Как происходит обряд причащения. Причастие в церкви: что это такое

Ради чего ты водишь детей на Причастие?

Самое важное — это встреча ребенка с Богом. Кроме того, чадо постепенно приучается ходить в храм. Вы потом никогда не услышите от повзрослевшего ребенка: «Меня мама не приучила ходить в церковь…»

И ещё… Много раз родители убеждалась в том, что после причастия чадо не заболевало, хотя по анализам или внешним признакам болезнь казалась неизбежной. Гораздо спокойнее ведут себя и детки с неврологией, лучше едят и спят чада с любыми проблемами со здоровьем...

Вера — мощный источник спокойствия и уверенности для человека. А во время Крестного Знамения улучшается ритм сердцебиения и выравнивается дыхание.

Позже, когда чадо начнет исповедоваться, причастие и разговор с батюшкой, возможно, уберегут повзрослевшее чадо от чувства безнаказанности и вседозволенности, увы, свойственного подростковому возрасту.

Причащать ребенка нужно обязательно - это важно для его духовного и душевного развития, здоровья, для того, чтобы Небесный Покровитель, в честь которого окрещен ребенок, был близок к ребенку, охранял и оберегал его от всех неприятностей, которые подстерегают малыша на его жизненном пути.

Когда первый раз Причащать ребенка

К причащению мы допускаем детей с момента крещения, потому что в крещении они как бы таинственно погружаются во Христа и начинают жить Его жизнью. И наша принадлежность ко Христу не зависит от количества нашего знания. Ребенок душой может знать больше, чем его родители или чем взрослые люди. Поэтому вопрос не в том, что он столько не знает, не понимает и поэтому может ли он причаститься… Его душа ожила благодатью Христовой, и он с Ним общается.

Во время богослужения выносится Чаша, в которую предварительно положили нарезанный небольшими кусочками специальный освященный хлеб и налили разбавленное водой вино. Над этой чашей читаются молитвы, которые Вы, естественно, будете слышать, призывается святой дух Иисуса Христа и таким образом святой дух нисходит в эту чашу и считается что в ней невидимо кровь и плоть Христовы.

Сразу всех успокоим. Ни один человек не заболел от этого. Ни один малыш не получил ухудшения. Наоборот, детям как можно чаще нужно причащаться.

Первый приход в храм превратите в настоящий праздник! Если ребенок постарше, ему понравится ставить свечи, выбирать памятную иконку. Можно подарить интересную православную книгу, кассету; после церкви — где-нибудь вкусно поесть, а может, и погулять в веселой компании малышей, которых всегда много у Храма.

Как объяснить смысл Таинства малютке

Хорошо бы объяснить смысл Таинства в доступной для каждого малыша форме: двухлетней дочке или сыну объясните, что это встреча с Богом. Малышам не надо говорить о Теле и Крови Спасителя - дети к этому осознанию не готовы в силу своего возраста и они это поймут со временем или Вы со временем сможете уже сами это объяснить ребенку в доступной форме. Тут может помочь воскресная школа для деток или добрый разговор с Батюшкой, когда малыш немного подрастет и начнет больше понимать. Но не стоит говорить ребенку про "вкусненькое", если речь идет о Причастии. Что сказать? - Это Причастие. Вот и говорим мы нашим детям: солнышко, погляди, это - хлеб. Это - каша. Это сахар. Даем попробовать. И ребенок на всю жизнь усваивает полученную информацию.

Внешний вид, одежда родителей и деток
Для мамы - желательно в храм надеть длинную юбку, платок и кофту с длинными рукавами (в жару подойдет и рукав «три четверти»).Для монастыря эти условия строго обязательны. Но одежда может быть и красивой, и праздничной, по канонам «в чёрном» только вдовы ходят в Храм Божий.

Для деток - девочка должна быть в шапочке или платочке, а сын — без головного убора. Кстати, следует в церкви выключить сотовый телефон. Зимой в храме нужно снять варежки. Верхнюю одежду можно снять или расстегнуть.

Можно ли кормить детей перед Причастием

До 3-х лет ограничений в пище нет. Грудничков можно спокойно кормить, но желательно немного заранее (хотя бы за 30 мин., хотя, если есть возможность, лучше за 1,5 часа до Причастия), чтобы малыш не срыгнул после Причастия.

После трех лет дети причащаются на голодный желудок. Нельзя пить даже святую воду (вопрос о приеме лекарств можно задать Священнику).

Но после Таинства кормить деток нужно не обильно, особенно если вы добираетесь до дома на машине.

Когда приезжать на Причастие с детками

Лучше всего, конечно, заранее узнать расписание служб. Чаще всего литургия (Причащают только на литургиях) начинается в будни и по субботам — в 8, а в воскресение и в праздники — в 7 и в 9 или 10 утра.

Впрочем, в каких-то храмах может быть немного иначе: в 7, 7.30 или 6.30 утра…

Когда же приводить деток ко Причастию. Взрослые могут смотреть по состоянию ребенка, если он ведет себя спокойно можно постоять и на Службе. Обычно маленьких деток приносят перед самим Причастием, что происходит после молитвы «Отче наш», обычно через 50 минут, через час после начала Богослужения, но нужно быть готовыми, что служба будет длиннее. Расписание всегда вывешивается заранее. Детки до 7 лет могут быть на Службе со взрослыми или же гулять возле Храма.

Причастие

Перед тем как идти к Чаше (ко Причащению), возьмите Благословение у батюшки, который исповедует (стоять в очереди с детьми не нужно). Если батюшки нет - идите ко Причащению и скажите об этом Священнику, который Причащает.

Причастие — самая большая святыня, Сам Господь Бог! Кстати, именно поэтому перед Чашей не крестятся.

Дети постарше складывают на груди ручки крестообразно (правая — поверх левой). Малышей взрослые сажают на правую (!) руку, а грудничков кладут на правую руку головкой. Соску перед Чашей не дают. Это делается, чтобы ни единая капля Причастия не пролилась на одежду.

Алтарники во время причастия держат особую красную ткань — плат, да и ротик малышу обязательно промокнут.

И обязательно объясните малышу, что Частичку необходимо проглотить. А лучше — проследите сами, особенно в первый раз.

Если капелька Причастия попала на одежду или ребенок срыгнул после Причастия - подойдите к Батюшке и скажите об этом.

Сначала причащают детей. После слов батюшки: «Причащается раб Божий…» — нужно четко назвать церковное имя ребенка (имя, с которым крестили ребенка). За младенцев имя называет взрослый, а детки постарше называют свои имена самостоятельно.

После Причастия, не разговаривая сами и не позволяя разговаривать деткам, ведите их к специальному столику —запить причастие и взять кусочек просфоры.

Затем малыша можно приложить к Распятию либо же дождаться конца Службы и приложиться к Кресту, который вынесет священник в самом конце Службы.

Дожидаться конца Службы не обязательно - смотрите по состоянию ребенка.

До семи лет дети не исповедуются.

Статья подготовлена редакцией сайта "Детская"

по материалам статьи "Детское Причастие"
клуба православных литераторов "Олимпия"

Православные христиане с особым трепетом и уважением относятся к церковным таинствам. И если часть из них более понятна, что такое причастие в церкви знает далеко не каждый.

Под этим понятием кроется священнодействие, благодаря которому на человека снисходит Божественная благодать. Её нельзя увидеть глазами, но можно ощутить всем сердцем.

Различают семь основных таинств: брака, священства, миропомазания, крещения, покаяния и причащения. О трёх последних из них миру поведал Иисус Христос. Что это такое — причащение в церкви, как и для чего проводится. Это одно из наиболее почитаемых священнодействий. Имеет оно и второе название – евхаристия, что означает «благодарение».

Во время его совершения происходит претворение хлеба и вина в тело и кровь Христовы. Причастники получают эти священные дары очищения, участвуя в таинстве.

Дело в том, что церковь рассматривает не только материальную сущность человека, но в большей степени его духовную составляющую. И как плоть нуждается в еде для поддержания физической жизни, так и душа испытывает потребность в пище духовной.

Порядок проведения таинства причастия унаследован священниками с давних времен, когда происходило зарождение христовой церкви.

Все действия совершаются точно так, как это было на тайной вечере Христа со своими апостолами. Тогда сам Иисус Христос, преломляя хлеб, благословлял своих учеников. Вино брали из общей чаши, обмакивая в него кусочки хлеба.

Обратите внимание! Благодаря вкушению божественных даров человек очищается от страстей, получает умиротворение и гармонию с внешним и внутренним миром.

Значение

Что дает евхаристия верующему, для чего необходима православному христианину. Она служит напоминанием о той жертве, которую принёс Спаситель во имя каждого человека. Его тело было распято на кресте, а кровь пролита, чтобы каждый грешник мог обрести жизнь вечную.

Согласно православному вероучению, когда наступит Судный день, прошедшие обряд причащения после воскресения смогут воссоединиться с Богом.

Грех неизбежен на земле, и, как заражённая кровь, требует обновления, так и душа страдает, если не получает силы для восстановления. И верующий находит её через благодарение.

Каждый, кто получает кровь и тело Христовы излечивается от страстей, обретает покой и радость жизни. Он сделает осознанный шаг к очищению, совершенствованию и спасению души. Это и есть смысл причастия.

Выбор времени

Подлинную христианскую жизнь ведёт не тот, кто посещает церковь в праздничные дни и подаёт милостыню, а тот, кто старается жить по вере и соблюдать заповеди, которые были даны Христом. Только так можно исполнить волю Бога. А вера, в которой нет любви, мертва, и не может послужить дорогой в жизнь вечную.

Люди задаются вопросом о том, как часто необходимо причастие в церкви. Ответ будет неоднозначный, в разные эпохи предъявлялись разные требования. На заре христианства верующие причащались ежедневно, а кто трижды пропускал таинство считали «отпавшим» от церкви и исключали из общины.

Со временем традиция изменилась, и сейчас священнослужители не настаивают на прежней частоте. Но рекомендуется причащаться не реже, чем один раз в течение года. В царской России прихожане получали благодарение перед постами, например, в день, когда справляли именины.

Можно участвовать в таинстве на двунадесятые праздники, которые отмечает церковь. Но самым правильным будет такой совет: причащаться по велению души. Это не должен быть четкий график, а внутренний душевный посыл. В противном случае таинство теряет главную ценность и смысл для человека.

Перед прохождением таинства требуется тщательная подготовка: чтение последования и канонов, соблюдение поста. Без искренней веры, без стараний и подвига невозможно получить спасение.

Во время таинства необходимо принять покорную позу, скрестив руки перед собой на груди и наклонив голову, подойти к священнослужителю, назвать свое имя. Получив дары, надо поцеловать чашу со Святыми Дарами и мирно отойти в сторону, уступив место следующему причастнику.

Получив просфору и воду, называемую по церковному «теплотой», необходимо выпить ее и съесть кусочек просфоры.

Важно быть крайне аккуратным, чтобы не зацепить чашу, поэтому, находясь поблизости с ней, лучше не креститься. После причащения не стоит поспешно покидать храм. Следует дождаться завершения богослужения. Когда священник окончит свою проповедь с амвона, подойти и поцеловать крест. После этого можно будет выйти из храма.

Важно! В течение всего дня надо стараться сохранять спокойствие духа, избегать ссор и конфликтов. Посвятить время молитве или чтению библии в тихой обстановке.

Церковь учит тому, что исповедь и причастие способствуют очищению души, облегчают её, наполняя целительной силой и благодатью. Человек становится более чувствителен к скверным делам, осознаёт границу добра и зла, укрепляется в вере истинной и находит в себе силы противостоять искушению.

Ещё один вопрос, который беспокоит прихожан, кто может причащаться. Право на участие в таинстве имеет любой человек, который принял святое крещение.

Более того, это весьма желательно и даже обязательно для христианина, но к нему нельзя подходить без предварительной подготовки души и тела. Ритуалу предшествуют молитва, пост и исповедь своих грехов.

Интересно! Что такое : когда и как правильно молиться.

Свод правил

Евхаристия, как и другие церковные таинства, имеет свои законы. Так, чтобы пройти покаяние необходимо прислушаться к своей душе и прийти в церковь, когда она того просит.

Подготовка к причастию в церкви — это не только исполнение предписаний, а молитва, искренняя вера и особый душевный настрой.

Правила к исполнению:

  1. Важно испытывать трепет перед предстоящим событием.
  2. Понимать смысл самого таинства.
  3. Искренне верить в Бога и сына его.
  4. Чувствовать умиротворение и всепрощение.

Это необходимо знать и исполнять.

Подготовка

Кульминацией Божественной литургии является причастие, подготовка к нему требует времени и сил. Во время главного церковного богослужения верующие обращаются к Богу с благодарностью за спасение человечества от греха.

Перед или после литургии происходит общая исповедь, предусмотренная для тех, кто каялся в индивидуальном порядке не позже месяца назад.

Важно знать! Приступать к причастию без исповедания прегрешений нельзя. Исключение предоставляется детям до 7 лет, но за них должны подготовиться родители.

Чтобы раскаяние в грехах прошло правильно, необходимо заранее обдумать свои поступки и соотнести их с заповедями Христа. Важно постараться всех простить, не держать в сердце зла.

  1. Молебный канон Пресвятой Богородице
  2. Покаянный канон Господу нашему Иисусу Христу.
  3. Канон Ангелу Хранителю.

В полночь отказаться от пищи. С разрешения священника исключение может быть для беременных, кормящих женщин, детей и сильно ослабленных.

Первое причастие

Принимать участие в церковных таинствах имеют право только члены церкви. Первый раз ребенок становится участником данного обряда непосредственно после того, как было совершено крещение.

Священнослужители учат, что после причастия в церкви малыш получает покровительство Ангела-хранителя, который будет сопровождать его на протяжении всей жизни.

Рекомендуется, чтобы вместе с детьми присутствовали их биологические родители и те, кто станут его крестными отцом и матерью. Кто-то из них и будет подносить ребёнка к Чаше, кто-то поможет его успокоить, если он расплачется или будет капризничать.

Узнать о том, что такое первое присоединение к Богу можно из специальной литературы, где рассказывается о том, что нужно подготовить.

Если ребенку ещё не исполнилось трёх лет, то позволяется ослабить пост и покушать утром, но так, чтобы это произошло не позднее, чем за тридцать минут до участия в таинстве.

Важно, чтобы маленький человек чувствовал себя хорошо и спокойно. Для этого необходимо избегать шумных игр и прочих развлечений, которые могут перевозбудить нервную систему. Необходимо позаботиться о том, чтобы одежда на ребенке была удобной и комфортной, ничего не беспокоило.

Не обязательно приобретать дорогие наряды на первое причастие в церкви и выполнять модные причёски. Важным здесь является совершенно другое. К тому же, дорогие костюмы могут вызвать зависть у бедных семей, поэтому родители должны проявить мудрость и одеть ребенка чисто, но не помпезно.

Священослужители объяснят как причащаются младенцы, что для этого необходимо. Ребёнка держат на правой руке, придерживая так, чтобы он нечаянно не мог опрокинуть Чащу или толкнуть священника.

Если по какой-то причине не удалось причаститься сразу после крещения, лучше сделать это как можно скорее, как только предоставится возможность.

Не раз наблюдались случаи, когда больной ребёнок, получив благодарение, начинал чувствовать себя намного лучше и вскоре вовсе выздоравливал.

Евхаристия – это ступень, которая ведёт к настоящей христианской жизни, поэтому нет ничего удивительного в том, что служители церкви рекомендуют участвовать в ней каждое воскресенье.

Когда должно происходить первое причастие. Исповедоваться ребёнок начинает примерно с 8 лет. Но возраст не основной ориентир, главным показателем, что сын или дочь готовы к этому, является то, что они начинают осознано совершать плохие поступки.

Заметив это, родители должны в течение года подготавливать ребёнка с помощью духовного наставника к выполнению Божьих Заповедей и покаянию.

Как поститься

Всегда необходимо соблюдать литургический пост перед причастием, который подразумевает воздержание от пищи и воды в течение 24 часов. Что есть и пить в такие дни, можно спросить у священника. Это должна быть постная пища.

Но пост заключается не только в том, чтобы ввести ограничения в еде. Необходимо получить душевный настрой, а сделать это можно только осознанно избегая увеселительных мероприятий, просмотра развлекательных и музыкальных шоу-программ.

И тело, и душа человека должны стремиться к чистоте. Даже супружеским парам стоит отказаться за день до причастия от физической близости. Это должно быть сделано осознанно.

И если для больных и детей вводится некое послабление в пище, то ровно в полночь начинается пост строгий. Утром следует идти в храм на голодный желудок, а тем, кто страдает от греха табакакурения, воздержаться на время и от этой зависимости.

Порядок подготовки:

  1. Ровно три дня необходимо воздержаться от различных изысков и отдать предпочтение скромной пище: блюдам из круп, овощей, допускаются рыба, орехи и фрукты.
  2. Алкоголь, мясо, молоко и яйца есть запрещается.
  3. Постараться не вступать в конфликты и не ругаться.
  4. В своих мыслях стремиться к добру, отгоняя прочь зависть, гнев, обиду.
  5. Воздержаться от всякого рода развлечений.
  6. Тело держать в строгости, уклоняясь от утех, просмотра развлекательных программ и чтения любовных романов.
  7. Соблюдать заповеди Христа, примириться с теми, с кем находитесь в ссоре.

Сейчас верующим на много проще выполнить воздержания в пище. Современные производители предлагают достаточный ассортимент постных продуктов, который по своим вкусовым качествам ничем не уступает настоящим.

В таблице перечислено, что можно есть в пост перед самим причастием:

Полезное видео: Подготовка к причастию

Подведем итоги

Для получения святых даров не существует возрастных ограничений. Двери церкви всегда открыты для тех, кто желает впустить Бога в свое тело и получить единство с ним.

Причастие не должно пугать, а подготовка к нему должна проходить с благословения батюшки. И если ранее не приходилось принимать участие в этом таинстве, не стоит испытывать страх перед новым. Доверьтесь Господу, и с его помощью всё получится.

После выхода евреев из египетского рабства Господь дал на горе Синай Десять Заповедей и повелел Моисею устроить скинию из дорогих материалов, своеобразный переносной храм, одну из первых школ благочестия. «Когда же Моисей входил в скинию, тогда спускался столп облачный и становился у входа в скинию, и [Господь] говорил с Моисеем. И видел весь народ столп облачный, стоявший у входа в скинию; и вставал весь народ, и поклонялся каждый у входа в шатер свой. И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх. 33: 9-11).

Так Господь определил место Своего особого присутствия. Позже по повелению Божию премудрый царь Соломон построил в Иерусалиме величественный каменный храм. При этом храме воспитывалась Пресвятая Богородица, а затем в этот храм вошел Сам Господь наш Иисус Христос. К сожалению, из-за того, что большинство иудеев не приняли Спасителя и распяли Его, храм, как и весь город, во время иудейского восстания в 70 году был разрушен. От этого храма остается лишь часть стены, которую ныне называют Стеной Плача.

Сейчас по примеру Иерусалимского храма во всем мире построено множество величественных и красивых христианских храмов, и мы, как и древние иудеи, верим, что в них особое место присутствия Бога. Все наши православные храмы устроены по образцу древней скинии, то есть состоят из трех частей: Святая святых - алтаря, основной части, где стоит народ, и притвора…

- Отче, чем наш православный храм отличается от ветхозаветного?

Пожалуй, самое существенное различие в том, что в православном храме, в отличие от ветхозаветного, где приносились в жертву невинные животные, приносится бескровная жертва - совершается Таинство Святой Евхаристии, когда простой хлеб и вино по молитвам предстоящего священника и народа силою благодати Святого Духа претворяются в истинное Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Когда мы с верою приступаем к причастию Святых Христовых Таин, то невидимо соединяемся с Самим Богом.

Многие люди на подсознательном уровне тянутся к храму, ощущают, что здесь есть Господь, и стараются зайти и хотя бы поставить свечу и кратко помолиться о себе и своих близких, но ограничиваются лишь этим. Насколько важно участвовать также в Таинствах, которые здесь совершаются?

Если человек со слезами покаяния и молитвой пришел в храм и ограничился лишь тем, что поставил свечу, то никто не вправе осудить такого человека за то, что он не остался здесь на большее время, не приступил к Таинствам. Возможно, это его первый маленький опыт приобщения к духовной жизни. Пройдет какое-то время, и у этого человека появится потребность в углублении своих отношений с Богом.

Но ведь такая потребность может и не появиться! Не секрет, что ныне, несмотря на изобилие необходимой информации, у множества людей нет никакого понятия о церковных Таинствах, им никто об этом ни в семье, ни в школе не рассказывал.

Да, сейчас большинство людей крещены в православной вере, но не просвещены, то есть не имеют элементарных знаний о вере и тем более о церковных Таинствах. Но когда человек не участвует в таинствах Церкви, ему очень сложно или, не будет преувеличением сказать, невозможно противостоять тем соблазнам и искушениям, в которые постоянно ввергает его мирская суета.

Для людей, которые живут в миру, хотя они постоянно наступают на одни и те же грабли, это не очевидно. Можно ли привести какой-нибудь конкретный пример?

Например, человек женился. Вначале все шло хорошо, была любовь и согласие, но по мере более глубокого узнавания друг друга отношения в браке начали расстраиваться и оказались на грани полного разрыва. Что делать? В большинстве случаев, как об этом свидетельствует официальная статистика, такой брак распадается, потому что в разгоревшемся конфликте обычно каждая из сторон обвиняет другую сторону и нет конца-краю этим взаимным обвинениям. Если же в сердце человека хотя бы немного теплится вера в Бога и он старается через молитву, исповедь и причастие Святых Христовых Таин ее постоянно поддерживать и воспламенять, то при свете веры он видит причину конфликта не в другом человеке, а в первую очередь в самом себе и старается все сделать, пойти на любые жертвы и уступки, чтобы конфликт исчерпал себя. Без веры и без участия в Таинствах этого никто сделать не может. Или возьмем другой пример: у кого-то очень суровый и придирчивый начальник, которого непросто терпеть. И вот начинаются постоянные склоки и скандалы. Если же человек имеет веру, то он спокоен, ибо боится не сурового начальника, а Бога и старается все делать наилучшим образом, чтобы в первую очередь угодить Ему.

Однако есть много случаев, когда люди регулярно ходят в храм, исповедуются, причащаются, но не становятся лучше или становятся еще хуже, чем были. Почему так бывает?

Пожалуй, главная причина отсутствия перемены не в бездейственности Таинств, а в неправильном отношении к ним. Часто люди, приступая к Причастию, ищут каких-то особых ощущений и восторгов. Бывает, что они даже хвастаются друг перед другом своими ощущениями после принятия Таинства, но при этом забывают о главной сути его. Суть Таинства не в том, чтобы испытать восторг, а в том, чтобы с Божией помощью победить себя, свои грехи и страсти и стать ближе к Господу и другим людям.

- Неужели после Причастия совсем не должно быть никаких ощущений?

Ощущение может быть лишь одно - осознание своего недостоинства перед Богом. Об этом говорится в молитве перед Святым Причащением: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедшего в мир грешные спасти, от них же первый есмь аз». Иногда еще от ощущения своего недостоинства на глазах у людей появляются слезы. Знаю некоторых священников и мирян, которые никогда без слез не причащаются. Но главное во время Причастия, повторюсь, - не особые ощущения, а духовная близость с Господом и с другими людьми.

А разве Причастие не может благотворно влиять не только на душу, но и на тело человека, исцелить его от болезней?

Да, в молитве перед Причастием есть слова: «Да не в суд или осуждение будет мне причащение Святых Христовых Таин, но во исцеление души и тела». Значит, Причастие может даровать и телесное здравие. Не случайно верующие люди в случае тяжелой болезни и особенно перед операцией стараются причаститься Святых Христовых Таин. Известно много случаев, когда Причастие действовало благотворно, когда врачи уже давно потеряли всякую надежду.

- Почему верующие люди причащаются с одной чаши и одной лжицей (ложечкой)?

Существенный аспект Причащения - это единение всех людей во Христе. В древнем христианском памятнике Дидахе (учении двенадцати апостолов) приводится евхаристическая молитва, в которой есть такие слова: «Как сей преломляемый хлеб был рассеян по холмам и, собранный вместе, стал единым, так и Церковь Твоя от концев земли да соберется в царствие Твое, ибо Твоя есть слава и сила чрез Иисуса Христа во веки» (9, 4). Через Причастие толпа людей, где каждый переживает лишь за самого себя, превращается в Церковь, где все люди становятся близкими и родными, готовыми чужую боль воспринимать как собственную, чужие радости - как свои. И как в семье все общее и часто не брезгуют есть из одной посуды, так и во время Причастия мы становимся одной великой семьей, а потому причащаемся из одной чаши и одной лжицы.

Как часто нужно причащаться? В ХІХ веке, согласно Катехизису святителя Филарета (Дроздова), мирянам рекомендовалось причащаться 4 раза в год, то есть во время Великого, Петрова, Успенского и Рождественского постов. А сейчас мы видим, что некоторые люди причащаются за каждой литургией. Как найти золотую середину?

Думаю, что в ХІХ веке такая рекомендация - причащаться четыре раза в год - была продиктована вынужденно, из-за оскудения веры и благочестия среди части интеллигенции и народа. Об этом в своих проповедях и публицистических выступлениях свидетельствуют почти все пастыри того периода. В то время многие люди совсем перестали ходить в храм и причащаться. Отсюда была такая рекомендация в Катехизисе: лучше редко, чем никогда. Но сейчас иная ситуация. Нынче мы, священники, рекомендуем людям причащаться не реже одного раза в месяц и обязательно в двунадесятые праздники. Тем, кто хочет причащаться чаще, например, студенты семинарии, послушники, монахи или люди, которые чаще чем раз в неделю ходят в храм и стараются вести активную духовную жизнь, мы это не запрещаем. Наоборот, радостно, что в наше время есть еще люди, которые в первую очередь стараются угодить не себе, не своей неге, расслабленности и страстям, а Богу.

Сейчас люди много путешествуют и попадают в места, где нет православных храмов. Можно ли им причаститься в католическом или раскольническом храме?

Лучше этого не делать, потому что эти религиозные собрания хотя и сохраняют древние обряды, но суть их потеряли. Это тема для отдельного большого разговора. Самое страшное, что они отпали от единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, которую мы всем храмом исповедуем за каждым богослужением в Символе веры. А веточка на дереве, которая отломилась, лишь до поры до времени может сохранять свою красивую зелень и благоухание, но позже без влаги она полностью засыхает.

Таинство причащения, или евхаристия (в переводе с греческого - «благодарение»), занимает главное - центральное - место в церковном богослужебном круге и в жизни Православной Церкви. Православными людьми нас делает не ношение нательного креста и даже не то, что над нами когда-то было совершено святое крещение (тем более что в наше время это не является особым подвигом; сейчас, слава Богу, можно свободно исповедовать свою веру), но православными христианами мы становимся, когда начинаем жить во Христе и участвовать в жизни Церкви, в ее таинствах.

Все семь таинств имеют Божественное, а не человеческое установление и упоминаются в Священном Писании. Таинство причащения впервые совершено Господом нашим Иисусом Христом.

Установление таинства причащения

Произошло это накануне крестных страданий Спасителя, перед тем, как было совершено предательство Иуды и предание Христа на мучения. Спаситель и Его ученики собрались в большой комнате, приготовленной для того, чтобы совершить по иудейскому обычаю пасхальную трапезу. Этот традиционный ужин устраивался каждой еврейской семьей как ежегодное воспоминание об исходе израильтян из Египта под предводительством Моисея. Ветхозаветная пасха была праздником избавления, освобождения от египетского рабства.

Но Господь, собравшись со своими учениками на пасхальную трапезу, вложил в нее новый смысл. Это событие описано всеми четырьмя евангелистами и получило название тайной вечери. Господь устанавливает на этом прощальном вечере таинство святого причащения. Христос идет на страдания и крест, отдает Свое пречистое тело и честную кровь за грехи всего человечества. И вечным напоминанием всем христианам о принесенной Спасителем жертве должно служить причащение Его Тела и Крови в таинстве евхаристии.

Господь взял хлеб, благословил его и, раздав апостолам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». Потом взял чашу с вином и, подав ее апостолам, произнес: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 26-28).

Господь претворил хлеб и вино в Свои Тело и Кровь и заповедал апостолам, а через них их приемникам - епископам и пресвитерам совершать это таинство.

Реальность таинства

Евхаристия не есть какое-то просто воспоминание того, что происходило когда-то более двух тысяч лет назад. Это реальное повторение тайной вечери. И на каждой евхаристии - и во времена апостолов, и в нашем XXI веке - Сам Господь наш Иисус Христос через канонически рукоположенного епископа или священника претворяет приготовленные хлеб и вино в Свои пречистые Тело и Кровь.

В православном катехизисе святителя Филарета (Дроздова) сказано: «Причащение есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную» .

Об обязательности причащения для всех верующих в Него говорит нам Господь: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Ибо, Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6: 53-56).

Необходимость причащения для православных христиан

Не причащающийся святых таин отрывает себя от источника жизни - Христа, ставит себя вне Его. И наоборот, православные христиане, с благоговением и с должной подготовкой регулярно приступающие к таинству причащения, по слову Господа «пребывают в Нем». И в причастии, которое оживотворяет, одухотворяет наши душу и тело, мы как ни в каком другом таинстве соединяемся с Самим Христом. Вот что говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский в поучении на праздник Сретения, когда Церковь вспоминает, как старец Симеон принял в Иерусалимском храме на свои руки сорокодневного Младенца - Христа: «Не ревнуем тебе, старче праведный! Мы сами имеем твое счастье - подъять не на руки только Божественного Иисуса, но устами и сердцами, как и ты носил Его всегда в сердце, еще не видя, но чая Его; и не раз в жизни, не десять, а сколько хотим. Кто не поймет, возлюбленные братья, что я говорю о причащении животворящих таин Тела и Крови Христовой? Да, мы имеем бо льшее счастье, чем святой Симеон; и праведный старец, можно сказать, заключил в объятиях своих Живодавца Иисуса в предзнаменование того, как верующие во Христа впоследствии времени во вся дни до скончания века будут принимать и носить Его не на руках только, а в самом сердце своем» .

Вот почему таинство причащения должно постоянно сопровождать жизнь православного человека. Ведь мы здесь, на земле, должны соединиться с Богом, Христос должен войти в наши душу и сердце.

Человек, который ищет в своей земной жизни соединения с Богом, может надеяться на то, что он будет с Ним и в вечности.

Евхаристия и жертва Христова

Евхаристия еще потому является самым главным из семи таинств, что изображает жертву Христову. Господь Иисус Христос принес за нас жертву на Голгофе. Он совершил ее единожды, пострадав за грехи мира, воскрес и вознесся на небо, где воссел одесную Бога-Отца. Жертва Христова была принесена один раз и более уже повторяться не будет.

Господь устанавливает таинство евхаристии, потому что «теперь на земле в другом виде должна быть Его жертва, в которой бы Он всегда Себя приносил, как на кресте» . С установлением Нового Завета ветхозаветные жертвоприношения прекратились, и теперь христиане совершают жертву в воспоминание жертвы Христовой и для приобщения Его Тела и Крови.

Ветхозаветные жертвоприношения, когда заколались жертвенные животные, были лишь тенью, прообразом Божественной жертвы. Ожидание Искупителя, Освободителя от власти диавола и греха - главная тема всего Ветхого Завета, и для нас, людей Нового Завета, жертва Христа, искупление Спасителем грехов мира - основа нашей веры.

Чудо святого причащения

Таинство причащения есть величайшее чудо на земле, которое совершается постоянно. Как некогда невместимый Бог сошел на землю и обитал среди людей, так и сейчас вся полнота Божества вмещается в святые дары, и мы можем причащаться этой величайшей благодати. Ведь Господь сказал: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28: 20).

Святые дары - это огонь, пожигающий всякий грех и всякую скверну, если человек причащается достойно. И нам, приступая к причащению, нужно делать это с благоговением и трепетом, осознавая свою немощь и недостоинство. «Хотя ясти (вкушать), человече, Тело Владычне, страхом приступи, да не опалишися: огнь бо есть», - говорится в молитвах ко святому причащению .

Нередко людям духовным, подвижникам во время совершения евхаристии бывали явления небесного огня, сходящего на святые дары, как это описано, например, в житии преподобного Сергия Радонежского: «Однажды, когда святой игумен Сергий совершал Божественную литургию, Симон (ученик преподобного. - о. П.Г. ) видел, как небесный огонь сошел на святые тайны в минуту их освящения, как этот огонь двигался по святому престолу, озаряя весь алтарь, он как бы вился около святой трапезы, окружая священнодействующего Сергия. А когда преподобный хотел причаститься святых таин, Божественный огонь свился “как бы некая чудная пелена” и вошел внутрь святого потира. Таким образом угодник Божий причастился этого огня “неопально, как древле купина неопально горевшая…”. Ужаснулся Симон от такого видения и в трепете безмолвствовал, но не укрылось от преподобного, что ученик его сподобился видения. Причастившись святых таин Христовых, он отошел от святого престола и спросил Симона: “Чего так устрашился дух твой, чадо мое?”. “Я видел благодать Святого Духа, действующего с тобой, отче», - отвечал тот. “Смотри же, никому не говори о том, что ты видел, пока Господь не позовет меня из этой жизни”, - заповедал ему смиренный авва» .

Святитель Василий Великий посетил однажды одного пресвитера весьма добродетельной жизни и видел, как во время совершения им литургии Святой Дух в виде огня окружал священника и святой алтарь. Такие случаи, когда особо достойным людям открывается схождение Божественного огня на святые дары или Тело Христово является зримо на престоле в виде Младенца, неоднократно описаны в духовной литературе. В «Учительном известии (наставлении к каждому священнику)» даже рассказывается, как вести себя священнослужителям в случае, когда святые дары принимают необычный, чудесный вид.

Тем, кто сомневается в чуде претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову и дерзает при этом приступить к святой чаше, может быть дано грозное вразумление: «Дмитрий Александрович Шепелев рассказывал о себе настоятелю Сергиевой пустыни, архимандриту Игнатию-первому, следующее. Он воспитывался в Пажеском корпусе. Однажды в Великий пост, когда воспитанники приступали к святым тайнам, юноша Шепелев выразил шедшему возле него товарищу свое решительное неверие в то, что в чаше Тело и Кровь Христовы. Когда ему преподаны были святые тайны, он ощутил, что во рту у него мясо. Ужас объял молодого человека, он был вне себя, не находил сил проглотить частицу. Священник заметил происшедшую с ним перемену и приказал ему войти в алтарь. Там, держа во рту частицу и исповедуя свое согрешение, Шепелев пришел в себя и проглотил преподанные ему святые дары» .

Да, таинство причащения - евхаристия - это величайшее чудо и тайна, а также величайшая милость нам, грешным, и видимое свидетельство того, что Господь установил с людьми Новый Завет «в крови Его» (см.: Лк. 22: 20), принеся за нас жертву на кресте, умер и воскрес, воскресив Собою все человечество. И мы можем теперь причащаться Его Тела и Крови во исцеление души и тела, пребывая во Христе, и Он будет «пребывать в нас» (см.: Ин. 6: 56).

Происхождение литургии

Таинство причащения с древности получило также именование литургия , что с греческого переводится как «общее дело», «общее служение».

Святые апостолы, ученики Христовы, приняв от своего Божественного Учителя заповедь совершать таинство причащения в воспоминание о Нем, после Его вознесения стали совершать преломление хлеба - евхаристию. Христиане «постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2: 42).

Чин литургии формировался постепенно. Вначале апостолы совершали евхаристию по тому самому порядку, который они видели у своего Учителя. В апостольские времена евхаристия была соединена с так называемыми агапами, или трапезами любви. Христиане вкушали пищу и пребывали в молитвах и братском общении. После вечери совершалось преломление хлеба и причащение верующих. Но потом литургия была отделена от трапезы и стала совершаться как самостоятельное священнодействие. Евхаристию стали совершать внутри священных храмов. В I-II веках порядок литургии, видимо, не был записан и передавался изустно.

Постепенно в разных местностях стали складываться свои литургические чины. В Иерусалимской общине служилась литургия апостола Иакова. В Александрии и Египте совершалась литургия апостола Марка. В Антиохии - литургии святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. Литургии эти имели много общего в главной тайносовершительной своей части, но отличались друг от друга в деталях.

Сейчас в практике православной Церкви совершаются три чина литургий. Это литургии святителя Иоанна Златоуста, святителя Василия Великого и святителя Григория Двоеслова.

Литургия святителя Иоанна Златоуста

Эта литургия совершается во все дни года, кроме будничных дней Великого поста, а также кроме первых пяти воскресений Великого поста.

Святой Иоанн Златоуст составил чин своей литургии на основании прежде составленной литургии святителя Василия Великого, но сократил некоторые молитвы. Святой Прокл, ученик святителя Иоанна Златоуста, говорит, что ранее литургия совершалась весьма пространно, и «святитель Василий, снисходя… слабости человеческой, сократил ее; а после него еще более святой Златоуст».

Литургия святителя Василия Великого

По сказанию святого Амфилохия, епископа Ликаонской Иконии, святитель Василий Великий просил у «Бога дать ему силу духа и разума совершать литургию своими словами. По шестидневной пламенной его молитве Спаситель явился ему чудесным образом и исполнил его прошение. Вскоре потом Василий, будучи проникнут восторгом и божественным трепетом, начал возглашать “Да исполнятся уста моя хваления” и “Вонми, Господи Иисусе Христе Боже наш, от святаго жилища Твоего” и прочие молитвы литургии».

Литургия святителя Василия совершается десять раз в году. Накануне двунадесятых праздников Рождества Христова и Крещения (в так называемый Рождественский и Крещенский сочельник); в день памяти святителя Василия Великого 1/14 января; в первые пять воскресений Великого поста, в Великий четверток и в Великую субботу.

Литургия святителя Григория Двоеслова (или литургия преждеосвященных даров)

Во время святой Четыредесятницы Великого поста в будние дни прекращается служение полной литургии. Пост - время покаяния, плача о грехах, когда из богослужения исключается всякая праздничность и торжественность. Об этом пишет блаженный Симеон, митрополит Фессалоникийский. И поэтому по правилам церковным в среду и пятницу Великого поста совершается литургия преждеосвященных даров. Святые дары освящаются на литургии в воскресенье. И верующие причащаются ими на литургии преждеосвященных даров.

В некоторых Поместных Православных Церквах в день памяти святого апостола Иакова, 23 октября/5 ноября, служится литургия по его чину. Это древнейшая литургия и она является творением всех апостолов. Святые апостолы, до того как они не разошлись в разные страны для проповеди Евангелия, собирались вместе для совершения евхаристии. Позже этот чин был зафиксирован письменно под названием литургии апостола Иакова.

Часто приходится слышать вопросы: причастие в православной церкви — что это такое, как к нему готовиться, и зачем, собственно, оно нужно. Так как вопросы эти важные, и нужные, то мы решили дать подробное разъяснение этого важнейшегоТаинства интересующимся православием и новоначальным, основываясь на Священном писании.

Для поддержания жизни человеческого организма необходимо питание: пища, питьё; а так же лечение, если он болен. Душа же человека, как субстанция более тонкой организации, нуждается в подкреплении особой – животворящей духовной пищей. Как любящая мать никогда не оставляет своё чадо, но заботится и печется о нем; ещё более того — Господь не оставляет Своё творение, но промышляет о человеке, посылает ему в пропитание обилие плодов земных и питает Своих верных чад самой драгоценнейшей, безсмертной и нетленной Пищей: Самим Собой – Своими Пречистыми Телом и Кровью, преподаваемых нам в таинстве Причастия.

Причастие – это таинство, в котором православный христианин под видом хлеба и вина вкушает (причащается) истинного Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и жизнь вечную.

Посредством Причастия человек теснейшим образом соединяется со Христом, становится причастным Христу для обновления и укрепления духовных и физических сил человека и наследия им жизни вечной.

Господь говорит нам о таинстве Причащения:

«Я есмь Хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я — Хлеб живый, сшедший с небес; ядущий Хлеб сей будет жить вовек; Хлеб же, который Я дам,- есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Евангелие от Иоанна, гл.6, ст.:48-51). « Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинное есть Питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем.» (Евангелие от Иоанна: гл.6, ст.:53-56).

Зачем нужно причащаться

Итак, видим, что чтобы соединиться с Богом и иметь вечную жизнь – нам нужно причащаться. Если у человека случается заражение крови, то, единственный способ спасти ему жизнь – это переливание ему здоровой крови. Так же и с душой человеческой, заражённой грехом, единственный способ её спасения – «переливание» здоровой Крови, которая есть только у Самого Христа. И, как говорили святые отцы церкви, после вкушения Причастия «Кровь Христова течёт в наших жилах», «мы становимся сотелесными Христу». Ведь больной и разрушенный орган в теле человека посредством пересадки заменяют на здоровый, чтобы человек мог жить дальше.

Так и в духовном смысле Тело Христово заменяет Собой больную страстями и язвами греховными часть души человека, питает её и животворит: «Потому что мы члены Тела Его, от Плоти Его и от Костей Его» (Послание св.ап.Павла к Ефесянам: гл.5, ст.30). Посредством святого Причащения Сам Господь Своей Пречистой Плотию входит в человека, дарует ему успокоение, очищение от грехов, радость от близкого присутствия Господа. В таинстве Причастия христианин вкушает «источника безсмертного», получает способность духовно совершенствоваться, быть одним из участников блаженной и безсмертной жизни, которая, для человека, который благоговейно причащается Святых Христовых Таин,- начинается уже здесь, на земле, и является залогом его воскресения и вечной жизни.

История появления Евхаристии

Таинство Причастия ещё называют Евхаристией, что в переводе с греческого языка означает «благодарение». Богослужение, на котором совершается таинство Причащения, называется Литургией (она совершается утром, а иногда бывает ночью), что означает «общественное служение». Святая Евхаристия (таинство Причастия) в Православной Церкви является «Таинством таинств», сердцем Церкви, её основой и фундаментом, потому что без неё немыслимо и существование самой Церкви.

Таинство Евхаристии было установлено Самим Господом нашим Иисусом Христом на последней Его вечере с учениками — Тайной вечере, накануне Крестных Страданий Спасителя.

Он Сам совершил это Таинство: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв Чашу и благодарив (Бога-Отца за Его милость к человеческому роду), подал им (ученикам) и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Евангелие от Матфея: гл.26, ст.26-28)

Святой евангелист Лука дополняет повествование евангелиста Матфея — преподавая ученикам Святой Хлеб, Господь сказал им: «…Сие творите в Мое воспоминание». (Евангелие от Луки: 22, ст.:19-20); об этом же говорится в Евангелии от Марка: гл.14, ст.22-24, в 1-м послании к Коринфянам: гл.11, ст.:23-26.

После Воскресения Спасителя, ученики Христовы собирались в «день солнца» (теперь этот день именуется воскресеньем и в церкви он, также как и раньше, — является первым днём недели (седмицы)) для «преломления хлеба». Изначально это была трапеза, во время которой осуществлялось чтение Священного Писания, пение псалмов, говорилась проповедь, осуществлялась молитва. Иногда трапеза длилась всю ночь.

Постепенно (с течением времени общины расширялись), из вечери-ужина Евхаристия преобразовалась в богослужение, которое в нашей современной церкви тоже начинается с вечера: вечернее богослужение является первой частью воскресного (или праздничного) богослужения, а утреннее – Литургия – второй его частью, во время которой собственно и совершается святое таинство Евхаристии.

Как часто нужно причащаться?

Первые христиане каждый воскресный день причащались. В наше время, к сожалению не многие люди могут так часто к Таинству этому приступать по разным обстоятельствам. В среднем, рекомендуется причащаться хотя бы раз в месяц. Ну, или, хотя бы минимум — каждый пост, которых в календарном году четыре, а значит – хотя бы четыре раза в год. Но никак не менее одного раза в год – это, так сказать, уж «самый минимум».

Некоторые люди редко приступают к таинству Причастия, считая себя недостойными этого святого Таинства, для иных — причащение вообще превратилось в формальность: традицию, «для галочки» ну, или что-то в этом роде, когда люди без должной подготовки, осознания великой Святыни и чувства благоговения, или вообще, пробегая мимо, «забегают» причаститься.

Собственно, человек не бывает совершенно достойным в виду греховности натуры своей этого великого Таинства, так как все люди – грешники, а Евхаристия для того и дарована нам Господом, чтобы соделать нас более чистыми сердцем и душой и, соответственно, более достойными сего Божественного дара. Исходя из вышесказанного, как часто причащаться — лучше решать индивидуально со своим духовником или со священником, у которого человек исповедуется, исходя из своего духовного возраста (уровня).

Как подготовиться к таинству Причастия?

Святые отцы церкви подчеркивали, что приступающий к сему святому таинству должен быть готов к встрече с Самим Христом – а как же иначе, ведь мы вкушаем Тело и Кровь Самого Господа!

Подготовка к причащению не должна ограничиваться лишь чтением каких-то молитв и воздержанием от какой-либо пищи – в первую очередь готовность к причащению обусловлена чистотой совести, отсутствием вражды против ближних или обиды на кого-либо, миром в отношениях с людьми: «Если ты принесёшь дар свой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой перед жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Ев.от Мф.,: гл.5, ст.23-24). Препятствием для причащения являются совершённые человеком тяжкие грехи, в которых необходимо покаяться на исповеди.

Перед принятием Святых Таин православный христианин старается духовно собраться и сосредоточиться. К Причастию нужно приготовлять себя говением, которое состоит в посте, молитве, творении добрых дел (которые, впрочем, христианин должен совершать всегда, ведь «вера без дел мертва»). Перед причащением христианин должен очистить свою совесть, а для этого, по традиции Русской церкви, ему необходимо прийти на исповедь для получения прощения в своих грехах.

Каждый, желающий приступить к Таинству Причащения, во-первых, должен быть крещён в православной вере, так как посредством крещения человек становится членом Церкви и получает право причащаться. Во-вторых, он должен очистить свою совесть , чему способствует пост и молитва. «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьёт из чаши сей. Ибо, кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем». (1-е Послание св.ап.Павла к Коринфянам: гл.11, ст.: 28-29).

То есть, человек должен осознавать, что перед ним в святой Чаше не обычная пища, не обычный хлеб и вино, а бессмертная Трапеза Господня – Пречистые Тело и Кровь Самого Господа, Сам Господь, причащаться которых надлежит со страхом Божиим, благоговением и верой. Неблагоговейное же отношение человека к Таинству подвергает его суду и осуждению. Один из учителей православной церкви писал:

«Видится в чаше хлеб и вино, и обоняется хлеб и вино, обнарудиваются же и являются Святые Тайны через действие своё. Так открылся Бог, прикрытый человечеством».

Это по безмерной любви Господа к нам, и его безграничному милосердию, по снисхождению к
немощной человеческой природе мы ощущаем хлеб и вино.

Надо сказать, что когда, ощущая свою греховность, человек не приступает в святому Причащению по собственному решению – это действие гордыни, так как недопустить ко Причастию может только священник. Сокрушение от осознания своей греховности не является препятствием для христианина воспринимать Евхаристию, как праздник и радость от соединения с Господом, ведь Божественной Кровию смываются грехи наши, и врачуются греховные язвы наши.

И так, мы рассмотрели, в чем же состоит духовное приготовление к святому Таинству. Теперь рассмотрим физическую сторону сей подготовки.

Когда мы ждём в гости очень важного и авторитетного для нас человека, мы убираем свой дом: выметаем, вымываем, начищаем. Подобно этому, но только во множество раз тщательнее мы должны подготовить своё жилище – тело к принятию Самого Господа. Апостол Павел в 1-м послании к Коринфянам говорит:

«…Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (Св.ап.Павел, 1-е посл.к Кор.: 6, 18-19)

Тело человека святой апостол уподобляет храму – как это ответственно и как же не приготовить тело свое ко Причащению?

Перед причащением необходимо:

  1. . Если это не один из четырёх постов календарного года, тогда рекомендуют поститься в среднем три дня, где рекомендуется семь дней, а кому – и хотя бы один день. Это лучше заранее решить индивидуально со священником. Во время поста не вкушают пищу животного происхождения, а во время строгого поста и рыбу – это тоже можно оговорить со священником. Во время поста воздерживаются от супружеских интимных отношений.
  2. Накануне Причастия положено быть на вечернем богослужении. В разных храмах различное время его начала, обычно начинается: где в 14.00 часов, где — в 15.00 ч, в 16.00 ч., в 17.00 ч. – это нужно узнать заранее в том храме, в который планируете идти на вечернюю службу.
  3. Вечером, накануне Причастия, нужно прочитать (в смысле не просто «вычитать»- как иногда говорят, а, читая, вникать в смысл читаемого, – молясь): вечерние молитвы («Молитвы на сон грядущим») и три канона: «Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу», «Канон молебный ко Пресвятой Богородице» и «Канон Ангелу-Хранителю». Читается также Канон ко причащению (Он содержится в «Последовании ко Святому Причащению»).
  4. После полуночи (после 24 часов) уже ничего не едят и не пьют, так как принято приступать к Таинству Причащения натощак.
  5. Утром, после Утренних молитв дочитывается, что вечером не успели. (Бывает, что вечером не читают Канон из «Последования ко Святому Причащению», а утром, после утренних молитв читают всё «Последование ко Святому Причащению»).
  6. обязательна, которая в одних храмах проводится вечером после (во время) вечернего богослужения, в других – утром до (во время) литургии. Это тоже желательно уточнить заранее. В какой части храма проводится исповедь – тоже можно спросить у служителей храма.

Во время Причастия

  • После исповеди все верующие выстраиваются в очередь (в очереди к Чаше нужно не разговаривать, а молиться) к солее (возвышение, на котором стоит иконостас, выступающее значительно вперёд), к центру солеи – к амвону (на уровне Царских Врат, со ступеньками).
  • Когда выносят Чашу с Дарами – сразу сделать перед Чашей три земных поклона (коснувшись лбом пола), но делать не перед самой чашей, чтобы не опрокинуть её, а поодаль от неё, стать в свою очередь, сложить крестообразно на груди руки (правая рука поверх левой) в знак своего смирения перед Господом.
  • Когда подошла ваша очередь – подойдите к Чаше, уже не крестясь и не кланяясь (чтобы не зацепить Чашу), назовите своё полное имя (Иван, а не Ваня; Наталья, а не Наташа и т.д.), раскройте широко рот и, приняв Причастие – сразу проглотите его и поцелуйте ребро чаши.

  • Потом, не разговаривая, пройдите к столику, на котором чашечки с «теплотой»(тёплая вода для запивки Причастия, в которую может быть иногда добавлено немного вина) и заешьте кусочком просфоры, лежащей на тарелке на том же столике. Отойдите в сторону, чтобы не мешать другим причастникам.

  • После причащения нужно быть до окончания литургии и, лишь в крайне срочных обстоятельствах покидать храм до окончания литургии (приложиться к вынесенному священником кресту (поцеловать крест) и выйти из храма после закрытия Царских Врат.

После Причастия

После причащения необходимо:

1) Прочесть «Благодарственные молитвы по Святом Причащении» (все вышеуказанные молитвы и каноны есть практически в любой книге «Молитвослов»).
2) В день причащения воздерживаться от супружеских интимных отношений.

В Евхаристии Господь очищает, освящает и обоготворяет человека. В этом Святом Таинстве благодать Святого Духа прелагает хлеб и вино в Тело и Кровь Христовы и преобразует причащающегося человека из помутнённого грехами в просвещённого Божественным светом и свободного от тяжкого груза грехов человека. Приняв Тайны Христовы – мы уже несём в себе Самого Христа. Словно несём наполненную до краёв Божественной благодатью чашу – если будем неосторожны, то расплескаем содержимое чаши, а если споткнёмся и упадём – то потеряем и всё её содержимое. С момента Причастия должна начаться подготовка к следующей Евхаристии и нужно следить за своим духовным состоянием, беречь его от греха. И, если по слабости человеческой природы или по причине своего нерадения мы споткнулись, упали, снова согрешили- не медлите, спешите во врачебницу наших душ: кайтесь и исповедуйтесь, принимайте таинство Святого Причастия во спасение души и жизнь вечную.

Правильнее будет если Вы, уважаемая Маша, сами подойдёте к священнослужителю храма, в который планируете идти на Причастие (или хотя-бы к священнослужителю другого православного храма) и как он благословит (т.е.скажет, разрешит) Вам сделать — так и сделаете. Он же Вам подскажет, сколько читать молитв из Правила ко Причащению — иногда новоначальным разрешают читать лишь часть правила, т.к. оно не короткое и поначалу может быть сложно прочитывать его полностью. Но всё это лучше делать с благословения священнослужителя.
После 24 часов в ночь перед Причастием нельзя ничего есть и пить, пока не причаститесь.

Ответить

Как надо поститься перед причастие, можете подробнее объяснить?

Ответить

  1. Ответить

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с и .