старой одинокой Катерины Петровны многие детали говорят о разрушительной силе времени. Это старый пыльный журнал «Вестник Европы», который выпускался в России в 1866 – 1918 годах (события происходят в 1946 году), пожелтевшие от времени чашки, картины, потускневшие от времени. Подчёркивается, что только по памяти знала ослабевшая глазами пожилая женщина, что нарисовано на этих картинах. Хранила Катерина Петровна и воспоминания о своём отце – известном художнике. Она помнила, как жила с отцом в Париже, видела похороны Виктора Гюго в 1888 году. Многие предметы, постаревшие от времени, утратившие свою ценность: сморщенные перчатки, страусовые перья, стеклярусная чёрная шляпа – представляли для неё ценность как память о прошлом, о юности. Дом, построенный отцом, Катерина Петровна называла «мемориальным». Он находился под охраной областного музея. Но что будет с этим домом, когда умрёт она, последняя его обитательница, Катерина Петровна не знала.

Верен памяти и старик сторож Тихон. Он был мальчишкой, когда отец Катерины Петровны поселился в Заборье, но почтение к старому художнику сберёг на всю жизнь.

А Настя, дочь Катерины Петровны, внучка знаменитого художника, жила только настоящим, не приезжала в Заборье из Ленинграда. А ведь Настя занималась искусством, работала в Союзе художников, устраивала выставки, помогла молодому скульптору Тимофееву с организацией выставки. Почему же она совершенно равнодушна к мемориальному дому своего деда – художника? «Распалась связь времён». И если дочь хранит память об отце, то Настя забывает и о своей матери, и о своём деде. Но время не пощадило Настю, наказало её чувством непоправимой вины, потому что она опоздала на похороны своей матери.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку