Философия жизни - смысл жизни и смерти человека. Философия жизни: общая характеристика и основные положения

Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их теории и морально-этические законы всё ещё живы.

Философские идеалы являются строительными блоками нашей современной жизни. Философия направляет нас в поисках смысла жизни. О чем вообще эта жизнь? Почему мы здесь? Испытание ли это? Одиноки ли мы? Философы всегда стремились найти ответы на эти вопросы наиболее логическим путем. Очень жаль, что сегодня обсуждения философских идеи проводятся либо на занятиях в университете (не самым лучшим образом), либо в частных беседах.

Реальность такова, что средства массовой информации способствуют деградации. Но хотелось бы видеть больше людей с широким кругозором, которые задают вопросы и отказываются носить ярлык "нормальности". Пришло время остановить извержение бессмысленных тезисов и "фактов" из новостных лент. Давайте познакомимся с 10 философами, которые способны изменить жизнь.

Иммануил Кант

Иммануил Кант, философ из Германии, один из отцов-основателей современной философии. Он был великим мыслителем, который жил в восемнадцатом веке, когда мир менялся. Одной из запоминающихся идей Канта стало "Царство целей".

Царство целей - это мысленный эксперимент, центральный вопрос моральной философии Канта. Кант ввел это понятие в своей работе "Основы метафизики нравственности". Мысленный эксперимент предлагает мир, в котором каждый человек должен рассматриваться, как цель сам по себе, а не как средство для достижения целей других людей. Кант, по существу считал, что если с человеком обращаться по справедливости, только хорошее будет произрастать в нем. Его работа в основном сосредоточена на этике, политической теории и теории познания.

Платон



Вероятно, это один из самых известных философов всех времен. Платон изменил способ написания законов по всему миру. Он жил около четырехсот лет до нашей эры. Считается важной фигурой в развитии философии, особенно западной традиции. Он основал первый университет в западном мире - Академию в Афинах и проделал большую работу в области науки.

Многие люди ассоциируют Платона с несколькими центральными доктринами, высказанными в его трудах: мир, как мы его знаем, каким-то образом неисправен и полон ошибок, но есть и другая реальность - идеальное место, населенное так называемыми "формами" или "идеями", которые вечны, неизменны, и в каком-то смысле парадигматичны для мира, воспринимаемого нами. Среди наиболее важных из этих абстрактных идей находятся добро, красота, равенство, величие, сходство, единство, бытие, одинаковость, различие, изменения и неизменности. И, согласно Платону, очень важно различить среди всего кажущегося красивым (хорошим, великим, уникальным, справедливым) то, что на самом деле является таковым.

Авиценна



Автором некоторых величайших философских идей в начале 1000-х является Авиценна. Он является одним из самых влиятельных философов Персии. Авиценна был исламским ученым, и большинство его ранних работ вращалось вокруг его изучения Корана. Авиценна пытался разрешить некоторые фундаментальные вопросы, включая происхождение космоса, роль Бога в человеческом существовании и вселенной, и взаимодействие Бога с людьми и другими созданными им существами. Он писал о логике, метафизике и этике, в то время как его самым большим вкладом была попытка примирить древне греческую философию и Бога, как творца всего сущего.

Помимо философии Авицена является одним из величайших врачей своего времени. Он создал "Книгу исцеления" и "Канон медицины". Авиценна первым описал пять классических чувств: вкус, осязание, зрение, слух и обоняние. Возможно, он был первым в мире психологом, в то время, как люди, страдающие психическим расстройством в то время, определялись как, одержимые демонами.

Джон Локк



Примерно в конце семнадцатого века в Англии родился один из величайших современных философов. Джон Локк - автор некоторых удивительных идей, по которым народы живут, работают и принимают законы. Он работал всю свою жизнь, чтобы сформировать политические принципы, по которым функционирует современный закон и права людей по всему миру. Он представил миру мысль, что все люди имеют право на жизнь, свободу и собственность, и что ни одно правительство не должно располагать слишком большой властью.

Зенон Китийский



Зенон Китийский родился на Кипре в 334 году до нашей эры. Зенон прожил всю свою жизнь на Кипре, но оказал большое влияние на философов по всему миру. Зенон был основателем философской школы стоицизма. На основе моральных идей киников, в стоицизме был сделан акцент на добро и душевное спокойствие, полученные из добродетельной жизни в соответствии с природой.

Эпикур



Эпикур родился в небольшой греческой семье в 341 году до нашей эры. Философские вопросы посещали Эпикура с юного возраста. В 18 лет он переехал в Афины, где служил в армии в течение двух лет, прежде чем вернуться к изучению философии. Эпикур известен своими учения о моральном кодексе и разуме, своим рациональным взглядом на жизнь.

Для Эпикура, цель философии в том, чтобы достичь счастливой, спокойной жизни, которая характеризуется умиротворением и свободой от страха ("ataraxia"), а также отсутствием боли ("aponia"). Счастливая жизнь по Эпикуру - это самодостаточная жизнь в кругу друзей.

Эпикур говорил, что удовольствие и боль являются лишь мерами того, что есть добро и зло; смерть - это конец и тела и души, а, следовательно, её не нужно бояться; боги не наказывают и не вознаграждают людей; Вселенная бесконечна и вечна; и события в мире, в конечном счете, основаны на движении и взаимодействии атомов, перемещающихся в пустом пространстве.

Фридрих Ницше



Философ конца девятнадцатого века, изменил мир своей нетрадиционной идеологией. Он начал свою карьеру с изучения греческих и римских текстов. Ницше писал критические тексты о религии, морали, современной культуре, философии и науке. Он хорошо известен своими идеями о Боге. Он верил, что Бог - мертв, и люди не должны посвящать свою жизнь доктрине, которая не позволяет иметь более широких представлений о жизни.

Считается, что Ницше стал вдохновителем нацистов, со своей идей сверхчеловека и своими антигуманными постулатами, однако эта информация попросту представлена в ложном свете. В понимании Ницше идея сверхчеловека - это идея победы творческого начала над разрушительным, животным. Согласно Ницше единственный, кого человеку следует преодолеть - себя самого.

Конфуций



Конфуций родился около 550 года до нашей эры и, вероятно, он один из самых цитируемых китайских философов. Философия Конфуция базировалась на личной и государственной морали, справедливости и искренности. Принципы Конфуция были основаны на китайских традициях и верованиях. Он поддерживал идеи важности семьи, поклонения предкам, уважения старших. А понятие самодисциплины было одним из главнейших в его философии.

Рене Декарт



Конец шестнадцатого века был полон великих мыслителей, но никто не был так известен, как Рене Декарт. Он был философом, который отказывался принимать старые идеи и потому создавал собственные.

Декарт придерживался одной теории, которая отличала его от других. В отличии от тех, кто был до него, он защищал существование Бога. Одна из его причин верить в Бога заключалась в том, что он полагал, что Бог совершенен. Поскольку совершенство предполагает существование, значит Бог должен существовать. Рене Декарт также считался гением математики и ключевой фигурой научной революции.

Аристотель



Родился в 384 году до нашей эры, является одним из самых известных философов всех времен. Он учился в Академии Платона в Афинах, и стал автором идей, дающих повод для размышления и сегодня. Считается, что он был одним из первых в изучении логики, которая и поспособствовала его пониманию мира. Он хорошо известен своими трудами о добродетели, которые применяются во многих аспектах жизни человека и сегодня. Его работы в основном сосредоточены на этике, науке, риторике, богословии, медицине, теории литературы и политической теории.

Ключевые слова: философия цитаты, философия кратко, философия платона, философия канта, представители философии, основные идеи философии, ницше философия, философия древней греции, философия мысли, декарт философия, мыслители философии, эпикур философия

(1880-1936), Людвиг Клагес (1872-1956). К этому направлению относят мыслителей самой разной ориентации - как в собственно-теоретическом, так и особенно в мировоззренческом отношении.

Философия жизни возникает в 60-70-х годах XIX века, наибольшего влияния достигает в первой четверти XX века; впоследствии ее значение уменьшается, но ряд ее принципов заимствуется такими направлениями, как экзистенциализм, персонализм и другие. К философии жизни в некоторых отношениях близки такие направления, как, во-первых, неогегельянство с его стремлением создать науки о духе как живом и творческом начале, в противоположность наукам о природе (так, В. Дильтей может быть назван и представителем неогегельянства); во-вторых, прагматизм с его пониманием истины как полезности для жизни; в-третьих, феноменология с ее требованием непосредственного созерцания явлений (феноменов) как целостностей, в отличие от опосредствующего мышления, конструирующего целое из его частей.

Идейными предшественниками философии жизни являются в первую очередь немецкие романтики, с которыми многих представителей этого направления роднит антибуржуазная настроенность, тоска по сильной, нерасщепленной индивидуальности, стремление к единству с природой. Как и романтизм, философия жизни отталкивается от механистически-рассудочного мировоззрения и тяготеет к органическому. Это выражается не только в ее требовании непосредственно созерцать единство организма (здесь образцом для всех немецких философов жизни является И. В. Гёте), но и в жажде "возвращения к природе" как органическому универсуму, что рождает тенденцию к пантеизму . Наконец, в русле философии жизни возрождается характерный - особенно для йенской школы романтизма и романтической филологии с ее учением о герменевтике - интерес к историческому исследованию таких "живых целостностей", как миф, религия, искусство, язык.

Главное понятие философии жизни - "жизнь" - неопределенно и многозначно; в зависимости от его истолкования можно различать варианты этого течения. Жизнь понимается и биологически - как живой организм, и психологически - как поток переживаний, и культурно-исторически - как "живой дух", и метафизически - как исходное начало всего мироздания. Хотя у каждого представителя этого направления понятие жизни употребляется почти во всех этих значениях, однако преобладающим оказывается, как правило, или биологическая, или психологическая, или культурно-историческая трактовка жизни.


Биологически-натуралистическое понимание жизни наиболее отчетливо выступает у Ф. Ницше. Она предстает здесь как бытие живого организма в отличие от механизма, как "естественное" в противоположность "искусственному", самобытное в противоположность сконструированному, изначальное в отличие от производного. Это течение, представленное помимо Ницше такими именами, как Л. Клагес, Т. Лессинг, анатом Л. Больк, палеограф и геолог Э. Даке, этнолог Л. Фробениус и другие, характеризуется иррационализмом, резкой оппозиционностью к духу и разуму: рациональное начало рассматривается здесь как особого рода болезнь, свойственная роду человеческому; многих представителей этого течения отличает склонность к примитиву и культу силы. Названным мыслителям не чуждо позитивистско-натуралис-тическое стремление свести любую идею к "интересам", "инстинктам" индивида или общественной группы. Добро и зло, истина и ложь объявляются "красивыми иллюзиями"; в прагматическом духе добром и истиной оказывается то, что усиливает жизнь, злом и ложью - то, что ее ослабляет. Для этого варианта философии жизни характерна подмена личностного начала индивидуальным, а индивида - родом (тотальностью).

Другой вариант философии жизни связан с космологически-метафизическим истолкованием понятия "жизнь"; наиболее выдающимся философом здесь является А. Бергсон. Он понимает жизнь как космическую энергию, витальную силу, как "жизненный порыв" (elan vital), сущность которого состоит в непрерывном воспроизведении себя и творчестве новых форм; биологическая форма жизни признается лишь одной из проявлений жизни наряду с душевно-духовными ее проявлениями. "Жизнь в действительности относится к порядку психологическому, а сущность психического - охватывать смутную множественность взаимно проникающих друг друга членов... Но то, что принадлежит к психологической природе, не может точно приложиться к пространству, ни войти вполне в рамки разума".

Поскольку субстанция психической жизни есть, согласно Бергсону, время как чистая "длительность" (duree), текучесть, изменчивость, она не может быть познана понятийно, путем рассудочного конструирования, а постигается непосредственно - интуитивно. Подлинное, то есть жизненное, время Бергсон рассматривает не как простую последовательность моментов, подобно последовательности точек на пространственном отрезке, а как взаимопроникнутость всех элементов длительности, их внутреннюю связанность, отличную от физической, пространственной рядоположности. В концепции Бергсона метафизическая трактовка жизни соединяется с ее психологической интерпретацией: именно психологизмом проникнута и онтология (учение о бытии), и теория познания французского философа.

Как натуралистическое, так и метафизическое понимание жизни характеризуются, как правило, внеисторическим подходом. Так, согласно Ницше, сущность жизни всегда одинакова, а поскольку жизнь есть сущность бытия, то последнее есть нечто всегда себе равное. По его словам, это "вечное возвращение". Для Ницше протекание жизни во времени - лишь внешняя ее форма, не имеющая отношения к самому содержанию жизни.

По-иному интерпретируют сущность жизни мыслители, создающие исторический вариант философии жизни, который можно было бы охарактеризовать как философию культуры (В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер и другие). Так же как и Бергсон, интерпретируя жизнь "изнутри", эти философы исходят из непосредственного внутреннего переживания, которым, однако, для них является не душевно-психический, а культурно-исторический опыт. В отличие от Ницше, а отчасти и Бергсона, концентрирующих внимание на жизненном начале как вечном принципе бытия, здесь внимание приковано к индивидуальным формам реализации жизни, к ее неповторимым, уникальным историческим образам. Характерная для философии жизни критика механистического естествознания принимает у этих мыслителей форму протеста против естественно-научного рассмотрения духовных явлений вообще, против сведения их к природным явлениям. Отсюда стремление Дильтея, Шпенглера, Зиммеля разработать специальные методы познания духа (герменевтика у Дильтея, морфология истории у Шпенглера и т.п.).

Но в отличие от Ницше, Клагеса и других историческое направление не склонно к "разоблачительству" духовных образований - напротив, специфические формы переживания человеком мира как раз наиболее интересны и важны для него. Правда, поскольку жизнь рассматривается "изнутри", без соотнесения с чем бы то ни было вне ее, то оказывается невозможным преодолеть тот принципиальный иллюзионизм, который все нравственные и культурные ценности лишает в конечном счете их абсолютного значения, сводя их к более или менее долговечным исторически преходящим фактам. Парадокс философии жизни состоит в том, что в своих неисторических вариантах она противопоставляет жизнь культуре как продукту рационального, "искусственного" начала, а в историческом - отождествляет жизнь и культуру (находя искусственное, механическое начало в противопоставляемой культуре цивилизации).

Несмотря на существенное различие указанных вариантов, общность их обнаруживается прежде всего в восстании против характерного для конца XIX - начала XX века господства методологизма и гносеологизма, распространившихся благодаря влиянию кантианства и позитивизма. Философия жизни выступила с требованием возвращения от формальных проблем к содержательным, от исследования природы знания к постижению природы бытия, и в этом состоял ее несомненный вклад в философскую мысль. Критикуя кантианство и позитивизм, представители философии жизни считали, что научно-систематическая форма последних приобретена ценой отказа от решения содержательных, метафизических и мировоззренческих проблем.

В отличие от этих направлений философия жизни стремится создать новую метафизику с жизненным началом в основе и соответствующую ей новую, интуитивную теорию познания. Жизненное начало, как убеждены философы этой ориентации, не может быть постигнуто ни с помощью тех понятий, в которых мыслила идеалистическая философия, отождествлявшая бытие с духом, идеей, ни с помощью тех средств, которые были разработаны в естествознании, как правило отождествляющем бытие с мертвой материей, ибо каждый из этих подходов принимает во внимание только одну сторону живой целостности. Жизненная реальность постигается непосредственно, с помощью интуиции, которая позволяет проникнуть внутрь предмета, чтобы слиться с его индивидуальной, следовательно, невыразимой в общих понятиях природой.

Интуитивное знание, таким образом, не предполагает противопоставления познающего познаваемому, субъекта объекту, напротив, оно возможно благодаря изначальному тождеству обеих сторон, в основе которого лежит одно и то же жизненное начало. По своей природе интуитивное знание не может иметь всеобщего и необходимого характера, ему невозможно научиться, как учатся рассудочному мышлению, оно скорее родственно художественному постижению действительности. Здесь философия жизни воскрешает романтический панэстетизм: искусство выступает своеобразным органом (инструментом) для философии, возрождается культ творчества и гения.

Понятие творчества для многих философов этого направления является в сущности синонимом жизни; в зависимости от того, какой аспект творчества представляется наиболее важным, определяется характер их учения. Так, для Бергсона творчество - это рождение нового, выражение богатства и изобилия рождающей природы, общий дух его философии - оптимистический. Для Зиммеля, напротив, важнейшим моментом творчества оказывается его трагически-двойственный характер: продукт творчества - всегда нечто косное и застывшее - становится в конце концов во враждебное отношение к творцу и творческому началу. Отсюда и общая пессимистическая интонация Зиммеля, перекликающаяся с фаталистически-мрачным пафосом Шпенглера и восходящая к самому глубокому мировоззренческому корню философии жизни - убеждению в непреложности и неотвратимости судьбы.

Наиболее адекватной формой выражения тех органических и духовных целостностей, к которым приковано внимание философов жизни, является средство искусства - символ. В этом отношении наибольшее влияние на них оказало учение Гёте о прафеномене как первообразе, который воспроизводит себя во всех элементах живой структуры. На Гёте ссылается Шпенглер, попытавшийся "развернуть" великие культуры древности и Нового времени из их прафеномена, то есть "символа прадуши" всякой культуры, из которой последняя рождается и вырастает, как растение из семени. В своих культурно-исторических очерках Зиммель прибегает к такому же методу. Бергсон, также считая символ (образ) наиболее адекватной формой выражения философского содержания, создает новое представление о философии, переосмысляя прежнее понимание ее сущности и истории.

Всякая философская концепция рассматривается им как форма выражения основной, глубинной и по существу невыразимой интуиции ее создателя; она столь же неповторима и индивидуальна, как личность ее автора, как лицо породившей ее эпохи. Что же касается понятийной формы, то сложность философской системы есть продукт несоизмеримости между простой интуицией философа и теми средствами, которыми он эту интуицию стремится выразить. В противовес Гегелю, с которым здесь полемизирует Бергсон, история философии уже не представляется непрерывным развитием и обогащением, восхождением единого философского знания, а - по аналогии с искусством - оказывается совокупностью замкнутых в себе различных духовных содержаний, интуиций.

Критически относясь к научной форме познания, представители философии жизни приходят к выводу, что наука неспособна постигнуть текучую и неуловимую природу жизни и служит чисто прагматическим целям - преобразованию мира с целью приспособления его к интересам человека. Тем самым философия жизни фиксирует то обстоятельство, что наука превращается в непосредственную производительную силу и срастается с техникой, индустриальной экономикой в целом, подчиняя вопрос "что?" и "почему?" вопросу "как?", в конечном счете сводящемуся к проблеме "как это сделано?". Осмысливая новую функцию науки, философы жизни видят в научных понятиях инструменты практической деятельности, имеющие весьма косвенное отношение к вопросу "что есть истина?".

В этом пункте философия жизни сближается с прагматизмом, однако с противоположным ценностным акцентом; превращение науки в производительную силу и появление индустриального типа цивилизации энтузиазма у большинства представителей этого направления не вызывает. Лихорадочному техническому прогрессу, характерному для конца XIX-XX веков, и его агентам в лице ученого, инженера, техника-изобретателя философы жизни противопоставляют аристократически-индивидуальное творчество - созерцание художника, поэта, философа. Критикуя научное познание, философия жизни вычленяет и противопоставляет различные принципы, лежащие в основе науки и философии. Согласно Бергсону, в основе научных построений, с одной стороны, и философского созерцания - с другой, лежат различные принципы, а именно пространство и время.

Науке удалось превратить в объект все, что может получить форму пространства, а все, что превращено в объект, она стремится расчленить, чтобы этим овладеть; придание пространственной формы, формы материального объекта, - это способ конструирования своего предмета, единственно доступный науке. Поэтому только та реальность, которая не имеет пространственной формы, может сопротивляться современной цивилизации, превращающей все сущее в предмет потребления. Такой реальностью философия жизни считает время, составляющее как бы саму структуру жизни. "Овладеть" временем нельзя иначе как отдавшись его течению - "агрессивный" способ овладения жизненной реальностью невозможен.

При всех различиях в трактовке понятия времени внутри философии жизни общим остается противопоставление "живого" времени так называемому естественно-научному, то есть "опространствленному" времени, которое мыслится как последовательность внешних друг другу моментов "теперь", индифферентных к тем явлениям, которые в нем протекают. С учением о времени связаны наиболее интересные исследования Бергсона (учение о духовной памяти, в отличие от механической), а также попытки построить историческое время как единство настоящего, прошедшего и будущего, предпринятые Дильтеем и развитые у Т. Литта, X. Ортеги-и-Гасета, а также М. Хайдеггера.

Философия жизни не только попыталась создать новую онтологию и найти адекватные ей формы познания. Она выступила также как особый тип миросозерцания, который нашел свое наиболее яркое выражение у Ницше. Это миросозерцание можно назвать неоязычеством. В основе его лежит представление о мире как вечной игре иррациональной стихии - жизни, вне которой нет никакой высшей по отношению к ней реальности. В противовес позитивистской философии, стремящейся с помощью рассудка подчинить человеку слепые природные силы, Ницше требовал покориться жизненной стихии, слиться с ней в экстатическом порыве; подлинный героизм он усматривал не в противлении судьбе, не в попытках "перехитрить" рок, а в приятии его, в amor fati - трагической любви к судьбе.

Неоязыческое мироощущение Ницше вырастает из его неприятия христианства. Ницше отвергает христианскую мораль любви и сострадания; эта мораль, как он убежден, направлена против здоровых витальных инстинктов и порождает бессилие и упадок. Жизнь есть борьба, в которой побеждает сильнейший. В лице Ницше и других философов жизни европейское сознание обратилось против господствовавшей в нем бестрагичной безрелигиозности, а также против своих хрустианских корней, обретя ту остроту и трагичность миросозерцания, которые давно были им утрачены.

Трагический мотив, лежащий в основе философии Ницше и развитый Шпенглером, Зиммелем, Ортегой-и-Гасетом и другими, был воспринят представителями символизма конца XIX - начала XX века: Г. Ибсеном, М. Метерлинком, А. Н. Скрябиным, А. А. Блоком, А. Белым, а впоследствии - Л. Ф. Селином, А. Камю, Ж. П. Сартром. Однако нередко парадоксальным образом мужественная, казалось бы, "любовь к судьбе" оборачивается эстетикой безволия: жажда слияния со стихией рождает чувство сладкого ужаса; культ экстаза формирует сознание, для которого высшим жизненным состоянием становится опьянение - все равно чем - музыкой, поэзией, революцией, эротикой.

Таким образом, в борьбе с рассудочно-механистическим мышлением философия жизни в своих крайних формах пришла к отрицанию всякого систематического способа рассуждения (как не соответствующего жизненной реальности) и тем самым к отрицанию философии, ибо последняя не может обойтись без осмысления бытия в понятиях и, стало быть, без создания системы понятий. Философия жизни явилась не только реакцией на способ мышления, она выступила и как критика индустриального общества в целом, где разделение труда проникает и в духовное производство.

Однако вместе с культом творчества и гения она приносит с собой не только дух элитарности, когда идеалы справедливости и равенства перед законом, воспетые эпохой Просвещения, уступают место учению об иерархии, но и культ силы. В XX веке появляются попытки преодолеть не только психологизм философии жизни и дать новое, лишенное иррационалистического пафоса обоснование интуиции (феноменология Гуссерля), но и характерный для нее пантеизм, для которого нет бытия, открытого трансцендентному началу. На смену философии жизни приходит экзистенциализм и персонализм, понимание человека как индивида сменяется пониманием его как личности.

направление, преимущественно в немецкой и отчасти французской философии, сложившееся в последней трети XIX - начале XX веков.

Ф.ж. возникла как оппозиция классическому рационализму и как реакция на кризис механистического естествознания. Теоретики Ф.ж. обратились к жизни как первичной реальности, целостному органическому процессу, предшествующему разделению материи и духа, бытия и сознания. Само понятие жизни многозначно и неопределенно, дает простор для различных трактовок: оно понимается и в биологическом (Ницше, Клагес), и в космологическом (Бергсон), и в культурно-историческом планах (Дильтей, Зиммель, Шпенглер). Это деление в известной мере условно, т.к. указанные моменты часто переплетаются и в рамках одной концепции.

У Ницше первичная жизненная реальность выступает в форме "воли к власти" (Ницше следовал здесь традиции А. Шопенгауэра). В концепции Бергсона жизнь как космический "жизненный порыв", сутью которого является "сознание или сверхсознание", постигается по аналогии с сознательными, душевными процессами, исходя из внутреннего переживания. У Дильтея и Зиммеля жизнь также выступает как поток переживаний, но сами эти переживания истолковываются как культурно-исторически обусловленные. Во всех трактовках жизнь представляет собой целостный процесс непрерывного творческого становления, развития, противостоящий механическим, неорганическим образованиям, всему определенному, застывшему и "ставшему". Процесс жизни неподвластен омертвляющей, разлагающей аналитической деятельности рассудка.

Антисциентизм Ф.ж. вытекает из утверждения о том, что разум по самой своей природе безнадежно оторван от жизни; рассудочно-механистическое познание и опирающаяся на него наука могут постичь лишь отношения между вещами, но не сами вещи. Рациональное познание объявляется Ф.ж. ориентированным на удовлетворение чисто практических интересов, действующим из соображений утилитарной целесообразности. Позитивно-научному познанию противопоставляются интуитивные, образно-символические способы постижения иррациональной в своей основе жизненной реальности (интуиция у Бергсона, Ницше и Шпенглера, понимание у Дильтея). С этим связан и унаследованный Ф.ж. от нем. романтизма (Новалис, А. и Ф. Шлегели) эстетизм. Наиболее адекватным средством постижения и выражения жизни объявляется произведение искусства, рациональные методы познания сменяет эстетическая интуиция, вчувствование, вживание и т.п., также заимствованные из арсенала художественно-эстетического освоения мира. Ф.ж. уделяет особое внимание интуитивно-бессознательным основам творческого процесса, мифу. Во многих случаях сама философия сближается с мифологией (Ницше, Шпенглер). Так, у Ницше основные философские представления обретают форму мифа (учения о "сверхчеловеке", "вечном возвращении"). Представители Ф.ж. часто использовали метафорический, афористический стиль выражения, поставив проблему принципиальной невыразимости феноменов жизни в традиционных философских категориях.

Одна из центральных проблем Ф.ж. - проблема творчества. Ее решение в рамках Ф.ж. внутренне противоречиво не только из-за резкого противопоставления рациональных и интуитивных форм познания. Подчеркивая значение индивидуального творчества, личной самореализации человека, она в то же время погружает его в поток безличного становления, представляя тем самым творчество как процесс и результат биологической адаптации.

Важное значение в Ф.ж. имела также проблема времени как сути творчества, развития, становления. Время в его органическом понимании противопоставлено как механистическому, "кинематографическому" (Бергсон) времени науки, так и пространству (Шпенглер, Бергсон). С этим обостренным чувством времени связана тема истории, исторического творчества. Антиномия философии и науки выступает в Ф.ж. как противоположность "описательной" и "объяснительной" психологии (Дильтей). На первом плане здесь - методология историко-гуманитарного знания ("наук о духе"). Близкие к постановке этих проблем в неокантианстве, Дильтей и Зиммель, однако, выдвигают иные методологические принципы, существенно расширяя рамки гносеологизма неокантианцев. Развивая антитезу "наук о природе" и "наук о духе", Дильтей видит опору в психологии, но не в "объяснительной", экспериментальной, действующей рациональными методами и использующей понятие причинности, а в "описательной" психологии, способной постичь "основную душевную связь" с помощью переживания, непосредственного проникновения в суть явлений. "Описательная" психология выступает здесь методологией философского знания, теоретической основой "наук о духе".

В концепции Шпенглера способом исторического познания является интуиция, вчувствование, также дающие непосредственное знание исторических событий. Такой подход при его абсолютизации неизбежно обусловливает субъективизм в исследовании истории, хотя и содержит в себе целый ряд реальных проблем методологии истории. Сама история предстает в Ф.ж. как ряд замкнутых культурных систем (Дильтей), уникальных и неповторимых "культурных организмов" (Шпенглер), проходящих в своем развитии процесс, подобный биологическому циклу живого организма от рождения до гибели. Так, по Шпенглеру, каждая культура, вырастая из развертывания соответствующей души (прафеномена), в процессе развития сменяется цивилизацией, где движение замещается покоем, творчество - бесплодием, органические взаимосвязи вырождаются в чисто механические и т.п. Исторический процесс подчиняется "судьбе", в отличие от природы, в которой господствует закон причинности (Шпенглер, Зиммель). Тем самым история выводится из-под власти объективных закономерностей, действующих лишь в мире природы. Историческое развитие культурных организмов приобретает, согласно Ф.ж., циклический характер. Понимание культур как абсолютно своеобразных и непостижимых друг для друга оборачивается релятивизмом, отрицанием единого исторического процесса развития человечества. Традиция описания представителями Ф.ж. особенностей социальных организмов, социальных процессов (напр., представления о "цивилизации" у Шпенглера, "закрытом обществе" у Бергсона) легла в основу более поздних концепций "массового общества".

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ

Lebensphilosophie) - общее обозрение чрезвычайно широкого спектра философских концепций, причем в большинстве случаев термин использовался теми или иными мыслителями не для характеристики своей философии в целом, но для прояснения отдельных ее аспектов. В этом смысле Дильтей ведет свое понятие жизни от таких мыслителей, как Сенека, Марк Аврелий, Августин, Макиавелли, Монтень и Паскаль. Иногда «философами жизни» называли также Сократа, французских моралистов и Гете. Понятие осталось наиболее популярным в немецкоязычной культуре; в англо- и франкоязычной оно если и использовалось, то, как правило, интерпретировалось с биологических позиций. В широком смысле философия жизни - направление западноевропейской философии кон. 19- нач. 20 в., представители которого, придерживаясь разных философских позиций, выступали против классического идеала рациональной философии. Характерным для этого течения являлось большее внимание к проблеме человека, попытки рассмотреть его в «целостности» и во всем многообразии его душевных сил или выделить отдельные аспекты его природы в качестве основных, фундаментальных («воля» у Шопенгауэра, «воля к власти» Ницше). Общим для всех этих усилий было то, что они находились в оппозиции к традиционной идее «разума» и соответственно к немецкой классической философии. Понятие «человек», или «жизнь», становится одним из ключевых для этой традиции. К философии жизни в широком смысле относят Ницше, Дильтея, Бергсона, Шпенглера, Зиммеля, Клагеса, Шпрангера и др. Философию жизни в узком смысле представляют и Дильтей, и основывающаяся на его философии школа. Значительную долю ответственности за объединение всех этих разнородных философий в одно «течение» несет работа Риккерта «Философия жизни» (1920), в которой автор пытается опровергнуть идеи, приобретающие необычайную популярность в первых десятилетиях 20 в., и показать, что они являются симптомом общего кризиса философии. Исход противостояния философии жизни и неокантианства складывался в 1920-30-е гг. не в пользу последнего течения. Так, Кассирер в известной дискуссии 1929 в Давосе с Хайдеггером жаловался на несправедливость молодого поколения философов, отождествлявших неокантианство с устаревшей философией и обвинявших это течение в кризисе, в состоянии которого философия к нач. 20 в. оказалась. Общее критическое отношение философии жизни к Авняцдействительно было воспроизведено в отношении экзистенциальной философии (в первую очередь Ясперса) к неокантианству. В немецкой философии можно выделить два периода, когда термин «философия жизни» становился популярным: кон. 18 - нач. 19 в. и последние десятилетия 19- нач. 20 в. На рубеже 18-19 вв. философия жизни является синонимом «философии практической жизни» в качестве реакции на рационалистическую философию Канта, Вольфа и их школы с ее разделением на теоретическую и практическую философию. В последние десятилетия 18 в. сформировалось философское направление, впервые ставшее употреблять этот термин. В качестве синонимов использовались «практическая философия», «жизненная мудрость», «наука о жизни», «искусство жизни» и проч. Эта «практическая философия» должна была быть нацелена на распространение этических и прагматических принципов поведения, быть обращена не к «специалисту», но к тому, кто находится в реальной жизни. В этом же смысле о философии жизни говорили и философы эпохи Просвещения. Развитие прагматически ориентированной философии жизни подготавливается пробуждением интереса к педагогическим проблемам (под влиянием Руссо), взаимопереплетением педагогики и психологии (особенно экспериментальной - Песталоцци, Гербарт).

В названии работы термин «философия жизни» (Lebensphilosophie) был впервые зарегистрирован в анонимно появившемся трактате «О моральной красоте и философии жизни» (авт. Г. Ширах); несколько позже появляются «Работы по философии жизни» (К. Мориц, 1772). В 1790 появляется даже «Журнал философии жизни». Термин «философия жизни» становится популярным, проникает в беллетристику В нач. 19 в. философия жизни используется для обозначения систематических построений авторов, не принадлежащих к числу профессиональных философов, характеризуя богатый жизненный опыт, возникший из реальной жизни. Этот опыт систематизируется и обобщается в многочисленных сборниках афоризмов, что способствует популярности философии просветителей. В то же время формируется другое понимание термина, более близкое традиции философии жизни кон. 19 в.: в 1827 Шлегель в «Лекциях о философии жизни» выступает против всякого рода систематики; философия жизни стремится соединить собственно «философию» и «жизнь», «поэзию» и «мышление» впервые в явной форме формулируется превосходство философии жизни перед «теоретической философией», логическому доказательству противопоставляются «опыт» и «переживание истины». Эти тенденции оказывают сильное влияние на школу немецкого романтизма. Рациональности мышления противопоставляется (в т. ч. у Шлейермахера, Новалиса) непосредственность веры и живые потребности «глубин души» (des Gemutes). Хотя два обстоятельства - особая роль наследия античной философии и специфическое отношение к христианству - составляют существенное различие между сформировавшейся к началу 19 в. «романтической» философией и философией жизни Ницше, последний в целом наследует одну из наиболее ее важных черт - антирационализм. В «Рождении трагедии» Ницше рассказывает о том, как греческий «теоретический человек» пытался примирить искусство и науку с жизнью. Антагонизм между историей как наукой и жизнью становится также темой его «О пользе и вреде истории для жизни». История (Historie) не должна быть «чистой наукой», но должна служить «целой жизни», являющейся силой не-исторической. Молодежь вновь должна «учиться жить», «жизнь предшествует познанию». Поначалу Ницше надеется на новое «рождение жизни», обновление дионисийской «полноты жизни» благодаря искусству и музыке; впоследствии, однако, признает, что философ должен быть более внимателен к «трагическому» в жизни. В то время как к сер. 19 в. философия жизни достаточно часто используется для обозначения философских дисциплин об органических и биологических процессах жизни, а также в качестве общего понятия для различных биологических теорий жизни, Ницше выступает против органицистского понимания жизни (в первую очередь - Спенсера), полагая, что физиологическое сохранение себя организмом есть лишь вторичное явление более глубокого феномена - жизни как спонтанной, агрессивной и формообразующей силы. Именно на этом понимании жизни как «присвоения, повреждения, преодоления и подавления чуждого, более слабого» основывается одна из ключевых для Ницше идей - «воля к власти».

К кон. 19 в. становится заметной тенденция, направленная на преодоление рационалистического дуализма между субъектом и объектом (Бергсон, Дильтей). Полагают, что в феноменах внутренней жизни, ее психических и исторически-культурных проявлениях (Дильтей) невозможно найти точку опоры для новой философии. Бергсон также считает, что наука никогда не достигнет полного богатства жизни: физика и химия не в состоянии своими механистичными методами полностью объяснить загадку тела. Идея Бергсона о том, что рациональный метод не способен охватить «текучую континуальность жизни», «жизнь как поток» оказывается чрезвычайно важной для философии У. Джеймса. В свою очередь прагматизм (Дьюи, Джеймс) вносит вклад в формирование предельно широкой традиции, условно обозначаемой как философия жизни тем, что показывает важность теории истины для жизни человека. Дильтей, как и Бергсон, отрицает традиционную метафизику. Оба мыслителя стремятся перенести разработанные ими для частных наук методы обратно в целое философии. Бергсон при этом предполагает существование внерациональной возможности познания, которую он называет интуицией и которая, в противоположность дискурсивному познанию, есть сложное постижение объекта, посредством которого мы переносимся «внутрь предмета, чтобы слиться с ним». Именно благодаря этому интуиция, сама имеющая жизненную природу, может «привести нас в самые недра жизни». Дильтей предлагает целый комплекс методов (описательной психологии, сравнительной психологии индивидуальности, исторический метод, метод анализа объективации человеческой жизни и др.), которые в совокупности смогут, по его мнению, приблизить нас к тайне человеческой жизни. При этом нацеленность на понимание жизни отличает философию Дильтея от всех поэтически-свободных зарисовок т. н. «жизненных философий», равно как и от иррационалистических течений философии жизни. Еще более точно специфику дильтеевской философии определяет то, что она является исторически ориентированной философией жизни. «Что есть человек, может сказать ему только его история». Понятия «жизнь» и «историческая действительность» часто используются Дилътеем как равнозначные, поскольку историческая реальность сама понимается как «живая», наделенная живительной исторической силой: «Жизнь... по своему материалу составляет одно с историей. История - всего лишь жизнь, рассматриваемая с точки зрения целостного человечества...»

Тремя наиболее крупными представителями философии жизни в нач. 20 в. являются Зиммель, Шелер и Шпенглер. Зиммель также полагает, что интеллект «разрывает материал» жизни и вещей, превращая его в инструменты, системы и понятия. Хотя «жизнь» и «понятие» не противопоставляются им полностью, он полагает, что жизнь следует не рациональной, но «витальной» логике; дать точное определение жизни нельзя, но ее можно понять как «постоянно перешагивающую границы». Именно в этом заключается смысл жизни, который жизнь не может иметь в себе самой. Зиммель полагает также, что жизни присуще производить «больше жизни», «быть еще больше жизнью» и образовывать нечто «большее, чем жизнь» - т. е. создавать культурные образования (ср. «объективный дух» Гегеля и «объективации жизни» Дильтея, а также обсуждение проблем культуры в неокантианстве). Позиция Шелера, полагавшего, что жизнь есть «изначальный феномен», который не может быть растворен ни в феноменах сознания, ни в телесных механизмах, ни в соединении этих двух аспектов, будучи прецедентом своеобразного соединения философии жизни и феноменологии, оказала большое влияние на Хайдеггера. В философии жизни Шпенглера соединяются отдельные элементы философии Дильтея (противопоставление гуманитарных и естественных наук), однако отвергается метод описания. В большей мере биологически ориентированная философия жизни Шпенглера пытается «бросить более непредвзятый взгляд» на мировую историю, увидеть «спектакль множественности культур», каждая из которых имеет «собственную форму... собственную идею, собственную жизнь, собственную смерть». В 20 в. идеи философии жизни развивались гл. о. мыслителями, в той или иной мере опирающимися на Дильтея. Между тем отдельные представители философии жизни (Литт, Шпрангер, Клагес) зачастую упрекаются в чрезмерной акцептации иррационального аспекта философии жизни; им приписывается определенная доля ответственности за развитие в 20-х гг. 20 в. вульгарной философии жизни, развитие антилиберальных настроений в Германии, что наряду с осмыслением опыта войны и превознесением «переживания войны» (братья Юнгеры (см. Ф. Юнгер, Э. Юнгер) и др.), по мнению многих современных социологов и политологов (Зонтхаймер и др.), способствовало приходу партии национал-социалистов к власти.

Лит.: Ницше Ф. Соч. в 2 т. М., 1996; Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1909; Зиммедь Г. Проблемы философии жизни. М., 1898; Он же. Избранное, т. 1: Философия культуры. М., 1996; т. 2: Созерцание жизни. М., 1996; Шпенглер О. Закат Европы, М.-П., 1923; т. 1. М., 1993; т. 2. М., 1998; Dilthey W. Gesammelte Schriften. Lpz., 1911; Gottingen, 1959.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ

Лит.: Риккерт Г., Философия жизни, П., 1922; Messer Α., Lebensphilosophie, Lpz., 1931; Misch G., Lebensphilosophie und Phänomenologie, Lpz., 1931, Lersсh Ph., Lebensphilosophie der Gegenwart, В., 1932; Hennig J. Lebensbegriff und Lebenskategorie, Aachen, 1934; Lersch Ph, Grundsätzliches zur Lebensphilosophie, "Blätter für deutsche Philosophy", 1936, Bd 10, H 1, A1mi Ε. Α., Our infinished world. A philosophy of life – in discourse, story and fable, N.Y., 1947, Lenz J., Vorschule der Weisheit. Einleitung in eine Wissenschaftliche Lebensphilosophie, Würzburg, 1948, Εstiú Ε. Introductión a la filosofia de la vida en Alemama, "Revista de filosofia", 1963, No 12–13.

П. Гайденко. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ (Lebensphilosophie) - обозрение чрезвычайно широкого спектра философских концепций, причем в большинстве случаев использовался теми или иными мыслителями не для характеристики своей философии в целом, но для прояснения отдельных ее аспектов. В этом смысле Дильтей ведет свое понятие жизни от таких мыслителей, как Сенека, Марк Аврелий, Августин, Макиавелли, Монтень и Паскаль. Иногда “философами жизни” называли также Сократа, французских моралистов и Гете. Понятие осталось наиболее популярным в немецкоязычной культуре; в англо- и франкоязычной оно если и использовалось, то, как , интерпретировалось с биологических позиций. В широком смысле философия жизни - направление западноевропейской философии кон. 19 - нач. 20 в., представители которого, придерживаясь разных философских позиций, выступали против классического идеала рациональной философии. Характерным для этого течения являлось большее внимание к проблеме человека, попытки рассмотреть его в “целостности” и во всем многообразии его душевных сил или выделить отдельные аспекты его природы в качестве основных, фундаментальных (“воля” у Шопенгауэра, “воля к власти” Ницше). Общим для всех этих усилий было то, что они находились в оппозиции к традиционной идее “разума” и соответственно к немецкой классической философии. Понятие “человек”, или “жизнь”, становится одним из ключевых для этой . К философии жизни в широком смысле относят Ницше, Дильтея, Бергсона, Шпенглера, Зиммеля, Клагеса, Шпрангера и др. Философию жизни в узком смысле представляют и Дильтей, и основывающаяся на его философии школа. Значительную долю ответственности за объединение всех этих разнородных философий в одно “течение” несет работа Риккерта “Философия жизни” (1920), в которой автор пытается опровергнуть идеи, приобретающие необычайную популярность в первых десятилетиях 20 в., и показать, что они являются симптомом общего кризиса философии. Исход противостояния философии жизни и неокантианства складывался в 1920-30-е гг. не в пользу последнего течения. Так, Кассирер в известной дискуссии 1929 в Давосе с Хайдеггером жаловался на несправедливость молодого поколения философов, отождествлявших неокантианство с устаревшей философией и обвинявших это течение в кризисе, в состоянии которого философия к нач. 20 в. оказалась. Об

щее критическое отношение философии жизни к Авняц"действительно было воспроизведено в отношении экзистенциальной философии (в первую очередь Ясперса) к неокантианству. В немецкой философии можно выделить два периода, когда термин “философия жизни” становился популярным: кон . 18 - нач. 19 в. и последние десятилетия 19- нач. 20 в. На рубеже 18-19 вв. философия жизни является синонимом “философии практической жизни” в качестве реакции на рационалистическую философию Канта, Вольфа и их школы с ее разделением на теоретическую и практическую философию. В последние десятилетия 18 в. сформировалось философское направление, впервые ставшее употреблять этот термин. В качестве синонимов использовались “практическая философия”, “жизненная мудрость”, “наука о жизни”, “искусство жизни” и проч. Эта “практическая философия” должна была быть нацелена на распространение этических и прагматических принципов поведения, быть обращена не к “специалисту”, но к тому, кто находится в реальной жизни. В этом же смысле о философии жизни говорили и философы эпохи Просвещения. Развитие прагматически ориентированной философии жизни подготавливается пробуждением интереса к педагогическим проблемам (под влиянием Руссо), взаимопереплетением педагогики и психологии (особенно экспериментальной - Песталоцци, Гербарт).

В названии работы термин “философия жизни” (Lebensphilosophie) был впервые зарегистрирован в анонимно появившемся трактате “О моральной красоте и философии жизни” (авт. Г. Ширах); несколько позже появляются “Работы по философии жизни” (К. Мориц, 1772). В 1790 появляется даже “Журнал философии жизни”. Термин “философия жизни” становится популярным, проникает в беллетристику В нач. 19 в. философия жизни используется для обозначения систематических построений авторов, не принадлежащих к числу профессиональных философов, характеризуя богатый жизненный опыт, возникший из реальной жизни. Этот опыт систематизируется и обобщается в многочисленных сборниках афоризмов, что способствует популярности философии просветителей. В то же время формируется другое понимание термина, более близкое традиции философии жизни кон. 19 в.: в 1827 Шлегель в “Лекциях о философии жизни” выступает против всякого рода систематики; философия жизни стремится соединить собственно “философию” и “жизнь”, “поэзию” и “мышление” впервые в явной форме формулируется превосходство философии жизни перед “теоретической философией”, логическому доказательству противопоставляются “опыт” и “переживание истины”. Эти тенденции оказывают сильное влияние на школу немецкого романтизма. Рациональности мышления противопоставляется (в т. ч. у Шлейермахера, Новалиса) непосредственность веры и живые “глубин души” (des Gemutes). Хотя два обстоятельства - особая роль наследия античной философии и специфическое отношение к христианству - составляют существенное различие между сформировавшейся к началу 19 в. “романтической” философией и философией жизни Ницше, последний в целом наследует одну из наиболее ее важных черт - антирационализм. В “Рождении трагедии” Ницше рассказывает о том, как греческий “теоретический человек” пытался примирить искусство и науку с жизнью. Антагонизм между историей как наукой и жизнью становится также темой его “О пользе и вреде истории для жизни”. История (Historié) не должна быть “чистой наукой”, но должна служить “целой жизни”, являющейся силой не-исторической. Молодежь вновь должна “учиться жить”, “жизнь предшествует познанию”. Поначалу Ницше надеется на новое “рождение жизни”, обновление дионисийской “полноты жизни” благодаря искусству и музыке; впоследствии, однако, признает, что должен быть более внимателен к “трагическому” в жизни. В то время как к сер. 19 в. философия жизни достаточно часто используется для обозначения философских дисциплин об органических и биологических процессах жизни, а также в качестве общего понятия для различных биологических теорий жизни, Ницше выступает против органицистского понимания жизни (в первую очередь - Спенсера), полагая, что физиологическое сохранение себя организмом есть лишь вторичное более глубокого феномена - жизни как спонтанной, агрессивной и формообразующей силы. Именно на этом понимании жизни как “присвоения, повреждения, преодоления и подавления чуждого, более слабого” основывается одна из ключевых для Ницше идей - “воля к власти”.

Дьюи , Джеймс) вносит вклад в формирование предельно широкой традиции, условно обозначаемой как философия жизни тем, что показывает важность теории истины для жизни человека. Дильтей, как и Бергсон, отрицает традиционную метафизику. Оба мыслителя стремятся перенести разработанные ими для частных наук методы обратно в целое философии. Бергсон при этом предполагает внерациональной возможности познания, которую он называет интуицией и которая, в противоположность дискурсивному познанию, есть сложное постижение объекта, посредством которого мы переносимся “внутрь предмета, чтобы слиться с ним”. Именно благодаря этому интуиция, сама имеющая жизненную природу, может “привести нас в самые недра жизни”. Дильтей предлагает целый методов (описательной психологии, сравнительной психологии индивидуальности, исторический метод, метод анализа объективации человеческой жизни и др.), которые в совокупности смогут, по его мнению, приблизить нас к тайне человеческой жизни. При этом нацеленность на понимание жизни отличает философию Дильтея от всех поэтически-свободных зарисовок т. н. “жизненных философий”, равно как и от иррационалистических течений философии жизни. Еще более точно специфику дильтеевской философии определяет то, что она является исторически ориентированной философией жизни. “Что есть человек, может сказать ему только его история”. Понятия “жизнь” и “историческая действительность” часто используются Дилътеем как равнозначные, поскольку историческая реальность сама понимается как “живая”, наделенная живительной исторической силой: “Жизнь... по своему материалу составляет одно с историей. История - всего лишь жизнь, рассматриваемая с точки зрения целостного человечества...”

Тремя наиболее крупными представителями философии жизни в нач. 20 в. являются Зиммель, Шелер и Шпенглер. Зиммель также полагает, что интеллект “разрывает материал” жизни и вещей, превращая его в инструменты, системы и понятия. Хотя “жизнь” и “понятие” не противопоставляются им полностью, он полагает, что жизнь следует не рациональной, но “витальной” логике; дать точное жизни нельзя, но ее можно понять как “постоянно перешагивающую границы”. Именно в этом заключается , который жизнь не может иметь в себе самой. Зиммель полагает также, что жизни присуще производить “больше жизни”, “быть еще больше жизнью” и образовывать нечто “большее, чем жизнь” - т. е. создавать культурные образования (ср. Гегеля и “объективации жизни” Дильтея, а также обсуждение проблем культуры в неокантианстве). Позиция Шелера, полагавшего, что жизнь есть “изначальный феномен”, который не может быть растворен ни в феноменах сознания, ни в телесных механизмах, ни в соединении этих двух аспектов, будучи прецедентом своеобразного соединения философии жизни и феноменологии, оказала большое влияние на Хайдеггера. В философии жизни Шпенглера соединяются отдельные философии Дильтея (противопоставление гуманитарных и естественных наук), однако отвергается метод описания. В большей мере биологически ориентированная философия жизни Шпенглера пытается “бросить более непредвзятый взгляд” на мировую историю, увидеть “спектакль множественности культур”, каждая из которых имеет “собственную форму... собственную идею, собственную жизнь, собственную смерть”. В 20 в. идеи философии жизни развивались гл. о. мыслителями, в той или иной мере опирающимися на Дильтея. Между тем отдельные представители философии жизни (Литт , Шпрангер, Клагес) зачастую упрекаются в чрезмерной акцептации иррационального аспекта философии жизни; им приписывается определенная доля ответственности за в 20-х гг. 20 в. вульгарной философии жизни, развитие антилиберальных настроений в Германии, что наряду с осмыслением опыта войны и превознесением “переживания войны” (братья Юнгеры (см. Ф. Юнгер, Э. Юнгер) и др.), по мнению многих современных социологов и политологов (Зонтхаймер и др.), способствовало приходу партии национал-социалистов к власти.

Новейший философский словарь


  • Философия жизни

    контрольная работа

    1. Философия жизни: общая характеристика и основные положения

    Философия жизни - одно из ведущих течений европейской философии XIX - XX вв. центральным в нем стало понятие «жизни» как исходной интуитивно постигаемой целостной реальности, отличающейся и от «материи», и от «духа».

    Философия того времени представлена такими противоположными направлениями как сциентизм и антисциентизм. Сциентизм (от лат. - наука) ориентирован более на развитие естествознания и является продолжением позитивизма XIX в. Иррационализм представлен концепциями «философии жизни» таких мыслителей как А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон. Представители иррационализма решающее значение придают подсознательному и бессознательному началам в поведении человека и в его подсознательной деятельности. Иррационализм составляет главное содержание так называемой «философии жизни», объявившей, что духовный мир человека не сводит к его логическому мышлению, а включает в себя всю совокупность человеческих чувств, переживаний, истинных проявлений воли - осознанных или неосознанных. Все это проявление жизненной силы человека.

    Характерные особенности философии Шопенгауэра .

    В формировании философии жизни значительную роль сыграли взгляды А. Шопенгауэра (1788--1860). В его основном сочинении «Мир как воля и представление» мир предстает как «слепая воля к жизни». Только воля обладает объективностью, что и обеспечивает, ее примат над разумом. Мышление -- производное воли, способно быть лишь системой ее обеспечения, выполнять служебную функцию.

    Концепция Шопенгауэра выступает антиподом, зеркальным отображением гегелевской системы. Еще в 20-х гг. XIX в. Шопенгауэр пытался конкурировать с Гегелем, ставя свои лекции на те же учебные часы. В эти годы конкуренция была несостоятельной. Через тридцать лет несостоятельной оказалась гегелевская философия.

    У Гегеля основой мира считалась Абсолютная идея -- всеобъемлющая рациональность всего сущего. У Шопенгауэра -- ее эквивалент -- Мировая воля (иррациональное, непознаваемое и враждебное человеку начало). Абсолютную идею можно и нужно познавать. Гегель полагал, что уже познал ее в основных чертах. Мировую волю познавать невозможно и бесполезно.

    Каждый человек, по мысли Гегеля, является ступенькой в развертывании Абсолютной идеи, неотъемлемой частицей всемирно-исторического процесса. Для Шопенгауэра человек -- это игрушка Мировой воли, все его стремления инспирированы извне. Следование им неизбежно обрекает человека на поражение. В таком случае целью человеческой жизни должно стать не следование объективной закономерности и ее воплощение, а, напротив, -- подавление желаний, ускользание из-под власти Мировой воли. Нравственные, эстетические, религиозные переживания -- это не ступеньки восхождения духа (Гегель), а способы преодолеть зависимость от естественных потребностей, подавить в своем сознании давление Мировой воли. В этом плане философия Шопенгауэра явно перекликается с восточной философской традицией, что отмечал и сам автор.

    Вывод : Этика Шопенгауэра предельно проста - страдание есть продукт целенаправленной воли, а именно воли к жизни. Индивид, утверждающий волю к жизни одновременно, утверждает смерть. Индивид, который борется с волей является свободным. По Шопенгауэру подлинная свобода невозможна, возможен лишь краткий прорыв к ней. Страдание есть необходимость, действие вопреки слепой воле есть свобода. История жизни отдельного индивида - история его страданий.

    Концепция Шопенгауэра, получившая название «философия мировой скорби», очевидно, пессимистична и нехарактерна для западного интеллекта и соответствующей ему системы ценностей. Вместе с тем ее появление было симптоматично: обозначилась несостоятельность представления о рациональности и устойчивой прогрессивности истории, гармоничности и упорядоченности бытия. Просвещенческая иллюзия, достигшая апогея в гегелевской философии, была впервые поставлена под сомнение.

    Характерные особенности философии Ницше.

    Немецкий философ Ницше после знакомства с иррационалистическим и пессимистическим учением Шопенгауэра уточняет его концептуальную идею. Стремясь преодолеть рациональность философского метода, Ницше не выстраивает понятия в систему, они предстают как многозначные символы. Так, понятия «жизнь», «воля к власти» -- это есть и само бытие в его динамичности, и страсть, и инстинкт самосохранения, и движущая общество энергия и т.д. Пытаясь обосновать «естественный, ничем не сдерживаемый поток жизни», Ницше предпринимает критику всех общечеловеческих ценностей. По Ницше, мир имеет нулевую ценность, а жизнь -- это специфическая воля к аккумуляции власти, жестокая игра, где выигрывает посредственность, ибо «наиболее сильные оказываются наиболее слабыми, когда им противостоят организованные стадные инстинкты, боязливость слабых, численное их превосходство». По Ницше, доминантой общества является не столько «слепая воля к жизни», сколько «сознательная воля к власти» в условиях борьбы за выживаемость.

    Ницше отвергает рациональность в философии, не приемлет христианскую религию и связанную с ней традиционную мораль, так как они якобы защищают слабых и делают сильных ничтожествами. В истории нет цели, нет прогресса, а есть «вечное возвращение, вечная борьба сильных и слабых». Отсюда отрицание всяких принципов. «Жить -- это значит быть жестоким и беспощадным ко всему, что становится слабым в нас и не только в нас».

    Кант и Фихте, Шеллинг и Гегель, жившие под знаком Великой французской революции 1789--1793 гг., верили, что история человечества имеет свой смысл, свою справедливость. Что касается Ницше, то он жил в то время, когда успеха добивались не самые умные и справедливые, а самые жестокие и коварные. Ницше один из первых предвосхитил приближение XX в. как эпохи тотального наступления усредненных людей с их неукротимой жаждой власти.

    В 1878 г. выходит в свет его произведение «Человеческое, слишком человеческое», где он осуществляет инвентаризацию так называемых общечеловеческих ценностей, демонстрируя их инверсию. В условиях подготовки к переделу мира идеи любви, братства, равенства, справедливости всего лишь пустые слова, феномены-перевертыши, которые скорее обманывают, чем поддерживают и обнадеживают.

    В 1884 г. Ницше публикует «Так говорил Заратустра», где пытается обосновать реальные нравы, указать сильным на их долг, а подчиненным -- на их обязанности, ибо в условиях, где нет правды, где все дозволено, нет выбора, кроме как повелевать или подчиняться. Такой духовной атмосферы Ницше не выносит. Он в прямом смысле сходит с ума, диагностировав своей судьбой состояние XX в.

    Вывод: по Ницше воля к власти присуща всему живому - растениям, животным и людям. Она может быть осознанной и неосознанной. Основной расовой чертой является воля к власти. Она больше присуща сильным расам и сильным личностям («они вправе повелевать другими»). Этот принцип лежит в основе теории морали по Ницше. Он обосновал культуру «здоровья жизни» и культуру «сверхчеловека» - т.е. человека-бога с его уродливой, превышающей все разумные пределы, волей к власти. Ницше оглупляет своей философией человека. Власть по Ницше может основываться на лжи и «ложь непреемливый спутник и условие жизни». Теория Ницше широко использовалась расистами и фашистами.

    Характерные особенности философии Бергсона

    Анри Бергсон (1859-1941) развивал, с одной стороны, философию жизни, с другой стороны, он является основоположником интуитивизма, особого направления в современной философии. Считал, что жизнь - некая космическая сила, «жизненный порыв», суть которого состоит в непрерывном воспроизведении себя и творении различных новых форм. По его мнению интуиция играет главную роль в восприятии и познании человеком мира, других людей, морали, искусства, всего мира. В философии Бергсона есть призыв к изучению многомерности человеческого духа.

    Историцистский вариант философии жизни получил развитие в работах немецких философов В. Дильтея (1833-1911), Г. Зиммеля (1858-1918), О. Шпенглера (1880-1936), испанского философа Х. Ортега-Гассета (1883-1955) и др. У них главным объектом исследования является человеческая культура, происхождение и сущность ее различных форм, которые понимаются кА проявление исходной иррациональной силы. Оставаясь в рамках философии жизни, каждый из них предлагал свое понимание жизни и культуры.

    В. Дильтей представлял жизнь как способ бытия человека, пребывающего в историко-культурной реальности; любые явления культуры есть проявление «объективного духа», действующего в истории; в них раскрывается суть человека, которая постижима интуитивно, но не до конца; всегда остается «последняя тайна» жизни, к которой можно только приблизиться, но нельзя постичь полностью.

    Г. Зиммель считал, что жизнь - это процесс творческого становления, который не может быть правильно понят рациональными методами и средствами; он постижим только во внутреннем переживании. Именно эти уникальные переживания жизни и получают объективацию в различных формах культуры.

    О. Шпенглер полагал, что жизнь - проявление слепой стихийной силы. Её «всплески» и «прорывы» порождают культуры, каждая из которых - живой и цельный организм, проходящий различные стадии развития. Нет общечеловеческой культуры, а есть только отдельные, самостоятельные.

    Вывод : Иррационализм (основа философии жизни) - философское учение, настаивающее на ограниченных возможностях разума, мышления, признающее основным родом познания интуицию чувство, инстинкт. Основные представители (Бергсон, Шопенгауэр, Ницше) считали действительность хаотичной, лишенной закономерностей, подчиненных игре случая, слепой воле. Работы каждого из них дополняли и преобразовывали друг друга, создавали более совершенные концепции философии жизни, открывающие интуитивное познание воли, мира, жизни.

    "Исповедь" Аврелия Августина

    При периодизации истории Западной Европы новой эры за точку отсчета обычно принимается V век - век крушения рабовладельческой Римской империи. Отсюда берет свое начало эпоха средневековья, она продолжается вплоть до XIII-XIV веков...

    Деление понятий: сущность, типы, правила деления, возможные ошибки

    История философии

    Западная философия второй половины XIX - нач. ХХ веков: Современная западная философия отличается от «классического» этапа своего развития рядом особенностей, понять которые можно, только сопоставив этапы...

    Материализм и идеализм

    Основой мировоззрения Чернышевского был антропологический принцип. Исходя из общих понятий о "натуре человека", о его стремлении к "собственной пользе"...

    Материализм и идеализм

    Предшествующая философия в разработке проблемы человека не удовлетворяла русского философа. Рационализм, являясь важнейшим этапом развития европейской философии, утвердил представление о человеке как "свободно-разумной личности"...

    Место МВД РФ в возрождении Отечества и сохранении его ценностей

    Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти...

    Общая характеристика русской философии. Славянофилы и западники

    философия революционный демократический либеральный Несомненно, русская философия стояла особняком от большинства мировых философских моделей, но естественное её развитие в основных моментах совпадало с теми этапами...

    Позитивизм Генри Бокля

    Глобальному метафизическому историзму с его субстанциональными схемами социального развития и утопическими идеалами прогресса позитивистская философия противопоставила идею бесконечно трансформирующейся эволюции при одновременном...

    Понятие имени. Содержание и объем имени

    Имя - выражение языка, обозначающее предмет или множество, совокупность предметов. При этом “предмет” понимается в самом широком, обобщенном смысле слова. . Предметы - это деревья, животные, реки, озера, моря, числа, геометрические фигуры...

    Понятие: общая характеристика, содержание и объем, виды

    Признаки предметов. Существенные и несущественные признаки. Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются. Любые свойства, черты, состояния предмета...

    Психоанализ и его философский смысл

    Психоанализ, если рассматривать его классическую форму, появился на рубеже 19 и 20 столетий. Именно тогда традиционные представления о психике человека, методах её исследования начали трансформироваться. Конечно же...

    Философия жизни

    Философия жизни - одно из ведущих течений европейской философии XIX - XX вв. центральным в нем стало понятие «жизни» как исходной интуитивно постигаемой целостной реальности, отличающейся и от «материи», и от «духа»...

    Философия эпохи Просвещения во Франции

    Фрейдизм и неофрейдизм. Основные идеи и представители

    Неофрейдизм -- направление в психологии, развившееся в 20-30-ые годы XX века, основанное последователями Зигмунда Фрейда, принявшими основы его теории, но в котором ключевые понятия психоанализа Фрейда были переработаны, например...

    Характеристика философии французского Просвещения

    Опытно-экспериментальное исследование природы и математическое осмысление его результатов, зародившееся еще в предыдущую эпоху, стали могучей духовной силой, которая оказала решающее влияние на передовую философскую мысль. Одним из факторов...