Избранный президент франции. Переход на новую работу

Уверенную победу одержал Эммануэль Макрон. Еще ночью, как только начали приходить первые результаты голосования, его поздравила соперница, лидер партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен. Парадоксально: несмотря на поражение, она сегодня тоже празднует. Обозреватель НТВ Вадим Глускер узнал, почему.

Финальный отсчет на гигантском экране — у пирамиды Лувра: 3, 2, 1 — новый президент франции. Эммануэлю Макрону французы отдали 65% голосов. Впервые в истории в стране — 39-летний президент, и главное — не принадлежащий никакой партии, ни республиканцам, ни социалистам.

Кто мог себе представить еще полгода назад, что Эммануэль Макрон будет избран президентом, да три года назад о нем вообще ничего не было известно. Кроме того, что он успешный финансист, а супруга старше его на 24 года.

Жительница Парижа : «Это очень важно для нас, победить Марин Ле Пен. И получить молодого динамичного президента. Это надежда для Франции и французов».

Житель Парижа : «Это новая молодая Франция, в отличие от тех политиков, которые нами управляли до этого. Конечно, победить Марин Ле Пен важно, но в первую очередь — это возможность построить новую Францию, Францию будущего».

Для торжеств Эммануэль Макрон выбрал площадь перед Лувром. Идеальное место для проведения гигантской дискотеки. Знаменитая пирамида, построенная в 80-х, минувшей ночью своими гранями создавала атмосферу президентского танцпола. Резкая смена музыкального сопровождения: начинает звучать европейский гимн ода «К радости» Бетховена. Под нее только что избранный президент Франции идет по многочисленным галереям бывшего дворца королей Франции.

Эммануэль Макрон , избранный президент Франции: «Сегодня вечером вы победили, Франция победила. У того, что мы сделали за столько месяцев, нет ни прецедента, ни аналога. Все говорили нам, что это было невозможно. Спасибо за ваше доверие. Это доверие обязывает меня, и отныне я являюсь его хранителем, чтобы не разочаровать вас и соответствовать ему».

Затем к Макрону присоединилась его жена, и под ее зорким взглядом он обратился к избирателям, которые предпочли ему Марин Ле Пен.

Эммануэль Макрон : «Сегодня они выразили гнев, смятение, порой убеждения. Я их уважаю. Но я сделаю все в предстоящие пять лет, чтобы у них больше не было ни единой причины голосовать за крайние позиции».

Сама Марин Ле Пен, признав свое поражение, отметила, что несмотря на то, что «Национальный фронт» показал феноменальный результат — 11 миллионов человек проголосовали за идеи национал-популизма, и главное, стал первой оппозиционной силой страны, — настало время радикальных перемен.

Марин Ле Пен
: «„Национальный фронт“ должен серьезно поменяться, чтобы не упустить эту историческую возможность и оправдать надежды французского народа, которые люди выразили в ходе второго тура. Я предложу начать глубокую трансформацию нашего движения, чтобы стать новой политической силой, на которую надеются многие французы и которая необходима более чем когда-либо» .

После этого Марин Ле Пен пустилась в пляс, и было отчего. Сразу после оглашения результатов второго тура появились данные соцопросов на тему того, как собираются голосовать французы на парламентских выборах через месяц. Согласно этим данным, движение Эммануэля Макрона может рассчитывать в парламенте лишь на 25% депутатского корпуса, партия Марин Ле Пен — на 22%. И это при том, что на сегодняшний день у «Национального фронта» лишь два депутата в национальной ассамблее.

В любом случае, чтобы полноценно руководить и исполнить все предвыборные обещания, Макрону нужна коалиция. А с этим могут возникнуть серьезные проблемы. Впрочем, пока об этом он старается не думать. Он сделал главное: стал президентом из ниоткуда.

Во Франции в понедельник, 8 мая, обнародованы окончательные результаты выборов президента. Независимый кандидат, глава движения "Вперед!" Эмманюэль Макрон получил поддержку 66,10 процента избирателей, уточнило министерство внутренних дел страны. За соперницу Макрона, лидера правых популистов Марин Ле Пен проголосовали 33,90 процента пришедших на выборы. "Открылась новая страница нашей истории, страница вновь появившейся надежды и доверия", - заявил Эмманюэль Макрон.

Ле Пен признала поражение

Марин Ле Пен признала поражение во втором туре президентских выборов. Она позвонила Макрону и поздравила его с избранием на высший государственный пост.

Выступая после выборов, Ле Пен назвала "историческим" свой результат в качестве кандидата от движения "Национальный фронт". Ее партия, от руководства которой она временно отказалась после первого тура, станет главной оппозиционной силой во время президентства Макрона, уверена она.

Премьер-министр Франции поздравил Макрона

Премьер-министр Франции Бернар Казнёв поздравил Макрона с избранием на пост президента республики. Его победа является победой всех французов, которые хотят, чтобы Франция была прогрессивной и успешной, говорится в официальном заявлении, которое глава французского правительства разместил на своей странице в Twitter.

"Уверенная победа Эмманюэля Макрона подтверждает, что большинство граждан страны поддерживают ценности Франции, а также являются приверженцами Европейского Союза и открытости страны по отношению к миру", - заявил уходящий президент Франсуа Олланд.

Контекст

Явка на выборах равнялась 75,4 процента. 9,4 процента бюллетеней на выборах признаны недействительными. Это самый высокий показатель на выборах с 1965 года.

Путин предлагает Макрону "преодолеть взаимное недоверие"

Президент России Владимир Путин направил Эмманюэлю Макрону поздравительную телеграмму. Об этом пресс-служба Кремля сообщила 8 мая - на следующий день после того, как стало ясно, что лидер движения "Вперед!" выиграл борьбу за пост главы государства. Для сравнения: президент США Дональд Трамп и премьер-министр Канады Джастин Трюдо отреагировали спустя всего несколько часов после подведения МВД Франции первых официальных итогов голосования.

В телеграмме Макрону Путин высказал мнение, что в двусторонних отношениях "важно преодолеть взаимное недоверие". Между тем разоблачительный сайт WikiLeaks еще 7 мая сообщил, что нашел имя сотрудника российской компании в файлах, имеющих отношение к переписке предвыборного штаба Макрона, доступ к которой получили хакеры.

Чего ждать от Макрона?

Эмманюэль Макрон - независимый технократ, либерал, поборник ЕС и еврозоны. Он выступает за свободный рынок, говорит о выгодах глобализации и поддерживает идею по укреплению внешних границ Евросоюза без ущерба для свободы внутреннего перемещения. Макрон высказывал намерение создать парламент еврозоны, министерство финансов и отдельный бюджет, а также повысить тарифы в рамках еврозоны для защиты европейской промышленности от нечестной конкуренции, в частности, со стороны Китая.

Политик - за культурное многообразие, он, в частности, предлагает налоговые послабления компаниям, нанимающим на работу молодых сотрудников из "проблемных" городских районов, преимущественно населенных мигрантами. Перед выборами он обещал также ускорить процесс обработки заявок на получение убежища.

Макрон занимает четкую антикремлевскую позицию, он, вероятно, продолжит линию политического давления на Москву с ее политикой в отношении Украины и президента Сирии Башара Асада.

Смотрите также:

  • Франция между "добром и злом"

    За пост президента Франции боролись кандидаты с диаметрально противоположными избирательными программами: независимый технократ Эмманюэль Макрон и глава правопопулистского движения "Народный фронт" Марин Ле Пен. В СМИ их схватку прозвали "битвой добра и зла".

  • "Битва добра и зла" во Франции: как это было

    Макрон проголосовал на курорте Ле-Туке

    Явным фаворитом гонки считался Эмманюэль Макрон. Он набрал, согласно эксит-поллам, свыше 65 процентов голосов и опередил свою соперницу более чем на 30 процентов. На элегантном курорте Ле-Туке на севере Франции, где голосовал Макрон, у него и его жены загородный дом.

    "Битва добра и зла" во Франции: как это было

    У Ле Пен были шансы на победу

    Марин Ле Пен вбросила свой бюллетень в урну на избирательном участке в коммуне Энен-Бомон региона Нор-Па-де-Кале, где у нее традиционно много сторонников. Хотя Макрон, по прогнозам, лидировал, у Ле Пен до последнего оставались шансы на победу.

    "Битва добра и зла" во Франции: как это было

    Явка ниже обычной

    Явка избирателей во втором туре президентских выборов во Франции на 17.00 составила 65,3 процента избирателей. Это ниже, чем на президентских выборах 2012 и 2007 годов.

    "Битва добра и зла" во Франции: как это было

    Беспрецедентные меры безопасности

    В связи с угрозой терактов выборы во Франции проходили в условиях усиленных мер безопасности. По всей стране за порядком следили более 50 000 полицейских и тысячи солдат.

    "Битва добра и зла" во Франции: как это было

    Где Ле Пен, там и Femen

    В Энен-Бомоне, где голосовала Ле Пен, устроили акцию участницы движения Femen. Они перелезли через церковное ограждение и развернули плакат с надписью: "Власть Марин - отчаяние Марианны", подразумевая символ Французской республики.

    "Битва добра и зла" во Франции: как это было

    На площади у Лувра прошла эвакуация

    Полиция эвакуировала людей с площади перед Лувром, обнаружив там подозрительную сумку. После проверки площадь, где Макрон планировал праздновать свою победу, вновь открыли. В сумке оказались аккумуляторы от камеры.

    "Битва добра и зла" во Франции: как это было

    "Макрон - президент!"

    А так сторонники Эмманюэля Макрона праздновали победу своего кандидата в Марселе - сразу после объявления результатов эксит-поллов. Макрон в свои 39 лет стал самым молодым президентом в истории республики.

    "Битва добра и зла" во Франции: как это было

    "Новая глава в истории"

    Праздновать победу Макрона в центр Парижа на площадь перед Лувром пришли тысячи его сторонников. Сам новоизбранный глава Франции считает, что его победа открывает новую главу в истории страны, "главу надежды и вновь обретенного доверия".

Главой государства является Президент , избираемый на основе всеобщих прямых выборов при тайном голосовании (ст. 6 Конституции). После внесенных в 2000 г. изменений в Конституцию срок полномочий Президента составляет пять лет. Никто не может занимать пост Президента Республики более двух сроков подряд.

Президентом страны может быть гражданин Франции, не лишенный избирательных прав и обладающий пассивным избирательным правом при выборах в центральные представительные органы власти. Кандидатом на пост Президента может быть гражданин Франции, достигший 35 лет, поскольку именно с этого возраста он обладает возможностью избираться во все центральные представительные органы власти. Для регистрации кандидатуры на пост Президента необходимо собрать подписи 500 государственных служащих (префектов, супрефектов и т.п.) в 30 департаментах. Кандидат должен внести избирательный залог, размер которого до введения евро составлял 10 тыс. франков.

Выборы Президента проводятся по смешанной мажоритарной системе в два тура. В первом туре используется мажоритарная система абсолютного большинства, во втором туре - относительного большинства, причем во втором туре участвуют два кандидата, получившие наибольшее число голосов. Второй тур проводится через неделю после первого.

Вновь избранный Президент вступает в должность через две недели после выборов.

Детально расписана процедура вступления Президента в должность. Вновь избранный Президент отправляется на церемонию с прежнего места работы. При подъезде к Елисейскому дворцу к его автомобилю и машине сопровождения присоединяется эскорт мотоциклистов. Затем избранник народа пешком пересекает двор и поднимается по лестнице парадного подъезда. Наверху его встречает прежний хозяин.

Председатель Конституционного совета оглашает результаты выборов. Президент приносит присягу и выступает с краткой речью, приветствует национальный флаг, проводит смотр почетного караула республиканской гвардии. Затем Великий канцлер Почетного легиона вручает ему Большой крест и Большую цепь и объявляет Президента “великим мэтром национального ордена Почетного легиона”.

После этого Президент встречается со своим предшественником наедине, происходит передача власти и секретов использования ядерных сил страны. Далее следует 21 залп артиллерийских орудий, обед с председателями палат парламента, и завершает процедуру проезд в сопровождении эскорта по Елисейским полям, где нового Президента приветствует народ.

По случаю вступления в должность Президента традиционно объявляется амнистия по всем нарушениям, связанным с использованием автотранспорта.


Президентами Пятой республики были: Шарль де Голль (1959-1969 гг.); Жорж Помпиду (1969-1974 гг.); Валери Жискар д"Эстен (1974-1981 гг.); Франсуа Миттеран (1981-1995 гг.); Жак Ширак (1995-2007 гг.); Николя Саркози (с 2007 г.).

Николя Поль Стефан Саркози де Надь-Боска (или просто Сарко) стал 23-м Президентом за всю историю существования Франции и шестым Президентом Пятой республики.

Он, возможно, второй в истории Франции после Наполеона лидер нефранцузского происхождения. Родился Саркози в 1955 г. в Париже. Его отец Пал Саркози Надь-Боска происходил из дворянской семьи, которая в 1944 г. бежала на Запад из Венгрии после прихода туда Красной Армии. Мать - дочь француженки и принявшего католицизм еврея из Греции.

Согласно Конституции Президент Франции - гарант Конституции, обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей (ст. 5). Он является также гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения международных договоров.

Полномочия Президента Франции могут быть сведены в несколько групп.

1) Первую группу составляют полномочия в сфере законотворчества. Президент промульгирует законы, принимаемые парламентом (В литературных источниках нередко используется термин “промульгация ”. Промульгация означает, что глава государства своим актом вводит в действие соответствующий акт парламента. Президенту Франции предоставляется 15 дней, чтобы подписать и обнародовать закон. В течение этого срока Президент может вернуть закон на повторное обсуждение. В случае повторного принятия данного закона парламентом простым большинством голосов закон считается принятым и подлежит подписанию и опубликованию. Тем самым Президент не то чтобы отклоняет закон, а просто увеличивает продолжительность его рассмотрения в парламенте. Вето Президента носит еще и выборочный характер, т.е. Президент может отклонить не весь закон, а только его часть - отдельные статьи, которые вновь рассматриваются парламентом.

Президент вправе выступать на совместных заседаниях палат с изложением своей программы. Кроме того, он вправе выступать на заседаниях парламента, созванного в качестве Конгресса (ст. 18 Конституции).

Кроме того, непосредственно в сфере нормотворчества президент обладает и такими полномочиями, как издание указов, декретов. Он также подписывает ордонансы - специфические акты, принимаемые в форме делегированного законодательства Правительством. Сам Президент формально не обладает правом законодательной инициативы. Это право реализуется им через Правительство или депутатов своей партии.

2) Вторую группу полномочий составляют полномочия в сфере государственного строительства, т.е. связанные с формированием органов власти или назначением должностных лиц.

Президент может распустить Национальное собрание - нижнюю палату парламента после согласования этого вопроса с председателями палат и с Премьер-министром (ст. 12 Конституции).

Президент самостоятельно назначает Премьер-министра. Для такого назначения не требуется согласия парламента (как, например, в России), но суть системы взаимоотношений законодательной и исполнительной власти во Франции состоит в том, что правительство должно пользоваться доверием парламента. Поэтому Президент назначает на пост Премьер-министра того человека, который пользуется поддержкой парламента, и проводит предварительные консультации с председателями палат и руководителями политических групп. После переговоров с ними Президент и назначает Премьер-министра.

Будучи назначенным на должность, Премьер-министр представляет Президенту кандидатуры министров для их назначения. Президент назначает на высшие гражданские и военные должности, аккредитует послов, выполняет иные полномочия в сфере исполнительной власти.

Помимо права формирования Правительства Президент обладает полномочием самостоятельного назначения ряда должностных лиц, включая государственных советников, послов, префектов и др. Однако в последнее время это полномочие Президента ограничено. Новая редакция Конституции предусматривает, что органический закон устанавливает, какие должностные лица с учетом значения для защиты основных свобод или экономических и социальных основ нации могут назначаться Президентом по совету членов соответствующих постоянных комитетов каждой из палат. Если не менее чем три пятых членов обоих комитетов возражают против назначения, оно не производится (абз. 5 ст. 13).

Президент Франции имеет также полномочия чрезвычайного характера. Как установлено Конституцией, “когда институты республики, независимость нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказывается под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных государственных властей прекращено, Президент Республики принимает меры, которые диктуются этими обстоятельствами, после официальной консультации с Премьер-министром, председателями палат, а также с Конституционным советом” (ст. 16). Следует отметить, что эта достаточно “размытая” формулировка позволяет Президенту принимать довольно жесткие меры, не всегда диктуемые обстоятельствами. В то же время положение о необходимости согласования действий Президента с Конституционным советом представляет собой определенную гарантию конституционности.

В соответствии с внесенными в 2007 г . в Конституцию поправками Президент обладает неприкосновенностью, т.е. он в период исполнения полномочий Президента и еще в течение одного месяца после прекращения этих полномочий не может быть подвергнут никаким мерам процессуального характера, за исключением юрисдикционных полномочий Международного уголовного суда (ст. 53-2 Конституции) и оснований, предусмотренных ст. 68 Конституции. Согласно этой статье Президент может быть отрешен от должности в случае совершения им правонарушения, явно несовместимого с осуществлением функций Президента. Решение об отрешении от должности принимает парламент, действующий как Высокая палата правосудия. Решение принимается большинством в две трети голосов.

Следует отметить, что уже нарабатывается практика судебного иммунитета Президента .

Для обеспечения исполнения конституционных полномочий Президента при нем создается аппарат, представляющий собой две самостоятельные структуры - это военный дом и гражданский дом. В гражданском доме сосредоточены советники по иностранным делам, вопросам внутренней политики, торговле, промышленному развитию, энергетике и т.д. В состав военного дома входят высшие должностные лица и советники по вопросам обороны и национальной безопасности.

Важную роль в определении политики государства играет Совет обороны, в состав которого входят 15 членов: помимо Президента и Премьер-министра - министры обороны, иностранных дел, экономики и финансов, внутренних дел, начальник генштаба, руководители родов войск. Этот институт - самый засекреченный из всех структур власти в Пятой республике. По итогам заседаний Совета обороны сообщения, как правило, не публикуются.

Еще одно важное полномочие Президента - только он имеет право отдать приказ об использовании ядерной мощи Франции - таково положение декрета от 14 января 1964 г.

Президент Франции несет ответственность за действия, совершенные им при исполнении своих обязанностей, только в случае государственной измены. Обвинение выдвигается обеими палатами, принявшими открытым голосованием идентичное решение абсолютным большинством голосов своих членов. Дело по обвинению рассматривается Высокой палатой правосудия, которая состоит из членов, избираемых в равном количестве Национальным собранием и Сенатом из их состава после каждого полного или частичного обновления этих палат. Палата на своем заседании избирает председателя. Порядок деятельности Высокой палаты правосудия определяется органическим законом (ст. 67 Конституции).

Резиденцией французского Президента является Елисейский дворец.

В 2007 г. парламент Франции принял решение о повышении более чем в три раза должностного оклада Президента Республики. Теперь Президент получает 228 тыс. евро в год.

Государства? На эти и многие другие вопросы будут даны ответы в статье.

Правительство Франции: общая характеристика

Конституция Франции подразумевает под понятием "правительство" два основных элемента: премьер-министра и министров. Министры объединяются в две группы: Совет министров - под предводительством президента, и кабинет министров - под руководством премьер-министра. И глава правительства Франции, и все остальные министры назначаются непосредственно президентом Франции.

С юридической точки зрения выбор президента ничем не обусловлен и никак не ограничен: он может назначить председателем правительства кого угодно. Однако на практике все происходит несколько иначе. Так, президент выбирает, как правило, лидирующее среди большинства лицо. В противном случае возможны частые противоречия с парламентом: насчет законодательных инициатив, программ и т. д.

Смещение с должности министров также осуществляется президентом. Однако происходит это с согласия премьер-министра.

Об институте парламентской ответственности правительства Франции

Статьи 49 и 50 Конституции Франции вводят специальное положение об институте парламентской ответственности. Что оно собой представляет и как оно относится к правительству? Основной закон страны прописывает, что глава правительства Франции должен своевременно подавать заявление о собственной отставке президенту. Однако происходить это должно лишь в некоторых случаях, среди которых следующие:

Сразу стоит отметить, что отставка французского премьер-министра всегда ведет за собой полную отставку всего Кабинета министров. Допускается как добровольная отставка председателя правительства, так и принудительная.

Весь порядок, описанный выше, является классическим примером и есть институт парламентской ответственности.

Правительство Франции как институт законодательной инициативы

Согласно французской Конституции, правительство является основным институтом, выпускающим подавляющее число законодательных инициатив. В отличие от тех же парламентариев, именно правительство Франции способно выпустить такие законопроекты, которые пройдут все стадии и твердо укрепятся в виде законов.

Оно выпускает два основных типа законопроектов: декреты и ордонансы. Ордонансы представляют собой специальные акты делегированного законодательства. Декреты же носят характер так называемой регламентарной власти: согласно ст. 37 Конституции, вопросы могут носить регламентированный характер, несмотря на то что они не входят в сферу законодательства.

О роли премьер-министра Франции

Премьер-министр Франции является, как уже было сказано выше, председателем правительства. французской Конституции закрепляет его статус и основные полномочия, среди которых:

  • руководство правительством;
  • контроль над национальной обороной (в данном случае премьер несет персональную ответственность);
  • обеспечение исполнения законов;
  • осуществление регламентарной власти;
  • назначение определенных лиц на военные или гражданские должности.

Помимо всего вышеперечисленного, председатель правительства способен принимать различные правовые и нормативные акты. Министры же, в свою очередь, способны эти акты контрассигнировать. Данный процесс закрепляет статья 22 Конституции Франции.

Президент и премьер-министр: схемы взаимоотношений

Как и в Российской Федерации, французский президент и премьер-министр - первое и второе лицо в государстве. Дабы не возникало противоречий или иных проблем, во Франции закреплены две схемы взаимоотношений между этими двумя политическими деятелями. Что представляет собой каждая из схем?

Первая именуется как "де Голль - Дебре". По своей сути она довольно проста. Система предполагает пропрезидентское большинство в Национальном собрании. Более того, премьер-министр и правительство не имеют никакой собственной и независимой политической программа. Вся их деятельность контролируется и парламентом.

Вторая программа называется системой "кохабитации", или схемой "Миттеран-Ширак". Суть этой программы - формирование оппозиционного парламентского большинства. Обязанность президента - выбрать из этого большинства председателя правительства. Вследствие этого образуется крайне интересная система: президент и премьер-министр становятся конкурентами, поскольку имеют, по-сути, две различные программы. Вопросы внутренней политики отходят Совету Министров; внешняя политика регулируется главой государства.

Безусловно, вторая система в несколько раз лучше и эффективнее. Доказательств этому множество, однако можно привести одно и самое важное: умеренная конкуренция и борьба в политических верхах почти всегда ведет к прогрессу.

во Франции: 1944-1946 гг.

Дабы обладать более четким и ясным пониманием того, как работает правительство во Франции, можно привести в пример систему временного правительства, образованную в Четвертой республике.

Создание произошло 30 августа 1944 года. Возглавил орган генерал Шарль де Голль, лидер и координатор движения "Свободная Франция". Удивительная особенность правительства заключалась в том, что в него вошли самые неординарные и непохожие друг на друга группы: социалисты, христианские демократы, коммунисты и многие другие. Была проведена серия различных социально-экономических реформ, благодаря которым уровень жизни в государстве значительно повысился. Стоит упомянуть и про принятие в сентябре 1946 года новой Конституции.

Президент Франции: порядок избрания

Разобравшись с тем, какие существуют полномочия правительства Франции и какой структурой оно обладает, стоит перейти к следующему вопросу, посвященному французскому президенту.

Избирается глава государства на прямых всеобщих выборах. Срок полномочий президента ограничивается пятью годами, при этом одно и то же лицо не способно занимать президентский пост более чем два срока подряд. Кандидату в президенты должно быть как минимум 23 года. Кандидатура должна быть одобрена выборными должностными лицами. Процесс выборов проходит по мажоритарной системе, в 2 этапа. Большинство голосов должен набрать будущий президент Франции. Правительство объявляет выборы и оно же их завершает.

Если президент досрочно прекращает свои полномочия, заместителем становится председатель Сената. Обязанности этого лица несколько ограничены: он не способен, в частности, распускать Национальное собрание, назначать референдум или изменять конституционные положения.

Процесс смещения президента

Высокая Палата Правосудия принимает решение о снятии с президента его полномочий. Закрепляется это в статье 68 французской Конституции. По сути, подобная процедура является импичментом главы государства. Главное основание для смещения президента с его поста - невыполнение своих обязанностей или исполнение, никак не совмещенное с мандатом. Сюда же можно отнести выражение недоверия главе государства, которое способно подавать правительство.

Парламент Франции, вернее, одна из его палат, инициирует создание и смещение Высокой Палаты. При этом другая парламентская палата обязана поддержать решение первой. Происходит все только в том случае, если за инициативу выступили две трети парламентских голосов. Стоит также отметить, что решение Высокой Палаты должно вступать в силу немедленно.

Об иммунитете президента

Еще одна тема, которую обязательно стоит затронуть, - это президентский иммунитет. Что он представляет собой во Франции? Согласно статье 67 Конституции страны, президент освобождается от ответственности за все деяния, совершаемые им на посту. Более того, во время исполнения полномочий глава государства имеет право не являться ни в один из французских судов для дачи каких-либо показаний. Судебное преследование, следственные действия, сбор судебной информации - все это также не должно касаться главы государства во время исполнения им своих полномочий.

Французский президент обладает, помимо всего прочего, иммунитетом от судебного преследования. Однако иммунитет этот временный и может быть приостановлен спустя месяц после сложения президентом своих обязанностей. Стоит также отметить, что иммунитет не распространяется на международный уголовный суд. Французский президент не способен скрываться от вызова в эту инстанцию. Закрепляют это и положения 68 и 532 французской Конституции.

"Личные" полномочия президента Франции

Стоит, наконец, рассказать об основных обязанностях и полномочиях главы французского государства. Все они делятся на две группы: личные и разделяемые. Чем характеризуются личные полномочия?

Они не требуют министерской контрассигнации, а стало быть, президент способен исполнять их самостоятельно и самолично. Вот какие моменты сюда относятся:

  • Президент выступает в качестве арбитра и гаранта. Это относится к назначению референдума, подписанию ордонанса, назначению трех членов Совета и т. д. Во всем этом президенту должен помогать Высший Совет магистратуры.
  • Президент взаимодействует с различными политическими органами и институтами. Парламент, судебные органы (арбитражное, конституционное, мировое), правительство - Франция диктует, что всеми этими органами глава государства обязан постоянно контактировать. В частности, президент должен обращаться с посланиями к парламенту, назначать премьер-министра, созывать Совет Министров и т. д.
  • Глава государства обязан принимать все необходимые действия для предотвращения кризиса. Сюда относится и принятие чрезвычайных полномочий (данное право закрепляет ст. 16 Конституции). Однако президент обязан проводить консультацию с такими органами, как правительство Франции (состав его должен быть полным), парламент, Конституционный Совет и др.

"Разделяемые" полномочия президента Франции

"Разделяемые" президентские полномочия, в отличие от "личных", требуют контрассигнирования со стороны министров. Какие обязанности главы государства здесь можно выделить?

  • Кадровые полномочия, или формирование правительства Франции. Речь, как уже понятно, идет о назначении председателя правительства и министров.
  • Подписание ордонансов и декретов.
  • Созыв внеочередных парламентских сессий.
  • Назначение референдума и контроль над его проведением.
  • Решение вопросов о международных отношениях и обороне.
  • Промульгация (обнародование) законов.
  • Решения о помиловании.

Президент является основным гарантом национальной независимости, целостности территории, соблюдения международных договоров.

Выборы президента проводятся не позднее, чем за 20 и не ранее, чем за 35 дней до истечения полномочий действующего президента. Выборы проводятся по объявлению правительства.

На более низких уровнях в организации выборов участвуют магистраты, фиксирующие нарушения избирательного права, и представители исполнительной власти на местах — мэры и мэрии.
Низовой структурой, организующей выборы, являются участковые избирательные комиссии (УИК). УИК образуются из должностных лиц коммуны и назначаемых ими лиц.

Избирательные участки открыты по всей Франции с 8 до 19 часов , некоторые муниципалитеты могут открыть избирательные участки раньше или закрыть позднее — в 20 часов.

Президент Республики избирается абсолютным большинством голосов . Если никто из кандидатов не получил абсолютного большинства голосов в первом туре, то через две недели проводится второй тур голосования, куда проходят два кандидата, набравшие максимальное количество голосов. Избранным считается кандидат, набравший наибольшее число голосов.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников