История компании Sony: история лидерства. Соня Есьман: биография, рост, вес и личная жизнь (фото) Где родилась соня есьман

Все знают какое влияние компания Sony оказала на нашу жизнь. Движимая идеей не занимать, а создавать новые рынки, Sony сыграла роль первопроходца и на долгое время заняла лидирующую позицию в секторе, который мы сейчас называем «бытовой электроникой».

Владея звукозаписывающей маркой Sony Music Entertainment, киностудиями Columbia Pictures и TriStar Pictures, а также полным архивом фильмов компании MGM, а это Джанго освобожденный, Человек паук, Ярость.

Sony стала стартовой площадкой для таких знаменитых артистов, как Элвис Престли, Бритни Спирс, AC/DC. Не всякая компания может похвастаться такой внушительной коллекцией звезд.

Сотрудники Сони рассказывали, что когда то руководство компании выделяло основное рабочее время исследованиям рынка, разработке новых продуктов и лишь часть оставшегося времени выделялось финансам.

Но как начинала Sony в эпоху послевоенного положения и кем были ее основатели — японцы Масару Ибука и Акира Морита?


Акира Морита, со основатель компании Sony, обедал, когда пришла весть об атомной бомбардировке Хиросимы. Это событие послужило переломным моментом участия в войне Японии. Акира все понимал и благодаря, этому начал задумываться о создании своей компании.

Морите было тогда 24 года. Он уже успел окончить Имперский Осакский университет и его приняли в межотраслевую группу ученых и инженеров, задача которой заключалась в совершенствовании оружия с тепловой головкой самонаведения и ночных прицелов.

Власти надеялись, что благодаря новым разработкам оружия Японии удастся одержать победу в войне, но из-за Хиросимы и Нагасаки Япония потеряла все надежды на плодотворное продолжение военных действий. По сути демократия в лице США одержала верх в этой борьбе. Для Японии все было потеряно, время истекло.

Во время службы Акира обратился к руководству своей части с довольно хитрой просьбой. Он попросил переселить его из военных казарм в общежитие института, в который он ездил каждый день для проведения исследований. Ему дали разрешение и отпустили.

Так, в течение нескольких месяцев, в то время как другие переживали тяжелые времена, будущий создатель Sony Акира Морита жил в том же доме, который родители снимали для него, когда он был студентом и раз в неделю должен был посылать отчет о проделанной работе. Это позволяло вести научные исследования наиболее удобными темпами, и, разумеется, продолжать учебу.

Детство Акиры Мориты

Впервые Акира познакомился с деловым миром в 10 лет, когда отец взял его на свою сэкаварню – аналог вино-водочного завода в Европе и России. Акира сидел на переговорах рядом с отцом и усваивал основы «правильного менеджмента». Уже в 10 лет Акира мог проводить деловые переговоры и общаться с представителями бизнес элиты Японии.


Морита говорил, что ему это даже стало нравиться и что тот опыт очень помог ему в дальнейшем.

Семья Мориты была богатой. Бизнес по производству сакэ был у его семьи уже не первое поколение. Сакэ – национальный напиток, можно даже сказать сакэ в Японии, как водка у нас в стране. Все любили этот напиток. Деду Акиры даже успели поставить памятник в центре города где он жил за столь полезное дело. А у нас интересно ставили памятник владельцу вино-водочного завода? И если поставят, как на это отреагируют жены мужей, которые любят в пятницу вечером выпить по 0,5 этого чудесного напитка, от которого просто башню сносит до потери не только бодрости духа но и человеческих качеств?

Один из родственников Мориты был инженером. Когда Морита услышал, что он сам сконструировал радиоприемник ему очень захотелось его увидеть. Как только Морита туда пришел, он уже не мог уйти от туда. Его туда тянуло словно электрическим магнитом. Он нашел свое призвание. Дело дошло даже до того, что успеваемость Мориты в школе стала падать и его мать не раз вызывали в школу для разговоров на эту тему. Увлечение радиотехникой в столь юном возрасте несомненно дало свои плоды, не только Акире, как владельцу транснациональной корпорации, но и нам, обычным серым людишкам. Сколько удобных и практичных гаджетов мы смогли благодаря этому получить, это просто неописуемая радость!

Япония была охвачена военной лихорадкой

Япония в то время была охвачена страшной военной лихорадкой. Многие были настоящими фанатами императора, готовы были с радостью идти на смерть, чтобы отстоять честь Японии и имя правителя. Немного наминает ситуацию в Советском Союзе времен Сталина, неправда ли? Фанатизм, тюрьма просто за неосторожно сказанное «оскорбительное» слово в сторону капитализма. Или может быть даже в сторону мнимой демократии или что еще интереснее национализма? Как у Гитлера! Это было ужаснейшее время, слава Богу что оно прошло и надеюсь никогда такого не повториться. Теперь понятно в какой атмосфере Акира Морита получал свое мужское воспитание и насколько трудно было в таких условиях создать фирму, да еще и такую крупную.

Мы постоянно слышали вопли о том, что красные - это опасность и угроза Японии и только фашисты могут защитить нас от них. Действия японских вооруженных сил, вторгшихся в Китай, всячески превозносились.
В течение всех этих лет в нас воспитывали отношение к Советам как к потенциальному врагу и твердили о возможности войны с Советским Союзом. Однако, самый сокрушительный удар Японии, как ни странно, нанесли Американцы.

Полицейские рыскали по стране, арестовывая людей по малейшему подозрению в том, что они недостаточно лояльны, покорны или почтительны к власти. Кондукторы троллейбусов, проезжая мимо императорского дворца в Токио, объявляли пассажирам, когда им всем надлежало поклониться. Школьники должны были кланяться, когда мимо них проносили синтоистские алтари со словами императора.

В одной из версий конституции даже провозглашалось, что император – прямой потомок богини солнца Аматэрасу, а потому его особа священна и неприкосновенна. Так он стал верховным богом государственного синто.

«Япония – это страна богов, — внушалось людям, — и камикадзе (ветер богов) будет дуть там, где бедствие». Первые отряды лётчиков-камикадзе были сформированы 20 октября 1944 года на основе подразделений морской авиации, в которых все до одного были готовы пожертвовать жизнью ради своей страны.

Большинство молодых людей эта атмосфера слепой веры и беспрекословного повиновения захватила. Все до единого были готовы умереть за императора. Но, к счастью, многим так и не удалось предварить свое желание в жизнь. За то, что им не была дана такая возможность они в дальнейшем были только благодарны.

А причем здесь политика и религия

Возможно ты, уважаемый читатель спросишь, а причем же здесь политика, война и даже религия? А связь здесь прямая. Где есть крупные средства, там появится и те кто захочет их положить себе в карман. Это могут быть мелкие жулики, как в нашей стране в девяностые, так и рыбы покрупнее, например целые преступные группировки.

Отсюда и появляются в Японии множество кланов якудзы. Однако самая крупная рыба – это можно сказать нечестивые на руку представители власти: губернаторы, мэры и жуликоватые заместители этих личностей. Кто становился вожаком стаи в древности или даже сейчас в стаях у животных, кто имеет право выбора самки первым? Самый сильный. Вот именно и в нашем якобы «человеческом» мире, мире демократии и «равенства» действуют точно такие же правила. Хоть они и скрыты под покрывалом пафоса, гламура, лжи и пустых слов, правила поведения человека в обществе определяются именно этим, а если еще точнее — силой.

Сила же может быть не обязательно физической, под силой нужно понимать те преимущества, которые есть у человека перед другими членами общества. Это могут быть деньги, ум, хитрость, нужные знакомства и т.д.

Но причем же здесь религия? Человек в течении своей жизни всегда ищет что то лучшее, ищет счастья. Что как не истинный Бог может принести это счастье и довольство жизнью? Однако в мире религия можно сказать используется не для построения счастья, а для контроля человечества. Не совсем по назначению конечно. Отсюда и вытекает такое большое количество религий. Ложная вера всегда была очень эффективным средством, оружием в руках лживых и продажных диктаторов, которое приносило очень хорошие плоды. Однако поистине хорошо было конечно же не всем, а только тем кто стоял у руля этой веры. Хорошо ли было летчикам камикадзе, которые с радостью готовы были отдать свою жизнь, чтобы «божественный» император Хирохито получил в свои руки еще один остров или кусочек России, например? Не думаю, это была лживая радость. Фанатичная. Но это работало.

И кто же друзья будет самым крупным и самым сильным «бандитом» в любой стране? Конечно же это главы правительства. И кто сможет наказать, разбить или даже полностью уничтожить очень сильных преступников, например преступную группировку Правый Сектор, которая сейчас ведет деятельность на территории Украины, а в России уже признана экстремистской? Кто может противостоять им? Бэтмен, скажет молодой читатель, это сможет сделать только Бэтмен! Но нет, как раз таки с этой задачей очень хорошо справляется правительство, наделенное соответствующей властью.

Сила их выражается не в физическом плане, а измеряется властью. Полной властью. Именно они могут позволить себе убивать человека безнаказанно, брать чужое и при этом оставаться чистыми в глазах своего народа. Посмотрите на Украину. Делают что хотят, а наказать виновников никто не может, почему-то. Делай выводы уважаемый читатель.

У Сони же были очень большие возможности, а так же и крупные обороты капитала. Где есть деньги, там будут и те, кому они нужны, как мы узнали. К тому же сам Акира Морита – основатель компании не скрывает что у них была довольно крепкая опора в лице правительства Японии. Об этом будет описано немного ниже.

Во время службы Морита старался рассуждать логично. Акира Морита был тепло принят на военном объекте где нес службу. Объект находился в тропической части Японии куда часто приезжали для съемок фильмов. Противник даже и не догадывался, что там может быть военная база. Именно поэтому Морита и сказал своим подчиненным следующие слова:

Согласно уставу ВМС мы должны вскакивать всякий раз при сигнале тревоги, надевать форму и бежать к огнетушителям, но поскольку возможность того, что это место будут бомбить, почти исключена, я не буду будить вас, даже если раздастся сигнал о воздушном нападении.

Всем эти слова понравились. Кому хотелось каждый день вскакивать в 3 часа ночи при сигнале тревоги? Хорошее отношение подчиненных было пусть и не совсем законным методом, но было завоевано.

Кто-нибудь, вероятно, в душе противился этим бесчеловечным приказам, и таких людей было много, но показывать свое недовольство было опасно. Несогласных «перевоспитывали» в специальных лагерях, а тех, кто продолжал сопротивляться, направляли на самые тяжелые работы. Все левые и коммунисты были брошены в тюрьмы.

Однако после 1945 года, когда на японские города Хиросиму и Нагасаки были сброшены атомные бомбы, император Хирохито признал поражение в войне, и в один миг из «божественного» и якобы непобедимого правителя превратился в простого смертного.

Когда император говорил с народом и совершил после войны поездку по стране, выступая в роли символа нации, почитаемого отца страны, а не бога, к людям начал возвращаться здравый смысл. Теперь, когда война окончилась, казалось, что страна перенесла гигантское стихийное бедствие.


Я помню, что перед отъездом в отпуск я объявил своим товарищам и офицерам, что возможно, война закончится, пока я буду в отъезде. И если командование ВМС, прикажет нам совершить массовое самоубийство. Я в таком случае не вернусь и не буду вместе с ними выполнять последний приказ.
Это вовсе не было шуткой, и офицеру императорского японского флота, наверное, не следовало говорить это своим начальникам. Однако я не мог этого не сказать.

Тайны Мориты и Ибуки. Сделки с правительством Японии

Масару Ибука и Акира Куросава вместе «сделали» компанию Sony. Первое знакомство между ними произошло на военном объекте, где служил Морита. Масару Ибука был вольнонаемным инженером-электронщиком. У него на тот момент уже была своя компания с 1500 работниками. Масару был старше Акиры на 13 лет.

Еще будучи студентом, Масару Ибука защитил свои первые патенты. Однокурсники рассказывали, что он просто фантанировал оригинальными идеями, его уже тогда считали гением.


Потом в жизни Ибуки была дипломная работа, которая была признана изобретением и даже получила приз на Всемирной выставке в Париже. Юный изобретатель тут же получил приглашение от компании, производящей светочувствительные материалы. Увлекшись оптикой и электроникой, к началу Второй мировой войны Ибука основал собственную компанию, которая занималась разработкой аппаратуры по заказу военного ведомства Японии.

В офисе “Компании точных инструментов Японии” в городке Йокосуко Ибука и его помощники конструировали приборы на основе инфракрасных датчиков, разработанных самим Масару.

Практически сразу после демобилизации Акира получил письмо от своего бывшего преподавателя физики, который помогал Акире советами во время учебы в колледже. Он просил приехать Мориту в Токио для работы в Технологическом университете.

Проблемы его заключались в нехватке грамотных преподавателей. Он приглашал Мориту настойчиво и не зря как оказалось. Морита принял приглашение своего наставника и решил переехать в Токио. Это была единственная возможность, которая позволяла заниматься физикой.

Еще когда Акира Морита находился дома, ему удалось восстановить контакты с Ибукой. Он писал, что открывает в Токио новую лабораторию. Получив согласие родителей на переезд, Морита уехал.

Находясь в Ногано, слушая радиопередачи на короткой волне Морита понял, что война проиграна. Именно поэтому Морита заговорил с Ибукой о том чем можно будет заняться в мирное время.

Большим качеством Ибуки были его знакомства и связи. Его зятем был заместитель премьер министра Японии – Тамон Маэда. Что наиболее интересно, это то, что премьер министр сразу же после окончания войны оказался мертвым. Официальная версия – самоубийство. Так вот именно Тамон Маэда и был секретным источником информации для Масары Ибуки.

Компания Ибуки называлась «Ниппон сокутэйки», или «Японская компании точных инструментов», и на его заводе в префектуре Нагано работали 1500 человек, выпускавших небольшие механические элементы, регулирующие частоту колебаний в приборах радиолокаторов.

Эти компоненты должны были давать колебания с частотой ровно 1 килогерц, и Ибуки пришла в голову остроумная мысль: нанять студентов музыкальных учебных заведений, обладавших тонким слухом, чтобы проверить точность этих элементов путем сравнения последних с простым камертоном, делающим тысячу колебаний в секунду. Одиноко, это было до войны. Сейчас была совершенно противоположная ситуация.

У Ибуки тогда были довольно скудные финансовые возможности и все его ресурсы помещались у него в кармане.

НоИбуки, — небольшая группа энтузиастов — проводила совещания в гнетущей обстановке сгоревшего универмага и на протяжении многих недель пыталась выяснить, чем следует заняться новой компании, чтобы раздобыть деньги и пустить их в оборот.

Первым продуктом новой компании должна была стать электрическая рисоварка. Впрочем, хотя было создано много опытных образцов, ее производство до конца так и не наладили. Это был простой деревянный чан, на дне которого уложили спиральные электроды.

У Маэды был друг в крупнейшей газете Японии «Асахи симбун», и этот человек, Рюдзо Кадзи, вел постоянный раздел под названием «Синий карандаш». В те дни газета «Асахи симбун» из-за нехватки газетной бумаги печаталась всего на одном листке. Статья, опубликованная 6 октября 1945 года, оказала новой компании ценную помощь.

По счастливому стечению обстоятельств, Акира купил этот выпуск газеты от 6 октября. Поняв что Ибуке не помешает помощь, сразу же написал ему письмо, где говорил, что готов помогать ему в новом деле и оказывать поддержку. И что самое главное — он хочет встретиться с ним в Токио.

Ибука же в ответном письме сразу предупредил, что находится в довольно скудном положении и что он платит своим сотрудникам из своего кармана, то есть работает в убыток. Предупредив друга, всё же пригласил его и написал что с радостью познакомит его с новой компанией.

Так как Акира понимал финансовое положение друга и что Ибуке будет трудно платить ему полную заработную плату он все еще продолжал работать преподавателем в институте. Благодаря жалованию преподавателям Акира с Ибукой уже могли сводить концы с концами.

Мы с Ибукой долго говорили о создании нашей собственной компании - мы оба задумались об этом вскоре после нашей первой встречи,- и в марте 1946 года мы решили окончательно сделать это, когда продумаем все до конца.

Морита, работая преподавателем и получая заработную плату у государства, стал работать у Ибуки за пол ставки, все еще продолжая думать о создании собственной фирмы.

В Японии считалось весьма серьезным делом забрать сына, особенно старшего, из дома и семьи, и поместить его в новую семью или в новый бизнес, как в нашем случае. Традиционно в Японии старший сын в семье отвечал за дела семьи после смерти отца и должен был выполнять его обязанности. Мориту готовили как раз для этого.

Я действительно переходил в другую семью и брал на себя другие, совершенно иные обязательства.

После знакомства с родителями Мориты, Ибука и Маэда рассказали его отцу о новом предприятии и о своих планах, добавив, что Акира им абсолютно необходим в этом новом деле. Отец Акиры был готов к подобной просьбе. Он видел, сын не имеет сильного желания к семейному бизнесу – производству алкоголя. Он его отпустил. Место Акиры занял его младший брат.

Спустя месяцы после ухода с работы Акира Морита всё так же продолжал получать уведомления о выплате заработной платы. Что самое интересное зарплата, благодаря ежемесячным надбавкам на инфляцию увеличивалась. Акира и Ибука были очень рады этим средствам, так как эти деньги служили хоть какой-то опорой.

Я был рад этой субсидии, пока мне ее платили, потому что в те дни наша компания не отличалась еще финансовыми успехами.

Официально Морита и Ибука зарегистрировали «Токио цусин когё», в дальнейшем переименованную в Sony, 7 мая 1946 года.

В те дни в финансовом отношении сводить концы с концами им позволяли двигатели и звукосниматели, аналогов которых на рынке тогда еще не было.

Экономика в Японии настолько была подавлена, что на улицах города случалось видеть даже повозки, запряженные ослами.

В военное время были популярными сделанные в Германии проволочные магнитофоны и Ибука поставил себе целью произвести совершенно новый товар для Японии – проволочный магнитный магнитофон. В университете Тохоку на севере Японии даже проводились научные эксперименты по производству намагниченной стали для этих магнитофонов.

Ибука нашел поставщика этой стальной проволоки – «Сумитомо Металз», но компания не проявила большего интереса к мелкой компании. Поэтому пришлось забыть об идее производства звукозаписывающей аппаратуры. Но только на время. Морита и Ибука с лихвой наверстали упущенное создав несколько десятилетий спустя первый пленочный аудиомагнитофон и первый портативный аудиоплеер Walkman.

Однако было бы странно, если бы Акира Морита и Масару Ибука постоянно были в черной дыре финансовых убытков. Первый успех был достигнут после того как Японцы решили реанимировать Японскую радиовещательную компанию NHK – японский аналог Би-Би-Си. Им нужно было новое оборудование, например микшеры и другая аппаратура для радиовещания. Ибука с подобного рода техникой был очень хорошо знаком.

Случайно или нет, но здесь опять появились влиятельные знакомые Ибуки. Его друг Сигео Сима отвечал за ликвидацию ущерба причиненного технике NHK.

Когда Сима приехал в лачугу на Готеняме – офис компании Мориты и Ибуки, генерал, с которым он приехал был поражен нищенской обстановкой и примитивностью. Он даже потребовал, чтобы в каждом помещении поставили емкости с песком, для предотвращения пожара.
Рекомендации американскому генералу, который за все это отвечал, сделали свое дело. Контракт был передан Ибуке.

Разоблачение лжи и вся правда об основании Sony

А теперь, дорогие друзья рассмотрим некоторые подробности основания Sony более внимательно. Откроем как раз таки факты, о которые уже давным давно в свободном доступе, да и к тому же описаны они одним из со основателей компании в мемуарах.

Акира Морита пишет в своей книге «Сони: Сделано в Японии», что зятем Масары Ибуки был Тамон Маэда. А Тамон Маэда был заместителем премьер министра Японии. В свою очередь если почитать о премьер министре, то можно узнать что этот премьер после Второй мировой войны был признан предателем и покончил жизнь самоубийством. Это уже непроизвольно наталкивает на мысли, что у них там что то было не совсем так, как нам рассказали.

Если из этого делать выводы, то вполне логично, что заместитель должен знать о всех важных делах своего начальника. А этим заместителем или помощником премьера и был как раз Тамон Маэда, который из всей этой истории выбрался уже живым, что немаловажно, но так же свободным и не объявленным врагом государства.

Когда Акира Морита поехал к своему отцу для того, чтобы получить разрешение для продолжения начатого дела, он приехал не один. Вместе с ним приехал Масару Ибука и Тамон Маэда. Если взять во внимание, что у Ибуки и Мориты были очень влиятельные знакомые из высших слоев власти, то по сути становится довольно логичным, как они смогли продавать свою аппаратуру практически во все страны мира.

У отца Акиры была своя сэкэварня, аналог винодельни в Европе. К тому же фирма не маленькая. Семья Морита были практически монополистами в довоенное и послевоенное время в производстве и продаже сакэ по всей Японии. Сакэ это аналог нашей водки, а водку у нас можно сказать любили так же пить, как и сакэ в Японии. Деду Акиры даже успели поставить памятник как видному деятелю за все это.

Поэтому вполне логично, почему один из первых людей в государстве, а именно Тамон Маэда, отправился просить у отца Мориты разрешения для полного привлечения сына в новую компанию. Примерно такая же ситуация была бы, если бы премьер министр нашей страны – Дмитрий Медведев поехал бы договариваться с Абрамовичем, чтобы он дал разрешение сыну на новую деятельность.

Ну и конечно же, как могут идти дела у новой фирмы, если все сделки компании контролирует второе лицо в государстве – Дмитрий Медведев? Конечно же все будет великолепно!

Да, Сони многое сделала для современного мира, первый портативный плеер, первый цветной телевизор, компакт диски и тд. Но Сони не нужно сравнивать с стартапами, у которых за спиной не было влиятельной руки, которая подталкивала бы их и вкладывала бы в них довольно крупные средства.

У них как раз таки все это было! Потому-то может мы и видим сейчас, да и несколько десятилетий назад видели такое большое количество качественной профессиональной и домашней мультимедийной аппаратуры.

Имя участника:

Возраст (день рождения): 06.06.1995

Город: родилась в Санкт-Петербурге; Торонто, Канада; Лос-Анджелес, США

Рост и вес: 1,73 м

Направленность канала: лайфстайл блог, бьюти-блог

Канал создан: 27.02.2011 года

Количество подписчиков: более 1,7 миллиона подписчиков

Нашли неточность? Исправим анкету

С этой статьей читают:

Соня Есьман родилась в середине 1995 года в славном городе Санкт-Петербурге. Правда когда девочке исполнилось 5 лет ее семья уехала в Канаду, именно там и прошло детство и становление будущей звезды YouTube.

Прожив несколько лет вместе в Торонто родители девочки внезапно развелись и ее отец вернулся в Россию. Этот период стал очень трудным для Сони, она искренне переживала отъезд отца, мечтала вернуться к нему в Россию. Ради этого она даже стала сама учить русский язык, который к тому моменту почти забыла.

В этот же период девушка очень сильно набирает в весе, за что подвергается насмешкам со стороны одноклассников. Чтобы хоть как-то сберечь психику дочери мать переводит ее на домашнее обучение.


Надо отметить, что мама очень плотно занималась Соней
. Именно она помогла побороть ей депрессию, настроиться на позитивный лад, снова почувствовать вкус к жизни.

Соня стала усердно учиться и даже смогла закончить школу на некоторое время раньше, чем ее сверстники.

Следующим этапом в жизни девушки стало похудение. Нельзя сказать, что это было целью ее жизни. Просто в какой-то момент Соня посмотрела передачу о том, как на различных комплексах убиваются животные на мясо и решила стать вегетарианкой.

Благодаря такому образу жизни девушка добилась идеальной фигуры.

Параллельно с достижением идеально формы Соня мечтала стать актрисой и мама всячески поддерживала ее. Она даже отвела дочь на актерские курсы, где ее заметили преподаватели и даже дали сняться в нескольких эпизодах разных фильмов.

Там же 16-летнюю Соню Есьман заметило одно из модельных агентств и пригласило сняться в рекламном ролике. После этого с ней подписала контракт крупная канадская фирма «Plutino Models»

Сразу после выхода своего первого рекламного ролика девушка открыла личный видеоблог classisinternal.com (ссылка в анкете выше). Именно он привел принес ей мировую известность.

Здесь девушка начала делиться новостями о моде, а также зарисовками о правильном питании и своей реальной жизни.

Соню можно назвать примером для многих - она не пьет, не курит, не ест фастфуд. Правда мясо она все-таки употребляет, но только в отварном виде. Девушка пришла к такому решению после того, как отказ от мяса стал сказываться на ее самочувствии.

В 2009 году девушка регистрирует свой первый англоязычный канал на YouTube, а в 2011 - второй, но уже русскоязычный. Кстати, блог на родном языке помог ей наладить отношения с отцом.

Своих подписчиков девушка называет друзьями и никак иначе. Она всегда очень дружелюбно и открыто общается, а ее ролики также посвящены правильному питанию, финтесу и, конечно, моде. А еще девушка очень любит животных, когда она жила с мамой в Торонто — поклонники часто могли замечать в видео попугая Пашу.

Соня победительница премии Kids Choice Awards 2016 (Nickelodeon), в номинации — любимый российский видеоблогер, на оранжевой дорожке появилась с .

В 2016 году Соня живет в Лос-Анджелесе и завела себе кошку, которую назвала Электра.

О личной жизни модель не распространяется, но достоверно известно что официально она замуж не выходила. Девушка увлекается записью ремиксов и составляет плейлисты из любимых треков для себя поклонников на СаундКлауд (в анкете выше указана ссылка).

Фото Сони

Девушка постоянно выкладывает фото в инстаграм и там же ведет ежедневный блог о своей жизни. Соня часто путешествует и радует поклонников фотоотчетами.














Корпорация Sony, мировой лидер в производстве электроники, появилась на рынке фототехники сравнительно недавно, однако уже успела занять на нем весьма прочные позиции. В общем-то, это неудивительно, ведь стремительные технологические прорывы и рискованные маркетинговые ходы - обычная тактика компании, сформировавшаяся еще на заре ее деятельности.

Годом основания Sony принято считать 1946-й, когда в разбомбленном американскими самолетами Токио встретились бывшие коллеги по оборонному предприятию Акио Морита и Масару Ибука. Друзья выпили саке, поздравили друг друга с тем, что уцелели в войне, и тут же решили организовать какое-нибудь производство.

Первоначальный капитал партнеров был невелик: 84 500 иен, или 375 долларов по курсу того времени, большую часть которых Морита занял у своего отца, преуспевающего винокура. Этих денег оказалось достаточно для того, чтобы 7 мая на втором этаже полуразрушенного торгового центра заработала Tokyo Tsushin Kogyo - «Токийская телекоммуникационная инженерная компания», штат которой составлял 20 человек (все эти люди являлись бывшими сотрудниками все того же оборонного завода).

Первый магнитофон

Несмотря на громкое название, предприятие выпускало далеко не самые высокотехнологичные продукты: жаровни для риса, вольтметры и электрогрелки, которыми приходилось торговать вразнос. На вырученные деньги Морита и Ибука скупали разнообразные иностранные электроприборы, хлынувшие в страну с приходом американских войск. Самое большое впечатление на инженеров произвел американский магнитофон с металлической магнитной лентой, на которую можно было записывать радиопрограммы. Быстро смекнув, что дорогая и тяжелая металлическая пластина - не самая удачная основа для магнитного покрытия, друзья задались целью разработать более совершенный носитель. В результате они додумались разрезать лист ватмана на узкие полоски и уже на них тонким слоем нанести магнитную краску. Нехитрая технология производства легкой и гибкой магнитной ленты была тут же запатентована, а в 1950 году «Токийская телекоммуникационная инженерная компания» выпустила первый японский магнитофон G-Type.

Творение оказалось сложным, громоздким и очень дорогим. Вряд ли оно получило бы распространение, если бы не неожиданный заказ из окружного суда: магнитофоны были тогда большой редкостью даже в США, и японское судебное ведомство, страдавшее от вечной нехватки стенографисток, было радо заполучить отечественные устройства для записи голоса. Продажа сразу 24 магнитофонов принесла предприятию 1 млн иен и уверенность в своих силах. В следующем году компания выпустила более совершенную модель магнитофона H, весившую всего 13 кг. Морита тут же отправил конструктора устройства Масао Курахаси в лекционное турне по стране - рассказывать о новых технологиях звукозаписи в учебных заведениях. А сам принялся убеждать чиновников из Министерства образования в необходимости устанавливать магнитофоны в школах. В конце концов под напором Мориты и впечатленных новинкой учителей чиновники сдались, и компания получила очередной массовый заказ на свою продукцию. И только третья модель магнитофона, Р, стала настоящим хитом продаж без всяких государственных заказов - не в последнюю очередь благодаря привлекательной цене и существенно облегченному управлению.

Транзисторы из Америки

В марте 1952 года Масару Ибука отправился в США, чтобы изучить применение магнитофонов в повседневной жизни, а заодно посмотреть, как налажено их производство в американских компаниях. Главным результатом этой поездки стала покупка у компании Western Electric лицензии на производство транзисторов. Эти полупроводниковые приборы, предназначенные для усиления электрического тока и управления им, были изобретены в Германии еще до войны, но инженеры пока смутно представляли, где именно их можно использовать. В то время как американцы рассматривали возможность применения транзисторов в военной технике, Ибука сконструировал на их основе… невинный бытовой радиоприемник. В отличие от своих громоздких собратьев, транзисторная модель была размером с толстую книгу и могла работать не только от сети, но и на батарейках. TR-2 - такое название дали новому устройству - стал первым по-настоящему портативным радиоприемником в мире.

Недорогие легкие приемники, которые можно было брать с собой куда угодно, стали пользоваться бешеной популярностью, и Ибука решил расширить сферу применения транзисторов. В 1960 году он сконструировал на их основе маленький переносной телевизор с 8-дюймовым экраном, а спустя пять лет появился и первый видеомагнитофон, способный записывать телепрограммы на магнитную ленту. Оба эти устройства вышли уже под новой маркой, название которой звучало кратко и благородно: Sony.

Рождение звука

«Телекоммуникационная инженерная компания» окончательно сменила свое сложное имя в 1958 году. Акио Морита, который к тому времени стал отвечать за продвижение продукции компании, не без оснований уверял: «Чтобы закрепиться на мировом рынке, нам нужно другое название - простое, короткое, легкое для произношения и запоминающееся. А вместо иероглифов нужно использовать интернациональную латиницу». Например, американцы не могли произнести не только Tokyo Tsushin Kogyo, но и даже сокращение Totsuko - а продавать в США продукт, произведенный компанией с непроизносимым названием, было бы, мягко говоря, непросто. Сначала Морита и Ибука хотели сократить имя своего детища до трех букв - TTK, но тогда неизбежно возникли бы проблемы на внутреннем рынке. Ведь TTK очень похоже на TKK - японскую железнодорожную компанию. И тогда, порывшись в словарях, друзья выудили оттуда латинское слово sonus - «звук», которое, по их мнению, идеально отражало направление деятельности фирмы. Слегка модернизировав его, Морита и Ибука придумали слово sony, которому и суждено было стать международным именем компании.

Первые логотипы Sony, появившиеся на радиоприемниках в 1955-м, представляли собой надпись, выполненную динамично наклоненным шрифтом. Через два года шрифт заменили на более спокойный и читаемый, и с тех пор в начертании слова Sony менялась лишь толщина букв. Последний вариант логотипа, который мы сейчас видим на продукции Sony, был утвержден в 1973 году.

Привычка удивлять

В 1968 году Sony учредила свою первую дочернюю компанию за рубежом - Sony UK Ltd. в Великобритании, в 1971-м представила первую в мире профессиональную кассетную систему звукозаписи, а в 1972-м получила свою первую (из пятнадцати последующих) музыкальную премию Emmy. О японской корпорации заговорили, в причинах ее успеха стали разбираться как конкуренты, так и студенты факультетов менеджмента и маркетинга крупнейших университетов.

Масару Ибука и Акио Морита во время празднования 50-летия основания Sony, 1996 год

Сам же Акио Морита основными предпосылками для столь динамичного развития называл постоянное стремление выбирать крупные цели и ставить амбициозные научно-технические задачи. В своей книге «Сделано в Японии» он приводит простую схему такой тактики: «Сцена 1: на рынке еще отсутствует ныне всем знакомый продукт (транзисторный радиоприемник, переносной телевизор, бытовой видеомагнитофон). Сцена 2: специалисты утверждают, что такой товар никому не нужен. Зачем делать маленький приемник, если у большого звук лучше? Зачем нужен телевизор с малым экраном в больших комнатах американских домов? Кому понадобится видеомагнитофон при изобилии интересных и разнообразных передач, идущих по многочисленным телепрограммам?»

«Сцена 3: лидер фирмы четко объясняет философию новинки - транзисторный приемник последует за хозяином в любое место; Walkman, первый в мире карманный аудиоплеер, заменит грохот и шум большого города той музыкальной средой, которую вы выбрали сами; видеомагнитофон ликвидирует тиранию телекомпаний, заставляющих всех смотреть передачи только в то время, когда они транслируются. Сцена 4: инженеры Sony берутся за дело и решают сложную задачу, производственники обеспечивают безупречное качество, а отделы сбыта - оглушительный рыночный успех новинки».

Компания Sony не раз представляла передовые форматы видеозаписи. Во многом благодаря ей появилось такое понятие, как «видео с высоким разрешением»

От видео к фото

Применяя описанную Моритой тактику, к середине 1970-х Sony cтала крупнейшим мировым производителем разнообразной электроники, от мелкой бытовой техники до компьютеров и профессиональных стереосистем. Не в последнюю очередь благодаря Sony стали активно развиваться видеотехнологии, практически полностью вытеснившие кинокамеры с любительского рынка. А разработанные компанией системы видеозаписи с высоким разрешением оказали значительное влияние даже на кинематограф. Однако компания долгое время не обращала внимание на еще один прибыльный сегмент рынка - производство и продажу любительской фототехники. Это упущение было ликвидировано в 1981 году, когда Sony cовершила не просто прорыв на рынок, а настоящий переворот в фототехнике, представив цифровую зеркальную камеру Mavica (сокращение от Magnetic Video Camera), с появления которой и принято отсчитывать историю современной цифровой фотографии. За регистрацию изображения в этом аппарате отвечал CCD-cенсор размером 10 х 12 мм, в котором умещалось 0,28 мегапикселей. Сформированные матрицей изображения сохранялись в аналоговом NTSC-видеоформате на специальном гибком магнитном диске, напоминавшем современные floppy-диски. Диск был перезаписываемым, на нем умещалось до 50 кадров, оставалось и место для звуковых комментариев.

Технически Mavica являлась продолжением линейки телевизионных видеокамер Sony на основе ССD-матриц, просто результатом ее работы был не видеопоток, а статичные картинки, стоп-кадры, которые можно было просматривать на экране телевизора или монитора. В остальном Mavica была полноценной зеркалкой с привычным видоискателем и оригинальным байонетом под сменные объективы, представленные одновременно с камерой: 25 мм f/2, 50 мм f/1.4 и зум 16–65 мм f/1.4.

Наделав много шуму и записавшись в пионеры цифровой фотографии, Sony успокоилась и забыла о зеркальных фотоаппаратах на двадцать с лишним лет. В 1986 году фирма представила большую камеру ProMavica MVC-2000, оснащенную 0,38-мегапиксельным CCD-сенсором с диагональю 2/3 дюйма и великолепным несменным зум-объективом 48–288 мм с постоянной светосилой f/1.4. Модель лишилась зеркала и пентапризмы, а ее конструкция, да и внешний вид, стали еще больше напоминать видеокамеру - однако это все-таки был фотоаппарат, способный отрабатывать выдержки в диапазоне от 1/15 до 1/1000 с. К камере прилагался специальный портативный дисковод для магнитных дисков, облегчающий просмотр сделанных снимков на экране телевизора. Это очень интересная для своего времени модель стоимостью $3395 так и не поступила в широкую продажу, а поставлялась лишь на заказ в качестве пробного камня, с помощью которого предполагалось изучить спрос на подобные устройства.

Спрос был невелик, и специалисты Sony, полагая, что время профессиональных цифровых фотоаппаратов еще не пришло, сконцентрировались на разработке более простой и дешевой потребительской модели. Результатом их усилий стало появление в 1988 году сразу двух моделей - Mavica MVC-C1 Personal Camera и MVC-A10 Sound Mavica стоимостью $230 и $350 соответственно. Обе камеры оснащались матрицами в 2/3 дюйма с разрешением 0,28 Мп и светосильными объективами с фокусным расстоянием 15 мм. Снимать можно было только при значении светочувствительности 80 ISO в диапазоне выдержек от 1/60 до 1/500 с. На магнитный диск можно было записать 25 фотографий, а модель MVC-A10 Sound Mavica к каждому снимку позволяла записать еще и десятисекундный комментарий. Камеры получились вполне жизнеспособными, но отнюдь не революционными: в том же году схожие по функциям и даже дизайну серийные модели выпустили компании Canon и Konica, а Pentax представил прототип очень похожей камеры EI.карту памяти - и главное, их можно было сразу просмотреть на 1,8-дюймовом дисплее и, если какие-то из них не понравились, тут же удалить. Эта модель стала родоначальницей знаменитого семейства камер Cyber-shot, благодаря которым компания Sony через несколько лет оказалась в числе лидеров рынка любительской фототехники.

2-мегапиксельная камера Cyber-shot F505 необычной конструкции стала прародительницей всех последующих «псевдозеркалок» Sony, вплоть до модели Cyber-shot R1

В 1999 году появилась серьезная модель Cyber-shot F505, у которой довольно внушительный по размерам зум-объектив Vario-Sonnar от Carl Zeiss мог двигаться вниз или вверх относительно корпуса камеры. Эволюцией этого отнюдь не компактного фотоаппарата можно в какой-то степени считать все последующие «псевдозеркалки» фирмы, вплоть до 10-мегапиксельной Cyber-shot R1, выпущенной в 2005 году. Все ждали от компании, освоившей производство столь серьезных аппаратов, следующего шага - выпуска полноценной цифровой зеркальной камеры. Но предпосылкой к этому важному этапу в истории Sony послужило событие, в прямом смысле слова потрясшее весь фотомир: в феврале 2006-го компания KonicaMinolta объявила о своем уходе с фоторынка. Надо сказать, что компании Konica и Minolta, объединившиеся только в 2003 году, считались корифеями японского фотопроизводства. Первая стала выпускать форматные камеры на Японских островах еще в XIX веке, вторая начинала с разработки среднеформатных фотосистем, аналогов немецких Rolleiflex, в 1920-х. Позже Konica сконцентрировалась на выпуске дальномерных камер, фотопленки, бумаги и систем фотопечати, тогда как Minolta активно включилась в производство зеркальных фотоаппаратов и оптики, завоевав доверие не только любителей, но и профессиональных фотографов во всем мире. А в начале 2006 года уже объединенная компания KonicaMinolta вдруг неожиданно объявляет о свертывании фотопроизводства и передаче всех технологических наработок в этой области корпорации Sony! Последнее дополнение как-то потерялось на фоне шока, испытанного многочисленными приверженцами фотосистемы Minolta. А ведь это известие означало одно: очень скоро им придется потратить немалые суммы, чтобы перейти на другую систему.

Но не успело пройти всеобщее изумление, как в июне этого же года Sony представила свою 10-мегапиксельную любительскую зеркальную камеру А100, а спустя полтора года выпустила и полупрофессиональную модель А700. В характерном угловатом дизайне и обилии разнообразных механических узлов управления новых зеркалок чувствовалось наследие Minolta. В остальном же камеры получились отнюдь не консервативными: инженеры начинили их современнейшими электронными системами, позволявшими вести успешную борьбу за самого требовательного потребителя на полях рыночных сражений. Одновременно с камерами, которые унаследовали от Minolta и тип байонета, было представлено несколько зум-объективов Sony, а также целый парк высококлассной оптики Carl Zeiss, легендарного немецкого концерна, с которым японская корпорация тесно сотрудничает с 1995 года. Сегодня Sony с завидной регулярностью выпускает на рынок разнообразные цифровые камеры - от изящных компактных моделей до полупрофессиональных зеркальных аппаратов - и вот-вот примерит на себя лавры самого плодовитого и энергичного фотопроизводителя в мире.

Все еще помнят, какой великой компанией была когда-то Sony, и какое влияние она оказала на нашу жизнь. Учитывая ее былые заслуги, трудно поверить, что компания вот уже 4 года подряд не получает прибыли, что в этом году, согласно официальному заявлению, планируемые убытки вырастут вдвое — до $6,4 млрд, что сегодня только 15% от ее капитала составляют чистые активы (отношение заемных к собственным средствам — 5,67), а ее капитализация в четыре раза меньше чем десять лет назад!

А ведь еще сравнительно недавно Sony была новаторской компанией и вела рынок за собой. После Второй мировой войны именно Sony создала транзисторный радиоприемник, вскоре завоевавший весь мир. Под началом одного из своих основателей, Акио Мориты, компания оставалась впереди технического прогресса, а ее руководители посвящали большую часть рабочего времени поискам того, как применить его достижения на благо обычных людей. Движимая идеей не занимать, а создавать новые рынки, Sony сыграла роль первопроходца и на долгое время заняла лидирующую позицию в секторе, который мы сейчас называем «бытовой электроникой». Вот только несколько достижений компании:

— Sony усовершенствовала радиоприемники на основе полупроводников в такой степени, что они превзошли по качеству ламповые приборы. Это сделало доступным надежный и недорогой качественный звук.

— Sony создала полупроводниковый телевизор, взамен лампового, — более надежный, функциональный и потребляющий меньше энергии, чем его предшественник.

— Sony разработала телевизионную трубку формата Triniton, резко улучшив качество цветоотображения, и тем самым заставило переключиться на этот формат целое поколение зрителей.

— Sony была одним из первопроходцев видео-технологий, выведя на рынок формат Betamax, — и лишь затем уступила JVC в войне форматов.

— Sony была пионером в создании записывающих видеокамер, превратив полмира в кинорежиссеров-любителей.

— Sony стала пионером на рынке индивидуального культурного потребления, благодаря изобретению плейера «Walkman», который впервые дал людям возможность брать записанную музыку с собой — на компакт-кассетах.

— Sony создала приставку Playstation, которая намного опередила Nintendo, и сделала из домашних видеоигр целый огромный рынок.

Мало какая технологическая компания способна похвастаться сравнимой историей успеха. Очевидцы рассказывали, что когда-то менеджмент компании уделял 85% своего времени вопросам, связанным с исследованиями и разработками, 10% кадровым вопросам и лишь оставшиеся 5% — финансам. Для Акио Мориты финансовые результаты были именно результатами — результатами упорного труда над созданием новых товаров и формированием новых рынков. Если Sony хорошо справлялась со своей основной задачей, результаты должны были соответствовать. И так все и было.

К середине 1980-х в США началась паника по поводу абсолютного господства Sony и других японских компаний в мировом промышленном производстве. Причем не только бытовой электроники, — но и автомобилей, мотоциклов, кухонной техники, стали — число таких отраслей постоянно росло. Политики придумали для японских конкурентов подобных невероятно успешной Sony особое имя — «Корпорация Япония» — и постоянно говорили о том, как японское Министерство международной торговли и промышленности (ММТП) эффективно распоряжается государственными ресурсами, чтобы «выбить с рынка» американских производителей. Пока растущие цены на бензин тормозили рост компаний из США, японские производители умудрялись превращать новые изобретения (зачастую американские) в весьма успешные бюджетные товары, и только наращивали продажи и прибыли.

Так что же случилось с Sony?

В 1950-е годы консультант Уильям Деминг убедил японских руководителей сосредоточиться на том, чтобы производить товары лучше, быстрее и дешевле, — даже в ущерб инновациям. Пользуясь послевоенной зависимостью Японии от иностранного капитала и внешних рынков, этот гражданин США заразил японскую промышленность идеями индустриализации, как она практиковалась в 1940-е — именно ему приписывается инициатива стремительного и массивного наращивания производства военной техники, которое позволило США разгромить Японию.

К сожалению, эта одержимость оставила лидеров японского бизнеса практически без навыков развития и применения инноваций в любых других областях. По прошествии времени Sony стала заложницей увлечения разработкой промышленных товаров, забыв о необходимости освоения новых рынков.

Компьютеры Vaio, как бы хороши они ни были, почти не использовали технологий, рожденных в недрах Sony. Компании пришлось ввязаться в войну с Dell, HP и Lenovo, ее успех стал зависеть от игры на понижение себестоимости/цены производства компьютеров, а не от разработки новых образцов. Sony выработала для себя явно индустриально ориентированную стратегию, сосредоточенную на процессах и объемах производства, вместо того, чтобы постараться создать что-то уникальное и новое, на голову превосходящее предложения конкурентов.

В сфере мобильных телефонов Sony вступила в партнерство с Ericsson, впоследствии целиком его выкупив. Потребители снова не увидели ни новых технологий, ни попытки создать устройство, выделяющееся на фоне конкурентов. Вместо этого Sony сосредоточилась на увеличении объемов выпуска, а также на том, чтобы обойти продукты Nokia, Motorola и Samsung по цене и функциональности. Не имея никакого потребительского или технологического преимущества, Samsung, производящий свои телефоны за пределами Японии, оставил Sony с ее индустриальной стратегией далеко позади за счет более низких издержек.

Когда Sony вышла на новый рубеж конкурентоспособности, выпустив на рынок технологию Blu-Ray, ее стратегия осталась той же самой: сначала найти способ продать как можно больше устройств, работающих в новом формате. Поэтому компания не стала продавать никому саму технологию Blu-Ray. Точно так же она повела себя на рынке аудио-файлов, разработав собственный формат кодирования звука, применимый только на устройствах производства Sony. В условиях информационной экономики такой подход не мог устроить потребителей, поэтому Blu-Ray оказался убыточным начинанием, неинтересным рынку, и та же участь ждала ныне закрытую серию цифровых проигрывателей Sony.

Подобную картину мы наблюдаем практически во всех направлениях бизнеса компании. К примеру, в производстве телевизоров Sony утратила свое технологическое преимущество, когда-то завоеванное благодаря кинескопам Trinitron. В сегменте плоскоэкранных аппаратов Sony предсказуемо — и с предсказуемо плачевными результатами — применила свою индустриальную стратегию, попытавшись одолеть конкурентов за счет увеличения объемов и снижения издержек. Но поскольку эти конкуренты могли пользоваться ресурсами стран с дешевым трудом и капиталом, Sony уже потеряла на этом рынке $10 млрд за последние 8 лет. И не смотря на это, компания не собирается сдаваться и планирует придерживаться своей политики.

Нынешнее руководство Sony несет полную ответственность за поддержание этой проигрышной стратегии.

При Морите во главе угла стояла разработка новых продуктов, а тактика индустриальной эпохи использовалась для снижения издержек. Руководители Sony, пришедшие в компанию позже, уже были обучены по-другому: они пришли реализовывать индустриальную стратегию. В их сознании новые продукты и новые рынки занимали подчиненное место. Они были убеждены, что если Sony будет иметь достаточно высокие валовые показатели, и сумеет достаточно сократить издержки, рано или поздно победа в конкуренции будет ей обеспечена. Причем без всяких инноваций.

К 2005 году Sony достигла кульминационной точки этой стратегии, поставив во главе компании неяпонца. Сэр Говард Стрингер заработал свою репутацию как начальник американского филиала Sony, который, в совершенном согласии с буквой индустриальной стратегии, сократил 30-тысячный штат работников компании на 9 тысяч (то есть, почти на треть). Для Стрингера магистральный курс развития Sony не был связан ни с инновациями, ни с технологиями, ни с новыми продуктами и рынками.

В версии Стрингера индустриальная стратегия означала одержимость сокращением издержек. Если у Мориты совещания менеджмента на 85% посвящались инновациям и рыночному применению технологий, Стрингер принес в бизнес Sony «современный» подход. Руководство Sony стало осуществляться в точном соответствии с рецептами MBA образца 1960-х годов. Сосредоточиться на конкретном ограниченном ассортименте продукции, чтобы нарастить объемы выпуска, стараться избегать затратного развития технологических новинок в пользу массового производства чужих наработок, сократить обновление ассортимента, сфокусировать усилия на увеличении срока службы продукта, продлении срока амортизации оборудования, и постоянно искать способы сокращения затрат. Не жалеть ничего ради этой последней цели, и вознаграждать отличившихся — в том числе щедрыми премиями.

Именно поэтому во время короткого пребывания Стрингера во главе компании Sony не создала ни одного громкого нового продукта. Скорее его правление войдет в историю двумя волнами массовых сокращений — и это в компании (и стране), исторически приверженной политике пожизненной занятости.

Новый глава Sony только что заявил, что собирается реагировать на продолжающиеся убытки — вы угадали — новой серией увольнений. В этот раз, как считают, речь пойдет о 10 000 работников, то есть о 6% всего персонала компании. Новый генеральный директор, господин Хираи, получивший опыт ведения дел под непосредственным руководством Стрингера, продемонстрировал, что не собирается отказываться от индустриальной стратегии.

Конец Sony

Японские законы об акционерном капитале отличаются от американских и европейских. Местные компании зачастую имеют гораздо более высокий уровень задолженности. Иногда они даже могут оперировать с отрицательным показателем собственных средств — что почти во всех других странах формально означает банкротство. Так что маловероятно, что Sony в обозримом будущем инициирует процедуру банкротства.

Но стоит ли вкладывать в Sony? После 4 лет убытков, принимая во внимание веру ее руководства в индустриальную стратегиию и веру в мудрость MBA, которая предписывает уделять внимание цифрам, а не рынкам, нет причин полагать, что траектория продаж или прибылей Sony скоро поменяет направление.

Будучи для Sony наемным работником, которому грозит угодить под очередную волну сокращений, захотите ли вы работать на эту компанию? Бизнес, который систематически подражает внешним трендам в разработке продуктов, который не уделяет почти никакого внимания инновациям, и наоборот думает только об урезании затрат, вряд ли станет интересным рабочим местом. Особенно, если он почти не предлагает перспектив служебного роста.

Он будет так же малоинтересен и для поставщиков — ведь им уже известно, что каждое новая встреча с ними будет посвящена обсуждению способов дальнейшего сокращения расходов — снова, и снова, и снова.

Когда-то Sony была компанией, за которой хотелось следить. Она была новатором, раз за разом открывавшим новые рынки, почти так, как сегодня это делает Apple. Но благодаря индустриальной бизнес-стратегии и стилю руководства, заимствованному из устаревших программ MBA, пора с ней прощаться. Продавайте акции Sony.

Рецепт японского чуда сами японцы умещают в два слова: вакон ёсай. Это значит взять новейшие знания, выработанные иностранцами, но не позволить им пошатнуть основы японского образа мышления.

Япония оказалась на удивление открытой для свежих идей. Однако для чуда одних инноваций было бы мало. Не менее важной составляющей вакон ёсай было развитое общинное сознание японцев, нашедшее свое выражение в корпоративном духе. Наиболее гармонично старое и новое соединилось в детище знаменитого Акио Морита - в концерне Sony.

Компания Sony одна из тех, которые подарили фразе «Made in Japan» престиж и сделали Японию одной из самых технологически развитых стран в глазах всего света. Sony была создана после окончания Второй мировой войны, в нелегкое для страны время. Это был самый подходящий момент для возрождения страны. У истоков компании стояли два физика: Акио Морита и Масару Ибука.

Морита стал легендой еще при жизни. У основателя Sony было множество амплуа: физик, инженер, изобретатель, бизнесмен, спортсмен (в течение 30 лет каждый вторник, ровно в 7.30 утра, бодрый и подтянутый председатель Совета директоров Sony Corporation появлялся на корте; а еще плавание с аквалангом, виндсерфинг, водные лыжи...).

Акио Морита родился 26 января 1921 года в Нагое, в семье почтенных винокуров. Его предки зарабатывали на жизнь тем, что делали сакэ - рисовую водку; поэтому и родители Акио Мориты рассчитывали со временем передать ему семейное дело. Акио был старшим сыном, а в тогдашней Японии почти все дети торговцев и предпринимателей шли по стопам отцов. Однако Акио не желал изучать древнее мастерство и варить сакэ, как это делали все его родственники до пятнадцатого колена включительно. На дворе был XX век, и мальчика интересовали математика и физика. Как ни странно, отец одобрил решение сына и разрешил ему следовать своим путем.

Для этого Морита поступает в Императорский университет в Осаке. После его окончания он отправляется на военную службу, где успевает получить звание офицера. После окончания срока службы Акио Морита отправляется работать в «Компанию точных инструментов Японии, где и знакомится с Масару Ибукой.

Масару Ибука являлся физиком с ног до головы. Он был старше Мориты на 13 лет. Уже со студенческих лет выделялся на фоне сокурсников, за что и получил прозвище «гений-изобретатель». На момент прихода Мориты в «Компанию точных инструментов Японии Ибука был ее генеральным директором. Будущие основатели Sony достаточно быстро нашли общий язык. Увлечение техникой для обоих было смыслом жизни. Они не думали о каких-то революциях, а просто занимались тем, что приносило им удовольствие и деньги… с которыми вскоре наступили проблемы.

После окончания войны «Компания точных инструментов Японии» лишилась военных заказов, которые поддерживали ее жизнь последние несколько лет. Все сотрудники в одночасье лишились работы, а Ибука своего бизнеса. Акио Морита для того, чтобы хоть как-то заработать устраивается преподавателем в университет, а Ибука идет в небольшую мастерскую по ремонту электроприборов. Но для обоих данные решения стали клеткой, в которую может быть заключена птица. Они жаждали изобретать, создавать что-то свое. И конечно зарабатывать на этом деньги, которые никак не могла принести небольшая ремонтная мастерская и преподавание в университете, которого Морита лишился достаточно быстро, так как по закону офицеры не имели права быть преподавателями.

7 мая 1946 года была основана компания «Токио Цусин Когио Кабусики Кайса», уставной капитал которой составил 375 долларов(при этом Морита даже занял небольшую сумму у родителей). Всего в компании изначально было 20 сотрудников(все из предыдущего проекта Ибуки). Впрочем, деятельность фирмы не была революционной. Никаких изобретений и открытий на первых порах. Нужно было просто выжить. Деятельность компании в связи с этим в основном заключалась в производстве вольтметров, жаровен для риса и мелких электроприборов.

История нашей компании, - писал впоследствии Морита, - это история группы людей, стремящихся помочь Ибуке осуществить свои мечты. Для бизнеса Ибука был слишком фантазером, он не вписывался в отлаженный ритм работы. Поэтому Морита, взяв на себя руководство предприятием, поручил компаньону техническую часть работы. Деловой тандем просуществовал около полувека.

Ибука активно плодил идеи. Придумал, например, электрическую рисоварку, этакий гибрид ушата и электроплитки. Варить рис в ней было можно, но есть его потом - нет: он или пригорал, или получался недоваренным.

Однако именно на таких агрегатах формировалась и оттачивалась философия компании, состоявшая в том, чтобы не доводить до ума уже существовавшую на рынке продукцию, но производить совершенно новые товары.

Первое серьезное открытие компании состоялось в 1949 году, когда Масару Ибука запатентовал магнитную ленту для воспроизведения звука. Годом позже вышел магниофон G-Type, который, несмотря на свою убогость, стал основой для будущих разработок компании. Магнитофон G-Type имел всего два минуса. Но они ставили крест на его будущем. Он был тяжел и дорого стоил. Вес G-Type составлял 35 килограмм, а стоимость равнялась 900 долларам. Всего было произведено 20 таких видеомагнитофонов. Продать их не получалось, пока Акио Морито не решил обратиться в верховный суд Японии, сделав им предложение приобрести данные магнитофоны, чтобы заменить ими стенографисток. Сделка состоялась и 20 G-Type ушли в суд(уже через два года выйдет новая версия магнитофона вес которой составит 13 кг). В начале 1950-х годов Акио Морита и Масару Ибука приобретают лицензию на производство транзисторов у американской Western Electric(цена патента составила 25 тысяч долларов). Это был переломный момент в истории компании. В 54 году выходит первый транзистор, произведенный в недрах «Токио Цусин Когио Кабусики Кайса». После этого выходит первый радиоприемник, разработанный не для военных целей. Приемнику дали название TR-2(к тому моменту TR1 уже существовал, это был неудачный приемник). Данный радиоприемник стал пользоваться достаточно большим спросом и вскоре Ибука и Морита выпустили телевизор и видемагнитофон. В основе этих устройств также лежал транзистор. В 1956 году в компанию приходит физик, будущий обладатель Нобелевской премии Рейон Эсаки, который поспособствует будущим успехам компании.

К концу 50-х годов Морита и Ибука стали подумывать о выходе компании на рынок США. Было понятно, что текущее название для этого не подходит. Оно было слишком сложным и длинным. Было решено переименовать компанию в Sony.

Слово это было образовано от латинского sonus, что означает звук. Другим созвучием было английское sonny, сынок. Оно как бы подчеркивало, что фирмой управляют молодые и энергичные люди. Но по-японски сонни означало бы потерять деньги. При удалении одной буквы получилось Sony. Слово легко запоминалось и произносилось, а также не привязывалось ни к одному известному национальному языку.

Экспансия в США

В 1963 году Sony представила свои акции на Нью-Йоркской фондовой бирже. Она оказалась первой японской компанией, попавшей в списки NYSE (New York Stock Exchange). Чтобы добиться более прочного положения на американском рынке, Акио Морита переехал в Соединенные Штаты и вскоре перевез туда всю свою семью. Обосновавшись в Нью-Йорке на фешенебельной Пятой Авеню, Морита временно стал американцем. Таким образом он стремился понять специфику американского бизнеса, особенности рынка, традиции и характер американцев. Общительный и остроумный японец легко завязал знакомства в деловых кругах Нью-Йорка. Он понял, чего не хватает его компании - открытости. Традиционная замкнутость, непроницаемость японской культуры снижала эффективность его управленческих решений. Новый взгляд на западный бизнес, взгляд изнутри, позволил Морите соединить в своей политике опыт Востока и Запада, японскую вдумчивость, централизованность и европейскую открытость.

В 1968 году в лабораториях Sony был сделан первый цветной телевизор Trinitron, затем открылись торговые представительства и предприятия в США, Великобритании, Германии. Строились фабрики и заводы - в Сан-Диего, Бридженде, росло количество служащих и сотрудников (сейчас на предприятиях Sony трудится 173 тысячи человек).

Эпоха рок-н-ролла

Морита был настоящим трудоголиком и требовал такой же самоотдачи от своих сотрудников. При этом круг его интересов не ограничивался делами корпорации: Морита любил живопись и музыку, особенно Бетховена, занимался спортом и внимательно следил за успехами знаменитых теннисистов. А еще Морита писал книжки, из которых самой популярной стала его автобиография Сделано в Японии: Акио Морита и Sony (Made in Japan: Akio Morita and Sony, New York, 1988).

В начале 1960-х, с появлением рок-н-ролла, молодежь стала больше слушать музыку. Морита часто наблюдал, как его дети с утра до вечера слушают Битлз, Литтл Ричарда и Элвиса Пресли. И не только тинейджеры: даже взрослые японцы теперь покупали дорогие стереосистемы для автомобилей и брали с собой на пикник или на пляж большие и тяжелые магнитофоны. И хотя отдел новых технологий принципиально не хотел выпускать магнитофон без записывающей функции, Морита настоял на своем. Так появился портативный плейер Walkman, бестселлер конца 1970-х. Сочетание Sony Walkman показалось менеджерам не очень удачным, и они придумали несколько вариантов названия для Европы и Америки: Freestyle для шведов, Stowaway для Великобритании и Soundabout для Соединенных Штатов. Однако уровень продаж сразу упал - торговая марка перестала узнаваться, и Морита опять унифицировал название. Правильность его решения была сразу подтверждена новым ростом прибыли.

Первый домашний кассетный видеомагнитофон SL-6300

Первый портативный плейер TPS-L2

Первый прототип компакт-диска

Видеокамера BVM-1

Первый CD плейер CDP-101

Портативный CD плейер D-50

В 1982 году Sony Corporation выпустила на рынок первый компакт-диск. Самый привычный для человека 1990-х годов носитель информации, компакт-диск первоначально предназначался только для записи звука, переведенного в цифровой формат. Стандартная емкость CD-ROM"а в 640Мб была определена довольно любопытным способом. Морита провел маркетинговое исследование, в ходе которого выяснилось, что среди потенциальных покупателей CD-ROM"а большинство составляют поклонники классической музыки, готовые ради высокой точности воспроизведения раскошелиться на отнюдь не дешевый компакт-диск. А на японском музыкальном рынке среди прочей классики абсолютным лидером по продажам является Девятая симфония Бетховена, исполнение которой занимает 73 с половиной минуты. Пересчитав 74 минуты 16-битного стереозвука на байты, инженеры Sony и получили емкость в 640Мб.

В конце 1980-х Sony вошла в мир шоу-бизнеса и киноиндустрии: в январе 1988 года корпорация приобрела студию звукозаписи CBS Records Inc., позже преобразованную в Sony Music Entertainment. А совсем недавно купила киностудию Columbia Pictures, одну из самых крупных киностудий Америки.

Чтобы совсем породниться с музыкой, в 1988 году Sony приобретает звукозаписывающую компанию CBS Records Inc и переименует ее в Sony Music Entertainment. На сегодняшний день эта компания является одним из самых крупных представителей звукозаписи в мире. Спустя год компания Sony приобретает и Columbia Pictures Entertainment Inc., тем самым вписывая свое имя еще и в киноиндустрию.

Далее наступают 90-годы – время, когда Sony стала просто клепать технологические новинки. Участие в разработке формата DVD, создание Blu-Ray, новые телевизоры, популярнейшая серия ноутбуков Sony Vaio, игровая приставка Play Station и Play Station Portable, карты памяти Memory Stick, серия цифровых фотоаппаратов Cyber-Shot, батареи для ноутбуков, мониторы, развлекательный органайзер под названием CLIE, серия DVD-проигрывателей, видеокамеры и камрекордеры, телевизоры Bravia, мобильные телефоны, производимые совместно с компанией Ericsson и многое другое. Вот что сделала Sony за последнее время.

Надо отметить, что в начале своего существования Sony разительно отличалась от других японских компаний, тем самым дав им пищу для размышлений(и даже изменив концепцию японского бизнеса). Дело в том, что в Sony принимали на работу людей на конкурсной основе, не рассматривая их успеваемость в вузе и какие-то связи в компании. Это разительно отличалось от принятых в Японии в то время традиций, так как 99% компаний брали на руководящие должности людей, так или иначе знакомых с президентом. Sony сделала процедуру приема на работу беспристрастной. Говорят, что долгие годы лично Акио Морита беседовал с кандидатами. Такую практику впоследствии возьмут на вооружение и другие компании Японии.

Философия успеха

Революционные разработки стали фирменным знаком Sony. Компания создала первый транзисторный телевизор (1959 г.), первый телевизор на жидких кристаллах (1962 г.), первый видеомагнитофон (1964 г.) и т.д.

К успеху идут по нехоженым тропам, - любил повторять Морита. Именно этот принцип он и положил в основу философии своей компании.

А формирование корпоративной философии Морита полагал важнейшей задачей менеджера. Руководителю-лидеру теоретически сильная и практически применимая концепция нужна, чтобы выработать такой образ мышления, который подталкивал бы подчиненных к достижению поставленных целей в любых условиях.

Действия управляющего решающим образом зависят от того, как он понимает суть предприятия. Принятая в США концепция управления состоит из выдвижения измеримых целей-заданий и выработки конкретных средств их достижения. Свои проекты менеджеры американского типа иллюстрируют блок-схемами в виде квадратиков, кружочков и стрелочек между ними.

Для менеджера-японца фирма - не пассивный объект управления, а нечто органически целое, живой организм, наделенный душой. Чтобы он жил, его недостаточно лишь спроектировать и собрать из отдельных кубиков. Его надобно вырастить. А источник развития фирмы - ее душа, иначе говоря, ее философия, система ценностей и убеждений. Пресловутые же гимны, программные речи руководителей и настенная агитация - не что иное, как наиболее образное и емкое выражение миссии, идеалов и смысла существования предприятия.

Тысячи сотрудников объединялись в едином трудовом порыве с помощью незатейливых заклинаний. Их авторы как никто знали национальные слабости своих соотечественников.

Прежде всего, чувство долга перед коллективом, почти тождественное чувству стыда: японцу психологически неудобно, стыдно не делать то, что делают другие - не оставаться после работы, не помогать товарищам.

Эксплуатировалось и обостренное у японцев чувство благодарности. Так, устроившийся на работу японец до конца жизни чувствует себя в долгу у работодателя и выплачивают долг своим трудом. Отсюда понятно, почему в Японии смогла устояться система пожизненного найма.

Основатели

Морита запомнился общественности как прирожденный бизнесмен. В то время как Ибука предпочитал всему изобретательство и работу в лаборатории, Акио занимался управленческими вопросами. И справлялся с ними на отлично. При этом он написал две книги. Первая называлась «Ничего не значащие школьные достижения». В ней автор рассказывал, почему успешная учеба в школе никак не влияет на будущие достижения человека в жизни, и в частности в бизнесе(вообще, Акио был ярым противником суждений о том, что успех зависит от успешной учебы в школе и в институте). Второй книгой Мориты стала знаменитая «Made in Japan» - история корпорации Sony. Эта книга вышла в конце 80-х годов, но переиздается и сегодня.

Акио Морита за свою жизнь удостоился многих премий. Он является первым японцем получившим медаль Ордена искусств Великобритании. Кроме того, он был удостоен почетного звания обладателя Национального Ордена Почетного легиона, а также получил Орден Святого Сокровища Первой Степени от императора Японии. Акио Морита был трудоголиком, отдаваясь полностью работе. Кроме того, этого же требовал он и от своих подчиненных. Правда, при этом стоит отметить, что Морита совсем не игнорировал и другие стороны жизни. Так, он являлся достаточно активным игроком в теннис, любил кататься на горных лыжах и нырять с аквалангом. На Западе любили Мориту. Именно он нашел путь к сердцу американцев и европейцев для Sony.

Масару Ибука менее знаменит за пределами Японии. Причиной тому стало то, что он занимался научными разработками новых продуктов компании и старался не быть все время на виду, как Морита. Четкое разделение обязанностей руководителей компании во многом стало одним из ключевых факторов успешного менеджмента в Sony. Но не стоит думать, что Ибука занимался только техническими вопросами. Например, именно он составил знаменитый устав компании, который соблюдается до сих пор: «Мы никогда не будем получать доход нечестным путем. Мы сосредоточимся на производстве сложных устройств, которые будут приносить пользу обществу. Мы не будем делить нашу продукцию на механическую и электронную, но постараемся применять наши знания и опыт одновременно в обеих областях. Мы предоставим полную независимость тем предприятиям, которые будут с нами сотрудничать, и будем стараться укреплять и развивать отношения с ними. Мы будем отбирать служащих на основе их способностей и личных качеств. В нашей компании не будет формальных постов. Мы будем выплачивать нашим сотрудникам премии, пропорциональные доходам, полученным в результате их деятельности, и приложим все усилия, чтобы обеспечить им достойное существование». В этом году Масару Ибуке исполнилось бы 100 лет.