Саид Бурятский убит, но успел вовлечь в «джихад» некоторых молодых казахов. Бурятское лицо кавказского терроризма Сообщения о гибели

Родился в 1982 году в г.Улан-Удэ. По отцу - бурят, по матери - русский. В подростковом возрасте учился в буддийском дацане. Самостоятельно изучая исламскую литературу, в 15 лет принял ислам. Позже переехал в Москву, учился в медресе "Расуль Акраме", суннитском медресе в г.Бугуруслан Оренбургской области.

С 2002-го по 2005-й год Александр Тихомиров обучался в центре изучения арабского языка "Фаджр", изучал теологию в исламском университете "Аль-Азхар" в Египте, а затем у различных авторитетных ученых-шейхов в Египте и Кувейте. Из-за проблем с египетскими спецслужбами вынужден был вернуться.

Вместе с тем, по данным Генпрокуратуры РФ А.Тихомиров в это время "проходил длительную подготовку в Саудовской Аравии".

После возвращения из Кувейта занимался самообразованием, работал в религиозном издательстве "Умма" в Москве, служил при Московской соборной мечети. Благодаря многочисленным лекциям, распространяемым на аудио- и видеоносителях и в Интернете и пользующимся большой популярностью в среде исламской молодежи, Александр Тихомиров стал известен как ученый-богослов (шейх), проповедник ислама. Ездил с проповедями по России и странам СНГ. Женившись, вернулся в Бурятию, в Улан-Удэ, где жили его сестра и мать.

В мае 2008 года Александр Тихомиров тайно прибыл на Северный Кавказ, где встретился с лидером кавказских моджахедов, "военным амиром Имарата Кавказ" Докку Умаровым и принес ему присягу (байат). По словам Тихомирова: "После провозглашения Имарата Кавказ отпали все сомнения. У нас один амир и одно государство. И прямая обязанность каждого мусульманина сегодня выйти на Джихад и помогать Джихаду словом и имуществом".

За год участия в "священной войне против России" А.Тихомиров участвовал в ряде диверсионных операциях вооруженных формирований, возглавляемых Доккой Умаровым. Выступал с видеообращениями на русском языке в Интернете с призывом к исламской молодежи в странах СНГ присоединяться к вооруженной борьбе на Кавказе, писал статьи для сайта "Кавказцентр" и давал интервью о джихаде. В среде радикальных исламистов снискал славу "моджахеда-интернационалиста", своего рода "исламского Че Гевары".

Президент Чечни Рамзан Кадыров заявлял, что, по его сведениям, Александр Тихомиров является "главным идеологом бандподполья" и, что он полтора года готовил террориста-смертника Рустама Мухадиева, который 26 июля 2009 года подорвал бомбу на Театральной площади в Грозном.

30 июля 2009 года Следственное управление при МВД по Чеченской Республике возбудило в отношении А.Тихомирова уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 208 Уголовного кодекса России: "участие в вооруженном формировании, не предусмотренном федеральным законом". Основанием послужили фотографии и видеозаписи, размещенные в интернете, где он фигурирует вместе с боевиками.

Утром 17 августа 2009 года смертник въехал на заминированном автомобиле в ворота РОВД г.Назрань и привёл в действие взрывное устройство. В результате этого теракта погибло 25 человек (в основном, сотрудники милиции) и ранено ок. 260 человек. Здание Назрановского РОВД было полностью разрушено.

27 августа на сайтах сепаратистов была опубликована видеозапись данного теракта, в титрах которой сообщалось, что шахидом, осуществившим подрыв был Саид Абу Саад аль-Бурьяти (Александр Тихомиров). Но 5 сентября 2009 года эта информация была опровергнута самим А.Тихомировым, выступившим с очередном видеообращением в интернете.

2 марта 2010 года сотрудники федеральных спецслужб блокировали несколько домов в селе Экажево (Ингушетия), где по оперативной информации скрывались боевики. В ходе боя погибли шесть сепаратистов, ещё 16 человек были арестованы по подозрению в причастности к НВФ. 4 марта представители силовых структур Чечни заявили, что среди погибших в Экажево 2 марта боевиков был и Александр Тихомиров. Вскоре эта информация была подтверждена и сепаратистами, на сайтах которых опубликованы сообщения о "шахаде" А.Тихомирова (Саида Бурятского).

Про Саида Бурятского вот уже пять дней говорят все - от дикторов в телевизоре до дворников. Убитый во время спецоперации на Северном Кавказе ваххабит приложил руку ко многим громким терактам.

И все задаются вопросом: откуда у террориста столько злобы и ненависти к русским? Ведь он от рождения - простой сибирский парень. Мама - русская, папа - бурят. Чего же его \"переклинило\"?

Корреспонденты \"КП\" побывали на родине террориста

Да, он попал в лицей, где под видом изучения турецкого и арабского языков в пацанов вбивали идеологию исламских фундаменталистов (читайте: Жизнь одного из главных идеологов ваххабитов делится на две примерно равные части). Но почему так быстро перешел на сторону фанатиков?

Корреспонденты \"КП\" разыскали в Улан-Удэ людей, которые знали Саида Бурятского, когда тот еще был школьником Сашей Тихомировым.

Друзей у Сашки не было

Только не называйте его бурятом! Он весь наш народ опозорил! - возмущаются учителя школы, где учился Тихомиров. - Во всем виновата его мать - она за сыном не следила. А потом еще и к исламистам этим парня подтолкнула...

Так-так, интересно. Буквально накануне нам рассказывали совсем другую историю. Мол, мать мальчика Галина Тихомирова переживала, что сын с головой ушел в ислам. Все сетовала: отец умер, когда мальчишке и года не было, а то бы ремнем наставил на путь истинный.

Теперь, выходит, сама и подтолкнула?

На самом деле мать Сашкой особо не занималась. Он жил у бабушки с дедушкой. Те его воспитывали как могли - кормили, одевали. Они же ходили на родительские собрания. А мать мы в школе и не видели, - качают в унисон головами педагоги.

Мать вызывали в школу не потому, что мальчик хулиганил. Наоборот, Саша был чересчур застенчив. Учителя упомянули слово \"забитый\", хотя тут же поправились: \"Вы не подумайте, ни в классе, ни в семье его вроде бы не били\". Но дразнили часто. Сашку одноклассники презирали. На физкультуру он не ходил, принес справку, что у него опухоль головного мозга. То ли вправду было такое, то ли липовая справка - никто не проверял. Друзей у Саши не было, сидел один как сыч на последней парте. Вот и приклеился к Тихомирову ярлык рохли.

До 13 лет Саша у мамы все больше гостил. Потом дедушка и бабушка умерли - перебрался в отчий дом. А там...

\"Его мать устроила притон!\"

Обычная \"хрущевка\". Облезлая стена с табличкой \"Хахалова, 8\". Тихий двор. Соседи дружелюбно открывают двери, но слышат фамилию Тихомировых и сразу как-то мрачнеют. Скупо цедят: \"Не помню таких\".

Дядька в майке выходит на площадку покурить. Тоже поначалу отнекивался, но потом разговорился.

Да все тут помнят Галину Тихомирову. Красивая была женщина. Сначала работала слесарем в \"Бурятэнерго\", потом занялась бизнесом - возила шмотки из Москвы. Вот только вела себя не очень хорошо. Я, конечно, не осуждаю - она рано осталась без мужа. Замуж потом так и не вышла. Свободно жила - сын у бабки с дедом, а у нее постоянно менялись кавалеры. Но потом стали к ней ходить сплошь кавказцы. Песни громкие крутили, спать мешали. Пили много. Она тут практически притон устроила...

В этот-то \"притон\" и переехал жить Саша. Причем, как говорят, именно новые друзья мамы и посоветовали ему идти в лицей учиться языкам. Мол, у нас там друзья, поможем поступить - и взяток никаких не надо.

Понимаете, Саша мать очень любил, уважал ее, - говорит классный руководитель Зоя Тулугоева. - Поэтому и гости матери для него были авторитетом. По понятиям парня, не могла мать общаться с плохими людьми.

\"Бей русских, бей бурятов\"

Один из чеченских \"педагогов\" - Исмаил М. - стал жить с Галиной Тихомировой как гражданский муж. С юным Сашкой он был удивительно добр. Деньги давал на карманные расходы, чего раньше мальчик никогда не получал. Мама и бабушка особо этим не баловали - сами едва сводили концы с концами. Вот с подачи дяди Исмаила Тихомиров и принял ислам. А тот стал поучать парня, как правильно жить.

Мы пару раз слышали, как они сидели во дворе и говорили. Не таясь, не понижая голоса. Плевать им на нас было, - вспоминает сосед. - Этот его \"отчим\" говорил: \"У нас на Кавказе мужчина должен быть настоящим бойцом. Нельзя прощать обиды. Если тебя в классе обижают - надо отомстить. Жестоко, чтобы боялись. Иначе ты не мужчина. Бей русских, бей бурятов. Они должны знать, что настоящие мужчины - только на Кавказе!\"

И эти слова восьмиклассник Тихомиров под сомнение не ставил. Хотел быть \"настоящим мужчиной\".

Как только Саша перешел в 9-й класс, он очень переменился, - продолжает классный руководитель Зоя Тулугоева. - Если до этого он разговаривал с нами, то вдруг резко перестал. Ни с кем не общался. Скатился на сплошные двойки и тройки.

Теперь уже Саша-Саид презирал тех, кто раньше дразнил его рохлей. Задирал парней, но драться с ним боялись. Все знали, что сожитель его мамы - чеченец. Не хотели связываться.

А чего же педагоги не забили тревогу? В школе все пожимают плечами. В конце 90-х в школе не работали психологи и социальные педагоги, которые должны были следить за парнем, ходить домой и смотреть, в каких условиях он живет. Всем было не до этого. А может быть, сожителя матери боялись не только школяры-задиры, но и учителя...

Чеченцы сразу поняли, что из этого мелкого недотепы, рохли можно лепить то, что им надо. А нужен был им, как выяснилось, террорист, - говорят педагоги.

\"Ну чисто волчонок\"

После 9-го класса, как только Тихомиров получил аттестат о неполном образовании, дядя Исмаил сорвал семью с насиженного места. И увез в Чечню - у него там был дом. Галина приехала в Улан-Удэ год спустя - забрать деньги у квартирантов, которых пустили пожить. Была вся в черном, говорила, что тоже приняла ислам. Сообщила, что дочку родила. И что скоро передет жить то ли в Москву, то ли в Египет. В Чечне неспокойно.

А Сашка приехал еще через год, с женой-мусульманкой. Продал квартиру родителей, забрал деньги и был таков. С соседями не общался.

Страшно было подойти. Когда Саша переехал к матери, он был вежливым и добрым. А вернулся из Чечни - глазами на всех зыркал злобными, ну чисто волчонок.

Вот этот волчонок и вырос в безжалостного волка. В свои 28 лет Саид Бурятский успел прогреметь на всю Россию - организация покушения на президента Ингушетии, взрыв РОВД в Назрани, гибель \"Невского экспресса\".

История 28-летнего палача ИГИЛ, русского по происхождению, Анатолия Землянки, который в Сирии публично казнил своего российского земляка из Чечни (обвинив его в причастности к нашим спецслужбам), сильно потрясла российскую общественность. И вновь заставила вернуться к обсуждению темы русских мусульман, причастных к исламистских террористическим организациям...

Это темы я уже касался на нашем сайте. Но очевидно, что писать об этом придётся ещё не раз и не два. Потому что ситуация, к сожалению, отнюдь не меняется к лучшему.

Вначале было слово...

Итак, с некоторых пор к радикальному исламистскому подполью стали проявлять большой интерес русские молодые люди. О причинах такого интереса мы поговорим чуть ниже, а полка замечу, что своеобразным «пионером» в этом плане выступил боевик Саид Бурятский, воевавший против российских силовых ведомств в составе экстремистской организации «Имарат Кавказ». Вот что об этом человеке пишет весьма информированный сайт «Кавказский узел»:

«Александр Тихомиров (Саид Бурятский). Родился в 1982 году в г.Улан-Удэ. По отцу — бурят, по матери — русский. В подростковом возрасте учился в буддийском дацане. Самостоятельно изучая исламскую литературу, в 15 лет принял ислам. Позже переехал в Москву, учился в медресе „Расуль Акраме“, суннитском медресе в г.Бугуруслан Оренбургской области.

С 2002-го по 2005-й год Александр Тихомиров обучался в центре изучения арабского языка „Фаджр“, изучал теологию в исламском университете „Аль-Азхар“ в Египте, а затем у различных авторитетных ученых-шейхов в Египте и Кувейте. Из-за проблем с египетскими спецслужбами вынужден был вернуться.

Вместе с тем, по данным Генпрокуратуры РФ А.Тихомиров в это время „проходил длительную подготовку в Саудовской Аравии“.

После возвращения из Кувейта занимался самообразованием, работал в религиозном издательстве „Умма“ в Москве, служил при Московской соборной мечети. Благодаря многочисленным лекциям, распространяемым на аудио- и видеоносителях и в Интернете и пользующимся большой популярностью в среде исламской молодежи, Александр Тихомиров стал известен как учёный-богослов (шейх), проповедник ислама. Ездил с проповедями по России и странам СНГ. Женившись, вернулся в Бурятию, в Улан-Удэ, где жили его сестра и мать.

В мае 2008 года Александр Тихомиров тайно прибыл на Северный Кавказ, где встретился с лидером кавказских моджахедов, „военным амиром Имарата Кавказ“ Докку Умаровым и принес ему присягу (байат). По словам Тихомирова: „После провозглашения Имарата Кавказ отпали все сомнения. У нас один амир и одно государство. И прямая обязанность каждого мусульманина сегодня выйти на Джихад и помогать Джихаду словом и имуществом“.

За год участия в „священной войне против России“ А.Тихомиров участвовал в ряде диверсионных операциях вооруженных формирований, возглавляемых Доккой Умаровым. Выступал с видеообращениями на русском языке в Интернете с призывом к исламской молодежи в странах СНГ присоединяться к вооруженной борьбе на Кавказе, писал статьи для сайта „Кавказ-центр“ и давал интервью о джихаде. В среде радикальных исламистов снискал славу „моджахеда-интернационалиста“, своего рода „исламского Че Гевары“.

Президент Чечни Рамзан Кадыров заявлял, что, по его сведениям, Александр Тихомиров является „главным идеологом бандподполья“ и, что он полтора года готовил террориста-смертника Рустама Мухадиева, который 26 июля 2009 года подорвал бомбу на Театральной площади в Грозном.

30 июля 2009 года Следственное управление при МВД по Чеченской Республике возбудило в отношении А.Тихомирова уголовное дело...

2 марта 2010 года сотрудники федеральных спецслужб блокировали несколько домов в селе Экажево (Ингушетия), где по оперативной информации скрывались боевики. В ходе боя погибли шесть сепаратистов, ещё 16 человек были арестованы по подозрению в причастности к НВФ. 4 марта представители силовых структур Чечни заявили, что среди погибших в Экажево 2 марта боевиков был и Александр Тихомиров. Вскоре эта информация была подтверждена и сепаратистами, на сайтах которых опубликованы сообщения о „шахиде“ А.Тихомирова (Саида Бурятского)».

Кстати, проповеди Саида Бурятского пользовались огромной популярностью среди российской молодёжи, и не только у традиционных мусульман. Под влияние этих проповедей попало немало русских. Это стало ясно в конце 2013 года, когда прогремела серия взрывов в Волгограде, унесшие жизни десятков человек.

Российские спецслужбы в этой связи разыскивали некоего Павла Печёнкина, уроженца Республики Марий Эл, активного члена буйнакской террористической группировки Дагестана. Скорее всего, именно этот человек непосредственно разработал и осуществил теракты...

До какого-то времени Павел был вполне нормальным парнем и работал медиком у себя на родине. Но потом увлёкся исламским вероучением. Несколько лет назад он принял ислам и взял себе новое имя Ансар Ал-руси (руси – по-арабски значит русский), после чего исчез. А скоро спецслужбы получили информацию о том, что новоявленный мусульманин объявился в Дагестане уже как активный подпольщик-террорист.

В течение 2013 года родители Печёнкина трижды через видеообращения призывали его сдать оружие и вернуться к обычной жизни. Они даже специально приезжали в Дагестан, чтобы встретиться с сыном. Однако Павел никак не реагировал на их призывы. Только однажды, через YouTube он ответил родителям. Он заявил, что приехал в Дагестан сознательно, дабы заработать себе «попадание в рай», и не намерен возвращаться домой.

После этого он прервал с миром всякую внешнюю связь. «Напомнил» о себе уже через трагедию в Волгограде...

Увы, фигура Печёнкина – это, к сожалению, не исключение в террористическом подполье. Предыдущий теракт в том же Волгограде, который совершила террористка-смертница Наида Асиялова, взорвавшая троллейбус со студентами, также имеет отчётливый русский след. На «подвиг» Асиялову подвигнул её гражданский супруг 21-летний Дмитрий Соколов, подрывник диверсионно-террористической группы «Махачкалинская». Его мусульманское имя – Абдулжабар.

Путь в бандитское подполье у Соколова был примерно такой же, как и у Печёнкина. После школы в 2009 году он поступил в Московский государственный университет лесного хозяйства. Однако через два месяца взял академический отпуск, а затем и вовсе забрал документы из вуза. Причина – увлечение идеями радикального ислама.

Летом 2013 года об исчезновении сына заявили его родители, которые рассказали, что он однажды ушёл в мечеть – и домой больше не вернулся. Дальше Соколов фигурировал лишь в оперативных сводках спецслужб.

Через несколько недель после подрыва Асияловой Дмитрия в Дагестане выследили сотрудники ФСБ и блокировали в одном из домов. Сдаваться он отказался, и был уничтожен...

Сестра по смерти

А вот какие сообщения приходили из Астрахани. Газета «Известия»:

«Российские спецслужбы предотвратили очередной теракт. Во время масштабной антитеррористической зачистки в Астрахани оперативники задержали 25-летнюю вдову боевика Викторию Волкову, взявшую мусульманское имя Айша Курбатова».

Её 27-летний супруг Виктор Волков когда-то работал грузчиком на одном из астраханских рынков, где, по сведениям спецслужб, его завербовали кавказские боевики. В 2010 году он принял ислам, сменил имя на Валида и стал участником кизилюртовской бандитской группировки Дагестана.

По данным спецслужб, «русский ваххабит» участвовал в нескольких убийствах полицейских, сотрудников ФСБ и прокуратуры, в грабежах и разбоях. В сентябре 2012 года он был уничтожен. После смерти мужа Волкова живёт в Астрахани с матерью и двумя малолетними детьми. Она по-прежнему исповедует ислам и нигде не работает.

Во время обыска дома Волковой оперативники обнаружили мощную самодельную бомбу из пластида, начиненную в качестве поражающих элементов металлическими обрезками. Сама Волкова утверждала, что она ничего не знала о тайнике, и заявила, что бомба принадлежала её супругу...

А всего, по оперативным данным, в последние годы в Астраханской области приняли ислам несколько десятков этнических русских. Летом 2013 года представитель УФСБ по Астраханской области Алексей Байгушкин заявил, что в регионе насчитывается 60 жён или вдов боевиков, которых можно считать потенциальными террористками...

«Последние акты террористок-смертниц показали, что у ваххабитских терактов — лицо русской девушки. — говорится в статье „Русские девушки в планах ваххабитов“ (сайт „Большой Кавказ“) — В 2011 году это было лицо Марии Хорошевой, взорвавшей отдел милиции в дагестанском поселке Губден. В конце августа 2012 — лицо Аллы Сапрыкиной, убившей шейха Саида-эфенди Чиркейского. Начало 2013 года ознаменовалось именем Алёны Быковой. 19-летняя Алёна, жительница города Волжский, никого подорвать не успела, но занималась далеко не безобидными вещами: вербовала в соцсетях русских девушек для принятия „чистого ислама“ и последующей войны с неверными „на пути Аллаха“. Даже если судить по этой фактологии, то вывод напрашивается сам собой: на русских смертниц у ваххабитского бандподполья есть свои особые планы.

Кратко суть этих планов можно изложить так. Русская ваххабитка — это не просто зомбированная кукла, обученная замыкать контакты на „поясе шахида“, а деятельное, говорящее орудие, которое может не только взрывать, но заниматься деятельной пропагандой идей „правильного ислама“ среди девушек всех национальностей России. „Русскость“ вербовщицы — главный залог успеха предприятия, а дагват (призыв) из уст русской сестры более результативен и продуктивен»...

В джамаате нет ни русских, ни нерусских, есть сёстры по вере. Русскую обитательницу джамаата отличает разве что большее рвение и активность. Благодаря этому рвению русские ваххабитки часто берут верх над своими неславянскими «сёстрами». Если русская сестра «успешно» подрывается, то её имя новый призыв шахидок произносит с чувством благоговения. «Наша русская сестра стала шахидом на пути Аллаха», — говорят они. И мечтают повторить её действия. Если какая-то девушка вдруг остановится на полпути, её встряхивают со словами: «Хочешь нас сдать ФСБ? Они тебя не пожалеют, не мечтай. А этот мир нужно ненавидеть. Делай своё дело и молись, чтобы поскорее оказаться в раю». Это — примерно процитированные слова Марии Хорошевой, адресованные другой «сестре», которая не захотела взрывать себя, потому что была беременна от мужа-ваххабита... ".

Сегодня к этому скорбному террористическому списку можно смело добавить имя студентки МГУ Варвары Карауловой, которая весной это года пыталась бежать на территорию ИГИЛ.

Где правда, брат?

Вот такая получается печальная картина – террористические структуры сегодня усиленно пополняются русскими людьми. Кстати, об угрозе «русского террористического ислама» ещё десять лет назад громко говорил известный чеченский полевой командир Шамиль Басаев, который утверждал, что немало русских людей стали увлекаться радикальными мусульманскими идеями. По словам Басаева, это очень хорошо, так как даст возможность перенести «священную войну против неверных» с Кавказа в чисто русские регионы.

Тогда эти заявления Басаева наши власти посчитали за бахвальство и попросту от них отмахнулись. Однако время подтвердило серьёзность угроз чеченского главаря.

А причины такого тревожного положения дел, как мне кажется, лежат буквально на поверхности.

Прежде всего, нашего государство не очень часто демонстрирует приверженность к принципам социальной и иной справедливости — скорее даже наоборот. Чем активно и пользуются вербовщики-исламисты...

Первой «жертвой» в этом плане стали мусульманские северо-кавказские республики. Сегодня наши власти объясняют живучесть здешнего террористического подполья прежде всего поддержкой неких международных экстремистских организаций, вроде пресловутой «Аль-Каиды» или того же ИГИЛ. Однако они не дают внятных объяснений по поводу местных причин, рождающих терроризм в Кавказском регионе.

К сожалению, в своё время Москва допустила роковую ошибку, когда отдала всю власть в регионе на откуп местным начальникам. В результате доступ к властным и иным ресурсам получили исключительно родственники этих начальников. Остальное население тех или иных республик фактически оказалось выброшенным на обочину жизни со всеми вытекающими отсюда последствиями – массовой безработицей, очень низким уровнем жизни и полным отсутствием каких-либо перспектив для молодёжи.

Неудивительно, что подобное положение дел буквально толкает здешнюю молодёжь в среду радикальных исламистов...

Следующим объектом радикальной пропаганды стали уже русские молодые люди, которые всё чаще и чаще сталкиваются примерно с теми же социальными и духовными проблемами, что и их кавказские ровесники – нравственный вакуум, властный произвол, отсутствие жизненных перспектив. Часто это накладывается на общее социальное неблагополучие семей, где выросли будущие террористы. Вот что, к примеру, вспоминали соседи о детстве Виктора Двораковского, одного из разыскиваемых ныне исламских экстремистов, организовавшего в бандитском подполье целую школу для шахидов-самойбийц:

«Мать тянула на себе всех: мужа и двоих сыновей — младшего Витю и старшего Алексея. Долгое время женщина работала билетёршей на дискотеке, потом переквалифицировалась в кассира в баре, а позже её понизили до уборщицы — она скатерти стирала, полы мыла, выполняла всю грязную работу. Лёша и Витя взялись помогать матери. На протяжении трёх лет они обирали черешневые сады, а ягоды продавали на трассе. Часть вырученных средств отдавали сторожам, чтобы те не гоняли их».

Такая жизнь уже с ранней юности бросила Виктора в радикальную среду:

«В 2005 году Двораковский прибился к местным скинхедам. Носил чёрную униформу, на груди — эмблема со свастикой, бритый затылок. И постоянно выкрикивал: “Россия для русских!” Несмотря на такие странности, друзья у Вити всегда водились. У него была компания 7-8 человек. Они все вместе выпивали, на дискотеки ходили. Витя разорвал отношения с ребятами, когда познакомился с неким Владимиром Скирко, который уговорил Двораковского принять ислам».

С тех пор Виктор фигурирует исключительно в оперативных сводках спецслужб... Примерно такой же путь к исламизму, через увлечение нацизмом, прошёл и Анатолий Землянка.

Поданным сайта LifeNews:

По его словам, любимой группой Землянки, жителя города Ноябрьск (Ямало-Ненецкий автономный округ), была Rammstein. „Нельзя сказать, что он был конченым скинхедом-фашистом, но интерес к этому он проявлял, уважительно о них отзывался. Ему нравилась внешняя показная сторона — любил нацистское приветствие“, — отметил Юрий. „Он неодобрительно отзывался о нерусских, а потом спустя какое-то время изменил вдруг свое отношение к ним“, — добавил одноклассник.

Муслим Ахмедханов, знакомый террориста, рассказал, что Землянка в какой-то момент стал приверженцем радикального ислама, а в его окружении появились люди, призывавшие к джихаду. „Они приходили вместе в мечеть, все время спорили с другими мусульманами, свою позицию проталкивали, листовки раздавали потихоньку, брошюры свои“, — вспоминает Ахмедханов».

В 2013 году Землянка уехал на Ближний Восток, где примкнул к группировке ИГИЛ...

Почему эти люди перешли от нацистских идей к идеям исламизма? Видимо потому, что на многие волновавшие их жизненные вопросы смогли ответить лишь мусульманские проповедники-террористы.

Почему нет духовности? Потому что нет веры в Аллаха, а чиновники погрязли во лжи и распутстве. Почему нет справедливости? Потому что люди не чтут Коран, который провозглашает всех без исключения равными перед лицом Господа Бога. Как достичь совершенства и блаженства? Только убив неверного, истинный мусульманин попадает в рай... Простые ответы на самые сложные вопросы...

Председатель духовного управления мусульман Москвы Альбир Крганов в интервью «Известиям» рассказал, что неофиты (то есть те, кто переходит в новую веру), не всегда уживаются с той средой, в которую пришли. Они обособляются. Были чужими в той среде, откуда ушли, но не становятся своими и там, куда пришли. Отсюда появляются комплексы и самовыражение, которое чаще всего проявляется в жестоких терактах. Это подтверждают и другие специалисты — например, известный в нашей стране исламовед, профессор Роман Силантьев:

«Русские мусульмане, которых насчитывается всего шесть тысяч человек, дали стране террористов больше, чем мусульмане-татары, которых почти 4 миллиона. Оба условно русских по национальности имама отсидели, один — за разжигание религиозной розни, другой — за участие в террористической деятельности... Факт, от которого никуда не деться: немалая часть людей идёт в ислам для того, чтобы заниматься терроризмом и свергать власть. Больше ста лет назад люди за этим в народовольцы шли, а сейчас считают, что терроризмом надо заниматься посредством ислама. Не потому, что они так его любят, а потому, что воспринимают как самое надёжное средство вооружённой борьбы. Те же „приморские партизаны“, хоть и не были мусульманами, диски с проповедями Саида Бурятского использовали весьма активно. Сейчас ислам стал неким убежищем людей, которые хотят любой ценой взорвать ситуацию в стране и устроить новую революцию...

Ислам для неофитов — это прежде всего поиск выражения агрессии. Вот ненавижу я, допустим, власть, хочу их всех поубивать — чиновников, ментов — куда я пойду? Могу, конечно, сам организацию создать. Но гораздо проще влиться в ряды товарищей, у которых всё давно отлажено»...

Отошли от креста

Ещё одна проблема — практически полное отсутствие духовно-нравственных ориентиров для подрастающего поколения. Ни наши власти, ни общество в целом за годы после крушения советских идеалов так в этом плане ничего и не выработали. Мало того, власти, похоже, не горят желанием эти ориентиры устанавливать!

Недавно один большой начальник заявил по телевидению, что духовность нашей молодёжи следует искать... в занятиях спортом. Мол, для этого и проводятся такие грандиозные мероприятия, как Олимпиада в Сочи.

Я бы не стал комментировать этот откровенный бред, если бы сей дядя действительно не был большим начальником, а значит – его слова действительно отражают нынешнюю государственную политику. А точнее – полное отсутствие таковой в деле духовно-нравственного воспитания молодёжи.

Можно смело утверждать – у нас сегодня вообще нет никакой молодёжной политики! Хотя любое уважающее себя государство должно уделять этому вопросу первостепенное внимание – ведь от этого зависит будущее самого государства.

Не зря в Советском Союзе существовала целая система молодёжных организаций – от октябрят до комсомола, – которая как раз занималась глубоким и всесторонним воспитанием детей как сознательных граждан Советской страны. И пусть не всех молодых людей, но подавляющее их большинство эти организации действительно воспитывали именно такими гражданами, имевшими, ко всему прочему, ещё и здоровый иммунитет к любому виду экстремизма. А ещё для детишек великолепно работала внеклассная система воспитания – всевозможные кружки, дома творчества, спортивные секции. И всё это совершенно бесплатно!

Тогдашние правители прекрасно понимали, что экономить на молодёжи нельзя. Такая экономия впоследствии может обойтись стране слишком дорого. Нынешняя террористическая угроза России, где уничтожены все прежние советские наработки по молодёжному воспитанию, – яркий пример печальных последствий такого рода экономии...

Одно время, в начале 90-х годов, наша общественность питала большие надежды на Русскую Православную Церковь, которая должна была придать духовный импульс развитию русского народа. Однако здесь очень быстро наступило разочарование.

Я уже неоднократно писал о том, что наша Церковь фактически полностью поддерживает политику нынешней нашей власти, даже в самых неблагоприятных её проявлениях, вроде политики социальной несправедливости или в деле губительных для страны либеральных «реформ». Мало того, нынешняя церковная иерархия фактически стала частью правящего в стране класса – не только с точки зрения властных полномочий, но и в имущественном отношении. Порой складывается впечатление, что иерархов сегодня более всего волнуют не вопросы духовности, а забота о накоплении богатства и увеличения церковной собственности.

Помню, как лет десять назад известный православный публицист Михаил Назаров горько рассказал мне, что наша церковная иерархия подобным своим поведением буквально выталкивает ищущих Бога русских людей из Православной церкви в ряды язычников и мусульман.

«Меня, русскую, предала моя русская власть, русские попы и менты. Они предали и тебя. Истинная цель жизни одна — джихад на пути Аллаха, самопожертвование и райские сады». Примерно так вела свою проповедь среди девушек ваххабитка Мария Хорошева, жена «моджахеда» по имени Виталий Раздобудько...

«Я считаю, что исламизация русских девушек — во многом результат плохой работы Русской Православной Церкви и чиновников, которые не уделяют русской молодёжи должного внимания, — сказал „Большому Кавказу“ Руслан Гереев, директор Центра исламских исследований Северного Кавказа. — Духовной защиты русского населения в России нет нигде. Из-за этого русские первыми падают жертвами алкоголизма, наркомании, тоталитарных сект и подвергаются заражению вирусом радикального исламизма. Духовная незащищённость толкает русских девушек в джамааты, делает их смертницами. Число их, увы, будет только увеличиваться...».

Таким образом, с точки зрения духовности Россия, подобно странам Запада, находится сейчас в фактической пустоте. А как гласит одна русская поговорка – свято место пусто не бывает. Пустоту начинают стремительно заполнять другие силы, порой откровенно враждебные России, включая и радикальный ислам. И я соглашусь с Русланом Гереевым — на таком печальном фоне пополнение рядов террористов русской молодёжью с каждым годом будет только усиливаться.

Очевидно, вплоть до тех пор, пока нами будут командовать люди, призывающие искать духовность исключительно в спорте или молиться только на Олимпийские игры...

Вадим Андрюхин, главный редактор

По сообщению руководителей спецоперации в Ингушетии, в селении Экажево был убит шейх Саид Бурятский. Уничтожение одного из самых известных террористов Имарата Кавказ подтвердил президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров. Сомнений в его смерти...

По сообщению руководителей спецоперации в Ингушетии, в селении Экажево был убит шейх Саид Бурятский. Уничтожение одного из самых известных террористов Имарата Кавказ подтвердил президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров. Сомнений в его смерти быть не может.

В рамках проекта «Как устроено подполье» мы даем биографическую справку Саида Бурятского.

Бурятский был весьма интригующей фигурой подполья. Безусловный лидер мнений среди молодежи кавказских республик. Молодой, трезво мыслящий богослов, чье появление в стане боевиков сыграло очень на руку идеологам Кавказского имарата.

Александр Тихомиров родился в Улан-Удэ. Бурят он только по отцу. По матери - русский, кавказских корней у него нет совсем. До 15 лет был буддистом, учился даже, говорят, в буддийском дацане. Потом что-то с ним случилось, и он принял ислам, став с этой поры Саидом Абу Садом.

На этом пути он продвинулся далеко.

Знатоки из спецслужб говорят, что на тихомировское обращение повлияла дружба не то с чеченцами, не то с ингушами. Все это выглядит сомнительно. Вот что рассказывает человек, который жил с Тихомировым в Улан-Удэ по соседству:

«Жил на Хахалова, рядом с седьмой поликлиникой, учился в 51-й школе. Так себе школа, из простых… Я мало кого из них в лицо помню, они обычно толпой ходили, что девки, что парни. Все одинаковые какие-то, хотя мы тогда ВСЕ одинаковые ходили, все на одном китайском рынке одевались. Неприметным он был мальчиком, серым и тихим. Думаю, били его нещадно. Я его могу понять. Отчего же серому пацану с серых задворок железнодорожного района серого города не захотеть чего-то значительного?

Можно сколько угодно гадать, каковы же были его мотивы начать изучать ислам. Я слабо верю во влияние друзей-чеченцев. Какие чеченцы в городе Улан-Удэ в середине 90-х?»

Повзрослев, Саид уехал учиться в Москву, однако учебу вскоре бросил: ему показалось, что в московском медресе преподают не тот ислам. Свое образование он продолжил в медресе «Аль-Фуркан» (Бугуруслан, Оренбургская область). Это знаковая страница в его биографии. Имена отдельных выпускников Бугурусланского медресе известны всему миру. Были они и среди террористов, атаковавших школу в Беслане.

Бугурусланское медресе очень не любили прокуратура и ФСБ. Здешнее руководство без конца обвиняли в экстремистской деятельности. В конце концов, в 2004 году медресе было закрыто. Но до этого времени Саид Абу Саад успел его закончить и уехать с группой выпускников продолжать обучение в Египте. Там он проучился около трех лет, в совершенстве овладел арабским. Потом перебрался продолжать образование в Кувейт.

Вернувшись в Россию, он устроился в московское издательство «Умма» переводчиком с арабского. Тогда же он начал читать свои первые лекции, которые вмиг обрели невероятную популярность. Темы лекций не настораживали. «Достоинство поста», «Ад», «О вере и неверии». И если коллеги и решались с ним спорить на этом этапе, то споры эти носили исключительно богословский характер.

История с его появлением на Кавказе очень смутная. Якобы Докку Умаров сам позвал ангелоподобного юношу нести слово Аллаха своим воинам. А у Саида к тому времени уже не только образовалась цельная точка зрения относительно места настоящего мусульманина в этом мире - но и проблемы с правоохранителями в Москве. И вот он пропал на некоторое время, а потом вновь дал о себе знать - уже в рядах ингушского фронта Кавказского имарата.

Его проповеди - вперемежку на русском и арабском - стали регулярно появляться на сайтах сепаратистов. Именно здесь, на Кавказе, не сдерживаемый никакими рамками, шейх Саид Абу Саад развернул свою харизму во всю ширину. Он начал выступать уже не только на богословские темы (хотя такие преобладают), он касался и острополитических вопросов положения России на Кавказе. Одна из часто упоминаемых им тем: спецслужбы не имеют никакого отношения к Имарату Кавказ.

Разумеется, были и те, кто считал возвышение Саида Бурятского искусственным. Часто его попрекали в том, что «шейхом» он зовет себя понапрасну, что знания его поверхностны. Идейные противники (немногочисленные) ставили ему в укор приверженность «низкому штилю». Саид действительно очень часто строит свои лекции на пересказе сюжетов, почерпнутых из священных книг. Недовольные говорят: «Что история? Кто-то подпрыгнул, другой побежал, третьего убили. Это как кино. Это легко слушать!»

Но, сделав ставку на простоту восприятия, Саид Бурятский, прекрасный рассказчик, добился цели, которой до него не могли достичь многие и многие проповедники от имарата. Он показал молодым, что ислам - далеко не скучная штука. Это очень сильно способствовало популяризации идей террористов – достаточно почитать форумы на пропагандистских сайтах.

Саид однажды уже был объявлен мертвым. Вскоре после подрыва Назрановского ГОВД 17 августа прошлого года по сети разошелся видеоролик, в котором он сидит в «Газели» со взрывчаткой и рассказывает на камеру о том, какой «подарок» ждет ингушскую милицию. В титрах в конце ролика говорится следующее: «Саид лично за рулем а/м «Газель» осуществил подрыв логова кафиров и муртадов «ГОВД г. Назрань».

Спустя несколько дней Саид, живой, в другом ролике рассказал, что вышла ошибка. Что не он был за рулем той «Газели», а лишь благословил братьев на смерть.

Это последний видеоролик Бурятского. Сайты Кавказского имарата продолжают выкладывать аудиообращения от него, однако речь в тех посланиях идет опять же об абстрактном. Никакие знаки не позволяют сделать вывод о том, что эти записи - свежие.

Саид исчез, и исчез некрасиво. Противники и прежде часто ему ставили в упрек: «Что же ты так нахваливаешь путь шахида, а сам только разговорами и силен?» Теперь же стали громче говорить и о другом: Саид Бурятский как феномен был креатурой спецслужб - оттого он так яро и открещивался от них. Они его на Кавказ завели, они же и вывели.

Родные Бурятского, к слову, не живут в России с тех самых пор, как он ударился в экстремизм.

P.S. Очередной выпуск проекта «Как устроено подполье» - в ближайших номерах «Новой».

Саид абу Саад аль-Буряти (известен как Саид Бурятский; имя при рождении Александр Александрович Тихомиров; 1982, Улан-Удэ, Бурятия - 2 марта 2010, Экажево, Ингушетия, Россия) - террорист, исламский проповедник и один из идеологов северокавказского вооружённого подполья.

4 марта 2010 года источники в российских силовых структурах распространили сведения, что Саид Бурятский убит в Ингушетии. Личность убитого подтверждена результатами судмедэкспертизы, проведенной в Ростове-на-Дону.

6 марта 2010 года Президент Ингушетии Юнус-бек Евкуров подтвердил факт гибели Саида Бурятского.

Биография Саида Бурятского

Родился в городе Улан-Удэ (Бурятия). По отцу бурят, по матери русский. Отец умер, когда Саиду не было и года. Вырастила мать. Отчим - чеченец. В подростковом возрасте учился в буддийском дацане, затем в 15 лет принял ислам.

Самостоятельно (по другим данным, под влиянием друзей-ингушей) изучал исламскую литературу. Взял себе исламское имя Саид. Позже переехал в Москву, учился в медресе «Расуль Акраме», который, по его собственным словам, бросил из-за его прошиитской направленности, а затем учился в суннитском медресе в Оренбургской области.

В 2002 году, в составе группы студентов медресе Бугуруслана, отправился на учёбу в Египет. Последующие три года обучался в центре изучения арабского языка «Фаджр», изучал теологию в исламском университете «Аль-Азхар» в Египте, который считается лучшим среди университетов суннитского толка.

По данным сайта «Гураба», «среди студентов того времени известен своей искренностью к религии и постоянным чтением исламских книг. Знал наизусть 40 хадисов Навави с шархом, Акида Тахави, Умдатуль Ахкам».

В 2005 году вернулся из Кувейта и занялся самообразованием, служил при Московской соборной мечети. Работал в организации «Дар уль-Акрам» и сотрудничал с религиозным издательством «Умма».

С 2002 года стал записывать лекции на религиозные темы, которые быстро распространялись в среде исламской молодежи. Среди наиболее известных его лекций - циклы «Праведные предшественники», «Путешествие в вечную жизнь», «Талбис Иблис» (с арабск. «Покрывало сатаны»), «100 историй гибели несправедливых» и другие.

Также занимался переводом с арабского на русский язык религиозных документальных фильмов («Преступления шиитов на протяжении веков», «Описание молитвы Пророка»). Ездил с проповедями по регионам России и странам СНГ. Женившись, вернулся в Улан-Удэ, где проживали его сестра и мать. Часто давал уроки в режиме онлайн через систему PalTalk.

По причине активной просветительской деятельности и салафитской позиции пользовался большим авторитетом в среде исламской молодежи России и стран СНГ.

В 2007 году совершил паломничество (хадж) в Мекку и Медину, где записал цикл лекций «Священная Мекка».

«Кавказский эмират»

В начале 2008 года Саид Бурятский получил видеописьмо от известного арабского полевого командира Муханнада и решил присоединиться к северокавказскому вооружённому подполью. Через несколько месяцев он тайно прибыл в Чечню, где встретился с лидером подполья, т. н. «амиром» террористической организации «Кавказский эмират» (Имарат Кавказ) и сделал ему исламскую присягу (байат).

«После провозглашения Имарата Кавказ отпали все сомнения. У нас один амир и одно государство. И прямая обязанность каждого мусульманина сегодня выйти на Джихад и помогать Джихаду словом и имуществом».

Присоединение Тихомирова к вооружённому подполью вызвало неоднозначную реакцию в среде русскоязычных мусульман. Публицист Гейдар Джемаль, неоднократно выражавший симпатии террористам, назвал Тихомирова «символом нового поколения в эпопее кавказской борьбы», подчеркнув, что «мы и раньше видели проповедников (носителей да’вата), принадлежащих к различным этническим группам. Видели аварцев, лакцев, карачаевцев, черкесов, арабов…

Но все эти достойные люди были либо представителями кавказского ареала, либо, по крайней мере, принадлежали к тому или иному традиционно мусульманскому народу. В данном случае впервые от имени Имарата Кавказ выступает как идеолог, как авторитетный представитель человек евразийского происхождения, в жилах которого течет русская и бурятская кровь». Журналистка «Эха Москвы», Юлия Латынина назвала Саида Бурятского «исламским Че Геварой бурятского разлива».

В последующие месяцы Саид Бурятский принимал участие в диверсионных операциях и вылазках бандгрупп. Находясь в лесу он записал несколько видообращений, аудио лекций и статей о джихаде и ситуации на Северном Кавказе, которые были опубликованы на «Кавказ-Центре» и других экстремистских сайтах.

Террористическая деятельность Саида Бурятского

По данным российских правоохранительных органов, Саид Бурятский причастен к покушению на президента Ингушетии Юнус-бека Евкурова, организации террористического акта в Назрани. Также Саид Бурятский взял на себя ответственность за подрыв поезда «Невский экспресс».

По утверждению президента Чеченской республики , Александр Тихомиров «главный идеолог бандподполья» и именно он готовил террориста-смертника Рустама Мухадиева, который подорвал бомбу на Театральной площади в Грозном 26 июля 2009 года.

Саид Бурятский не отрицал свои причастность к таким атакам, но, по его словам, его помощь заключалась в приготовлении «поясов смертника», нарезке арматуры для создания осколочного поражения и т. п. Негативно оценивало Тихомирова информационное агентство «Чечня сегодня», характеризуя его как «невежду, нахватавшегося верхушек от религии», «оборотня в чалме», которому «нужна кровь чеченского народа».

Следственным управлением при МВД по Чеченской Республике 30 июля 2009 года в отношении Александра Тихомирова было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 208 Уголовного кодекса России: «участие в вооруженном формировании, не предусмотренном федеральным законом».

Основанием для начала проверки перед возбуждением дела стали видеозаписи и фотографии, на которых Тихомиров появлялся с боевиками и которые были размещены в Интернете.

Рамзан Кадыров, оценивая призывы Тихомирова, сказал: «Это говорит человек, который не имеет понятия об исламе. Его слушают Докку Умаров и ему подобные бандиты. Эти люди призывают чеченцев ненавидеть свою историю, традиции, культуру».
Сообщения о гибели

В конце августа 2009 года на сайте «Хунафа» (информационном ресурсе ингушского бандподполья) появилось сообщение, что за рулем заминированного автомобиля «ГАЗель», который утром 17 августа 2009 года протаранил ворота ГОВД города Назрань и осуществил подрыв здания, находился лично Саид Бурятский.

Мощность взрыва, в результате которого по официальным данным погибло 25 сотрудников милиции и было ранено 260 человек, составила по разным оценкам от 400 до 1000 кг в тротиловом эквиваленте. Здание Назрановского ГОВД было полностью разрушено.

Через два дня эта информация была опровергнута командованием ингушского подполья, а через некоторое время на сайте «Хунафа» появилось видео, в котором Саид Бурятский лично опроверг свою гибель и сообщил, что за рулем автомобиля находился другой боевик.

4 марта 2010 года появились сообщения российских силовых структур, что в ходе контртеррористической операции в Назрановском районе Ингушетии близ села Экажево был убит Саид Бурятский.

По данным ФСБ, утром 2 марта подразделения спецназа обнаружили и блокировали бандгруппу на окраине села. Боевики рассредоточились по нескольким домам и на территории заброшенной фермы.

В ходе перестрелки, длившейся несколько часов, было убито несколько боевиков, оставшиеся в живых сдались в плен. После спецоперации в Экажево сотрудники правоохранительных органов обнаружили большое количество оружия и взрывчатки (несколько гранатомётов, пулемёт, автоматы и пистолеты, более трёх тысяч патронов, девять 50-литровых бочек с натриевой селитрой, три мощных самодельных взрывных устройства).

На месте столкновения был обнаружен сильно обгоревший труп, у которого почти отсутствовала голова и при котором был найден паспорт на имя Александра Тихомирова (настоящее имя Саида Бурятского). Судебная экспертиза в Ростове-на-Дону также подтвердила эти сведения.

РИА «Новости» со ссылкой на высокопоставленный источник в Северо-Кавказском федеральном округе сообщило, что труп Тихомирова будет закопан в безымянной могиле, что связано с практикой не выдавать тела террористов родственникам.

Рамзан Кадыров выразил удовлетворение ликвидацией Тихомирова, отметив, что эта же участь ждёт Докку Умарова. Кадыров также назвал Тихомирова бандитом, работавшим на западные спецслужбы.

Религиозно-идеологическая позиция

Значительную часть деятельности Саида Бурятского до его ухода в подполье составляла критика различных исламских течений - шиитов, суфиев, и прочих. В обобщённой форме сведения о существующих 73-х течениях в исламе, Саид Бурятский изложил в своих лекциях по книге Абуль Фараджа аль-Джаузи «Талбис Иблис».

Критика шиизма

Ещё с самого начала своего обучения исламским наукам (фикху и акиде) Саид Бурятский стал и оставался, по словам лидера движения НОРМ Харуна ар-Руси, «непримиримым противником шиизма». Обучение в медресе «Расуль Аркам» Бурятский, по его же словам, бросил из-за шиитской направленности этого учебного заведения.

Позднее Саид Бурятский записал лекции о Хусейне ибн Абу Талибе, Усмане ибн Аффане, противостоянии Али и Муавии, в которых изложил салафитскую версию истории первой смуты (фитны) среди мусульман, сделав тем самым опровержение шиитской версии историй эпохи праведных халифов. Также Саид Бурятский перевёл на русский язык арабский документальный фильм «Преступления шиитов на протяжении веков».

Критика суфизма

Несмотря на то, что у Саида Бурятского нет отдельных лекций, посвященных критике суфизма, в целом за ним закрепилась слава противника суфизма из-за его жесткой салафитской позиции по отношению к исламским течениям в целом, а также критики суфистского зикра, суфисткого метода тассаввуфа (посредничество) и ряда других положений суфизма. Из лекций Бурятского и его ответов на вопросы читателей сайта «Хунафа» следует, что он считает популярность суфизма следствием невежества мусульман.

Критика такфиристов

«Джамаат Такфир валь-Хиджра» и его российское отвлетвление, лидером которого считается проповедник Аюб Астраханский, проповедуют идеи о всеобщем вероотступлении мусульман; по их мнению в современном мире мусульман фактически не осталось. Из-за сильно пошатнувшего авторитета ДУМ РФ (то есть официального духовества), в начале 2000-х идеи такфиристов быстро распространялись среди российских мусульман.

Одно из наиболее сильных опровержений идей Аюба Астраханского сделал Саид Бурятский в своих лекциях «Такфир и хаваридж», «Иман и куфр», «Аль-Валя валь-бара», в которых он предостерег мусульман от взаимного обвинения в куфре, безосновательного вынесения такфира и призывал к взаимному братству и согласию.

Примечательно, что сам Саид Бурятский считал хариджитом Усаму бен Ладена, однако позже он заявил, что поменял своё мнение о Бен Ладене.

Критика мадхалитов

Наиболее яростными критиками Саида Бурятского были и продолжают оставаться мадхалиты. Течение мадхалитов, самым видным деятелем которого считается саудовский богослов Раби ибн Хади аль-Мадхали, распространилось сравнительно недавно, после войны в Персидском заливе в 1991 году.

Позиционируя себя как салафиты, мадхалиты отличаются от последних почти полным отрицанием джихада в современном мире и проповедью идей безукоснительного подчинения правителям, даже если те нарушают или отрицают предписания ислама. Главным проводником идей Раби аль-Мадхали в СНГ выступает проповедник Ринат Абу Мухаммад.

Первая полемика между Саидом Бурятским и сторонниками Рината Абу Мухаммада возникла ещё до отъезда первого на Северный Кавказ. Противостояние началось после публикации в интернете брошюры Рината Абу Мухаммада «Отведение сомнений в вопросах джихада и такфира» и ряда заявлений Рината о неправомерности джихада на Кавказе.