Как поэт описывает зимний вечер. Анализ стихотворения Пушкина «Зимний вечер

Стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет…») было написано в родовом имении поэта, в селе Михайловском.

Год написания произведения – 1825.

История создания знаменитого стихотворения связана с нелегким периодом в жизни Александра Сергеевича. В это время Пушкин как раз вернулся из Южной ссылки. Он был полон надежд и мечтал вновь окунуться в бурлящий, свободный, пусть и суетливый, мир. В этой жизни было все, чего ему так не хватало в ссылке: друзья, шумные споры, интересные встречи. Было искрометное движение самой жизни.

Каким же ударом для поэта была новость о том, что вместо блистательного Петербурга и динамичной Москвы, он должен безвыездно находиться в глухом селе Михайловском. Ему предстояло пройти и полную изоляцию от внешнего мира; и контроль его собственного отца за перепиской поэта; и состояние отчаяния.

После того, как родители Пушкина покинули имение, в заброшенном судьбой доме, остались два затворника – Александр Сергеевич и его преданная няня Арина Родионовна.

Насколько тяжело давалось Пушкину это вынужденное отшельничество, можно понять из строк стихотворения «Зимний вечер». Оно весьма точно передает бурю чувств в душе поэта.

Это произведение, создание которого проходило на фоне обостренных ситуацией эмоций, породило целый ряд подобных стихотворений, посвященных противостоянию внешнему миру.

Главная тема стихотворения

Основная тема стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер» — это тема борьбы. На кого же направлена эта борьба?

В образе бушующей стихии подразумевается внешний мир, с его спонтанностью, яростью, давлением. И этому миру противостоит личность поэта — свободная, ищущая, несломленная.

И тем удивительнее, как в этом противостоянии, источником духовных сил является простая няня, с ее сказками, песнями и бесконечной народной мудростью.

Именно ее любовь и забота делают Александра Сергеевича сильнее и устойчивей перед напором жизненного шквала.

Главная идея

Главная идея данного произведения заложена в основе сюжета. Уже в первой строке чувствуется накал эмоций: «Буря мглою небо кроет…».

Всю свою жизнь Александр Сергеевич был верен этому принципу, оставаясь бунтарем со своим собственным мнением.

Художественные средства

Пушкин применяет в данном произведении всю эмоциональную красочность эпитетов: мрачные тучи, добрая подружка, бедная юность.

Оживить образы помогают используемые поэтом олицетворения: буря, то «как зверь завоет, то заплачет как дитя».

Размер стихотворения и рифма

Настроение поэта, как нельзя лучше, передает черехстопный хорей. В стихотворении «Зимний вечер» насчитывается четыре строфы.

Пушкин использовал перекрестную точную рифму, женскую — в первой и третьей строке и мужскую — во второй и четвертой.

Стихотворение получилось очень мелодичным и легко ложится на музыку.

Жанр

Жанр стихотворения «Зимний вечер» — это реалистическая пейзажная лирика. Хотя литературные критики находят в данном произведении и элементы классицизма и романтизма.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина показывает, что данное произведение является отражением жизненной позиции поэта. Его восприятие мира передано при помощи ярких образов и выразительных средств.

Стихотворения «Зимний вечер» А.Пушкина (1825) и «Зимний вечер» Д.Мережковского (1895) - это литературный диалог между эпохами. Художественная перекличка отражена в одинаковых заглавиях - но каждый поэт создаёт свой зимний вечер и своё видение этого таинственного времени.

Нас часто спрашивают о том, почему мы не печатаем ученические работы. Некогда в нашей газете существовала даже специальная рубрика «Учимся у учеников», где регулярно появлялись детские сочинения на литературные темы. Нет, мы не отказались от идеи учиться у своих учеников и всё так же радуемся их успехам. Просто в последнее время постоянно звучат жалобы на то, что работы списываются, что Интернет убивает идею сочинения, поскольку всё уже написано, и достаточно только нажать кнопку, чтобы поисковая система выдала тебе нужный текст. Списанные работы регулярно получаем и мы в своей почте.

Нам кажется, что есть выход из такой ситуации: нужно менять подход к темам. Написано и исследовано далеко не всё. Задача учителя - предложить такой литературный материал, такой поворот темы, чтобы ученику волей-неволей пришлось торить дорогу самому. Так поступает Владислава Валериевна НИКОЛАЕВА из лицея № 39 г. Озёрска Челябинской области. Работа её ученицы, десятиклассницы Дарьи ТЕПЛЯКОВОЙ - лучшее тому подтверждение.

Сравнительный анализ стихотворений (одного - почти зачитанного, другого - практически неизвестного) поможет нам, учителям, освежить традиционный урок, предложить нестандартное задание (в том числе и для олимпиады). Причём использовать его можно и при изучении творчества Пушкина, и при знакомстве с поэзией Серебряного века: в одном и в другом случае предметом разговора станет литературная традиция, её сохранение и развитие.

В 1824 году Пушкин, приехав в Михайловское, переживает острое, гнетущее чувство одиночества. После шумного, живого юга деревня кажется ему настоящей ссылкой. Пережив серьёзную ссору с отцом (осень 1824), Пушкин остаётся в имении со старой няней - и спасением от душевной пустоты для него становится творчество. Поэт переосмысляет ценности человека вообще и определяет свой идеал - обретение Дома, защищённости и внутреннего равновесия. Эта проблематика отражается в цикле стихотворений 1825–1826 («Зимний вечер», «Вакхическая песня», «Зимняя дорога») и позже - в «Бесах» (1830).

Стихотворение «Зимний вечер» открывается строкой, похожей на завывание вьюги: Буря мглою небо кроет… В тексте появляется Тьма, точнее - мгла, столкновение Света и Тьмы. За окном “ветхой лачужки” торжествует Хаос - в нём слышен и плач (“то заплачет, как дитя”), и стук (“к нам в окошко постучит”), и завывание (“то, как зверь, она завоет”), и шорох (“вдруг соломой зашумит”). Стихия в стихотворении Пушкина характеризуется звуковыми глаголами - создаётся ощущение постоянного движения. Поэтому очень важной становится ритмическая и звуковая организация текста.

Стихотворение написано четырёхстопным хореем, “нисходящим” размером, в котором есть “пляска… торжественная или буйная” (К.Бальмонт), - ритмический рисунок подчёркивает хаотическую природу бури, её принадлежность миру Тьмы.

Столкновение Света и Тьмы происходит и в фонике стихотворения: “теме” бури словно “принадлежат” мутные, тоскливые звуки “у”, “ш”, “т” и медленные, протяжные “о”, “л”, “н”. Такое звучание создаёт ощущение тревоги, беспокойства и пустой, безысходной тоски. Но “лейтмотив” стихотворения изменяется в третьей строфе - Тьма на мгновение исчезает, и “звуками” Света становятся твёрдые звонкие “б”, “д”, “р”.

Песня няни также становится символом Дома и творчества, которые защищают лирического героя от Хаоса стихии. Она построена как русская фольклорная лирика (анафора, синтаксический параллелизм) и звучит нежно и мелодично (звуки “э”, сонорные “м”, “н”).

В четвёртой строфе мгла вновь возвращается в художественный мир стихотворения - поэтому происходит соединение “звуков” стихии и Дома, “ветхой лачужки”. Тьма и смятение преодолеваются человеком - несмотря на то, что сердцу только “будет веселей”.

Звуковой состав определяет композицию текста: стихотворение делится на четыре части (построфно). Открывается оно “общим” планом: в тексте появляются сквозные образы бури, метели, зверя, путника. Они наполняют тот мир Хаоса, который окружает “ветхую лачужку”. Буря и метель в творчестве Пушкина связаны с силой судьбы (повесть «Метель»), которая становится сильнее человека. Но стихия - это не только рок, но и бездомье (“путник”), вечное скитание. И страх “надрывает сердце” («Бесы»), оборачиваясь жалостью (“заплачет, как дитя”).

Стихия в стихотворении “активна” (Ю.М. Лотман) - неслучайно главной частью речи в первой строфе становится глагол. И лирический герой невольно покоряется завыванию вьюги - в “ветхой лачужке” - печаль и темнота. Поэт сосредотачивает внимание на конкретных, предметных образах (“кровля обветшалая”, “жужжанье веретена”) - они наполняют хрупкий (“ветхая лачужка”), бережно хранимый мир Дома. Но персонажи стихотворения печальны: зимний вечер - это и внезапное молчание (“приумолкла у окна”), и дремота (“дремлешь под жужжанье”), и утомление от жизни (“ты, мой друг, утомлена…”). Эти образы сближают «Зимний вечер» с художественным миром стихотворения «Зимняя дорога» (1826).

Грустно, Нина: путь мой скучен
Дремля смолкнул мой ямщик…

Жизнь лирического героя медленна - буря навевает не ужас перед стихией, а скуку, которая оказывается тяжелее, чем страх.

Но в «Зимней дороге» Света почти не остаётся - “отуманен лунный лик”. В «Зимнем вечере» тоска преодолевается - желание эмоционально ярко жить, сохранить Дом становится сильнее торжества Тьмы. Мотив пира (“выпьем с горя…”) отсылает читателя к стихотворению «Вакхическая песня» (1825).

Полнее стакан наливайте!
На звонкое дно
В густое вино
Заветные кольца бросайте…

Но центральным символом Света и Дома и в «Вакхической песне», и в «Зимнем вечере» становится поэзия (“песня”).

Да здравствуют музы, да здравствует разум! («Вакхическая песня»);

Спой мне песню… («Зимний вечер»).

Пушкин наполняет третью строфу фольклорными мотивами, придаёт ей звучание народной песни. В стихотворение вновь вплетается биографический контекст: именно в Михайловском Пушкин впервые обращается к фольклору, “исправляет недостатки своего проклятого воспитания” (письмо к Л.Пушкину), слушая сказки Арины Родионовны. Творчество остаётся для поэта главной “защитой” от мглы, стихии, неравновесия.

В последней строфе буря вновь возвращается в мир стихотворения - первые четыре стиха повторяют начало текста. Но Дом становится сильнее Хаоса, Свет - сильнее Тьмы: стихотворение завершается мотивом пира, образом домашнего очага. Вера в торжество Света, внутренняя стойкость человека, “самостоянье” позволяют поэту преодолеть утомление и одиночество, несмотря на то, что это преодоление для лирического героя тяжело (“выпьем с горя ”).

И ная картина мира складывается в стихотворении Д.С. Мережковского «Зимний вечер» (1895). Заглавие отсылает читателя к стихотворению Пушкина - и возникает литературная перекличка между поэтами разных эпох и направлений.

Мир стихотворения Пушкина, несмотря на бушевание стихии в нём, - гармоничный и целостный. В «Зимнем вечере» Мережковского он, напротив, словно “раздроблен” - взгляд лирического героя не задерживается на “планах”, как в тексте Пушкина, точка зрения постоянно меняется. Это отражается прежде всего на форме стихотворения - оно астрофическое и неделимое на композиционные части, хотя внутри текста есть чёткая логика.

В отличие от «Зимнего вечера» Пушкина, где конец восьмистишия совпадает с концом предложения, у Мережковского стих “обрывается” - главным синтаксическим приёмом становится фигура умолчания (многоточие). В предложениях часто встречаются эллиптические конструкции (“Какая тишина - над зимними полями!”) - в мире стихотворения появляется ощущение дисгармонии, разрушения.

Пейзаж в стихотворении Мережковского статичен - мир взят словно на фотографии. В двадцати двух строках глагол встречается только два раза (“поник”) - у Пушкина главным становится движение и сила. Асимметричный стих текста Мережковского - трёхстопный ямб, слишком короткий для русской поэзии, создаёт ощущение пустоты и тишины: эти состояния определяют основную интонацию - таинственность и страх.

Стихотворение открывается риторическим обращением: “О бледная луна…” - в нём звучат боль и мука. В отличие от стихотворения Пушкина, где образы конкретны (“ветхая лачужка”, веретено), пейзаж у Мережковского складывается из символов - и луна становится центром мира.

Луна появилась в поэзии ещё в эпоху романтизма как “спутница” мистических сил (например, в балладах Жуковского): поэты-романтики сочетали обыденное и ирреальное, создавая страшный, таинственный пейзаж. В лирике Пушкина («Зимняя дорога», «Бесы») луна - символ печали, жалобной тоски и присутствия потустороннего мира - эта интонация сближает стихотворение Мережковского с циклом Пушкина. Но Мережковский же выделяет образ луны композиционно - он находится в самом центре текста, и весь мир стихотворения словно концентрируется вокруг него.

Луна приобретает злые, дьявольские черты: бледная - тусклая - недобрые очи - луны проклятый лик - преступная . В конце текста автор пишет существительное “луна” с заглавной буквы (ранее - со строчной), как имя божества, - и ощущение ужаса усиливается. Луна становится действительно живым, мистическим существом перед которым “к земле тростник поник, // Нагой, сухой и тощий...”

Нарушая зимний пейзаж, в стихотворении появляется символ не только лирического героя, но и человечества вообще - тростник. Этот образ, возможно, заимствован из поэзии Тютчева (“Душа не то поёт, что море, // и ропщет мыслящий тростник”) - это человек над Бездной, “человек без времени”, лишённый всех опор.

Строки повторяются дважды, как рефрен - лирический герой не может противостоять мистической силе. “Нагой” тростник становится “больным” - в душе поэта пустота и бездомье.

Стихотворение всё больше наполняется символами (например, “вороны хриплый крик” - предвестник смерти, знак, заимствованный из фольклора). Мир в стихотворении Мережковского пришёл в упадок - во Вселенной царствует мёртвая тишина (“А в небе - тишина, // Как в осквернённом храме...”), человек остался без защиты Бога. Страдания не ведут к спасению - лирический герой “замкнут” в них. Зимний вечер - это смерть для человека и торжество потустороннего мира.

С тихотворения Пушкина и Мережковского объединены одной темой - но для каждого поэта она имеет своё толкование. Между двумя «Зимними вечерами» - почти век, смена литературных взглядов и мировоззрений.

В стихотворении Пушкина - мудрость и простота. Человек преодолевает боль и утомление от жизни, потому что чувствует опоры: ощущение истории, прошлого, дружбу и вдохновение. Он защищён от торжества Хаоса - поэт обрёл Дом, и горе не властно над ним.

Зимний вечер Мережковского зеркально противоположен вечеру Пушкина. В стихотворении отражается умонастроение эпохи - предчувствие катастрофы, вымирания Вселенной. Поэт, находящийся на грани между Бытием и Небытием, обречён на вечное одиночество и богооставленность - с неба смотрит только “преступная Луна” - новое божество. Тема, затронутая Пушкиным, переосмыслена в традициях символизма: лирический герой умирает в мистическом мире, который стал сильнее его.

Дмитрий Мережковский

ЗИМНИЙ ВЕЧЕР

О, бледная луна
Над бледными полями!
Какая тишина -
Над зимними полями!
О, тусклая луна
С недобрыми очами...
Кругом - покой велик.
К земле тростник поник,
Нагой, сухой и тощий...
Луны проклятый лик
Исполнен злобной мощи...
К земле поник тростник,
Большой, сухой и тощий...
Вороны хриплый крик
Из голой слышен рощи.
А в небе тишина -
Как в осквернённом храме...
Какая тишина -
Над зимними полями!
Преступная Луна,
Ты ужасом полна -
Над яркими снегами!..

1895

Тема урока:

«Анализ лирического произведения А.С. Пушкина «Зимний вечер».

Цель: Уметь анализировать лирическое произведение.

Задачи:

    Повторить, что такое лирическое произведение и каковы его особенности;

    Рассмотреть особенности языка лирического произведения и образ лирического героя в стихотворении;

    Обучить анализу лирического произведения на примере стихотворения

«Зимний вечер»;

Тип урока: совершенствование знаний, формирование умений и отработка навыков.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами будем анализировать стихотворение А.С. Пушаакина «Зимний вечер». Я научу вас, какими еще методами можно понять глубину лирического произведения.

II. Просмотр и прослушивание видеоролика с романсом на стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер».

(Перед тем, как дети прослушают романс, учитель дает задание: «Ребята, прослушайте пожалуйста видеоролик, всмотритесь в слайды и скажите, какая картина встает перед вами при прослушивании этого стихотворения, какие чувства, ассоциации у вас возникли?)

II I. Беседа учителя с классом о стихотворении после прослушивания видеоролика.

Примерный ответ учеников : «Глухой зимний вечер. На дворе воет метель - ни зги не видно. В комнатушке тепло - потрескивает затопленная няней печка. Сама няня садит на скамейке и прядет свою пряжу. Котенок играет у ее ног. Пушкин тут же, у стола, в теплом домашнем халате. Оплывающая свеча дрожащим светом озаряет его обросшее бакенбардами молодое лицо, погрустневшие глаза. Он смотрит в темное окно, за которым ничего не видно, и прислушивается к тому, что делается там, в открытом снежном поле».

Объяснение нового материала.

1. Анализ стихотворения «Зимний вечер».

Слово учителя.

Дорогие ребята, в русской литературе существует схема анализа стихотворения. Этот анализ требует определенной работы над его содержанием, особенностями языка и стихотворной формы. Он должен включать в себя определение жанра (природы поэтического высказывания), выявление лирического сюжета, обозначение темы, истолкование названия, анализ композиции, характеристику лирического героя, выявление организации поэтической речи, анализ языка (специальных изобразительных средств).

А теперь переходим непосредственно к анализу. Для начала вспомним, что такое стихотворение? ( Стихотворение - лирическое произведение, как правило, небольшого объема, написанное стихами).

Итак, 1 вопрос. Когда и где было написано это стихотворение?

(Стихотворение «Зимний вечер» было написано в 1825 г. в ссылке в Михайловском, в очень тяжелое для поэта время. Надежда на освобождение была потеряна; план побега за границу не удался; он серьезно поссорился с отцом, после чего вся семья Пушкиных уехала в Петербург, оставив поэта одного, на попечение няни Арины Родионовны. Стихотворение «Зимний вечер» прекрасно, образно передает это душевное состояние поэта)

2 вопрос. Как поэт описывает снежную бурю?

(Небо, покрытое мглою, неистовый ветер, который кружит в поле снежные вихри, вой ветра, напоминающий то плач ребенка, то шорох соломенной крыши, то стук в окошко запоздалого путника.)

3 вопрос. Как изображена в стихотворении няня?

(Пушкин нежно обращается к няне: «моя старушка», «мой друг», «добрая подружка бедной юности моей».)

4 вопрос. Можно ли сказать, что это стихотворение - самое грустное стихотворение Пушкина? (Стихотворение действительно грустное, но последние две строчки позволяют говорить о том, что поэт сохраняет бодрое, жизнерадостное настроение: нужно преодолеть, победить грустное настроение.)

6 вопрос. Какая тема, идея и сюжет этого стихотворения?

(Пушкин пишет о своем одиночестве, оторванности от близких и друзей.

Размышление поэта о своей горестной судьбе и составляет тему этого стихотворения. Идея заключается в том, что лирический герой верит в то, что он сможет преодолеть все трудности и освободиться).

7 вопрос. Почему стихотворение названо «Зимний вечер»?

(Картина зимней бури с ее завыванием, темнота ночи помогают ярче передать настроение поэта.)

8 вопрос. Что такое композиция? (В литературе понятие композиции означает построение литературного произведения, структура его составляющих частей, микротемы, их последовательность и система)

Что представляет собой композиция этого стихотворения?

(Можно выделить три части: В первой части главным действующим лицом является вьюга. Вторая часть целиком посвящена няне и разговору с ней. Третья часть имеет свой художественный смысл: в ней вновь упоминается снежная буря и ветхая лачужка. Мотив преодоления придает последней части оптимистическое звучание).

9 вопрос. Каким предстает перед нами лирический герой этого стихотворения? А вы знаете, кто такой лирический герой? (Образ поэта в лирике, выражающий его мысли и чувства).

(Пушкин был очень жизнерадостным, общительным человеком. А его временное затворничество было очень тягостно для него.)

10 вопрос. Каким стихотворным размером написано это стихотворение? (Анализ текста показывает, что «Зимний вечер» написан двусложным размером с ударением на первом слоге. Это хорей ).

11 вопрос. Какие изобразительные средства использовал поэт в этом стихотворении?

А какие вы знаете? Что такое эпитет, олицетворение, сравнение, метафора?

( Эпитет - образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления в виде сравнения; метафора - вид тропа, перенос названия одного предмета на другой на основании их сходства; олицетворение - особый вид метафоры, перенесение изображения человеческих черт на неодушевлённые предметы или явления).

- Найдем эпитеты. («вихри снежные», «ветхая лачужка», «путник запоздалый», «по кровле обветшалой», «бедной юности» и др.)

Ребята, скажите, для чего нужны эпитеты в стихотворении, что они характеризуют в этом произведении? (Их смысл в том, чтобы украсить речь и сделать ее литературной ).

-Найдем сравнения. ( Буря сравнивается то со зверем, то с ребенком, то со спутником).

А что нам помогают увидеть в этом стихотворении сравнения?

(Они помогают увидеть черты сходства или различия отдельных предметов).

- Найдем олицетворения. ( буря кроет, завоет, заплачет)

Для чего они нужны в стихотворении?(Они применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами)

А теперь найдем метафоры : жужжанье веретена, завыванье бури. В чем смысл метафоры? (Смысл метафоры как тропа в том, чтобы усиливать эмоциональную выразительность речи)

V. Подведение итогов урока.

1. Поэт доносит до нас свои мысли, чувства, переживания. «Зимний вечер» помогает увидеть душевное состояние Пушкина в период ссылки в Михайловском. Мгла, покрывающая небо, снежные вихри, вой и плач бури - все это создает настроение томительной тоски. Это стихотворение помогает нам увидеть поэта в один из самых тяжелых периодов его жизни.

VI. Выставление оценок учащимся за работу на уроке.

1824 год был очень тяжелым для Александра Сергеевича Пушкина . После южной ссылки поэту запретили проживать в Москве и Петербурге. Высочайшим повелением императора Пушкину было определено место жительства в имении его родителей Михайловском. Самым ужасным оказался официальный надзор, который осуществлял отец поэта. Сергей Львович контролировал каждый шаг сына и проверял его корреспонденцию. Поэтому Пушкин старался подолгу гостить в соседних имениях у друзей и знакомых, чтобы не так часто бывать с семьей. Но каждый такой отъезд поэт должен был согласовывать с губернским начальством.

Александр Сергеевич чувствовал себя одиноко и остро переживал предательство самых близких людей. К осени семья Пушкиных переехала в Москву, и поэту стало немного комфортнее. Но в это время большинство соседей также переселились на зиму в столицу или другие крупные города России. Поэтому холодную зиму 1825 года Александр Сергеевич провел практически безвыездно в Михайловском, в обществе своей няни Арины Родионовны. В это время и появилось стихотворение «Зимний вечер» . Оно было впервые опубликовано в 1830 году в альманахе «Северные цветы», который издавал друг Пушкина по лицею Антон Дельвиг.

Стихотворение «Зимний вечер» написано четырехстопным хореем с перекрестной рифмой и состоит из четырех восьмистиший. Поэтому композиционно его можно разделить на четыре части. В первой описывается зимняя непогода. Во второй и третьей – уют и покой старого дома, который явно контрастирует с зимней стихией за окном. Эти части посвящены няне поэта. Последнее восьмистишие в точности повторяет начало стихотворения с описанием вьюги и обращение к няне из третьей части.

Авторская тавтология, судя по всему, была использована Пушкиным, чтобы подчеркнуть основную тему стихотворения – борьбу поэта с внешними обстоятельствами. Здесь символом враждебного окружения выступает непогода. Противоречие между хрупким внутренним миром лирического героя в виде домашнего тепла и уюта («ветхая лачужка» с «кровлей обветшалой» ) и неистово бушующей вьюгой (злые силы) характерно для романтических стихотворений Пушкина.

Поэт очень тонко использует зрительные и звуковые образы. Для изображения зимней непогоды Пушкин подбирает колоритные сочетания: покрытое мглою небо, крутящиеся снежные вихри. И тут же читатель погружается в мир звуков: буря воет и плачет, шуршит соломой, стучит в окно. Завывание метели передают гласные «а», «у», «о» в союзе с согласными «р», «з», «ш». Звуки «ж», «ч», «ш», «т» во второй части стихотворения подчеркивают жужжание веретена и потрескивание поленьев.

В стихотворении ничего не говорится о свете. Напротив, «лачужка и печальна и темна» . Но перед читателем предстает картина огня в печи и одинокой свечи, при свете которой прядет няня. Эти образы возникают сами по себе, без слов автора. Настолько велика сила воображения, порождаемая мастерством поэта.

С особой теплотой Александр Сергеевич рисует образ Арины Родионовны . Он называет ее доброй подружкой «бедной юности» , «моя старушка» , «мой друг» . Поэт ищет защиту от жизненных бурь в единственном близком человеке. Он просит няню спеть народную песню и выпить с ним, чтобы сердцу было веселей.

Метафор и сравнений в стихотворении «Зимний вечер» немного. Они в основном характеризуют бурю: «как зверь» , «как дитя» , «как путник» , «мглою небо кроет» . Основную художественную нагрузку в произведении несут многочисленные глаголы, которые создают настроение, служат противопоставлению, помогают раскрыть основную мысль. В первой части стихотворения глаголы подчеркивают динамику неистовой стихии: кроет, воет, заплачет, зашумит, застучит. В середине произведения они обращены к няне: «что же ты… приумолкла» , «дремлешь» , «утомлена» , «спой» , «выпьем» . Поэт не хочет поддаваться унынию. Он стремится сохранять бодрость и веселье в любой ситуации.

Стихотворение «Зимний вечер» обладает особой тональностью и мелодичностью. Его перекладывали на музыку более сорока раз. Среди композиторов, которые создали музыкальную оправу для «Зимнего вечера», – Александр Алябьев, Александр Даргомыжский, Яков Эшпай, Георгий Свиридов и другие. Но самым популярным остается первый романс композитора Яковлева, с которым Пушкин подружился еще в лицее.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина
  • «Цыганы», анализ поэмы Александра Пушкина

«Зимний вечер» А. С. Пушкина поражает уютной атмосферой, царящей в деревенской избе. Изучают стихотворение в 5-6 классе. Предлагаем узнать о нем, ознакомившись с кратким анализом «Зимний вечер» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение написано в 1825 г., когда поэт перебывал в ссылке в имении Михайловском, впервые увидело мир в журнале «Северные цветы» за 1830 г.

Тема стихотворения – зимняя вьюга и теплое общение с близким сердцу человеком.

Композиция – По смыслу стихотворение делится на две части: описание вьюги и обращение к доброй старушке. Формально стихотворение состоит из четырех октав.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – написано четырехстопным хореем, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «подружка бедной юности моей», «сердцу будет веселей» .

Эпитеты «кровля обветшалая», «путник запоздалый», «ветхая лачужка и печальна, и темна», «добрая подружка».

Сравнения - «то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя» «как путник запоздалый к нам в окошко застучит».

История создания

История создания «Зимнего вечера» связана с ссылкой поэта в Михайловское. В 1824 г. Александр Сергеевич возвратился на Родину из южной ссылки, однако ему не позволили быстро вернуться к светской жизни, отправив в родовое имение. Надзор за поэтом лег на плечи его отца, поэтому Александр Сергеевич «убегал из дому» и подолгу гостил в имениях соседей. В родном доме он чувствовал себя неуютно, ведь Сергей Львович пытался отправить сына в тюрьму.

Осенью 1825 г. семья поэта переехала в Москву, а Александр Сергеевич в этом году зимовал в Михайловском, практически не выезжая. Вместе с молодым человеком осталась няня Арина Родионовна. Зимой 1825 г. появилась рукопись анализируемого стихотворения, в котором отчетливо проявились автобиографические мотивы.

Тема

В произведении А. С. Пушкин развивает любимую зимнюю тему, переплетая ее с темой теплого общения с родным человеком. Начинается стихотворение с описания вьюги, к которой прислушивается лирический герой. Он представляет, как за окном кружатся снежные вихри, улавливает каждый звук бури. Вьюга настоящая проказница - она воет подобно зверю, плачет, как ребенок, шуршит соломой и стучит в окно. Буря становится главным героем первой строфы, но и после этого она еще не раз появится в рассказе лирического «Я».

Во второй строфе появляется образ старушки, но сначала автор описывает ветхую избу. Она «печальна и темна» , что можно сказать и о настроении лирического героя. Старушка сидит молча у окна. Герой спрашивает, не уснула ли она, заслушавшись звуками своего веретена.

Чтобы развеять печаль, мужчина предлагает старушке выпить и вспомнить юность. Он просит женщину спеть ему. Видимо, песни напоминают герою о беззаботном детстве, а поэтому приносят его сердцу умиротворение.

В последнем восьмистишии снова описывается снежная буря, а лирический герой предложение героя выпить. При помощи повтора стихов подчеркивается невеселое настроение мужчины.

В произведении реализуется идея о том, что никакая буря не страшна, когда рядом близкий человек. Автор утверждает, что приятный разговор и беззаботные воспоминания способны развеселить сердце.

«Зимний вечер» - одно из самых популярных произведений в русской литературе, некоторые строки стали афоризмами.

Композиция

Композиция анализируемого произведения по смыслу делится на две части: описание вьюги и обращение к доброй старушке. Формально стихотворение состоит из четырех октав. Особенность формальной и смысловой организации - повторение первых четырех строк первого и третьего восьмистишия.

Жанр

Жанр произведения - элегия, так как лирический герой с грустит, вспоминая о бедной юности, печальное настроение передается и посредством пейзажей. Стихотворный размер - четырехстопный хорей. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Стихотворение А. С. Пушкина богато на средства выразительности. Они помогают отобразить зимнюю непогоду, создать образы лирического героя и старушки, передать внутреннее состояние героев.

В тексте есть метафоры : « подружка бедной юности моей», «сердцу будет веселей» . Они поражают простотой и выразительной передачей настроения, царящего в «лачужке» . Детали подчеркиваются при помощи эпитетов : ««кровля обветшалая», «путник запоздалый», «ветхая лачужка и печальна, и темна», «добрая подружка» . Сравнения используются для того, чтобы наполнить описание бури звуками: «то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя» «как путник запоздалый к нам в окошко застучит» . В произведении есть антитеза : тишина в доме противопоставляется завываниям бури.

В некоторых строфах важную роль играет интонация. В обращении к старушке несколько раз используются риторические вопросы.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 72.