Истинно верующие. Виды истинно верующих

- … Орфографический словарь русского языка

истинно верующий - и/стинно ве/рующий … Слитно. Раздельно. Через дефис.

Сура 40. Верующий - 1. Ха. Мим. 2. Писание ниспослано от Аллаха Могущественного, Знающего, 3. Прощающего грехи, Принимающего покаяния, Сурового в наказании, Обладающего милостью. Нет божества, кроме Него, и к Нему предстоит прибытие. 4. Знамения Аллаха оспаривают… … Коран. Перевод Э. Кулиева

Сура 40. Верующий - 1. Ха, мим. 2. [Это] Писание ниспослано Аллахом, великим, знающим. 3. [Он] прощающий грехи, принимающий покаяние, суровый в наказании, щедро одаривающий: нет бога, кроме Него. К Нему [конечное] возвращение. 4. О знамениях Аллаха спорят только… … Коран. Перевод М. Н. Османова

Эта страница информационный список. См. также основную статью: Арабское имя Ниже приведен список арабских имен и имен арабского происхождения. Содержание … Википедия

- (Kierkegaard) Серен (1813 1855) дат. философ, теолог и писатель. В своих работах «Или или» («Наслаждение и долг») и «Болезнь к смерти» он говорит о трех стадиях развития личности: эстетической, этической и религиозной. Эстетическая стадия жизнь… … Философская энциклопедия

ИОАННА АПОСТОЛА ПОСЛАНИЯ - три книги, входящие в новозав. *канон. ПОСЛАНИЯ относятся к числу *Соборных посланий, т. е. обращенных не к одной общине, а ко всей Церкви, хотя во 2 Ин и 3 Ин есть указания на адресатов. Автор относит себя к тем, кто видел Иисуса Христа во дни… … Библиологический словарь

- (греч. hermeneutike), в широком смысле искусство истолкования и понимания. Длительное время герменевтика ограничивалась истолкованием текстов, но в 20 в. приобрела черты философской дисциплины. Первоначально герменевтика относилась к… … Энциклопедия Кольера

Крупнейшая немецкая музыкальная династия. Иоганн Себастьян Бах величайший, но отнюдь не последний ее представитель. Благодаря родословной, составленной Иоганном Себастьяном, история семьи, жившей в Центральной Германии, может быть прослежена до… … Энциклопедия Кольера

Книги

  • Град Камен. Путешествие в Китеж , Николай Морохин. Невидимый город праведников – Китеж, Китеж-град, по легенде, погрузился под воду озера Светлояр во дни Батыева нашествия. Как гласит легенда, только праведники и святые могут увидеть этот…

Истинноверующий: Мысли о природе массовых явлений (англ. The True Believer: Thoughts On The Nature Of Mass Movements ) - первая книга американского философа Эрика Хоффера , опубликованная в 1951 году. Она представляет собой исследование природы и содержания массовых движений человечества (таких как религиозные течения, политические партии, национальные и социальные революции). В России впервые издана в 2001 году.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    Харам и Халяль - Чёрное и Белое

    Почему мы верим, в истинность Библии (Russian) (Избранные тексты Писания)

Субтитры

Структура книги

Часть первая. Соблазн массовых движений

Одной из центральных мыслей данной работы является тезис о схожести всех массовых движений - религиозных течений, революций, политических партий - не по доктринам или методам, а по сущности, позволяющей говорить об общности психологического типа всех истинноверующих. В первой части Э. Хоффер объясняет появление любого массового движения «жаждой перемен», которая, в свою очередь, появляется в результате сочетания в человеке недовольства с ощущением собственной силы. Для того чтобы изменить существующий строй, желающие сделать это должны разжечь в своих последователях страстную надежду. В качестве ещё одной причины приверженности человека к любому массовому движению автор называет потребность неудовлетворённых своей жизнью людей освободиться «от своего нежеланного „я“». В этом освобождении Хоффер видит стремление к возрождению и перевоплощению. Если человек утрачивает веру в себя, ему становится необходима вера в «священное дело». Также автор говорит о сменяемости и взаимозаменяемости массовых движений. Он отмечает возможность прекращения одного такого движения путём замены его другим, однако не считает такой способ противодействия массовым движениям безопасным.

Часть вторая. Потенциальный истинноверующий

Во второй части Хоффер приводит классификацию неудовлетворённых людей, которые чаще всего становятся последователями крупных массовых движений и тем самым вершат судьбу нации. «Неудовлетворенные встречаются на всех ступенях жизни, однако больше всего их в следующих категориях: а) бедняки; б) неудачники (не нашедшие своего места в жизни); в) изгнанники; г) меньшинства; д) подростки; е) честолюбцы (стоящие или перед непреодолимыми препятствиями, или перед неограниченными возможностями); ж) одержимые пороками и навязчивыми идеями; з) импотенты (физические или умственные); и) эгоисты; к) скучающие; л) грешники».

Часть третья. Объединенная акция и самопожертвование

Хоффер продолжает исследования природы массовых движений через анализ культивирования ими умения действовать сообща и готовности к самопожертвованию. Эти признаки, общие для всех массовых движений, непосредственно связаны с отчуждением людей от самих себя. Э. Хоффер называет целый ряд факторов, способствующих самопожертвованию, среди которых - лишение индивидуальности и отождествление человека с коллективом, представление такого порядка как театра, недооценка существующего, доктрина, фанатизм. Среди объединяющих элементов он называет ненависть, подражание, убеждение и принуждение, руководство, действие и подозрительность. В антииндивидуалистических тенденциях автор видит движение назад, к примитивизму. Готовность к самопожертвованию, отмечает Хоффер, выше в человеке, когда он далёк от действительности. Подобная отдалённость проявляется во многих аспектах, присущих массовым движениям. Например, зрелище массового спектакля захватывает даже наиболее уравновешенных людей - театральность многих ритуалов и порядков, свойственных массовым движениям (например, армии), позволяет им сохранить большую часть своих последователей. Ещё один важный элемент - отказ от настоящего, проявляющийся, например, в недостижимости поставленных целей. Оппозиция настоящее - прошлое определяет многие массовые движения на пути их становления.

Часть четвертая. Начало и конец

Характеристика массовых движений продолжается через определение его основ, таких как дискредитация существующего порядка. Хоффер определяет, с помощью каких групп лиц становится возможной эта дискредитация. Это, например «человек слова» - появление групп таких людей уже можно считать революционным шагом. Они готовят «почву» для фанатиков, которые могут запустить механизм движения масс. Сами же фанатики часто происходят из нетворческих «людей слова». Но они, по мнению Хоффера, столь же полезны для движения, сколь и опасны невозможностью остановиться. Им противостоят «люди действия», чей приход к власти, вместе с тем, означает конец динамичной фазы массового движения. Хоффер анализирует активную фазу движений и приходит к выводу, что её продолжительность определяется во многом неясностью поставленных ими целей. Также она зависит от личности вождя. В книге также осмысляются полезные стороны массового движения: страстное стремление нации к чему-либо означает высокий потенциал мужества этой нации. Также они способствуют пробуждению и обновлению обществ.

Восприятие

В США

Книга была издана в США через несколько лет после окончания Второй Мировой войны и спустя одно поколение после Великой Депрессии. На родине автора книга стала классической. Президент США Дуайт Эйзенхауэр прочитал «Истинноверующего» в 1952 году и рекомендовал её другим. После этого в 1956 году журнал Look назвал Хоффера «любимым автором Айка» (Айк - прозвище Эйзенхауэра). Аллен Скарбро (англ. Allen Scarbrough) включил «Истинноверующего» в список 25 книг, которые «нужно прочесть, чтобы знать обо всём».

В России

Научный редактор первого российского издания А. А. Михайлов отмечает, что «привлекательность книги Хоффера в оригинальности и самостоятельности его мышления». . Причину того, что имя Хоффера незнакомо широкой российской (а также европейской) публике, редактор видит в нехарактерности личности автора для академической среды: Хоффер был портовым грузчиком и батраком, «свободным философом», получившим свои знания самостоятельно в библиотеках. Впоследствии книга стала популярной среди людей, интересующихся политологией и обществознанием.

«Необходимость верить в фальшивые чудеса иногда превышает не только логику, но, по-видимому, даже здравомыслие» - Преподобный Уильям В. Рошер

«Синдром истинно верующего заслуживает проведения научных исследований. Что же вынуждает человека, несмотря ни на что, верить в невероятное? Как может человек, благоразумный во всех остальных отношениях, оставаться пленником обмана и иллюзий даже после того, как они будут выведены на чистую воду, как он может держаться за них, причем все сильнее и сильнее? «- Мартин Ламар Кин

Понятие, введенное М.Ламаром Кином для обозначения мнимого когнитивного расстройства, характеризуемого верой человека в паранормальные или сверхъестественные события, которая не способна пошатнуться даже тогда, когда ему предоставят несомненные доказательства того, что такие события инсценированы и стали результатом обмана. Кин – разоблачитель вымогателей от религии, хотя он не может похвастаться большими успехами. Мнимые ченнелеры, целители, медиумы и проповедники по-прежнему водятся в избытке.

М.Л.Кин считает, что синдром истинноверующего представляет собой самую важную штуку, за которой охотятся мнимые экстрасенсы, поскольку никакая логика не способна пошатнуть веру, сознательно опирающуюся на ложь. Однако сложно поверить в то, что люди, демонстрирующие синдром истинно верующего, обманывают сами себя сознательно. Возможно, человек, которому говорят правду, но который при этом продолжает верить жулику, считает сообщаемую ему информацию недостоверной. Этот тип самообмана не требует того, чтобы человек обманывал самого себя – он всего лишь допускает, что открытая ему информация лжива. Все это кажется логически невозможным. Человек не может верить или не верить тому, что он знает. Как вера, так и неверие влекут за собой возможность ошибки; знание предполагает, что ошибка лежит за пределами разумной вероятности. Меня могло ошеломить разоблачение мошенничества какого-нибудь медиума, тем не менее, я продолжаю верить в его способности. В этом случае я обманываю себя, но не хочу признаться себе в этом.

Возможно, что люди с синдромом истинноверующего попросту не могут поверить в то, что представшее перед ними событие, разоблачающее обман, способно перевесить по значимости все остальные подтверждающие свидетельства, относящиеся к прошлому. Мысли о том, что и подтверждение, и опровержение касаются одного и того же человека, уличенного в обмане, могут подавляться. Всегда остается надежда на то, что, независимо от многих случаев обмана, по крайней мере одно из подтверждений какого-то необычного явления может оказаться настоящим, неподдельным. Никто не в силах доказать, что все чудеса, демонстрируемые людьми со сверхъестественными способностями, фальшивы; следовательно, истинно верующий приверженец может оправдать свое поведение тем, что он попросту не дает умереть своей надежде. Такие рассуждения не так уж нелогичны, хотя и могут показаться патологическими человеку, сознавшемуся в обмане.

По-видимому, не так уж легко объяснить, почему истинно верующий продолжает верить в какого-то чародея, т.е. доверять ему, несмотря на то, что тот уже однажды признал свое мошенничество. Доверять человеку, назвавшему себя лжецом – неразумно, и тот, кто не перестает доверять, может показаться сумасшедшим. У некоторых истинноверующих и в самом деле не все в порядке с головой, но другие все-таки обманывают себя, не исключая возможность, что чудотворец по-настоящему обладает паранормальными способностями, сам о том ничего не ведая. Ведь поскольку есть люди, верящие в свою необыкновенную силу, которой у них в действительности нет, то почему бы не предположить и то, что есть люди со сверхъестественными возможностями, не верящие в наличие у себя особых способностей.

Исследование, проведенное психологами Барри Сингером и Виктором Бенасси в Калифорнийском университете демонстрирует желание верить в сверхъестественные силы перед лицом доказательств противного. Они пригласили мага Крейга Рейнольдса, чтобы тот провел некоторые трюки на четырех вводных курсах по психологии. Двум классам не сказали, что он был маг, который будет выполнять любительские фокусы. Им сказали, что он был аспирантом, имеющим сверхъестественные способности. В этих классах преподаватель психологии прямо заявил, что он не верит, что аспирант имеет экстрасенсорные способности. В двух других классах студентам сказали, что перед ними фокусник. Сингер и Бенасси сообщили, что около двух третей студентов в обеих группах считали, что Крейг был экстрасенсом. Исследователи были удивлены, не обнаружив никаких существенных различий между классами, которым сообщали разные вещи. Затем они провели то же самое представление еще для двух классов, которым были явно сказано, что Крейг не имел сверхъестественных способностей, и что он собирается сделать обычные трюки по чтению мыслей. Тем не менее, более половины студентов сочли Крейга экстрасенсом, увидев его фокусы.

Сингер и Бенасси спросили студентов, могут ли фокусники делать то, что сделал Крейг. Большинство студентов согласились, что могут. Тогда они попросили студентов изменить свои оценки сверхъестественных способностей Крейга в свете негативных данных, которые они им предоставили. Количество верующих в экстрасенсорную силу Крейга снизилось до 55 процентов. Затем студентов попросили оценить, сколько других «экстрасенсов» используют дешевые трюки вместо паранормальных сил. По общему мнению, большинство «экстрасенсов» являются мошенниками. Студентов снова спросили, хотят ли они изменить свою оценку паранормальных сил Крейга. Процент верующих в способности Крейга упал только до 52 процентов.

У многих людей способность критически оценивать аргументы за и против веры время от времени пропадает. Но это не поможет нам понять, почему люди верят в сверхъестественные способности чудотворцев, несмотря на многочисленные случаи их разоблачения. Поскольку люди, страдающие синдромом истинноверующего, преданы своим убеждениям, с ними бесполезно спорить. Факты и логические доказательства ничего для них не значат. Они верят в то, что не соответствует действительности, и ни факты, ни аргументы не способны убедить их в том, что их представления ошибочны.

Виды истинно верующих

В любом случае, есть три вида истинно верующих, хотя они и явно родственны между собой. Об одном из типов как раз упоминал Кин. Это те люди, которые верят в паранормальные явления вопреки реальным фактам. Их вера остается непоколебимой даже после того, как они столкнутся с ошеломляющими доказательствами. Например, люди могут не признать того, что Карлос (известная история с подлогом) был сфабрикован даже после разоблачения этого «чуда». Кин в основном приводит примеры людей, которые до того безрассудно стремятся к общению с умершими, что ни одно подтверждения лжи мнимых медиумов или ченнелеров не способно пошатнуть их веру.

Другой тип истинно верующего представляет собой последователей культа. Эмили Харрисон видела, как умирает ее мать, Дебра Харрисон, а соучредитель Consegrity ® Мэри Линч практикует «целительную энергию», которая не помогает. Они считали, что заболевание Дебры вызвано «плохой энергией», но Линч, доктор медицины, ведь должна была знать, что у Дебры диабет. Вместо должного лечения Линч давала коллеге апельсиновый сок. Дебра Харрисон совместно с Линч учредила Consegrity и не обращалась за медицинской помощью, хотя на момент смерти у нее были все признаки сахарного диабета.

Несмотря на то, что диабет можно лечить, и что врач должна была признать явные признаки заболевания, Мэри Линч и Эмили Харрисон утверждают, что причиной была «отрицательная энергия» членов семьи погибшей Дебры. В итоге Дебра покинула семью и уехала вместе с Линч в другой город практиковать «целительную энергию».

Иррациональные убеждения Линч, несомненно, связаны с ее личными инвестициями в целительную энергию, но решение Эмили Харрисон отказаться от своих родственников и двигаться дальше с доктором Линч является типичным последователей культа. У них есть вера в гуру, которая незыблема. С таким иррациональным мышлением не имеет смысла представлять доказательства, чтобы убедить людей в ошибочности их пути. Их вера основывается не на фактах, а на преданности человеку. Эта преданность может быть настолько велика, что даже самое мерзкое поведение гуру можно рационализировать. * Есть много примеров, когда люди так преданы гуру, что они будут рационализировать или игнорировать крайнее психическое и физическое насилия со стороны их культового лидера (или супруги или друга).

Другой тип истинно верующих описан Эриком Хоффером в книге «Истинноверующий». Такие люди неразумным образом сохраняют верность мотиву, такому как убийство врачей, делающих аборты, или же хранят преданность гуру, вроде Джима Джонса, чьи последователи совершили массовое самоубийство.

Несомненно, если и есть какое-то объяснение синдрома истинноверующего, то им может быть только удовлетворение эмоциональных потребностей. Но почему некоторые люди обладают столь сильной эмоциональной потребностью с одинаковым евангелическим рвением верить в бессмертие, либо в расовое или моральное превосходство, либо в последнюю причуду руководства – на этот вопрос, видимо, нет ответа. Это дело безнадежное. Эрик Хоффер думает аналогичным образом.

«Чем меньше человек готов ценить собственные достоинства, тем больше он готов говорить о преимуществах своей нации, религии, расы, благих побуждений…

Человек, вероятно, думает о собственных делах лишь тогда, когда они достойны размышлений. Когда это не так, он переключается с рассуждений о собственной бессмысленности на мысли о делах других людей…

Фанатик – человек, в своей жизни нецелостный и небезопасный. Он не может достичь уверенности в себе за счет собственных ресурсов, находящихся в его «Я», от которого он отказался, но он находит ее в страстной приверженности тем убеждениям, которые хочет принять. Эта фанатичная привязанность лежит в основе его слепой преданности и религиозности, и человек находит во всем этом источник достоинства и силы… Он видит самого себя в роли приверженца и защитника благого дела, верность которому он хранит, и во имя которого готов пожертвовать собственной жизнью».

Эрик Хоффер, по-видимому, считает, что синдром истинноверующего имеет нечто общее с желанием снять с себя личную ответственность за свои убеждения и поступки – освободиться от бремени свободы.

Эрик Хоффер

Истинноверующий. Мысли о природе массовых движений

Предисловие научного редактора

Имя американского мыслителя Эрика Хоффера (1902–1983) все еще остается недостаточно известным нашему читателю. Его первая и, по-видимому, самая значительная из опубликованных им девяти книг - Истинноверующий, - представляет собой размышления о природе массовых движений.

Работа, ставшая в США классической, до сих пор не имеет должного резонанса на европейском континенте. Действительно, что, казалось бы, нового можно сказать в этой области после Г. Ле Бона, Г. Тарда, 3. Фрейда, М. Вебера, X. Ортеги-и-Гассета, К. Юнга, Э. Канетти и многих других, которые сделали предметом своего анализа природу массового сознания и массового поведения?

Одной из возможных причин этого недостаточного внимания является то, что в отличие от упомянутых имен, существенно повлиявших на умонастроения культуры XX столетия, Хоффер воспринимается как человек, находящийся вне сложившейся академической среды. Портовый грузчик, батрак, бродяга - он является ярким примером американского феномена self-made man. Внезапно ослепший в возрасте семи лет, он расценил столь же непостижимым образом возвращенное через восемь лет зрение как дар, которым в силу его негарантированности необходимо воспользоваться в максимальной мере. Опасаясь, что он может опять ослепнуть, Хоффер набросился на книги с жадностью, подстегиваемой реальной экзистенциальной угрозой потери зрения.

Привлекательность книги Хоффера в оригинальности и самостоятельности его мышления. В то время как американская психология и социальная теория испытывали в середине прошлого века преобладающее воздействие идей Фрейда, Хоффер сумел обозначить направления своих исследований за пределами того, что может быть обозначено в качестве mainstream. Ключевой проблемой человеческого бытия, по его мнению, является наличие чувства собственного достоинства (self-esteem). В то же время человек сталкивается с постоянной опасностью утраты этого чувства, без всякого успеха компенсируемого его вовлеченностью в различные формы публичной жизни, и, как правило, приводящего к забвению смысла своего бытия.

Хоффер в меньшей мере, чем кто-либо другой, дает основание упрекать себя в наличии чувства враждебности к тому, что принято обозначать посредством понятия «народные массы». Для него «человек-масса», точно так же, как и для Ортеги-и-Гассета, - всеобщий феномен, затрагивающий каждого из нас. Растворение в массе имеет в качестве своего результата снижение умственных способностей, независимо от уровня образования и культуры участвующих. В итоге мы имеем дело с поведением, предопределяемым воздействием элементарных импульсов и мало восприимчивым к доводам разума.

Ситуация лишь усугубляется в атмосфере процессов глобализации современного мира и таким воздействием средств массовой информации на индивидуальное сознание, которое многократно умножает возможности трансляции заданных образов и картин действительности. Конформность, обезличенность, анонимность форм мышления, носителем которых мы неизбежным образом являемся, преимущественно не отдавая себе в этом отчета, решающим образом подвергает сомнению доминирующую парадигму восприятия человеческого существа как animal rationale. В свою очередь представление о незавершенности, открытости, субстанциальной непредопределенности человеческого бытия, столь характерное для прозрений XX века, с необычайной остротой ставит перед современным обществом задачу обнаружения путей и способов наделения человека тем, что до сих пор слишком часто воспринималось естественно принадлежащим ему по определению.

«Большая часть жизни - это одно непрекращающееся усилие, направленное на то, чтобы уйти от необходимости думать», - говорит герой одного из рассказов О. Хаксли. Следует ли лишний раз напоминать о том, что нынешнее «омассовление» планеты может способствовать усугублению этой и без того крайне серьезной опасности?

Нет никакого сомнения в том, что мы имеем дело далеко не только с теоретической проблемой. XX век предоставил более чем богатую пищу для осмысления всего того, сколь опасными, а порой и трагическими, могут быть последствия массовых движений. Способность извлечь должные уроки из прошлого опыта в существенной мере зависит от нашей готовности услышать предостережения, которые содержатся в книге Эрика Хоффера.

Единственно от чего следовало бы удержаться нам, читателям, - так это от соблазна отнести содержание всего, что содержится в книге, на счет других. Нужно найти в себе мужество, всматриваясь в изображение, обнаружить самих себя, поскольку у нас есть все основания сказать, перефразируя слова Рокуэлла Кента: «Это мы, Господи!»

Л. Л. Михайлов.

Эрику Хофферу сейчас [в 1962 г.] шестьдесят лет; последние двадцать лет - с 1943 года - он работает портовым грузчиком на Калифорнийском побережье США, главным образом в Сан-Франциско. До того он работал сезонным батраком, рабочим на золотых приисках в штате Невада, бродяжничал.

Эрик Хоффер - самоучка, «свободный философ». Он выпустил две книги, одна из которых - «Истинноверующий».

Вот что рассказывает о своей юности сам Э. Хоффер: «В школу я никогда не ходил. До пятнадцати лет был почти слепым. Когда зрение вернулось ко мне, меня охватил неутолимый голод к печатному слову. Я читал все без разбору - все, что попадалось на английском и немецком языках… После смерти отца (он был столяром) я понял, что мне придется заботиться о себе самому. Я уже определенно знал несколько вещей: во-первых, что не хочу работать на фабрике; во-вторых, что не вынесу зависимости от благосклонности какого-нибудь начальства; в-третьих, что всегда буду бедным; в-четвертых, что мне надо уехать из Нью-Йорка. Логика подсказала, что для бедного самый лучший край - Калифорния».

Во времена депрессии в течение десяти лет молодой Э. Хоффер батрачил по Калифорнии в горячую пору сельскохозяйственных работ; батрачил вместе с другими «новыми пионерами» того тяжелого времени, которых называли «арки» и «оки», - это были разорившиеся от засухи фермеры штатов Арканзас и Оклахома, тысячами устремлявшиеся - вместе с семьями, целыми караванами - в Калифорнию (русскому читателю эта эпопея известна по роману «Гроздья гнева»).

Из опыта жизни вместе с «арками» и «оками» у Э. Хоффера и возник интерес к массовым движениям. В годы размышлений и работы над книгой Э. Хоффер много бродяжничал: где бы он ни был, всюду - в десятках городков - записывался в библиотеки, где брал книги для чтения; когда случались деньги, снимал комнату рядом с библиотекой, чтобы быть ближе к книгам, справочникам, чтобы ничто не мешало сосредоточенно размышлять и писать.

(Из предисловия к изданию 1962 года)

Человеку хочется быть великим, а он видит, как мал он; ему хочется быть счастливым, а видит, как он несчастлив; ему хочется быть совершенством, а сам он полон недостатков; ему хочется быть любимым и уважаемым всеми, а он своими недостатками вызывает к себе презрение и отвращение. Эта двойственность его положения порождает в нем страсти преступные и несправедливые по отношению к Другим: в нем нарождается жгучая ненависть к горькой для него правде.

Б. Паскаль. Мысли.

Предисловие

Посвящается Маргарите Андерсон, без побуждения которой - издалека, через весь континент, эта книга не была бы написана.

Эта книга - о некоторых особенностях, свойственных всем массовым движениям: будь то религиозные движения, национальные или социальные революции. Книга эта не утверждает, что все массовые движения однородны, но у всех их есть некоторые характерные основные черты, придающие им «семейное сходство».

Все массовые движения порождают в своих последователях готовность жертвовать собой и действовать объединенными силами; все массовые движения, независимо от своих программ и доктрин, вызывают фанатизм, энтузиазм, горячие надежды, ненависть, нетерпимость; все они могут в определенных областях жизни вызвать могучий поток активности; все они требуют слепой веры и нерассуждающей верности.

Все массовые движения, как бы ни были различны их цели и доктрины, первых своих последователей находят среди людей одного определенного склада и привлекают к себе людей одинакового образа мысли.

Хотя различия между фанатичным христианином, фанатичным мусульманином и таким же националистом или между фанатиком-коммунистом и фанатиком-нацистом очевидны, однако в их фанатизме, несомненно, имеется и общее. То же самое можно сказать и о силе, которая толкает их всех к экспансии и стремлению к мировому владычеству. Нет никакого сомнения, что в явлениях, связанных с фанатичной верой, стремлением к власти, к единению, самопожертвованию, - имеется известная общность.

Каждое «священное дело» сильно отличается одно от другого - по содержанию и доктрине, но все факторы, которые делают их действенными, однородны.

Каждый подобно Паскалю, находившему убедительные доказательства истинности христианства, может найти не менее убедительные доказательства истинности коммунизма, нацизма или национализма. За какое бы «священное дело» ни отдавали свои жизни люди, они, вероятно, в основном умирают за одно и то же.

В этой книге говорится главным образом о массовых движениях в фазе их подъема. Именно в этой фазе ведущую роль играет истинноверующий - человек-фанатик «священного дела», готовый для этого дела пожертвовать и жизнью. Эта книга - попытка проследить происхождение истинноверующего и дать описание его сути. Для этого приходится...

Всевышний в Коране говорит (смысл): «Истинно верующие – это только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха у которых, когда произносят Его аяты, приумножается вера; которые уповают на Господа » (сура «Аль-анфаль», аят 2).

Аль-Бухари и Муслим приводят хадис от ан-Нумана ибн Башира: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Воистину в теле человека есть кусок плоти, и если он здоров, то здорово всё тело, а если он порочен, то порочно и всё тело. Это сердце ».

Дорогие мусульмане! Сердце – это духовный орган, который Всевышний сделал местом познания, ощущения и прозрения. Человек осознаёт и понимает при помощи сердца веру, праведность, радость и веселье, печаль и боль, и многое другое. При помощи сердца человек отличает истину от лжи, правильное от ошибочного.

Сердце подобно сосуду. Обладатель сосуда, наполненного верой, знанием, наставлениями, отличается добрым нравом и праведностью, и наоборот, человек порочен, если его сердце поражено сомнением, алчностью, любовью к мирскому и жестокостью. Из этого следует, что праведность раба Всевышнего зависит от праведности сердца, а его порочность – от порочности его сердца, на это указывает достоверный хадис Пророка (мир ему и благословение).

Это значит, что сердце – самое почтенное, что есть в человеке, и самое дорогое, чем он обладает. Поэтому, если сердце здорово, его обладателю необходимо сохранять это здоровье, если же оно больно, то его обладателю необходимо лечить его.

О признаках здорового сердца рассказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение): «Тот, кого радует его хороший поступок и печалит его грех, – верующий ». Обладатель здорового сердца радуется, когда совершает хороший поступок, и ощущает боль, когда ослушивается Аллаха и перечит Его велениям. Признаком же болезненного сердца является леность в поклонении, любовь к ослушанию Аллаха, смелость в совершении греха, отсутствие смиренности и страха перед Господом, а посему в таком сердце смешиваются чувства, и такой человек не считает хорошим доброе и не считает мерзким порицаемое.

Болезнь продолжает губить сердце, пока не умертвит его, а когда умрёт сердце, то исчезнут и чувства. Ибн Атаиллах Аль-Искандари сказал: «Живое и мёртвое сердце подобно живому и мёртвому телу. Живому телу доставляет боль даже лёгкий укол иголки, мёртвое тело, даже если его изрежут саблей, не почувствует боли. Самыми опасными болезнями сердца являются порождающие порочное понимание и исчезновение прозрения.

Самой важной из этих болезней является сомнение в том, что пришло от Всевышнего, оно порождает лицемерие и лживость. Об этом говорит Аллах (смысл): «Среди людей есть такие, которые утверждают: “Мы уверовали в Аллаха и в Судный день”. Но они не верующие. Они тщатся обмануть Аллаха и уверовавших, но обманывают только самих себя, не ведая этого. В их сердцах – порок. Да усугубит Аллах их порок! Им уготовано мучительное наказание за то, что они лгали. Когда же им говорят: “Не творите нечестия на земле!”, они отвечают: “Мы творим только добрые дела ”» (сура «Аль-Бакара», аяты 8–11).

Что касается неверия, то оно приходит по причине слепоты сердца. Всевышний в Коране говорит (смысл): «Сотворили Мы много джиннов и людей для ада: сердца у них не разумеют, глаза не видят, уши не слышат, подобны они скотам и даже более заблудшие. Невежды они в делах веры » (сура «Аль-Араф», аят 179).

Зрение не порождает в их сердцах предостережение от взора на запретное, слух не даёт их сердцам услышать наставления, потому что сердца их ослеплены ложью и они не воспользовались всеми органами чувств.

В другом аяте говорится (смысл): «Кто слеп в этой жизни, слеп и в будущей, и к тому же он более других заблудший » (сура «Аль-Исра», аят 72).

Опасными болезнями сердца, лишающими человека понимания и мешающими воспользоваться знанием, являются любовь к этому миру и небрежность в поминании Аллаха, любовь к забавам, забвение смерти, скупость и алчность, гордость и самодовольство, злоба, ненависть и зависть. Эти болезни гасят свет сердца и губят его предназначение, ослепляют его прозрение. Всевышний в Коране говорит (смысл): «Ведь слепы не глаза, а слепы сердца ».

Как же освободить сердце от болезней и достичь его здравия и целомудрия?

Путь этот заключается в любви к Аллаху и в поклонении, в борьбе с плотью и очищении сердца.