Где находится демон. Вид бесов

  • Расширить знания о творчестве М.Ю.Лермонтова, помочь учащимся понять образ Демона в творчестве поэта, в искусстве.
  • обучение
интерпретации поэтического текста;
  • развитие
  • навыка вдумчивого, внимательного чтения; эстетического, интеллектуального и творческого начала учащихся;
  • воспитание
  • нравственно - духовных ценностей.

    Оборудование:

    • портреты М.Ю.Лермонтова и М.А.Врубеля;
    • иллюстрации картин М.А.Врубеля «Демон поверженный», «Демон сидящий»;
    • текст поэмы «Демон» (разные издания, варианты);
    • стихотворения «Мой демон» (1829г.), «Молитва» (Не обвиняй меня, всесильный…) (1829г.), «Я не для ангелов и рая…» (1831г.), «Ангел» (1831г.);
    • аудиозапись: Р.Вагнер «Полет Валькирий».

    О вещая душа моя,
    О сердце, полное тревоги!
    О, как ты бьешься на пороге
    Как бы двойного бытия!
    Ф.И.Тютчев

    I. Вступление

    – Есть образы в мировом искусстве, волнующие умы людей на протяжении многих веков. Со временем они меняются, но не исчезают. Все новые и новые поколения поэтов, художников, композиторов обращается к ним, чтобы разгадать тайну и сказать свое слово. Демон – один из таких образов.

    II. Вхождение в урок

    Звучит музыка Вагнера «Полет Валькирий».

    – Какие ассоциации у вас вызывает слово «демон»? Запишите. Прочтите вслух. Выделите общее.

    – В творчестве М.Ю.Лермонтова, кроме известных тем поэта и поэзии, Родины, природы, любви, рано появляются мотивы одиночества, страдания, изгнанничества, земли и неба, борьбы и протеста, поиска гармонии в отношениях с окружающим миром.

    Работа в группах

    – Предлагаю вашему вниманию 4 стихотворения М.Ю.Лермонтова:

    «Мой демон» (1829г.), «Молитва» (Не обвиняй меня, всесильный…) (1829г.), «Я не для ангелов и рая…» (1831г.), «Ангел» (1831г.).

    – Над каждым из них интересно поразмышлять. Выберите себе одно. Объединитесь в группы те, кто выбрал одинаковые стихотворения. Запишите (кратко), что можно сказать о выбранном вами стихотворении. (Выписываются отдельные слова, словосочетания, делаются выводы о том, каким увидели лирического героя в этих стихотворениях).

    Выступают группы, говорят о своих наблюдениях. Задача остальных – записать отдельные мысли, которые помогут высказать свое мнение об услышанном.

    Например:

    «Мой демон» (1829г.)

    унылый и мрачный
    зло – его стихия и т. д.

    «Молитва» (Не обвиняй меня, всесильный…) (1829г.)

    всесильный – бог
    я – грешник
    теснота мира и т. д.

    «Я не для ангелов и рая…» (1831г.)

    я – чужой для мира (земли) и небес
    я – зла избранник и т. д.

    «Ангел» (1831г.)

    соединение души с телом
    разочарование души на земле – печальные песни и т. д.

    Вывод: образ демона настолько захватывает Лермонтова, что проходит через все творчество, начиная с раннего стихотворения «Мой демон» (1829г.) и заканчивая поэмой «Демон». Изучая поэзию Лермонтова, проникаем во внутренний мир поэта. Мир, полный противоречий, страданий, борьбы между «ангельским прекрасным» и «демоническим мятежным» и т. д.

    Проблема урока: Итак, что же хотел сказать М.Ю.Лермонтов поэмой «Демон»?

    III. Анализ поэмы

    Сообщение учеников о поэме «Демон»

    1. Поэму М.Ю.Лермонтов начал писать еще в 14-летнем возрасте, во время пребывания в пансионе. В 1829г. уже был намечен сюжет, главное содержание которого – борьба демона с ангелом, влюбленным в смертную девушку. Этот первый набросок содержал 92 стиха и прозаическое изложение содержания. На протяжении последующих 10 лет были созданы еще 7 редакций поэмы, отличающиеся друг от друга и сюжетом, и степенью поэтического мастерства. Несмотря на многочисленные переделки, первая строка (Печальный Демон – дух изгнанья), возникшая в 1829г., сохранилась и в последнем, 8–м, варианте. Основой сюжета остался миф о падшем ангеле, восставшем против бога.

    2. Возможно, что именно пушкинский «Ангел» (1827г.) навел Лермонтова на замысел поэмы о Демоне, разочаровавшемся во зле и потянувшемся к добру. У Пушкина читаем:

    В дверях эдема ангел нежный
    Главой поникшею сиял,
    А демон мрачный и мятежный
    Над адской бездною летал.
    Дух отрицанья, дух сомненья
    На духа чистого взирал
    И жар невольный умиленья
    Впервые смутно познавал.
    «Прости, – он рек, – тебя я видел,
    И ты недаром мне сиял:
    Не все я в мире ненавидел,
    Не все я в мире презирал».

    3. Традиционно говорят о западноевропейских корнях «Демона». Исследователи единодушно ведут «родословную» героя от библейского мифа о падшем ангеле, восставшем против Бога. Известны были Лермонтову и многочисленные литературные воплощения этого библейского сюжета: «Потерянный рай» Мильтона, «Фауст» Гете, «Каин» Байрона и др.

    4. В 1837г. поэт был сослан на Кавказ, в действующую армию. В отношении к горским народам появились нотки зрелой оценки, но восхищение и очарованность природой и нравами Кавказа остались. Они окрасили и поэтическое повествование, и образ лирического героя, и возвышенные тона, тем более что впечатление наложилось на интерес к романтизму, на стремление охарактеризовать героя как исключительную личность. Многие исследователи обнаруживают «предков» Демона среди персонажей кавказских легенд.

    5.Не менее интересной и значимой (но менее известной!) является восточная составляющая образа Демона: можно найти параллели между лермонтовским героем и одним из персонажей Корана – сатаной (Иблисом). Лермонтов знал Коран, читал его русский перевод и вполне мог использовать один из его сюжетов в своем творчестве.

    Работа над образом главного героя

    – Каким вы увидели Демона в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»? Найдите описание характера, поступков героя; выберите все «за» и «против», относящиеся к характеристике Демона. Заполните таблицу (можно предложить выполнить это задание в парах, группах).

    – Можем ли мы сказать, больше положительного или отрицательного начала, добра или зла, ангельского или сатанинского заложено в характере, поступках героя?

    Вывод: в основе образа – противоречие, конфликт между добром и злом. Понятия добра и зла не абсолютны, порой пересекаются одно в другом в разных обстоятельствах.

    – Докажите выше изложенную мысль примерами текста.

    1. Демон увидел Тамару, влюбился, но это великое чувство повлекло за собой гибель жениха Тамары:

    И вновь постигнул он святыню
    Любви, добра и красоты!...

    Его коварною мечтою
    Лукавый Демон возмущал:…

    2. Постигнув тоску любви, Демон плачет, но вместо очистительной слезы течет горючая слеза:

    Тоску любви, ее волненье
    Постигнул Демон в первый раз…

    Насквозь прожженный виден камень
    Слезою жаркою, как пламень,
    Нечеловеческой слезой!.. и др.

    – Как относится Демон к миру, к красоте природы? Приведите примеры из текста.

    1. Природы блеск не возбудил
    В груди изгнанника бесплодной
    Ни новых чувств, ни новых сил;
    И все, что пред собой он видел,
    Он презирал иль ненавидел.

    2. И дик и чуден был вокруг
    Весь божий мир; но гордый дух
    Презрительным окинул оком
    Творенье бога своего.
    И на челе его высоком
    Не отразилось ничего.

    Вывод: Демон испытывает презрение, ненависть к тому, что видит вокруг.

    Образ Тамары (работа по группам )

    1 группа – портретная характеристика:

    И ни единый царь земной
    Не целовал такого ока…
    …фонтан…своей жемчужною росою
    Не омывал подобный стан!...
    …рука земная…таких волос не расплела;…

    И влажный взор ее блестит
    Из-под завистливой ресницы;
    То черной бровью поведет… и др.

    Вывод: Тамара – воплощение жизни и красоты. По отношению к героине применяется эпитет «божественная», который не только характеризует ее очаровательную внешность, но и противопоставляет княжну главному герою, изгнанному из рая.

    2 группа – судьба героини:

    Увы! заутра ожидала
    Ее, наследницу Гудала,
    Свободы резвую дитя,
    Судьба печальная рабыни,
    Отчизна, чуждая поныне,
    И незнакомая семья.

    А мне не быть ничьей женой!
    Я гибну, сжалься надо мной!
    Отдай в священную обитель
    Дочь безрассудную свою… и др.

    Вывод: будущее Тамары не безоблачно, она станет женой-рабыней, войдет в чужую семью, «темнило светлые черты» ожидание уз, плена, потеря свободы. После смерти жениха Тамара «безрассудна», ее разум не может осознать происходящего, она плачет и умоляет отца отдать ее в монастырь, чтобы там обрести покой.

    – Есть что-то тайно-скрытое в повествовании, автор не все рассказывает читателю, читатель вынужден томиться вместе с героиней поэмы. Тем самым Лермонтов готовит нас к новому витку в развитии действия.

    Любовь героев

    – Опишите состояние Демона, увидевшего Тамару.

    Демон, «прикованный незримой силой», поражен красотой Тамары, он «на мгновенье неизъяснимое волненье в себе почувствовал», «в нем чувство вдруг заговорило» и др.

    – Только ли красота, молодость Тамары привлекли Демона? Разве мало красивых девушек видел герой, летая над землей? Может быть, есть между ними что-то общее? Подтвердите словами текста.

    Тамара олицетворяет для героя молодость, красоту, добро. Демон давно «отверженный блуждал в пустыни мира без приюта» и теперь видит в Тамаре родную душу – ищущую, сомневающуюся, жаждущую познания.

    Тамара ждет встречи с Демоном, слушает его речи, обращенные к ней одной и никому больше не понятные:

    Ей часто слышалася речь.
    Под сводом сумрачного храма
    Знакомый образ иногда
    Скользил…Манил и звал он…но – куда?...

    Тоской и трепетом полна,
    Тамара часто у окна
    Сидит в раздумье одиноком…

    Все чувства в ней кипели вдруг;
    Душа рвала свои оковы! и др.

    Каким размером написана поэма? Почему в XV главе I части меняется стихотворный размер поэмы? (По материалам домашнего задания).

    Лермонтов писал поэму четырехстопным ямбом с разнообразной рифмовкой, помогающей показать всю красоту мира, а в XV главе I части ямб заменил на четырехстопный хорей (убыстрение речи): любовь освещает дни героя, все меняет в словах, в обращениях к героине слышится призыв изменить ее жизнь…

    …Будь к земному без участья
    И беспечна, как они!

    – Чего хочет Демон, влюбившись в Тамару?

    Демон надеется, что через любовь к Тамаре он сможет вновь прикоснуться к мировой гармонии:

    Меня добру и небесам
    Ты возвратить могла бы словом
    Твоей любви святым покровом
    Одетый, я предстал бы там,
    Как новый ангел в блеске новом…
    Демон даже дает клятву Тамаре, что:
    Отныне яд коварной лести
    Ничей уж не встревожит ум;

    – Какой стилистический прием, помогающий вселить веру в слова Демона, предать им вес, использует автор?

    Клянусь я первым днем творенья,
    Клянусь его последним днем,…

    Я отрекся от старой мести,
    Я отрекся от гордых дум;…

    Хочу я с небом примириться,
    Хочу любить, хочу молиться,…

    – Что обещает Демон дать Тамаре взамен ее любви к нему?

    И вечность дам тебе за миг;…
    И будешь ты царица мира,
    Подруга первая моя;…

    Я дам тебе все, все земное –
    Люби меня!.. и др.

    Проблемные вопросы (можно дать как творческое задание или провести дискуссию ):

    1. Может ли Демон обрести гармонию? Почему?

    2. Почему Бог прощает Тамару, а ее душа попадает в рай?

    1. Любовь Демона эгоистична. Вместо того чтобы очистить свою душу, он готов погубить бушу Тамары. Так не поступают влюбленные. В любви он не радовался, а торжествовал, испытывал чувство личного превосходства. Чиста жертвенная любовь, а чем жертвует Демон?

    Люби меня!..
    ………………………….
    Могучий взор смотрел ей в очи!
    Он жег ее.
    ………………………….
    Увы! злой дух торжествовал!
    ………………………….
    «Она моя! – сказал он грозно, – и др.

    Гордость, этот смертный грех, всегда посягающий на святыню, – вот причина поражения Демона, вот источник его страданий. Приобщение к гармонии благодаря любви к земной женщине и ценой ее гибели не осуществилось. Злое начало вновь проступило в Демоне:

    И проклял Демон побежденный
    Мечты безумные свои…

    2. Душу Тамары уносит ангел – хранитель. Именно он спасает ее для рая. Душа усопшей Тамары еще полна сомнений, на ней запечатлен «след проступка», который смывает слезами ангел:

    …И сладкой речью упованья
    Ее сомненья разгонял,
    И след проступка и страданья
    С нее слезами он смывал.

    Это Бог послал испытание Тамаре. Приняв злое начало, внушенное Демоном, героиня жертвует собой, защищая вечные ценности: Добро, Мир, Красоту, Любовь. Поэтому она достойна прощения. Прощенная, Тамара попадает в рай, куда для героя доступ закрыт:

    …И вновь остался он, надменный.
    Один, как прежде, во вселенной
    Без упованья и любви!...

    Итог урока

    Что же хотел сказать М.Ю. Лермонтов поэмой «Демон»? И почему образ Демона проходит через все творчество автора?

    Демон появляется в поэме как дух изгнанья, летящий над грешной землей, бессильный оторваться от нее и приблизиться к небесам. Он изгнан из рая, сброшен с неба и оттого печален. Он сеет зло, но это не приносит ему наслаждения. Все, что он видит, приносит либо холодную зависть, либо презрение и ненависть. Ему все наскучило. Но он горд, он не способен подчиняться воле других, пытается преодолеть самого себя…

    Неземная любовь помогает герою бороться со злом внутри себя, а его страдающая душа хочет примириться с небом, хочет веровать добру. Этот конфликт добра и зла похож на столкновение света с тьмой.

    В нем сливаются два начала, и он предстает перед нами, готовый повернуться лицом как к добру, так и к злу:

    То не был ада дух ужасный,
    Порочный мученик – о нет!
    Он был похож на вечер ясный:
    Ни день, ни ночь, – ни мрак, ни свет!...

    Суть героя – в непримиримых противоречиях, в утверждении, что даже такие понятия, как Добро и Зло не абсолютны. Эти противоречия заложены в самой жизни. Человек получает способность к познанию и борьбе, а в душе каждого живет свой демон.

    М.Ю.Лермонтова отличает двоемирие, трагическое понимание пропасти между земным и небесным, телесным и духовным, реальным и идеальным. Единственным, узеньким, шатким, но нерушимым мостиком через эту бездну остается душа человека. Душа, вечно балансирующая на грани «двойного бытия», как сказал Ф.И. Тютчев:

    О вещая душа моя,
    О сердце, полное тревоги!
    О, как ты бьешься на пороге
    Как бы двойного бытия!

    Домашнее задание

    Демоны близки духовному миру своих авторов. М.А.Врубель, иллюстрации картин которого вы видите, как и М.Ю.Лермонтов, рано почувствовал свою избранность. М.А.Врубель никогда бы не написал своего «Демона», если бы образ не был частью самого художника. Что вы можете сказать об авторе картин? Что связывает «Демона» Врубеля и Лермонтова? Это тема вашей творческой работы.


    Попыток определения степени влияния и родов злых духов предпринималось очень много, и среди христианских демонологов не было единого мнения ни о границах власти демонов, ни об их иерархии.

    Так, в 1563 г. врач-скептик Вейер писал:

    Сатана обладает большим мужеством, невероятной хитростью, сверхчеловеческой мудростью, острейшей проницательностью, совершенной рассудительностью, несравнимым мастерством в плетении самых хитрых интриг и злобной, беспредельной ненавистью ко всему человеческому, [ненавистью] безжалостной и непреходящей.

    Француз, судья по делам ведьмБоден писал о демонах следующее (1580 г.):

    Дьяволы обладают глубочайшими знаниями обо всём. Ни один богослов не может истолковать Священное Писание лучше их, ни один адвокат не знает законов и установлений, ни один врач или философ лучше них не разбирается в строении человеческого тела или в силе камней и металлов, птиц и рыб, деревьев и трав, земли и небес.

    Очевидно, именно в таком качестве, как описал Боден, предстают демоны в «Малом ключе Соломона», в разделе «Гоетия»

    Классификации демонов по степени их могущества

    Альфонс де Спина установил 10 разновидностей демонов:

    Парки . Этим демонам приписывалась власть вмешиваться в судьбу человека;

    Полтергейсты - духи, производящие мелкие пакости по ночам в доме: передвигают и ломают вещи, не дают спать по ночам шумом, но, как правило, не причиняют большого вреда;

    Инкубы и Суккубы - демоны, вступающие в половую связь с человеком. Особенно нападкам этих демонов подвержены, по мнению автора, монахини;

    Марширующие призраки , появляющиеся в виде толпы людей, производящей много шума;

    Домашние духи ведьм - гении-обереги ведьм и колдунов, а также все прочие духи, подражающие ангелу из книги Товита;

    Кошмары - демоны, вызывающие ужасные видения во сне;

    Демоны, образующиеся из мужского семени - демоны, наводящие на мужчин фантазии о женщинах с целью получения семени, для создания других демонов;

    Демоны-обманщики - демоны, дурачащие людей, появляясь в человеческих обличиях;

    Чистые демоны - демоны, нападающие только на святых;

    Демоны, которые обманывают старух , внушая им мысли о том, что те якобы летали на шабаш.

    .Классификация демонов по месту их обитания

    В изданной в 1603 г. книге «Compendium Maleficarum» Гваццо, а позднее в «Melampronoea» Генри Хелиуэлла (1681)авторы цитируют Михаила Пселла, давшего классификацию демонов по месту их обитания:

    Огненные демоны, обитающие в высших слоях воздуха, не спускающиеся на землю к людям. Автор полагал, что их появление произойдёт только в Судный день .

    Воздушные демоны, обитающие в воздухе вокруг людей. Они могут вызывать атмосферные явления вроде штормов и бурь, могут иногда становиться видимыми людям, способны спускаться в ад. Духами воздуха названы демоны, упоминаемые в «Teurgia Goetia» «Малого ключа Соломона ».

    Земные демоны, обитающие в лесах и рощах, где расставляют человеку коварные ловушки. Они сбивают с пути, а некоторые живут тайной жизнью среди людей.

    Водяные демоны, вызывающие бури на морях, где топят корабли и истребляю живность в водоёмах. Они чаще предстают перед человеком в женских образах. Их нрав буйный, беспокойный и полный обмана.

    Подземные демоны живут в пещерах и расщелинах гор. Вызывают землетрясения, разрушают фундаменты домов и вредят шахтёрам.

    Светобоязненные демоны не выносят света. По мнению Пселла, они непостижимы для человека вовсе, поскольку внутри они полностью черны, их нрав полон тёмных страстей, злобы и беспокойного возбуждения. При встрече с человеком ночью, эти демоны нападают на человека и убивают его, удушая или отравляя своим дыханием. Их невозможно заклясть никакими заговорами и удержать никаким колдовством, поскольку они сторонятся человеческих голосов, всякого шума и бегут от света.

    Классификация демонов по ангельским чинам

    Во время экзорцизма демон Балберит , вселившийся в Мадлен из Прованса , сообщил, что поскольку демоны - падшие ангелы, их чины восходят к ангельским рангам, установленным в ещё IV в. н. э. в трактате «Божественные имена» Псевдо-Дионисия. Всего демон упомянул о девяти чинах, разделённых на три лика по три чина в каждом:

    В первый лик входили духи в чине Серафимов, Херувимов и Престолов:

    Вельзевул (Серафимы), второй после Люцифера, склоняет людей к гордыне;

    Левиафан (Серафимы) склоняет к ереси и грехам, противоречащим вере;

    Асмодей (Серафимы) является князем роскоши и желает соблазнить ею всех людей;

    Балберит (Херувимы) - склоняет к склоке, злословию и самоубийствам;

    Астарот (Престолы) - склоняет к безделью и лени;

    Верен (Престолы), второй после Астарота - склоняет людей к нетерпимости;

    Грессил (Престолы) - склоняет людей к нечистоте и неряшеству;

    Соннелон (Престолы) - возбуждает в людях ненависть к врагам.

    Во второй лик входили духи в чине Господств, Сил, Властей:

    Элле (Господства) - подстрекает людей к нарушению обета бедности;

    Розье (Господства) - подстрекает к любострастию;

    Верье (князь Сил) - склоняет к нарушению обета послушания;

    Карро (Власти) - вселяет жестокосердие;

    Карниван (Власти) - склоняет людей к бесстыдству.

    В третий лик входили духи в чине Начал, Архангелов и Ангелов:

    Велиал (Начала) - склоняет к высокомерию, внушает женщинам украшать себя в соответствии с модой, развращать детей, болтать с ними во время мессы;

    Оливий (Архангел) - внушает жестокость и безжалостность к бедным.

    Классифицировать демонов довольно трудно, поскольку зачастую возможности и природа разных духов переплетаются и оказываются взаимосвязанными. Однако голландский врач и оккультист Иоганн Вейер в своей книге«Pseudomonarchia Daemonum», (1588) приводит подробную классификацию демонов и инструкции для желающих вызывать их.

    В целом можно выделить несколько основных групп:

    Гении - демоны-хранители, приставленные к человеку, предмету или местности. Сюда могут быть отнесены различные персонажи фольклора вроде леших, водяных, домовых, домашних духов, ведьм (фамилиары), нимф идриад, хранители дворцов древних культур вроде шеду, и хранители самого человека вроде ангела-хранителя

    Не привязанные к конкретному месту духи, вроде стихийных духов: гномов, эльфов, русалок, сатиров и т. п.(согласно христианскому учению о том, что все сверхъестественные силы происходят если не от Бога, то от Дьявола)

    Архонты - демоны, выступающие в роли персонификации сил природы и космоса, которые поддерживают неизменным порядок естественных вещей или служат бессмертными прототипами для всех существ на земле (что роднит их с понятием архетипа и идей в философии). К такого рода существам могут быть отнесены деканы из герметических сочинений.

    Классификация демонов по связи с семью грехами

    Этот вид классификации основывался на той мысли, что демоны подстрекают человека к грехам. Так, в 1589 году демонолог П.Бинсфельд дал такую связь высших демонов с пороками:

    Люцифер - гордыня;

    Мамона - алчность;

    Асмодей - похоть;

    Сатана - гнев;

    Вельзевул - чревоугодие;

    Левиафан - зависть;

    Бельфегор - лень.

    В 1801 г. оккультист Френсис Баррет издал в Лондоне книгу «Magus or Celestial Intelligencer», в которой изменил связь демонов с грехами. По Баррету

    Мамона - демон искусителей и соблазнителей;

    Асмодей - князь мстителей;

    Сатана - демон обмана;

    Вельзевул - властелин ложных богов.

    Кроме того в список демонов были внесены:

    Пифон - князь духов лжи;

    Велиал - вместилище порока;

    Мерихим - предводитель духов, вызывающих заразные болезни;

    Абаддон - демон войн;

    Астарот - демон обвинителей и инквизиторов.

    В европейской культуре демоны – это антагонисты сил Добра, падшие ангелы, склоняющие людей к грехам, охотящиеся на людские души для Ада. Библия, как первый источник знаний о них, равно как учения церкви, описывают происхождение демонов неоднозначно. Прежде всего, их связывают с теми ангелами, кто пошел за Люцифером в попытке свергнуть Царство Божие и уничтожить людей. Все они были сброшены в Преисподнюю, утратив крылья. Из неортодоксальных выделяется версия о естественном происхождении демонов (Бог – создатель всего). Апокрифическая Книга Еноха подробнее описывает библейскую историю о сожительстве ангелов с женщинами, от которого родились исполины. Наказанные ангелы, в этой версии, также были изгнаны и стали демонами. Древние евреи связывали происхождение демонов с первой женой Адама, Лилит. Согласно более поздним версиям, низшими демонами могут становиться и души умерших грешников, проклятых.

    «Демон» (от греч. Diamon) – «божественная власть», «рок». В языческой Греции даймоны посредничали между богами и людьми, могли быть духом-хранителем. Злые демоны, вводили людей в заблуждение.

    В славянской традиции синонимом демона был черт, ниже по иерархии располагались бесы. В исламе представлен Иблис - джинн, созданный Аллахом из огня и изгнанный с небес за ослушание, младшие дьяволы называются шайтаны. В индийской мифологии существуют ракшасы – злобные демоны, вселяющиеся в мертвые тела и асуры – титаны, противостоящие богам, подверженные порокам гнева, гордости, хвастовства и др. Таким образом, в разных культурах есть представление о темном начале, противостоящем Творцу, Свету, Добру.

    Считается, что если знать истинное имя демона или изображение сковывающей печати, можно вызвать его и подчинить, для чего разрабатываются ритуалы вызова демонов. Такие знания записываются в специальные книги – гримуары – и передаются через поколения.

    Иерархия демонов

    Библия не описывает точную иерархию ангелов и демонов, скорее дает разрозненные сведения об их функциях, внешнем виде, участии в событиях. Однако вопросы организации общества, иерархии ангелов и демонов, интересовали верующих изначально. Апостолы, отцы церкви, святые, богословы, ученые разных времен и народов – все они, пользуясь Библией и своими личными духовными переживаниями, восстанавливали знания об устройстве Рая и Преисподней. Ориентируясь на дихотомию Добро-Зло, они предполагали, что Ад – это отражение Рая, а соответственно, главному Дьяволу подчинены демоны разной силы и чинов (по аналогии с серафимами, херувимами, архангелами и ангелами у Бога). Всего девять чинов, разделённых на три лика по три чина в каждом.

    В современном представлении Люцифер (лат. Светоносный), «утренняя звезда», падший ангел, также ассоциируется с Сатаной (ивр. Враг, противник) и Дьяволом (греч. Клеветник, лжец). Впервые проявил себя в Библии как Змий – искуситель Евы. Он возглавляет иерархию Ада.

    За ним следуют демоны Ада. Перечислим наиболее известных:

    Ваал (Баал, Бэл) – падший ангел, древнее божество ассиро-вавилонской культуры, почитавшийся как громовержец, бог плодородия, войны и т.д. В аду отвечает за пытки, страдания.

    Велиал (Белиалл, Агриэль) – падший ангел, «не имеющий жалости». Выступает в роли обольстителя человека, совращающего к преступлению. Делает возможной благосклонность друзей и врагов, может исцелять и даровать жизнь в этом мире - в обмен на бессмертную душу. Он свиреп и лицемерен, но внешне прекрасен.

    Вельзевул – падший ангел, древнее божество. Соблазнял людей гордостью и честолюбием. являлся в образе мухи или насылал болезни с помощью полчищ мух, за что получил прозвище «Властелин мух».

    Асмодей — демон-искуситель, божество в авестийской культуре. Он не только надзиратель за всеми игорными домами в аду, но и главный распространитель разврата. Демон похоти, разжигал неурядицы в семьях.

    Астарот – высокопоставленный демон, возможно искаженное имя Астарты (или Иштар, шумеро-аккадской богини любви, плодородия). Он дает знания о прошлом и будущем, может научить людей всем свободным наукам. Пробуждает в людях лень.

    Абаддон - демон войн, возможно ангел, повелитель бездны, ведущий полчища саранчи. князь демонов (фурий), правит силами раздора и опустошений.

    Лериафан — морское чудовище, упоминаемое в Ветхом Завете. В аду он считается секретарем по морским делам.

    Бегемот – демон плотских желаний (в особенности чревоугодия), дающий людям «звериные наклонности». Побуждает богохульствовать и сквернословить. Может принимать формы любых крупных животных.

    Существует несколько классификаций демонов:

    1. В соответствии с 7 смертными грехами выделяют 7 главных демонов:

    • Люцифер — Гордыня
    • Вельзевул — Обжорство
    • Левиафан — Зависть
    • Асмодей — Похоть
    • Маммон — Жадность
    • Бельфегор — Лень
    • Сатана — Гнев
    1. Классификация, предложенная Стефани Коннолли, более удобна для практикующих заклинателей, вызывающих демонов для определенных целей. Согласно ей, основные сферы влияния демонов таковы:

    • Любовь-Вожделение (Асмодей, Астарот, Лилит и др.)
    • Ненависть-Месть-Гнев-Война (Андрас, Аббадон, Агалиарепт и др.)
    • Жизнь-Исцеление (Веррин, Верье, Велиал и др.)
    • Смерть (Эврином, Ваалберит, Бабаэль)
    • Природа (Люцифер, Левиафан, Дагон и др.)
    • Деньги-Процветание-Удача (Бельфегор, Вельзевул, Маммон и др.)
    • Знание-Тайны-Колдовство (Ронве, Пифон, Делепитора и др.)

    Иерархия демонов Вейера

    Иоганн Вейер в «De Praestigius Daemonum» (Иерархия демонов или Псевдомонархия демонов, 16 в.) попытался нарисовать полную картину Адской империи, приписав каждому демону соответствующий чин или должность. Также в книге он изложил инструкции о вызове демона, управлении и защите. Всего он описывает 69 демонов: их должность, внешность, особые возможности и количество легионов в подчинении. В отличие от 1 части «Малого ключа Соломона», в «Иерархии демонов…» нет изображений демонских печатей и упрощен ритуал, хотя присутствуют отсылки к учению Соломона.

    Существуют различные виды демонов - классификация составлялась в разные времена разными авторами из числа монахов, оккультистов и философов. Узнайте, какие демоны существуют, чем они отличаются между собой и какое отношение имеют к ангельским чинам.

    В статье:

    Виды демонов - чины в демонологии

    В современной демонологии виды демонов - не раскрытая полностью тема. Но известно, что каждый представитель нечистой силы имеет строго регламентированный круг обязанностей, за рамки которого выступает довольно редко. В разные времена средневековая, современная, классическая демонология и ведущие авторы, изучающие эту науку, создавали различные способы классификации сил ада.

    Все демоны когда-то были ангелами. Некоторые авторы, например, И. Виер и Р. Бертон считают, что если существует ангельская иерархия, то демоническая была создана по ее образу и подобию. Падшие ангелы воспользовались привычным способом построения иерархии, не создавая ничего нового. Существует , и демонических чинов столько же.

    Девять демонских чинов

    Первый чин - это псевдобоги, демоны, выдающие себя за богов. Таковыми являются языческие божества, а также все остальные, за исключением единого Господа. Ими повелевает .

    Второй чин - демоны лжи. Их задача - обманывать людей с помощью пророчеств и предсказаний. Они покровительствуют гадателям, экстрасенсам, прорицателям. Среди этих представителей демонической иерархии правителем является Пифон.

    Третий чин - борцы с божьими законами и заповедями. Они изобрели все злые деяния, порочные виды занятий и искусств. Князем демонов беззакония является .

    Четвертый чин - мстители и каратели. Они внушают мысли о мести и злодеяниям по отношению к другим людям, которые этого якобы заслужили. .

    Пятый чин - демоны-обманщики, которые совращают людей псевдочудесами. Они способны представиться кем угодно - как обычным человеком, который обладает даром, так и посланником Бога. Повелитель обманщиков - .

    Шестой чин властвует над воздушной стихией, с помощью которой его представители наводят болезни и эпидемии на людей, а также стихийные бедствия. Руководителем шестого чина является Мерезин.

    Седьмой чин - фурии, которые разжигают войны и раздоры. Их влияние можно заметить в больших масштабах, когда речь идет о военных конфликтах или крупных городских столкновениях. Фурии влияют и на людей по отдельности, заставляя их конфликтовать. .

    Восьмой чин - обвинители и соглядатаи. Они наблюдают за людьми, замечая их малейшие грехи и греховные мысли. При этом данные представители нечистой силы никогда не упускают шанса сделать пакость. Обычно их влияние проявляется в ложных обвинениях, клевете, ссорах с коллегами и близкими из-за недопонимания. Весь «компромат» обвинители отдают своему повелителю .

    Девятый чин - искусители, которые толкают человека в грех. Наибольшее наслаждение им доставляет превращение праведника в заядлого грешника. Чаще всего именно эти демоны являются людям, их проще вызвать, но имейте в виду, что пользу от вашего общения получите не вы, а нечисть. Руководит ей Маммон.

    Существует еще одна классификация демонов, привязанная к . До падения все демоны занимали в ней свои места. По средневековым записям, которые были получены во время изгнания демона Балберита из девушки по имени Мадлен , демоны после низвержения в ад заняли места в новой, темной иерархии в соответствии с теми местами, которые занимали на небесах. Иными словами, падшие херувимы среди демонов занимают такое же положение, как херувимы на небесах.

    Вельзевул

    Иерархия демонов

    Первый уровень

    Первый уровень демонической иерархии соответствует ангельскому, состоящему из серафимов, херувимов и престолов. Выше них - только :

    • Серафим Вельзевул занимает второе место после Люцифера, как . Он склоняет людей к гордыне. Серафим Левиафан отталкивает людей от христианской веры, учит ереси и склоняет к грехам, которые противоречат христианской морали. Серафим Асмодей соблазняет роскошью и материальными благами.
    • Херувим Балберит, который общался с экзорцистом, если верить преданию, подталкивает людей к самоубийствам. Он же способствует ссорам и склокам, разжигает скандалы и учит злословию.
    • Престол Астарот заведует ленью, унынием и бездельем. Престол Верен делает людей нетерпимыми друг к другу, учит их эгоизму. Престол Грессин отвечает за склонность к неряшливости, заведует грязью в ее физическом смысле. Престол Соннелон всегда готов разжечь ненависть к недругу и заставить отомстить.

    Второй уровень

    Второй уровень иерархии демонов соответствует чину господства, силы и власти в ангельской иерархии:

    • Господство Элле подстрекает к нарушению обета бедности. Господство Розье - демон сладострастия и блуда.
    • Князь Сил Верье способен заставить нарушить обет послушания.
    • Власть Карро вселяет в сердца людей жестокость и борется с состраданием и милосердием. Власть Карниван заведует бесстыдством и отсутствием чувства вины за совершенные грехи, неспособностью раскаяться и получить прощение Бога.

    Третий уровень

    Третий уровень - это бывшие начала, архангелы и ангелы:

    • Начало Велиал склоняет к высокомерию. Именно он создал моду и понятие красоты, ведь отличия во внешности тесно связаны с высоким мнением о себе. Велиал учит болтать и отвлекаться во время богослужений. Больше всего он влияет на женщин и детей.
    • Архангел Оливий отвечает за ненависть к бедности. Люди, которые находятся под его влиянием, ненавидят тех, кто зарабатывает меньше, чем они. Оливий учит не подавать милостыню и относится к бедным и убогим со всей жестокостью.

    Классификация демонов по их месту обитания

    Виды демонов по их месту обитания выделил монах Михаил Пселл , который жил около тысячи лет назад. Он утверждал, что не все демоны проживают в аду. По словам этого автора исторических, религиозных и философских трудов, демоны имеют определенные места обитания и редко выбираются из них. Первоисточник не сохранился до наших дней, но его неоднократно цитировали другие авторы, например, Генри Хэлиуэлл .

    Огненные демоны

    По этой теории, огненные демоны обитают в высших слоях воздуха, лунном эфире или вовсе над луной. Они не спускаются ни в мир людей, ни в ад. По Пселлу, они явятся только в Судный день.

    Воздушные демоны

    Воздушные демоны проживают в воздухе мира людей. Именно они - та самая нечистая сила, которой должен остерегаться каждый человек. Эти демоны умеют вызывать природные катаклизмы, становиться видимыми и влиять на жизнь людей. Время от времени они спускаются в ад по своим делам. Воздушные злые духи упоминаются в Гоэтии.

    Земные демоны

    Земные демоны, как и воздушные, обитают среди людей. Они могут скрываться в камнях, лесах и горах. Этот вид нечистой силы любит вредить людям, но далеко не все они злые. Некоторые из демонов земли тайно живут среди смертных, выдавая себя за обычных людей.

    Водяные демоны

    Водяные демоны живут в источниках воды. Они вредят мореплавателям и подводной живности. Водная нечисть агрессивна, никогда не говорит правды и довольно беспокойна. Чаще всего она является в обликах женщин.

    Подземные демоны

    Подземные демоны обитают в пещерах и горных расщелинах. Они вредят шахтерам и представителям других профессий, которые работают под землей. Подземной нечисти приписывают также разрушение фундаментов домов и землетрясения.

    Демоны-светоненавистники, гелиофобы или люцифуги живут в аду и никогда не выходят за его пределы. По Пселлу, они непостижимы и недостижимы для смертного. При встрече с человеком люцифуг обязательно убьет его, задушив или отравив своим дыханием. Светоненавистники боятся только света, никаким колдовством или магической печатью удержать, вызвать или защититься от них невозможно. Они сторонятся людей и никогда не отвечают на различные вызовы.

    По Пселлу, можно призвать только воздушного, земного, водяного и подземного демона. Это можно сделать в месте, соответствующем его сущности. Например, с водной нечистой силой лучше общаться на берегу водоема, с земной - в лесу, с подземной - в пещере. Для вызова воздушного демона это условие не нужно, воздух и так находится вокруг вас.

    Виды демонов в демонологии - разделение по роду занятий

    Обязанности демонической сущности раскрывают его мощь. Чем сильнее демон, тем большее влияние он оказывает на человека в частности и мир в целом. Классификация демонов по роду их занятий и уровню могущества впервые была введена Альфонсом де Спиной в 15 веке. Она часто подвергается критике, поскольку многие обязанности нечистой силы этот источник не упоминает, а большинство известных демонов не вписывается в рамки этой классификации.

    Парки - римские богини судьбы, почти совпадающие с греческими Мойрами. (Картина «Три мойры», Марко Биджо, 1525 год)

    Парками называли богинь, плетущих человеческие судьбы в римской мифологии. Подобные персонажи имеются в большей части языческих пантеонов мира. Де Спина причислил их к демонам, во власти которых находятся человеческие судьбы.

    Чистые демоны - это могущественные существа родом из ада, которые нападают только на святых. Демоны-обманщики являются только людям, обычно в человеческом облике. Их цель - обмануть, ввести во грех праведного человека, получить его душу. Существуют еще демоны сна, или кошмарные демоны, которые насылают страшные сновидения и питаются энергией спящего.

    Два вида представителей адского войска приставлены к ведьмам и колдунам. По де Спине, у каждой ведьмы имеется помощник, который практически всегда находится в облике небольшого животного. Отдельный вид демонов внушает им ложные воспоминания о шабашах - источник называет происходящие в реальном мире шабаши выдумкой.

    О том, кто такие инкубы и суккубы, знает практически каждый. Это демонические сущности, которые соблазняют человека и питаются его энергией. Де Спина добавил к этим двум видам еще один - демонов, которых интересует мужское семя. По христианским поверьям, из него рождаются бесы и демоны.

    Демонолотарий Стефани Коннолли

    Уже в наше время была еще одна попытка выделить разновидности демонов по роду их занятий и сфере ответственности. Классификация современного демонолога и жрицы демонолатрии Стефани Коннолли ближе к традиционным представлениям о роде занятий нечистой силы разных рангов и уровней влияния. Она является и более удобной для практиков, которые занимаются вызовом представителей адских сил и работой с ними.

    У каждого демона имеется своя сфера ответственности, и каждый из демонов имеет в своем подчинении низших демонов, бесов, чертей и прочих представителей адского войска. Разумеется, вряд ли получится вызвать могущественного демона, но он может послать для помощи магу кого-то пониже рангом.

    Любовь, страсть и секс находятся в сфере ответственности , Асмодея и Астарота. К ним можно обращаться для создания приворота или сексуальной привязки, а также обретения привлекательности и поиска возлюбленного.

    Ненависть, мстительность, гнев и война управляются Андрасом, Абаддоном и Агалиарептом. К этим демонам и их слугам обращаются для того, чтобы навести порчу, отомстить с помощью магии врагу, а также обрести помощь в противостоянии сильному сопернику.

    Демоны могут как отнять жизнь, так и даровать ее. За здоровье и исцеление отвечают Веррин, Верье и Велиал. У них можно попросить помощи в борьбе с тяжелой болезнью, если вы занимаетесь черной магией для целительства.

    Демоны смерти - Эврином, Ваалберит и Бабаэль. К ним обращаются для того, чтобы избежать гибели или убить врага с помощью магии. Эти же демоны покровительствуют некромантии.

    Природными силами и стихиями повелевают Люцифер, Левиафан и Дагон. У них можно просить помощи для облегчения контакта с природными источниками энергии, а также усилении мощи обряда, в котором важную роль играют стихии.

    Богатство, удача и все материальные составляющие жизни человека находятся под влиянием Бельфегора, Вельзевула и Маммона. У них можно попросить удачи в любом деле, обогащения - причем без каких-либо ограничений по способам заработка, а также разорения врага.

    Тайные знания колдунам и магам дают демоны Пифон, Ронве и Делепитора. К ним обращаются за советом колдуны, которые работают исключительно с силами тьмы. Для белых магов этот путь закрыт.

    Классификация демонов в демонологии Корнеллия Агриппа - планетарные соответствия

    В демонологии классификация демонов может быть привязана к планетам. Множество древних источников гласит о неких духах планет. Например, таковые довольно подробно описываются в «Ключе Соломона» . Сложно сказать точно, кто описан в этом источнике – духи или демоны, ведь христианская демонология отнесла к представителям нечистой силы вообще всех мифологических персонажей, кроме тех, которые имеют непосредственное отношение к Богу.

    Оккультная Философия. Книга 4

    Планетарная классификация демонов ада была составлена Корнелием Агриппой . Подробно она описана в четвертом томе «Оккультной философии» этого автора. Каждому из таких существ соответствует определенный внешний вид, манера поведения, а также ряд вопросов, с которыми к ним можно обращаться. Последние соответствуют значению планет в общепринятом смысле, например, демоны Венеры могут помочь с приворотом или обретением привлекательности.

    Итак, существуют демоны или духи Сатурна, Юпитера, Марса, Солнца, Венеры, Меркурия и Луны. Все они приходят в различных обликах, а их появлению сопутствуют физические явления вокруг магического круга - например, лунные демоны вызывают дождь, а меркурианцы повергают всех присутствующих в ужас. Для общения с ними необходимо четко соблюдать все соответствия. Каждой планете соответствует определенное время суток, металл, цвет, камень и другие важные компоненты призыва демонов.

    Христианская демонология - классификация в соответствии с грехами

    Христианская демонология отталкивается от связи между способностью человека грешить и демонами, которые имеют непосредственное отношение к превращению праведников в грешников. Впервые связал демонов и человеческие пороки демонолог П. Бинсфельд в 16 веке таким образом:

    Люцифер - гордыня;
    Маммон - алчность;
    Асмодей - похоть;
    Сатана - гнев;
    Вельзевул - чревоугодие;
    Левиафан - зависть;
    Бельфегор - лень.

    В 19 веке оккультист из Лондона Ф. Баррет изменил классификацию в одной из своих книг. Маммон стал покровителем соблазнения и искушения, а не жадности и жажды наживы. Впрочем, материальные блага - это одно из искушений для человека. Асмодей, по мнению Баррета, повелевает не похотью, а местью и гневом. Сатана - известный обманщик, не имеющий никакого отношения к гневу и мстительности. Вельзевул же в этом источнике назван властелином ложных богов, которые на самом деле являются демонами. Чревоугодие Баррет «передал» Маммону, как властелину искушения.

    Пифон - князь духов лжи;
    Велиал - вместилище порока;
    Мерихим - предводитель духов, вызывающих заразные болезни;
    Абаддон - демон войн;
    Астарот - демон обвинителей и инквизиторов;
    Азазель - козел отпущения.

    Русская демонология и ее особенности

    Русская демонология зародилась еще до прихода православной веры на земли древних славян. В нечистую силу наши предки верили всегда. несколько изменилась под влиянием христианской. Но сведения о нечистой силе славян сохранились неплохо, поскольку христианство только добавило новых персонажей, не повлияв никак на уже существующих.

    Многие персонажи русской демонологии в прошлом были людьми. Например, это русалки, . Славяне пытались задобрить злых духов, чтобы они не вредили. Некоторые из них и вовсе добры к людям, например, таковыми являются домовые, с которыми и по сей день принято дружить.

    В целом, существует множество разных видов демонов, а русская демонология и вовсе отличается от классической, поскольку она берет корни из древних славянских верований. Каждый представитель сил ада занимается исключительно своими обязанностями, и далеко не все они отвечают на призывы магов.

    Вконтакте

    Типы сущностей - от мелких бесов до сильных демонов - живут по своим законам. Для каждого уровня сущности они свои.

    Классификация сущностей по уровню воздействия

    Мелкие сущности, называемые бесами, преимущественно обладают конкретными функциями. Это простейшие, если можно так сказать, в . Они могут питаться негативными энергиями, излучаемыми больным органом, и получается замкнутый круг. Сущность селится в органе, разрушает его и поглощает плоды этого разрушения.

    Различные сущности имеют свой уровень силы и «допуска» к воздействию на тонкие тела человека.

    Классификация сущностей, уровень сущностей - лярвы

    Обычные пиявки, которые ничего не умеют, но очень хорошо забирают силы. Фактически это существа-амебы, которым просто нужно питание. Они цепляются за оболочку человека и стимулируют его вырабатывать больше той эмоции, на которую пришли. Например, обидчивый человек может получить лярву и стать еще более ранимым. От каждого очередного выплеска обиды сущность питается и становится еще сильнее.

    Классификация сущностей, уровень сущностей - мыслеформы и бесы

    Сущности такого уровня имеют некое подобие воли: они могут заставлять человека снова обращаться к восприятию самих себя. То есть человек пытается отделаться от привычного стереотипа мышления, но не может, поскольку его начинает тяготить привязанное к якорю чувство вины, страха, то есть сильная эмоция. В итоге человек вместо того, чтобы принять верное решение, идет советоваться с очередным «старшим», влиятельным, по его мнению, человеком, который снова подкрепляет мыслеформу. Убедившись, что привычное мышление оказалось «правильным», раз его поддерживает столь уважаемая личность, человек снова остается там, где стоял, не пытаясь ничего менять. Но внутри его тяготит смутное ощущение, что его обманули. А это так и есть. И чувство недоверия и переживания как раз говорят о том, что сознание человека пытается достучаться до его разума, чтобы человек начал думать самостоятельно, а не чужими шаблонами.

    Задача любой сущности - выживание. И ей невыгодно, чтобы вы менялись.

    Классификация сущностей, уровень сущностей - суккубы

    Демоническое подселение - высокоорганизованная сущность со своим уровнем силы и мышлением.

    Именно демоны подселяются в душу человека, заставляя его полностью подменять собственное поведение. Именно сущность может диктовать человеку, например, стремление к играм, алкоголю, наркомании, желанию совершать негативные поступки, брать кредиты, воровать и так далее. Причем сила сущности напрямую влияет на то, как будет проявлять себя человек в материальном мире. У каждого человека есть сила Духа, это условный уровень высоты сознания и проработки собственных глубинных знаний. Чем человек изначально (по праву рождения) глубже, сильнее тем более серьезная сущность может вселиться в него, чтобы полностью заблокировать его врожденные способности и поработить его.

    Сущность не приходит в поле человека просто так. Обычно этому способствуют серьезные кармические программы, задачи, проблемы отработки родовых сценариев. Иными словами, для чего засылать серьезного врага в человека, которого можно спокойно извести бесами. Чем сильнее личность, тем сильнее у нее могут быть внутренние враги. Кроме того, у сущностей высокого порядка свои задачи на Земле. Они через своих носителей не просто потребляют энергию, а создают специальные ситуации, порождая события, которые выгодны всем существам низких вибраций.

    Задача демона - пугать. Не удивительно, что человек начинает бояться что-то предпринимать в своей жизни. Душа не боится никогда. Боится только то негативное, что есть в человеке. Кстати, именно по страху можно понять, кто вами владеет и что происходит в вашей жизни. Например, вы боитесь увольняться и работать на самого себя, вами владеет сущность, которая лишает вас свободы воли и доверия Высшим Силам.

    Классификация сущностей, уровень сущностей - элементёры

    Фактически этому явлению есть аналогичное название: некротическая привязка. Это когда в поле человека находится душа умершего. Либо носитель зомбирован чужими проявлениями, либо ощущает страх, вред, который приносит некротика. Некротический подселенец не имеет своей жизненной энергии и высасывает носителя дотла.

    Проявление сущности при некротической связи диагностируется вкупе с диагностикой родовых и кармических сценариев, поскольку часто подселенцы приходят на готовую ситуацию, а сценарий этому развитию событий заложен в прошлых жизнях.

    Конечно, это не полный перечень определений сущностей, но об основных мы вам рассказали.

    Следует понимать, что сущности сами по себе не уйдут никогда. На одну придут еще две сущности, те призовут новых, и негатив будет множиться до бесконечности. В материальном мире это будет проявляться очень просто:

    1. Человек будет совершать неразумные поступки (тем хуже и глупее, чем сильнее внутри него демонические программы- типы сущностей).
    2. Человек становится нервным. Тревожится по пустякам, болеет, становится раздражительным.
    3. Поведение человека естественным образом ведет к тому, что человек сам начинает рушить различные сферы своей жизни: от личной до финансовой. Но он словно ведом неверным лидером, внутренней потребностью, которую искренне считает своими мыслями. Например, бездумно берет кредиты, не просчитывая варианты. Или методично пилит супруга, пока тот не бросит его. Или предает друга. Или подводит начальника. Разум в этом процессе не участвует. Причем впоследствии человек может свое поведение, удивляться, как же так он поступие в таких ситуациях говорят, что все мы сильны задним умом. Это типичное проявление работы сущностей. Чем сильнее дух человека, тем легче ему преодолевать влияние мелких бесов. Но сильная сущность может порабоь и сильного.

    Разумеется, сущностей нужно выгонять, места оттока в тонких телах «латать», чтобы на дыры не пришли новые подселенцы. Затем ауру наполняют целительными светлыми вибрациями, которых сущности боятся как огня. Высокие вибрации буквально разбивают грубую плотную энергию демонов на мелкие частицы, и от нее сущности убегают в свои, положенные им пространства или погибают.